Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основу опытно-экспериментальной работы была положена гипотеза о том, что процесс формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации досуговой деятельности детей будет протекать более эффективно, при соблюдении совокупности следующих условий: определение содержания данного вида профессиональной деятельности социального педагогаучет ведущих принципов организации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Детская досуговая деятельность как социально-педагогическое явление
    • 1. 2. Сущность и содержание профессиональной деятельности социального педагога по организации детской досуговой деятельности
    • 1. 3. Структура, критерии и показатели профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Характеристика исходного состояния сформированности профессиональной готовности студентов — будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования профессиональной готовности студентов — будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях социально-экономических изменений самыми чувствительными к изменениям оказываются семья и дети, которые порой не в состоянии справиться с жизненными трудностями и проблемами. Одной из важных сфер жизни человека, способствующей восстановлению психофизических сил является досуговая деятельность. Нестабильность общества в целом, кризис общепринятых норм и ценностей в жизни людей, устранение государства от проблем отдыха подрастающего поколения, дифференциация населения по материальным возможностям обнаруживают трудности в организации досуга.

Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями, происходящими в воспитании современного подрастающего поколения, внедрением в социально-педагогическую практику новых подходов, отражающих тенденции развития российского общества, в котором наблюдаются процессы социального расслоения, маргинализации населения, роста правонарушений несовершеннолетних, разрушения традиционных нравственных ориентиров, снижения уровня доступности сфер культуры, дополнительного образования, досуга и спорта. Лишенные возможностей для полноценного проведения досуга дети часто попадают под воздействие криминогенных факторов и оказываются в группе социального риска. Телевидение и новая «виртуальная реальность» вытесняют живое общение, становясь значимой формой проведения детьми досуга. Для современных подростков снижается значимость такой ценности, как активный досуг, они предпочитают пассивные либо экстремальные, агрессивные по отношению к внешнему миру формы досуговой деятельности.

Одним из вариантов педагогической помощи детям и подросткам в этих сложных обстоятельствах следует признать целесообразную организацию их свободного времени, позволяющую решать широкий комплекс воспитательных, профилактических и реабилитационных задач, направленных на обогащение духовного облика, содействующих самовоспитанию и развитию, помогающих находить выходы из сложных жизненных проблем.

Досуговое пространство для детей — это зона основного общения, удовлетворяющая потребности в контактах, в которой они оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны. В досуговой сфере подрастающее поколение более открыто для воздействия самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью влиять на их нравственный облик и жизненное самоопределение. Досуг — это сфера социализации, в которой происходит приобщение детей к нормам и ценностям общественной жизни и при низкой культуре его использования является порой десоциализирующим фактором.

Досуговая деятельность, являясь своеобразным средством социального воспитания в сфере свободного времени, обуславливает потребность в подготовке специалистов определенного рода. Такими специалистами являются организатор детской культурно-досуговой деятельности, педагог-организатор и социальный педагог. Основная функция данных специалистов — развитие и возвышение духовных интересов и потребностей детей посредством грамотной организации их содержательного досуга с учетом специфики различных факторов социализации. В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация, в частности, в вопросах стимулирования и организации различных форм досуговой деятельности воспитанников, что в свою очередь является эффективным средством профилактики различных негативных явлений в детско-подростковой среде.

В настоящее время сложились теоретические предпосылки для исследования проблемы профессиональной подготовки социального педагога к организации досуговой деятельности детей. Как феномен социальной действительности досуг исследован в работах И.В.Бестужева-Лады, Г. Е. Зборовского, Б. Г. Мосалева, Г. П. Орлова, В. Д. Патрушева, В. В. Попова, и др. Процесс социализации личности в условиях свободного времени проанализирован в работах М. Г. Бушканца, Г. А. Евтеевой, Н. Ф. Масловой, А. В. Мудрика, О. С. Романовой, Б. А. Титова и др. С позиций педагогической науки и практики в решении исследуемой проблемы имеют значение труды А. С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, акцентировавших внимание на социализирующем потенциале досуговой деятельности.

В монографических трудах и научных публикациях достаточно широко освещена проблема культуры свободного времени, вопросы организации культурно-досуговой деятельности. В трудах Д. М. Генкина, Г. А. Евтеевой, А. Д. Жаркова, разработаны организационно-методические вопросы руководства культурно-просветительской работой, а также затронут широкий круг проблем воспитания кадров для этой сферы. Важную конструктивную роль в обновлении культурно-просветительского образования сыграли ученые М. А. Ариарский, Ю. А. Стрельцов, Б. А. Титов, В. Е. Триодин, В. М. Чижиков, ставшие основателями отрасли знаний в отечественной науке — технологии культурно-досуговой и социально-культурной деятельности.

Проблема подготовки специалистов социальной сферы к организации культурно-досуговой деятельности отражена в научных исследованиях И. В. Неретина, Е. А. Сергеева, В. Я. Суртаева и др. Вопросами совершенствования технологий обучения культурно-досуговой деятельности занимаются Р. Н. Азарова, Е. И. Григорьева, В. В. Попов, Ф. Х. Попова, Н. Н. Ярошенко и др. Вопросам профессиональной подготовки педагогов к организации досуга детей посвящены исследования О. Р. Голованова, JI.A. Затуливетер, М.Б. Заце-пиной, И. Ю. Исаевой, О. В. Мишутиной, С. В. Сальцевой, А. А. Ярцева. Особенности процесса профессиональной подготовки социального педагога в системе высшего образования исследованы В. Г. Бочаровой, М.А. Галагузо-вой, В. Ш. Масленниковой, Ф. А. Мустаевой, Е. Н. Сорочинской и др. Подготовка социальных педагогов к досуговому взаимодействию с детьми и молодежью освещена в трудах Т. С. Бибарцевой, О. В. Богатыревой, Р. А. Литвак, B.C. Русановой, И. Б. Шульга.

В научных исследованиях широко представлены основы обучения культурно-досуговой деятельности работников культуры и искусства, однако система профессиональной подготовки данных специалистов не может быть целиком заимствована для подготовки педагогических кадров, так как она не учитывает сущностные характеристики и специфику воспитательной работы с детьми и особенности образовательного процесса в педагогическом вузе.

Анализ современного состояния проблемы позволяет констатировать следующее. С одной стороны, создаются объективные условия для организации свободного времени детей и подростков в соответствии с их интересами, а с другой — понижение платежеспособности населения и стремление обеспечить, прежде всего, достойное существование значительно снижают возможность реализовать свой выбор. В связи с модернизацией старых и созданием новых типов внешкольных учреждений жизнью выдвигается требование к обеспечению более качественного профессионального уровня организации досуговой деятельности детей и подростков. В этих условиях требуется особое внимание к обоснованию способов единения сил всех социальных институтов воспитания детей и подростков с учетом специфики их жизнедеятельности, в том числе, занятости в свободное время.

Анализ научно-педагогической литературы и реальной практики профессиональной подготовки социально-педагогических кадров позволил сделать вывод о том, что вопросам подготовки будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности не уделяется достаточного внимания, что значительно снижает степень влияния социально-педагогических механизмов успешной социализации детей и подростков. Таким образом, актуальность проблемы формирования профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности обусловлена следующими противоречиями между:

— потребностью общества в специалистах педагогического профиля, способных продуктивно организовать детскую досуговую деятельность, и невозможностью в полной мере удовлетворить данную потребность из-за недостаточного уровня профессиональной готовности педагогов к данному виду деятельности;

— потребностью педагогической практики в теоретическом обосновании процесса формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке.

