Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование у студентов вуза физической культуры готовности к самообразованию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу исследования составили: а) системно-синергетический подход (А.Н. Аверьянов, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Г. Н. Сериков, Н. М. Таланчук, Э. Г. Юдин и др.) — б) личностно ориентированный подход (Н.А. Алексеев, В. А. Беликов, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, И. О. Котлярова, О. А. Сиротин, И. С. Якиманская и др.) — в) современные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы формирования у студентов готовности к самообразованию в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Диагностика готовности студентов академии физической культуры к самообразовательной деятельности
    • 1. 3. Комплекс педагогических условий формирования у студентов физкультурного вуза готовности к самообразованию
  • Выводы по теоретической части исследования
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ
    • 2. 1. Общая характеристика организации опытно-экспериментальной ра
    • 2. 2. Методика формирования у студентов-готовности к самообразовательной деятельности
    • 2. 3. Оценка, анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по экспериментальной части исследования

Формирование у студентов вуза физической культуры готовности к самообразованию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Которые могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений освоению новых сфер деятельности. В основе непрерывного самообразования лежит процесс самообучения, обеспечивающий не только овладение способами приобретения необходимых знаний, но и формирование самостоятельности как профессионально значимого качества личности (21, с.24)1. Поэтому одной из важнейших задач высшей школы становится формирование готовности будущих специалистов к самообразованию и проявлению творческой активности.

Специфика самообучения в педагогических исследованиях пока не раскрыта в должной степени. Отсутствует целостное представление о нем и недостаточно разработана «методика» обучения юношества самообразованию, имеется потребность в углублении теоретического анализа личностного и деятельно-стного аспектов и в разработке научно обоснованной модели формирования готовности студентов физкультурного вуза к самообразованию.

Из рекомендаций Министерства образования Российской Федерации, следует, что необходимо значительно увеличить самостоятельную работу студентовопределить формы и методы реорганизации учебного процесса с сокращением доли аудиторных занятийразработать инструктивные материалы.

1 В скобках дана сноска на первоисточник, подробное название которого указано в библиографии. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников, между цифрами ставится точка с запятой. для профессорско-преподавательского составаобратить внимание на результаты освоения методик преподавания, ориентированных на самостоятельную работу студентоворганизовать обмен опытом по совершенствованию самостоятельной работы студентов.

Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что проблема самообразования и подготовки студентов к самообразованию является актуальной и выдвигается учеными на передний план.

В теории педагогики определены и разделены друг от друга понятия самообразования, самообразовательной деятельности и самообразовательного процессаразрабатывались теории формирования у школьников готовности к самообразованию (Я.А. Айзенберг, И. Г. Барсуков, А. К. Громцева, К. М. Левитан, Б. Ф. Райский, Ю. А. Салмин, Г. Н. Сериков и др.). Особое внимание в этой характеристике личности уделяется составляющей «потребность» в осуществлении самообразования (В.Б. Бондаревский, А. К. Громцева, Б. Ф. Райский и др.). В историческом плане самообразование, самообразовательная деятельность развивались как понятия педагогики на основе содержания и объема понятия «самостоятельная работа» и сопоставления всех трех понятий между собой (В.К. Буряк, М. Г. Гарунов, В. Граф, И. И. Ильясов, И. О. Котлярова, О. А. Нильсон, И. А. Наумченко, П. И. Пидкасистый, Н. А. Половникова, Д. А. Ощанин, Ф. А. Сохин и др.). Выполнен ряд исследований по отдельным вопросам осуществления самообразования учащихся и оказания им при этом педагогической помощи (Д.Ф. Ильясов, М. М. Кольцова, Н. В. Косенко, А. А. Лошак, С. В. Паршина, В. А. Худяков и др.). Важной проблемой, решаемой в педагогике, стало создание концепции целенаправленной подготовки учащихся к самообразованию (Г.Н. Сериков). Однако сфера образования сегодня активно развивается и, следовательно, видоизменяется.

Практика показывает, что выпускники школ слабо готовы к овладению новыми знаниями, к повышению уровня образованности. Учащиеся заканчивают среднюю школу неподготовленными к самообразованию. Такие выводы подтверждаются результатами констатирующего эксперимента, проведенного среди поступающих в Уральскую государственную академию физической культуры и другие вузы Уральского региона. Результаты опроса показали, что лишь десятую часть из числа опрошенных можно отнести к достаточному уро-веню готовности к самообразованию. Учащиеся пытаются заниматься самообразованием, но самостоятельное обращение к нему часто бывает неудачным, не достает знаний о самообразовании, планировании и организации самообразовательной деятельности.

Низкий уровень готовности учащихся к самообразованию предполагает целенаправленную деятельность педагогов по подготовке студентов к самообразованию, оказанию педагогического содействия самообразованию. Практика показывает, что в спортивных вузах не в полной мере решаются задачи по целенаправленной подготовке студентов к самообразованию. Не все преподаватели оказывают педагогическое содействие самообразованию обучающихся. Тестирование профессорско-преподавательского состава Уральской государственной академии физической культуры подтвердило эти выводы и показало, что преподаватели не достаточно полно используют возможности подготовки к самообразованию студентов спортивного вуза.

Анализ психолого-педагогического опыта отечественных и зарубежных исследований показал, что проблема самообразования и готовности студентов к самообразованию выдвигается учеными на первый план, становится все более актуальной. За последние два десятилетия в педагогической теории разработаны различные аспектов самообразования.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Самообразование учащихся рассматривается в работах В. А. Беликова, В. И. Василовского (43), Н. Ф. Головановой (158), Н. Д. Ивановой (77), Б. Ф. Райского (153), М. Н. Скаткина (177), А. В. Усовой (184) и др.

Самообразованию студентов и целенаправленной подготовке студентов к самообразованию посвящены работы следующих авторов, А .Я. Айзенберг (4), Г. Н. Серикова (177), П. И. Пидкасистого (141), Н. Ф. Хмель и др.

Много исследований посвящено связи самообразования с самовоспитанием личности (В.Б. Бондаревский (35), А. Г. Ковалев и др.) — признакам самообразования и готовности обучающихся к этой деятельности (Н.Д. Иванова, А. К. Громцева (64), Н. А. Половникова (147), Г. Н. Сериков (170) и др.) — пропедевтике самообразования и стимулированию потребности учащихся в непрерывном образовании (И.Г. Берецков (28), Н. В. Демидчук (66), Т. И. Шамова (192), В. П. Шуман и др.).

