Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей 9-11 лет с задержкой психического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средства плавания являются важным компонентом физического воспитания детей с задержкой психического развития. Исследования Д. Ф. Мосунова показали высокую эффективность применения средств плавания для реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического здоровья. Помимо основной функции овладения навыком передвижения в воде, они в значительной мере способствуют повышению уровня… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЛАВАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Нарушения психического развития детей и их классификация в коррекционной педагогике
    • 1. 2. Психическое и физическое состояние детей с задержкой психического развития
    • 1. 3. Периодизация психического и физического развития детей младшего школьного возраста в норме и при наличии дефекта
    • 1. 4. Анализ программ физического воспитания для общеобразовательных школ и школ с коррекционной направленностью
    • 1. 5. Плавание в системе физического воспитания и реабилитации детей
  • Резюме
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования, характеристика контингента исследуемых
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 3. 1. Динамика показателей плавательной подготовленности здоровых детей и с задержкой психического развития в процессе обучения по традиционной методике
    • 3. 2. Модифицированная методика обучения плаванию детей с задержкой психического развития
    • 3. 3. Динамика показателей качества обучения плаванию детей с задержкой психического развития по модифицированной методике
  • Резюме
  • ГЛАВА 4. ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ ПЛАВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 4. 1. Характеристика соматометрических показателей
    • 4. 2. Характеристика соматоскопических показателей
    • 4. 3. Характеристика физиометрических показателей
    • 4. 4. Динамика показателей физической подготовленности детей
  • Резюме
  • ГЛАВА 5. ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ ПЛАВАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 5. 1. Особенности развития восприятия и речи
    • 5. 2. Особенности развития памяти
    • 5. 3. Особенности развития внимания
    • 5. 4. Особенности развития интеллектуальных способностей
    • 5. 5. Особенности развития воображения
  • Резюме

Использование средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей 9-11 лет с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Проблема охраны здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования. Школьное обучение, складывающееся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к двигательной и психической конституции ребенка, его интеллектуальным возможностям, но и в целом к его личности [47, 48, 62, 105, 121, 216, 246, 270, 280, 307].

Как свидетельствуют данные литературы, 20−30% детей младшего школьного возраста не усваивают образовательные программы начальной школы, из них — 70−80% нуждаются в специальных формах и методах обучения [82, 105, 156]. Практически весь этот контингент составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Заслуживают внимания результаты исследований авторов, отмечающих в младшем школьном возрасте заметное повышение распространенности невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств в сравнении с дошкольным возрастом [51, 116, 117, 121, 132, 159, 203, 219, 234].

К настоящему времени разработаны методические приёмы, направленные на преодоление затруднений школьников в усвоении знаний по отдельным предметам, вариативные способы индивидуализации обучения на уроках и при выполнении домашних заданий, методики организации и построения индивидуализированной самостоятельной работы школьников. Однако средства физической культуры в качестве коррекции развития ещё не нашли широкого применения в силу недостаточной разработанности проблемы [1, 10, 87, 197].

Для детей с задержкой психического развития физическое воспитание является не только средством укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных функций [75, 76, 193, 120].

Средства плавания являются важным компонентом физического воспитания детей с задержкой психического развития. Исследования Д. Ф. Мосунова [145, 146] показали высокую эффективность применения средств плавания для реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического здоровья. Помимо основной функции овладения навыком передвижения в воде, они в значительной мере способствуют повышению уровня развития психических качеств, а также оздоровлению [20, 120, 155]. Вместе с тем до сих пор отсутствует дифференцированная, в соответствии с дефектом, система использования средств плавания в реабилитации детей с задержкой психического развития. Работа выполнена в соответствии с планом НИОКР Госкомспорта России на 2001;2005 г. г. (номер государственной регистрации 01.200.117 961).

Объект исследования — процесс двигательной и психической реабилитации детей с задержкой психического развития.

Предмет исследования — методика применения средств плавания в процессе двигательной и психической реабилитации детей 9−11 лет с задержкой психического развития психогенного и конституционального характера.

Цель исследования — повысить эффективность двигательной и психической реабилитации детей с задержкой психического развития средствами плавания.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что специфическое воздействие водной среды на опорно-двигательный аппарат, ЦНС, вегетативные и другие системы организма способно обеспечить компенсаторное влияние на нарушенные функции организма ребенка с задержкой психического развития. Компенсатор-но-коррекционное воздействие водной среды, обеспечивая мощное стимулирующее воздействие, окажет положительное влияние не только на процесс двигательной реабилитации, но и на психическую сферу детей с задержкой психического развития.

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:

1. Выявить влияние средств плавания на физическое развитие, физическую подготовленность и психическую сферу детей с задержкой психического развития.

2. Разработать экспериментальную методику применения средств плавания и дополнительных упражнений в работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

3. Выявить различия в уровне физического развития, физической подготовленности и психического состояния здоровых детей и детей с задержкой психического развития в процессе занятий плаванием.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней:

— доказано положительное влияние специально разработанного комплекса средств плавания и методических приемов на физическое и психическое состояние детей с задержкой психического развития;

— выявлена степень изменения различных показателей двигательной и психической сферы у детей с задержкой психического развития в результате применения специальных средств плавания;

— установлены различия между детьми с задержкой психического развития и здоровыми детьми по показателям физической подготовленности (скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости, выносливости, координации движений, силы), психических процессов (восприятия, памяти, внимания, интеллектуальных способностей, воображения, развития речи) и плавательной подготовленности.

Теоретическая значимость работы заключается в дополнении теории и методики адаптивной физической культуры положениями о возможности использования средств плавания в системе двигательной и психической реабилитации детей с задержкой психического развития, о характере изменений показателей двигательной и психической сфер у детей в процессе длительных занятий плаванием, о формах организации и планирования данного процесса.

Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что разработанная и экспериментально обоснованная методика проведения занятий по плаванию с детьми 9−11 лет, имеющими задержку психического развития, обеспечивает их двигательную адаптацию к уровню проявления физической активности, соответствующей данному возрасту, и улучшает их психологический статус. Результаты исследования могут быть использованы в процессе оздоровления и развития двигательных и психических качеств детей в коррекционных школах.

Методологическую основу исследования составляют современные научные представления о теории функциональных систем [7], адаптивной физической культуры [75, 76], развивающего обучения [47, 61], гидропедагогики [145, 146].

На защиту выносятся следующие положения:

1. Отставание в показателях скорости, выносливости, силы, гибкости, координации, психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, интеллектуальных свойств и развития речи, а также в качестве обучения плаванию здоровых детей и детей с задержкой психического развития, обусловливают необходимость разработки специальных средств и технологии их применения с целью двигательной и психической адаптации детей с психическими и физическими отклонениями.

