Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка юношей и девушек к созданию семьи на основе потребностно-информационного подхода к половому воспитанию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Причины негативных проявлений сексуальности молодого поколения самые разные. Одни авторы объясняют сложившееся положение либерализацией сексуальной морали, в результате чего книжный рынок наводнился вредными изданиями, пропагандирующими «свободную телесную культуру» (И.В.Добряков). Другие связывают это со «сменой» культурного идеала личности. В этих условиях возрастает предрасположенность… Читать ещё >

Содержание

  • ТЕЗАУРУС РАБОТЫ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
    • 1. 1. Половой статус и здоровье современного молодого поколения
    • 1. 2. Теоретические основы полового воспитания юношей и девушек
    • 1. 3. Потребностно-информационный подход к половому воспитанию человека
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ НА ОСНОВЕ ПОТРЕБНОСТНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА К ПОЛОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
    • 2. 1. Нравственно-психологическая готовность современных юношей и девушек к созданию семьи
    • 2. 2. Реализация потребностно-информационного подхода в половом воспитании юношей и девушек
    • 2. 3. Динамика готовности юношей и девушек к созданию семьи в ходе эксперимента
  • Выводы по II главе

Подготовка юношей и девушек к созданию семьи на основе потребностно-информационного подхода к половому воспитанию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее десятилетие отмечается понижение у молодых людей ва-леологического, в том числе — нравственно-психического статуса, что отрицательно сказывается на различных сторонах их жизнедеятельности, особенно, на половом поведении. В частности, отмечается, что наряду с ростом числа венерических заболеваний, происходит увеличение числа разводов среди молодых семей (Н.Г. Баклаенко, JI.B.Гаврилова, М. В. Денисенко, Т.А. Долбик-Воробей, А. В. Меренков, К. И. Разнатовский, Т.С.Смирнова).

Причины негативных проявлений сексуальности молодого поколения самые разные. Одни авторы объясняют сложившееся положение либерализацией сексуальной морали, в результате чего книжный рынок наводнился вредными изданиями, пропагандирующими «свободную телесную культуру» (И.В.Добряков). Другие связывают это со «сменой» культурного идеала личности. В этих условиях возрастает предрасположенность у подростков и молодежи стать заложником своего дисгармоничного психобиологического созревания (М.С.Долженко, Е. А. Богданова, К.М.Глухова). Но большинство авторов главную причину видят в несовершенстве полового воспитания молодого поколения. При этом чаще всего недостатки в современном половом воспитании они связывают со слабой профилактикой венерических заболеваний, недостаточным информированием о сексуальном благополучии, планировании семьи и методах контрацепции (А.Н.Баранов, Ю. А. Гуркин, В. Ф. Коколина, О. Е. Коновалов, Г. Х. Лявшина, С. Устинова, Е. А. Фролова, В.И. Чемоданова), реже — с несостоятельностью применяемых на практике методов полового воспитания (Е.И.Аксеньева, Г. М. Брадик, В. В. Нагаев, Н. Д. Овчинникова, О.В.Прохорова). В частности отмечается, что путем передачи молодым людям общих сведений о половой и семейной жизни, а также о тех опасностях, которые их могут подстерегать, невозможно достичь главного — сформировать валеологическое отношение к собственной сексуальности и подготовить должным образом (на нравственно-психологической основе) к семейной жизни (Г.М.Брадик, Г. К. Зайцев, Т.Г.Хаптанова).

Таким образом, есть все основания говорить о необходимости разработки принципиально новых педагогических подходов к половому воспитанию молодежи, способных обеспечить формирование у них валеологически обоснованной сексуальности, в том числе — нравственно-психологической готовности к супружеской жизни.

Решение этой задачи связывается с особой областью знания — сексова-леологией. Методологическую основу сексовалеологии может составить по-требностно-информационный подход к воспитанию (по П.В.Симонову), сущность которого заключается в учете и удовлетворении потребностей человека, актуализирующихся и доминирующих у него на различных этапах развития. Применительно к процессу становления сексуальности выделяются следующие потребности:

— в половом саморазвитии;

— в рефлексии и смыслотворчестве (применительно к собственной сексуальности);

— в половом самоопределении, самоутверждении и самовыражении.

Наиболее основательно формированием у человека валеологически обоснованной сексуальности следует заниматься в период взросления — в подростковом и юношеском возрасте. Связано это с тем, что в этом периоде происходит половое созревание, активно вырабатывается индивидуальный образ жизни человека, формируется готовность к семейной жизни.

Половая социализация юношей и девушек на современном этапе характеризуется противоречиями:

— между интересом юношества к половым проблемам и отсутствием информации, отвечающей потребности юношества в половом самосовершенствовании;

— между сложившейся устойчивой тенденцией распада семьи и необходимостью решения этой проблемы педагогическими способами;

— между потребностями в новых подходах и технологиях к половому воспитанию и недостаточной их разработанностью.

Актуальность предпринятого исследования определяется: — востребованностью нового потребностно — информационного подхода к подготовке юношей и девушек к созданию семьинеобходимостью в разработке программы по подготовке юношей и девушек к созданию семьи.

