Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Самоактуализация в профессиональной деятельности инженерно-технических работников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены акмеологические особенности самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работников. Выявлены взаимосвязи между компонентами самоактуализации, значимостью жизненных сфер и направленностью на жизненные цели. В группе с низким уровнем самоактуализации наибольшее число отрицательных связей выявлено со шкалами «самопонимание» и «аутосимпатия». В группе с низким… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Состояние разработанности проблемы исследования
    • 2. Теоретическая модель самоактуализации как интегративной личностной компетентности инженерно-технических работников
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРНО ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
    • 1. Общие, социально-демографические и организационно-должностные особенности самоактуализации инженерно-технических работников
    • 2. Акмеологические особенности самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работников
  • Выводы по второй главе

Самоактуализация в профессиональной деятельности инженерно-технических работников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современные социальные и экономические преобразования предполагают необходимость поиска резервов человека, обеспечивающих возможность достижения высшей ступени его развития — акме — во всех сферах жизнедеятельности и прежде всего — в профессиональной. Одной из личностных характеристик, которые определяют эффективность профессиональной деятельности и возможность для человека развиваться в профессии, является самоактуализация.

Понятие самоактуализации связано с всесторонним и непрерывным развитием творческого и духовного потенциала человека, максимальной реализацией всех его возможностей, адекватным восприятием окружающего мира и своего места в нем, осознанным стремлением человека реализовать свой потенциал.

Одной из профессиональных сфер, полноценная реализация в которых невозможна без личностной самоактуализации, является инженерно-техническая деятельность. Основной функцией инженерно-технической деятельности является целенаправленное преобразование объективной действительности в целях научно-технического, экономического и социального развития общества. Осуществить эту функцию будет возможно, только если у инженерно-технических работников как субъектов инновационных преобразований будут сформированы потребность в самоактуализации, а также готовность и способность к ней.

В то же время практика позволила выявить противоречия между: — ролью самоактуализации как акмеологического фактора повышения эффективности профессиональной деятельности инженерно-технических работников и недостаточным учетом этого фактора при организации промышленного производстванеобходимостью повышения уровня самоактуализации инженерно-технических работников и недостаточной изученностью особенностей их самоактуализации в профессиональной деятельности.

Состояние разработанности проблемы исследования. Понятие самоактуализации было сформулировано в середине XX века в рамках гуманистической психологии, опирающейся на положения о целостности человека, его обращенности в будущее, возможности сознавать себя и осуществлять свободный выбор, наполненности его жизни целями, ценностями и смыслами (Ш. Бюлер, Д. Бьюдженталь, К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, О. Хаксли и др.).

В настоящее время философский интерес к изучению самоактуализации личности отражен в работах А. Н. Ефремовой (1990), А. К. Исаева (1993), М. Г. Домбинской (1995), И. А. Винтина (1999), Б. В. Мартынова (2003), С. Ю. Куриловой (2004), О. Г. Кливер (2005), Н. В. Южаковой (2006), С. Б. Тайсаевой (2006), E.H. Кузьминой (2007) и др.

В рамках педагогической и социальной психологии проблемы самоактуализации исследовали И. А. Акиндинова (2000), М. Г. Голубчикова (2003), Е. Е. Вахромов (2003), В. В. Лапик (2002), Е. М. Калмыкова (2008).

Психологические исследования самоактуализации личности проведены Л. И. Анцыферовой (1981), А. Г. Асмоловым (1984), Б. С. Братусем (1988), К. А. Абульхановой (1991), В. А. Петровским (1992), Д. А. Леонтьевым (1997), Е. А. Городиловой (2002), Г. Л. Пучковой (2003), Е. Ф. Ященко (2005), Е. В. Самаль (2008) и др.

Изучению самоактуализации личности в профессиональной деятельности посвящены работы И. Н. Вербицкой (2003), О. В. Гудименко (2007), А. Ю. Василенко (2008), П. Д. Никитенко (2008). Вопросы влияния самоактуализации на развитие личности в рамках образовательных систем изучали Е. И. Горячева (1996), A.JI. Свинарчук (1996), С. А. Воломеев (1998), И. И. Осадчева (1998), Е. А. Ларина (2001), Э. П. Бакшеева (2002), И. В. Садилов (2002), P.M. Шамионов (2002), Е. Е. Вахромов (2003), Т. Д. Дубовицкая (2004), И. В. Туркова (2005), М. В. Дмитриева (2006), Е. В. Челпанова (2006), Н. В. Уварина (2006), В. М. Иванова (2008), Е. А. Лопатин (2009), O.A. Донская (2009), Л. Р. Шафигулина (2009) и др.

Так как самоактуализация взаимосвязана с личностным и профессиональным развитием, самосовершенствованием человека, проявлениями креативности в предметной деятельности и саморазвитии, формированием ценностно-мотивационной сферы личности, профессионального самосознания и продуктивной Я-концепции, она стала предметом акмеологических исследований (В.С.Агапов, С. А. Анисимов, О. С. Анисимов, В. Г. Асеев, В. Г. Зазыкин, А. М. Князев, В. Н. Маркин, В. Н. Марков, О. В. Москаленко, Е. В. Селезнева, Ю. В. Синягин, Н. В. Соловьева, Л. А. Степнова, А. П. Федоркина и др.).

Особое значение приобрели исследования самоактуализации в связи с разработкой проблем акмеологического развития (А.А.Деркач, Э.В.Сайко). В рамках концепции акмеологического развития самоактуализация наряду с самореализацией и самоосуществлением рассматривается как один из структурных компонентов развивающейся самости человека и условие развития его субъектности и повышения его субъектной активности. С этой точки зрения феномен самоактуализации является актуальным в познании процесса достижения акме, в частности в профессиональном развитии.

В то же время вопросы самоактуализации в профессиональной деятельности редко становятся предметом акмеологических исследований. Тем более не существует исследований, посвященных вопросам самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работников, несмотря на то, что инженерно-техническая деятельность требует от своих субъектов активной самоактуализации, самосовершенствования, самореализации.

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — выявить акмеологические особенности самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работников.

Объект исследования — личность и профессиональная деятельность инженерно-технических работников.

Предмет исследования — самоактуализация в профессиональной деятельности инженерно-технических работников.

Гипотеза исследования.

Самоактуализация как специфический вид интегративной личностной компетентности позволяет субъекту профессиональной деятельности действовать самостоятельно и ответственно, обеспечивает формирование продуктивного алгоритма деятельности и максимальное соответствие человека и его профессии.

Высокий уровень самоактуализации в профессиональной деятельности обеспечивает инженерно-техническим работникам высокую значимость сферы профессиональной жизни и гармонизацию жизненных целей.

Задачи исследования 1. Осуществить теоретический анализ состояния проблемы исследования.

