Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие конкурентных отношений в сфере естественных монополий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данной работе автором исследуются вопросы, связанные с особенностями формирования и функционирования естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта. Подробно анализируются типичные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия естественно-монопольного сектора при изменении структуры рынка — от чистой монополии до частично конкурентных отношений. Помимо этого, в работе исследуются… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ КАК ОСОБОЕ ЯВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. понятие естественных монополий
    • 1. 2. Классификация, сущностные характеристики и особенности конкурентных отношений в сфере естественных монополий
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
    • 2. 1. государственное регулирование деятельности естественных монополий
    • 2. 2. основные предпосылки реформирования и развития конкурентных отношений в железнодорожных естественных монополиях
  • ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
    • 3. 1. РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ЗА РУБЕЖОМ
    • 3. 2. альтернативные направления реформирования и повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта россии

Развитие конкурентных отношений в сфере естественных монополий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди множества актуальных проблем в сфере исследований рынка и государственного регулирования экономики вопрос о целесообразности и последствиях реформирования естественно-монопольных структур занимает не последнее место. На сегодняшний день можно привести как большое количество аргументов, свидетельствующих о необходимости преобразований в сфере естественных монополий, так и множество доводов против создания конкурентных отношений в этом секторе экономики. Проблема нахождения более эффективных методов регулирования применительно к рыночной модели экономики поставил на повестку дня ряд особо важных и трудно выполнимых задач. В качестве одной из подобных задач общегосударственного значения следует рассматривать проблему обеспечения сбалансированного и стабильного функционирования полностью или частично монополизированных отраслей экономики. Существование развитой рыночной экономики обязательно подразумевает самостоятельность каждого отдельно взятого предприятия, полностью отвечающего за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, обосновано тем, что каждый хозяйствующий субъект для поддержания приемлемого уровня конкурентоспособности стремится разрабатывать эффективные системы управления, с целью максимизации прибыли, оптимизации общего уровня затрат, что в конечном итоге приведет к обеспечению финансовой устойчивости и стабильной работе предприятия. Однако даже в экономике рыночного типа возможно, а иногда даже необходимо появление и развитие естественных монополий. Это обстоятельство можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в условиях современного экономического уклада существуют отрасли, в рамках которых экономия, связанная с увеличением объемов производства, выражена особенно резко, при этом мероприятия по созданию и поддержанию конкурентной среды в подобных секторах экономики являются чересчур затратными или не вполне обоснованными. При подобных обстоятельствах наиболее эффективной (с точки зрения общественной выгоды) представляется такая форма организации хозяйства, при которой на рынке функционирует всего лишь один хозяйствующий субъект, способный полностью удовлетворить совокупный спрос, предъявляемый обществом на определенный товар или услугу. Более того, существование в рамках рыночной экономики естественно-монопольных структур может быть вызвано наличием крайне высоких препятствий для вхождения в ту или иную отрасль. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что в случае, если на рынке присутствует только один производитель товаров или услуг, то на потенциальных конкурентов накладывается необходимость обладания капиталом, достаточным для вхождения в данную естественно-монопольную отрасль экономики. Более того, следует также принимать во внимание тот факт, что, даже имея возможность выхода на рынок, потенциальный конкурент вряд ли сможет получать прибыль от своей операционной деятельности в краткосрочной перспективе. Подобная ситуация возникает в связи с тем, что существенной характеристикой сферы естественных монополий являются так называемые необратимые, или невозвратные издержки (sunk costs), т. е. долгосрочные финансовые вложения в основной капитал, которые необходимо осуществить непосредственно до начала операционной деятельности предприятия (например, затраты на прокладку линий электропередач, строительство трубопроводов, железнодорожных магистралей и др.). При такой постановке вопроса становится вполне понятным существование и развитие в экономике так называемых естественных монополий. Естественные монополии имеют первостепенное значение для развития экономической и социальной жизни современного государства. С точки зрения общественного благосостояния естественные монополии следует рассматривать как один из важнейших структурных элементов экономики, поскольку, пользуясь своим монопольным статусом на рынке, они могут вырабатывать стратегию поведения на среднеи долгосрочную перспективу, влияющую как на сами монополии, так и на конечных потребителей производимых ими товаров и услуг. Более того, от деятельности естественных монополий во многом зависит состояние смежных отраслей хозяйства, а также реализация государственных программ экономического развития. Однако риск неоптимального распределения и использования ресурсов, а также опасность неконтролируемого роста тарифов в рамках естественных монополии может привести к ухудшению деятельности, как самой монополии, так и смежных с ней отраслей. Именно необходимость повышения эффективности деятельности предприятий, функционирующих в сфере естественных монополий, является, как правило, одной из главных причин реформирования естественно-монопольного сектора экономики. Помимо этого, для того чтобы адекватно реагировать на существующие экономические реалии (например, влияние процессов глобализации) естественные монополии следует трансформировать с целью повышения их конкурентоспособности для наиболее полного соответствия сложившимся в экономике условиям.