Это определило выбор темы исследования «Подготовка юношей и девушек к созданию семьи на основе потребностно — информационного подхода к половому воспитанию».

Цель исследования — разработать модель подготовки юношей и девушек к созданию семьи на основе потребностно-информационного подхода и экспериментально её проверить.

Объект исследования — половое воспитание юношей и девушек в условиях вуза.

Предмет исследование — процесс подготовки юношей и девушек к созданию семьи на основе потребностно-информационного подхода к половому воспитанию.

Гипотеза исследования — подготовка юношей и девушек к созданию семьи на основе потребностно-информационного подхода к половому воспитанию будет эффективной, если: разработана модель подготовки юношей и девушек к созданию семьи на основе потребностно-информационного подхода, включающая в себя целевой, содержательный, технологический, диагностический и результативный компонентыобеспечивается субъектная позиция юношей и девушек в процессе самостоятельного изучения сексо-валеологической литературы, составления ими тематических записок, группового обсуждения половых тем и личных проблем, осмысление динамики своего отношения к созданию семьи. осуществляется оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм взаимодействия педагогов и учащихся.

Задачи исследования: дать теоретический анализ основ полового воспитания юношей и девушекразработать и экспериментально проверить подготовки юношей и девушек к созданию семьи на основе потребностно-информационного подхода к половому воспитаниюразработать диагностический инструментарий эффективности модели подготовки юношей и девушек к созданию семьи на основе потреб-ностно-информационного подхода.

Методологическую основу исследования составили: закономерности становления человека и его сексуальности в онтогенезе, представленные в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Д. В. Колесова, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, В. И. Слободчикова, Д. И. Фельдштейна и др.- культурология образования взрослых, разработанная в исследованиях Л. Г. Брылевой, В. В. Горшковой, А. И. Жилиной, А. А. Макарени, В. Н. Максимовой, А. Е. Марона, В. И. Подобеда, Н. Н. Суртаевой, Г. С. Сухобской, Л. Г. Татарниковой, А. П. Тряпицыной, Е. П. Тонконогой А. Г. Хрипковой и др.- положения о развитии мотивационной и смысловой сфер (П.П.Блонский, В. К. Вилюнас, П. В. Симонов, В. Н. Сыренский, К. Р. Роджерс, В. Франкл и др.) — концептуальные положения валеологии, представленные в работах Н. П. Абаскаловой, Н. М. Амосова, Г. Л. Апанасенко, И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Э. М. Казина, Г. А. Кураева, В. П. Казначеева, В. В. Колбанова, Н. М. Полетаевой, Л. Г. Татарниковой, Е. И. Тороховой, А. Г. Щедрина и др.

Теоретической основой исследования служили:

1. Потребностно-информационный подход к воспитанию, предложенный П. В. Симоновым, который позволяет разрабатывать проблему Сексо-валеологического образования юношей и девушек с учетом их социальных потребностей в самоопределении, в самоутверждении и самовыражении, актуализирующихся у них в данный возрастной период развития.

2. Концепция индивидуального здоровья человека (И.И.Брехман, Г. К. Зайцев) как многоуровневое структурное состояние человека, включающее в себя физические, соматические, психические и нравственные компоненты и основополагающие принципы валеологии, среди которых приоритетную значимость необходимо отводить педагогическому принципу формирования здоровья.

3. Психолого-педагогические концепции деятельности (Б.Г.Ананьев, Ю. К. Бабанский, JI.C. Выгодский, А. Н. Леонтьев, П.В. Симонов).

Опытной экспериментальной базой исследования были Балашов-ский государственный педагогический институт, Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 г. Балашова.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2001;2002 гг.) — поисково-подготовительном — производился анализ философской, психологической, педагогической и ва-леологической литературы по исследуемой проблеме, формулировалась рабочая гипотеза, определялись цель и задачи исследования, формировалась программа и методика эксперимента.

На втором этапе (2002;2003 гг.) — опытно-экспериментальном — разрабатывался и реализовывался экспериментальный курс полового воспитания юношей и девушек в условиях вуза и велся сбор эмпирического материала.

На третьем этапе (2003;2004 г.) — заключительно-обобщающем — происходила статистическая обработка результатов исследования, их анализ и интерпретация, производилась оценка соответствия полученных материалов рабочей гипотезе, разрабатывались рекомендации по внедрению накопленного педагогического опыта.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической, медицинской, сексологической и валеоло-гической литературы по исследуемой проблеменаблюдения, контент-анализ, педагогический эксперимент, факторный анализ. Достоверность различий исследованных факторов определялась по F-критерию Фишера.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоит в следующем:

1. Осуществлен психолого-педагогический анализ отношений юношей и девушек к созданию семьи, свидетельствующий о том, что значительной части современной молодежи свойственны в сфере межличностных отношений ложные установки, психосексуальная незрелость и неразвитая способность к любви, что проявляется в рационалистических, приспособительских и экспансивных подходах к браку. Это позволяет утверждать, что в процессе полового созревания не удовлетворяются в полной мере доминирующие базовые потребности, и что в будущем в супружеской жизни могут иметь место типичные для современных людей кризисы и разводы.