— необходимостью специальной подготовки социальных педагогов к работе по организации досуговой деятельности, определяемой особенностями развития и социализации различных категорий детей, и неразработанностью методического обеспечения подготовки социально-педагогических кадров к данному виду деятельности.

Данные противоречия определяют проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности? Решение данной проблемы является целью настоящего исследования.

Актуальность исследования проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современной педагогической теории и практике послужили основанием для выбора темы исследования «Формирование профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности».

Объект исследования — процесс формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности.

Предмет исследования — педагогические условия формирования профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации досуговой деятельности детей будет эффективным при соблюдении совокупности следующих условий:

— определение содержания профессиональной деятельности социального педагога по организации детской досуговой деятельности;

— учет ведущих принципов организации детской досуговой деятельности в содержании предметной подготовки;

— организация образовательного процесса на основе установления ин-тегративных связей дисциплин курса специализации «Организации детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования», обеспечивающих единство и взаимосвязь мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и креативного компонентов исследуемого вида готовности;

— содействие накоплению студентами опыта решения профессионально-творческих задач в аудиторной и внеаудиторной работе, актуализирующего их субъектную профессиональную позицию.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: «.

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы организации детской досуговой деятельности.

2. Раскрыть сущность и содержание профессиональной деятельности социального педагога по организации досуговой деятельности детей.

3. Обосновать содержание и структуру профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности.

4. Определить критерии, показатели и уровни профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности.

5. Выявить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия эффективного формирования профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности.

Методологическую основу исследования составили ведущие идеи системного (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. И. Юдин и др.) — личностно-деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Г. П. Щедровицкий и др.) — индивидуально-творческого (Ю.П. Азаров, В. И. Андреев, О. С. Гребенюк, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Г. Рындак, Е. Н. Шиянов и др.) подходов.

Теоретическую базу исследования составили:

— ведущие положения социологии досуга (Г.Е. Зборовский, Г. П. Орлов, В. Д. Патрушев, Э. В. Соколов, J. Dumazedier и др.);

— теоретические положения о творческой сущности личности и ее развитии в деятельности (А.А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, А. З. Рахимов, С. Л. Рубинштейни др.);

— теории социализации личности и основные положения социально-педагогического подхода в образовании и воспитании (В.Г.Бочарова, Г. ИГайсина, М. А. Галагузова, Р. А. Литвак, А. В. Мудрик, Ф. А. Мустаева и др.);

— теории культурно-досуговой деятельности (А.Д. Жарков, В. В. Попов, Ф. Х. Попова, Е. А. Сергеев, В. Я. Суртаев, В. М. Чижиков и др.);

— концептуальные идеи социальной ценности досуговой деятельности, раскрывающие ее позитивное влияние на социализацию детей (Ю.П. Азаров, А. Ф. Воловик, В. А. Воловик, С. А. Шмаков, Д. Б. Эльконин и др.);

— основные положения теории профессионального образования (P.M. Асадуллин, В. Я. Батышев, B.JI. Бенин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, JI.M. Митина, В. А. Сластенин, Э. Ш. Хамитов и др.);

— теоретические основы режиссерской деятельности в культурно-досуговых мероприятиях (В.П. Марков, И. Б. Шубина и др.);

— ведущие положения теории социально-педагогической деятельности (М.А. Галагузова, JI.B. Мардахаев, М. В. Шакурова, Ю. И. Юричка и др.);

— исследования по проблемам организации детского досуга и подготовки специалистов к данному виду деятельности (Е.В. Бондарева, О. В. Мишутина, B.C. Русанова, С. В. Сальцева, Ю. А. Стрельцов, И. И. Шульга, Н. Н. Ярошенко, А. А. Ярцев и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотетических положений в исследовании использовался следующий комплекс методов: монографические (анализ философской, психологической, социологической, педагогической и социально-педагогической литературы) — теоретические (анализ и синтезабстрагирование и конкретизацияобобщениемоделирование) — диагностические (анкетированиетестированиесамооценкаэкспертная оценкаранжированиебеседаобобщение независимых характеристик) — эмпирические (прямое, косвенное, включенное педагогическое наблюдение) — пракси-метрические (анализ продуктов деятельности) — педагогический экспериментстатистическая и математическая обработка экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмул-лы». Исследованием было охвачено 296 студентов социально-гуманитарного факультета специальности 31 300 «Социальная педагогика», 150 социальных педагогов образовательных учреждений г. Уфы и районов Республики Башкортостан. Исследование проводилось в течение 2002;2009 гг. и включало четыре этапа.

Первый этап (2002;2003 гг.) — изучение и анализ философской, социологической, психологической, педагогической и социально-педагогической литературы по проблемеопределение теоретико-методологических основ исследованияформулировка цели и основных положений гипотезыопределение задач исследованиявыявление педагогических условий эффективного формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности.

Второй этап (2003;2004 гг.) — разработка критериев, показателей и уровней профессиональной готовности будущих социальных педагогов, к организации детской досуговой деятельностисоставление программы эксперимента, выбор контрольной и экспериментальной групп, проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап (2004;2007 гг.) — проведение формирующего эксперимента, проверка эффективности педагогических условий формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации досуговой деятельности детей в образовательном процессе педагогического вузаапробация программных и учебных материалов.

Четвертый этап (2007;2009 гг.) — обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работыформулировка основных теоретических выводов по проблеме исследованияоформление текста диссертации. Научная новизна исследования заключается в следующем: — определено и обосновано содержание профессиональной деятельности социального педагога по организации детской досуговой деятельности, включающее следующие направления: приобщение к культуре досугапрофилактика негативных явлений в детско-подростковой средесоздание.

• условий для формирования субъектной позиции в досуговой деятельностисоздание благоприятной социально-педагогической среды и оздоравливающей атмосферыч.

— уточнена сущность профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности как устойчивой интегра-тивной характеристики его личности, проявляющейся в осознании гуманистической ценности досуговой деятельности, положительном эмоционально-ценностном отношении к ребенку, владении знаниями и умениями организации детской досуговой деятельности, наличии креативных качеств и обеспечивающей решение профессиональных задач в области детского досугараскрыто содержание ее основных компонентов (мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и креативного);

— выявлена зависимость уровня профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности от реализации совокупности педагогических условий (определение содержания данного вида профессиональной деятельности социального педагогаучет ведущих принципов организации детской досуговой деятельностипостроение образовательного процесса на основе установления интегративных связей дисциплин курса специализации «Организации детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования», обеспечивающих единство и взаимосвязь мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и креативного компонентов исследуемого вида готовностисодействие накоплению студентами опыта решения профессионально-творческих задач в аудиторной и внеаудиторной работе, актуализирующего их субъектную профессиональную позицию).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: углублена теория социально-педагогической деятельности в разделе методики работы социального педагога по организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков;

— расширены имеющиеся теоретические представления о формировании профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности в контексте субъектного развития студента в образовательном процессе;

— выявлена структура и содержание основных компонентов профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и креативный);

— определены критерии (осознание гуманистической ценности досуговой деятельности, уровень знаний студентов в области педагогики досуга, уровень владения методикой организации детской досуговой деятельности, степень включения в практическую деятельность элементов творчества) и выявлены диагностические показатели уровневой профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности.

Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем:

— разработаны и успешно внедрены в учебный процесс БГПУ им. М. Акмуллы в рамках специализации «Организация детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования» авторские дисциплины «Теория и методика досуговой деятельности», «Теория и методика работы педагога-организатора в учреждениях дополнительного образования детей», «Режиссура детских программ», «Теория и методика деятельности детских организаций», совершенствующие профессиональную подготовку будущих социальных педагогов;

— разработаны и опубликованы учебные программы и методические рекомендации для студентов дистанционной формы обучения по специализации «Организация детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования" — терминологический словарь «Педагогика досуга" — учебно-методический комплекс «Организация детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования" — методическое пособие для организаторов детского досуга «Уроки детского досуга»;

— материалы и результаты исследования использованы в системе повышения квалификации социальных педагогов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, организаторов детского движения Республики Башкортостан с целью совершенствования профессиональных знаний и умений в области детского досуга;

— материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке учебно-методических пособий и программ по организации детского досуга в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образованияпрограмм спецкурсов в системе профессиональной подготовки будущих педагогов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на исходные методологические и теоретические позиции исследованияиспользованием комплекса методов теоретического и экспериментального исследования, длительностью проведенной опытно-экспериментальной работывоспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных данныхиспользованием методов математической статистики при обработке результатов исследования.

Личное участие автора в получении результатов заключается в разработке и обосновании ведущих положений исследованиянепосредственном участии в организации и проведении экспериментальной работы на всех ее этапахтеоретическом обобщении и интерпретации полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования отражены в публикациях автора в реферируемых изданиях: «Вестник Челябинского государственного педагогического университета», Челябинск, 2007; «Сибирский педагогический журнал», Новосибирск, 2009. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на Международных («Традиции и инновации в социальной педагогике», Самара, 2004; «Проблемы социодинамики культуры в современном обществе», Уфа, 2007; «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании», Уфа, 2007; «Социальная работа и молодежь», Ижевск, 2009) — Всероссийских («Человек. Культура. Образование», Уфа, 2006; «Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России», Бирск, 2006; «Социальная педагогика и социальная работа XXI века: проблемы и перспективы», Магнитогорск, 2006; «Актуальные проблемы социального воспитания», Ульяновск, 2006; «Актуальные проблемы современной культуры детства», Челябинск, 2006; «Социальные проблемы современной молодежи», Магнитогорск, 2008; «Социальная педагогика: традиции и инновации», Екатеринбург, 2009), региональных научно-практических конференцияхна Республиканских и городских научно-методических семинарах для социальных педагогов общеобразовательных школ, детских домов и школ-интернатов (Уфа, 20 052 010) — на курсах повышения квалификации работников системы дополнительного образования, социальных педагогов и педагогов-организаторов подростковых клубов г. Уфы и Республики Башкортостанметодических семинарах кафедры социальной педагогики БГПУ им. М. Акмуллы. Внедрение материалов и результатов исследования осуществлялось в ходе преподавания авторских дисциплин специализации на социально-гуманитарном факультете Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Материалы исследования апробировались на базе ГОУ СПО «Заочный уфимский педагогический колледж № 1» и внедрены в деятельность Дома детского творчества Калининского района г. Уфы. Автором опубликовано 28 работ, в том числе 19 по теме исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность профессиональной деятельности социального педагога по организации детской досуговой деятельности представляется как содействие успешной социализации детей и подростков путем приобщения к социально одобряемым видам досуговых занятий, обеспечивающих профилактику негативных социальных явлений и способствующих повышению уровня досуговой деятельности. Содержание деятельности социального педагога по организации детской досуговой деятельности включает в себя такие направления, как приобщение к культуре досуга, профилактика негативных явлений в детско-подростковой среде, создание условий для формирования субъектной позиции в досуговой деятельности, создание благоприятной социально-педагогической среды и оздоравливающей атмосферы.

2. Профессиональную готовность будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности мы рассматриваем как устойчивую интегративную характеристику его личности, проявляющуюся в осознании гуманистической ценности досуговой деятельности, положительном эмоционально-ценностном отношении к ребенку, владении знаниями и умениями организации детской досуговой деятельности, наличии креативных качеств и обеспечивающую решение профессиональных задач в сфере детского досуга.

3. Оценка уровней сформированности профессиональной готовности социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности возможна по следующим критериям и соответствующим им показателям: глубина осознания гуманистической ценности досуговой деятельности (потребность в непосредственном общении с детьми в досуговой сфережелание заполнить досуг детей педагогически целесообразными видами занятийстремление к раскрытию личностного потенциала ребенка) — уровень знаний студентов в области педагогики досуга (знания о сущности воспитательного процесса в досуговой сфереоснов организации детской досуговой деятельностиособенностей организации досуговой деятельности детей разного возраста) — уровень владения методикой организации детской досуговой деятельности (умение отбирать и применять методы и приемы организации досуговой деятельности, актуализирующие субъектную позицию воспитанниковвладение игротехникойумение анализировать и оценивать собственный практический опыт организации досуговой деятельности и стремление к профессиональной самореализации в авторских работах) — степень включения в практическую деятельность элементов творчества (творческое воображение, генерирование новых идейиспользование элементов актерской техники, способность к импровизациивыполнение профессиональных функций в изменившихся условиях).

4. Эффективность формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: определение содержания данного вида профессиональной деятельности социального педагогаучет ведущих принципов организации детской досуговой деятельности в содержании предметной подготовкипостроение образовательного процесса на основе установления интегративных связей дисциплин курса специализации «Организации детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования», обеспечивающих единство и взаимосвязь мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и креативного компонентов исследуемого вида готовностисодействие накоплению студентами опыта решения профессионально-творческих задач в аудиторной и внеаудиторной работе, актуализирующего их субъектную профессиональную позицию.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (231 источник). Текст изложен на 185 страницах, содержит 5 таблиц и 15 рисунков.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В русле исследуемой проблемы был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого были апробированы гипотетически заявленные педагогические условия эффективного формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности, прослежена динамика развития ее основных компонентов и изменения в уровнях сформированности у студентов контрольной и экспериментальной групп. На заключительном этапе были проведены математическая обработка и качественная интерпретация полученных результатов.

В основу опытно-экспериментальной работы была положена гипотеза о том, что процесс формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации досуговой деятельности детей будет протекать более эффективно, при соблюдении совокупности следующих условий: определение содержания данного вида профессиональной деятельности социального педагогаучет ведущих принципов организации детской досуговой деятельности в содержании предметной подготовкипостроение образовательного процесса на основе установления интегративных связей дисциплин курса специализации «Организации детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования», обеспечивающих единство и взаимосвязь мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и креативного компонентов исследуемого вида готовностисодействие накоплению студентами опыта решения профессионально-творческих задач в аудиторной и внеаудиторной работе, актуализирующего их субъектную профессиональную позицию. В организационном плане опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа, на каждом из которых решались конкретные задачи, использовался комплекс определенных исследовательских методов.

Первый (подготовительный) этап — подбор комплекса диагностических методов и методиквыявление исходного уровня сформированности профессиональной готовности студентов к организации детской досуговой деятельности. Второй (основной) этап — формирующий эксперимент по апробации выявленных педагогических условий со студентами специальности «Социальная педагогика» в рамках изучения курса специализации «Организация детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования». Третий (заключительный) этап — итоговая диагностика уровня профессиональной готовности и сравнительный анализ полученных данных.

