Административно-правовая природа ответственности за правонарушения в области дорожного движения
Административные правонарушения в области дорожного движения можно условно классифицировать на три вида: а) административные правонарушения, представляющие большую общественную вредность, за совершение которых по действующему законодательству предусмотрены административный штраф в размере от пяти тысяч и вышелишение права управления транспортными средствами сроком от одного года до двух… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Понятие и нормативно-правовое регулирование административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения
- 1. Понятие и содержание административных правонарушений, посягающих на безопасность дорожного движения
- 2. Порядок квалификации и виды административных правонарушений в области дорожного движения
- 3. Система нормативно-правовых актов об административной ответственности в области дорожного движения
- Глава 2. Порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения
- 1. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел (милиции) как субъекта применения административных наказаний в области дорожного движения
- 2. Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения
- 3. Порядок и особенности применения административных наказаний в области дорожного движения
- 4. Основные направления и перспективы совершенствования применения законодательства в области дорожного движения
Административно-правовая природа ответственности за правонарушения в области дорожного движения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Общественный вред и опасность возрастающего с годами количества совершаемых в Российской Федерации административных правонарушений в области дорожного движения очевидны и требуют эффективных правовых механизмов их минимизации и устранения. Ведь в основном с нарушений Правил дорожного движения начинаются дорожно-транспортные происшествия, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье людей, наносят ущерб как конкретному гражданину, так и всему обществу. Значительные размеры социальных и экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах придают задаче обеспечения безопасности дорожного движения государственную значимость1. Существенная роль в ее решении принадлежит органам и подразделениям Министерства внутренних дел РФ.
Анализ действующего зарубежного и российского законодательства, а также постоянно увеличивающее число ДТП в России убедительно показывает необходимость внесения изменений в законодательство об административных правонарушениях, связанных с состоянием опьянения участников дорожного движения.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» подходит к обеспечению безопасности дорожного движения как к многоплановой проблеме, определяя важнейшие направления деятельности в этой сфере.
Административному правонарушению в области дорожного движения, как и иным административным правонарушениям, присущи следующие признаки: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Наиболее дискуссионной в юридической литературе остается проблема определения степени общественной опасности административного
1 Ежегодно в стране происходит свыше 150 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых травмируется более 220 тыс. граждан, в том числе около 30 тыс. — со смертельным исходом. См.: Статистические сборники НИЦ ГИБДД, ДОБДД МВД России. — М&bdquo- 2003;2007. правонарушения (в частности, правонарушения в области дорожного движения).
Административно-правовые нормы в области дорожного движения регулируют широкий круг общественных отношений. Ими определяются необходимые требования, предъявляемые к участникам дорожного движения, техническому состоянию транспортных средств, порядку движения при перевозке грузов, людей. Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных проступков какого-то одного критерия их классификации не существуетв качестве его выступает комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правонарушений.
Классификация нарушений Правил дорожного движения имеет не только теоретическое, но и практическое значение для более точного определения субъектов и объема административной ответственности. Особенно это важно для уяснения специфики правового регулирования в сфере дорожного движения, соблюдения законности при применении наказания, повышения эффективности его воздействия на виновных, совершенствования административно-правового законодательства в этой сфере.
Актуальность темы
исследования определяется также малоизученностью порядка и особенностей применения на практике административных наказаний за правонарушения в области дорожного движения (предупреждения, назначения административного штрафа, лишения водителя права управления транспортными средствами, админисфативного ареста).
Статус органа внутренних дел как субъекта применения административных наказаний в области дорожного движения является сложной правовой конструкцией, отражающей его назначение и определяющей его место среди других субъектов применения административных наказаний в области дорожного движения. Важность административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (милиции) обусловлена не только большим удельным весом административных проступков в общей структуре правонарушений, но и расширением административно-юрисдикционной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Степень разработанности темы в научной литературе. Вопросы правовой природы административных правонарушений, общий порядок привлечения к административной ответственности, а также организационно-правовые основы деятельности и службы в органах внутренних дел МВД России (в том числе, подразделениях ГИБДД) исследованы в трудах таких ученых, как: С. А. Бровкин, A.A. Демин, Ю. А. Дмитриев, В. И. Жулев, В. Г. Игнатов, В. А. Илларионов, В. Р. Кисин, В. Д. Кондратьев, А. И. Куперман, В. В. Лисин, П. А. Лупинская, В. М. Мишурин, В. П. Мишин, A.B. Наумов, Ю. Н. Стартов, Д. Д. Цабрия, М. А. Шапкин и др. I
Среди диссертационных работ, посвященных' различным аспектам административно-правовой природы ответственности в области дорожного движения, а также правовым вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, следует выделить научные труды таких ученых, как: А. И. Бадмаев, И. П. Бакулина, Н. П. Балашова, А. Г. Белинский, A.A. Белов, Д. А. Газизов, В. К. Глистин, Д. В. Горбунов, А. Н. Грачев, Г. Х. Гуменюк, A.A. Гуричев, С. Н. Дмитриев, С. М. Зырянов, O.A. Иванова,
A.A. Кармолицкий, A.C. Квитчук, В. В. Кожевников, И. В. Комарова, Л. В. Любимов, В. И. Майоров, М. А. Макаренко, Д. В. Макаров, Х. Х. Махмадиев, А. Л. Прозоров, Л. В. Сандалов, И. В. Скирский,
B.А. Смородина, Ф. З. Элъбердова, А. Ю. Якимов, Ц. А. Ямпольская и др.
Несмотря на высокий интерес исследователей к теме административноправовой природы ответственности и наличие большого количества работ, рассматривающих порядок и особенности привлечения к административной ответственности, некоторые вопросы, касающиеся в частности, понятия и содержания административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, и в настоящее время остаются недостаточно исследованными.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование правовой природы административной ответственности за правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения, а также изучение и выявление порядка и особенностей привлечения к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
Для достижения данной. цели были поставлены следующие задачи: разработать понятие административного правонарушения, посягающего на безопасность дорожного движения;
— изучить и классифицировать административные правонарушения в области дорожного движения;
— исследовать систему нормативно-правовых актов об административной ответственности в области дорожного движения;
— определить основные направления административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (милиции) при применении административных наказаний в области дорожного движения;
— изучить стадии возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движенияисследовать порядок и выявить особенности применения административных наказаний в области дорожного движения;
— выявить и научно обосновать основные направления и перспективы совершенствования применения законодательства в области дорожного движения.
