Курс «Многоголосие» в системе профессиональной подготовки педагога-музыканта на музыкальных факультетах педагогических вузов: Первый год обучения
Итак, изучение особенностей изложения многоголосных произведений дает представление как о самой фактуре, так и о гармонических и полифонических закономерностях, поскольку гармония и полифония являются неотъемлимыми, взаимосвязанными компонентами един oi’i ткани музыки. Это определяет возможность интеграции традиционных курсов гармонии и полифонии на основе изучения фактуры. В свою очередь… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Интеграционные процессы как характерная черта развития науки и образования на современном этапе
- 1. Некоторые тенденции в организации системы обучения. Особенности интегративной тенденции
- 2. Интегративные процессы в педагогике
- 3. Некоторые тенденции в развитии музыкально-теоретического образования
- 4. Предпосылки интеграции традиционных курсов гармонии и полифонии
- Глава II. Теоретическое обоснование учебного курса многоголосия. 1. Цели и задачи интегративного курса многоголосие
- 2. Дидактические основы построения курса многоголосия
- Глава III. Ход и результаты экспериментального обучения многоголосию
- 1. Подготовка эксперимента
- 2. Констатирующий этап эксперимента
- 3. Обучающий этап эксперимента и его итоги
Курс «Многоголосие» в системе профессиональной подготовки педагога-музыканта на музыкальных факультетах педагогических вузов: Первый год обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Уровень развития современной науки характеризуется стремительным ростом открытий, увеличением объема научных знаний и количества новых научных отраслей. В связи с этим увеличивается и число новых учебных курсов, с каждым годом студентам сообщается все больше учебной информации. Это, в свою очередь, приводит к тому, что учащиеся оказываются не в состоянии усвоить весь объем предлагаемой информации, а приобретенные ими знания отличаются непрочностью и недолговечностью. Для решения проблемы необходимы принципиальные изменения в содержании образования. Поскольку состав и структура этого содержания непосредственно влияют на эффективность всего учебного процесса, постольку задача совершенствования содержания образования является одной из кардинальных в развитии системы образования и рассматривается наряду с такими задачами, как совершенствование методов, приемов и организационных форм обучения.
Одним из требований к содержанию образования является соответствие современному уровню развития науки. При этом подразумевается, что это соответствие означает не только включение накопленных наукой знаний в содержание учебных курсов, но и отражение в нем существенных тенденций, характерных для современной науки. Ведущими общенаучными тенденциями сегодня являются взаимодействия наук — их интеграция и дифференциация, причем интегративная тенденция доминирует.
В педагогике до последнего времени преобладала дифференцирующая тенденция, что находило отражение в появлении новых учебных курсов, стремлении включить в их содержание максимально возможный объем ¦ научных знаний. Однако сегодня выявляются негативные последствия такого подхода, которые выражаются в том, что материал разных курсов дублируется, не соблюдается преемственность при изучении родственных дисциплин. Поэтому все чаще педагогами ставится вопрос о необходимости перераспределения учебного материала, уплотнения, синтеза знаний, то есть о необходимости интеграции, причем, не только интеграции элементов содержания образования, но и целых учебных курсов.
В музыкальной педагогике проблема глубокой интеграции знания, создания интегративных курсов очень актуальна. Так, например, традиция раздельного изучения гармонии и полифонии идет от подготовки профессиональных композиторов и исполнителей в консерваториях прошлого столетия. Между тем, в музыкальном искусстве гармонические и полифонические закономерности тесно взаимопереплетены и именно в своем единстве выражают развитие многоголосной ткани, способствуют целостному восприятию музыкальных сочинений. Поэтому предполагается целесообразным интегрировать в учебном курсе многоголосия гармонию и полифонию в единый музыкально-теоретический курс, в котором гармонические и полифонические закономерности изучались бы в их взаимосвязи.
Степень научной разработанности проблемы. Проблеме интеграции в педагогике и вопросам теоретического обоснования обучения на интегративной основе посвящены статьи В. С. Безруковой [15], Н. М. Жуковой [46], диссертационные исследования КЛО. Колесиной [75], С. А. Сергсенок [125]. Есть и конкретные примеры создания интегративных курсов. Так, в младших классах общеобразовательных школ вводится интегративный эстетический предмет «Искусство» — В. Кисель-Загорянский (Минск) создал курс на основе интеграции обществоведения и основ экономикиМ.И.Башмаков (Санкт-Петербург) объединил в одном учебном • предмете алгебру, геометрию и начала математического анализа.
