Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студенток в динамике пятилетнего обучения в техническом ВУЗе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения работы доложены и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы» (Екатеринбург, 2006 г.), научно-технической конференции «Физическая культура и здоровье студентов» профессорско-преподавательского состава, научных, инженерно-технических работников и аспирантов по итогам… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Физиологическая характеристика труда студентов
    • 1. 2. Состояние сердечно-сосудистой системы студентов при обучении в ВУЗе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЁМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Особенности регуляции сердечной деятельности
    • 3. 2. Состояние биоэлектрической активности миокарда
  • З.ЗПоказатели центральной гемодинамики в покое и характеристика ответных реакций сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку
    • 3. 4. Динамика физической работоспособности

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студенток в динамике пятилетнего обучения в техническом ВУЗе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сложные процессы преобразования российского общества затрагивают все его базовые институты, включая систему высшего образования (Садовничий В.А., 2004; Фурсенко A.A., 2006). Главной концептуальной установкой современной образовательной политики становится соединение серьёзных фундаментальных знаний, широкой профессиональной подготовки с высоким уровнем общей культуры студентов (Юдин Б.О., 2004). Основной целью образования является подготовка таких специалистов, которые, благодаря своему всестороннему образованию, теоретической и практической подготовке, смогут полноценно конкурировать на современном мировом рынке труда (Виленский М.Я., 2001; Куликова A.M., 2003; Чистова КВ., 2003).

Обучение в ВУЗе — длительный и сложный процесс, требующий большого напряжения всех систем организма (Игнатьева С.Н., 2000; Меньшикова М. В., 2003; Кушкова Н. Е., 2007; Поливаная Е. А., 2007). Студенческая молодёжь относится к категории лиц умственного труда и отличается рядом особенностей. Если умственная деятельность многих работников выражается в реализации научных задач, то у студентов она определяется процессом обучения и заключается в усвоении всё возрастающего объёма учебного материала, то есть в накоплении знаний и развитии интеллектуально-эмоциональной сферы (Копаев В.В., 1986; Бачериков Н. Е. и др., 1988; Виленский М. Я., 1993; Гизатулин А. Г. и др., 1995; Баютыкова Л. П., 1999; Кислицын Ю. Л. и др., 2003; Горбач H.A., Жарова A.B., 2004). Кроме этого, экономические трудности, изменение некоторых морально-этических сторон воспитания, связанные с инновациями специальных образовательных программ, ухудшающаяся экологическая обстановка не могли не сказаться на здоровье студенчества (Агаджанян H.A., 1995; Лазарев MJL, 1995; Бука Э. С. и др., 1997; Кузнецова Ю. А. и др., 1998; Бирюкова H.A., 2006; МусалимоваР.С., 2006; Батоцыренова Т. Е., 2007).

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в России в последние десятилетия приобрела особую остроту (Севрюкова Г. А., 2006). Её решение зависит как от особенностей образа жизни студентов, так и от закономерностей этапа индивидуального развития, когда заканчивается биологическое созревание организма и происходит социальное становление личности (Казин Э.М. и др., 2003). Окончательное биологическое формирование организма в 17−20 лет ещё не закончено, и знание особенностей функционального состояния организма в период обучения в ВУЗе необходимо для разработки методов целенаправленного воздействия на сохранение и укрепление здоровья студентов (Фролов И.Т., 1979; Панин В. А., Малиновский В. Г., 1996; Frankenhauser M., 1998), особенно будущих матерей (Походенько И.В. и др., 2003).

Представляя собой основную систему транспорта энергии, сердечнососудистая система признана наиболее чувствительным индикатором адаптационно-приспособительной деятельности организма как к климато-географическим условиям (Баевский P.M., 1979; Шармов П. Г., 1980; Пономаренко И. И., 1985; Баевский P.M., Берсенева А. П., 1990; Солонин Ю. Г., 1994; Кубушка О. Н., Гудков А. Б., 2004; Alexander J. et.al., 1972; Anderson T.W., Rochard J., 1979), так и к профессиональной деятельности (Агаджанян H.A., Хрущев В. Л., 1984; Гудков А. Б. и др., 1998).

Таким образом, оценка состояния сердечно-сосудистой системы студенток технического ВУЗа в динамике их обучения имеет важное как теоретическое, так и практическое значение.

Цель и задачи исследования

Цель работы — установить особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток технического ВУЗа в динамике 5-летнего обучения для оптимизации режима труда и отдыха в процессе обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у студенток.

2. Исследовать биоэлектрическую активность сердца у обследуемого контингента.

3. Изучить показатели гемодинамики у студенток в течение 5-летнего обучения в ВУЗе.

4. Изучить динамику физической работоспособности.

Положения, выносимые на защиту. 1. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студенток технического ВУЗа в динамике 5-летнего обучения имеет фазный характер и определяется сроком обучения: наиболее благоприятным и менее напряженным для студенток является обучение в седьмом и восьмом семестрах. 2. В течение первых пяти семестров обучения в ВУЗе показатели гемодинамики у девушек характеризуются снижением экономизации деятельности сердечнососудистой системы и увеличением количества атипических реакций в ответ на дозированную физическую нагрузку, что наиболее выражено в конце весенних семестров. 3. Физическая работоспособность у студенток снижается в четвёртом и десятом семестрах.

Новизна исследования. Впервые на Европейском Севере России проведено динамическое исследование состояния сердечно-сосудистой системы у одних и тех же студенток технического университета в динамике 5-летнего обучения в ВУЗе.

Выявлено, что вегетативная регуляция сердечного ритма у студенток сопровождается усилением тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы во втором, третьем, пятом и девятом семестрах. В эти же семестры наблюдается и более напряженная деятельность миокарда.

Показано, что наиболее высокая физическая работоспособность у студенток в процессе 5-летнего обучения в техническом ВУЗе в первом и во втором семестрах.

Научно-практическое значение. В результате проведенных исследований установлены особенности состояния сердечно-сосудистой системы у студенток технического ВУЗа в динамике 5-летнего обучения, дополняющие современные представления о компенсаторно-приспособительных реакциях организма студенческой молодежи. Полученные данные вносят вклад в развитие теории адаптации и в возрастную физиологию.

Полученные данные могут быть использованы для корректировки объема и интенсивности нагрузок в рамках учебной программы обучения в техническом ВУЗе.

Материалы используются в учебном процессе в Институте гигиены и медицинской экологии Северного государственного медицинского университета (акт о внедрении от 17 мая 2006 г.), в Орловском государственном техническом университете (акт о внедрении от 7 сентября.

2007 г.), в Архангельском государственном техническом университете (акт о внедрении от 11 октября 2007 г.), в Орловской региональной академии государственной службы (акт о внедрении от 14 ноября 2007 г.), в Мурманском государственном педагогическом университете (акт о внедрении от 1 апреля.

2008 г.). Материалы исследования могут быть рекомендованы для физиологов, врачей общей практики, обслуживающих образовательные учреждения, врачей функциональной диагностики и студентов медицинских вузов.

Диссертационная работа выполнена в рамках региональной научно-технической программы «Здоровье населения Европейского Севера (20 022 007)».

Апробация работы. Основные положения работы доложены и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы» (Екатеринбург, 2006 г.), научно-технической конференции «Физическая культура и здоровье студентов» профессорско-преподавательского состава, научных, инженерно-технических работников и аспирантов по итогам работ за 2006 год (Архангельск, 2007 г.), Международной научно-практической конференции «Физическое здоровье и спорт, образование и научные исследования на Севере» (Архангельск, 2007 г.), на заседаниях проблемной комиссии НТС Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Архангельск, 2007, 2008 г. г.), на заседании кафедры физической культуры Архангельского государственного технического университета (Архангельск, 2008 г.).

