Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое внушение в процессе развития физических качеств слабовидящих школьниц 11-12 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ретроспективный анализ научно-методической литературы по проблеме исследования свидетельствует о недостаточности и противоречивости средств и методов физической подготовки, используемых при работе с детьми, имеющих дефект зрения. О недостаточности исследований свидетельствуют факты анализа литературы по проблеме исследования. О противоречивости средств и методов физической культуры, используемых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Особенности физического развития и физической подготовленности слабовидящих школьников
    • 1. 2. Особенности проявления свойств личности и психического состояния слабовидящих школьников
    • 1. 3. Физическое воспитание как фактор психофизической коррекции слабовидящих детей
    • 1. 4. Приоритетные направления в применении методов и средств физического воспитания, используемых при работе со слабовидящими детьми

Педагогическое внушение в процессе развития физических качеств слабовидящих школьниц 11-12 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В науке о человеке и практике обучения детей в последние годы уделяется большое внимание физическому развитию ребенка как основе формирования разносторонней личности. Духовный рост и становление личности не мыслится в отрыве от формирования и совершенствования физической подготовленности.

Если физическая культура предоставляет здоровому человеку более широкие возможности для двигательной и интеллектуальной деятельности, то для инвалида «.это максимально возможное развитие жизнеспособности за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизация для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта» (64, с. 180).

С появлением в последние годы нового учебного и научного направления «Теория и методика адаптивной физической культуры» выделяется и обосновывается такой ее вид, как адаптивное физическое воспитание, охватывающее все государственные формы физического образования детей аномального развития, отличительной чертой которого является коррекционная направленность. Наряду с этим, учебным планом образовательного стандарта предусмотрены занятия по коррекции физического развития детей с деприва-цией зрения (144, с. 2).

Характеризуя физическое развитие слепых и слабовидящих учащихся, многие авторы (4- 134- 145- 156- 166) отмечают, что уровень развития данной категории детей значительно отстает от уровня развития их сверстников, не имеющих зрительную патологию. В связи с этим, в общей системе учебно-воспитательной работы, проводимой со школьниками, имеющими отклонения в работе зрительного анализатора, неизменно возрастает роль и значение физического воспитания. В настоящее время усилия специалистов направлены на поиски наиболее эффективных путей, позволяющих выявить роль различных видов мышечной деятельности в совершенствовании морфофункциональных свойств организма человека и коррекции имеющихся недостатков.

Изучая проблемы тифлопедагогики, Р. Ш. Сероедова (2004) и Б.К. Тупо-ногов (2004), среди общепедагогических методов отметили значение словесного метода, который, в данном случае, приобретает коррекционную направленность.

Необходимо отметить, что эффективность использования словесного воздействия в процессе развития физических качеств юных спортсменов, достаточно глубоко и полно освещена в уже имеющихся исследованиях (30- 48- 55- 131- 167). Наряду с этим отсутствуют данные о применении вербального метода в процессе развития физических качеств детей, имеющих дефект зрения.

При общем целенаправленном физическом развитии слабовидящего ребенка, совершенствование основных зрительных функций средствами физической культуры у данной категории детей рассматривалось как сопутствующий фактор. Недостаточность методик, оказывающих всестороннее воздействие на физическую подготовленность, индивидуально-психологические особенности и психическое состояние слабовидящих школьников, позволяет проблему исследования считать актуальной.

Изучение состояния проблемы развития физических качеств слабовидящих школьников в теории и практике физической культуры позволило выявить следующие противоречия:

— между ростом числа работ, посвященных изучению вопросов использования средств физической культуры при работе с детьми, имеющими патологию зрительного анализатора и недостаточной разработанностью вопросов комплексного использования средств физического воспитания в сочетании с упражнениями оздоровительной направленности;

— между очевидной значимостью и широким использованием метода словесного воздействия в педагогической практике и недостаточностью применения данного метода в процессе развития физических качеств у детей, имеющих дефект зрения.

Накопленный материал и выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему, связанную с поиском: с одной стороны — способов гуманизации и индивидуализации процесса физического воспитания слабовидящих школьников, а с другой — современных продуктивных педагогических технологий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса слабовидящих школьников по дисциплине «Физическая культура».

На основании выдвинутых противоречий и отмеченной проблемы, свидетельствующей об актуальности исследования в области физического воспитания слабовидящих школьников, была определена тема исследования: «Педагогическое внушение в процессе развития физических качеств слабовидящих школьниц 11 -12 лет».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития физических качеств слабовидящих школьников, позволяющую повысить эффективность образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура».

Объект исследования — образовательный процесс слабовидящих детей, по дисциплине «Физическая культура» в системе среднего (школьного) образования.

Предмет исследования — методика развития физических качеств слабовидящих школьниц с использованием педагогического внушения.

Исходя из цели и предмета исследования, была выдвинута следующая гипотеза. Процесс развития физических качеств слабовидящих детей будет проходить более эффективно, если:

— средства и методы развития физических качеств подбираются и применяются в соответствии с диагнозом и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка;

— по признаку решаемых задач применяются уроки, направленные на комплексное решение задач развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности и психическим состоянием занимающихся;

— в структуру и содержание занятий по физической культуре включаются тексты педагогического внушения и упражнения оздоровительной направленности;

— соблюдаются организационно-методические условия реализации педагогического внушения.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования.

1. Изучить состояние проблемы развития физических качеств в процессе физической подготовки слабовидящих детей в педагогической теории и практике физической культуры.

2. Определить организационно-методические условия педагогического внушения в процессе развития физических качеств слабовидящих школьниц.

3. Теоретически обосновать, разработать и внедрить в содержание и структуру урока физической культуры методику развития физических качеств, включающую в себя, наряду с известными средствами и методами физического воспитания слабовидящих школьников, тексты педагогического внушения и упражнения оздоровительной направленности.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития физических качеств слабовидящих школьниц 11−12 лет.

