Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования: На материале Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В принятой концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы учреждений дополнительного образования (УДО), эффективно способствующих развитию знаний, умений и интересов социального и профессионального самоопределения учащейся молодежи. В педагогике УДО рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития» образования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социально-экономические и научно-технические условия. формирования активности в техническом изобретательстве учащихся учреждений дополнительного образования
    • 1. Рационализаторская и изобретательская деятельность учащейся молодежи в России
    • 2. Психолого-педагогические аспекты творческого и изобретательского развития учащихся
    • 3. Умственная деятельность учащихся в стадии решения изобретательских задач
  • Глава II. Создание системы формирования изобретательских умений учащихся учреждений дополнительного образования
    • 1. Технология обучения учащихся эвристическим приемам решения технических задач, формирующих изобретательские умения
    • 2. Создание модели-системы формирования изобретательских умений учащихся, организация и результаты экспериментальной деятельности
  • Выводы

Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования: На материале Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перед современной общеобразовательной и высшей школой стоят актуальные социально-педагогические задачи, связанные с переходом общества к рыночным отношениям, и одна из них — коренное улучшение образования и воспитания учащейся молодежи, формирование и активизация технического изобретательства. Технический прогресс предъявляет сегодня повышенные требования к содержанию и методике преподавания технических и изобретательских дисциплин, приобщения учащейся молодежи к современной технике и технологии. Это требует незамедлительного, массового участия людей в творческой деятельности, действенных, эффективных усилий в разработке и внедрении интеллектуальной собственности — изобретений, рацпредложений, конкурентоспособных промышленных образцов, товаров и др.

Изобретение — новое, техническое решение задачи, обладающее существенным отличием, дающее экономический эффект. Изобретательская деятельность позволяет быстрыми темпами модернизировать старую и создать новую технику и технологию, обеспечить снижение себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции. В 1988 г. число изобретателей, получивших авторские свидетельства (АС) по стране составило 97 тысяч, а экономический эффект от внедрения изобретений дало 3, 9 млд. руб. (по курсу денежных банкнот 1988 г.). В настоящее время эти показатели существенно снизились.

Успехи ведущих зарубежных предприятий, фирм обусловлены наличием у них высококачественной машинной техники и оборудования и являются результат создания совершенных условий, истинно творческой массовой деятельности в области технического изобретательства, оперативного внедрения результатов в практику. Неудачи страны в развитии экономики связаны в основном с отсутствием, наряду с другими причинами: системного подхода к обучению, воспитанию и развитию изобретательских начал личностиусловий для массовой творческой деятельности и др.

Требуется государственная политика, действенная система обучения, воспитания, развития и управления подготовкой технического творчества учащихся в разнопрофильных учебных объединениях, создание эффективной системы педагогического руководства обучением специалистов-изобретателей.

Вызывает тревогу наметившееся сокращение интеллектуального потенциала для развития НТП в стране, невостребованность талантов, изобретательского опыта и др. Происходит «утечка умов» за границу, Россия превращается в донора, питающего мировой рынок интеллектуального труда с огромными потерями для собственной экономики (с 1989 г. по 2001 г. потери составили 1,5 млн. человек). Согласно расчетам ООН с учетом затрат на воспитание, образование, косвенных потерь и приобретений, Россия теряет ежегодно в результате «утечки умов» не менее 3 млд. долларов США, а с учетом упущенной выгоды — до 60 млд. долларов. «Утечка умов» оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику страны, развитие ведущих отраслей хозяйства, ослабляет НТП в России.

Дагестан — полностью дотационный регион России с одним из самых высоких показателей безработицы и низким уровнем жизни населения. Изучение и анализ социально-экономических условий жизни и деятельности в РД позволили сделать вывод, что в РД имеются людские — интеллектуальные и производственные — ресурсы для устранения кризиса и эффективного развития всех отраслей промышленности.

В принятой концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы учреждений дополнительного образования (УДО), эффективно способствующих развитию знаний, умений и интересов социального и профессионального самоопределения учащейся молодежи. В педагогике УДО рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития» образования в России. В УДО обучается более пяти миллионов учащихся по различным направлениям деятельности: техническое творчество и изобретательствоэколого-биологическоехудожественно-эстетическое и др., а в субъектах РФ функционируют более 700 УДО технической направленности. В школах, ПУ действуют 55 тысяч объединений, секций, клубов и др. научно-технических творческих объединений. Руководство последними осуществляют 15 тысяч педагогов и методистов, среди которых 50% имеют высшее и 30% педагогическое образование.

Добиться успехов в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов можно, если разнопрофильные учебные заведения обеспечат воспитание и развитие технической творческой инициативы учащихся через внутреннюю активность, мотивацию и пробуждение интереса к творческой деятельности, желания и потребности активно заниматься изобретательством. Анализ учебной практики, наблюдение за проведением занятий в УДО, учащихся в ЦТТУ РД, школе № 39, ПУ № 14 г. Махачкалы, технолого-экономическом факультете ДГПУ позволил выявить недостатки в обучении изобретательской деятельности. Для успешного решения данной проблемы необходимо, чтобы ее правильно, со всей ответственностью понимали руководители сферы образования, инженерно-педагогические работники, учащиеся. Создание соответствующей мотивации творческой деятельности должно быть основным компонентом их повседневной работы — педагогической, учебно-производственной и воспитательной. Пока этого не наблюдается, т. к. отсутствует требуемое на нужном уровне общественное мнение, способность властных структур создать обстановку, побуждающую личность к творческим поискам в области изобретательства. Кроме всего прочего, важна информированность учебных заведений о том, как организовать работу по изобретательству, какие объекты интеллектуальной собственности, инновационной деятельности охраняются в стране, как осуществить их защиту. Необходимо знать о разработках изобретателей, передовом педагогическом опыте, лучших учебных заведениях в области изобретательства. Только хорошо подготовленные специалисты могут должным образом организовать деятельность по изобретательству в учебных заведениях.

