Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические детерминанты профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных психологических исследованиях проблема личности в экстремальных ситуациях (Анцыферова Л.И., Зинченко Е. В., Лебедев В. И., Магомед-Эминов М.Ш.), адаптация человека к стрессо-генным условиям профессиональной деятельности (Березин Ф.Б., Даровская И. Д., Китаев-Смык Л.А.- Бодров В.А.), саморегуляция психического состояния (Бадмаева Д.Г., Дикая Л. Г., Марищук В. П., Сенявский А. С… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования социально-психологических детерминант профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска
    • 1. 1. Теоретический анализ основных направлений изучения профессионально-личностных деформаций
    • 1. 2. Профессии группы риска как источник возникновения профессионально-личностных деформаций
    • 1. 3. Социально-специфический опыт и его параметры как социально-психологические детерминанты профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска
  • Глава 2. Исследование социально-психологических детерминант профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска
    • 2. 1. Исследование взаимосвязи личностных особенностей и состояния эмоционального выгорания представителей профессий групп риска

    2.2. Исследование влияния социально-специфического опыта и его параметров (характер, интенсивность, периодичность-постоянство, длительность и устойчивость межличностных контактов) как социально-психологических детерминант на копинг-стратегии и механизмы психологической защиты представителей профессий групп риска

    2.3. Исследование влияния социально-специфического опыта и его параметров (характер, интенсивность, периодичность-постоянство, длительность и устойчивость межличностных контактов) как социально-психологических детерминант на смысловую сферу представителей профессий групп риска

    2.4. Факторный анализ личностных особенностей и параметров, характеристик социально-специфического опыта представителей профессий групп риска

    Глава 3. Психологическое сопровождение представителей профессий групп риска по преодолению профессионально-личностных деформаций

    3.1. Концептуальная модель психологического сопровождения деятельности представителей профессий группы риска

    3.2. Принципы психологического сопровождения деятельности представителей профессий группы риска

    3.3. Методическое обеспечение психологического сопровождения деятельности представителей профессий группы риска

Социально-психологические детерминанты профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования социально-психологических детерминант профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска вызвана увеличением запроса в современном мире на профессии экстремальной направленности. Это связано с тем, что в последние десятилетия многократно увеличилось число стихийных бедствий, локальных вооруженных конфликтов, техногенных катастроф, террористических актов, дорожно-транспортных происшествий, пожаров. Данные ситуации большинство исследователей (Тарабрина Н.В., Котенев И. О., Лебедев В. И., Даровская И. Д., Еникопов С. М., Лебедев С. В., Бобосов Е.А.) [188- 95- 107- 58- 63] определяют как экстремальные, «обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких». Они нарушают чувство безопасности и вызывают «переживание травматического стресса». Экстремальность сегодняшнего мира создает в обществе ситуацию нестабильности, неопределенности и требует от человека освоение нового общественного, социально-экономического и профессионального опыта.

В современных психологических исследованиях проблема личности в экстремальных ситуациях (Анцыферова Л.И., Зинченко Е. В., Лебедев В. И., Магомед-Эминов М.Ш.) [15- 27- 68- 106- 121], адаптация человека к стрессо-генным условиям профессиональной деятельности (Березин Ф.Б., Даровская И. Д., Китаев-Смык Л.А.- Бодров В.А.) [27- 58- 85- 31,], саморегуляция психического состояния (Бадмаева Д.Г., Дикая Л. Г., Марищук В. П., Сенявский А.С.) [22- 61- 156- 179] приобрели особую актуальность. В поле научного интереса психологии попадают не только непосредственные участники событий, но и те люди, чья профессиональная деятельность характеризуется повышенным риском смертности и развития психосоматических, нервно-психических заболеваний, профессионально-личностных деформаций (Вдо-вина И.В., Леви М. В., Леонова А. Б., Ронгинская Т.И.) [42- 108- 100- 170]: это пожарные, спасатели, летчики, подводники, врачи, кинологи, военнослужащие — участники боевых действий, спец формирования силовых ведомств, сотрудники органов внутренних дел (Даровская И.Д., Еникопов С. М., Лебедев С. В., Бобосов Е. А., Тарабрина Н.В.) [58- 63- 189], которые подвержены воздействию экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности.

В настоящее время проявляется тенденция в увеличении запроса на профессии экстремальной направленности, расширяется дифференцирован-ность их профессиональной деятельности, усиливается интенсификация задач, следовательно, повышаются требования к эффективности их деятельности, стрессоустойчивости и психологическим качествам личностей представителей профессий групп риска, что обусловливает макросоциальный характер проблемы.

Актуальность теоретического исследования профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска связана междисциплинарным статусом феноменов профессионально-личностных деформаций и эмоционального выгорания. Изучение профессионально-личностных деформаций как социально-психологического феномена способствует решению фундаментальных проблем социальной психологии личности и межличностного взаимодействия. В поле социально-психологических исследований профессиональной деятельности экстремальной направленности попадают проблемы системной детерминации профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска.

В области клинической психологии изучение профессионально-личностных деформаций и эмоционального выгорания важно для рассмотрения механизмов адаптации личности к различным условиям среды, выявления детерминант возникновения негативных состояний личности.

Проведенный теоретический анализ концепций профессионально-личностных деформаций и эмоционального выгорания показывает, что традиционные подходы не дают полных представлений о феноменологии их возникновения. Недостаточно изученными являются представители профессий групп риска, а также социально-специфический опыт экстремальной профессиональной деятельности и его параметры как социально-психологические детерминанты профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска. Это обусловило необходимость интеграции клинико-психологического и социально-психологического подходов к исследованию социально-психологических детерминант профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска.

Целью исследования является изучение социально-психологических детерминант профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска.

В качестве объекта исследования выступают профессионально-личностные деформации представителей профессий групп риска.

Эмпирическое исследование осуществлялось в течение 2003;2006 гг. на базе воинских частей города Курска, Спасательно-пожарного центра МЧС РФ по Курской области, пожарных частей города Курска, областной клинической и городских больниц города Курска. Выборку испытуемых составили 410 человек: военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях (140 человек), пожарные со стажем до 7 лет (60 человек), пожарные со стажем после 7 лет (70 человек), спасатели (70 человек), врачи-хирурги (70 человек).