Теоретические основы исследования базируются на идеи гуманизации форм, методов и условий педагогического воздействия в физическом воспитании (В.К. Бальсевич, 1998; Л. П. Матвеев, 1991) — положениях индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании (В.В. Гузеев, 1996; A.A. Кирсанов, 1978 и др.) — концепции теории педагогического общения и речевой деятельности (В.А. Кан-Калик, 1987; А. А. Леонтьев, 1974; Б. Д. Парыгин, 1999; А. Е. Супрун, 1978) — теоретических положениях о роли слова как фактора управления в высшей нервной деятельности (В.М. Бехтерев,.

1991; С. Л. Рубинштейн, 1989; Н. И. Чуприкова, 1985) — положениях моделирования текстов педагогического внушения в направленном развитии физических качеств (Т.В. Бондарчук, 1999) — положениях и принципах теории и методики адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев, Л. В. Шапкова, 2000 и др.) — основах коррекции и компенсации нарушенных функций (Л.С. Выготский, 1997; М. И. Земцова, 1956; Б. К. Тупоногов, 2004).

База исследования. Исследования проводились на базе школы — лицея № 115 г. Уфы Республики Башкортостан в период с 2001 по 2005 гг.

Первый этап — теоретико-поисковый (2001 — 2003 г. г.) На данном этапе проведён анализ научно-методической литературы по проблеме исследования: рассмотрены особенности проявления свойств личности и психического состояния, физического развития и физической подготовленности слабовидящих школьников, выявлены приоритетные направления в применении методов и средств физического воспитания, используемых при работе с данной категорией детейразработана методика развития физических качеств с применением направленного педагогического внушения и специальных упражнений для мышц глазсформирована экспериментальная группа в соответствии с диагнозом зрительной патологии. Методы: теоретический анализ, прогнозирование путей и результатов теоретического исследования.

Второй этап — аналитико-экспериментальный (2004 — 2005 г. г.). Уточнялась гипотеза исследования и её проверка в опытно — экспериментальной работе с целью подтверждения эффективности разработанной методики. В процессе педагогического эксперимента анализировалась динамика показателей физической подготовленности, психического состояния и индивидуально-психологических особенностей слабовидящих школьников. Методы: тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение, статистическая обработка результатов исследования.

Третий этап — заключительно-оценочный (2005 г.). Осуществлялась обработка результатов опытно-экспериментальной работы, выполнялся их анализ и систематизация, формировались заключение и выводы по работе, оформлялось диссертационное исследованиеосуществлялось внедрение разработанной методики развития физических качеств слабовидящих школьников 11−12 лет. Методы: анализ результатов эксперимента, статистическая обработка и интерпретация результатов опытно — экспериментальной работы.

Научная новизна исследования:

— определены условия эффективного развития физических качеств слабовидящих школьников в структуре урока физической культуры с применением направленного педагогического внушения и упражнений оздоровительной направленности;

— выявлены организационно-методические условия реализации текстов педагогического внушения при развитии физических качеств слабовидящих детей на уроке физической культуры;

— выявлены особенности показателей психического состояния и некоторых свойств личности у школьниц 11−12 лет, имеющих дефект зрения, в процессе развития физических качеств;

— обоснована эффективность методики развития физических качеств слабовидящих школьниц с использованием текстов педагогического внушения и упражнений оздоровительной направленности.

Положения, выносимые на защиту:

— росту показателей физических качеств слабовидящих школьниц 11−12 лет способствует включение в содержание и структуру урока текстов педагогического внушения и упражнений оздоровительной направленности;

— педагогическое внушение формирует психическое состояние, усиливающее эффект упражнений, направленных на развитие физических качеств у детей, имеющих дефект зрения;

— росту показателей физических качеств слабовидящих школьниц способствует систематизированный комплекс параметров дозирования физической нагрузки по направленности занятия на развитие конкретного физического качества, пульсовому режиму, характеру выполнения упражнений;

— реализация методики развития физических качеств в структуре урока позволяет повысить эффективность образовательного процесса слабовидящих школьниц 11−12 лет по дисциплине «Физическая культура».

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в дополнении теории и методики физической культуры положениями, раскрывающими целесообразность контроля за физической подготовленностью, психическим состоянием, индивидуально-психологическими особенностями слабовидящих школьников и состоянием зрительного анализатора;

— в систематизации и обосновании комплекса параметров дозирования физической нагрузки для слабовидящих школьников по направленности занятия, пульсовому режиму, характеру выполнения упражнений;

— в формулировании новых подходов в решении проблемы развития физических качеств слабовидящих школьников.

Практическая значимость исследования заключается в повышении эффективности образовательного процесса слабовидящих школьников 11−12 лет по дисциплине «Физическая культура», на основе применения уроков физической культуры, направленных на комплексное решение задач обучения технике движений, развития физических качеств, оздоровления занимающихся, наблюдения за психическим состоянием и проявлением индивидуально-психологических особенностей данной категории детей. Материалы исследования, главным образом, направлены на использование учителями физической культуры специализированных и общеобразовательных школ в процессе урока. Вместе с тем, значительная их часть может использоваться в различных формах организаторских и самостоятельных занятий со школьниками в режиме дня, в частности, методика развития отдельных физических качеств, оценка уровня физической подготовленности слабовидящих учащихся, подбор упражнений и дозирование нагрузки.

Обоснованность и достоверность результатов исследования опирается на теоретические положения, применения комплекса педагогических и психологических методов исследования, корректной статистической обработкой экспериментальных данных на ЭВМ. Научные выводы, полученные в диссертации, обоснованны и подтверждены результатами педагогического эксперимента, проведенного на базе школы — лицея № 115 г. Уфы.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись на международных научно-методических конференциях (Екатеринбург, 2005; Челябинск, 2006) — на всероссийской научно-практической конференции (Чайковский, 2004; Уфа, 2005; Екатеринбург, 2005) — на республиканской научной конференции с международным участием (Уфа, 2005) — на республиканских межвузовских научно-методических конференциях (Уфа, 2004 — 2005) — на внутривузовских научно-методических конференциях (Уфа, 2004 — 2005).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений и актов внедрения. Работа изложена на 152 страницах компьютерного текста, включая 12 таблиц и 8 рисунков. Список использованной литературы содержит 206 источников, в том числе 9 на иностранных языках. Имеется 6 приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ состояния проблемы физической подготовки слабовидящих детей показал, что многие аспекты в педагогической теории и практике физической культуры изучены недостаточно полно и нуждаются в научной разработке, особенно это касается вопросов выбора адекватных средств и методов при развитии физических качеств слабовидящих школьников.