Значительное внимание исследователей привлекают вопросы управления самообразованием и педагогического содействия самообразованию студентов JI.H. Баренбаум (25), Г. Н. Сериков (173) и др.- самообразования преподавателей И. Г. Барсуков, К. М. Левитан, Ю. А. Салмин (164) и др.- формирование готовности к самообразованию Т. Я. Яковец (201). В диссертационных исследованиях рассматриваются признаки направленности содержания самостоятельной работы студентов на становление их готовности к самообразованию Е. Ф. Федорова (187) — педагогические условия преодоления трудностей в самообразовании O.JI. Назарова (117), А. Я. Найн (118) — формирование мотивации самообразования старших подростков в процессе обучения (Н.Е. Седова) — проектирование учебно-самостоятельного материала С. В. Паршина (133) и учебно-самообразовательных программ Д. Ф. Ильясов (80).

А.Я. Арет в понятие самовоспитание включает саморазвитие и самообразование, указывая, что самообразование является одной из областей самовоспитания (16). Другой ученый В. И. Клейменов придерживается так же мнения, что умственное самовоспитание — это сознательная, планомерная работа подростка над собой, над овладением научными знаниями, умениями и навыками умственного труда, над развитием познавательных способностей, сил и интересов (86, с.11−12).

С этих позиций в нашем исследовании самообразование рассматривается как процессе самоуправления приобретением знаний, умений и навыков, в котором одновременно воспитываются и развиваются умственные силы и способы обучающегося. Этот процесс управляется самой личностью, что составляет основное отличие самообразования от образования А. К. Громцева (64). Самоуправление умственной деятельностью требует четких целей, устойчивых мотивов, развитой воли и высокого уровня самосознания. Это отмечают такие ученые как: А. Г. Асмолов, А. С. Батуев, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, О. М. Дьяченко, B.C. Мухина, В. И. Слободчиков, O.K. Тихомиров, В. Д. Шадриков, Б. Д. Эльконин, М. Г. Ярошевский.

На актуальность этой проблемы обращают внимание и зарубежные исследователи К. Гесслер, JI. Клинберг, K.JI. Клауер (Германия), Р. Симпсон, Бинко (203), Дэвис США (204), X. Шейн, У. Офалс, Л. Хаймовитц (Франция), К. Осуик, Г. Кей, Дж. Аннет, Л. Рейд, Г. Пасск (Англия), Л. Якокка (Япония) и др. Ведущей целью системы обучения, считают немецкие ученые, должна стать интенсивная подготовка молодежи к самообразовательной деятельности. В плане новых педагогических технологий, как пишет Р. Симпсон, делает акцент на индивидуализированные самообразовательные программы, опирающиеся на «тщательную диагностику потребностей проблем обучающихся» (212, с. 25).

Несмотря на постоянное внимание ученых к проблеме самообразования, в педагогике актуальна проблема подготовки к самообразованию студентов физкультурных вузов. В этих образовательных учреждениях есть свои особенности: около 15% студентов академии учатся по индивидуальному графику обучения, поскольку значительную часть времени находятся на тренировках и соревнованиях. Поэтому процесс подготовки студентов к самообразованию в условиях физкультурного вуза имеет свои особенности и отличия от процесса подготовки к самообразованию студентов других образовательных учреждений.

В педагогической литературе имеются многочисленные методические рекомендации и эвристические предписания по осуществлению отдельных аспектов самообразования: по работе с книгой, с картотеками, по организации умственного труда, по соблюдении гигиены умственного труда, по осуществлению самоконтроля, самооценки, самокоррекции образовательной деятельности (В.И. Андреев (10), В. К. Буряк (39), Р. С. Гарифьянов, А. К. Громцева (65), Н. К. Крупская (98), В. А. Кулько, А. С. Лында (110), А .Я. Найн (118), О. А. Нильсон (126), Б. Ф. Райский (154), 3. JL Раманаускас (156), Н. А. Рубакин (159), Л.И. Рувин-ский, А. В. Усова (184), В. А. Худяков, Т. Д. Цехмистрова, А. Н. Чирва (191) и ДР-).

Самообразование, как показало наше изыскание, включает в себя ряд признаков: а) отражает познавательные потребности умственного развития личности и, в первую очередь, потребности в саморазвитииб) характеризуется познавательной активностью и самостоятельностью личностив) связано с самоуправлением не только познавательной деятельности, но и всего образа жизни человека.

Таким образом, актуальность исследования определяется возникшим в теории и практике физкультурного образования противоречиями между: а) объективной потребностью общества в высоком уровне готовности выпускников спортивного вуза к решению сложных спортивно-педагогических задач и недостаточной готовностью к самообразованиюб) обозначившимся переходом к информационному обеспечению физ-культурно-спортивной деятельности и недостаточной разработанностью педагогических условий эффективной организации процесса самообразования студентов физкультурного вуза.

Обострившееся противоречие в теории и практике образования, а также теоретическая возможность их разрешения со стороны практики определили тему нашего исследования: «Формирование у студентов вуза физической культуры готовности к самообразованию».

Цель исследования — разработать и обосновать модель формирования готовности студентов к самообразованию.

Объект исследования — образовательный процесс в вузе физической культуры.

Предмет исследования — комплекс педагогических условий формирования у студентов вуза физической культуры готовности к самообразованию.

Гипотеза исследования. Формирование у студентов физкультурного вуза готовности к самообразованию будет обеспечиваться более эффективно, если выполнены следующие условия: а) направленность на самообразование во взаимосвязи педагога и обучающегося в образовательном процессеб) достигнуто единство личностной и профессиональной мотивации самообразовательной подготовки студентов в процессе обученияв) создана материально-пространственная среда для качественной подготовки специалистов физкультурно-спортивного профиля (материально-техническое обеспечениеразвивающая средамежличностные отношения).

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования.

1. Определить теоретические предпосылки к решению проблемы подготовки студентов к самообразованию в теории, методике и практике образования.

2. Охарактеризовать основные педагогические условия и модель формирования готовности студентов к самообразованию и апробировать их в физкультурных вузах.

3. Разработать методику формирования готовности к самообразовательной деятельности студентов вуза.

