Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Физиологические изгибы позвоночника и функциональное состояние организма подростков 12-15 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По литературным данным, пик диагностируемых дефектов в осанке приходится на возраст 11−16 лет. В подростковом возрасте происходят интенсивные морфологические и функциональные преобразования органов и систем, наблюдается непропорциональность в телосложении в связи с усиленным ростом верхних и нижних конечностей. Окостенение еще не завершено, что создает опасность появления нарушений осанки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Особенности формирования осанки растущего организма
      • 1. 1. 1. Анатомо-физиологические и функциональные особенности опорно-двигательного аппарата детей и подростков
      • 1. 1. 2. Позно-тонические свойства мышц и рефлекторные механизмы формирования осанки
      • 1. 1. 3. Осанка и ее характеристика у детей и подростков
      • 1. 1. 4. Методы контроля и оценки состояния осанки
      • 1. 1. 5. Нарушения осанки и их распространенность
    • 1. 2. Функциональное состояние систем организма детей и подростков
      • 1. 2. 1. Возрастно-половые особенности сердечно-сосудистой системы растущего организма
      • 1. 2. 2. Нарушения осанки и функциональное состояние систем организма детей и подростков

Физиологические изгибы позвоночника и функциональное состояние организма подростков 12-15 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Подростковый возраст наиболее сложный этап онтогенеза. Гетерохрон-ность развития функциональных систем, индивидуальные особенности биологического созревания организма детей и подростков в современных экологических и социальных условиях создают напряжение, перенапряжение и срыв механизмов адаптации, что снижает уровень здоровья, интеллектуальный и физический потенциал подрастающего поколения (Агаджанян Н.А., 1997; Димитриев Д. А., 1999; Даутов Ф. Ф. и соавт., 2002; Вишневский В. А., 2002; Рогачевская О. В., 2002; Сазонова Т. В., 2002; Горбунов Н. П., 2002; Кайсина И. Г., 2003; Бик-темирова Р.Г. и соавт., 2004).

В настоящее время проведено немало исследований, посвященных проблеме адаптации развивающегося детского организма к умственным и физическим нагрузкам (Ситдиков Ф.Г., 1981; Абзалов Р. А., 1985; Тупицын И. О. и соавт., 1985; Русинова С. И. и соавт., 1987; Самигуллин Г. Х., 1988; Крылова А. В., 1990; Ковтун Л. Г., 1990; Helms Р., 1993; Ванюшин Ю. С. и соавт., 2003; Андреева М. Г., 2004; Валеев И. Р., 2004).

Известно, что воздействие школьных нагрузок с высоким уровнем психоэмоционального и интеллектуального напряжения наряду с низким уровнем двигательной активности являются основными факторами снижения уровня здоровья (Цыганов Г. В., 1996; Шаханова А. В., 1998; Каташинская Л. И., 1999; Антропова М. В. в соавт., 2000; Аухадеев Э. И. и соавт., 2000, Башкирова Т. В., 2000; Тюрнина А. И., 2003; Парфенов И. Г., 2004). В связи с этим, у детей и подростков из-за низкой выносливости к статистическим напряжениям быстро развивается утомление, снижается умственная и физическая работоспособность, нарушается осанка (Арсланов В. А, 1985; Николаева Н. И. и соавт., 1986; Леонтьева А. В., 1997; Панасюк Т. В. и соавт., 1999; Тамбовцева Р. В. и соавт., 2000; Лаврентьев О. Э., 2003).

По литературным данным, пик диагностируемых дефектов в осанке приходится на возраст 11−16 лет. В подростковом возрасте происходят интенсивные морфологические и функциональные преобразования органов и систем, наблюдается непропорциональность в телосложении в связи с усиленным ростом верхних и нижних конечностей. Окостенение еще не завершено, что создает опасность появления нарушений осанки (Анисимова В.В., 1961, Шулутко А. И., 1963, Минский И. А., 1978; Богданов О. В. и соав., 1990; Mellin G. et al., 1992; Boachie A., et al., 1996; Бондаренко Е. Г., 2001; и др.). На сегодняшний день нарушение осанки остается одним из самых распространенных функциональных отклонений ОДА у детей, частота которых в различные возрастные периоды колеблется в значительных пределах от 27 до 96% (Carter D.R., 1984; Андрианов B.JI. и со-авт., 1985; Николаева Н. И., 1986; Rohen W. et al., 1988; Арсланов В. А., 1995; Егоркин Г. В., 1996; Григорьев М. А., 1996; Храмцов П. И., 1998; Шалавина А. С., 1999; Shapkova H.Y.et al., 1999; Давыденков Н. В., 2003; Амджад А. Х., 2003; Хрущев С. В. и соавт., 2004; и др.). У 70% детей отмечается замедление темпов созревания скелета, недостаточная минерализация костной ткани с нарушением ее архитектоники (Коваленко B.C. и соавт., 1997).

Достаточно много работ посвящено изучению патологических нарушений осанки. Известно, что функциональные нарушения осанки возникают гораздо раньше, чем морфологические и дегенеративные. Разноречивы данные о взаимосвязи нарушений осанки и физического развития, состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, уровня физической работоспособности и функциональных возможностей всего организма в целом (Hurst Н.С., 1991; Черкашов A.M., 1994; Micheli L. et al., 1995; Boachie A., 1996, Дворяковский И. И., 1999; Ибрагимов Я. Х., 2001; Добежин A.B., 2002; Балашова Э. Р., 2004; Колунин Е. Т., 2004;).

Есть единичные работы по изучению анатомо-типологических особенностей физиологических изгибов позвоночника и на их основе исследование состояния опорно-двигательного аппарата и внешнего дыхания, выполненные по методике В.А. Арс-ланова на детях 7−10 лет и на выпускниках средних школ (Арсланова JI.M., 1996; Шалавина А. С., 1999). Однако исследованийпо выявлению скрытых форм нарушений осанки, разработке критериев ранней диагностики и прогнозирования нарушений, методикам изучения и оценки состояния позвоночника в сагиттальной плоскости подростков явно недостаточно. Поэтому изучение возрастно-половых особенностей физиологических изгибов позвоночника, выявление и разработка количественных характеристик в виде оценочных шкал шейного и поясничного лордозов для определения типа осанки подростков 12−15 лет и на этой основе исследование важнейших физиологических систем организма нам представляется весьма актуальным.

Цель исследования.

Целью работы явилось изучение возрастно-половых особенностей физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы подростков 12−15 лет с различными физиологическими изгибами позвоночника.

Задачи исследования.

1. Определить возрастно-половые особенности количественных характеристик качественной оценки внешних признаков позвоночника в сагиттальной плоскости у подростков 12−15 лет.

2. Разработать оценочные шкалы поясничного и шейного лордозов с целью определения типов осанки в зависимости от длины позвоночника, возраста и пола ребенка.

3. Определить частоту встречаемости выявляемых типов осанки у подростков 12−15 лет.

4. Изучить возрастно-половые особенности физического развития подростков 12−15 лет с различным состоянием осанки.

5. Исследовать функциональное состояние сердечно-сосудистой системы подростков 12−15 лет в покое и при выполнении физических нагрузок в зависимости от состояния осанки.

Положения, выносимые на защиту.

1. Темпы изменения длины позвоночника и формирование его физиологических изгибов зависят от возрастно-половых особенностей подростков 12−15 лет.

2. Типологические признаки осанки характеризуются количественными показателями длины позвоночника, глубины шейного и поясничного лордозов.

3. При отклонениях в состоянии позвоночника у подростков 12−15 лет выявляются разнонаправленные сдвиги в физическом развитии, в показателях сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности в зависимости от возрастно-половых особенностей.

Научная новизна.

1. Впервые изучены возрастно-половые особенности состояния физиологических изгибов позвоночника в зависимости от длины позвоночника у подростков 12−15 лет.

2. Впервые разработаны количественные характеристики шейного и поясничного лордозов девяти типов осанки, в зависимости от его длины, возраста и пола подростков 12−15 лет.

3. Выявлена частота встречаемости классифицируемых типов осанки у подростков 12−15 лет.

4. Проведен сравнительный анализ физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы подростков в зависимости от возрастно-половых особенностей и состояния осанки.

Практическая значимость. Результаты настоящего исследования:

— уточняют и дополняют знания об особенностях развития и формирования физиологических изгибов позвоночника;

— расширяют сведения о возрастно-половых особенностях формирования осанки детей подросткового возраста;

— подтверждают необходимость учета особенностей формирования изгибов позвоночника для проведения гигиенического мониторинга здоровья детей;

— раскрывают особенности функционирования сердечно-сосудистой системы подростков 12−15 лет с различным состоянием осанки;

— способствуют формированию единого подхода в оценке состояния опорно-двигательного аппарата в процессе роста и развития детей.

Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности специалистами по возрастной и спортивной физиологии, врачамигигиенистами, инструкторами по лечебной физической культуре, учителями общеобразовательных учреждений, тренерами ДЮСШ.

Апробация работы.

Результаты исследования доложены на итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и специалистов КГПУ (2004;2006) — на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения О. Д. Курмаева «Нейрогуморальные механизмы регуляции сердца» (Казань, 2004) — на VII Всероссийском симпозиуме и школе молодых ученых и учителей «Растущий организм: адаптация к учебной и физической нагрузке» (Набережные Челны, 2004) — на научной конференции «Профессиональные знания» (Нижнекамск, 2004) — на Всероссийской научной конференции, посвященной 55-летию факультета физической культуры «Теоретические основы физической культуры» (Казань, 2004) — на межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы гуманитарного и профессионального знания» (Нижнекамск, 2005) — на республиканской научной конференции «Казань на рубеже двух тысячелетий», посвященной 1000-летию Казани (Казань, 2005) — на Всероссийской научной конференции «Физиология сердца» (Казань, 2005) — на XIII международном совещании и VI школе по эволюционной физиологии (Санкт-Петербург, 2006).

Основное содержание исследования отражено в 6 печатных работах.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация объемом 152 страницы состоит из введения, обзора литературы, описания организации, методов и объема исследований, результатов собственных исследований и их обсуждения, заключения, выводов, списка используемой литературы.

Список литературы

включает 310 источников. Диссертация содержит 24 рисунка и 19 таблиц.

ВЫВОДЫ.

1. На качественные и количественные показатели длины позвоночника оказывают влияние возрастно-половые особенности подростков. Длина позвоночника в 12−14 лет больше у девочек, а в 15 лет — у мальчиков. Средняя длина позвоночника встречается у 53−72%, а с качественной оценкой «вышесредняя» и «нижесредняя» длина позвоночника выявляется у 9−20% подростков.

2. Наиболее интенсивное формирование шейного лордоза отмечается у девочек в 12−14 лет и у мальчиков в 12−15 лет, поясничного лордоза — в 15 лет и в 13, 15 лет, соответственно. Глубина шейного лордоза у мальчиков 15-ти лет достоверно больше, чем у девочек.

3. У подростков 12−15 лет определены количественные характеристики шейного и поясничного лордозов 9 типов осанки с учетом длины позвоночника, возраста и пола. Средний тип осанки, характеризующийся умеренно выраженными поясничным и шейным лордозами, рассматриваемый нами как нормальный, выявлен у 28% девочек и 26% мальчиков в исследуемом возрастном диапазоне.

4. При отклонениях в состоянии позвоночника у подростков выявлено снижение показателей физического развития и ССС в отдельных возрастно-половых группах.

5. Отмечена тенденция увеличения показателя ЧСС при выполнении физических нагрузок у подростков 12−15 лет, имеющих отклонения в состоянии позвоночника, за исключением девочек 14-лет. В ответ на физические нагрузки прирост ЧСС у мальчиков выше на 7,7 — 14,8%, у девочек на 6 — 18,3% по сравнению со сверстниками с нормальной осанкой.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Выявленные возрастно-половые особенности физического развития, типологические особенности осанки, функционального состояния ССС у подростков 12−15 лет могут быть использованы:

1. Медицинскими работниками по врачебному контролю при распределении учащихся в медицинские группы по состоянию здоровья.

2. Преподавателями физической культуры в общеобразовательных учреждениях на занятиях с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп.

3. Врачами и инструкторами ЛФК на занятиях с детьми, имеющими нарушения осанки для соответствующего подбора средств и методов при разработке программ корригирующих мероприятий, направленных на устранение отклонений ОДА, а также при оценке и контроле ее результативности.

