Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование внутренней позиции личности подростков в условиях современной семьи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость и важность целенаправленной деятельности учителей, социальных педагогов, психологов по сопровождению формирования внутренней позиции личности подростков в семье подтверждается тем, что проблема нравственного здоровья личности поднимается и обсуждается на уровне Правительства Российской Федерации. Одной из форм ее решения является приоритетный национальный проект «Образование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования внутренней позиции и направленности подростков
    • 1. 1. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности подростков
    • 1. 2. Семья как важнейший фактор формирования внутренней позиции и личности подростков
    • 1. 3. Критерии, показатели и уровни развития внутренней позиции личности подростков
  • Глава 2. Опыт формирования внутренней позиции подростков с различной направленностью личности
    • 2. 1. Программа и методики эмпирического исследования
    • 2. 2. Сравнительно-сопоставительный анализ внутренней позиции личности подростков с различной направленностью личности
    • 2. 3. Основные направления психолого-педагогического сопровождения процесса формирования внутренней позиции подростков с различной направленностью личности

Формирование внутренней позиции личности подростков в условиях современной семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования формирования внутренней позиции подростков в условиях современной семьи определяется все возрастающим отчуждением несовершеннолетних от институтов социализации, ослаблением их связи с семьей, а также деформацией самого института семьи. Уход личности в период осознанного формирования внутренней позиции и системы отношений к действительности от носителей норм общепринятой морали и права создает фон, усиливающий школьное неблагополучие, рост социально дезадаптированных подростков, имеющих девиантное поведение.

Необходимость и важность целенаправленной деятельности учителей, социальных педагогов, психологов по сопровождению формирования внутренней позиции личности подростков в семье подтверждается тем, что проблема нравственного здоровья личности поднимается и обсуждается на уровне Правительства Российской Федерации. Одной из форм ее решения является приоритетный национальный проект «Образование», в котором в качестве основной цели комплексных направлений модернизации образования определяется необходимость удовлетворения актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье подростков. В «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, содержится прямое указание на признание нормой международного права ответственность семьи в воспитании детей — «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

В связи с этим перед педагогической наукой и школьной практикой остро стоит проблема разработки основных направлений психолого-педагогического сопровождения процесса формирования внутренней позиции личности подростков в условиях современной семьи.

В отечественной психолого-педагогической научной школе имеется фонд знаний, касающихся категории «внутренняя позиция личности». Описаны структурные компоненты внутренней позиции, их содержательная характеристика (Л.И. Божович) — определены условия формирования гармоничной и дисгармоничной внутренней позиции, показана возрастная специфика внутренней позиции (О.А. Ка-рабанова, А.К. Маркова) — выявлено влияние особенностей внутренней позиции на динамику рефлексивности и обоснованности самооценки (Л.Г. Бортникова) — определены варианты развития внутренней позиции подростка по признаку «отношение личности к своему положению в коллективе» (А.В. Булыгина). Многочисленные педагогические и психологические исследования (В.В. Абраменкова, И.В. Бестужев-Лада, Л. Ю. Бухлина, И. В. Власюк А.В. Гагарин, С. С. Жигалин, Г. Г. Зайдуллина, Л. В. Зубова, С. Кратохвил, И. С. Кон, И. И. Осипов, Е. Т. Соколова, А.С. Спиваковская) доказали решающую роль семьи в формировании личности. Однако в современной психолого-педагогической науке проблема влияния условий современной семьи и особенностей ее межличностных отношений на формирование внутренней позиции личности подростков разработана недостаточно.

Актуальность исследования влияния условий современной семьи на формирование внутренней позиции подростка обостряется рядом противоречий:

— между усиливающимися стремлениями современной школы, семьи и общества к формированию социально приемлемого поведения подростков, основанного на социально-позитивной внутренней позиции и неустойчивостью подростков перед негативными аморальными образцами поведения, дисгармонирующими процессы развития личности;

— между необходимостью психолого-педагогического сопровождения формирования внутренней позиции личности подростка в школьном и семейном воспитании и недостаточной методической разработанностью приемов и способов его организации;

— между быстро меняющимися характеристиками современного института семьи (структура, материальный уровень и темп жизни, социальные роли и функции членов семьи, духовно-нравственное дистанцирование) и отставанием психолого-педагогических исследований динамике происходящих изменений.

Актуальность проблемы, ее недостаточная научная разработанность и выявленные противоречия предопределили выбор темы исследования «Формирование внутренней позиции личности подростка в условиях современной семьи».