2. Выявлено, что дефект зрения вызывает отклонения в физическом развитии слабовидящих детей, также значительно отстает от нормы уровень их физической подготовленности. Слабовидящие дети отстают от своих нормально видящих сверстников по показателям мышечной работоспособности, подвижности в суставах, ритму, точности движений. Среди физических качеств наибольшее отставание наблюдается в развитии выносливости, координации и скорости движений. Наряду с этим, у всех категорий слабовидящих детей, несмотря на негативное влияние дефекта, существуют потенциальные возможности в коррекционно-компенсаторном преодолении данных отклонений.

3 Определены организационно-методические условия, предопределяющие эффективность реализации педагогического внушения в процессе развития физических качеств слабовидящих школьниц: время проведения внушения (до и во время выполнения упражнения) — длительность осуществления внушения в зависимости от специфики выполняемых упражненийструктура этапной оптимизации психофизической активности занимающихся через реализацию содержания текста внушения (мотивационное, мобилизационное, активи-зационное и под держивающее воздействие).

4. Результаты проведённого теоретического исследования и обобщения передового опыта позволили разработать методику развития физических качеств слабовидящих школьниц 11−12 лет, учитывающую особенности, вызванные зрительным дефектом, и включающую в себя, наряду с общепринятыми средствами и методами, используемыми при развитии физических качеств, универсальные тексты педагогического внушения и увеличенный объем упражнений оздоровительной направленности.

5. Включение в методику развития физических качеств слабовидящих школьниц направленного педагогического внушения и увеличенного объема упражнений оздоровительной направленности усиливает эффект физических упражнений, что в свою очередь положительно влияет на рост показателей физических качеств данной категории детей. Данные, полученные в экспериментальной группе позволяют проследить положительную динамику с достоверными различиями (р<0,01, р<0,05) во всех тестовых упражнениях.

6. Реализация педагогического внушения в структуре урока физической культуры позитивно влияет на индивидуально-психологические особенности и психическое состояние занимающихся. Результаты тестирования индивидуально-психологических особенностей слабовидящих школьниц экспериментальной группы, выявили положительную тенденцию в степени выраженности настроения и снижение нервно-психического напряжения у испытуемых. Самооценка у школьниц возросла с низкой до средней. Направленность личности на взаимные действия сменилась на комплексную направленность, мотивационная тенденция сменилась от мотива избегания неудачи к мотиву стремления к успеху.

Анализ результатов тестирования компонентов психического состояния, проведенный в ходе эксперимента, показал положительные изменения лишь у школьниц экспериментальной группы. В результате применения педагогического внушения на уроке физической культуры, у слабовидящих школьниц наблюдалось улучшение настроенияувеличение желания заниматься на уроке физической культурыповышение готовности к выполнению упражнений и значимости урока физической культурырост уверенности в себеснижение реактивной тревожности.

7. Эффективность разработанной методики развития физических качеств обусловлена содержанием, направленностью и логикой построения процесса развития физических качеств с использованием направленного педагогического внушения и упражнений оздоровительной направленности в структуре урока физической культуры, что подтверждено позитивными изменениями в показателях физической подготовленности, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния, наблюдаемых у слабовидящих школьниц 11−12 лет.

8. Эффективному развитию физических качеств слабовидящих школьниц 11−12 лет, способствует применение направленного педагогического внушения и упражнений оздоровительной направленности в процессе физической подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Ретроспективный анализ научно-методической литературы по проблеме исследования свидетельствует о недостаточности и противоречивости средств и методов физической подготовки, используемых при работе с детьми, имеющих дефект зрения. О недостаточности исследований свидетельствуют факты анализа литературы по проблеме исследования. О противоречивости средств и методов физической культуры, используемых при работе с детьми, имеющими дефект зрения, свидетельствует отсутствие методики, оказывающей всестороннее воздействие на физическую подготовленность, формирование оптимального психического состояния, укрепление мышц глаз с учетом индивидуально-психологических особенностей данной категории детей.

Актуальным становится вопрос совершенствования качественной стороны процесса физической подготовки слабовидящих школьников, основанный на адекватном подборе приемов и характера выполнения упражнений, дозирования физической нагрузки, учете пульсового режима. В связи с чем, требуется поиск новых путей совершенствования процесса физической подготовки детей, имеющих отклонения в работе зрительного анализатора, который возможен при наличии специально разработанной методики развития физических качеств. При разработке методики развития физических качеств слабовидящих школьников учитывались особенности, вызванные зрительным дефектом.

В разработанной методике, в процесс развития физических качеств слабовидящих школьниц, наряду с основными методами, принятыми в педагогической практике, были включены универсальные тексты педагогического внушения, применяемые до и во время выполнения упражнений, направленные на развитие физических качеств, а также упражнения оздоровительной направленности. Организационно-методические условия применения текстов педагогического внушения включали в себя: время проведения внушения (до и во время выполнения упражнения) — длительность осуществления внушения в зависимости от специфики выполняемых упражненийструктуру этапной оптимизации психофизической активности занимающихся через реализацию содержания текста внушения (мотивационное, мобилизационное, активизацион-ное и поддерживающее воздействие). Словесное гетеровоздействие в формулах внушения осуществлялось преподавателем от первого лица в связи с тем, что с обращения «Я» включается активное начало, касающееся отдельного индивида и, тем самым, усиливающее внушающее воздействие, связанное с возрастными особенностями детей 11−12 лет.

По признаку решаемых задач применялись комплексные уроки, направленные на совместное решение задач обучения, закрепления, совершенствования технико-тактических умений и навыков, развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности и психическим состоянием занимающихся.

