Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В нашей стране и более чем 70 странах мира опубликованы такие широко известные произведения поэта, как «Мой Дагестан», «Горянка», «Разговор с отцом», «Год моего рождения», «Остров женщин», «Слово о старшем брате», «Дагестанская весна „Солдаты России“, „В горах мое сердце“, „Высо-“ ' кие звезды», «Четки лет», «Две шали», «Письмена» и многие другие. Дагестан, его люди, история, традиции, ценности… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников на произведениях литературы
    • 1. 2. Педагогическая сущность и этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова
    • 1. 3. Анализ практики использования произведений Расула Гамзатова в духовно-нравственном воспитании школьников
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАСУЛА ГАМЗАТОВА.-.,
    • 2. 1. Моделирование процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова
    • 2. 2. Практико-технологическое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания с использованием этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова
    • 2. 3. Экспериментальная проверка модели духовно-нравственного воспитания с использованием этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова
    • 3. АКЛЮ ЧЕНИЕ

Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях общественно-политических и социально-экономических преобразований в нашем государстве России нужна система образования, ориентированная на вхождение в мировое образовательное пространство, позволяющая сохранить духовно — нравственные и культурно — исторические традиции отечественного образования и воспита-* ния, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, и современный периоды его развития. На сохранение духовно — нравственного потенциала в воспитании подрастающего поколения ориентируют такие основополагающие документы, как выступление президента РФ «О стратегии развития России до 2020 года», Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования и др.

Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, беспризорности, оккультизма и т. д.), и проблем воспитания такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

О решающей роли духовно-нравственного воспитания в развитии и формировании личности говорили выдающиеся мыслители, просветители, философы и педагоги всех времен и народов. Так, важным в жизни каждого человека Сократ считал познание того, что такое добро и зло. Природные задатки, развитие навыков и разум — таковы у Аристотеля источники духовно-нравственного воспитания. К важнейшим чертам нравственности Ян Амос Коменский относил религиозность, гуманность, культуру поведения, трудолюбие, благожелательность, щедрость, готовность делать людям добро. В педагогике, в нравственном воспитании Джон Локк исходил из решающего влияния среды на человека, призывал сочетать строгость и любовь к ребенку при его воспитании. Жан Жак Руссо нравственность детей видел в побуждении их к добрым чувствам и поступкам, свои педагогические взгляды он выразил в романе — трактате «Эмиль, или о воспитании». В основе нравственного воспитания Иоганна Генриха Песталоцци лежит связь обучения с воспитанием и развитием (развивающее обучение), а также связь педагогики с псиI хологией. Большое внимание нравственному воспитанию уделяли в дореволюционной России такие демократы как, А. Н. Радищев, А. Н. Герцен, Н. Г, Чернышевский и др.

Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких русских педагогов, психологов и философов, как В. Л. Беляева, Н. А. Бердяев, П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, З. В. Видякова, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгаф!, В. М. Меньшиков, А. Н. Остро горе к и й, Н. И. Пирогов, М. М. Рубинштейн. К. Д. Ушинский и др.

В трудах современных учёных таких, как К.А.Абульханова-Славская, Е. П. Белозерцев, З. Т. Гасапов, И. Ф. Гончаров, С. Ф. Иванов, Д.М., Маллаев, В. А. Сластеиин, В. Д. Шадриков и др., уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания, как воспитания, формирующего внутренний мир личности.

Е.И.Власова, И. Ф. Гончаров, Н. Д. Никандров, Л. Н. Погодина и др. связывают духовное воспитание личности с традиционной народной культурой. В трудах Г. Н. Волкова, М. С. Жнрова, М. А. Никитиной, М. Ю. Новицкой, Н. М. Соколышковой, Т. Я. Шпикаловой, и др. представлено духовно-нравственное воспитание средствами народной педагогики. Г. Н. Волков вывел систему духовно-нравственного формирования детей и молодежи на основе этнопедагогических идей.

О духовно-нравственном потенциале народной педагогики немало сказано в трудах ученых Адыгеи, Азербайджана, Бурятии, Средней Азии, Татарстана, Чувашии, Якутии и др. Известные дагестанские ученые У. Б. Далгаг,.

