Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка экономической эффективности тарифного регулирования отраслей естественных монополий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проводимая в настоящее время деятельность органов государственной власти Российской Федерации в области реформирования отраслей естественных монополий требует применения научно обоснованных методов, позволяющих количественно оценить экономическую эффективность намечаемых мероприятий. Следует отметить, что сама по себе необходимость осуществления изменений в организации работы отраслей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Проблемы и перспективы отраслей естественных монополий РФ
    • 1. 2. Анализ методов регулирования отраслей естественных монополий
    • 1. 3. Формулировка общего подхода к разработке концепции реформирования естественных монополий РФ
    • 1. 4. Постановка задачи исследования
  • Глава 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОТРАСЛЯХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ПОДСИСТЕМЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
    • 2. 1. Классификация экономических моделей оценки влияния отраслевого реформирования и инвестирования на экономику страны
      • 2. 1. 1. Оценка по системе национальных счетов
      • 2. 1. 2. Модели межотраслевого баланса
      • 2. 1. 3. Мультипликативные модели оценки
    • 2. 2. Алгоритм оценки влияния роста тарифов в отраслях естественных монополий на цены в подсистемах народного хозяйства
    • 2. 3. Методы расчеты справедливых компенсационных выплат льготной категории потребителей при росте тарифов в отраслях естественных монополий
  • Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ПРИ ЗАДАННЫХ НОРМАХ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕВЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ДОЛИ ЛЬГОТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
    • 3. 1. Анализ критериев экономической эффективности инвестиций
    • 3. 2. Выбор вариантов государственной поддержки инвестиционных проектов в отраслях естественных монополий при заданных нормах льготного потребления
    • 3. 3. Алгоритмы оценки экономической эффективности тарифного регулирования естественных монополий при заданных нормах рентабельности отраслевых инвестиций
    • 3. 4. Разработка общих рекомендаций государственной поддержки инвестиционных проектов в отраслях естественных монополий на возвратной основе

Оценка экономической эффективности тарифного регулирования отраслей естественных монополий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проводимая в настоящее время деятельность органов государственной власти Российской Федерации в области реформирования отраслей естественных монополий требует применения научно обоснованных методов, позволяющих количественно оценить экономическую эффективность намечаемых мероприятий. Следует отметить, что сама по себе необходимость осуществления изменений в организации работы отраслей естественных монополий не может быть поставлена под сомнение, в силу факторов постоянного изменения экономических отношений между хозяйственными субъектами и технического прогресса. Специфика реформирования отраслей естественных монополий заключается в масштабности этих отраслей и их значимости в системе всего народно-хозяйственного комплекса страны. В силу масштабности отраслей возможные ошибочные решения по изменению управление могут сказаться не сразу, а после осознания факта принятия в концепции реформирования ошибочных положений, их последствия не могут быть быстро ликвидированы из-за высокой инерционности систем. Сложившиеся в Российской Федерации отрасли естественных монополий — электроэнергетика, железнодорожный транспорт, газовая промышленность и др. определяют экономический климат страны в целом и входят в систему национальной безопасности. В связи с этим моделирование последствий реформирования отраслей естественных монополий, с одной стороны, должно носить макроэкономический характер. При этом необходимо оценивать влияние регуляторных шагов на экономическую деятельность других отраслей народного хозяйства страны, на инфляционные процессы, на уровень жизни населения и другие социальные аспекты. С другой стороны, необходимо оценить экономическую эффективность реформирования на уровне отрасли и ее конкретных предприятий. Снижение норм прибыли в отраслях может существенным образом уменьшить их инвестиционную привлекательность, что ухудшит возможности для развития мощностей и технического перевооружения.

Наиболее динамичное воздействие на развитие отраслей естественных монополий может оказываться государством посредством регулиро вания тарифов на товары и услуги естественных монополий, а также путем проведения прозрачной инвестиционной и налоговой политики. Перечисленные регуляторные инструменты могут быть эффективны еще с той точки зрения, что последствия их применения могут быть с достаточной степенью точности смоделированы расчетным путем, то есть может быть проведена финансовая оценка принимаемых решений.