4. Обобщить результаты исследования и разработать методические рекомендации по проблеме формирования готовности к самообразованию студентов физкультурного вуза.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: а) системно-синергетический подход (А.Н. Аверьянов, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Г. Н. Сериков, Н. М. Таланчук, Э. Г. Юдин и др.) — б) личностно ориентированный подход (Н.А. Алексеев, В. А. Беликов, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, И. О. Котлярова, О. А. Сиротин, И. С. Якиманская и др.) — в) современные теории самообразования и концепции целенаправленной подготовки, обучающих к самообразованию (А.К. Громцева, Б. Ф. Райский, Г. Н. Сериков, В. Н. Туманов, И. К. Шалаев и др.) — г) теория непрерывного образования (Б.С. Гершунский, A.M. Новиков, В. Г. Онушкин и др.) — д) научно-теоретические подходы к осуществлению педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В. А. Беликов, А. Г. Гостев, В. И. Загвязинский, А. Я. Наин, A.M. Новиков и др.).

В работе мы опирались и на дидактические принципы по формированию учебного материала (И.Я. Лернер, М. Н. Скаткина и др.) — педагогическое обоснование индивидуализации обучения (А.А. Кирсанова, Г. И. Шамова, М. И. Махмутова, О. А. Сиротина и др.).

Организация и методы исследования. Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три неравномерных этапа в течение 1999 — 2003 гг. На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись различные методы исследования.

Первый этап (1999;2000 гг.) — теоретико-поисковый. На этом этапе изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая литература, диссертационные работы по теме исследования, отечественные и зарубежные источники. Проводилось изучение степени разработанности проблемы, осмысление понятийного аппарата. Определены рабочие формулировки темы, цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования. Изучение состояния проблемы в практике образования было осуществлено в ходе констатирующего эксперимента.

На данном этапе применялись следующие методы исследования: системный анализ нормативных документов и психолого-педагогической, дидактической, научно-методической литературы по исследуемой проблемепедагогическое наблюдение, анкетирование, тестированиеметоды синтеза, сравнения, обобщения, аналогиианализ продуктов образовательной деятельности.

Второй этап (2001;2002 гг.) — опытно-экспериментальный. Выявлены виды педагогического содействия самообразованию учащихся в условиях высшего физкультурного образовательного учреждения, охарактеризованы основные педагогические условия формирования готовности студентов к самообразованию.

Определены критерии оценки уровня готовности к самообразованию. Уточнены педагогические условия формирования готовности студентов к самообразованию. Проведен формирующий эксперимент с целью проверки рабочей гипотезы.

Использовались следующие методы исследования: педагогический эксперимент, собеседование, интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, метод экспертных оценок, анализ экспериментальных данных с помощью аппарата математической статистики.

Третий этап (2002;2003 гг.) — обобщающий. Проведен повторный формирующий эксперимент с целью подтверждения положений выдвинутых в гипотезе. Определялась практическая значимость исследованиявнедрялись результаты работы в практику высших физкультурных образовательных учрежденийразработаны методические рекомендации по формированию готовности к самообразованию студентов физкультурного вуза. Сформулированы основные выводы, полученные в ходе эксперимента. Оформление диссертационного исследования.

На данном этапе применялись следующие методы исследования: педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, метод экспертных оценок, статистические методы обработки экспериментальных данных, анализ и интерпретация результатов исследования.

Основной экспериментальной базой исследования была выбрана Уральская государственная академия физической культуры, дополнительной — факультеты физического воспитания Курганского государственного университета и Магнитогорского государственного университета.

Научная новизна исследования.

1. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного функционирования модели: взаимосвязь педагога и обучающегосяединство личностной и профессиональной мотивациисоздание материально-пространственной среды (материально-техническое обеспечениеразвивающая средамежличностные отношения).

2. Разработана и апробирована модель формирования у студентов физкультурного вуза готовности к самообразованию, базирующаяся на самообразовании студентов как результате педагогического содействияпрогнозируемом уровне готовности к самообразованиюпедагогических условиях формирования готовности студентов к самообразованию.

Теоретическая значимость исследования.

1. На основе существующих научных разработок в области самообразования студентов определены особенности образовательного пространства, которые могут служить ориентиром теоретического обоснования педагогического подхода к процессу подготовки студентов к самообразованию в условиях высшего физкультурного образовательного учреждения.

2. Предложенные педагогические условия дополняют существующие в педагогике свойства педагогического пространства в специфике физкультурного вуза.

Практическая значимость исследования.

1. Уточненные педагогические условия осуществления образовательного процесса характерные для высших физкультурных вузов, являются ориентиром для преподавателей в организации образовательного процесса, направленного на эффективную подготовку студентов к самообразованию.

2. Разработанные рекомендации по формированию готовности к самообразованию студентов физкультурного вуза позволяют использовать полученные результаты в практике высших физкультурных образовательных учреждений.

Положения, выносимые на защиту.

1. Разработанная модель формирования у студентов готовности к самообразованию, позволяет концентрировать познавательные организационные и регулятивные действия обучающихся, понимаемые, как способ приобретения новых знаний и социальной ориентации, и как качество интеллектуального развития.

2. Эффективными педагогическими условиями реализации модели являются следующие: а) направленность на самообразование во взаимосвязи педагога и обучающегося в образовательном процессеб) достигнуто единство личностной и профессиональной мотивации самообразовательной подготовки студентов в процессе обученияв) создана материально-пространственная среда для качественной подготовки специалистов физкультурно-спортивного профиля (материально-техническое обеспечениеразвивающая средамежличностные отношения).

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена адекватностью избранных теоретико-методологических основ и методов исследования поставленным целям и задачамвоспроизводимостью результатов, репрезентативностью выборки данныхсоблюдением требований к проведению констатирующего и формирующего экспериментовиспользованием в педагогике методов математической статистикиэкспериментальным подтверждением гипотезы исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на кафедре педагогики Уральской государственной академии физической культуры (2000;2003 гг.), апробировались выступлениями на ежегодных научно-практических внутривузовских конференциях в УралГАФК (2000;2003 гг.), на региональных научно-методических конференциях молодых ученых академии (2002 г), на заседаниях Школы педагога-исследователя Уральской государственной академии физической культуры (рук. проф. А .Я. Найн). Материалы исследования внедрялись публикациями статей в научных сборниках (Магнитогорского и Курганского государственных университетов 2001;2003 гг., Стерли-тамакском техникуме физической культуры 2002 г.).

По результатам исследования опубликовано 14 работ, в том числе методические рекомендации «Формирование готовности студентов физкультурного вуза к самообразовательной деятельности», внедрение которых в работу различных образовательных учреждений Уральского региона позволяет сделать вывод об их применимости и эффективности создания условий самообразовательной деятельности студентов.

