Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Физическое и психическое развитие детей в условиях ухудшения основных показателей социально-экономического положения населения Курганской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социально-экономические проблемы в Курганской области, повлекшие снижение уровня жизни населения и как следствиесложность поступления ребенка в дошкольное учреждение, привело к тому, что выросло количество детей, вынужденных оставаться дома. Поскольку старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий очень важный этап его жизнипоступление в школу, нами был… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Особенности физического, психического и личностного развития детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 2. Половой диморфизм
    • 1. 3. Влияние социально-экономических факторов на рост и развитие новорожденных и детей дошкольного возраста
    • 1. 4. Особенности физического развития новорожденных в семьях, проживающих в неблагоприятных экологических условиях
    • 1. 5. Влияние занятий спортом на организм женщины и плода
    • 1. 6. Влияние генетических и средовых факторов на интеллектуальное развитие детей
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Объем, методы и организация проведения исследований
  • Глава 3. Влияние социально-экономических факторов на динамику роста и развития новорожденных и детей дошкольного возраста города Кургана и Курганской области
    • 3. 1. Динамика демографической ситуации и уровня жизни в Курганской области
    • 3. 2. Динамика физического развития и функциональной зрелости новорожденных города Кургана за последние 15 лет
    • 3. 3. Интеллектуальные способности детей дошкольного возраста, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях
    • 3. 4. Половой диморфизм у дошкольников в семьях с неблагоприятным социально-экономическими условиями жизни
    • 3. 5. Сравнительный анализ показателей развития новорожденных, дошкольников и студентов города Кургана и сельских районов области
    • 3. 6. Особенности развития детей 6−7 лет, не организованных в детские коллективы
    • 3. 7. Особенности взаимосвязи физического и психического развития детей женщин-спортсменок

Физическое и психическое развитие детей в условиях ухудшения основных показателей социально-экономического положения населения Курганской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Состояние физического развития и здоровья детей и молодежи является важнейшим показателем, отражающим социально-экономическое благополучие общества, поскольку детское население наиболее чувствительный контингент, быстро реагирующий на любые изменения окружающей среды в силу незавершенности процессов роста и развития. Дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры [Вельтищев Ю.Е., 2000].

Количество здоровых детей, по данным различных авторов [Перевощикова Н.К., 1997; Баранов А. А., 1999; Быков Е. В., Исаев А. П., 2001], в последние годы снизилось и в зависимости от региона проживания составляет всего от 0,5 до 12%. Особую тревогу специалистов вызывает здоровье детей-дошкольников [Аршавский И.А., 1982; Бальсевич В. К., 1988; Немов Р. С., 1995; Обухова Л. Ф., 1996]. Распространенность функциональных отклонений в соматической сфере у детей дошкольного возраста превышает 70%, а хронической патологии -50% [Степанова М.И. и др. 2000]. В школу приходит около 20% детей, имеющих пограничные нарушения психического здоровья [Батуев А.С., 2000]. Нарушения интеллектуально-поведенческой сферы и снижение адаптационных резервов организма детей в условиях нарастания экологических и социальных проблем приводят к значительному увеличению числа школьников, которые не в состоянии освоить учебную программу [Горбунов Н.П., 2000]. По медицинским, социологическим, демографическим данным, отражающим состояние здоровья российских детей, положительной динамики после 1990 года не наблюдается.

Батурин А.К., 1989; Бальсевич В. К., 2000; Кудрявцев В. Т., 2000; Усаков В. И., 2003].

Совершенно очевидно, что наблюдаемые изменения здоровья на 90% обусловливаются неблагоприятным воздействием внешней среды: природной и социальной [Квартовкина J1.K., 1988]. Задача сохранения здоровья подрастающего поколения особенно важна в условиях ухудшения экономического благополучия, интенсивного и длительного воздействия экономически неблагоприятных факторов среды, которые способствуют перенапряжению и срыву адаптационных механизмов организма человека, развитию преболезненных и патологических состояний на любом уровне — физиологическом, биохимическом, психологическом [Казначеев В.П., 1988; Винокур И. Л. и соавт., 1989].

Революционные преобразования в России, произошедшие в конце 90-х годов, переход на рыночные отношения и проведение социально-экономических реформ чрезвычайно обострили, прежде всего, социальные проблемы, которые привели к снижению уровня жизни населения многих регионов страны, а также выявили демографические проблемы, среди которых на пером месте стоит низкий уровень рождаемости в сочетании с высокой смертностью.

По статистической оценке Р. В. Нифантовой [2004], из 79 субъектов Российской Федерации Курганская область получила одно из самых низких значений при оценке уровня благополучия социума, а именно -78, что интерпретируется как системный кризис. Курганская область резко отстает по многим показателям социально-экономического развития от средних значений по стране. В области произошло существенное снижение потребления населением продуктов животного происхождения, в рационе питания семей все больший удельный вес начинают занимать углеводсодержащие продукты (картофель, хлебные продукты и кондитерские изделия) [Кремлев Н.Д., 2004].

С 1992 года в Курганской области, как и в целом по стране, отмечается естественная убыль населения. Рождаемость снизилась на 35% [Мазеин А.Г., 2003]. За 10 лет численность населения области уменьшилась на 35 тысяч человек [Богомолов О.А., 2003]. Произошел рост заболеваемости и ухудшение антропометрических показателей новорожденных, особенно выраженные в 1994;1999 годах [Холодков В.А., 2005]. При этом численность зауральских первоклассников к 1998 году уменьшилась более чем на 30%.

В этих условиях было важно проанализировать, не произошло ли наряду с ухудшением физического состояния, снижение интеллектуального уровня подрастающего поколения города Кургана. Важно было установить, носят ли выявляемые изменения физического и психического развития детей системный характер в виде тренда или зависят от уровня благосостояния конкретных семей, образования, возраста матери, паритета родов, места проживания (город или сельская местность).

Часть исследований была проведена в районе техногенного промышленного загрязнения города Кургана (район-поселок Рябково).

Цель работы — определить последствия долговременного ухудшения социально-экономического положения населения Курганской области на физическое и психическое развитие детей.

Научные задачи.

1. Оценить динамику социально-экономического состояния населения Кургана и Курганской области за последние 15 лет.

2. Определить динамику физического развития и функциональной зрелости новорожденных Кургана за последние 15 лет.

3. Провести сравнительный анализ показателей физического развития и функциональной зрелости новорожденных города Кургана и сельских районов Курганской области.

4. Провести сравнительную оценку состояния физического и психического развития дошкольников города Кургана, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения.

5. Выявить особенности физического и психического развития дошкольников сельских районов Курганской области.

6. Определить возможность и условия компенсации отставания физического и психического развития новорожденных к дошкольному возрасту.

7. Исследовать особенности взаимосвязи физического и психического развития детей и подростков у женщин-спортсменок и особенности развития интеллекта у девушек и юношей в условиях гипердинамии при недостаточности питания.

Научная новизна работы.

Впервые исследованы последствия нарушения роста и развития новорожденных детей, связанного с долговременным ухудшением качества жизни населения. Впервые изучено продолжительное влияние неблагоприятных социально-экономических факторов на физическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста у населения, не адаптированного к ухудшению качества жизни. Показана зависимость физического и психического развития мальчиков и девочек от уровня благосостояния семьи. Впервые проведен сравнительный анализ физического и психического развития детей организованных и неорганизованных в детские дошкольные учреждения, а также проживающих в селе и городе. Исследовано влияние недостаточности протеинового питания на показатели развития новорожденных в условиях ухудшения качества жизни и гипердинамии женщин-спортсменок.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в определении региональных нормативов антропометрических показателей здоровых новорожденных, в выявлении возможностей и путей компенсации возникшего отставания в росте и развитии у детей к дошкольному периоду в сложившихся неблагоприятных социально-экономических условиях. Показано, что длительное ухудшение качества жизни населения — это явление, которое невозможно полностью компенсировать в сложившихся условиях. Оно, как общеизвестно, не только способствует сокращению продолжительности жизни людей, но и создает условия для снижения их интеллектуального уровня. Представлена значимость полноценного питания матери в определении роста тела и функциональной зрелости новорожденных детей. При этом отставание в зрелости не компенсируется и у дошкольников проявляется в задержке интеллектуального развития. Тяжелый физический труд и спорт высших достижений являются фактором риска для будущих матерей и их новорожденных детей. Результаты работы позволяют оценить различия, а также общие закономерности физического и психического развития детей, проживающих в районе техногенного загрязнения промышленными предприятиями в городе и на селе.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Неблагоприятные социально-экономические условия жизни населения Курганской области привели к отставанию в росте и развитии новорожденных детей, как у жителей города, так и села.