Педагоги-музыканты высших учебных заведений также признают необходимость существенных изменении в структуре и содержании музыкально-теоретических дисциплин. В связи с этим были предложены конкретные рекомендации по усилению межпредметных связей в цикле музыкально-теоретических дисциплин (Т.В.Иванченко), созданы комплексные курсы, объединяющие гармонию, полифонию и анализ музыкальных произведений (Т.Б.Барановой в Московской консерватории и Г. Франтовой в ГМПИ им. Гнесиных), фольклор и историю русской музыки (Т.В.Краснопольской в Петрозаводском филиале Ленинградской консерватории). И если при усилении межпредмстных связей между курсами происходят незначительные, фрагментарные изменения в содержании образования, то в комплексных курсах при сохранении специфики объединяемых объектов, целей и задач традиционных дисциплин наблюдается значительное взаимопроникновение и трансформация учебного материала. Постепенно осознается необходимость создания мптегратпнной системы знаний о музыке. Сегодня для оптимальной организации учебной информации требуются интегративные курсы, характеризующиеся образованием качественно нового, целостного знания, «взаимослиянием разнохарактерного содержания значительных объемов» (К.Ю.Колесина). Однако примеров создания интегративных курсов в цикле музыкально-теоретических дисциплин еще не было.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная разработанность в современной теории и методике музыкального образования определили выбор темы исследования'. «Курс „Многоголосие“ в системе профессиональной подготовки педагога-музыканта на музыкальных факультетах педагогических вузов (первый год обучения)». Методологическая база и методологические приемы были проработаны для всего курса, рассчитанного на V семестров. Сокращение сроков «экспериментальной проверки вызвано тем, что результаты первого года обучения уже дают представление об эффективности интегративного обучения многоголосию.
Объект исследования-, процесс обучения будущих учителей музыки в курсе многоголосия.
Предмет исследования'. процесс формирования у студентов необходимых представлений и умений в области многоголосного изложения в ходе освоения интегративного курса.
Цели исследования: обосновать целесообразность и эффективность обучения многоголосию студентов музыкальных факультетов педагогических вузов в условиях интегративного курса, разработать содержание и методику ведения курса многоголосия (на примере первого года обучения), экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Исходя из целей исследования, были определены следующие задачи:
1) выявить степень научной разработанности проблемы;
2) разработать научно обоснованный план, методику, учебные материалы для экспериментального обучения интегративному курсу многоголосия;
3) определить содержание и критерии оценки исходного уровня подготовки студентов и уровня сформированностп профессионально необходимых музыкально-теоретических знаний, аналитических и творческих умений и навыков;
4) практически определить уровень сформированностп у студентов названных знаний, умений и навыков в итоге занятий по экспериментальной методике;
5) исходя из результатов экспериментального обучения, сделать выводы об эффективности разработанной методики.
Гипотеза исследования включает два положения:
1) Интеграция курсов гармонии и полифонии возможна на основе изучения фактуры, объединяющей в себе гармоническое и полифоническое начала в качестве взаимосвязанных компонентов.
2) Интегративное обучение многоголосию обеспечивает:
— формирование целостного представления о музыкальной фактуре как едином явлении, объединяющем гармонию и полифонию;
— приобретение опыта создания моделей полифонического и гармонического изложения;
— выработку умения анализировать многоголосные произведения разных стилей и жанров, раскрывая в них особенности взаимодействия гармонических и полифонических начал;
— выработку умения сочинять грамотный аккомпанемент к песенной мелодии.
Эти знания и умения не могут быть получены студентами в рамках традиционных курсов гармонии и полифонии.
Теоретической и методологической основой исследования являлись работы, характеризующие уровень развития науки на современном этапе и особенности происходящих в ней процессов [32- 33- 71- 72- 92 и др.], раскрывающие влияние общенаучных тенденций на учебный процесс [15- 46- 52- 55- 75 и др.], рассматривающие вопросы общей и музыкальной педагогики [1- 3- 4- 10- 11- 13- 48- 83- 84 и др.], посвященные вопросам фактуры, а также входящих в нее в качестве компонентов гармонии и полифонии [19- 21- 23- 36- 43- 62 и др.].
