Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика физической работоспособности и показателей кардиореспираторной системы у юных спортсменов в условиях аридной зоны

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна. Впервые в климатических условиях аридной зоны получены комплексные антропометрические и морфофункциональные показатели физического развития, физической работоспособности, функционального состояния резервных возможностей кардиореспираторной системы детей школьного возраста, занимающихся и не занимающихся спортом. Установлено, что физическое развитие юных спортсменов носит… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Физиологические аспекты возможностей кардиореспира-торной системы, как фактора, лимитирующего физическую работоспособность. (Обзор литературы)
    • 1. 1. Физиологическая оценка физической работоспособности
    • 1. 2. Реализация возможностей кардиореспираторной системы и физическая работоспособность
    • 1. 3. Характеристика аридной климатической зоны и ее влияние на формирование здоровья у детей и подростков
  • ГЛАВА II. Объект и методы исследования
    • 2. 1. Объем и материал исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА III. Морфофункциональные показатели и физическая работоспособность детей, занимающихся и не занимающихся спортом в условиях аридного климата
    • 3. 1. Возрастная динамика антропометрических показателей с учетом половых различий
    • 3. 2. Возрастная динамика физиометрических и вегетативных показателей с учетом половых различий
    • 3. 3. Гемодинамические показатели
    • 3. 4. Общая физическая работоспособность
  • ГЛАВА IV. Физическая работоспособность и кардиореспираторная система юных спортсменов в зависимости от их квалификации и направленности тренировочного процесса
    • 4. 1. Показатели физической работоспособности
    • 4. 2. Показатели кардиореспираторной системы
    • 4. 3. Определение ориентировочных возрастных норм начала занятий спортом и групп спортивной подготовки

Динамика физической работоспособности и показателей кардиореспираторной системы у юных спортсменов в условиях аридной зоны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новое время на рубеже XXI столетия диктует более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. И эти новые возможности могут быть созданы с помощью разумной и строго научно-обоснованной системы воспитания ребенка, защиты и развития его здоровья.

Нет нужды доказывать, что охрана и развитие здоровья детей в значительной мере зависят от индустрии оздоровления. Если еще 10−20 лет назад акцент делался, как правило, на «медицинские» средства, то сегодня наука и практика многих стран ориентируется на профилактику заболеваний не медикаментозными средствами. Вся история человечества свидетельствует, что именно физическая культура и спорт, а точнее, целостная система физического воспитания способна дать людям самое главное — здоровье.

Вместе с тем, мы сегодня не имеем строго аргументированной науки о детском здоровье, которая должна быть создана на стыке ряда наук: экологии, геохимии, антропологии, генетики, эндокринологии, иммунологии, физиологии, биохимии, медицины, психологии, эргономики, искусствоведения, социологии и мн. др.

Научно-обоснованное и правильно организованное физическое воспитание детей благотворно влияет на молодой организм: оно способствует гармоничному физическому, психическому развитию, расширяет двигательные возможности, повышает защитно-приспособительные реакции и усиливает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешних факторов.

В работе с юными спортсменами требуется индивидуализация с учетом психологических и анатомо-физиологических особенностей. Ребенок в спорте играет в будущую жизнь, поэтому игровая направленность спортивных тренировок детей — основа будущих высоких достижений. При этом необходимо помнить, что спорт, тем более детский, не может быть без риска, без сильного эмоционального возбуждения. Поэтому всегда имеется возможность достижения не только физического, но и психического переутомления, снижения адаптационных резервов и, как следствие, получение травмы и возникновения предпатологических и патологических состояний.

В связи с тем, что во всем мире к спорту приобщаются тысячи школьников, неизмеримо возрастает и значение медико-биологических наблюдений, особенно в условиях аридной зоны, характеризующейся сухим и жарким климатом. А вместе с тем, возрастающее социальное значение спорта, широкое развитие юношеского спорта, ранняя спортивная специализация и значительное омоложение чемпионов и рекордсменов во многих видах спорта, равно как и накопление большого числа других, принципиально важных спортивно-медицинских проблем детского спорта требуют серьезного научного осмысления медико-биологических вопросов организации физического воспитания юных спортсменов в условиях аридной зоны таких, как:

— уточнение целесообразных сроков начала систематической тренировки в различных видах спорта;

— научное обоснование с биологических позиций режимов спортивной тренировки в детском, подростковом и юношеском возрастах для повышения общей и специальной выносливости школьников в различные возрастные периоды;

— повышение спортивной работоспособности юных спортсменов;

— изучение двигательной активности детей и подростков;

— планирование нагрузок в спортивных занятиях;

— профилактика отрицательных воздействий на организм чрезмерных и неадекватных для возраста физических нагрузок и др. Эти проблемы требуют всестороннего углубленного изучения и создания научно-обоснованной системы физического воспитания юных спортсменов в условиях аридного климата.

Уточнение влияния климатических условий является необходимым условием при планировании и построении тренировочных занятий (занятий спортом), так как температурное воздействие существенно влияет на состояние занимающихся и спортивные результаты. Организм человека, совершающего физические усилия при высокой температуре должен удовлетворить не только потребности, связанные с процессами обмена веществ, которые дают энергию для работы, но также потребности, связанные с активностью терморегуляционных механизмов. Интенсивные занятия спортом при температуре воздуха 30−35°С вызывают неблагоприятные физиологические сдвиги, ухудшающие самочувствие, отрицательно влияют на рост спортивных результатов.

Деятельность в районах с неблагоприятным климатом сопряжена с большими трудностями, высокой тратой нервной и эмоциональной энергии. Все это приводит к тому, что человеческий организм начинает работать с перебоями.

Процесс приспособления к климату протекает в несколько стадий. В процессе адаптации возникают различные реакции: нервные нарушения, гиповитаминоз, меняется терморегуляция, и в связи с этим существенно снижается работоспособность. В процессе адаптации организма в различных физиологических системах накапливается функциональный резерв, способствующий повышению устойчивости человека к неблагоприятным воздействиям среды.

В зависимости от того, к какому климату (или климатическому воздействию) приспосабливается организм, происходит мобилизация, а в конечном итоге и тренировка функций именно тех органов и систем, которые ответственны за адаптацию к доминирующему климатическому фактору или комплексу погодно-климатических условий.

Условия жизни в аридном климате являются дополнительной нагрузкой на организм и требуют выработки опыта адаптации с раннего возраста. Данное положение находит свое подтверждение в проведенных нами ранее исследованиях двигательной активности обследуемых детей (168), не занимающихся спортом (адаптационная доминанта). Все это послужило основанием для исследования восприятия физических нагрузок организмом юных спортсменов в отдельных видах спорта с целью использования в дальнейшем полученных результатов при организации их физического воспитания в условиях аридных и полуаридных климатических зон проживания.

Цель исследования. Выявить особенности возрастной динамики физической работоспособности и показателей кардиореспираторной системы юных спортсменов в условиях аридной зоны Туркменистана.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности физического развития, состояния кардиореспираторной системы и динамику физической работоспособности у детей, постоянно проживающих в условиях аридного климата в возрасте от 6 до 15 лет, занимающихся и не занимающихся спортом.

2. Провести параллели физического развития детей указанного возраста по соответствующим показателям между спортсменами и не спортсменами.

3. Определить наиболее оптимальные возрастные сроки для начала занятий и специализации по отдельным категориям видов спорта.

4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию процесса физического воспитания юных спортсменов в условиях аридной зоны.

Научная новизна. Впервые в климатических условиях аридной зоны получены комплексные антропометрические и морфофункциональные показатели физического развития, физической работоспособности, функционального состояния резервных возможностей кардиореспираторной системы детей школьного возраста, занимающихся и не занимающихся спортом. Установлено, что физическое развитие юных спортсменов носит опережающий характер по сравнению с не занимающимися спортом детьмипоказатели УОС выше у спортсменов в обеих половых группах, причем у девочек больше, чем у мальчиков, независимо от занятий спортомсреднестатистические показатели АД свидетельствуют о наличии гипотонии, особенно среди юных спортсменов.