Выдающиеся педагоги А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская и др. связывали непосредственно детское техническое творчество с общим образованием как эффективное основание для всестороннего активного развития творческих способностей личности.

Общие психологические условия и закономерности развития технического творчества, формирования творческого мышления, трудовых конструкторских умений и навыков применительно к различным его видам, с учетом возрастных особенностей, исследованы психологами Е. В. Гурьяновым, Е. А. Климовым, Т. В. Кудрявцевым, Е. А. Милеряном, К. К. Платоновым, З. А. Решетовой, В.В. Чебыше-вой и др.

Научные основы методики трудового обучения, воспитания, развития технического творчества представлены в трудах А. В. Абдуллаева, П. Н. Андрианова, А. К. Бешенкова, А. Г. Дубова, М. А. Жиделева, К. А. Катханова, P.M. Магомедова, З. М. Магомедовой, М. Б. Рамазанова, Ю. С. Столярова, С. А. Шапоринского, A.F. Шильниковой, С. К. Никулина, В. Н. Цатурова и др.

Сущность педагогической и творческой деятельности УДО исследовали А. В. Абдуллаев, JI.B. Алиева, И. Д. Алиев, А. Н. Нюдюрмагомедов, В. А. Березина, О. И. Грекова, М. Б. Коваль, А. А. Останец, Г. Н. Попова, С. В. Сальцева, Е. Е. Чепурных, А. И. Щетинская, А. Б. Фоминых и др.

Теорию и практику изобретательского творчества изучали А. В. Абдуллаев, Г. С. Альтов, Г. Я. Буш, Д. П. Волков, Г. А. Горский, Г. А. Денисов, В. И. Дикарев, А. П. Ежов, А. Ф. Крайнев, П. А. Кулешов, В. А. Рачков, В. Г. Тыминский, Г. А. Ха-лемский, JI.B. Шмаков, В. В. Шапкин. Однако исследуемое нами направление практико-ориентированного технического изобретательства еще не нашло должной разработки для УДО и др. образовательных учреждений, а главное, реализации применительно к обучению дисциплинам «Техническое творчество и изобретательство».

В теории и практике УДО имеются значительное количество нерешенных проблем, а именно: отсутствие современного, соответствующего учебно-методического обеспечения в области изобретательствасистемы формирования технического изобретательствасовершенных технических средств обученияспециально подготовленных специалистов для обучения изобретательству и патентоведению. Это обусловило выбор нами темы исследования «Система формирования технического изобретательства учащихся в УДО».

Объект исследования: процесс формирования технического изобретательства.

Предмет исследования: содержание системы формирования и развития технического изобретательства учащихся в УДО.

Цель исследования: обосновать необходимость, разработать средства, приемы, методы и модель-систему формирования и развития технического изобретательства учащихся в УДО.

Гипотеза исследования: система формирования и развития технического изобретательства учащихся будет эффективной, если:

• процесс формирования и развития личностных качеств учащихся (внутренняя активность, мотивация, побуждения, творческие способности к техническому изобретательству осуществляются в соответствии с запросами общества в творчески мыслящих специалистах-изобретателях;

• созданы теоретические положения, средства, методы, приемы, установлены основные компоненты целостной модели-системы, создающих взаимосвязь теоретических знаний, практических творческих умений с ориентацией на разрешение потребности машинного производства конкретного региона;

• содержание изучаемых дисциплин по техническому творчеству и изобретательству будут дополнены новым содержанием, обеспечивающим мотивацию и активизацию предметных знаний, а также повышающих качество усвоения учебного материала, его осмысленность и самостоятельность, целостность и системность;

• создана научно-обоснованная педагогическая система преподавания дисциплин по техническому творчеству и изобретательству, сущность которых состоит из качественно нового по содержанию учебного материала;

• лабораторно-практические работы по изучаемым дисциплинам технического творчества будут оптимально практико-ориентированно перестроены в связи с изменением их содержания и будут проводиться на современных инновационных исследовательских установках с учетом сущности деятельности специалиста-изобретателя.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой в диссертации выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы в педагогической и технической творческой теории и практике и ее психолого-педагогическое обеспечение.

2. Создать и научно обосновать компоненты целостной модели-системы формирования и развития технического изобретательства учащихся, обеспечивающей взаимосвязь теоретических творческих знаний, практических умений с ориентацией на решение задач технического машинного производства региона.

3. Выявить значимость и охарактеризовать особенности изобретательства посредством опорных конспектов, его роли в творческой подготовке учащихся в УДО.

4. Разработать оптимальную педагогическую систему преподавания дисциплин по техническому творчеству и изобретательству на новом материале практико-ориентированного содержания.

5. Создать научно обоснованную практико-ориентированную технологию выполнения лабораторно-практических работ по дисциплинам технического творчества с применением разработанных лабораторных установок, защищенных А.С. на изобретения (мировое признание).

Методологические основы работы: философия личностно-ориентированного образования, системный, комплексный, личностно-деятельностный подход к системе формирования и развития технического изобретательства учащейся молодежи при изучении технических творческих дисциплинучения об особенностях развития личностипсихолого-педагогические аспекты творческого и изобретательского развития учащихсяумственная деятельность личности в стадии решения изобретательских задачрешения МО РФ и РД по вопросам улучшения научно-теоретической, практической подготовки и нрав ственного воспитания учащихся, активизации изобретательской деятельности при изучении творческих технических дисциплин и подготовке конкурентоспособных разнопрофильных специалистов-изобретателей.

Методы исследования: теоретический и ретроспективный анализ, методы экспертных оценок, тестирование, анкетирование, моделирование, обобщение педагогического опыта, опытная работа, дидактическое и педагогическое наблюдение, интервьюирование учащихся, родителей, методистов, эксперимент, статистические методы оценки результатов.

База исследования: ЦТТУУДО МО РДДагестанский государственный педагогический университет (ДГГГУ) — школа № 39- ПУ № 14 (г. Махачкала).

Этапы исследования:

I этап (2000 — 2001 гг.). На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы были выделены проблема, цель, основные задачи и приняты концептуальные научные положения исследования. Выявлено состояние ТТ и изобретательских умений учащихся в результате констатирующего эксперимента.