В этой связи становится необычайно актуальной разработка методов и алгоритмов, позволяющих смоделировать последствия и результаты действий по реструктуризации и тарифному регулированию естественных монополий. Проведение количественных модельных оценок и их анализ позволит максимально снизить вероятность принятия экономически неэффективных шагов по реформированию отраслей естественных монополий и регулированию их деятельности.

Целью данной диссертации является разработка алгоритмов и способов практической реализации методов для оценки влияния тарифных изменений в отраслях естественных монополий на инвестиционную привлекательность их предприятий при условии соблюдения социальных стандартов населения.

Основные задачи исследования:

— анализ состояния отраслей естественных монополий, перспектив их развития, специфики реформирования и возможностей предотвращения вероятных негативных последствий;

— разработка методов оценки влияния тарифов в отраслях естественных монополий на цены смежных отраслей и определение изменений в реальных доходах населения при рдсте тарифов;

— разработка алгоритмов расчета тарифов естественных монополий при заданной норме рентабельности отраслевых инвестиций и доли льготного потребления;

— проведения модельных расчетов и формулировка рекомендаций по обеспечению инвестиционной привлекательности отраслей естественных монополий при участии государства и соблюдении интересов потребителей.

Научная новизна:

— сформулирован алгоритм подхода к-разработке концепции реформирования естественных монополий;

— разработан алгоритм расчета изменения цен в подсистемах народного хозяйства при росте тарифов на товары и услуги естественных монополий, базирующийся на модели межотраслевого баланса;

— разработана методика оценки реального снижения доходов населения и о размеров необходимых компенсационных выплат льготной категории населения при росте тарифов на товары и услуги естественных монополий;

— разработаны алгоритмы оценки инвестиционной привлекательности проектов в отраслях естественных монополий при различных вариантах субсидирования государством определенной доли населения с целью обеспечения социальных стандартов;

— на основе модельных расчетов по разработанным алгоритмам сформулированы варианты подходов к тарифному регулированию естественных монополий с учетом соблюдения интересов инвесторов, потребителей и государства.

Достоверность результатов исследования вытекает из обоснованности использованных теоретических положений и экономико-математических методов и подтверждается совпадением результатов модельных расчетов с результатами качественного анализа экономической ситуации в отраслях ¦ естественных монополий и экспертными оценками.

Практическая ценность диссертационной работы состоит в том, что созданы и численно реализованы алгоритмы и методики расчетов, позволяющих моделировать и получать количественную оценку последствий тарифного регулирования в сфере отраслей естественных монополий. Наличие аппарата для численного моделирования дает возможность оценить величины компенсационных выплат малоимущим слоям населения, выбрать оптимальную схему финансовой поддержки населения государством, оценить изменения прибыльности инвестиционных проектов с учетом специфики предприятий естественных монополий и производить финансовую оценку регуляторных шагов в отраслях естественных монополий.

Апробация работы. В ходе выполнения диссертационной работы результаты исследований докладывались на Всероссийской конференции «Актуальные проблемы состояния и развития нефтяного и газового комплекса России» в 2003 году и на заседании кафедры «Промышленная логистика» в 2003 году. Результаты исследований, проведенных в диссертационной работе рассмотрены в ОАО РОСНЕФТЬ, Федеральной энергетической комиссии, МПС и МинЭнерго РФ.

В первой главе на основе фактических данных проведен краткий анализ состояния основных отраслей естественных монополий, показана взаимосвязь перспектив развития отраслей с повышением их инвестиционной привлекательности путем реформирования и тарифного регулирования, изложен общий подход к разработке концепции реформирования естественных монополий.

Реформирование отраслей естественных монополий путем реструктуризации отраслей, которая предусматривает разделение сложившихся производственно-сбытовых и технологических систем по видам деятельности и создание рыночной конкуренции, должна проводиться с необычайной осторожностью и в долговременном периоде, так как пока обоснованием необходимости такого рода преобразований служит лишь совокупность субъективных мнений.