2. Выявленное отставание физического и психического развития у детей не компенсируется к дошкольному возрасту, его выраженность зависит от уровня материального благополучия семьи, уровня образования матери, и неодинакова у городских и сельских жителей.

Внедрение результатов исследования.

Материалы исследования доложены и обсуждены на научных форумах: 5 съезде физиологов Сибири (Томск, 2005), I Съезде физиологов СНГ (Дагомыс, 2005), на XXXVII научно-практической конференции врачей Курганской области, поев. 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (Курган, 2005), на IV международной научно-практической конференции «Медицинская экология» (Пенза, 2005), на региональной научно-практической конференции «Здравостроение, теория здоровья и здорового образа жизни» (Челябинск, 2005), II Всероссийской научной конференции «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» (Челябинск, 2006), на III съезде физиологов Урала (Екатеринбург, 2006).

Публикации. По теме диссертации опубликованы 10 работ.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 125 листах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 249 источника отечественной и зарубежной литературы. Текст иллюстрирован 12 таблицами и 22 рисунками.

ВЫВОДЫ.

1. За последние 15 лет качество питания населения Курганской области ухудшилось за счет снижения на одну треть потребления продуктов животного происхождения, содержащих полноценный протеин.

2. Размеры и показатели функциональной зрелости здоровых новорожденных детей после 1990 года начали уменьшаться и стали достоверно ниже средних республиканских к 2002 году.

3. Сравнительный анализ показателей развития новорожденных города Кургана и сельских районов Курганской области показал, что, не имея различий по массе и длине тела при рождении, дети из сельской местности имеют худшие показатели функциональной зрелости по шкале Апгар.

4. Уровень благосостояния семьи влияет на развитие интеллектуальных способностей детей. Экономическое благополучие семьи тесно связано с уровнем образования родителей. Уровень образования матери оказывает влияние на развитие интеллекта сельских детей и не оказывает выраженного влияния у городских. Не выявлено радикальных различий в развитии интеллекта у сельских и городских детей дошкольного возраста.

5. В семьях, имеющих материальную возможность приобрести путевку в детские дошкольные учреждения, дети имеют относительно больший рост и массу тела, обладают большим словарным запасом и более развитым логическим мышлением.

6. Новорожденные у женщин-спортсменок имеют сравнительно меньшие размеры головы, но более высокий показатель функциональной зрелости. У таких детей относительно выше по сравнению со сверстниками уровень школьной успеваемости в первом классе.

7. У студентов гуманитарного направления по сравнению со студентами-спортсменами выше балл IQ. Эта различие возрастает в период обучения в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выявленное нами в процессе исследования ухудшение социально-экономических условий жизни населения принято связывать с политическими изменениями в жизни общества. Однако известно, что в геологических и климатических сферах жизни Земли, в прогрессе технологий, экономических и социально-политических отношений, государства и права, науки и культуры объективно существуют циклические изменения, которые непрерывно взаимодействуют, образуя сложный ритм, пульсацию человеческой истории. Такие циклы есть и в развитии человеческого общества, в его взаимоотношениях с окружающей природой. Свиридовым П. В. [2000] по результатам исследований в области математического анализа, истории, демографии, нейрокомпьютерного моделирования отмечены 144-летние циклы, 72-летние полупериоды, 36-летние макроциклы и 12-летние подциклы. Им был выделен подцикл-«двеннадцатилетка перемен», начавшийся в 1989;1990 годах с необходимостью реформирования социально-экономической структуры России. Действительно, с переходом России на рыночные отношения чрезвычайно обострились социальные проблемы, что сопровождалось снижением уровня жизни населения.

Спорным оставался вопрос о наличии в России демографического кризиса, поскольку в экономически благополучных странах Западной Европы также наблюдается суженное воспроизводство населения [Н.Д. Кремлев, 2004]. Однако в 2006 году уже президент России однозначно поставил перед правительством задачу по борьбе с депопуляцией нации.

Курганская область как отдельный регион также имеет свой цикл развития, находящийся во взаимодействии с циклами страны. В связи со сложившейся кризисной социально-экономической ситуацией в стране в период преобразований и реформ социально-экономическая ситуация в Курганской области, к сожалению, не из лучших. И несмотря на появившиеся положительные тенденции в развитии страны в целом (2-ой подцикл — «двеннадцатилетка укрепления»), в сельскохозяйственной Курганской области ситуация изменилась незначительно. Очевидно, имея свой цикл развития, она отстает от исторического цикла страны, что выражается в выявленном нами снижении реальных доходов населения ниже прожиточного минимума, условиями бедности, а, следовательно, и неполноценностью питания будущих матерей, детей и подростков.

Кризисная социально-экономическая ситуация в стране оказывает существенное влияние на ухудшение демографической ситуации в России [Трусевич С., 2005]. С 1992 по 1998 год включительно естественная убыль населения России за счет превышения числа умерших над числом родившихся составила 4,9 миллиона человек. Численность населения России сократилось с 1995 года по 2005 год с 148,3 до 142,8 миллиона человек, т. е. на 5,5 миллиона [Кремлёв Н.Д., 2006]. При этом общий коэффициент рождаемости (число родившихся детей в среднем на 1000 человек населения) с 1990 по 2001 год снизился с 13,4 до 9,0, увеличившись к 2005 году до 10,2, что недостаточно для простого численного замещения поколений родителей их детьми.

Число новорожденных в Курганской области за последние 12 лет снизилась на 5,4 тысячи человек (почти на 34%) [Информационное агентство «Урал-пресс-информ», www.uralpress.ru]. За последнее десятилетие доля детей до 16 лет в Курганской области уменьшилась до 19,5%. По данным пресс-службы администрации Курганской области, численность зауральский первоклассников при этом с 1998 года уменьшилась более чем на 30%. Следовательно, с каждым годом уменьшается число первоклассников, начало снижаться и число выпускников, учебные заведения обеспокоены предстоящим недобором абитуриентов.

Низкая рождаемость оказывает серьезное влияние на экономику и социальную сферу. Если в 2000 году в российских школах обучалось 20 миллионов детей, то в текущем 2007 году их остаётся уже 15 миллионов [www.uralpress.ru].

Таким образом, снижение рождаемости — это реакция на низкий жизненный уровень. Это подтверждается итогами Всероссийской переписи населения 2002 года [www.uralpress.ru]. Девять из десяти семей решили воспитывать только одного ребенка.

Учеными института возрастной физиологии было проведено исследование с помощью опроса 70 тысяч школьников. Оказалось, что основная масса детей получают фрукты и соки лишь по праздникам, а повседневное питание в основном представлено картофелем, макаронами и некоторыми крупами [ежедневная Интернет-газета «Самара сегодня» http://www.samaraweb.ru/news/fullnews.html?id=7 062 004 160 807]. Только половина школьников питается относительно благополучно. Более 20% детей не получают полноценного питания, необходимого количества белка животного происхождения (мяса, рыбы и молочных продуктов). При недостатке белков в пище у детей задерживаются рост, умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается сопротивляемость к заболеваниям, они отстают от сверстников по показателям выносливости в 10 раз, а так же по другим показателям физического развития в 2−3 раза.