2. Экспериментальная методика применения средств плавания и дополнительных упражнений позволяет не только более эффективно освоить навык плавания, но и улучшить физическое и психическое состояние детей с задержкой психического развития.

3. Использование в течение двух лет занятий специальных средств плавания для детей с задержкой психического состояния оказывает наиболее выраженное воздействие на развитие качеств гибкости, ловкости, равновесия, жизненной емкости легкихпсихических качеств — внимания, памяти и воображения, и способствует переводу в общеобразовательные классы большего количества таких детей.

Внедрение полученных результатов. Материалы исследований представлены на XXVIII, XXIX, XXX научных конференциях студентов и молодых ученых вузов юга России, Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт — здоровье населения России», Всероссийской научно-практической конференции «Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация», VI международном научном конгрессе «Современный олимпийский спорт и спорт для всех», VII международном научном конгрессе «Физическая культура и спорт для всех» .

Результаты исследований внедрены в практику работы средней общеобразовательной школы № 27 г. Краснодара, Краснодарской краевой комплексной СДЮСШОР ФСО профсоюзов «Россия», о чем свидетельствуют акты внедрения. По результатам проведенных исследований опубликовано 8 работ.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, приложений и актов внедрения.

Результаты исследования, представленные в настоящее работе, позволили сформулировать ряд рекомендаций для практических работников школьных образовательных учреждений, имеющих классы коррекции.

1. Процесс физического воспитания целесообразно осуществлять в комплексе с применением средств плавания, в результате чего в большей мере обеспечивается физическое и психическое развитие ребёнка с ЗПР.

2. Учитывая вскрытую нами возможность развития физических и психических качеств средствами плавания, желательно использовать разработанную методику начального обучения плаванию для детей с ЗПР, реализуемую в рамках физического воспитания. Основными разделами программы являются: теоретический раздел, общеразвивающие упражненияраздел начального обучения плаванию: подготовительные упражнения в воде: — погружение, — поплавок, — лежание (на груди, на спине), — скольжение (на груди, на спине), — дыхание, -опорный гребок, — элементарные гребковые движенияработа с помощью движений ног спортивными способами плавания: — с опорой без дыхания, — с опорой с дыханием, — в безопорном положении без дыхания, — в безопорном положении с дыханием. Базовый блок: пальцевая гимнастика, связки элементов упражнений: — с изменением структуры элементов гребка, — техники выполнения гребка, упражнения: — с выполнением в уме математических задач, — запоминанием слов и словосочетаний, — имитационного характера из спортивных способов плавания, психотехнические игры, простые игры в воде, упражнения для изучения техники — кроля на груди, — кроля на спине, — брасса, упражнения, для изучения техники поворотов и старта. Применение обучения плаванию для детей с ЗПР необходимо начинать со второго-третьего класса, после одного-двух лет учёбы в школе.

3. Использование основных средств плавания предполагает период начального обучения, сменяющийся затем совершенствованием, продолжительность которых определяется сложностью элемента, возрастом ребенка и уровнем его подготовленности. Освоение каждого элемента (средства) должно завершаться контрольным тестированием. Параллельно с физической подготовленностью желательно оценивать и состояние психической сферы ребенка.

4. При обучении плаванию детей с ЗПР необходимо наряду с общепринятыми упражнениями включать следующие задания:

— игры, модифицированные в водной среде на развитие психических качеств;

— упражнения на развитие мелкой моторики рук в движении стоя (сидя) и на месте;

— упражнения высокой интенсивности;

— заучивание разнообразных связок движений, различных стилей плавания, с выполнением в уме математических заданий, рассказом после выполнения задания стихов или рассказов, выученных на уроках родной речи;

— проплывание большого расстояния без уч&га времени;

— выполнение упражнений с большой и малой амплитудой движений, с дифференцировкой количества гребков, максимально частыми движениями.

5. С начала занятий следует внимательно относиться к техническому выполнению упражнений, вводить игры для развития психических качеств, учитывать количество выполняемых упражнений.

6. Для поддержания эмоционального фона на уроке следует шире применять игровую деятельность, а также включать упражнения, предложенные самими детьми.