Актуальность рассмотрения вопросов, затрагивающих реформирование и развитие конкурентных отношений в сфере естественных монополий, обусловлена не только необходимостью теоретического анализа проводимых преобразований, но и в связи с потребностью в выработке адекватных прикладных моделей для применения в данном секторе экономики. Говоря о степени проработанности рассматриваемой тематики, следует заметить, что некоторые аспекты процессов реформирования естественных монополий рассматривались в работах многих западных экономистов. Среди таких авторов следует, прежде всего, выделить Дж. Бонбрайта, Ж. Тироля, А. Кана, П. Джоскоу. Некоторые из исследователей — В. Баумоль, Г. Демсец, Р. Познер, Р. Уиллиг, У. Шепард, — обращали внимание на проблему возможного развития конкурентных отношений в отдельных областях естественно-монопольного сектора. Эти авторы полагали, что естественные монополии в чистом виде могут функционировать только в качестве инфраструктурных сетей, а такие виды деятельности как производство, добыча, ремонт, обслуживание могут осуществляться в условиях конкуренции. Мнения подобного рода привели к многочисленным публикациям и дискуссиям в научной среде, а также послужили теоретической базой процессов по реструктуризации и приватизации в сфере естественных монополий в некоторых западных странах. Среди отечественных авторов, занимающихся исследованиями проблемы реформирования естественных монополий можно выделить С. Б. Авдашеву, Ю. З. Саакяна, В. М. Курейчик, Ю. А. Плакитина, А. Н. Королькову, В. Н. Лившиц, В. И. Моргунова, И. Г. Окрепилову Н.М. Розанову. Тем не менее, степень разработанности данной проблемы можно оценить как не вполне достаточную, поскольку многоплановость вопросов, связанных с регулированием деятельности естественно-монопольного сектора обусловлена специфическими особенностями каждой отдельной естественной монополии, а также постоянно изменяющейся экономической и политической ситуацией. К тому же нельзя не отметить существующий недостаток адекватного прикладного инструментария, а также и механизмов для реализации имеющихся теоретических разработок в сферах естественно-монопольного сектора. Основной целью данного исследования является развитие методологических и теоретических аспектов регулирования деятельности естественных монополий, проведение анализа применявшихся на практике моделей реформирования в целях выявления их ключевых характеристик (в том числе негативных), а также разработка основополагающих элементов и рекомендаций для повышения эффективности и конкурентоспособности функционирования рассматриваемой монополии с целью выделения основных тенденций развития и более полного изучения степени и масштаба государственного регулирования в анализируемой отрасли. Реализацию вышеупомянутых целей предполагается осуществить посредством последовательного выполнения ряда задач, а именно: рассмотрение понятия «естественная монополия», анализ основных существующих теоретических подходов, а также собственная трактовка данного экономического явлениявыделение основных существующих типов естественных монополийанализ особенностей конкурентных отношений, характерных для сферы естественных монополийвыявление специфических характеристик, присущих исключительно естественным монополиямрассмотрение основных теоретических моделей и методов регулирования, используемых при реформировании естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта, выделение ключевых критериев, влияющих на эффективность функционирования предприятий рассматриваемой отраслирассмотрение примеров зарубежного опыта реформирования исследуемой отрасли, а также разработка практических рекомендаций по оптимизации деятельности естественной монополии в сфере железнодорожного транспорта. анализ целесообразности (с точки зрения общественной выгоды) проводимых в рамках реформы мероприятий, а также прогнозирование возможных последствий реформирования отдельной естественной монополии.

