Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика контроля и совершенствования антиципирующих способностей юных вратарей в футболе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внедрение полученных результатов. По результатам исследования опубликовано 11 научных работ, в том числе 2 — в международных и 2 — во Всероссийских изданиях, получен патент на изобретение. Материалы диссертации докладывались на Всероссийской научной конференции «Информационные технологии и технологические средства обучения и тренировки в сфере физической культуры и спорта» (Малаховка, 2003… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ АНТИЦИПИРУЮЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Антиципация в спорте
      • 1. 1. 1. Антиципация как психический процесс
      • 1. 1. 2. Проявление антиципирующих возможностей спортсменов в различных видах спорта
    • 1. 2. Антиципация в футболе
      • 1. 2. 1. Значение антиципации в соревновательной деятельности по левых игроков
      • 1. 2. 2. Значение антиципации в соревновательной деятельности вратарей
    • 1. 3. Современные проблемы многолетней подготовки вратарей в футболе
      • 1. 3. 1. Особенности соревновательной деятельности вратарей в футболе
      • 1. 3. 2. Специфика проявления психофизиологических качеств вратарей в соревновательной деятельности
      • 1. 3. 3. Повышение эффективности тренировочного процесса юных игроков — необходимое условие воспитания высококлассных футболистов
  • Резюме
  • ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
    • 2. 3. Характеристика обследуемых
  • ГЛАВА III. СТРУКТУРА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ ВРАТАРЕЙ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Возрастные особенности технико-тактических действий юных вратарей
    • 3. 2. Современные особенности технико-тактической подготовленности юных вратарей
  • Резюме
  • ГЛАВА IV. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНТИЦИПАЦИИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИГРОВОГО АМПЛУА
    • 4. 1. Особенности взаимосвязей показателей антиципирующей реакции и технико-тактических действий юных футболистов
      • 4. 1. 1. Вратари
      • 4. 1. 2. Полевые игроки разного амплуа
    • 4. 2. Современные представления о методических основах совершенствования антиципирующих способностей юных футболистов (по результатам анкетного опроса специалистов)
    • 4. 3. Особенности антиципирующей двигательной реакции юных футболистов в зависимости от игрового амплуа
  • Резюме
  • ГЛАВА V. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СЕНСИТИВНЫХ ПЕРИОДОВ В ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКЕ АНТИЦИПИРУЮЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВРАТАРЕЙ В ФУТБОЛЕ
    • 5. 1. Динамика показателей времени предугадывания
    • 5. 2. Динамика показателей адекватного реагирования
    • 5. 3. Динамика показателей приоритетных предположений о направлении предстоящего удара
    • 5. 4. Динамика показателей эффективности действий вратарей при отражении ими 11-метровых ударов
    • 5. 5. Сенситивные периоды антиципирующих способностей юных вратарей
  • Резюме
  • ГЛАВА VI. МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИЦИПИРУЮЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВРАТАРЕЙ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ТРЕНАЖЕРНОГО УСТРОЙСТВА

Методика контроля и совершенствования антиципирующих способностей юных вратарей в футболе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В большом массиве качеств, обеспечивающих успешную соревновательную деятельность в игровых видах спорта и, в частности, в футболе, одним из наиболее важных является антиципация (предвидение, предвосхищение).

Уровень развития антиципирующих способностей футболиста во многом определяет адекватность его технико-тактических действий в конкретном игровом эпизоде. Наиболее наглядно это проявляется в игре футбольных вратарей.

В силу малоизученности особенностей проявления антиципирующих реакций в футболе до настоящего времени отсутствует методика целенаправленного развития данного качества.

Специалистами отмечается, что недостаточная разработанность проблемы сенситивных периодов возрастной динамики специфических проявлений психомоторных и физических качеств в многолетней подготовке спортивного резерва в футболе может стать фактором, лимитирующим в определенной степени уровень подготовленности в целом (А.П.Золотарев, 1996, 2000; А. А. Сучилин, 1997).

Недостатки технико-тактического мастерства отечественных футболистов, признаваемые многими специалистами (А.С.Зеленцов с соавт., 1982; М. А. Годик, Р. З. Черепанов, 1984; В. С. Блюдик, 1995; И. Н. Солопов,.

A.П.Герасименко, 1998; J. Thibert, 1989; S. Banks, 2002 и др.), присущи не только полевым игрокам, но и вратарям, играющим одну из ключевых ролей в футболе. Выполняемые ими в тренировочных занятиях упражнения не обеспечивают в должной степени совершенствование качеств и способностей, необходимых вратарю в матчах, в частности антиципации, что сказывается на уровне его подготовленности. При отмечаемой специалистами футбола важности развития у вратарей антиципации (М.С.Бриль, 1980;

B.Л.Решитько, 1994; П. Шилтон, 1997; А. И. Шамардин, 2000; Д. В. Рыбин, 2001 и др.) до настоящего времени не вскрыты возрастные закономерности этого качества, не обоснованы экспериментально сенситивные периоды его совершенствования, вследствие чего затруднена дифференцировка методики тренировки с учетом возрастных особенностей проявления антиципации, что не способствует дальнейшему повышению эффективности учебно-тренировочного процесса и многолетней подготовки в целом. Одной из причин, обусловливающих невысокий уровень подготовки спортивного резерва и, в частности, вратарей, на наш взгляд, является очень малое использование в учебно-тренировочном процессе футболистов тренажерных устройств, позволяющих моделировать возникающие в игровых условиях ситуации и целенаправленно развивать конкретные качества, обеспечивающие успешность соревновательной деятельности.

В связи с этим внедрение в учебно-тренировочный процесс юных вратарей разработанного нами тренажера «Устройство для оценки и тренировки антиципации вратарей в футболе и хоккее» (патент № 33 322 от 20 октября 2003 г.), позволяющего совершенствовать антиципирующие способности спортсменов, представляется актуальной проблемой.

Объект исследования — технико-тактическая подготовка юных вратарей 9−16 лет в спортивных школах.

Предмет исследования — способы контроля антиципирующих способностей юных вратарей, средства и методы совершенствования их технико-тактической подготовленности.

Цель исследования — повысить эффективность подготовки юных вратарей в футболе на основе разработанной методики тренировки с применением тренажерного устройства по развитию антиципации и экспериментального обоснования сенситивных периодов ее возрастной динамики.

Гипотеза. Совершенствование технико-тактических действий юных вратарей будет более эффективным, если:

— при подборе средств тренировки учитывать структуру их технико-тактических действий в соревновательной деятельности в широком возрастном диапазонепри построении процесса технико-тактической подготовки учитывать возрастные закономерности антиципации и периоды, наиболее благоприятные для совершенствования антиципирующих способностейв учебно-тренировочный процесс внедрить методику совершенствования антиципирующих способностей с применением специально разработанного тренажерного устройства.