Цель исследования — выявить особенности формирования внутренней позиции личности подростков в условиях современной семьи и определить основные направления психолого-педагогического сопровождения процесса формирования внутренней позиции личности подростков.

Объект исследования — становление личности подростков в современной семье.

Предмет исследования — формирование внутренней позиции подростка в условиях современной семьи.

Гипотеза исследования: Внутренняя позиция личности подростка имеет сложную структуру и включает когнитивный, мировоззренческий, мотивационно-поведенческий и эмоциональный компоненты, параметры, отражения которых сходны у подростков из семей одного типа. На формирование внутренней позиции в процессе становления личности подростков влияют типовые особенности внутрисемейных межличностных отношений. Внутренняя позиция подростка из семей различных типов будет иметь социально-ценностные характеристики при условии:

— овладения подростками навыками конструктивного межличностного общения в системах взаимоотношений с родителями и с членами референтной группы;

— создания в системах «родители как супружеская пара» и «подросток — родители» ценностных межличностных отношений;

— повышения педагогического внимания со стороны родителей, педагогов и психологов школ на эмоционально-поведенческие характеристики подростков и организации своевременной профилактической и коррекционной работы.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Уточнить содержательную характеристику внутренней позиции личности подростков.

2. Определить характерные особенности семей различных типов, влияющие на формирование внутренней позиции личности подростков.

3. Обосновать критерии, показатели и уровни формирования внутренней позиции личности подростков.

4. Осуществить сравнительно-сопоставительный анализ внутренней позиции подростков из семей разного типа по признаку социального благополучия / неблагополучия в соответствии с определенными критериями, показателями и уровнями формирования внутренней позиции подростков.

5. Разработать основные направления психолого-педагогического сопровождения процесса формирования внутренней позиции личности подростков из семей разного типа.

Методологической основой исследования являются: основные положения теории развития личности (К.А. Абульханова, А.Г. Асмо-лов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев), теории ценностей (Т.К. Ахаян, Б. С. Братусь, В. П. Выжлецов, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, А. В. Кирьякова, В. Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов), теории общения (В.Г. Ананьев, М. М. Бахтин, В.А. Канн-Калик, В.Н. Мясищев) — психологической антропологии (Н.М. Борытко, В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев).

В соответствии с поставленными задачами и выбранной методологической основой в исследовании использовались следующие психолого-педагогические методы: теоретический анализ научной литературыанкетирование, контент-анализбеседа и наблюдение. Применялись методики: «Самооценка эмпатических способностей» (О.П. Елисеев) — методика, разработанная Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэраглубинное интервью «От 14 до 17» (Л.В. Зубова, в адаптации Е.В. Назаренко) — недописан-ное сочинение «Если бы я был волшебником.» (В.В. Абраменкова, в модификации Е.В. Назаренко). Обработка результатов проводилась с использованием статистического пакета для социальных наук SPSS.

Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам: позиции личности (И.Д. Аванесян, К. Р. Агаронян, Г. Б. Барышникова, Е.В. Бонда-ревская, А. В. Булыгина, И. Д. Деманова, JI.T. Нагорных, Е. Н. Титова, Е.В. Тяглова) — особенностей внутренней позиции личности подростков (Л.И. Божович, И. И. Лукьянова, Т. Н. Мальковская, А. К. Маркова, А. П. Новгородцева, Д.Б. Эльконин) — семьи, как фактора, влияющего на формирование личности (И.В. Власюк, С. С. Жигалин, Г. Г. Зайдуллина, Л. В. Зубова, Н. С. Курек, И. А. Невский, Н.Р. Сидоров) — проблемы формирования и психолого-педагогической коррекции позиции личности (С.З. Байматов, С. Л. Беличева, И.В. Иванни-кова, М. Ю. Кондратьев, О. Б. Крушельницкая, О. В. Лишин, И. Ю. Максимова, С. Л. Нечаева, И. И. Осипов, О.Л. Романова).

База исследования. Проверка выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач осуществлялись с помощью комплекса методик на общей выборке, состоящей из 214 учащихся 5−6-х классов в возрасте 11−12 лет из МОУ «Средняя общеобразовательная школа» города Оренбурга (№№ 23,40). Из них 134 мальчика и 80 девочек.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2002;2004) проводился теоретический анализ научной литературы по теме исследования, определялись исходные методологические позиции, проводился отбор диагностических методик, формулировались положения гипотезы, проектировалась логика и организация исследования.