2. Разработать теоретическую модель самоактуализации как интегративной личностной компетентности инженерно-технических работников.

3. Выявить общие, социально-демографические и организационно-должностные особенности самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работников.

4. Определить акмеологические особенности самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работников.

5. Разработать научно-практические рекомендации по повышению уровня самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работников.

Теоретико-методологическую базу исследования составили системный, субъектный, деятельностный подходыпринципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, социальной обусловленности личности (В.Г. Асеев, Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, И. А. Джидарьян, В. А. Иванников, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, B.C. Магун,.

A.B. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.) — компетентностный подход (А.Н. Леонтьев, И. А. Зимняя, H.A. Лошкарева, М. Стобарт и др.) — принципы активности субъекта деятельности (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), перехода развития в саморазвитие (А.А.Деркач, Е. В. Селезнева, Л. А. Степнова и др.) — взаимосвязи профессионального и личностного развития (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. С. Глуханюк, Ф. Н. Гоноболин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, Л. М. Митина, К. К. Платонов, Ю. П. Поваренков, A.A. Реан,.

B.А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.) — саморегуляции, самодетерминации и самоактуализации субъектов профессиональной деятельности (К.А.Абульханова, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. В. Селезнева, Л. А. Степнова и др.) — концепции самоактуализации личности (В.И. Андреев, Б. С. Гершунский, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. А. Цукерман и др.).

Исследование осуществлялось с позиций акмеологического подхода (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. С. Карпенко, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач в рамках эмпирического исследования и развивающего эксперимента использовался комплекс методов теоретического анализа и диагностических методик.

В качестве диагностических инструментов применялись: методика диагностики самоактуализации личности (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина) — «Опросник терминальных ценностей» (автор — И.Г. Сенин) — методика «Определение социальной креативности личности" — методика «Интегральная удовлетворенность трудом».

При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением статистических пакетов «EXCEL» и «Statistic for Windows».

Эмпирическая база исследования. В эмпирическом и экспериментальном исследовании принимал участие 121 респондентинженерно-технические работники Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А.Доллежаля».

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, разнообразием и надежностью использованных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Уточнено содержание понятия «самоактуализация». Показано, что с самоактуализацией связаны для человека потребность и возможность проявить свою внутреннюю активность и максимально реализовать свой потенциал в различных сферах жизнедеятельности. Уровнем самоактуализации определяется направление, интенсивность и эффективность саморазвития и самореализации человека.

Определено, что самоактуализация личности в профессиональной деятельности выступает как специфический вид интегративной личностной компетентности, то есть обеспечивает наибольшее раскрытие личностно-профессионального потенциала, осознание и принятие своего профессионального Я, проявление личностных качеств, которые способствуют активизации профессионального целеполагания, преодолению затруднений и эффективному решению профессиональных и личностных задач.

Показано, что в рамках инженерно-технической деятельности, в связи с необходимостью разработки инженерно-технических решений, в наибольшей степени отвечающих запросам общества и не нарушающих состояние окружающей среды, возникают новые закономерности ее развития, обусловленные не только потребностью в техническом совершенстве и инженерном решении практических задач, но и стремлением к удовлетворению потребности человека в самоактуализации, самосовершенствовании и самореализации в рамках профессии.

Разработана теоретическая модель самоактуализации как интегративной личностной компетентности инженерно-технических работников. Показано, что содержание базового, ценностного компонента самоактуализации — аксиологической компетентности, которая выступает как критериальное основание для ее формирования как интегративной личностной компетентности, составляют ценности самоактуализации. Способность к ориентации во времени, умение целостно и полно реализовать во времени свою жизнь составляют содержание временной компетентности. Содержание когнитнвной компетентности составляет потребность в познании как способ развития и актуализации сущностных сил человека, а креативной компетентности — стремление к творчеству как способность проявлять неадаптивную активность и творчески преобразовывать действительность и самого себя. Содержание аутопсихологической компетентности, обеспечивающей актуализацию самопреобразующих процессов, составляют взгляд на природу человека (самопринятие), самопонимание и аутосимпатия. Контактность и гибкость в общении составляют содержание коммуникативной компетентности, обеспечивающей активизацию социальных контактов человека. Динамический аспект самоактуализации как интегративной личностной компетентности составляют автономность и спонтанность как характеристики, обеспечивающие субъектную регуляцию самоактуализационных процессов. Каждый из компонентов самоактуализации как интегративной личностной компетентности имеет свой собственное место в общей структуре, которая определенным образом координируется целенаправленностью модели. В то же время компоненты не являются абсолютно независимыми, а органически взаимосвязаны друг с другом.

Определены общие, социально-демографические и организационно-должностные особенности самоактуализации инженерно-технических работников. Эмпирически подтверждено, что в целом по выборке существуют значимые различия по всем шкалам теста CAT в группах с высоким и низким уровнем самоактуализации, а при сравнении групп с и высоким и средним уровнем самоактуализации различий не выявлено только по шкале «потребность в познании».

Выявлена обратная зависимость между возрастом и общей самоактуализацией, а также шкалами «ориентация во времени», «потребность в познании», «стремление к творчеству» и «аутосимпатия». Установлено, что мужчины и женщины в целом в выборке различаются по уровню аутосимпатии, что говорит о том, что женщины имеют более позитивную и хорошо осознаваемую-концепцию, а в возрастной группе 49 лет и старше мужчины и женщины различаются по уровню шкалы «ценности», то есть женщины в этой возрастной группе больше, чем мужчины, разделяют ценности самоактуализирующейся личности, и больше стремятся к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми. Выявлено различие в уровне аутосимпатии в группах мужчинруководителей и специалистов, что говорит о более адекватной и устойчивой самооценке руководителей.

Обнаружены различия в латентной структуре самоактуализации как интегративной личностной компетентности в зависимости от ее уровня, определены возможности в преодолении затруднений и повышении эффективности самоактуализации.

Определены акмеологические особенности самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работников. Выявлены взаимосвязи между компонентами самоактуализации, значимостью жизненных сфер и направленностью на жизненные цели. В группе с низким уровнем самоактуализации наибольшее число отрицательных связей выявлено со шкалами «самопонимание» и «аутосимпатия». В группе с низким уровнем самоактуализации аксиологический компонент взаимосвязан с такими жизненными целями, как креативность, саморазвитие, достижения, духовное удовлетворение, а также сферой увлечений, а креативный компонент — со сферой увлечений и саморазвитием. В группе с высоким уровнем самоактуализации выявлено значительно меньше взаимосвязей между компонентами самоактуализации, жизненными сферами и жизненными целями. Аксиологический компонент самоактуализации взаимосвязан положительно со сферой профессиональной жизни и отрицательно — со сферой увлечений, шкала «спонтанность» имеет положительные взаимосвязи с направленностью на престиж и материальное положение. Аутосимпатия положительно взаимосвязана со сферой семейной жизни и направленностью на сохранение индивидуальности.