7. В процессе комплексного воздействия средств плавания на организм детей с задержкой психического развития целесообразно использовать комплекс психотехнических игр в воде с элементами плавания, а также модифицированные и строго регламентированные упражнения общего и специального воздействия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Методика и эффективность занятий плаванием в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости: Автореф. дис. канд. пед. наук., — Киев, 1986.-23с.
  2. М.Ш. Особенности психомоторики младших школьников с задержкой психического развития: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1988.-169с.
  3. В. А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим элементам техники плавания в возрасте 7−17 лет: Автореф. дис. докт. пед. наук. Омск, 1997. — 47 с.
  4. Е.Б. Принципы организации индивиду ально-коррекционной работы с детьми с ЗПР в классах выравнивания/ Е. Б. Аксенова // Развитие региональной системы образования.- Н. Новгород, 1998.- С. 202−207.
  5. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Т. П. Бертынь, З. М. Дунаева, К. С. Лебединская и др.- Под редакцией К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.-127с.
  6. Т.В. Коррекция физического развития младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза средствами народных подвижных игр: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. — 22с.
  7. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975.-446с.
  8. Т.А., Ковалева А. В. Психологические и физиологические причины сниженного уровня интеллекта детей в общеобразовательной начальной школе: По материалам лонгитюд. исслед. // Дефектология, — 2000.-N1.-C. 3−9.
  9. Н.В. Дополнительное физкультурно-спортивное образование умственно отсталых школьников: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -Омск: СибГАФК, 1997. -44с.
  10. С. Н. Коррекция нарушений двигательной сферы у умственно отсталых учащихся 2−3 классов средствами плавания: Дис.. канд. пед. наук,-Красноярск, 1996.- 158 с.
  11. С.Н. Методические особенности коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами плавания // Проблемы диагностики коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании.- Красноярск, 1996.- С. 9−13.
  12. Р.П. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1963. — 19с.
  13. Р.Д., Юровский С. Ю., Захарин Б. И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1977.- 54с.
  14. Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития/ Н. В. Бабкина // Дефектология.- 2002.- N 5.- С. 40−45.
  15. О.А. Формы двигательной недостаточности у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Актуализация принципов и технологии обучения в системе физкультурного образования: Сборник научных трудов. -Омск, 1996.-С 90−92.
  16. Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учеб.-метод. пособие/ Л. Б. Боряева, А. Зарин,-СПб.: Изд-во РГПУ: Союз, 2001.- 414 с. (Коррекц. педагогика). — Библиогр.: с. 400−401.
  17. Н. Л. Личностные особенности детей с задержкой психического развития в системе дифференциально-психологическойдиагностики: (Ст. дошк. возраст): Автореф. дис.. д-ра психол. наук.- М., 1996.-47 с.
  18. H.JI. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопросы психологии.- 1997.- N 1.- С. 19−25.
  19. А.Н. Плавание в комплексе общеразвивающих упражнений для внеурочных занятий со школьниками 10−12-летнего возраста: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1992. 255с.
  20. В.Г., Бейлин В. Р. На суше и на воде. (О комплексе упражнений для обучения школьников плаванию) Физкультура в школе. -1990.-№ 5.-С. 45−48.
  21. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  22. Блинова J1. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие/ JI.H. Блинова.- М.: Изд-во НЦЭНАС, 2001, — 132 с.
  23. В.В. Коррекция физического развития и двигательных нарушений у умственно отсталых дошкольников старшей группы средствами физического воспитания : Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1991. -17с.
  24. Н. Ю. Ступеньки развития: Ранняя диагностика и коррекция задержки психич. развития: 1 год обучения: Учеб.-метод. пособие для дефектологов.-М.: Гном-Пресс, 1999, — 56 с.
  25. В.Н. Мотивация учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2001. -19с.
  26. . Активация ослабленного интеллекта во вспомогательных школах / Пер. с нем. А. Н. Зуева /: Под ред. Г. К. Ушакова.- М.: Медицина, 1981,240 с.
  27. Бурляева JL, Зарин А. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием //Теория и практика физической культуры.- 1997.-№ 9.- С.21−22.
  28. В мире сказки: Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Е. В. Загребаева, А. П. Зарин.- СПб.: Изд-во РГПУ, 2000.- 77 с.
  29. В. А. Коррекция координационных способностей учащихся с недостатками интеллектуального развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- 1999.- с. 22.
  30. B.C. Познавательная и образовательная направленность уроков плавания //Физическая культура в школе. 1990. — № 6. — С. 27−30.
  31. Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Педагогика, 1976. -115 с.
  32. С.И. К вопросу обучения грамоте учащихся коррекционных учреждений средствами движений // Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании.-Красноярск, 1996.- С. 66−68.
  33. С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 2000.-22с.
  34. А.Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей.- Ярославль: Гринго, 1996. -176 с.
  35. Е.С. О физических факторах интеллекта // Вопросы психологии-1989.-№ 6,-С. 108−114.
  36. В.Г. Акселерация роста и развития детей.- М.- МГУ, 1976.- 396с.
  37. JI.B. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1990. — 38 с.
  38. А.А., Кулибаба Н. Б. Игры на воде для уроков плавания с детьми младших возрастов //Плавание: Ежегодник. 1982.- Вып. 1, — С.22−27.
  39. A.M. Особенности методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостаточный уровень школьной зрелости: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990.-25с.
  40. Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе физического воспитания. Д., 1988. — 40 с.
  41. JI.C. Три основных типа дефекта // Педагогическая энциклопедия. М., 1928.- Т. 2 — 392с.
  42. JI.C. Критические возраста // Архив Ленингр. пед. ин-та. 20 апр. 1933 .- 15 с.
  43. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. -Т.5: Основы дефектологии, 1983.-369с.
  44. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1984.Т.4: Детская психология, 1984.-432с.
  45. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1 997 224с.
  46. Н.В. Коррекционное влияние занятий физической культуры на психофизическое развитие старших дошкольников с задержкой психического развития/ Н. В. Вялова // Современные проблемы психолого-педагогических наук.- Саранск, 2001.- с. 24−28.
  47. В.Б., Хомутова Н. Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов // Дефектология.- 1999.- N 3.-С. 37−42.
  48. М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития: Учебное пособие. М.- Воронеж: Институт практической психологии.: НПО «Модек», 1998.-256с.
  49. Гандур Арафат Абдул Рауф. Методика и эффективность физкультминуток на уроках в 6−7 классах общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Киев, 1983. —25с.
  50. К. Е. Становление и развитие коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в Амурской области: Автореф. дис. канд. пед. наук, -1997.- 18 с.
  51. И. Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья: Автореф. дис.. д-ра пед. наук, 2001.- С. 46.