Использовались следующие методы исследования: 1) теоретический анализ литературы по теме исследования — научных работ о процессах, происходящих в современной науке, работ по общей и музыкальной педагогике, дидактике, музыковедческой литературы по проблеме фактуры- 2) изучение и анализ педагогического опыта в области преподавания гармонии и полифонии на музыкальных факультетах педагогических вузов;
3) изучение учебных программ музыкальных факультетов педагогических вузов, а также программ высших учебных заведений в системе специального музыкального образования- 4) беседы с преподавателями и студентами музыкального факультета МПГУ- 5) проведение экспериментального исследования с целью проверки теоретического обоснования целесообразности и эффективности обучения многоголосию студентов музыкальных факультетов педагогических вузов и определения степени эффективности выработанной методики обучения.
Научная новизна исследования заключается в том, что интеграционные процессы в музыкальной педагогике рассмотрены как условие соответствия содержания образования уровню развития современной науки и обоснована необходимость создания интегративных курсов, что отражает общенаучную тенденцию к интеграции знанияразработано содержание иптегративного учебного курса многоголосия (в рамках первого года обучения) — предложена методика обучения многоголосию, направленная на формирование целостного представления о музыкальном искусстве и его закономерностях, на раскрытие взаимосвязи компонентов музыки, на приобретение навыков анализа многоголосных произведений и представление музыкально-теоретических знаний в историческом ракурсе.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания иптегративного учебного курса многоголосия (на примере первого года обучения) и методики его ведения.
Обучение многоголосию возможно — не только на музыкальных факультетах педагогических вузов, но и в других музыкальных учебных заведениях (училища, колледжи).
Апробация работы и обсуждение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений на научных сессиях музыкального факультета МПГУ по итогам научно-исследовательской работы (1997,.
1998 г. г.), на Всероссийской научной конференции «Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики» (Краснодар, 1997 г.), на научно-практической конференции по проблемам высшей школы (Кострома, 1998 г.), в публикациях автора, в ходе обсуждения работы на кафедре теории и истории музыки МПГУ.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
1. Интегративные тенденции в музыкальной педагогике, находящие, в частности, свое выражение в создании интегративных учебных курсов, являются отражением современных общенаучных тенденций.
2. Интеграция содержания обучения является эффективным средством развития и совершенствования процесса образования.
3. Изучение музыкальной фактуры является основой для интеграции содержания традиционных курсов гармонии и полифонии.
4. Экспериментальная методика обучения многоголосию формирует целостное представление о музыкальной фактуре как едином явлении, объединяющем гармонию и полифонию, вырабатывает умения анализировать многоголосные произведения разных стилей и жанров, раскрывая особенности взаимодействия гармонического и полифонического начал в конкретном изложении, создавать модели различного изложения, сочинять грамотный аккомпанемент к песенной м ел один.
выводы:
1. Наиболее характерной для современной науки является тенденция к интеграции знания, что определяется философским пониманием единства окружающего мира, диалектической необходимостью «уравновешивания» долгое время господствующей тенденции дифференциации — интеграцией научного знания.
2. Интегративные процессы в общей и музыкальной педагогике, в частности, находящие свое выражение в создании интегративных курсов, отражают общенаучную тенденцию к интеграции знания и являются эффективным средством развития и совершенствования системы образования на всех его этапах.
3. Интегративная сущность курса многоголосия, его направленность на формирование системных знаний и системного мышления студентов отражают характерные для современной науки тенденции, что, в свою очередь, отвечает требованию соответствия содержания образования уровню развития науки.
4. Расширение и углубление знаний студентов в области фактуры, целостное представление о гармонических и полифонических закономерностях как о взаимосвязанных компонентах единой ткани музыки, приобретение опыта целостного анализа многоголосных произведений разных стилей и жанров и создания моделей гармонического и полифонического изложения способствуют творческому росту будущих педагогов-музыкантов, расширению их музыкального кругозора, повышению их профессионального уровня.
5. Решающим условием соответствия курса многоголосия учебному плану является разработка его содержания на основе общепедагогических принципов формирования содержания — обобщающих:
— соответствие содержания образования потребностям общества;
— учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения;
— соответствие содержания образования содержанию основных видов профессиональной деятельности специалистов;
— целостности материала, составляющего содержание обученияи специальных: дидактические принципы (научности, доступности, системности и т. д.), принципы историзма, этапности, акцентирования, учета времени, отведенного учебным планом на изучение данного предмета, учета наличной учебно-методической и.