II этап (2001 — 2002 гг.). Разработана целостная модель-система формирования и развития технических изобретательских умений учащихся при изучении дисциплин по техническому творчеству и изобретательству в разнопрофильных учебных заведениях РД. Осуществлен формирующий эксперимент.

III этап (2002 — 2003 гг.). Проведен контролирующий эксперимент, установлена эффективность целостной модели-системы формирования и развития технических изобретательских умений учащихся при изучении дисциплин по техническому творчеству и изобретательствусистематизированы результаты экспериментальной деятельностиразработаны практические рекомендации для их внедрения в деятельность разнопрофильных учебных заведений РД.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Разработанная педагогическая концепция необходима для развития технических изобретательских и творческих умений учащихся при изучении дисциплин по техническому творчеству и изобретательству в разнопрофильных учебных заведениях РД.

2. Созданная модель-система способствует формированию и развитию технических изобретательских умений учащихся при изучении дисциплин по техническому творчеству и изобретательству и выполняется в четыре стадии:

• создание научно-обоснованной потребности-мотивации, стимулирующей учащихся к осознанному техническому творчеству и изобретательству и осуществлению полного качественного цикла познавательной деятельности по формированию и развитию технических изобретательских действий для получения знаний при изучении технических творческих и изобретательских дисциплин на основе созданного блока учебно-методической литературы, опорных конспектов (1 +8), существенно повышающих уровень знаний, умений;

• организация и реализация новой формы учебных занятий, на которых учащиеся могут самостоятельно использовать ранее усвоенные знания, умения выявлять в неизвестной ситуации принципиально новый функциональный смысл используемых в трудовой деятельности инструментов, приспособлений, материалов и др., находить «узкие» места в учебных мастерских, в быту, на производстве и др. и оценивать свою готовность к их устранению;

• развитие, выполнение и умение применять: творческую логическую структуру разрешения существующих видов противоречийспособы полбора, систематизации и хранения информацииоформление и подачу заявки на предполагаемое изобретениеметоды и приемы развития творческого воображения;

• гуманистическое воспитание, обеспечивающее зарождение у личности стремления к самоутверждению в процессе изобретательского творческого поиска, т. е. к признанию себя изобретателем, к осознанию наличия у себя способности творчески мыслить, искать и воплощать в практику новые изобретательские идеи.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые поставлена и исследована актуальная научная проблема, имеющая социально-экономическое, психолого-педагогическое значение, — построена целостная модель-система процесса учебно-познавательной деятельности по формированию и развитию технических изобретательских умений учащихся при изучении дисциплин по техническому творчеству и изобретательству в разнопрофильных учебных заведениях, в том числе:

• рассмотрены, проанализированы и обоснованы концептуальные идеи взаимодействия теории и практики системы формирования и развития изобретательских умений при изучении дисциплин и по техническому творчеству и изобретательству;

• установлена возможность процесса формирования и развития изобретательских умений и действий при изучении дисциплин по техническому творчеству и изобретательству на основе созданных опорных конспектов обучения, направленных на качественное развитие знаний, умений и их запоминание в учебной деятельности, оказание существенной методической помощи учащимся, преподавателям в самостоятельной деятельности по овладению предметными учебными знаниями и умениями;

• разработана научно-обоснованная технология отбора содержания курса «Развитие технических изобретательских умений учащихся», направленного в первую очередь на творческое осознание обучения, воспитания и развитие технических изобретательских умений и применения их в практике;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты его являются значительными для системы формирования и развития изобретательских умений учащихся разнопрофильных учебных заведений при изучении дисциплин технического творчества и изобретательства. Материалы исследования могут быть использованы при проведении научно-педагогических исследований по смежным проблемам.

Практическая значимость исследования состоит в том, что созданы, апробированы и внедрены в образовательную практику научно обоснованные формы, средства, приемы, методы целостной модели-системы развития изобретательских умений учащихся при изучении дисциплин по техническому творчеству и изобретательству в учебных заведениях. Материалами исследования с успехом могут пользоваться преподаватели, методисты учебных заведений не только РД, но и по всей стране.

Результаты исследований могут стать основой для создания предметных учебно-методических, наглядных пособий для педагогов, методистов, учащихся в области формирования и развития технического изобретательства, способствующего НТП в промышленном производстве страны.

Апробация и внедрение результатов.

Основные научные идеи и результаты исследования изложены в 6 публикациях, обсуждались и были одобрены на научных конференциях ученых и аспирантов ДГПУ, МАДК, ЦТТУ, УДО (г. Махачкала) (2001 — 2003 гг.), на Всероссийских семинарах и конференциях в г. Москве (2001 — 2002 гг.).

Под руководством соискателя в ДГПУ, ЦТТУ с 2002 г. для педагогов, методистов, лаборантов и студентов ТЭФ проводились научно-технические конференции по проблеме «Совершенствование развития изобретательских умений учащихся».

Методики эксперимента апробированы в ходе независимых экспериментов в ЦТТУ, ДГПУ. Научно-обоснованные в эксперименте технологии используются в деятельности преподавателей, методистов ДГПУ, МАДК, ЦТТУ (г. Махачкала) и др.

Достоверность результатов исследования подтверждается освополагаю-щими научными положениями педагогики, психологии, технических дисциплин с учетом научных данных, педагогического опыта и их экспериментальной проверки в ДГПУ, МАДК, ЦТТУ Дагестана.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (241 наименование), приложений (3). В тексте использовано 9 таблиц, 156 рисунков. Общий объем работы — 213 с. с приложениями.

153 Выводы.

1. Результаты критического анализа состояния проблемы системы формирования и развития технического изобретательства учащихся при изучении дисциплин по техническому творчеству, изложенной в научно-педагогической, философской и специальной литературе выявили недостаточную разработанность данной темы в науке. Все это в целом подтвердило и усилило актуальность нашего исследования по разработке целостной модели-системы учебно-познавательной деятельности и использованию добытых знаний для практических целей, технической изобретательской работы, на рост НТП в промышленности на благо личности.