2. Впервые в качестве теоретической базы подготовки юношей и девушек к браку использован потребностно-информационный подход, сущность которого заключается в удовлетворении доминирующих социальных потребностей юношей и девушек в половом самоопределении и самосовершенствовании, которые во многом связаны с процессами осмысления (анализа и обобщения) интересующей научной информации, построением жизненных планов и принятием практических решений.

3. На основании полученных эмпирических данных, характеризующих отношение современных юношей и девушек к родителям, друзьям и в том числе представителям противоположного пола, выявлены типичные для них проявления половой воспитанности, а также показано, что в результате экспериментального обучения у них можно сформировать достаточно перспективные психологические связи с ближайшим окружением, в том числе с представителями противоположного пола, свидетельствующие о повышении их готовности к созданию семьи.

4. В ходе опытно-экспериментальной работы выделены и охарактеризованы наиболее перспективные подходы юношей и девушек к созданию семьи:

— социально-эротический подход, в основе которого лежит любовь, как побудительная сила социальной жизни;

— валеолого-психологический подход, отражающий стремление и готовность поддерживать позитивный эмоциональный фон в семье;

— сексуально-психологический подход, основу которого составляет взаимная любовь и психологическая совместимость зрелых в половом отношении людей;

— социальный подход, суть которого составляет половая социализация юношей и девушек.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Программа подготовки юношей и девушек к созданию семьи, построенная на потребностно-информационном подходе к половому воспитанию, обеспечивает формирование у юношей и девушек, перспективных в нравственно-психологическом отношении подходов к браку, и может быть использована в практике работы учреждений общего и профессионального образования.

2. Полученные в ходе экспериментальной работы материалы могут быть рекомендованы к использованию в учреждениях образования всех типов, медико-психологических центрах, центрах репродуктивного здоровья, а также в семейной педагогике, в системе переподготовки педагогических кадров.

Достоверность результатов исследования определяется современными методологическими подходами при определении исходных теоретических позиций, применением системы и методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его целям, задачам, логике исследования. Значимость и достоверность полученных результатов экспериментальной работы подтверждена применением F-критерия Фишера.

На защиту выносятся:

1. Модель подготовки юношей и девушек к созданию семьи на основе потребностно-информационного подхода к половому воспитанию, включающая в себя: целевой, содержательный, технологический, диагностический и результативный компоненты.

2. Программа полового воспитания юношей и девушек, направленная на подготовку к созданию семьи, в содержание которой вошли наиболее важные для них разделы, связанные с возникновением и развитием семейных отношений (исторический раздел), закономерностями становления мотива-ционной сферы и сексуальности человека (теоретический раздел), формированием у человека нравственно-психологической и валеологической готовности к семейной жизни (практико-ориентированный раздел), а также соответствующий дидактический материал.

3. Методика полового воспитания юношей и девушек, построенная в соответствии с актуализирующимися у них социальными потребностями в половом самоопределении, самоутверждении и самовыражении, включающая в себя в качестве педагогических средств актуализации данных потребностей обучающихся следующие учебные действия:

— самостоятельное изучение (прочтение) темы;

— составление резюме по пройденной теме (выводы для себя);

— групповое обсуждение подготовленных резюме (в форме дискуссии);

— осуществление сравнительного анализа содержания резюме, написанных по ключевой теме («Что важно для вступления в брак?») до и после экспериментального обучения.

4. Диагностика анализа психолого-педагогического отношения юношей и девушек к созданию семьи, основанная на изучении динамики их отношения к родителям, друзьям, представителям противоположного пола, будущей семейной жизни (посредством контент-анализа и факторного анализа составленных ими тематических записок).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные научные и практические результаты диссертации были представлены для обсуждения в виде докладов и сообщений на Первой региональной научно-методической конференции «Культура здоровья» (12−13 мая 2003 г., г. Балашов) и Международной научно-практической конференции «Образование взрослых в современном развивающемся обществе» (18−19 ноября 2003 г., Санкт-Петербург).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (175 источников, в том числе 6 иностранных) и приложений.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

1. Среди современных юношей встречаются как зрелые в психосексуальном отношении люди (доброжелательные к окружающим и эротически настроенные к девушкам), то есть хорошо воспитанные, так и молодые люди недостаточно (или неправильно) воспитанные — с неразвитой чувственной сферой (склонные не столько к любви, сколько к долговременным физическим связям), а также лица с разной степенью социального инфантилизма (испытывающие либо преимущественно дружеские чувства к ровесникам противоположного пола, либо вообще избегающие общения с ними). Соответственно, у молодых мужчин встречаются как перспективные (с нравственно-психологической точки зрения) взгляды на супружескую жизнь (стремление строить брачные отношения на взаимной любви и согласии), так и неперспективные (рационалистические, утилитарные и присиособитель-ские) подходы к обустройству брачной жизни с акцентом — встретить «подходящую» девушку. Последнее свидетельствует о том, что у большинства молодых людей доминирует ложная половая установка: вместо того, чтобы развивать в себе полезные для супружеской жизни качества и способности, они нацелены на определенную «модель» жены.

