Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль инновационного малого бизнеса в развитии промышленности Российской Федерации: на примере ЮФО

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особую роль в развитии инновационного бизнеса, в современных условиях, играет инновационная политика государства. Эта политика может быть неодинакова в разных странах, но всегда нацелена на стимулирование инновационной активности и развитие научно-технического потенциала страны. В свою очередь, региональная инновационная политика становится одним из наиболее важных этапов формирования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — ПРЕДПОСЫЛКА ВОЗРАСТАНИЯ РОЛИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 1. 1. Научно-технический прогресс как движущий мотив развития малых предприятий инновационного типа и возрастания их роли в экономическом развитии
    • 1. 2. Инновационный характер малого предпринимательства и формы интеграции с крупным бизнесом
  • ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
    • 2. 1. Состояние развития инновационного малого бизнеса в регионах Южного Федерального округа
    • 2. 2. Формы государственного регулирования малого бизнеса
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МАЛОГО БИЗНЕСА
    • 3. 1. Организационно-экономический механизм регулирования инновационного малого бизнеса
    • 3. 2. Основные направления совершенствования методов и форм развития инновационного малого бизнеса в ЮФО

Роль инновационного малого бизнеса в развитии промышленности Российской Федерации: на примере ЮФО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях научно технического прогресса малые организационные формы становятся неотъемлемой частью самой современной, опирающейся на самые передовые технологии экономики, вовлеченной в мирохозяйственные связи. Особенность малых фирм последних десятилетий в развитых странах состоит в том, что они базируются на достижениях постиндустриального общества: высокоразвитых отраслях сельского хозяйства, промышленности, инфраструктуры, обеспечивающих динамизм, обновление и возвышение потребностей, на использовании высококвалифицированной, хорошо образованной рабочей силы, характеризующейся дифференцированным, взыскательным, динамичным спросом. В связи с нарастанием конкуренции и ростом номенклатуры выпускаемой продукции, ростом выполняемых работ и услуг крупный бизнес не в состоянии производить все операции собственными силами, что вынудило крупные компании передавать часть бизнеса и производственных процессов малым организационным формам. Научно-техническая революция (НТР) позволила малым предприятиям инновационного характера найти свой путь в современном развитии мирового хозяйства, с одной стороны, а с другой, предоставила возможность сократить издержки и повысить эффективность экономической деятельности крупным предприятиям за счет кооперации их с инновационным малым бизнесом. Современная рыночная экономика отличается развитыми производственными связями между крупным и малым бизнесом, которые можно охарактеризовать как кооперацию в условиях конкуренции.

Особую роль в развитии инновационного бизнеса, в современных условиях, играет инновационная политика государства. Эта политика может быть неодинакова в разных странах, но всегда нацелена на стимулирование инновационной активности и развитие научно-технического потенциала страны. В свою очередь, региональная инновационная политика становится одним из наиболее важных этапов формирования национальной инновационной системы. Новая эпоха нестандартизированного, наукоемкого производства, в котором не маештабы производства и сбыт, а способность к постоянному обновлению продукции за счет внедрения новых технологий играет решающее значение в усилении конкурентных преимуществ страны на мировом рынке. С таких позиций малые организационные формы начинают играть доминирующую роль, как наиболее приспособленные к быстрой смене технологий, они могут оставаться конкурентоспособными даже при росте издержек и низких капиталовложениях за счет высокой добавленной стоимости. В такой экономике локальные альянсы ученых, предпринимателей и местной администрации являются значительным фактором достижения успеха на рынке.

В этой связи, становится актуальной задача разработки инфраструктуры, обеспечивающей всем регионам страны равный доступ к инновационному развитию. Актуальной задачей для региональной инновационной политики становится обеспечение концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, создание условий для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития.

Степеиь разработанности проблемы исследования. Анализ изученной литературы свидетельствует о том, что проблема методологического обеспечения инновационного развития малого предпринимательства и сопряженные с этим вопросы являются предметом пристального изучения многих ученых.

Отдельные вопросы анализа инновационного развития малого бизнеса рассматриваются в трудах А. И. Добрынина, Э. Р. Худайбердина, М. С. Уксувой, В. Я. Горфинкеля, А. В. Бусыгина, М. Г. Лапусты, Т. Х. Карчаевой, А. Е. Когуты, А. А. Румянцевой, Г. Н. Семенцевой и др.