В качестве объекта исследования автором был использован отечественный опыт реформирования государственной естественной монополии, функционирующей в сфере железнодорожных перевозок, а также данные о финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе государственного регулирования и функционирования естественных монополий. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют общенаучные методы анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, системного и комплексного подходов, положения неоклассической экономической теории, теории отраслевых рынков, институциональной теории, а также методы математического моделирования.

В данной работе автором исследуются вопросы, связанные с особенностями формирования и функционирования естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта. Подробно анализируются типичные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия естественно-монопольного сектора при изменении структуры рынка — от чистой монополии до частично конкурентных отношений. Помимо этого, в работе исследуются существующие в экономической теории подходы к определению естественных монополий. Кроме того, в работе рассмотрены основные неотъемлемые атрибуты, присущие естественным монополиям, а также показано, почему в некоторых монопольных сферах деятельности неприемлемо наличие конкурентных отношений. Работа состоит из трех глав, введения и заключения. Структура работы построена следующим образом: в первой главе анализируются существующие в экономической теории определения и подходы к исследуемой проблематике, а также дается уточнение трактовки понятия естественных монополий. Кроме того, в этой части работы исследуются специфические характеристики, предлагается классификация, а также затрагиваются некоторые особенности конкурентных отношений, присущие естественным монополиям. Вторая часть посвящена анализу отечественного, а также некоторых норм зарубежного законодательства в сфере естественных монополий и, в частности, регламентирующего сферу железнодорожного транспорта. В этой же части работы анализируются основные теоретические шаблоны, применяемые в процессе реформирования железнодорожных монополий. В третьей главе исследуются примеры практического применения моделей реформирования естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта. Здесь проводится оценка как позитивных, так и негативных примеров реформирования железных дорог, а также дается обзор существующего состояния железнодорожного транспорта в России. Более того, предлагаются альтернативные механизмы и направления реформирования железнодорожной монополии, в том числе возможность создания в рассматриваемой отрасли вертикально-интегрированного холдинга, функционирующего по принципу тесного взаимодействия государства и частного капитала. Здесь же на основе упрощенного расчета эффективности инвестиций анализируется экономическая целесообразность применения концессий в целях стимулирования расширения железнодорожной сети общего пользования в России.

Заключение

.

Развитие и стабильная деятельность предприятий, функционирующих в сфере естественных монополий и, в частности, в секторе железнодорожного транспорта России является одной из чрезвычайно важных задач государственной экономической политики. Особая роль железных дорог в транспортной системе России определяется с одной стороны, значительными расстояниями, практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта, с другой, — сильной зависимостью смежных отраслей экономики от состояния железных дорог. Так, стабильное функционирование железнодорожной системы весьма критично для большинства центров производства сырьевых ресурсов и пунктов их конечного потребления, а также для решения задач по перевозке пассажиров. Все эти обстоятельства в очередной раз подчеркивают особый системообразующий характер деятельности железнодорожной отрасли в современной экономике России. Кроме того, от степени развития транспортной системы в целом и, в частности, от состояния железных дорог, в совокупности зависит стабильность функционирования экономики российского государства. Так, состояние железнодорожной отрасли во многом определяет перспективы и темпы развития, как отдельных отраслей хозяйства, так и экономики в целом, поскольку железные дороги в России являются основным звеном транспортной системы, характеризуясь как регулярностью движения вне зависимости от сезона, так и принимая на себя основную часть потоков грузов и пассажиров. Таким образом, проблема развития, модернизации и повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта должна восприниматься органами государственного управления в качестве первостепенной задачи социально-экономического характера. Более того, все мероприятия, направленные на реформирование естественно-монопольных образований в экономике, непременно должны быть подвергнуты тщательному критическому анализу на предмет выявления возможных негативных последствий.

Изучение механизмов реформирования естественных монополий, в том числе в связи с процессами, происходящими в сфере железнодорожных перевозок, выявило многочисленные проблемы, к которым можно отнести в первую очередь процессы перманентного роста тарифов на услуги монополий, а также отсутствие достаточных стимулов для частных компаний инвестировать в железные дороги по причине невысокой рентабельности, особенно в секторе пассажироперевозок. При подобном анализе следует принимать во внимание то обстоятельство, что в основе неэффектиности реформ могут лежать такие причины, как экономическая нестабильность периода, в который были начата реформа и непоследовательность проводимой государственной политики. Поэтому при проведении реформ отраслей естественных монополий наиболее важным является поиск формы и степени включения в них конкурентных (рыночных) отношений, при этом оставляя условия сохранения их целостности и обеспечения эффективности функционирования, особенно в сложных экономических условиях. В этой связи необходимо искать оптимальные формы государственного регулирования деятельности отраслевых секторов, а также способствовать согласованию интересов государства, общества и самих естественных монополий.