2. Техническое изобретательство — сложная сфера творческого отношения личности к окружающему миру природы и обществу, наиболее совершенная форма самоутверждения творческой личности в системе современной цивилизации и проявлений умственной изобретательской активности в целях всестороннего гармонического развития.

3. В республике создана и впервые внедрена научно обоснованная целостная модель-система процесса учебно-познавательной деятельности формирования и развития изобретательских умений учащихся при изучении дисциплин по техническому творчеству и изобретательству, отвечающая требованиям массовой подготовки конкурентоспособных специалистов-изобретателей в новых рыночных отношениях для применения ими знаний, умений на практике, включающая:

• создание научно обоснованной потребности-мотивации, стимулирующей учащихся к осознанному техническому творчеству и изобретательскому учению, и осуществлению полного качественного цикла познавательной деятельности по формированию и развитию технических изобретательских действий для получения знаний при изучении технических творческих и изобретательских дисциплин на основе созданного блока учебно-методической литературы, опорных конспектов, существенно повышающих уровень знаний;

• организация и реализация новой формы учебных занятий, на которые учащиеся самостоятельно могут переносить ранее усвоенные знания, умения, в неизвестной ситуации выявлять принципиально новый функциональный смысл используемых в трудовой деятельности инструментов, приспособлений, материалов и др., находить «узкие» места в учебных мастерских, лабораториях, в быту, на производстве и др., оценивать свою готовность к их устранению;

• развитие, выполнение и умение применять: творческую логическую структуру разрешения существующих видов противоречийспособы подбора, систематизации и храненияоформление и подачи заявки на предполагаемое изобретениеметоды и приемы развития творческого воображения;

• гуманистическое воспитание, обеспечивающее зарождение у личности стремления к самоутверждению в процессе изобретательского творческого поиска, т. е. к признанию себя изобретателем, к осознанию наличия у себя способности творчески мыслить, искать и воплощать в практику новые изобретательские идеи.

4. Процесс выявления объекта в новом свойстве обеспечивается наличием у личности творческого опыта, содержащего в основном компоненты: способность устанавливать сходство и различия у объектов явлений и факторов, давать им оценку в соответствии со сложившимися обстоятельствами и наличием знанийумение вычленять из всей совокупности знаний те, которые соответствуют содержанию творческих интересов конкретного поискового действиявысокий уровень специальных и профильных знаний и умений соотносить их к функции аналога решениязначительная ассоциативность мышления, воздействующая на эмоциональные восприятияразвитая привычка вести постоянное сравнение явлений, факторов по различным основамнавыки в организации внимания на условиях стоящей проблемной ситуации.

5. Разработанные научно обоснованные предметные опорные конспекты изучения дисциплин по техническому творчеству и изобретательству впервые внедрены в учебный процесс школы № 39, ДГПУ, МАДК, ЦТТУ (г. Махачкала). Конспекты существенно повышают качество знаний и умений, способствуют эффективному осознанному усвоению изобретательских умений учащихся, развивают самостоятельность учения и системность знаний, исключают описа-тельность и декларативность излагаемого материала.

6. Создана педагогической направленности система по подготовке творчески мыслящей личности, осуществляемая дидактическим преподаванием дисциплин по техническому творчеству и изобретательству следующих функций: организационнойразвивающейвоспитательной.

7. Выявлена существенная научная и технико-экономическая эффективность содержания вновь разработанных и выполняемых лабораторно-практических работ по исследованию «узких» мест технических машинных объектов, поданы на них заявки на изобретение, получено 5 патентов на изобретения, созданные в сотворчестве членами СКБ ТЭФ (ДГПУ) и учащимися ЦТТУ РД.

Существенно повысилась мотивация и активизация предметных знаний учащихся в области технического изобретательства вследствие проведения лабораторно-практических работ на универсальных, высокотехнологических установках, отвечающих требованиям НТП, а также изобретательская практико-ориентированность исследовательской направленности этих работ.

8. Экспериментально доказана выдвинутая научная гипотеза, подтверждена реальная эффективность целостного процесса учебно-познавательной деятельности по формированию и развитию изобретательских умений учащейся молодежи при изучении дисциплин по техническому творчеству и изобретательству, повышающая качественно уровень самостоятельного усвоения учебного материала, его значительную осознанность, целостность, системность и про-ектно-ориентированность.