4. Специалистами по возрастной, спортивной физиологии, гигиене детей и подростков, а также педиатрами для характеристики, определения индивидуальных типологических признаков осанки подростков 12−15 лет. Для этого необходимо учитывать три показателя: длину позвоночника (см) — величину шейного, поясничного лордозов (мм) и оценочные критерии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.А. Дизонтогенетические изменения в позвоночнике у детей как одна из причин остеохондрозов взрослых / Е. А. Абальмасова // Ортопедия, травматология. 1982. -№ 12. — С.25−31.
  2. Р.А. Движение и развивающееся сердце / Р. А. Абзалов. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 89 с.
  3. Р.А. Условия формирования гипертрофии миокарда / Р. А. Абзалов // Нейрогуморальные механизмы регуляции сердца: Тез. конференции. Казань, 2004. — С. 17.
  4. Е.И. Характеристика разных типов регуляции гемодинамики в оценке адаптации организма школьников к физической нагрузке / Е. И. Абрамова // Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков. М., 1980. — С.35−90.
  5. Л.И. Определение физической работоспособности подростков / Л. И. Абросимова, В. Е. Карасик // Новые исследования по возрастной физиологии. 1977. — № 2 (9). — С. 114−118.
  6. Л.И. Возрастные изменения гемодинамики при физической нагрузке субмаксимальной мощности у школьников / Л. И. Абросимова, В. Ф. Киселев, Н. М. Скорнякова // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. — 73 с.
  7. Л.И. Возрастные особенности адаптации сердечно-сосудистой системы детей и подростков к физической нагрузке / Л. И. Абросимова, В. Е. Карасик // Возрастная физиология сердечно-сосудистой системы. Рига, 1980.-С. 14−21.
  8. Абу Х.А. Физиолого-биомеханические нарушения опорно-двигательного аппарата у детей со сколиотической осанкой: Автореф. дисс.. канд. биол. наук / Х. А. Абу. Краснодар, 2003. — С.21.
  9. АвакянР.У. Материалы по изучению осанки ереванских школьников: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / Р. У. Авакян. Баку, 1963. — 27 с.
  10. Е.К. Тактика лечебной физической культуры при сколиозах 1-й степени у детей и подростков 8−15 лет / Е. К. Аганяц, Н. В. Ваганов, Э. П. Синкина, А. П. Шкляренко. Краснодар, 1995. — 31 с.
  11. Н.А. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма / Н. А. Агаджанян, И. В. Руженкова, Ю. П. Старшинов и др. // Физиология человека. 1997. — Т. 23. № 1. — С. 93−97.
  12. Е.Н. Нарушение осанки у школьников младших классов / Е. Н. Аксенова // Медицинские проблемы физической культуры. Вып.З. — Киев, 1973. — С.42−45.
  13. Н.Т. Лечебная гимнастика при кифозах / Н. Т. Аксенова. -М.: Изд-во «Мед. сестра», 1984. С.34−35.
  14. О.Н. К вопросу об осанке человека: Дисс.. канд. пед. наук / О. Н. Аксенова. М., 1948. — 113 с.
  15. Аль-Гирибави Фатьяма. Воспитание осанки у детей школьного возраста с использованием морфологических критериев оценки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Фатьяма Аль-Гирибави. М.: ГЦОМГФК, 1986. — 27 с.
  16. B.JI. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков / В. Л. Андрианов, Г. А. Баиров, В. И. Садофьева, Р. Э. Ройе. — М.: Медицина, 1985.-256 с.
  17. В.Х. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков / В. Х. Андрианов, Л. А. Баиров, В. И. Сидорьева, Р. Э. Райе. Л.: Медицина, 1985. —С.256.
  18. В.Л. Сравнительная оценка состояния опорно-двигательного аппарата детей при различном характере загрязнения окружающей среды /
  19. В.Л.Андрианов, М. Г. Дудин, А. В. Овечкина, В. И. Крук, В. И. Садофьева // Вестник травматологии и ортопедии им. Приорова. 1994. — № 2. — С.15−17.
  20. В.В. К вопросу о профилактике и коррекции нарушений осанки и аномалии позвоночника у школьников: Автореф. дисс.. канд. мед. наук/В.В.Анисимова. -М., 1954.- 12 с.
  21. В.В. Предупреждение нарушений осанки у детей / В. В. Анисимова. -М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959. 30 с.
  22. В.В. Средние величины естественных изгибов позвоночника у детей 4−16 лет / В. В. Анисимова, Г. В.Терентьева- Под ред. Н. П. Григорьева.-М.: Медгид, 1961. С.278−281.
  23. В.Л. Заболевание и повреждение позвоночника у детей и подростков / В. Л. Андрианов, Г. А. Баиров, В. М. Садофьева, Р. Э. Райс. Л.: Медицина, 1985. — С.120−134.
  24. М.В. Здоровье школьников: результаты лонгитудиально-го исследования / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Л. М. Кузнецова // Педагогика. -1995. № 2. — С.26−31.
  25. М.В. Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у детей 10−11 лет / М. В. Антропова, Г. В. Бородина, Л. М. Кузнецова и др. // Физиология человека. 2000. — Т.26. -№ 1. — С.56−61.
  26. Э.И. Двигательная активность, физическая напряженность и состояние здоровья / Э. И. Аухадеев, А. А. Давлиев // Тез. У Всерос. симпоз. «Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке». Казань, 2000. — С.15−16.
  27. Г. И. Осанка школьников в подготовительных и первых классах / Г. И. Арабян // Проблемы физиологии развития. М., 1976. — С.75−81.
  28. В.А. Педагогические условия формирования осанки школьников младшего возраста в учебной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук / В. А. Арсланов. Казань, 1985.-241 с.
  29. В.А. Осанка школьников младшего возраста и ее влияние на функциональное состояние некоторых систем организма / В. А. Арсланов, Ф. Г. Ситдиков, Л.М.Арсланова//Каз. мед. журнал. 1989. -№ 1. — С.71−73.
  30. В.А. Методические основы комплексного решения проблемы воспитания осанки / В. А. Арсланов, Л. М. Арсланова // Организационно-педагогические условия эколого-нравственного воспитания: Мат. респ. науч.-практ. конфер. Казань, 1995. — С.15.
  31. Л.М. Стопа и сердце при физических нагрузках у студентов с различным уровнем здоровья: Дисс.. канд. пед. наук / Л. М. Арсланова. -Казань, 1996.- 124 с.
  32. А.А. Динамика кардиореспираторного сопряжения при дозированных физических нагрузках: Дисс.. канд. биол. наук / А. А. Артеменков. Череповец-СПб., 2002. — 133 с.
  33. И.А. Потенциальная лабильность сердца методы оценки и механизмы преобразования ее в процессе онтогенеза / И. А. Аршавский // Экспериментальная и возрастная кардиология. 4.1. — Владимир, 1970. — С.3−6.
  34. И.А. Основы возрастной периодизации / И. А. Аршавский // Возрастная физиология. Л., 1975. — С.5−68.
  35. М.Г. Возрастные особенности функционального состояния систем кардиорегуляции у детей с разным уровнем учебной нагрузки: Автореф. дисс.. канд. биол. наук / М. Г. Андреева. Чебоксары, 2004. — С.25.
  36. Л.П. Профилактика и лечение нарушений осанки у дошкольников в условиях детских садов: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / Л. П. Африканова. Рязань, 1971.- 14 с.
  37. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик // 2-е издание, переработанное и дополненное. — М., 1990.- 191с.
  38. В.А. Организация раннего выявления сколиозов и нарушений осанки у учащихся музыкальной школы г.Ташкента /
  39. В.А.Ахмеджанова, Р. Ф. Башкинова, К. Мататсаева- Узбекист. НИИ травматологии и ортопедии // Мат. итог. науч. сессии. Ташкент, 1971. — С.8−10.
  40. P.M. Возрастные особенности инотропной функции сердца / Р. М. Баевский, А. П. Берсенова // Особенности сердечно-сосудистой регуляции у школьников в норме и при сколиозе. Волгоград, 1978. — С.38−56.
  41. P.M. Прогнозирование состояния на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 296 с.
  42. Т.Я. Об этиологии сколиоза / Т. Я. Балаба // Ортопедия и травматология. 1970. — № 12. — С.68.
  43. В.П. Формирование правильной осанки / В. П. Баландина, Е. К. Вавилова // Дошкольное воспитание. 1984. — № 2. — С.35−38.
  44. Э.Р. Моторные и вегетативные асимметрии у спортсменов различной специализации / Э. Р. Балашова, И. Н. Плещинский, А. М. Еремеев // Физиология человека. 2004. — Т.ЗО. — № 5. — С. 104−109.
  45. Баранцев C. J1. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: пособие для учителей / С. Л. Баранцев и соавт. М.: Медицина, 1988. — 153 с.
  46. БахматЕ.И. Электромиографическая характеристика некоторых мышц туловища при нарушении осанки / Е. И. Бахмат, А. Н. Буровых // Теоретические и практические аспекты управления процессом спортивного совершенствования. Омск, 1980. — С.99−100.
  47. И.И. Особенности регуляции сердечного ритма в период полового созревания / И. И. Бахрах // Спортивно-медицинские аспекты подросткового возраста: Сб. науч. тр. Смоленск, 1979. — С.60−67.