6. Результаты экспериментального обучения подтверждают эффективность разработанной методики обучения многоголосию студентов музыкальных факультетов педагогических вузов.
Итак, изучение особенностей изложения многоголосных произведений дает представление как о самой фактуре, так и о гармонических и полифонических закономерностях, поскольку гармония и полифония являются неотъемлимыми, взаимосвязанными компонентами един oi’i ткани музыки. Это определяет возможность интеграции традиционных курсов гармонии и полифонии на основе изучения фактуры. В свою очередь, результаты эксперимента показали, что в ходе обучения многоголосию у студентов экспериментальной группы были сформированы целостные представления о музыкальной фактуре как едином явлении, объединяющем гармонию и полифониювыработаны умения создавать модели полифонического и гармонического изложения, анализировать многоголосные произведения разных стилей и жанров, раскрывая в них особенности гармонических и полифонических начал, сочинять грамотный аккомпанемент к песенной мелодии. Таким образом, гипотезу исследования можно считать подтвержденной, а само исследование — завершенным.
Заключение
.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие.
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983, 111с.
- Абрамова Н.Т. Принцип целостности и синтез знания II Синтезсовременного научного знания. М., 1973, 640 с.
- Актуальные проблемы вузовской музыкальной педагогики. Труды
- ГМПИ им. Гнесииых, вып. 76. М., 1984, 155 с.
- Актуальные проблемы музыкального образования. Музыка. Экспрессинформация, вып. 4. М., 1984, 15 с.
- Аликова З.Р. Особенности фуг в сонатах И.С.Баха (взаимодействиеполифонических и гомофонических принципов формообразования). Автореферат дисс. канд. иск. Л., 1987, 24 с.
- Апраксина О.А. О современных требованиях к подготовке учителямузыканта для общеобразовательной школы // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М., 1973, 80 с.
- Архангельский С.И. Введение в теорию обучения высшей школы.
- Состояние и некоторые исходные положения теории обучения в высшей школе, вып. 1. М., 1971, 44 с.
- Архангельский С.И. Введение в теорию обучения высшей школы.
- Некоторые признаки и особенности развития науки и их влияние на учебный процесс высшей школы, вып. 2. М., 1971, 28 с.
- Архангельский С.И. Введение в теорию обучения высшей школы.
- П.Асафьев Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973, 144 с.
- Ахундов М.Д., Борисов В. И., Тюхтин B.C. Интеграция науки исистемные исследования // Синтез современного научного знания. М&bdquo- 1973, 640 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982, 192 с.
- Баранова Т.Б. О комплексном музыкально-теоретическом курсе дляисполнителе.! в музыкальном вузе // Актуальные проблемы музыкального образования, К., 1986, 125 с.
- Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск, 1990, 128 с.
- Беленький Г. И. Межпредметные связи // Совершенствованиесодержания образования в школе / Под ред. И. Д. Зверева, М. П. Кашина. М&bdquo- 1985, 272 с.
- Берков В.О. Гармония и музыкальная форма. М., 1962, 568 с.
- Берков В.О. Гармония. М., 1970, 672 с.
- Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. Л., 1985, 238 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системногоподхода. М., 1973, 270 с.
- Бренинг А.А. О линеарности в гармоническом письме. Учебное пособие. Казань, 1995, 83 с.
- Владышевская Т.Ф. Партесный хоровой концерт в эпоху барокко //
- Традиции русской музыкальной культуры XVIII века. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 21. М., 1975, 206 с.
- Визель З.А. О классификации типов фактуры (уточнениеклассификации и терминологии основных понятий фактуры) II Проблемы музыкальной фактуры. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 59. М., 1982, 140 с.
- Вопросы методологии и методики конкретных педагогическихисследований / Ред. Ф. И. Юрченко. вып. IX, М., 1972, 524 с.
- Гармония. Программа высших педагогических учебных заведений.1. МГЗПИ. М&bdquo- 1991, 24 с.
- Гармония. Программа для музыкальных вузов по специальности
- Музыковедение". М., 1989, 35 с.