На втором этапе (2004;2005) проводилось эмпирическое исследование подростков из семей четырех различных типов по признаку благополучные / неблагополучные, определялись критерии и параметры уровней сформированности внутренней позиции личности подростков, разрабатывались основные направления психолого-педагогического сопровождения процесса формирования внутренней позиции личности подростков из семей разного типа.

На третьем этапе (2005;2006) осуществлялось обобщение эмпирических данных, их анализ, систематизация и интерпретация результатов работы, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключаются в том, что:

1. Уточнена содержательная характеристика внутренней позиции личности как важнейшего новообразования подросткового возраста, связанного с осознанием подростком своего социального Я как члена референтной группы (семья, друзья, сверстники). Внутренняя позиция, являясь результатом усвоенного и преломленного личностью социального опыта, выражает отношение подростка к социальной действительности, включая его ценностно-смысловую установку в межличностных отношениях.

2. Определены характерные особенности семьи, влияющие на формирование внутренней позиции личности подростков, классифицированные в четыре типа: I социально ценностный типII условно благополучный тип (большая конфликтность в системе отношений «подросток — родители» и неумение их решать) — III условно благополучный тип (большая конфликтность в системе отношений «подросток — сверстники» и неумение их решать) — IV условно асоциальный тип (семьи социального риска для которых характерны тунеядство, алкоголизм родителей).

3. Обоснована совокупность критериальных показателей (когнитивный, мировоззренческий, мотивационно-поведенческий, оценочно-эмоциональный), наполненная представленность которых позволяет судить об уровне сформированности внутренней позиции личности подростков (приближающийся к идеальному, достаточный, тревожный, критический).

4. Сравнительно-сопоставительный анализ особенностей внутренней позиции подростков из семей различного типа показал типовые различия в отношениях подростков к социальной действительности и в ценностно-смысловых установках в межличностных отношениях (I тип характеризуется социально-позитивной направленностью, активными конструктивными отношениямиII тип — социально-негативной направленностью, активно-отрицательным отношениемIII тип — социально-безразличной направленностью, пассивно-отрицательным отношениемIV тип — асоциальной направленностью, активно-агрессивным отношением).

5. По результатам опытно-экспериментальной работы выявлен комплекс психолого-педагогических условий эффективного сопровождения процесса формирования социально-позитивной внутренней позиции личности подростков: усиление и восстановление утраченных связей подростков со школойприобщение к общественно-полезному труду через формирование устойчивых личностных смысловых структурприоритет методов опосредованного воспитывающего нравственного воздействия в сочетании с профилактической и коррекционной психологической помощью, освоение подростками навыков конструктивного межличностного общения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные психолого-педагогические представления о теории и практике формирования внутренней позиции личности подростков в условиях современной семьи и открывают новые возможности конструирования содержания психолого-педагогического сопровождения данного процесса.

Практическая значимость исследования заключается: — в апробации психодиагностического инструментария, способствующего выявлению особенностей внутренней позиции личности подростков;

— в возможности использования материалов и выводов диагностики для проведения просветительской, консультативной и коррек-ционной работы с родителями, учителями, социальными педагогами, работающими с подросткамив определении основных направлений психолого-педагогического сопровождения процесса формирования внутренней позиции личности подростков.

Достоверность основных положений и выводов обеспечивалась проработанностью теоретико-методологических основ исследования, синтезом социально-психологических подходов в обосновании ведущих методологических идей, репрезентативностью выборки, использованием адекватных цели, предмету и объекту исследования диагностических процедур и приемов психолого-педагогической коррекционно-консультационной работы, валидностью эмпирических данных, применением методов статистической обработки с последующей интерпретацией.

Положения, выносимые на защиту:

1. Внутренняя позиция личности подростка, как императивное возрастное новообразование, связанное с осознанием личностью своего объективного положения в системе доступных ей общественных отношений и удовлетворенностью ими, имеет сложную структуру, включающую когнитивный, мировоззренческий, мотивационно-поведенческий и эмоциональный компоненты, параметры, отражения которых сходны у подростков из семей одного типа. Сформирован-ность внутренней позиции личности подростка характеризуется четырьмя социально-ценностными уровнями: приближающийся к идеальному, достаточный, тревожный, критический.

2. На формирование внутренней позиции личности подростков влияют типовые особенности семейных отношений в системах «родители как супружеская пара» и «подросток — родители». Связь внутренней позиции личности подростка с осознанием объективного положения в семье повышает значимость навыков конструктивного общения в системах «подросток — сверстники» и «подросток — родители».