Объект диссертационного исследования. В качестве объекта диссертационного исследования выступают общественные отношения в области дорожного движения, подлежащие административно-правовому регулированию и охране посредством привлечения лиц, нарушивших формирующие данные отношения нормы права (правонарушителей), к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. В рамках данного исследования под административнойответственностью за правонарушения в области дорожного движения понимается вид административной ответственности, который состоит в примененииуполномоченным государственным органом или должностным лицом к субъекту, совершившему правонарушение в области дорожного движения,.предусмотренной-главой. 12 КоАП РФ административной санкции на основании вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности.:
Предмет диссертационного исследования. Предметом диссертационного исследования является комплекс норм административного права, устанавливающих административную ответственность заправонарушения в области дорожного движения, а: также нормы конституционного, уголовного и гражданского законодательства, научные публикации, судебно-следственная 'практика по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Методологическая основа исследования. В диссертационном исследовании были использованы современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический, историко-правовой, аксиоматический, формально-юридический, методсравнительного правоведения, анализа документов и т. д. Их применение в сочетании с последнимидостижениями юридической, философской, политологической и социологической мысли позволилоизучить, административно-правовую природу ответс твенности за правонарушения, в. области дорожного движения. При этом диссертант руководствовалась концептуальными положениями общей теории права и конституционного права.
Теоретическая основа работы. Теоретическую основу работы составляют достижения отечественной теории права и отраслевых правовых наук, науки конституционного и административного права, а также концепции и представления ученых-правоведов зарубежных стран.
Понятие юридической ответственности имеет непреходящее значение для всех правовых наук, в той или иной степени оно затронуто как в работах представителей науки теории государства и права, так и отраслевых наук (административного, уголовного, гражданского права). Среди отечественных ученых, внесших существенный вклад в разработку отдельных проблем юридической ответственности, следует указать следующих авторов: М. П. Авдеенкова, С. Н. Братусъ, А. Б. Венгеров, Г. А. Гаджиев, Т. В. Кашанина, Ю. М. Козлов, А. П. Коренев, В. В. Лазарев, Н. С. Маленин, A.B. Малько, М. П. Марченко, Н. И. Матузов, В. И. Новоселов, В. И. Репин, В. Я. Крупно, P.A. Ромашов, A.B. Серегин и др.
Важное теоретическое значение для положений и выводов настоящей диссертации имели работы отечественных ученых-административистов:
A.Б. Агапова, А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, Г. В. Васильевой, И. И. Веремеенко,
B.В. Головко, JJ.JI. Дедкова, A.A. Демина, В. В. Денисенко, В. В. Ивановского, И. Ш. Килясханова, Ю. М. Козлова, А. П. Коренева, Е. А. Лунева, С. С. Маиляна, A.A. Михайлова, В. И. Новоселова, А. Н. Позднышова, Л.Л. 'Попова, Б. В. Российского, В. Е. Севрюгина, А. И. Стахова, М. С. Студеникиной, Ю. А. Тихомирова, А. П. Шергина, О. Ф. Шишова, В. А. Юсупова, О. М. Якуба, A.B. Ястребова и др.
Эмпирическая основа работы. Нормативную базу исследования составили положения Конституции РФ 1993 г., федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указов Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 100 «Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» и др.
При написании работы диссертантом были проведены следующие исследования, дополняющие и подтверждающие сделанные в диссертации выводы и предложения:
1. Анкетирование 65 специалистов трех департаментов МВД России (департамент обеспечения правопорядка на транспорте, департамент государственной защиты имущества и департамент обеспечения безопасности дорожного движения) на тему: «Квалификация административных правонарушений в области дорожного движения», результатом которого стала систематизация административных правонарушений в области дорожного движения (ноябрь 2006 г.).
2. Опрос 56 научных сотрудников Государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России», на тему: «Система нормативно-правового регулирования административной ответственности в области дорожного движения в России», выявивший особенности нормативно-правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения (январь-февраль 2007 г.).
3. Исследование в виде опроса 24 сотрудников Подольского УВД МВД России и 65 водителей на тему: «Проблемы снижения совершаемых административных правонарушений в области дорожного движения в регионах России», результатом которого стало выявление основных направлений и перспектив совершенствования применения законодательства в области дорожного движения (на примере Подольского района Московской области) (март 2008 г.).
4. Исследование в виде Интернет-анкетирования 176 специалистов структурных подразделений ГИБДД ГУВД г. Москвы и ИБДД ГУВД Московской области на тему: «Органы внутренних дел МВД России как субъект применения административных наказаний в области дорожного движения», результатом которого стало выявление особенностей возбуждения и расследования органами внутренних дел административных наказаний за правонарушения в области дорожного движения (октябрь 2007 г.).
5. Изучение нормативных, рабочих и архивных материалов отдела по исполнению административного законодательства и розыску Подольского УВД МВД России, а также архива статистических и методических материалов ГУВД г. Москвы и ГУВД Московской области за 2000;2007 гг. по вопросам возбуждения и расследования дел об административных правонарушениях в области дорожного движения (январь-февраль 2008 г.).
В качестве элемента эмпирической основы исследования выступает также практический опыт автора, работающего в отделе по исполнению административного законодательства и розыску Подольского УВД МВД России.
Научная новизна работы. Диссертация является одной из первых попыток комплексного исследования административно-правовой природы ответственности за правонарушения в области дорожного движения и первым опытом рассмотрения современных правовых особенностей применения административных наказаний в области дорожного движения.
В отличие от предыдущих работ, так или иначе связанных с административной ответственностью и составами административных правонарушений, объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере определения административно-правовой природы ответственности за правонарушения в области дорожного движения, учитывая, что растущее с каждым годом количество дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах и размеры социальных и экономических потерь от них придают задаче обеспечения безопасности дорожного движения государственную значимость.
В работе исследуются порядок и особенности квалификации административных правонарушений, дается авторское определение административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, изучена система нормативно-правовых актов об административной ответственности в области дорожного движения. Диссертантом исследована административная природа юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (милиции) как субъекта применения административных наказаний в области дорожного движения, а также выявлены и изучены особенности применения административного штрафа и лишения права на управление транспортным средством в системе административных наказаний.