Кардинальное реформирование отраслей естественных монополий возможно лишь после выработки следующих согласованных и сбалансированных программных документов: стратегии экономического развития страны в целомобщей энергетической стратегииструктуры топливно-энергетического балансастратегии энергосбережениястратегии экспорта энергоресурсовсоциальной политики по обеспечению минимального стандарта энергопотребленияполитики в области изъятия рентных платежей.

В краткосрочном периоде первым шагом реформирования отраслей естественных монополий должна стать разработка механизма регулирования цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, обеспечивающего отраслям справедливую прибыль при обязательном соблюдении интересов малообеспеченных слоев населения.

Во второй главе на базе модели межотраслевого баланса предложен алгоритм расчета изменения цен в отраслях промышленности для случая роста тарифов на товары и услуги естественных монополий, разработана методика оценки реального снижения доходов населения и размеров необходимых компенсационных выплат льготной категории населения при росте тарифов.

В третьей главе приведены алгоритмы оценки инвестиционной привлекательности проектов в отраслях естественных монополий при различных вариантах субсидирования государством определенной доли населения с целью обеспечения социальных стандартов и сформулированы варианты подходов к тарифному регулированию естественных монополий с учетом соблюдения интересов инвесторов, потребителей и государства.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

1. На основе анализа состояния отраслей естественных монополий России и предпринимаемых действий по их регулированию предложен обобщенный алгоритм реформирования естественных монополий и сформулированы необходимые первичные мероприятия для эффективного ис пользования тарифного регулирования.

2. Разработаны методы оценки влияния изменения тарифов в отраслях естественных монополий на цены смежных отраслей и реальные доходы населения.

3. Путем расчетов с использованием данных межотраслевого баланса установлено, что увеличение тарифов на товары и услуги естественных монополий не спровоцирует инфляционного процесса в целом, но размеры компенсационных выплат малоимущим слоям населения должны превышать непосредственное приращение затрат на услуги естественных монополий в 2,5-гЗ раза, чтобы эта категория населения действительно не ощутила последствий роста тарифа.

4. Разработаны алгоритмы расчета тарифов естественных монополий при заданной норме рентабельности отраслевых инвестиций и доли льготного потребления.

5. На основе численного моделирования установлено, что для обеспечения интересов населения государству выгодно участвовать в финансировании инвестиционных проектов и вкладывать средства в развитие предприятий естественных монополий, обязывая их при этом устанавливать льготный тариф для определенной доли потребителей.