По материалам диссертации опубликовано 7 печатных работ. Структура и объем работы. Диссертация изложена на 127 страницах машинописного текста и состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов и практических рекомендаций. Работа иллюстрирована 10 таблицами и 20 рисунками. Библиография включает 265 отечественных и 46 зарубежных публикаций.

ВЫВОДЫ.

1. Вегетативная регуляция сердечного ритма сопровождается усилением тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы в шестом и десятом семестрах, а во втором, третьем, пятом и девятом семестрах наблюдается активация обоих отделов вегетативной нервной системы.

2. Наибольшая биоэлектрическая активность сердца у девушек выявляется во втором, третьем, пятом и десятом семестрах, причем в большей степени в левых отделах сердца.

3. Во втором, четвёртом, пятом и десятом семестрах снижается экономизация деятельности сердечно-сосудистой системы, что находит своё отражение в возрастании минутного объёма кровообращения за счёт увеличения частоты сердечных сокращений, увеличении периферического сопротивления сосудов, что указывает на возрастание энергетических затрат и уменьшение эффективности работы сердца в эти периоды.

4. В течение первых 5 семестров обучения в ВУЗе наблюдается напряжение компенсаторно-приспособительных механизмов организма студенток, о чем свидетельствует большое количество гипотонических реакций (от 26% до 60%) в ответ на стандартную дозированную физическую нагрузку.

5. В динамике пятилетнего обучения физическая работоспособность у студенток снижается в четвёртом и десятом семестрах (р<0,001), по сравнению с первым семестром (р<0,001).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Полученные результаты могут быть использованы для составления расписания учебных занятий, как в течение учебного года, так и в динамике обучения в ВУЗе.

2. Для профилактики неблагоприятных изменений в функциональном состоянии организма студентов рекомендуется динамический контроль в течение учебного года основных параметров деятельности сердечнососудистой системы, регуляторных механизмов и физической работоспособности.