3. Внутренняя позиция подростка из семей различных типов приобретает социально-ценностные характеристики при реализации следующих основных направлений его психолого-педагогического сопровождения:

— овладение подростками навыками конструктивного межличностного общения в системах взаимоотношений с родителями и с членами референтной группы;

— создание в системах «родители как супружеская пара» и «подросток — родители» ценностных межличностных отношений;

— повышение педагогического внимания со стороны родителей, педагогов и психологов школ на эмоционально-поведенческие характеристики подростков, организация на основе приоритета методов опосредованного воспитывающего нравственного воздействия своевременной профилактической и коррекционной работы, заключающейся в усилении и восстановлении утраченных связей со школой, в приобщении к общественно-полезному труду через формирование устойчивых личностных смысловых структур, в профилактике и коррекции отклонений в нравственном развитии и поведении, в коррекции навыков общения.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Материалы диссертации обсуждались на Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Психология, образование, практика, формы и способы интеграции» (Москва, 2006), на заседаниях кафедры общей психологии и психологии личности ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». Результаты исследований отражены автором в семи публикациях по теме диссертации.

Личный вклад автора состоит в осуществлении научно-теоретического анализа по проблеме исследования и уточнении базового понятияв разработке и апробации психолого-педагогических условий, способствующих формированию внутренней позиции подростков из семей различных типовв организации и проведении диагностики и систематизации полученных данных.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. По теме диссертации опубликовано семь научных статей.

Проведенные теоретический анализ философско-этической,.

психологической и социально-педагогической литературы, эмпири ческое исследование позволили сформулировать основные выводы:

1. Категория «позиция» используется как зарубежными, так и.

отечественными педагогами и психологами, а также представителями.

других наук. Позиция личности, при всех подходах к ее определе нию, является показателем ее ценности, выражает ее нравственные.

характеристики. Необходимость выделения внутренней позиции личности объ ясняется важностью осознания личностью не только своего места в.

системе доступных ей общественных отношений, но также и своего.

отношения к занимаемому ею месту. Важность подобного осознания.

определяется тем, что внутренняя позиция личности является одним.

из образований, определяюш-им содержание и направление активно сти личности, ее ценности, потребности, мотивы поведения и дея тельности. 2. Важнейшим фактором формирования внутренней позиции.

личности подростков является семья, влияние которой на указанный.

процесс опосредствуется особенностями отношений в системах «ро дители как супружеская пара» и «подросток — родители». 3. Обоснована совокупность компонентов и критериев внутрен ней позиции личности подростков (когнитивный, мировоззренче ский, мотивационно-поведенческий, оценочно-эмоциональный), на.

основе которых определены уровни сформированности внутренней.

позиции личности подростков: приближаюш-ийся к идеальному, дос таточный, тревожный, критический.4. Подтверждена решающая роль родителей в формировании.

внутренней позиции личности подростка, выявлено наличие значи мых различий между респондентами из семей различного типа по.

признаку социального благополучия / неблагополучия, проявляю щихся в особенностях отношений в системах «подросток — родители».

и «подросток — сверстники», в удовлетворенности подростками.

имеющимися отношениями со взрослыми и сверстниками, в сформи рованности навыков общения с родителями и сверстниками и воз можности переноса навыков конструктивного общения из одной сис темы отнощений в другую. 5. Сформулированы особенности психолого-педагогического.