Предметом исследования являются социально-специфический опыт и его параметры как социально-психологические детерминанты профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска.

Гипотеза исследования:

Социально-специфический опыт экстремальной профессиональной деятельности и его параметры (характер, интенсивность, периодичность-постоянство, длительность и устойчивость межличностных контактов в экстремальных условиях профессиональной деятельности) как социально-психологические детерминанты, оказывают дифференцированно деформирующее воздействие на личностные особенности представителей профессий групп риска.

Исходя из гипотезы исследования, мы определили следующие задачи:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследованию проблемы социально-психологических детерминант профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска.

2. Выявить взаимосвязь личностных особенностей и состояния эмоционального выгорания представителей профессий групп риска.

3. Исследовать влияние социально-специфического опыта и его параметров (характер, интенсивность, периодичность-постоянство, длительность и устойчивость межличностных контактов в экстремальной профессиональной деятельности) как социально-психологических детерминант на копинг-стратегии и механизмы психологической защиты представителей профессий групп риска.

4. Исследовать влияние социально-специфического опыта и его параметров (характер, интенсивность, периодичность-постоянство, длительность и устойчивость межличностных контактов в экстремальной профессиональной деятельности) как социально-психологических детерминант на смысловую сферу представителей профессий групп риска.

5. Провести факторный анализ личностных особенностей и параметров, характеристик социально-специфического опыта представителей профессий групп риска.

6. Разработать программу психологического сопровождения представителей профессий групп риска по преодолению профессионально-личностных деформаций.

Методологической основой работы являются принципы системного подхода Б. Ф. Ломова, В. П. Кузьмина, А. В. Карпова, В. А. Барабанщикова,.

B.В. Новикова [119- 101- 82- 24- 143], субъектно-деятельностного подхода.

C.JI Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева [173- 112- 115], концепция субъектности индивида и группы предложенная К.А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой [4- 15] и клинико-психологический подход к экстремальным ситуациям Н. В. Тарабриной, И. Д. Даровской, И. О. Котенева [189- 58- 95].

Теоретическими основами исследования являются: теории социальной психологии личности Г. М. Андреевой, Б. Д. Парыгина, Е.В. Шорохо-вой, А. С. Чернышева [11- 153- 219- 208], теории профессионализации Е. А. Климова, О. Г. Носковой, А. К. Марковой [88- 144- 127], теории профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер, Б. Шеффера [217- 215], теория профессионального стресса В. А. Бодрова, Ф. Е. Василюка, JI.A. Китаева-Смыка, М.Ш. Магомед-Эминова, А. Б. Леоновой, М. В. Леви, В. И. Лебедева [30- 41, 85- 121- 111- 108- 105], теории профессиональных деформаций и эмоционального выгорания С. Г. Геллерштейн, Е. И. Рогова, В. В. Бойко, Г. С. Никифорова, В. Е. Орла, С. Maslach [50- 171- 31- 140- 146- 238].

Методы исследования представлены эмпирической группой методов, в которую вошли: наблюдение, беседа, архивный метод. В группу психодиагностических методов вошли:

— методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» по В. В. Бойко (1999);

— миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций (военный и гражданский варианты) (Тарабрина Н.В., 1996);

— вопросник для выяснения симптомов посттравматического стрессового синдрома (PTSD) (Для взрослых). (Watson, 1991);

— многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 PF);

— методика «Изучение копинг-поведения» (Heim Е., 1988);

— методика «Индекс жизненного стиля» (Plutchik.el.al., 1978), модифицированный Е. Б. Клубовой (2002);

— психодиагностическая методика «Тест смысложизненных ориентацию) (Леонтьев Д.А., 1992).

В качестве основных математических методов статистической обработки использовались методы общей статистики (среднее значения, мода, медиана, дисперсия), методы сравнительной и многомерной статистики: методы оценки значимых различий (U-Манн-Уитни, Н-Крускал-Уоллис) — корреляционный анализ с использованием рангового коэффициента корреляции (Спирмен) — факторный анализ (с varimax вращением) и кластерный анализ. Математическая обработка проведена с использованием пакета прикладных программ «STATISTICA 6.О.».

Научная новизна исследования заключается в обосновании социально-психологического подхода к исследованию детерминации профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска, который позволяет выявить общие и специальные тенденции влияния социально-специфического опыта экстремальной профессиональной деятельности на представителей профессий экстремального профиля.

В диссертации реализован новый подход к исследованию профессионально-личностных деформаций через интеграцию социально-психологического и клинико-психологического аспектов изучаемой проблемы.

Полученные результаты позволяют внести вклад в развитие представлений о профессионально-личностных деформациях и их специфике в разных профессиональных группах. Эмпирически доказано, что эмоциональному выгоранию как проявлению профессионально-личностных деформаций подвержены представители профессий групп риска: военнослужащие, пожарные, спасатели, врачи-хирурги.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования вносят вклад в развитие социальной психологии личности, позволяя раскрыть деформационные изменения личности под воздействием социально-специфического опыта экстремальной профессиональной деятельности представителей профессий групп риска и его параметров как социально-психологических детерминант. Анализ профессионально-личностных деформаций представителей профессий экстремального профиля с позиции системного подхода расширяет сферу их использования в теоретических и эмпирических исследованиях социальной и клинической психологии, психологии труда.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в прикладных социально-психологических исследованиях, а также способствовать дальнейшей разработке проблемы выявления социально-психологических детерминант профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска. На основе полученных результатов разработана программа психологического сопровождения и оптимизации деятельности представителей профессий групп риска. Результаты исследования, программа психологического сопровождения представителей профессий групп риска по преодолению профессионально-личностных деформаций могут применяться в практической деятельности психологов, направленной на психологическую профилактику и коррекцию психических состояний, развивающихся в экстремальной профессиональной деятельности, профессиональное ориентирование и профессиональное сопровождение.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается опорой на конкретные методологические основы и теоретические положения, содержательным анализом результатов, полученных на репрезентативной выборке испытуемых с использованием методов математической статистики для обработки данных, а также апробацией на практике.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (254 источников, из них 33 на иностранном языке) и приложения. Объем диссертации 154страницы.

Результаты исследования влияния социально — специфического опыта на копинг-стратегии представителей профессий групп риска считаем логичным представить согласно выделенным параметрам социально-специфического опыта экстремальной профессиональной деятельности.