Выводы по экспериментальной части исследования.

Обобщая изложенный материал главы, сделаем некоторые выводы. Известно, что самообразование является неотъемлемой частью целостной деятельности каждого человека в системе его непрерывного повышения квалификации. Это отмечается в работах многих авторов (35- 63- 118- 133- 173 и др.). В связи с этим дальнейшее углубление, расширение познания, процесса самообразования, его особенностей и закономерностей является одной из приоритетных проблем модернизации российского образования. Самообразование и познавательная деятельность личности неотделимы друг от друга. Изучая мотивы обучения студентов, развивая их познавательные потребности личности мы подготавливаем ее к эффективному самообразованию, и целенаправленному управлению собственной познавательной деятельности.

Сущность нашей опытно-экспериментальной работы заключалась в разработке и внедрении методики формирования у студентов физкультурного вуза готовности к самообразованию. Проведенный эксперимент показал основные пути и направления работы по формированию у студентов готовности к самообразовательной деятельности: а) создание соответствующих условий материально-пространственной среды для реализации эффективного самообразованияб) создание возможности максимальной самостоятельности и различной консультативной помощив) обучение студентов методам самоконтроля и самооценки, рациональным приемам и навыкам самообразованияг) ориентация студентов на непрерывное самообразованиед) формирование направленности на самообразовательную деятельность с самостоятельной коррекцией и регуляцией этого процесса.

Ведущей задачей исследования являлась апробация комплекса педагогических условий, направленных на поэтапное формирование у студентов готовности к самообразованию. Такими условиями являются: а) направленность на самообразование во взаимосвязи педагога и обучающегося в образовательном процессеб) достигнуто единство личностной и профессиональной мотивации самообразовательной подготовки студентов в процессе обученияв) создана материально-пространственная среда для качественной подготовки специалистов физкультурно-спортивного профиля (материально-техническое обеспечениеразвивающая средамежличностные отношения).

Опытно-экспериментальная работа показала, что реализация в конкретной практической деятельности комплекса выдвинутых условий повышает активность участников процесса учения, делает их субъектом собственного интеллектуального развития, непрерывного профессионально-физкультурного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключительном разделе диссертационного исследования покажем, как решены поставленные во введении задачи, какая фактология получена в процессе решения той или иной исследовательской процедуры.

Диссертационное исследование посвящено вопросу формирования у студентов физкультурного вуза готовности к самообразованию. Актуальность исследования обусловлена наличием противоречий между: а) объективной потребностью общества в высоком уровне готовности выпускников физкультурных вузов к решению сложных спортивно-педагогических задач и недостаточными умениями к постоянному самообразованиюб) обозначившимся переходом к информационному обществу, предполагающим серьезные изменения во всех сферах жизнедеятельности субъекта и недостаточной разработанностью педагогических условий эффективной организации процесса самообразования студентов физкультурного вуза.

Существующие социальная и личностная востребованность в самообразовании, реальное положение дел в теории и практике образования обусловили необходимость подготовки студентов физкультурного вуза к самообразованию в образовательном процессе. Осуществить это можно посредством формирования у студентов готовности к самообразованию.

1. Проведенный анализ педагогической теории привел нас к выводу о целесообразности рассматривать «готовность студентов к самообразованию» как аспект их образованности. В качестве обобщенных характеристик готовности студентов к самообразованию целесообразно использовать обобщенные характеристики образованности с соответствующими показателями: осведомленность (полнота, точность, объем, размерность), сознательность (логичность, целенаправленность, соотнесенность), действенность (активность) и умелость (результативность).

Изучение условий образовательного пространства физкультурного вуза привело нас к заключению, что сложившиеся условия существенно влияют на процесс подготовки студентов к самообразованию и их необходимо учитывать при подготовке студентов к самообразованию.

2. На основе личностно-ориентированного подхода выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены основные педагогические условия, способствующие эффективному формированию у студентов готовности к самообразованию, включающие такие аспекты: а) направленность на самообразование во взаимосвязи педагога и обучающегося в образовательном процессеб) достигнуто единство личностной и профессиональной мотивации самообразовательной подготовки студентов в процессе обученияв) создана материально-пространственная среда для качественной подготовки специалистов физкультурно-спортивного профиля (материально-техническое обеспечениеразвивающая средамежличностные отношения).

3. Комплексная реализация выделенных условий возможна только при функционировании определенной системы, в которой они выступают системообразующими факторами. Данная система представлена в диссертации в виде модели формирования у студентов физкультурного вуза готовности к самообразованию и выполняет прогностическую функцию.

Опираясь на выделенный комплекс педагогических условий, в исследовании разработана методика готовности студентов физкультурного вуза к самообразованию в определенных ее формах, методах и педагогических приемах. Методика содержит характеристику методов, средств и форм педагогического воздействия на студента в процессе поэтапной готовности студентов к самообразованию в системе выявленных педагогических условий.

Для проверки и оценки эффективности работы методики готовности студентов физкультурного вуза к самообразовательной деятельности использовались следующие количественные и качественные критерии: а) проявление интеллектуальной инициативыб) наличие личностной и профессиональной мотивациив) уровень развития творческих способностей и уменийг) проявление самостоятельности и способности к самоорганизации в учебно-познавательной деятельности.

Формирующий эксперимент показал, что процесс готовности студентов физкультурного вуза к самообразованию реализуется через последовательные уровни, которые корректируются для дальнейшего планирования своего самообразования.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование позволило обобщить и представить следующие результаты: а) основой процесса формирования готовности студентов к самообразованию является личностно-ориентированный подход, подчинение всего учебно-воспитательного процесса, рефлексивно-познавательным процессам и компонентам развития коммуникативно-профессиональной деятельностиб) формирование готовности студентов к самообразовательной деятельности физкультурного вуза необходимо рассматривать неотрывно от профессионального становления личностив) процесс формирования готовности студентов к самообразованию будет проходить более эффективно, если осуществлять его поэтапно, учитывая индивидуальные особенности развития личностиг) формирование у студентов физкультурного вуза готовности к самообразовательной деятельности необходимо рассматривать как главный составной элемент всей системы непрерывного образования.

4. В процессе диссертационного исследования решалась задача по разработке и апробации методических рекомендаций для преподавателей академии физической культуры в целях повышения эффективности процесса формирования у студентов готовности к самообразованию. Они были изданы и апробированы.

