Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Курс «Многоголосие» в системе профессиональной подготовки педагога-музыканта на музыкальных факультетах педагогических вузов: Первый год обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, изучение особенностей изложения многоголосных произведений дает представление как о самой фактуре, так и о гармонических и полифонических закономерностях, поскольку гармония и полифония являются неотъемлимыми, взаимосвязанными компонентами един oi’i ткани музыки. Это определяет возможность интеграции традиционных курсов гармонии и полифонии на основе изучения фактуры. В свою очередь… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Интеграционные процессы как характерная черта развития науки и образования на современном этапе
    • 1. Некоторые тенденции в организации системы обучения. Особенности интегративной тенденции
    • 2. Интегративные процессы в педагогике
    • 3. Некоторые тенденции в развитии музыкально-теоретического образования
    • 4. Предпосылки интеграции традиционных курсов гармонии и полифонии
  • Глава II. Теоретическое обоснование учебного курса многоголосия. 1. Цели и задачи интегративного курса многоголосие
    • 2. Дидактические основы построения курса многоголосия
  • Глава III. Ход и результаты экспериментального обучения многоголосию
    • 1. Подготовка эксперимента
    • 2. Констатирующий этап эксперимента
    • 3. Обучающий этап эксперимента и его итоги

Курс «Многоголосие» в системе профессиональной подготовки педагога-музыканта на музыкальных факультетах педагогических вузов: Первый год обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Уровень развития современной науки характеризуется стремительным ростом открытий, увеличением объема научных знаний и количества новых научных отраслей. В связи с этим увеличивается и число новых учебных курсов, с каждым годом студентам сообщается все больше учебной информации. Это, в свою очередь, приводит к тому, что учащиеся оказываются не в состоянии усвоить весь объем предлагаемой информации, а приобретенные ими знания отличаются непрочностью и недолговечностью. Для решения проблемы необходимы принципиальные изменения в содержании образования. Поскольку состав и структура этого содержания непосредственно влияют на эффективность всего учебного процесса, постольку задача совершенствования содержания образования является одной из кардинальных в развитии системы образования и рассматривается наряду с такими задачами, как совершенствование методов, приемов и организационных форм обучения.

Одним из требований к содержанию образования является соответствие современному уровню развития науки. При этом подразумевается, что это соответствие означает не только включение накопленных наукой знаний в содержание учебных курсов, но и отражение в нем существенных тенденций, характерных для современной науки. Ведущими общенаучными тенденциями сегодня являются взаимодействия наук — их интеграция и дифференциация, причем интегративная тенденция доминирует.

В педагогике до последнего времени преобладала дифференцирующая тенденция, что находило отражение в появлении новых учебных курсов, стремлении включить в их содержание максимально возможный объем ¦ научных знаний. Однако сегодня выявляются негативные последствия такого подхода, которые выражаются в том, что материал разных курсов дублируется, не соблюдается преемственность при изучении родственных дисциплин. Поэтому все чаще педагогами ставится вопрос о необходимости перераспределения учебного материала, уплотнения, синтеза знаний, то есть о необходимости интеграции, причем, не только интеграции элементов содержания образования, но и целых учебных курсов.

В музыкальной педагогике проблема глубокой интеграции знания, создания интегративных курсов очень актуальна. Так, например, традиция раздельного изучения гармонии и полифонии идет от подготовки профессиональных композиторов и исполнителей в консерваториях прошлого столетия. Между тем, в музыкальном искусстве гармонические и полифонические закономерности тесно взаимопереплетены и именно в своем единстве выражают развитие многоголосной ткани, способствуют целостному восприятию музыкальных сочинений. Поэтому предполагается целесообразным интегрировать в учебном курсе многоголосия гармонию и полифонию в единый музыкально-теоретический курс, в котором гармонические и полифонические закономерности изучались бы в их взаимосвязи.

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме интеграции в педагогике и вопросам теоретического обоснования обучения на интегративной основе посвящены статьи В. С. Безруковой [15], Н. М. Жуковой [46], диссертационные исследования КЛО. Колесиной [75], С. А. Сергсенок [125]. Есть и конкретные примеры создания интегративных курсов. Так, в младших классах общеобразовательных школ вводится интегративный эстетический предмет «Искусство» — В. Кисель-Загорянский (Минск) создал курс на основе интеграции обществоведения и основ экономикиМ.И.Башмаков (Санкт-Петербург) объединил в одном учебном • предмете алгебру, геометрию и начала математического анализа.