Тем не менее, несмотря на некоторую косность, а иногда даже неэффективность функционирования системы государственных монополий и в частности, в железнодорожном хозяйстве, довольно трудно определенно утверждать, в каком направлении следует вести реформирование в рассматриваемой сфере деятельности, и в какой степени возможно установление конкурентных отношений. Как уже говорилось выше, необходимо отметить то обстоятельство, что как в как государственной монополии, так и конкурентным предприятиям присущи специфические негативные характеристики. Так. При преобладании на естественно-монопольном рынке частных компаний велика вероятность установления необоснованно высоких тарифов и цен на выпускаемую продукцию, поскольку в данном случае целевым ориентиром будет являться получение прибыли в ущерб интересам потребителей. Кроме того, у частных компаний практически отсутствуют стимулы к осуществлению значительных инвестиций в отрасль в силу их долгой окупаемости. С другой стороны, государственные монополии также не лишены недостатков, выражающихся, прежде всего, в возможности злоупотребления монопольным положением на рынке.

Анализ существующей системы государственного регулирования деятельности отраслей, как естественных монополий позволил прийти к выводу, что между планируемым реформированием и реальным процессом экономических преобразований в управления отраслями образовалось большое расхождение. Все это привело к необходимости более тщательного изучения специфики методов государственного управления в естественно-монопольном секторе, а также возможное применение позитивных примеров реализованных реформ из зарубежной практики управления деятельностью, в частности, в сфере железнодорожного транспорта. Комплексное изучение зарубежного опыта позволяет осознать, что в сфере естественных монополий возможно некоторое сосуществование как государственного управления, так и интересов частных компаний. Иными словами, при обеспечении определенного уровня контроля со стороны государства, привлечение в сектор естественных монополий частного капитала является вполне приемлемым методом регулирования. При этом такая постановка вопроса не должна сводить проблему регулирования деятельности естественных монополий к отрицанию возможности использования административных мер, например, в сфере государственного регулирования тарифов. Более того, в последние годы четко прослеживается тенденция к повышению значимости государства в регулировании не только социальной сферы, но и в области экономики, в том числе и в сфере естественных монополий. Особенно важное значение государственного регулирования проявилось в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Таким образом, поскольку существование крупных естественных монополий в нашей стране, обусловленное их системообразующим характером для экономики страны, первоочередной задачей является оптимизация их деятельности., причем под оптимизацией не следует понимать стремление к максимизации прибыли, поскольку в силу специфики естественных монополий и, в частности, железнодорожного транспорта, максимизацию дохода не следует рассматривать как первоочередную задачу. Помимо этого, особое внимание необходимо обратить на усовершенствование тарифной и налоговой политики, которая становится основным препятствием в развитии, как самих естественных монополий, так и других отраслей экономики, поскольку большинство сфер народного хозяйства так или иначе связаны с деятельностью естественных монополий. Кроме того, в целях более успешного функционирования, естественная монополия должна обладать большей прозрачностью, для того, чтобы процесс ценообразования можно было контролировать, и учитывать необходимость поддержания высокого уровня инвестиционной и деловой активности. В заключении хотелось бы отметить, что основной целью реформирования и развития конкурентных отношений в сфере естественных монополий и, в частности, в железнодорожном транспорте, должна быть прежде всего, эффективность функционирования всей отрасли как целостной инфраструктурной системы и применительно к этой цели необходимо просчитать целесообразность применения конкурентных отношений в этой области. Должен быть проведен всесторонний анализ, который позволит из различных возможных целевых вариантов развития отрасли выбрать наиболее оптимальный. С учетом всех особенностей железнодорожного транспорта следует тщательно оценить риски дальнейших мероприятий в рамках программы реформирования и при необходимости провести их корректировку. Обобщая вышеизложенные положения, следует еще раз выделить основные форм и направления реструктуризации российских железных дорог в целях повышения из конкурентоспособности. Во-первых, в период реструктуризации естественной монополии