6. Предложена общая концепция частичного финансирования государством проектов в отраслях естественных монополий на возвратной основе с целью повышения инвестиционной привлекательности отраслей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Г. Государственное регулирование естественных монополий: Препринт. СПб.:Наука, 2000. — 36 е., ил.
  2. Э.П. Методы государственного управления нефтегазовым комплексом РФ//Газовая промышленность 1998.- № 11.- С. 12−14
  3. Антимонопольная политика и регулирование естественных монополий. Экономическое поведение предприятий: Учеб. пособие Под ред. А. В. Панскова.- СПб.: Изд-во С.-Петербург, гос. ун-та экономики и финансов, 1997.-95 с.
  4. Арсланова 3., Лившиц В. Принципы оценки инвестиционных проектов в разных системах хозяйствования // Инвестиции в России.- 1995.-№ 1−2.- С.32−35.
  5. Л.А., Акопов A.C. Модель поведения естественной монополии в условиях переходного периода.- М.: ЦЭМИ, 2000.- 70 е., ил.
  6. В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995.- 528 е., ил.
  7. Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация. М.: Финансы и статистика, 1996.- 800 е., ил.
  8. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов.- М.: ЮНИТИ, 1997.- 464с.
  9. И.А. Инвестиционный менеджмент.- Киев.: МП «Итем» ЛТД, 1995.-248с.
  10. И.Н., Воронина С. А., Кретинина Ю. С. Энергоемкость российской экономики // Проблемы прогнозирования.- 1997.- № 6. -С.26−35.
  11. И.Н., Воронина С. А., Кретинина Ю.С., Экономические результаты реформирования российской электроэнергетики // Проблемы прогнозирования.- 1999.- № 6. С.48−54.
  12. B.C., Кукушкина Н. С. Естественные монополии и экономическое развитие регионов, — Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2002 44 е., ил.
  13. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов.- М.: «Олимп-бизнес», 1997. 488с.
  14. В интересах России и Газпрома//Нефтегазовая вертикаль 1998.- № 1.-С.82−84.
  15. А.Ф. Государство берется прокладывать русла газовых рек//Нефтегазовая вертикаль.- 1999.- № 4.- С.96−97.
  16. C.B. Оценка бизнеса и инноваций.- М.: Филинъ, 1997. -424с.
  17. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами.- М.: Финансы и ста' тистика, 1996.- 800 е., ил.
  18. М.П., Калинина Г. В. Регулирование естественных монополий в современных условиях: На примере Госсвязьнадзора Чувашской Республики-Чебоксары: 1998.- 73 с.
  19. И. М., Грачева М. В. Проектный анализ.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-421 е., ил.
  20. В.А., Кузовкин А. И. Вопросы межстрановых сопоставлений энергоемкости ВВП и цен на энергоносители// Проблемы прогнозирования.- 2001.- № 5 С.28−36.
  21. Вопросы анализа//Вопросы статистики.- 1995.- № 12.- С.3−10
  22. Вопросы анализа //Вопросы статистики.- 1995.- № 7.- С. 51 -57
  23. Вопросы анализа//Вопросы статистики.- 1995.-№ 11.-С.5−16
  24. H.H. Естественные монополии и особенности их государственного регулирования в России : Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.01.- СПб.: Санкт-Петербург, гос. ун-т, 2001.- 18 с.
  25. Н.И., Паламарчук С. И., Подковальников C.B. Современное состояние и проблемы электроэнергетики России// Проблемы прогнозирования.- 2001.- № 5. С32−38.
  26. Р.И. Экономические приоритеты Газпрома //Газовая промышленность.- 1997.- № 1.- С. 4−5.
  27. И.А. Проблемы институциональной реформы и регулирование естественной монополии// Проблемы прогнозирования.-2002, — № 2. -С. 12−20.
  28. Государственное регулирование естественных монополий: Опыт, проблемы, перспективы// Под ред. О. В. Коломейченко и В. Н. Ворожейкина. СПб.:Экономика, 2000.- 255 е., ил.
  29. М. В. Анализ проектных рисков: Учеб. пособие. М.: Фин-статинформ, 1999. — 215 е., ил.
  30. С.З. Россия на рынках газа Восточной Азии в XXI ве-ке//Нефтегазовая вертикаль 1999.- № 4.- С.70−72.
  31. Г. М., Самохвалова Ж. В. Экономико-математические методы и модели. Межотраслевой анализ. М.: Финансы и статистика, 1975. -168с.