Значительный вклад в исследование и развитие аспектов инновационного развития малого бизнеса в регионе внесли зарубежные ученые Арчибучи Д., Аутио Е., Дози Дж., Нельсон Р., Лундвалл Б. и др., а также — Шумпетер И., Друкер П., Портер М., которые отражают теоретические положения в области предпринимательства. Особенности реализации научно-технической и инновационной политики на региональном уровне, современные тенденции развития инноваций в России и ее регионов нашли отражение в трудах Доброва Г. М., Курина Д. И., Решетовой MB., Фатхутдинова Р. А., др.

Цель и задачи диссертационной работы. Целью исследования является обоснование роли малых организационных форм в переводе экономики России на инновационный путь развития.

Реализация поставленной цели определяет постановку и решение следующих задач:

— обоснование и оценка социально-экономической значимости малых организационных форм инновационного характера в экономике в условиях постиндустриального производства;

— анализ предпосылок взаимодействия крупного и малого бизнеса, исследование инновационного характера малого предпринимательства и закономерность его кооперации с крупным бизнесом;

— социально-экономический анализ современного инвестиционного климата в РФ (в том числе, в регионах ЮФО) с целью выявления факторов, сдерживающих инновационную активность в малом бизнесе;

— исследование взаимосвязи малого бизнеса и инновационной деятельности, моделирование их влияния на социально-экономическое развитие региональных экономик;

— изучение состояния и перспектив развития малого бизнеса и разработка организационно-экономического механизма реализации инноваций;

— обоснование концепции региональной инновационной политики в малом секторе экономики, системы, форм его государственного регулирования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является инновационная деятельность в малом секторе экономики и особенности ее функционирования в регионе. Предметом исследования являются организационно-экономические и управленческие отношения, связанные с формированием и развитием инновационной деятельности малых организационных форм в промышленности.

Тсоретнко-методологичсскую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов в области инноваций, а также концепции, выводы и рекомендации, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблеме развития малых предприятий, программные и прогнозные разработки федеральных и региональных органов власти, научно-исследовательских центров. В процессе работы над диссертацией были использованы нормативно-правовые документы Правительства Ставропольского края, рекомендации региональных и российских научно-практических конференций.

Инструментарно-методический аппарат обусловлен проблематикой работы, необходимостью анализа большого практического материала. В ходе исследования применялись общенаучные методы структурного, факторного, функционального и сравнительного анализа, статистические методы.

Информационно-эмпирическая база формировалась на основе законодательства РФ, официальных статистических данных ФГСС России и Ставропольского края, статистическая информация, опубликованная в периодических изданиях, ежегодных статистических сборниках, научных публикациях, монографиях отечественных и зарубежных ученых, материалы общественных исследований, Интернет-ресурсы.

Основные положения диссертационной работы, выносимые на защиту.

1. В условиях глобализации мировой экономики, ужесточения конкурентной борьбы и необходимости перевода отечественной экономики на инновационный путь развития значительно возрастает роль малых предприятий как ускорителей научно-технического прогресса и важнейшего фактора структурной перестройки экономики (35−40).

2. На современном этапе развития отечественной экономики малые инновационные предприятия возникают как производные от крупнокорпоративного бизнеса и в то же время интегрированные в него в различных формах (франчайзинг, аутсорсинг, субподряд и т. д.) хозяйственные единицы (стр. 44).

3.Сотрудничество крупного бизнеса и малых организационных форм инновационного характера происходит на фоне ужесточения их конкуренции между собой, особенно в наукоемких отраслях. Современное сотрудничество крупного бизнеса и малого предпринимательства основывается на стратегии «кооперация/конкуренция», при которой они сотрудничают на стадиях исследований и разработки технологических процессов совместно с малыми инновационными предприятиями, а конкурируют — в процессе реализации новых технологий, в методах завоевания и удержания рынков.

4.В регионах Южного федерального округа сложилась инновационная ситуация с различным соотношением инновационного потенциала и уровня его использования. В целом практически все регионы имеют низкую инвестиционно-инновационную привлекательность. Изменить такое положение призвана долгосрочная стратегия социально-экономического развития каждого региона Южного федерального округа. Основой такого развития территории в современных условиях является национальная инновационная система, опирающаяся на инновационный потенциал малых предприятий. Создание региональных инновационных подсистем должно стать главной целью стратегии инновационного прорыва.

5.В процессе формирования инновационной системы ЮФО необходимо внедрение принципов системного и программно-целевого подходов, реализуемых в первую очередь в малых организационных формах инновационного характера. Это обеспечит не только создание продукции с высокой добавленной стоимостью и рост доходов бюджетов всех уровней, но и развитие наукоемкого производства, включая НИОКР, технологии и человеческого капитала.