Результаты констатирующего эксперимента показали низкий уровень профессиональной готовности студентов к организации детской досуговой деятельности. На адаптивном уровне данная готовность сформирована у 35 (77,8%) ЭГ и у 30 (66,7%) КГ студентовна репродуктивном уровне находятся 10 (22,2%) студентов ЭГ и 15 (33,3%) студентов КГ. Всего в формирующем эксперименте приняли участие 90 студентов социально-гуманитарного факультета специальность «Социальная педагогика» Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы. В ходе формирующего этапа была осуществлена модернизация содержания профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в рамках специализации «Организация детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования (УДО)» в соответствии с определенными в результате теоретического анализа проблемы педагогическими условиями. В образовательном процессе мы использовали активные методы обучения (учебная экскурсия, деловая игра, метод проектов, кейс-метод, этюдный метод, арт-креативные методы, тренинг личностного роста) и личностно-ориентированные технологии (технология педагогической импровизации, учебно-творческого проектирования и элементы театральных технологий). Помимо этого мы включали студентов в реальный процесс организации детской досуговой деятельности в ходе педагогических практик и за пределами основного образовательного процесса (реализация творческих проектов в общеобразовательных учреждениях, детских домах, учреждениях дополнительного образования, подростковых клубах, психолого-педагогических центрах, в учреждениях для детей с ограниченными возможностями).

Данные исследования подвергались количественному анализу с дальнейшей качественной интерпретацией. В нашем исследовании использовался однофакторный дисперсионный анализ (F-критерий Фишера), который проводился в рамках полной факторной модели, включающей оценку главного эффекта «Формирующее воздействие» (т.е. его наличие у экспериментальной группы и отсутствие у контрольной группы) и зависимых переменных — качеств и предпосылок профессиональной готовности социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы выявил существенную положительную динамику сформированности по всем критериям исследуемого вида профессиональной готовности среди студентов экспериментальной группы (по сравнению с контрольной), что свидетельствует об эффективности применения выдвинутых в начале исследования педагогических условий. На адаптивном уровне данная готовность сформирована у 12.

26,7%) КГ и у 1 (2,2%) ЭГ студентовна репродуктивном уровне профессиональной готовности к организации детской досуговой деятельности находятся 15 (33,3%) студентов КГ и 9 (20,0%) студентов ЭГ соответственнорепродуктивно-творческий уровень готовности продемонстрировали 11 (24,4%) респондентов КГ и 17 (37,8%) респондентов ЭГтворческий уровень профессиональной готовности к организации детской досуговой деятельности присутствует у 7 (15,6%) студентов КГ и у 18 (40,0%) студентов ЭГ.

Названные педагогические условия, выдвинутые в начале исследования, взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга. При образовании совокупности каждое педагогическое условие основывается на предыдущем, выводится из него и обеспечивает успешное функционирование последующего. В ходе реализации совокупности педагогических условий образовательная деятельность приобретает логико-содержательную, содержательно-процессуальную основу и структурированность. Совокупность форм и методов формирования профессиональной готовности к организации детской досуговой деятельности приобретает силу системообразующего фактора, объединяющего педагогические усилия субъектов данного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ научно-педагогической литературы и реальной практики профессиональной подготовки социально-педагогических кадров выявил, что вопросам подготовки будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности не уделяется достаточного внимания, что значительно снижает степень влияния социально-педагогических механизмов успешной социализации детей и подростков.

Проведенное нами исследование было направлено на разрешение противоречия между потребностью общества в специалистах педагогического профиля, способных продуктивно организовать детскую досуговую деятельность, и невозможностью в полной мере удовлетворить данную потребность из-за недостаточного уровня профессиональной готовности педагогов к данному виду деятельности. Мы предположили, что одним из способов разрешения данного противоречия является разработка научно-дидактических основ формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности и использование ее результатов в практической подготовке социальных педагогов к указанному виду деятельности в условиях педагогического вуза.

Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил выявить наличие достаточного количества теоретических поисков по проблеме профессиональной готовности, готовности к педагогической деятельности и отсутствие научных разработок по проблеме формирования профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности.

На основании проведенного теоретического исследования дано определение и выявлена структура профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности. На основе положений концепции формирования личности учителя, теоретических представлений о профессиональной готовности, сущности детской досуговой деятельности, специфике ее организации социальным педагогом, а также на основе анализа результатов собственной практической деятельности и опытной работы готовность будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности мы рассматриваем как устойчивую интегратив-ную характеристику его личности, проявляющуюся в осознании гуманистической ценности досуговой деятельности, эмоционально-ценностном отношении к ребенку, владении знаниями и умениями организации детской досуговой деятельности, наличии креативных качеств и обеспечивающую решение профессиональных задач в сфере детской досуговой деятельности.

Успешность формирования профессиональной готовности будущего социального педагога мы оценивали посредством следующих критериев и показателей:

— глубина осознания гуманистической ценности досуговой деятельности (потребность в непосредственном общении с детьми в досуговой сфережелание заполнить досуг детей педагогически целесообразными видами занятийстремление к раскрытию личностного потенциала ребенка);

— уровень знаний в области педагогики досуга (знания о сущности воспитательного процесса в досуговой сферезнание основ организации детской досуговой деятельностизнание особенностей организации досуговой деятельности детей разного возраста);

— уровень владения методикой организации детской досуговой деятельности (умение отбирать и применять методы и приемы организации досуговой деятельности, актуализирующие субъектное начало в воспитанникахвладение игротехникойумение анализировать и оценивать собственный практический опыт организации досуговой деятельности и стремление к профессиональной самореализации в авторских работах);

— степень включения в практическую деятельность элементов творчества (творческое воображение, генерирование новых идейиспользование элементов актерской техники, способность к импровизациивыполнение профессиональных функций в изменившихся условиях).

В соответствии с выделенными критериями и показателями, выделены четыре основных уровня сформированности профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности — адаптивный, репродуктивный, репродуктивно-творческий и творческий.

Адаптивный уровень профессиональной готовности к организации детской досуговой деятельности характеризуется невысокой степенью сформированности большинства показателей: отсутствием потребности в непосредственном общении с ребенком в досуговой сференизким уровнем владения специальными знаниямиотсутствием выраженных умений организации детской досуговой деятельности.

Репродуктивный уровень готовности характеризуется признанием досуговой деятельности как одной из важных сфер социализации ребенкаотличается ситуативным желанием организации досуговой деятельности. Психолого-педагогические и специальные знания не систематизированы, практические умения направлены на применение традиционных форм и методов организации досуговой деятельности.

Репродуктивно-творческий уровень указывает на достаточно хорошее владение знаниями и умениями организации досуговой деятельностинаблюдается желание непосредственного общения с ребенком в досуговой сфереотмечается владение навыками импровизации.

Для творческого уровня характерна сформированность всех компонентов профессиональной готовностикроме того умения организации детской досуговой деятельности периодически подкрепляются в собственной практической работе с детьми в сфере досуга за пределами образовательного учреждениятворческая активность находит выражение в авторских проектах, как в процессе подготовки, так и во время непосредственной их реализации.

Проверка выделенных нами педагогических условий эффективного формирования профессиональной готовности социального педагога к организации детской досуговой деятельности, а именно: определение содержания профессиональной деятельности социального педагога по организации детской досуговой деятельностиучет ведущих принципов организации детской досуговой деятельности в содержании предметной подготовкиорганизация образовательного процесса на основе установления интегративных связей дисциплин курса специализации «Организации детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования», обеспечивающих единство и взаимосвязь мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельност-ного и креативного компонентов исследуемого вида готовностисодействие накоплению студентами опыта решения профессионально-творческих задач в аудиторной и внеаудиторной работе, актуализирующего их субъектную профессиональную позицию, осуществлялась в образовательном процессе БГПУ им. М.Акмуллы.