Проверка правильности выдвинутой гипотезы об эффективности формирования готовности к самообразованию студентов физкультурного вуза проведена методом проверки статистических гипотез по критерию Э. Пирсона -% 2' Рассчитанное значение -% 2 раСч. составило 18,8, что превышает критическое Л значение -% крит. равное 7,815. Данные наблюдения согласуются с выдвинутой гипотезой и правомерно сделан вывод об эффективности применения формирования у студентов физкультурного вуза готовности к самообразованию.

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутые положения гипотезы, которые показали значимость внедрения результатов исследования в практику образования. Цель исследования достигнута, задачи решены.

Проведенное исследование не исключает перспектив дальнейшей работы. Приоритетными направлениями могут явиться: а) оказание педагогического содействия самообразованию студентов на старших курсахб) определение критериев эффективности использования приемов стимулирования самообразовательной деятельности обучающихся академиив) изучение здоровьесберегающего аспекта при осуществлении педагогического содействия самообразованию студентов в условиях спортивного вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира: Методол. проблемы. -М.: Политиздат, 1985.-263 с.
  2. О.А. Формирование умений и навыков самостоятельной работы у студентов педвуза в процессе изучения педдисциплин: Сб. науч. тр. МГПИ им. Ленина. -М.: МГПИ, 1980. 155 с.
  3. Н.А. Развитие концепции самостоятельной работы Б.П.Есипова в системе современной дидактики / ИТО и МИО РАО М., 1995. -203 с.
  4. А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М.: Высш. шк., 1986. — 64 с.
  5. А.Я. Проблемы теории и практики самообразовательного чтения в России: (Вторая половина ХУШ-Х1Х вв.): Дис.. д-ра пед. наук. М., 1981.-450 с.
  6. В. Скоропись без секретов // Наука и жизнь. 1979. — № 12. -С. 106−107.
  7. Г. З., Рудовская А. В. Индивидуальные программы обучения в высшей школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 199 422 с.
  8. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах / АПН СССР, НИИ проф. тех. образования. — Л.: ВНИИ ПТО, 1991.-63 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  10. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. -237 с.
  11. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Метод, пособие-М.: Высш. шк., 1981.-240 с.
  12. И.П. Воспитание личности и особенности ее формирования в процессе занятий физической культурной и спортом. Метод, рекомендации / ГЦОЛИФК.-М., 1988.- 14 с.
  13. Р.А. К проблеме вездесущего сознания // Вопросы философии, 1995. № 3.- С.82−87.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  15. С.П. Педагогическое самообразование преподавателей теоретического обучения в системе их квалификации. Дис.канд. пед. наук.1. Л., 1981.-263 с.
  16. А.Я. Основные положения теории самовоспитания: Автореф. дис.. д-ра пед. наук/ ЛГПУ.-Л., 1964.-36 с.
  17. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  18. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432 с.
  19. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности // Новое в жизни, науке и технике. М.: Знание, 1981. — 76 с.
  20. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  21. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (К проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. — С. 23−27.
  22. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС., 1998.-232 с.
  23. В.В., Бурунова В. Т. Диагностируем знания первокурсников // Вестник высшей школы. 1983. — № 5. — С. 73−75.
  24. JI.H. Педагогическое содействие самообразованию студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении. Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 173 с.
  25. JI.H. Формирование у студентов на занятиях навыков самообразовательной работы //Проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся / УрлГАФК. Челябинск, 1997. — С. 25−27.
  26. М.С. Самообразование и его роль в формировании личности учителя в условиях вуза: Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 1972. — 182 с.
  27. И.Г. Пропедевтика самообразования в подготовке будущего учителя: Учеб. пособие к спецкурсу / ЧГПИ .- Челябинск, 1982. -108 с.
  28. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Изд-во ИПО М-ва образования России, 1995. 336 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  30. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социол. знания. М.: МВТУ, 1995. — 136 с.
  31. А.Е. Развитие познавательной самостоятельности студентов // Теоретические и прикладные основы управления перестройкой высшего педагогического образования. -М.: МГУ, 1990. 185 с.
  32. А.А. Личность и общение: Избранные тр. М.: Педагогика, 1983.-343 с.
  33. Большая медицинская энциклопедия / Под ред. Б. В. Петровского. М.: Сов. энцикл., 1977, — Т.7. — 548 с.
  34. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребностям к самообразованию: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1995. — 144 с.
  35. В.А., Бородин С. М. Учим читать: Уроки динамического чтения. JL: Лениздат, 1985. — 192 с.
  36. В.К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
  37. В.К. Формирование умений и навыков самообразования // Среднее специальное образование. 1986.-№ 3.-С. 37−40.
  38. А.И. Пути совершенствования познавательной деятельности у студентов физической культуры // Совершенствование системы подготовки специалистов физической культуры и спорта: Тез. докл. науч^практ. конф. -Калининград: КГУ, 1995. 11с.
  39. B.C. Теория и практика формирования потребности в физическом самовоспитании школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. — № 1. — С.2.
  40. ВазинаК.Я. Модульное обучение. -М.: Педагогика, 1991.- 127 с.
  41. В.И. Организация самообразования старшеклассников // Вопросы совершенствования учебно-воспитательной работы в общеобразовательной и профессиональной школе: Сб. науч. тр. Краснодар, 1990.- 131 с.
  42. Р.Ф. Формирование у старшеклассников ориентированных основ самореализации познания в процессе обучения// Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе. JL: ЛГПУ, 1989. — 126 с.
  43. С.И. Подготовка учащихся к самостоятельному решению учебных проблем // Сов. педагогика. 1983. — № 3. — С. 43−45.
  44. В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища шк., 1979. — 216 с.
  45. И.Г., Кильдишев Г. С. Основы математической статистики. -М.: Соцэкиз, 1963.-216 с.
  46. Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов: Сб. науч. тр. /Редкол.: И. Л. Баскакова и др.- МГПИ. -М., 1997.-104 с.