Полученные результаты значимости различий показателей копинг-стратегий представителей профессий групп риска по характеру социально-специфического опыта обобщены и представлены на рис 8.

Рис. 8. Значимость различий копинг-стратегий в группах риска по характеру социально-специфического опыта.

Условные обозначения:

1-адаптивные когнитивные копинг-стратегии;

2- относительно адаптивные когнитивные копинг-стратегии;

3- неадаптивные когнитивные копинг-стратегии;

4- адаптивные эмоциональные копинг-стратегии;

5- относительно адаптивные эмоциональные копинг-стратегии;

6- неадаптивные эмоциональные копинг-стратегии;

7- адаптивные поведенческие копинг-стратегии;

8- относительно адаптивные поведенческие копинг-стратегии;

9- неадаптивные поведенческие копинг-стратегии- -косвенный характер ?- прямой характер

Мы видим, что такой параметр социально-специфического опыта, как характер влияет на копинг-стратегии представителей профессий групп риска. Так прямой характер социально-специфического опыта способствует тенденции следующих копинг-стратегий: когнитивные адаптивные, эмоциональные относительно адаптивные и поведенческие неадаптивные. Косвенный характер социально-специфического опыта связан с когнитивными неадаптивными, поведенческими и эмоциональными относительно адаптивными копинг-стратегиями. Данные результаты свидетельствуют о том, что прямой характер социально-специфического опыта является деформирующим для поведенческой сферы представителей профессий групп риска. Косвенный же характер социально-специфического опыта наоборот деформирующе влияет на когнитивную сферу поведенческих проявлений представителей профессий групп риска.

Полученные результаты значимости различий показателей копинг-стратегий представителей профессий групп риска по интенсивности социально-специфического опыта обобщены и представлены на рис 9.

Представленные на рис 9. результаты исследования значимости различий показателей копинг-стратегий по параметру интенсивности социально-специфического опыта, свидетельствуют о влиянии данного параметра на копинг-поведение представителей профессий групп риска. Средняя степень интенсивности воздействия социально-специфического опыта связана со следующими тенденциями копинг-стратегий представителями профессий групп риска: когнитивные неадаптивные, поведенческие и эмоциональные относительно адаптивные копинг-стратегии. Максимальная степень интенсивности воздействия социально-специфического опыта детерминирует такие копинг-стратегии как когнитивные адаптивные, эмоциональные относительно адаптивные и поведенческие неадаптивные.

Полученные данные интерпретируются нами в следующих аспектах: максимальная степень интенсивности социально-специфического опыта, которым является опыт участия в боевых действиях воздействует в первую очередь на поведенческие проявления. В то же время для воздействий социально-специфического опыта средней интенсивности характерно преобладание неадаптивности когнитивных стратегий.

Рис. 9. Значимость различий копинг-стратегий в группах риска по интенсивности социально-специфического опыта.

Условные обозначения:

1-адаптивные когнитивные копинг-стратегии;

2- относительно адаптивные когнитивные копинг-стратегии;

3- неадаптивные когнитивные копинг-стратегии;

4- адаптивные эмоциональные копинг-стратегии;

5- относительно адаптивные эмоциональные копинг-стратегии;

6- неадаптивные эмоциональные копинг-стратегии;

7- адаптивные поведенческие копинг-стратегии;

8- относительно адаптивные поведенческие копинг-стратегии;

9- неадаптивные поведенческие копинг-стратегиисредняя интенсивность? — максимальная интенсивность.

Результаты значимости различий показателей копинг стратегий представителей профессий групп риска по периодичности-постоянства воздействия социально-специфического опыта представлены на рис 10.

Рис. 10. Значимость различий копинг-стратегий в группах риска по периодичности-постоянства воздействия социально-специфического опыта ll.tJiiII.

Условные обозначения:

1-адаптивные когнитивные копинг-стратегии;

2- относительно адаптивные когнитивные копинг-стратегии;

3- неадаптивные когнитивные копинг-стратегии;

4- адаптивные эмоциональные копинг-стратегии;

5- относительно адаптивные эмоциональные копинг-стратегии;

6- неадаптивные эмоциональные копинг-стратегии;

7- адаптивные поведенческие копинг-стратегии;

8- относительно адаптивные поведенческие копинг-стратегии;

9- неадаптивные поведенческие копинг-стратегиипостоянное воздействие ?- периодическое воздействие.

Мы видим, что параметр периодичность-постоянство воздействия социально-специфического опыта влияет на копинг-стратегии представителей профессий групп риска. Постоянное воздействие социально-специфического опыта представителей профессий групп риска детерминирует следующие копинг-стратегии: когнитивные неадаптивные, поведенческие и эмоциональные относительно адаптивные копинг-стратегии. Периодическое воздействие социально-специфического опыта представителей профессий групп риска связано с когнитивными адаптивными, эмоциональными относительно адаптивными и поведенческими неадаптивными копинг-стратегиями.

Результаты значимости различий показателей копинг-стратегий представителей профессий групп риска по параметру устойчивости межличностных контактов в экстремальных условиях профессиональной деятельности представлены на рис 11.

Рис. 11. Значимость различий копинг-стратегий в группах риска по устойчивости межличностных контактов.

1 т.у1п11.

У 1−1-I-г—г-г—-г——Г— — f-г.

Условные обозначения:

1-адаптивные когнитивные копинг-стратегии;

2- относительно адаптивные когнитивные копинг-стратегии;

3- неадаптивные когнитивные копинг-стратегии;

4- адаптивные эмоциональные копинг-стратегии;

5- относительно адаптивные эмоциональные копинг-стратегии;

6- неадаптивные эмоциональные копинг-стратегии;

7- адаптивные поведенческие копинг-стратегии;

8- относительно адаптивные поведенческие копинг-стратегии;

9- неадаптивные поведенческие копинг-стратегии;

3 — устойчивые контакты? — неустойчивые контакты.

Представленные результаты исследования значимости различий показателей копинг-стратегий по устойчивости межличностных контактов свидетельствуют о влиянии данного параметра на копинг-поведение представителей профессий групп риска. Устойчивость межличностных контактов детерминирует такие копинг-стратегии как когнитивные неадаптивные, поведенческие и эмоциональные относительно адаптивные копинг-стратегии. Неустойчивые межличностные контакты связаны с когнитивными адаптивными, эмоциональными относительно адаптивными и поведенческими неадаптивными копинг-стратегиями.