6. Предложенная схема организационно-экономического механизма регулирования малых организационных форм инновационного характера обеспечивает комплексную и систематизированную институциональную основу функционирования и развития малого сектора экономики инновационного типа.

Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна исследования состоит в обосновании современных направлений развития и роли малых организационных форм инновационного характера как производных от крупнокорпоративного сектора и интегрированных в этот сектор в различных формах таких как аутсорсинг, франчайзинг, субподряд, контрактация и т. д.

Конкретное приращение научного знания представлено следующими элементами:

— расширены и систематизированы формы малых предприятий инновационного характера, обоснована обусловленность возрастания их роли научно-техническим прогрессом;

— обоснован вывод, что крупные корпорации образуют производственные и управленческие ядра современных национальных народнохозяйственных комплексов, вокруг которых выстраиваются сети малых инновационных предприятий, составляющие важнейший компонент рыночной экономики;

— уточнено понятие инновационного потенциала региона, рассматриваемого как интегральный результат взаимодействия инновационного климата и инновационной среды;

— обоснован управленческий механизм интеграции малых предприятий крупнокорпоративных форм бизнеса;

— выявлено противоречие между исключительной значимостью функций малых организационных форм инновационного характера как ускорителя технологического прогресса и неадекватностью традиционных источников финансирования потребностям их роста, что обусловливает использование специфических видов финансирования: венчурное, рынок первичного предложения акций, государственно-общественное (программно-целевое) финансирование и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных и методологических представлений о малых организационных формах инновационного характера в условиях постиндустриальной экономики, факторах их количественного и качественного роста, формах интеграции и взаимодействия с крупным бизнесом.

Практическая значимость исследования состоит в доведении основных выводов и положений до рекомендаций, обеспечивающих реализацию основных идей диссертационного исследования.

Апробация результатов работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в шести сборниках научных статей, в том числе в рецензируемом ВАК издании — экономическом вестнике Ростовского государственного университета, докладывались на пяти вузовских научно-практических конференциях и получили положительную оценку.

Публикации. Общий объем публикаций 4,8 п.л. в том числе авторских -4,2 п.л.

Объем и структура диссертационного исследования. Диссертация изложена на 140 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, содержащих 6 параграфов, заключения, библиографического списка, а также включает 8 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги проведенной работы можно сделать следующие выводы.

В результате НТР малые организационные формы становятся неотъемлемой частью самой современной, опирающийся на самые передовые технологии экономики, вовлеченной в мирохозяйственные связи. Особенность малых фирм последних десятилетий в развитых странах состоит в том, что они базируются на достижениях постиндустриального общества: высокоразвитых отраслях сельского хозяйства, промышленности, инфраструктуры, обеспечивающих динамизм, обновление и возвышение потребностей, на использовании высококвалифицированной, хорошо образованной рабочей силы, характеризующейся дифференцированным, взыскательным, динамичным спросом.

В связи с нарастанием конкуренции и ростом номенклатуры выпускаемой продукции, ростом выполняемых работ и услуг крупный бизнес не в состоянии производить все операции собственными силами, что вынудило крупные компании передавать часть бизнеса и производственных процессов малым организационным формам. НТР позволила малым организационным формам инновационного характера найти свой путь в современном развитии мирового хозяйства, с одной стороны, а с другой, предоставила возможность сократить издержки и повысить эффективность экономической деятельности крупным предприятиям за счет кооперации их с малым инновационным предпринимательством. Современная рыночная экономика отличается развитыми производственными связями между крупным и малым бизнесом, которые можно охарактеризовать как кооперацию в условиях конкуренции.

Рассматривая механизмы и экономическое содержание интеграционного взаимодействия малого и крупного бизнеса можно отметить следующее. На базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм: интрапренерство, инкуба-торство, сателлитная форма, научно-технический альянс (НТА). Следует отметить, что все эти формы носят инновационный характер, так как представляют сами по себе качественно новый уровень взаимодействия малых организационных форм, малых инновационных предприятий и крупного бизнеса.

Особого внимания заслуживают целостные производственно-интегрированные системы, одним из типов которых являются промышленные кластеры, включающие и малый бизнес. Одним из отличительных признаков промышленного кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования является принцип территориальной локализации.