Установлены взаимосвязи уровня социальной креативности и уровня удовлетворенности трудом в группах с высоким и низким уровнем самоактуализации. Показано, что в группе с низким уровнем социальная креативность взаимосвязана с направленностью на достижения и значимостью общественной жизни, а в группе с высоким уровнем — с автономностью, направленностью на креативность и значимостью обучения и образования. Уровень удовлетворенности трудом в группе с низким уровнем самоактуализации взаимосвязан с направленностью на престиж, в группе с высоким уровнем самоактуализации — с самопониманием.

Выявлены жизненные стратегии членов групп с разным уровнем самоактуализации. В группе с низким уровнем самоактуализации выделено семь типов жизненных стратегий: ценностно-целевой неопределенности, социального творчества, личностного творчества, самопознания, социального взаимодействия, саморастраты, поиска. В группе с высоким уровнем самоактуализации выделено восемь типов жизненных стратегий: ценностно-целевая, самовыражения, социального творчества, личностного творчества, прагматическая, достижений, самореализации, гуманизма.

Определены структура жизнедеятельности и иерархия жизненных целей инженерно-технических работников в зависимости от уровня самоактуализации. Установлено, что для инженерно-технических работников с низким уровнем самоактуализации наиболее значимой является сфера увлечений, а для инженерно-технических работников с высоким уровнем самоактуализации — профессиональная сфера. В иерархии жизненных целей у инженерно-технических работников с низким уровнем самоактуализации первенствует материальное положение, а у инженерно-технических работников с высоким уровнем самоактуализации — престиж.

Выявлены негативные внешние и внутренние факторы, затрудняющие формирование самоактуализации как интегративной личностной компетентности, а также акмеологические пути и средства повышения уровня самоактуализации инженерно-технических работников.

Показано, что организация психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности и саморазвития инженерно-технических работников позволяет оптимизировать процесс самоактуализации и приводит к опережающему развитию ее аксиологического, аутопсихологического и креативного компонентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые самоактуализация рассматривается как интегральная личностная компетентность, опосредующая профессиональную деятельность и саморазвитие инженерно-технических работников и обеспечивающая эффективность решения профессиональных и личностных задач. Выявлены особенности проявления самоактуализации в зависимости от возраста, пола и должностного статуса инженерно-технических работников. Описаны жизненные стратегии инженерно-технических работников с разным уровнем самоактуализации. Впервые показано, что структура жизнедеятельности и иерархия жизненных целей инженерно-технических работников зависит от уровня их самоактуализации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения теоретические и практические результаты позволяют разрабатывать индивидуальные программы повышения уровня самоактуализации инженерно-технических работников.

Руководители промышленных предприятий, а также психологи, работающие в рамках психологических и акмеологических служб, могут использовать результаты данного исследования при разработке программ развития самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работников.

Материалы исследования, его результаты и научно-практические рекомендации могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерно-технических работников.

Результаты исследования могут использоваться в учебных курсах по общей акмеологии, акмеологии развития, психологии и акмеологии личности, психологии профессиональной деятельности, педагогике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках профессиональной деятельности инженерно-технических работников. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Они апробированы автором на психолого-акмеологических чтениях Международной академии акмеологических наук, а также были использованы в рамках психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности и саморазвития инженерно-технических работников. Отдельные положения и результаты работы обсуждались на научных сессиях Международного акмеологического института (Москва, 2008;2010 гг.). Материалы исследования докладывались на V Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 2009) — V Международной научно-практической заочной конференции «Актуальные вопросы современного образования» (Москва — Ульяновск, 2010) — X Межвузовской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Социальный потенциал модернизации России» (Москва, 2010).

Положения, выносимые на защиту.

В динамическом плане самоактуализация — это процесс выявления и / или стимулирования внутренних противоречий саморазвития, осмысления и разрешения экзистенциальных проблем, приводящий к переходу индивидных, личностных и субъектных качеств человека из потенциального в актуальное состояние, то есть к их саморазвитию, и обеспечивающий тем самым начало новой стадии самореализации.

В содержательном плане самоактуализация — это интегративное личностное качество, обеспечивающее человеку готовность и способность преодолевать внутренние противоречия, мобилизовывать свои акмеологические ресурсы для творческой реализации жизненных планов и программ и эффективного решения личностных и профессиональных задач.

Самоактуализация как интегративное личностное качество проявляется в деятельности человека и во многом определяет его движение к акме. В свою очередь тип деятельности, в которую включен человек, определяет особенности его самоактуализации.

Как интегративное личностное качество самоактуализация является базовым компонентом личностной компетентности инженерно-технических работников, который обеспечивает эффективность их профессиональной деятельности, продуктивность самореализации в ней и акмеориентированность процесса саморазвития.

С позиций системно-структурного подхода самоактуализацию как интегративное личностное образование можно представить как систему, в которую в качестве структурных компонентов входят различные виды личностной компетентности. При этом в качестве критериального основания в формировании самоактуализации как интегративной личностной компетентности выступают ценности самоактуализации, а спонтанность и автономность представляют по отношению к другим компонентам самоактуализации метакомпетентности. Посредством механизма субъектной регуляции (совокупности всех субъектных инструментов, форм и способов регулирования внешней и внутренней целенаправленной активности человека на основе свободного ценностно-смыслового выбора) они обеспечивают эффективность функционирования других компонентов самоактуализации и при необходимости корректировку их уровня.

Процессы самоактуализации в группах с ее высоким и низким уровнем обеспечиваются разным образом, при этом в группе с высоким уровнем самоактуализации ее структура позволяет более эффективно выявлять и / или стимулировать внутренние противоречия профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития инженерно-технических работников, их внутренние переживания, связанные с осмыслением и разрешением как профессиональных, так и экзистенциальных проблем.

У членов группы с низким уровнем самоактуализации с повышением способности осознавать свои чувства и потребности снижается значимость всех жизненных сфер и исчезает направленность на акмеориентированные жизненные цели, то есть самопонимание и аутосимпатия в группе с низким уровнем самоактуализации выступают как негативные факторы, тормозящие процессы саморазвития и самореализации человека. В то же время формирование ценностей самоактуализирующейся личности у инженерно-технических работников с низким уровнем самоактуализации будет способствовать активизации стремления к реализации своих творческих возможностей, самосовершенствованию, достижению конкретных и ощутимых результатов в деятельности, получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни.