В диссертации проведено комплексное исследование стадий возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, исследованы основные направления и перспективы совершенствования применения в России законодательства в области дорожного движения. Диссертантом обоснована необходимость внесения поправок в действующее законодательство: дополнения статьи 2.1
КоАП РФ-пунктом 4- изложения в новой редакции статьи 12.8 КоАП РФ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Под административно-правовой ответственностью за правонарушения в области дорожного движения следует понимать разновидность государственного принуждения, особый вид административной ответственности, который выражается в применении уполномоченным государственным органом или должностным лицом к субьекту (физическому или юридическому лицу), совершившему правонарушение в области дорожного движения, предусмотренной главой 12 КоАП РФ административной санкции на основании вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности.
2. Понятие квалификации административных правонарушений в области дорожного движения следует понимать в двух значениях (узком и широком).
В узком понимании квалификация административных правонарушений в области дорожного движения — особая разновидность мыслительной, познавательной деятельности уполномоченного субъекта правоприменения, выражающаяся в его способности и возможности на основе имеющихся фактов (закрепленных в законодательно установленной письменной форме доказательств) и профессиональных знаний о совершенном деянии и действующем административном законодательстве получать и формулировать выводы, относящиеся к определению оценки деяния как противоправного или правомерного.
В широком понимании квалификация административных правонарушений в области дорожного движения — институт административной юрисдикции, сочетающий в себе проявления различных сторон жизнедеятельности личности, общества и государства и направленный на определение того, какие нормы административного законодательства были нарушены и признаки состава какого правонарушения они содержат.
3. Административные правонарушения в области дорожного движения можно условно классифицировать на три вида: а) административные правонарушения, представляющие большую общественную вредность, за совершение которых по действующему законодательству предусмотрены административный штраф в размере от пяти тысяч и вышелишение права управления транспортными средствами сроком от одного года до двух летадминистративный арестб) административные правонарушения, не представляющие большой общественной вредности, за совершение которых предусмотрены административные наказания в виде штрафа в размере от тысячи до пяти тысяч рублей, лишения права управления транспортным средством сроком от трех месяцев до двух летв) менее общественно вредные административные правонарушения, за совершение которых предусмотрены наказания в виде предупреждения, штрафа в размере от ста до тысячи рублей, лишения права управления транспортным: средством сроком до трех месяцев;
4.. Систему нормативно-правовых актов об административнойответственности в области дорожного движения можно условно классифицировать. на пять уровней:
Первый уровень (международно-правовой): Европейская Конвенция о международных последствиях лишения права управления транспортнымисредствами (ЕТБ № 88) от 3 июня 1976 г. (г. Брюссель) и др.;
Второй уровень (федеральное законодательство): Конституция РФ 1993 г., Кодекс РФ об административныхправонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 1 декабря 2007 г.) «О безопасности дорожного движения» и др.;
Третий уровень (подзаконные нормативные правовые акты РФ): указьь V
Президента РФ, постановления Правительства РФ, федеральных органов исполнительной властисодержащие нормы, института, административной— ответственности за правонарушения в области дорожного движения? (например, указ Президента^ РФ от 22 сентября 2006 г. № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006;2012 годах» и др.);
Четвертый уровень (законодательство субъектов РФ): законы субъектов-РФ об административных правонарушениях, в частности, Закон Московской области от 6 марта 2007 г. № 34/2007;03 (ред. от 28 декабря 2007 г.) — «Об областной? целевойпрограмме „Обеспечение безопасности дорожного движения' на территории Московской области в 2007;2010 годах“, Областной» закон Ленинградской области от 29 декабря 2006 г. № 200−03 «О региональной целевой программе Повышение безопасности дорожного движения в Ленинградской области на 2006;2010 годы» и др.;
Пятый уровень (подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ): например, постановление Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. № 459-ГТП «Об основных направлениях совершенствования организации дорожного движения в г. Москве» и др.
5. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел (милиции) как субъекта применения административных наказаний в области дорожного движения представляет собой основанную на законе и облеченную в форму административно-правовых отношений регулятивную, правоприменительную, правоохранительную деятельность органов внутренних дел (милиции) и их должностных лиц, наделенных правом реализации различных видов административных производств по делам о правонарушениях в области дорожного движения и принятия по ним постановлений в установленных законом форме и порядке.
6. Органы внутренних дел (милиция), выступая субъектом применения административных наказаний в области дорожного движения, осуществляют следующие полномочия, которые условно можно подразделить на три вида: а) информационно-методические: законодательно регламентированная возможность органов внутренних дел запрашивать и получать от организаций и должностных лиц информацию в области обеспечения безопасности дорожного движенияб) контрольно-распорядительные:
— право в предусмотренных законом случаях временно ограничивать или запрещать дорожное движение;
— право останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими;
— обеспечение запрета перевозки грузов, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— осуществление административного задержания и личного досмотра граждан, совершивших административное правонарушениев) надзорно-распорядительные: приведение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в исполнение (как вынесенных должностными лицами органов внутренних дел, так и других юрисдикционных органов);
— разрешают вопросы, связанные с отсрочкой или приостановлением исполнения постановления о назначении административного наказания, рассрочкой уплаты административного штрафа, прекращением и окончанием производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.
7. Возбуждение дела об административном правонарушении в области дорожного движения представляет собой начальную стадию производства по делу об административном нарушении Правил дорожного движения, основное назначение которой состоит в установлении и фиксации факта нарушения, оформлении протокола, фиксировании и предварительной оценке имеющихся доказательств по делу, осуществлении мер обеспечения производства по делу (изъятие в установленных случаях водительского удостоверения, выдача временного разрешения на право управления транспортным средством, административное задержание, направление на медицинское освидетельствование и др.
8. Рассмотрение дела об административном правонарушении в области дорожного движения представляет собой стадию производства по делу об административном нарушении Правил дорожного движения, следующую за стадией возбуждения дела, включающую в себя предварительное собирание и исследование материалов, имеющих отношение к совершенному правонарушению и самому правонарушителю (физическому или юридическому лицу), а также установление совокупности обстоятельств, имеющих отношение к данному правонарушению, их юридическая оценка.