Таким образом, сотрудничество крупного бизнеса и малых инновационных предприятий происходит на фоне ужесточения их конкуренции между собой, особенно в наукоемких отраслях. Современное сотрудничество крупного бизнеса и малых предприятий основывается на стратегии «кооперация/конкуренция», при которой они сотрудничают на стадиях исследований и разработки технологических процессов совместно с малыми организационными формами инновационного характера, а конкурируют — в процессе реализации новых технологий, в методах завоевания и удержания рынков. Для малых организационных форм инновационного характера технологическая самодостаточность перестала быть самоцелью, ее заменила стратегия технологической взаимозависимости. Сотрудничество и взаимозависимость крупного бизнеса и малых инновационных предприятий стали средством разделения растущих издержек и риска нововведений, а также концентрации знаний и квалификации при разработке новой продукции. Тесное сотрудничество крупного и малого бизнеса на национальном и международном уровнях привело к изменению традиционного характера конкуренции и инновационного процесса.

Региональная инновационная политика, является одним из основных инструментов развития, поддержки малых организационных форм инновационного характера. Предложенная схема организационно-экономического механизма регулирования малых организационных форм инновационного характера обеспечивает комплексную и систематизированную институциональную основу функционирования и развития малого сектора экономики инновационного типа.

Существует множество форм управления инновациями на различных уровня: на уровне одной отдельно взятой корпорации или на уровне государства в целом, призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Эта политика может быть неодинакова в разных странах, но всегда нацелена на стимулирование инновационной активности и развитие научно-технического потенциала страны. Как показывают исследования, политика государства, способствующая продвижению страны в направлении инновационного роста, имеет решающее значение, особенно для стран, отстающих в своем развитии, особую роль в этом процессе играет мобилизующая инновационно-стратегическая функция государства. Региональная инновационная полтика, в западных источниках её называют «новой экономической географией» (new economic geography), становится одним из наиболее важных этапов формирования национальной инновационной системы.

По результатам многофакторного корреляционно-регрессионного анализа инновационной ситуации в Южном Федеральном округе можно сделать вывод, что в ЮФО сложилась инновационная ситуация с различным соотношением размера инновационного потенциала и уровня его использования. Практически все районы имеют низкую инвестиционно-инновационную привлекательность.

Изменить положение может долгосрочная стратегия социально-экономического развития каждого региона Южного федерального округа, необходимо создать условия для их устойчивого конкурентного развития, что привлечет существенные инвестиции в экономику округа и немалую роль в этом должен сыграть малый инновационный бизнес. Динамика развития инновационного малого предпринимательства показывает, что обеспечение роста производства новой продукции и наращивание научно-технического потенциала невозможно без привлечения необходимых инвестиций. Важной задачей является также развитие поддержки малых инновационных предприятий в области маркетинга и рекламы посредством систематически организуемых инновационных выставок-ярмарок, на которых малые предприятия инновационной сферы Ставропольского края получают возможность не только реализовать конкретные разработки, но и обменяться опытом, найти контрагентов. Они играют роль интерфейса между наукой, производством и рынком, поставляют заказы на рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок.