Показаны антропоэкологические особенности физического развития детей, проживающих в условиях аридного климата (тенденция к астенизациивозрастные периоды с дисгармоничным физическим развитием — группы рискапреобладание неоптимальных для детского организма вариантов функционирования системы кровообращения у юных спортсменов, по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися спортом).

Впервые исследована динамика физической работоспособности и показателей кардиореспираторной системы в зависимости от этапов тренировочного процесса в различных видах спорта. Практическая ценность: регламентированы возрастные сроки начала занятий и специализации по отдельным видам спорта. определен оптимальный объем функциональных исследований и скрининг-тестов при спортивном отборе и определение спортивной ориентации детей. разработан дифференцированный подход к формированию групп детей для занятий на начальных этапах тренировочного процесса и более рациональной организации их будущей специальной подготовки. полученные результаты исследований могут быть использованы в качестве региональных нормативов для оценки морфофункциональных состояний детей и подростков. результаты исследований могут быть использованы при подготовке и чтении курса лекции по физическому развитию детей в институтах физической культуры, спорта и туризма и рассмотрены как необходимое практическое пособие для преподавателей физической культуры, тренеров, для сотрудников кабинетов врачебного контроля, спортивных врачей.

Внедрение в практику результатов исследования:

Разработанные критерии и нормативы возрастных сроков начала занятий и специализации по отдельным видам спорта предложены в качестве нормативов детско-юношеским спортивным школам в условиях аридной и полуаридной климатических зон.

Материалы диссертации использованы:

— при составлении учебной программы по физическому воспитанию учащихся средней школы № 39, Государственной школы-интерната для особо одаренных детей имени С. Туркменбаши г. Ашхабада;

— при составлении режима тренировок футболистов команды «SMM-плюс» в жаркие сезоны, разработке режима питания и питьевого режима спортсменов.

Министерству образования Туркменистана предложено утвердить и издать методические рекомендации и программы по контролю за физическим воспитанием школьников.

Материалы и результаты исследования были представлены:

— на международных научно-практических конференциях национального института спорта и туризма Туркменистана в 1995, 1996, 1997, 1998, 1999 и 2000 г. г.;

— на научной конференции Научно-клинического центра охраны здоровья матери и ребенка в 1996, 1997, 1998 г. г.;

— на заседании Республиканской проблемной комиссии по охране материнства и детства и Ученого Совета института физиологии АМНТ;

— на конференции Туркменского госуниверситета в 1997, 1998 г. г.;

— на профессорско-преподавательской конференции Туркменского государственного медицинского института в 1998 г.- на Международной конференции Министерства природопользования и охраны окружающей среды в 1998 г.- на расширенном межкафедральном заседании в Курском

Государственном медицинском университете в 2000 г.- на заседании отдела социальной физиологии НИИ нормальной физиологии РАМН в 2001 г.

По материалам диссертационной работы опубликовано 15 научных работ.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Морфофункциональное развитие детей, занимающихся спортом, в Туркменистане характеризуется наличием симптомов напряжения гомеостаза, направленного на обеспечение функций организма в условиях аридной зоны.

2. На первых этапах тренировочного процесса неадекватные физические нагрузки при занятиях спортом могут оказать отрицательное влияние на гемодинамические показатели детей.

3. Из множества существующих методик, используемых при проведении массовых исследований в области спортивной медицины в условиях аридной зоны, наиболее информативными являются определение PWCno, МГЖмл/кг, УПС и СИ, что обеспечивает систематический мониторинг состояния кардиореспираторной системы и физической работоспособности юных спортсменов.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложений. Текст диссертации содержит таблицы, графики, иллюстрирующие ход и динамику опытно-экспериментальной работы, а также список литературы, включающий публикации отечественных и зарубежных авторов.

ВЫВОДЫ

1. Специфические особенности адаптивных кардиореспираторных перестроек в условиях аридного климата проявляются у спортсменов в неравномерном урежении с возрастом показателей ЧД и ЧСС, в более выраженной склонности уровня АД к гипотонии, в наличии гипотензии (менее интенсивное повышение МОС, несмотря на превышение ДМОС). Первые признаки отрицательного влияния чрезмерных физических нагрузок на гемодинамические показатели, отмечаются в 8 лет, что в дальнейшем может привести к дистрофическим изменениям сердечной мышцы и снижению гемодинамических возможностей растущего организма.

2. Адаптация к физическим нагрузкам в условиях аридной климатической зоны у юных спортсменов происходит с увеличением функциональных возможностей сердечной и дыхательной систем равномерно в процессе роста и развития и соответствует потребностям растущего организма. Регулярные занятия спортом в условиях аридной зоны увеличивают резервные возможности дыхания после 13 лет на 41%, а выявленные более низкие значения величины ЖЕЛ у всех обследованных детей, чем показатели, предлагаемые другими авторами, можно считать нормативными для детей Туркменистана, так как они близки к долженствующим величинам.

3. Выявлены половые различия: в показателях УОС (девочки в обеих группах опережают мальчиков на 3 года), величина ЧСС у девочек-спортсменок выше, чем у мальчиковснижение СИ происходит интенсивнее у девочек, независимо от занятий спортом, а также в антропометрических показателях у юных спортсменов (девочки опережают мальчиков по массе тела с 12 лет).

4. Работа, производимая во время физических занятий, выполняется с большим напряжением вегетативных функций и низкой экономичностью энергетического обеспечения. Наиболее интенсивные величины нарастания PWCno отмечаются в игровых видах спорта у мальчиков и скоростно-силовых видах спорта у девочек, и свидетельствует о том, что виды спорта с данной направленностью тренировочного процесса можно считать перспективными в условиях аридной климатической зоны и ожидать достижения в них высоких спортивных результатов.

5. В результате комплексного изучения антропометрических и кардио-респираторных данных установлено, что общебиологические закономерности физического развития юных спортсменов 6−15 лет, родившихся и проживающих в условиях аридного климата имеют свои особенности, которые можно рассматривать как проявление экологической адаптированности. Установлено, что у занимающиеся спортом детей максимальные и средние годовые прибавки выше, в среднем, на 47,4% у мальчиков и на 21% - у девочек, по сравнению с детьми, не занимающимися спортом. При использовании центильных номограмм для оценки гармоничности физического развития, выявлены группы риска в возрасте 6−8, 13−15 лет, свидетельствующие о тенденции к астенизации телосложения у спортсменов данного региона.

6. При решении вопроса о допустимой физической нагрузке для юных спортсменов в тренировочном процессе в условиях аридного климата, решающее значение при оценке функционального состояния кардиореспираторной системы имеют определение относительных величин МПК, совместно с показателями УПС и СИ. Это не только предопределит более четкие границы резервных возможностей организма юного спортсмена, но и поможет предотвратить возникновение нарушений со стороны данной системы из-за несоответствия величины физической нагрузки адаптационным возможностям организма, ограниченным влиянием внешних условий окружающей среды.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. В условиях аридного климата, с целью контроля тренировочной нагрузки и прогнозирования спортивных результатов, как в отдельных видах спорта, так и в целом при обследовании физического развития у детей необходимо использовать: а) морфологические показатели — рост (длина тела), вес (масса) тела, продольные размеры (длина верхних и нижних конечностей) и активная масса тела (АМТ) — б) физиометрические показатели — жизненная емкость легких (ЖЕЛ,. в сравнении с ДЖЕЛ), частота дыхания (ЧД), частота сердечных сокращений (ЧСС), вегетативная регуляция сердечного ритма (КИТ), реакция ЧСС на одномоментную физическую нагрузку (степ-тест PWCno), максимальное потребление кислорода (МПК) — в) показатели моторики — мышечная сила (динамометрия).

2. При определении динамики физической работоспособности из множества показателей кардиореспираторной системы необходимо в большей степени ориентироваться на относительные, а не абсолютные величины МПК, минутный объем сердца, сердечный индекс и удельное периферическое сопротивление, как наиболее информативные в условиях аридной зоны.

3. Наиболее рациональными сроками для начала занятий спортом можно считать: гимнастика (9−10 лет), легкая атлетика (10−12 лет), плавание (8−10 лет), гандбол (9−12 лет), теннис (7−9 лет), борьба (12−14 лет).