Для достижения поставленной цели и проверки рабочей гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Установить структуру технико-тактических действий юных вратарей в соревновательной деятельности на этапах многолетней спортивной подготовки.

2. Выявить особенности антиципации юных вратарей в сравнении с игроками других амплуа.

3. Экспериментально обосновать сенситивные периоды для развития антиципирующих возможностей юных вратарей.

4. Разработать и экспериментально оценить эффективность методики тренировки юных вратарей с применением тренажерного устройства по развитию антиципации.

Методологической основой исследования явились: современная теория управления подготовкой спортивных резервов (М.Я.Набатникова, Ю.Д.Железняк), принципы и положения теорий функциональных систем (П.К.Анохин) и антиципации в спорте (А.Ц.Пуни, С. В. Малиновский, Е. Н. Сурков, Ю.С.Якобсон), концептуальные основы обновления структуры и содержания многолетней подготовки юных футболистов (А.А.Сучилин, А.П.Золотарев).

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что: установлена возрастная динамика структуры технико-тактических действий юных вратарей в диапазоне 9−16 лет в условиях соревновательной деятельности;

— выявлена взаимосвязь между адекватностью высказываемых предположений вратарей 9−16 лет о направлении предстоящего удара с 11-метровой отметки и эффективностью их оборонительных действий;

— определены приоритеты в выборе юными вратарями направления предстоящего удара;

— выявлены сенситивные периоды для развития у юных вратарей антиципирующих способностей;

— разработана методика тренировки юных вратарей с применением тренажерного устройства для развития антиципации и прослежена динамика рассматриваемых показателей спортсменов разного возраста в течение одного года подготовки.

Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию и методику детско-юношеского спорта положениями относительно структуры, содержания, планирования тренировки и контроля технико-тактической подготовленности юных вратарей на основе выявленных закономерностей формирования антиципирующей двигательной реакции и разработанной методики применения в тренировочном процессе специального тренажерного устройства.

Практическая значимость. Внедрение разработанной методики использования нового тренажерного устройства позволяет оптимизировать учебно-тренировочный процесс вратарей 9−16 лет, вследствие чего повышается эффективность отражения ими ударов соперника, наносимых как с 11-метровой отметки, так из любой точки штрафной площадки. Это устройство с разработанной технологией его использования может применяться в подготовке вратарей различной квалификации. Сфера внедрения данного тренажера может быть расширена и рекомендована к применению в подготовке голкиперов в хоккее с шайбой и мячом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Технология построения многолетней подготовки юных вратарей должна включать учет структуры их технико-тактических действий в возрастном аспекте.

2. Построение учебно-тренировочного процесса юных вратарей по действующим в настоящее время программам ДЮСШ не учитывает возрастные особенности антиципирующих способностей футболистов. Между тем период с 12 до 14 лет является сенситивным для развития и совершенствования у голкиперов антиципации, что при соответствующей методике подготовки обеспечивает устойчивое повышение эффективности их игры.

3. Планирование подготовки юных вратарей 9−16 лет с учетом закономерностей развития антиципирующих способностей и использованием специального тренажерного устройства позволяет существенно повысить уровень тренировочного процесса голкиперов всех возрастных групп, что, в свою очередь, способствует качественному росту эффективности соревновательной деятельности.

Внедрение полученных результатов. По результатам исследования опубликовано 11 научных работ, в том числе 2 — в международных и 2 — во Всероссийских изданиях, получен патент на изобретение. Материалы диссертации докладывались на Всероссийской научной конференции «Информационные технологии и технологические средства обучения и тренировки в сфере физической культуры и спорта» (Малаховка, 2003) и на XXX и XXXI научных конференциях студентов и молодых ученых ВУЗов Южного федерального округа (Краснодар, 2002, 2003). Внедрение рекомендуемой методики подготовки юных вратарей осуществлено в учебно-тренировочный процесс СДЮШОР «Кубань» и СОШИУИФК г. Краснодара, а также в учебный процесс факультета повышения квалификации и переподготовки кадров КГУФКСТ.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, шести глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложений, включающих три акта внедрения.

Список литературы

включает 201 наименование, из них 28 зарубежных. Общий объем диссертации 164 страницы машинописного текста, иллюстрированного 24 таблицами и 20 рисунками.

127 ВЫВОДЫ.

1. В широком возрастном диапазоне (9−16 лет) установлена структура технико-тактических действий юных вратарей в условиях соревновательной деятельности. Она складывается из трех основных ситуаций: игре в воротах (18−32%), игре на выходах (21−35%) и организации атаки (42−47%). Количество технико-тактических действий, совершенных голкиперами, зависит от итогов матча: в играх, закончившихся поражением команды, вратари в 1,32,2 раза чаще вступают в игру по сравнению с победными матчами (р < 0,050,001). В эволюционном аспекте развития игры за последние 30 лет обнаружена тенденция к сокращению общего за матч количества технико-тактических действий, что, по-видимому, отражает современное состояние тактики футбола. Если в конце 70-х годов голкиперы 15−16 лет совершали в среднем 73 различных приема за матч, а в середине 90-х годов — 55, то на сегодняшний день этот показатель снизился до 39.

2. Результаты анкетного опроса специалистов футбола о значении антиципации в процессе всестороннего обучения юных спортсменов в ДЮСШ подтвердили гипотезу о важной роли предвидения как одном из элементов игры и о степени необходимости обладания этим качеством футболистами всех амплуа, в первую очередь — вратарями. Установленное отсутствие единого мнения по вопросам методики тренировки юных спортсменов в аспекте целенаправленного совершенствования антиципации отражает современное состояние существующей программно-нормативной базы.

3. По комплексу рассматриваемых показателей антиципирующих способностей юные вратари в каждой возрастной группе превосходят своих сверстников других игровых амплуа (в среднем на 13−15%). В рейтинговом плане далее за ними располагаются нападающие, полузащитники и защитники. С возрастом юных футболистов, независимо от игрового амплуа, показатели антиципации улучшаются.

Независимо от возраста юных вратарей показатели времени антиципирующей двигательной реакции и адекватности реагирования влияют на эффективность их технико-тактических действий при отражении 11-метрового удара (г = 0,3 8−0,64).

4. При относительно узком, в возрастном аспекте, диапазоне временной составляющей антиципирующей двигательной реакции наивысшие показатели эффективности отражения ударов, адекватности реагирования и выбора приоритетов по направлению предстоящего полета мяча достоверно улучшаются, начиная с 11 лет, с относительной стабилизацией после 14 лет.