Опытно-экспериментальная работа по апробации выделенных нами педагогических условий проводилась в три этапа, на каждом из которых решались конкретные задачи, использовался комплекс определенных исследовательских методов. На первом этапе осуществлялся подбор комплекса диагностических методов и методиквыявлялся исходный уровень сформированности профессиональной готовности студентов к организации детской досуговой деятельности. Второй этап представлял собой формирующий эксперимент по апробации выявленных педагогических условий со студентами специальности «Социальная педагогика» в рамках изучения курса специализации «Организация детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования». На третьем этапе осуществлялась итоговая диагностика уровня профессиональной готовности и сравнительный анализ полученных данных.

Уровневый, сравнительный и комплексный анализ, а также статистическая проверка достоверности полученных данных позволили выявить существенные положительные изменения уровня сформированности профессиональной готовности к организации детской досуговой деятельности у студентов — будущих социальных педагогов экспериментальной группы, что свидетельствует о правомерности выдвинутых нами педагогических условий.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что проблема исследования в достаточной степени решена: выделены, научно обоснованы и экспериментально проверены теоретические предпосылки и педагогические условия эффективного формирования профессиональной готовности будущего социального педагога к организации детской досуговой деятельности. Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы подтвердили в целом выдвинутую нами гипотезу.