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. и другие. Физиологическая оценка спортивной работоспособности и факторов, ее лимитирующих. В кн.: «Физиологические факторы, определяющие и лимитирующие спортивную работоспособность». — М., 1982. -С.4−5.
  2. Л.И. Состояние регионарного кровообращения у детей школьного возраста в связи с мышечной деятельностью. Автореф. дисс. докт. мед. наук М., 1968.
  3. Л.И., Карасик В. Е. Определение физической работоспособности детей и подростков. // Медицинские проблемы физической культуры. Киев, 1978.-Вып. 6.-С.38−41.
  4. Н.А., Губин Г. Д., Радыш И. В. Хроноархитектоника биоритмов и среда обитания. Москва-Тюмень, 1998. — 166с.
  5. Н.А., Жвавый Н. Ф., Ананьев В. И. Адаптация человека к условиям Севера. М.: Крук, 1998. — 240с.
  6. Адапатация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам (Под ред. А. Г. Хрипковой, М.В. Антроповой). / НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. М., «Педагогика», 1982. — 240с.
  7. Е. Физиология человека в пустыне. М.: ИЛ, 1952.
  8. А.Н. Физиолого-гигиенические аспекты действия высоких и низких температур М.: Наука, 1979.
  9. А.А. Физиологические механизмы адаптации и пути повышения резистентности организма к гипоксии Фрунзе: «Илим», 1978.
  10. Н.М., Бендет Я. А. Физическая активность и сердце. Киев: Здоров я, 1984.-С.105.
  11. Анализ сердечного ритма. Под ред. Д. Жемайтите и Л.Телькниса. Вильнюс: МОКСЛАС, 1982. — 164 с.
  12. Н.Ананьев В. Н., Койносов П. Г., Сосин Д. Г. и др. Адаптация организма к воздействию низких температур. М.: Крук, 1998. — 300с.
  13. П.К. Избранные груды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
  14. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М. :Медицина, 1974. 446с.
  15. Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека. // Гигиена и санитария. 1985. — № 6. — С.55−58.
  16. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. — Киев: Здоров’я, 1985.
  17. И.А. Гигиена труда подростков в различных отраслях народного хозяйства.-М., 1967.
  18. В.Н. Физиологические факторы, определяющие физическую работоспособность. Методическая разработкам., 1989, 40 с.
  19. И.А. Биологические и медицинские аспекты проблемы адаптации и стресса в свете данных физиологии онтогенеза. / Актуальные вопросы современной физиологии. -М.: Наука, 1976. СЛ44−191.
  20. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1967. — 475с.
  21. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития-М.: Наука, 1982.
  22. А.И. Формула укрепления здоровья школьников: Об основных направлениях перестройки физического воспитания школьников. // Физкультура в школе. 1988. — № 4. — С.22−26.
  23. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1990. — 192 с.
  24. Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников// Вестник Росс. АМН, — 1993. № 5. -С.- 19−24.
  25. Р.А. Терморегуляция человека и животных в условиях повышенной температуры. Ташкент: Фан., 1977.
  26. .Г. Гигиена труда при нефтебуровых и строительных работах в условиях жаркого климата. Ашхабад: Ылым, 1973.
  27. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979. 298с.
  28. P.M., Берсенева А. П., Барсукова Ж. В. Возрастные особенности сердечного ритма у лиц с разной степенью адаптации к условиям окружающей среды. // Физиология человека. 1985. Т. 11. — № 2. — С.206−208.
  29. JI.C. Физическая работоспособность школьников 8−17 лет с различным уровнем двигательной активности. Автореф. дис. канд. мед. наук. -М., 1974. 32 с.
  30. .Б. Физическое развитие и физическая подготовленность сельских школьников младшего возраста (7−11 лет) Туркменистана. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ашхабад, 1993.
  31. В.И. Диагностика и прогноз функциональной готовности спортсменов //Вестник спортивной медицины России.- 1995, № 3−4, С. 85.
  32. Е.И. Изменчивость соматических характеристик в группах девочек разного биологического возраста //Человек, экология, симметрия: Материалы Международного симпозиума. Минск, — 1994. — С. 73−74.
  33. В.К. Методические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации. // Теория и практика физической культуры. 1980. -№ 1.- С.31−34.
  34. В.К., Болыпенков В. Г., Рябинцев Ф. П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательной школы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996, № 2, с. 13−18.
  35. А.А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников. (Пути его укрепления). -Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1989. 184 с.
  36. А.Н. Оценка физического и полового развития девушек (препубертатного и пубертатного периодов). Методическое пособие. Архангельск,-1996.-30 с.
  37. Э.С. Теоретическая биология. M.-JL: ВИЭМ, 1935.
  38. И.И., Дорохов Р. Н. Исследование и оценка биологического возраста детей и подростков. // Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1980. -С.165−171.
  39. П.Н. Учение о физическом развитии человека. М.: Изд-во МГУ. — 1962.-340с.
  40. М., Зайцева В., Сонькин В., Титова Т. Новые подходы к уроку физкультуры. // Народное образование. 1998. — № 9−10. — С183−190.
  41. М.М. Динамика статистических характеристик сердечного ритма у подростков 10−16 лет в процессе учебной деятельности. // Новые исследования по возрастной физиологии. 1985.- № 2. — С.58.
  42. Н.А., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей. Руководство для врачей. В 2-х томах. М.: Медицина, 1987. — T.l. — 448с., Т.2.- 480с.
  43. А.А., Король В. М. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы у детей школьно возраста (8−14 лет). М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. -53 с.
  44. Л.Н., Устинов К. М. Особенности физического развития школьников в различных климато-географических зонах // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., — 1990. — С.ЗЗ.
  45. Н.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы учащихся девочек 4−5 классов// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., — 1990. С. 39.50.БСЭ, 1977. т.26.
  46. Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: Физкультура и спорт, 1986. 191с.
  47. В.В. Антропометрия. / Практический курс./ Пособие для университетов. Учпедгиз, 1941. — 364с.
  48. В.В. Факторы, определяющие физическую дееспособность и физическое развитие в период роста. Труды V научной конф. по морфол., физиол. и биохимии. М., 1962. — С.37.
  49. П.В., Дибнер Р. Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их решения //Теория и практика физической культуры 1994, № 5−6, — С. 6−12.
  50. Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
  51. Г. И. Зависимость типов конституции детей и подростков от региона проживания // Серия: «Новости спортивной и медицинской антропологии» (ежеквартальный научно-информационный сборник) М., — 1990. — Вып. 1. — С. 118−119.
  52. Ю.В., Ганченко И. О. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития. М., ГЦОЛИФКД989. — 20 с.
  53. А.А., Пискуне А. П. К вопросу приспособляемости организма к интенсивным физическим нагрузкам. // Медицинские проблемы физической культуры.-Киев, 1971. Вып.1. — С.22−27.
  54. В.Л., Мухаммедов A.M. Гельдыев О. А. Методические рекомендации по организации и проведению туркменских подвижных игр с младшимишкольниками. Ашхабад, 1993.