сопровождения процесса формирования внутренней позиции лично сти подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.А. О путях построения типологии личности / К. А. Абульханова // Психологический журнал. — 1983. — Том 4. — № 1.
  2. , К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова. -М.: Мысль, 1991. 299 с.
  3. , B.C. Становление Я концепции личности: теория и практика / B.C. Агапов. — М.: Институт молодежи, 1999. — 164 с.
  4. , Т.З. Социально-значимые закономерности в толерантных и нетолерантных реакциях современных детей / Т. З. Адамьянц // Мир психологии. 2004. — № 1. — С. 95−105.
  5. , М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. К. Акимова.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -160 с.
  6. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. Киров, 1991. — 136 с.
  7. , JI.C. О некоторых методах диагностики и коррекции личности в процессе организации социальной помощи и поддержки : сборник статей «Социальная работа с семьей» / J1.C. Алексеева. М.: Психолог, 1995. — 120 с.
  8. , Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. Свердловск, 1986. — 310 с.
  9. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2000. — 351 с.
  10. , Г. Б. Теория и методика воспитания младшего школьника : учебно-методическое пособие / Г. Б. Бырашникова. -Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2006. 85 с.
  11. , Е.Н. Диагностика отношений личности : авто-реф.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. Н. Башкирова. М.: Изд-во «Фрегат», 2003. — 22 с.
  12. , С.А. Социальная профилактика отклонений поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С. А. Беличева.- М.: Наука, 1993. 62 с.
  13. , С.А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. М.: Редакционно-издательский центр консортизма «Социальное здоровье России», 1994. — 219 с.
  14. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: «Просвещение», 1968. — 138 с.
  15. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе : хрестоматия «Психология подростка» // Л.И. Божович- ред. и сост. И. Ю. Фролов. М.: Наука, 1997. — 260 с.
  16. , Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе : хрестоматия «Психология развития и возрастная психология» / Л. И. Божович. 4.1. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. — 316 с.
  17. , С.З. Взаимодействие школы и семьи по формированию общественного образа жизни у подростков: На материалах Республики Таджикистан: автореф.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. З. Бойматов. Худжжан: Изд-во «Мир», 2004. — 24 с.
  18. , И.Ю. «Гедонистический риск» и отклоняющееся поведение молодежи : сборник научных трудов «Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников» / И. Ю. Борисов. М.: АПН СССР, 1990. — 159 с.
  19. , Е.М. Диагностика нравственно-психологических особенностей трудного подростка / Е. М. Борисова, Р. Ф. Валеев // Психологическая наука и образование. 1997. — № 1. — С. 76−81.
  20. , Г. Г. Психологическая характеристика мотиваци-онной сферы подростков-правонарушителей : автореф. дисс.. канд. псих, наук: 19.00.01 / Г. Г. Бочкарева. М.: Психолог, 1968. — 26 с.
  21. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение / Г. М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  22. , Л.Ю. Исследование социальных позиций подростков с различной степенью изоляции от семьи : автореф.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Л. Ю. Бухлина. Самара, 2004 — 22 с.
  23. , П. «Современный ребенок» в Западной Европе / П. Бюхнер, Г. Крюгер, М. Дюбуа // Социологические исследования. -1996. № 4. — С. 131.
  24. , И.И. Изучение личности подростков в учебной деятельности / И. И. Вартанова // Психологическая наука и образование. 2003. — № 1.- С. 8−14.
  25. , В.И. Личностно-ролевой подход к построению учебно-воспитательного процесса / В. И. Войтко // Вопросы психологии. -1981. № 3. — С. 15−18.
  26. , Л.Б. Нерешенные психологические задачи детства в определении ценностно-смысловой структуры личности в дальнейшем / Л. Б. Волынская // Мир психологии. 2004. — № 1. — С. 114 119.
  27. , Л.С. Педология подростка : сборник сочинений: В 6 томах / Л. С. Выготский. Т. 1. — М.: Наука, 1982. — 220 с.
  28. , Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах / Л. С. Выготский. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — 212 с.
  29. , Л.С. Психология / Л. С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  30. , Л.С. Проблема возраста : хрестоматия «Психология развития и возрастная психология» / Л. С. Выготский. 4.1. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. — 316 с.
  31. , И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних : автореф.. канд. психол. наук: 19.00.06 / И. С. Ганишина. Рязань: Изд-во РГУ, 2004 — 160 с.
  32. , Н.А. Опыт социально-психологического исследования некоторых аспектов позиции личности : автореф. дисс. .канд. филос. наук: 03.01.01 / Н. А. Дивитовская. Л.: Изд-во «Нева», 1971. — 24 с.
  33. , И.В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся / И. В. Дубровина, Б. С. Круглов. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — 126 с.
  34. , А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я концепции ребенка : автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07 / А. Н. Евсеева. — Н. Новгород: Профессионал, 2000. — 22 с.