9. Вывод о необходимости внесения поправок в действующее административное законодательство:
— дополнения статьи 2.1 КоАП РФ пунктом 4, нормы которого позволят точно установить, какие требования законодательства были нарушены и состав какого правонарушения они содержат, и позволят считать квалификацию правонарушения полноценным институтом административной юрисдикции;
— изложения статьи 12.8 КоАП РФ в новой редакции, уточняющей основания и санкции административной ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Теоретическое значение работы заключается1 в том, что полученные в ходе исследования выводы, во-первых, освещают понятие, содержание и виды административных правонарушений в области дорожного движения, во-вторых, дополняют существующие в науке административного права" взгляды на административно-правовую природу ответственности за правонарушения в области дорожного движения, в-третьих, развивают и 1 дополняют понятийный материал, на' котором строится изучение дисциплины «Административное право Российской Федерации».
Предложения автора по дополнению статьи 2.1 КоАП РФ пунктом 4 и изложению в новой редакции статьи 12.8 КоАП РФ способствуют формированию института квалификации как полноценного института административной юрисдикции и совершенствованию составов административных правонарушений, связанных с состоянием алкогольного, наркотического или токсического опьянения участников дорожного движения.
Научные положения, являющиеся частью диссертации, могут быть полезны для дальнейшего уточнения и углубления понятийного аппарата рассматриваемой проблемы как в рамках проводящейся в России административной реформы, так и в аспекте совершенствования российского законодательства об административно-правовой ответственности за правонарушения в области дорожного движения, а также могут быть использованы в теоретических и прикладных научных исследованиях.
Практическое значение диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения, касающиеся определения административно-правовой природы, содержания и механизма ответственности за правонарушения в области дорожного движения, а также выявленные проблемы совершенствования основных направлений и перспектив совершенствования применения законодательства в области дорожного движения и предложенные пути их эффективного решения могут способствовать повышению эффективности, работы как Государственной инспекции безопасности' дорожного движения МВД России, так и всех органов государственной власти Российской Федерации. 14
Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебников и учебных пособий, а также преподавании дисциплины-«Административное право Российской Федерации"', служить основой для дальнейших научных исследований в этой области.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования отражены и апробированы в трех научных публикациях авторавыступлениях на конференциях и семинарах: ежегодной международной научно-практической конференции «Проблемы теории и юридической практики в России» (г. Самара, 2 марта 2006 г.), всероссийской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы в праве XXI века» (г. Москва, 29 апреля 2006 г.), межрегиональной конференции молодых ученых «Актуальные вопросы публичного права» (г. Екатеринбург, 14 октября" 2006 г.), региональной научно-практической конференции «Проблемы правоприменения в современной России» (г. Омск, 6 апреля 2007 г.), международной студенческой научной конференции «Правовая система, гражданское общество и государство» (г. Львов, 10−12 мая 2007 г.), всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки в условиях развития современной России» (19 мая 2006 г., г. Нижний Новгород).
Отдельные положения диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность диссертанта в отделе по исполнению административного законодательства и розыску Подольского УВД МВД Россииапробированы в преподавании курса «Административное право Российской Федерации» в Международной академии предпринимательства (г. Москва) и Подольском институте (филиале) Московского государственного открытого университета (г. Подольск).
Структура и объем диссертации
Исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативных правовых актов.
Заключение
Административно-правовые нормы в области дорожного движения регулируют широкий круг общественных отношений. Ими определяются необходимые требования, предъявляемые к участникам дорожного движения, техническому состоянию транспортных средств, порядку движения при перевозке грузов, людей. Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных проступков единого критерия их классификации не существуетв качестве его выступает комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правонару шен и й.
Под административно-правовой ответственностью за правонарушения в области дорожного движения следует понимать разновидность государственного принуждения, особый вид административной ответственности, который выражается в применении уполномоченным государственным органом или должностным лицом к субъекту (физическому или юридическому лицу), совершившему правонарушение в области дорожного движения, предусмотренной главой 12 КоАП РФ административной санкции на основании вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности.
Понятие квалификации административных правонарушений в области дорожного движения следует понимать в двух значениях (узком и широком).
В узком понимании квалификация административных правонарушений в области дорожного движения — особая разновидность мыслительной, познавательной деятельности уполномоченного субъекта правоприменения, выражающаяся в его способности и возможности на основе имеющихся фактов (закрепленных в законодательно установленной письменной форме доказательств) и профессиональных знаний о совершенном деянии и действующем административном законодательстве получать и формулировать выводы, относящиеся к определению оценки деяния как противоправного или правомерного.
В широком понимании квалификация административных правонарушений в области дорожного движения — институт административной юрисдикции, сочетающий в себе проявления различных сторон жизнедеятельности личности, общества и государства и направленный на определение того, какие нормы административного законодательства были нарушены и признаки состава какого правонарушения они содержат.
Административные правонарушения в области дорожного движения можно условно классифицировать на три вида: а) административные правонарушения, представляющие большую общественную вредность, за совершение которых по действующему законодательству предусмотрены административный штраф в размере от пяти тысяч и вышелишение права управления транспортными средствами сроком от одного года до двух летадминистративный арестб) административные правонарушения, не представляющие большой общественной вредности, за совершение которых предусмотрены административные наказания в виде штрафа в размере от тысячи до пяти тысяч рублей, лишения права управления транспортным средством сроком от трех месяцев до двух летв) менее общественно вредные административные правонарушения, за совершение которых предусмотрены наказания в виде предупреждения, штрафа в размере от ста до тысячи рублей, лишения права управления транспортным средством сроком до трех месяцев.