  55. В.Г. Типология физического развития в свете роста и развития поколений. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1971.
  56. Т.М., Коржавин А. Н., Купришин Ю. Н., Тарасов С. И. Определение физической работоспособности. // Физиология человека. 1975. — № 4. -с.684.
  57. В.М., Филин В. П. Спортивный отбор. М.: Физкультура и спорт, 1983.- 176 с.
  58. Волков J1.B. Физвоспитание учащихся. Киев: Рад.школа. — 1988.
  59. Волков J1.B. Физические способности детей и подростков. Киев: Здоровь’я, 1981.-115 с.
  60. Н.И. Энергетический обмен и работоспособность человека в условиях напряженной мышечной деятельности. Автореф. дисс. канд. мед. наук. -М., 1969.
  61. Н.М. Основы биологической и медицинской климатологии. М.: Медицина, 1981.-352с.
  62. И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки. // Учебно-методическое пособие. ЛПМИ. Л., 1986. — 56с.
  63. Ганбаатарын Эрдэнэтуяа. Физическое развитие и половое созревание детей кризисной зоны Приаралья. // Автореф. дис. канд. наук. Алмааты, 1995. 21с.
  64. А.Б., Смирнов К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970.
  65. В.Н., Тристан В. Г., Смирнова Т. С., Самцова А. В. Физиологические аспекты спортивной работоспособности. Омск, 1987 — 88 с.
  66. Е.З., Данилкевич Н. М., Задорожная JI.B. и др. Некоторые особенности процессов роста и развития карельских детей // Вопросы антропологии,-1992-№ 86.-С. 70−81.
  67. О.С. Прогнозирование устойчивости организма человека к эрго-термическому воздействию. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Ташкент, 1982.
  68. Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему. М.: Медицина, 1975. — 279 с.
  69. Н.Н. Физическое развитие и состояние кардиореспираторной системы детей в условиях Западной Сибири: Автореф. дисс.канд. биол. наук. -М.-Тюмень, 1993.- 26 с.
  70. Н.Н., Нигматуллина М. В. Физическое развитие и работоспособность детей в условиях Тюменского Севера //Дыхательная и сердечнососудистая системы в норме, патологии и при физической нагрузке. Тюмень,-1990.-С. 14−17.
  71. Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. М., 1967.-291с.
  72. С.С., Лесотович С. И. О прогнозе перспективных спортсменов по морфофункциональным показателям. // Теория и практика физической культуры. 1973. — № 9. — С.39.
  73. А.А. Возрастное развитие системы кислородного обеспечения организма и ее совершенствование в процессе занятий спортом. Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1973. — 18с.
  74. Н.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. / СПБ., 1906.
  75. А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. М.:
  76. Физкультура и спорт. 1980. — 294 с.
  77. А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988.- 278 с.
  78. А.Г. Заболевания сердечно-сосудистой системы. // Заболевания и повреждения при занятиях спортом. / Под ред. А. Г. Дембо. Л., 1984. — С.64.
  79. А.Г. Основные принципы функциональной диагностики в спортивной медицине. Лекция. Л.: Изд-во ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1986. — С.37.
  80. А.Г., Земцовский Э. В. Спортивная кардиология. Л.: Медицина, 1989.-463с.
  81. И.Д. Особенности развития и здоровья детей в современных условиях Туркменской ССР. Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 1980.
  82. Детская спортивная медицина. / Под ред. С. Б. Тихвинского и С. В. Хрущева. М., Медицина, 1991.- 560 с.
  83. Л.П. Конституциональная обусловленность показателей физического развития детей //Гигиена и санитария, — 1994. № 9. — С. 21 — 22.
  84. Л.П. Конституция, биологический возраст и физическое развитие детей // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: Тезисы докл.- Красноярск, — 1992.- С. 14.
  85. Э. Здоровье спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 137с.
  86. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983. — 160 с.
  87. .М., Щедрина А. Г., Филатов О. М., Шевченко О. Э. Краткое практическое руководство по соматипированию в медицинской антропологии. Новосибирск, 1998.- 48 с.
  88. Р.Н., Бахрах И. И., Попов И. М. Спортивно-медицинские аспекты отбора и ориентации. Смоленск, 1978. — 38с.
  89. В.А., Келлер X., Мураенко Н. М., Тонкова Ямпольская Р.В. Морфо-функциональные константы детского организма: Справочник. — М.: Медицина, 1997. -286 с.
  90. В.В., Дубилей П. В., Кучкин С. Н. Физиология и патология системыдахания у спортсменов. Казань, 1991. — 144 с.
  91. Н.П., Шевченко Ю. Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М., 1976. — 236с.
  92. С.А., Шигалевский В. В. Функция сердца у юных спортсменов. -Киев: Здоровья, 1988. 168с.
  93. О.Ю. Морфофункциональные особенности организма и типы гемодинамики юношей //Автореф. дисс. канд. мед. наук.- Новосибирск, — 1994. 17 с.
  94. О.М. Особенности восприятия интенсивности физических нагрузок у лиц молодого возраста, не занимающихся спортом. В сб.: Спорт и здоровье. СПб, 1992, с. 184−189.
  95. С.А. Конституция и физическое развитие детей // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: Тезисы докладов. -Томск-Красноярск, 1996. С.22−23.
  96. С.А. Морфофункциональная характеристика детей различных конституциональных типов в препубертатном периоде онтогенеза: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Новосибирск, — 1990. — 18 с.
  97. Н.Ф., Сосин Д. Г., Койносов П. Г., Орлов С. А., Ахматов В. Н. Современные аспекты медико-антропологических исследований коренного населения Тюменского Севера // Научный вестник Тюменской медицинской академии. 1999, № 1.-С. 48−50.
  98. П.Н. Индивидуальная изменчивость соматотипа детей отдельных этнических групп Тюменской области: Автореф. дисс. .канд. мед. наук. Тюмень, 1997. — 20 с.
  99. А.Г. Соматотипирование в оценке физического развития спортсменов // Серия: «Новости спортивной и медицинской антропологии» М.,-1990.-В. 1.-С. 75−77.
  100. В.А. Основные параметры антропометрических показателей у спортсменов Дальнего Востока //Серия: «Новости спортивной и медицинской антропологии» (ежеквартальный научно-информационный сборник) М., — 1990. -Вып. 1.-С.77- 79.
  101. В.А. Контроль в спортивной тренировке. — Киев: Здоровь’я, 1988.- 144 с.
  102. В.А., Кузьмин А. И., Дьяченко В. Ф. Система отбора важнейший фактор формирования резерва для олимпийской подготовки. // Современный олимпийский спорт. — Киев: КГИФК, 1993. — С. 136−138.
  103. В.М., Булгакова Н. Ж., Рагимов P.M. и др. Проблема спортивной одаренности и отбор в спорте. // Теория и практика физической культуры. -1973. N7. — С.54−66.
  104. Здоровье матери и ребенка в Туркменском Приаралье. / Под ред. проф. Радзинского В. Е. Киев: Здоровь’я, 1994 — 168 с.
  105. Э.В. Основные принципы оценки электрокардиограмм спортсменов. Учебн. пособие. Л.: Изд-во ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1985. — С. 42.
  106. Н.В. Физиология человека. Учебник для инст-ов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1975.
  107. М.Ф. Анатомия человека. М.: Физкультура и спорт, 1965. -Изд. 4-е, испр.- т.1.
  108. С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. М.: Медицина, 1970.-472с.
  109. Игры народов СССР. Под ред. Былеева Л. И., Григорьева М. И. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 293с.