необходима ориентация, прежде всего, на экономические критерии ограничительной тарифной политики и принципы прозрачного инвестирования в технологическую инфраструктуру. К подобным критериям следует относить соответствие роста тарифов размеру средней заработной платы в экономике, а также необходимость учета влияния уровня тарифов на величину инфляции, а потребность в инвестиционных ресурсах должна удовлетворяться посредством приватизации непрофильных активов естественной монополии и только в последнюю очередь за счет увеличения уровня тарифов. Кроме того, определенно положительное воздействие окажет выведение из структуры ОАО «РЖД» органов, ответственных за, разработку тарифной и инвестиционной политики и создания на базе данных подразделений независимой, подконтрольной государству службы регулирования железнодорожных тарифов. Подобная инициатива должна существенно снизить вероятность возникновения коррупции внутри естественной монополии, а также существенно уменьшить риск не вполне обоснованного повышения тарифов на перевозку грузов и использование железнодорожной инфраструктуры. К основным организационным формам, в рамках которых возможно эффективное функционирование железнодорожной естественной монополии, следует отнести государственный холдинг (корпорацию), а также концессию. Применение подобных схем на железнодорожном транспорте является инвестиционно привлекательным как для частных компаний, так и является выгодным для самой естественной монополии, в этом случае деятельность железнодорожной отрасли будет характеризоваться особой формой взаимодействия государства, с одной стороны и частного капитала — с другой, конечной целью которого будет являться повышение эффективности управления и развития объектов государственной собственности в рамках рассматриваемого сектора экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ № 448 «О концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», от 15 мая 1998 г.
  2. Постановление Правительства РФ № 384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте», от 18 мая 2001 г. (с изм. от 20 декабря 2004 г.)
  3. Постановление Правительства РФ № 189 «Вопросы федеральной антимонопольной службы» от 7 апреля 2004 г. (с изм. от 27 января 2009 г.)
  4. Постановление Правительства РФ № 204 «Вопросы федеральной службы по тарифам» от 9 апреля 2004 г. (с изм. от 22 апреля 2009 г.)
  5. Постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1158 «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий».
  6. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848 «О федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002−2010 годы)» (с изменениями от 9 июля 2007 г.)
  7. Указ Президента РФ № 954 «Об акционировании на железнодорожном транспорте» от 26 августа 1992 г.
  8. Указ Президента РФ № 1201 «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 08 ноября 1997 г.
  9. С.Б., Розанова Н. М. «Теория организации отраслевых рынков»/ Учебник. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. — 320 с.
  10. A.C. Поведение естественных монополий в условиях переходного периода: Автореф. дис. канд. экон. наук / Центр, экон.-матем. ин-т РАН. М., 2000. — 15 с.
  11. Ю. МПС: монополия путей сообщения. Зачем железным дорогам реформы? // Новое время. 2000. — № 45. — С. 1819.
  12. К.Г. Государственное регулирование естественных монополий: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 36 с.
  13. К.Г. Некоторые особенности проявления естественной монополии в электроэнергетике: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 45 с.
  14. А.К., Петров А. Г. К проблеме конкуренции в электроэнергетике // Энергосбережение, сертификация илицензирование 99: Материалы V Всерос. семинара. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2000. — С.137−140.
  15. К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика. 2003. — № 4−5. — С.274−287.
  16. К.Л. Реформирование естественных монополий на примере электроэнергетики // Законодательство и экономика. 2003. — № 8. -С.62−69.
  17. Г. Ю. Правовой режим естественных монополий в России: некоторые вопросы теории и практики // Аспирант и соискатель. -2003.-№ 1(14).-С.120−123.
  18. Э., Соловьев Ю., Посвянская Л. Влияние роста тарифов и стоимости услуг естественных монополий на инфляционные процессы (1992−2002 гг.) // Общество и экономика. 2003. — № 7/8. -С.52−66: табл. — Библиогр.: в подстроч. примеч.
  19. Э., Соловьев Ю., Посвянская Л. Влияние роста тарифов и стоимости услуг естественных монополий на инфляционные процессы (1999−2003 гг.) // Общество и экономика. 2004. — № 5/6. -С. 187−200. — Библиогр.: в подстроч. примеч.
  20. Э.Ф. Влияние тарифов и стоимости услуг естественных монополий на инфляцию // Банковское дело. 2003. — № 2. — С.6−10: табл.