Систему нормативно-правовых актов об административной ответственности в области дорожного движения можно условно классифицировать на пять уровней:
Первый уровень (международно-правовой): Европейская Конвенция о международных последствиях лишения права управления транспортными средствами (ЕТ8 № 88) от 3 июня 1976 г. (г. Брюссель) и др.;
Второй уровень (федеральное законодательство): Конституция РФ 1993 г., Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ'(ред. от 1 декабря 2007 г.) «О безопасности дорожного движения» и др.;
Третий уровень (подзаконные нормативные правовые акты РФ): указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы института административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения (например, указ Президента РФ от 22 сентября 2006 г. № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006;2012 годах» и др.);
Четвертый уровень (законодательство субъектов РФ): законы субъектов-РФ об административных правонарушениях, в частности, Закон Московской области от 6 марта 2007 г. № 34/2007;03 (ред. от 28 декабря 2007 г.) «Об областнойцелевой программе «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Московской области в 2007;2010 годах», Областной закон Ленинградской области от 29 декабря 2006 г. № 200−03 «О региональной целевой программе Повышение безопасности дорожного движения в Ленинградской области на 2006;2010 годы» и др.;
Пятый уровень (подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ): например, постановление Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. № 459-ПП «Об основных направлениях совершенствования организации дорожного движения в г. Москве» и др.
Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел (милиции) как субъекта применения административных наказаний в области дорожного движения представляет собой основанную на законе и облеченную в форму административно-правовых отношений регулятивную, правоприменительную, правоохранительную деятельность органов внутренних дел (милиции) и их должностных лиц, наделенных правом реализации различных видов административных производств по делам о правонарушениях в области дорожного движения и принятия по ним постановлений в установленных законом форме и порядке. Органы внутренних дел (милиция), выступая субъектом применения административных наказаний в области дорожного движения, осуществляют следующие полномочия, которые условно можно подразделить на три вида: а) информационно-методические', законодательно регламентированная возможность органов внутренних дел запрашивать и получать от организаций и должностных лиц информацию в области обеспечения безопасности дорожного движенияб) контрольно-распорядительные: право в предусмотренных законом случаях временно ограничивать или запрещать дорожное движениеправо останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления имиобеспечение запрета перевозки грузов, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движенияосуществление административного задержания и личного досмотра граждан, совершивших административное правонарушениев) надзорно-распорядителъные: приведение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в исполнение (как вынесенных должностными лицами органов внутренних дел, так и других юрисдикционных органов) — разрешают вопросы, связанные с отсрочкой или приостановлением исполнения постановления о назначении административного наказания, рассрочкой уплаты административного штрафа, прекращением и окончанием производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.
Возбуждение дела об административном правонарушении в области дорожного движения представляет собой начальную стадию производства по делу об административном нарушении Правил дорожного движения, основное назначение которой состоит в установлении и фиксации факта нарушения, оформлении протокола, фиксировании и предварительной оценке имеющихся доказательств по делу, осуществлении мер обеспечения производства по делу (изъятие в установленных случаях водительского удостоверения, выдача временного разрешения на право управления транспортным средством, административное задержание, направление на медицинское освидетельствование и др.
Рассмотрение дела об административном правонарушении в области дорожного движения представляет собой стадию производства по делу об административном нарушении Правил дорожного движения, следующую за стадией возбуждения дела, включающую в себя предварительное собирание и исследование материалов, имеющих отношение к совершенному правонарушению и самому правонарушителю (физическому или юридическому лицу), а также установление совокупности обстоятельств, имеющих отношение к данному правонарушению, их юридическая оценка.
В диссертационном исследовании обоснованы предложения о внесении поправок в действующее административное законодательство: дополнения статьи 2.1 КоАП РФ пунктом 4, нормы которого позволят точно установить, какие требования законодательства были нарушены и состав какого правонарушения они содержат, и позволят считать квалификацию полноценным институтом административной юрисдикцииизложения статьи 12.8 КоАП РФ в новой редакции, уточняющей основания и санкции административной ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Список литературы
- Билль о правах 1689 года / Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Норма, 2002.
- Декларация прав человека и гражданина 1789 г. / Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Норма, 2002.
- Всеобщая декларация прав человека 1948 г. / Права человека. Основные международные документы. М.: Международные отношения, 1989.
- Европейская Конвенция о международных последствиях лишения права управления транспортными средствами (ЕТБ № 88) от 3 июня 1976 г. (г. Брюссель). — М.: Международные отношения, 1989.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Права человека. Основные международные документы. М.: Международные отношения, 1989.
- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. / Права человека. Основные международные документы. М.: Международные отношения, 1989.
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
- Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
- Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ//СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ//СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 1.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
- Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ//СЗ РФ. 24.12.2001. № 52(1 ч.). Ст. 4921.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
- Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
- Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СЗ РФ. 2002. № 18. Ст. 1720.
- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
- Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 837.
- Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5553.
- Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 238-Ф3 «О федеральном бюджете на 2007 год» // СЗ РФ. 2006. № 52 (часть 2). Ст. 5504.
- Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» // СЗ РФ. 2005. № 52 (часть 2). Ст. 5602.
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 3995.
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3418.
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3422.
- Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» // СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 1.
- Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
- Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
- Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 411.
- Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022.
- Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52 (часть 1). Ст. 5140.
- Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
- Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
- Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // С РФ. 2007. № 1 (часть 1). Ст. 1.
- Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5286.
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3436.
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.
- Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1 «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
- Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» // Вестник Верховного Суда РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.
- Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 4217.
- Закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
- Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920−1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
- Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801−1 «О концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.
- Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920−1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
- Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 № 24) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 1997. № 247.
- Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
- Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1999. № 34. Ст. 4223.
- Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // См.: СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149.
- Указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков» // Российская газета. 2004. 11 августа.
- Указ Президента РФ от 6 июня 2007 г. № 722 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспериментов в ходе реализации федеральных программ развития федеральной государственной гражданской службы» // СЗ Р. 2007. № 24. Ст. 2897.
- Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» // СЗ Р. 2006. № 31 (часть 1). Ст. 3459.
- Указ Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6393.
- Указ Президента РФ от 26 мая 1998 г. № 597 «О мерах по обеспечению экономии государственных расходов» // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2412.
- Указ Президента РФ от 11 декабря 1997 г. № 1278 «О мерах по оздоровлению государственных финансов» // СЗ РФ. 1997. № 50. Ст. 5680.
- Указ Президента РФ от 7 ноября 1997 г. № 1173 «О дополнительных мерах по мобилизации кассовых поступлений в федеральный бюджет» // СЗРФ. 1997. № 45. Ст. 5168.
- Указ Президента РФ от 14 декабря 1996 г. № 1680 «Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджеты» // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5768.
- Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897- 2002. № 27. Ст. 2679.
- Указ Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» // СЗ РФ. 2006. № 20. Ст. 2162.
- Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1099.