  47. Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов: Те-мат. Сб. науч. тр. /Под ред. Г. Н.Серикова- ЧГТИ. Челябинск, 1987. — 149 с.
  48. В.М. и др. Принципы модульного обучения / Гареев В. М., Куликов С. И., Дурко Е. М. // Вестник высшей школы. 1987. — № 8.- С.30−33.
  49. .С. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования // Сов. педагогика. 1987. — № 8. — С.57−62.
  50. Н.И. Педагогические основы управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Тбилиси, 1988.-51 с.
  51. К. Основные формы самообразования / МАН. Дюссельдорф, 1971.- 164 с.
  52. .С. Концерн: Кадровое обеспечение // Профессионал, 1991.-№ 3.-С. 32−36.
  53. И.А. Самовоспитание в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 18 с.
  54. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1995. — 257 с.
  55. Дж., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  56. Н.Ф. Особенности самообразования старшеклассников //Сов. педагогика. 1983. — № 5. — С.47−50.
  57. И. Воспитывать потребность в самообразовании //Библиотекарь. 1976. — № 4. — С.57—59.
  58. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 238 с.
  59. В. и др. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов: Учеб.- метод, пособие / Граф В. Ильясов И. И., Ляу-дис В.Я. М.: Изд-во МГУ, 1981.-80 с.
  60. А.К. Самообразование школьников // Сов. педагогика. -1987.-№ 3.-С. 46−48.
  61. А.К. Проблема самообразования учащихся на современном этапе развития советской школы: Дис.. д-ра пед. наук. JL, 1971. — 628 с (2 т.).
  62. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов М.: Просвещение, 1983.- 144 с.
  63. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию // Сов. педагогика. 1984. — № 1. — С. 46−60.
  64. М.Е., Железяко В. М., Жернов В. И. Вопросы активизации профессионально-познавательной деятельности студентов/ Метод, указания Челябинск, 1990.- 68 с.
  65. И.А. Самовоспитание личности. Филос.-этич. проблемы. -М.: Политиздат, 1987. 285 с.
  66. М.И., Кандыбович Л. А. Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1970. — 319 с.
  67. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.
  68. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.-239 с.
  69. Н.П. Методика самостоятельной работы. М.: Мысль, 1985.79 с.
  70. Жарова J1.B. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 1993. -117 с.
  71. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96. // Вестник образования. 1996. № 7. — С.3−57.
  72. Е.А. Самооценка в деятельности студентов / Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор информ. — М.: НИИВО, 1992.-Вып. 1.-52 с.
  73. Л.И., Греков Г. М. Система управления самостоятельной работой студентов на младших курсах // Проблемы высшей школы. — Киев: КГПИ, 1977.-Вып.31.-С. 37−44.
  74. Н.Д. Приобщение учащихся старших классов к работе по самообразованию. Алма-Ата: Мектеп, 1978. — 52 с.
  75. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  76. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1994. — 464 с.
  77. Д.Ф. Разработка индивидуальных учебно-самообразовательных программ: Метод, пособие / ЧИПКРО. Челябинск, 1996. -58 с.
  78. Д.Ф. Целевые программы повышения квалификации учителя в аспекте осуществления индивидуализации образования учащихся: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 1996. — 180 с.
  79. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.-200 с.
  80. История теоретической социологии. В 4 т. Т.З. — М.: МГПУ, 1998. -117 с.
  81. В.А. Самостоятельная работа на уроках // Специалист. -1995. -№ 11−12.-С. 24−25.
  82. В.И. Единство школы и семьи в умственном воспитании подростков // Работа школы с семьей. Рязань: РГУ, 1973. — С. 17−25.
  83. Л. Формы самообразования взрослых и постановка проблем дидактики. // Научный журнал. Педагогического ин-та им. К.Либкнехта. По-тдам, 1978. — № 4. — С. 595−602.
  84. Л.Н. Социология культуры. ЕкатеринбурпУГПУ, 1992.-146 с.
  85. В.А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение: Учеб. пособие. К.: Высш. шк., 1990. — 248 с.
  86. Концепция воспитания учащейся молодежи //Педагогика. 1992. -№№ 3−4.-С. 11−19.
  87. Г. Н., Розенберг Н. М. Обучающая программа с адаптацией по сложности // Сов. педагогика. 1969. — № 9. — С. 24−29.
  88. И.А. Активизация познавательных интересов студентов через ролевую игру // Специалист. 1995. — № 10. — С. 17−19.
  89. В.М. Современные проблемы профессионально-педагогической подготовки студентов институтов физической культуры по специализации // Теория и практика физической культуры. 1983. — № 10. — С. 42−45.
  90. Е.Т. Психолого-педагогические основы стимулирования учебно-познавательной деятельности // Среднее специальное образование. -1985.-№ 3.-С. 44−46.
  91. И.О., Сериков Г. Н. Системное представление об исследовании / ЧГТУ. Челябинск, 1996. — 81 с.
  92. А.И. Педагогическое исследование // Учеб. пособие для аспирантов, студентов-дипломников, учителей. Рязань: РГПИ, 1975 — 178 с.
  93. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. — 576 с.
  94. Н.К. Пед. соч. в 10 т.-М., Т. 5, 9, 10.- 1959−1960.
  95. Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалиста в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалиста в вузах.-Л.: ЛГУ, 1970.-С. 47−61.
  96. Н.В. Критерии оценки педагогических систем деятельности педагогов и учащихся: Методы системного пед. исслед. / ЛГУ. Л., 1980. -С. 19−27.
  97. A.M. Теоретические аспекты профессионального воспитания студентов вуза физической культуры // Теория и практика физической культуры.-1999. -№ 10.-19 с.
  98. Ю2.Кутьев В. О. Методология педагогики: какая она сегодня? // Сов. педагогика, 1990. № 6. — С. 65−70.
  99. О.Е. Самообразование молодого учителя // Народное образование. 1988. — № 8. — С. 84−89.
  100. Р.Г. О самостоятельной работе учащихся // Советская педагогика. 1962. — № 2. — С. 15−27.
  101. К.М. Личность педагога: Становление и развитие. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. 168 с.
  102. Т.П. Формирование умений и навыков самообразования студентов в процессе выполнения учебно-творческих заданий. Дис.. канд. пед. наук.-Минск, 1993.- 195 с.
  103. О.Е. Современные проблемы высшего многоуровневого образования // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 57. — С. 12−15.
  104. Л.И. Теоретико-методологические и организаторские основы формирования физической культуры студентов: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / ГЦОЛИФК. М., 1992. — 33 с.
  105. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., ФиС, 1992. — 120 с.
  106. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высш. шк., 1979. -157 с.
  107. Ш. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка: 2-е изд. — М.: Рус. яз., 1993. — 704 с.