  21. Э.Ф., Соловьев Ю. П., Посвянская Л. П. Тарифы на услуги естественных монополий и инфляционные процессы // Банковское дело. 2004. — № 8. — С.41−47: табл.
  22. JI.A., Акопов A.C. Модель поведения естественной монополии в условиях переходного периода. М., 2000. — 74 е. -(Препр. ЦЭМИ РАН- № WP / 2000 / 098).
  23. Н., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России // Общество и экономика. 2002. — № 1. — С.19−45.
  24. Н.И., Васильева Е. М., Лившиц В. Н. Реформирование естественных монополий в России: законодательные аспекты // ЭКО. 2001. — № 3. — С.49−64.
  25. М.И. Экономическое и финансовое состояние естественных монополий // Финансовый бизнес. 2003. — № 5. — С.6−13.
  26. Л.Ю. О проблемах оптимизации функционирования естественных монополий в современной российской экономике // Вестн. ВолГУ. Сер.З. 2001. — Вып.6. — С.165−169.
  27. В. П. Иностранные концессии в народном хозяйстве СССР / М., Л.: Государственное издательство, 1928,. 127с.
  28. А.Я. Проблемы реформирования естественных монополий // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 12. -С.3−11: табл. — Библиогр. в подстроч. ссылках.
  29. В.Я. К вопросу о государственном регулировании естественной монополии // Финансовый капитал: механизм движения: Сб. науч. тр. М.: Логос, 2000. — С. 124−140.
  30. Х.Р. «Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход», Учебник для вузов/Пер, с англ, под ред. HJI. Фроловой. М.:ЮНИТИ, 1997. — 767 с.
  31. В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. «Микроэкономика», в 2-х т, СПб.: «Экономическая школа СПбГУ», 1999. 482 с.
  32. И.А. Проблемы институциональной реформы и регулирование естественной монополии // Пробл. прогнозирования. -2002. -№ 2. С.98−119.
  33. Т.А., Мостовский И. В. Опыт регулирования естественных монополий в странах с развитой экономикой // Вестн. Тамбов, ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2000. — Вып.3(19). — С.63−77.
  34. Государственное регулирование естественных монополий: Опыт, проблемы, перспективы: Сб. ст. и матер. / Под ред. О. В. Коломейченко, В. Н. Ворожейкина. СПб., 2000. — 254 с.
  35. Е.В. Особенности налогообложения естественных монополий: (на примере ОАО «Газпром»): Автореф. дис.. канд. экон. наук / Рос. акад. госслужбы при Президенте РФ. М., 2001. — 22 с.
  36. A.B., Хакимов Д. Г. «Структурная политика и конкуренция в инфраструктурной вертикально-интегрированной отрасли с ограниченными производственными мощностями» /
  37. Научные доклады лаборатории макроэкономического анализа ГУ ВШЭ. Препринт ТО 12/2007/11, серия ТО 12,.
  38. Ди Лоренцо Т. Миф о «естественной монополии» // ЭКО. -Новосибирск, 2001. № 4. — С.81−98.
  39. Л. А. Особенности механизма функционирования естественных монополий в переходной экономике: Автореф. дис.. канд. экон. наук / Рос. акад. госслужбы при Президенте РФ. М., 2000. — 26 с.
  40. Еще одна естественная монополия // Нефть и капитал. 2000. — № 1. -С.70−73.
  41. Железные дороги: проблемы демонополизации // Трансп. дело России. 2000. — № 3(7). — С.26−35.
  42. Г. М., Воробьева Н. С. МАП России как орган власти, регулирующий деятельность естественных монополий в области связи // Вестн. М-ва РФ по антимоноп. политике и поддержке предпринимательства. 2000. — № 3. — С.63−67.
  43. В.Г. О реструктуризации российской электроэнергетики как естественной монополии // Аналит. вестник. 1999. — № 1. — С. З-10
  44. М.В. Проблемы демонополизации отдельных сфер деятельности федерального железнодорожного транспорта и доступности инфраструктуры железных дорог для пользователей различных форм собственности // Экономика железных дорог. -2000. № 9.-С.5−15.
  45. Индустриализация Советского Союза: Новые документы. Новые факты. Новые подходы. Под общ. ред. С. С. Хромова. / Институт российской истории РАН. М., 1999. — 4.2.