  32. В.В., Говтвань О.Дж., Ксенофонтов М. Ю. Экономика роста (развития России в среднесрочной перспективе)// Проблемы прогнозирования.- 2000.- № 1. С.22−30.
  33. А.Б. Анализ чувствительности инвестиционных проектов // Инвестиции в России.- 1994, — № 3.- С. 37−40.
  34. А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций.-М.:Финансы и статистика, 1994.- 88 е., ил.
  35. А.Б., Картышев C.B., Плотников A.B. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций, М.: Информ.- изд. Дом «Филинъ», 1996. — 468с. I
  36. И.Е. Потоку голубых рек мешают налоги//Нефтегазовая вертикаль.- 1998.-№ 1.-С.26−29.
  37. , Т. М. Конкурентоспособность фирм.- Челябинск: Межрайон. тип., 1996 190 с.
  38. А.Е., Кармазинова Я. Ф., Трачук A.B. Региональное регулирование деятельности предприятий субъектов естественных монополий.- СПб.:Наука, 1999. — 50 е., ил.
  39. В. Ю., Морозов Д. С. Проектное финансирование организация, управление риском, страхование.- М.:Анкил, 2000. 280с.
  40. В.А., Силина Т. Д. Муниципальное регулирование локальных (местных) естественных монополий.- Муром: Стерх, 2002.- 122 е., ил.
  41. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1999. — 141 е., ил.
  42. Т. В. Естественные монополии: проблемы реформирования: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.01.- Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2000.- 28 с.
  43. С.Ю., Селин B.C. Концептуальные подходы к регулированию естественных монополий в северных регионах.- СПб.: С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т, 2001.- 82 с. ил.
  44. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 19 972 000 годы. Структурная перестройка и экономический рост //Вопросы экономики.- 1997.- № 4. С.54−66.
  45. В.К. Межотраслевые модели.- М.:Финансы и статистика, 1986 208с.
  46. Крей Нин Е. В. Топливно-энергетический комплекс России: состояние и перспективы // Газовая промышленность.- 1997.- № 6. С.34−44.
  47. В. А., Токарев А. Н. Региональные аспекты инвестиционного климата// Нефтегазовая вертикаль.- 1998.- № 3. С.14−22.
  48. В.А. Сила «Газпрома» источник его будущей слабо-сти//Нефтегазовая вертикаль.- 1998.- № 1.- С.36−38
  49. В.Б. Естественные монополии в условиях трансформационной экономики: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05.- М.: 1999.-22 с.
  50. А.И. Оптимальные тарифы на электроэнергию.- М.: Энер-гоиздат, 1991.-С.98.
  51. В.И., Угольницкий Г. А. Математические методы социальных технологий М.: Вузовская книга, 1998 — 256 с.
  52. В.В. Межотраслевая экономика.- М.: Экономика, 1997.479 с.
  53. Д.А., Янова К. Е. Восточный вектор российского газа// Нефтегазовая вертикаль 1999.- № 4.- С.98−101.
  54. Н.П. Естественные монополии: проблемы реформирования в переходной экономике.- М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1997. -224 с.
  55. K.P., Брю C.JI. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.- М.: Республика, 1992.- 800 с.
  56. Макроэкономические аспекты реформирования электроэнергетики России// Проблемы прогнозирования.- 2001.- № 5. С.22−35.
  57. В.Г. Анализ МОБ.- М.:Наука, 1988. 210с.
  58. В.Г. Разработка и анализ натурального и стоимостного МОБ.- М.:Наука, 1986. 266с.
  59. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.- М.: Теринвест, 1994.80 с.
  60. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция).- М.: Экономика, 2000 421 с.
  61. Моделирование механизмов функционирования экономики России на современном этапе. / Сборник статей под ред. В.3.Беленького. Выпуск в.- М.: ЦЭМИ РАН, 2002.- 145 с.
  62. Нанайская борьба, или Кому выгодно разорить «естественные монополии» в России.- М.: Обществ, об-ние «Регионы России», 1997. 23 с.
  63. Национальные счета России в 1989—1994 гг. М.: Госкомстат России, 1995.-364с.
  64. Национальные счета России в 1991—1998 гг. М.: Госкомстат России, 1999.-464с.
  65. A.C., Воронина С. А. Экономические проблемы теплоснабжения // Проблемы прогнозирования, — 2000.- № 3. С. 14−24.