  108. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 168 с.
  109. А.К. Психология профессионализма. М.: МГФ Знание, 1996.-308 с.
  110. Мид Дж. Г. От жеста к символу // Амер. социол. мысль: Тексты. М.: Витязь, 1996.- 234 с.
  111. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высш. шк., 1987. — 2000 с.
  112. Навыки самообразования важная цель обучения // ВВШ. — 1987. -№ 4. — С.26−35.
  113. П.Назарова О. Л. Педагогические условия преодоления трудностей в самообразовании студентов индустриально-педагогического колледжа: Дис. .канд. пед. наук / УралГАФК. Челябинск, 1997. — 167 с.
  114. А.Я. Инновации в образовании / ГУ ПТО адм. Челяб. обл. Челябинск, 1995.-288 с.
  115. А.Я., Гостев А. Г. Какой быть новой педагогике?: Учеб. пособие. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993. — 212 с.
  116. А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам/ УралГАФК. Челябинск, 2000. -187 с.
  117. А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: Теоретические основы: Моногр. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999. — 328 с.
  118. А.Я. Современный словарь-справочник нового педагогического мышления. Челябинск: УралГАФК, 2000. — 28 с.
  119. А.А. Критерии оценки деятельности педагога физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. № 10. — С. 15−18.
  120. И.А. Самостоятельный учебный труд // Сов. педагогика. -1980. № 9. — С.82−87.
  121. Р.С. Психология. В 3 кн.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение, 1995. — 512 с.
  122. О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Исследование роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе и ее эффективности при использовании рабочих тетрадей в школах Эстонии ССР. -Таллин: Валгус, 1976. 280 с.
  123. .Б. Управление самообразованием учителей в педагогическом коллективе: Автореф. дис. .канд. пед. наук / МГПУ. М., 1983. — 19 с.
  124. A.M. Английский колледж. М.: Проф. образование, 1995.32 с.
  125. В.Г., Кулюткин Ю. Н. Образование и самообразование взрослых как предмет исследования // Сов. педагогика, 1981. № 6. — С. 86−94.
  126. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бадале-ва, А. Н. Сухова. М.: Международная пед. акад., 1995. — 421 с.
  127. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая шк., 1996. — 63 с.
  128. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.- Российский фонд культуры- 2-е изд., испр. и доп. — М.:АЗЪ, 1994. — 928 е.
  129. С.В. Оптимизаци учебно-самообразовательного материала на основе целостного подхода (по материалам общеобразовательных дисциплин во втузе): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1991. — 16 с.
  130. Педагогическое тестирование: Метод, указания/ Составители А. А. Корняков, В. М. Коровин. Под ред. В. М. Коровина. 2-е изд., доп. и пере-раю. — Челябинск: ЧГТУ, 1991.- 44 с.
  131. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. М.: Рус. яз., 1978.- 102 с.
  132. Первокурсникам о самостоятельной работе: Метод, указания / Сост.: И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков, В. А. Худяков / Под ред. Г. Н.Серикова- ЧПИ. Челябинск, 1987.-87 с.
  133. Педагогическая энциклопедия. В 4-х томах. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966. — Т.З. — 880 е.
  134. Е.Н. Опережающие задания как средство формирования готовности старшеклассников к самообразованию: Дис.. канд. пед. наук. JL, 1983.- 197 с.
  135. П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащейся в обучении: Дис.. д-ра пед. наук. -М., 1973.-392 с.
  136. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  137. П.И., Коротяев Б. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении / МГПИ им. Ленина. М., 1978. — 78 с.
  138. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие / МПУ. М., 1979. — 269 с.
  139. И.М., Парубочная Т. И. Пути совершенствования самостоятельной работы студентов в вузе: Учеб. пособие / ЧПИ. Челябинск, 1989. -121 с.
  140. Ю.В. Модель педагогического содействия самообразованию курсантов военного вуза: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2002. -181 с.
  141. A.M. О профессиональном самообразовании студентов// Формирование основ профессионально мастерства студентов педагогических вузов: Сб. науч. ст. Усть-Каменогорск: УКГПИ, 1978. — 96 с.
  142. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  143. Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. Казань: Таткнигиздат, 1968.-204 с.
  144. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. — 108 с.
  145. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / АПН СССР- Под ред. Ю. К. Бабанского и др. М.: Педагогика, 1980. -224 с.
  146. Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. М.: Просвещение, 1979. — 96 с.
  147. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 11 983.-448 с.
  148. В.Г. Первое место в мире по образованию в области естествознания // Физика в школе, 1992. № 5−6. — С. 53−55.
  149. .Ф. Развитие у школьников стремления к самообразованию / ВГПИ. Волгоград, 1973. — 190 с.
  150. .Ф. Подготовка к самообразовательной деятельности. М.: Народное образование, 1977. — № 7. — С. 80−83.
  151. .Ф., Скаткин М. Н. Руководство самообразованием школьников. М.: Просвещение. — 1983. — 142 с.
  152. Раманаускас 3. J1. Формирование умений самостоятельной работы с учебником // Сов. педагогика. 1983. — № 3. — С.49−51.
  153. В.М. Программирование и организация самостоятельной работы учащихся. -М.: Высш. шк., 1989. 55 с.
  154. Ростовецкая J1.A. Самостоятельность личности в познании и общении: Пособие по спецкурсу. Ростов — на — Дону: РНДПИ, 1975. — 297 с.
  155. Н.А. Практика самообразования // Опыт систем самообразовательного чтения приблизительно к личным особенностям читателей. М.: МГУ, 1919.-258 с.
  156. Н.А. Как заниматься самообразованием. М.: Сов. Россия, 1962.- 171 с.
  157. Рувинский Л. И Самовоспитание личности. М.: Просвещение- Мысль, 1984.- 140 с.
  158. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. -143 с.
  159. В.П. и др. Совершенствование методики преподавания дисциплин естественного блока в институте физической культуры / Русинов В. П., Мокурина Е. И., Козлова С. Ж // Теория и практика физической культуры. -1997.-№ 12.-С. 55−61.
  160. Ю.А. Самообразование преподавателей теоретических дисциплин профтехучилищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург: СИПИ, 1993.- 19 с.
  161. Самообразование. Книга. Культура чтения / Мин-во культуры РСФСР / Сост. Н. Г. Потоцкая М., 1973. — 57 с.
  162. Самообразовательная работа студентов: Метод, рекомендации / РПИ. -Рига, 1981.-231 с.