- Гармония. Программа для оркестровых факультетов музыкальныхвузов (струнные инструменты). М., 1988, 29 с.
- Гармония. Программа для фортепианного факультета музыкальныхвузов. М., 1988, 30 с.
- Гармония. Программа-конспект курса для псторико-теоретическихфакультетов музыкальных вузов. М., 1974, 95 с.
- Гармония с основами теории музыки. Программы педагогическихинститутов. Сборник N 18. М., 1988, 78 с.
- Гнедепко Б.В. Математика и современное естествознание // Синтезсовременного научного знания. М., 1973, 640 с.
- Гончаренко В.В. О логике познания объекта как целого. К., 1975, 25 с.
- Горюхина Н.А. Эволюция сонатной формы. К., 1973, 312 с.
- Грибанова J1.M. Активизация продуктивной деятельности студентов вкурсе полифонии (в условиях музыкально-педагогического факультета). Дисс. канд. пед. наук. М., 1996, 169 с.
- Григорьев С.С. Теоретический курс гармонии. М., 1981, 479 с.
- Григорьев С.С., Мюллер Т. Учебник полифонии. М., 1985, 304 с.
- Дидактика и практика работы вуза. //Учебное пособие. Н. Новгород, 1991, 100 с.
- Дидактика современной школы / Под ред. В. А. Онищука. К., 1987, 351с.
- Дубовский И.И. и др. Учебник гармонии. 7-е изд. М., 1965, 438 с.
- Дьячкова Л. Средневековая ладовая система западно-европейской монодии: вопросы теории и практики (лекции по спец. курсу гармонии). М., 1992, 46 с.
- Евдокимова Ю.К. О проблематике вузовского курса современнойполифонии // Современная музыка в теоретических курсах вуза. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 51. М., 1980, 168 с.
- Евдокимова Ю.К. У истоков многоголосия (к истории жанра органума)
- Теоретические проблемы полифонии. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 52. М., 1980, 160 с.
- Евсеев С.В. Русская народная полифония. М., 1960, 128 с.
- Жуков Н.И. Роль общей теории систем и кибернетики в интеграциинаучного знания // Диалектика как основа интеграции научного знания. Межвузовский сборник «Проблемы диалектики», вып. XII.1. Л., 1984, 159 с.
- Жукова Н.М. Интеграция пспхолого-педагогической подготовкиинженера-педагога //Интеграционные процессы в педагогической теории и пракике. Свердловск, 1990, 128 с.
- Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов
- Движущие силы учебного процесса. Тюмень, 1978, 152 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактическогоисследования. М., 1982, 160 с.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968, 176 с.
- Зарухова С.М. Некоторые аспекты преподавания теоретическихдисциплин на музыкально-педагогических факультетах педагогических вузов в связи с новой программой по музыке // Теория музыки и музыкальная педагогика. Владимир, 1981, 92 с.
- Зверев И.Д., Кашии М. П. Основные направления совершенствованиясодержания учебных предметов в средней школе // Совершенствование содержания образования в школе / Под ред. И. Д. Зверева, М. П. Кашина. М., 1985, 272 с.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современнойшколе. М., 1981, 159 с.
- Зорина Л.Я. Системность качество знаний. М., 1976, 64 с.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знанийстаршеклассников. М., 1978, 128 с.
- Зорина Л.Я. Отражение тенденций современного научного знания всодержании образования (по основам наук) // Теория содержания общего среднего образования и пути ее построения. М., 1978, 108 с.
- Иванов-Борецкий М.В. Музыкально-историческая хрестоматия, вып. 2.1. М., 1936, 212 с.
- Иванченко Т.В. Межпредметные связи музыкально-теоретическихдисциплин в системе подготовки музыкантов-исполнителей. Дисс. канд. пед. паук. М., 1988, 213 с.
- Из истории зарубежной музыки, вып. 4. М., 1980, 239 с.
- Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогическогоэксперимента. М., 1975, 123 с.
- Интеграция обучения и воспитания учащихся в начальной школе.1. Рязань, 1991, 27 с.
- Истомин И. Проблемы народнопесенной гармонии, мелодии и ихвзаимосвязи в русском музыкознании // Музыкальный фольклор. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 15. М., 1974, 152 с.
- История полифонии, вып. 1 (Ю.Евдокимова). М., 1983, 454 с.
