Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Музыкальное мышление как форма креативной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Музыковедческий уровень, прежде всего, через интонационную специфику музыкального искусства, как основу музыкального образа, изложен в трудах Б. В. Асафьева, М. Г. Арановского, Л. А. Ма-зеля, Е. В. Назайкинского, В. Ю. Озерова, А. Н. Сохора, Ю. Н. Тю-лина, Ю. Н. Холопова, Б. Л. Яворского и других. Исследователи, связывая особенность музыки с интонационной природой, понимают ее как «искусство… Читать ещё >

Содержание

  • 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
    • 1. 1. Музыкальное мышление: многоуровневость исследования 11 1. 2 Структура музыкального мышления
  • 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Восприятие музыки как творчески-деятельный процесс
    • 2. 2. Факторы социальной среды, влияющие на формирование музыкального мышления
    • 2. 3. Основные принципы взаимодействия ребенка и педагога в пространстве музыки

Музыкальное мышление как форма креативной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. «Музыка проявляет себя как язык, как сфера выражения чувств и как мышление» [19, с. 203]. Действительно понятие «музыкальное мышление» широко используется в философских, эстетических, музыковедческих, отчасти и психолого-педагогических работах. Но среди исследователей нет единства взглядов на его сущность, более того, имеются «разночтения». В культурологии, музыкознании, музыкальной педагогике бытуют: «интонационно-образное» (В. В. Медушевский), «художественно-образное» (Н. П. Антонец), «образно-музыкальное» (JI. Г. Арчажни-кова) мышление и т. д. Чаще всего употребляется понятие «музыкальное мышление» (М. Г. Арановский, В. Ю. Озеров, А. Н. Сохор, Ю. Н. Тюлин, Ю. Н. Холопов и др.).

Исследователи считают правомерным выделить музыкальное мышление в самостоятельный вид, показать его специфику по отношению к художественному мышлению и мышлению как виду человеческой деятельности: «Музыкальное мышление — сложное явление, требующее комплексного подхода к себе. Оно должно быть изучено одновременно с трех точек зрения: как пример обнаружения общих закономерностей любого человеческого мышления, как один из видов художественного мышления и как проявление специфических свойств музыкального мышления» [180, с.59]. Тем не менее на сегодняшний день, понятие «музыкальное мышление» еще не получило статуса строго научного термина. Дело не только в относительно недостаточной изученности этого явления, но и в его отличиях от того что, именуется собственно мышлением. И хотя область понятий и логических операций играет известную роль, как в процессе создания музыкального произведения, так и при его восприятии, совершенно ясно, что не она определяет специфику музыкального мышления. Поэтому вопрос о правомерности данного понятия еще остается открытым. Вместе с тем, его широкая распространенность — наряду с понятиями музыкальной мысли, музыкальной логики, музыкального языка — не является, как нам думается, случайной, что и предопределило выбор темы исследования.

Путь к определению музыкального мышления лежит через общие формы философского определения мышления как высшей формы активного отражения объективной реальности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существующих связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Особой разновидностью мышления, видом интеллектуальной деятельности, направленной на создание и восприятие произведений искусств, является художественное мышление, которое, транслируя базисные структуры философского, имеет свою специфику — отражение действительности и выражение мыслей и чувств художника в художественном образе. Музыкальное мышление включает в себя свои специфические черты, качественные характеристики художественного мышления и основные закономерности мышления вообще. Особенность музыкального мышления обусловлена интонационной природой, образностью, семантикой музыкального языка и музыкальной деятельностью.

Следовательно, музыкальное мышление — особый вид художественного отражения действительности, состоящий в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании и преобразовании субъектом этой действительности, творческом созидании, передаче и восприятии специфических музыкально-звуковых образов.

Музыкальное мышление формируется в креативной (англ. creative — творческий) деятельности, которую мы понимаем как создание, исполнение и восприятие художественных произведений в многообразных формах профессионального и самодеятельного искусства на основе законов художественно-образного отражения действительности.

Сегодня остро стоит проблема воспитания творческого потенциала подрастающих поколений, их художественного вкуса, предпочтений. Среди целей и задач воспитания — формирование художественного мышления (и как разновидности — музыкального мышления) является весьма актуальным. Поэтому в работе в качестве эмпирического материала рассматриваются отдельные проблемы развития креативной деятельности, как основы художественно-музыкального мышления.

Состояние научной разработанности проблемы предопределено тем фактом, что исследование проводится на стыке нескольких научных дисциплин.

Концептуальным фундаментом анализа понятия «музыкальное мышление» являются труды по философии исследователей Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра. Они рассматривают искусство как совершенный инструмент познания Вселенной. Исторически вопрос о специфики музыкального мышления решается в контексте исследования сущностной природы искусства и науки, диалектики рационального и эмоционального. В XIX в. сложилась традиция (восходящая к Г. Гегелю, В. Белинскому, А. Потебне) трактовать искусство как мышление в образах в отличие от науки как мышления в понятиях.