5. Экспериментальная проверка границ сенситивных периодов в развитии антиципирующих способностей юных вратарей в футболе позволяет выделить как наиболее благоприятный в рассматриваемом аспекте возрастной отрезок от 12 до 14 лет. Наименее сенситивным периодом является возраст от 9 до 11 лет.

6. Разработанная методика контроля и совершенствования антиципирующих способностей юных вратарей в футболе, основанная на применении специального тренажерного устройства, позволяет дифференцировать целенаправленное воздействие на развитие антиципации.

В течение одного учебного года, независимо от возраста спортсменов, предлагаемая методика способствует повышению уровня адекватности реагирования в диапазоне 3−22%, что приводит к улучшению эффективности отражения ими 11-метровых штрафных ударов на 3−9%.

Методика тренировки юных вратарей с применением тренажерного устройства для контроля и развития антиципирующих способностей не нарушает структуру их многолетней подготовки, поскольку занимает, в среднем, не более 9% общего объема времени практических занятий игроков данного амплуа.

Получило подтверждение положение действующих учебных программ для детско-юношеских спортивных школ о целесообразности начала спортивной специализации по игровому амплуа с 11 лет.

Для повышения эффективности технико-тактической подготовки футболистов тренерам детско-юношеских спортивных школ необходимо учитывать следующее:

1. Включить в тренировочный процесс вратарей, начиная с 11-летнего возраста, работу на тренажере «Устройство для оценки и тренировки антиципации вратарей в футболе и хоккее». Такие занятия должны проходить два раза в неделю. Работу следует проводить после общей разминки в течение 30−35 минут, фиксируя время предугадывания и адекватность высказываемых предположений о направлении полета мяча (по предложенной нами методике) в 2−3 сериях ударов по воротам. Каждая серия должна состоять из 810 ударов (с 11-метровой отметки, линии штрафной площади и т. д.), по окончании которой вратарям необходимо предоставлять отдых в течение 5−6 минут для снятия наступающего утомления.

В целях избежания «привыкания» вратарей к манере бьющего по воротам футболиста каждую новую серию ударов должен производить другой игрок. Помимо этого в процесс совершенствования антиципирующих способностей 12−13-летних голкиперов необходимо включить и видоизмененные варианты нанесения ударов по воротам (под углом к воротам, из-за штрафной площади с учетом установленной «стенки» и т. п.).

Технология совершенствования антиципирующих способностей вратарей 11−16 лет в футболе путем внедрения в учебно-тренировочный процесс методики работы на тренажерном устройстве для развития антиципации включает:

1) общую и специальную разминку;

2) теоретические занятия, включающие использование видеоматериалов с участием профессиональных футболистов;

3) установку и подготовку тренажера к работе;

4) выполнение серий ударов по воротам;

5) смену мест вратарями;

6) экспресс-анализ с вратарями итогов занятия;

7) анализ с тренером динамики совершенствования антиципирующих способностей вратарей;

8) анализ теоретических занятий с вратарями, использовавшими в лабораторных условиях по заданию тренера видеозаписи собственных испытаний на тренажере.

2. Контроль за уровнем антиципирующих способностей вратарей должен осуществляться на каждом занятии путем регистрации в специальном протоколе показателей времени реагирования, адекватности предсказаний и результатов нанесенных по воротам ударов.

3. Контроль за эффективностью работы вратарей на тренажере производить каждые 3 месяца путем проведения контрольных тестов.

4. Добиваться достижения вратарями показателей среднего времени антиципирующей двигательной реакции в пределах 0,220−0,260 мс (для всех возрастных групп).

5. Считать эффективной работу голкиперов при условии повышения к моменту окончания тренировок на тренажерном устройстве адекватности высказываемых предположений о направлении предстоящего удара для вратарей 11 лет в пределах 3−5%, 12−13 лет — 18−23% и 14−16 лет-4−10% по отношению к исходным данным в начале учебного года.

6. Одним из основных критериев повышения антиципирующих способностей юных вратарей, применяющих в учебно-тренировочном процессе работу на тренажере, является эффективность действий голкиперов при отражении ими ударов с 11-метровой отметки. Рост этого показателя у футболистов за год тренировок по авторской методике должен составлять 2−5% у 11- и 14−16-летних вратарей и 7−9% у 12−13-летних голкиперов.

7. Рекомендовать производящим удары игрокам посылать мяч в ворота внутренней стороной стопы, а не «подъемом» с целью предотвращения зацепа носком бутсы углубленного в газон полусферического основания, на котором располагается мяч, что может привести к выходу из строя тренажерного устройства.

8. Не менее 15−20 минут в каждом тренировочном занятии юных вратарей необходимо уделять совершенствованию технических приемов, связанных с организацией атаки, а именно:

1) удару по мячу ногой от ворот на точность и дальность;

2) удару по мячу ногой с руки на точность;

3) вбрасыванию мяча рукой на дальность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью настоящего исследования явилось изучение антиципирующих способностей юных вратарей в футболе и определение тех возрастных границ, внутри которых процесс формирования этого качества происходит наиболее эффективно.

Анализ специальной литературы, посвященной вопросам предвидения, предвосхищения, предсказания, позволил сделать вывод о том, что диапазон антиципации в деятельности спортсмена весьма широк. На ее основе в одних случаях спортсмен определяет величину пространственно-временного упреждения движущейся мишени, чтобы выстрел достиг цели, в других — изыскивает возможности для предвидения отдельных действий противника при составлении тактического плана и его реализации в ходе поединка. И хотя уровень развития этого психофизиологического качества спортсмена оказывает большое, порой решающее значение на исход поединка, количество научных работ, посвященных изучению этой проблемы, крайне незначительно. В частности, особенности эффектов антиципации, проявляющиеся в действиях вратаря футбольной команды, исследовали лишь Е. Н. Сурков и Ю. С. Якобсон, но, во-первых, их работы проводились более 20 лет назад, а во-вторых, в возрастном аспекте эта проблема рассматривалась лишь на примере спортсменов 14−15 лет, не затрагивая более широкий диапазон.

С этих же позиций представляется актуальным осуществленный нами анализ соревновательной деятельности юных вратарей 9−16 лет и сравнение полученных результатов с данными аналогичных исследований 25−10-летней давности, проведенных к тому же лишь среди 15−16-летних голкиперов. В итоге установлено, что сегодня, как и ранее, во всех возрастных группах превалирующим элементом игры футбольного вратаря остается такой компонент, как организация атакиследующим показателем в этом рейтинге является игра на выходах и заключительным — игра в воротах. Количество приемов, совершаемых юными вратарями в проигранных командой матчах, в среднем в 1,8 раза больше, чем в победных играх. С 73 (по данным исследований конца 70-х годов) до 39 приемов (по результатам авторского эксперимента) сократился общий объем технико-тактических действий, выполняемых 15−16-летними голкиперами в соревновательной деятельности. У вратарей 9−14 лет этот показатель находится в пределах 29−34 приемов за игру.