2. Среди современных девушек встречаются как хорошо воспитанные в половом отношении лица (склонные строить половые отношения на долговременной эротической основе), так и получившие недостаточное воспитание: 1) эмоционально неразвитые и готовые без любви вступать в сексуальную близость- 2) конфликтующие с родителями, отрицательно относящиеся к мужчинам, склонные «переносить» свои положительные эмоции и чувства на ближайших подруг- 3) привязанные к родителям, проявляющие сдержанный (рационалистический) и эпизодический (неустойчивый) интерес к представителям противоположного пола. У большинства девушек (как и у молодых мужчин) не развита способность к любви и преобладают ложные половые установки, свидетельствующие об их психосексуальной незрелости и неготовности к созданию семьи. В отличие от молодых мужчин у современных девушек не обнаруживается по существу самый перспективный в психологическом отношении подход к созданию семьи — по взаимной любви. У них проявляются различные (в основном мало перспективные с нравственно-психологической точки зрения) подходы к браку: 1) приспособленческий (выйти замуж за представительного во всех отношениях молодого мужчину), 2) «экспансивный» (выйти замуж за любимого мужчину и подчинить его своему укладу жизни), 3) «эмансипированный» (жить в браке относительно независимо от мужа не только в материальном, но и интеллектуальном плане), 4) валеологический (выйти замуж так, чтобы дети рождались здоровыми и желанными).

3. Разработанный программно-методический комплекс по валеологии семьи реализовывался в соответствие с доминирующими потребностями юношей и девушек в самоопределении и самосовершенствовании, удовлетворение которых во многом связано с процессами осмысления (анализа и обобщения) интересующей их научной информации, построением жизненных планов и принятием практических решений.

4. Проведенный педагогический эксперимент позволил испытуемым пересмотреть свое отношение к родителям, друзьям и представителям противоположного пола с позиции новых знаний, в частности, с позиции «потребностно-информационного подхода к воспитанию человека». Благодаря этому участникам эксперимента удалось более мотивировано определить свое отношение к ближайшему окружению (прежде всего к представителям противоположного пола) и во многих случаях его «облагородить», что свидетельствует об их лучшей (с нравственно-психологической точки зрения) готовности к созданию семьи (по сравнению с контрольной группой).

5. В результате реализации программно-методического комплекса у юношей и девушек удалось сформировать следующие нравственно обоснованные подходы к браку:

1) социально-эротический (стремление к любви как побудительной основе социальной жизни),.

2) сексуально-психологический (стремление к взаимной любви и психологической совместимости),.

3) валеолого-психологический (стремление и готовность поддерживать позитивный эмоциональный фон в семье),.

4) социальный (стремление к поло ролевой социализации).

Обнаруженные (кроме названных выше) мало перспективные (в нравственно-психологическом плане) гедонистический (проявился у юношей) и эмансипированный (проявился у девушек) подходы к браку связаны с издержками проведенной педагогической работы — устойчивыми ложными установками на жизнь, которые сформировались у отдельных участников экспериментального обучения ранее, в результате недостаточного (или неправильного) полового воспитания в детстве и отрочестве. Позитивный (в целом) педагогический результат проведенного экспериментального обучения указывает на необходимость более широкого внедрения разработанного программно-методического комплекса в практику полового воспитания молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современные проблемы российской жизни (бедность, преступность, болезни), в том числе проблемы половой жизни (рост среди молодого населения венерических заболеваний и заболеваний СПИДом, увеличение числа разводов, а также асоциальных поступков и преступлений на сексуальной почве) большинство «аналитиков» связывают, как это и положено (на первый взгляд!), с плохим социально-экономическим состоянием страны, неэффективностью деятельности здравоохранительных и правоохранительных органов. В соответствие с этим, приоритетное внимание в стране уделяется совершенствованию законодательной базы социальной, в том числе половой жизни граждан (например, в Государственной Думе обсуждаются вопросы, связанные с определением «брачного» возраста, легализацией проституции и др.). Приоритетными также остаются вопросы укрепления системы правопорядка и медицинского обслуживания населения.

К сожалению, такой подход к названным выше проблемам ни в практическом, ни в моральном, ни в экономическом отношении не является перспективным, так как первопричины сложившегося положения лежат совершенно в другой области — в сфере воспитания, в том числе полового воспитания подрастающего поколения. Дело в том, что все указанные выше проблемы обусловлены прежде всего деформациями личности человека, доминированием у него ложных мотивов и смыслов, которые напрямую связаны с особенностями пройденного им «курса воспитания» (в том числе полового воспитания) в семье и в школе. В этой связи есть все основания говорить о банкротстве используемых в России методов воспитания молодого поколения. Из сказанного вытекают два важных вывода:

1) В настоящее время приоритетное значение в жизни российского общества должно быть отведено ПЕДАГОГИКЕ, от эффективности которой зависит главное — нравственность молодого поколения;

2) Чтобы отечественная педагогика стала по-настоящему эффективной, нравственной, ориентированной на здоровье, любовь, счастье и другие человеческие ценности, необходимо как можно скорее переводить ее на принципиально новую — потребностно-информацаонную концептуальную основу.