  66. A.C., Синяк Ю. В. Проблемы и перспективы российской энергетики на пороге XXI века. // Проблемы прогнозирования.- 2001,-№ 1. С.20−32.
  67. A.C., Синяк Ю. В., Узяков М. Н. Электроэнергетика России: экономика и реформирование// Проблемы прогнозирования.- 2001.-№ 5.-С. 18−28.
  68. Нефтегаз:проблемы и развитие //Нефтегазовая вертикаль. Специальный выпуск. 2000.- № 1. — С.24−30.
  69. П.С. Резервы повышения инвестиционной активно-сти//Газовая промышленность 1998.- № 1.- С.9−11
  70. И.Н. Моделирование инвестиционной деятельности естественной монополии. На примере ОАО «Газпром».- Новосибирск: Наука, 1999.- 121 е., ил.
  71. В.К. Модели динамического баланса народного хозяйства: методология и методика разработки и использования.- Новосибирск: Наука, 1995.-304с.
  72. Основы проектного анализа в нефтяной и газовой промышленности/ Андреев А. Ф., Дунаев В. Ф., Зубарева В. Д. и др.- М.: 1997.- 341 е., ил.
  73. Остатки, поступление и расход топлива, сбор и использование отработанных нефтепродуктов по отраслям экономики за 1998 г.- М.: Госкомстат России, 1999. 312с.
  74. Оценка эффективности инвестиционных проектов/ Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Орлова Е. Р. и др.- М.: Дело, 1998.- 248 е., ил.
  75. Ю.Г. Корпоративная экономика в институциональном кон-тексте.-М. Ин-т экономики РАН, 2002.- 171 с.
  76. P.C., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика.- М.: Дело. 2001. -807 е., ил.
  77. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 858 «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе РАО «Газпром».
  78. Постановление Правительства РФ от 30.10.97 № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций». М.: Финансы и статистика, 1997. — 198с.
  79. Производственно-ценовые пропорции, налоги, инвестиции (макроэкономическое моделирование)/ Сборник статей под ред. д.э.н.
  80. B.Г.Гребенникова. М.: ЦЭМИ РАН, 2002. — 64 с.
  81. Промышленная логистика/ Под ред. A.A. Колобова -М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1997.- 204 с.
  82. В.И., Макаров A.A. Программа долгосрочного устойчивого развития РАО «Газпром'У/Газовая промышленность 1998.- № 1- С. 4.
  83. В.И., Урсул А. Д. Вклад газовой индустрии в стратегию устойчивого развития//Газовая промышленность 1998.- № 12, — С.9−11.
  84. В.В. Газовая промышленность России и ее развитие до 2015 г.//Газовая промышленность.- 1997.- № 1.- С.6−10
  85. В.В. Научно-техническая политика РАО «ГАЗПРОМ» //Газовая промышленность.- 1997.- № 5.- С. 5−9.
  86. В.В., Омельченко В. Т. Комплексная система информационной безопасности в рамках ОИИУС ОАО «Газпром/ЛГазовая промышленность.-1998.-№ 11.-С.10−11
  87. Российский статистический ежегодник, 1996−1998 гг. М.: Госкомстат, 1999.-556с.
  88. Ю.В. Нефть России на внешнем и внутреннем рынках: возможности и ограничения // Проблемы прогнозирования.- 2000.- № 6.1. C.38−44.
  89. Ю.В. Энергосбережение и экономический рост // Проблемы прогнозирования.- 1999.- № 3. С.38−49.
  90. Система национальных счетов. Издание ООН. 1993. — С.204.
  91. В.В. Интеграция инвестиций и инноваций в условиях трансформации естественной монополии.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 117 с., ил.
  92. С. На первом плане интересы государства: По материалам Протокола годового собрания акционеров от 28 июня 1997 г. //Газовая промышленность.- 1997.- № 8.- С.34−37.
  93. , С.С. Приватизация естественных монополий в условиях асимметричной информации.- М: Рос. экон. шк., 2000.- 44 с.
  94. Стратегические приоритеты Газпрома//Газовая промышленность.-1998. -№ 11.-С.4−5
  95. Стратегия развития газовой промышленности России /Под общ. ред. Р. И. Вяхирева, A.A. Макарова. М.: Энергоатомиздат, 1997.- 344 с.
  96. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. Под ред. Г. Б. Клейнера. М.: Наука, 2002. — 448 с.
  97. Н.В. Инвестиционный процесс в современной российской экономике. Управление экономическим развитием России (концепции, цели, механизмы).- М.: Экономика, 2002. 408с.