Уроки физической культуры делились по направленности развития определенных физических качеств. Использовались упражнения, направленные одновременно на развитие физических качеств и закрепление (совершенствование) техники изучаемого двигательного действия (соответственно школьной программе).

При распределении нагрузки в структуре урока учитывался ее характер и интенсивность. Физическая нагрузка носила, как правило, переменный характер (выполнение упражнений чередуется с отдыхом). Зоной оптимальной интенсивности физической нагрузки принято было считать нагрузку с ЧСС не превышающей 140 уд/мин.

Эффективность разработанной методики развития физических качеств слабовидящих школьниц подтверждена темпами прироста показателей, характеризующих уровень физической подготовленности школьниц. Анализ результатов, проведенный между группами в середине учебного года (второе измерение), не выявил достоверных различий. В конце учебного года (третье измерение) различия между контрольной и экспериментальной группами наблюдались в результатах следующих тестовых упражнений: прыжок в длину с места (р<0,01), наклон вперед из И.П. — сед (р<0,01), 6 — минутный бег (р<0,01), кистевая динамометрия (р<0,05), поднимание ног из И.П. — лежа на спине р<0,05), сгибание разгибание рук в упоре лежа (р<0,05). В упражнениях челночный бег 4×9 м и бег 30 м с высокого старта достоверных различий между группами не обнаружено.