- История полифонии, вып. 2-Б (Т.Дубравская). М., 1996, 413 с.
- История полифонии, вып. 3 (Вл.Протопопов). М., 1985, 494 с.
- История русской музыки, т. 1. М., 1983, 383 с.
- Казарян Н. О принципах хроматической гармонии Джезуальдо //
- Историко-теоретические вопросы западно-европейской музыки. Труды ГМПИ им. Гнеспных, вып. 40. М., 1978, 232 с.
- Калужникова Т. Русские канты второй половины XVII первойполовины XVIII веков в свете идейно-стилевых тенденций своего времени // Традиции русской музыки XVII—XIX вв.еков. Труды ГМПИ им. Гнеспных, вып. 38. М., 1978, 150 с.
- Кальман Л. К проблеме стереотипов в полифонической музыке //
- Теоретические проблемы полифонии. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 52. М., 1980, 160 с.
- Карастоянов А. Полифоническая гармония. М., 1964, 160 с.
- Катунян М. Basso continuo путь к новой музыке // Проблемы теориизападно-европейской музыки (XII-XVII в.в.). Труды ГМПИ им. Гнеспных, вып. 65. М., 1983, 151с.
- Кедров Б.М. Диалектический путь теоретического синтезасовременного естественнонаучного знания (о типологии синтетических процессов в науке) // Синтез современного научного знания. М., 1973, 640 с.
- Кедров Б.М. Ингегративная функция философии в системесовременного научного знания //Диалектика как основа интеграции научного знания. Межвузовски.'! сборник «Проблемы диалектики», вып. XII. Л., 1984, 159 с.
- Келдыш Ю.В. Русская музыка XVIII века. М., 1965, 464 с.
- Климешок А.В., Камета А. А., Бережная Э. П. Методология и методикапедагогического исследования. Постановка цели и задач исследования. Учебное пособие. К., 1988, 98 с.
- Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративнойоснове. Дисс. канд. пед. наук. Ростов на Дону, 1995, 169 с.
- Кондаков П.И. Логический словарь-справочник. Изд. 2-е исправленноеи дополненное. М., 1975, 720 с.
- Крупина Л.Л. Принципы полифонического голосоведения винструментальных фугах И.С.Баха. Автореферат дисс. канд. иск. К., 1990, 15 с.
- Крутский А.П. Дидактическая структура системного усвоения знаний всредней школе. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1982, 17 с.
- Кряжевскпх В.К. Профессионально-педагогическая направленностькурса истории музыки на музыкально-педагогических факультетах. Дисс. канд. пед. наук. М., 1991, 187 с.
- КуртЭ. Основы линеарного контрапункта. М., 1931, 304 с.
- Кутырев В.А. Философские проблемы комплексности. М., 1987, 62 с.
- Кучеров В. Методическая разработка по вопросам художественнотворческого потенциала дисциплин музыкально-теоретического цикла. К., 1972, 50 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. Изд. 2-е переработанное. М., 1991, 223 с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976, 64 с.
- Ливанова Т.Н. Очерки и материалы по. истории русской музыкальнойкультуры, вып. 1. М., 1938, 360 с.
- Ливанова Т.Н. История западно-европейской музыки до 1789 года, том1, 2-е изд. М&bdquo- 1983, 696 с.
- Лысенко Е.Г. Развитие гармонического слуха как одно из средствформирования музыкального мышления студентов // Теоретическиеосновы профессиональной подготовки учителя музыки, вып. 62. М., 1980, 118 с.
- Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М., 1972, 616 с.
- Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений, 3-е изд. М., 1986,528 с.
- Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. М., 1991, 79 с.
- Мазель Л.А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений, часть 1. М., 1967, 752 с.
- Майзель И.А. Интеграционные процессы в науке. История исовременность // Диалектика как основа интеграции научного знания. Межвузовский сборник «Проблемы диалектики», вып. XII. Л., 1984, 159 с.
- Майский В.Л. Особенности голосоведения И.С.Баха (на материале егохоралов) // Вопросы теории музыки, вып. 2. М., 1970, 495 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М., 1975, 367 с.
- Методические проблемы развития педагогической науки / Под ред.
- П.Р.Атутова и др. М., 1985, 236 с.
- Методические разработки по использованию проблемных методовобучения и деловых игр в учебном процессе. Алма-Ата, 1982, 82 с.