  110. .Ж., Вожлер П. К. К вопросу о перетренированности. // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 1. -С.57−58.
  111. В.П. Биосистема и адаптация — Новосибирск, 1973. С.48
  112. В.П. Экология человека и проблема адаптации. / Тезисы докл. III Всесоюз. конф. в г. Ашхабаде «Адаптация человека в различных климато-географических и производственных условиях», 8−10 декабря 1981. Новосибирск, 1981. — Т.1. -С.5−7.
  113. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск, 1986.
  114. Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы у детей и подростков. М.: Медицина, 1973. — 328 с.
  115. В.Я., Галынина Т. Я., Битюцкая Л. А., Шубина М. Т. К вопросу о соматотипе юных спортсменов // Серия: «Новости спортивной и медицинскойантропологии» (ежеквартальный научно-информационный сборник) М., — 1990. -Вып. 1. — С.80- 82.
  116. В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения // Вестник Рос. АМН. ~ 1993. № 5. — С. 25−27.
  117. А.В. Использование статистических характеристик сердечного ритма для оценки умственной работоспособности. // Физиология человека. -1986. Т.12. -№ 3. -С.426.
  118. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 96 с.
  119. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тесты в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988.- 208 с.
  120. В.Л., Белоцерковский З. Б., Любина Б.Г. PWC^o проба для определения физической работоспособности. // Теория и практика физической культуры. — 1969. — № 10. — С.39.
  121. В.Л., Любина Б. Г. Динамика кровообращения у спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1982. 135 с.
  122. В.Л., Хрущев С. В., Борисова Ю. А. Сердце и работоспособность спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 119 с.
  123. А.Т., Варламова Н. Г., Евдокимов В. Г. Антропометрические показатели и физическая работоспособность. // Физиология человека. 1984. — Т.10. — № 1.- С.112−116.
  124. Ю.Н. Оценка состояния здоровья и уровня физического развития детей 7−14 лет коренной национальности Туркменистана. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Иваново, 1992. — 27 с.
  125. Ю.Н., Дерьяев И., Назаров Ч. М. Динамика физического развития детей Туркменистана. Ашгабат, 1996. — 120 с.
  126. Ю.Н., Елиеева P.M. Здоровье школьников и подростков В кн.: Здоровье матери и ребенка в Туркменском Приаралье. Киев: Здоров’я, 1994. -С.99.
  127. Ю.Н., Симибратов А. Р., Алексеенко Л. И. Практическое пособие по врачебному контролю за физическим воспитанием детей и подростков. -Краснодар, 1987. 142 с.
  128. Климат и человек. М.: Мысль, 1972.141. Климат СССР.-МГУ, 1983.
  129. Климатические характеристики земного шара. М.: Наука, 1994.
  130. О.Л. Морфологические и функциональные показатели младших школьников северного города: Автореф. дисс.. канд. биол. наук. Тюмень, 1998.-23 с.
  131. С. Акклиматизация к высокой температуре и физическая работоспособность. // Спорт за рубежом. 1965. — № 12. — С. 13.
  132. П.Г., Сидорова О. А., Зуев В. Н., Лесь Ю. И., Жвавый П. Н. Мор-фофункционалъная характеристика организма детей 10−14 лет с разным уровнем двигательной активности// Тез. Всерос. конф. Екатеринбург, — 1996. — С. 27.
  133. А.З. Кислородные режимы организма ребенка и подростка.
  134. Киев.: Наукова думка, 1973. 361 с.
  135. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательных школ. — М., 1985.
  136. Е.А. и др. Возрастные особенности теплообмена у детей школьного возраста. // Гигиена и санитария. 1971. — № 1. — С.50−55.
  137. А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1951.
  138. Т.С. Особенности физического развития детей и подростков. Кишинев, 1976.
  139. М.Б. Кардиоинтервалография (возможности и перспективы использования в педиатрии).// Вопросы охраны материнства. — 1984. № 3. — С.7−10.
  140. Г. М. Врачебные наблюдения за спортсменами. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 335с.
  141. М.Я. Физические нагрузки и заболеваемость юных спортсменов. Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 1987. — 42с.
  142. Ю.И. Индивидуально-типологическая характеристика роста и развития русских детей в условиях Тюменской области: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Тюмень, — 1997 — 17 с.
  143. С.П., Граевская Н. Д., Мотылянская Р. Е., Готовцев П. И. Проблемы спортивной медицины (Методы врачебно-физиологических исследований спортсменов). М.: Физкультура и спорт, 1972.
  144. С.П., Мотылянская Р. Е. О состоянии тренированности. В кн.: Проблемы спортивной медицины. -М., 1975. С. 108.
  145. С.П., Мотылянская Р. Е., Граевская Н. Д. Методика врачебно-педагогических наблюдений за спортсменами. М.: Физкультура и спорт, 1965.
  146. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 11−18.
  147. А.В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. М.: Медицина, 1985.-432с.
  148. Т.М. Физическое развитие детей в условиях формирования новой социальной структуры населения // Проблемы социал. гигиены и история медицины, 1998. -№ 2.-С. 14−18.
  149. В.А. Устойчивость человека к тепловым воздействиям. Автореф. дис. докт. мед. наук. Киев, 1977.
  150. Ю.Г. Прогнозирование адаптации подростков к физиологическим нагрузкам в зависимости от исходного типа кровообращения. // Тез.докл.Х1Х всесоюз. конф. Волгоград, 1988 — С.291−292.
  151. В.Ф. Индивидуально-типологические (конституциональные) особенности структуры тела и гемодинамики детей на пре- и пубертатном этапах онтогенеза: Дисс. .канд. мед. наук. Новосибирск, — 1991. — 132 с.
  152. М.Е., Давыдова А. С. Терморегуляция и газообмен при высокой температуре у человека в покое. Н Гигиена труда. 1927. — № 2. — С.920.
  153. С.В. Конституциональные особенности развития и оценка фи-зиометрических данных у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Ленинград, — 1990. — 18 с.
  154. Ф.З., Береснева З. В. Влияние адаптации к физическим нагрузкам на возрастную динамику сократительной функции и массы левого желудочка сердца человека. // Кардиология. 1982.- № 1.- С.85−90.
  155. Межфункциональные взаимоотношения при адаптации организма к спортивной деятельности. Сборник научных трудов. Л.: ЛНИИФК, 1991. — С.94.
  156. Н.Н. Ростовые процессы у детей и подростков. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 184с.
  157. В.В. Спорт и дыхание. М.: Физкультура и спорт, 1967.
  158. И.М., Овезмурадова Э. С. Работоспособность в условиях жаркого климата и физиолого-гигиенические основы ее повышения. // Монография. А.: Эврика, 1993 г.- 176 с.
  159. И.М., Тупикова Г. А., Худайбердыев М. Д. Физиология труда в условиях жаркого климата. Ашхабад: Ылым, 1991.
  160. Р.Е. Выносливость у юных спортсменов. М., 1969.
  161. М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1982. 280 с.
  162. Научное обоснование медико-организационных форм и принципов оздоровления детей и подростков с анемией в Туркменистане. НИР НКЦОЗМР Мзи МП Туркменистана. Ашхабад, 1998.
  163. .А., Ларская С. С. Современной состояние учения о конституциях детей и подростков. // Оценка типов конституции у детей и подростков. -М., 1975. С.13−29.
  164. В.П. с др. Характеристика развития силы у школьников 7−10 лет // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М.,-1994.-С. 203−204.
  165. М. Туркменские национальные игры. Ашхабад, 1976.