- Постановление Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569 // СЗ РФ. 1998. № 24. Ст. 2733. I
- Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444- 1999. № 41. Ст. 4918- 2001. № 3. Ст. 242- 2002. № 4. Ст. 330.
- Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528−1 «О беженцах» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 12. Ст. 425- СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 2956- 1998. № 30. Ст. 3613- 2000. № 33. Ст. 3348- № 46. Ст. 4537.
- Постановление Правительства РФ от 6 июня 2007 г. № 351 «О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506» // СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2920.
- Постановление Правительства РФ от 23 февраля 2007 г. № 126 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1240.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100 «Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 2012 годах» // СЗ РФ. 2006. № 9. Ст. 1020.
- Постановление Правительства РФ от 10 июня 2002 г. № 402 «О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2306- 2002. № 41. Ст. 3983.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. № 499 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 22. Ст. 2247.
- Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // Российская газета. 2004. 17 июня.
- Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» // СЗ РФ. 2003. № 51. Ст. 4990.
- Приказ МВД СССР № 45, Минздрава СССР № 06−14/14, Минюста СССР К-8−347 от 29 июня 1983 г. «Инструкция о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования» // Закон. 2001. № 11.
- Приказ Минтранса России от 9 марта 1995 г. № 27 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» // Российские вести. 1995. 13 июля.
- Приказ Министерства внутренних дел РФ от 20 ноября 1992 г. № 420 «Об утверждении Временной инструкции по организации работы внештатных сотрудников милиции» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1993. № 3.
- Приказ Министерства внутренних дел РФ от 4 января 1996 г. № 4 «О реализации соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Ассоциацией российских банков» // Бюллетень текущего законодательства. МВД РФ. Вып. 15. Ч. 2. М., 1996.
- Приказ Министерства внутренних дел РФ от 20 марта 1996 г. № 145 «О Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1996. № 3.
- Приказ Министерства внутренних дел РФ от 10 декабря 1996 г. № 651 «Об утверждении Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1996. № 12.
- Приказ Министерства внутренних дел РФ от 31 марта 1997 г. № 190 «О реорганизации Экспертно-квалификационной комиссии МВД России» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1997. № 3.
- Приказ Министерства внутренних дел РФ от 1 июня 1998 г. № 329 (ред. от 10 августа 2006 г.) «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 13.
- Приказ Министерства внутренних дел РФ от 6 мая 1999 г. № 340 «Об утверждении Концепции развития системы связи Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1999. № 5.
- Авдеенкова М.П. Система юридической ответственности на современном -этапе развития российского права: Монография. М.: Манускрипт, 2007.
- Агапов А.Б. Административные правонарушения в сфере бизнеса. М.: Эксмо, 2007.
- Административная ответственность: учебное пособие / Под ред. ИЛИ. Килясханова, А. И. Стахова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Закон и право, Юнити, 2008.
- Административная практика Госавтоинспекции в Российской Федерации / Статистические сборники НИЦ ГИБДД МВД РФ. М., 1993−2004.
- Административное право: Общая и Особенная части / Под ред. А. П. Коренева. М., 1986.
- Актуальные проблемы административного права России: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Омск, 1999.
- Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2 томах. М.: Юрид. лит., 1981.
- Алехин А.П. Административная ответственность за правонарушения на транспорте.—М., 1968.
- Алехин А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001.
- Атаманчук Г. В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. М, 1975.
- Балякин В.А. Острое алкогольное опьянение: (Обоснование для истолкования и оценки данных по количественному содержанию алкоголя в крови). — Пермь, 1961.
- Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. -Свердловск, 1989.
- Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М., 2002.
- Бахрах Д.Н. Принуждение и ответственность по административному праву. Екатеринбург, 1999.
- Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности. Пермь, 1969.
- Бахрах Д.Н. Содержание административно-правового статуса исполнительных органов государственной власти / Административное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2001.
- Бахрах Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. -М.: Норма, 2004.
- Белкин А.Р. Теория доказывания: Научно-методическое пособие. М., 1999.
- Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.
- Бровкин С.А. Правила дорожного движения в США. Л., 1990.
- Васильева Г. В., Студеникина М. С. Законодательство об административных правонарушениях. М., 1987.
- Габричидзе Б.Н., Елисеев Б. П. Чернявский А.Г. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2002.
- ВО.Гаджиев Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики. (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ, 2004.
- Галаган И.А. Административная ответственность. Воронеж, 1970.
- Герт Г. П., Маилян С. С. Организация системы управления в органах внутренних дел / Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под. ред. А. П. Коренева. — М.: Щит-М, 1999.
- Головко В.В. Законодательство зарубежных стран в сфере дорожного движения. — М., 1993.
- Головко В.В. Учебник инспектора ГИБДД. М.: Эксмо, 2007.
- Головко В.В., Иванова O.A. Административная ответственность водителей за управление транспортным средством в состоянии опьянения. — М., 2003.
- Головко В.В., Камерцель В. Я. Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения. Омск, 1995.
- Дедков J1.JI. Советское административное законодательство на страже общественного порядка. Минск, 1971.
- Демин A.A. Государственная служба. Учебное пособие. М.: Книгодел, 2007.
- Денисенко В.В., Позднышов А. Н., Михайлов A.A. Административная юрисдикция органов внутренних дел: Учебник. М., 2002.
- Дмитриев Ю.А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. М.: Омега-JI-2007.
- Дорожно-транспортные происшествия в России // Статистические сборники НИЦ ГИБДД МВД РФ. — М., 1993−1998.
- Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. — М., 1989.
- МЗ.Жулев В. И., Митин В. П. Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения. М., 1979.
- Иванов A.A. Принцип индивидуализации юридической ответственности: Учебное пособие. М., 2000.
- Игнатов В.Г., Демин A.A., Акопов JI.B., Барциц И. Н. Служебное право (Государственная гражданская служба). М., 2007. ,
- Игнатов J1.H. Организационные основы деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения. — М., 1991.
- Илларионов В.А., Куперман А. И., Мишурин В. М. Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем, М., 1990.
- Кашанина Т.В., Кашанин A.B. Основы российского права. Учебник. М.: ИФРА М — НОРМА, 1996.
- Кисин В.Р. Меры административно-процессуального принуждения, применяемые милицией. М., 1987.
- Клюшниченко А.П. Административно-правовая борьба с мелким хулиганством и злостным пьянством. Киев, 1967.