Эстетический уровень данной проблемы рассматривает музыкальное мышление как неотъемлемый компонент музыкальной деятельности, как творческое мышление (М. С. Каган, Д. С. Лихачев, С. X. Раппопорт, Ю. Н. Холопов и др.).

Культурологический уровень музыкального мышления раскрывается в работах В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. Н. Холоповой и др., в которых смысл музыкального произведения рассматривается через интонации, жанры и стили историко-культурных контекстов эпох.

Социальный аспект проблемы исследуется в работах А. Н. Сохора, Р. Г. Тельчаровой, В. Н. Холоповой.

В работах Б. В. Асафьева, М. Г. Арановского, Л. Бернстайна, А. Ф. Лосева, В. В. Медушевского, Р. Мюллера-Фрайенфельса, Е. В. Назайкинского, Г. Римана, Г. Фехнера и др., рассмотрено историческое становление и развитие музыкального мышления.

Музыковедческий уровень, прежде всего, через интонационную специфику музыкального искусства, как основу музыкального образа, изложен в трудах Б. В. Асафьева, М. Г. Арановского, Л. А. Ма-зеля, Е. В. Назайкинского, В. Ю. Озерова, А. Н. Сохора, Ю. Н. Тю-лина, Ю. Н. Холопова, Б. Л. Яворского и других. Исследователи, связывая особенность музыки с интонационной природой, понимают ее как «искусство интонируемого смысла». Музыкальная интонация — это «сгусток» культуры, по-разному развертываемая на историческом, национальном, индивидуальном уровнях музыкального творчества, ярко проявляет себя в стилевых и жанровых традициях (В. В. Медушевский, Е. А. Ручьевская).

Исследования в области психологии искусства, привлекались для раскрытия специфики музыкального восприятия — начального этапа музыкального мышления, процесса познания идейно-эмоционального содержания, как выражения человеком своего «Я» (Б. В. Асафьев, Л. С. Выготский, А. Л. Готсдинер, В. Медушевский,.

М. К. Михайлов, Е. В. Назайкинский В. И. Петрушин, А. В. Ражни-ков, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Г. С. Тарасова, А. В. Торопова В. А. Цуккерман и др.).

Выделим музыкально-педагогические труды, в которых обосновываются пути, методы и средства формирования музыкального мышления в конкретной музыкально-педагогической деятельности: Ю. Б. Алиев, В. К. Белобородова, Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский, Н. А. Терентьева, В. О. Усачева и Л. В. Школяр.

Для нашего исследования методологическое значение имеют работы А. Ф. Лосева «Музыка как предмет логики», «Основной вопрос философии музыки», которые составили основу подхода к определению сущности музыкального мышления.

Такой широкий спектр изучения направлений обусловлен целью и составом задач диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в рассмотрении музыкального мышления как формы креативной деятельности.

Способами достижения цели выступают конкретные задачи, решаемые в работе:

— анализ многоуровневости изучаемой проблемы;

— рассмотрение структуры музыкального мышления;

— определение социальных факторов влияющих на формирование музыкального мышления;

— выделение новых принципов взаимодействия ребенка и музыканта-творца в пространстве музыки.

Объект исследования — музыкальное мышление как одна из форм художественного сознания, способствующая формированию музыкальной культуры общества.

Предмет исследования — становление проблематики музыкального мышления как феномена.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых: М. М. Бахтина о диалоге культурА. Ф. Лосева о сущности музыкиМ. С. Кагана о структуре художественного творчестваинтонационная теория Б. В. Асафьеватеория двойственности музыкальной формы В. В. Медушевскогонаучные представления о взаимоотношении формы и содержания в музыке (Б. В. Асафьев, В. В. Задерецкий, А. Н. Сохор и др.) — отечественная школа психологии мышления (Л. С. Выготский, А. Я. Зись, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, В. Н. Петрушин, С. Л. Рубинштейн и др.) — концепция музыкального языка Л. Берстайнатруды современных дидактов о развитии личности педагога и ученика в совместной деятельностимузыкально-педагогические концепции авторских программ.

Использовались следующие методы исследования:

— интегративный, позволивший рассмотреть музыкальное мышление как категорию не только музыковедческую, но и философскую, эстетическую, социальную, логическую, историческую, психолого-педагогическую;

— исторической реконструкции, с помощью которого выявлены основные этапы развития теории музыкального мышления;

— моделирования — построена структура музыкального мышления;

— аналитический, способствующий выявлению факторов социальной среды, влияющих на формирование музыкального мышления, новых принципов взаимодействия ученика и педагога в пространстве музыки.

Научная новизна. Новизна диссертации состоит в комплексуй ном осмыслении музыкального мышления. К положениям, выносимым на защиту, можно отнести следующие:

— Выявлены на основе теоретического анализа различные подходы в исследовании музыкального мышления: философский, эстетический, культурологический, социологический, логический, исторический, музыковедческий, психолого-педагогический, которые позволили наполнить данную категорию следующим содержанием: музыкальное мышление — включает в себя основные закономерности мышления вообще, а его специфика обусловлена образностью, интонационной природой музыкального искусства, семантикой музыкального языка и активным самовыражением личности в процессе музыкальной деятельности. Интонация является основной категорией музыкального мышления.