В результате проведенного исследования обозначились проблемы, требующие дальнейшего теоретического анализа и научно-методического обеспечения. К таковым мы отнесли проблему адаптации выделенных нами педагогических условий с учетом специфики бакалаврской подготовки социальных педагогов в педагогическом вузе, а также проблему развития уровня профессиональной готовности к организации детской досуговой деятельности социальных педагогов общеобразовательных школ, детских домов, учреждений дополнительного образования в процессе повышения их квалификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и личность Текст. / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. , Ю.П. Руководство по развитию талантов Текст. / Ю. П. Азаров. М.: Изд-во УРАО, 2003. — 152 с.
  4. , Р.Н. Социально-педагогическая организация досуга учащейся молодежиТекст.: дис. д-ра.пед.наук:/Р.Н. Азарова. -М., 2005. 373 с.
  5. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процессаТекст./Ш.А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. — 560с.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 2000.-350 с.
  7. , В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003.-608 с.
  8. , P.M. Антропологические основания педагогического образования Текст. / P.M. Асадуллин, В. Л. Бенин. Москва — Уфа: БГПУ, 2000. — 96 с.
  9. , P.M. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества Текст. / P.M. Асадуллин, Э. Ш. Хамитов, B.C. Хазиев. Уфа: Китап, 2001. — 264 с.
  10. , P.M. Новые ориентиры развития профессионального образования Текст.: монография / P.M. Асадуллин, Л. И. Васильев, В. Г. Иванов. Уфа: Вагант, 2008. — 132 с.
  11. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 120 с.
  12. , К.Ш. Краткий словарь педагогических и психолого-педагогических понятий Текст. / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров. Уфа: БГПИ, 1994. — 16 с.
  13. , К.Ш. Логико-методологические аспекты педагогических исследований Текст. / К. Ш. Ахияров // Проблемы обучения и воспитания молодежи. Уфа: БГПИ, 1997. — Вып.7. — С.3−5.
  14. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) Текст. / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  15. , Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере Текст.: учебно-метод. пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. Ярославль: Академия развития, 2003. — 256 с.
  16. , Л.А. Технология игровой деятельности Текст. / Л.А. Байко-ва. Рязань: Изд-во РГУ, 1994. — 34 с.
  17. , Т.И. Профессиональное мастерство специалиста культуры Текст. / Т. И. Бакланова. М.: МГУКИ, 1998. — 208 с.
  18. , Н.Ф. Социальный педагог: введение в профессию Текст.: учеб. пособие / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 256 с.
  19. Батышев, С. Я Профессиональная педагогика Текст. / С. Я Батышев. — М.: Профессиональное образование, 1997. 546 с.
  20. , В.Л. Педагогическая культурология Текст.: курс лекций / В. Л. Бенин. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 515 с.
  21. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Текст. / Э.Берн. Екатеринбург: ЛИТУР, 1999. — 576 с.
  22. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  23. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. П. Беспалько. -М.: МО РФ, ИРПО, 1995. 97 с.
  24. Бестужев-Лада, И. В. Восьмая подсистема образования. А может быть первая? Текст. /И.В. Бестужев-Лада //Внешкольник. 1997. — № 3. — С.11−17.
  25. , Т.С. Формирование игровой культуры социального педагога Текст.: дис. канд. пед. наук:/Т.С. Бибарцева. СПб., 1996.-179с.
  26. , Т.С. Учебно-игровой тренинг специалистов социокультурной сферы Текст.: учеб. пособие / Т. С. Бибарцева. СПб.: СПбГУКИ, 1999.-64 с.
  27. , И.В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  28. , О.В. Подготовка социального педагога к работе по организации культурно-досуговой деятельности студентов Текст.: дис.. канд. пед. наук: / О. В. Богатырева. Невинномысск, 2006. — 186с.
  29. , Д.Б. Психология творческих способностей Текст.: учеб. пособие / Д. Б. Богоявленская. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  30. , А.А. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / А. А. Бодалев. -М.: МГУ, 1982. 199 с.
  31. , А.А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  32. , Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст.: учеб. пособие / Е. В. Бондаревская, С.В. Куль-невич. -М.- Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999. 558 с.
  33. , В. Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание Текст.: науч.-метод. пособие / В. Г. Бочарова. М.: ИСПС РАО, 2008. -224 с.
  34. , О.С. Педагогический артистизм Текст.: учеб. пособие / О. С. Булатова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.
  35. , М.Г. Свободное время школьников как фактор всестороннего гармонического развития личности. Педагогические проблемы всестороннего развития учащихся Текст. / М. Г. Бушканец. М.: Просвещение, 1983.-34 с.
  36. , JI.M. Открываем театральный сезон. Сценарии, конкурсы, турниры Текст.: учеб. пособие / JT.M. Берникова. — М.: Педагогическое общество России, 2003. 96 с.
  37. , В.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе Текст. / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. Н. Уман. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
  38. , С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика Текст. / С. М. Вишнякова. М.: НМЦСПО, 1999.-358 с.
  39. , А.Ф. Педагогика досуга Текст.: учеб. пособие / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. М.: Флинта, 1998. — 240 с.
  40. Воспитание социально-ориентированной личности Текст.: монография / В. Ш. Масленникова и др. — Казань: Данис, 2007. 175 с.
  41. , Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы Текст. / Б. З. Вульфов, М. М. Поташник. М.: Просвещение, 1983.-205 с.
  42. , JI.C. Психология искусства Текст. / JI.C. Выготский. -Минск: Современное слово, 1998. 480 с.
  43. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 534 с.
  44. , О.С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования Текст. / О. С. Газман, P.M. Вейсс, Н. Б. Крылова. М.: ИЛИ РАО, 1995.- 103 с.
  45. , Г. И. Образование как социокультурный феномен Текст. / Г. И. Гайсина. Москва — Уфа: МПГУ, БГГТУ, 2000. — 148 с.
  46. , Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования Текст. / Г. И. Гайсина. М.:Прометей, 2002. — 316с.
  47. , Г. И. Культурологический подход в педагогическом исследовании Текст.: монография / Г. И. Гайсина. Уфа: Вагант, 2007. — 304 с.
  48. , М.А. Социальная педагогика Текст.: курс лекций / М. А. Галагузова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 416 с.
  49. , А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире Текст. / А. С. Гаязов. М.: Наука, 2003. — 255 с.
  50. , А.С. Семь проблем современного образования Текст. / А. С. Гаязов. Уфа: Вагант, 2008. — 245 с.
  51. , Е.М. От игры к самовоспитанию Текст. / Е. М. Гельфан, С. А. Шмаков. -М.: Педагогика, 1971. 104 с.
  52. , Д. М.Массовые театрализованные праздники и представления Текст.: учеб.-метод. пособие / Д.М. Генкин, А. А. Конович. — М.: ВНМЦНТИКПР, 1985. 86 с.
  53. , О.Р. Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности старшеклассников в сельском социуме Текст.: авто-реф. дис. канд. пед. наук: / О. Р. Голованов. Кострома, 1999. — 24 с.
  54. , О.С. Педагогика индивидуальности Текст.: курс лекций / О. С. Гребенюк. Калининград: КГУ, 1995. — 93 с.
  55. , Ю.Н. КИПАРИС: учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе Текст. / Ю. Н. Григоренко, У. Ю. Кострецова. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 238 с.
  56. , В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  57. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / В .И. Даль. М.: Русский язык, 1982. — 256 с.
  58. Детские и подростковые клубы по месту жительства в новых социально-экономических условиях Текст. / Под. ред. Д. М. Комского. Екатеринбург: УрГПУ, 1996. — 73 с.
  59. Детское движение: вопросы и ответы: методическое пособие Текст. / О. В. Гуртовая, В. Ю. Конева. Тюмень: ГУПТО «ТИД», 2000. — 136 с.
  60. , Т.М. Основы социально-культурного проектирования Текст. / Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова. М.: Олма-пресс, 1996. — 167 с.
  61. , В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 1999. — 356 с.
  62. , М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней Текст.: монография / М. Е. Дуранов. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — 276 с.
  63. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. -183 с.
  64. , Е.Б. Организация дополнительного образования детей: практикум Текст. / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. — М.: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2003.-192 с.
  65. , Г. А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени Текст. / Г. А. Евтеева. Л.: Просвещение, 1988. — 121 с.
  66. , А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности Текст. / А. Д. Жарков. М.: Изд-во «Профиздат», 2000. — 287 с.
  67. Закон РФ «Об образовании» Текст. М.: ИНФРА, 2000. — 52 с.
  68. , Л.А. Организованный досуг как фактор воспитания и развития учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук: / Л. А. Затуливетер. Липецк, 1998.-213 с.
  69. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
  70. , В.И. Педагогическое творчество учителя Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
  71. , В.И. Панорамный подход к проектированию педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский // Соискатель-педагог. -2008. № 2. — С.17−26.
  72. , JI.B. Формирование у студентов педагогических институтов готовности к организации внеурочной деятельности учащихся Текст.: дис.. канд. пед. н. / Л. В. Заремба. -М., 1993. 154 с.
  73. , М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности Текст.: дис.. д-ра пед. наук: / М. Б. Зацепина. М., 2005. — 414 с.
  74. , Г. Е. Социология досуга и культуры Текст. / Т. Е. Зборовский. М.: Изд-во «Альтекс», 2006. — 242 с.