Внутригрупповой анализ выявил следующие результаты. В экспериментальной группе произошли изменения как в середине учебного года на уровне значимости р<0,05 (кроме показателей тестового упражнения бег 30 м с высокого старта), так и в конце учебного года на уровне достоверности р<0,01 и р<0,05. Наряду с этим, в контрольной группе наблюдается положительная динамика результатов, но без достоверных различий в середине учебного года и различиями на уровне значимости р<0,05 в конце учебного года в тестовых упражнениях: кистевая динамометрия, прыжок в длину с места, поднимание ног из И.П. — лежа на спине, сгибание разгибание рук в упоре лежа, бег 30 м с высокого старта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Подготовка тяжелоатлета /И. Абажиев, В. Фурмад-жиев. София: Медицина и физкультура, 1986. — 190 с.
  2. Э.С. Близорукость /Э.С. Аветисов. М.: Медицина, 1986. — 240 с.
  3. Э.С. Занятия физической культурой при близорукости /Э.С. Аветисов, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан. М.: Физкультура и спорт, 1983. -103 с.
  4. Н.М. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня: Учеб. пособие /Н.М. Азарян. М.: ВОС, 1987. -115 с.
  5. А.К. Коррекция недостатков физического развития слабовидящих учащихся специальной медицинской группы в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. Днепропетровск, 1987. -15 с.
  6. .М. Основы тифлологии /Б.М. Акимушкин, И. С. Моргулис. Киев: Радянска школа, 1980. — 230 с.
  7. В.Ф. Аккомодация и близорукость: Монография /В.Ф. Ананин. М.: РУДН Биомединформ, 1992. — 136 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. Л.: Медицина, 1969. — 22 с.
  9. .Г. Особенности восприятия пространства у детей /Б.Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
  10. .Г. Сенсорно-перцептивные характеристики развития человека/Б.Г. Ананьев //Вопросы психологии. 1968. — № 1. — С. 21−40.
  11. Г. М. Социальная психология /Г.М. Андреева. М.: МГУ, 1980.-375 с.
  12. П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование: труды научной сессии по дефектологии /П.К. Анохин. М.: Наука, 1958. — С. 45−55.
  13. П.К. Интегративная деятельность нервной системы в норме и патологии /П.К. Анохин. М.: Медицина, 1968. — С.60−64.
  14. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем /П.К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 243 с.
  15. АшмаринБ.А. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие /Б.А. Ашмарин, М. Я. Виленский. М.: Просвещение, 1979. — 360 с.
  16. Ю.К. Интенсификация процесса обучения /Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1987. — 110 с.
  17. В.И. Прогнозирование в спорте /В.И. Баландин, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 191 с.
  18. В.К. Физическая культура для всех и каждого /В.К. Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  19. Р. Стресс при слепоте: постановка проблемы /Р. Бандзявичене //Психология аномальных различий. Вильнюс, 1986. -С. 10−13.
  20. М.М. Актуальные вопросы физической активности и спорта инвалидов /М.М. Башкирова //Физическая культура, спорт, туризм в новых условиях развития стран СНГ: Междунар. науч. конгр. М., 1999. -С. 172−178.
  21. В.И. Охрана зрения слабовидящих школьников: Пособие для учителей /В.И. Белецкая, А. И. Гнеушева. М.: Просвещение, 1982. — 127 с.
  22. H.A. О построении движений /H.A. Бернштейн. М.: Медгиз, 1947. — 127 с.
  23. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности /H.A. Бернштейн. М.: Просвещение, 1966. — 349 с.
  24. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни /В.М. Бехтерев. СПб, 1998. — 420 с.
  25. В.М. Объективная психология /В.М. Бехтерев. М.: Наука, 1991.-480 с.
  26. И.В. Роль зрительного опыта в раннем психическом развитии детей /И.В. Блинникова //Психологический журнал. 2000. — № 3. -С. 49−64.
  27. Г. А. Особенности возрастных изменений выносливости и методика ее развития у слепых школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1978.-27 с.
  28. Т.В. Феномен педагогического внушения в воспитании физических качеств /Т.В. Бондарчук, В. Н. Потапов //Роль физической культуры и спорта в оздоровлении молодежи: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. Смоленск: СГПУ, 1998. — С. 24−25.
  29. Т.В. Феномен педагогического внушения в учебно-тренировочном процессе (на примере юношеского спорта): Автореф. дис.. док. пед. наук /УралГАФК. Челябинск, 2000. — 40 с.
  30. Т.В. Практические занятия по психологии физическоговоспитания и спорта: Учеб. пособие /Т.В. Бондарчук. Челябинск: ЮУрГУ, 2004.-100 с.
  31. Ю.М. Шаг на встречу /Ю.М. Борисова, Т. А. Колоколова //Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы: Сб. науч. трудов. СПб., 1999. — С. 11−13.
  32. Брезжу нов В. Н. Реабилитация инвалидов по зрению средствами физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1996.-21 с.
  33. П.В. Оздоровительный психофизический тренинг: принципы построения и практическая результативность /П.В. Бундзен, JI.JI. Азун-чик //Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века: Сб. науч. статей. М.: ВНИИФК, 1994. — С. 14.
  34. A.A. Физиологические механизмы реактивности и резистентности детей с отягощенным социальным анамнезом, пути коррекции и реабилитации: Автореф. дис. док. биол. наук. Тюмень, 2003 — 50 с.
  35. М.А. Культура и искусство речи /М.А. Введенская, Л. Г. Павлова. Ростов-н/Д: Феникс, 1995. — 576 с.
  36. Т.А. Проблемы преодоления отклонений в развитии детей /Т.А. Власова //Дефектология. 1972. — № 1. — С. 24.
  37. Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей /Л.С. Волкова. Л., 1982. — 88 с.
  38. Л.С. Психология развития как феномен культуры /Л.С. Выготский. Воронеж: Модек, 1996. — 305 с.
  39. С.И. Физиологические особенности детей: Учеб. пособие /С.И. Гальперин. М.: Просвещение, 1965. — 243 с.
  40. Л.Д. Время стрессов /Л.Д. Гиссен. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 192 с.
  41. Глазные болезни /Под ред. Г. И. Брошевского, A.A. Бочкаревой. -М.: Медицина, 1977. 264 с.
  42. Г. Д. Психопедагогика спорта /Т.Д. Горбунов. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 208 с.
  43. Г. Д. Технология построения текстов внушений-самовнушений в спорте /Г.Д. Горбунов, A.A. Кузнецов //Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов: Сб. науч. трудов. JI.: ГДО-ИФК, 1989.-С. 46−56.
  44. P.M. Элементы практической психологии /P.M. Грановская. Л.: ЛГУ, 1988. — 392 с.
  45. А.Ю. Методика развития физического качества гибкости у школьниц 10−11 лет (на примере занятий цирковым искусством): Автореф. дис. канд. пед. наук. Тюмень, 2003. — 160 с.
  46. Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения /Л.П. Григорьева, C.B. Сташевский. М.: АПН СССР, 1990.
  47. В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением /В. Гудонис //Дефектология. 1996.- № 2.- С. 7.