Нами показано, что уровень потребления населением Курганской области основных продуктов питания на протяжении последних 15 лет характеризовался, прежде всего, существенным снижением потребления продуктов животного происхождения, содержащих полноценный протеин. В октябре 2001 года на научно-практической конференции в рамках межрегиональной выставки «Сибирское маслоделие» специалистами департамента сельского хозяйства администрации области и учеными Курганской сельхозакадемии http://www.strana.ru/print/66 731.html] был сделан вывод об угрозе продовольственной безопасности Зауралья. Показано, что потребление мяса, молока и яиц в Зауралье снизилось до уровня, который не обеспечивает научно обоснованные нормы питания, что жители сельскохозяйственного региона откровенно недоедают.

Особенно неблагоприятен дефицит белков животного происхождения для людей, работа которых связана с физическим трудом и большим расходом энергии, а также беременных женщин и детей. При этом, хорошо известно, что ограничение поступления полноценного белка приводит к временной задержке роста тела, которая у подростков остается некомпенсированной [Властовский В.Г., 1976]. Недостаточный вес новорожденного — одно из следствий плохого, неполноценного питания будущей матери. А именно вес при рождении, по результатам британских ученых [Британский Медицинский журнал от 10aBrycTa2001;HcTO4HHK:SciTecLibrary.ru-http://www.sciteclibrary.ru/rus/cat alog/pages/2075.html] непосредственно связан с показателями интеллекта в возрасте семи лет. При этом, связь низкого веса с показателями интеллекта более сильно проявлялась у мальчиков, чем у девочек.

Нами в качестве объекта исследования выбраны дети старшего дошкольного возраста, проживающие в непристижных районах города, в зоне техногенного загрязнения промышленными предприятиями. Такой выбор обеспечивал однородность объекта наблюдения, исключал необходимость дифференцировки по уровню доходов на душу населения.

Было показано, что наблюдаемое снижение рождаемости в период 1990;2000 годов является прямым следствием ухудшения качества жизни семей. В связи с изменением экономической ситуации в нашей стране на протяжении последних лет удельный вес практически здоровых новорожденных снизился до 15% [Яцык Г. В., Бомбардирова Е. П., 1999]. В тоже время, после 1990 года размеры здоровых новорожденных детей начали уменьшаться и стали особенно низкими к 2002 году. При этом, чувство обеспокоенности за судьбу нового поколения курганцев вызывает существенное отставание в размерах головы и низкие показатели функциональной зрелости у доношенных новорожденных детей.

С теоретической точки зрения, важно то, что размеры головы у людей стабильны на протяжении последних 40 тысяч лет. В процессе беременности эта часть тела плода особенно бурно развивается, и отставание ее в росте может означать вероятность необратимого отставания в развитии. Проанализировав зависимость показателей функциональной зрелости по шкале Апгар от размеров головы новорожденных, выявили зависимость параболического характера — при средних величинах размера головы наблюдаются оптимальные показатели функциональной зрелости.

Развитие и становление организма человека является, с одной стороны, реализацией наследственной информации, а с другойрешающее влияние на формирование организма оказывает внешняя среда [Галыгин В.Ф. с соавт., 1998; Потапова Т. В., 2001; Важенин А. А., 2002]. Конкретное проявление закономерностей онтогенеза зависит от социальных и экологических условий, разнообразие которых позволяет наблюдать множество особенностей и вариантов индивидуального развития организма [Никитюк Б.А., Козлов А. И., 1990; Дуров A.M., 1999; Stratz С.Н., 1992; Murray J.E., 1994].

На антропометрических характеристиках новорожденных детей отражается состояние материального благополучия семьи [Вельтищев Ю.Е., 1998]. В то же время, исследованию адаптационных резервов организма детей при ухудшении социально-экономических и экологических условий жизни уделено недостаточно внимания [Казначеев В.П., 1988; Винокур И. А. и соавт., 1989; Горбунов Н. П., 2000; Сараева Н. М. и соавт, 2002]. Практически нет сведений о продолжительном влиянии неблагоприятных социально-экономических факторов на физическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста у населения, не адаптированного к такому ухудшению качества жизни.

При анализе интеллектуальных способностей детей 1997;1998 гг. рождения нами обнаружены показатели, которые были ниже соответствующие возрастной норме. При этом была выявлена тесная корреляционная зависимость обхвата головы от размеров головы при рождении. Уровень интеллектуальных способностей дошкольников оказался наиболее высоким при имевших место оптимальных размерах головы при рождении. Следует заметить, что эти размеры сравнительно больше у детей, родившихся в семьях, не имеющих экономических проблем.

Отставание антропометрических показателей новорожденных в семьях с недостаточно высоким социально-экономическим уровнем сохраняется у детей и к дошкольному возрасту. У мальчиков с более низким уровнем благосостояния семьи соответственно меньше размеры тела, головы и ниже уровень интеллектуального развития. У девочек связь размеров головы и уровня интеллектуального развития менее выражена. Возможно, это обусловлено присущей жизнестойкостью женского организма. Хорошо известно, что при нарушении ряда физиологических функций у женщин медленнее развиваются патологические и быстрее идут восстановительные процессы.

Социально-экономические проблемы в Курганской области, повлекшие снижение уровня жизни населения и как следствиесложность поступления ребенка в дошкольное учреждение, привело к тому, что выросло количество детей, вынужденных оставаться дома. Поскольку старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий очень важный этап его жизнипоступление в школу, нами был проведен анализ интеллектуальных способностей детей, неорганизованных в детские коллективы. Организованные дети не только выгодно отличаются большим ростом и массой тела от своих сверстников, оставшихся дома, но и большим словарным запасом и логическим мышлением. Возможно, это связано и с более высоким доходом семьи и образованием родителей у детей, посещающих детские дошкольные учреждения.

Проживание в городе и селе может весьма неодинаково отражаться на развитии детского организма. Нами показано, что уровень благосостояния в городских семьях сравнительно выше. Выше и уровень образования родителей, особенно в материально благополучных семьях. При этом зависимость уровня развития интеллекта детей от образования матери обнаружена только у сельских детей. В тоже время, нами не выявлено радикального отставания в развитии интеллекта у сельских детей по сравнению с городскими. Как среди городских, так и сельских детей наблюдались индивидуальные различия.

Выявленные различия в развитии городских и сельских детей могли быть обусловлены различными темпами их функционального и интеллектуального созревания. Более высокие темпы развития могут предполагать и более раннее его завершение. Поэтому мы продолжили исследования, обследовав различные группы сельских и городских выпускников школ, поступивших в университет с определением динамики IQ в процессе обучения в университете. Следует заметить, что принципиальных различий в развитии интеллекта между городскими и сельскими студентами не обнаружено. В то же время, количество студентов из сельской местности в расчете на 1000 жителей в 2,8 раза меньше, чем городских.

Ещё один вопрос по окончании исследования оставался для нас не вполне ясным. У женщин физического труда снижение массы тела новорожденных, по-видимому, обусловлено большим расходом энергетических веществ и пластических материалов. В то же время, в период беременности многие женщины уже не выполняли большой объём работы. Возникло предположение, что существует ещё одна причина, влияющая на задержку роста новорожденных — сложившийся ранее стереотип жизни, при котором формируется моторная доминанта, ограничивающая развитие гестационной доминанты беременных.

Для решения этого вопроса проведено исследование влияние занятий женщин спортом на развитие плода. При этом вопросам отрицательного влияния занятий спортом на последующие взаимоотношения в системе «мать-плод» и на рост и развитие плода ранее практически никем не было уделено внимания.

Нами обследовано 28 женщин-спортсменок, имеющих различную спортивную квалификацию, и состояние развития их детей. Материальное положение семей спортсменок оказалось даже лучше, чем у обследуемых неспортсменок. Было выявлено, что дети женщин-спортсменок имеют некоторые отличия от своих сверстников, заключающиеся в отставании роста головы к моменту рождения, более быстром функциональном созревании и отставании темпов интеллектуального развития в период обучения в школе.