  46. А.П. Природа и противоречивость естественных монополий // Вестн. ВолГУ. Сер.З. Экономика. Экология. 2002. — Вып.7. — С.46−49.
  47. Э.Э. Естественные монополии в России // Машиностроитель. -2001. № 9. — С.40−47.
  48. А.Г., Дубов К. С. Особенности государственного регулирования деятельности естественных монополий // Соврем, рос. экономика (проблемы и перспективы): Сб. науч. тр. 4.8. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — С122−129.
  49. Е.Б. Реструктуризация региональных естественных монополий (на материалах Санкт-Петербурга): Автореф. дис. канд. экон. наук / СПбГУЭФ. СПб., 2002. — 18 с.
  50. Е.И. «Естественная монополия: регулирование и конкуренция"/ Экономический журнал ГУ-ВШЭ, 2000.- № 2, с.235−273.
  51. Г. Н. «Эффективность функционирования естественных монополий в системе экономических отношений» Автореф. дис. канд. экон. наук / ОГАИ. Оренбург., 2006. — 24 с.
  52. А.Н. Естественные монополии: проблемы теории и практики регулирования // Вестн. СыктГУ. Сер.6. Экономика, управление, право. 2002. — Вып.1. — С.49−56.
  53. Г. П. Государственное регулирование естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в Российской Федерации // Вести в электроэнергетике. 2002. — № 1. — С.8−12.
  54. A.B., Кушнаренко В. И. Российская экономика и зарубежный опыт регулирования естественных монополий // Изв. Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов. СПб., 1998. — № 2. -С.93−100.
  55. В.И. «Избранные произведения: в 3-х томах». т. З (октябрь 1918-март 1923 г.). -М.: Политиздат, 1980. 856 с.
  56. Map дер М. Государственное регулирование естественных монополий в экономике России // Социально-экономические реформы в России и Германии: Итоги и перспективы: Колл. монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1999. — С.192−200.
  57. Материалы науч.-практ. конф. «Проблемы демонополизации отдельных сфер деятельности федерального ж.-д. транспорта и доступности инфраструктуры ж.д. для пользователей различных форм собственности».
  58. В.Н. Методологические и методические основы формирования и развития товарного рынка естественных монополий. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. — 156 с.
  59. H.H. Регулирование деятельности естественных монополий // Ломоносовские чтения. Студенческие работы. М.: Изд-во «Университет, гуманит. лицей», 2001. — С. 145−146.
  60. Дж. С. «Основы политической экономии». М.: Прогресс, 1980.
  61. Ю.И., Дегтярев С. И. Реструктуризация в МПС: оставим камень на камне. // ЭКО. 2002. — № 7(337). — С.138−145.76. «Новые формы доброго соседства» / журнал «Эксперт» № 39 (439), 18 октября 2004.
  62. И.Е. Режим естественных монополий в Российской Федерации. М.: Манускрипт- Юристъ, 2002. — 288 с. — Библиогр.: с.262−288
  63. И.Б. Классификация российских естественных монополий // Вестн. М-ва РФ по антимоноп. политике и поддержке предпринимательства. 2001. — № 1. — С. 17−20.
  64. И.Г. Структурная реформа отраслей естественных монополий // Науч. сессия проф.-препод, состава, науч. сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1999 г. Фак. экон. и упр., март-апрель 2000 г.: Сб. докл. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2000. — С.32−37.
  65. Проблемы регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий (на примере аэропортов федерального значения) / Авт. колл.: В. Е. Брусиловский, Л. Э. Григорьев, К. Менар, Шаститко А.Е.- Бюро экон. анализа. М.: ТЕИС, 2001. — 240 с.
  66. . ст. тех же авт. «Реформирование естественных монополий в России: теоретический аспект», опубл. в «Эко», № 4 за 1999.
  67. . А., Лозовский Л. Ш, Стародубцева Е. Б. «Современный экономический словарь», 6-е изд. перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2008.- 512 с.
  68. Реформирование естественных монополий (структурная реформа железнодорожного транспорта): Матер. науч.-практ. конф., 1605.2001 г. / С.-Петерб. гос. ун-т путей сообщения. СПб., 2001. -75 с.
  69. Российский статистический ежегодник. 2008: /Стат.сб./ Федеральной службы государственной статистики (Росстат). /Под ред. В. Л. Соколина. М., 2008. — 847 с.