  52. Готовимся к школе: Програм.-метод, оснащение коррекц.-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / И. К. Белова, Р. В. Былич, И. Т. Волкова и др.- М.: Ника-пресс, 1998.- 192 с.
  53. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога / Сост. Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова. -М., 1989.-210 с.
  54. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста: Сборник научных трудов / АПН СССР, НИИ дефектологии: Под редакцией В. И. Лубовского, Н. А. Ципиной. -М.: АПН СССР, 1989.-120 с.
  55. Д.В. Дети с нарушением интеллекта: особенности двигательного развития //Адаптивная физическая культура. 2000.-№ 3.-с.39−41.
  56. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1988. — 64 с.
  57. Г. В., Гуровец Д. С. Методика реабилитации психомоторных нарушений у умственно отсталых школьников на занятиях ЛФК: Вспом. шк. N 804 Москвы. // Дефектология, — 1999.- N 1, — С. 31−36.
  58. В.Ю., Шамардин А. И., Ченегин В. М., Кроха Н. В. Методика оценки морфофункционального статуса и физической подготовки детей 7−10-летнего возраста: Метод пособие.- Волгоград, 1995.- 48с.
  59. Дети с ЗПР / В. И. Лубовский, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени и др.- Под редакцией Т. А. Власовой и др. М.: Педагогика, 1984.-265с.
  60. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск: Университетское, 1988.-399с.
  61. Дефектология, 1999, — № 6, — Стр.25−34.
  62. Дефектология: Словарь-справочник / Автор сост. С.С. Степанов- под ред. Б. П. Пузанова.- М: Новая школа, 1996.-80с.
  63. Диагностика и коррекционная работа с умственно отсталыми детьми: Межвуз. сб. науч. тр.- Шадринск: Шадр. гос. пед. ин-т, 2000.- 167 с.
  64. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекц.-развивающего обучения/ С. Г. Шевченко, Н. Н. Малофеев, А. О. Дробинская и др.- М.: Аркти, 2001.- 222 с.
  65. Г. Б. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 6−7-летнего возраста: Дис.. канд. психол. наук.-М., 1985.-194 с.
  66. А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск: Издательство Краснояр. ун-та, 1987.-151с.
  67. А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. М.: Советский спорт, 1991. -32с.
  68. B.C. Основные положения Российской концепции физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с отклонениями в развитии: В рамках Федер. программы «Дети России». // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1997.-N 3.- С. 2−5.
  69. Д.Д. Строение действия (биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования). М.: Физкультура, образование, наука, 1995. — 70с.
  70. А.О., Фишман М. Н. Дети с трудностями в обучении : (К вопр. об этиопатогенезе)// Дефектология.- 1996.-№ 5.- С. 22−28.74." Дукальский В. В., Маряничева Е. Г. Игры на воде при обучении детей плаванию: Учебное пособие. Краснодар, 1990. -112с.
  71. С.П. Адаптивная физическая культура, её философия, содержание и задачи// Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие. С-Пб.: СГАФК, 1998. -390 с.
  72. С.П., Шапкова JI. В. Адаптивная физическая культура: Учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений. М.:Сов. спорт, 2000. — 238с.
  73. Г. И. Оптимизация методики обучения плаванию по программе физического воспитания вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1980.- 18 с.
  74. Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., Педагогика, 1973.- 150с.
  75. Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений/ Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, — 2002, — N 4, — С. 19−25.
  76. Т.В. Методика начального обучения плаванию учащихся младших классов общеобразовательных школ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1983.- 18с.
  77. Р.И. Использование творческих заданий в классах выравнивания: Обучение детей с задержкой псих, развития в нач. шк. N 5 г.
  78. Салехарда Тюмен. обл./ Р. И. Жубриянова // Начальная школа: плюс-минус.-2000.-N12.-С. 47−53.
  79. С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Рабочая кн. для родителей.- М.: Педагогика, 1990.- 45с.
  80. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников: Дис. в виде научного доклада. докт. психол. наук.- М., 1998.-76с.
  81. Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX в. М., 1995. — 121 с.
  82. О.В. Динамика психического развития детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении: Дис.. канд. психол. наук.- СПб., 1995.- 133с.
  83. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада /Авт.: JI.A. Венгер, О. М. Дьяченко и др. М.: Просвещение, 1989.-127с.
  84. В.А. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детских домах для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 1992. -20с.
  85. Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
  86. М.Ф. Психологические особенности трудного ребенка (с задержанным темпом психического развития) // Проблемы аномальных детей и подростков, психокоррекция проблемных детей.- Казань, 1997.- С. 49−52.
  87. М. Б. Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития/ М. Б. Калашникова.- Великий Новгород: НовГУ, 2002.145 с.
  88. Н.В. Психологические особенности младших школьников с моторными нарушениями: Дис.. канд. психол. наук .- М., 1997.-157с.
  89. JI.B. Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология, — 1996.- N 6.- С. 61−67.
  90. М.А. Педагогические условия социальной адаптации умственно отсталых школьников средствами физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1998. — 19с.
  91. И.Ю. Принципы подбора и методика использования корригирующих упражнений в физическом воспитании школьников младших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Киев, 1991. 23с.
  92. Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: Учебное пособие.-Екатеринбург, 1995.- 155с.
  93. А. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева.-М.: Владос, 2001.- 217 с.
  94. А. Особенности проведения уроков музыки в специальной коррекционной школе: При обучении детей с задержкой психич. развития и с недостатками речи. // Педагогика и музыка.- Иркутск- СПб., 2001.-С. 191−195.
  95. Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей. Сборник научных трудов. -М., 1991.-160с.
  96. В.В. Особенности психических расстройств в детском и подростковом возрасте и их классификация. В книге: «Руководство по психиатрии в 2-х томах, под ред. Г. В. Морозова. — М.: Медицина, 1988. — с 401 406.
  97. А.И., Барабаш О. А. Педагогический контроль физической подготовленности детей с различной степенью интеллектуальной недостаточности дошкольного и младшего школьного возраста: // Физкультурное образование Сибири.- 1995.- N 1.- С. 11−17.
  98. Н. А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. Киев: Рад. шк., 1987.- 127с.
  99. А.Н. Структурно-содержательные особенности интегрированного обучения детей с психофизическими нарушениями: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2001. 19с.
  100. И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М, 1980. 23с.
  101. Коррекционная направленность начального обучения в спец. школе-интернате для детей с задержкой психического развития: Метод, рекомендации. Киев: РУМК MHO УССР, 1990. -63с.
  102. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / Под редакцией Б. П. Пузанова. -М.: Издательский центр «Академия», 1998.-114с.
  103. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений.- М.: Аркти, 2002.- 191 с.