Последующие разработки актуальной проблемы формирования и развития технических изобретательских умений при изучении технического творчества и изобретательства могут быть осуществлены в направлении усиления и совершенствования психолого-педагогического, методического, эвристического, технического творчества и изобретательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. В. Научные основы приобщения учащейся молодежи к техническому творчеству. Махачкала: ДГПУ, 1992. — 297с.
  2. А. В. Моделист-конструктор. Атлас для производственно-технического творчества учащихся. Махачкала: ЦНТИ, 1992. — 186 с.
  3. А. В. Основы прикладной механики в техническом творчестве учащихся. Махачкала: ЦНТИ, 1991(1, II ч.). — 164 с.
  4. А. В., Айбатыров К. С. Активизация умственных действий учащейся молодежи при изучении технических дисциплин посредством опорных конспектов обучения (монография). Махачкала: ДГСХА, 2003. 85с.
  5. А.В. Педагогические основы формирования и развития производственно-технического творчества учащихся. М.: Институт общего образования МО РФ, 1993. — 246 с.
  6. А.В., Алиев И. Д. Система формирования ТТ учащихся в учреждениях дополнительного образования. М.: Центр технического творчества учащихся, 2001. — 14 с.
  7. А.В., Алиев И. Д. Тесты для контроля творческих, технических знаний учащихся в учреждениях дополнительного образования. — Махачкала: ДИПКПК, 2000. 84 с.
  8. А.В., Абдуллаев А. Б. Система формирования технического изобретательства учащейся молодежи (монография). Махачкала: РЦТТУ, 2003. — 76 с.
  9. А.В., Абдуллаев А. Б. Изобретательское творчество в учреждениях дополнительного образования. Махачкала: ДИПКПК, 2002. — 17 с.
  10. А.В., Абдуллаев А. Б. Психолого-педагогические аспекты изобретательского творческого развития учащихся. Махачкала: РЦТТУ, 2003. 44 с.
  11. П.Абдуллаев А. В., Абдуллаев А. Б. Интеллектуальные задания тесты для формирования изобретательских творческих умений учащихся. — Махачкала: ДГПУ, 2003.-34 с.
  12. В.В. Инновационные подходы к деятельности учреждений дополнительного образования как средство его развития. Автореферат дисс. на соискан. уч. ст. канд. пед. наук. — Ростов- на- Дону, 1997. — 21 с.
  13. В.Е. и др. Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся городской школы. Приокское изд., 1976. -280 с.
  14. И.Д., Абдуллаев А. В. Техническое творчество учащихся Дагестана. (Проблемы развития и опыт). Махачкала: РЦНТТУ, 1994. — 48 с.
  15. И.Д. Формирование технического творчества учащихся в учреждениях дополнительного образования (на примере Республики Дагестан). Автореферат дисс. на соискан. уч. ст. канд. пед. наук. Махачкала, 2000. — 22 с.
  16. М.И. Развитие творческих способностей учащихся в объединениях технического творчества РЦТТУ. Махачкала: ДИПКПК, 2002. — 6 с.
  17. JI.B., Блинников В. И., Карпова Н. Н. Матрицы в изобретательском творчестве. -М.: ВНИИПИ, 1990. 112 с.
  18. JI.B., Блинников В. И., Карпова Н. Н. Графические изображения структуры технических решений, проблем и задач их разработки. — М.: ВНИИПИ, 1990.-297 с.
  19. JT.B., Блинников В. И. Структурный метод научно-технической экспертизы изобретений /Вопр. изобретательства. 1979, № 1. — С. 32 — 37.
  20. JI.B. Методика патентного поиска по способам и устройствам управления технологическими процессами с использованием матриц. — М.: ВНИИПИ, 1986.-77 с.
  21. Г. П. Прогнозное ориентирование развития энергоустановок. — М.: Наука, 1978.-200с.
  22. Г. С. Алгоритм изобретения. — М.: Московский рабочий. 1969. — 270 с.
  23. Г. С. Найди идею. Введение в теорию изобретательских задач. М., 1980.-234 с.
  24. Г. С., Селюцкий А. К. Крылья для Икара. Петразаводск, 1980. — 264 с.
  25. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Московский рабочий, 1980.-210 с.
  26. Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1964,-86 с.
  27. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казанский университет, 1988. — 238 с.
  28. Ариет J1.M. Жизнь изобретений. Киев: Техника, 1983. — 144 с.
  29. И.И. Механизмы в современной технике. В 6 т. — М.: Наука, 1970−1976.-3938 с.
  30. ЗЬАтутов П. Р. Политехнические принципы в обучении школьников. М., 1976. — 372 с.
  31. Ю.Н., Воинов Б. С. Поиск технических решений в радиотехнике СВЧ. Горький: ГГУ, 1981. — 75 с.
  32. С.Я. Производственная педагогика. М, 1976.
  33. С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981.- 187 с.
  34. К. Самообучение по технике. М.: ГТИ, 1929. — 370 с.
  35. Я.З. И творцы, и мастеровые. 2-ое изд., перераб. — М.: Высш. шк. 1988.-224 с.
  36. Бек Т. Очерки по истории машиностроения. Д.: ГТИ, 1933. — 300 с.
  37. Р. Теория решения задач. М.: Мир, 1972. — 224 с.
  38. В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1998. 24 с.
  39. Д. Наука в истории общества. М.: Прогресс,-1986. — 202 с.
  40. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Изд-во профобразования МО РФ, 1995. 336 с.
  41. В.И., Александров JI.B., Ерофеева С. Б. Прогнозирование новых материалов с помощью структурного метода экспертизы //Вопр. изобретательства. 1980, № 12. — С. 20−25.
  42. В.И., Александров JI.B. Использование структурных матриц и обобщенных графов при выявлении изобретений. М.: ВНИИПИ, 1989. — 59 с.
  43. В.И., Ерофеева С. Б. Методика патентного поиска по материалам с использованием матриц. -М.: ВНИИПИ, 1986. 89 с.
  44. М.А. Творчество в науке и технике. С.- Птб., 1920. — 86 с.
  45. Н.С. Маленькие изобретатели. — М.: Молодая гвардия, 1930. — 48 с.
  46. А.Н. Творение рук человеческих: Естественная история машин. — М.: Знание, 1988.-176 с.
  47. Д. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Наука, 1983.- 202 с.
  48. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: Наука, 1983.-202 с.
  49. Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. М.: 2000. — 24 с.
  50. Л.Н. Развитие социально-педагогических функций учреждений дополнительного образования детей. — Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. пед. наук. М.: 1998. — 20 с.