Педагоги-музыканты высших учебных заведений также признают необходимость существенных изменении в структуре и содержании музыкально-теоретических дисциплин. В связи с этим были предложены конкретные рекомендации по усилению межпредметных связей в цикле музыкально-теоретических дисциплин (Т.В.Иванченко), созданы комплексные курсы, объединяющие гармонию, полифонию и анализ музыкальных произведений (Т.Б.Барановой в Московской консерватории и Г. Франтовой в ГМПИ им. Гнесиных), фольклор и историю русской музыки (Т.В.Краснопольской в Петрозаводском филиале Ленинградской консерватории). И если при усилении межпредмстных связей между курсами происходят незначительные, фрагментарные изменения в содержании образования, то в комплексных курсах при сохранении специфики объединяемых объектов, целей и задач традиционных дисциплин наблюдается значительное взаимопроникновение и трансформация учебного материала. Постепенно осознается необходимость создания мптегратпнной системы знаний о музыке. Сегодня для оптимальной организации учебной информации требуются интегративные курсы, характеризующиеся образованием качественно нового, целостного знания, «взаимослиянием разнохарактерного содержания значительных объемов» (К.Ю.Колесина). Однако примеров создания интегративных курсов в цикле музыкально-теоретических дисциплин еще не было.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная разработанность в современной теории и методике музыкального образования определили выбор темы исследования'. «Курс „Многоголосие“ в системе профессиональной подготовки педагога-музыканта на музыкальных факультетах педагогических вузов (первый год обучения)». Методологическая база и методологические приемы были проработаны для всего курса, рассчитанного на V семестров. Сокращение сроков «экспериментальной проверки вызвано тем, что результаты первого года обучения уже дают представление об эффективности интегративного обучения многоголосию.

Объект исследования-, процесс обучения будущих учителей музыки в курсе многоголосия.

Предмет исследования'. процесс формирования у студентов необходимых представлений и умений в области многоголосного изложения в ходе освоения интегративного курса.

Цели исследования: обосновать целесообразность и эффективность обучения многоголосию студентов музыкальных факультетов педагогических вузов в условиях интегративного курса, разработать содержание и методику ведения курса многоголосия (на примере первого года обучения), экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Исходя из целей исследования, были определены следующие задачи:

1) выявить степень научной разработанности проблемы;

2) разработать научно обоснованный план, методику, учебные материалы для экспериментального обучения интегративному курсу многоголосия;

3) определить содержание и критерии оценки исходного уровня подготовки студентов и уровня сформированностп профессионально необходимых музыкально-теоретических знаний, аналитических и творческих умений и навыков;

4) практически определить уровень сформированностп у студентов названных знаний, умений и навыков в итоге занятий по экспериментальной методике;

5) исходя из результатов экспериментального обучения, сделать выводы об эффективности разработанной методики.

Гипотеза исследования включает два положения:

1) Интеграция курсов гармонии и полифонии возможна на основе изучения фактуры, объединяющей в себе гармоническое и полифоническое начала в качестве взаимосвязанных компонентов.

2) Интегративное обучение многоголосию обеспечивает:

— формирование целостного представления о музыкальной фактуре как едином явлении, объединяющем гармонию и полифонию;

— приобретение опыта создания моделей полифонического и гармонического изложения;

— выработку умения анализировать многоголосные произведения разных стилей и жанров, раскрывая в них особенности взаимодействия гармонических и полифонических начал;

— выработку умения сочинять грамотный аккомпанемент к песенной мелодии.

Эти знания и умения не могут быть получены студентами в рамках традиционных курсов гармонии и полифонии.

Теоретической и методологической основой исследования являлись работы, характеризующие уровень развития науки на современном этапе и особенности происходящих в ней процессов [32- 33- 71- 72- 92 и др.], раскрывающие влияние общенаучных тенденций на учебный процесс [15- 46- 52- 55- 75 и др.], рассматривающие вопросы общей и музыкальной педагогики [1- 3- 4- 10- 11- 13- 48- 83- 84 и др.], посвященные вопросам фактуры, а также входящих в нее в качестве компонентов гармонии и полифонии [19- 21- 23- 36- 43- 62 и др.].