Говоря об особенностях развития детей матерей-спортсменок, представилось необходимым также оценить интеллектуальные способности спортсменов в юношеском возрасте. Обследовав 115 человек, мы обнаружили, что студенты гуманитарного направления имели преимущество над сверстниками-спортсменами как на первом, так и на четвертом курсе. У студентов гуманитарного направления обучения прослежена положительная динамика развития интеллекта во время обучения в ВУЗе, чего не наблюдалось у студентов, уверенно прогрессирующих в избранных направлениях спорта, имеющих более высокие показатели двигательной активности и умеющих достигать поставленные цели.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.М. О формализме объектных отношений, или критика анализа социальных сетей Текст. / В. М. Алексеев // Социологические исследования. 2002. — № 2. — С. 98−105.
  2. , П.К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. / П. К. Анохин // М.: Медицина, 1975. 402 с.
  3. , М.В. Физическое развитие ребенка Текст. / М. В. Антропова // Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 1983. -С.98.
  4. Артамонова, J1. J1. Физическое развитие сельских и городских новорожденных Казахстана Текст. / JI. J1. Артамонова // Здравоохранение Казахстана. 1980. № 2. — С. 28−30.
  5. , И.Т. Успехи генетики психологических особенностей Текст. / И. Т. Артоболевская, Р. Ф. Майранян, В. П. Эфроимсон // Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологии. 1970. — Т. 25. — С. 127−142.
  6. , И.А. К физиологическому анализу физического развития и его особенностей у новорожденных детей Текст. / И. А. Аршавский // Физиология человека. 1982. — Т. 5. — № 2. — С. 254−269.
  7. , В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека Текст.: автореф. дис.. канд.психол. наук / В. П. Багрунов JI., 1981.
  8. , В.К. Физическая культура для всех и для каждого Текст. / В. К. Бальсевич М.: Физкультура и спорт, 1988. — 207с.
  9. , А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты Текст. / А. А. Баранов // Педиатрия. -1999.-№ 3.-С.4−6.
  10. , А.С. Высшая нервная деятельность Текст.: учеб. для вузов по спец. «Биология», «Психология», «Философия» / А. С. Батуев. -М.: Высш.шк., 1991. 256 с.
  11. , А.К. Разработка системы оценки и характера структуры питания и пищевого статуса населения России. Автореф. Дис.д.м.н. М., 1989.
  12. , Ш. Тендерная психология Текст. /Ш. Берн. СПб. — М., 2001.- 130 с.
  13. , А. Методы измерения умственной одаренности Текст. / А. Бине, Т. Симон. [Б.м.], 1923. — С.7.
  14. , М.К. Влияние учебных занятий в режиме дня педвуза на работоспособность студентов-спортсменов Текст. /М.К. Босый // Теория и практика физической культуры. 1971. — № 2. — С. 50−53.
  15. , И.М. Возрастная динамика психофизиологических и физических показателей детей раннего возраста с отставанием в психомоторном развитии Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук / И. М. Бочегова. Курган, 1999. — 21 с.
  16. , Е.В. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся общеобразовательных учреждений нового типа Текст. / Е. В. Быков, А. П. Исаев //Физиология человека. 2001. — Т.27. — № 5.-С. 76−81.
  17. , А.А. Физическое развитие и функциональное состояние организма детей 8−11 лет отдельных этнических групп Тюменского Севера Текст.: автореф. дис.. канд мед. наук / А. А. Важенин. Тюмень, 2002. — 23 с.
  18. , А.А. Рост и развитие детей из разных социальных групп семей Текст. /А.А.Васильков. Челябинск: ЧПО Книга, 2002. -539 с.
  19. , Ю.Е. Рост ребенка: закономерность, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция Текст. / Ю. Е. Вельтищев. М., 2000. — 79 с.
  20. Венгер J1.A. Психология: учебное пособие для учащихся педагогических училищ Текст. / JI.A. Венгер, В. С Мухина. М.: Просвещение. — 1988. — 366 с.
  21. , JI.A. Воспитание сенсорной культуры ребенка Текст. / JI.A. Венгер, Н. В. Венгер, Э. Г. Пилюгина. М.: Просвещение. — 1988. -144 с.
  22. Венгер, J1.A. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшего группы Текст. / JI.A. Венгер // Дошкольное воспитание. 1994. — № 9. — С. 31−42.
  23. Венгер, J1.A. Старший дошкольник: познавательная деятельность в играх Текст. / J1.A. Венгер // Дошкольное воспитание. -1994. -№ 1. С. 37−41.
  24. , Е. Женщина в мужском мире Текст. / Е. Весельницкая. СПб., 1993.- 68 с.
  25. , И.Л. Методические подходы к изучению влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье населения Текст. / И. Л. Винокур, Р. С. Гильденскиольд, Т. Н. Ермолаева [и др.] // Гигиена и санитария. 1989. — № 5. — С. 4−6.
  26. , И.М. Особенности психологической адаптации лиц с различными свойствами темперамента к процессу обучения в военно-медицинском вузе Текст.: автореф.дис.. канд. мед. наук / И. М. Владимирова. СПб., 2001. — 22 с.
  27. , И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки Текст. / И. М. Воронцов. Д., 1986. — 56 с.
  28. , И.М. Современное состояние, тенденции и проблемы оценки физического развития детей из разных экологических и экономических районов России Текст. / И. М. Воронцов, Н. А. Матвеева, Т. М. Максимова //Педиатрия. 1995. — № 4. — С. 50−51.
  29. , П.А. Эндокринология пола Текст. / П. А. Вундер. М.: Медицина, 1980. — 95 с.
  30. Выготский, J1.C. Воображение и развитие в детском возрасте. Развитие высших психологических функций Текст. / J1.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1960. 420 с.
  31. , JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1967. — 97 с.
  32. , JI.C. Развитие высших психических функций Текст. / Л. С. Выготский. М., 1960. — 86 с.
  33. , JI.C. Собрание сочинений Текст.: в 4 т. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика. — 1984. — Т.4. — С. 263−266.
  34. , Н.В. Индивидуальная ЭЭГ, ее онтогенетическая стабильность и генотипическая обусловленность: мозг и психическая деятельность Текст. / Н. В. Гавриш. М., 1984. — 125 с.
  35. Галыгин, В. Ф Здоровье коренного населения Ямала Текст. /В.Ф.Галыгин, А. К. Дранишников, В. З. Колтун [и др.]. Новосибирск: Наука, 1998.-214 с.
  36. , А.Б. Спорт и здоровье Текст. /А.Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. М.: Физическая культура и спорт, 1963. — С. 142−153.
  37. , В.А. О структуре эволюционизирующих систем: проблемы кибернетики Текст. / В. А. Геодакян. М., 1972. — Вып.25. -130 с.
  38. , Н. Ценностные ориентации личности в период ранней взрослости Текст. / Н. Герасимова // Ананьевские чтения 98: тез. науч.-практ. конф. — СПб., 1998. — С. 90−91.
  39. , Л.Д. Научно-методические основы реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений программы физического воспитания дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук / Л. Д. Глазырина. Минск, 1992. — 41 с.
  40. , Р.И. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей Текст. / Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, Л. И. Цеханская // Дошкольное воспитание. 1988. — № 1. — С. 23−31 — № 2. — С. 13−20.
  41. , Н.П. Валеологический подход к оценки реакции организма на физические нагрузки у школьников с задержкой психического развития Текст. / Н. П. Горбунов // Физическая культура и воспитание., 2000. № 1.- С. 26−30.
  42. , С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков Текст. / С. М. Громбах // Вестник АМН СССР. 1981. — № 1.-С. 29−35.