- Методологические проблемы интеграции ботанических наук. К., 1987,174 с.
- Методы системного педагогического исследования. Л., 1980, 172 с.
- Миронова П.А. Комплексные учебные курсы. История исовременность // Актуальные проблемы музыкального образования. К., 1986, 125 с.
- Мирошниченко С.В. О мировоззренческой направленностипреподавания теоретических дисциплин // Актуальные проблемы музыкального образования. К., 1990. 143 с.
- Назайкинскпй Е. О системе музыкально-теоретических дисциплин II
- Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе. М., 1978, 122 с.
- Немов Р.С. Психология. М., 1995, 238 с.
- Нивельт О.А. Научные основы и перспективы перестройки вузовскогокурса гармонии // Актуальные проблемы музыкального образования. Тематический сборник научных трудов. К., 1990, 143 с.
- Овчинников Н.Ф. Тенденция к единству науки. М., 1988, 268 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990, 382 с.
- Организация и методика экспериментальных педагогическихисследований. М., 1983, 144 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред.
- А.В.Петровского. М., 1986, 302 с.
- Павлов IO.B. Статистическая обработка дидактическогоэксперимента, вып. 2. М., 1977, 39 с.
- Павлюченко С.А. Руководство к практическому изучению основинвенционной полифонии. М., 1953, 111с.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995, 637 с.
- Подласый И.П. Педагогика. М., 1996, 432 с.
- Полифония. Программа для музыкальных вузов по специальности
- Дирижирование" (специализация «Дирижирование академическим хором»). М., 1989, 24 с.
- Полифония. Программа для музыкальных вузов по специальности
- Народные инструменты". М., 1988, L9 с.
- Полифония. Программа для фортепианных факультетов музыкальныхвузов. М., 1987, 19 с.
- Полифония. Программы педагогических институтов. Сборник N 14.1. М., 1987, 136 с.
- Приходько В.И. Музыкальная фактура и исполнитель. Харьков, 1997,208 с.
- Проблемы интеграции научного знания. Теоретико-методологическийаспект. Рига, 1988, 210 с.
- Пути повышения эффективности обучения в вузе. Горький, 1980, 144с.
- Пэрриш К., Оул Дж. Образцы музыкальных форм от григорианскогохорала до Баха. Л., 1975, 214 с.
- Pare 10. Проблемы историко-стилистического курса гармонии //
- Проблемы развития системы музыкального образования. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 87. М., 1987, 176 с.
- Родина Т.Б. Фактурный музыкальный слух: сущность, структура, методика развития. Дисс. канд. пед. наук. М., 1987, 222 с.
- Ройтерштейн М.И. Музыкальный язык. М., 1973, 136 с.
- Ройтерштейн М.И. Введение в анализ гармонии. Учебное пособие.1. М&bdquo- 1984, 88 с.
- Ройтерштейн М.И. Практическая полифония. Учебное пособие. М., 1988, 158 с.
- Сергеенок С.Л. Дидактические основы построения интегрированныхкурсов. Дисс. канд. пед. наук. СПБ, 1992, 198 с.
- Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1985, 360 с.
- Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогическогоисследования. М., 1991, 219 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971, 206 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. М., 1984,96 с.
- Скребков С.С. Полифонический анализ. М., 1940, 183 с.
- Скребков С.С. Учебник полифонии, 3-е изд. М., 1965, 288 с.
- Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973, 448 с.
- Скребков С.С. Черты нового в инструментальной фуге И.С.Баха II
- Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978, 269 с.
- Скребкова О.Л., Скребков С. С. Хрестоматия по гармоническомуанализу, 5-е изд. М., 1978, 286 с.
- Скребкова-Филатова М. С. Драматургическая роль фактуры в музыке
- Проблемы музыкальной науки, вып. 3. М., 1975, 450 с.
- Скребкова-Филатова М.С. О формообразующей функциимузыкальной фактуры II Проблемы музыкальной фактуры, Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 59. М., 1982, 140 с.
- Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: Художественныевозможности. Структура. Функции. М., 1985, 285 с.
- Славюнас 3. Сутартинес. Многоголосные песни литовского народа.1. Л., 1972, 248 с.
- Сласгенин В.Л., Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогическогообразования. Теоретическая концепция исследования II Теория и практика высшего педагогического образования. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1991, 246 с.