  35. , О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 560 с.
  36. , С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка : автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07 / С. С. Жигалин. Курган, 2004. — 22 с.
  37. , Г. Г. Педагогические условия социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье : автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. Г. Зайдуллина. Челябинск, 2000. — 198 с.
  38. , М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста / М. В. Зиновьева // Психологическая наука и образование. 2000. — № 3. -С. 35−39.
  39. , JI.B. Психологические особенности ценностных ориентации подростков с различной направленностью личности : авто-реф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.11 / JI.B. Зубова. Москва, 1997.- 212 с.
  40. , JI.B. Психологические особенности ценностных ориентации подростков с различной направленностью личности : монография / JI.B. Зубова. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. — 175 с.
  41. , JI.B. Методики изучения социальной направленности личности подростков : учебное пособие для студентов, психологов, социальных педагогов / JI.B. Зубова. Изд-во ООИПКРО: Оренбург, 2005.- 271 с.
  42. , В.А. Задачи практической психологии в комплексной службе помощи детям / В. А. Иванников // Вопросы психологии. 2005. — № 1. — С. 51−55.
  43. , А.В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях / А. В. Иващенко, Н. В. Фролова. М.: Институт молодежи, 1996. — 158 с.
  44. , А.В. Психология и педагогика / А. В, Иващенко, B.Г. Крысько, В. Д. Иванов. М.: Педагогика, 2001. — 256 с.
  45. , Б.В. Самопонимание и его место в структуре самосознания / Б. В. Кайгородов // Мир психологии. 1997. — № 1.C. 129−132.
  46. , М.Е. О роли направленности личности в успешности учения детей / М. Е. Каневская // Психологическая наука и образование. 2001. — № 1. — С. 64−70.
  47. , С.А. Поляризованная оценочная позиция как универсальная причина проблем клиентов психологического консультирования С.А. Капустин // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». -1994. — № 1. — С. 7−18.
  48. , О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: автореф. дисс.. д-ра. психол. наук: 19.00.13 / О. А. Карабанова. М.: МГПУ, 1997. — 24 с.
  49. , О.А. Ориентирующий образ в структуре и динамике социальной ситуации развития ребенка / О. А. Карабанова // Журнал практического психолога. 2002. — № 4. — С.31−52.
  50. , А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности (теория и диагностика) / А. В. Кирьякова. JI.: Питер, 1991. — 220 с.
  51. , А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. 2-е изд., перераб. — Оренбург: ИПК ОГУ, 2000. — 180 с.
  52. , В.В. Состояние организованности классного коллектива как фактор включенности в него педагогически запущенных подростков : автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / В. В. Клименко. М.: Психолог, 1992. — 18 с.
  53. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  54. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1988. — 265 с.
  55. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Наука, 1989. — 310 с.
  56. , М.Ю. Психолого-педагогическая работа со школьниками девиантами в Москве / М. Ю. Кондратьев, О. Б. Крушельницкая, Н. Н. Швыкин, C.JI. Нечаева // Психологическая наука и образование. 1997. — № 3. — С. 46−65.
  57. , Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьников : автореф. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т. Е. Конникова. Л.: ЛГУ, 1970. — 57 с.
  58. , М.Н. О влиянии учителя на формирование отклоняющегося поведения личности : сборник научных трудов «Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников» / М. Н. Костикова. М.: АПН СССР, 1990. — 159 с.
  59. , А.Н. О подростках / А. Н. Краковский. М.: Педагогика, 1970. — 266 с.
  60. , О.В. Современные методы исследования психологических особенностей подростков / О. В. Краснова // Психологическая наука и образование. 2006. — № 2. — С. 31−37.
  61. , А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности : авореф. дисс.. канд. псих, наук: 13.00.01 / А. Н. Крылов. М.: МГПУ, 1984. — 141 с.
  62. , И.А. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные правонарушения / И. А. Кудрявцев, О. Ф. Семенова // Психологический журнал. 2002. — № 3. — С.54−62.
  63. , И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. М.: «УРАО», 1997. — 140 с.
  64. , Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Н. С. Курек // Психологический журнал. 1995. № 5. — С. 4959.
  65. , Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь / Н. С. Курек. М.: ИПРАН, 1996. — 254 с.
  66. , Е.В. Поло-ролевая идентификация мальчиков и проблемы отклоняющегося поведения : сборник научных трудов «Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников» / Е. В. Лекторская. М.: АПН СССР, 1990. -С. 62−70.
  67. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев.- М.: Просвещение, 1972. 230 с.
  68. , А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах / А. Н. Леонтьев. T.I. — М.: Педагогика, 1983. — 315 с.
  69. , Д.А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев.- М.: Смысл, 1993. 43 с.