- Клюшниченко А.П. Пьянство и административная ответственность. — Киев, 1975.
- Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976.
- Комментарий к КоАП РФ / Под ред. Ю. М. Козлова. М., 2002.
- Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. -М., 1989.
- Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992.
- Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. — М., 1978.
- Коробеев А.И. Транспортные правонарушения: (Квалификация и ответственность). М., 1990.
- Кратко А.Г. Субъективные права и юридические обязанности как содержание правовых отношений // Теория права и государства: Учебник / Под ред.проф. В. В. Лазарева. — М: Новый Юрист, 1997.
- Кураков B.C. Дефекты правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. М., 2001.
- Курс советского права / Под ред. A.A. Пионтковского. — М., 1970.
- Лазарев Б.М. Административная ответственность. М., 1976.
- Левченко А.Л., Крупко В. Л., Репин В. И. К вопросу о совершенствовании правовой базы, регламентирующей деятельность Госавтоинспекции // Проблемы совершенствования деятельности Госавтоинспекции: Сб. науч. тр.-М., НИЦ ГАИ, 1997.
- Лозбяков В.П., Эриашвили Н. Д. Криминология и административная юрисдикция милиции: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. В. П. Лозбякова. М.: Закон и право, Юнити, 1998.
- Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушение. М., 1961.
- Ляхов Ю.А. Допустимость доказательств в российском уголовном процессе. М., 1999.
- Майоров В.И. Некоторые проблемы административной юрисдикции. М., 2002.
- Маленин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.
- Марцев А.И. Общие вопросы учения о преступлении: Монография. -Омск: Омский юридический институт МВД России, 2000.
- Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: Статут, 2007.
- Матишевский Л.С. Правовые и медицинские меры борьбы с пьянством и алкоголизмом. — Пермь, 1987.
- Миронов О.О. Субъекты советского государственного права. Саратов, 1975.
- Мицкевич A.B. Субъекты советского права. М., 1962.
- Научно-технический реферативный сборник МВД СССР. — М., 1982. Вып. 3.
- Никифоров Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву. -М, 1960.
- Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976.
- Ответственность за нарушение Правил дорожного движения: Обзор зарубежного опыта. — М.: НИЦ ГИБДД, 1997.
- Петров Г. И. Советское административное право: Общая часть. Л., 1960.
- Попов Л.Л. Административное право и административная деятельность органов внутренних дел. М., 1990.
- Попов Л.Л., Шергин А. П. Управление. Гражданин. Ответственность (сущность, применение и эффективность административных взысканий). -Л.: Наука, 1975.
- Правила дорожного движения Российской Федерации. M., 1993.
- Ромашов P.A. Теория государства и права. Учебное пособие / Под общ. ред. В. П. Сальникова. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
- Севрюгин В.Е. Административный проступок: понятие, признаки, ответственность. М., 1999.
- Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Тюмень, 1994.
- Серегин A.B. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М., 1975.
- Состояние административной практики ГИБДД в РФ / Стат. сборник НИЦ ГИБДД МВД России. М., 1999−2005.
- Студеникина М.С. Законодательство об административных правонарушениях. М., 1981.
- Теория государства и права / Под ред. А. Б. Венгерова. Вып. 2. М., 1994-
- Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. -М&bdquo- 1997-
- Теория государства и права: Учебник / Под ред. A.M. Васильева. М., 1983-
- Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. -Саратов, 1995-
- Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. Второе изд., доп. и перераб. М.: Издательство г-на Тихомирова М. Ю., 2008.
- Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид. лит., 1974.
- Шергин А.П. Административная юрисдикция. — М., 1989.
- Шишов О.Ф. Преступление и административный проступок. — М., 1967.
- Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. Монография. М.: Проспект, 1999.
- Якуба О.М. Административная ответственность. М., 1972.
- Ястребов A.B. Алкоголь и правонарушения. — М., 1987.1. Статьи в периодических изданиях:
- Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. 1996. № 12.
- Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3.
- Бахрах Д.Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. 1986. № 2.
- Дмитриев С.Н. Поди туда — не знаю куда, или прорехи правовой базы, обеспечивающей безопасное движение в России // Современное право. 2002. № Ю.
- Дмитриев С.Н. Проблемы текущего контроля психофизического состояния водителей автомототранспортных средств // Закон и право.2002. № ю.
- Зеренин А. Материалы выступления на второй Всероссийской практической конференции по безопасности дорожного движения // Автомобильный транспорт. 1999. № 2.
- Интервью В.А. Федорова в связи с принятием изменений в статью 12.8 КоАП РФ // Российская газета (Федеральный выпуск). 2003. 9 ноября.
- Интервью начальника Главного управления ГИБДД СОБ МВД России Виктора Кирьянова // Российская газета (Федеральный выпуск). 2003. 17 сентября.
- Кабанов К. Проект КоАП провоцирует злоупотребления чиновников // Чистые руки. 2000. № 4.
- Кондратьев В.Д., Лисин В. В. К вопросу о правовых проблемах медицинского обеспечения безопасности дорожного движения // Юрист. 2000. № 9.
- Лазарев В.В., Попов Л. Л. Новое законодательство об административных правонарушениях и его применение // Советское государство и право. 1986. № 3.
- Лопаткин Д. Недопустимые доказательства // Законность. 2002. № 9.
- Лукьянов В.В. Обеспечение безопасности дорожного движения // Советское государство и право. 1990. № 8.
- Лупинская П. А. Основания и порядок принятия решений о недопустимости доказательств // Российская юстиция. 1994. № 11.
- Материалы заседания президиума Госсовета Российской Федерации по проблемам безопасности дорожного движения // Российская газета. 2005. 22 ноября.
- Мельников А. Четыре колеса не терпят других «колес» // Здоровье. 2002. № 2.
- Наумов A.B. Судебный прецедент как источник уголовного права // Российская юстиция. 1994. № 1.
- Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации // Право и жизнь. 2000. № 25.
- Новоселов Г. Без преступных последствий нет преступления // Российская юстиция. 2001. № 3.
- Парций Я. Комментарий Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного контроля (надзора)». Сфера применения закона и основные принципы контроля // Хозяйство и право. 2002. № 4.
- Плетнев В. Проблемные вопросы собирания доказательств по новому УПК // Российская юстиция. 2002. № 9.