  104. Коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения / Межвуз. сб. науч. тр.- Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2001.- 130 с.
  105. .Б. Психомоторное развитие младших школьников: Методические разработки. М., 1989. — 110 с.
  106. А.И., Барабаш А. О. Педагогический контроль физической подготовленности детей с различной степенью интеллектуальной недостаточности дошкольного и младшего школьного возраста // Физкультурное образование Сибири. 1995.-№ 1.-е. 11−17.
  107. Э. Введение в психиатрическую клинику: 30 лекций. -СПб.: Современная медицина и гигиена, 1902.- 287с.
  108. Э. Учебник психиатрии для врачей и студентов. М.: Изд-во Карцева, 1910.- 478с.
  109. В.И. Учите школьников плавать: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1988. 111с.
  110. Т.В. Формирование общетрудовых умений у младших школьников с задержкой психического развития в условиях организации групповых форм обучения. // Дефектология.- 1998.- № 4.- с. 24−32.
  111. В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990. -143с.
  112. К.С. Дети с нарушением общения. М., 1989. — 85 с.
  113. В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и$их коррекция. В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг.-М. Изд. МГУ, 1990.-196с.
  114. И.Д. Лечебная физическая культура у детей при деформации осанки, сколиозах и плоскостопии. М.: Медицина, 1982.-144с.
  115. В.Я. Адаптация человека при обучении плаванию: Лекция для слушателей фак-та усоверш., М.: / ГЦОЛИФК, 1981. 23с.
  116. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / НИИ дефектологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989,-ЮОс.
  117. А.Р. Сопряжённая моторная методика в исследовании аффективных реакций // Труды Гос. ин-та экспериментальной психологии. -М., 1928.-Т.3.-258 с.
  118. О.Г. Особенности физического воспитания детей 5−7 лет с отклонениями в состоянии здоровья: Дис.. канд. пед. наук.- Краснодар: КГАФК, 1998. 169с.
  119. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ООО «Фирма издательство ACT», 1998. — 272 с.
  120. Лях В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте //Теория и практика физической культуры. 1990. — № 3. — С. 15−18.
  121. С.Ю. Методика физического воспитания на основе ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности для старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2002. — 23с.
  122. В. И. Особенности обучаемости младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- 2000.- 20с.
  123. Э.Г. Автоматизированная обратная связь, как средство совершенствования процесса обучения. Издательство Саратовского Университета, 1989.- 89с.
  124. К.К. Особенности динамики интеллектуальной деятельности школьников с задержкой психического развития: Дис... канд. психол. наук.- М., 1991. 185с.
  125. Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: Практ. пособие/ Л. С. Маркова, — М.: Аркти, 2002, — 186 с.
  126. И.Ф., Екжанова Е. А. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития. // Дефектология.- 1988.- № 4. -с. 6265.
  127. И. Ф. Задержка психического развития: (Клинико-нейропсихологическая диагностика). -М.: Компенс-центр, 1993. -198с.
  128. Н.А. Математико-статистические методы в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1974. -149с.
  129. Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.-94с.
  130. А.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  131. Е.А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх: // Дефектология.- 2000.- N 1.- С. 53−60.
  132. В.В., Радыгин Ю. И. К вопросу интенсификации начального обучения плаванию.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 56с.
  133. Н.А. Психологическое развитие ребёнка от рождения до 10 лет. Дневник развития дочери: Учебное пособие: Институт практ. психологии, 1996.- 185с.
  134. В.И. Методика формирования двигательных навыков у детей младшего школьного возраста: Автореф.. канд. пед. наук.-М., 1988. 19с.
  135. C.JI. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы // Дефектология.- 1997.- N 4.- С. 16−20.
  136. Г. А. Особенности организации предметно-игровой деятельности ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития // Дефектология.- 2000.- N 5.- С. 48−55.
  137. В. М. Развитие двигательных возможностей учащихся с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания/ В. М. Мозговой.-М.: Олма-Пресс, 2001.- 283 с.
  138. Р. Пальчиковые игры-упражнения: Формирование правил, звукопроизношения, развитие межой моторики рук у дошкольников. // Дошкольное воспитание.- 2000.- N 10.- С. 42−53.
  139. Д.Ф. Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов //Теория и практика физической культуры. 1998. -№ 1. — с. 24−26.
  140. Д.Ф. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию детей-инвалидов. СПб.: Плавин, 1999. — 91 с.
  141. Д.Ф., Сазыкин В. Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида: Учеб.-метод, пособие. М.: Совет, спорт, 2002. — 149 с.
  142. В.Б. Причинная обусловленность задержки психического развития у детей: социально-психологический анализ. -Ярославль, 2000. 200 с.
  143. С. В. Педагогические условия развития игровой деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ С.-петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры.- 2000.- 17 с.
  144. Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640с.
  145. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. М.: Просвещение, 1992.-158с.
  146. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, П. Б. Шошин и др.- Под редакцией Т. А. Власовой и др. М.: Просвещение, 1981.-119 с.
  147. Организация работы в классах для детей с задержкой психического развития: Учеб.-метод. пособие для студентов, учителей нач. кл., работников упр. образованием.-Биробиджан, 1993.- 136с.
  148. В.И. Валеология. Кубанская государственная академия физической культуры: департамент образования и науки администрации Краснодарского края. Краснодар, 1997. — 222с.
  149. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 280 с.
  150. Т.И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду. М.: Просвещение, 1991. -159 с.
  151. М.С. Дети-олигофрены. М., 1959. — 110 с.
  152. М.С. Клиническая характеристика детей с ЗПР // Дефектология. 1980.-№ 3.- с. 10−18.
  153. Педагогическая диагностика причин школьных трудностей: Методические рекомендации для учителей коррекционных классов (1 ступень обучения) / И. Г. Кузнецова, Е.Ю. Головинская- Самара: Издательство СИПКРО, 1999, — 57с.
  154. Л.И., Рожкова Л. А. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями в обучении // Дефектология, — 1996.- N 5.- С. 15−22.
  155. В. Индивидуальная работа с детьми с задержкой психического развития : Темат. пл. курса «Развитие речи и культура общения»: Из опыта шк.-интерната № 3 Калининграда. / В. Перова // Сельская школа. -2001.-№ 4.-с. 76−82.
  156. Н.А. Коррекция отклонений в процессах восприятия, понимания и употребления тактильно-кинестезических знаков невербальногообщения у умственно отсталых детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1999. 19с.
  157. В.Г., Белякова И. В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием // Дефектология. -1995.-N2.-С. 19−22.
  158. Е. Развивающие компьютерные игры: Их использование в коррекц. обучении детей с задержкой псих, развития // Дошкольное воспитание.- 2000.- N 8.- С. 60−68.
  159. Н.А. Физиологическое обоснование применения статических упражнений на уроках физической культуры у младших школьников: Дис.. канд. биол. наук, — Краснодар: КГАФК, 1999. -209с.