Использовались следующие методы исследования: 1) теоретический анализ литературы по теме исследования — научных работ о процессах, происходящих в современной науке, работ по общей и музыкальной педагогике, дидактике, музыковедческой литературы по проблеме фактуры- 2) изучение и анализ педагогического опыта в области преподавания гармонии и полифонии на музыкальных факультетах педагогических вузов;

3) изучение учебных программ музыкальных факультетов педагогических вузов, а также программ высших учебных заведений в системе специального музыкального образования- 4) беседы с преподавателями и студентами музыкального факультета МПГУ- 5) проведение экспериментального исследования с целью проверки теоретического обоснования целесообразности и эффективности обучения многоголосию студентов музыкальных факультетов педагогических вузов и определения степени эффективности выработанной методики обучения.

Научная новизна исследования заключается в том, что интеграционные процессы в музыкальной педагогике рассмотрены как условие соответствия содержания образования уровню развития современной науки и обоснована необходимость создания интегративных курсов, что отражает общенаучную тенденцию к интеграции знанияразработано содержание иптегративного учебного курса многоголосия (в рамках первого года обучения) — предложена методика обучения многоголосию, направленная на формирование целостного представления о музыкальном искусстве и его закономерностях, на раскрытие взаимосвязи компонентов музыки, на приобретение навыков анализа многоголосных произведений и представление музыкально-теоретических знаний в историческом ракурсе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания иптегративного учебного курса многоголосия (на примере первого года обучения) и методики его ведения.

Обучение многоголосию возможно — не только на музыкальных факультетах педагогических вузов, но и в других музыкальных учебных заведениях (училища, колледжи).

Апробация работы и обсуждение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений на научных сессиях музыкального факультета МПГУ по итогам научно-исследовательской работы (1997,.

1998 г. г.), на Всероссийской научной конференции «Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики» (Краснодар, 1997 г.), на научно-практической конференции по проблемам высшей школы (Кострома, 1998 г.), в публикациях автора, в ходе обсуждения работы на кафедре теории и истории музыки МПГУ.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Интегративные тенденции в музыкальной педагогике, находящие, в частности, свое выражение в создании интегративных учебных курсов, являются отражением современных общенаучных тенденций.

2. Интеграция содержания обучения является эффективным средством развития и совершенствования процесса образования.

3. Изучение музыкальной фактуры является основой для интеграции содержания традиционных курсов гармонии и полифонии.

4. Экспериментальная методика обучения многоголосию формирует целостное представление о музыкальной фактуре как едином явлении, объединяющем гармонию и полифонию, вырабатывает умения анализировать многоголосные произведения разных стилей и жанров, раскрывая особенности взаимодействия гармонического и полифонического начал в конкретном изложении, создавать модели различного изложения, сочинять грамотный аккомпанемент к песенной м ел один.

выводы:

1. Наиболее характерной для современной науки является тенденция к интеграции знания, что определяется философским пониманием единства окружающего мира, диалектической необходимостью «уравновешивания» долгое время господствующей тенденции дифференциации — интеграцией научного знания.

2. Интегративные процессы в общей и музыкальной педагогике, в частности, находящие свое выражение в создании интегративных курсов, отражают общенаучную тенденцию к интеграции знания и являются эффективным средством развития и совершенствования системы образования на всех его этапах.

3. Интегративная сущность курса многоголосия, его направленность на формирование системных знаний и системного мышления студентов отражают характерные для современной науки тенденции, что, в свою очередь, отвечает требованию соответствия содержания образования уровню развития науки.

4. Расширение и углубление знаний студентов в области фактуры, целостное представление о гармонических и полифонических закономерностях как о взаимосвязанных компонентах единой ткани музыки, приобретение опыта целостного анализа многоголосных произведений разных стилей и жанров и создания моделей гармонического и полифонического изложения способствуют творческому росту будущих педагогов-музыкантов, расширению их музыкального кругозора, повышению их профессионального уровня.

5. Решающим условием соответствия курса многоголосия учебному плану является разработка его содержания на основе общепедагогических принципов формирования содержания — обобщающих:

— соответствие содержания образования потребностям общества;

— учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения;

— соответствие содержания образования содержанию основных видов профессиональной деятельности специалистов;

— целостности материала, составляющего содержание обученияи специальных: дидактические принципы (научности, доступности, системности и т. д.), принципы историзма, этапности, акцентирования, учета времени, отведенного учебным планом на изучение данного предмета, учета наличной учебно-методической и.