- Смоляга П.В. Межпредметные связи как средство оптимизацииучебного процесса // Актуальные проблемы музыкального образования. Тематический сборник научных трудов. К., 1990, 143 с.
- Спиркш! А.Г., Тюхтпн B.C. О взаимосвязи наук в современном естествознании // Синтез современного научного знания. М., 1973, 640 с.
- Ю.Холопова). М&bdquo- 1969, 244 с.
- Спутник учителя музыки. Составитель 'Г.В.Челышева. М., 1993, 240 с.
- Степанов А.А. Традиции русской музыкально-теоретическойпедагогики и некоторые задачи современного учебного курса гармонии // Методика преподавания историко-теоретических дисциплин. Труды ГМПИ им. Гнеспных, вып. 26. М., 1976, 162 с.
- Тараканов М. Мелодические явления в гармонии С.Прокофьева //
- Музыкально-теоретические проблемы советской музыки. М., 1963, 148 с.
- Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978, 270 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования /
- Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983, 352 с.
- Теория и практика высшего педагогического образования /
- Межвузовски! сборник научных трудов. М., 1991, 246 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / ред.
- А.И.Пискунов, С. В. Воробьева. М., 1979, 208 с.
- Трамбицкий В.И. Гармония русской песни. М., 1981, 222 с.
- Тюлин Ю.Н. Практическое пособие по введению в гармоническийашшиз (на основе хоралов Баха). Л., 1927, 78 с.
- Тюлин Ю.Н. О зарождении и развитии гармонии в народной музыке//
- Вопросы теории музыки, вып. 2. М., 1970, 495 с.
- Тюлин Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодическойфигурации. Музыкальная фактура. М., 1976, 164 с.
- Тюлин Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодическойфигурации. Мелодическая фигурация. М., 1977, 382 с.
- Тюлин IO. I1. Краткий теоретический курс гармонии. М., 1978, 168 с.
- Тюлин Ю.Н., Прнвано Н. Г. Теоретические основы гармонии, 2-е изд.1. М&bdquo- 1965, 276 с.
- Тюлин IO. I I., Привано Н. Г. Учебник гармонии, 2-е изд. М., 1964, 435
- Тюнников 10.С. Методика выявления и описания интеграционныхпроцессов в учебно-воспитательной работе СГ1ТУ. М., 1988, 46 с.
- Урсул А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. М., 1981, 232 с.
- Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство, 2-е изд. М., 1971,623 с.
- Фадеев В.Л., Приступа Г. Н. Как проводить педагогическийэксперимент. Рязань, 1993, 140 с.
- Федосова Э. К постановке проблемы «барокко-классицизм» // Музыкабарокко и классицизма. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 84. М., 1986, 160 с.
- Фраенов В. Учебник полифонии. М., 1987, 205 с.
- Фраптова Т.Т. Историзм теории как проблема совершенствованиявузовского учебного плана музыковедов // Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в историко-стилевом аспекте. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 120. М., 1991, 172 с.
- Фролов П. Системный подход в воспитании и обучении школьников.1. Воронеж, 1979, 191 с.
- Хасанов М.Ш. Проблема целостности в марксистско-ленинскойфилософии. Алма-Ата, 1982, 160 с.
- Холопова В.П. Фактура: Очерк. М., 1979, 87 с.
- Цетлин B.C. Группировка учебных предметов с учетом особенностейотражения науки в содержании образования // Теория содержания общего среднего образования и иути-ее построения. М., 1978, 108 с.
- Чеииков М.Г. Интеграция науки. М., 1975, 246 с.
- Швейцер А. И.С.Бах. М., 1964, 725 с.
- Эскина П. Принцип «комментирования» и хоральная обработка барокко // Проблемы теории западно-европейской музыки (XII-XVII в.в.). Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 65. М., 1983, 151с.
- Этипгер М. А. Гармония в полифонических циклах Хиндемита и
- Шостаковича // Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1. М., 1967, 512 с.
- Этингер М.А. О гармонии в бассо-остинатных формах // Вопросытеории музыки, вып. 2. М., 1970, 495 с.
- Южак К.И. О природе и специфике полифонического мышления //
- Полифония. М., 1975, 291 с.
- Южак К.И. Теоретические основы полифонии в свете эволюциимузыкальной системы. Автореферат дисс. докт. иск. К., 1990, 42 с.