  51. Буш Г. Я. Методы технического творчества. Рига: Лиесма, 1972. — 94 с.
  52. Д. П., Крайнев А. Ф. Трансмиссии строительных и дорожных машин.- М.: Машиностроение, 1974. — 424 с.
  53. И.П. Приобщение школьников к творчеству. — М.: Просвещение, 1982.-144 с.
  54. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. — М.: Мирос, 1997.-208 с.
  55. JI.C. Собрание сочинений. Т.6. М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
  56. М.А. Внеклассная работа как средство развития интересов к технике у школьниц 4−5 классов. — Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М.: 1974. — 34 с.
  57. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий// Исследование мышления в советской психологии. — М.: Педагогика, 1966. 132 с.
  58. В., Злотия Б. ФСА в действии//Наука и техника. 1982. — № 11. — С. 10−12.
  59. Г. Е. Физика и творчество в твоей профессии: Кн. Для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1988. — 159 с.
  60. Я.С., Богров Ю. Л. Строителю об изобретательстве и рационализации. М.: Стройиздат, 1989. — 256 с.
  61. JI.H., Крашенников Д. Д. Хочешь стать рационализатором? Справочник. 2-е изд., перераб. и дополненное. Днепропетровск: Промшь, 1985. — 191 с.
  62. Л.Ю. К вопросу о категории целостности. Сов. Педагогика. — 1985. -№ 3. С. 40 — 46.
  63. Т.Дж. Новые подходы к методу Дельфи (пер. с англ.). Сб. Научно-техническое прогнозирование для промышленных и правительственных учреждений. М.: Прогресс, 1972. — 270 с.
  64. В.А. Техническая самодеятельность учащихся в России в период 1900- 1990 гг. //Под ред. С. Е. Матушкина. Ростов-на-Дону, 1995. — 231 с.
  65. В.А. Развитие технического творчества учащихся 5−7 кл. во внеклассной работе. Автореф. дисс. на соискан. уч. ст. канд. пед. наук. — М.: 1972.-32 с.
  66. В.А. шестой Всероссийский слет юных рационализаторов и конструкторов /Физика в школе, 1979, № 3. С. 94−95.
  67. В.А. Дополнительное образование. М., 2001. — 399 с.
  68. В.А. Седьмой слет юных конструкторов и рационализаторов/Физика в школе, 1981, № 1.- С. 88.
  69. В.А. Техническое творчество школьников. — М.: Просвещение, 1981. -96 с.
  70. В.А. Пути совершенствования содержания дополнительного образования /Дополнительное образование, 2000, № 2. С.14−15.
  71. О.И. Педагогические проблемы управления воспитательной деятельностью внешкольного учреждения. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст.канд. пед. наук. М., 1979.-32 с.
  72. JI. Русские инженеры. М.: Молодая гвардия, 1953. — 483 с.
  73. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С. 111- 114.
  74. .Ф. Жизнь — поиск: Записки токаря-изобретателя. 2-е изд., доп. -М.: Московский рабочий, 1975. 344 с.
  75. A.M. и др. Методы синтеза технических решений. — М.: Наука, 1977.- 103 с.
  76. Дерзкие формулы творчества /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1987. — 270 с.
  77. Дж. К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. — 325 с.
  78. Д. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М.: Мир, 1969. — 440 с.
  79. Я. Проектирование и конструирование. М.: Мир, 1981. — 456 с.
  80. В.А., Эрлих Л. Б. основные принципы конструирования современных машин. М.: Машгиз, 1956. — 109 с.
  81. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студентов/Под ред. О. Е. Лебедева. М.: Владос, 2000. — 256 с.
  82. Д. Изобретения Дедала. М.: Мир, 1985. — 232 с.
  83. Г. М. О методике прогнозирования развития зерноуборочных комбайнов //Сб. Проблемы изобретательской и патентно-лицензионной работы. М.: Госкомизобретений, 1984. — С. 208- 211.
  84. В. Это вы можете: Приглашение к творчеству. — М.: Молодая гвардия, 1989.-223 с.
  85. А.А. и др. История техники. — М.: Соцэкономиздат, 1962.- 772 с.
  86. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.-384 с.
  87. И.К. Экспериментальное исследование технического творчества детей-изобретателей. Общий и технический кругозор учащихся средней школы. Л.: Гос. институт изучения мозга им. Бехтерева, 1934. — 78 с.
  88. Г. И. И начинайте изобретать: Научно-популярная книга. — Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Изд-во, 1987. 240 с.
  89. Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. 110 с.
  90. М.Г., Майданчик Б. И. Функционально-стоимостный анализ в отраслевом управлении эффективности. М.: «Экономика», 1982. — 99 с.
  91. Ф. Современные опытные школы в Германии. Л., 1924. — 194 с.
  92. Л.И., Киселев A.M. Азбука изобретательства: Беседы об изобретательстве. М.: Воскиздат, 1978. — 174 с.
  93. Я.Н. Как стать новатором. — Краснодар: Кн. изд-во, 1983. — 48 с.
  94. Т.В. Некоторые особенности конструктивно-технического мышления учащихся// Тезисы докл. второго съезда психологов. Вып. 2. — М.: АПН РСФСР, 1968.-12 с.
  95. В.А. Страницы истории науки и техники. М.: Наука, 1986. — 512 с.
  96. О.Н. Вопросы организации и методики работы технических кружков. Пермь: Госуниверситет, 1968. — 238 с.
  97. В.Н. Техническое изобретательство и его проблемы. — Л.: ЛГУ, 1965. --48 с.
  98. В.В. Проблемы научного основания обучения. Методологический анализ. — М.: Педагогика, 1997. 264 с.
  99. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-352 с.
  100. В.Ф. Технический кружок в профессионально-техническом училище. М.: Советская Россия, 1966. — 48 с.
  101. Ю.Н., Сухобская И. Т. Развитие технического мышления школьников. Л. ЛГУ, 1967. — 120 с.
  102. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.-82 с.
  103. О. Постройка моделей судов. Л.: Судостроение, 1977. — 544 с.
  104. А.А. Методы исследования в прфессиональной педагогике. — Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  105. И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. — М.: 1922.-46 с.
  106. В.Г., Закс С. А. Теория решения изобретательских задач молодыми. Киев: Общество «Знание», УССР, 1982. — 16 с.
  107. А.Н., Панов Д. Ю. Психология человека и технический прогресс. М.: Знание, 1962. — 72 с.