  48. Т.В. Сравнительная характеристика функциональных состояний детей школьного возраста при различных режимах обучения: Дисс.. канд. биол. наук / Т. В. Башкирева. Усть-Каменогорск, 2000. — 182 с.
  49. М.М. Регуляция сердечного ритма у подростков с разными темпами полового созревания / М. М. Безруких // Новые исследования по возрастной физиологии, 1982. -№ 1. -С. 17−20.
  50. В.Е. Влияние веса тела и мышечных сил на формирование физиологических изгибов позвоночника / В. Е. Беленский // Ортопедия, травматология и протезирование. 1973. — № 2. — С.45−49.
  51. В.Е. Механизм образования деформации позвоночника при сколиозе / В. Е. Беленский // Ортопедия и травматология. 1977. — № 3. -С.20.
  52. Н.С. К изучению физического развития, нарушений осанки и сколиозов у школьников в условиях юга Казахстана: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / Н. С. Береснева. Алма-Ата, 1968. — 19 с.
  53. БиезеньА.П. Осанка, ее пороки и их исправление / А. П. Биезень, Х. Ю. Лиепень. Рига, 1963.
  54. А.А. Частота сердечных сокращений и дыхание во время сна у детей 4, 6, 8, 10 лет / А. А. Бирюкович // Возрастная морфология и физиология. -М., 1967. -С.220−228.
  55. М.В. Методика рейттерации для коррекции и профилактики дефектов осанки у детей среднего школьного возраста: Дисс.. канд. пед. наук / М. В. Блинкова. Малаховка, 1999. — 157 с.
  56. Электрокардиография в спортивной медицине / Л. А. Бутченко. Л.: Медгиз., 1963.-207 с.
  57. О.В. Коррекция нарушения осанки и сколиоза у школьников методом функционального биоуправления / О. В. Богданов, Н. И. Николаева, Е. Л. Михайленок // Невропатология и психиатрия. 1990. — № 7. — С.47−49.
  58. Р.Г. Влияние загрязнения окружающей среды на адаптивные возможности детского организма / Р. Г. Биктемирова, А. Р. Мухамедиева // Рос. физиолог, журнал им. И. С. Сеченова (часть 2). 2004. — Т.90. — № 8. -С.293−294.
  59. Е.Г. Физиологические особенности формирования осанки детей г.Архангельска: Дисс.. канд. мед. наук / Е. Г. Бондаренко. Архангельск, 2001. — С. 14.
  60. В.В. Размеры и формы позвоночника человека и их измерения в период роста / В. В. Бунак // Ученые записки МГУ. Антропология. М., 1940. -Вып.34. — С.143−145.
  61. А.Н. Профилактика и коррекция нарушений осанки в режиме дня школ (интерната): Дисс.. канд. пед. наук / А. Н. Буровых. — М., 1967. -223 с.
  62. Е.В. Влияние уровня двигательной активности на функциональное состояние здоровых учащихся 12−17 лет и физиологическое обоснование оздоровительных программ: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук / Е. В. Быков. Курган, 2002. — С.28.
  63. Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников Я.С.Вайнбаум // Физическая культура. 1993. — № 2. — С.60−64.
  64. Е.М. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом / Е. М. Вайнруб, А. С. Волощук. Киев: Здоровья, 1988.- 135 с.
  65. Ю.С. Компенсаторно-адаптационные реакции кардиорес-пираторной системы: Дисс.. д-ра биол. наук / Ю. С. Ванюшин. Казань, 2001. -322 с.
  66. Ю.С. Компенсаторно-адаптационные реакции кардиорес-пираторной системы при различных видах мышечной деятельности / Ю. С. Ванюшин, Ф. Г. Ситдиков. Казань: Таглимат, 2003. — 128 с.
  67. Л.Ф. Визуальная диагностика нарушений статики и динамики опорно-двигательного аппарата человека / Л. Ф. Васильева. Иваново: МИК, 1996.-С.112.
  68. И.Р. Функциональное состояние коры надпочечников сердечно-сосудистой системы детей 11−15 лет в процессе адаптации к учебной деятельности: Дисс.. канд. биол. наук / И. Р. Валеев. Казань, 2004. — 113 с.
  69. И.Х. Проявление феномена «отрицательной фазы» пульса у юных спортсменов / И. Х. Вахитов, О. П. Мартьянов, Н. И. Садова // Мат. Всерос. научной конферен. «Физиология сердца». Казань, 2005. — С.95.
  70. Г. И. К осанке сельских детей Полесья / Г. И. Веренич // Гигиена и санитария. 1974. — № 2. — С.95−97.
  71. Г. И. Состояние осанки сельских школьников Белоруссии / Г. И. Веренич // Актуальные вопросы мед. обеспечения агропром. комплекса: Сб. науч. тр. Минск, 1987. — С.75−76.
  72. В.А. Здоровьесбережение в школе / В. А. Вишневский. -М.: Теория и практика физической культуры, 2002. 270 с.
  73. Ю.А. Кровообращение и газообмен человека / Ю. А. Власов, Г. Н. Окунева. — Новосибирск: Новосибирский НИИ патологии кровообращения, 1992.-319 с.
  74. В.Г. Акселерация роста и развития детей / В.Г.Властов-ский.-М., 1976.-229 с.
  75. JT.H. Физическое состояние школьников с нарушениями осанки и его коррекция: Дисс.. канд. мед. наук / Л. Н. Волгина. Киев, 1986. -187 с.
  76. В.А. Типология осанки человеческого тела в процессе онтогенеза и геронтогенеза / В. А. Гамбурцев, А. М. Бабаев, В.Н.Яшина- Астрахан. мед. ин-т // Тез. 49-й итог. науч. конф. Астрахань, 1967. — С.98−100.
  77. А.Б. Дыхание и гемодинамика при различной биомеханической структуре / А. Б. Гандельсман, Т. А. Евдокимова, В. П. Пономарев и др. // Физиология человека. 1984. — Т. 10. — № 2. — С.287−290.
  78. И.И. Некоторые показатели артериального кровяного давления у практически здоровых детей и подростков по данным тахоосцил-лографии / И. И. Гасымов. Баку, 1972. — С.36, 105−106.
  79. П.И. Изгибы позвоночника и типы осанки у детей / П. И. Геер, Е. С. Булгакова // Антропологический журнал. 1936. — № 3. — С.4.
  80. ГиренкоЛ.А. Индивидуально-типологические особенности морфо-функционального развития мальчиков в онтогенезе: Дисс.. канд. биол. наук / Л. А. Гиренко. — Новосибирск, 2002. 213 с.
  81. ГлушанокТ.Г. Тайны здоровья ребенка / Т. Г. Глушанок, Л. Н. Волкова.-СПб.: Интерспект, 1994. -С.31−34.
  82. М.А. Раннее прогнозирование риска перинатального сколиоза и нарушения осанки / М. А. Григорьев, А. Х. Яруллин, Г. И. Исмагилова, А. Ю. Андроникова // Казанск. мед. журнал. 1992. — № 2. — С.96−99.
  83. М.А. Этиопатогенез: раннее доклиническое прогнозирование сколиоза: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / М. А. Григорьев. Казань, 1996.-С.25.
  84. М.А. Раннее прогнозирование риска перинатального сколиоза и нарушения осанки / М. А. Григорьев, А. Х. Яруллин, Г. И. Исмагилова, А. Ю. Андроюкова // Казанск. мед. журнал. 1992. — № 2. — С.96−99.
  85. О.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственная работоспособность детей 7−9 лет в течение недели и учебного года: Дисс.. канд. биол. наук / О. В. Григорьева. Казань, 2000. -126 с.
  86. Э.Ю. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у школьников 7−12 лет / Э. Ю. Гринене, В. Ю. Вайткевичус и др. // Физиология человека. 1982. — Т.8. — № 6. — С.957−961.
  87. Н.П. Процессы физиологической адаптации школьников в условиях дифференциации образования: Дисс.. д-ра биол. наук / Н. П. Горбунов. Пермь, 2002. — 396 с.
  88. А.А. Особенности функционирования энергетических систем у мальчиков пубертатного возраста / А. А. Гуминский и др. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. — С.167−168.
  89. Н.И. Адаптационные возможности позвоночника и профилактика нарушений осанки у детей разного возраста: аспекты адаптации / Н. И. Гурова, Л.К.Семенова- Под ред. проф. А. П. Сорокина // Мат. межвуз. симпозиума. Горький, 1973. — С. 124−125.
  90. B.C. Регуляция позы человека / В. С. Гурфинкель, Я. М. Коц, М. Л. Шик. М.: Медицина, 1965. — С.25.
  91. Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности // Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1980. — С. 12−34.
  92. Н.В. Физиологическая оценка риска развития скрытых нарушений осанки, их профилактика: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / Н. В. Давыденков. Волгоград, 2003. -С.21.
  93. Ф.Ф. Загрязнение атмосферного воздуха и здоровье населения г. Нижнекамска / Ф. Ф. Даутов, Р. Ф. Хакимова, Н. Г. Габитов // Гигиена и санитария. 2002. — № 3. — С.12−14.
  94. И.И. Возможности ультразвуковой оценки мышц спины и статокинетической устойчивости у детей с нарушениями осанки / И. И. Дворяковский и соавт. // Ультразвуковая диагностика. 1998. — № 3. — С.49−53.
  95. И.И. Изменения опорно-двигательного аппарата и их коррекция при нарушениях осанки у детей: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / И. И. Дворяковский. М., 1999.-25 с.
  96. А.Г. Спортивная кардиология / А. Г. Дембо, Э. В. Земцовский. -Л.: Медицина, 1989. 464 с.
  97. Г. Г. Детское зрение. Практические советы по профилактике близорукости у детей / Г. Г. Демирчоглян. М.: Рипол Классик, 1998. -С.108.
  98. А.Н. Нарушения осанки у детей / А. Н. Джангирова // Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1981.-С.125.