  166. М.А. Совершенствование физической подготовки школьников подросткового возраста на основе учета особенностей их физического развития. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ашхабад, 1993.
  167. Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970.
  168. А. А. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Избр. труды. -М., 1964.
  169. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников: Метод, пособие /Под ред. Г. Н. Сердюковской. М.: РИА Максим, 1995. — 120 с.
  170. С.А., Сосин Д. Г. Методы антропометрического и соматометриче-ского обследования. Тюмень, — 1998. — 28 с.
  171. С.А., Сосин Д. Г. Проведение антропологических исследований. -Тюмень, 1998. 36 с.
  172. М.К. Кровообращение у детей в норме и патологии. М.: Медицина, 1976. — 310 с.
  173. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. / Под ред. А. А. Маркосяна. М., 1969. — 575с.
  174. Е.А., Иващенко Л. Я., Страпко Н. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоров’я, 1986. -215с.
  175. В.М. Адаптация в спорте. — Киев: Здоров’я, 1988. 216 с.
  176. Н.И. Физическое развитие и характер телосложения школьников центральных районов Белоруссии // Серия: «Новости спортивной и медицинской антропологии» М., — 1990. — Вып. 1. — С. 127−128.
  177. Г. А., Спицина Т. Я. Выявление отклонений в физическом развитии детей // Здравоохранение Росс. Федерации.-1991. -№ 10.- С. 26.
  178. С.В., Маркин В. Ф. Особенности гемодинамики у девочек различных конституционных типов // Новости спортивной и медицинской антропологии. -М., 1990. Вып. 2 — С. 83−84.
  179. И.В. Характеристика физического развития детей, проживающих в г. Кирове Кировской области России: Автореф. дис. .канд. мед. наук. Киров, 1994.-18 с.
  180. Е.И. Современные аспекты проблем экопатологии детского возраста // Экологическое состояние и природоохранные проблемы Красноярского края: Материалы конференции. Красноярск, — 1995. — С. 143.
  181. П.К. Оценка и прогнозирование массо-ростового соотношения у мальчиков в процессе полового созревания // Гигиена и санитария. 1999. — № 2, -С. 21−24.
  182. JI.H., Виру А. А. Возрастные особенности физической (аэробной и анаэробной) работоспособности. // Физиология человека. 1975. — № 4. — С.692.
  183. В.В. Проблемы утомления. М.: Медгиз, 1961.
  184. Руководство по физиологии. Экологическая физиология человека «Адаптация человека к различным климатогеографическим условиям». JL: Наука, 1980.
  185. Т.В., Жданова JI.A., Французова Т. М., Селезнева Е. В. Морфофунк-циональные особенности организма подростков: Информационное письмо. -Иваново, 1997.- 17 с.
  186. А.И. Взаимодействие природы и человека. // Педагогика. -1992.-№Ц-12.-С.26−29.
  187. И.П. Возрастные особенности дыхательной функции легких подростков // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., — 1990. — С. 246−247.
  188. Н.Г. Возрастные особенности изменчивости физиологических функций детей и подростков // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., — 1990. — С. 248.
  189. М.Ф. Медико-биологические аспекты физического развития школьников и студентов. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 102с.
  190. М.Ф. Некоторые аспекты физической работоспособности в связи с акселерацией молодежи // Тез. 2-го Всерос. съезда по врач, контролю и леч. физ., 3−5 окт. 1979 г., г. Ярославль. Ярославль, 1979. — С.86−87.
  191. К.П. Подготовка спортивного резерва. Киев: Здоров’я, 1990. -152 с.
  192. А. Е. Эколого-физиологическое обоснование особенностей адаптации человека в жарких климато-географических регионах: Автореф. дисс. док. мед. наук. М., 1996.- 34 с.
  193. Г. Н. Бережков Л.Ф. Состояние здоровья дошкольного и школьного возраста и факторы его определяющие. Сборник трудов ВНИЦ профилактической медицины. -М., 1991.-С.155.
  194. Т.Н., Жилов Ю. Д. Окружающая среда и здоровье подростков. -М.: Медицина, 1977.
  195. Р.В. Повышение двигательной активности школьников как фактор укрепления здоровья. // Вестник АМН СССР. -1972. № 4. — С.81−88.
  196. Р.В., Теост М. Е. О распространенности гипокинезии среди детей и подростков и ее функциональных признаках. В кн.: Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков. М., 1980. -С.22.
  197. А.Д. Физиологическая адаптация к теплу холоду. Л.: Наука, 1964.
  198. К.М. Вопросы нормирования нагрузок в детском и юношеском спорте. Материалы конф. по врачеб. контр, и лечеб. физкультуре. М., 1961. — С.19.
  199. К.М. Характеристика влияния спортивной специализации на детей и подростков. Труды III конф. по возр. морфол., физиол. и биохимии. -М., 1970.-С.177.
  200. Советский Союз: Туркменистан. М.: Мысль, 1969.
  201. Современные проблемы физической культуры и олимпийского движения. 1994. — Часть I, II.
  202. Спортивная медицина. / Под ред. А. В. Чоговадзе. М.: Медицина, 1983.-536с.
  203. Спортивная медицина: Учебное пособие для ИФК. / Под ред. В .Л. Карп-мана. М.: Физкультура и спорт, 1987 — 304 с.
  204. Справочник по функциональной диагностике в педиатрии (Под ред. Вельтищева Ю. Е., Кисляк Н.С.). М: Медицина, 1979. — 624с.
  205. Средняя Азия. М.: Наука, 1968.
  206. А.В., Арон Д. И. Методика исследований физического развития детей и подростков. М., 1959.
  207. К.В. Избранные лекции по нормальной физиологии. М.: Ярус, 1992. — 243с.
  208. К.В. Системное построение функций человека. М., 1999.
  209. К.В. текория функциональных систем. / Под ред. Б. Ш. Нувахова. -М., 1996. 89с.
  210. К.В. Функциональные системы организма. М.: Медицина, 1987. — 432с.
  211. Ф.Ф. Адаптация человека и животных к высокой температуре. // Физиология терморегуляции. (В серии «Руководство по физиологии»). JI. Наука, 1984. — С.267−319.
  212. Ф.Ф. Влияние климата пустыни и пути адаптации организма человека. // Изв. АН ТССР. Сер. биол. наук, 1981.- 35. С.3−16.
  213. Ф.Ф. Гипертермия. Ашхабад: Ылым, 1978.
  214. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
  215. А.Г., Фетисов Т. В. Возрастно-половые особенности развития двигательных качеств школьников 8−17 лет. В кн.: Развитие двигательных способностей у детей. М., 1976. — С.181.
  216. А.Г., Теленги В. И., Шелонина О. А. Двигательная активность и здоровье детей и подростков. М., 1988. — 71 с.
  217. В.И., Гусев П. Е., Климук В. А., Новохацкий А. И., Холявко П. Ф. Антропологические особенности спортсменов некоторых видов спорта // Серия: «Новости спортивной и медицинской антропологии» М., — 1990. — Вып. 1. -С. 105−106.
  218. Е.А., Иващенко Л. Я., Страпке Н. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоров’я, 1986. — 151 с.
  219. Тер-Ованесян А. А. Спорт: обучение, тренировка, воспитание. М.: Физкультура и спорт, 1967.
  220. С.Б. Физическая работоспособность детей и подростков. В сб.: Проблемы врачебного контроля и ЛФК в детском возрасте. Л., 1976. — С.5−27.
  221. С.Б. Физическая работоспособность и показатели кардиореспираторной системы у детей и подростков. Автореф. дисс. докт. мед. наук. —1. Л., 1972.
  222. С.Б., Бобко Я. Н., Евсеева Е. В., Красикова А. Ф. Физическая работоспособность и показатели кардиореспираторной системы у детей и подростков 8−15 лет. В кн.: Человек и среда. Л.: Наука, 1975. — С.166.
  223. С.Б., Фонарев М. И. Проблемы врачебного контроля и ЛФК в детском возрасте. Труды ЛПМИ. Т.74. — Л., 1976. — С.3−94.