— Выделены два структурных уровня: «чувственный» и «рациональный». Связующим звеном между ними служит музыкальное (слуховое) воображение. К первому уровню отнеси ели следующие компоненты: эмоционально-волевой и музыкальные представления. Ко второму — ассоциациитворческую интуициюлогические приемы мышления (анализ, синтез, абстракция, обобщение) — музыкальный язык. И, наконец, «надстройка» — качества, присущие творческому мышлению: беглость, гибкость, оригинальность.

— Определено, что музыкальное мышление формируется в социальной среде, на его развитие оказывают влияние различные факторы: семья, ближнее окружение (родные, друзья), средства индивидуальной и массовой коммуникации, уроки музыки в школе и т. д. Для его осуществления необходимо эффективное руководство, основанное на личностном подходе, обеспеченное принципами музыкального образования: диалогизация, проблематизация, персонификация, индивидуализация, позволяющее создавать творческое взаимодействие на основе музыки.

Практическая значимость исследования заключается в возможности включения результатов исследования в общетеоретическую концепцию музыкального мышления. Материалы анализа могут быть использованы при разработке учебных пособий, лекционных курсов по культурологии, эстетической теории, методике музыкального воспитания.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования излагались автором в публикациях и выступлениях на Огаревских научных чтениях (Саранск, 1999 — 2003), на Всероссийской научно-практической конференции «Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования» (Саранск, 2002) — на конференции молодых ученых (2003) — на аспирантских семинарах (Саранск, 2000;2003).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Список использованной литературы включает 234 наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленное в рамках диссертационной работы исследование позволило в ходе анализа и обобщения его результатов сделать ряд основных выводов.

Изучив состояние проблемы формирования музыкального мышления в научной и методической литературе, мы выяснили, что данная проблема до настоящего времени не была в достаточной степени обоснована. Словосочетанием «музыкальное мышление» музыканты пользовались давно, хотя терминологического статуса оно не имеет. В нем, как отмечает Н. И. Воронина, отражалось интуитивно верное убеждение в том, что музыка есть особый вид интеллектуальной деятельности, в чем-то очень близкий мышлению. Исследователи этой проблемы в какой-то степени затрагивали эту проблему, но условий и средств формирования искомого качества раскрыты недостаточно.

Анализ учебных программ и изучение опыта передовых музыкантов-педагогов показали тот факт, что за время преподавания музыки в общеобразовательной школе накоплен значительный материал в области теории и практики формирования музыкального мышления. Однако, несмотря на успехи, положение дел в этой области таково, что огромное число людей не могут ориентироваться в звуковом пространстве, их музыкальные предпочтения останавливаются на музыке развлекательных жанров. Таким образом, была выявлена актуальность проблемы и необходимость ее научной разработки.

В диссертации были поставлены и последовательно решались задачи: рассмотрение многоуровневости исследуемого феноменавыявление сущности музыкального мышления и его творческой ипостасипостроение структуры музыкального мышлениярассмотрение взаимосвязи музыкального восприятия и музыкального мышленияраскрытие социальных факторов, влияющих на формирование музыкального мышлениявыявление основных принципов взаимодействия ребенка и музыканта-творца в пространстве музыки.

Важным направлением проведенного исследования был анализ научной и специальной литературы, что позволило решить задачу теоретического обоснования проблемы.

Музыкальное мышление — вид художественного отражения действительности, состоящий в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании и преобразовании субъектом этой действительности, творческом созидании, передаче и восприятии специфических музыкально-звуковых образов. Анализ специальной литературы показал, что интонация является основной категорией музыкального мышления. Именно интонационная природа и образность, семантика музыкального языка определяет специфику музыкального мышления.

Показателями развитости музыкального мышления являются: объем музыкально-интонационного словаряобщая функциональная связь всех этих интонаций, поскольку, в первую очередь внимание музыканта направляется на схватывание внутренних связей произведения и анализ причин этих связей-отношений (семантическая сторона) — развитое воображение и ассоциативная сферавысокая степень овладения музыкально-художественными эмоциями, а также эмоционально-волевая регуляция.

Структура музыкального мышления отражает процесс музыкального развития. В ней мы выделили два уровня: чувственный и рациональный. Связующим звеном между двумя уровнями служит музыкальное воображение. И «надстройка», куда мы отнесли качества, присущие творческому мышлению: беглость, гибкость, оригинальность. Методологической основой структуры музыкального мышления послужила концепция С. Л. Рубинштейна и замечание В. П. Пушкина о процессуальной стороне мышления.