6. Результаты экспериментального обучения подтверждают эффективность разработанной методики обучения многоголосию студентов музыкальных факультетов педагогических вузов.

Итак, изучение особенностей изложения многоголосных произведений дает представление как о самой фактуре, так и о гармонических и полифонических закономерностях, поскольку гармония и полифония являются неотъемлимыми, взаимосвязанными компонентами един oi’i ткани музыки. Это определяет возможность интеграции традиционных курсов гармонии и полифонии на основе изучения фактуры. В свою очередь, результаты эксперимента показали, что в ходе обучения многоголосию у студентов экспериментальной группы были сформированы целостные представления о музыкальной фактуре как едином явлении, объединяющем гармонию и полифониювыработаны умения создавать модели полифонического и гармонического изложения, анализировать многоголосные произведения разных стилей и жанров, раскрывая в них особенности гармонических и полифонических начал, сочинять грамотный аккомпанемент к песенной мелодии. Таким образом, гипотезу исследования можно считать подтвержденной, а само исследование — завершенным.

Заключение

.

На основании проведенного исследования были сделаны следующие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983, 111с.
  2. Н.Т. Принцип целостности и синтез знания II Синтезсовременного научного знания. М., 1973, 640 с.
  3. Актуальные проблемы вузовской музыкальной педагогики. Труды
  4. ГМПИ им. Гнесииых, вып. 76. М., 1984, 155 с.
  5. Актуальные проблемы музыкального образования. Музыка. Экспрессинформация, вып. 4. М., 1984, 15 с.
  6. З.Р. Особенности фуг в сонатах И.С.Баха (взаимодействиеполифонических и гомофонических принципов формообразования). Автореферат дисс. канд. иск. Л., 1987, 24 с.
  7. О.А. О современных требованиях к подготовке учителямузыканта для общеобразовательной школы // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М., 1973, 80 с.
  8. С.И. Введение в теорию обучения высшей школы.
  9. Состояние и некоторые исходные положения теории обучения в высшей школе, вып. 1. М., 1971, 44 с.
  10. С.И. Введение в теорию обучения высшей школы.
  11. Некоторые признаки и особенности развития науки и их влияние на учебный процесс высшей школы, вып. 2. М., 1971, 28 с.
  12. С.И. Введение в теорию обучения высшей школы.
  13. П.Асафьев Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973, 144 с.
  14. М.Д., Борисов В. И., Тюхтин B.C. Интеграция науки исистемные исследования // Синтез современного научного знания. М&bdquo- 1973, 640 с.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982, 192 с.
  16. Т.Б. О комплексном музыкально-теоретическом курсе дляисполнителе.! в музыкальном вузе // Актуальные проблемы музыкального образования, К., 1986, 125 с.
  17. B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск, 1990, 128 с.
  18. Г. И. Межпредметные связи // Совершенствованиесодержания образования в школе / Под ред. И. Д. Зверева, М. П. Кашина. М&bdquo- 1985, 272 с.
  19. В.О. Гармония и музыкальная форма. М., 1962, 568 с.
  20. В.О. Гармония. М., 1970, 672 с.
  21. Т.С. Лекции по гармонии. Л., 1985, 238 с.
  22. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системногоподхода. М., 1973, 270 с.
  23. А.А. О линеарности в гармоническом письме. Учебное пособие. Казань, 1995, 83 с.
  24. Т.Ф. Партесный хоровой концерт в эпоху барокко //
  25. Традиции русской музыкальной культуры XVIII века. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 21. М., 1975, 206 с.
  26. З.А. О классификации типов фактуры (уточнениеклассификации и терминологии основных понятий фактуры) II Проблемы музыкальной фактуры. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 59. М., 1982, 140 с.
  27. Вопросы методологии и методики конкретных педагогическихисследований / Ред. Ф. И. Юрченко. вып. IX, М., 1972, 524 с.
  28. Гармония. Программа высших педагогических учебных заведений.1. МГЗПИ. М&bdquo- 1991, 24 с.
  29. Гармония. Программа для музыкальных вузов по специальности
  30. Музыковедение". М., 1989, 35 с.