У членов группы с высоким уровнем самоактуализации ценности самоактуализирующейся личности выступают как критерии профессиональной деятельности и вытесняют потребность в увлечениях как средстве заполнения времени. Стремление к признанию окружающих и материальному благосостоянию у членов этой группы обусловлено способностью активно действовать под влиянием внутренних побуждений, адекватно реагируя на новую ситуацию и креативно реагируя на ситуацию привычную, то есть способностью воспринимать себя как субъекта, а адекватная позитивная самооценка обеспечивает стремление к независимости от других людей и в то же время способность ценить, сохранять и развивать семейные отношения.

Инженерно-технические работники с низким уровнем самоактуализации проявляют умение адаптироваться к изменяющимся условиям, особенно в области политической жизни, стремясь к достижению конкретных и ощутимых результатов. Инженерно-технические работники с высоким уровнем самоактуализации проявляют готовность к изменениям и отказу от стереотипов, стремясь к реализации своих творческих возможностей, особенно в области получения новых знаний.

Уровень самоактуализации в сочетании с направленностью на те или иные жизненные цели определяет возможности инженерно-технических работников в разработке жизненных стратегийбольшинство жизненных стратегий инженерно-технических работников с высоким уровнем самоактуализации имеет акмеологическую направленностьвысокий уровень самоактуализации обеспечивает построение оптимальных жизненных стратегий за счет действия преимущественно креативных механизмовнизкий уровень самоактуализации приводит к преимущественному построению непродуктивных жизненных стратегий.

Повышение уровня самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работников обеспечивается использованием ряда акмеологических средств: изучение субъектом собственных способностей и овладение специальными рефлексивно-креативными технологиямидиалогизация взаимодействия субъектов самоактуализации и использование интерактивных методов и приёмовпроблематизация процесса самообразованияактивизация личностных смыслов, направленная на проявление творческих способностейразвитие вариативности решения профессиональных и личностных задачповышение самостоятельности субъектов профессиональной деятельности путем сотворчества, сотрудничества с коллегамиорганизация акмеологической диагностики и мониторинга уровней сформированности самоактуализацииакмеологическое консультированиетренинги самоактуализации. Наиболее эффективно все перечисленные средства могут быть использованы в рамках психолого-акмеологического сопровождения их профессиональной деятельности и саморазвития.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Выводы по второй главе.

В целом по выборке выявлены значимые различия по всем шкалам теста САТ в группах с высоким и низким уровнем самоактуализации, а при сравнении групп с высоким и средним уровнем самоактуализации различий не выявлено только по шкале «потребность в познании».

Выявлена обратная зависимость между возрастом и общей самоактуализацией, а также шкалами «ориентация во времени», «потребность в познании», «стремление к творчеству» и «аутосимпатия». Установлено, что мужчины и женщины в целом в выборке различаются по уровню аутосимпатии, что говорит о том, что женщины имеют более позитивную и хорошо осознаваемую-концепцию, а в возрастной группе 49 лет и старше мужчины и женщины различаются по уровню шкалы «ценности», то есть женщины в этой возрастной группе больше, чем мужчины, разделяют ценности самоактуализирующейся личности, и больше стремятся к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми. Выявлено различие в уровне аутосимпатии в группах мужчинруководителей и специалистов, что говорит о более адекватной и устойчивой самооценке руководителей.

Обнаружены различия в латентной структуре самоактуализации как интегративной личностной компетентности в зависимости от ее уровня, определены возможности в преодолении затруднений и повышении эффективности самоактуализации.

Выявлены взаимосвязи между компонентами самоактуализации, значимостью жизненных сфер и направленностью на жизненные цели. В группе с низким уровнем самоактуализации наибольшее число отрицательных связей выявлено со шкалами «самопонимание» и «аутосимпатия». Аксиологический компонент самоактуализации в группе с ее низким уровнем взаимосвязан с такими жизненными целями как креативность, саморазвитие, достижения, духовное удовлетворение, а также сферой увлечений, а креативный компонент — со сферой увлечений и саморазвитием. В группе с высоким уровнем самоактуализации выявлено значительно меньше взаимосвязей между компонентами самоактуализации, жизненными сферами и жизненными целями. Аксиологический компонент самоактуализации взаимосвязан положительно со сферой профессиональной жизни и отрицательно — со сферой увлечений, шкала «спонтанность» имеет положительные взаимосвязи с направленностью на престиж и материальное положение. Аутосимпатия положительно взаимосвязана со сферой семейной жизни и направленностью на сохранение индивидуальности.

Установлены взаимосвязи уровня социальной креативности и уровня удовлетворенности трудом в группах с высоким и низким уровнем самоактуализации. Показано, что в группе с низким уровнем социальная креативность взаимосвязана с направленностью на достижения и значимостью общественной жизни, а в группе с высоким уровнем — с автономностью, направленностью на креативность и значимостью обучения и образования. Уровень удовлетворенности трудом в группе с низким уровнем самоактуализации взаимосвязан с направленностью на престиж, в группе с высоким уровнем самоактуализации — с самопониманием.

Выявлены жизненные стратегии членов групп с разным уровнем самоактуализации. В группе с низким уровнем самоактуализации выделено семь типов жизненных стратегий: ценностно-целевой неопределенности, социального творчества, личностного творчества, самопознания, социального взаимодействия, саморастраты, поиска. В группе с высоким уровнем самоактуализации выделено восемь типов жизненных стратегий: ценностно-целевую, самовыражения, социального творчества, личностного творчества, прагматическую, достижений, самореализации, гуманизма.

Исследованы структура жизнедеятельности и иерархия жизненных целей инженерно-технических работников в зависимости от уровня самоактуализации. Установлено, что для инженерно-технических работников с низким уровнем самоактуализации наиболее значимой является сфера увлечений, а для инженерно-технических работников с высоким уровнем самоактуализации — профессиональная сфера. В иерархии жизненных целей у инженерно-технических работников с низким уровнем самоактуализации первенствует материальное положение, а у инженерно-технических работников с высоким уровнем самоактуализации — престиж.

Выявлены негативные внешние и внутренние негативные факторы, затрудняющие формирование самоактуализации как интегративной личностной компетентности, а также акмеологические пути и средства повышения уровня самоактуализации инженерно-технических работников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование подтвердило первоначально выдвинутые гипотезы, правильность постановки задач и положения, выносимые на защиту.

Показано, что с самоактуализацией связаны для человека потребность и возможность проявить свою внутреннюю активность и максимально реализовать свой потенциал в различных сферах жизнедеятельности. Уровнем самоактуализации определяется направление, интенсивность и эффективность саморазвития и самореализации человека.

Определено, что самоактуализация личности в профессиональной деятельности выступает как специфический вид интегративной личностной компетентности, то есть обеспечивает наибольшее раскрытие личностно-профессионального потенциала, осознание и принятие своего профессионального Я, проявление личностных качеств, которые способствуют активизации профессионального целеполагания, преодолению затруднений и эффективному решению профессиональных и личностных задач.