На формирование музыкального мышления оказывают влияние факторы социальной среды: семья, ближнее окружение (родственники, друзья), средства индивидуальной и массовой коммуникации, и урок музыки. Роль семьи и школы заключается в совместном усилии по развитию развитого музыкального мышления и вкуса ребенка.

Формирование творческой личности ребенка, его сознания возможно только при эффективном руководстве, основанном на личностном подходе обеспеченного адекватным содержанием и принципами музыкального образования. Для нашего исследования интерес представил подход А. Б. Орлова, который сформировал четыре взаимосвязанных принципа организации педагогического взаимодействия в пространстве музыки, способствующих не только передаче знаний, умений и навыков от педагога к детям, но также их совместному личностному росту, взаимному творческому развитию. Совместная деятельность на уроках музыки представляет собой общность учителя и ученика, которая не дана постоянно, в готовом виде, а представляет собой динамический процесс самоорганизации личности учащихся, возможный при опоре на принципы личностно-ориентированного педагогического взаимодействия. Следование принципам — диалогизации, проблематизации, персонификации, индивидуализации — позволяет рассматривать совместную музыкальную деятельность не только как процесс усвоения предметных знаний, а, прежде всего, как выражение и становление человеческой индивидуальности, творчества.

Вместе с тем мы считаем, что проведенное исследование не исчерпывает всей глубины и многообразия проблемы. В условиях постоянно развивающейся образовательной системы, появление новых форм и методов музыкального обучения открывает широкие возможности для дальнейших поисков в этой области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: МПГУ им В. И. Ленина, 1990. -186с.
  2. Абульханова-Славская К. Диалектика человеческой жизни. -М.: Мысль, 1977. 224с.
  3. Абульханова-Славская К. О субъекте психологической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. — 288с.
  4. Ю. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. — 448с.
  5. Ю. Мастерство воспитателя. М.: Просвещение, 1971. — 127с.
  6. ., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. -М.: Музыка, 1986. 239с.
  7. Ю. Музыка // Программно- методические материалы / Сост. Е. О. Яременко. М.: Дрофа, 2001. — С.131−181.
  8. Ю. Общие вопросы музыкального воспитания // Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. Воронеж, 1998. -С.8−38.
  9. Ш. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 297с.
  10. Ш. Единство цели: (В добрый путь, ребята!): Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 206с.
  11. Ш. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 559с.
  12. . Человек как предмет познания. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1968. — 339с.
  13. Е. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект социальных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 287с.
  14. О. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. — 222с.
  15. М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / Сост. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — С.90−128.
  16. М. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора // Вопросы музыкального стиля / Под ред. И. Лященко. Л.: Музыка, 1978. — С.140−156.
  17. Л. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984.- 111с.
  18. . Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.- Л.: Музыка, 1965. — 152с.
  19. . Музыкальная форма как процесс: в 2-х кн. Кн. II. Интонация.- Л.: Музыка, 1971. 378с.
  20. . Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977. —279с.
  21. . О себе // Воспоминания о Б. В. Асафьеве / Сост. А. Крюков. Л.: Музыка, 1974. -С. 317−505.
  22. . . Глебов) Путеводитель по концертам. М.: Сов. композитор, 1978. — 198с.
  23. Ассоциации // Фил. сл. / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Полит, лит., 1980. — С.24−25.
  24. М. Психологические основы эстетической потребности // Искусство. 1973. — № 7. — С. 43−46.
  25. М. Эстетические потребности человека. М.: Знание, 1979. — 63с.
  26. Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. — 335с.
  27. Л. Очерки по методике фортепиано. Л.: Музыка, 1985. — 185с.
  28. М. О развитии творческих способностей ученика: Сборник стат. / Под ред. В. Михелиса. М.: Музгиз, 1961. — 60с.
  29. Е. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. — 64с.
  30. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров- Текст подг. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина- Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. — 424с.
  31. В. Избранные эстетические работы. В 2-х т. / Сост., вступ. стат. и комент. Н. К. Гея. М.: Искусство, 1986.
  32. В. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьника / Под ред. М. А. Ру-мер. М.: Педагогика, 1975. — С. 6−35.
  33. Л. Музыка и мы: самоучитель элементарной теории музыки. СПб., 1995. — 288с.
  34. Биологическое и социальное в развитии человека: Сборник статей / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1977. — 227с.