Для подкрепления своих выводов приведем высказывание одного из авторитетнейших людей нашего времени — академика Д. С. Лихачева: «Наша школа <.> не учит самому главному — быть счастливым человеком». В этой мысли, по нашему мнению, должна быть заключена сущность современного этапа реформирования отечественной педагогики.

Практическим подтверждением правильности высказанных нами умозаключений могут служить педагогические результаты по обеспечению сек-совалеологического статуса молодого поколения, которые составили содержание проведенного диссертационного исследования. Перспективы своей работы в ближайшее время мы связываем с реализацией нашего программно-методического комплекса, подготовленного для старшеклассников, учителей и студентов педагогических специальностей в соответствие с программой модернизации педагогического образования — необходимостью создания учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П., Сидорова И. Н., Ткаченко И. Г. Физиологические и социальные аспекты полового созревания подростков // Валеология. 1997. № 3. С. 47−49.
  2. М.К. Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное пособие для студентов. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  3. М.К., Козлова В. Т. Обучаемость и здоровье школьника // Школа здоровья. 1995. Т.2. № 2. С. 21−31.
  4. А.А., Александрова В. Ю. Профилактика курения: роль и место психолога // Вопросы психологии. 1999, № 4. С. 35−42.
  5. Н.А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. Т. 1. № 1. С. 13−18.
  6. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова JI.M., Бородкина Г. В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. 1995. № 2. С. 26−31.
  7. В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 88−95.
  8. Н.И. Изготовление самодельных наглядных пособий по истории: Пособия для учителей. М.: Просвещение, 1983.
  9. A.JI. Беспризорные дети // Социологические исследования. 2003. № 9. С. 61−72.
  10. И.А. Основы негэнтропийной теории биологии индивидуального развития, значение в анализе и решении проблемы здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — СПб.: Наука, 1993. С. 5−24.
  11. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития (основы негэнтропийной теории онтогенеза). — М.: Наука, 1982.
  12. В.Ф. Трагедия детей, порожденная традиционным образом организации учебного процесса // (Конференция «Здоровье школьников: Медико-психологическая поддержка и физическая культура». Тезисы докладов) Школа здоровья. 1996. Т. 3. № 4. С.44−46.
  13. Н.Г., Гаврилова JI.B. Современное состояние охраны репродуктивного здоровья подростков // Здравоохранение: Журнал для руководства. 2000. № 7. С. 26−33.
  14. А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. 1999. № 8. С. 41−44.
  15. А.Н. Сексуальное образование и репродуктивное здоровье подростков // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. № 4. С. 4546.
  16. А., Санников А. Половое воспитание и сексуальное образование необходимы // Врач. 1999. № 9. С. 40−41.
  17. Ф. Дети и город // Техническая эстетика. 1976. № 1−4. С. 711.
  18. А.В. Проблемы наркотизма в работе школьной валеологи-ческой службы // Проблемы педагогической валеологии: Сборник научных трудов. — СПб.: СПбГУПМ, 1997. С. 10−11.
  19. Н.Г., Литвинова Н. А., Анисова Е. А., Шабашева С. В. Комплексный подход в оценке состояния здоровья и развития субъектов образовательного процесса// Валеология. 1997. № 3. С. 16−20.
  20. Е.А., Фролова О. Г. Миронычева Н.К. Гинекологические заболевание у детей и подростков. М., 1992.
  21. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 35−41.
  22. Р., Шиллер Г. Родителям о половом воспитании. М.: Педагогика, 1979. — 78 с.
  23. Г. М. Реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании подростков. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. СПб, 2000. — 20 с.
  24. .С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 96 с.
  25. И.И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е изд., доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. 206 с.
  26. И.И. Проблема обучения человека здоровью // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — Владивосток: Дальнаука, 1995. Вып. 2. С. 40−49.
  27. И.В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов // Школа здоровья. 1995. Т.2. № 3.С. 74−84.
  28. О. Пол и характер: Мужчина и женщина в мире страстей и эротики: перевод. М.: Рекл. изд. агентство «Форум XIX — XX — XXI», 1991.-191 с.
  29. О. Пол и характер: Принцип исследования: Перевод.- М.: Изд. центр «Первое" — 1992. 480 с.
  30. Ю.А., Мельников А. Х., Макаров Н. Н., Венкина И. Н. Влияние характера учебного процесса и условий обучения на напряженность адаптации учащихся к школе // Валеология. 1997. № 4. С. 21−24.
  31. В.П. Состояние здоровья детей в Российской Федерации (по данным государственного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 году) // Российский Вестник перинатологии и педиатрии. 2000 № 4. С. 56−57.
  32. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.
  33. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
  34. О.Ф., Самсыгина Г. А. Охрана здоровья детей из социально неблагополучных семей // Российский медицинский журнал. 2000. № 2.С. 10−14.