Считаем логичным, представить обобщенные результаты исследования влияния параметров социально-специфического опыта на механизмы психологической защиты (МПЗ) представителей профессий групп риска, (см. таблицу 5.).

Заключение

.

Организация труда специалистов различных профессиональных групп, связанного с экстремальным воздействием условий деятельности, интенсивным, напряженным межличностным общением, становится в последние годы объектом все более активного внимания психологии. Это в полной мере относится к медицинским работникам, педагогам, психологам. Актуальным на современном этапе развития социально-психологической науки является изучение профессиональных групп, деятельность которых связана с фактором риска смерти в парадигме «жизнь — смерть», куда входят пожарные, спасатели, военнослужащие, спец формирования силовых ведомств, врачи-хирурги. Особое место в исследовании экстремальной профессиональной деятельности данных групп риска занимает проблема профессионально-личностных деформаций и эмоционального выгорания.

Научная значимость работы обусловлена обогащением знаний о специфике профессиональной деятельности военнослужащих, пожарных, спасателей, врачей-хирургов, а также тех состояний, которые развиваются в результате их влияния. Научный интерес представляют системный подход к исследованию социально-психологических детерминант профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска.

Практическая значимость работы состоит в выявлении влияния социально-специфического опыта экстремальной профессиональной деятельности и его параметров (характер, интенсивность, периодичность-постоянство, длительность, устойчивость межличностных контактов в экстремальной деятельности), приводящих к появлению профессионально-личностных деформаций у представителей профессий групп риска.

По результатам проведенного исследования социально-психологических детерминант профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска делаем следующие выводы:

1. Личностные деформации представителей профессий групп риска проявляются в виде снижения уровня общительности, снижения стрессоустойчивости и повышении уровня социальной напряженности. Выявлены подверженные влиянию социально-специфического опыта профессионально-специфические и профессионально-неспецифические личностные свойства. К профессионально-специфическим личностным свойствам относятся низкий уровень общительности, склонность к доминированию, низкий уровень стрессоустойчивости, прямолинейность, зависимость от других. Профессионально-неспецифическими являются сдержанность, высокое чувство ответственности, склонность к риску, развитое воображение, повышенный самоконтроль и высокий уровень социальной напряженное&trade-.

2. Показатели эмоционального выгорания представителей профессий групп риска соответствуют зоне высоких значений, что рассматривается в данном исследовании в контексте влияния специфичности профессиональной деятельности, которое проявляется деформирующим влиянием на такие личностные особенное&tradeкак, сдержанность, высокое чувство ответственности, склонность к риску, развитое воображение, повышенный самоконтроль и высокий уровень социальной напряженности.

3. Деструктивное влияние характера как параметра социально-специфического опыта проявляется в когнитавно неадаптивных, поведенческих и эмоциональных относительно адаптивных копинг-стратегий, в таких механизмах психологической защиты, как вытеснение и интеллектуализация, и снижении осмысленности жизни. Интенсивность, периодичность-постоянство и устойчивость межличностных контактов как параметров социально-специфического опыта проявляются деструктивным влиянием на когнитивно неадаптивные, поведенческие и эмоциональные относительно адаптивные копинг-стратегии, механизмы психологической защиты интеллектуализация и реактивное образование и снижение осмысленности жизни. Деструктивное влияние длительное&tradeкак параметра социально-специфического опыта проявляется в неадаптивности эмоционального компонента копинг-стратегий, механизмов психологической защиты вытеснение и снижение осмысленности жизни.

4. По результатам факторизации личностных особенностей выделены факторы первой группы: показатели смысловой сферы, включая общую осмысленность жизни ПТСР, эмоциональное выгорание, такие личностные особенности, как доминантность, высокая нормативность поведения, высокий самоконтроль, и факторы второй группы — низкий уровень общительности, склонность к риску, такие МПЗ, как отрицание, вытеснение, регрессия, проекция, интеллектуализация, компенсация, замещение и реактивное образование.

5. Стратегическими ориентирами программы психологического сопровождения представителей профессий групп риска выступают высокий уровень состояния эмоционального выгорания, относительно адаптивные и неадаптивные (эмоциональные и поведенческие) копинг-стратегии, низкий показатель осмысленности жизни.