Основой перспективного инновационного развития территории в современном мире являются инновации и национальная инновационная система. Сегодня Южный федеральный округ придерживается стратегии догоняющего развития в инновационной области и стратегии создания национальной рекреационной зоны. Реализация каждой из этих стратегий дает положительные результаты, однако, в условиях проактивного инновационного развития необходимо переходить к стратегии инновационного прорыва, где главной целью должно стать создание региональной инновационной системы, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных структур, которые занимаются производством и коммерциализацией научных знаний и технологий. Только в условиях региональной инновационной системы возможно перманентное внедрение наукоемких технологий и разработка более высокотехнологичного способа производства, а, следовательно, переход на новый инновационный путь экономического развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ.
  2. Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике: Федеральный Закон РФ. 1999.
  3. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный Закон РФ. 2002.
  4. О науке и государственной научно-технической политике в РБ: Закон РБ.
  5. Налоговый кодекс РФ. 2003.
  6. Концепция инновационной политики. Постановление Правительства РФ от 20.07.1998. № 832
  7. Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002 2005 годы. Утверждена Правительственной комиссией по научно-инновационной политике от 24.04.02. — № 2
  8. Концепция Совета Федерации в области малого и среднего предпринимательства. М.: 2003.
  9. План действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 2001 гг.
  10. Основные итоги сплошного единовременного обследования малых предприятий по результатам работы за 2000 год. М.: Госкомстат, 2002.
  11. Россия в цифрах: Крат. Стат. Сб./ Госкомстат России. М.: Финансы и статистика, 2001.
  12. Практика взаимодействия крупного и малого бизнеса. Информационно-аналитический сборник. М.: 2004.
  13. Малое предпринимательство в России 2004. Статистический сборник -М.: 2004. 150 с.
  14. Малое предпринимательство в России. 2005: Стат.сб./ Росстат. -М., 2005.-150 с
  15. Малое предпринимательство в России. 2006: Стат.сб./ Росстат. -М, 2006.- 150 с
  16. Малое предпринимательство России: мифы и факты. /Сборник. -М.: 2005 г.
  17. Социально-экономическое положение Южного федерального округа в 2006 году: Стат.сб. М.: Росстат, 2007. — 80 с.
  18. Материалы ежегодной региональной конференции «Роль инноваций в развитии региона: практика и перспективы» / Ставрополь 2005
  19. Доклад Правительства об итогах господдержки МСБ в 2005 г. и задачах на 2006 г. / Альянс-Медиа: 2006 г.
  20. Краевая целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Ставропольском крае на 2006−2008 годы» / Ставропольский цент деловой информации 2006.
  21. А.Н., Кулькин A.M. Программы регионального развития в контексте государственной научно-технической политики: опыт США / А. Н. Авдулов, A.M. Кулькин. М.: ИНИОН РАН, 1999
  22. В. Рамочные условия для инновационной деятельности в России. СПб.: HI TECH, 2000. — 44 с.
  23. Актуальные проблемы предпринимательства / Сборник под редакцией М. Г. Лапусты, 2001 г. С. 25
  24. Н.Б., Бобков А. Г. Инновации и экономический рост // Инновации. 2004. — № 7. — С. 10−12
  25. Н.В. Региональные проблемы формирования инновационной системы // Регион: экономика и социология. 2005. — № 1 — С. 110−119
  26. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М.: 1999. 526 с.
  27. А.О. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия/ А. О. Блинов, И. Н. Шапкин. М.: МАЭП, ИИК «Калита», 2000. — 336 с.
  28. Л.С., Кротов М. И. Структурные реформы и экономическая интеграция: опыт и проблемы / Л. С. Бляхмен, М. И. Кротов. СПб.: Изд-во СПбТУ, 1996. — 280 с.
  29. А.В. Предпринимательство. -М.: Дело. 2000. 640 с.
  30. С. Контринновационная среда российской экономики // Вопросы экономики. 2005. — № 10. — С. 132−143
  31. Р., Сухарев О. Инновации инструмент экономического развития // Инвестиции в России. — 2000. — № 11. — С. 23−25
  32. A.JI., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления / A.JI. Гапоненко, В. Г. Полянский. М.: РАГС, 2000.
  33. С.Ю. Эволюция технико-экономических систем / С. Ю. Глазьев, Д. Львов, Г. Фетисов. М.: 1992.
  34. С.Ю. Проблемы прогнозирования макроэкономической динамики. // Российский экономический журнал. 2001. — № 3. — С. 6
  35. Н.А. Инновационное управление трудом: Учебное пособие / Н. А. Горелов, В. В. Синов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  36. В.Я. Предпринимательство / В. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк, В. А. Швандар. М.: ЮНИТИ, 2000. — 475 с.