  70. , Н.В. Преодоление школьниками затрудненной адаптации при переходе из начальной в основную школу : автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Литвиненко. Оренбург: ИПК ОГУ, 1997. — 22 с.
  71. , Е.А. Психопатия и акцентуация характера у подростков / Е. А. Личко. Л.: Изд-во «Нева», 1983. — 156 с.
  72. , Б.Ф. Проблема биологического и социального в психологии : учебник для вузов «Биологическое и социальное развитие человека» / Б. Ф. Ломов. М.: Просвещение, 1977. — 366 с.
  73. , И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков / И. И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. 2001. — № 4. — С. 41−47.
  74. , В.В. Проблемы макроструктуры сознания / В. В. Майков // Духовный мир современного человека. 1987. № 1. — С. 159−162.
  75. , Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков / Н. Ю. Максимова // Вопросы психологии. 1999. -№ 3. — С. 46−65.
  76. , Т.Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и интересов школьников : сборник трудов «Ценностные ориентации и интересы школьников» / Т. Н. Мальковская. М.: АПН СССР, 1983. — С. 5−19.
  77. , Т.Н. Учитель ученик / Т. Н. Мальковская. -М.: Знание, 1977. — 64 с.
  78. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. — 126 с.
  79. , А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А. К. Маркова, А. Г. Лидере, Е. Л. Яковлева. Петрозаводск, 1992. — 260 с.
  80. , Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Марасанов. М.: Психология, 1998. — 110 с.
  81. , Т.Д. Диагностика психического развития детей : пособие по практической психологии / Т. Д. Марциновская. -М.: Липка-пресс, 1998. 120 с.
  82. , Ю.А. Регуляторно-личностные предпосылки ранней наркотизации : сборник научных трудов «Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников» / Ю. А. Миславский. М.: АПН СССР, 1990. — С. 7−17.
  83. , А.В. Общение как фактор воспитания школьников : автореф. дисс.. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Мудрик. М.: МГПУ, 1980.- 46 с.
  84. , B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / B.C. Мухина. М.: Академия, 1999. — 198 с.
  85. , В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев- под редакцией А. А. Бодалева, — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. 368 с.
  86. , И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении / И. А. Невский. М.: Просвещение, 1990. — 270 с.
  87. , А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» / А. П. Новгородцева // Психологическая наука и образование. 2006. — № 2. — С. 39−53.
  88. , Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. М.: Наука, 1996. — 210 с.
  89. , И.И. Организационно-педагогические условия взаимодействия школы, семьи и социальных центров по профилактике правонарушений школьников : авореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. И. Осипов. М.: Образование, 2000. — 24 с.
  90. Парыгин, Б. Д. Социальная психология: учебное пособие для вузов / Б. Д. Парыгин. СПб.: СПбГУП, 2003. — 616 с.
  91. , А.А. Личность. Деятельность. Коллектив: Над чем работают, о чем спорят философы / А. А. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 250 с.
  92. , А.В. Популярные беседы о психологии / А. А. Петровский. М.: Политиздат, 1983. — 290 с.
  93. , М.В. Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье / М. В. Покатаев // Психологическая наука и образование. 2001. — № 2. — С. 41−49.
  94. , К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 61−69.
  95. , К.Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. М.: Образование, 2000. — 310 с.
  96. , И.В. Курс «Самосовершенствование личности»: Программа по психологии 1−10 кл. / И. В. Попова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. — 652 с.
  97. Психология, современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 266 с.
  98. , М. Помощь трудным детям / М. Раттер. М.: Просвещение, 1987. — 320 с.
  99. , Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / Н. А. Рождественская, А. В. Разумова // Вестник Московского университета. 2002. -№ 2. — С. 48−55.
  100. Романова, O. J1. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции «трудного» класса / O.JI. Романова, И. В. Иванникова // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 45−48.
  101. Рубинштейн, C. J1. Проблемы общей психологии / C. J1. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 361 с.
  102. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  103. , Ф.С. Психологические механизмы криминальной агрессии: мотивационный аспект / Ф.С. Саруфанов- под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — 343 с.
  104. , В.В. Личностно-ориентированное образование: опыт методологической рефлексии: сборник научных статей «Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается» / В. В. Сериков. Вып. 5. — Волгоград: Перемена, 2001. — С. 22−30.
  105. , И.М. Психология поведения: Избранные психологические труды / И. М. Сеченов. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 320 с.
  106. , Н.Р. Социальная помощь детям и подросткам / Н. Р. Сидоров // Психологическая наука и образование. 1997. — № 1. — С. 93−98.
  107. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 352 с.
  108. , В.В. Педагогические условия развития позитивного «Образа Я» подростка : автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Сизикова. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 1999. — 22 с.