  75. , А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности Текст. / А. В. Золотарева. -Ярославль: Академия развития, 2004. 304 с.
  76. , И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел Текст. / под ред. Л. Г. Борисовой. -М.: Магистр-пресс, 1999. — 178 с.
  77. , И.П. Методика коммунарского воспитания Текст. / И. П. Иванов. М.: Просвещение, 1990. — 143 с.
  78. , И.Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: / И. Ю. Исаева. Магнитогорск, 2006. — 24 с.
  79. , З.И. Теория и методика воспитания: иллюстративно-наглядное пособие Текст. / З. И. Исламова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. — 60 с.
  80. , М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  81. , О.А. Игры в самих себя Текст. / О. А. Казанский. М.: Роспедагенство, 1995. — 128 с.
  82. Кан-Калик, В. А. Как овладеть элементами театральной педагогики: учителю о педагогической технике Текст. / В.А. Кан-Калик. М.: Педагогика, 1987. -190 с.
  83. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 141 с.
  84. , Т.Г. Основы социально-культурной деятельности Текст. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. -М.: Изд-во МГУКИ, 1995. 136 с.
  85. , Т.Г. Теория досуга за рубежом Текст. / Т. Г. Киселева. -М.: МГИК, 1992.-50 с.
  86. , Н.В. Основы системы Станиславского Текст. / Н. В. Киселева, В. А. Фролов. Ростов-н/Д: Феникс, 2000. — 301 с.
  87. , И.И. Культура профессионального мышления социального педагога Текст. / И. И. Клемантович // Воспитание школьников. -2000. -№ 10. С.16−17.
  88. , И.И. Новая профессия социальный педагог Текст. / И. И. Клемантович // Школа. — 1998. — № 3. — С.8−14.
  89. , Е.А. Психология профессионализма Текст. / Е. А. Климов. -М.: Ин-т практ. психологии: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
  90. , И.М. Психология. Иллюстрированный словарь Текст. / И. М. Кондаков. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. — 512 с.
  91. , Е.А. Формирование готовности будущих учителей к реализации технологии модульного обучения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/Е.А. Коняева. Екатеринбург, 2004. — 25 с.
  92. , В.В. Методология педагогических исследований: пособие для педагога-исследователя Текст. / В. В. Краевский. Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994.- 165 с.
  93. , Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся Текст. / Н. А. Краля. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. — 60 с.
  94. , В.А. Психология Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
  95. , Б. И. Теория игр Текст.: учебное пособие /Б. И. Кузин, С. В. Широкова. Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2006. — 120с.
  96. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.-118 с.
  97. Культура и образование: терминологический словарь Текст. / сост. В. Л. Бенин. Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. — 206 с.
  98. Культурно-досуговая деятельность Текст. / Под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. М.: Изд-во МГУКИ, 1998. — 461 с.
  99. , Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые игры для детей Текст.: учеб.-метод. пособие / Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. М.: Гум.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-216с.
  100. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  101. , А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 1981.-548 с.
  102. , Р.А. Деятельность детских общественных объединений в современных условиях как фактор социализации подростков Текст.: монография / Р. А. Литвак. Челябинск: ЧГАКИ, 2005. — 336 с.
  103. , В.А. Социальное проектирование Текст. / В. А. Луков. М.: Флинта, 2007. — 240 с.
  104. , А.И. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы Текст. / А. И. Лучанкин, А. А. Сняцкий. Екатеринбург: УрО РАН, 1996.-262 с.
  105. , А.С. Педагогические сочинения Текст.: В 8 томах / А. С. Макаренко. -М.: Педагогика, 1980.
  106. , Н.Ф. Социальная роль досуга и особенные возможности его влияния на личность Текст. / Н. Ф. Максютин // Педагогические ресурсы досуга-Казань: Медицина, 1996. 140 с.
  107. , О.И. Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление Текст.: дис.. д-ра пед. наук: / О. И. Марков. СПб., 1998. — 406 с.
  108. , С.А. Формирование профессионального имиджа будущего социального педагога Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: / С. А. Маскалянова. Елец, 2005. — 20 с
  109. , В.Ш. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего специального образования Текст. / В. Ш. Масленникова. Казань: Б. и., 1995. — 92 с.
  110. , Н.Ф. Пути рационального использования времени в учебно-воспитательном процессе Текст.: учеб. пособие к спецкурсу / Н. Ф. Маслова. -Курск: Б. и., 1987.-80 с.
  111. , А.Г. Психология бытия Текст. / А. Г. Маслоу. — М.: Рефл-бук, Киев: Вакслер, 1997. 304 с.
  112. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  113. , А.К. Психология труда учителя Текст. / А. К. Маркова. -М.: Педагогика, 1993. 191 с.
  114. , З.М. Формирование профессиональной компетентности социального педагога Текст.: монография / З. М. Махмутова. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. 136 с.
  115. Н.В. Вишняковой «Диагностика творческих склонностей» Электронный ресурс. Режим доступа: http: alchnoct. com/2008/12/Test2. — (10.11.2009).
  116. Методика изучения мотивов обучения студентов в вузе Электронный ресурс. — Режим доступа: http: testoteka.narod.ru. — (10.11.2009).
  117. Методологические основы педагогического исследования: пособие для аспирантов, соискателей и молодых исследователей Текст. / Сост. К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров, Г. Х. Валеев. Уфа: БГПУ, 2000. — 64 с.
  118. Методические рекомендации по организации досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства Текст. / авт.-сост. Ю. К. Березкин и др. М.: Ин-т международных социально-гуманитарных связей, 2008. — 103 с.
  119. Мид, М. Культура и мир детства Текст. / М. Мид. М.: Наука, 1988. -429 с.
  120. , JI.M. Психология профессионального развития учителя Текст. / JI.M. Митина М.: Флинта, 1998. — 204 с.
  121. , О.В. Система формирования готовности студентов педвузов к организации творческой досуговой деятельности школьников Текст.: дис. канд. пед. наук:/О.В. Мишутина. Саратов, 2004. — 213с.
  122. , Б.Г. Досуг. Методология и методика социологических исследований Текст. / Б. Г. Мосалев. М.: МГУК, 1995. — 127 с.
  123. , А.В. Социализация человека Текст. / А. В. Мудрик. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 321 с.
  124. , Ф.А. Социальная педагогика Текст.: учебник / Ф.А. Мус-таева. М. — Екатеринбург: Академ, проект- Деловая школа, 2003. — 528 с.
  125. , Р.С. Психология Текст.: В 3-х кн. 4-е изд. / Р. С. Немов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
  126. , И.В. Подготовка социального работника к организации культурно-досуговой деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: / И. В. Неретин. -М., 1995. 16 с.
  127. , Л.Е. Социальный педагог в школе Текст. / Л. Е. Никитина. -М.: Академический проект: Гаудеамус, 2003. 112 с.
  128. Образование. Наука. Творчество: теория и опыт взаимодействия Текст. / Под ред. В. Г. Рындак. Екатеринбург, УрРАО, 2002. — 352 с.
  129. , Р.В. Справочная книга социального педагога Текст. / Р. В. Овчарова. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 480 с.
  130. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. -1200 с.
  131. Определение социальной креативности Электронный ресурс. — Режим доступа: http://vsetesti.ru/32. (2.11.2009).
  132. , В.Н. Культура досуга Текст. / В. Н. Орлов. М.: Профиздат, 1981.-80 с.
  133. , Г. П. Свободное время и личность Текст. / Г. П. Орлов. -Свердловск, Средне-Уральское изд-во, 1983. 176 с.
  134. , А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога Текст. / А. П. Панфилова. М.: Академия, 2007. — 362 с.
  135. , В.Д. Использование совокупного времени общества Текст. / В. Д. Патрушев. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  136. Педагогика профессионального образования Текст. / Е.П. Белозер-цев и др. / под ред. В. А. Сластенина. М.: «Академия», 2004. — 368 с.
  137. Педагогика школьных каникул Текст.: метод, пособие / сост. С. В. Тетерский. -М.: Академический проект, 2003. 176 с.
  138. Педагогика досуга: терминологический словарь Текст. / сост. О. Н. Хахлова. Уфа: Изд-во БГГТУ, 2007. — 78 с.
  139. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. / В. А. Петровский. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. — 512 с.
  140. , К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  141. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей Текст. / М. М. Баранник и др. М.: ЦПЛ, 2003. — 413 с.
  142. , В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение Текст. / В. В. Полукаров. М.: Знание, 1988. — 79 с.
  143. , В.В. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования Текст.: монография / В. В. Попов, Ф. Х Попова. Тюмень, 2004.-176 с.
  144. , М.М. Как развивать педагогическое творчество Текст. / М. М. Поташник. -М.: Педагогика, 1987.
  145. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации Текст. / Сост. Н. К. Беспятова. М.: Айрис-пресс, 2003. — 176 с.
  146. Психологический лексикон Текст.: энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕРСЭ, 2005.
  147. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Текст. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
  148. Психологические тесты Текст. / под ред. А. А. Корелина: В 2-х т. — М.: Наука, 2003. Т 2. — 248 с.
  149. Пути повышения качества профессиональной подготовки социально-педагогических кадров Текст.: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. — 84 с.
  150. , Б.А. Диссертация и ученая степень Текст.: пособие для соискателей / Б. А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2005. — 428 с.
  151. , А.З. Психология творчества Текст. / А. З. Рахимов. Уфа: Изд-во «НОК», 1996. — 121 с.
  152. , А.З. Творческое мышление Текст.: монография / А. З. Рахимов. Уфа: Изд-во «Творчество», 2005. — 224 с.