3. Выявленные особенности функционального состояния организма студенток технического ВУЗа могут быть использованы в учебном процессе в медицинских и педагогических ВУЗах, а также должны быть включены в учебные программы факультетов последипломного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аберберг-Аушкале Л. А. Изменение деятельности сердца в ответ на функциональные пробы у детей младшего школьного возраста / Л.А. Аберберг-Аушкале // Новые исследования в возрастной физиологии. -Рига, 1980.-С. 5−8.
  2. P.A. Изменение показателей насосной функции сердца у спортсменов и неспоргсменов при выполнении мышечных нагрузок повышающейся мощности / P.A. Абзалов, Р. Р. Нигматулина // Типография Практической ФК № 8, -1999. — С. 24−26.
  3. Авцын А. П Введение в географическую патологию / А. П. Авцын. — М.: Медицина, 1972.-338 с.
  4. Авцын А. П Стадии адаптации легких человека в условиях Крайнего Севера / А. П. Авцын, АП Милованов // Физиология человека -1985. Т. 8. — № 3. — С. 389−399.
  5. А.П. Микроэлементозы заболевания, обусловленные дефицитом, избытком и дисбалансом микроэлементов в организме человека и животных / А. П. Авцьш, A.A. Жаворонков // Экология человека. -1994. — № 2. — С. 53−57.
  6. H.A. Динамика некоторых физиологических показателей человека при вахтово-экспедиционном методе труда в Заполярье / H.A. Агаджанян, В. Л. Хрущев // Бюллетень СО АМН СССР. 1984. -№ 2. -С.79−83.
  7. H.A. Формирование оптимального функционального уровня неспецифичной резистентности в период адаптации студентов к условиям ВУЗа / Н. А. Агаджанян, Т. В. Ионова, М. Ф. Сауткин // Физиология человека. 1994. — Т.20. — № 3. — С. 144−150.
  8. H.A. Образ жизни и здоровье студентов / H.A. Агаджанян.М., 1995. -231с.
  9. H.A. Здоровье студентов / H.A. Агаджанян. М., 1997. -199 с.
  10. H.A. Хронофизиология, экология человека и адаптация / H.A. Агаджанян, М. В. Радыш, C.JI. Совершаева // Экология человека. — 1995. -№ 1. С. 9−15.
  11. H.A. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма / H.A. Агаджанян, И. В. Руженкова, Ю. П. Старшинов //Физиология человека. — 1997. Т.23. -№ 1. — С. 93−97.
  12. H.A. Адаптация человека к условиям Крайнего Севера (Эколого-физиологические механизмы) / H.A. Агаджанян, Н. Ф. Жвавый, В. Н. Ананьев. М., «Круг», 1998. — 236 с.
  13. С.А. Прикладная статистика и основы эконометрики / С. А. Айвазян, B.C. Мхитарян. -М.: Юнити, 1998. 1022 с.
  14. A.A. Адаптация человека к экстремальным условиям: опыт прогнозирования / A.A. Айдаралиев, A.JI. Максимов. JL: Наука, 1988. -126 с.
  15. В.П. Биохимическая зависимость нарушений микроэлементного обмена у человека в Якутии / В. П. Алексеев, С. С. Гаврильцев, H.H. Созонов // Биохим. Проблемы Севера. Петрозаводск, 1976.-Вып. 7.-С. 10−12.
  16. Д.А. Работоспособность детей в горных условиях / Д. А. Алымкулов, Н. П. Серохвостов. Фрунзе: Мектеп, 1983. — 104 с.
  17. Н.М. Физическая активность и сердце / Н. М. Амосов, Я. Л. Бендет. Киев: Здоровье, 1989. — 216 с.
  18. В.Н. Особенности ЭКГ и физические возможности организма у студентов мед.ВУЗа / В. Н. Ананьев, В. В. Колпаков // Материалы 1-й Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов» М., 1995. — С. 19−21.
  19. О.В. Полный справочник кардиолога / О. В. Ананьева, Е. В. Гамзова, A.C. Иванюк, Т. И. Кошелева и др. М.: Изд-во Эксмо, 2006. -С. 332−342.
  20. Т.И. Геометеотропные реакции здорового и больного человека / Т. И. Андронова, Н. Р. Деряпа, А. П. Соломатин. Л.: Медицина. — 1982. — 245 с.
  21. М.В. Учебная нагрузка учащихся IX-X классов и их режим дня / М. В. Антропова, Е. Г. Гребенкина, Л. Г. Ластухина и др. // Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников. М.: Просвещение, 1986. С. 7−32.
  22. Г. JI. Оценка физического развития: методология и практика поисков критерия оценки / Г. Л. Апанасеко // Гигиена и санитария. — 1983.-№ 12.-С. 51−53.
  23. H.H. Проблемы тензии и тони в норме и патологии кровообращения / Н. Н. Аринчин // Физиология человека. 1978. — Т. 4. — № 3. — С. 426−435.
  24. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. М.: Медицина, 1979. — 192 с.
  25. Д.М. Функциональная проба в кардиологии / Д. М. Аронов, В. П. Лупаков. М.: МРД пресс — информ, 2003. — С. 55−56. •
  26. К.Ю. Взаимосвязь сердечного ритма с физической работоспособностью людей при адаптации к высокогорной гипоксии / К. Ю. Ахмедов, Ф. А. Щукуров // Физиология человека. 1984. — Т. 8, № 6. — С. 943−949.
  27. С.Г. Характеристика гигиенических навыков студентов в процессе учебного курса по формированию здоровья / С. Г. Ахмерова, A.A. Курманова, И. М. Левина и др. // Гигиена и санитария. 1996. № 1. С. 44−47.
  28. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 295 с.
  29. P.M. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерений АП системы кровообращения / Р. М. Баевский // Здравоохранение РФ. 1987. — № 8. — С. 45−46.
  30. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / P.M. Баевский, О. И. Кириллов, С. З. Клецкин. -М.: Наука, 1984. 224 с.
  31. P.M. Оценка функционального состояния оператора в условиях сенсорного дефицита / P.M. Баевский, Т. Д. Семенова // Физиология человека. 1986. — Т. 12. — № 4. — С. 676 — 679.
  32. P.M. Ритм сердца у спортсменов / P.M. Баевский, P.E. Мотылянская. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 143 с.
  33. P.M. Методика оценки функционального состояния организма человека / P.M. Баевский, Ю. А. Кукушкин, A.B. Марсанов, Е. А. Романов // Медицина труда и промышленная экология. 1995. — № 3. — С.30−34.
  34. P.M. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека / P.M. Баевский, А. П. Берсенева, A.JI. Максимов. 4.1. Магадан: Международный научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН, ИМБП МЗ., 1996. 56с.
  35. P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / P.M. Баевский, А. П. Берсенева. М., 1997. С. 1460.
  36. P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997. — 235 с.
  37. P.M. Адаптационные возможности организма и понятие физиологической нормы / P.M. Баевский, А. П. Берсенева // Материалы, 18 съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Казань, 2001.-304 с.
  38. JI.П. Гигиеническая оценка использования биокорректоров в режиме учебного дня студентов-стоматологов / Л. П. Баклыкова // Дисс. канд. мед. Наук. М., 1999- - 113 с.
  39. H.A. Стресс-реакции и факторы риска заболеваний у лиц молодого возраста / H.A. Барбараш, М. В. Миляева, Г. И. Тимощук и др. // Физиология человека. 1994. -Т.20. — № 1. — С. 115.
  40. Т.Е. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптационных реакций организма студентов из различных природно-климатических регионов: автореф: дис. д-ра биол. наук / Т. Е. Батоцыренова. М., 2007. — 34 с.
  41. Н.Е. Психогигиена умственного труда учащейся молодежи / Н. Е. Бачериков, М: П. Воронцов, Э. И. Добромиль // Здоровье. Киев, 1988. — 165с.
  42. A.A. Методы и средства повышения умственной работоспособности студентов в процессе адаптации к учебной деятельности (методические указания) / A.A. Башкиров, JI.M. Седова. -Казань, 1986.- 23с.
  43. A.A. Основные методы функциональной диагностики в клинике внутренних болезней / A.A. Белов, Ю. А. Данилогорская, A.A. Лакшин. М.: «русский врач», 2003. — 106 с.
  44. Ю.В. Оценка и пронозирование нарушений адаптации к учебно-спортивной деятельности у студентов младших курсов института физической культуры: автореф. дис.. канд. мед наук/Ю.В. Белоусова. -СПб., 2005.-25 с.
  45. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин JL: Наука, 1988.-270с.