Показано, что в рамках инженерно-технической деятельности, в связи с необходимостью разработки инженерно-технических решений, в наибольшей степени отвечающих запросам общества и не нарушающих состояние окружающей среды, возникают новые закономерности ее развития, обусловленные не только потребностью в техническом совершенстве и инженерном решении практических задач, но и стремлением к удовлетворению потребности человека в самоактуализации, самосовершенствовании и самореализации в рамках профессии.

Разработана теоретическая модель самоактуализации как интегративной личностной компетентности инженерно-технических работников. Раскрыто содержание компонентов самоактуализации: аксиологической компетентности, временной компетентности, когнитивной компетентности, креативной компетентности, аутопсихологиеской компетентности, коммуникативной компетентности, а также механизма субъектной регуляции самоактуализационных процессов. Показано, что каждый из компонентов самоактуализации как интегративной личностной компетентности имеет свой собственное место в общей структуре, которая определенным образом координируется целенаправленностью модели. В то же время компоненты не являются абсолютно независимыми, а органически взаимосвязаны друг с другом.

Изучены общие, социально-демографические и организационно-должностные особенности самоактуализации инженерно-технических работников. Эмпирически подтверждено, что в целом по выборке существуют значимые различия по всем шкалам теста CAT в группах с высоким и низким уровнем самоактуализации, а при сравнении групп с высоким и средним уровнем самоактуализации различий не выявлено только по шкале «потребность в познании».

Выявлена обратная зависимость между возрастом, общей самоактуализацией и ее отдельными щкалами. Установлено, что мужчины и женщины в целом в выборке различаются по уровню аутосимпатии, что говорит о том, что женщины имеют более позитивную и хорошо осознаваемую Я-концепцию, а в возрастной группе 49 лет и старше мужчины и женщины различаются по уровню шкалы «ценности», то есть женщины в этой возрастной группе больше, чем мужчины, разделяют ценности самоактуализирующейся личности, и больше стремятся к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми. Выявлено различие в уровне аутосимпатии в группах мужчин — руководителей и специалистов, что говорит о более адекватной и устойчивой самооценке руководителей.

Обнаружены различия в латентной структуре самоактуализации как интегративной личностной компетентности в зависимости от ее уровня, определены возможности в преодолении затруднений и повышении эффективности самоактуализации.

Исследованы акмеологические особенности самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работников.

Выявлены взаимосвязи между компонентами самоактуализации, значимостью жизненных сфер и направленностью на жизненные цели. Установлены взаимосвязи уровня социальной креативности и уровня удовлетворенности трудом в группах с высоким и низким уровнем самоактуализации. Показано, что в группе с низким уровнем социальная креативность взаимосвязана с направленностью на достижения и значимостью общественной жизни, а в группе с высоким уровнем — с автономностью, направленностью на креативность и значимостью обучения и образования. Уровень удовлетворенности трудом в группе с низким уровнем самоактуализации взаимосвязан с направленностью на престиж, в группе с высоким уровнем самоактуализации — с самопониманием.

Выявлены жизненные стратегии членов групп с разным уровнем самоактуализации. В группе с низким уровнем самоактуализации выделено семь типов жизненных стратегий: ценностно-целевой неопределенности, социального творчества, личностного творчества, самопознания, социального взаимодействия, саморастраты, поиска. В группе с высоким уровнем самоактуализации выделено восемь типов жизненных стратегий: ценностно-целевую, самовыражения, социального творчества, личностного творчества, прагматическую, достижений, самореализации, гуманизма.

Исследованы структура жизнедеятельности и иерархия жизненных целей инженерно-технических работников в зависимости от уровня самоактуализации. Установлено, что для инженерно-технических работников с низким уровнем самоактуализации наиболее значимой является сфера увлечений, а для инженерно-технических работников с высоким уровнем самоактуализации — профессиональная сфера. В иерархии жизненных целей у инженерно-технических работников с низким уровнем самоактуализации первенствует материальное положение, а у инженерно-технических работников с высоким уровнем самоактуализации — престиж.

Выявлены негативные внешние и внутренние негативные факторы, затрудняющие формирование самоактуализации как интегративной личностной компетентности, а также акмеологические пути и средства повышения уровня самоактуализации инженерно-технических работников.

Показано, что организация психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности и саморазвития инженерно-технических работников позволяет оптимизировать процесс самоактуализации и приводит к опережающему развитию ее аксиологического, аутопсихологического и креативного компонентов.

Научно-практические рекомендации направлены на оптимизацию процесса самоактуализации инженерно-технических работников в профессиональной деятельности. Показано, что оптимизировать процесс самоактуализации инженерно-технических работников в профессиональной деятельности можно следующими путями: повышением уровня научно-практических разработок психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности и саморазвития инженерно-технических работниковразвитием компонентов самоактуализации как интегративной личностной компетентности инженерно-технических работников в ходе целенаправленной коррекционно-развивающей работыформированием профессиональной готовности практических психологов-акмеологов к повышению уровня самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работниковвнедрением основных теоретических положений настоящего исследования в практику психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности и саморазвития инженерно-технических работников.