  35. Т.А., Герасимов Г. Г. Самодельные макеты и модели по истории. Альбом чертежей. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1967. -126 с.
  36. Я.И. Преступность в Петербурге // Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. — СПб., 1994. С. 84−88.
  37. Е.К. Гигиена урока // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. — М.: Медицина, 1988. С. 99−120.
  38. С.И. Петербургская семья сегодня // Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. — СПб., 1994. С. 54−58.
  39. .М., Зобнев В. М. Алкогольная ситуация в Санкт-Петербурге в 1987—1992 годах // Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. — СПб., 1994. С. 93−95.
  40. Ю.А. Составные части полового воспитания девочек // Медико-психолого-педагогические аспекты полового воспитания подростков. Тезисы научно-практической конференции (25−27 января 1996 г.). — СПб., 1996. С. 6.
  41. В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  42. М.В., Далла Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молодежи // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 83−86.
  43. И.В. Детская гиперсексуальность как следствие дидак-тогении // Медико-психолого-педагогические аспекты полового воспитания подростков. Тезисы научно-практической конференции (25−27 января 1996 г.). —СПб., 1996. С. 3.
  44. Л.П., Рассадкина В. К. Конституционные особенности организма детей как основа индивидуального подхода в валеологии // Проблемы педагогической валеологии. Сборник научных трудов. — СПб.: СПбГУПМ, 1996. С. 17−19.
  45. Долбик-Воробей Т. А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости // Социологические исследования. 2003. № 11. С. 78−83.
  46. В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. — М.: Медицина, 1988. С. 147−160.
  47. В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. — СПб.: Линка-Пресс, 1998. — 181 с.
  48. Живи и знай. Белая книга детства и образования в России / Сост. В. Б. Новичков. — М.: МИРОС, 1995. 80 с.
  49. А.Н. Распространенность курения среди школьников (результаты исследования) // Здоровье населения и среда обитания. 1999. № 6. С. 5−8.
  50. Н.Н., Петрухин А. С., Манелис Н. Г., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю., Борисова Т. Х. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 21−28.
  51. А.Г., Зайцев Г. К. Педагогика счастья (Валеология семьи) -СПб: Союз, 2002. 320 с.
  52. Г. К. Физическое воспитание и спортивная подготовка. Новые подходы. — JL, 1991. 44 с.
  53. Г. К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования. — СПб., 1995. 54 с.
  54. Г. К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — 3-е изд., перераб. и доп., — СПб: «Детство-Пресс», 2001. 160 с.
  55. Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье. Укрепление организма. — СПб: Акцидент, 1997. 112 с.
  56. Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье. Регуляция психики. — СПб.: Детство-пресс, 2000. 96 с.
  57. Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье. Формирование сексуальности. — СПб.: Мир и семья, 2000. — 72 с.
  58. Г. К., Зайцев А. Г., Хаптанова Т. Г. Формирование мотива-ционной сферы сексуальности подростков // Педагогика. 2002. № 3. С. 40−44.
  59. А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. — JL: Медицина, 1988.-248 с.
  60. Д.И. О состоянии здоровья детей России // Школа здоровья. 1995. Т.2. № 2. С. 5−12.
  61. Н.Ф. Роль профилактической медицины в сохранении здоровья населения // Медицина труда и промышленная экология. 2000. № 1. С.3−8.
  62. Д. Н. Каган В.Е. Психогигиена пола детей: Руководство для врачей Л: Медицина, 1986. — 335 с.
  63. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Л.: Медицина, 1988.- 155 с.
  64. Э.М., Петухов С. И., Кириченко В. В., Игишева Л. Н., Галеев А. Р., Сидоренко Б. А., Панферов В. А., Федоров А. И. Использование валеоло-гических подходов к проблеме физического воспитания в образовательных учреждениях // Валеология. 1998. № 4. С. 24−33.
  65. В.П., Баевский P.M., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. Л.: Медицина, 1980.-226 с.
  66. В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.256 с.
  67. Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества// Социологические исследования. 2003. № 7. С. 92- 100.
  68. Кле Мишель. Психология подростка. Психосексуальное развитие. Перевод с фран. -М.: Педагогика, 1991. 171 с.
  69. В., Ячевский А. О мальчиках и девочках. — М.: Про-физдат.- 1991.- 127 с.
  70. О.Б. Реализация валеологического подхода в гуманитарном образовании школьников. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. -СПб, 2002.- 160 с.
  71. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109−115.
  72. С.В. Психология современной семьи: Информ. метод, материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. 208 с.
  73. В.Ф. Половое воспитание детей и подростков // Медико-психолого-педагогические аспекты полового воспитания подростков. Тезисы научно-практической конференции (25−27 января 1996 г.). — СПб., 1996. С. 7.
  74. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000.-400 с.
  75. Т.С., Смирнова О. Б. К вопросу первичной профилактики табакокурения в школе // Валеология. 1999. № 2. С. 35−37.