А.К. Дибиров, P.M. Магомедов, А. Ф. Назаревич, и др. проделали большую работу по исследованию культуры, традиций, обычаев дагестанских народов и выявлению их роли в различных сферах жизни.

Дагестанские ученые — педагоги Б. Ш. Алиева, М. А. Асельдеров, З. М. Маюмедова, А. М Магомедов, Ш. А. Мирзоев, Т. Г. Саидов. P.M. Омарова, P.M. Пашаева, З. Я. Якубов, и др. в своих трудах раскрыли возможности и пуI ти использования народной педагогики в различных направлениях воспитательной работы в школе.

Духовно-нравственное воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах Д. С. Лихачёва, Ю. Г. Круглова, Т. В. Ефимовой, Г. И. Магомедова, В. Ю. Троицкого, Ч. С. Юсуповой и др.

Значительный вклад в раскрытие проблемы духовно-нравственного воспитания средствами художественной культуры и художественной литературы внесли в своих работах такие учёные, как М. М. Байрамбеков, Г. И. Беленький, И. С. Збарский, В. Я. Коровина, Т. Ф. Курдюмова, Н. Я. Мещерякова, И. М. Раджабов, Т. Я. Шпикалова, Е. В. Шорохов и др.

Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин вообще и литературы в частности достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и д) ховных качествах, присущих людям. Вместе с тем различные направления урочной и внеурочной работы по литературе, внеклассная и внешкольная деятельность помогают формированию нравственных качеств личности школьника, поскольку в этом случае духовное развитие школьника «питается» важнейшими, необходимыми источниками. Это позволяет формировать у учащихся многообразие чувств и суждений, расширить круг их общения с другими людьми, с миром литературы, истории и искусства, учить правильному отношению к другим людям: милосердию, любви, великодушию, мужеству, трудолюбию, терпимости, простоте, стремлению познать истину.

Однако, несмотря на повышенный интерес к проблеме, пути использо1 вания потенциала народной педагогики, в частности духовно-нравствеиного потенциала народной педагогики, отраженной в художественных произведениях выдающихся поэтов и писателей, определены недостаточно. Это касается и этнокультурного потенциала творчества Народного поэта Дагестана Расула Гамзатова.

О жизни и творчестве Расула Гамзатова написаны и изданы книги известных литературоведов: К.Абукова. В. Дементьева, В. Огнева, С. Хайбулаева К. Султанова и др. О нем сняты документальные и телевизионные картины такие, как «В горах мое сердце», «Кавказец родом из Цада», «Белые журавли», «Расул Гамзатов и Грузия» и др. По его произведениям сняты художественные фильмы «Горянка» и «Сказание о храбром Хочбаре».

В нашей стране и более чем 70 странах мира опубликованы такие широко известные произведения поэта, как «Мой Дагестан», «Горянка», «Разговор с отцом», «Год моего рождения», «Остров женщин», «Слово о старшем брате», «Дагестанская весна „Солдаты России“, „В горах мое сердце“, „Высо-“ ' кие звезды», «Четки лет», «Две шали», «Письмена» и многие другие. Дагестан, его люди, история, традиции, ценности, легенды и предания стали известны всему мир}' благодаря Расулу. Его философия была философией добра, его поэзия была поэзией любви, и именно поэтому они стали близки и дагестанцам, и кубинцам, и индусам, и англичанам, и россиянам, и многим другим народам, которые еще при жизни поэта получили счастливую возможность прочесть его произведения в переводе на свои языки.

Творчество Р. Г. Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение пародов Дагестана и всего Кавказа. Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую и мировую литературу. Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности, они отмечены не только жанровым многообразием, оригинальностью, но и глубиной мысли и чувств. Творческая и общественная деятельность Р. Г. Гамзатова была пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом, поддерживал его усилия по сохранению мира и согласия в обществе, братской дружбы дагестанцев со всеми народами Российской Федерации.

По творчеству Расула Гамзатова проведен ряд научных исследований, написан ряд литературоведческих диссертаций. Однако трудно найти среди этих исследований работы педагогической направленности, хоть в какой-то мере позволяющие целенаправленно выявлять, осмысливать, понимать и использовать в учебно-воспитательном процессе колоссальный этнокультурный потенциал, сконцентрированный в произведениях поэта, направленный на формирование морально-этического облика настоящего человека.