Предметом дальнейшего исследования может стать разработка акмеологических программ повышения уровня самоактуализации в профессиональной деятельности представителей других профессий, а также подготовка психологов-акмеологов к организации психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности и саморазвития инженерно-технических работников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Субъектная регуляция процесса личностно-профессионального развития будущих юристов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2010. 22 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 137−145.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  4. Д.Л. Самоактуализированная личность: применение концепции А. Маслоу к исследованию социальных процессов в органах внутренних дел // Социологический сборник. М., 2000. — Вып. 6. — С. 4549.
  5. И.А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа: Дис.. канд. психол. наук. СПб, 2000. 156 с.
  6. Л.Ф., Храмцова Л. Н. Психологические условия формирования и реализации самоосуществляющейся личности // III Сибирская школа молодого ученого. Томск, 2001. — Т. 3. — С. 15−19.
  7. Г. С. Алгоритм изобретательства, 2-е изд. М.: Московский рабочий. 1973. 296 с.
  8. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Сов радио, 1979. 216 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-263 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288с.
  11. П.Анисимов О. С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ субъекта жизнедеятельности (теория и практика) // Мир психологии. 2008. № 4. С. 178−189.
  12. JI. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопросы психологии. 1973. № 4. С. 173—180.
  13. А.П. Конституциональная репрезентация как психологический фактор оптимизации копинг-поведения личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2009. 22 с.
  14. В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. 299 с.
  15. Н.К. К проблеме творческой самореализации личности: на материалах исследования // Культурология: Новые подходы. М., 1997. — N 2.-С. 102−110.
  16. Э.П. Педагогическая поддержка самоактуализации в педвузе: Дис. канд. пед. наук, Сургут, 2002. 246 с.
  17. П.И. Аксиологические и методологические обоснования инженерного дела // Инженер в современном мире, Томск: Полиграфист. 1991. С. 46−87.
  18. О.О. Влияние самоактуализации на формирование структуры компетентного стиля жизни личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 2001. 24 с.
  19. А.Б. Современные представления о сущности и содержании инженерной деятельности // Методология науки: статус и программы. М., 2005. С. 209−222.
  20. Ю.Л. Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2007. 25с.
  21. О.О. Личностные факторы профессиональной самореализации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2009. -25 с.
  22. Большой толковый словарь иностранных слов, т. 1 / Сост. и общ. ред. М.А. Надель-Червинская, П. П. Червинский. Ростов н/Д, Изд.: «Феникс», 1995. 544 с.
  23. Э. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976. 144 с.
  24. C.JI., Миронова M.JI. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под. ред. A.A. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997. С. 38−46.
  25. А.Ю. Личностные факторы профилактики эмоционального выгорания в процессе профессиональной самоактуализации: Автореф.дис. канд. психол. наук. Хабаровск, 2008. 21 с.
  26. О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. URL: http://lifekeуs.i ino-net.ru/Smvsl/smvsl-2.htm (дата обращения 15 марта 2010 г.)
  27. Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения // Прикладная психология и психоанализ. 2002, № 2. С. 5−17.
  28. Е.Е. О динамике концептуальных подходов к феномену самоактуализации // Мир психологии. М., 2005. — N 3. — С. 40−51.
  29. Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. Учебное пособие. М.: МПА, 2001. 160 с.
  30. Е.Е., Мухина Г.А.Развитие социальной ситуации и ее влияние на самоактуализацию в профессиональной деятельности. URL: http://vakhromov.narod.ru/publ/docs/046.doc (дата обращения 25 сентября 2009 г.).
  31. О.С. Проблема самоактуализации человека // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Философия. Социология». Том 21 (60). № 2, 2008. С. 186−192.
  32. Ю.Л. Формирование личностной и профессиональной направленности студентов в контекстном обучении: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2007. 21 с.
  33. А.И. Самоактуализация личности: Этико-психол. аспект. -Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 2001. 108 с.
  34. И.А. Этико-психологические аспекты самоактуализации личности в эгосоциальной теории: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Саранск, 1999. 16 с.
  35. К.Г. Организация труда научного работника. Киев: Академия наук УССР, 1948. 158 с.
  36. С.А. Профессия как фактор самореализации личности: Автореф.дис. канд. философ. Наук. М., 1998. 23 с.
  37. O.A. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 2008. 24 с.
  38. M.JI. Личностный потенциал // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. Н. Новгород, 2002. — С. 33−36.
  39. Л.С. Конкретная психология человека// Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14.1986. № 1.
  40. Э.В. К вопросу о методологии изучения самореализации личности в системе родственных понятий // Сибирский психологический журнал. Выпуск 13. Томск, 2000. — С. 30−33. а
  41. Э.В., Клочко В. Е. Самореализация личности: системный взгляд: Монография. Томск, из-во ТГУ, 2000. 163 с.
  42. A.B. Проблема ценностей и самореализации личности в философии экзистенциализма // Вестн. ЛГТЭ-ЛЭГИ. Липецк, 1999. — N 3. — С. 126−130.
  43. В.Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психологический критерий личностно-профессионального развития учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. 24 с.
  44. E.H. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью. Дис. .канд. психол. наук, Пермь, 2002. 178 с.
  45. E.H. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: Монография: Пермский госуниверситет, 2002. 244 с.
  46. Д. А. Психологическое пространство как фактор, влияющий на самоактуализацию личности. URL: http://lomonosov.есоп.msu.ru/2007/16/Gotovchikova DA. pdf (дата обращения 10 декабря 2008 г.)
  47. Е.В. Исторические аспекты и теоретические основы творческого инженерного мышления // Исследование проблем творчества. Глазов, 2003. С. 43 50.
  48. О.В. Самоактуализация как фактор преодоления психологических барьеров у студентов психологов в процессе профессиональной подготовки: Диссертация. канд. психол. наук. Омск, 2007. 178 с.
  49. A.A. Акмеологические основы развития профессионала. -М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 752 с.
  50. A.A., Сайко Э. В. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития // Мир психологии, 2008, № 1, С. 218−229.
  51. A.A., Сайко Э. В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии, 2007, № 2, С. 43−55.
  52. A.A., Сайко Э. В. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе (теоретико-методологическое обоснование) // Мир психологии. 2009. № 2. С. 222−234.I
  53. A.A., Сайко Э. В. Самость и конструкты самости в развитии человека // Мир психологии. 2008, № 4. С. 225−238.
  54. A.A., Селезнева Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития: Монография. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 496 с.
  55. A.A., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. 248 с.