  46. В.И. Изучение некоторых психофизиологических функций у студентов вузов / В. И. Берзинь // Гигиена и санитария. 1981. № 8. С. 8486.
  47. А.П. Математический анализ ритма сердца в практике массовых обследований населения / А. П. Берсенева // Вариабельность сердечного ритма. Теоретические аспекты и практическое применение. -Ижевск, 1996. -С.122−123.
  48. JI.A. Системная медицина, путь от проблем к решению / JI.A. Бибикова, C.B. Ярилов. СПбГУ, 2000. — 154 с.
  49. H.A. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях / H.A. Бирюкова // Гигиена и санитария, 2006. № 1. С. 76−77.
  50. Н.Ф. Физиологические аспекты адаптации студентов к обучению в ВУЗе / Н. Ф. Борисенко, И. И. Слепушкина, А. Г. Глущенко и др. // Гигиена и санитария. 1982. — № 9. — С.36−38.
  51. С.П. Исследование факторов эффективности умственной деятельности студентов-операторов в условиях диалога с ЭВМ / С. П. Бочарова, В. А. Логинов // Структура познавательной деятельности. — Владимир, 1989. С. 22−31.
  52. П.Е. Диагностическое значение инверсии зубца Т в грудных отведениях и амплитуда положительной фазы Р в оценке степени лёгочной гипертензии / П. Е. Бошок // Проблемы пульмонологии, 1995. -Вып. 9. С. 92−96.
  53. А.Н. Качественные характеристики ночного сна студентов медицинского вуза / А. Н. Булыгин, С. Б. Назаров, С. О. Тимошенко // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 2004. Т.90. № 8. С. 40.
  54. Ю.А. Активация памяти мотивационной информацией / Ю.А. Бурлаков//Успехи физиологических наук. 1994. Т.25. № 1. С. 75.
  55. А.И. Адаптация студентов к обучению в ВУЗе / А. И. Бурханов, Л. И. Носова, Ж. Б. Байгутанов // Гигиена и санитария. 1992. — № 7. — С. 53−55.
  56. А.И. Характеристика умственной работоспособности студентов педагогического вуза / А. И. Бурханов, Т. А. Бурханова // Гигиена и санитария. 1994. № 7. С. 39−41.
  57. А.И. Характеристика показателей центральной нервной системы студентов факультета физической культуры / Бурханов А. И., Л. И. Носова, Ж. Б. Байгутенов, Т. А. Муценко // Гигиена и санитария. — 1996. № 3. — С.39−40.
  58. А.И. Характеристика функции внешнего дыхания у студентов / А. И. Бурханов, Т. А. Муценко // Гигиена и санитария. 1997. № 2. С. 3234.
  59. Л.А. Электрокардиография / Л. А. Бутченко // Сердце и спорт. -М. Медицина, 1968. С. 115−138
  60. А.Д. Возрастные изменения артериальной системы в зависимости от физической активности людей / А. Д. Валтнерис // Кардиология. -1972. -Т. 12, № 11. -С. 118−120.
  61. У.К. Интерпретация ЭКГ / У. К. Вартак. М.: Медицина, 1978. -152 с.
  62. Ю.В. Основы специальной физической подготовки / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 332 с.
  63. М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов / М. Я. Виленский. -М., 1993. -156 с.
  64. М.Я. Основы здорового образа жизни студентов / М. Я. Виленский. -М., 1995. 162 с. -55.
  65. М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры.-2001. -№ 3.-С. Ю-13.
  66. Ю.А. Онтогенез кровообращения человека / Ю. А. Власов. -Новосибирск: Наука, 1985. 266 с.
  67. ЮА. Кровообращение и газообмен человека / Ю. А. Власов, Г. Н. Окунева. Новосибирск: Наука, 1983. — 206 с.
  68. Н.Я. Влияние экзаменов на сердечную деятельность студентов / Н. Я. Волкинд // Физиология человека. 1981. — Т. 7. — № 6. — С. 38−41.
  69. Н.Я. Влияние экзаменов на сердечную деятельность студентов младших и старших курсов / Н. Я. Волкинд // Высшая нервная деятельность. 1982. — № 1. — С. 158.
  70. В.И. Климатическая оценка утомления во врачебно-спортивной практике / В. И. Волков. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1973. — 169 с.
  71. A.C. Электрокардиография: новейший справочник / A.C. Воробьев. -М: Изд-во Эксмо- СПб: Сова, 2003.-560 с.
  72. В. А. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов к учебному процессу в вузе / В. А. Гаврилова. Кишинев, 1990. С. 15−18.
  73. С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С. А. Гапонова // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 4. С. 131−135.
  74. Д.М. Взаимосвязь вуза и внешних факторов формирования физического здоровья студентов / Д. М. Гилядзинов, Б. Г. Акчурин // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы I Всероссийской науч. конф. 21−23 ноября 1995. -М., 1995. С. 61−62.
  75. Л.И. Математический метод оценки индивидуальных показателей гемодинамики человека / Л. И. Глико, В. Г. Решетнев, Е.М. Решетнева//Выпуск № 3., Санкт-Петербург, 1997. -42с.
  76. А.Г. Факторы, влияющие на работоспособность и функциональное состояние студентов 1 курса / А. Г. Глушенко, И. Л. Слепушкин // Гигиена и санитария. 1981. № 3. С. 34−37.
  77. Е.В. Компетентный подход в современном высшем профессиональном образовании Франции и России: дис|с. канд. пед. наук / Е. В. Григорьева. М., 2007. — Зс.
  78. Н.П. Влияние профиля обучения в лицеях на функциональное состояние организма учащихся / Н. П. Гребняк, В. В. Машинистов, Е. В. Вербаховская, В. Ю. Деменков // Гигиена и санитария. 1999. — № 1. -С.31−34.
  79. A.B. Динамика кровообращения у школьников в условиях Европейского Севера: Автореф. Дисс. докт. мед. наук / A.B. Грибанов. Архангельск, 1991. — 38 с.
  80. H.A. Проблема здоровья студентов вузов: Материалы междун. конгресса / H.A. Горбач, A.B. Жарова. М., 2004. — Ч. 1. — С. 263- 265.
  81. А.И. Концепция здоровья и проблема нормы в космической медицине / А. И. Григорьев, P.M. Баевский. -М.: «Слово», 2001. — 96 с.
  82. А.Б. Физиологическая характеристика нетрадиционных режимов организации труда в Заполярье / А. Б. Гудков, Ю. Р. Теддер, Ю. Л. Пацевич. Архангельск, 1998. — С. 51−61.
  83. Гук Е. П. Роль спорта в укреплении здоровья студентов и повышения их успеваемости / Е. П. Гук, Р. Л. Капелиович // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 3. — С. 46.
  84. ДанишевскийХ.М. Патология человека и профилактика заболеваний на Севере / Г. М. Данишевский. — М.: Медицина, 1968. 412 с.
  85. В.П. Оптимизация учебной деятельности студентов / В. П. Дегтярев // Медицина и здравоохранение. Охрана труда. 2003. — № 5. -123 с.
  86. Г. М. Оценка функционального состояния организма при умственной и физической деятельности человека по некоторым вегетативным показателям и электролитам слюны: автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1980. -20 с.
  87. В.А. Профилактика экзаменационного стресса / В. А. Доскин //Школа и психическое здоровье учащихся/Под ред. СМ. Громбаха. М.: Медицина-1988.- С. 147−160.
  88. B.JI. Практическая электрокардиография / B.JI. Дощицын -М.: Медицина. 1986. — № 5. — С.50−53.
  89. Н.П. Что такое человек? /Н.П. Дубинин. М.: Мысль, 1983. — 334с.
  90. В.И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский. 3-е изд., доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 528 с.
  91. С.А. Самоконтроль физического состояния / С. А. Душанин, Е. А. Пирогова, Л .Я. Иващенко. Киев: Здоровье, 1980. -26 с.
  92. A.M. Особенности здоровья и образа жизни молодёжи /
  93. A.M. Дюкарева // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1995. — № 2. — С. 23−26.
  94. В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В. П. Дядичкин. Минск: Высшая школа, 1990. -119с.
  95. В.Г. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека на Севере: дис.. д-ра биол. наук /
  96. B.Г. Евдокимов. Сыктывкар, 2004. — 170 с.
  97. А.И. Влияние физической тренировки студентов-спортсменов на функциональное состояние организма в период экзаменов / А. И. Емец. Гигиена и санитария. — 1978. — № 2. — с. 42.