  160. А.И. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -Краснодар, 1997. 37с.
  161. Н.П. Коррекционно-развивающее обучение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи: Метод, пособие/ Н. П. Подъячева, JI.H. Панкина.- Ульяновск: УИПКПРО, 2002.- 111 с.
  162. Н.П. Коррекционно-развивающее обучение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Формирование основ математического мышления.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.- 119 с.
  163. Проблемы психического развития аномального ребенка // Материалы к XVH1 Междунар. психол. конгрессу //.- М.: Просвещение, 1966.-54с.
  164. Программа изучения психологических особенностей детей 6−10 лет и организация индивидуального подхода к ребенку / Сост. А. И. Оботурова. -Сыктывкар, 1991. 45 с.
  165. Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательные школы). Раздел «Физическая культура» (1−9 классы). -М.: Просвещение, 1990. С. 212−264.
  166. Программа общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей / Сост. В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б, Мейксон. М.: Просвещение, 1993. — 65 с.
  167. Прогромно-методические материалы. Коррекционно-развивающие обучение. Начальная школа: Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение / Сост. С. Г. Шевченко.- 3-е изд., испр, — М.: Дрофа, 2001.-222с.
  168. Т. А. Обучение плаванию школьников ГДР //Физическая культура в школе. 1980. — № 4. — С. 63−64.
  169. Т.А. Повышение эффективности обучения плаванию школьников I III классов на уроках физической культуры : Автореф.. канд. пед. наук.- М., 1987.- 18с.
  170. Психологическое развитие младших школьников. М.: Педагогика, 1990.-160с.
  171. Психологические тесты: В 2 т. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. -Т. 1.-312с.
  172. Психолого-педагогические и методические основы организации учебно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития в начальных классах: Учеб.-метод. пособие.- Чебоксары, 1997, — 56с.
  173. Р. Коррекционно развивающая программа для детей с ЗПР: Занятия по психол. коррекции детей 6−10 лет: Из опыта психолога дет. дома с. Алнаши, Удмуртия. // Школ, психолог.- 1999.- № 26.- С. 7−10.
  174. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии/ Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов, Л. А. Данилова, И. А.
  175. Смирнова- Междунар. ун-т семьи и ребенка им Р. Валленберга.- СПб.: Образование, 1995.- 80 с.
  176. Г. И. Игротерапия как метод психической реабилитации детей с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -1997. -№ 1 -с52−62.
  177. Речь и мышление детей с отклонениями в развитии: Сб. науч. тр./ Урал. гос. пед. ин-т.- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т, 1992.- 105 с
  178. В.А. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков в процессе двигательной активности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996. -23с.
  179. Н.О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушениями интеллекта: Учебное пособие.- М., 1995.- 51с.
  180. Н.И. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1993. — 100с.
  181. А.С. К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания учащихся вспомогательной школы: Урок физ. культуры. // Дефектология, — 1997.- N 3.- С. 11−14.
  182. Сафади Хасан. Клинико-психологические особенности умственной работоспособности у неуспевающих школьников с задержкой развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1998.- 21 с.
  183. А. А. Общая физическая подготовка умственно отсталых школьников 8−11 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург.-1999.-20 с.
  184. Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология.-2000,-N1.-С. 66−75.
  185. Г. Ф. Коррекция восприятия у детей с задержкой психического развития.- Пенза, 1999.- С. 169−180.
  186. .В. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей: Дис.. д-ра пед. наук в форме науч. докл. М., 1992. — 43с.
  187. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития: (Метод, пособие).- СПб.: ЛОИРО, 1997.- 131 с.
  188. Е. И. Обучение изложению младших школьников с задержкой психического развития как средство активизации их речевой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования.- 1997.- 19 с.
  189. Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1990.-94с
  190. Р.И. Подготовка и адаптация детей 6−8 лет к обучению в общеобразовательной школе средствами физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, — 1999. — 24с.
  191. Спортивное плавание: Учебник для вузов физической культуры /Под ред. Н. Ж. Булгаковой. М.: Физкультура, образование, наука, 1996. — 430 с.
  192. Н.Б. Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе физического воспитания. Методические указания. Л.: ГИФК, — 1988. — 39 с.
  193. М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 222 с.
  194. А.Н. Средства физической культуры в социальной адаптации школьников олигофренов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1996.-27с.
  195. О.П. Игра как средство психолого-педагогич. реабилитации детей с задержкой психического развития // Детский практический психолог. 1995. — № 7. -с. 42−45.
  196. Е.А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями/ Е. А. Стребелева, М. В. Браткова // Дефектология, — 2001, — N 1.- С. 80−86.
  197. Е.А. Коррекционно-воспитательная работа с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии: Метод, рекомендации // Дефектология.- 1996.- N 4.- С. 75−83.
  198. JI.B. Методика обучения прикладному плаванию учащихся младших классов (8−10 лет): Дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 170 с.
  199. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избр. главы — 2-е изд. — М.: Никулин А. Л., 1998. — 320с.
  200. Сяо Су. Психологические особенности развивающего обучения в начальных классах: Дис.. канд. психол. наук. М., 1993.- 125с.
  201. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  202. Г. С. Организационно-педагогические условия формирования индивидуальности школьников с задержкой психического развития в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Калинингр. гос. ун-т, — 2001.- 18 с.
  203. Л.А. Из опыта проведения подвижных игр на уроках физкультуры в V-VIII классах вспомогательной школы. Дефектология, 1981. -№ 4.-С. 56.
  204. Л.И. Диагностика особенностей умственного развития учащихся при переходе из начальной школы в среднюю: Дис.. канд. психол. наук / Л. И. Теплова. -М., 1998.- 137с.
  205. Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития / Сост. И. Г. Кузнецова, Е. Ю. Головинская. -Самара: Изд-во СИПКРО, 1998, — 137с.
  206. Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи: Сб. упражнений: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей/ Т. А. Ткаченко.- М.: Гном и Д, 2001.- 32с.
  207. У.В. Коррекция задержек в умственном развитии дошкольников как условие, предупреждения отставания в школе // Отстающие в учении школьники. М. Д986.-С.22−23.
  208. У.В. Шестилетние дети с ЗПР.-М.: Педагогика, 1990.180с.
  209. У.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению у шестилетних детей с задержкой психического развития/ У. В. Ульенкова, В. В. Кисова // Дефектология, — 2001, — № 1.- С. 26−33.
  210. , О.Н. Дети с проблемами психического развития / Науч.-практич. центр «Коррекция». -М.: Коррекция, 1995. -207с.
  211. А.И. Коррекция речевой функции учащихся младших классов специализированной речевой школы средствами физического воспитания: Дис. канд. пед. наук.- Краснодар: КГАФК, 2000. 168с.