Подводя итоги проведенного исследования, заключаем, что основным его результатом стала системная организация социально-психологических детерминант профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска, а также интеграция социально-психологического и клинико-психологического аспектов изучаемой проблемы. Данные подходы позволили получить данные раскрывающие не описанную ранее феноменологию профессионально-личностных деформаций представителей профессий групп риска.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. 166 с.
  2. Р.А. Психологические проблемы послевоенной адаптации ветеранов Афганистана // Психологический журнал. 1992. № 1. С. 131 134.
  3. JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казанского университета, 1987.216 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991.230 с.
  5. М.М. Некоторые факторы риска труда медика // Медицинская помощь. М.: Медицина, 2003. № 2. С. 25−29.
  6. М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации личности: Дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 184 с.
  7. JI.A. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Выпуск 2 / Под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Ячницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82−90.
  8. Ю.А. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. 124 с.
  9. . Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1969. 339 с.
  10. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. 5 изд. М.: Аспект Пресс, 2003.364 с.
  11. Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: Московский псих. соц. институт, 1999. 416 с.
  12. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды. М.: Наука, 1979.455 с.
  13. А.Я., Помогайчик В. Н. Методологические проблемы военнопсихологических исследований. М.: ВУ, 1999.
  14. JI. И. Человек перед лицом жизни и смерти // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики: Сб. статей / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: Институт психологии РАН, 1997. С. 45−54.
  15. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3−18.
  16. Л.И. Условия деформации личности // Новые исследования. М.: Наука, 1998. С. 32−38.
  17. Г. Г., Глебов В. В. Вегетативные составляющие стресса и личностные особенности пациентов, страдающих пограничными расстройствами // Психологический журнал. 2005. № 5. С. 35−46.
  18. О.Н., Калинина Н. В. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов // Вестник Московского университета. 2000. № 1.С. 20−28.
  19. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.416 с.
  20. Х.Б. Мирные жители в условиях военных действий: личностные черты и расстройства адаптации // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 3. С. 37−44.
  21. Д.Г. Саморегуляция активности личности в стрессовых ситуациях: Автореферат диссер. канд. психол. наук. Красноярск, 2004. 18 с.
  22. М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». М.: Издательство МГУ, 1995. № 1. С. 54.
  23. В.А. Принцип системности в современной психологии // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Ярославль, 2003. С. 11−23.
  24. Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии. 1969. № 2. С. 68−72.
  25. С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
  26. Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. JL: Питер, 1988.234 с.
  27. Ю.В. Формирование профессиональной мотивации спасателей: Дисс. канд. психол. наук. Москва, 2003. 260 с.
  28. В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1999. Т. 17. № 4. С.64−72.
  29. В.А. Психологический стресс: развитие, участие и современное состояние проблемы / РАН, Институт психологии.- М.: ИП РАН, 1995. 136 с.
  30. В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. СПб.: Питер, 1999. 105 с.
  31. В.В. Социально-психологический климат коллектива и личности. М. Мысль, 1983.207с.
  32. Т.В., Орел В. Е. Исследование взаимосвязи личностных характеристик и психического выгорания у врачей хирургического профиля // Социальная психология XXI столетия Т.1. / Под ред. профессора Козлова В. В. Ярославль, 2002. С. 112−114.
  33. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дисс. доктора психол. наук. Москва, 1995.
  34. М.В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: Дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2003.190 с.
  35. С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1998. 22 с.
  36. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.
  37. А.В. Деятельность и опосредование // Психологический журнал. Т. 19.1998. № 6. С. 118−126.
  38. О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненных стратегий человека // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 74−85.
  39. О.С., Филатова Ф. Р. Экстремальные ситуации и предельные возможности человека // Психологический журнал. 2000. Т. 23. № 3. С. 130−131.
  40. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Московского университета, 1984.200 с.
  41. И.В. Посттравматические стрессовые расстройства военнослужащих и их реабилитация // Социальный конфликт. 2001. № 1. С. 13−21.
  42. Н.А. Компенсаторное профессиональное приспособление. История советской психологии труда. Тексты (20−30-е годы XX века). Москва, 1983. С. 127−133.
  43. B.C. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Московского университета, 1976. 142 с.
  44. Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова. СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. С. 443−463.
  45. Н.Е., Старченко Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с.
  46. Д.А. Деформации профессиональной деятельности: Дисс. канд. психол. наук. Москва, 2004. 130 с.
  47. А.И. Синдром посттравматического стресса у ветеранов войны, перенесших боевую психическую травму // Военно медицинский журнал. 1991. № 8. С. 71−74.
  48. JI.C. Мышление и речь. 5- е изд. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  49. С.Г. Вопросы психологии труда // Психологическая наука в СССР. Т.2.М., 1960.
  50. С.Г. Психотехника // История советской психологии труда. Тексты (20−30-е годы XX века) / Под ред. В. П. Зинченко, В.М. Мунипо-ва, О. Г. Носковой. М., 1983. С. 127−133.
  51. К.В. Психологические условия коррекции посттравматических состояний личности: Автореф. Дисс. канд. психол. наук. Новосибирск, 2004.20 с.
  52. P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 560 с.
  53. Т. Р. Вопросы психологической подготовки спасателей МЧС // Материалы всерос. научно-практ. конф. «Экстремальные ситуации и предельные возможности человека». Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. С. 73−80.
  54. Дж. Управление стрессом. СПб., 2002. 496 с.
  55. Н. В. Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций: Хрестоматия / Отв. ред. Н. В. Гришина. СПб.: Питер, 2001. С. 8−27.
  56. О.С. Психологические особенности субъективных представлений о жизненных перспективах участников локальных войн: Дисс. канд. психол. наук. Барнаул., 2004.176 с.
  57. И.Д. Индивидуальные особенности психической адаптации личности в опасных профессиях (на материале деятельности инкассаторов): Дисс. канд. психол. наук. Москва, 2000. 253 с.
  58. А.Г. Межиндивидуальные проявления агрессивности у военнослужащих: Дисс. канд. психол. наук. Пермь, 2004. 144 с.
  59. Л.Г. Итоги и перспективы направления исследований в психологии труда в 21 веке // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 3544.
  60. Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Москва, 2002. 53 с.
  61. В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. 285 с.
  62. С.Н., Лебедев С. В., Бобосов Е. А. Влияние экстремального события на косвенных участников // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 73−81.