  70. Ю.П. Опыт регулирования деятельности естественных монополий на транспорте // Вестн. М-ва РФ по антимоноп. политике и поддержке предпринимательства. 2000. — № 3. — С.67−76.
  71. О.Г. Особенности монополизма на транспорте в России // Вестник гос. ун-та управления. Сер. Управление на транспорте. -2002. № 1(2). — С.27−34.
  72. С.С. Приватизация естественных монополий в условиях асимметричной информации. М., 2000. — 44 с. — (Препр. / Рос. экон. школа- № В8Р-2000−039 II).
  73. М. «Капитализм и свобода»/ Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2006.- 240 с.
  74. И.К. Регулирование энергетических естественных монополий и энергоменеджмент: В 2 т. Т.1. Энергетическая политика. Т. П. Энергет. менеджмент и аудит. Владикавказ: Ремарко, 2001. -230 с.
  75. А.Е. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии. М.: ТЕИС, 2000. — 79 с.
  76. Д.Ю. Управление развитием естественной монополии: (на примере газового комплекса): Автореф. дис. канд. экон. наук / РАГС при Президенте РФ. М., 2000. — 20 с.
  77. Ф., Росс Д. «Структура отраслевых рынков»/ Пер. с англ. — М.: ИНФРА-МД997, 698 с.
  78. М.В. Особенности государственного регулирования естественных монополий в России // Бизнес Академия. 2002. -№ 10(20). — С.32−38.
  79. В.И. «Политология транспорта. Политическое измерение транспортного развития» М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. 432 с.
  80. Ai С., S. Martinez and D.E. Sappington (2004), «Incentive Regulation andTelecommunications Service Quality,» Journal of Regulatory Economics, 263−285.
  81. Ai C. and D. Sappington (2002), «The Impact of State Incentive Regulation on the U.S. Telecommunications Industry, Journal of Regulatory Economics, 22:2 133−160.
  82. Armstrong and Vickers, «Welfare Effects of Price Discrimination by a Regulated Monopolist,» Rand Journal of Economics, 24(4): 571−580.
  83. Bacon, J.W. and J. Besant-Jones (2000), «Global Electric Power Reform, Privatization and Liberalization of the Electric Power Sector in Developing Countries», World Bank, Energy and Mining Sector Board Discussion Paper Series, Working Paper N2, June
  84. , A., «Does Incentive Regulation «Cause» Degradation of Telephone Service Quality?» Information Economics and Policy, 15: 243 269. 2003.
  85. Baron, D. and R. Myerson (1982), «Regulating a Monopolist with Unknown Costs,» Econometrica, 50:4 911−930.
  86. Baumol, W., E. Bailey and R. Willig (1977), «Weak Invisible Hand Theorems on the Sustainability of Prices in Multiproduct Monopoly, American Economic Review, 350−365.
  87. Berg, S.V. and J. Tschirhart (1988), Natural Monopoly Regulation: Principles and Practice, Cambridge: Cambridge University Press.
  88. , M. (1960), «Peak Load Pricing,» Journal of Business, 33:157−79 translated from the original in French published in 1951.
  89. , M. (1971), «On the Management of Public Monopolies Subject to Budget Constraint,» Journal of Economic Theory, 3: 219−40. translated from the original in French and published in Econometrica in 1956.
  90. , A. A. «Researches into the Mathematical Principles of the Theory of Wealth», Nathaniel T. Bacon, Trans. Macmillan: New York, 1927.
  91. P. «Why British rail privatisation has failed» //Economic Notes, Libertarian Alliance, 2001.
  92. T. C. «Some English railway problems of the next decade» |The Economic Journal, Vol. N 2 (1891), c. 351−359.
  93. P.L. «Regulation of natural monopolies»/ Center for energy and environmental policy research, MIT. April 2005, 05−008 WP/
  94. S. «SJ seeks opportunities at home and abroad» // Railway Gazette International, 01 august 1998.
  95. Pietrantonio L., Pelkmans J/ «The Economics of EU Railway Reform», Bruges European Economic Policy Briefings, BEEP briefing № 8, September 2004
  96. Pollitt M.G., Smith A.S.J. «The Restructuring and Privatization of British Rail: Was it really that bad»? / //Fiscal Studies, Volume 23, № 4, December 2002.
Заполнить форму текущей работой