  212. Г. В. Формирование интеллектуально-эмоциональной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению:
  213. Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского.-2001,-24с.
  214. Т. А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития/ Т.А. Фотекова// Дефектология, — 2003.- N 1.- С. 23−33
  215. М.И. Возможности разноуровневого обучения в программе «Школа 2000. // Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг.- М., 2002.- Т. Вып.4.- С. 128−132.
  216. Физическое воспитание детей в специальных школах: Межвузовский сборник научных трудов. Горький: ГТПИ, 1989.- 108с.
  217. Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья. М., 1965. — 80 с.
  218. З.П. Плавать раньше, чем ходить. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 143 с.
  219. М.Н. Функциональная асимметрия мозга у детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью // Дефектология.- 1996.- № 4,-с. 3−7.
  220. М.Н., Лукашевич И. П., Мачинская Р. И. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития // Дефектология.- 1998, — № 1.-е. 24−29.
  221. Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии: (Зарубеж. опыт)//Дефектология.- 1999,-N 1.- С. 64−71.
  222. Т.В. Содержание факультативных занятий по физической культуре с оздоровительной направленностью для учащихся начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1997. 20с.
  223. В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. Киев: Освгга, 1992. — 220 с.
  224. А.А., Гордон Е. Б. Коррекция пространственных представлений у детей // Особый ребенок: исследования и опыт помощи.- М., 1999.-С. 101−110.
  225. Н. А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя/ Н. А. Цыпина.- М.: Компенс-центр, 1994, — 103с.
  226. В.А. Влияние подвижных игр на психомоторное развитие первоклассников в процессе физического воспитания : Дис.. канд. психол. наук.- М., 1990.- 173с.
  227. Е.Е. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы., М., 1992.-127с.
  228. В.М. Физиологические закономерности возрастного развития двигательных функций : Учеб.пособ. Волгоград, 1991.- С. 35−47.
  229. Чернышева, Ю. А., Волостных, О. Ю. Психологические особенности детей с отставанием в психофизиологическом развитии: Учеб.- метод, рекомендации.- Чита: Изд-во ЗГПУ, 1998.- 49с.
  230. Ю.А. Методика физической подготовленности школьников 7−11 лет в зависимости от уровня физического развития: Научно-методические рекомендации.- Краснодар, 1996.- 83с.
  231. И.А. Теоретические аспекты коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития // Проблемы аномальных детей и подростков, психокоррекция проблемных детей.- Казань, 1997.- С. 37−40.
  232. Л.Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: Автореф.. канд. психол. наук.-М., 1998.- 17 с.
  233. M.JI. Особенности преподавания математики детям с ЗПР: (Из опыта работы): Нововят. коррекц. шк.-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология.- 1998.- N 5.- С. 21−25.
  234. Е. В. Формирование познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития как условие повышения эффективности их обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Орл. гос. ун-т.- 2002.- 26с.
  235. JI. Е. Содержание и методика коррекционной работы средствами физического воспитания со старшими дошкольниками с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. Майкоп.- 1999.- 22 с.
  236. С.Г. В чем суть коррекционно-развивающего обучения: Подходы к обучению детей, испытывающих трудности, в условиях общеобразоват. шк. // Открытая школа.- 2003.- N 1.- С. 13−17.
  237. С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Орг.-пед. аспекты: Метод, пособие для учителей кл. коррекц.-развивающего обучения. -М.: Владос, 2001.- 136 с.
  238. Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвуз. сб. науч. тр- Нижегор. гос. пед. ун-т, — Н. Новгород: Hi НУ, 1998.- 214 с.
  239. JI. М., Сергеева Т. А., Политова А. В. Школа-центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии.- СПб.: Образование, 1994.- 81 с.
  240. JI.M. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. -1999.-N5.-С. 3−10.
  241. В.К. Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста, имеющих отставание в развитии двигательной функции: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1968.- 17с.
  242. Е.А. Технология формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. -19с.
  243. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.- Воронеж, 1995. — 75 с.
  244. С.Ю. Воспитательная работа с учащимися вспомогательной школы в процессе занятий по физической культуре // Дефектология. 1985. — № 1.-С. 39.
  245. З.Ш., Шагивалеева Г. Р. Готовность детей с задержкой психического развития к школе // Проблемы аномальных детей и подростков, психокоррекция проблемных детей.- Казань. -1997.- С. 40−44.
  246. Р. Теоретични модели относно готовността на децата за обучение в първи клас // Образование.- 1995.- Г. 4, N 5.- С. 76−83.
  247. Д. Проблемът за интелектуалното и музикалното развитие/ Д. Гъркова // Предучилшцно възпитание.- 1999.- Г. 47, N 3.- С. 14−15.
  248. Акту ал ни проблеми на диагностиката. // Предучилшцно възпитание, — 1998.- Г. 46, N 5/6.- С. 3−20.
  249. Amann G. Foerderung psychischer Gesundheit an Schulen: Ergebnisse einer Schulbuchanalyse // Psychologie in Erziehung und Unterricht.- 1996.- Jg. 43, N l.-S. 23−39.
  250. American Red Cross safety training for swim coaches: manual //Washington, D.C. .: American Red Cross. 1988. — 88 p.
  251. American Red Cross safety training for swim coaches: instructor’s manual // Washington, D.C. .: American Red Cross. 1988. — 102 p.
  252. Armstrong M. The leap of imagination: an essay in interpretation // Forum for promoting 3−19 comprehensive education.- 1997.- Vol. 39, N 2.- P. 39−45.
  253. Barth B.-M. Pratiquer la metacognition avec les eleves pour leur apprendre a reflechir // Cahiers pedagogiques.- 1996.- An. 51, N 344/345.- P. 51−59.
  254. Beillerot J. Quotient intellectuel: l’education a un bel avenir // Le Monde de l’education.- 1999.- N 274.- P. 66.
  255. Bernoussi M., Khomsi A. Detection des enfants a risque en grande section maternelle (GSM) et aptitudes numeriques // Psychologie et education.-1997.-N28.-P. 55−65.
  256. Boutin, Gerald. Les interventions aupres des parents: Innovations en protection de l’enfance et en education spec/ G. Boutin, P. Durning.- 2. ed.- Paris: Dunod, 1999, — XIII, 201 p.- Bibliogr.: p. 195−198 и в конце глав.- Ind.: p. 199−201.
  257. Campbell L. Variations on a theme how teachers interpret MI (multiple intelligences) theory //Educational leadership.- 1997.- Vol. 55, N 1.- P. 14−19.
  258. Cap J. Zpusob vychovy v rodine a jeho interakce s dalsimi podminkami ve vyvoji ditete // Psychologia a patopsychologia dietata.- 1995.- Roc. 30, N 2.- S. 147−163.
  259. Catsaros C. Soigner les enfants «impossible"/ C. Catsaros, C. Dubois // Le Monde de l’education.- 2001.- N 291.- P. 72−73.
  260. Close T. What is personal and social education teaching? // Forum for promoting 3−19 comprehensive education.- 1997.- Vol. 39, N 3.- P. 89−92.
  261. Cognitive style and personality in 12-year-old children/ R. Riding, D. Burton, G. Rees, M. Sharratt // British journal of educational psychology.- 1995.-Vol. 65, N1.-P. 113−124.
  262. Diller G. Hoergerichtetheit und psychische Grundleistungen // Hoergeschaedigtenpaedagogik.- 1995.- Jg. 49, N 5.- S. 307−318.
  263. Ducret J.-J. Constructivism: uses and prospects in education/ J.-J. Ducret // Prospects.- 2001, — Vol. 31, N 2.- P. 149−160.