  98. Ю.А. Возрастная физиология / Ю. А. Ермолаев. — М.: СпортАкадемПресс, 2001. -444с.
  99. A.B. Здоровье студентов вузов г. Красноярска и оптимизация мероприятий по его сохранению: автореф. дис.. канд. мед. наук /
  100. A.B. Жарова. Красноярск, 2004. — 25 с.
  101. Ю. Д. Целостная профессиональная деятельность как системообразующий фактор построения, обучения специалистов в вузе / Ю. Д. Железняк // Теория и практика. 1994. — № 12. — С. 34.
  102. Ю. Д. Факультеты физической культуры: от информационного обеспечения к информационным технологиям / Ю. Д. Железняк, E.JI. Воробьева // Междунар. научно-практ. конф.: Материалы докл. — Ижевск, 1999. — С. 180−183.
  103. Д.И. Ритмограмма как отображение особенностей регуляции сердечного ритма / Д. И. Жемайтите // Ритм сердца в норме и патологии. Вильнюс, 1970. — 99 с.
  104. Д.И. Взаимодействия парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы в регуляции сердечного ритма / Д. И. Жемайтите, Г. А. Варонецкая, E.H. Соколов // Физиология человека. 1985. — Т. 11. — № 3. — С. 448−455.
  105. В.И. Классификация изменений электрокардиограммы при мышечной нагрузке у здорового человека / В. И. Завьялов // Физиология человека. 1985. — Т.Н. — № 2. — С. 201−207.
  106. В.П. Методы исследования в физиологии труда / В. П. Загрядский, З.К. Сулема-Саммуйло. Л.: Наука, 1976. — 93с.
  107. .В. Влияние экзаменационной обстановки на функциональное состояние организма студентов / Б. В. Задорожный,
  108. B.И. Иванов // Гигиена и санитария. 1983. — № 6. — С.85−86.
  109. В.М. Исследование физиологических аритмий сердца / В. М. Зациорский, С. К. Сарсания // Математические методы анализа сердечного ритма. М.: Наука, 1968. — С. 31−50.
  110. В.П. Кариес зубов у коренного и приезжего населения Архангельской области / В. П. Зеновский // Стоматология. 1985. -№ 1. — С. 73−75.122.3убдинов Ю. И. Азбука ЭКГ. Боли в сердце / Ю. И. Зубдинов. Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 240 с.
  111. Г. Г. Характеристика состояния здоровья студентов за годы обучения в вузе / Г. Г. Иванов. В. Н. Воронцов // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы Международной научно-практической конференции. 1996. С. 40.
  112. С.Н. Психофизиологические и метаболические аспекты адаптации к обучению студентов медицинского ВУЗа на Европейском Севере: дисс. докт. мед. наук / С.Н. И Игнатьева. Архангельск, 2000.-295с.
  113. В.М. О взаимосвязи общей и профессионально-прикладной физической подготовки в процессе физического воспитания студентов / В. М. Ильинич // Теория и практика физической культуры. — 1979. -№ 10.-С. 37−38.
  114. Ияд С. Физиологические особенности и критерии оценки уровня адаптации студентов к процессу обучения в вузе: автореф. дис.. канд. биол. наук / С. Ияд. М., 2005. — 16 с.
  115. Э.М. Комплексный подход к оценке функциональных состояний человека / Э. М. Казин, Е. А. Анисова, А. Р. Галеев и др. // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 2. С. 112−121.
  116. В.П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1980. 192 с.
  117. В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. JL: Медицина, 1980. — 207 с.
  118. Карпман В.Н. PWC-170 проба для определения физической работоспособности / В. Н. Карпман, З. Б. Белоцерковский, Б. Г. Любина // Теория и практика физической культуры. — 1969. — № 10. — С. 37−39.
  119. В.Н. Тестирование в спортивной медицине / В. Н. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. -М.: ФиС. 1988. — С. 103−106.
  120. JI.H. Влияние учебной нагрузки на умственную работоспособность студентов / JI.H. Катаева, С. И. Катаев // Материалы Первой Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». М., 1995. — С. 98−100.
  121. Т.Н. Динамика изменений частоты сокращений сердца при умственной нагрузке возрастающей интенсивности / Т. Н. Козлова, Т. А. Стрелков // Физиология человека. 1979. Т. 5. № 3. С. 561.
  122. В.М. Определение показателей физической работоспособности у лиц летного состава и их клиническая оценка / В. М. Кондраков, В. И. Каледенок, Л. И. Арсеньева // Космическая биология. 1983. — № 1. — С.82−84.
  123. В.В. Здоровье и работоспособность человека / В. В. Копаев. — М., 1986.
  124. О.В. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека / О. В. Коркушко, В. Б. Шатало, Т. В. Шатило, Е. В. Короткая // Физиология человека. -М: Наука, 1991. Т. 17. — № 2.- С.31−33.
  125. А. Ф. К философскому пониманию теории человека. Соотношение биологического и социального в человеке / А. Ф. Косырев. -М.: Мысль, 1975. С. 37−47.
  126. С.А. Вариабельность ритма сердца: представления о механизмах / С. А. Котельников, А. Д. Ноздрачев, М. М. Одинак и др.//Физиология человека, 2002. Т. 28. № 1. С. 130−143.
  127. А.Г. Физическая работоспособность студентов и пути её повышения / А. Г. Кочетков, И. П. Должункова, О. В. Бирюкова // Образ жизни и здоровье студентов. Горький, 1990. — С.80−84.
  128. A.B. Физическое состояние студенток при оздоровительно-тренировочных занятиях атлетической гимнастикой на начальномэтапе обучения в вузе: автореф. дис. .канд. биол. наук / A.B. Кочнев. Архангельск, 2007. -21 с.
  129. И.Г. Показатели физического развития современных студентов / И. Г. Кретова // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 2004. Т.90. № 8. С. 375.
  130. О.Н. Легочный газообмен и его экономичность у детей-северян старшего школьного возраста / О. Н. Кубушка, А. Б. Гудков // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова. 2004. № 1. С.89−92.
  131. В.И. К вопросу о прогнозировании умственного утомления: Автореф. дисс. канд. мед. наук / В. И. Кудрявцева. М., 1974. — 20 с.
  132. Ю.А. Напряженная умственная деятельность и состояние регуляции сердечно-сосудистой системы / Ю. А. Кундиев, А. О. Навакатикян, А. И. Томошевская //Физиология человека. 1976. № 3 С. 433−439.
  133. Э.М. Система программ анализа регуляции ритма сердца «Каритм» / Э. М. Кутерман // Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение: Материалы международного симпозиума. Ижевск, 1996. — С. 154−155.
  134. Н.Е. Взаимосвязь параметров внешнего дыхания, кровообращения и вариабельности сердечного ритма у студентов: автореф. дис. .канд. мед. наук /Н.Е. Кушкова. — Архангельск, 2007. — 20 с.
  135. М.Л. Юные учителя здоровья / М. Л. Лазарев. М., 1995. С. 7278.
  136. О.Д. Влияние режима питания на показатели надёжности умственного труда студентов / О. Д. Лившиц, Л. А. Меньшикова // Гигиена и санитария. 1992. — № 1. — С. 331−333.
  137. O.A. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде. Методические рекоммендации / O.A. Лихачева, Л. П. Степанова, Н. С. Удароваи др. —М: Экономика, 1990. 110 с.
  138. A.B. Образ жизни учащейся молодежи в аспекте здоровья /
  139. A.B. Ляхович, А. И. Маркова // Гигиена и санитария. 1994. — № 7. — С.47−50.
  140. A.B. Концептуальная модель формирования здоровья студентов в условиях педагогического вуза / A.B. Ляхович, С. Г. Ахмерова, A.A. Курмаева// Гигиена и санитария. 1996. № 2. С. 52−56.
  141. A.B. Взаимосвязь умственной и физической работоспособности с разным уровнем двигательной активности: Автореф. дис. канд. биол. Наук / A.B. Маглеванный. Львов, 1988. -17 с.
  142. Е.В. К вопросу функциональных состояний вегетативной нервной системы при эмоциональном стрессе у студентов во время экзамена / Маркова Е. В., Коптюх В. В. // Гигиена и санитария. 1978. -№ 2. — С. 45.