  48. A.A. Физическая подготовка школьника /A.A. Гужа-ловский. Челябинск: Юж. Урал. кн. изд-во, 1980. — 151 с.
  49. A.A. Развитие двигательных качеств у школьников /A.A. Гужаловский. Минск: Нар. Свет, 1978. — 88 с.
  50. A.A. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1979. — 51 с.
  51. В.В. Образовательная технология /В.В. Гузеев. М.: Просвещение, 1996. -112 с.
  52. И.А. Повышение эффективности процесса физической подготовки юных пловцов с использованием прямого преднамеренного внушения: Автореф. дис.. канд. пед. наук /УралГАФК. Челябинск, 1998. -24 с.
  53. H.H. Физиология высшей нервной деятельности /H.H. Данилов, А. Л. Крылов. М.: МГУ, 1989. — 399 с.
  54. Г. Г. Как сохранить и улучшить зрение /Г.Г. Демир-чоглян. Донецк: «Сталкер», 1997. — 320 с.
  55. В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей: Метод, реком. /В.З. Денискина. Уфа: БИПКРО, 1996. — 66 с.
  56. В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: Метод, реком. /В.З. Денискина. В. Пышма, 1997. — 43 с.
  57. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения /А.Б. Добрович. М.: Просвещение, 1987. — 205 с.
  58. Я.И. Оптимизация физического воспитания учащихся старших классов школы слепых в целях повышения качества подготовки их к трудовой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1979. — 29 с.
  59. Я.И. Функция статического равновесия /Я.И. Дудкевич //Мышечная деятельность в норме и патологии: Сб. науч. трудов. Горький, 1974.-51 с.
  60. С.П. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования /С.П. Евсеев, Л. В. Шапкова, Т. В. Федорова //Теория и практика физической культуры. 1996. — № 5. — С. 51−54.
  61. С.П. Адаптивная физическая культура, ее философия и основные виды /С.П. Евсеев //Человек и его здоровье. Травматология, ортопедия, протезирование, реабилитация инвалидов: Материалы междунар. конф. СПб., 1997.-С. 180−181.
  62. С.П. Адаптивная физическая культура: Учеб. пособие /С.П. Евсеев, Л. В. Шапкова. М.: Советский спорт, 2000. — 240 с.
  63. В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учеб. пособие /В.П. Ермаков, Г. А. Якунин. М.: Гуманитарный издательский центр В ЛАД ОС, 2000. — 238 с.
  64. В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения /В.П. Ермаков, Г. А. Якунин. М.: Просвещение, 1990. — 223 с.
  65. В.В. Краткие очерки физиологии человека /В.В. Завьялов. -М.: Наука, 1916.-345 с.
  66. В.М. Основы спортивной метрологии /В.М. Зациор-ский.-М.: ФиС, 1979, — 151 с.
  67. М.И. Учителю о детях с нарушением зрения /М.И. Земцо-ва. М.: Просвещение, 1973. — 159 с.
  68. М.И. Особенности зрительного восприятия при глубоком нарушении зрения у детей /М.И. Земцова //Специальная школа. 1967. — № 1. -С. 89−99.
  69. М.И. Пути компенсации слепоты /М.И. Земцова. М.: АПН РСФСР, 1956.-120 с.
  70. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие /И.А. Зимняя. Ростов-н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
  71. А.И. Очерки теории зрительных ощущения: Учеб. пособие /А.И. Зотов. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1992. — 163 с.
  72. Е.П. Оптимальные состояния человека, как психофизиологическая проблема /Е.П. Ильин //Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 5. -С. 9−11.
  73. Е.П. Психофизиология физического воспитания /Е.П. Ильин. М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
  74. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении /В.А. Канн-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 213 с.
  75. Р.Б. Изучение осязательного восприятия слабовидящих детей /Р.Б. Каффеманос //Актуальные проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению: Сб. науч. трудов. Минск: Полымя, 1991. -С. 173−179.
  76. A.A. Индивидуальный подход к учащимся в обучении: Учеб. пособие /A.A. Кирсанов. Казань, 1978. — 112 с.
  77. Ю.Я. О психологической подготовке к соревнованиям спортсменов с различными типологическими и личностными особенностями /Ю.Я. Киселев //Вопросы психологической подготовки к соревнованиям в спорте: Сб. науч. статей. Л.: ЛНИИФК, 1972. — С. 15−20.
  78. В.И. Детская офтальмология /В.И. Ковалевский. М.: Медицина, 1980.-257 с.
  79. В.И. Профилактика слабовидения и слепоты у детей /В.И. Ковалевский. М.: Медицина, 1998. — 256 с.
  80. Е.И. Профилактика слабовидения и слепоты у детей /Е.И. Ковалевский. М.: Медицина, 1991. — 224 с.
  81. .И. Тифлопедагогика /Б.И. Коваленко, Н. Б. Коваленко. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1962. — 415 с.
  82. А.М. Восстановление трудоспособности слепых /А.М. Кондратов. M.: ВОС, 1976. — 144 с.
  83. C.B. Учитель-ученик /C.B. Кондратьева. М.: Педагогика, 1984.-С. 45−56.
  84. В.Д. Общая психотерапия /В.Д. Кондратенко, В. Г. Донской. Минск: Наука и техника, 1993. — 487 с.
  85. М.Д. Как приобрести хорошее зрение без очков: рук-во к быстрому улучшению зрения /М.Д. Корбетт, Маргарет Дарст. СПб.: Лань, 1998. — 106 с.
  86. КостючекН.С. Развитие речи учащихся начальных классов школ слепых (1−5 классы) /Н.С. Костючек. М.: Просвящение, 1967. — 132 с.
  87. A.A. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики /A.A. Крогиус. М.: Авт. изд, 1926. — 122 с.
  88. H.A. Специальные приемы и методы обучения русскому языку слабовидящих детей: Учеб-метод, пособие /H.A. Крылова. М.: ВОС, 1990.-66 с.
  89. Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых /Ю.А. Кулагин. М.: Педагогика, 1969. — 295 с.
  90. Ю.Ф. Теория и методика физической культуры /Ю.Ф. Курамшин. М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.
  91. Ю.И. Особенности физического воспитания студентов с ослабленным зрением /Ю.И. Курпан //Теория и практика физической культуры. -1976.-№ 10.-С. 57−59.
  92. В.А. Основы дефектологии /В.А. Лапшин, Б. П. Пузанов. -М.: Просвещение, 1990. 143 с.
  93. С.С. Актуальные проблемы образования инвалидов как средства их социальной адаптации /С.С. Лебедева //Образование как средство социальной адаптации инвалидов. Опыт и перспективы: Сб. науч. трудов. -СПб., 1998.- С. 5.
  94. Н.Д. О психических состояниях человека /Н.Д. Левитов. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  95. A.A. Педагогическое общение. Новое в жизни, науке, технике /A.A. Леоньтев //Педагогика и психология. 1979. — № 1.- С. 5.
  96. A.A. Психология общения /A.A. Леонтьев.- Тарту: Изд-во Тартус. гос. ун-та, 1974. 183 с.
  97. Е.И. Лечебная физкультура в комплексном лечении миопии у детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. — 29 с.
  98. А.Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие /А.Г. Литвак. М.: Просвещение, 1985.-208 с.
  99. А.Г. Общие проблемы реабилитации инвалидов по зрению /А.Г. Литвак //Проблемы социальной реабилитации: Сб. науч. статей М.: ВОС, 1990.-С. 4.
  100. А.Г. Психология слепых и слабовидящих /А.Г. Литвак. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 271 с.