Не претерпели существенных изменений и показатели эффективности технико-тактических действий юных вратарей в соревновательной деятельности. Наиболее успешно голкиперы всех возрастов действуют в ситуации «игра в воротах» — диапазон эффективности совершаемых ими приемов составляет 61,2−78,1%, показатели успешности выполнения ТТД в категориях «игра на выходах» и «организация атаки» равны 56,4−68,5% и 58,3−68,3% соответственно. По данным А. И. Шамардина (1979) для 15−16-летних голкиперов эти цифры составляли 83,3- 69,3 и 69,7% соответственно.

Снижение числа технико-тактических действий, совершаемых юными вратарями в игровых условиях (при сохранившейся структуре и эффективности выполняемых приемов), привело к возрастанию роли голкипера в исходе футбольного матча, что, в свою очередь, требует наличия у него высокого уровня антиципации.

Проведенное анкетирование показало, что все специалисты футбола и тренеры ДЮСШ признают необходимость формирования у юных игроков чувства антиципации, причем у вратарей в первую очередь, однако в учебно-тренировочном процессе футболистов оно практически обойдено вниманием. В качестве тренажеров для полевых игроков детские тренеры используют, в лучшем случае, стойки для обводки и деревянные щиты для ударов на точность. Тренировочный процесс голкиперов не предусматривает использования какого-либо дополнительного оборудования.

В связи с этим нами был проведен эксперимент по включению в учебно-тренировочный процесс вратарей 9−16 лет работы на тренажере, позволяющем оценивать и тренировать умение голкипера предвидеть действия бьющего по его воротам игрока. В результате установлено, что в начальный период испытания диапазон антиципирующих возможностей юных вратарей был весьма широк, причем иногда (особенно у самых младших голкиперов) его уровень был ниже аналогичных данных полевых игроков. Однако регулярность применения тренажерного устройства в тренировочном процессе вратарей дала положительный эффект в развитии этого качества. Наиболее весомые результаты обнаружились у спортсменов 12 и 13 лет: к моменту завершения эксперимента голкиперы этих возрастных групп отражали почти каждый третий пенальти, пробитый в их ворота (в других группах этот показатель колебался от 22,7 до 25,7%), хотя в начальный период исследования они не отличались от своих более младших и старших коллег в этом компоненте вратарского искусства. Максимальный эффект был достигнут вратарями 12 и 13 лет и в таком показателе, как адекватность высказываемых предположений о направлении предстоящего удара: в трех из четырех нанесенных по воротам ударов голкиперы этих возрастов в период завершения эксперимента реагировали в соответствии с траекторией полета мяча. По мере приближения величин времени предугадывания во всех возрастных группах к среднеоптимальным (0,250 с) повышался уровень адекватного реагирования вратарей и всех других экспериментальных групп (что, в свою очередь, приводило к повышению эффективности их игры), но значимость методики наиболее ярко проявилась на возрастном отрезке от 12 до 14 лет. Это является доказательством того, что данный возраст можно считать наиболее благоприятным для воспитания у юных вратарей чувства предвидения, и тренерам ДЮСШ необходимо в этот период уделять особое внимание процессу формирования у игроков антиципирующих способностей.

Результаты корреляционного анализа основных элементов антиципирующей двигательной реакции юных футболистов свидетельствуют, что в зависимости от амплуа спортсмена во всех возрастных группах существуют статистически значимые связи между временем реагирования и адекватностью принятых решений о направлении предстоящего удара, но если подобное утверждение верно для вратарей всех возрастов, то среди полевых игроков оно действительно лишь для 11−16-летних полузащитников и всех нападающих.

Вратари 9−10 и 13−14 лет совместно с 9−12-летними защитниками и 1116-летними игроками середины поля и атаки занимают ведущие позиции и при сопоставлении выдвигаемых гипотез о предполагаемом и истинном направлениях полета мяча.

В целом же структура корреляционных связей рассматриваемых показателей антиципирующей двигательной реакции доказывает, что эффективность учебно-тренировочного процесса юных футболистов и, в первую очередь, вратарей напрямую зависит от степени развития у спортсменов чувства предугадывания возникающих игровых ситуаций.

Вследствие крайней фрагментарности освещения явлений антиципации в специальной литературе вопросы предвидения, предвосхищения, предсказания в спорте и, в частности, в футболе представляют собой актуальную проблему. Наиболее перспективными направлениями в этой области, требующими, по нашему мнению, дальнейших научных изысканий, являются:

1. Изучение антиципирующей реакции вратарей, проявляющейся при отражении ими ударов, наносимых бьющим игроком, находящимся под углом к воротам.

2. Особенности проявления антиципирующих способностей вратарей при отражении ими ударов с 11-метровой отметки, наносимых «левоногими» игроками.

3. Специфика проявления антиципирующей реакции вратарей при отражении ими штрафных ударов с учетом выстроенной обороняющимися «стенки» .

4. Сравнительный анализ антиципирующих способностей юных вратарей одного и того же возраста в зависимости от антропометрических данных голкиперов.

5. Изучение влияния применения в тренировочном процессе высококвалифицированных вратарей предлагаемого тренажерного устройства на уровень эффективности их технико-тактических действий.

6. Определение возможностей использования данного тренажера в хоккее.