  163. Самообразование учителей и руководителей школ: Сб. науч. тр./ Под ред. П.В. Худоминского- МГПИ. -М., 1973.- 135 с.
  164. Г. Н. О гуманно ориентированном подходе к образованию //Педагогические и управленческие условия непрерывного образования студентов: Материалы обл. науч.-практ. конф. 24−25 мая 1999 г. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1999. — С. 12−18.
  165. Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та, 1985. — 176 с.
  166. Г. Н. Главные условия и ведущих средства самообразования студентов // Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов. — Челябинск: ЧПИ, 1987.-С. 16−33.
  167. Сериков Г. Н Педагогические основы совершенствования управления самообразованием студентов: Дис.. д-ра пед. наук.-Тбилиси, 1988. 360 с.
  168. Г. Н. О соотношении между самостоятельной работой и самообразованием // Новые исследования в педагогических науках / Сост. И. К. Шубинский. М.: Педагогика, 1989. — Вып. 1. — С. 28−30.
  169. Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. — 232 с.
  170. Г. Н. Навыки самообразования важная цель обучения // Вестник высш. шк. — 1987. — № 4. — С.26−31.
  171. Г. Н. Образование: аспекты системного отражнения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997.-464 с.
  172. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: Дис.. д-ра пед. наук. -М., 1980.-435 с.
  173. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  174. М.Н. Основные направления исследований проблемы изучения, общения и использования, внедрение передового педагогического опыта // Сов. педагогика. 1972. — № 2. — С. 13−21.
  175. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  176. Студентами педагогического вуза о методах самообразования: Метод. рекомендации / Минский пед. ин-т ин. яз. Минск, 1979. — 53 с.
  177. Н.В. Педагогическое руководство самостоятельной работой студентов (на примере пед-го колледжа). Дис. кан. пед. наук. Москва, 1996. -168 с.
  178. Е.П. Формирование готовности к самообразованию / Вечерняя средняя шк. 1980. — № 3. — С. 47- 49.
  179. А.В. Формирование учебных умений учащихся // Сов. педагогика. 1982. — № 1. — С. 45−48 с.
  180. Учащимся о самообразовании/ И. И. Колбаско. Минск: Нар. Асвета, 1976.- 160 с.
  181. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляу-дис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.
  182. Е.Ф. Признаки направленности содержания самостоятельной работы смтудентов на становление их готовности к самообразованию. Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999.-24 с.
  183. Философский энциклопедический словарь / Ред.: Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энцикл., 1983. — 840 с.
  184. Л.А. Формирование рациональных приемов учебной работы и их влияние на самостоятельную деятельность студентов // Вопросы педагогики высшей школы. Томск: ТГУ, 1978. — С. 68−73.
  185. Д. Формирование учебных навыков: пер. с англ. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  186. А.Н. Учись учиться-М.: Мол. Гвардия, 1977.-158 с.
  187. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1979.-246 с.
  188. О.А., Шагин А. Н. Совершенствование общепедагогической подготовки студентов факультета физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 12. — 15 с.
  189. А. Отношение студентов к теоретической самоподготовке // Теория и практика физической культуры 1996. — № 12 — С. 44 — 49.
  190. Р. и др. Русская версия шкалы общей само-эффективности Р.Швацера и М. Ерусалема / Швацер Р., Ерусалем М., Ромек В. // Иностранная психология. 1996. — № 7. — С.71−73.
  191. Е.А. Методологические особенности коммуникативного подхода к анализу социальной действительности // Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики: Тез. длкл. IV Всерос. науч. конф. и ст. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. — 23 с.
  192. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Амер. социол. мысль: Тексты. М.: Мысль, 1996. — 74 с.
  193. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. (Практическая психология для всех). М.: ООО «Изд-во ACT», 1997. -300 с.
  194. В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.
  195. Яковлева Н. М Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Метод, рекомендации / ЧГПИ. Челябинск, 1976. — 22 с.
  196. Т.Н. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Курган, 1999.-24 с.
  197. С.Е. Дидактическое моделирование самостоятельной работы студентов: Дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1991.-221 с.
  198. . G. В. Neubers. S.A.: An inservice education model: teachers and professors as congeals, Sourball of teacher education (Washington), 35, 1984, № 6. -P. 16−17.
  199. Davis M.D. Caret E: Needed in teacher education: a developmental model for education of teachers, preserve. Journal of teacher education (Washington), 35, 1984, — № 5. — P. 18−22.
  200. Eastern Europe European journal of teacher education. 7, 1984, № 3. — p. 223−330.
  201. Evans N. The knowledge revolution: Making the link between learning and work. L.: Mc Intyre, 1981.-182 p.
  202. Gotten O.S. Effective Business Communications. Louisiana: College of Business Administration Louisiana University, 1988.
  203. Groeben N., Hofer H. Text verctandlichkeit alas consignee selbstgestenuerten Saneness, Belts, 1978.
  204. Kochansky G. Leistungssteigerung Dutch unterrichtliche Differenzierung. Kiel, 1970.
  205. Hans G., S., Veoroach. Teacher education. Developmental in the next decade. S.S. S.E. Taipei, Taiwan, 1990.
  206. Leistunsreserve Schoptertum. Forschungsergebnisse Kreativitat in Schule, Ausbildung undo Wissenschalt. Herausgegeben van H. Neuter. Berlin Deitz Verlag.-1986.- 191 s.
  207. Lewis R. How to write selfstudy materials. L., 1981. — 61 p.
  208. Lumets H. Naumann W. Didaktik. В.: Yolk undoes Wised Volkseig. Verlag, 1982.-355 s.
  209. Morris D.J. Market Power and Business Strategy. London: Quorum Books Westport, 1996.
  210. Murchey J.F. Sound Cash Management and Borrowing/ Sarasota, Florida.
  211. Prokopenko J., Bittel L/ Modular Course Format for Supervisory Development // Training and Development journal. 1991. — February.
  212. Romiszovski A.F. Designing instructional systems: Decision making in course planning a curriculum design. L: Page N.I.: Nichols, 1981.-451 p.
  213. Russell G.D. Modular Instruction // A guide to the Design Selection, Utilization and evaluation of Modular Material. Minneapolis: Burgess Publishing Company, 1974.
  214. Walters J.D. Education for life. Nevada City: Amanda pull, 1986.177p.
  215. Write I. Learning to learn in higher education. L: Canberra: Helm, 1982. -199 p.
Заполнить форму текущей работой