  63. A.M. Стресс жизни офицеров Вооруженных Сил РФ и его психопрофилактика: Дисс. канд. психол. наук. Москва, 2004.205 с.
  64. Л.В. Проповедническая деятельность военного духовенства в русско-японской войне // Военно-историческая антропология. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. С. 148−165.
  65. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
  66. Э.Ф., Сыманкж Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 35−44.
  67. Е.В. Личность и экстремальная ситуация: проблемы, перспективы и исследования // Материалы всероссийской научно-практ. конф. «Экстремальные ситуации и предельные возможности человека». Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. С. 30−33.
  68. Е.В. Девиантология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд. Центр «Академия», 2003.273 с.
  69. Ф.И. Реактивные психозы в условиях войны (по материалам войны 1941−1945гг.): Дисс. докт. мед. наук. Ленинград, 1964.
  70. Е.В. Личностные особенности, обусловливающие возникновение профессиональной деформации учителя, и их изменения в процессепрофилактико-коррекционной работы: Дисс.канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 152 с.
  71. К.А. Динамика ПТСР у гражданских лиц, переживавших угрозу жизни в зоне локального военного конфликта // Социальная и клиническая психиатрия. 2002. № 3. С. 34−37.
  72. Е.П. Психофизиология эмоциональных состояний. Спб.: Питер, 2005.412 с.
  73. Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 85−93.
  74. Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. 752 с.
  75. Инженерная психология: теория, методология, практическое применение/ Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М., 1997.
  76. Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического психолога. Практическое пособие / Сост. Г. П. Горбунова, Н. И. Морозова, Т. Е. Аргентова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. 108 с.
  77. С.А. Адекватность профессионального самоопределения и ее проявления в развитии синдрома «профессионального выгорания» в особых условиях деятельности. Дисс. канд. психол. наук. Москва, 2005. 209 с.
  78. Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа: Пер. с англ. М.: Академический проект, 2001 368 с.
  79. В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учеб. пособие для студентов педагогических и психологических специальностей. СПб.: «Детство-Пресс», 1999. 144 с.
  80. Т.Н. Психотерапевтическая энциклопедия: 2-е изд. пере-раб. и доп. СПб.: Питер, 2000.1024 с.
  81. А.В. Принцип системности как стратегия концептуализации в психологических исследованиях // Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии) / Под ред. В. В. Новикова. Ярославль, 2003. Т.1. С. 159−167.
  82. Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита. 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 181 с.
  83. Е.Н. Проявление риска в деятельности специалистов опасных профессий: Дисс. канд. психол. наук. Москва., 2003. 242 с.
  84. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 367с.
  85. Китаев-Смык JI.A. Стресс войны: фронтовые наблюдения врача психолога. М.: Мин. культуры РФ, 2001.110 с.
  86. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.400 с.
  87. Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Московского Университета- Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.
  88. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер, 2002.1312 с.
  89. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. Изд. 2-е допол. М.: Политиздат, 1978. 279.С.
  90. В.И. Психическое выгорание тренеров // Ананьевские чтения. 2000: Тезисы научно-практической конференции. Спб., 2000. С. 97−98.
  91. Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М.: Владос-Пресс, 2001. 176 с.
  92. Р., Боухал М. Психология в медицине / Р. Конечный, М. Бо-ухал. Прага: Авиценум, 1974. 405 с.
  93. Т.В. Индивидуальные категоризации субъективного риска // Вопросы психологии. № 7.1999. С. 128−138.
  94. И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний // Вестник психосоциальной и реабилитационной работы. 2004. № 4. С. 3063.
  95. Н. Психология и солдат / Пер. с англ. А. Т. Сапроновой и В. М. Катеринича. 2-е изд. М.: Воениздат, 1991.260 с.
  96. Е.К. Психогенный фактор душевных расстройств в военное время // Проблемы психиатрии военного времени. 4-й сборник научных работ психиатрической больницы им. П. П. Кащенко. К 50-летнему юбилею. Москва, 1945. С. 207−218.
  97. Г. Травма и аффекты // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 3. С. 15−43.
  98. М.В., Липатов С. А., Чинкина О. В. Особенности восприятия риска радиационного воздействия специалистами и неспециалистами в области атомной энергетики//Вопросы психологии. № 1993. С. 59−66.
  99. Т.Л. Психология совладающего поведения: поведение в разные периоды жизни: Дисс. д-ра психол. наук. Кострома, 2006.473 с.
  100. В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М.: Политиздат, 1980. 312 с.
  101. Р. Теория стресса и психофизиология исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970. 76 с.
  102. ЮЗ.Лазебная Е. О. Травматический психологический стресс и его последствия // Прикладная психология. 2000. № 2. С. 24−31.
  103. Е.О., Зеленова М. Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 5. С. 62−74.
  104. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 304 с.
  105. В.И. Экстремальная психология. Психология деятельности в технически и экологически замкнутых системах. М., 2001.431 с.
  106. И.Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (на примере сотрудников МВД России): Дисс. доктора психол. наук. М. 2002. 287 с.
  107. М.В. Методы выявления стрессовых расстройств у пожарных: Дисс. канд. психол. наук. М, 2000.224 с.
  108. П. Исцеление от травмы: уроки природы // Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск: работа с психической травмой. 2003. № 1. С. 53−68.
  109. А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 2. С. 75−85.
  110. А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. Московск. ун.-та. Серия 14. Психология. 2000. № 3. С. 4−20.
  111. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1977. 304 с.
  112. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 511 с.
  113. А.А. Психология общения. 2-е изд. М.: Смысл, 1997. 365 с.
  114. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е исп. изд. М.: Смысл, 2003.487 с.
  115. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 16 с.
  116. Е.В. Индивидуальные различия в стратегиях разрешения человеком сложных ситуаций: Дисс. канд. психол. наук. М., 2003. 274 с.
  117. С.Н. Личностные особенности индивидов, выбирающих риск // Материалы всероссийской научно-практ. конф. «Экстремальные ситуации и предельные возможности человека». Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001.С. 33−35.
  118. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  119. .Ф. Совместная (трудовая) деятельность людей- формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими // Прав, и соц. псих, аспекты управления. М., 1972. С.
  120. Магомед-Эминов М. Ш. Личность и экстремальные жизненные ситуации // Вестн. Московск. ун.-та. Серия 14. Психология. 1996. № 4. С. 48−56.
  121. Е.С. Психологическая травма и психотерапия // Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск: работа с психологической травмой. 2003. № 1. С. 31−51.
  122. Е.С., Тельранд В. Б., Качалов П. В. Смысловая регуляция негативных переживаний у пострадавших при землетрясении в Армении // Психологический журнал. 1992. № 2. т. 13. С. 54−65.
  123. А.Г. Личностный адаптационный потенциал и его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16−24.