  31. Гармония. Программа для оркестровых факультетов музыкальныхвузов (струнные инструменты). М., 1988, 29 с.
  32. Гармония. Программа для фортепианного факультета музыкальныхвузов. М., 1988, 30 с.
  33. Гармония. Программа-конспект курса для псторико-теоретическихфакультетов музыкальных вузов. М., 1974, 95 с.
  34. Гармония с основами теории музыки. Программы педагогическихинститутов. Сборник N 18. М., 1988, 78 с.
  35. .В. Математика и современное естествознание // Синтезсовременного научного знания. М., 1973, 640 с.
  36. В.В. О логике познания объекта как целого. К., 1975, 25 с.
  37. Н.А. Эволюция сонатной формы. К., 1973, 312 с.
  38. Грибанова J1.M. Активизация продуктивной деятельности студентов вкурсе полифонии (в условиях музыкально-педагогического факультета). Дисс. канд. пед. наук. М., 1996, 169 с.
  39. С.С. Теоретический курс гармонии. М., 1981, 479 с.
  40. С.С., Мюллер Т. Учебник полифонии. М., 1985, 304 с.
  41. Дидактика и практика работы вуза. //Учебное пособие. Н. Новгород, 1991, 100 с.
  42. Дидактика современной школы / Под ред. В. А. Онищука. К., 1987, 351с.
  43. И.И. и др. Учебник гармонии. 7-е изд. М., 1965, 438 с.
  44. Л. Средневековая ладовая система западно-европейской монодии: вопросы теории и практики (лекции по спец. курсу гармонии). М., 1992, 46 с.
  45. Ю.К. О проблематике вузовского курса современнойполифонии // Современная музыка в теоретических курсах вуза. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 51. М., 1980, 168 с.
  46. Ю.К. У истоков многоголосия (к истории жанра органума)
  47. Теоретические проблемы полифонии. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 52. М., 1980, 160 с.
  48. С.В. Русская народная полифония. М., 1960, 128 с.
  49. Н.И. Роль общей теории систем и кибернетики в интеграциинаучного знания // Диалектика как основа интеграции научного знания. Межвузовский сборник «Проблемы диалектики», вып. XII.1. Л., 1984, 159 с.
  50. Н.М. Интеграция пспхолого-педагогической подготовкиинженера-педагога //Интеграционные процессы в педагогической теории и пракике. Свердловск, 1990, 128 с.
  51. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов
  52. Движущие силы учебного процесса. Тюмень, 1978, 152 с.
  53. В.И. Методология и методика дидактическогоисследования. М., 1982, 160 с.
  54. Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968, 176 с.
  55. С.М. Некоторые аспекты преподавания теоретическихдисциплин на музыкально-педагогических факультетах педагогических вузов в связи с новой программой по музыке // Теория музыки и музыкальная педагогика. Владимир, 1981, 92 с.
  56. И.Д., Кашии М. П. Основные направления совершенствованиясодержания учебных предметов в средней школе // Совершенствование содержания образования в школе / Под ред. И. Д. Зверева, М. П. Кашина. М., 1985, 272 с.
  57. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современнойшколе. М., 1981, 159 с.
  58. Л.Я. Системность качество знаний. М., 1976, 64 с.
  59. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знанийстаршеклассников. М., 1978, 128 с.
  60. Л.Я. Отражение тенденций современного научного знания всодержании образования (по основам наук) // Теория содержания общего среднего образования и пути ее построения. М., 1978, 108 с.
  61. Иванов-Борецкий М.В. Музыкально-историческая хрестоматия, вып. 2.1. М., 1936, 212 с.
  62. Т.В. Межпредметные связи музыкально-теоретическихдисциплин в системе подготовки музыкантов-исполнителей. Дисс. канд. пед. паук. М., 1988, 213 с.
  63. Из истории зарубежной музыки, вып. 4. М., 1980, 239 с.
  64. Т.А. Вопросы теории и методики педагогическогоэксперимента. М., 1975, 123 с.
  65. Интеграция обучения и воспитания учащихся в начальной школе.1. Рязань, 1991, 27 с.
  66. И. Проблемы народнопесенной гармонии, мелодии и ихвзаимосвязи в русском музыкознании // Музыкальный фольклор. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 15. М., 1974, 152 с.
  67. История полифонии, вып. 1 (Ю.Евдокимова). М., 1983, 454 с.
  68. История полифонии, вып. 2-Б (Т.Дубравская). М., 1996, 413 с.
  69. История полифонии, вып. 3 (Вл.Протопопов). М., 1985, 494 с.