  43. , А.Г. Врачебный контроль в спорте Текст. / А. Г. Дембо. М.: Медицина, 1998. — 284 с.
  44. , Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников с низким уровнем физического развития Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. В. Демьяненко. М., 1987. — 26 с.
  45. , Ф.Т. Физическое развитие новорожденных Турсунзадевского района Текст. / Ф. Т. Джумаев, М. Г. Усманова, И. О. Тетенева [и др.] //Здравоохранение Таджикистана. 1990. — № 3. — С. 5659.
  46. , Б.Т. Физиология полового развития Текст. / Б. Т. Донован, Верф Тен Бош Дж. ван дер. М., 1974. — 230 с.
  47. , В.А. Морфофункциональные константы детского организма Текст.: Справочник / В. А. Доскин, Х. Келлер, Н. М. Мураенко [и др.]. М.: Медицина, 1997. — 288 с.
  48. , В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие Текст. / В. Н. Дружинин. М.: Per Se- СПб.: Иматон-М, 2001.-215 с.
  49. , В.Н. Психологическая диагностика способностей : теоретические основы Текст. / В. Н. Дружинин. Саратов: СГУ, 1990. -86 с.
  50. , В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. 2-е изд. — СПб.: Питер, 1999. — 240 с.
  51. , A.M. Биологический возраст человека (хронобиологические аспекты) Текст. /А.М.Дуров. Тюмень: «Вектор-Бук», 1999.-200 с.
  52. , М.С. Половые различия в структуре свойств внимания у подростков Текст. / М. С. Егорова, Н. Ф. Шляхта // Новые исследования в психологии. 1987. — № 2. — С. 33−36.
  53. , М.С. Развитие как предмет психогенетики Текст. / М. С. Егорова, Т. М. Марюшина // Вопр.психол. 1992. № 5−6. — С.5−15.
  54. , В. И. Психология ребенка в условиях экологического неблагополучия Текст. / В. И. Екимова // Журнал практического психолога. 1998. — № 4. — С. 20−23.
  55. , В.Д. Девочки и мальчики два разных мира Текст. / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. — СПб.: Тускарора, 2001. — С. 126.
  56. , И.Н. К методике изучения вопросов акселерации в группе детей Текст. / И. Н. Желоховцева // Здравоохранение. 1971. — № 2. — С. 145−154.
  57. , Р.И. Развитие творческих интересов Текст. / Р. И. Жуковская // Дошкольное воспитание. 1988 — № 10. — С. 54−60.
  58. , Р.И. Воспитание ребенка в игре Текст. / Р. И. Жуковская. М.: АПН РСФСР, 1968.- 319 с.
  59. , Р.И. Игра и ее педагогическое значение Текст. / Р. И. Жуковская. М.: Педагогика, 1975. — 112 с.
  60. , Н.В. Экология и здоровье детей Пермского региона Текст. / Н. В. Зайцева, Н. И. Аверьянова, И. П. Корюкина. Пермь, 1997. -147 с.
  61. , А.В. Игра и развитие ребенка Текст. / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. 1964. — № 4. — С. 45−52.
  62. , А.В. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т., Т.1. Психологическое развитие ребенка / А.В. Запорожец- под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
  63. , А.В. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т., Т.2. Развитие произвольных движение / А В. Запорожец- под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. — 296 с.
  64. , А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте Текст. / А. В. Запорожец // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995. — С. 91−101
  65. , Е.В. Педагогические условия формирования игры Текст. / Е. В. Зворыгина // Дошкольное воспитание. 1988. — № 6, № 7.
  66. , Е.В. Первые сюжетные игры малышей Текст. / Е. В. Зворыгина. М.: Просвещение, 1988. — 86 с.
  67. , Е.В. Формирование побуждений в игре Текст. / Е. В. Зворыгина // Дошкольное воспитание. 1988. — № 2. — С. 32−38.
  68. , А. Причины и формы проявления ускоренного роста детей Текст. / А.Зельцер. М.: Медицина, 1968. — 234 с.
  69. , А.Е. Российская смертность в 1965—2002 годах -основные проблемы и резервы сокращения Текст. / А. Е. Иванова, В. Г. Семёнова, Н. С. Гаврилова [и др.] // Общественное здоровье и профессиональные заболевания. 2004. — № 4. — № 1. — С.20−30.
  70. , В.М. Влияние социального положения семьи на школьную зрелость детей Текст. / В. М. Изуткин: тезисы IV Всесоюзной конференции «Физиология развития человека». М., 1990. — С.115.
  71. , Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  72. , Е.П. Структура эмоциональности как свойства личности Текст. / Е. П. Ильин, В. Г. Пинигин // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. — Вып.5. — С. 102−110.
  73. , А.П. Физическое состояние, развитие и подготовленность учащихся общеобразовательных заведений Южного Урала Текст. / А. П. Исаев, Е. В. Быков, А. С. Аминов [и др.] // Валеология. 2001. — № 1 С. 4−14.
  74. , С.С. Влияние социально-экономических и биологических факторов на рост и развитие новорожденных города Кургана Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук / С. С. Исмайлова. -Тюмень, 2004. 20 с.
  75. , З.М. Развитие произвольной памяти у детей в дошкольном возрасте Текст. / З. М. Истомина // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995. — С. 72−81
  76. , В.Е. Половые аспекты индивидуальности Текст. / В. Е. Каган // Психологические проблемы индивидуальности. М., 1984, Вып.2. — С. 109−112.
  77. Г. Л. Значение диспансеризации в формировании здоровья детей Текст. // Материалы VIII Конгресса педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии», — М., 2003. С. 139 140.
  78. , В.П. Экология человека: основные проблемы Текст. / В. П Казначеев. М., 1988. — 98 с.
  79. , Н.С. Исследования интеллектуальной деятельности близнецов Текст. / Н. С. Кантонистова // Генетика. 1980. -Т. 16. — № 2. — С. 351−359.
  80. , Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе Текст. / Г. И. Капчеля, М. И. Лисина. -Кишинев, 1987.- 133 с.
  81. , Л.К. Гигиенические проблемы здоровья Текст. / Л. К. Квартовкина. Волгоград, 1988. — с. 26.
  82. , А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Текст.: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
  83. , А.П. Влияние вредных факторов на плод Текст. / А. П. Кирющенков. М.: Медицина, 1978. — 215 с.
  84. , А.И. Общая конституция организма как система ассоциации частных конституциональных типов Текст. / А. И. Козлов //
  85. Актуальные вопросы медицинской и клинической антропологии. Томск, 1991.-С. 35−41.
  86. , П.Г. Закономерности роста и развития организма детей на Севере Текст. / П. Г. Кайносов, Т. В. Чирятьева, А. Г. Соколов, А. П. Кайносов // Север-человек: проблемы сохранения здоровья. Материалы Всеросс. науч. конф. Красноярск. -2001. — С. 166−168.
  87. Кон, И. С. Ребенок и общество Текст. / И. С. Кон. М., 1988.85 с.
  88. Кон, И. С. Социологические исследования Текст. / И. С. Кон. -1982. -№ 2.-С. 25−30.
  89. , Н.Д. Проблема предвидения Текст. / Н. Д Кондратьев // Проблемы экономической динамики. М., 1989. — С. 26−32.
  90. , В.Ф. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации Текст. / В. Ф. Коновалов, Н. А. Отмахова // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С.96−102.
  91. А.И. Ваш ребенок Текст. / А. И. Кравчук. М.: Знание, 1990.-С. 9−11.
  92. , В.Ю. Интеллект человека Текст. / В. Ю Крамаренко, В. Е. Никитин, Г. Г. Андреев. Воронеж, 1990. — 183 с.
  93. , Н.Д. Демография и экономика: вчера, сегодня, завтра Текст. /Н.Д. Кремлев // Проблемы, перспективы и направления демографического развития Курганской области: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Курган, 2003. — С. 26−33.