  99. С.Д. Профилактика дефектов осанки и сколиоза у детей / С. Д. Дзахов. Орджоникидзе, 1988. — 79 с.
  100. Л.Б. Методика коррекции отклонений в развитии глухих дошкольников средствами ритмической гимнастики: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Л. Б. Дзержинская. Волгоград: ВГАФК, 1997. — 23 с.
  101. А.Т. Методика лечебной физической культуры с использованием физической нагрузки при консервативном лечении сколиоза у детей и подростков: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / А. Т. Дибижев. Л., 1977.-23 с.
  102. А.В. Профилактика и коррекция соматических нарушений (плоскостопия и осанки) средствами физической культуры в санаторно-курортных условиях: Дисс.. канд. пед. наук / А. В. Добежин. Сочи, 2002. -139 с.
  103. В.А. Морфофункциональные константы детского организма / В. А. Доскин и соавт. М.: Медицина, 1997. — С.37−87.
  104. А.Д. Влияние различных двигательных режимов на функциональное состояние школьников младших классов с нарушениями осанки / А. Д. Дубогай // Мед. проблемы физ. культуры. Вып.З. — Киев, 1973. — С.109.
  105. А.Д. Исследование содержания двигательных режимов и уроков физической культуры, способствующих исправлению нарушений осанки школьников младших классов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / А. Д. Дубогай. Киев, 1987. — 25 с.
  106. В.И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский. М.: Вла-дос, 1998.-480 с.
  107. ЕгоркинГ.В. Функциональная диагностика нарушений осанки у детей: Методические рекомендации / Г. В. Егоркин. Ижевск, 1996. — 27 с.
  108. Г. В. Опыт лечения нарушений осанки методом устранения ошибок в положении частей тела / Г. В. Егоркин // Традиц. и нетрадиц. методы оздоровления детей. Ижевск, 1996. — С. 155−156.
  109. Г. Е. Позвоночник и спорт / Г. Е. Егоров, В. А. Склярова // Актуальные вопросы травматологии и ортопедии. JI., 1983. — С. 102−105.
  110. Н.В. 1000 загадок: популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. Ярославль: Академия развития, 1996. -224 с.
  111. В.А. Лечебная физическая культура и врачебный контроль: Учебник / Под ред. В. А. Епифанова, Г. А. Апанасенко. М.: Медицина, 1990.-С.30.
  112. Р.К. Динамика физического развития и физической подготовленности школьников, больных сколиозом, в связи с применением лечебной гимнастики: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Р. К. Жоржоладзе. Тбилиси, 1966.-31 с.
  113. A.M. Спортивная медицина и лечебная физкультура: Руководство для врачей / А. М. Журавлева, Н. Д. Граевская. М.: Медицина, 1993. -500 с.
  114. .Л. Распространенность нарушений осанки и сколиоза у детей школьного возраста / Б. Л. Завьялова // Труды института КНИИТО. Казань, 1969. -Т. 14.- С. 19−22.
  115. В.Н. Повышение артериального давления у детей в возрасте от 10 до 17 лет / В. Н. Засухина // Вопросы педиатрии и охраны материнства и детства. 1957. — № 2. — С.27−29.
  116. В.Н. Гипертоническое состояние у детей и подростков / В. Н. Засухина, Е. В. Федорова. -М., 1969.-С.145, 170.
  117. В.И. Рентгенофункциональная диагностика сколиотической болезни у детей / В. И. Зоря // Ортопедия и травматология. 1983. — № 5. — С.13−15.
  118. Я.Х. Насосная функция сердца у больных сколиозом в покое и при выполнении физической нагрузки / Я. Х. Ибрагимов, Р.Р.Нигматуллина// Казанский мед. журнал. 2001. — № 1. — С.8−11.
  119. С.М. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте / С. М. Иванов. М.: Медицина, 1983. — 400 с.
  120. ИванниковаН.Г. Методика гимнастического обучения и воспитания по формированию правильной осанки у детей: Методическое пособие для медицинского работника и педагогов, воспитателей дошкольных учреждений / Н. Г. Иванникова. -М., 1972. 52 с.
  121. М.Ф. Анатомия человек: Учебник для институтов физической культуры / М.Ф.Иваницкий- Под ред. Б. А. Никитюка, А. А. Гладышевой, Ф. В. Судзиловского. М.: ФиС, 1985. — 544 с.
  122. В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / В. В. Икова. Л.: Медгиз, 1963. — 64 с.
  123. А.И. Сколиоз / А. И. Казьмин, И. И. Кон, В. Е. Беленский. М.: Медицина, 1981.-272 с.
  124. И.Г. Половое и физическое развитие девочек и его зависимость от сезона года и техногенных факторов: Дисс.. канд. биол. наук / И. Г. Кайсина. Киров, 2003. — 189 с.
  125. Т.Л. Изменения осанки детей по результатам скринингового обследования школьников г. Тулы на компьютерном оптическом топографе / Т. Л. Кальб // Вестник новых мед. технологий. 2002. — T.IX. — № 1. — С.63.
  126. Р.А. Функциональные особенности миокарда здоровых подростков / Р. А. Калюжная // Вопросы охраны материнства и детства. 1961. — № 6.-С. 18.
  127. Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков / Р. А. Калюжная. М., 1973. — 328 с.
  128. Р.А. Особенности гемодинамики в период полового созревания / Р. А. Калюжная // Биологический возраст и возрастная периодизация. 1978. — С.60−68.
  129. Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии // Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников / Р. А. Калюжная. -М., 1980.-С.З-17.
  130. Р.А. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку / Р. А. Калюжная, В. В. Панавене,
  131. Н.М.Преснякова // Новые исследования по возрастной физиологии. 1980. -№ 1. — С.33−37.
  132. В.Е. Возрастные особенности регионального кровообращения у детей от 3 до 16 лет / В. Е. Карасик, Н. Г. Стрежельчик // Возрастные особенности физиологических систем детей подростков. М., 1981. — С.96−104.
  133. B.JI. Фазовый анализ сердечной деятельности / B. J1. Карп-ман.-М., 1965.-275с.
  134. B.JI. Динамика кровообращения у спортсменов / В. Л. Карпман, В. Г. Любина. -М.: Физкультура и спорт, 1982. 135 с.
  135. Л.И. Динамика показателей развития функционального состояния и умственной работоспособности средних и старших школьников г.Ишима: Дисс. .канд. биол. наук / Л. И. Каташинская. Тюмень, 1999. — 164 с.
  136. М.Е. Состояние двигательного и вестибулярного аппарата у школьников с нарушением осанки: Автореф. дисс.. канд. биол. наук / М. Е. Клюев. М., 1969. — 20 с.
  137. М.Е. Гибкость и мышечная сила у детей с нарушениями осанки / М. Е. Клюев, А. Н. Буровых // Совершенствование форм и методов управления процессом физического воспитания. Омск, 1980. — С. 109−110.
  138. Г. В. Основные результаты многолетних исследований функционального состояния миокарда детей / Г. В. Кмить, Л. В. Рублева // Альманах «Новые исследования». 2003. — № 1. — С. 192−194.
  139. Л.И. Некоторые особенности гемодинамики здоровых подростков / Л. И. Ковалев, З. Г. Балацкая // Охрана здоровья детей и подростков. — Киев, 1970. Вып.2. — С.89−92.
  140. B.C. Методические подходы к созданию экологической оздоровительной программы для детей / В. С. Коваленко, К. А. Похис, К. М. Сергеева. СПб.: Викторита, 1997. — 134 с.
  141. З.П. Осанка детей школьного возраста и восстановление ее при отклонениях методом ЛФК: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / З. П. Ковалькова. Харьков, 1952. — 12 с.
  142. Л.Г. Реакции сердечно-сосудистой системы школьниц 7−16 лет на физическую нагрузку большой мощности: Дисс.. канд. биол. наук / Л. Г. Ковтун. Казань, 1990. — 190 с.
  143. В.В. Сравнительное изучение основных гимодинамических и антропометрических показателей у школьников 7−15 лет: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / В. В. Кожанов. М., 1976. — 21 с.
  144. В.И. Особенности сердечного ритма у мальчиков при физических нагрузках / В. И. Козлов, А. С. Голенко // Физиология человека. 1986. -Т. 12. -№ 6. — С.961−970.
  145. В.И. Физиология развития ребенка / В. И. Козлова, Д.А.Фарбер- Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков, акад. пед. наук СССР. М.: Педагогия, 1983. — 296 с.
  146. Д.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д. В. Колесов, Н. Б. Сельверова. -М.: Педагогика, 1978. С.12−45.
  147. О.С. Суточная структура ритма сердечной деятельности и некоторые особенности ее регуляции у здоровых детей школьного возраста / О. С. Колосов // Вопросы охраны материнства и детства. 1983. — № 9. — С.24−26.
  148. Е.Т. Морфофункциональные показатели подростков 11−16 лет с дизонтогенетическими заболеваниями позвоночного столба: Дисс.. канд. биол. наук / Е. Т. Колунин. Тюмень, 2004. — 180 с.
  149. И.А. Возрастное развитие скелетных мышц и физической работоспособности / И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин, Р. В. Тамбовцева, Д. П. Букреева, Р. М. Васильева // Физиология развития ребенка. М., 2000. — С.209−238.