  108. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: 1982.-276 с.
  109. И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1988. — 185 с.
  110. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1878. — 192 с.
  111. А.Г. Мозг человека и психологические процессы. — М.: Знание, 1952.-38 с. 116. «Лучше раньше, чем позже» //Юный техник. 1989, № 10. С. 60−61.
  112. А. Уроки самостоятельного мышления //Изобретатель и рационализатор. 1975, № 8. С. 36- 41- № 9 — С. 43 — 45.
  113. Л.Н. Обучение учащихся методом рационального мышления и проблема алгоритмов// Вопросы психологии, 1961, № 1. С. 22.
  114. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 46. Ч. И.
  115. А.К., Орлов А. Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983. 222 с.
  116. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.- 114 с.
  117. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.- 162 с.
  118. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 210 с.
  119. А.И. Условия творческого труда. — М., 1973. — 286 с.
  120. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 68 с.
  121. A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. — С. 18 — 24.
  122. М.И. Теория и практика программированного обучения. — Казань, 1872. -218 с.
  123. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975.-224 с.
  124. Е.И. Психологический анализ учебной задачи// Современ. педагогика, 1973, № 2. С. 12 — 16.
  125. В.А. И вечный поиск. — М.: Дет. изд., 1984. — 288 с. 131. «Метод фокальных объектов». //Юный техник, 1989, № 5. — С. 57 —58.
  126. Методы поиска новых технологических решений/ Под ред. А.И. Половин-кина. Йошкар — Ола: Марийское книжное издательство, 1976. — 192 с.
  127. Методические рекомендации по проведению патентных исследований. — М.: ВНИИПИ, 1983. 194 с.
  128. Методика проведения патентных исследований. М.: СЭВ, 1978. — 190 с.
  129. Методические рекомендации по проведению патентных исследований / Под ред. Ю. С. Самгина. М.: ЦНИИТЭИлегпищемаш, 1987. — 116 с.
  130. Методические рекомендации по изучению учащимися средних профессионально-технических училищ темы «Методика поиска новых техническихрешений» курса «Основы профессионального творчества». I, II ч. М., 1988. -139 с.
  131. Я.З. Логика конструирования. М.: Машиностроение, 1969. — 86 с.
  132. В.Г. Жизнь — творчество. — М.: Московский рабочий, 1984. — 239 с.
  133. В.А. Психология творческой деятельности. М.: Знание, 1978. -47 с.
  134. В.М. Как рождаются изобретения. — М.: Московский рабочий, 1966.-240 с.
  135. И. Эвристические методы в инженерных разработках (пер. с нем.). М.: Радио и связь, 1984. — 144 с.
  136. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных процессов в системе дополнительного образования детей. М.6 1996. — 380 с.
  137. Научное творчество/ Под редакцией С. Р. Микулинского. — М.: Наука, 1969.-380 с.
  138. Т.А. Оценка затрат на новую технику. — М.: Экономика, 1978. — 118 с.
  139. Н. Искусственный интеллект. (Методы поиска решений). — М.: Мир, 1973.-272 с.
  140. А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998. 189 с.
  141. Обучение и развитие /Под ред. Л. В. Занкова. — М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  142. Образ методов новых технических решений/ Конспекты лекций А. В. Кудрявцева. М., 1988.- 110 с.
  143. В.М. Метод морфологического анализа технических систем. — М.: ВНИИПИ, 1989.-312 с.
  144. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. М., 1986. — 118 с.
  145. От большого к малому //Юный техник. 1989, № 5. С. 55−56.
  146. Охитина J1.T. Псилогические основы урока. М., 1977. — 186 с.
  147. Очерки истории техники в России. М.: Наука, 1978. — 376 с.
  148. Р.П. Классификация методов решения конструкторско-изобретательских заданий//В кн. Информатика и ее проблемы. Вып. 5.- Новосибирск, 1972.-41 с.
  149. А.Н. К вопросу о структурных матрицах при анализе технических решений, направленных на ликвидацию аварий в скважинах //Сб. Теория и практика изобретательства, рационализации и патентно-лицензионной работы. М.: МДНТП, 1985. — С. 83- 93.
  150. В.П. Основы рационализаторской и изобретательской работы. Минск, 1984.- 175 с.
  151. Н.Т. Беседы об изобретательстве. М.: Молодая гвардия, 1978. — 189 с.
  152. О.Ф. О станках и станочниках. — М.: Машиностроение, 1984. — 160 с.
  153. Педагогические искания в Европе и Америке/ Под ред. М.Н. Штейнгаузе-на.-М., 1930.-267 с.
  154. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /С.А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов /Под ред. С. А. Смирнова. М., 2001. — 509 с.
  155. Педагогический поиск. -М., 1988.-348 с.
  156. А.В. Новое педагогическое мышление. — М., 1989. — 201 с.
  157. . Логика и психология//Избр. психолог, труды. М., 1969. — 210 с.
  158. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. -148 с.
  159. Р.П., Левицкий Л. В. Человек, машина, красота. Новосибирск, 1969.- 198 с.
  160. Р.П. Инженерное творчество. — М.: Знание, 1977. — 296 с.
  161. Положение о промышленных образцах М.: ВНИИПИ, 1965. — 118 с.
  162. А.И. Методы инженерного творчества. Учебн. пособие. — Волгоград: ВПИ, 1984. 364 с.
  163. А.И. и др. Функционально-физический метод поиска конструирования. //Учебно-методическое пособие. — Иваново: ИЭИ, 1983. — 83 с.
  164. А.И. Основы инженерного творчества. М.: Машиностроение, 1988.-368 с.
  165. В.П. Сознание и творчество. — JL: ГНТИ, 1934. 68 с.
  166. Я.А. Психология творческого мышления. — М.: АПН РСФСР, 1960.-352 с.
  167. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  168. Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. — Казань, 1992. -206 с.
  169. А.Г. Рождение и воплощение замысла. — М., JL: Госэнергоиз-дат., 1962.- 112 с.
  170. Проблемы научного и технического творчества. — М.: Институт истории естествознания и техники АН СССР, 1967. 77 с.
  171. Проблемы принятия решений. /Под ред. П. К. Анохина. — М.: Наука, 1976. -28 с.