Решение этих и других вопросов, связанных с рассматриваемой проблемой, будет способствовать дальнейшему повышению эффективности учебно-тренировочного процесса юных вратарей на всех этапах многолетней подготовки футболистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.К., Горская Г. Б. Психофизиологическое обоснование поведения человека: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. Е. К. Аганянц. Краснодар: Экоинвест, 2003. — 114 с.
  2. Р.А. Исследование методов отбора перспективных юных футболистов: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1977. — 29 с.
  3. И., Джанузаков К. Индивидуальная подготовка — проблема № 1 //Футбол-хоккей. 1984.-№ 32.-С. 12−13.
  4. М.Е., Шилов О. С. Методика оценки соревновательной деятельности в спортивных играх //Теория и практика физической культуры. -1980.-№ 9.-С. 19−20.
  5. С.Н. Организационные проблемы подготовки спортивных резервов по футболу: Автореф.дис.канд.пед.наук. Омск, 1988. — 19 с.
  6. С.Н. Футбол твоя игра. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
  7. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.-С. 41.
  8. Ю.М., Годик М. А. Подготовка футболистов высших разрядов: Учебное пособие для слушателей ВШТ. -М., 1980. 128 с.
  9. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  10. В.И., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Прогнозирование в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1986. — 192 с.
  11. А.К. Построение межигровых циклов соревновательного периода в подготовке квалифицированных футболистов: Метод, разработка для слушателей ВШТ и студентов ГЦОЛИФКа. М., 1992. — 32 с.
  12. B.C. Новое в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. 1995. — № 8. — С. 40−41.
  13. А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 188 с.
  14. В.Ф. Возрастная динамика скоростных качеств и технико-тактического мастерства в связи с совершенствованием системы отбора юных футболистов: Автореф.дис.канд.пед.наук. Киев, 1986. — 21 с.
  15. М.С. Отбор в спортивных играх. М.: Физкультура и спорт, 1980.-126 с.
  16. Ф. Тренировка вратаря //Спорт за рубежом. — 1988. — № 19. — С. 10−13.
  17. В.А. Техника вратаря //Футбол: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. М. С. Полишкиса, В. А. Выжгина. М.: Физкультура, образование, наука, 1999. — С. 45−51.
  18. Г. М. Структура соревновательной деятельности как основа комплексного контроля и планирования подготовки футболистов высокой квалификации: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1984. — 24 с.
  19. М.А., Черепанов Р. З. Можно ли измерить класс? //Футбол-хоккей. 1984.-№ 24. — С. 10−11.
  20. М.А., Шамардин А. И., Халиль Н. Командные, групповые и индивидуальные упражнения и их соотношение в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. 1995. — № 7. — С. 49−51.
  21. С. Тренировка вратаря. М.: Пески, 1996. — 202 с.
  22. С.В., Чирва Б. Г. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства: Монография. М.: СпортАкадем-Пресс, 2000. — 80 с.
  23. С., Шинкаренко И. Футбол: Тренировка специальной работоспособности футболистов. М., 1994. — 88 с.
  24. А.П., Лейбовский А. Ю., Иваш Ю. Г., Золотарев А. П., Ромашин Г. Н. Устройство для оценки и тренировки антиципации вратарей в футболе и хоккее //Патент на полезную модель № 33 322. 20.10.2003. — Бюл. № 29.
  25. Р.Ф., Львов А. Л. Команда начинается с вратаря. М.: Советская Россия, 1986. — 239 с.
  26. С.В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия: Учебное пособие для студентов и преподавателей по биомеханике и педагогической кинезиологии. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2003. — 178 с.
  27. Д.Д., Дмитриев С. В. Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека //Теория и практика физической культуры. 1999. — № 9. — С. 2−6.
  28. Л.Ф. Запоминание слаломной трассы //Вопросы философии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1955. — С. 154−205.
  29. Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-педагогической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 264 с.
  30. Ш. Н. Предугадывание действий противника — важный раздел игрового бокса//Бокс: Ежегодник. 1971. — С. 64−66.
  31. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. — С. 28−30.
  32. А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе. — Краснодар, 1996. 76 с.
  33. А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: Дис.докт.пед.наук. Краснодар, 1997. — 444 с.
  34. А.П. Техническая подготовка юных футболистов на основе учета основных компонентов соревновательной деятельности //Физическая культура: Научно-методический журнал. — 1997. — № 4. — С. 4143.
  35. А.П. Перспективы развития структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе //Теория и практикафутбола: Научно-методическое квартальное обозрение по теории и практике футбола. 2000. — № 2(6). — С. 5−8.
  36. А.П. Нормирование специализированное&trade- и координационной сложности тренировочных нагрузок юных футболистов//Теория и практика физической культуры. 2004. — № 8. — С. 60−61.
  37. А.П., Ивасев В. З. Инновационные направления в технико-тактической подготовке юных футболистов: Методические рекомендации. Краснодар, 2000. — 27 с.
  38. А.П., Шамардин А. И. Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений: Методическое пособие. Волгоград: ВГИФК, 1991.-32 с.
  39. А.П., Шамардин А. И. Структура основных компонентов соревновательной деятельности юных футболистов: Учебно-методическое пособие. Волгоград: ВГИФК, 1993.-33 с.
  40. Г. С. Исследование физической, технической подготовленности и их совершенствование у футболистов: Автореф.дис.канд.пед.наук. -Л., 1974.-21 с.
  41. В., Цирик Б. Подготовка вратаря //Спортивные игры. -1983.-№ 11.-С. 16−17.
  42. В.З. Технико-тактическая подготовка юных футболистов с учетом разносторонности соревновательных действий: Дис.канд.пед.наук. -Краснодар, 2001. 126 с.
  43. А.В. Волейбол: Учебник для педагогических институтов по специальности 2114 «Физическое воспитание». — Минск: Выш. школа, 1985.-211 с.
  44. Т.Т. Сопряженная физическая и технико-тактическая подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования: Авто-реф.дис.канд.пед.наук. — М., 1993. 24 с.
  45. Г. Д. Графический анализ игры //Спортивные игры. — 1974. — № 3. С. 6−7.
  46. Г. Д. Тактика футбола. — М.: Физкультура и спорт, 1986. —126 с.
  47. В., Тышлер Д. Тренировка фехтовальщиков. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 182 с.