  101. А.Г. Сборник по реабилитации слепых /А.Г. Литвак. М.: ВОС, 1982.- 116 с.
  102. Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учеб. пособие /Н.Л. Литош. М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 140 с.
  103. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида /Б.Ф. Ломов //Психологические проблемы социальной регуляции поведения: Сб. науч. трудов. М.: Наука, 1976. — С. 6.
  104. В.А. Особенности запоминания у слабовидящих учащихся младших классов /В.А. Лонина //Проблемы психического развития аномального ребенка: Матер. XVIII Междунар. психолог, конгр. М.: Просвещение, 1966.-С. 27−28.
  105. В.А. Формирование и развитие обобщений у слабовидящих школьников /В.А. Лонина //Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения. М., 1995. — № 3 — С. 56.
  106. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1973.-373 с.
  107. ЛурияА.Р. Роль слова в формировании временных связей в нормальном и аномальном развитии /А.Р. Лурия. М.: АПН РСФСР, 1955. — С. 18.
  108. Г. В очках и без очков: Хочу поделиться /Г. Маевский //Физкультура и спорт. 1993. — № 10. — С. 24.
  109. О.И. Реабилитация слабовидящих детей 13−15 лет в условиях школы-интерната средствами физического воспитания: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000 — 119 с.
  110. В.Л. Информационные аспекты управления спортсменом /В.Л. Марищук, Л. К. Серова. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 111 с.
  111. А.К. Психология усвоения языка как средства общения /А.К. Маркова. М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
  112. А.Н. Структура врожденно-наследственной патологии органа зрения у детей /А.Н. Мартыненко, E.H. Магдей, Е. М. Вовк, И. А. Агапий, В. Н. Кушнир //Актуальные вопросы офтальматологии. Кише-нев: «Штиинца», 1988. — № 3. — С. 54−57.
  113. Jl.П. Теория и методика физической культуры /Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  114. Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие /Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280 с.
  115. B.C. Личность как предмет психологического исследования: Учеб. пособие /B.C. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1988. — 79 с.
  116. М.А. Урок физкультуры в начальной школе при полной интеграции слепого ребенка с остаточным зрением /М.А. Мишин, Л. Б. Алексеева //Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. М.: «ГД», 2002. — № 3. — С. 18−36.
  117. М.Р. Моторно-висцеральные координации и их нарушения /М.Р. Могендович. Пермь: Минздрав РСФСР, 1969. — 112 с.
  118. P.E. Двигательная активность важное условие здорового образа жизни /P.E. Мотлянская, Э. Я. Каплан, В. К. Велитченко //Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 1. — С. 14−21.
  119. A.B. Особенности рекреационных занятий с отягощениями со школьниками инвалидами по зрению: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1999.-166 с.
  120. С. Гипноз. Личное влияние? /С. Мышляев. СПб.: ТОО «Братство», «Респекс», 1994. — 336 с.
  121. М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов /М.Я. Набатникова. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 280 с.
  122. В.П. Настольная книга школьной медицинской сестры: Приложение к журналу «Народное образование» /В.П. Обежесвет, В. Н. Касаткин, С. М. Чеченьницкая. М.: Народное образование, 1998. — 64 с.
  123. Н.Г. Молодому коллеге /Н.Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 1988.- 128 с.
  124. Офтальмология: Учебник /Под ред. Е. И. Сидоренко. М.: ГЭО-ТАР-МЕД, 2002. — 408 с.
  125. И.П. Избранные труды по психологии высшей нервной деятельности /И.П. Павлов. М.: Учпедгиз, 1950. — 464 с.
  126. И.П. Мозг и психика. Избранные психологические труды /И.П. Павлов. М.: МОДЭК, 2004. — 360 с.
  127. C.B. Воспитание физических качеств дзюдоистов с использованием прямого преднамеренного внушения: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997.- 151 с.
  128. .Д. Анатомия общения: Учеб. пособие /Б.Д. Парыгин. -СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. 301 с.
  129. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  130. Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с амблиопией и косоглазием в условиях дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1998. — 40 с.
  131. К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор /К.И. Платонов. М.: МГУ, 1962. — 127 с.
  132. Г. И. Настольная книга учителя физической культуры /Г.И. Погадаев. М.: Физкультура и спорт, 2000. — 496 с.
  133. B.C. Возрастные изменения мышечной работоспособности у детей с нарушениями зрения и пути ее повышения в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. — 40 с.
  134. Т.Д. Возможности коррекции зрения методом биомеханической стимуляции /Т.Д. Полякова //Вести спорта Беларуси. 1993. — № 3. -С. 17−19.
  135. .Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палео-психологии /Б.Ф. Поршнев. М.: Мысль, 1974. — 487 с.
  136. Практикум по спортивной психологии /Под ред. И. П. Волкова. -СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  137. М.И. Организационно-методические основы проведения оздоровительных мероприятий на предприятиях ВОС: Учеб. пособие /М.И. Разумовский, М. В. Кривошеев, А. Ю. Рассадин. М.: ВОС, 1989. — 47 с.
  138. A.A. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога /A.A. Реан //Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 77−82.
  139. A.A. Социальная педагогическая психология /A.A. Реан, Я. Л. Коломенский. СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
  140. Л.Н. Адаптивное физическое воспитание: Авторская программа для детей с тяжелой зрительной патологией: Учеб-метод, пособие /Л.Н. Ростомашвили. М., 2002. — 44 с.
  141. Л.Н. Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 24 с.
  142. Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения: методические рекомендации /Л.Н. Ростомашвили. М.: САРМА, 2002.- 2-е изд. -102 с.
  143. С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. 488 с.
  144. Т. Психологическая реабилитация /Т. Руппонен //Проблемы социальной реабилитации: Сб. науч. статей М.: ВОС, 1990. -С. 56−69.
  145. А.Ф. Проблема мышления в тифлопсихологии /А.Ф. Самойлов //Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников: Материалы науч.-практ. конф. Л.: ЛГПИ, 1981. — С. 39−69.
  146. А.Ф. Формирование активности и самостоятельности у слепых школьников с нормальным и нарушенным интеллектом /А.Ф. Самойлов //Изучение личности аномального ребенка: Материалы науч.-практ. конф. М.: АПН СССР, 1977. — С. 99−100.
  147. О.П. Совместная работа тифлопедагога и воспитателя по формированию предметных представлений у детей с нарушением зрения /О.П. Сапронова //Воспитание и обучение детей с нарушением развития. -2003,-№ 5.-С. 15−17.