  76. Кон И. С. Половая мораль в свете социологии // Советская педагогика. 1966. № 1.С. 64−77.
  77. Кон И. С. Психология юношеской сексуальности // Вест. Акад. мед. наук СССР. 1972. № 5. С. 9 12.
  78. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 225 с.
  79. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. — 336 с.
  80. Кон И. С. Сексуальная культура XXI века // Педагогика. 2003. № 4. С. 3−15.
  81. О.Е. К вопросу о половом воспитании подростков // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. № 4. С. 47−48.
  82. М.В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. М.: Медицина, 1984. — 221 с.
  83. Е.А. Распространенность употребления наркотиков и других психоактивных веществ в России на современном этапе // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. 2000. № 4. С. 15−18.
  84. Крафт Эбинг Р. Половая психопатия, с обращением особого внимания на извращение полового чувства. — М.: «Республика», 1996. — 400 с.
  85. A.M., Кротин П. Н. Соматическое здоровье у юных беременных женщин // Медико-психолого-педагогические аспекты полового воспитания подростков. Тезисы научно-практической конференции (25−27 января 1996 г.). — СПб., 1996. С. 31 -32.
  86. Т.Н., Батищева Н. А., Тамбиев А. Э., Бабенко Т. И., Каминский И. И. Анализ состояния здоровья учащихся городской школы // Валеология. 1999. № 2. С. 36−38.
  87. М.Л. Школа — как центр здоровья общества // 3-ий Национальный Конгресс по профилактической медицине и валеологии 28−31 мая 1996 г. Санкт-Петербург Россия: Тезисы докладов. — СПб., 1996. С. 9596.
  88. А.А. Педагогика здравого смысла (концепция современной образовательной школы) // «Школа 2000.» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып 1. — М.: «Бал-лас», «С-инфо», 1997. С. 9−23.
  89. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 478 с.
  90. К. Образ города М.: Стройиздат, 1982. — 134 с.
  91. Ю.П., Петленко В. П. Детерминационная теория медицины: Доктрина адаптационного реагирования. — СПб.: Гиппократ, 1992. -416 с.
  92. А.З., Юрьев В. К., Юрьев В. В., Симаходский А. С. Анализ и оценка здоровья детей // Здоровье и образование. Материалы Всероссийского научно-практического семинара от 7−9 декабря 1993 года. — СПб., 1994. С. 21−23.
  93. А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. -2-е изд., доп. и перераб. Л.: Медицина, Ленинградское отделение, 1983. — 55 с.
  94. А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. Л.: Лениздат, 1983.- 126 с.
  95. В.А., Мосткова Е. В. Обзор «Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации». — М., 1994. 134 с.
  96. А. Любовь и оргазм. Ростов-на Дону: Феникс, 1998. — 448с.
  97. Н.В. Медико-социологические исследования полового по- . ведения подростков Новосибирской области за 5 лет (1994−1998) // Инфекции, передаваемые половым путем. 1999. № 3. С. 47−48.
  98. И.И. Опасное сексуальное поведение и дети // Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. — СПб., 1994. С. 81−83.
  99. Н.М. О склонности подростков к аддиктивному поведению //Психологический журнал. Т.17. № 3. 1996. С. 149−152.
  100. Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка // Школа здоровья. 1994. Т. 1. № 1. С. 105−116.
  101. A.B. Личность: формирование потребности в нравственном развитии. Красноярск: Изд. Красноярского университета, 1985. -143 с.
  102. А.В., Никитина М. Н. Социологический портрет проститутки // Социологические исследования. 2000. № 5. С. 47−51.
  103. ИЗ. Михайлова Н. Н. Ориентировочно-ролевая игра «Семья» (Метод, указания к курсу «Этика и психология семейной жизни»). — М., 1991. 88 с.
  104. Н.С. Общие вопросы анализа произведений искусства на уроках истории // Эстетическое воспитание на уроках истории. Сборник статей.-М., 1962. С. 4−12.
  105. В.В. Психология сексуальной безнравственности. — Сыктывкар. 1990. — 128 с.
  106. Е.Е. Методы изучения мотивации личности: Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. М.: Изд-во МГУ, 1988.-80 с.
  107. Н.Д., Егозина В. И. Педагогические аспекты формирования сексуального здоровья человека // Народная медицина России: теория и практика. 2000. № 3. С. 10−13.
  108. Ю.М. Половое развитие и воспитание. Книга для учителя -М.: Просвещение, 1993.
  109. А.К. Саморегуляция в жизни школы и ученика // (Конференция «Здоровье школьников: Медико-психологическая поддержка и физическая культура». Тезисы докладов) Школа здоровья. 1996. Т. 3. № 4. С. 54−55.
  110. И.Б. О половом воспитании детей и подростков. -Минск: «Народная Асвета», 1990. — 126 с.
  111. Половое воспитание не терпит ханжества и дилетантства // Биология в школе. 1998. № 2. С. 3−8.
  112. Р. Проект полового воспитания в Санкт-Петербурге // Российский семейный врач. 2000. № 4. С. 22−24.
  113. О.В. Репродуктивные представления старшеклассников // Медико-психолого-педагогические аспекты полового воспитания подростков. Тезисы научно-практической конференции (25−27 января 1996 г.). — СПб., 1996. С. 14.
  114. К.И., Смирнова Т. С. Статистический анализ заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем и профилактика на современном этапе // Российский семейный врач. 2000. № 4. С. 14−18.