  94. , Н.Д. Стратегия развития дотационного региона : статистика и методы анализа Текст. / Н. Д. Кремелев. Курган: «Курганстат». — 2006. — 149 с.
  95. , В.А. Психология Текст.: учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  96. , В.Т. Инновационное дошкольное образование : опыт, проблемы и стратегии развития (журнальный вариант книги) Текст. / В. Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. М., 1997−2000.
  97. Куликов, J1.B. Психология настроения Текст. / JI.B. Куликов. -СПб., 1997.-56 с.
  98. , А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении Текст. / А. Б. Лагутин // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С. 8−11.
  99. , А.Н. К теории о развитии психики ребенка Текст. / А. Н. Леотьев // Сов. педагогика. 1945. — № 4. — С. 3−12.
  100. , А.Н. Проблемы медицинской психологии Текст.: сб. статей / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. М.: Изд-во МГУ, 1980. -135 с.
  101. , А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1959. — 31 с.
  102. , А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1981. — 584 с.
  103. , А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995. — С. 13−25.
  104. , П.Ф. Собрание педагогических сочинений Текст.: в 2 т. / П.Ф. Лесгафт- ред. коллегия: проф. Г. Г. Шахвердов [и др.] Т.2. Руководство по физкультурному образованию детей школьного возраста. 4.2. — М.: Физкультура и спорт, 1952. — 384 с.
  105. , Л.И. Женщина и спорт : социальный аспект Текст. / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2000. -№ 6.-С. 13−16.
  106. , Э. Основные проблемы педагогики и спорта Текст. / Э. Майнберг — пер. с нем. М. Я. Виленского. М, 1995. — 360 с.
  107. , Р. А. Особенности физического развития современных новорожденных в Свердловске Текст. / Р. А. Малышева, И. Н. Желоховцева, Э. В. Верхолетова [и др.] // Педиатрия. 1981. — № 11. -С. 36−39.
  108. , А.И. Воспитание организаторских умений у детей 6−7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Матусик. М., 1966. — 19 с.
  109. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М., 1972. — С. 84.
  110. , Н.Я. Взаимодействие взрослого с детьми в игре Текст. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание. -1993.-№ 3.-С. 6−15.
  111. , З.Л. Игровые занимательные задачи для дошкольников Текст. / З. Л. Михайлова. М.: Просвещение, 1985. — 96 с. 1.l
  112. , Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 67 лет Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Я. И Михайлова. -СПб., 2001.-21 с.
  113. , М. Дом ребенка Текст. / М. Монтессори. М., 1913.-341 с.
  114. , И. Моя система для детей Текст. / И. Мюллер. СПб.: Интерграф-Сервис, 1991. — 80 с.
  115. , В.И. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи Текст. / В. И. Мясищев // Проблема способностей. М., 1972. — С. 6.
  116. , Р.С. Психология Текст.: в 2 кн., кн.2. Психология образования / Р. С. Немов. М.: Просвещение, 1995. — 190 с.
  117. , Б.А. Морфология человека Текст. / Б. А. Никитюк, В. П. Чтецов. М.: МГУ, 1990. — 342 с.
  118. , Б.А. Новая техника соматотипирования Текст. / Б. А. Никитюк // Вопросы спортивной и медицинской антропологии. М., 1990. — Вып.З. — С. 121−141.
  119. Р.В. Субъекты Уральского федерального округа на демографической карте России: статистическая оценка / Р. В. Нифантова, www.invur.ru
  120. , Ю.И. Динамика физического развития новорожденных детей Ленинграда за 45 лет (1933−1978) Текст. / Ю. И. Новиков, В. В. Абрамченко, В. А. Фоминых [и др.] // Вопросы охраны материнства и детства. 1981. — Т.26. — № 1. — С. 62−64.
  121. , В.Н. Диагностика физического состояния основа эффективности педагогического руководства двигательным развитиемдетей 5−7 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Новохатько. -Киев, 1984.-24с.
  122. , Т.И. Физическая культура в детском саду Текст. / Т. И. Осокина. М.: Просвещение, 1986. — 304 с.
  123. , Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. / Е. И. Панкратьев, В. И. Москаленко // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 11.-С. 13−15.
  124. , Н.С. Вопросы психологии : значение сюжетно-ситуативных форм деятельности развития дошкольников Текст. / Н. С. Пантина. 1994. — № 4. — С. 67−73.
  125. . Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве Текст. / Н. С. Пантина. М.: РОССПЭИ, 1996. — 180 с.
  126. , Н.К. Уровень здоровья детей и подростков крупного промышленного города. Система реабилитации Текст.: дисс. д-ра мед. наук / Н. К. Перевощикова. Екатеринбург, 1997. — 347 с.
  127. , Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  128. , Ж. Суждение и рассуждение ребенка Текст. / Ж.Пиаже. -СПб, 1997.-230 с.
  129. , Н.Н. Игровая позиция важнейшее качество личности дошкольника Текст. / Н. Н. Поддъяков // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 2. — С. 21−23.
  130. , Н.Н. Проблемы дошкольной игры : психолого-педагогический аспект Текст. / Н. Н. Поддъяков, Н. Я. Михайленко. М.: Просвещение, 1987.-56с.
  131. , JI. Личностные знания Текст. / Л Полани. М.: Наука, 1986.- 152 с.
  132. , Я.А. Знания, мышление и умственное развитие Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Изд-во «Просвещение», 1967. — 135 с.
  133. , Т.В. Морфофункциональные показатели и физическая работоспособность детей 8−11 лет ханты, коми и русских Тюменской области Текст.: автореф. дис.. кадн. биол. наук / Т. В. Потапова. -Тюмень, 2001.-22 с.
  134. , М.В. Воспитательная работа в системе детских спортивных организаций Текст. / М. В. Прохорова, И. Н. Решетель, Т. В. Посохова // Актуальные проблемы массовой физической культуры и спорта: метод, рекомендации. М., 1986. — С.58−72.
  135. Рост и развитие ребенка Текст. / Под ред. Н. Н. Миклашевского. М., 1973. — 120 с.
  136. , С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. — 416с.
  137. , А.Г. Особенности общения детей 2−7 лет с посторонними и близкими взрослыми : общение и его влияние на развитие психики дошкольника Текст. / А. Г. Рузская. М.: Педагогика, 1974.-210 с.
  138. , Ю.И. Очерки физиологии и морфологии функциональной системы мать-плод Текст. / Ю. И. Савченков // М.: Медицина, 1980.-241 с.
  139. , И.И. Детский организм и среда : Формирование физ. типа в разных гео-хим. регионах БССР Текст. / И. И. Саливон, Н. И. Полина, О. В. Марфина. Мн.: Наука и техника, 1989. — 269 с.
  140. , Г. А. Мать плод — дитя: социальные и медицинские проблемы Текст. / Г. А. Самсыгина, А. А. Баранов // Педиатрия. — 1996.-№ 5. — С. 4−8.
  141. , Н.М. Исследование когнитивной сферы детей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях Текст. / Н. М. Сараева // Психологическая наука и образование. 2002. — № 1. — С. 6067.
  142. , П.В. Миф эпохи Водолея Текст. / П. В. Свиридов. -М.: Пресса, Фонд темпор. Проблем, анализа и прогн., 2000. 254 с.
  143. , О.В. Профессиональные вредности у родителей и состояние здоровья новорожденных и детей раннего возраста Текст. / О. В. Сивочалова // Педиатрия. 1995. — № 4. — С. 64−66.
  144. , В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии Текст. / В. Синельников // Дошкольное воспитание. 1998. — № 10. — С. 69−73.
  145. , З.Е. Методика разделения 6-летних детей на группы в зависимости от их физического развития Текст. / З. Е. Соломник // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 1. — С. 26−28.