  35. Л. Проблемы психологии музыкальных способностей: Пути и перспективы исследования // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / Отв. редактор Б. С. Мей-лах. Л.: Наука, 1983. — С. 151−165.
  36. Л. Психология музыкальной деятельности. — М.: Институт психологии РАН, 1997. 352с.
  37. И. К историческому развитию теории музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления / Сост. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — С. 29−58.
  38. А. Структура музыкальных произведений. — М.: Госмузиздат, 1948. 258с.
  39. В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. —308с.
  40. А. Художественное чувство как переживание «созревшей установки» // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. В 4-х т. / Под общ. редакцией А. С. Прангишвилли. -Тбилиси, Мацниереба, 1978. Т.2. — С.512−117.
  41. Н. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.- 413с.
  42. Н. И. Звуковое пространство и диалог «различных духовных вселенных» // М. М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века: Тез. Док. III Саран. Междунар. Бахтинских чтений: В 2 Ч. Саранское изд-во Морд. Ун-та. — 4.2. — С.24−27.
  43. Л. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968. 576с.
  44. Л. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии // Вопросы философии. 1970. — № 6. -С. 119−130.
  45. Т. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 254с.
  46. Э. О музыкально-прекрасном. М.1895.
  47. Г. Характер содержания в музыке // Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. — С.106−113.
  48. Г. Хрестоматия по ощущению и восприятию: учеб. пособ. /Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михайлевская. М.: МГУ, 1975. — 400с.
  49. Л. О музыкальном исполнительстве. М.: Знание, 1972. — 40с.
  50. И. Мусоргский. М.: Госиздат, 1923. — 69с.
  51. А. Из наблюдений за творческим процессом Римского Корсакова // Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма. Музыкальное наследие. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953. — Т.1. — С.145- 251.
  52. Н. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. 1997. — № 3. — С.3−14.
  53. Н. Обобщение как элемент художественного мышления // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Сост. Л. И. Дыс. Киев: Музычна Украина, 1989. -С.47−54.
  54. А. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Автореф. докт. дис. М., 1989. — 45с.
  55. И. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной игре. М.: Музгиз, 1961. — 223с.
  56. Н. Слушание музыки в школе. М.: Музыка, 1962. — 87с.
  57. Е. Исполнительское искусство: методологические проблемы: учеб. пособие. Новосибирск: Новое. Гос. Консерв., 1985. — 86с.
  58. В. Проблемы развивающего обучения: опыт тео-рет. и эксперим. психол. исслед. М.: Педагогика, 1986. — 239с.
  59. Р. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1950. — 712с.
  60. И. Эстетическая потребность. М.: Знание, 1976. — 256с.
  61. Л. К вопросу об активизации мышления младших школьников в процессе восприятия музыки // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. М.: МГПИ, 1985. — С. 116−121.
  62. Дыс Л. Музыкальное мышление как объект исследования // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сб. статей / Сост. Л. И. Дыс. Киев: Муз. Украина, 1989. -С.35−47.
  63. Ермолаева-Томина Л., Вит Н. Проявление эмоциональных особенностей личности в речевой деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1979. — С.82−87.
  64. Л. Куликов Г. Методологические проблемы эстетики. М.: Высшая школа, 1982. — 176с.
  65. Л. К вопросу о психологии художественного творчества // Вопросы философии. 1985. — № 12. — С. 72 — 83.
  66. И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 198с.
  67. Интуиция // БСЭ / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. Энц., 1970. — Т. 10. — С. 330−331.
  68. Д. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. — 206с.
  69. Д. Музыка // Программно-методические материалы / Сост. Е. О. Яременко. М.: Дрофа, 1994. — 52с.
  70. М. К построению философской теории личности // Философские науки. — 1977. № 6. — С. 11−21.
  71. М. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328с.
  72. Кан-Калик В. Педагогическое общение в работе учителей-новаторов // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Ру-винского. М.: Педагогика, 1987. — 160с.
  73. И. Сочинения. В 6-ти т. / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. М.: Мысль, 1964.
  74. Е. Взаимодействие логического и эмоционального — действительный метод активизации музыкально-слухового самоконтроля // Методы активизации музыкального воспитания. Сбор, стат. / Отв. ред. Г. В. Яковлев. В. 2. — Саратов, 1975. — С. 22−30.
  75. . О творчестве в науке и технике. М.: Мол. Гвардия, 1987. — 192с.
  76. А., Мясищев В. Психологические особенности человека. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1960. Т. 2. — 304с.
  77. Л. Воспоминания. Письма. Статьи. Интервью / Сост. В. Ю. Григорьев. М.: Сов. композитор, 1987. — 246с.