  150. О.И. Диагностика сколиоза у детей дошкольного возраста / О. И. Коршунов, Ю. А. Смирнов, Т. М. Макаренко // Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста: Мат. науч.-метод. конф. -Волгоград: ВГАФК, 1994. С.94−95.
  151. Л.Б. Способность девочек 10−14 лет проявлять силу и выносливость отдельных мышечных групп в зависимости от возраста и степенибиологической зрелости / Л. Б. Корчагина // Развитие двигательных способностей у детей. М., 1976. — С.83−84.
  152. А.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и симпато-адреналовой систем школьников 11−16 лет: Дисс.. канд. биол. наук / А. В. Крылова. Казань, 1990. — 257 с.
  153. О.Э. Распространенность и факторы риска нарушения состояния опорно-двигательного аппарата: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / О. Э. Лаврентьев. Волгоград, 2003. — 18 с.
  154. Г. Ф. Биометрия: Учеб. пособие для биол. спец. вузов / Г. Ф. Лакин. М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
  155. Е.А. Воспитание правильной осанки у детей школьного возраста / Е. А. Лебедева, Е. Е. Русакова. М.: Просвещение, 1980. — 75 с.
  156. С.Е. Распространенность и структура артериальных ги-пертензий в популяции детей 6−15 лет / С. Е. Лебедькова, Г. Б. Кацова, И. К. Рахимова и др. // Педиатрия. 1992. — № 4. — С.77−78.
  157. А.В. Лечебная физическая культура для детей со сколиозами и другими нарушениями осанки: Методические рекомендации для врачей и инструкторов ЛФК / А. В. Леонтьева. СПб.: Форум-Пресс, 1997. — 16 с.
  158. И.Д. Формирование осанки у школьников / И. Д. Ловейко. -М.: Просвещение, 1970. 95 с.
  159. И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии / И. Д. Ловейко. Л.: Медицина, 1982. — 143 с.
  160. Л.И. Возрастное развитие движений ребенка: Лекция / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1997. — № 4. С. 56.
  161. Т.И. Методика обследования осанки школьников: Киргиз, мед. ин-т / Т. И. Львова. 1962. — T.XVI. — С.58−62.
  162. Т.И. Профилактика и лечение нарушений осанки и деформаций позвоночника у школьников г.Фрунзе: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / Т. И. Львова. Фрунзе, 1965. — 25 с.
  163. З.А. Нарушения в осанке и сколиозы у детей, их профилактика и функциональное лечение / З. А. Ляндерс, О. П. Зейдель // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 1977. — № 3. — С.22−25.
  164. З.А. Оперативное лечение сколиозов у детей / З. А. Ляндерс, Л. К. Закревский. Л.: Медицина, 1967. — 205 с.
  165. А.Г. Врачебно-педагогическое обеспечение оздоровительных форм физической культуры: справочник для специалистов физической культуры / А. Г. Макарова, С. А. Локтев, Г. Д. Алексанянц. Краснодар, 1992. -141 с.
  166. А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М., 1969.-С.5−13.
  167. Ф.З. Феномен адаптационной стабилизации структур и защита сердца / Ф. З. Меерсон, И. Ю. Малышев // Отделение физиологии РАН и РАМН. М., 1993.- 159 с.
  168. Э.Н. Стандарты физического развития детей г.Казани в возрасте от 0−17 лет: Метод, пособие / Э. Н. Мингазова, Н. Х. Амирова, А. Х. Яруллин и др. Казань: РИЦ «Школа», 2002. — 172 с.
  169. И.А. Прибор для определения начальных форм нарушения осанки с графическим изображением линии остистых отростков позвоночника // Гигиена и санитария. 1972. — № 7. — С.73−76.
  170. И.А. Некоторые особенности формирования осанки у детей младшего школьного возраста // Материалы 10-й науч. конф. по возраст, морфологии, физиологии и биохимии / И.А.Минский- Под ред. акад. А. А. Маркосяна. М., 1972. — Т.2. — 4.2. — С.38−39.
  171. И.А. Гигиена обучения и нарушение осанки у детей школьного возраста / И. А. Минский // Охрана здоровья детей и подростков: Сб. Киев, 1978. — Вып.9. — С.23−27.
  172. Морфофункциональные особенности и умственная работоспособность школьников 13 лет различных режимов обучения и двигательной активности: Автореф. дисс.. канд. биол. наук / Р. Г. Мустафина. Казань., 2005. -23 с.
  173. И.А. Морфологические предпосылки к проблеме сколиоза / И. А. Мовшович // Ортопедия, травматология и протезирование. 1982. -№ 5. — С.40−41.
  174. И.А. Рентгенодиагностика и принципы лечения сколиоза / И. А. Мовшович, И. А. Риц. М.: Медицина, 1969. — 390 с.
  175. В.Н. Активная коррекция деформации позвоночника / В. Н. Мошков. -М.: Медицинское издание, 1949.-248 с.
  176. П.С. Кардиология детского возраста / Под ред. П. С. Мощича. -Киев, 1986.-400 с.
  177. В.П. Нарушение осанки и понижение остроты зрения у школьников младших классов г. Киева / В. П. Неделько // Охрана здоровья детей и подростков. — Вып. 1. Киев, 1970. — С.78−80.
  178. P.P. Насосная функция сердца развивающегося организма и ее регуляция при мышечных тренировках: Автореф. дисс.. д-р. биол. наук, / P.P. Нигматуллина. Казань, 1999. — 40 с.
  179. .А. Акселерация развития (причины, механизмы, риторы роста и морфо-функционального созревания, проявления и последствия) / Б. А. Никитюк // Итоги науки и техники. Серия Антропология. М.: АМН СССР, 1989. — Т.6. — С.5−76.
  180. Л.П. Методы установления средних контуров тела и определенных отклонений от них / Л. П. Николаев // Антропологический журнал. -1934. № 3. — С.26−29.
  181. Н.И. Коррекция осанки у школьников приемами функционального биоуправления по электромиограмме с внешней обратной связью: Автореф. дис.. канд. биол. наук / Н. И. Николаева. -М., 1986.-С.21.
  182. Н.И. Характеристика мышечной активности у школьников в норме, при нарушениях осанки и сколиозе / Н. И. Николаева, О. Б. Богданов // Физиология человека. 1986. — № 5. — С.777−782.
  183. А.Н. Асимметрия опорно-двигательного аппарата как конституциональная норма / А. Н. Новосельский // Вертеброневрология. 1994. -№ 1. -С.15.
  184. А.О. Принципы определения отклонений от нормы показателей функции внешнего дыхания и их измерений во времени /
  185. A.О.Новотикян // Врачебное дело. 1972. — № 5. — С. 133.
  186. В.П. Настольная книга школьной медицинской сестры /
  187. B.П.Обижесвет, В. Н. Касаткин, С. М. Чечельницкая. М.: Народное образование, 1998.- 160 с.
  188. В.А. Особенности анатомо-функционального состояния позвоночника при нарушении осанки во фронтальной плоскости и начальных формах сколиоза: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / В. А. Овсепян. Л., 1988.1. C.49−53.
  189. М.К. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы в различные возрастные периоды / М. К. Осколкова, И. Н. Вульфсон // Актуальные проблемы педиатрии. М.: Медицина, 1978. — С.11−27.
  190. В.В. Возрастные нормативы основных гемодинамических показателей у учащихся 7−17 лет школы-интерната г.Москвы / В. В. Панавене // Морфофункциональные особенности растущего организма ребенка. М., 1978. — С.16−20.
  191. В.В. Особенности гемодинамики и варианты развития сердца у современных школьников: Автореф. дисс.. канд. мед. наук /
  192. B.В.Панавене. М., 1979. — 19 с.
  193. Т.В. Конституционные особенности формирования и коррекции осанки у младших школьников / Т. В. Панасюк, Р. В. Тамбовцев // Сборник трудов ученых РГАФК. М.: Физкультура, образование, наука, 1999.1. C.206−208.
  194. Ю.П. К вопросу о возрастных особенностях хроно- и инороп-ной регуляции сердца / Ю. П. Панов, Р. М. Баевский, Н. А. Панова. Ставрополь: Ставроп. пед. ин-т, 1975. — С.114.
  195. Н.А. Комплексный подход к изучению возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы школьников / Н. А. Панова, П. А. Филеши // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. — С.115−130.
  196. A.M. Нарушение осанки у детей школьного возраста / А. М. Пенькова, Н. А. Ветошкин, В. В. Никитин: Сборник научных работ. Вып.1. -Уфа, 1970. — С.190−192.
  197. А.А. Опыт лечения и профилактики деформаций позвоночника у детей / А. А. Подъяпольская, А. В. Уварова. М.: Медгиз, 1960. -155 с.
  198. И.В. Пояснительная таблица к центильным шкалам // Физиология человека / Под ред. Н. А. Агаджанян, Л. З. Телль, В. И. Циткин, С. А. Чеснокова. -М.: Изд-во НГМА, 2003. С.459−561.
  199. А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. СПб.: Речь, 2001.- 166 с.
  200. Л.А. Сколиотическое заболевание / Л. А. Путилова, А. Г. Лихварь. Киев, 1975. — С. 109−124.
  201. Л.А. Распространенность деформаций опорно-двигательного аппарата у школьников г.Киева / Л. А. Путилова, Д. Е. Коваль, Ф. И. Бабич, И. М. Киселевич // Ортопедия. 1968. — Вып.4. — С.4.