  264. E. Варианта на игри в съчетание с туризъм, стимулиращи познавателната и двигателната активност на учениците/ Е. Джамбазова // Начално образование.- 2001.- Г. 41, N 4.- С. 11−17.
  265. Ecall J. Peut-on predire la reussite scolaire? Mise en relation de questionnaire aux enseignnants et de tests cognitifs et langagiers // Psychologie et education.-1997.- N 28, — P. 85−92.
  266. Florin A., Bernoussi M., Capponi I. Scolarisation precoce et autres mode de garde // Psychologie et education.- 1997.- N 28.- P. 67−83.
  267. Fodor G. Az iskola: esely a lelki egeszsegvedelemre/ G. Fodor // Uj pedagogiai szemle.- 2001.- Evf. 51, N 5, — O. 76−79.
  268. Foerderung und Integration. // Bildung und Wissenschaft.- 1997.- N 3.- S.3.27.
  269. Fogarty R. The intelligence-friendly classroom // Phi Delta Kappan.-1998.- Vol. 79, N 9, — P. 655−657.
  270. Gaillard J.-M. Une ecole pour les enfants «differents» // Le Monde de l’education.- 1999.-N271.-P. 26−27.
  271. Galvao I. L’espace du mouvement: une analyse des conflits dans les interactions entre institutrice et eleves d’une ecole maternelle // International review of education.- 1995,-Vol. 41, N ½,-P. 119−136.
  272. Gillig, Jean-Marie. Integrer l’enfant handicape a l’ecole/ J.-M. Gillig -Pref. de H. Lafay.- 2. ed. rev. et compl.- Paris: Dunod, 2001.- VI, 258 p.
  273. Guimard Ph. Les differences individuelles en fin de grande section de maternelle et en debut CP: une approche descriptive // Psychologie et education.-1997,-N28.-P. 45−54.
  274. Haag L. Auswirkungen von Lateinunterricht // Psychologie in Erziehung und Unterricht.- 1995.- Jg. 42, N 4.- S. 245−254.
  275. Hanson B. Reflection in action. // Forum for promoting 3−19 comprehensive education.- 1998.- Vol. 40, N 3.- P. 94−97.
  276. Hasselhorn M., Hager W. Neuere Programme zur Denkfoerderung bei Kindern: Bewirken sie groessere Kompetenzsteigerungen als herkoemmliche Wahrnehmungsuebungen? // Psychologie in Erziehung und Unterricht.- 1996.- Jg. 43, N3.-S. 169−181.
  277. Hasselhorn M. Neuere Programme zur Denkfoerderung bei Kindern: Wie effektiv sind sie im Vergleich zu herkoemmlichen Wahrnehmungsuebungen? // Psychologie in Erziehung und Unterricht.-1995.- Jg. 42, N 3.- S. 221−233.
  278. Herget H.L. Vom Kindergarten in die Grundschule Uebergang und Neuanfang // Erziehen heute.- 1999.- Jg. 49, N 2.- S. 2−11.
  279. Higele P. Les ARL permettent-ils d’apprendre a raisonner? // Caliiers pedagogiques.- 1996, — An. 51, N 344/345.- P. 74−75.
  280. Hoerr Th.R. Frog ballets and musical fractions // Educational leadership. -1997,-Vol. 55, N1.-P. 43−46.
  281. Jensen E. Teach the arts for reasons beyond the research/ E. Jensen // The education digest.- 2002.- Vol. 67, N 6.- P. 47−53.
  282. Jones S.J. Logo in special education // Learning and leading with technology.-1996.- Vol. 23, N 7.- P. 22−24.
  283. Jumel B. L’incidence de l’opprentissage de la lecture et de l’ecriture sur l’efficience dans une epreuve graphique d’organisation perceptive // Psychologie et education.- 1994.-N 17.-P. 39−52.
  284. Konzentration foerdern // Paedagogik.- 1996.- Jg. 48, N 3.- S. 5−33.
  285. Ч. Фактори на работоспособността на 7−9 годишните ученици и сензитивност на показателите, конто чи определят/ Ч. Коцев // Начално училище.- 2000, — Г. 7, N 1.- С. 3−17.
  286. La communication dans la classe // Cahiers pedagogiques.- 1994.- An. 49, N326,-P. 8−56.
  287. Lernet Dganet B. Special education in United States / Dg. B. Lernet Regional program of developing special education. 1993.- 46 p.
  288. Г. Развите на психиката в начална училищна възраст/ Г. Маджаров //Начално образование.- 2001.-Г. 41, N 4.- С. 43−51.
  289. Mann D. Serious play // Teachers college record.- 1996.- Vol. 97, N 3, — P. 446−469.
  290. Meek M. Reading transitions // Forum for promoting 3−19 comprehensive education.-1997.- Vol. 39, N 2.- P. 36−38.
  291. Montagner H. Le temps et l’espace dans la structuration de l’enfant en development. // Psychologie et education.- 1998.- N 32.- P. 11−22.
  292. Merrefield G.E. Three billy goats and Gardner // Educational leadership.-1997.-Vol. 55, N1,-P. 58−61.
  293. Messner R. Piaget und die Didaktik Versuch einer Standortbestimmung // Erziehung und Unterricht.- 1996.- Jg. 146, N 6, — S. 416−422.
  294. Olson I. The arts, critical thinking, and reform: classrooms of the future // The high school journal.- 1995/96.- Vol. 79, N 2, — P. 159−163.
  295. Pianta R.C., Herbers K.L. Observing mother and child behavior in a problem-solving situation at school entry: relations with academic achievement // Journal of school psychology.- 1996.- Vol. 34, N 3.- P. 307−322.
  296. Pijl Y.J., Pijl S.J. Are pupils in special education too «special» for regular education? // International review of education.- 1998.- Vol. 44, N 1.- P. 5−20.
  297. Г. Играта и психического здраве // Предучилищно възпитание.- 1997.- Г. 45, N 2/¾, — С. 8−11.
  298. Prematurity: Special section // International journal of behavioral development.- 1996.- Vol. 19, N 3.- P. 465−602.
  299. Richard J.-F. Les activites mentales // Cahiers pedagogiques.- 1996, — An. 51, N344/345,-P. 18−28.
  300. Rieber L.P., Smith L., Noah D. The value of serious play // Educational technology.- 1998, — Vol. 38, N 6, — P. 29−37.
  301. Rifkin J. The sociology of the gene. Genetics and education on the eve of biotech century // Phi Delta Kappan.-1998.- Vol. 79, N 9.- P. 648−654.
  302. Roberg M. Brain Gym in der Schule?/ MRoberg, M. Sylvanus // Paedagogik.- 2000.-Jg. 52, N 12.- S. 50−51.
  303. Robin F., Roland Etude du developpement cognitif et langagier en production et comprehension deux exemples de recherche // Psychologie et education. -1997.-N28.-P. 31−44.
  304. П. Оценка готовността на детето за училище/ П. Рисков // Начално образование.- 1999.- Г. 39, N 3.- С. 73−77.
  305. Special education // Phi Delta Kappan.- 1995.- Vol. 76, N 7, — P. 522−546.
  306. Sternberg R.J. Answering questions and questioning answers: Guiding children to intellectual excellence // Phi Delta Kappan.- 1994, — Vol. 76, N 2, — P. 136 138.
  307. Tomic W., Kingma J. Three theories of cognitive representation and criteria for evaluating training effects // Educational practice and theory.- 1996.- Vol. 18, N1.-P. 15−36.
  308. Un peu plus d’imagination // Cahiers pedagogiques.-1996.- N 349.- P. 1265.
  309. Vallez M., Broutin P. Evaluation en section des moyens // Psychologie et education.- 1996, — N 25, — P. 57−60.
  310. Vollmers B. Kreativitaet und Konstruktion: Kindliche Entwicklung aus Sicht Jean Piagets // Paedagogik.- 1997.- Jg. 49, N 2, — S. 49−52.
  311. Watson D. Hinsdale swimming program. Hinsdale. — 1973. — 255 p.
  312. Welsh M.C., Labbe E.E. Children and aerobic exercise: a review of cognitive and behavioral effects // Journal of experimental child psychology.- 1994.-Vol. 58, N3,-P. 405−417.
  313. Wilcox E. Music, brain research, and better behavior/ E. Wilcox // The education digest.- 2000.- Vol. 65, N 6, — P. 10−15.
  314. Winch Ch. Rousseau on learning: a re-evaluation // Educational theory.-1996.- Vol. 46, N 4.- P. 415−428.
  315. M. Критерии и показатели за интеллектуална активност/ М. Христова // Предучилищно възпитание.-1999.- Г. 47, N 8.- С. 41−44.
  316. Young А.С. Higher-order learning and thinking: what is it and how is it taught? // Educational technology.- 1997.- Vol. 37, N 4, — P. 38−41.
Заполнить форму текущей работой