  124. Макфартейн, Базел Ван дер Конк. Травма и ее вызов обществу // Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск: работа с психологической травмой. 2003. № 1. С. 7−29.
  125. В.П. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дисс.докт. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1982. 216 с.
  126. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный фонд «Знание», 1996. 308 с.
  127. В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М.: Наука, 1979. С. 625−672.
  128. Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шорохо-вой. М.: Наука, 1975.
  129. М.Р. Психологический аспект боевых экстремальных ситуаций, обучение и реабилитация участников // Социальный конфликт. 2001. № 2. С. 22−40.
  130. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 2001. Т. 22. № 1.С. 90−101.
  131. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств (клинические описания и указания по диагностике). ВОЗ, Россия. СПб.: Оверлайд, 1994.304 с.
  132. И.А. Профессиональный стресс в условиях организационных изменений: Дисс. канд. психол. наук. Москва., 2003. 174 с.
  133. К. Стратегии совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т 1. Вып. 2. С. 45−57.
  134. В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды: Академия пед. и соц. наук, Моск. психолого соц. ин-та / Под ред. А. А. Бодалева. М.: (институт практ. психологии) — Воронеж: (МО-ДЭК), 1998. 245 с.
  135. М.И. Психическая напряженность. М., 1976. 235 с.
  136. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т 18. № 5. С. 20−30.
  137. В.Д. Избранные психологические труды / Под ред. Б. Ф. Ломова М.: Педагогика, 1990.
  138. Г. С. Психология здоровья. СПб.: Питер, 2003. 607 с.
  139. В.Б. Психологическое консультирование- вопросы внутрисемейного взаимодействия // Сб. науч. Трудов, посвященных 60-летию КГМУ. Актуальные вопросы медицинской науки. Курск, 1996. С. 724−727.
  140. В.Б. Системный анализ взаимосвязи генетических и социально-психологических детерминант нарушений психического развития у детей: Монография, Москва, изд. МГСУ «Союз», 2003. 240 с.
  141. В.В. Социальная психология феномен и наука. Ярославль. ЯрГУ, 1997.464 с.
  142. О.Г. Психология труда: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Климова. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 384 с.
  143. В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1.С. 90−101.
  144. В.Е. Структурно функциональная организация и генезис психического выгорания. Дисс. доктора психол. наук: Ярославль, 2005.
  145. А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: ТЦ Сфера, 2004. 512 с.
  146. С.А. Особенности психологической защиты и совладания у больных с пограничными расстройствами, переживших травматические события. Автореферат канд. психол. наук. Томск, 2004. 24 с.
  147. М., Тарабрина Н. В. Психологическая травма и базисные когнитивные схемы личности // Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск: работа с психической травмой. 2003. № 1. С. 121 138.
  148. М.А. Особенности базисных убеждений у лиц, переживших травматический стресс: Дисс.канд. психол. наук Москва, 2003.159 с.
  149. В.В. Изменение адаптационных характеристик личности после воздействия витальной угрозы: Автореф. канд. психол. наук. СПб., 2004.21 с.
  150. С.А. Стресс. Методы. Психодиагностика. СПб., АВК, 2002. 384 с.
  151. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.351 с.
  152. JT.A. Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути: Автореф. диссер. д-ра психол. наук, Минск, 1999. 25 с.
  153. Ю.П. Психология профессионального становления личности: Дисс. .докт. психол. наук. М., 1999. 311 с.
  154. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / Марищук В. П., Евдокимов В. И. СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001.206 с.
  155. А.Г. Обучение преодолению экстремальных ситуаций альпинистами на этапе их профессиональной подготовки: Дисс. канд. психол. наук. Таганрог, 1998.246 с.
  156. Ю.В. Психологическая оценка ресурсов совладания со стрессом в профессиональных группах: Дисс. канд. психол. наук. Москва, 2004. 184 с.
  157. JI.P. Исследование личностных особенностей работников службы МЧС // Материалы всероссийской научно-практ. конф. «Экстремальные ситуации и предельные возможности человека». Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. С. 80−82.
  158. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. СПб: Речь, 2004. 480 с.
  159. Ю.С. Психологическая модель адаптации и дезадаптации человека в экстремальных условиях существования: Автореф. канд. психол. наук. СПб., 2003. 22 с.
  160. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2003.477 с.
  161. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов. СПб., 1999. 50 с.
  162. А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 83−88.
  163. А.А., Баранов А. А. Стрессоустойчивость и особенности мотивации учителей высшего и низкого профессионального уровня // Психологические проблемы самореализации личности. СПБ., 1998. С. 194−202.
  164. А.А., Коломинский Я. Л. Социально-педагогическая психология. СПб.: ЗАО Изд-во «Питер», 1999.416 с.
  165. Ю.М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002.260 с.
  166. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
  167. Е.И. учитель как объект психологического исследования. М.- Вла-дос, 1998.494 с.
  168. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи, Изд-во «Талант», 1990. 720 с.
  169. Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 85−95.
  170. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 720 с.
  171. Е.В. Психологическое конструирование ситуации в повседневных и экстремальных ситуациях: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань, 2004.25 с.
  172. С.В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности: Дисс.канд. психол. наук. Курск, 1993. 274 с.
  173. И.Н. Показатели адаптации сотрудников к профессиональной деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Новосибирск, 2003. 22 с.
  174. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960. 328 с.
  175. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО речь, 2002.350 с.
  176. Современная военная психология: Хрестоматия / Сост. А. А. Урбанович. Мн.: Хар-вест, 2003. 576 с.
  177. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999. 688 с.
  178. Г. Н. О психологическом содержании понятии риска // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2000. № 3. С. 45−49.
  179. В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под ред. J1.M. Шипицыной. СПб.: «Речь», 2003.216 с.
  180. Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой и Е.В. Шо-роховой. М.: Наука, 1979.
  181. Социально-психологическая работа во внутренних войсках МВД России: Учебно-методической пособие / Под ред. генерал-лейтенанта С. Ф. Кавуна. М: Изд-во ред. журнала «На боевом посту», 2002. 360 с.
  182. Стиль человека: психологический анализ / Под. ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998.310 с.
  183. Н.В. Основные итоги и перспективные направления исследований посттравматического стресса // Психологический журнал. 2003. № 4. С. 5−19.
  184. Н.В. Практикум по посттравматическому стрессу. СПб.: Питер, 1996.385 с.
  185. А. Боевая машина // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. МН.: Харвест. М.: ACT.2000. С. 362−422.
  186. Д.Г. «Синдром сгорания». Позитивный подход к проблеме // Практический психолог. 1998. № 5. С. 84−89.
  187. А.Ш., Зинченко Ю. П. Патологические аспекты посттравматического стрессового расстройства // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень № 3. М.: Смысл, 2001. С. 44−64.