  78. Кон И. Люди и роли // Новый мир. 1970. — № 12. — С. 168−191.
  79. Кон И. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.383с.
  80. В. Этюды о зарубежной музыке. М.: Музыка, 1975.- 479с.
  81. Н. Интерпретация музыки: проблемы муз. Исполнительства и критический анализ их разработки в совр. буржуаз. эстетике. — Л.: Музыка, 1979. 208с.
  82. И. К вопросу о понятийности музыкального мышления // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сб. стат. / Сост. Л. И. Дыс. Киев: Муз. Украина, 1989. — С.28−34.
  83. И. Алеев В. Духовная музыка: Россия и Запад / Программа 1−4 классы начальной школы. М.: Брат, 1993. — 60с.
  84. И., Ильина Ю., Сергеева М., Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2002. 56с.
  85. И. Русская духовная музыка / Программы. Методические рекомендации. М.: ВЛАДОС, 2001. — Кн.2. — 159с.
  86. Ю. Интонационная многосоставность музыкального образа // Советская музыка. 1952. — № 7. — С.36−41.
  87. Е. Создание художественного образа в музыкальном произведении // Музыка в школе. 2001. — № 6. — С. 50−54.
  88. В. Психология: Учебник для художественных училищ / Под ред. Б. Ф. Ломова. 2-е изд. переработ, и доп. — М.: Высшая школа, 1982. — 256с.
  89. Л. Русский фольклор // Программно-методические материалы / Сост. Е. О. Яременко. М.: Дрофа, 2001. -С.269−285.
  90. X. О полифонии. М.: Музыка, 1971. — 135с.
  91. А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304с.
  92. А. Проблема деятельности в психологии // Вопросы психологии. 1972. — № 9. — С. 101 — 108.
  93. А. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. — 576с.
  94. Д. Деятельность, сознание, личность. М.: Изд. полит, лит., 1977. — 304с.
  95. . Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психологический ж-л, 1980. № 5. — Т.1. — С.26−42.
  96. А. Музыка как предмет логики // Из ранних произведений / Сост. и подгот. текста И. И. Махонькова // Вопросы философии. М.: Правда 1990. — 655с.
  97. А. Основной вопрос философии музыки // Философия. Мифология. Культура / Вступ. стат. А. А. Тахо-Годи. М. Политиздат, 1991. — С. 315−335.
  98. Н. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А. П. Поляков. М.: Республика, 1995. — 400с.
  99. Лук А. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 125с.
  100. А. В мире музыки. Статьи и речи. М.: Сов. композитор, 1971. — 540с.
  101. В. Структура продуктивного учебного взаимодействия учителя с учащимися / Под. Ред. А. Бодалева. — М., 1980. -С.37−52.
  102. И. Целеполагание и деятельность музыкального мышления // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сб. статей / Сост. Л. И. Дыс. Киев: Музычна Украина, 1989. — С. 9−18.
  103. Л. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. М.: Музыка, 1991. — 80с.
  104. JI. Строение музыкальных произведений. — М.: Госмузиздат, 1960. 466с.
  105. В. Эстетическое наследие В. И. Ленина и современные проблемы художественной культуры. Киев: Наук думка, 1980. — 162с.
  106. А. Собрание сочинений: В 4-х т. М.: Правда, 1987. — Т.4. — 573с.
  107. С. О психологии музыкальной импровизации. -М.: Музыка, 1991. 85с.
  108. В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. — 88с.
  109. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки / Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. — С.178−194.
  110. В. Музыковедение // Спутник учителя музыки / Сост. Т. В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. — С. 64−120.
  111. В. Человек в зеркале интонационной формы // Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. — С.129−138.
  112. . Комплексное изучение творчества и музыковедение // Проблемы музыкального мышления / Сосот. М. Г. Аранов-ский. М.: Музыка, 1974. — С.9−28.
  113. Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Сов. Композитор, 1983. — 262с.
  114. М. Этюды о стиле в музыке. Л.: Музыка, 1990. — 285с.
  115. А. Процесс композиторского творчества. Киев: Муз. Украша, 1979. — 271с.
  116. Мышление // ФЭС / Редакц. коллегия С. С. Аверенцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев, С. М. Ковалева и др. М.: Сов. Энц., 1989. — С.382−383.
  117. Мышление художественное // Эстетика. Словарь. — М.: Полит, лит., 1989. С.220−221.
  118. В. Личность и невроз. — Л.: Наука, 1960. 359с.
  119. В. Психология отношений: Издр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева. — М.- Воронеж: Инст-т практической психологии- НПО МОДЕК, 1998. 368с.
  120. Е. Звуковой мир музыки. — М.: Музыка, 1988. 254с.
  121. Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки / Ред.-сост. В. Н. Максимов.-М.: Музыка, 1980. С. 91−110.
  122. Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 383с.
  123. Е. Стиль как предмет теории музыки // Музыкальный язык, жанр, стиль. Проблемы теории и истории. М.: Музыка, 1987.-С. 175−185.
  124. В. В поисках иных смыслов. — М.: Прогресс, 1993.- 260с.
  125. В. Вероятная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. — М.: Наука, 1979. 303с.
  126. Г. Фольклорная азбука. М.: Академия, 1996.134с.