  115. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб. М. — Харьков. — Минск, 2000. — 136 с.
  116. Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 102- 108.
  117. Е.М. Положение детей в России // Педагогика. 1994. № 6. С.3−12.
  118. Т.А. Из опыта применения наглядных пособий в обучении истории. М.: Просвещение, 1983.
  119. JI.A., Романов А. Б. Половое воспитание подростков // СПИД. Секс. Здоровье. 2000. № 3. С. 18−20.
  120. A.M. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1974.183 с.
  121. Сексология. Энциклопедический справочник по сексологии и смежным областям. — 2 изд., — Мн.: БелЭн, 1994. 351 с.
  122. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 1996.-350 с.
  123. П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука. 1987. — 238 с.
  124. А.В. Формирование наркологических заболеваний в свете онтогенеза психики // Школа здоровья. 1996. Т. 3. № 3. С. 24−31.
  125. Справка МЗРФ «О неотложных мерах по охране здоровья детей и подростков в Российской Федерации». 1997.
  126. О.Л., Игишева Л. Н. Влияние психовегетативных характеристик подростков на адаптацию к повышенным учебным нагрузкам // Валеология. 1997. № 3. С. 32−36.
  127. Л.Г. Педагогическая валеология: генезис, тенденции развития. Дисс. д-ра пед. наук в виде научного доклада. М., 1996. 64 с.
  128. Ю.А. Дети пишут историю // Преподавание истории в школе. 1994. № 1. С. 24−36.
  129. А.П. Беспризорные дети // Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. — СПб., 1994. С. 69−74.
  130. Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М. 2001. — 128 с.
  131. JI.M. Программа «чувство и образ» // (Конференция «Здоровье школьников: Медико-психологическая поддержка и физическая культура». Тезисы докладов) Школа здоровья. 1996. Т. 3. № 4. С. 34−35.
  132. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  133. В. Человек в поисках смысла: Сборник.— М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  134. Г. Л., Эдстрем К. Г. Репродуктивное здоровье подростков.-М., 1985.
  135. Э. Душа человека. — М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998.-664 с.
  136. Т.Г. Реализация потребностно-информационного подхода в половом воспитании подростков. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Якутск, 2002. — 20 с.
  137. Г. Г. Современный факторный анализ. — М.: Статистика, 1972.-486 с.
  138. М.Э. Социально-психологические факторы формирования пространственной структуры жилой среды: Автореф. диссерт. на соиск. канд. психол. наук. М., 1989. — 20 с.
  139. М.Э., Круусвалл Ю., Кильгас Р. Общение в общественном центре города // Человек. Среда. Пространство. Исследования по психологическим проблемам простр.-предм. среды. Тартуский гос. ун-т. — Тарту, 1979. С. 82−99.
  140. А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 61−74.
  141. А.Г., Колесов Д. В. Девочка — подросток — девушка. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981. 128 с.
  142. А.Г., Колесов Д. В. Мальчик — подросток — юноша. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982. 207 с.
  143. Т.М. Уроки психологии в школе как средство сохранения психического здоровья учащихся // Тезисы 1-ой Всероссийской конференции (26−28 ноября 1996 г., Екатеринбург). 4.1. Валеология, образ жизни и здоровье. — Екатеринбург, 1996. С. 122−123.
  144. Т.В. Мифологическое программирование повседневной жизни // Этнические стереотипы поведения. JL: Наука, 1985. С.154−178.
  145. Частная сексопатология (Руководство для врачей) /Под ред. Г. С. Васильченко. Т.1. М.: Медицина, 1983. — 326 с.
  146. Ю.А. Гинекология подростков: Руководство для врачей. -СПб, 1998.-208 с.
  147. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей / Под научн. ред. JI.M. Шипицыной и Е. И. Казаковой. — СПб.: издательство «Образование — Культура», 1999. 128 с.
  148. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громба-ха. — М.: Медицина, 1988. 272 с.
  149. В.А., Панасюк В. П. Физическое воспитание в образовательных системах: новые подходы. — СПб., 1994. 20 с.
  150. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. — Новосибирск: Наука, 1989. 136 с.
  151. Ю.А. Об ухудшении силовых возможностей у школьников Москвы в последнее десятилетие // (Конференция «Здоровьешкольников: Медико-психологическая поддержка и физическая культура». Тезисы докладов) Школа здоровья. 1996. Т. 3. № 4. С. 71−73.
  152. Ю.А. Оздоровительные модели физического воспитания школьников // Валеология. 1997. № 4. С. 24−28.
  153. А. На пути к зрелости. М.: Профиздат, 1992. — 124 с.
  154. Hill J. Prestige and reproductive success in man || Ethology and Socio-biology. 1984. V.5.P. 77−95.
  155. Leninglon S. Child abuse: The limits of sociobiology|| Ethology and Sociobiology. 1981. V.2. P. 17−29.
  156. Lewin K. A dunamic theoru of personality: selected papers. — N.-Y., London: McGRAW-HILL BOOK сотр., ins, 1935. 285 p.
  157. Lumsden Ch.J. Parent offspring conflict over the transmission of culture || Ethnology and Sociobiology. 1984. V.5. P. 111−129.
  158. Maslow A. H. Motivation and personality. — N.-Y.: Harper & br., 1954.-411 p.
  159. Wilson E.O. Sociobiology: The new synthesis. Cambridge: Belknap Press, 1975.-423 p.
Заполнить форму текущей работой