  98. Н.В., Емельянов С. С. Макроэкономический анализ технологических и структурных изменений в отечественной экономике // Проблемы прогнозирования.- 1999.- № 5. С.8−16.
  99. Н.В., Суворов A.B., Борисов В. Н. Экономический рост, межотраслевые пропорции и приоритеты развития реального сектора в среднесрочной перспективе// Проблемы прогнозирования.- 2002.- № 4. -С. 14−23.
  100. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации 1998 г.- М.: ГТКРФ, 1999. С.25−39.
  101. A.B. Совершенствование ценообразования в электроэнергетике и рост доходов населения// Проблемы прогнозирования.- 2001.-№ 2. С.33−46.
  102. A.B. Ценовая политика крупных компаний естественных монополий в современных условиях // Экономика и управление нефтегазовой промышленности.- 1997.- № 5. С. 17−29.
  103. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» //Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности.- 1997.- № 5.- С. 25−36.
  104. Указ Президента РФ от 28.12.96 № 1782 «О повышении надежности обеспечения газом потребителей Российской Федерации’У/Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности.- 1997.-№ 1.- С. 21−39.
  105. В.Т. Когда клиент не платит//Нефтегазовая вертикаль 1999-№ 4.- С.68−69.
  106. Федеральный закон РФ от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных моно-полиях'У/Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности.- 1995.- № 9.- С. 21−39.
  107. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации'7/Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности.- 1995.- № 5.- С. 20−29.
  108. Федеральный закон от 25 августа 1995 г. N 153-ФЭ «О федеральном железнодорожном транспорте'7/Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности.- 1995.- № 9.- С. 19−33.
  109. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.- М.: Дело.- 1995.829 е., ил.
  110. Форма 46-ЭС. М. Госкомстат России, 1998. — 234с.
  111. В.В. Особенности функционирования естественных монополий в России,— СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2002 21 с.
  112. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга.-М.:Финансы и статистика, 1997.- 799 с.
  113. И.К. Основы регулирования естественных монополий в сфере энергетики и энергоменеджмент.- Владикавказ: Ремарко, 2001.- 229 е., ил.
  114. РФ.- М.: Госкомстат России, 1998. 400с.
  115. С.Г. Региональные аспекты регулирования естественных монополий. СПб: Изд-во С.-Петерб.гос.ун-та экономики и финансов.- 1999. — 16 с.
  116. Я.М. Инвестиционная привлекательность отраслей естественных монополий в условиях реформирования //Промышленность России.- 2003. № 1(69). — С.72−75.
  117. Я.М. К вопросу о концепции регулирования тарифов естественных монополий //Предпринимательство России 2002. — № 11. -С.32−36.
  118. Я.М. Методы формирования инвестиционной составляющей в тарифах естественных монополий //Тезисы докладов 5-й конференции «Актуальные проблемы состояния и развития нефтегазового комплекса России».- Москва, 2003.- Сек.8.- С. 74.
  119. Я.М. Нормативно-правовая база ТЭК России: состояние и перспективы развития. Правовые основы изменений в системе РАО ЕЭС России//Нефть, газ, энергетика и законодательство.- 2003. -С.28−32.
  120. Я.М. Алгоритм расчета тарифов естественных монополий при заданной норме рентабельности отраслевых инвестиций и доли льготного потребления //Изв.ВУЗов. Машиностроение.- 2003. № 2. -С.66−71.
  121. М.В. Межотраслевой баланс народного хозяйства.- Рига: Наука, 1989 -304с.
  122. Экономическая статистика. Ю. Н. Иванов, С. Е. Казаринова, Г. Л. Громыко и др./ Под ред. Ю. Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1999.- 480 с.
  123. Экономические приоритеты Газпрома//Газовая промышленность. -1997.- № 1.- С.4−5
  124. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Проект Минтопэнерго РФ.- М.: Финансы и статистика, 2000. 206с.
  125. К.А. Естественные монополии в системе экономических отношений: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.01.- М.: 200 034 с.