  127. Г. Об отношении активности бессознательного к художественному творчеству и художественному восприятию // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общ.ред. А. С. Прангишвилли. Тбилиси: Мацниереба, 1978. — Т.2. — С. 477−491.
  128. Г. Учитель и ученик // Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред. Э. А. Абдуллина. М.: Академия, 2002. — С. 162−167.
  129. P.C. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994. — 576 с.
  130. И. Как понимать музыку. М.: Музыка, 1965.68с.
  131. О. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1987. — 303с.
  132. Д. Искусство творческого мышления. — JL: Попурри, 1996. 240с.
  133. Н. Межличностные отношения. — JL: Изд-во ЛГУ, 1979. 151с.
  134. В. Избранные статьи. — М.: Музгиз, 1951. —120с.
  135. Г. Историческая преемственность и пафос будущего // Советская музыка на современном этапе: Статьи. Интервью / Сост. Г. Л. Головинский, Н. Г. Шахнозарова. М.: Сов. Композитор, 1981. — С. 278−336.
  136. А. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. М.: ЛОГОС, 1995. — 224с.
  137. А. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии, 1995. -№ 2. С.5−19.
  138. Г. Время и пространство музыки // Проблемы музыкальной науки. Сб. статей / Ред. колл. Г. А. Орлов и др. — Вып. 1. М.: Музыка, 1972. — С.358−394.
  139. Е. Асафьев: Путь исследователя и публициста. -JI.: Музыка, 1964. 461с.
  140. Е. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становления. Сущность. М.: Музыка, 1984. — 302с.
  141. И. В ритме новых поколений. М.: Знание, 1988.55с.
  142. Г. Искусство музыки. М.: Знание, 1987. —111с.
  143. . Научно-техническая революция и личность. — М.: Политиздат, 1978. 240с.
  144. А. Личность. Деятельность. Коллектив. —М.: Политиздат, 1982. 255с.
  145. В. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. — 384с.
  146. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254с.
  147. И. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 1996. — 631с.
  148. А. Эстетика и поэтика / Сост., вступит, стат., примеч. И. В. Иваньо, А. И. Колодной. М.:Искусство, 1976. — 614с.
  149. Представление // БСЭ / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. Энц., 1975. — Т.20. — С. 514.
  150. Проблемы личности. Материалы симпозиума / Ред. кол. В. М. Банщиков. М.: Институт философии АН СССР, 1969. — 423с.
  151. Проблема человека в современной философии. Сборник статей / Ред. кол. И. Ф. Балакина и др. М.: Наука, 1969. — 431с.
  152. В. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. 271с.
  153. С. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. —166с.
  154. С. От художника к зрителю: Как построено и функционирует произведение искусства. М.: Сов. худож., 1978. -237с.
  155. С. Эстетическое творчество и мир вещей. М.: Знание, 1987. — 63с.
  156. Римский Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни / Ред. Е. Гордеева. — М.: Музыка, 1982. — 440с.
  157. М. Выразительные средства музыки. М.: Сов. Композитор, 1962. — 56с.
  158. В. Мозг. Строения полушарий // Наука и жизнь. 1984. — № 6. — С.41−58.
  159. С. О мышлении и путях его исследования. — М.: АН СССР, 1958. 147с.
  160. С. Основы общей психологии. СП.б.: Питер, 1999. — 720с.
  161. В. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1998. —182с.
  162. Е. Интонационный кризис и проблема переинтонирования // Методологическая культура педагога / Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. — С. 181−188.
  163. И. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М.: Наука, 1979. — 231с.
  164. Л. Особенности развития музыкального восприятия. Тбилиси: Мецниереба, 1987. — 66с.
  165. А. Музыка и только о ней //Статьи о музыке / Сост. Вл. Протопопова М.: Музыка, 1985. — Т. 2-А. — С.80−89.
  166. П. Высшая нервная деятельность человека. Мо-тивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. — 175с.
  167. П. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1979. — 141с.
  168. П. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. — 95с.
  169. П. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.215с.
  170. В. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Педагогика, 1976. — 160с.
  171. Словарь по этике / А. В. Адо, М. И. Андриевская, JI. М. Архангельский и др. М.: Политиздат, 1981. — 430с.
  172. О. О принципах структурного мышления в музыке // Проблемы музыкального мышления / Сост. М. Г. Арановский. -М.: Музыка, 1974. С.153−176.
  173. А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т. 2. -JI.: Сов. Композитор, 1981. 295с.
  174. А. Музыка // Муз. Э / Гл. ред. Келдыш. М.: Сов. Энц., 1976. — Т. 3. — С. 730−751.
  175. А. Музыка как вид искусства. М.: Госмузиздат, 1961. — 133с.
  176. А. Социология и музыкальная культура. — М.: Сов. композитор, 1975. 202с.
  177. А. Социальная обусловленность музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления / Сост. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — С. 59−74.
  178. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. JI.: Изд — во ЛГУ, 1979. — 288с.