  48. Килли Ж.-К. На лыжах вместе с Килли (пер. с франц.). М.: Физкультура и спорт, 1972. — 126 с.
  49. А.А. Методы исследования и контроля выносливости футболистов: Метод, разработка для слушателей ВШТ и студентов ГЦО-ЛИФКа-М., 1992.-32 с.
  50. В.Н. Выбор нового пути //Футбол: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1996. — № 38 — С. 8−11.
  51. И., Концач Г. Психологические и психомоторные компоненты технико-тактических способностей футболистов //Информационно-методические материалы по спорту высших достижений. — М., 1980. — Вып. 2. -№ 8. -С. 42−68.
  52. Н.В. Психология шахматного творчества. — М.: Физкультура и спорт, 1981.- 183 с.
  53. Г. С. Структура и содержание тренировочных нагрузок у футболистов различного возраста и квалификации: Монография. — Омск, СибГАФК, 2000. 84 с.
  54. Лейбовский А. Ю. Особенности показателей антиципирующей двигательной реакции юных футболистов в зависимости от игрового амплуа
  55. Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ. Т.6. — Краснодар, 2003. — С. 127−130.
  56. Н.М. Состояние и тенденции развития современного футбола //Футбол: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1981. — С. 21−22.
  57. Н. Главные доминанты футбола. Уроки чемпионата мира в Испании //Советский спорт. — 1982, 7 августа. — С. 3.
  58. Н.М. Формирование модельных характеристик соревновательной деятельности футболистов на основе анализа игр чемпионатов мира и первенства СССР: Автореф.дис.канд.пед.наук в форме научного доклада.-Л., 1989.-21 с.
  59. Н., Шамардин В. Несоответствие игры и тренировки //Футбол-хоккей. 1978. — № 13. — С. 12.
  60. В.Г. Управление физической подготовленностью юных футболистов на основе модельных характеристик: Автореф.дис.канд.пед. наук. — М., 1982.-23 с.
  61. С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1981. 192 с.
  62. А.С. Исследование эффективности распознавания и применения обманных действий у боксеров: Дис.канд.пед.наук. — Л., 1978. -163 с.
  63. Н.А., Медведев А. С., Смирнов В. Е. Математический анализ функциональных резервов спортсменов методами корреляции и регрессии.-М., 1993.-22 с.
  64. Т.М. Основы теории вероятностей и математической статистики: Учебное пособие для ВУЗов физической культуры. Краснодар, 2003.- 138 с.
  65. Г. П. Футбол. М.: Астрель: ACT, 2000. — 160 с.
  66. А.Д. Выбор фехтовальщиками тактических решений в вероятностных ситуациях //Теория и практика физической культуры. — 1977. — № 1.-С. 26−28.
  67. А.В. Основы психологии: Учебник для ВУЗов. — М.: Екатеринбург: Акад. Проект: Делов.кн., 2003. 352 с.
  68. С.М. Эффективность и качество — основа успеха //Футбол: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 28−29.
  69. М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 280 с.
  70. Н.А. Специальная подготовка футболистов 15−16 лет с учетом координационной сложности нагрузок: Автореф.дис.канд.пед. наук.-М., 1998.-21 с.
  71. Д.В. Оптимизация планирования специализированных упражнений в учебно-тренировочном процессе высококвалифицированных футболистов: Автореф.дис.канд.пед. наук. Волгоград, 1998. — 22 с.
  72. И.И. Цель «кабан». — М.: Изд-во ДОСААФ, 1974. — С.14.
  73. И.Н. Специальная физическая подготовка футболистов различных игровых амплуа на этапе спортивного совершенствования: Авто-реф.дис.канд.пед.наук. Волгоград, 2000. — 21 с.
  74. Основы математической статистики: Учебное пособие для институтов физической культуры /Под общей ред. В. С. Иванова. — М.: Физкультура и спорт, 1990.- 175 с.
  75. П.В. Прогнозирование способностей футболиста. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 96 с.
  76. В.А. Педагогические средства восстановления в футболе: Методические указания. Смоленск: СГИФК, 1995. — 23 с.
  77. А., Ярошевский М. История психологии. М., 1994.
  78. А.В. Методика формирования индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1990.-22 с.
  79. В.Н., Сахновский К. П. Подготовка юного спортсмена. — Киев: Радянска школа, 1988. 288 с.
  80. . Новая школа в футбольной тренировке. М.: Терра-спорт, 2002.-240 с.
  81. С., Ульянов В. Что увидели тренеры? //Спортивные игры.- 1982.-№ 10.-С. 8−11.
  82. М.С. Технико-тактическая подготовка квалифицированных футболистов: Учебное пособие для слушателей ВШТ. М., 1989. — 88 с.
  83. М.С. Тактическая подготовка //Футбол: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. М. С. Полишкиса, В. А. Выжгина. -М.: Физкультура, образование, наука, 1999.-С. 149−162.
  84. АЛ. Спортивная психология: Учебное пособие. — 2-е изд. -М.: Флинта: МПСИ, 1999. 152 с.
  85. Попов A. JL, Мельников В. М. Психология спорта: Учебное пособие.-М.: РГАФК, 1997.- 137 с.
  86. А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте: Учебное пособие. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 48 с.
  87. А.Ц. Проблемы личности в психологии спорта: Лекция. М., 1980.-28 с.
  88. Е.А. Алгоритмы футбола //Футбол: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1980. — С. 19−26.
  89. В. Азбуку изучают по букварю, а азы футбола?. //Футбол-хоккей. 1984. — № 2. — С. 28−29.
  90. В. Альтернативы нет //Футбол: Еженедельник. — № 36. -М.: Московская правда, 1994. С. 6−7.
  91. B.JI. Техническая подготовка юных футболистов: Методические рекомендации. -М., 1994. 18 с.
  92. А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 112 с.
  93. А.В. Психофизическая тренировка. М.: ТОО «Дар», 1995.-64 с.
  94. В.А. Индивидуализация сопряженного физического и психического развития школьников в процессе физического воспитания: Ав-тореф.дис. .докт.пед.наук. М.: ВНИИФК, 2003. — 50 с.
  95. A.M., Джус О. Н., Догадин М. Е. Книга тренера по футболу. Киев: Здоров’я, 1988. — 254 с.
  96. Г. Н. Эффективность индивидуальных технико-тактических действий волейболистов в защите: Дис. канд.пед.наук. — М., 1984.- 186 с.
  97. С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 1999.-720 с.
  98. Д.В. Методика отбора и ранней игровой ориентации у юных футболистов с учетом их индивидуальных особенностей: Авто-реф.дис.канд.пед.наук. -М., 2001. -22 с.
  99. Г. А. Экспериментальное обоснование некоторых путей повышения надежности выполнения технико-тактических действий футболистами высокой квалификации: Автореф.дис.канд.пед. наук. — М., 1978.-28 с.
  100. С.А., Ким М.С. О новом подходе к исследованию и оценке соревновательной деятельности футболистов //Футбол: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1985. — С. 45−48.