  143. A.A. Суточные ритмы физиологических процессов организма и трудовой деятельности / A.A. Маркосян // Мат. 2-го науч.- метод, симп. по возрастной физиологии школьной жизни: Материалы докл. Кострома, 1972. — С. 47−48.
  144. В.А. Физиология перемещений человека и вахтовый метод /
  145. B.А. Матюхин, С. Г. Кривощеков, Д. В. Дёмин. Новосибирск: Наука, 1986.-С. 196.
  146. В.И. Мониторинг психофизиологического потенциала населения: методические возможности реализации идеи / В. И. Медведев, Г. М. Зараковский, Г. Б. Степанова // Физиологии человека. -1995. Т.21. № 6. С. 5−13.
  147. M.B. Психофизиологические особенности адаптации студентов к учебе в медицинском ВУЗе: автореф. дис. .биол. мед. наук / М. В. Меньшикова. Архангельск, 2003. — 22с.
  148. В.М. Вариабельность сердечного ритма. Опыт практического применения метода / В. М. Михайлов. Иваново, 2000. -200 с.
  149. В.М. Вариабельность сердечного ритма: опыт практического применения метода. Изд. второе, переработанное и доп. / В. М. Михайлов. Иваново: Иван. гос. мед. академия, 2002. — 290 с.
  150. М.П. Гигиеническое обоснование экспериментальной программы по физическому воспитанию в специальном учебном отделении для студентов медицинского вуза: автореф. дис. .канд. биол. наук / М. П. Мицулина. Волгоград, 2003. — 26 с.
  151. P.C. Сравнительный анализ морфофункциональных и психофизиологических показателей студентов в условиях загрязнения окружающей среды: автореф. дис. .канд. биол. наук / P.C. Мусалимова. Казань, 2006. — 18 с.
  152. А.О. Влияние умственного труда с различной степенью нервно-эмоционального напряжения на сердечно-сосудистую систему / А.О. Навакитян//Кардиология. № 3.1973. С. 50−56.
  153. А.О. Возрастная работоспособность лиц умственного труда/А.О. Навакатикян, В. В. Крыжановская. Киев: Здоровье, 1979. С. 205.
  154. Н. П. Состояние вегетативных функций у здоровых людей в условиях Крайнего Севера: Автореф. дис. докт. мед. наук / Н. П. Неверова. Новосибирск, 1972. — 39 с.
  155. Н.П. К вопросу о механизмах периода акклиматизации в Арктике / Н. П. Неверова, Т. И. Андронова, М. И. Мочалова // Адаптация человека. JI., Наука. 1977. — С. 191.
  156. И.Г., Фёдоров Б. М. Проблемы математического анализа сердечного ритма / И .Г. Нидеккер, Б. М. Федоров // Физиология человека. 1993. — Т. 19. — № 3. — С. 80−87.
  157. Т.Н. О высоком зубце Т электрокардиограммы у здоровых людей / Т. Н. Никитина // Материалы к итоговой научной конференции. Новокузнецк, 1970. — Т. 1. — С. 63−66.
  158. М.Б. Гигиеническая оценка работоспособности студентов в динамике учебного процесса / М. Б. Ниязмухамедова // Актуальные вопросы гигиены и краевой инфекционной патологии. -Душанбе, 1981.-С. 133−134.
  159. В.Д. Социально-психологические и педагогические аспекты формирования здорового образа жизни / В. Д. Новиков. Новосибирск: НТМИ, 1987.-97 с.
  160. В.П. Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека / В. П. Озеров. -Ставрополь: Сервисшкола, 2006.-472 с.
  161. Е.А. Особенности адаптации студентов к учебному процессу в зависимости от психофизиологического статуса: автореф. дис. .канд. биол. наук / Е. А. Осадчая. Орел, 2004. — 18 с.
  162. В.Н. Руководство по электрографии / В. Н. Орлов. М.: Медицина, 1983. 526 с.
  163. П.С. Нормальная физиология: Учебник / П. С. Орлов, А. Д. Ноздрачев. — ГЭОТАР-Медиа, 2005. С. 483−493.185.0сколкова M.K. Электрокардиогрфия у детей / М. К. Осколкова, О. О. Куприянова. 2-изд. доп. и испр. М. МРД пресс — информ, 2004. — 352 с.
  164. Н. Р. О влиянии акклиматизации в Арктике и Антарктике на сердечно-сосудистую систему человека / Н. Р. Палеев // Вопросы климато-патологии в клинике сердечно-сосудистых заболеваний. М., 1961.-С. 107−109.
  165. В. Г. К формированию «школы здоровья» человека / В. Г. Панаев, Е.А. Разумовский// Всерос. науч.- практ. конф.: Матер, докл. -М., 1994.-С. 68−69.
  166. JI.E. Психосоматические взаимоотношения при хронических эмоциональных напряжениях / JI.E. Панин, В. П. Соколов. — Новосибирск: Наука, 1981. 179с.
  167. В.А. Оценка физического состояния студентов на занятиях физкультуры / В. А. Панин, В. Г. Малиновский //Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы V Международной научно-практической конференции. 1996. С. 68.
  168. В. В. Методы математического анализа сердечного ритма / В. В. Парин, Р. Н. Баевский. М.: Наука, 1968. — 136 с.
  169. В.В. Важнейшие аспекты комплексных исследований процессов регуляции висцеральных систем организма человека / В. В. Парин, P.M. Баевский // Успехи физиол. наук. 1970. — № 2. — С. 100 112.
  170. Э. Я. Особенности изменений вегетативной системы в процессе акклиматизации на Севере / Э. Я. Пиньковская // Особенности патологии вегетативной нервной системы на Севере. -Архангельск, 1972. С. 95−97.
  171. Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко, Н. П. Страпко. Киев: Здоровье, 1986. — 152 с.
  172. В.В. Психофизиологическая адаптация студентов в условиях экзаменационного стресса / В. В. Плотников // «Физиология экстремального состояния. Индивидуальная защита человека». — Материалы докладов 2-й Всесоюзной конференции. М., 1986. — С.53.
  173. В. В. Психофизиологические аспекты ВУЗовского обучения / В. В. Плотников, Н. В. Вязовец. М., НИИВШ, 1986. — 40 с.
  174. В.М. Нервная регуляция сердца / В. М. Покровский // Науч. тр. Краснодар, 1981. — 110 с.
  175. Е.А. Стоматологическое здоровье студентов Архангельской области в зависимости от конституционального типа телосложения: автореф. дис. .канд. мед. наук/Е.А. Поливаная.-Б.м., 2007. -18 с.
  176. И.И. Особенности физиологической адаптации студентов технических вузов в зависимости от степени нервного эмоционального напряжения организма / И. И. Пономаренко // Бюллетень Сибирского отд. АМН СССР. 1985. № 2. С. 44.
  177. Г. М. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов в зависимости от характерологических свойств личности: Дис. канд. пед. наук / Г. М. Популо. Самара, 2006. — 32 с.
  178. И.В. Медико-социальные проблемы неработающих беременных женщин в условиях сельской местности и пути их решения / И. В. Походенько, Б. А. Петров, С. А. Дворянский. Киров, 2003.-3 с.
  179. В.Г. Комплексная оценка функционального состояния студентов / Присенко В. Г., Приставке В. Т., Гружевская В. Ф.,
  180. В.И. // Респуб. науч.-практ. конф.: Тез. докл. Барнаул, 1989, — С. 21−22.
  181. В.М. Особенности организации учебного процесса студентов и некоторые показатели их функционального состояния в период экзаменов / В. М. Провоторов, Т. С. Уварова // Здравоохранение Российской Федерации. 1988. — № 9. — С.30−32.
  182. В. Д. Медико-биологическое обоснование физического воспитания студентов с нарушениями в состоянии здоровья: Дис. д-ра мед. наук / В. Д. Прошляков. Рязань, 1997. — С. 41−43.
  183. Н.В. Социально-психологические аспекты табакокурения среди студентов медицинских и немедицинских вузов: автореф. дис.. канд. мед. наук / Н. В. Радкевич. М., 2005. — 24с.
  184. С.Ю. Физиологические особенности адаптации студентов к обучению в вузе при различной организации двигательной среды: автореф. дис.. канд. биол. наук / С. Ю. Размахова. — Архангельск, 2004.-21 с.
  185. Н. М. О социальной цене реформ. Куда идет Россия / Н. М. Римашевская. М., 1995. — С. 364−367.
  186. Н. М., Бреева Е. Б. Здоровье новорожденных будущее здоровье нации / Н. М. Римашевская, Е. Б. Бреева // Социологические исследования. -1996. — № 11. — С. 42−45.
  187. М.П. Региональные и сезонные особенности функционирования кардиореспираторной системы жителей Севера / М. П. Рощевский, В. Г. Евдокимов, A.C. Овсов, Н. Г. Варламова // Физиология человека. 1994. — Т. 20. — № 6. — с. 75−81.