  70. История русской музыки, т. 1. М., 1983, 383 с.
  71. Н. О принципах хроматической гармонии Джезуальдо //
  72. Историко-теоретические вопросы западно-европейской музыки. Труды ГМПИ им. Гнеспных, вып. 40. М., 1978, 232 с.
  73. Т. Русские канты второй половины XVII первойполовины XVIII веков в свете идейно-стилевых тенденций своего времени // Традиции русской музыки XVII—XIX вв.еков. Труды ГМПИ им. Гнеспных, вып. 38. М., 1978, 150 с.
  74. Л. К проблеме стереотипов в полифонической музыке //
  75. Теоретические проблемы полифонии. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 52. М., 1980, 160 с.
  76. А. Полифоническая гармония. М., 1964, 160 с.
  77. Катунян М. Basso continuo путь к новой музыке // Проблемы теориизападно-европейской музыки (XII-XVII в.в.). Труды ГМПИ им. Гнеспных, вып. 65. М., 1983, 151с.
  78. .М. Диалектический путь теоретического синтезасовременного естественнонаучного знания (о типологии синтетических процессов в науке) // Синтез современного научного знания. М., 1973, 640 с.
  79. .М. Ингегративная функция философии в системесовременного научного знания //Диалектика как основа интеграции научного знания. Межвузовски.'! сборник «Проблемы диалектики», вып. XII. Л., 1984, 159 с.
  80. Ю.В. Русская музыка XVIII века. М., 1965, 464 с.
  81. А.В., Камета А. А., Бережная Э. П. Методология и методикапедагогического исследования. Постановка цели и задач исследования. Учебное пособие. К., 1988, 98 с.
  82. К.Ю. Построение процесса обучения на интегративнойоснове. Дисс. канд. пед. наук. Ростов на Дону, 1995, 169 с.
  83. П.И. Логический словарь-справочник. Изд. 2-е исправленноеи дополненное. М., 1975, 720 с.
  84. Л.Л. Принципы полифонического голосоведения винструментальных фугах И.С.Баха. Автореферат дисс. канд. иск. К., 1990, 15 с.
  85. А.П. Дидактическая структура системного усвоения знаний всредней школе. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1982, 17 с.
  86. В.К. Профессионально-педагогическая направленностькурса истории музыки на музыкально-педагогических факультетах. Дисс. канд. пед. наук. М., 1991, 187 с.
  87. КуртЭ. Основы линеарного контрапункта. М., 1931, 304 с.
  88. В.А. Философские проблемы комплексности. М., 1987, 62 с.
  89. В. Методическая разработка по вопросам художественнотворческого потенциала дисциплин музыкально-теоретического цикла. К., 1972, 50 с.
  90. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. Изд. 2-е переработанное. М., 1991, 223 с.
  91. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976, 64 с.
  92. Т.Н. Очерки и материалы по. истории русской музыкальнойкультуры, вып. 1. М., 1938, 360 с.
  93. Т.Н. История западно-европейской музыки до 1789 года, том1, 2-е изд. М&bdquo- 1983, 696 с.
  94. Е.Г. Развитие гармонического слуха как одно из средствформирования музыкального мышления студентов // Теоретическиеосновы профессиональной подготовки учителя музыки, вып. 62. М., 1980, 118 с.
  95. Л.А. Проблемы классической гармонии. М., 1972, 616 с.
  96. Л.А. Строение музыкальных произведений, 3-е изд. М., 1986,528 с.
  97. Л.А. О природе и средствах музыки. М., 1991, 79 с.
  98. Л.А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений, часть 1. М., 1967, 752 с.
  99. И.А. Интеграционные процессы в науке. История исовременность // Диалектика как основа интеграции научного знания. Межвузовский сборник «Проблемы диалектики», вып. XII. Л., 1984, 159 с.
  100. В.Л. Особенности голосоведения И.С.Баха (на материале егохоралов) // Вопросы теории музыки, вып. 2. М., 1970, 495 с.
  101. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М., 1975, 367 с.
  102. Методические проблемы развития педагогической науки / Под ред.
  103. П.Р.Атутова и др. М., 1985, 236 с.
  104. Методические разработки по использованию проблемных методовобучения и деловых игр в учебном процессе. Алма-Ата, 1982, 82 с.
  105. Методологические проблемы интеграции ботанических наук. К., 1987,174 с.
  106. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980, 172 с.
  107. П.А. Комплексные учебные курсы. История исовременность // Актуальные проблемы музыкального образования. К., 1986, 125 с.