  101. P.P. Технико-тактическая подготовка квалифицированных футболистов: Методическая разработка. М., 1989. — 38 с.
  102. O.K. Соотношение коллективных технико-тактических действий в тренировочных занятиях и условиях соревновательной деятельности футболистов высокой квалификации: Автореф.дис.канд.пед.наук. — Ташкент, 1995. 23 с.
  103. С.К., Селуянов В. Н. Физическая подготовка футболистов: Метод, разработка для студентов, слушателей ВШТ и ФПК Академии. -М., 1993.-40 с.
  104. К.П. Подготовка спортивного резерва. Киев: Здо-ров'я, 1990.- 146 с.
  105. Ю. Характеристика действий европейских команд //Футбол: Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 14−22.
  106. В.И. Стандартные положения в футболе. М.: Физкультура и спорт, 1973.-С. 128−129.
  107. Системы подготовки спортивного резерва /Под общей ред. В. Г. Никитушкина. М., 1994. — 312 с.
  108. Е.В. Комплексный контроль и методы совершенствования специальной подготовленности высококвалифицированных футболистов: Автореф.дис.канд.пед.наук. Малаховка, 1980. -22 с.
  109. Е.В. Технико-тактические показатели футболистов в финальной стадии турнира XVI Всесоюзной спартакиады школьников //Футбол: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 25−28.
  110. А.А. Техническая подготовка юных футболистов с использованием средств вестибулярной тренировки //Многолетняя подготовка спортивных резервов: Сборник научных статей. Алма-Ата, 1990. — С. 21.
  111. Г. А. Теоретические основы начального отбора юных футболистов: Метод, разработка для слушателей ВШТ и студентов ГЦО-ЛИФКа.-М., 1988.-36 с.
  112. Д.В. Педагогические и физиологические аспекты отбора и тренировки футболистов: Автореф.дис.канд.пед.наук. — СПб, 1998. 19 с.
  113. В.В. Тренировка вратаря в футболе. Киев: Здоров’я, 1986.- 123 с.
  114. И.Н., Герасименко А. П. Физиология футбола: Учебное пособие. Волгоград, 1998. — 96 с.
  115. В.В. Техническая подготовка юных футболистов на основе учета структуры соревновательной деятельности: Дис.канд.пед.наук. -Краснодар, 1996. 157 с.
  116. Е.Н. О некоторых особенностях антиципирующих реакций вратаря в ситуациях с различной степенью неопределенности //Проблемы психологии спорта.-М., 1960.-Вып. 1. —С. 55−75.
  117. Е.Н. К вопросу об уровнях антиципации в структуре сен-сомоторных и интеллектуальных действий спортсмена //Вопросы психологической подготовки к соревнованиям в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1972.-С. 20−27 .
  118. Е.Н. Об иерархии в структуре психомоторных действий спортсменов //Сборник трудов IV Всемирного конгресса психологов спорта (3−9 октября 1977, г. Прага). Прага, 1977. — С. 724−725.
  119. Е.Н. Предсказание как специальная форма антиципирующих действий спортсменов//Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта. JL: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1978. — С. 78−80.
  120. Е.Н. Антиципация в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1982.- 144 с.
  121. Е.Н. Психомоторика спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1984.- 126 с.
  122. Е.Н., Мартынов А. С. К анализу системы признаков, позволяющих боксеру различать финты и удары //Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта. Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1977. — С. 118−119.
  123. Е.Н., Пуни А. Ц. Некоторые теоретические аспекты проблемы антиципации в психологии спорта //Теория и практика физической культуры. 1974. -№ 7. — С. 8−13.
  124. Е.Н., Якобсон Ю. С. Исследование временных характеристик локомоций и диапазона временно-пространственной антиципации вратаря футбольной команды //Вопросы психологии спорта. — JL, 1975. — С. 3541.
  125. Е.Н., Якобсон Ю. С. Пути обучения футбольных вратарей упреждающим действиям //Научные основы физического воспитания и спорта. Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1976. — С. 104−105.
  126. А.А. Начальное обучение игре в футбол детей 8−9 лет: Автореф.дис.канд.пед.наук.— Волгоград, 1972.— 21 с.
  127. А.А. Система подготовки футбольного резерва. Волгоград, 1981.-64 с.
  128. А.А. Модельные характеристики соревновательной деятельности футболистов 16−18 лет //Моделирование соревновательной деятельности с учетом резервных возможностей спортсменов. М., 1983. — С. 123−124.
  129. А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола. — Волгоград, 1997. — 237 с.
  130. А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: Дис.докт.пед.наук в виде научного доклада. Волгоград, 1997. — 78 с.
  131. А.А., Выжгин В. А. Комплекс задач //Футбол: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 45−47.
  132. А.А., Лаптев А. П. Разработка системы комплексного контроля за подготовкой юных футболистов //Подготовка юных футболистов. Волгоград: ВГИФК, 1978. — С. 12−18.
  133. А.А., Шамардин А. И. Вопросы отбора и комплектования спортивных юношеских команд по футболу //Сборник научных трудов. — Волгоград, 1985. 64 с.
  134. А.П. Исследование антиципации у волейболистов в конкретной игровой ситуации //Вопросы психологии спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1972.-С. 41−51.
  135. О.П. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта: Автореф.дис.докт.пед. наук.-М., 1989.-49 с.
  136. С.Ю. и др. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов: Учебное пособие. — Смоленск: ТОО Ин-форм. Комерч. агенство, 1997. — 116 с.
  137. В. Школа футбольного вратаря //Физическая культура в школе. 1993.-№ 4. -С. 52−56.
  138. В.В. Динамика восприятия и понимания противника и самих себя борцами в соревновательных условиях: Автореф.дис.канд.пед. наук.-Л., 1978.-19 с.
  139. Уроки Питера Шилтона //Футбол. 1997. — №№ 17−20.
  140. Д.А. и др. Физиология школьника. — М.: Педагогика, 1990.-64 с.
  141. Н.А., Филин В. П. На пути к спортивному мастерству. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 158 с.
  142. О.П. Некоторые особенности распознования специфических ситуаций боксерами различной квалификации //Познавательные процессы у спортсменов. Т. 1. — М.: Физкультура и спорт, 1973. — С. 24−27.
  143. Футбол: Учебная программа для спортивных школ. М., 1981. —118 с.
  144. Н.А. Психологическая подготовка боксера. — М.: Физкультура и спорт, 1968. 160 с.
  145. . Обучение базовой технике. — М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 170 с.
  146. Е.М., Шашурин И. В. Моделирование спортивной деятельности борца: Метод, разработка для студентов ГЦОЛИФКа. М., 1986. -26 с.