  224. Н.Н. Статистические методы в математическом моделировании и научных исследованиях. Красноярск, 1996 61 с.
  225. Л., Томов И. Нарушения ритма сердца. София: Медицина и физкультура, 1976 — 431 с.
  226. Туркменистан в цифрах. // Краткий статистический сборник. Т.88. -Ашхабад: Туркменистан, 1990. — С. 152.
  227. И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра Минск: Беларусь, 1984.-207 с.
  228. И.Н., Чичко М. В., Астахова Л. Н. Практические навыки педиатра. -Минск: Высшэйшая школа, 1983. 270с.
  229. B.C. В сб. «Исследования по физиологии выносливости» / Труды ВНИИФК. М.: Физкультура и спорт, 1949.- 37 с.
  230. B.C. Физиологические основы классификации физических упражнений. В кн.: Физиология мышечной деятельности труда и спорта. Л., 1969 — С. 426.
  231. Г. В. Развитие основных физических качеств школьников при различных уровнях двигательной активности. В кн.: Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков. Таллин, 1975. — С. 182.
  232. Физиология подростка (Под ред. Д.А. Фарбер). // НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. — 208с.
  233. Физиология развития ребенка. / Под ред. В. И. Козлова, Д.А. Фарбер- ННИ физиологии детей и подростков АПН СССР. М.: Педагогика, 1983.-296с.
  234. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. -254 с.
  235. B.C. Проблема измерения здоровья на основе учета развития адаптационных свойств организма //Теория и практика физической культуры.-1996.-№ 7. с. 18−23.
  236. Н.А. Основы возрастной физиологии спорта. 4. I-II. Челябинск, 1975.
  237. Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности М., ФиС., — 1991. 224 с.
  238. М.В. Динамика роста и развития сельских детей Республики Саха (Якутия) за 70 лет // Гигиена и санитария.-1997.-№ 4.-С.30−31.
  239. А.Г. Методы оценки физической работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы в медицине и физиологии. -Челябинск, 1993. 96 с.
  240. А.Г. Возрастная физиология М.: Медицина, 1978. 287с.
  241. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1980. — 224 с.
  242. С.В., Круглый М. М. Тренеру о юном спортсмене. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 156 с.
  243. Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М., 1975.
  244. Человек и климат. М.: Знание, 1987.
  245. Человек и природа М.: Знание, 1984.- № 1.- С. 36.
  246. Т.С. Физиолого-гигиеническая оценка влияния упражнений повышенной интенсивности на состояние здоровья детей старшего дошкольного возраста. Дисс. кан.мед.наук. Ленинград, 1987.
  247. В.М., Сорогин В. П., Кретинина Л. Н. и др. Физическое развитие детей Тюменского региона // Проблемы формирования, сохранения, восстановления и укрепления здоровья/ Сб. науч. тр.- Серия валеология.- Москва-Тюмень, — 1995.- С.220−226.
  248. А.В. Влияние различных физических нагрузок на формирование макроморфологических и функциональных признаков у занимающихся физической культурой и спортом. Автореф. дисс. докт. мед. наук. Рязань, 1970.
  249. А.В., Круглый М. М. Врачебный контроль в физическим воспитании и спорте. М.: Медицина, 1977. — 176 с.
  250. Н.А. Вопросы физиологии и патологии дыхания у детей. М.: Медицина, 1957. — 319с.
  251. Е.А. Как не следует оценивать физическое развитие детей и подростков. // Гигиена и санитария. 1986. — № 8. — С.32−35.
  252. Е.А. О типах телосложения и общих нормах соматического развития детей // Физическое состояние учащейся молодежи и пути его совершенствования: Тез. докладов. Рязань.- 1998. — С. 118.
  253. В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 159с.
  254. В.Б., Хрущев С. В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М.: Физкультура и спорт, 1984. -150 с.
  255. А.Г., Павловская B.C., Стеценко Я. В. Дейс Н.А. Об итогах опытного внедрения межрегиональных нормативов для оценки физического развития детей // Гигиена и санитария, — 1993. № 2. — С. 36−39.
  256. Р.Д. (Speppard R.D.) Практическая значимость максимального потребления кислорода. // Наука в олимпийском спорте. 1995. — № 1(2).- С. 39−44.
  257. Р.Д. (Speppard R.D.) Факторы, обусловливающие выносливость спортсмена. // Наука в олимпийском спорте. 1994. — № 1. — С.43−47.
  258. В.В. Сердечно-сосудистая система у юных спортсменов: динамика функциональных связей с возрастом, состоянием здоровья, физическими нагрузками и тренированностью. Автореф. дисс. док. мед. наук. М., 1977. -32 с.
  259. В.Г., Островский А. Д. Схема клинической диагностики конституциональных типов. M.-JL, 1929. — 78с.
  260. Г. П., Спирина В. П., Сорочек Р. Г., Уварова З. С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Медицина, 1983. 245с.
  261. Ю.Г., Федоренко Ф. Б., Кульков В. М. Номограммы центильных полей для оценки показателей физического развития (по шкале Мартина). Астрахань, — 1990. — 73 с.
  262. А. Акклиматизация человека. М.: Знание, 1987, — № 7 — с. 36.
  263. Andersen K.L. Respiratory recovery from muscular exercise of short duration. A function study of healthy adults in relation to age, sex and physical activity. Oslo: Oslo university press, 1960.
  264. Andersen K.L., Seliger V., Rutenfranz J. Skrobak-Kaczynski J. // European J. of Applied Physiology. 1976. — Vol.35. — p. 49−58.
  265. Anderson T.M. Echicardiografic screening of the athletic adolescant. Pediatrician, 1986, Vol. 13, N. 4, p. 165
  266. Astrand P.-O. & Rodahl K. Textbook of work physiology. New York-London: McGran-Hill Book Go., 1977. — p. 395.
  267. P. -O. & Rodahl K. Textbook of Work Physiology. McGraw Hill, New York, 1970.
  268. P. -O. Aerobic work capacity in man and women with special reference to age. Acta Physiol. Scand. Stocholm, 1980, 49, s.169.
  269. Astrand P. O., et al. Cardiac out-puts during submax, and max work. — J. Appl. Physiol., 1964. — v. 9. — N2. — p. 268−274.
  270. Astrand, P. O. Experimental studies of physical working capacity in relation to sex and age. Munksgaard, Copenhagen, 1952.
  271. Astrand. P. Ryhming I. A nomogram for calculation of aerobic capacity (physical fitness) from pulse rate during submanimal work. I. Appl. Physiol., 1954, v. 7, р.218.
  272. Bailey D.A., Malina R.M., Asmussen R.L. The influence of exercise, physical activity, and athletic performance on the dynamics of human growth. // Human Growth (Postnatal Growth).
  273. Balteanu A., Tarca A., Istrate M. Apecte ale dezvoltarii fizice a tineretului in etapa 17−20 de ani in municipiul sie judetul Lasi.//Stud. Si cere. Antropol. Korl., 1977, № 1−2, p.81.
  274. Bass D.E., Lind A.R. Optimal exposures time for development of acclimation to heart.//Feder. Proc. 1968, № 22, p.704.
  275. Dann Т. C., Roberts D. F. End of the friend? A 12-year study of the age at menarche. // Brit. Med. I., 1973, 5872, p.265.
  276. De Toni, Povetta D., Aicrdi G. Variazioni dellacerescimento somatico nei maschi dell Italia settentrionale durante 15 anni. // Minerva pediatr., 1966. 18,37. -p.2153−2158.
  277. Dietrick R. et al. «Med. & Sport», 1974. — Bd. 14.- s. 142−147.
  278. E. Окружающая среда и здоровье человека. М.: Прогресс, 1980.-187с.
  279. F. Folkner, G.M. Janner (eds.). New York: Plenum Press. 1978. — P.475−505.
  280. Hermansen L. Physical performance and haematological parameters. Oslo, 1971.
  281. Hollman W. Hochst und Dauerleis tungsfahigkeit. Munchen, 1963.