  126. Atkinson A.B. Income and the Welfare State: essays on Britain and Europe. London: Cambridge, 1995. — 480p.
  127. Baumol, William J. and Blinder, Alan S. Economics: Principles and Policy. (1985, 3rd edition) New York, NY: Harcourt Brace Jovanovich. London: Cambridge, 1995,-560p.
  128. Branson, William H. Macroeconomic Theory and Policy.- NY: Harper and Row, 1973. 380p.
  129. Bremer, Stuart A. The Globus Model: Computer Simulation of Worldwide Political and Economic Developments.- Boulder, CO: Westview Press, 1987. -406p.
  130. Brigham E.F. Gapenski L.C. Intermediate Financial Management.- Chicago: Dryden, 1990.- 923 p.
  131. Carrington W.J. The Alaskan Labor Market During The Pipeline Era.// Journal of Political Economy.- 1996.- February, vol.104.- P. 186−218.
  132. Duvigneau J.C., Prasad R.N. Guidelines for Economic Rates of Return for DFC Projects.- NY: World Bank Technical Paper, 1998. 660p.
  133. Economic Constituency Survey Fact Sheet: Alaska Oil and Gas Association.- Anchorage: AK, 1984. 700p.
  134. Economic Development and Environmental Sustainability/ Jose I. dos R. Furtado, T. Belt, with Ramachandra. NY: Jammi.- 2000, — 125 p.
  135. Energy balances of non-OECD countries 1996−1998. OECD 2000 Edition. 300p.
  136. Energy price and taxis. Third quarter 1997. Paris, OECD/IEA, 1998. -480p.
  137. Gittinger J. P. Economic analysis of agricultural Projects.- Baltimor: EDI, 1982.-370p.
  138. Glende I., Gjerde O., Sletten T., Vognild L.H., Ween H.O. The impact of authority regulation on system operation and development in Norway // CIGRE-2000, Rep. 37/38/39−205.
  139. Guide to Project Cycle.- Washington: EDI, 1993.- 89 p.
  140. Hansen J.R. Guide To Practical Project Appraisal.- NY: UN, 1978. 580p.
  141. Israel A. Institutional Development.- World Bank, 1989. 440p.
  142. Jacobson, Paul M. and Justus, Martha. A Hibernia Shock. Infometrica Limited.- Toronto, Canada, 1992. 390p.
  143. Jean W.H. Capital Budgeting.- Scranton: International Textbook, 1969.93 p.
  144. Manual for the Preparation of Industrial Feasibility Studies.- NY: UN, 1978. -268p.
  145. Merrett A.J., Sykes A. Capital budgeting and company finance.- London: Logmans, 1966.- 184 p.
  146. National Economic Impacts of an Oil/Gas Production Tax Credit to Stimulate Deep Water Exploration and Development.- Washington DC: Data Resources, Incorporated, 1993. 588p.
  147. Nevitt P.K. Project financing.- Washington DC: Data Resources Eu-romany, 1995. -466p.
  148. Post-Soviet Energy: A Russian View. Centre for Global Energy Studies and Russian Academy of Sciences.- London: Autumn, 1995. 308p.
  149. Ribon B. Nature of a Project Strategy.- Washington: EDI, 1993, — 18 p.
  150. Richard D., Tabors S. Lessons from the UK and Norway // IEEE Spectrum.- 1996.- № 8. P.45−55.
  151. Russia’s Economic Development and World Tendencies Among Centuries. (1996). Canada: Institute, Russian Academy of Sciences. Moscow, 1996. — 47 Op.
  152. Schweppe F.C., Caramanis M.C., Tabors R.D., Bohn R. Spot pricing of electricity. Boston / Durdrecht / London: Kluwer Academic Publishes, 2000. 780p.
  153. Seeley K, Lawarree J., Lin Ch.-Ch. Analysis of electricity market rules and their effects on strategic behaviour in a noncongective grid // IEEE Trans. Power Syst.- 2000, — Vol. 15.-№ 2. P68−88.
  154. Teichroew D., Robochek A., Montalbano M. An analysis of criteria for investment and financing decision under certainty // Management Science.-1965.-Vol. 12.- N 3.- P.151−179
  155. The benefits and deficiencies of energy sector liberalization // World Energy Council.-'1998.-P.45−76.
  156. The Economic Evaluation of Projects: Papers from a Curriculum Development Workshop. Englewood Cliff: David G. Davies D.G., 1996, 140 p.
  157. Van Home J.C. Financial management and Policy.- Englewood Cliff: Prentice-Hall, 1974.- 750 p.
  158. Ward W.A. The Economics of Project Analysis.- Washington: EDI, 1993.318 p.
Заполнить форму текущей работой