  108. С.В. О мировоззренческой направленностипреподавания теоретических дисциплин // Актуальные проблемы музыкального образования. К., 1990. 143 с.
  109. Назайкинскпй Е. О системе музыкально-теоретических дисциплин II
  110. Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе. М., 1978, 122 с.
  111. Р.С. Психология. М., 1995, 238 с.
  112. О.А. Научные основы и перспективы перестройки вузовскогокурса гармонии // Актуальные проблемы музыкального образования. Тематический сборник научных трудов. К., 1990, 143 с.
  113. Н.Ф. Тенденция к единству науки. М., 1988, 268 с.
  114. В. Введение в общую дидактику. М., 1990, 382 с.
  115. Организация и методика экспериментальных педагогическихисследований. М., 1983, 144 с.
  116. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред.
  117. А.В.Петровского. М., 1986, 302 с.
  118. IO.B. Статистическая обработка дидактическогоэксперимента, вып. 2. М., 1977, 39 с.
  119. С.А. Руководство к практическому изучению основинвенционной полифонии. М., 1953, 111с.
  120. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995, 637 с.
  121. И.П. Педагогика. М., 1996, 432 с.
  122. Полифония. Программа для музыкальных вузов по специальности
  123. Дирижирование" (специализация «Дирижирование академическим хором»). М., 1989, 24 с.
  124. Полифония. Программа для музыкальных вузов по специальности
  125. Народные инструменты". М., 1988, L9 с.
  126. Полифония. Программа для фортепианных факультетов музыкальныхвузов. М., 1987, 19 с.
  127. Полифония. Программы педагогических институтов. Сборник N 14.1. М., 1987, 136 с.
  128. В.И. Музыкальная фактура и исполнитель. Харьков, 1997,208 с.
  129. Проблемы интеграции научного знания. Теоретико-методологическийаспект. Рига, 1988, 210 с.
  130. Пути повышения эффективности обучения в вузе. Горький, 1980, 144с.
  131. К., Оул Дж. Образцы музыкальных форм от григорианскогохорала до Баха. Л., 1975, 214 с.
  132. Pare 10. Проблемы историко-стилистического курса гармонии //
  133. Проблемы развития системы музыкального образования. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 87. М., 1987, 176 с.
  134. Т.Б. Фактурный музыкальный слух: сущность, структура, методика развития. Дисс. канд. пед. наук. М., 1987, 222 с.
  135. М.И. Музыкальный язык. М., 1973, 136 с.
  136. М.И. Введение в анализ гармонии. Учебное пособие.1. М&bdquo- 1984, 88 с.
  137. М.И. Практическая полифония. Учебное пособие. М., 1988, 158 с.
  138. С.Л. Дидактические основы построения интегрированныхкурсов. Дисс. канд. пед. наук. СПБ, 1992, 198 с.
  139. Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1985, 360 с.
  140. Я. и коллектив. Методология и методы педагогическогоисследования. М., 1991, 219 с.
  141. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971, 206 с.
  142. М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. М., 1984,96 с.
  143. С.С. Полифонический анализ. М., 1940, 183 с.
  144. С.С. Учебник полифонии, 3-е изд. М., 1965, 288 с.
  145. С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973, 448 с.
  146. С.С. Черты нового в инструментальной фуге И.С.Баха II
  147. Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978, 269 с.
  148. О.Л., Скребков С. С. Хрестоматия по гармоническомуанализу, 5-е изд. М., 1978, 286 с.
  149. Скребкова-Филатова М. С. Драматургическая роль фактуры в музыке
  150. Проблемы музыкальной науки, вып. 3. М., 1975, 450 с.
  151. Скребкова-Филатова М.С. О формообразующей функциимузыкальной фактуры II Проблемы музыкальной фактуры, Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 59. М., 1982, 140 с.
  152. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: Художественныевозможности. Структура. Функции. М., 1985, 285 с.
  153. Славюнас 3. Сутартинес. Многоголосные песни литовского народа.1. Л., 1972, 248 с.
  154. В.Л., Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогическогообразования. Теоретическая концепция исследования II Теория и практика высшего педагогического образования. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1991, 246 с.