Анализ материалов исследования, литературоведческой, художественно-публицистической, психолого-педагогической литературы, учебновоспитательного процесса школ республики позволяет выделить протшюре чип между:

— необходимостью духовно-нравственного воспитания личности современного школьника и недостаточным использованием возможностей этнокультурного потенциала произведений великого поэта в учебно-воспитательном процессе;

— углублением интереса к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования и неразработанностью этой проблематики на программно-методическом уровне с учетом этнокультурного потенциала произведений литературы;

Таким образом, актуальность избранной темы исследования заключается в необходимости формирования и развития у учащихся общественно значимых идеалов и ориентиров, востребованных для воспитания нравственно развитой и духовно богатой личности в процессе использования этнокультурного содержания, методов, приёмов и средств воспитания человека. Отсюда обусловлен выбор темы нашего исследования — «Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова». Этот выбор объясняется еще и гем, что' методика изучения творчества Расула Гамзатова с уклоном на воспитание нравственности не получпла должного освещения в работах дагестанских методистов.

Исходя из сказанного, можно выделить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного использования этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова в духовно-нравственном воспитании современных школьников.

Объект исследования — процесс духовно-нравственного воспитания школьников на уроках и внеклассных мероприятиях по литературе. V.

Предмет исследования — содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова.

Цель исследования — выявление путей и средств системного использования этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова в учебной и внеклассной работе в целях повышения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания школьников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что духовно-нравственное воспитание школьников будет успешным, если:

— выявлен и использован в урочной и внеурочной деятельности ценностный этнокультурный потенциал произведений Народного поэта Дагестана Расула Гамзатова;

— учтены национально-региональные особенности социокультурного окружения школы и системы культурологического образования школьников для построения их социально значимой деятельности;

— подготовлены и применяются методические рекомендации по использованию этнокультурного потенциала произведений поэта и писателя Расула.

Гамзатова в урочной и внеклассной работе по литературе в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

1. На основе анализа этнопедагогического подхода к творчеству Народного поэта Расула Гамзатова определить этнокультурный потенциал произведений Дагестана Расула Гамзатоваизведений, целесообразный для духовно-нравственного воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности по предмету литература;

2. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе изучения произведений Расула Гамзатова;

3. Разработать методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию школьников в процессе изучения произведений Расула Гамзатова.

Теоретическую базу исследования составили:

— философско-психологические положения о сущности человека, о его духовном становлении в культурно-историческом пространстве (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, И. А. Ильин, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

— психолого-педагогические положения о закономерностях и особенностях духовного развития детей школьного возраста (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Элысонин и др.);

— гуманистические концепции, основанные на аксиологическом и культурологическом подходах к воспитанию (Е.П.Белозерцев, В. А. Беляева, Е. В. Бондаревская, Т. И. Петракова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н. Е. Щуркова и др.).

Методологический основой диссертации является положение современной педагогики, психологии, методики и литературоведения, предполагающие учет нравственной направленности отечественного литературного процесса, национального своеобразия дагестанской литературы, как яркого выразителя духовно-нравственного потенциала народов многонациональной республики и отечества.

Методы исследования: теоретический (изучение педагогической, эт-нопедагогической, методической, -литературоведческой литературы) — социо-лого-педагогический (анкетирование, беседы с учителями и школьниками, наблюдения над учебным процессом и внеклассной работой, анализ устных и письменных ответов учащихся) — экспериментальный (проведение несколько этапов эксперимента: констатирующий и обучающий) — статистический (количественный и качественный анализ результатов эксперимента).

Экспериментальная база исследования — общеобразовательные учебные заведения: средние школы №№ 4,10- лицеи №№ 5,38,39 г. Махачкалы Республики Дагестан. Исследованием охвачено 14 учителей дагестанской литературы, 156 учащихся 5−11 классов.

Работа осуществлялась в течение 6 лег и прошла следующие этапы исследования:

1. Теоретический (2002 — 2004 гг.). В этот период был накоплен эмпирический материал через включение учителей и школьников в экспериментальную программу по дагестанской литературе, проведён отбор произведений Расула Гамзатова и сравнительно-сопоставительный анализ их содержания, методики духовно-нравственного воспитания на произведениях литературы, сформирован понятийно-терминологический аппарат, определены проблема, цель, задачи и гипотеза исследования.