  172. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. (1−4 классы- 5−11 классы) /под ред. Ю. Л. Хатунцева и В. И. Симоненко. — М.: Просвещение, 1997. — 223 с.
  173. А.К. Патентные исследования в процессе выполнения фундаментальных НИР//Вопр. изобретательства. 1985, № 8. — С. 51−56.
  174. Путеводитель изобретателя //Юный техник. — 1990, № 4. С. 62- 63.
  175. В.Д. Развитие технического творчества учащихся X XI классов в процессе трудового обучения. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук.-М.: 1971.-32 с.
  176. .Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967.- 160 с.
  177. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. — М., 1990. -218 с.
  178. А.А. Психология педагогической деятельности. — Ижевск, 1994. — 211 с.
  179. Реформа и развитие высшего образования: Программный документ. — ЮНЕСКО, 1995.-82 с.
  180. М.В., Симоненко В. Д. Как помочь выбрать профессию. — Тула, 1990.- 132 с.
  181. И.Г. Дети-изобретатели. //О наших детях. 1929, № 11−12. — С. 25, 28
  182. И.Г. О юных конструкторах. М.: Знание, 1961. — 48 с.
  183. Т. Творческое воображение. С-Пб., 1901. — 318 с.
  184. C.JI. Основы общей психологии. В частях т., Т. 1. — М.: Педагогика, 1989.-485 с.
  185. Ю.П. М.: Просвещение, 1990. — 240 с.
  186. Сборник научно-методических материалов по развитию технического творчества учащихся. М., 1999. 98 с.
  187. А.И. Основные принципы проектирования и конструирования машин. М.: Макгиз, 1929. — 472 с.
  188. А.А. На тропе в будущее: Размышления о судьбе изобретений и открытий. М.: Знание, 1983. — 176 с.
  189. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: 1971. 228 с.
  190. Э. П. Анализ тенденции развития объектов техники в процессе патентных исследований //Вопр. изобретательства. 1983, № 10. — С.24−29.
  191. А.А. Матричный метод обработки результатов исследований// Вопр. изобретательства, № 7
  192. А.А. Структурный метод научно-технической экспертизы заявок на изобретения с применением аналитических матриц //Сб. Актуальные вопросы экспертизы технических решений. М.: ВНИИПИ, 1984. — С. 93 — 100.
  193. В.И., Исаев Е. И. Психология развития личности. — М.: 1999. -218с.
  194. А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.-М.: 1976.-416 с.
  195. А.А. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: 1995. — 347 с.
  196. Совершенствование технического творчества в образовательных учреждениях Республики Дагестан (под научной ред. Алиева И.Д.). Махачкала: ДЦНТТУ, 1999.-92 с.
  197. Справочник юного техника. /Под редакцией Л. Я. Янковского. М.: Машиностроение, 1989. — 160 с.
  198. С.М. Чтение и рассказы по истории России. — М.: Правда, 1989. 768 с.
  199. Ю.С. Юные конструкторы и техническое творчество. — М.: Знание, 1962. 32 с.
  200. Ю.С. Развитие творчества учащихся 9−10 классов в процессе внеклассных занятий по новой технике. Автореф. дисс. на соискан. уч. ст. канд. пед. наук. -М.: 1965.
  201. Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы. М.: Просвещение, 1983. — 176 с.
  202. Ю.С., Раевский Б. Патент на творчество. М.: Молодая гвардия, 1979.-191 с.
  203. A.M. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. М.: ВНИИПИ, 1988. — 81 с.
  204. Стать изобретателем может каждый //Юный техник, 1990, № 4. — С.61 62.
  205. Стул, а вкусный //Юный техник, 1989, № 5. С. 54.
  206. .В. Самоделки школьника. М.: Просвещение, 1968. — 76 с.
  207. Творить, дерзать молодым! Сб. очерков./Сост. В. В. Александрова. — Л.: Лениздат, 1983.-215 с.
  208. Творчество в начальном познании. Минск, 1976.
  209. В.И. Повышение эффективности производства новой техники. — М.: Экономика, 1987. 222 с.
  210. Л.Д., Рыкова Е. А. Оценка качества начального профессионального образования. М., 2002. — 54 с.
  211. А.И., Романовский С. В. и др. Основы научного технического творчества, изобретательской и рационализаторской работы. — М., 1987. — 324 с.
  212. А.Б. Управление социально-педагогической деятельностью в учреждениях дополнительного образования детей. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед наук. М., 1991. — 24 с.
  213. В.Я. Эйнштейн — изобретатель. М.: Наука, 1982. — 160 с.
  214. Функционально-стоимостный анализ в электротехнике /Под ред. М. Г. Карпунина. — М.: Энергоатомиздат, 1984. — 288 с.
  215. Г. А. Подготовка молодежи к рационализаторской и изобретательской деятельности. М.: Высш. шк., 1991. — 159 с.
  216. П. Наука и искусство проектирования. М.: Мир, 1973. — 264 с.
  217. В.Б., Гельман О .Я. Моделирование в науке и технике. — М.: Знание, 1966. 32 с.
  218. В.К. Уроки творчества. М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  219. В.Д. Философия образования и образовательной политики. — М.: Логос, 1993.-181 с.
  220. Шанс на приключение /Сост. А. Б. Селюцкий. — Петразаводск: Карелия, 1991.-304 с.
  221. Г. Л. Занимательная технология машиностроения. М.: Машиностроение, 1987. — 176 с.
  222. В.Ф. Развитие творческих способностей во внеурочной работе по физике //Физика в школе, 1956, № 5. С. 87.
  223. И.П. Типы юных изобретателей //Средняя школа, 1935, № 2 — С. 52.
  224. П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. С-Пб., 1911. — 97 с.
  225. П.К. Теория творчества. С-Пб., 1910. — 54 с.
  226. А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. — JL: ЛГУ, 1979.-200с.
  227. Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах. М.: Наука, 1972. — 574 с.
  228. Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. 475 с.
  229. Юным механизаторам. М.: Детский мир, 1962. — 56 с.
  230. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  231. П.М. О технических способностях детей //Семья и школа, 1961, № 4. С. 14.
  232. П.М. Процесс творческой работы изобретателя М., Л.: ГИЛ, 1934.-74 с.
  233. И.Н. Конкурс детей на лучшее техническое изобретение// Культурный фронт, 1934, № 1−2. С. 43, 29.
  234. В.В. Мир души. Омск, 1999. — 113 с.
Заполнить форму текущей работой