  147. А.И. Исследование игровой деятельности вратарей в футболе и экспериментальное обоснование методики их подготовки: Авто-реф.дис.канд.пед.наук. — М., 1979. 15 с.
  148. А.И. Разработка контрольных упражнений для вратарей различного возраста в футболе //Проблемы физического воспитания детей школьного возраста: Материалы научно-методической конференции. -Волгоград, 1994.-С. 66−70.
  149. А.И. Методика развития и совершенствования двигательных (физических) качеств юных футболистов: Учебное пособие. Волгоград, 1995.-48 с.
  150. А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов: Монография. Волгоград, 2000. — 276 с.
  151. А.И. Технология оптимизации функциональной подготовленности футболистов: Автореф.дис.докт.пед.наук. М., 2000. — 50 с.
  152. А.И., Солопов И. Н., Исмаилов А. И., Дубровский С. В., Герасименко А. П. Функциональная подготовленность футболистов и методы ее повышения: Учебно-методическое пособие. Волгоград: ВГАФК, 1999. -100 с.
  153. А.И., Солопов И. Н., Новокщенов И. Н., Герасименко А. П. Физическая подготовка футболистов различных игровых амплуа: Учебно-методическое пособие. Волгоград, 2000. — 68 с.
  154. В.Н. Медико-биологические основы спортивной тренировки футболистов. Днепропетровск: «Пороги», 1998. — 134 с.
  155. В.Н., Савченко В. Г. Футбол: Учебное пособие. Днепропетровск: «Пороги», 1997. — 238 с.
  156. Д.М. К проблеме модельных характеристик соревновательной деятельности юных футболистов //Тезисы XXV научной конференции студентов и молодых ученых ВУЗов Юга России (12 марта 1999 г.). — Краснодар, 1999. С. 39.
  157. М.М. Оценка технической подготовленности футболистов с учетом особенностей телосложения //Методы оценки технической подготовленности высококвалифицированных футболистов: Методические рекомендации. М.: ВНИИФК, 1983. — С. 4−8.
  158. М.М. Индивидуализация технико-тактической подготовки квалифицированных футболистов с учетом их морфофункциональных особенностей: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1984.— 24 с.
  159. М.М. Футбол: Комплектование команды на игру: Учебно-методическое пособие. — Краснодар, 1993. 30 с.
  160. М.М. Футбол: Структура соревновательной деятельности и критерии ее эффективности в футболе: Учебно-методическое пособие. Краснодар, 1993. — 28 с.
  161. М.М. Футбол: Структура и критерии эффективности индивидуальной соревновательной деятельности игроков различных амплуа: Учебно-методическое пособие. — Краснодар, 1994. 27 с.
  162. В.М. Содержание этапного контроля технической подготовленности юных футболистов: Автореф.дис.канд.пед. наук. — М., 1982.-23 с.
  163. К.А. Экспериментальное обоснование методики отбора детей и комплектования учебных групп для занятий футболом: Авто-реф.дис.канд.пед.наук. -М., 1979. — 22 с.
  164. Т. Свисток: Западногерманский футбол изнутри. — М.: Физкультура и спорт, 1988. 143 с.
  165. .Д. Введение в психологию развития. — М., 1994. —167 с.
  166. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Унив.кн.: ACT, 1998. —720 с.
  167. А.А. Пулевая спортивная стрельба. М.: Физкультура и спорт, 1973.-431 с.
  168. .П. Психическая нагрузка в спорте: Теоретические и практические аспекты: Монография. Великие Луки: ВЛГИФК, 2002. — 194 с.
  169. Banks S. Going down football in crisis-how the game went from boom to bust. Edinburgh. — Mainstream, 2002. — 208 p.
  170. Baner G. Soccer techniques, tactics and teamwork. New York. — Sterling Publishing, 1993. — 160 p.
  171. Beswick B. Focused for soccer. Leeds. Human kinetics, 2001.172 p.
  172. Bilek V., Pergel P. Objektivizance hodnoceni treninkoveno zatizeni v nekteryck sportovnich hroch //Trener. 1999. -№ 1. — S. 19−20.
  173. Bischops K. Junior soccer a manual for coaches. Oxford. Meyer and Meyer, 1999.- 164 p.
  174. Carr T. Youth soccer coaching a complete guide to building a successful team. London. — Ward lock, 1997. — 160 p.
  175. Drabik J. Uwarunkowania somatyzne wytrzymaiosci drisci i metod-ziezy //Wychow. Fiz. i sport. 1990. — № 2. — S. 25−35.
  176. Dreimal gute Ballfuhrung //Fussball-Jugend. Hamburg, 1990. — № 8. — S. 6.
  177. Duclos A. Alarm bells in France //World soccer. 1985. — № 10. -S. 20−21.
  178. Edwards P. Football fitness and skills. London. Hamlyn, 1997. —128 p.
  179. Eissmann H.-J. The Physician’s view of the appropriate training for young players //3-rd UEFA Youth Cinference. Venna, Austria. — February, 1992.-P. 47−60.
  180. Fuchs U., Reib M. Hohentraining: Trainer bibliothek, 27. Philippka-Verlag, 1990.- 127 s.
  181. Gerlisch G., Rutemoeller E. Torhveter training //Fussball-Training. — 1992.-№ 11.-S.3−7.
  182. Lammich G., Kadow H. Spiele fur das Fussball training //Sportverlag. -Berlin, 1984.- 198 s.
  183. Martin D., Karl K., Zehnertz K. Handbuch Trainingslehre. Schorn-dorf: Hoffmann, 1991.-353 s.
  184. H. О tym jak szybkose doskonali technike //Pilkanozna. — 1992.-№ 2.-S. 13.
  185. Science and Football //Proc. the 1-st World Congr. of Science a Football, Tierpool 13−17-th April 1987 /Ed. by T. Reilly et all. London, N.Y.: E. & F.N.Spon, 1988.-651 p.
  186. Soccer and Nutrition: Proc. of the International Scientific Consensus Conference Zurich, Februaru 1994 / Ed. by Dr. Michel D’Hooghe. Zurich: FIFA Sports Medical Committee, 1994. — 15 p.
  187. Stewart C. Winning Soccer Drills //Atletic Jornal. 1984. — № 10. -P. 24−26.
  188. Szilagi G. Structure and organization of Youth Football //3-rd UEFA Youth Conference. Viena, 1991. — P. 79−87.
  189. Talaga J. Charakterystyka tresci walki sportowe jwpwce nozney //Literature der Sportwissens Haft. 1984. — № 4. — S. 207.
  190. Thibert J. Vitesse arme absolue //France Football. 1989. — № 17.
  191. Trainingswissenschaft. Leistung. Training. Weltkampf. B. Barth, J. Berger, A. Bonde, D. Hampe, M. Hauptmann, D. Harre, H. Hirtz, A. Lenert, R. Mathesius u.a. Berlin: Sportvelag, 1994. — 556 s.
  192. Votik J. Diagnostika struktury hernich dovednost fotbalistu //Trener. -1986.-№ 6.-S. 7−19.
  193. Wazny Z. Ewolucja form zapisy i analizy obciazen treningowych //Sport Wyczynowy.- 1998.-№ 12/168. S. 3−16.
  194. Wein H. Developing youth soccer players. Leeds. Human kinetics, 2001.-216p.
  195. Wrzeszozynski P. Sprawnost ogolna i specjalna wpilke noznje: Wy-chowanie fizyczne i higiena Szkolna. 1992. — № 3. — S. 93−95.
  196. Wrzos J. Soccer the international training guide. New York. — Vantage press, 1991. — 413 p.
Заполнить форму текущей работой