  153. , А.А. Психология изучения личности Текст. / А. А. Реан. -СПб.: Питер, 1999. 288 с.
  154. , П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей Текст. / П. Е. Решетников. М.: Владос-Пресс, 2000. — 301 с.
  155. , Е.И. Настольная книга практического психолога Текст.: учеб. пособие в 2-х кн. / Е. И. Рогов // Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Кор-рекционные приемы и упражнения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-480 с.
  156. , Е.И. Выбор профессии: становление профессионала Текст. / Е. И. Рогов. М.: Владос-Пресс, 2003. — 336 с.
  157. , К.Ф. Становление личности. Взгляд на психотерапию Текст. / К. Ф. Роджерс. М.: Эксмо-пресс, 1994. — 414 с.
  158. , И.Е. Досуг как общечеловеческий феномен Текст.: дис.. канд. социол. наук / И. Е. Романова. Екатеринбург, 1995. — 140 с.
  159. , О.С. Досуговая деятельность подростков как средство их социализации Текст.: дис.. канд. пед. наук: / О. С. Романова. М., 2004. -210 с.
  160. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Текст. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая рос. энциклопедия, 1993. — 608 с.
  161. , С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. 512 с.
  162. , B.C. Воспитательный потенциал центров детского досуга Текст. / B.C. Русанова. Челябинск: ЧГИИК, 1998. — 79 с.
  163. , B.C. Методика и организация культурно-досуговой деятельности детей и подростков Текст. / B.C. Русанова. — Челябинск: ЧГИИК, 1991.-67 с.
  164. , B.C. Словарь-справочник социального-педагога — организатора досуга детей и подростков Текст. / B.C. Русанова. Челябинск: ЧГАКИ, 2004.-132 с.
  165. , Н.Я. Социальный педагог как организатор культурно-досуговой деятельности Текст. / Н. Я. Рыбина. Тамбов: ТГУ, 2003. — 123 с.
  166. , В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) Текст.: монография / В. Г. Рындак. -М.: Педагогический вестник, 1997. 244 с.
  167. , С.В. Досуговая деятельность и профессиональное становление педагога: учеб. пособие Текст. / С. В. Сальцева, А. А. Ярцев. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2004. — 89 с.
  168. Секреты вожатского мастерства: методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей и подростков Текст. / Сост. Е. В. Поспелова и др. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. 150 с.
  169. , Е.А. Становление и развитие профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы Текст.: дис.. д-ра пед. наук: / Е. А. Сергеев. М., 2000. — 344 с.
  170. , В.А. Педагогика Текст. / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000. — 350 с.
  171. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 159 с.
  172. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 308 с.
  173. , В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
  174. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов. — М.: Академия, 2005—304с.
  175. Современные технологии социально-культурной деятельности Текст.: учеб. пособие / под. ред. Е. И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004.-512 с.
  176. , Э.В. Свободное время и культура досуга Текст. / Э. В. Соколов, Е. И. Добринская. JL: Наука, 1997. — 207 с.
  177. Сорока-Росинский, В. Н. Школа им. Достоевского Текст. / В.Н. Со-рока-Росинский. М.: Педагогика, 1978. — 48 с.
  178. , Е.Н. Социально-педагогический колледж «Орленок» Текст. / Е. Н. Сорочинская // Педагогика. 1998. — № 7. — С.69−73.
  179. Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка Текст.: материалы Российской науч.-практ. конф., 23−24 апреля 1996 г. / ЧГПУ: отв. ред. Р. А. Литвак. -Челябинск, 1996. 103 с.
  180. Социальная педагогика: теория и практика Текст. / Под. ред. Л. В. Мардахаева. М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2000. — 248 с.
  181. Социальная педагогика: традиции и инновации Текст.: материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием- в 4-х ч. Екатеринбург: УрГПУ, 2009.
  182. Социальная педагогика и социальная работа XXI века: проблемы и перспективы развития Текст.: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. — 140 с.
  183. Социальный педагог: подготовка и деятельность Текст.: сб. науч. статей / М-во образования Рос. Федерации, ЧГПИ. Челябинск, 1994. — 175с.
  184. , Ю.А. Социальная педагогика досуга Текст. / Ю. А. Стрельцов. -М.: МГУК, 1996. 134 с.
  185. , А.А. Педагогические основы профилактики правонарушений в сфере подростково-молодежного досуга Текст. / А. А. Сукало. СПб.: Питер, 1996. — 143 с.
  186. , В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга Текст. /В.Я. Суртаев. -Ростов-н/Д.: СПбГАК, 1997. 199 с.
  187. , В.Я. Игра как социокультурный феномен Текст.: учеб. пособие /В.Я. Суртаев. СПб.: Питер, 2000. — 208 с.
  188. , В.А. Избранные педагогические сочинения Текст.: В 3-х т. / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1981.
  189. , М.Е. Организация летнего отдыха детей Текст.: учеб-метод. пособие / М. Е. Сысоева. М.: Гум. изд. цент ВЛАДОС, 1999. — 176 с.
  190. , Н.В. Подготовка выпускников — будущих педагогов к трудоустройству (тренинг социально-психологической адаптации) Текст. / Н. В. Тамарская, А. А. Власова. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. — 81 с.
  191. Театр, где играют дети Текст.: учеб.-метод. пособие /под. ред. А. Б. Никиной. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с.
  192. , Ф.Ш. Образование новый взгляд: теория, технология, практика Текст. / Ф. Ш. Терегулов, В. Э. Штейнберг. — Уфа: Изд-во БИРО, 1998.-232 с.
  193. , Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга Текст. / Б. А. Титов. СПб.: СпбГАК, 1996. — 275 с.
  194. Традиции и инновации в социальной педагогике Текст.: материалы науч.-практ. конф. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. — 176 с.
  195. , В.Е. Педагогика клубной работы Текст. / В. Е. Триодин. -М.: Сов. Россия, 1984. 150 с.
  196. , Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты Текст. / Е. Е. Туник. СПб.: СПбУПМ, 1997. — 165 с.
  197. , Д.Н. Психология установки Текст./Д.Н. Узнадзе. СПб: Питер, 2001.-414 с.
  198. Уроки детского досуга: методическое пособие для организаторов детского досуга Текст. / сост. О. Н. Хахлова. — Уфа: Вагант, 2010.- 108 с.
  199. , К.Д. Человек как предмет воспитания Текст.: избранные пед. сочинения в 2-х т. / К. Д. Ушинский. — М., 1974.
  200. , P.M. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя Текст. / P.M. Фатыхова. Уфа: Башгоспедунивер-ситет, 2000. — 164 с.
  201. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности Текст.: избранные труды. -2-е изд. / Д. И. Фельдштейн. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 672 с.
  202. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 763 с.
  203. , В.Н. Педагогическая импровизация в профессиональной деятельности учителя: теория и методика Текст. / В. Н. Харькин. М.: МИП «NB МАГИСТР», 1992. — 159 с.
  204. , В.Д. Деятельность и способности Текст. / В.Д. Шадри-ков. М.: Логос, 1994. — 315 с.
  205. , Д.В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности Текст.: дис.. д-ра пед. н: / Д. В. Шамсутдинова. Казань, 2002. — 497с.
  206. , С.Т. Избранные педагогические сочинения Текст. / С. Т. Шацкий. М.: Педагогика, 1984. — 154 с.
  207. , Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности Текст. / Н. И. Шевандрин. М.: Наука, 1998. — 512 с.
  208. , Т.А. Справочник социального педагога Текст. / Т. А. Шишковец. М.: ВАКО, 2005. — 208 с.
  209. , Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя Текст. / Е. Н. Шиянов. Ставрополь: СГПИ, 1991. — 180 с.
  210. , Е.Н. Развитие личности в обучении Текст.: учеб. пособие / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Издат. центр «Академия», 1999. — 288 с.
  211. , С.А. Уроки досуга Текст. / С. А. Шмаков. М.: Новая школа, 1992.-102 с.
  212. , С.А. Досуг школьника Текст. / С. А. Шмаков. Липецк: НПО Ориус, 1993. — 191 с.
  213. , И.Б. Организация досуга и шоу-программ Текст. / И. Б. Шубина. Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 352 с.
  214. , И.И. Подготовка социального педагога к профессионально-педагогической аниматорской деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук: / И. И. Шульга. Новосибирск, 2002. — 208 с.
  215. , Г. П. Философия. Наука. Методология. Текст. / Г. П. Щедровицкий. М.: Школа культ, политики, 1997. — 656 с.
  216. , Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности Текст. / Г. П. Щедровицкий //Методы исследования, диагностики и развития международных коллективов. -М.: Просвещение, 1983. С.153−178.
  217. , Н.Е. Собранье пестрых дел Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Новая школа, 1994. — 95 с.
  218. , Д.Б. Психология игры Текст. 2-е изд. / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1999. — 360 с.
  219. Энциклопедия профессионального образования Текст.: в 3-х т. / под ред. В .Я. Батышева. М.: АПО, 1998. — 1 т. — 568 е.: 1999. — 3 т. — 488 с.
  220. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  221. , Ю.И. Девиантология: агрессия, конфликты, наркомания, правонарушения Текст.: монография / Ю. И. Юричка, А. Ю. Юричка. — М.: Мое. гос. открыт, пед. ун-т, 2001. 164 с.
  222. , Д.Е. Дополнительное образование детей: словарь-справочник Текст. / Д. Е. Яковлев. М.: АРКТИ, 2002. — 112 с.
  223. , Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности Текст. / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПУ, 1999. — 128 с.
  224. , Н.Н. Социально-культурная анимация Текст.: учеб. пособие /Н.Н. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2005. — 126 с.
  225. , А.А. Досуговая деятельность как фактор профессионального становления будущего педагога Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: / А. А. Ярцев. Н. Новгород, 2004. — 22 с.
  226. Dumazedier, J. Toward a Society of Leisure. NY, 1967.
  227. O’Dell, I., Tietjen L. Kids, parents, coaches and reacreation activities// Parks and reacreation. 1997. — № 7. — P.70−76.
  228. Parker, S. Sociology of Leisure. NY, 1976.
  229. Veel, A.J. Lifestyle and Leisure. Sydney, 2000.
Заполнить форму текущей работой