  148. Л.А. Тренажеры и их использование в школах для слепых и слабовидящих детей: Учеб. пособие /Л.А. Семенов М.: ВОС, 1985 — 104 с.
  149. .В. Роль физических упражнений в коррекции и компенсации нарушенных функций у слепых и слабовидящих детей /Б.В. Сермеев. -М.: АПН СССР, 1987.-78 с.
  150. .В. Физическое воспитание слабовидящих детей /Б.В. Сермеев. М.: Просвещение, 1983. — 84 с.
  151. Р.Ш. Коррекционная направленность предметного преподавания с учетом нарушений зрения обучающихся /Р.Ш. Сероедова, Б. К. Тупоногов // Дефектология. 2004. — № 6. — С. 22−24.
  152. И.М. Избранные произведения /И.М. Сеченов. М.: Учпедгиз, 1953. — 333 с.
  153. Л.Н. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению: Метод, пособие /Л.Н. Силкин. М.: ВОС, 1984. -82 с.
  154. Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения /Л.И. Солнцева // Дефектология. 1998.- № 4. -С. 9.
  155. Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста /Л.И. Солнцева, С. М. Хорош //Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2004. — № 5. — С. 64−66.
  156. Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения /Л.И. Солнцева //Дефектология. 1997. — № 2. — С. 8.
  157. Л.И. О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста /Л.И. Солнцева //Воспитание и обучение слепого дошкольника: Материалы науч.-практ. конф. М., 1967. — С. 6.
  158. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста /Л.И. Солнцева. М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
  159. Л.И. Тифлопсихология детства /Л.И. Солнцева. М.: «Полиграф сервис», 2000. — 250с.
  160. М.В. Словесное воздействие тренера в процессе воспитания физических качеств юных волейболисток групп начальной подготовки: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 155 с.
  161. Э.М. Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения /Э.М. Стерина, В. К. Рогушин. М.: ВОС, 1989. — 72 с.
  162. О.Г. Педагогические условия проведения внеурочных занятий по физической культуре со школьниками 7−9 лет имеющими нарушение зрения: Дис. канд. пед. наук /УралГАФК. Челябинск, 2001. — 142 с.
  163. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения /Э. Стоуне. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
  164. А.Е. Лекции по языковедению /А.Е. Супрун. Минск: Изд-во БГУ, 1978. — 143 с.
  165. А. Влияние социальных условий на формирование социальных установок и установки к себе лиц со зрительными дефектами: Авто-реф. дис. канд. психолог, наук. Л., 1978. — 16 с.
  166. Н.Г. Животворная сила. Помоги себе сам /Н.Г. Сытин. М.: Энерго-атомиздат, 1990. — 416 с.
  167. Г. Законы подражания /Г. Тард. СПб.: Лань, 1992. — 222 с.
  168. Ю.С. Коррекция зрения у детей. Серия «Медицина для вас» /Ю.С. Тарханова. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 256 с.
  169. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие /Под ред. Ж. К. Холодова, B.C. Кузнецова. М.: Академия, 2003. — 2-е изд. — 480 с.
  170. Тер-Ованесян A.A. Педагогические основы физического воспитания /A.A. Тер-Ованесян. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 206 с.
  171. .К. Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения: Автореф. дис.. док. пед. наук. -М., 1996. 42 с.
  172. .К. Основы коррекционной педагогики /Б.К. Тупоногов. М.: ЛОГОС — ВОС, 2004. — 375 с.
  173. Д.Н. Психологические исследования /Д.Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966.-451 с.
  174. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки /Д.Н. Узнадзе. Тбилиси, 1961.-240 с.
  175. Л.Э. Применение внутреннего ментального тренинга /Л.Э. Унесталь //Современные достижения спортивной науки: Тезисы докладов междунар. конф. Игр Доброй Воли. Спб.: НИИФК, 1994. — С. 16.
  176. УтехинЮ.А. Еще раз о близорукости. Мнение ученого /Ю.А. Утехин //Физкультура в школе. 1998. — № 2. — С. 82−84.
  177. A.A. Собрание сочинений /A.A. Ухтомский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962.-211 с.
  178. А.И. Методы улучшения зрения: как избавиться от очков. Серия «Советует доктор» /А.И. Федоров. СПб.: ИК «Невский проспект», 2001.- 189 с.
  179. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные, правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации /Под ред. A.B. Царик. М.: Советский спорт, 2003. — 2-е изд. — 576 с.
  180. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера /Ю.Л. Ханин. Л., 1976. -15 с.
  181. Ю.Л. О срочной диагностике состояния личности в группе /Ю.Л. Ханин //Теория и практика физической культуры.- 1977.- № 8, — С. 8−11.
  182. ХимочкинВ.А. Физическая культура против близорукости /В.А. Химочкин //Физкультура в школе. 1996. — № 5. — С. 64−65.
  183. Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями /Л. Хювяринен. СПб.: Петербург-XXI ВЕК, 1996. — 44 с.
  184. Н.И. Психика и сознание как функции мозга /Отв. ред. Л. И. Ациферова. М.: Наука, 1985. — 200 с.
  185. Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие /Л.В. Шапкова. М.: Советский спорт, 2004 — 464 с.
  186. В.П. Освоение основных элементов гимнастики слепыми и слабовидящими школьниками: Учеб. пособие /В.П. Шлыков, Л. А. Семенов. -M.: ВОС, 1987.-70 с.
  187. И.И. Пути реабилитации слепых школьников средствами физической культуры: Учеб. пособие /И.И. Шмельков. М.: ВОС, 1981. — 63 с.
  188. В. Дифференциальная психология и ее методические основы /В. Штерн. М.: Наука, 1998. — 336 с.
  189. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте /Д.Б. Эльконин //Вопр. психологии обучения и воспитания: Тез. докл. Киев: Изд-во НИИ психологии УССР, 1961.-С. 56−58.
  190. Bishop V. Indentifying the components of success in mainstreaming N. Bishop //Journal of Visual Impairment and Blindness. 1986. — № 9. — P. 939−945.
  191. Davis CJ. Development of the self concept /C.J. Davis //New Out look for the Blind. 1964. — № 8. — P. 49−51.
  192. Eaves L.J. Culture and Personality /L.J. Eaves, H.J. Eysenk, N.G. Martin //An Empirical approach. San Diego: Academik Press, 1989. — P. 3540.
  193. Ferrell K. The visually impaired infants research consortium: First years results /K. Ferrell, E. Trief, S. Deitz //J. of Visual Impairment and Blindness. 1990. — №. 84.-P. 404−410.
  194. Kess I.F. Psycholinguistics: Psychology, Linguistics and the Study of Natural Language /I.F. Kess. Amsterdam- Philadelphia: John Benjamin, 1992. -305 p.
  195. A. «Uber Emflub des Blindseines auf so-sein des blinden Menschen» /A. Kremer. Duren, 1933. — 70 p.
  196. Reynell J. Developmental patterns of visually handicapped children /J. Reynell //Child: Care, Health and Development. 1978. — № 4. — P. 291−303.
  197. Unestal L.E. Better sport by EMT Anner Mental training. veje — Orebo /L.E. Unestal. — Sweden: Departament of Sport Psychology, 1982. — 250 p.
  198. Warren D. Blindness and early Childhood Development /D. Warren. -AFB: NY, 1977.-P. 222−225.
Заполнить форму текущей работой