  56. Д. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М.: Мир, 1969. 440 с.
  57. М.Г. Творческая самореализация личности инженера в профессиональной деятельности: (Филос.-социол. аспект): Автореф. дис. .канд. филос. наук. Новосибирск, 1995. — 17 с.
  58. М.Г. Факторы формирования духовной культуры инженера: Монография, М.: Изд. МГУ, 1996. 110 с.
  59. Т.Д. Развитие самоактуализирующейся личности учителя. Контекстный подход: Дис.докт. психол. наук, М., 2004. 349 с.
  60. Т.Д. Самоактуализация личности в контекстном обучении. Монография, М.: РИЦ «Альфа», 2004. 131 с.
  61. А.Н. Профессия как сфера самореализации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1990. — 24 с.бб.Захарова И. Г. Формирование социальной компетенции будущих инженеров: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2010. 24 с.
  62. Н.И. Философии техники, Тверь: ТГТУ, 1997. 155 с.
  63. Е.М. Психологическая системная профессиография. М.: ПЕР СЭ, 2003.128 с.
  64. О.А. Самоактуализация и жизненные планы современного студенчества. URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc Gum/NiQ/2009 1−2/psiholog/ignat.htm (дата обращения 2 августа 2009 г.).
  65. А.К. Самореализация личности и смежные с ней понятия // Общество и современный социокультурный процесс. М., 1993. — С. 285 300.
  66. Е.М. Этнопсихологические особенности самоактуализации личности студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2008. 24 с.
  67. C.B. Самоактуализация личности в условиях современной информационной среды: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 2007. 29 с. 73 .Кедров Б. М. День одного великого открытия. Киев: Едиториал УРСС, 1979. 640 с.
  68. О.Г. Здоровье как фактор самоактуализации личности: социально-философский анализ: Автоерф. дис.. канд. филос. наук. Архангельск, 2007. 29 с.
  69. А.Н. Креативность студентов-педагогов как фактор их самоактуализации в обучении: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -СПб., 2007. 25 с.
  70. В.П. Философские проблемы инженерной деятельности // История науки и техники. М., 2004. № 4. С 63 — 73.
  71. П.Ф. Самоосуществление человека в творчестве // Путь к человеку. Пенза, 2005. — С. 90−101.
  72. П.Ф. Творчество как способ самовыражения личности // Личность: развитие и реализация в творчестве. Курск, 1996. — С. 159−168.
  73. Э. Введение в инженерное дело. М.: Энергия, 1970. 176 с.
  74. В.Е. Типологии жизненных стратегий. иЫЬ: http://www.el-history.rU/node/588 (дата обращения 21 сентября 2009 г.).
  75. Е.А. Творческая самоактуализация как фактор личностно-профессионального развития будущих учителей начальных классов: Дис.канд. пед. наук, Курск, 2001. 189 с.
  76. В.Г. Инженерия и культура // Философия, общество, культура. Самара, 2007. С. 261−270.
  77. К. Теория поля в социальных науках / Пер. с англ. Сурпина Е. — СПб.: Сенсор, 2000. — 365 с.
  78. Д.А. Развитие самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 150−158.
  79. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива впостсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур, М.: Смысл, 1997. С.77−156.
  80. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии, М.: Педагогика, 1991, 297с.
  81. Е.А. Педагогические аспекты самоактуализации студентов в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2009. 22 с.
  82. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. 144 с.
  83. М.В. Профессионально-личностный имидж инженера // Проблемы социально-гуманитарных наук в эпоху цивилизационного кризиса. Саратов, 2006. 4.1. С. 247 252.
  84. С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 539 с.
  85. Н.С. Теоретические предпосылки построения моделей образа жизни // Социологические исследования. 1974. — № 2. С?
  86. В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 256 с.
  87. В.Н. Личность: через профессионализм к акме // Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI VII симпозиумов. — М.- Самара, 2002. — С. 275−276.
  88. В.Н. Механизмы реализации потенциала в контексте акмеологии развития // Мир психологии. М., 2007. — N 2. — С. 61−73.
  89. А. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. Татлыбаевой A.M. Вступительная статья Акулиной H.H. СПб.: Евразия, 1997.430 с.
  90. А. Мотивация и личность / Перев. с англ. Татлыбаевой A.M. Вступительная статья Чубарь H.H. СПб.: Евразия, 2001. 478 с.
  91. А. Новые рубежи человеческой природы / Перев. с англ. под общ. ред. Г. А. Балла. М.: Смысл, 1999. 474с.
  92. А. Психология бытия. М.: «Рефл Бук», К.: «Ваклер», 1997. 304 с.
  93. Митина JIM. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 400 с.
  94. У. Брат мой враг мой. Свердловск: Свердловское книжное изд., 1957. 352 с.
  95. О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности//Магистр, 1995. № 6. С. 84−95.
  96. В.И. Проблемы самореализации индивида в социально-философской концепции Э. Фромма // Проблемы философии. Киев, 1990. — Вып. 86. — С. 68−75.
  97. В.И. Самореализация личности как социальный процесс (Методол.-социол. аспект): Автореф. дис. .канд. филос. наук. Киев, 1990. -16 с.
  98. Р.Ш. Проблема самоопределения и творческой самореализации // Евразийское ожерелье. Оренбург, 2002. — Вып. 3. — С. 36−52.
  99. H.A. О роли субъективного в самоосуществлении человека // Вестн. Вят. гос. гуманит. ун-та. Киров, 2003. — N 9. — С. 72−80.
  100. П.Д. Представления о мире и самоактуализация личности в процессе профессиональной социализации курсантов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Саратов, 2008. 23 с.
  101. A.M. Самореализация молодого поколения и модернизация российского общества / Моск. гос. ун-т путей сообщения (МИИТ). М., 2000. — 45 с.
  102. Общая психология. Словарь / Под. ред. A.B. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. —251 с.
  103. Ю.Овчинникова JI.A. Развитие самоактуализации в структуре интегральной индивидуальности студента средствами психологического тренинга: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2007. 24 с.
  104. ПЗ.Осмачко H.B. Жизненные стратегии студенческой молодежи в социокультурном пространстве России (Социологический анализ): Автореф. дис. канд. социол. наук. Владивосток, 2005. 24 с.
  105. Ю.М. Проблема социальной реализации личности: методологические ракурсы // Человек: диагноз и прогноз в социально-гуманитарном значении. Курск, 2004. — С. 107−113.
  106. Я.А. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. 336 с.
  107. Г. Л. Субъективное благополучие, как фактор самоактуализации личности: Автореф. дис. .канд. психол.наук. -Хабаровск, 2003. 24 е.
  108. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив / Социоинженер. ассоц. «Деловое содействие». М., 1995. — 69 с.
  109. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Общ. ред. Е. И. Есениной. М.: Прогресс- Универс., 1994. 480 с.
  110. К. Клиенто-центрированная терапия. М.: Психотерапия, 2007. 560 с.
  111. Ю.В. Психология и педагогика. Часть 1 «Психология»: Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2008. — 93 с.
  112. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1991. 690 с. 123 .Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101−108.
  113. Л.А. Проблема творческого самоосуществления сознания // М. М. Бахтин: эстетическое наследие и современность. Саранск, 1992. -Ч. 2. — С. 214−218.
  114. И.Р. Организационная основа формирования профессиональной культуры будущего специалиста. URL: http://www.eduhmao.ru/var/db/files/158B3.sannikova-i.doc (дата обращения 12 октября 2009 г.).