  188. О.Т. Особенности адаптации мигрантов (индийцев) к условиям Европейского Севера / О. Т. Рувинова, JI.E. Деряпина // Физиология человека. 1997. — Т 23. — № 4. — С. 90−94.
  189. В.Н. Биологические основы индивидуально-типологических различий / В. Н. Русалов. М.: Наука, 1989. — 352 с.
  190. В.А. Модернизация российского образования / В. А. Садовничий // Экономика и Образование сегодня. 2004. — № 8. С. 8−9.
  191. П.Л. Индивидуальные различия в устойчивости студентов к эмоциональному стрессу / П. Л. Салматов // Успехи физиологических наук, 1994. Т. 5. — № 4. — С.47−51.
  192. П.Л. Влияние сообщений о результативности деятельности человека на ритмограмму сердца / П. Л. Салматов, В. А. Полянцев // Физиология человека, 1992. Т. 4. — С. 47−51.
  193. A.A. Влияние экзаменационного стресса на некоторые показатели гемодинамики и функциональное состояние нервной системы студентов / A.A. Самохина, Г. Т. Тнимова // Здравоохранение Казахстана. 1985. — № 7. — С. 20−22.
  194. Э.Э. Новый метод оценки функционального состояния -центральной нервной системы у лиц, занятых умственной деятельностью / Э. Э. Саркисянц, О. Н. Сараджева, Т. Ш. Миннибаев // Гигиена и санитария. 1980. № 10. С. 51- 56.
  195. Е.Д. Особенности вариабельности сердечного ритма до и после урока физкультуры / Е. Д. Синяк, Н. И. Шлык, Н. Ю. Лаврова // Валеология: проблемы и перспективы развития: Материалы междун. науч.-практ. конф. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1998.- С. 70−71.
  196. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2003. — 272 с.
  197. Г. М. Образование и здоровье: Комплексная программа Ставропольского государственного университета / Г. М. Соловьев. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. 48 с.
  198. Н.В. Изменения физиологических и психологических функций у студентов медицинского ВУЗа в динамике учебного года на Европейском Севере: автореф. дисс. канд. мед. наук. -Архангельск, 1998. 18 с.
  199. Ю.Г. Широтные особенности физиологических функций у жителей Севера / Ю. Г. Солонин // Физиология человека. 1994. — Т.20. — № 6. — С. 137−143.
  200. Ю.Г. Гемодинамика, выносливость и психомоторика у жителей разных широт в контрастные периоды года / Ю. Г. Солонин // Физиология человека. 1996. — Т.22. — № 3. — С. 113−117.
  201. Ю.Г. Возрастная динамика некоторых физиологическихфункций у жителей Севера / Ю. Г. Солонин // Физиология человека. — 1998. Т.24. — № 1. — С. 98−103.
  202. А.П. Психофизиологическая характеристика адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности: Автореф. дисс. докт. мед. наук / А. П. Спицын. Киров, 1999. — 38с.
  203. С.И. Биоритмологические проблемы адаптации / С. И. Степанова. М.: Наука, 1986. — 241 с.
  204. В.Б. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса. Журнал высшей нервной деятельности /В.Б. Стрелец, H.H. Самко, Ж. В. Голикова. 1998. — Т.48. — № 3. — С. 458−463.
  205. P.C. Временный иммунодефицит, вызванный чрезмерно большими физическими и эмоциональными нагрузками / P.C. Суздальский // Теория и практика физич. культуры. 1989. — № 1. — С. 4−7.
  206. И.Р. Биологические ритмы психофизиологических функций у лиц физического и умственного труда: Дисс. канд. мед. наук / И. Р. Тагаева. -М., 1999.- 214с.
  207. Ю.Р. Особенности метаболизма фтора при адаптации организма к охлаждению / Ю. Р. Теддер, A.A. Жаворонков // Физиология человека. 1988. — Т.6. — № 1. — С. 123−128.
  208. JI.H. Оптимизация адаптации к факторам среды обитания Европейского Севера: Автореф. дисс. докт. мед. наук / JI.H. Терновский. -М., 1996.-41 с.
  209. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников / И. О. Тупицын. М.:1. Педагогика, 1985. 87 с.
  210. М.Г. Нервная регуляция сердца / М. Г. Удельнов. М.: МГУ, 1961.-92 с.
  211. М.Г. Физиология сердца/М.Г. Удельнов. М., 1975.
  212. Е.А. Энергообмен и вегетативные функции у студентов при учебных и экзаменационных нагрузках / Е. А. Умрюхин, Е. В. Быкова, Н. В. Климина // Физиология человека. 1996. — Т.22. — № 2. — С. 108 111.
  213. Т.Ю. Двигательная активность студенческой молодежи как компонент здорового образа жизни / Т. Ю. Унгарова // Наука -Северному региону. 2006. — Вып. 67. — С. 329−334.
  214. М.И. Кровообращение / М. И. Фалков, Д. Нил. М.: Медицина, 1983. — 576 с.
  215. .М. Эмоции и сердечная деятельность / Б. М. Фёдоров. -М., 1977.-215 с.
  216. Л.А. Оценка психосоматического здоровья студентов на основе математико-статистического моделирования по данным мониторинга: автореф. дис. .псих, наук / Л. А. Фоменко. СПб., 2002. -31 с.
  217. Фурсенко А. А. Образование для инновационного общества / A.A. Фурсенко // Вестник актуальных прогнозов. 2006. № 13. — С. 131−132.
  218. Э.Н. Некоторые аспекты образа жизни и состояния здоровьястудентов / Э. Н. Хисамов, P.C. Мусалимова // Гигиена и санитария. -2004. № 4. С. 53−55.
  219. И.В. Управление качеством профессионального образования в колледже / И. В. Чистова // Высшее образование сегодня. 2003. -№ 5.-С. 16−19.
  220. А. В. Физическое воспитание и здоровье студентов / А. В. Чоговадзе // Здравоохранение РФ. 1984. — № 6. — С. 13−16.
  221. A.B. Спортивная медицина / A.B. Чоговадзе, П. А. Бутченко // Руководство для врачей. М.: Медицина, 1984. — С. 60−74.
  222. В.Д. О хронотропном резерве миокарда / В. Д. Чурин // Физиология человека, 1978. № 3. — С. 394−399.
  223. А.Б. Особенности сопряженного дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психо-эмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией / А. Б. Шангин, В. И. Шостак //Физиология человека. 1992. — Т. 18. — № 1. — С. 117−122.
  224. JI.A. Динамика функционального состояния организма студентов на начальном этапе обучения: Дисс. канд. биол. наук / JI.A. Шаренкова. Архангельск, 2001. — С. 42−51.
  225. В.Н. К методике определения жировой и активной массы тела у спортсменов / В. Н. Шварц // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 1. — С. 21−22.
  226. И.М. Показатели глюкокортикоидной активности коры надпочечников при физической нагрузке / И. М. Шехтер, Ж. Ж. Басс, А. Ф. Бунятян // Мышечная деятельность и состояние системнейроэндокринной регуляции. M., 1973. — С. 23−28.
  227. A.JI. Типологические особенности физического развития и функционального состояния студентов медицинского вуза в динамике лет обучения: автореф.. канд. мед. наук / JI.A. Шкляр. Волгоград, 2006.-22 с.
  228. Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе/ Ю. В. Щербатых // Физиология человека. 2000. -Т.26. — № 5. — С. 151−152.
  229. Ю.В. Экзамен и здоровье / Ю. В. Щербатых //Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 53−56.
  230. Ю.В. Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы / Ю. В. Щербатых //Психологический журнал. 2002. — № 1. С. 118−122.
  231. .О. О гуманитарной составляющей высшего образования / Б. О. Юдин // Вестник высшей школы. 2004. — № 5. — С.3−4.
  232. Т.В. Оценка риска при воздействии химических веществ питьевой воды в городах Архангельской области / Т. В. Юрченко, О. С. Вострых // Бюллетень СГМУ. Архангельск, 2006. — № 1. — С. 233−235.
  233. Е.А., Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов / Е. А. Юматов, В. А. Кузьменко, В. И. Бадиков, О. С. Глазачев, Л. И. Иванова // Физиология человека. 2001. Том 27. № 2. — С. 104−111.
  234. И. М. К вопросу об оздоровительной и профилактической направленности занятий по физическому воспитанию со студентами / И. М. Янкаускас // Теория и методика физической культуры. 1986. -№ 10. — С. 10−14.