  37. К.И. Государство и инновационный рост // ЭКО. 2004. -№ 11. -С. 86−97
  38. М.В. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности // Инновации. 2001, 2002 — № 1, 12
  39. Л. Южный федеральный округ: вопросы развития // Экономист. 2005. — № 11. — С. 75−83
  40. А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов / А. И. Добрынин, Л. С. Тарасевич СПб.: 1997.
  41. П. Задачи менеджмента в XXI веке. Пер с англ.: Учебное пособие М.: Издательский дом «Вильяме», 2001
  42. М. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов // Российский экономический журнал. 2005. — № 9, № 10. -С. 30−51
  43. А. Венчурный капитал как источник финансирования бизнеса // Финансовая газета 27.10.2006 г.
  44. В. Технопарковые структуры в региональном развитии / В. Заусаев, С. Быстрицкий, В. Ефременко, Г. Бурдакова // Экономист. 2003. — № З.-С. 66
  45. П.Н. Инновационный менеджмент. / Под ред. П.Н. Завли-на, А. К. Казанцева, Л. Э. Минделию. СПб.: Наука, 1997. — 620 с.
  46. СМ. Выращивание малых инновационных предприятий // ЭКО. 2002. — № 1. — С. 166−176.
  47. О.А. Малый бизнес как органический элемент рыночной экономики. Уфа: 1999.
  48. М.М., Колупаева С. Р., Кочеткова Г. Б. США: управление наукой и нововведениями / М. М. Иванов, С. Р. Колупаева, Г. Б. Кочеткова. М.: Наука, 1990.
  49. Н. Человеческий капитал и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. 2004.-№ 9. — С. 29
  50. Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. -2001.-№ 7.-С.63
  51. .И. Помехи для ориентации на инновации // ЭКО. 2004. -№ 11.-С. 116−122
  52. С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, JI.M. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др. М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1997.
  53. Иноземцев B. JL Расколотая цивилизация. М.: «Academia"-MHayKa», 1999.-73 с.
  54. Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование: справочное пособие. М.: ИНФРА-М, 1995. -С.4,7
  55. Т.Х. Организационно-экономический механизм регулирующей поддержки малого бизнеса региональной экономики: Дис. канд. экон. наук / Нальчик: 2005. 172 с.
  56. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура.- М.: ГУ ВШЭ, 2000. -157 с.
  57. А.Е. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: методология исследования / Под ред. А. Е. Когута. СПб, 1995. 92 с.
  58. М.Ю. Малый бизнес как фактор инновационного развития экономики: Дис. канд. экон. наук: Иркутск.: БГУЭП, 2005. — 199 с.
  59. Колл B. J1. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Руководители авт. B. JL Колл, А. Е. Макаров, Варшавский. М.: Наука, 2001. — 548 с.
  60. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития субъектов РФ в 2002—2004 гг. // Экономика и жизнь. 2004. — № 2. — С.4
  61. А.Д., Смирнов Ю. Г. Значение и роль малого бизнеса в инновационном процесс / А. Д. Корчагин, Ю. Г. Смирнов // Инновации. 2002. -№ 5 (52).-С. 23−29
  62. В.И. НТР, труд, управление / под ред.В. И. Котелкина. -Jl.:1984.
  63. .Н. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва/ Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 221 с.
  64. .Н. Инновационный климат России // Экономика и жизнь. -2004.-№ 43.-С. 2−3
  65. М.Г., Старостин Л. Ю. Малое предпринимательство / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. -М.: ИНФРА-М, 2004. 454 с.
  66. Е. Риск в сфере производства // Риск. 2002. — № 2.11с.
  67. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Е. Г. Лясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
  68. Малый бизнес и инфраструктура: Учебное пособие / А. Б. Титов, М. А. Горенбургов, Е. В. Ивчук, А.Б. Крутик- Под ред. А. Б. Крутик. СПб.: СПбУЭФ, 1995.-161 с.
  69. Н.Л. Инновации и экономический потенциал возрождения России в современной мировой экономике // Законодательство и экономика. 2004. — № 5. — С. 15−20
  70. May В. Экономико-политические итоги 2001 года и перспективы устойчивого экономического роста // Вопросы экономики. 2002. — № 1. — С. 170
  71. ., Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 5. — С. 97−102
  72. А.И., Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Предпринимательство / А. И. Муравьев, A.M. Игнатьев, А. Б. Крутик. СПб.: Лань, 2001. — 696с.
  73. А. Инновационное развитие и инновационная культура // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 5. — С.57−63
  74. И. Наука и инновации в период рыночных реформ // Экономика. Право. Менеджмент. 2002. — № 5. — С. 5−8
  75. А. Институциональная экономика: теория фирмы // Вопросы экономики. 1999. — № 9. — С. 126−150
  76. Перспективы развития инновационной деятельности в России («круглый стол») // ЭКО. 2004. — № 9. — С. 39−42