2. Опытно-экспериментальный (2004 — 2006 гг.). Углублённое изучение георетико-мегодических основ проблемы духовно-нравственного воспитания, определение форм и методов деятельности, способов диагностирования уровня сформированное&tradeдуховно-нравственных качеств школьников в ходе урочной и внеурочной деятельности, проведение констатирующего эксперимента, подготовка публикаций по теме исследований.

3. Заключительно-обобщающий (2006 — 2008 гг.). Апробация основных положений исследования, систематизация, обобщение и оформление результатов исследования, подготовка диссертационной работы к защите. Внедрение результатов исследования в практику ряда общеобразовательных учреждений.

Научная новизна исследования заключается:

— в представлении теоретически обоснованной и экспериментально проверенной системы работы по формированию у дагестанских школьников нравственных идеалов в процессе изучения творчества Расула Гамзатова с учетом этнокультурного потенциала его произведений;

— в выявлении педагогических условий духовно-нравственного воспитания школьников на уроках и во внеклассной работе по дагестанской литературе в процессе изучения произведений Расула Гамзатова: определено содержание, формы, методы и средства урочной и внеурочной деятельности, оптимизирующие духовное и нравственное становление школьников;

— в определении педагогических условий эффективного использования возможностей учебно-воспитательного процесса для духовно-нравственного воспитания школьников: опора на региональное содержание литературного образования с использованием воспитательного потенциала всемирно известных произведений Расула Гамзатова.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют конкретизировать механизмы использования образовательного и воспитательного потенциала произведений выдающихся отечественных поэтов и писателей в духовно-нравственном воспитании школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, содержащиеся в нём, могут использоваться в деятельности учителей литературы и воспитателей общеобразовательной школы в процессе работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, а также при чтении соответствующих курсов в системе повышения квалификации работников образования. Разработанные методические рекомендации по использованию этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова в учебновоспитательном процессе школы, адресованные для учителей дагестанской литературы и классных руководителей, позволяют поднять эффективность духовно-нравственного воспитания школьников в соответствии с прогрессивными этическими традициями народной педагогики.

Достоверность и обоснованности полученных результатов обеспечивается теоретико-методологической основой, совокупностью методов исследования, адекватных поставленным задачампреемственностью и последовательностью в реализации теоретических положенийдостаточной базой и достаточному числу участников педагогического эксперимента.

Основные положения, выносимые на защиту:

— нравственные идеалы и мировоззренческие взгляды дагестанских народов, представленные в произведениях Р. Гамзатова, способствующие формированию этических и нравственных чувств, сознания и поведения учащихся, создающие им реальные условия для постижения духовно-нравственных ценностей российской и мировой культурыУ.

— система изучения произведений Расула Гамзатова с этнокультурным потенциалом, формирующая и развивающая у школьников навыки чтения, интерес к творческой деятельности, потребность высказать свое отношение к произведению, к взглядам писателя, к культивируемым в дагестанском обществе прогрессивным нравственным установкам, правилам, нормам, традициям и обычаям;

— педагогические условия, повышающие эффективность формирования нравственности у школьников в процессе изучения произведений Р. Гамзатова па уроках и внеклассных занятиях с опорой на этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова.

— методические рекомендации по дифференциации и индивидуализации занятий с учетом интересов и способностей школьников, способствующие дальнейшему совершенствованию процесса формирования нравственных чувств, взглядов и идеалов учащихся при изучении произведений Р.Гамзатова.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедр педагогики и педагогики начального обучения ГОУ ВПО Дагестанский государственный университет", обсуждались на Всероссийских и региональных научно-теоретических и практических конференциях в Москве (2004 г. г.), Махачкале (2005 г.), Пятигорске (2006 г.), на курсах повышения квалификации учителей русской и дагестанской литературы при Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров (2005;2008 гг.), а также через публикации в российской и республиканской педагогической печати.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс обучения в школе состоит из следующих функций: образовательной, развивающей и воспитательной. Связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью.

Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нём законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение" [120, С. 174].