  188. Тюрю Пергенева P.M. Влияние дефицитарно-психологических состояний на формирование профессиональной деформации личности сотрудников правоохранительных органов: Дисс. канд. психол. наук. Москва, 2004. 194 с.
  189. Фау Е. А. Сравнительный анализ психических и психологических характеристик людей, переживших кризисные ситуации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2004. 21 с.
  190. Н.Ю., Бурмистрова Е. В. Психическая травма. К истории вопроса // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 2. С. 164 190.
  191. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002.490 с.
  192. Флоресс Буэно, Фредди Франс. Сравнительное исследование психологических стратегий совладения в норме и патологии (на людях нервно-психологических и психосоматических заболеваний): Дисс. канд. психол. наук. СПб., 2000. 238 с.
  193. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации //Вопросы психологии. 1997. № 2. С.
  194. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 54−67.
  195. В. Воля к смыслу / Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, Изд-во экамо-Пресс, 2000. 368 с.
  196. А. Психология «Я» и защитные механизмы / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1993. 144 с.
  197. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. М.: Наука, 1989.456 с.
  198. Э. Анатомия человеческой деструктивности.: Перевод / Авт. вст. ст. П. С. Гуревич. М.: Республика, 1994.447 с.
  199. К. Наши внутренние конфликты / Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, изд-во Экамо-Пресс, 2000. 560 с.
  200. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. 608 с.
  201. А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): Дисс. док. психол. наук. М., 1980. 335 с.
  202. В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 5−14.2Ю.Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 79 с.
  203. Э.Ш. Особенности психофизиологических функций лиц 1845 лет, связанных с экстремальными условиями труда: Автореф. дис-сер. канд. психол. наук. Челябинск, 2005.22 с.
  204. М. Быть после 11 сентября (к годовщине американской трагедии) // Московский психотерапевтический журнал. 2002. № 3. С. 159−164.
  205. A.M. Психологическая профилактика посттравматического стрессового расстройства у лиц, проходящих военную службу в зоне локальных конфликтов: Дисс.канд. психол. наук. Казань, 2003. 192 с.
  206. А.Ф. Реабилитация больных ПТСР: принципы и подходы к психокоррекционной работе // Apxiv ncixiatrii (научно практический журнал), 2001. № 4 (27). С. 332.
  207. . Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения // Иностранная психология. 1993. Т.1. № 1.
  208. Н.Р. Психофизиологическая оценка уровня стресса: Дисс. канд. психол. наук. Москва, 2004. 133 с.
  209. Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. Пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 600 с.
  210. Е.В. Исследования личности в группе в истории отечественной социальной психологии в 20 50-х годах XX в. // Современная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / Под ред. АЛ. Журавлева. М., 1997.
  211. Е.В. Принцип детерминизма в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 9−56.
  212. Экстремальная психопедагогика: Учеб. Для фузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.
  213. Ю.Е. Субъективные критерии эффективности деятельности в профессиях типа «человек-человек»: Дис. канд. психол. наук. Москва, 2004. 175 с.
  214. Bohard А.С. Empathy in client-centered therapy: A Contrast with Psychoanalysis and Self Psychology // J. of Humanistic Psychology Vol. 31. N. 1. P. 34−48.
  215. Burke R.J., Richardsen A.M. Stress, burnout and health/RJ. Burke, A.M. Richardsen // In Handbook of stress, medicine and health / Ed. C. Cooper. -London: CRC Press, 1996. P. 101−117.
  216. Carver C.S., Sheier M.F. Assessing coping strategies: A theoretically based approach // Ibid. 1989. Vol. 56. № 2. P. 267−283.
  217. Cherniss C. Long-term consequences of burnout: An exploratory stady // J. of Organizational Behavior. 1992. V. 13 (1). P. 1−11.
  218. D.V., Schaufeli W. В., Sixmo H.J. Burnout among general practitioners: a perspective from equity theory // Journal of social and clinical psychology, 1994. V. 13 (1).
  219. Enzmann D., Kleiber D. Stress and Burnout in Psycho-social Professions. Heidelberg: Asanger, 1989.
  220. Enzmann D., Schaufeh W.B., Janssen P., Rozeman A. Dimensionality and validity of the Burnout Measure // Journal of Occupational and Organizational Psychology, 1998. V. 71. Issue 4.
  221. Folkman S., Lazarus R.S. Manual for the Ways of Coping Questionnaire. -Palo-Alto, 1988. 32 p.
  222. Folkman S., Lazarus R.S., Pimfey S., Novasek J. Age Differences in stress and coping processes // Psychology and Ading, 1987. Vol. 2. N. 4. P. 106 116.
  223. Freudenberger H.J. Stall-burnout // Journal of Social issues, 1974. V. 30. P. 159−165.
  224. Gallop R., Lancee W.J., Garfinkel P.E. The empathic process and its mediators. A neuristic model // J. of Nervous and Mental Diesease, 1990. Vol. 178. N. 10. P. 649−653.
  225. Kardiner A. The individual and his society. NY., 1939. P
  226. G.J., Schaufeli W. В., Le Blanc P. M. et al. Performance and burnout in intensive care units // Work and stress. 1995. V. 9.
  227. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping prosess. New York, 1996.
  228. Maslach C., Jackson S. The Measurement of Experienced Burnout // Journal of Occupational Behavior, 1981. V. 2. P. 99−113.
  229. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job Burnout. In S.T. Fiske, D.L. Schacter, C. Zahn- Waxier. Annual Review of Psychology, 2001. Vol. 52. P. P. 397−422.
  230. Maslach С. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall- 1982.
  231. Maslach C., Jackson S. The Maslach Burn-out Inventory Manual (2nd). Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1986. P. 118.
  232. Merridale С The collective mind: trauma and shell-shock in twentieth-century Russia// Journal of contemporary history, Vol. 35, № 1, Special Issue: Shell-Chock. Jan., 2000. P. 39−55.
  233. Mosse G.L. Shell-shock as a social disease // Journal of contemporary history, Vol. 35, № 1, Special Issue: Shell-shock. Jan., 2000. P. 101−108.
  234. Myers C. S «А Contribution to the Study of Shell Shock. Being an account of Three Cases of Loss of memory, vision, smell and taste, admitted into the duchess of Westminster’s War Hospital, Le Touquet» The Lancet Feb., 1915. P. 316−320.
  235. Paine W.S. Job Stress and Burnout. Beverley Hills: Sage, 1982 P.21−25.
  236. Perlman В., Hartman E. A. Burnout: summary and future research // Human relations, 1982. V. 35 (4). P. 41−43.
  237. Pines A. Burnout an existential perspective / A. Pines // In Professional burnout: recent developments in theory and research / Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. London: Taylor and Francis, 1993. P. 35−51.
  238. Pines A.M., Aronson E., and Kafry D. Burnout. From Tedium to Personal Growth. New York: Free Press, 1981. P. 32−38.
  239. Poulin J., Walter C. Social worker burnout: A longitudinal study // Social Work Research and Abstracts. 1993. V. 29. Issue 4.
  240. Rowe M. M. Hardiness as a stress mediating factor of burnotjt among healthcare providers // American Journal of Health Studies. 1998. V. 14, Issue 1.
  241. Schaufeli W.B., Dierendonck D.V. A cautionary note about the cross-national and clinical validity of cut-off points for the Maslach Burnout Inventory // Psychological reports. V. 76,1995.
  242. Shirom A. Bumout in work organizations // International review of industrial and organizational psychology / Eds. C. L. Cooper and I. Robertson. New York: Wiley, 1989.253. Statistic 6.0 rus.
Заполнить форму текущей работой