  77. М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / М. Портер. М.: 1993. — 895 с.
  78. А. Россия: малый бизнес локомотив экономики малого города // Финансы и кредит. — 2003. — № 10 — С. 59−64
  79. А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. -М.: РИЦЛО «Мегаполис-контакт». 1993.
  80. Предпринимательское право: Учебник / Отв. редактор О. М. Олейник. М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 727 с.
  81. Региональное управление и НТП / Под ред. Н. Г. Чумаченко. Киев: 1990.- 157 с.
  82. Россия мало тратит на НИОКР // Эксперт. 2003. — № 41. — С. 7
  83. А.А. Региональные аспекты инновационной и инвестиционной деятельности / Под ред. А. А. Румянцева. СПб.: 2001. — 212 с.
  84. В.Т. Постиндустриальная трансформация, ее социально-экономические модели и судьба экономики России в XXI веке // Вестник СПбГУ. 2001. — № 2. — С.4−24.
  85. З.А. Малый бизнес в инновационной сфере. // Вестник СП6ТУ. 2002.-ЖЗ (21),-С.17−22.
  86. В. Новые концепции для малого бизнеса // Малое предприятие. 2003. — № 8. — С.9
  87. Т.В. Финансово-экономический механизм государственной поддержки инновационной активности и его региональные формы М.: РАГС, 2005.-С. 16
  88. Г. Н. Становление организационно-экономического механизма малого инновационного предпринимательства. М.: 1997. — 178 с.
  89. В.А. Сетевые виртуальные организации: состояние, перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 5. — 91 104 с.
  90. Сертификация. Отечественная и зарубежная практика. М.: Центр «Наука и техника», 1994. — С. 19
  91. Сибирь на пороге нового тысячелетия/ Отв. ред. В. В. Кулешов. -Новосибирск: Изд-во ИЭ и ОПП СО РАН, 1998. С.158
  92. Системы поддержки и развития малого предпринимательства в зарубежных странах / Под ред. А. В. Рунова. Краснодар: Просвещение — ЮГ, 2003.-39 с.
  93. Современный капитализм: хозяйственный механизм и НТП / С. М. Никитин, В. М. Усоскин, А. А. Дынкин и др. М.: Наука, 1989. — 260 с.
  94. Социально-экономическое положение Ставропольского края за I полугодие 2005 г. // Ставропольская правда. 2005. — 23.08.2005
  95. Социально-экономическое положение Ставропольского края в 2004 // Ставропольская правда. 2005. — 05.04.2005.
  96. О.Б. Инновационный менеджмент. Казань: 1997
  97. А. Малое предпринимательство // Экономика. Право. Менеджмент. 2000. — № 47. — С. 5- - № 49. — С. 5- - № 52. — С. 5- 2001. — № 1. — С.5
  98. Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века / Перевод с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 137с.
  99. Э. Третья волна. М.: — 1999. — 463 с.
  100. М.С. Формирование региональной системы поддержки инновационного предпринимательства: Дис. канд. экон. наук: / СПб.: 2005. — 190 с.
  101. Дж.С. Качественная эволюция малого бизнеса: 4 ключа к успеху без необходимости расширения компании / Пер. с англ. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2004. — 296 с.
  102. А.Д., Лось В. А. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы. / А. Д. Урсул, В. А. Лось. М.: 1994.
  103. Р.А. Инновационный менеджмент СПб.: Питер. 2002.-400 с.
  104. В.Г. Предпринимательский прорыв экономики России в XXI в.-М.: 1999 г. -С.48
  105. В. Венчурное инвестирование в малый инновационный бизнес//США.- 1993.-№ 12
  106. А., Гловатская М., Мазуренко С, Пешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики. 2002. -№ 7.-С.137−138
  107. В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс. 1990.
  108. Э.Р. Роль малого инновационного бизнеса в становлении нового технологического уклада и инновационной системы: Дис. канд. экон. наук: / -Уфа.: УГИС, 2005. 171 с.
  109. А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства // Экономист. 2001. — № 11. — С. 12−18
  110. А. Венчурное инвестирование // ЭКО. 2003. — № 2. — С. 37u
  111. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982.-455 с.
  112. И. Теория экономического поведения: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. -М: Прогресс, 1982.
  113. А. Нужны инновационно-технологические центры // Малое предприятие. 2003. — № 3. — С. 20
  114. Экономика России: XXI век, № 11. 2003 г.
  115. Экономика Ставропольского края за 2005 г. // Ставропольская правда.-2006.- 14.03.2005
  116. Экономика Ставропольского края за первое полугодие 2006 г. // Ставропольская правда. 2006. — № 199.
  117. Юнь О. Возможности вхождения России в мировое информационное сообщество//Экономист. -2001,-№ 12.-С.22−25
  118. Е. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики/ Е. Ясин, А. Яковлев // Вопросы экономики. 2004. — № 7. — С.29
  119. Archibugi D., Howells J., Michie J. Innovation policy in a global economy. Cambridge, 1995 95 p.