  146. , В. Обосновано ли деление видов спорта на мужские и женские? Текст. /В. Староста // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 8. — С. 55−58.
  147. , В. Обосновано ли деление видов спорта на мужские и женские? Текст. / В. Староста // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 8. — С. 55−58.
  148. , Е.И. Психология взрослых : экспериментальная акмеология Текст. / Е. И. Степанова. СПб.: Алетейя, 2000. — 246 с.
  149. , М.И. Школьные реформы: взгляд врача -гигиениста Текст. / М. И. Степанова // Директор школы. 2000. — № 7. -С. 40−45.
  150. , О.С. Соматотипы и артериальное давление у школьников Текст. / О. С. Ташбаев, К. И. Тургунов, Ш. К. Хакимов // Вопросы детства. -1991.-№ 12.-С. 11−13.
  151. Тенденции социально-экономического развития уральского федерального округа за 1990−2005 гг.: Урал в цифрах. Курган: «Курганстат», 2006. — 51 с.
  152. , С. Оригинал статьи «Русский крест» http://www.mediatext.ru/docs/6271,2005.
  153. , В.Я. Гигиенические основы оценки ранних нарушений состояния здоровья детей при воздействии неблагоприятных факторов окружающей среды Текст.: автореф. дисс.. докт. мед. наук / В. Я. Уманский. Ростов-н/Д, 1992. — 26 с.
  154. Уровень жизни населения Уральского федерального округа: проблемы оценки и анализа: аналитическая работа. Курган: Изд-во ККГС, 2004.-226 с.
  155. , В.И. Спорт для всех: основополагающие принципы его развития: Тез. II Всесоюзн. научн.-практ. конф. «Физическая культура и здоровый образ жизни» Текст. / В. И. Усаков. Липецк, 2003.- 98с.
  156. , Н.И. Здоровый ребёнок Текст. / Н. И. Усов. Минск: Высшая школа, 1994. — 120 с.
  157. , Б. Вес при рождении и рост ребенка как детерминанты кровяного давления Текст. / Б. Фолкнер, С. Гульман, Х. Кушнер // Международный медицинский журнал. 1998. — № 5. — С. 454−458.
  158. , Н.А. Физиологические основы двигательной активности Текст. / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. М.: Физкультура и спорт, 1991.-224 с.
  159. , Н. Философия одиночества. Одиночество мужское и женское Текст. / Н. Хамитов. Киев, 1995. — 148 с.
  160. Харченко, Л. П Статистический анализ условий социально-экономического развития общества Текст. / Л. П. Харченко, В. Г. Долженко, В. Г. Ионин [и др.] // Статистика. М. :Изд-во ИНФРА-М, 2003. — С. 232−272.
  161. , В.А. Антропометрические параметры рожениц и новорожденных в условиях протеиново-калорической недостаточности питания Текст. /В.А. Холодков, В. А. Щуров // Современные наукоёмкие технологии, 2005. -№ 8. -С. 74−75
  162. , М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  163. , М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? Текст. / М. А. Холодная // Вопросы психологии. 1990. -№ 5.
  164. , Т.П. Развитие межполушарной функциональной ассметрии мозга у детей и половые различия (данные ЭЭГ) Текст. / Т. П. Хризман, В. Д Еремеева // Развивающийся мозг. Тбилиси, 1984. — С. 242 243.
  165. , А.Г. Девочка подросток — девушка Текст. / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. — М.: Просвещение, 1981. — 195 с.
  166. , А.Г. Мальчик подросток — юноша Текст. / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. — М.: Просвещение, 1982. — 230 с.
  167. , Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д. В. Хухлаева. М.: Просвещение, 1984. — 96 с.
  168. , Т.З. Обращение: одна из форм педагогического воздействий Текст. / Т. З. Чиркова // Дошкольное воспитание. 1988. -№ 12.-С. 48−51.
  169. , И.Б. Состояние соматических функций и физического развития детской сельской популяции Центральной Сибири Текст. / И. Б. Чмиль, JI.H. Медведев, J1.JI. Леготина // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2004. — Т.90 — № 8. — Ч. 2. — С. 315−316.
  170. , В.И. Физическое воспитание дошкольника Текст. /
  171. B.И. Шебенко. М., 1998, С. 714.
  172. , Г. А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях Текст. / Г. А. Шорин, Т. Г. Мутовкина, Т. А. Тарасова. Челябинск: ЧГИФК, 1994. — С. 85−87.
  173. , В. Умственная одаренность : Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста Текст. / В. Штерн. Пермь: РГПУ, 1997. — 128 с.
  174. , Е.И. Методика экспресс-диагностики способностей детей 6−7 лет Текст. / Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина // Вопросы психологии. 1994. — № 4. — С.4−9.
  175. , А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты Текст. / А. Г. Щедрина. Новосибирск: Наука, 1989. — 136 с.
  176. , В.П. К вопросу об адаптации племен, ведущих примитивный образ жизни Текст. / В. П. Эфроимсон // Адаптация человека. Л.: Наука, 1972. — С. 12−25.
  177. Alen, L.S. Two sexually dimorphic cell groups in the human brain text. / M. Hines, J. E. Shryne, R.A. Gorski // J. of Neurosdence. 1989. -v.9. — p. 497−506.
  178. Barbieri, M.A. Risk factors the increasing trend in low birth weight among live births born by vaginsl delivery, Brasil text. / M.A. Barbieri, A.A. Sieva, H. Bethiol, U.A. Gomes // Rev. Saude publ. 2000.- 34. N 6. — P. 596−602.
  179. Bernstein, M.H. Continuity in mental development from infacy / M.H. Bernstein, M.D. Sigman// Child.Devel. 1986. — V.57. — P. 251−274.
  180. Bhandari, N. Growth performance of affenent indian children is similar to that in developed countries text. / N. Bhandari, R. Bahl, S. Taneia, M. de Omis, M. Bhan // Bull. World Health. Organ. 2002. — 80. — N 3. — P. 189−195.
  181. Binet, A. Methodes nouvelles pour le diagnostic du niveau intellectuel des anonnaux text. / A. Binet, T. Simon // L’Annce Psychologiquc.- 1905. V. 11.
  182. Bohmen, S. What is intelligence? Stockholm: Almqvist & Wiksell Intern text. / S. Bohmen, 1980.
  183. Boomsma, D.I. Current status and future prospects in twin studies of the development of cognitive abilities: Infancy to old age text. / D.l.
  184. Boomsma // Twins as a tool of behavioral genetics / Bouchard T.Y., Propping P. (eds.) N.Y.: Wiley, 1993. P. 67−85.
  185. Bowden, A.P. Women with inflammatory polyarthritis have babies of lower birth weight text. / A.P. Bowden, J.H. Barrett, W. Fallow // J. Rheumatol., 2001.-N2.-P. 355−359.
  186. Brody, N. Personality in search of individuality text. / N. Brody.-N.Y.: Acad. Press, 1988.
  187. Brusr, G. Components of length growth variation in infants from the same population but different enviroments text. / G. Brusr, G.A. Harrison // Amer. J. Hum. Biol. 2001.-13-N 2. — P. 197−203.
  188. Cattell, R.B. The structure of intelligence in relation to the nature/nurture controversy text. / R.B. Cattell // Cancro R. (ed.) Intelligence: Genetic and environmental influences.- N.Y.: Grune & Stratton, 1971.
  189. Clayre, K.P. Headith related physical fitness: concepts and activities for elementary schoolchildren text. / K.P. Clayre, Dr. S.L. Blazer-Edina, Minn: Bellwether press., 1987. — 320 p.
  190. Claessens, A. Somatotype and bode structure of world top judoists text. / A. Claessens., Y. Beunen., R. Wellens, Y. Yeldol // J. Sports Ved. And Phys. Fitness. 1987.-V. 27.-N 1.-P. 105−113.
  191. Conrad, K. Des Konstitutiontypus als genetiscehs Problem text. / K. Conrad//Berlin, 1941.- 143 p.
  192. Crooks, D.L. Child growth and nutritional status in a high-poverty communiti in Easturn Kentucky text. / D.L. Crooks // Amer. J. Phys. Anthropol. 1999. — 109. — N 1. — P. 129−142.