Из всех учебных предметов для духовно-нравственного воспитания учащихся наибольшие возможности имеет литература, в том числе литература народов Дагестана. Воспитательное значение этого предмета трудно переоценить, так как Дагестан богат и знаменит талантами, особенно поэтическими. Расул Гамзатов из поколения послевоенных дагестанских поэтов, но он первый среди них, он не дал угаснуть огню поэзии плеяды горских поэтов: Ирчи Казака, Омарла Батырая, Етима Эмина, Махмуда, Сулеймана Стальско-го, Гамзата Цадасы, Эффенди Капиева и многих других. Расул Гамзатов продолжил и развил традиции этой богатой поэзии, обогатил её. Его творчество неотделимо от деятельности знаменитых художников слова XX века. Президент Российской Федерации Путин В. В., награждая Расула Гамзатова Орденом Святого апостола Андрея Первозванного, отметил: «Вас любят за то, что Вы так искренне и так изысканно учите нас общечеловеческим ценностям — таким, как дружба, любовь, верность».

В произведениях Расула Гамзатова, как в капельке росы, отразилось истинное лицо горцев, истинных хранителей духовных ценностей и нравственных норм народа. Творчество Расула Гамзатова в этом смысле представляет собой неиссякаемый источник народной мудрости и служит прекрасным средством духовного обогащения и воспитания молодого поколения.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1 .Этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова — это важнейший фактор активизации процесса формирования личности учащихся на уроках литературы народов Дагестана, закладывающий основы гуманистического мировоззрения и духовно-нравственного воспитания школьников.

2. Нами определена целостная, экспериментально проверенная, система изучения творчества Расула Гамзатова, повышающая эффективность использования как разнообразных форм проведения урочных и внеурочных занятий, с чётким направлением на духовно-нравственное воспитание учащихся.

3.Процесс духовно-нравственного воспитания школьников на этнокультурном потенциале произведений Р. Гамзатова проходит более эффективно под воздействием межпредметных связей (с русской литературой, родным языком, историей, географией Дагестана, традициями, обычаями, культурой Дагестана, музыкой, изобразительным искусством).

4. Работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся должна проходить с учётом художественных особенностей изучаемого произведения, спецификой возрастных особенностей учащихся, их интересов к нравственным проблемам современности.

5. Эффективность духовно-нравственного воспитания на разных этапах усвоения произведений Р. Гамзатова зависит от целостной методической системы, в понятие которой входит преемственность обучения, выбор оптимальных путей, методов и приёмов обучения, взаимосвязь всех этапов постижения произведения, выявление в нём этнокультурного потенциала, а также единства классных и внеклассных форм работы.