  155. П.В. Межпредметные связи как средство оптимизацииучебного процесса // Актуальные проблемы музыкального образования. Тематический сборник научных трудов. К., 1990, 143 с.
  156. Спиркш! А.Г., Тюхтпн B.C. О взаимосвязи наук в современном естествознании // Синтез современного научного знания. М., 1973, 640 с.
  157. Ю.Холопова). М&bdquo- 1969, 244 с.
  158. Спутник учителя музыки. Составитель 'Г.В.Челышева. М., 1993, 240 с.
  159. А.А. Традиции русской музыкально-теоретическойпедагогики и некоторые задачи современного учебного курса гармонии // Методика преподавания историко-теоретических дисциплин. Труды ГМПИ им. Гнеспных, вып. 26. М., 1976, 162 с.
  160. М. Мелодические явления в гармонии С.Прокофьева //
  161. Музыкально-теоретические проблемы советской музыки. М., 1963, 148 с.
  162. Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978, 270 с.
  163. Теоретические основы содержания общего среднего образования /
  164. Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983, 352 с.
  165. Теория и практика высшего педагогического образования /
  166. Межвузовски! сборник научных трудов. М., 1991, 246 с.
  167. Теория и практика педагогического эксперимента / ред.
  168. А.И.Пискунов, С. В. Воробьева. М., 1979, 208 с.
  169. В.И. Гармония русской песни. М., 1981, 222 с.
  170. Ю.Н. Практическое пособие по введению в гармоническийашшиз (на основе хоралов Баха). Л., 1927, 78 с.
  171. Ю.Н. О зарождении и развитии гармонии в народной музыке//
  172. Вопросы теории музыки, вып. 2. М., 1970, 495 с.
  173. Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодическойфигурации. Музыкальная фактура. М., 1976, 164 с.
  174. Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодическойфигурации. Мелодическая фигурация. М., 1977, 382 с.
  175. Тюлин IO. I1. Краткий теоретический курс гармонии. М., 1978, 168 с.
  176. Ю.Н., Прнвано Н. Г. Теоретические основы гармонии, 2-е изд.1. М&bdquo- 1965, 276 с.
  177. Тюлин IO. I I., Привано Н. Г. Учебник гармонии, 2-е изд. М., 1964, 435
  178. Тюнников 10.С. Методика выявления и описания интеграционныхпроцессов в учебно-воспитательной работе СГ1ТУ. М., 1988, 46 с.
  179. А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. М., 1981, 232 с.
  180. Н.Д. Древнерусское певческое искусство, 2-е изд. М., 1971,623 с.
  181. В.Л., Приступа Г. Н. Как проводить педагогическийэксперимент. Рязань, 1993, 140 с.
  182. Э. К постановке проблемы «барокко-классицизм» // Музыкабарокко и классицизма. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 84. М., 1986, 160 с.
  183. В. Учебник полифонии. М., 1987, 205 с.
  184. Т.Т. Историзм теории как проблема совершенствованиявузовского учебного плана музыковедов // Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в историко-стилевом аспекте. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 120. М., 1991, 172 с.
  185. П. Системный подход в воспитании и обучении школьников.1. Воронеж, 1979, 191 с.
  186. М.Ш. Проблема целостности в марксистско-ленинскойфилософии. Алма-Ата, 1982, 160 с.
  187. В.П. Фактура: Очерк. М., 1979, 87 с.
  188. B.C. Группировка учебных предметов с учетом особенностейотражения науки в содержании образования // Теория содержания общего среднего образования и иути-ее построения. М., 1978, 108 с.
  189. М.Г. Интеграция науки. М., 1975, 246 с.
  190. А. И.С.Бах. М., 1964, 725 с.
  191. П. Принцип «комментирования» и хоральная обработка барокко // Проблемы теории западно-европейской музыки (XII-XVII в.в.). Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 65. М., 1983, 151с.
  192. Этипгер М. А. Гармония в полифонических циклах Хиндемита и
  193. Шостаковича // Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1. М., 1967, 512 с.
  194. М.А. О гармонии в бассо-остинатных формах // Вопросытеории музыки, вып. 2. М., 1970, 495 с.
  195. К.И. О природе и специфике полифонического мышления //
  196. . М., 1975, 291 с.
  197. К.И. Теоретические основы полифонии в свете эволюциимузыкальной системы. Автореферат дисс. докт. иск. К., 1990, 42 с.
Заполнить форму текущей работой