  235. P.I., Аронсон Ф. Наглядная кардиология / P.I. Aaronson, J.P.T. Ward, С.М. Wiener, Ф. Аронсон, Дж. Вард, Г. Винер- Пер. с англ. С. Л. Дземешкевич. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. С. 38−39.
  236. Ajiki К. Autonomic nervous system activity in idiopathic dilated cardiomyopathy and in hypertrophic cardiomyopathy / K. Ajiki, Y.
  237. Murakava, M.A. Yanagisawa // Am. J. Cardiol. 1993. — № 71. — P. 13 161 320.
  238. Alexander G. Regional distribution of cardiac output in young lambs: Effect of cold exposure and treatment with catecholamines / G. Alexander, A.N. Bell, B.P. Setchell // J. Physiol (G. Brit.'), 1972. Vol.220. — P. 511 528.
  239. Alpher S. Effects of cognitive and psycho-motor tasks on breath holding span / S. Alpher, B. Nelson, R.L. Blanton // J. Appl. Physyol. 1986. V. 61. № 3. P. 1149−1152.
  240. Anderson T.W. Gold snaps, snowfalls and sudden death from ischaemic heart disease / T.W. Anderson, G. Rochard // Canad. Medical Associat. -1979. — Vol. 121. -№ 12.-P.1580−1583. ,
  241. Mc Ardle W. Exercise physiology / Mc. W. Ardle, F. Katch, V. Kateh // New York, 1981.-630 p.
  242. Astrand P. Experimental studies of Physical working capacity in relation to sex and age / P. Astrand. Copenhagen, 1952. — 141 p.
  243. Astrand P. Textbook of work Physiology / P. Astrand, J. Ryhming // J. Appl. Physiol. 1954. — Vol. 7. -P. 218.
  244. Astrand P. Textbook of work physiology: Physiological bases of exercise / P. Astrand, K. Rodahl. New York: St. Louis Ms Graw-Hill. — 1977. — P. 682.
  245. Axelrod J. Catheholamines / J. Axelrod, R. Weinshiboum // N. Engl. J. Med. 1972. — Vol. 287. — P. 237−242.
  246. Beck A.T. Anxiety and psychophysiological disorder. In Anxiety / A.T. Beck // Ed.: Ch. D. Spielberger, New Jork- London. 1972. — Vol. 2. — P. 138−256.
  247. Blomart Jeannine. Du rutme biologigue au temps scolaire, etude des effects de ramenagement horaire sur la fatigue scolaire / Blomart Jeannine, Delvigne Francoise // Rech, educ: Theor. etprat. 1994. № 18−19. — P. 15−36.
  248. Bortel W. Bedeutung unterschieldlicher wochentlicher Trainingshaufiokeit bei deginierter Reizinskat und dauer fur die Entwick lund der physischen Zeistungsfahigkeit / W. Bortel // Med. ung Sport. 1977. — V. 17.-№ 1.-P. 18−27.
  249. Brien J.A. Heart rate variability in healthe subjects: effect of age and the derivation of normal ranges for test of autonomic function / J.A. Brien, P. Hare, L.J. Carral // Br. Heart. — J. -1986. — Apr. 55 (4). — P. 348−354.
  250. Cerutti X. A comparison between RR and R-T variability signals in normal and pathological subjects / X. Cerutti, G. Baselli, M.G. et al. // Comput Cardiol, 1990. P. 167−169.
  251. Colquhoun P. Psychological and psychophysiological aspects of work and fatigue/P. Colquhoun Activ. Nerv. Sup. 1976. — V.18. — P. 178−180.
  252. Cutting J.E. Perception and information / J.E.Cutting // Annu. Pev. Psyschol. 1987. Vol.38. -P.61−90.
  253. В., Фолков Б. Кровообращение / В. Folkow, Е. Neil, Б. Фолков, Э. Нил. Пер. с англ. — М.: Медицина, 1976. — 464 с.
  254. Frankenhauser М. Emotional srtess in students during the period of examinations / M. Frankenhauser // Psychysiology. 1998. — vol. 18, № 3. — P. 216−225.
  255. Frawlly T.F. The salivary Na/K ratio and adrenal salt regulating factor / T.F. Frawlly, P. Forshman//J. Clin. Endocr. 1951. — № 11. — P. 772−773.
  256. Friedman H.S. Personality, health, and longevity / H.S. Friedman, P. H. Wawley, J.S. Tucker // Current Direction in psychological Science. 1994. -Vol. 3(2). -P.37.
  257. Heart Rate Variability. Standards of Measurement, Physiological Interpretation and Clinical Use. // Circulation, 1996. Vol. 93. — № 5. — P. 1043−1045.
  258. Heinee H. Common trends in cardiovascular disease prevention among children and adults / H. Heinee // Preventivecardiology, 1985.- P. 163 171.
  259. Hoff F. Fieber Unspezi fische Abwehrvoegange Unspezifische Therapie /
  260. F. Hoff. Stuttgart. Theme, 1957. -H. 120−128.
  261. Hum E. Job Stressors and health professions / E. Hum // Psychother Psychosom. 1991. Vol. 55. № 1. P. 90−99.
  262. Goldsmith R Polar expeditions as human laboratories /R Goldsmith, RE. Lewis // J. Oc-cup. Med., 1960, Vol. 2, № 3. -P. 118−122.
  263. Kamath M.V. Effects of steady state exercise on the power spectrum of heart rate variability / M.V. Kamath, E.L. Fallen, R. McKelvie // Med Sci Sports Exerc. 1991. № 23 (4). P. 428−434.
  264. Kleiger R.E. Time domain measurements of heart rate variability / RE. Kleiger, P.K. Stein, M.S. Bosner, J.N. Rottman // Cardiol. Clin. 1992. -№ 10(3). — P. 487−498.
  265. Laguna P. Evalution of HRV by P-P and R-R interval analysis using a new time delay estimate / P. Laguna, P. Caminal, R Jane, H. Rix // Comput Cardiol., 1990. -P. 63−66.
  266. Leon A.S. Physical activity levels and coronary heat diseases / A.S. Leon // Med Clin. N. Amer. -1985. Vol. 69. — № 1. -P. 3−20.
  267. Levi L. Stress at the work place: heals and international conference on stress management / L. Levi. Amsterdam, 1995. — P. 7.
  268. Lombardi F. Circadian variation of spectral indices of heart rate variability after myocardial infarction / F. Lombardi, G. Sandroni, M. La Rovere // Am. Heart J. 1992. — Vol. 123. -P. 1521−1524.
  269. Malliani A. Spectral Analysis of cardiovascular variabilities in theassessment of sympathetic cardiac regulation in heart failure / A. Malliani, M. Pagani // Pharmacol Res. -1991. № 24. — Sup. 1. — P. 43−53.
  270. Molgaard H. Circadian variation and influence of risk factors on heart rate variability in healthy subjects / H. Molgaard, K.E. Sorensen, P. Bjerregard //Am J. Cardiol, 1991, № 68 (8). -P. 77−84.
  271. Morgan M.L. Mechanism of dieresis in the rat / M.L. Morgan, R.J. Anderson, M.A. Ellis, T. Beri // Amer. J. Physiol. 1983.- Vol. 24, — № 2. -P. 210−216.
  272. Nolan J. Cardiac parasympathetic activity in severe uncomplicated coronary artery disease / J. Nolan, A.P. Flapan, J. Reid, J.M. Neilson etc. // Br. Heart J. 1994. -№ 71. — P. 515−520.
  273. Popovic V. Effect of exercise cold on cardiac out put in warm- and cold-acclimated rats / V. Popovic, K. Kent, N. Mojovic // Fed. Proc. 1969. -Vol. 28.-№ 3.-P. 1138−1142.
  274. Simpson H.W. Stress in polar exploration / H.W. Simpson // Brit. Antarct. Survey Bull., 1967.-N13.-P. 93−104.
  275. Tank J. Hemodinamic regulation during postural tilt: Assessed by heart rate and blood-pressure variability combined with impedance cardiography / J. Tank, R.M. Baevsky, M. Week // Wien. Med. Wschr. 1995. — Vol. 145.-P. 616−625.
  276. Theodorakis G.N. Heart rate variability in patients with vasovagal syndrome / G.N. Theodorakis, D.T. Kremastinos, G.T. Avrambos, G.S.Stefanakis //PACE 1992. — N 15 (11). — P. 2221−2225.
  277. Van Look P.F. Regulatory mechanisms during the menstrual cycle / P.F. Van Look, D.T. Bait // Europ. J. Obstet. Gynec. 1980. — V. 11. — № 1. — P. 121−129.
  278. Volf N.V. Gender differences in EEC coherence during verbal memory task in normal adults / N.V. Volf, O.M. Razoumnikova // Int. J. Psychophysiol, 1999, V. 34, №-2- P. 113.
  279. Wever R. Bright light affects human circadian rhythms / R. Wever, J.
  280. Polasek, С. Wildgruber // Plugers Arch. 1983. — Vol. 396. — N. 1. — P. 8587.
  281. Wickens C.D. Enginering psychology / C.D. Wickens // Annu. Pev. Psyschol, 1985, Vol. 36, P. 307−348.
Заполнить форму текущей работой