  109. , Т.В. Психологические средства антиципирующей коррекции отклоняющегося поведения личности : автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.11 / Т. В. Скрипник. Омск: Изд-во «Перемена», 2000. — 24 с.
  110. , JI.C. Трудные дети / JI.C. Славина. М.: Просвещение, 1989. — 310 с.
  111. , Т.П. Системный подход к психологической коррекции агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова // Психолог в школе. 2000. — № 3. — С. 128−142.
  112. , В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире / В. Н. Соколова, Г. Я. Юзефович. М.: Академия, 1991. — 340 с.
  113. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: науч.-метод, пособие для работников социальных приютов / Под общей ред. Г. М. Иващенко. М.: Просвещение, 2002. — 224 с.
  114. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельностиб пособие для сотрудников центров / Под общей ред. Г. М. Иващенко. М.: Просвещение, 2002. — 240 с.
  115. , А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности. 1981. — № 1. — С. 32−38.
  116. , А.Г. Философия : учебник для технических вузов / А. Г. Спиркин. М.: Гардарики, 2002. — 368 с.
  117. , Н.У. Роль социальной нормы в личностном становлении подростка как субъекта взаимоотношений с миром взрослых / Н. У. Токомбаева // Мир психологии. 1997. — № 1. — С. 120−129.
  118. , Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Изд-во АН Грузии, 1961. — 210 с.
  119. , Д.И. Психология личностного развития подростка / Д. И. Фельдштейн // Советская педагогика. 1980. — № 4. -С. 31−40.
  120. , Д.И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Образование, 1996. — 512 с.
  121. , Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства / Д. И. Фельдштейн. М.: Гардарики, 1997. — 85 с.
  122. , О.Н. Исследование открытой личностной позиции как фактора одаренности личности : автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / О. Н. Финогенова. Красноярск, 2004 -24 с.
  123. Формирование мотивации учения: книга для учителя / Под ред. А. К. Марковой, Т. А. Матис, А. Б. Орлова. М.: «Просвещение», 1990. — 355 с.
  124. , Л.Ф. Психологический справочник учителя / Л. Ф. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Издательство «Совершенство», 1998.- 244 с.
  125. , И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция: монография / И.А. Фурманов- под ред. В. П. Ильина. -М.: Образование, 1996. 192 с.
  126. , В.Л. О задачах создания московского центра социально-психологической поддержки детей и подростков / В. Л. Хайкин // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 85−91.
  127. , Г. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений / Г. Хоментаускас // Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С. 165−171.
  128. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятельности: пособие для сотрудников центров / Под ред. Г. М. Иващенко. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. — 192 с.
  129. , Е.М. Работа школьного психолога с родителями / Черепанова Е. М. // Психологическая служба в школе. М.: Просвещение, 1984. — С. 21−26.
  130. , В.Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. -1978.-№ 2.-С. 12−18.
  131. , В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование / В. Э. Чудновский. М.: Педагогика, 1981. — С. 208.
  132. , И.В. Влияние ориентировки в личностных качествах сверстников на субъективные позиции и статус подростков и юношей в группах : автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / И. В. Шабельников. М.: МГПУ, 2003. — 132 с.
  133. , И.П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления / И. П. Шахова // Мир психологии. 1996. — № 1. — С. 43−46.
  134. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании: учебное пособие / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.
  135. , Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте / Е. С. Шильштейн // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 15−20.
  136. , Д.Б. Некоторые психологические особенности подростков / Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова // Советская педагогика. 1965. — № 6. — С. 20−28.
  137. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 210 с.
  138. , В.А. Социальные и индивидуальные факторы изменений в диспозиционной структуре личности : еженедельник «Социологические очерки» / В. А. Ядов, Н. В. Ядов, — 1991. № 4. — С. 4961.
  139. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. — 220 с.
  140. , Л.В. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних : автореф. дисс. .д-ра психол. наук: 19.00.05 / JI.B. Яссман. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во «Лабиринт», 1997. — 479 с.
  141. Catell, R. Personality, motivation structure and measurement / R. Catell. N.Y.: Education, 1957. — 110 p.
  142. Guilford, J. Personality / J. Guilford. N.Y.: Religion and Education, 1959. — 210 p.
  143. Hall, J.S. Adolescence: Yts Psychologyand and Yts Relation to Psychology, Antropology, Sociology, Sex, Crim, Religion and Education / J.S. Hall. N.Y.: Education, 1992. — 410 p.
  144. McCall, R. Invested self-expression / R. McCall // Psychological Review. 1963. — Vol. 70. — P. 4.
Заполнить форму текущей работой