6. В духовно-нравственном воспитании учащихся большое значение имеет личность педагога. Учитель должен не только быть хорошим профессионалом, но и учитывать влияние семьи, социальной среды и сделать это влияние благоприятным. Личность педагога, его пример как воспитателя, единство его слова и дела, сочетание в нём требовательности с уважением к личности школьника, создание нравственной атмосферы на урочных и внеурочных занятиях, а также знание основ этнопедагогики — залог успеха в духовно-нравственном воспитании школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Философичность творчества Расула Гамзатова. -Махачкала, 2003.
  2. Э.А. Духовно-нравственный потенциал творчества Расула Гамзатова // Среднее профессиональное образование (теоретический и научно-методический журнал М., 2007, № 4 — С. 49−52 (Входит в «Перечень. .» рецензируемых изданий ВАК РФ).
  3. Э.А. Воспитательные мотивы в произведении Расула Гамзатова «Сказание о храбром Хочбаре»// Сборник научных трудов ДГПУ (гуманитарные науки) Махачкала, ДГПУ, 1 999.- С.48−53.
  4. Э.А. Образ женщины в творчестве Расула Гамзатова// Республиканский иллюстрированный журнал «Наш Дагестан» Махачкала, 2001, № 199−201.-С.74−75.
  5. К. Философская лирика Расула Гамзатова. Махачкала, 2003.
  6. К. Представляя державу в целом. Творчество Расула Гамзатова: анализ, попытка обобщений. Махачкала, 2003.
  7. К. Мне отдельного счастья не надо. Махачкала: Дагкниго-издат, 2005.
  8. А. Философия совести. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995.
  9. Л.С. Уроки нравственного прозрения. М.: Педагогика, 1983.
  10. Ч. В них землю с небом породнишь. В сб.: мастерство Расула Гамзатова. Махачкала: ДНТД РАН, 1995.
  11. А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека.- Махачкала: Даггиз, 1968.
  12. .Ш. Этпопедагогика дагестанской семьи. Пятигорск, 2006.-288 е.
  13. М.А. Шесть страниц на машинке. Статьи, рецензии, репортажи. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.
  14. Л. У очага поэзии. М.: Сов. писатель, 1972.
  15. М.а. Воспитание учащихся на передовых народных традициях. Махачкала: Дагучпедгиз, 1976.
  16. М.И. Воспитание школьников в многонациональном коллективе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1982.
  17. Арсалиев Ш. М-Х. Этнопедагогика чеченцев. — М: «Гелиос АРВ», 2007.-288 с.
  18. С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.
  19. А.Р. Этическая мысль народов Дагестана и современность. Махачкала: Дагучпедгиз, 1982.
  20. Г. И. Приобщение к искусству слова.- М.: Просвещение, 1990.
  21. В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.
  22. С.К., Ахмедзянов М. Г. Уроки внеклассного чтения в IV-VII классах. JL: Просвещение, 1985.
  23. В.Я., Гумницкий Г. М., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание. -Воронеж, 1990.
  24. О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988.
  25. H.H., Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Королёв. Педагогика. -М., 1968.
  26. А. Поиск продолжается. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000.
  27. А. Современная дагестанская поэзия. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000.
  28. H.H. методика преподавания русской литераторы в V-VIII классах. Л.: Просвещение, 1988.
  29. Г. Н. Идея совершенного человека в народном воспитании. В ж.: Сов. педагогика, № 10, 1971.
  30. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
  31. Г. Н. Неотъемлемая часть народной педагогики. В ж.: Сов. педагогика, № 7, 1989.
  32. Л.В. Психология искусства. М., 1968.
  33. Г. Г. Художественное наследие и современность. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.
  34. Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. -М.: наследие, 1996.
  35. Г. Г. Дагестан: духовное и художественное наследие. -Махачкала: ДНЦ РАН, 2004.
  36. Р. Навстречу современности. В кн.: верность таланту. -М.: Сов. Россия, 1970.
  37. Р. По-земному беспокоясь. Махачкала: Дагучпедгиз, 1987.
  38. Р. Собр. Соч. в 8-ми т. М.: Сов. писатель, 2003.
  39. Р. В кн.: М. Ахмедов, Р. Гамзатов: на рубеже веков. Махачкала: изд-во «Дагпресс Media», 2004.
  40. З.Т. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие. М., 1999.
  41. Гегель. Лекции по эстетике. Сочинения. М.: изд-во АН СССР, 1958.
  42. A.A. Введение в этику. М., 1985.
  43. В. Расул Гамзатов. М., 1984.
  44. H.A. Поли. собр. соч. т.З. М.: ГИХЛ, 1936.
  45. Духовно-нравственное формирование личности. Сб. научно-методич. ст. Вып. X. Чебоксары, 1999.
  46. М.И. Проблема народного гуманизма в творчестве Расула Гамзатова. В сб.: Мастерство Расула Гамзатова. Махачкала: ДФАН СССР, 1986.
  47. E.H. Шаги навстречу. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1986.
  48. .А. Патриотизм и гражданственность. Махачкала, 2007.
  49. P.C. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана: автореферат дисс. .канд. пед. наук. Махачкала, 2002.
  50. З.Г. «Мой Дагестан» в свете проблем современного эпического повествования. В сб.: Мастерство Расула Гамзатова. Махачкала: ДФАН СССР, 1986.
  51. И .Я. Когда слово диктует чувства.- М.: Просвещение, 1991.
  52. Краткий словарь по социологии. М., 1988.
  53. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.