  120. Archibugi D., Evangelista R., Vanston J. Concentration, Firm Size and Innovation: Evidence from Innovation Costs // Technovation. 1995. — Vol.15. — № 3
  121. Autio E. Evaluation of RTD in regional system of innovation // European Planning Studies. № 6 (2). 131−140 p.
  122. Best practice policies for small and medium sized enterprises. OECD. Paris, 1995.-390 p.
  123. Business Week. 1999. — 18 December. — P.48.
  124. Dosi G., Freeman C., Nelson R., Silverberg G., Soete L. Technical change and economic theory. London, 1998. 646 p.
  125. Joseph S. Broz, David C. Cranmer, Mark F. De-Santis. A Profile of Small High Technology Business in the United States. Wash.: Executive Office of the President, Office of Science and Technology Policy, 1992. — P.46.
  126. Klark R. Venture Capital in Britain, America and Japan. Backenham, 1987.-P.5−6.
  127. Lundvall B.-A. National business system and national innovation system // International System of Management and Organization. 1999 № 29 (2), p. 60−77
  128. Making your small business a Success. Blur Ridge Summit, 1991. 2801. P.
  129. Marketing and entrepreneurship in SMES: an innovative approach. P. Carson (ed.). L.-N.Y, 1995.-470 p.
  130. Nelson R.R. National innovation systems: a comparative analysis. USA, 1993−541 p.
  131. Nelson R.R. The sources of economic growth. Harvard University Press, 2002−338 p.
  132. Parsons D.W. The political economy of British regional policy. L., 1985. -375 p.
  133. Product/market strategies of small firm and enterprises. J. Bamberger (ed.). Brookfield, 1994.-620 p.
  134. Regulation under increasing competition. M. Crew (ed.). Boston, 1999,182 p.-410 p.
  135. Savidge S. Marketing intelligence: discover what your customer really want and what your competitors are up to. Homewood (111). 1992. 260 p.
  136. Science based economic development: case studies around the world. Ed. S.Raymond. N-Y, 1998. — 405 p.
  137. Science and Engineering Indicators. Wash.: National Science Board.1996.
  138. Slatter S. Gambling on growth: how to manage the small high-tech firm. N.Y., 1992.-556 p.
  139. Small Business Incubators. Field Hearing before the Subcommittee on Policy Research and Insurance of the Committee on Banking, Finance and Urban affairs. H.R. 102 Congress May 11. Wash., 1992. — P.80−81.
  140. Smart growth: economy, community, environment. Wash. Urban Land Insti tute, 1998.-290 p.
  141. Steinhoff D., Burges J. Small business management fundamentals. 4 ed., 1. Y., 1998.-430 p.
  142. Stoner Ch. Strategic planning in the small business. Cincinnati, Ohio, 1987.-230 p.
  143. И.В. Регион: первичный уровень формирования национальной инновационной системы Информационный ресурс.: Режим доступа: http -//www.opec.ru
  144. Н.Е., Мати Е. Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПП РАН, 1997. Информационный ресурс.: Режим доступа: http://www.cerni.rssi.ru
  145. . Эффективность инвестиционной политики Информационный ресурс.: Режим доступа: http://www.standardanpoors.ru
  146. Д.А. Инвестиции в малом бизнесе Информационный ресурс.: Режим доступа: http://www.e-rus.ru
  147. Национальный венчурный фонд «Green grant» Информационный ресурс.: Режим доступа: http://www.venture-nvf.ru
  148. Российская ассоциация венчурного инвестирования Информационный ресурс.: Режим доступа: http://www.rvca.ru
  149. Системы технопарков в Европе Информационный ресурс.: Режим доступа: http://www.tpark.ict.nsc.ru
  150. Структура поддержки малого предпринимательства. Ресурсный центр малого предпринимательства. Информационный ресурс.: Режим доступа: http://www.rcsme.ru
  151. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Информационный ресурс.: Режим доступа: http://www.fasie.ru
  152. Eurostat Yearbook, 2002 Информационный ресурс.: European Union. Режим доступа: http://www.europe.eu.int
  153. Динамика числа малых предприятий в России по отраслям экономики в2000−2005 гг. (в тыс.)2000 2001 2002 2004 2005
  154. Всего 879,3 843,0 882,3 886,3 981,91. В том числе:
  155. Промышленность 134,2 125,1 121 117,3 126,7
  156. Сельское хозяйство 14,4 13,4 15,6 17,0 18,8
  157. Строительство 126,8 121,9 113 115,7 121,3
  158. Транспорт 19,5 18,8 20,2 21,6 25,9
  159. Торговля и общественное питание 407,5 388,1 422,4 416,7 442,7
  160. Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 13,9 15,9 18,1 27,3 25,4
  161. Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 35,7 34,7 38,8 39,5 43,7
  162. Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 18,5 17,4 19,0 19,8 21,9
  163. Наука и научное обслуживание 30,9 28,5 22,7 22,2 20,2сло И РЕШАЕМЫЕ ИМ ЗАДАЧИв1. Си р
  164. ВЛИЯНИЕ ТЕХНОПАРКОВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ1. РЕГИОНА
Заполнить форму текущей работой