  179. В. Избранные сочинения. В 3-х т. М.: Искусство, 1952.
  180. JI. Музыка для всех нас. М.: Музыка, 1963.216с.
  181. JI. Жизнь — творчество человек. — М.: Политиздат, 1985. — 415с.
  182. Г. Музыка для тебя. М.: Знание, 1988. — 63с.0
  183. В. Эмоциональное и эстетическое воспитание. Музыка // Избр. пед. соч.: В 3-х т. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1979. 560с.
  184. М. Восприятие музыкального образа и его внутренней структуры // Развитие музыкального восприятия школьников / Редкол. В. Н. Белобородова, К. К. Платонов, М. А. Румер, М. В. Сергиевский. М.: НИИ ХВ, 1971. — С. 11−21.
  185. Г. Психологические основы музыкального воспитания школьников // Спутник учителя музыки / Сост. Т. В. Челыше-ва. М.: Просвещение, 1993. — С.34−39.
  186. К. Онтогенез музыкальных способностей: Педагогическая наука реформа школы. — М.: Педагогика, 1988. — 176с.
  187. Р. Музыкально-эстетическая культура и марксистская концепция личности. М.: Прометей, 1989. — 130с.
  188. . Психология музыкальных способностей. — М. -Л: АПН РСФСР, 1947. 335с.
  189. . Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей, Вып. 2 / Отв. ред. Л. Н. Раабен. Л.: Музыка, 1962. — 265с.
  190. Н. Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание / Программы. М.: Просвещение, 1994. — 76с.
  191. О. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969. — 304с.
  192. В. Интерпретация исчезнуть не может! // Сов. Музыка. 1986. — № 3. — С.57−59.
  193. Ю. Строение музыкальной речи. — J1.: Музыка, 1962.- 208с.
  194. Д. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961. — 210с.
  195. В. Школяр J1. Музыкальное искусство // Программно-методические материалы / Сост. Е. О. Яременко. — М.: Дрофа, 2001. С.219−268.
  196. А. Музыкальная эстетика и семиотика // Проблемы музыкального мышления / Под ред. М. Г. Арановского. — М.: Музыка, 1974. С.75−89.
  197. С. Пианист. Композитор. Исследователь. — М.: Сов. Композитор, 1984. 232с.
  198. Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Сов. Энц., 1964. — Т.З. — 584с.
  199. Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиции и новаторство в современной музыке. М.: Советский композитор, 1982. — 232с.
  200. В. Музыка как вид искусства. Ч. 1. Музыкальное произведение как феномен. — М.: Музыка, 1990. — 140с.
  201. В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964. — 159с.
  202. Г. Музыкант и его работа: Пробл. психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988 — 382с.
  203. Г. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпраис, 1994. — 385с.
  204. Т. Музыка в истории культуры: Пособие для студентов немузыкальных ВУЗов. Вып. 2. — М.: Музыка, 1994. — 175с.
  205. А. Как слушать музыку. Л.: Сов. композитор, 1964. — 200с.
  206. В. Психология деятельности и способности человека. М.: ЛОГОС, 1996. — 320с.
  207. Р. Психологические основы педагогического сотрудничества. СП.б.: ВИПКПГО, 1994. — 43с.
  208. Н., Асафьев Б. Теория интонации и проблема музыкального реализма // Художники социалистической культуры. М.: Музыка, 1981. С. 295 — 296.
  209. Ф. Философия искусства / Пер. Вступ. статьи П. С. Попова и М. Ф. Овсянникова. М.: Мысль, 1966. 496с.
  210. А. Психоанализ и теория неосознаваемой психологической установки // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. В 4-х т. / Под общ. редакцией А. С. Прангишвил-ли. Тбилиси: Мацниереба, 1978. — Т. 1. — С.37 — 64.
  211. А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. — 477с.
  212. Г. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986. -142с.
  213. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. М.: Педагогика, 1985. -353с.
  214. П. Психология художественного творчества. —М.: Знание, 1971. 46с.
  215. Ю. Педагогическое наследие. Изд. 2-е перераб. и допол. М.: Постскриптум, 1993. — 312с.
  216. М. Стасов и Римский Корсаков // Римский -Корсаков. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953. — Т. 1. -С. 337 — 403.
  217. В. Интонация и музыкальный образ: статьи и исследования / Ред. В. Ярустовский и И. Рыжкина. М.: Музыка, 1985. — 189с.
  218. Bernstein L. Unanswered Question: Six Talks of Harvard. Cambridge: Harvard Univesity Press, 1976.
  219. Fehner G. Vorschule der Aesthetik, Bd. 1. Lpzg, 1925.
  220. Forkel J. Allgemeine Geschichte der Musik, Bd.l., 1788.
  221. Muller-Freienfels R. Psychologie der Kunst, Bd. 1. 3. Au-flfge. Leipzig Berlin, 1923.
  222. Thorndik E. Animal inelligence, N. Y., 1911.
  223. Thorndik E. Human nature and social order, N. Y., 1940.
  224. Riemann H. Mysikalische Logik. 1873.
  225. Riemann H. Mysikalische Syntaxis. 1877.
  226. Stieglitz O. Die sprachliche Hilfsmittel fur Verstandnis und Wiedergabe der Tonwerke. «Zeitschrift fur Aesthetik und allgemeine Kunstwissenschaft», 1906.
  227. Zieh O. Hudebni estetika. «Hudebni rozhledy», 1924, № 4.
  228. Hutter J. Hudebni mysleni. 1943.
  229. Kurt E. Musikpsychologie. Berlin, 1931.
  230. Helfert V. Poznamky k otazce hudebnosti reci. «Slovo, а sljbesnost», 1937, № 3.
Заполнить форму текущей работой