  54. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М., 1976.
  55. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  56. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  57. .Т. Общие проблемы воспитания школьников. Учебное пособие. М., 1979.
  58. З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Пособие для работников народного образования. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980.
  59. A.M. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом восгштании школьников. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988.
  60. P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.
  61. A.C. соч. т.т.2,4,5. М., 1957−1958.
  62. С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета: автореферат дисс. .доктора, пед. наук. 2001.
  63. Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей. /Поиск истины Дагестан. — 2003, № 910. — С.46−50.
  64. И.С. Процесс нравственного воспитания в советской школе: дисс. .канд. пед. наук. М., 1970.
  65. Мастерство Расула Гамзатова. Сб. статей. Махачкала: ДФАН СССР, 1986.
  66. ОО.Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1980.
  67. Ш. А. Народная педагогика, (Словесные средства воспитания). Махачкала: Дагучпедгиз, 1984.
  68. Ш. А. Народная педагогика Дагестана (содержание, формы и методы воспитания). Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.
  69. Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.
  70. С. Чувство и слово. В кн.: Слово о Расуле Гамзатове. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973.
  71. Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы международной конференции. М.: Просвещение, 1993.
  72. А.Н. Синтез нравственных ценностей в многокультурном образовательном пространстве. Махачкала: ДГУ ИВЦ, 2005. -168 с.
  73. С.М. Основы народной педагогики Дагестана. Махачкала: Изд. НИИ педагогики, 2000.
  74. В.П. Беседы об эстетическом воспитании. М., 1894.
  75. Педагогика. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. Под редакцией П. И. Пидкасистого. М.: Педаг. общество России, 2002.
  76. A.B. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1974.
  77. Поиск новых путей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990.
  78. A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976.
  79. Поэт аула и планеты. Статьи, высказывания о Расуле Гамзатове. -Махачкала: изд. «Лотос», 2007.
  80. A.C. Избранные произведения. Лениздат, 1968.
  81. Расул Гамзатов — поэт и гражданин. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.
  82. Рез З. Я. Изучение лирических произведений в школе. Л.: Просвещение, Л.О., 1968.
  83. А. Духовно-нравственное формирование учащихся в современных условиях: дисс. .канд. пед. наук. Чебоксары, 1999.
  84. Л.И. Нравственное воспитание личности. Изд. Моск. ун-та, 1981.
  85. Т.Г. Традиции народов творят человека. Махачкала: Да-гучпедгиз, 1994.
  86. Т.Г. Подготовка юношей к жизни. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994.
  87. Т.Г., Исаева А. Т. Мудрые адаты народа. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2003.
  88. Слово и образ. Сб. статей. М.: Просвещение, 1964.
  89. Слово о Расуле Гамзатове. Сб. статей. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973.
  90. К. Расул Гамзатов. Очерк творчества. Махачкала: Даг-кпигоиздат, 1973.
  91. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М., 1976.
  92. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1965.
  93. В.Л. Нравственный идеал молодого поколения. -М., 1963.
  94. В.А. Павлышская средняя школа. М., 1969.
  95. В.А. Рождение гражданина. М., 1971.
  96. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973.
  97. В.А. Как воспитать настоящего гражданина. Киев: Радяньская школа, 1975.
  98. В.А. Избр. пед. соч. в 3-х т. М., 1979.
  99. Л. Стих и проза. М., 1938.
  100. Умом и сердцем. Мысли о воспитании. М., 1985.
  101. К.Д. Родное слово. Книга для учащихся. М., 1950.
  102. К.Д. Пед. соч. в 6-ти т. Т.5. М.: Педагогика, 1989.
  103. С.М. Наследие и открытия. Махачкала: Дагкниго-издат, 1983.
  104. С.М. Современная дагестанская поэзия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1997.
  105. И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983.
  106. Вл. Пределы. В ж.: Новый мир, № 3, 1978.
  107. В. Нравственность есть правда. — М., 1979.
  108. Н.Е. Когда урок воспитывает. М.: Педагогика, 1981.
  109. М.М. Школьное краеведение и нравственное воспитание учащихся. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980.
  110. Д.Д., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966.
  111. Ч.С. О современной аварской лирике. Махачкала: Даг-книгоиздат, 1970.
  112. Ч.С. Поэмы в творчестве Расула Гамзатова 60−70-х годов. В сб.: Мастерство Расула Гамзатова. Махачкала: ДФАН СССР, 1986.
  113. Ч.С. Дагестанская поэма. Становление и развитие жанра. М.: Наука, 1989.
  114. Ч.С. Три десятилетия аварской поэзии (1955−1990). -Махачкала: изд-во ДНЦ РАН, 1998.
  115. П.М. Психология чувств. М., 1958.
  116. П.М. Общение людей как социально психологическая проблема. М., 1973.
  117. Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. -М.: Просвещение, 1985.
Заполнить форму текущей работой