  202. О.В. Функционирование сердечно-сосудистой системы и дыхательной систем у школьников в условиях Европейского Севера: Дисс.. канд. биол. наук / О. В. Рогачевская. Сыктывкар, 2002. — 166 с.
  203. В.И. Повреждения и ортопедические заболевания при занятиях физкультурой и спортом / В. И. Рокитянский. М.: Медицина, 1964. -236 с.
  204. А.Д. Лечебная физкультура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников / А. Д. Рубцова. М.: Медгиз, 1955. — 61 с.
  205. С.И. Состояние сердечно-сосудистой и симпато-адренало-вой систем у школьников 7−17 лет / С. И. Русинова, А. В. Крылова, Г. Х. Самигуллин // Мат. Всесоюз. Симп. «Проблемы и методы исследования возрастной физиологии». Баку, 1987. — С.75.
  206. С.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем детей младшего школьного возраста в течение учебного года: Дисс.. канд. биол. наук / С. И. Русинова. Казань, 1989.-218 с.
  207. Н.И. Насосная функция сердца спортсменов высокой квалификации в различных периодах спортивной подготовки: Автореф. дисс.. канд. биол. наук / Н. И. Садова. Казань, 2006. — 18 с.
  208. Т.В. Физическое развитие и состояние кардиореспиратор-ной системы подростков пришлого населения г.Радужного: Дисс.. канд. биол. наук / Т. В. Сазонова. Тюмень, 2002. — 154 с.
  209. В.Н. Способ компьютерной оптической топографии тела человека и устройство для его осуществления / В. Н. Сарнадский, М. А. Садовой, Н. Г. Фомичев. Новосибирск, 1998. — 36 с.
  210. Г. Х. Влияние физической нагрузки большой мощности на состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой системы школьников: Дисс.. канд. биол. наук / Г. Х. Самигуллин. Казань, 1988. — 184 с.
  211. Н.В. Адаптация кардиореспираторной системы школьников к статическим напряжениям больших групп мышц в пре- и пубертатном периоде: Автореф. дисс.. канд. биол. наук / Н. В. Сапогова. Челябинск, 2001. -24 с.
  212. А.А. Изменение осанки, сколиозы. Растущий организм: адаптация к учебной и физической нагрузке. Часть II / А. А. Сайфеев, Е. В. Лушников // Мат. VII Всерос. симпоз. и школы молодых ученых, учителей. Набережные Челны, 2004. — С.38−40.
  213. Л.К. Предупреждение нарушений осанки / Л. К. Семенова, Н. И. Гурова // Физическая культура в школе. 1985. — № 2. — С.60−62.
  214. Ф.Г. Лекции по возрастной физиологии сердца / Ф. Г. Ситдиков. Казань, 1981. — С. 148−154.
  215. Ф.Г. Изменение физической работоспособности детей 7−17 лет с возрастом и в течение учебного года / Ф. Г. Ситдиков, С. И. Русинова, А. В. Крылова и др. // Функции двигательного аппарата человека и животных. Казань: Изд-во КГУ, 1986. — 90 с.
  216. В.И. Изменение осанки во фронтальной плоскости у детей по данным флюорографии / В. И. Слугин // Педиатрия. 1974. — № 11. — С.71−75.
  217. Н.М. Из опыта работы по профилактике нарушений осанки у детей / Н. М. Смагина // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 1970. — Вып.4. — С.343−346.
  218. Соколова-Понаморева О. Д. Руководство по кардиологии детского возраста / О.Д.Соколова-Понаморева, М. Я. Студенкин. М., 1969.
  219. В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности: Автореф. дисс.. д-ра биол. наук / В. Д. Сонькин. М., 1990. — 50 с.
  220. А.Г. Эколого-физиологические механизмы развития организма детей среднего Приобья: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук / А. Г. Соколов. Тюмень, 2002. — С.36.
  221. Страковская В Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / В. Л. Страковская. М.: Новая школа, 1994. — 288 с.
  222. В.Г. Современные проблемы плоскостопия в спорте / В. Г. Стрелец, П. В. Подгорный // Теория и практика физической культуры. -1991. № 10. — С.51 -53.
  223. Л.М. Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века / Л. М. Сухарева, Ю. А. Ямпольская // Мат. IX Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. -М., 2001. -Т.2. С.491−495.
  224. Р.В. Возрастные и типологические особенности энергетики мышечной деятельности: Автореф. дисс.. канд. наук / Р. В. Тамбовцева. -М., 2002.-44 с.
  225. Р.В. Возрастные и конституциональные особенности формирования осанки у детей от 7 до 14 лет / Р. В. Тамбовцева, Т. В. Панасюк // Морфология. 2000. — № 4. — С.87−90.
  226. Д. Рост и конституция человека / Д. Таннер // Биология человека.-М., 1979. -С.336−471.
  227. С.Н. Показатели гемодинамики и электролиты крови у детей здоровых и с нарушением сосудистого тонуса: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / С. Н. Тахчианов. М., 1976. — 18 с.
  228. С.Б. Физическая работоспособность детей и подростков / С. Б. Тихвинский // Проблемы врачебного контроля и физической культуры. -Л., 1976.-С.5−27.
  229. С.Б. // Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. -560 с.
  230. Е.В. К вопросу о нарушениях осанки у первоклассников г.Белгорода / Е. В. Травкина, Н. А. Болховитинова: Мат. науч. конф. Вильнюс, 1971.-С.22.
  231. И.Б. Уровень артериального давления у школьников 7−17 лет г.Москвы / И. Б. Тубол // Кардиология. 1980. — Т.20. — № 4. — С.58−60.
  232. И.О. Изменение сердечной деятельности у младших школьников в процессе адаптации к учебной нагрузке / И. О. Тупицын // Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. 1980. — С. 18−40.
  233. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников / И. О. Тупицын. М.: Педагогика, 1985. -86 с.
  234. З.А. О распространенности дефектов осанки и сколиозов среди школьников города и села в новых условиях / З. А. Тюлю // Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания школьников. М., 1977. — С.102−108.
  235. А.И. Влияние условий севера на формирование адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у детей 7−15 лет: Автореф. дисс.. канд. биол. наук / А. И. Тюрнина. Сыктывкар, 2003. — 23 с.
  236. Д.А. Физиология школьника / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. М.: Педагогика, 1990. — 64 с.
  237. П.А. Возрастные особенности некоторых функциональных характеристик сердечной деятельности современных школьников: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / П. А. Филеши. М., 1978. — 20 с.
  238. В.Я. Врожденные аномалии и их роль в развитии деформаций позвоночника / В. Я. Фищенко, В. А. Улещенко // Труд. 4-го Всесоюз. съезда травматологов-ортопедов. М., 1982. — С.176−180.
  239. Н.А. Физиология человека / Н. А. Фомин. — 3-е изд. М.: Просвещение: Владье, 1995. — 401 с.
  240. М.И. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях / М. И. Фонарева, Т. А. Фонарева. М.: Медицина, 1981. — С.235−245.
  241. ХиеталаВ. Рациональная осанка основополагающий фактор физического развития / В. Хиетала, Н. Пономарев // Тез. докл. Междунар. конгресса «Человек в мире спорта». — М.: Физкультура, образование, наука, 1998. — С.537−539.
  242. П.И. Взаимосвязь показателей функции равновесия и пространственно-образного мышления у детей с нарушениями осанки / П. И. Храмцов // Гигиена и санитария. 1995. — № 4. — С. 15−16.
  243. П.И. Методология изучения осанки в гигиене детей и подростков: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук / П. И. Храмцов. М., 1998. — С.46.
  244. П.И. Новый метод оценки состояния осанки у детей и подростков / П. И. Храмцов, В. А. Федоров // Гигиена и санитария. 1998. — № 2. -С.58−59.
  245. А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990.-319 с.
  246. С.В. Влияние систематических занятий спортом на сердечно-сосудистую систему детей и подростков / С. В. Хрущев // Детская спортивная медицина. М., 1980. — С.66−92.
  247. Ф.В. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья девочек 12−16 лет / Ф. В. Хузиханов, Р. С. Ахмадиева, Д. Ш. Башкирова // Казанский мед. журнал. 2003. — Т.84. -№ 2. — С. 148−149.
  248. В.В. Физиологические особенности адаптационных процессов у учащихся с различной двигательной активностью: Автореф. дисс.. канд. биол. наук / В. В. Ходас. Тюмень, 2003. — 22 с.
  249. Н.Г. Состояние и корректировка осанки у школьников / Н. Г. Царь // Гигиена и санитария. 1978. — № 5. — С.40−43.
  250. С.Х. О функциональном соотношении мышечной и сердечно-сосудистой систем у ведущих спортсменов // Мат. IX Всосоюз. научн. конф. по физиологии, морфологии, биохимии и биомеханике мышечной деятельности. М., 1966. — С.81−82.
  251. Г. В. Особенности развития функциональных показателей детей школьного возраста в связи с их двигательной активностью: Дис.. канд. биол. наук / Г. В. Цыганов. Казань, 1996. — 147 с.
  252. В.Д. Сколиозы и кифозы / В. Д. Чаклин, Е. П. Абальмасова // Кифотические деформации позвоночника. М., 1973. — С.24−43.