  193. Eaysenck, H.J. Inequality of Man. London text. / H.J. Eaysenck, 1973.-P.47.
  194. Emde, R.N. Continuities and discontinuities in development text. / R.N. Emde, R.Y. Harmon. N.Y.: Plenum Press, 1984.
  195. Fulker, D. W. Comparative analysis of twin data text. / D. W. Fulker, I. L. Jinks // Acta genet.med. 1970. — V. 19. — N 1−2. — P. 140.
  196. Gabbard, C. Relationship and comparison of selected anthropometric measures to muscular endurance and strength in children aged 3−5 years text. / C. Gabbard, P. Patterson //Annal of Human Biol., 1980. -V. 7. -N 6. P. 583−586.
  197. Geschwind, N. Anatomical asymmetry as the basis for cerebral dominance text. / N. Geschwind // Fed. Proc. 1978. — v.37. — P. 22 632 266.
  198. Giannitrapani, D. Sex differences in the electrophysiology of higher cortical function text. / D. Giannitrapani // EEG and Clin. Neurophysiology. -1981.-v.52.-№ 3.-P.136.
  199. Goldsmith, H.H. Continuity of personality: A genetic Perspective text. / H.H. Goldsmith // Continuities and discontinuities in development / Emde R.N., Harmon R.Y.(eds.) N.Y.: Plenum Press, 1984. — P. 403−414.
  200. Gourlay, N. Heredity versus environment: an integrativ analysis text. / N. Gourlay // Psychol. Bull. 1979. — V.86. — N 3. — P. 596−615- Jensen, A.R. Genetic and education [text] / A.R. Jensen. — London, 1972. -P. 1−379.
  201. Goy, R.W. McEwen B.S. Sexual differentiation of the brain text. / R.W. Goy, B.S. McEwen Cambridge, MA: MIT Press, 1980.
  202. Hines, M. Human hormonal and neural correlates of sextyped behaviors text. / M. Hines, R. Green // Review of Psychiatry. 1991. — v. 10. -P. 536−555.
  203. Jones, В. Sex and visual Fild Effects on accuracy and decision making when subjects classify male and female faces text. / B. Jones // Cortex. 1979. — v. 15. — № 4. — P. 551 -560.
  204. Kagan, J. Change and continuity text. / J. Kagan. N.Y.: Wiley, 1971.
  205. Lansdell, H. A sex difference in effect of temporal love neurosurgery on design preference text. / H. Lansdell // Nature. 1962. -V.194.-P. 852−854.
  206. Lobmayer, P. Inequality residential segregation by income end mortality in US cities text. / P. Lob Mayer, R. Wilkinson // J. Epidimiol. And Community Health. 2002. -Vol. 56. — № 3. — P. 183−187.
  207. McLusky, N.J. Sexual differentiation of the central nervous system text. / N.J. McLusky, F. Naftolin // Science. 1981. — v.211. — P. 1294−1303.
  208. Mac Glone J. Sex differences in human brain asymmetry: A critical survey text. / Mac Glone J // Behavior and Brain Science. 1980. — v.3. — № 2. — P.215−263.
  209. Murray, J.E. Stature and body-mass index among mid-ninefeenth centtry south Chinese immigrants text. / J.E.Murray // Ann. Hum. Biol. -1994. V. 21. — N 6. — P. 617−620.
  210. Nasrat, Y. Antropometric measurements of newborns of gestational diabetic mothers: doosit indicate disproportionate fetal growth? text. / Y. Nasrat, B. Abalkohil, W. Fagech, A. Shorbat A., Z.F. El // J. Maternal-Fetal Med. -1997. -6.-N5.-P. 291−295.
  211. Newman, H.H. Twins: a study of Heredity and environment text. / H.H. Newman, F.N. Freeman. Chicago, 1937.
  212. Pattenden, S. Inequalities in low birth weight: Parental social class, area deprivation, and «lone mother' status text. / S. Patteden, H. Dolk, M. Vrijheid // J. Epidemiol. And Community Health. 1999. — 53. — N 6. -P. 355−358.
  213. Pedersen, N.L. Genetic and environmental continuity and change in prrsonality text. / N.L. Pedersen // Twins as a tool of behavioral genetics / Bouchard T.Y., Propping P. (eds.) N.Y.: Wiley, 1993. — P. 147−165.
  214. Pianta, R.C. Predictors of instability in children’s mental test performance at 24, 48, 96 months text. / R.C. Pianta, B. Egeland // Intelligence. 1994. — V.18. — P. 145−163.
  215. Piccardi, G. Symposium international sur les relations entre phenomenes solaires et terrestres en chimie-physique et en biologie text. / G. Piccardi. Pp. 1 — 210. Presses Academiquls Europeennes. Bruxelles. 1960.
  216. Piccardi, G. The problem of the relationship between spacial and terrestnial phenomena and chemical tests Atti della Fondazione Giorgio Ronchi text. / G. Piccardi. Anno XVI, № 2, Pagg. 109−121. Marzo -Aprile, 1961. Firenze.
  217. Piccardi, G. The Chemical Basis of Medical Climatology. Charles C. Thomas-Publisher. Sprigfield. Illinois. U. S. A. 1962.
  218. Rovilli-Sausse F. Growth rates of children of subsacharan African ancestry born to immigrant parensts and of French children in Paris text. / F. Rovilli-Sausse // Amer. J. Hum. Biol. 1998. — 10. — N 6. — P. 757−763.
  219. Shilds, J. Monozygotic twins brought up apart and brought up together text. / J. Shilds. London, 1962.
  220. Scheinfeld, A. Women and men text. / A. Scheinfeld. N-Y., Harcourt, Brace, 1943.
  221. Schwartz M. Comment of IQ of identical twins reared apart text. / M. Schwartz, J. Schwartz// Behav. Genet. 1976. — V.6. — N3. — P. 367−371.
  222. Sternberg, R.J. People’s conceptions of intelligence text. / R.J. Sternberg//J. ofPers. and Soc. Psychol. 1981.- 41.- P. 37—55.
  223. Stratz, C.H. Der korper des kinders und seine Pflege text. /С.Н. Stratz // Stutgart, 1922. -320 s.
  224. Swaab, D.F. A sexually dimorphic nucleus in the human brain text. / D.F. Swaab, E.A. Friers //Science. 1985.-v.228. — P. l 112−1115.
  225. Tanner, J. M. Fetus into man: Physical growth from conception to maturity text. I J. M. Tanner. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1978.
  226. Terman, L. The Measurement of Intelligence text. / L. Terman. -Houghton Mifflin Company, 1923, p. 53−54.
  227. Thompson, J. Intelligence text. / J. Thompson // McGuffin P., Shanks M.F., Hodgson R.G. (eds.) The scientific principles of psychopathology. N.Y.: Grune & Stratton, 1984.
  228. Thurstone, L.L. Primary mental abilities text. / L.L. Thurstone, T.G. Thurstone. Chicago: Science Research Assoc., 1963.
  229. Trotman, S. Sex differences in task depended EEG asymmetry text. / S. Trotman, G.R. Hummond // Psychophysiol. 1979. — v. 16. — № 5. — P. 429 431.
  230. Vetta, A. Concept and issues in the IQ debate text. / Vetta, A. // Bull. brit. psychol. soc. 1980. — V.33. — P. 246−249.
  231. Waber, D.P. Sex differences in cognition: A function of maturation rate? text. /D.P. Waber // Science. 1976. — v. 192. — № 4239. — P. 572−574.
  232. Wang, M.C. Validate of the body mass index as an indicator of adiposity in an ethnicalli diverse population of youths text. / M.C. Wang /
  233. M.C. Wang, L.K. Bachrach //Amer: J. Hum. Biol. 1996. — N 5. — P. 641 651.
  234. Wechsler, D. Manual: Wechslcr Intellegence Scale for Children text. / D. Wechsler. N.Y.: Psychol. Co, 1949.
  235. Wilson, R.S. Analysis of longitudinal twin data text. / R.S. Wilson // A.Ge. Me. Ge. 1979. V. 28. — P. 93−105.
  236. Wilson, R.S. The Louisville twin study: Developmental synchronies in behavior text. / R.S. Wilson // Child Devel. 1983. — V. 54. — P. 298−316.
  237. Zajonc, R.B. Styles of explanation in social psychology text. / R.B. Zajonc // European journal of social psychology. Albany, 1989. — Vol. 19. Ns 2. — P. 345−368.
Заполнить форму текущей работой