  282. Hollman W. Lung function, respiration and metabolism in sport. In: The scientific view of sport. Berlin, 1972, p. 219.
  283. Hollman W., Rost R., Liesen H. The importance of sport and physical training in preventive cardiology. // J. Sports Med. Phis. Fitness. 1980. — Vol. 20, N1.1. Р.512.
  284. Israel S. Korpernormen bei Kindern aus sportmedizinischer Sicht. // Zkeor. Prax. Korperkult. Berlin, 1983. — Bd. 32, Н.1.- S.43−47.
  285. Israel S. Sport, herzgrosse und Kerz-Kreislauf dynamik. Sportmed. Schziften-zeine. Leipzig: Barth., 1968, 115 s.
  286. Kemper H.C.G., Verschuur R. // Annals or Human Biology. 1987. — Vol. 14. -P.435−444.
  287. Khotochkina I.V., Statcenko M.B. Interval hypoxic training as a means of physical fitness and working capacity of elite rowers improvement. // Hypoxi Med. J. 1993.-N3.-P.38−40.
  288. L., Barta L., Kokovez M. Физиологическое увеличение сердцаю Перевод с чешского, Братислава, 1968.
  289. Lange Andersen К., Shephard R.T., Denolin Н. et al. Fundamentals of exercises testing. Geneva, 1971.
  290. Master A.M. Iarfield C.I., Walters M.B. Normal blood pressure and hypertension. London, 1952.
  291. Mathews D. Measurement in physical education. Philadelphia: W.B. Sauners Company 1964, 373 p.
  292. Mocellin R., Rutenfranz S. Proceedings of the Second Symposium of paediatric group of working physiology. Praha, 1970. — 9−13.
  293. NaclakZ. Metodika trenovania sportowca. Wroclaw, 1991, AWF. — S.320.
  294. Ochmisch W. Alter. Korpermabe und sportliche Leistung. «Theorie und Praxic der Korper Kultur». — 1959. — № 7.
  295. Panfil R. Kierowanie zespolem sportowym. Wroclaw, 1995. — S.240.
  296. Placheta Z. Med. und Sport, 1971. N5. — S. 153−157.
  297. Roskamm H. et al. «Z.Kreisl.-Forsch.», 1968. — Bd. 57. — S. 176−187.
  298. Rutenfranz S. Mocellin R., Bauer I., Herzig W. Untersuchungen uber die Kor-perlische Leistungsffahigkeit gesunder und Kranker Heranwachsender. L. Kinder-heilk, 1968, Bd., 103, s. 133.
  299. А. Причины и формы проявления ускоренного роста детей. / М.: Медицина (СССР) и Народ и здоровье (ГДР), 1968. 235с.
  300. Schmidt-Nielsen К. Desert animals. Physiological problems of heat and water. Oxford, 1964.
  301. Seliger V. Metody a dilci vysledky vyzhumu fisicke Zdatnosti obyvatelstva. -Praha, 1970.
  302. Shepard R.J. Physiology and Biochemistry of Exercise. Praeger, New York, 1982.
  303. Shephard P. S. Human physiological works capacity. International Biological program 15 Cambridge University Press. Cambridge, 1978. — 303 p.
  304. Shephard P. S. Weese C., Meriman I. Prediction of maximal oxigen in take from ontropometirc date. Int. Z. angew. Phisiol. 1971, Bd. 29, s. l 19.
  305. Shvartze E., Shapizo A., Magazani K. Heat acclimation, physical fitness and responses to exercise in temperature and hot environments. Y. Appl. Physiol., 1977, № 43, № 4, p 678.
  306. Simonelli A., Eaton R.P. Cardiovascular and metabolic effects of exercise. -Postgrad, med., 1978. Vol. 63. — N2. — P.71−77.
  307. V.T. Введение в эргономику. (ВОЗ) М., Женева: Медцина, 1974.
  308. Sjostrand Т. Acta med. scand. suppl., 1947. 196, p.687−699.
  309. Sjostrand T. Volume and distribution of blood and their significance in regulating the circulation. Physic. Rev. 1953, v. 33, p. 3, 202
  310. Sozanski H. Podstawy teorii treningu. Warszawa, 1993. — S.210.
  311. Tornvall G. Assessment of physical capabilities with special reference to the evaluation of maximal voluntary isometric muscle strength and maximal working ca-pasity. Acta Physiol. Scand., 58, suppl. 201, 1963.158
  312. Vershuur R., Kemper H.C.G. Adjustment of pedometers to make them more valid in assessing raining. // Int. J. Sports Med., 1980.- № 1.- p.95−97.
  313. Wahlund H. Determination of physical working capacity. A physiologocal and clinical study with special reference to standardization of cardiopulmonary function tests. Actamed. scand. 132, suppl. 215, 1948.
  314. Wazny Z. System szkolenia sportowego. Warszawa, 1978. — RCMSKFiS. -S.190.
  315. Wenzel H.Y. Moglichkeiten der Voraussage der Warmetolerans der Menschen. //Arbeitswissenachaft, 1967, № 6, № 2, p.44.
  316. Wesson I. Kidney function in exercise. // Scince and medicine of exercise and sport, New York, 1960, p.270.
  317. Williams G.F. The Principles of physical education. Sixth education. Philadelphia. — 1954.
  318. Wolanski N.Z. Rozwoj biologiczny czlowieka./ Warszawa, 1986. cz.l. -332c.
  319. World Health Organization, Tropical Diseases Today- Disposal jf Community Wastewater, Report of a WHO Export Committee. Geneva, 1974.
  320. Wyndham C. H Adaptation to heat and cold. In: Physiology environment and man. Acad. Press, N. 4, 1970, p. 177
  321. Wyndham C.H. The rehabilitation of patients with cardiovascular disease. S. Afr. med. I., 1967,41,39, 987.
  322. Средние величины антропометрических показателей (М±т) у занимающихся (I) и не занимающихся (II)спортом детей и подростков Туркменистана
  323. Возраст, лет Группа п Мальчики п Девочки
  324. Длина тела, см Масса тела, кг Окружность грудной клетки, см Длина тела, см Масса тела, кг Окружность грудной клетки, см
  325. М±т ±-сг М±гп ±-а М±ш ±-о М±ш ±-а М±ш ±-о М±ш ±-а
  326. I 54 123,8±0,8 5,89 22,3±0,5 3,64 62,6±0,6 4,75 19 119,3±5,1 1,52 23,1,1,4 4,17 62,9±1,1 3,37
  327. И 27 119,3±0,9 5,01 21,9±0,5 2,73 59,2±0,5 2,41 26 118,8±1,0 5,30 21,1±0,6 3,11 57Д±-0,6 2,89
  328. I 31 128,4±1,3 6,99 24,4±0,7 3,86 65,2±0,6 3,24 17 129,1±1,9 4,98 23,6±1,8 4,69 62,2±1,3 3,621. 54 123,8±0,7 4,97 23,8±0,4 2,93 58,5±0,5 2,56 31 123 Д±-0,9 5,5 23,1±0,7 3,69 57,8±0,7 3,96
  329. I 39 136,1±1,5 9,48 28,6±0,8 4,78 65,5±0,7 4,11 19 134,1±1,4 4,02 26,4±1,6 4,86 62,6±1,4 4,131. 39 129,5±0,9 6,24 26,8±0,7 4,36 61,4±0,7 3,67 36 128,1±0,9 5,50 25,9±0,6 3,90 60,6±0,7 4,29
  330. I 44 142,1±0,9 6,06 32,1±0,7 4,37 67,6±0,5 3,19 51 137,9±1,3 9,39 30,4±0,9 6,27 67,6±0,9 6,141. 46 135,7±0,8 5,51 29,8±0,6 4,25 63,7±0,5 3,50 40 133,9±0,9 5,94 30,3±1,4 8,61 62,2±0,8 5,02
  331. I 69 145,0±1,1 9,57 34,2±0,5 4,95 70,4±0,6 4,67 45 139,5±2,5 16,63 35,4±1,1 7,09 71,5±0,8 5,721. 55 139,8±1,0 7,77 33,8±0,9 6,39 63,9±0,6 4,75 31 140,8±1,9 10,98 36,2±1,5 8,19 65,1±0,9 5,48
  332. I 95 151,8±0,8 7,70 39,8±0,8 7,69 72,6±0,5 4,86 45 148,9±2,6 17,66 39,8±1,1 7,44 73,4±0,9 5,881. 50 145,4±0,9 6,61 37,2±0,7 4,73 65,5±0,5 3,75 78 147,0±1,0 9,27 38,9±1,1 9,34 66,4±0,8 7,16
  333. I 102 161,5±1,1 10,69 49,4±1,1 10,82 77,6±0,8 8,11 29 156,0±1,9 10,01 46,9±1,2 6,58 79,2±1,0 5,481. 69 151,1±0,9 7,88 41,8±6,1 9,5 69,5±0,7 6,26 34 150,9±1,2 6,75 42,3±1,6 9,69 70,4±1,3 7,59
  334. I 21 166,1±1,3 5,93 54,8±2,2 10,03 79,5±1,5 6,79 30 L163, l±l, 3 6,97 51,0±1,6 8,64 80,3±1,3 7,071. 39 154,9±1,6 10,27 44,8±1,1 6,69 71,9±0,8 4,99 51 157,0±0,8 5,87 48,4±1,1 7,85 72,3±1,1 7,88
  335. I 38 172,5±1,7 10,74 61,2±1,2 7,77 86,1±0,9 5,95 19 164,7±1,5 6,54 54,6±1,2 5,32 82,7±0,7 3,121. 60 158,3±1,0 8,00 46,9±0,8 6,62 74,0±0,7 5,76 23 155,8±0,9 4,43 47,9±1,2 6,02 76,3±1,4 6,82
  336. I 58 177,8±2,7 5,66 63,8±1,1 5,57 88,3±0,8 8,81 22 166,5±1,3 6,29 56,1±1,3 6,25 85,7±1,0 4,951. 12 160,1±1,3 6,7 48,0±0,9 4,9 73,0±0,7 5,4 10 157,8±1,5 3,19 48,7±1,1 2,26 74,4±2,1 4,49
Заполнить форму текущей работой