  115. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319 — 344.
  116. A.JI. Современный специалист в поиске смысла жизни // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. Новосибирск, 1996. Ч. 1. — С. 84 — 89.
  117. А.Е. Инженерная деятельность в контексте эволюции общества: социально-философский анализ: Дис.канд. философ., наук, Ростов на/Д, 2004. 129 с.
  118. Е.В. Пространство целей человеческой жизни // Мир психологии. 2009. № 1. С. 50−55.
  119. Е.В. Развитие акмеологической культуры государственных служащих: Дис.. доктора психол. наук. М., 2005. 670 с.
  120. Е.В. Развитие акмеологической культуры личности / Под ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 260 с.
  121. Е.В. Самоосуществление как акмеологическая категория // Мир психологии. М., 2007. — N 2. — С. 192−203.
  122. Слепова Т. В. Критический анализ проблемы эмансипированности личности в некоторых исследованиях «гуманистической» психологии // Вопросы психологии. 1976. № 5. С. 163—170.
  123. JI.A. Призвание как самореализация и активность личности // Региональные аспекты формирования рыночных мотивационных механизмов. Калининград, 1993. — С. 53−60.
  124. В.Н., Полянин В. А. Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности специалистов инженерного профиля: монография / Софьина В. Н., Полянин В. А., Ковров: КГТА, 2008. 220 с.
  125. А.Г. Философия. М.: Гардарики ушу, 2001. 367 с.
  126. B.C. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М., 2000, С. 21−22.
  127. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия" — Высшая школа, 2001. 360 с.
  128. О.И. К проблеме профессионального становления студентов. URL: http://iournal.senn.ru/J2005 lR/PSIH/Svslov.doc (дата обращения 12 июля 2009 г.).
  129. Х.Г. Самоактуализация как важнейший аспект самооценки личности // Психология трудовой деятельности и творчества: Сб. ст.-М., 2002.-С. 34−37.
  130. И.В. Самоактуализация личности студентов в период обучения в медицинском вузе: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 2005. 204 с.
  131. Е.А., Черняновская И. А. Самореализация как ведущий фактор саморазвития личности // Потенциал личности: комплексная проблема. Тамбов, 2003. С. 394−399.
  132. Э.И. Самоактуализация личности в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2010. 24 с.
  133. П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2005. -24 с.
  134. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. 490 с.
  135. Ф. Основы общей методики конструирования. Ленинград, 1974. 264 с.
  136. П. Наука и искусство проектирования. М.: Мир, 1973. 264 с.
  137. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999. 606 с.
  138. Н.В. Факторы формирования личностных качествбудущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободу: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2007. 25 с.
  139. Е.В. Оценка жизненного самоосуществления как предмет рефлексивной деятельности человека //http://sun.tsu.ru/mminfo/63 105/301/image/301 178-l 81 .pdf
  140. P.M. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации: Дис.. доктора психол. наук, Саратов, 2002. 362 с.
  141. P.M. Самоактуализация учителей и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой // Мир психологии. М., 2002. — N 2. — С. 143 148.
  142. Л.Р. Педагогические условия формирования профессиональной самоактуализации личности молодого учителя в процессе внутришкольного повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Астрахань, 2009. 25 с.
  143. О.Н. Познавательный интерес как ценность университетского образования: монография, Челябинск: Изд. ЮУрГУ, ИПК ГОУ ОГУ, 2007. 148 с.
  144. И.Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования // Педагогика. М., 2004. — N 4. — С. 36−42.
  145. A.B. Развитие профессиональной самоактуализации у студентов-психологов в вузе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. 24 с.
  146. O.A. Творческая самореализация личности в пространстве социальных норм // Художественное образование в пространстве-времени культуры. Курск, 2004. — С. 51−55.
  147. Э. Анти — Карнеги / Э. Шостром- Прихоти удачи / Д. Карнеги / Пер. с англ. 3-е изд. Минск: Поппури, 2004. 400 с.
  148. Шувалов А. В .Ценности самоактуализации и терминальная ценность как факторы личностной вовлеченности педагога в процесс профессиональной деятельности. URL: http://www.firstiob.ru/7ScienceView&ID=197 (дата обращения 15 октября 2009 г.).
  149. М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности / Сарат. гос. акад. права. Саратов, 1992. — 242 с.
  150. П.К. Технический итог XIX века. СПб.: Аврора, 1998. С. 5−6.
  151. П.К. Технический итог XIX века. СПб.: Аврора, 1998. С. 5−6.
  152. П.М. Процесс творческой работы изобретателя. М.- JI.: ЦС Всесоюзного общества изобретателей, 1934. 135 с.
  153. П.М. Психология чувств и мотиваций. М.- Институт практической психологии- Воронеж НПО, 1998. 304 с.
  154. Е.Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: Дис. докт. психол. наук. Челябинск, 2006. 383 с.
  155. Adler А. Psychotherapie and Ersiehung: Ausgewahlte Aufsaze. Bd I: 1919 1929 / Hg. von H.L. Ansbacher, R.F. Antoch. Frankfurt in Main: Fisher Taschenbuch Verlag. 1982. 267 p.
  156. Adler A. Psychotherapie and Ersiehung: Ausgewahlte Aufsaze. Bd. 2: 1930 1932 / Hg. von H.L. Ansbacher, R.F. Antoch. Frankfurt in Main: Fisher Taschenbuch Verlag. 1982. 285 p.
  157. Adler A. Psychotherapie and Ersiehung: Ausgewahlte Aufsaze. Bd. 3: 1933 1937 / Hg. von H.L. Ansbacher, R.F. Antoch. Frankfurt in Main: Fisher Taschenbuch Verlag. 1983. 217 p.
  158. Allport G.W. Pattern and growth in personality. N. Y., 1961. C. X. 2331. P
  159. Allport G.W. Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality. New Haven: Yale University Press, 1956. IX, 106 p.
  160. Bern E. Principles of Group Treatment. N. Y.: Oxford University Press, 1966. 405 p.
  161. Buchler Ch. Basic tendencies of Life. Theoretical and clinical considerations. Tuebingen, 1960. 232 p.
  162. Bugental J.F.T. The Art of Psychotherapist. N. Y.: Norton, 1987. 321 p.
  163. Goldstein K. The Organism: a holistic approach to biology. N. Y.: American Book Company, 1939.
  164. Maslow A. Motivation and Personality. 2nd ed. New York: Harper & Row, 1970. 369 p.
  165. Maslow A. Religions, Values, and Peak Expiriens. New York: Viking press, 1970. 123 p.
  166. Maslow A. The father reaches of human nature. New York: Viking, 1971. 175 p.
  167. May R. The Problem of Evil: an open letter to Carl Rogers // J. of Humenistic Psychology, № 3. 1982. V. 22. P. 10−21.
  168. Perls F. Gestalt Therapy Verbatim. N. Y.: Bantam Books. 323 p.
  169. Peterfreund E. Information, systems and psychoanalysis: an evolutionary biological approach to psychoanalytic theory. N. Y.: International Universities Press, 1971. 399 p.
  170. Rogers C. Freedom to learn. Columbus: Charles E. Merrill, 1979.
  171. Rogers C. The actualizing tendency in relastion to «monives» and to consciousness // Nebraska symposium of motivatiosion / M.R. Jones (ed.) Lincoln, NB: University of Nebraska Press, 1966. Voll. 11. P. 1 -24.
  172. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. San Franciosco: Josse-Bass, 1969. XVIII. 214 p.
  173. Rokeach M. The Nature of Human Values. N. Y.: The Free Press, 1973. X. 438 p.
  174. Sartr J.-P. Esquisse d’une theorie des emotions. Paris: Hermann, 1960. 67 p.
  175. Sartr J.-P. The Psychology of Imagination. London: Methuen, 1972. 3521. P
Заполнить форму текущей работой