- Радиолокационные измерители скорости на службе полиции ФРГ // Научно-технический реферативный сборник ВНИИЦБД МВД СССР. -1982. № 3/43.
- Разаренов Ф.С. О сущности и значении административного надзора в советском государственном управлении // Вопросы административного права на современном этапе. М., 1963.
- Россинский Б.В. О необходимости разработки Федерального закона «О Государственной автомобильной инспекции» // Информационный бюллетень НИЦ ГАИ МВД России. 1998. № 3.
- Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура// Государство и право. 1996. № 5.
- Цабрия Д.Д. Статус органов управления // Советское государство и право. 1978. № 2.
- Чечилова С. Человечество не высыпается // Здоровье. 2001. № 9.
- Щелоков А. Пьяный за рулем, кто его остановит // ЭТОР-газета. 2002. № 11.1
- V. Сборники, энциклопедии:
- Большая советская энциклопедия. М., 1989.
- Большой юридический словарь / Под ред. А .Я. Сухарева, В. Е. Крутских. -М., 2002.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русское слово, 1955.
- Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М., 1999.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2000.
- Словарь иностранных слов. -М., 2005.
- Словарь русского языка: В 4-х тт. АН СССР, Институт русского языка. Т. 4 / Под ред. А. П. Евстигнеевой. М.: Русский язык, 1988.
- Тихомирова Л.В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. — М., 2000.
- Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова. М., 2001.
- Энциклопедический юридический словарь. М., 1998.
- VI. Диссертации, авторефераты диссертаций:
- Бакулина И.П. Установление причинно-следственной связи при квалификации административных правонарушений в области дорожного движения / Дисс. канд. юрид. наук. Тюмень, 2005.
- Балашова Н.П. Правовые и организационные вопросы административно-юрисдикционной деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения / Дисс. канд. юрид. наук. М., 1998.
- Белинский А.Г. Реализация дорожно-патрульной службой Госавтоинспекции законодательства Российской Федерации об административной ответственности / Дисс. канд. юрид. наук. М., 2004.
- Белов A.A. Административное принуждение в деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения / Дисс. канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.
- Газизов Д.А. Административно-правовые основы предупреждения и пресечения милицией правонарушений в сфере оборота наркотических средств / Автореф. дисс. канд. юрид. паук. Омск, 1999.
- Глистин В.К. Общее учение об объекте преступления / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Л., 1981.
- Горбунов Д.В. Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения / Дисс. канд. юрид. наук. М., 2006.
- Грачев А.Н. Административные проступки в дорожном движении и их профилактика органами внутренних дел / Дисс. канд. юрид. наук. М., 1977.
- Гуменюк Г. Х. Административная деликтность как элемент дорожной обстановки и объект организационно-правового воздействия ГИБДД / Дисс. канд. юрид. паук. СПб., 2002.
- Гуничев A.A. Квалификация и особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях, посягающих на безопасность дорожного движения / Дисс. канд. юрид. наук. М., 2002.
- Дмитриев С.Н. Правовые, организационные и тактические проблемы деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения / Дисс. канд. юрид. наук. М., 2003.
- Зырянов С.М. Административный надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения / Дисс. канд. юрид. наук. М., 2001.
- Иванова O.A. Административная ответственность участников дорожного движения за правонарушения, совершенные в состоянии опьянения / Дисс. канд. юрид. наук. Омск, 2004.
- Кармолицкий A.A. Правовое регулирование полномочий государственных инспекций / Дисс. канд. юрид. наук. — М, 1976.
- Квитчук A.C. Система обеспечения безопасности дорожного движения в России: историко-правовое исследование / Дисс. докт. юрид. наук. — СПб, 2006.
- Кожевников В.В. Профессионально-правовая культура как условие эффективности правоприменения в органах внутренних дел / Дисс. канд. юрид. наук. М., 1992.
- Кожевников В.В. Правовая активность участников правоприменительной деятельности органов внутренних дел (вопросы теории) / Дисс. докт. юрид. наук. М., 2004.
- Комарова Н.В. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в ОВД / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.
- Любимов Л.В. Дорожно-транспортные преступления: проблемы законодательного конструирования составов и дифференциации ответственности участников дорожного движения / Дисс. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
- Майоров В.И. Административно-правовые проблемы управления обеспечения безопасности дорожного движения / Дисс. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1997.
- Макаренко М.А. Правовое обеспечение и защита прав граждан в сфере административно-юрисдикционной деятельности Госавтоинспекции безопасности дорожного движения МВД России / Дисс. канд. юрид. наук. Хабаровск, 2002.
- Макаров Д.В. Правовые и организационные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения / Дисс. канд. юрид. наук. -М., 2004.
- Махмадиев Х.Х. Проблемы становления и развития деятельности Государственной автомобильной инспекции Таджикистана в новых социально-экономических условиях / Дисс. канд. юрид. наук. М., 2001.
- Прозоров А.Л. Административный надзор в советском государственном управлении / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1986.
- Сандалов Л.В. Административные производства в деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России: проблемы правового регулирования / Дисс. канд. юрид. наук. -Омск, 2004.
- Скирский И.В. Уголовная ответственность за нарушение действующих на транспорте правил / Дисс. канд. юрид. наук. М., 1984.
- Смородина В.А. Организационно-правовые основы пропаганды безопасности дорожного движения / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -СПб., 2007.
- Эльбердова Ф.З. Меры административного пресечения в деятельности Госавтоинспекции / Дисс. канд. юрид. наук. М., 1997.
- Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации / Дисс. докт. юрид. наук. М., 1999.
- Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права / Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1958.
- Welweite Warnung an alle Autofahrer-la prevention routiere international. 1982. № 1. P. 30−31.
- Linnoila, M., & Mattila, M.J. Drug interaction on psychomotor skills related to driving: Diazepam and alcohol. Eur J Clin Pharmacol. M., 1973.
- Kreek, M.J., & Stimmel, В., eds. Dual Addiction: Pharmacological Issues in the Treatment of Concomitant Alcoholism and Drug Abuse. New York: Haworth Press, 1984. P. 21−34.
- Doria, J. Alcohol-drug interactions: Effects on driving performance. Alcohol Health & Research World 14(1), 1990. I