  253. В.Д. Сколиоз и кифозы / В. Д. Чаклин, Е. П. Абальмасова. М.: Медицина, 1973.-С.255.
  254. A.M. Диагностика и тактика лечения сколиозов у детей и подростков / А. М. Черкашов // Медицинская помощь. 1994. — № 4. — С.32−35.
  255. А.В. Физическое развитие детей и подростков, исследование и оценка / А. В. Чоговадзе, Бахрах И. И., Р. Н. Дорохов // Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1980. — С. 159−162.
  256. Э.Я. Характеристика гемодинамики в различные возрастные периоды у детей: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / Э. Я. Чугунова. -Красноярск, 1981. 26 с.
  257. Р.А. К возможностям использования статических мышечных напряжений во врачебном контроле / Р. А. Шабунин // Физиология и врачебный контроль в процессе спортивного совершенствования. — Свердловск, 1972. С.111−117.
  258. И.И. Изучение функционального состояния паравер-тебральных мышц и осанки в процессе развития / И. И. Шайхутдинов // Конф. молодых ученых Каз. ГИДУВа «Молодые ученые практическому здравоохранению». — Казань, 1989. — С.56.
  259. И.И. Функциональная оценка состояния паравертеб-ральных мышц у детей дошкольного возраста. Профилактика и лечение ортопедических заболеваний у детей / И. И. Шайхутдинов, В. И. Алатырев. — Казань, 1987. С.64−66.
  260. А.С. Особенности состояния физиологических изгибов позвоночника и показателей внешнего дыхания у детей 7−10 лет с различными типами осанки: Дисс.. канд. биол. наук / А. С. Шалавина. Казань, 1999. — 173 с.
  261. А.В. Медико-биологическая оценка влияния двигательного режима на характер онтогенетического развития и физическую подготовленность: Дисс.. д-ра биол. наук / А. В. Шаханова. -М., 1998. -470 с.
  262. З.М. Воспитание осанки у учеников начальных классов школы продленного дня в процессе учебно-воспитательной работы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / З. М. Шубина.-М., 1975.-24 с.
  263. Л.И. Боковое искривление позвоночника у детей / Л. И. Шулутко. Казань: Таткнигоиздат, 1963. — 104 с.
  264. М.А. К оценке комплексных лечебно-профилактических мероприятий у дошкольников с нарушениями осанки: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / М. А. Яблонская. Казань, 1972. — С.24.
  265. Ю.А. Физическое развитие школьников жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз, методика скрининг-оценки / Ю. А. Ямпольская. — М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2000. — 76 с.
  266. Ю.А. Активная речь: физическое развитие в исследованиях НИИ гигиены детей и подростков. Подходы к стандартизации исследований и оценки. Физическое развитие детей и подростков во второй половине XX века / Ю. А. Ямпольская, М., 2003.
  267. Е.И. Профилактика и коррекция нарушений осанки, деформаций позвоночника и плоскостопия у детей школьного возраста / Е.И.Ян-келевич // Осанка и плоскостопие. М.: Медгиз, 1956. — С.72−79.
  268. Alstrue Vidal A. New norms and advices in the evaluation of anthropometric parameters in our population / A. Alstrue Vidal // Med Clin. 1988. — V.91. -№ 6.-P. 223−236.
  269. AltoffS. Mechanical properties of a single equivalent muscle producing forearm supination / S. Altoff, M. Heyden, L. Robertson // Clin kinesiol. 1989. -V.43. -№ 1. — P.5−10.
  270. Ascani E. Scheuermann’s kyphosis. In: Weinstein SL, ed. The Pediatric Spine: Principles and Practice / E. Ascani, La Rosa G. // New York: Raven Press, 1994. -P.557−584.
  271. Asmmussen E. Similarites and dissimilarities detween static and dynamic exercise / Asmmussen E. // Circul. Res., 1981. Part II. Y.48. — № 6. — P.2−10.
  272. Basmajan J. Muscles alive. Their functions, revealed by electromyographic / J.Basmajan. Baltimore, 1978. — P.3 51.
  273. Berthold F. Die Andeung der Korperfohe von Sportlernn in Tagesverlauf als Jndiration fur die Be-und Entlastung der Wirbelsaule / F. Berthold // Med. Sport. -1986.-P.108.
  274. Boachie A. Spinal deformity / A. Boachie // Pediater. Clin. North. Am. -1996. V.43. — № 4. — P.833−897.
  275. Boyd K.T. Common hip injuries in sport / K.T.Boyd, N.S.Peirce, M.E.Batt // Sports Med. 1997. — № 24 (4). — P.273−288.
  276. Bradford D.S. Kyphosis and postural roundback deformity in children and adolescents / D.S.Bradford, J.H.Moe, R.B.Winter.-Minn Med, 1973. -P.56−114.
  277. Blumquist C.G. Similarite of the henadinamic exercise of small muscle groups / C.G.Blumquist, S.F. Lewis, W.F. Taylor et al., // Circul. Res., 1981. Part II. — Y.48.-№ 6.-P.87−92.
  278. Bunch W.H. Principles of Orthotic Treatment / W.H.Bunch, R.Keagy. -CV Mosby Co. St. Louis, Mo 1975. P.51.
  279. Carter D.R. Mechanical loading histories and cortical bone remodelling / D.R.Carter // Calcified Tissue International. 1984. — V.36. — P. 19−24.
  280. Conner S. Sports-related back injuries / S. Conner // Rehab Management. -1994.-№ 7(5).-P.53−57, 136.
  281. Daneshmandi H. Corrective exercises / H. Daneshmandi, R. Gharakhanlou, H.Alizadeh. 2000. — P.205.
  282. Deschamps I. Tension arterielle entri 4 et 18 ans / I. Deschamps, I. Andre // Rev. Pediatr. 1977. — V. 13−15. — P.41 -46.
  283. Gavin T.M. Orthotic Treatment for Spinal Disorders / T.M.Gavin, D.G.Shurr, A.G.Patwardhan. Chapter 85, in ed Weinstien SL. The Pediatric Spine. 1795−1828. — Raven Press, 1993. — P.32.
  284. Helms P. Lung Function testing / P.Hejms. Curr. Paediat/ - 1993. — № 3. — P.92−95.
  285. Hurst H.C. Chiropractic adjustive procedures vs. mobilization exercises in kyphotic geriatric patients (abstract) / H.C.Hurst. Chiropractic Technique, 1991. -P.46.
  286. KirchhoffH.W. Praktische Funktions des hersens ind Kreilauft /H.W.Kirchhoff// J.S.Borth. Munchen, 1965. — P.225−236.
  287. Kobayashi K. Awrobic power as related to body growth and training in Japanese boys. A Longitudinal study / K. Kobayashi, K. Kitemura, M. Miura // J.Appl. Physiol. 1978. — V.44. — P.666−672.
  288. Lenman J.L. Neurological therpeuticz / J.L.Lenman- eds D.L.W.Davidson, J.A.R.L.Lenman: Pitman med., 1981. -P.27.
  289. McCarroll J.R. Anterior cruciate ligament injuries in young athletes. Recommendations for treatment and rehabilitation / J.R.McCarroll, K.D.Shelbourne, D.V.Patel // Sports Med. 1995. — P. 117−127.
  290. Ragnan A. Precursori de arterioscherosi dell infanzia studio di pordenone / A. Ragnan, A.A.Canterin, V. Donadon et. al // G. Ital. Cardiol. 1980. — V.10. -P.815−820.
  291. Rajasekaran S. The natural history of post-tubercular kyphosis in children. Radiological signs which predict late increase in deformity / S.Rajasekaran. India: J Bone Joint Surg Br., 2001. — P.954−962.
  292. Rishey H.G. The blood pressure in boys and girls before add after puberty / H.G.Rishey // Am. I. Dis. Child. 1931. — V.52. — № 6. — P. 1281−1330.
  293. RohenW. Anatomic der Menschen Schataner / W. Rohen, C.Yokoch. -Stuttgard, 1988.-P.468.
  294. Rokson S.C. Cellular mechanism of impatreg adrenergic responsiveness in neonatal / S.C.Rokson, C.J.Homey, M. Thomas et.al. // J. Clinic. Invest. 1980. -V.67.-№ 2.-P.319−377.
  295. Ryan S.D. The impact of kyphosis on daily functioning / S.D.Ryan, L.P.Fried. USA: J Am Geriatr Soc., 1997. — P.79−86.
  296. Sachse J. Behinderahebung und Therapie in der Krankengymnastik Phisi-otherapie. 1976. — № 3. — P. 197−200.
  297. T. // Spine. 1986. — № 5. — P.409−417.
  298. Savage J.M. Clinical evolution and comparison of the infrosonde arreri-osind and mercurysphygmom anometer in measurement of blood pressure in children / J.M.Savage, M.J.Dollom, J.F.Tayior // Arch. Dis. Child. 1979. — V.54. — № 13. -P. 184−189.
  299. Shoenfeld Y. Age, Weight and heart rate at rest predictors of aerobic fitness / Y. Shoenfeld, G. Keren, Ch. Birnfetd // J. Sports. Med. And Phys. Fitness. -1981. V.21. -№ 14.-P.377−382.
  300. Standen N.B. Postnatal development of inotropic responses to nerve stimulation and tyremine in rat / N.B.Standen // Phlug. Arch. Physiol. 1977. -P.99−101.
  301. Veicsteinas A. Cardiac output and cardiac lood during isometric exereise in man / A. Veicsteinas, M. Gussoni et al // Boll. 1982. — V.58. — 18. — P.457−461.
  302. Verbout Abreham J. The development of the vertebral column / J. Verbout Abreham. — Berlin etc.: Springer-Verl., 1985. — P.46.
  303. Выражаю искреннюю благодарность супругам Валерию Ахметовичу и Людмиле Михайловне Арслановым за помощь и содействие в подготовке и организации научных исследований.
Заполнить форму текущей работой