Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Предупреждение агрессивного поведения военнослужащих по призыву в повседневной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика исследования предусматривала: создание банка агрессивных ситуаций, имевших место во взаимоотношениях воинов, применение методов анкетирования, экспертного опроса, бесед, тестирования, контент-анализ литературных источников, анализ документов и результатов деятельности, а также проведение констатирующего и формирующего эксперимента. Для изучения индивидуально-психологических особенностей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологические основы психологического анализа (исследования) агрессии и агрессивности
    • 1. 1. Проблема агрессии в психологии
    • 1. 2. Психологическая структура и процесс формирования агрессивного поведения военнослужащих по призыву
    • 1. 3. Методические приемы исследования агрессивного поведения военнослужащих по призыву
  • Глава 2. Психологические особенности агрессивного поведения военнослужащих по призыву
    • 2. 1. Психологическая характеристика факторов агрессивного поведения военнослужащих по призыву
    • 2. 2. Дифференциация агрессивного поведения военнослужащих по призыву
    • 2. 3. Динамика изменения уровня агрессивности военнослужащих по призыву в процессе прохождения воинской службы
  • Глава 3. Предупреждение и коррекция агрессивного поведения военнослужащих по призыву
    • 3. 1. Основные направления предупреждения агрессивного поведения военнослужащих по призыву

    3.2 Психологическая коррекция агрессивного поведения военнослужащих по призыву 154 -170 3.3 Создание и поддержание социально-психологического климата в воинском коллективе (подразделения, части), обстановки, благоприятствующей снижению агрессивности 171 -.

Предупреждение агрессивного поведения военнослужащих по призыву в повседневной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема агрессии и агрессивности во все времена привлекала к себе внимание людей. Она тесно связана с проблемами власти, насилия, враждебности. Философы, политические деятели, ученые не оставляли без внимания эту форму человеческого поведения, пытаясь понять причину его образования. В настоящее время интерес к исследованию агрессивного поведения, его способов регуляции и контроля резко возрос. Это породило специальные отрасли знаний: вайоленсиологию (теория насилия), агрессиологию (теория агрессии). Так, например, за последние годы было опубликовано только на английском и французском языках по этой проблеме более 4000 работ, т. е. столько, сколько за 50 предыдущих лет. Только за период с 1970 по 1976 год по данным Д. М. Стоннера было опубликовано более 1200 работ. К середине же 80-х годов написано более 350 монографий. Однако многочисленные исследования агрессии в рамках различных наук осмысливают подобные явления, выявляют механизмы и причины, способы регуляции и контроля с помощью собственного понятийного аппарата, что создает определенные трудности при изучении данного явления. Естественно так продолжаться долго не могло и уже в начале 70-х годов была основана организация, объединяющая и координирующая научные исследования в области агрессиологии на международном уровне — Международное общество по изучению агрессии (МОИА), которая включает ведущих специалистов по проблеме — психологов, социологов, философов, юристов, физиологов, этологов, психиатров, фармакологов.

Все большее внимание уделяется агрессии и в отечественной психологии. Исследованием данной проблемы в различные годы занимались Н. Д. Левитов (1967), С. Н. Ениколопов (1984), П. А. Ковалев (1980), К. А. Тарасов (1987), Н. В. Аликина (1989), Ю. В. Егошкин (1995) Н. А. Ратинова (1998). В настоящее время опубликовано более двадцати книг и статей, адаптировано несколько тестов агрессивности. Исследуются проявления агрессии в политике, в экономике, в криминальной области. Разработкой этих проблем в широком плане занимается юридическая психология. Различные аспекты интересующей нас проблемы освящались в работах В. В. Гульдана, Ю. М. Антоняна, Е. Г. Дозорцевой, А. В. Дулова, М. И. Еникеева, М. М. Коченова, И. А. Кудрявцева, О. Ю. Михайловой, А. Р. Ратинова, В. В. Романова, Ф. С. Сафуанова, О. Д. Ситковской и многих других.

Определенный вклад в изучение особенностей агрессии в жизнедеятельности военнослужащих внесли военные психологи, исследующие смежные проблемы: А. Д. Глоточкин (1964), Л. Ф. Железняк (1978), А. И. Китов (1972) Н. Ф. Феденко (1981),) Э. П. Утлик (1975, 1997), М. И. Дьяченко (1969), В. Ф. Давыдов (1980), М. П. Крапивин (1987), С. И. Съедин (1990), А. Я. Анцупов.

1992), В. Н. Ковалев (1986), В. В. Федотов (1987), В. М. Крук (1988), А. И. Шипилов.

1993), Е. Г. Баранов (1995).

Однако специального социально-психологического исследования агрессивного поведения военнослужащих и путей его предупреждения не проводилось.

Изучение агрессии в отечественной психологии в целом является также недостаточным и даже отстает от социологии, криминологии и некоторых других общественных наук, которые, в той или иной мере, занимаются исследованием агрессивного поведения. Агрессивное поведение и личность нарушителя традиционно исследуются с помощью социологических подходов и методов: естественно, и выводы носят в основном социологический характер. Мало исследований, в которых содержались бы научные концепции психологических причин и мотивов агрессивного поведения и агрессивности как свойства личности.

Между тем проблема агрессивности становится все более актуальной в жизни российского общества. В обстановке экономического неблагополучия и политической нестабильности возрастает взвинченность и нервозность людей, высокого уровня достигла преступность, что свидетельствует о повышении агрессивности.

Особое беспокойство вызывают проявления агрессивности в Вооруженных Силах РФ. Здесь каждое десятое преступление является насильственным, имеет место тенденция к росту числа преступлений с использованием оружия. Только с 1997 года по 1998 год в Российской армии число военнослужащих, убитых сослуживцами достигло 68 человек. Многие нарушения воинской дисциплины порождаются плохо контролируемой агрессивностью отдельных военнослужащих. Агрессивность находит свое проявление в неуставных формах взаимоотношений в воинских коллективах. Опасность агрессии состоит и в том, что она создает предпосылки к суицидам, препятствует оздоровлению психологического климата, уменьшает степень доверия во взаимоотношениях между начальниками и подчиненными.

Интересы развития Вооруженных Сил требуют эффективной системы устранения девиантных форм агрессивного поведения военнослужащих, направления их энергии в социально полезное русло. Решение этих задач, важность которых подчеркивается в руководящих документах МО РФ, нуждается в соответствующем научно-психологическом обеспечении.

Необходимо путем непосредственного психологического анализа раскрыть природу и особенности проявления агрессивности в условиях военной службы, факторы формирования мотивов агрессивного поведения, условия распространения его различных форм и видов среди военнослужащих различных сроков службы. Это позволит выработать меры предупреждения негативных проявлений агрессивности и ориентации ее в просоциальное русло, вооружить командиров и структуры воспитательной работы теоретическими данными и конкретными методами диагностики и коррекции агрессивного поведения военнослужащих. Все это имеет важное значение для повышения боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил.

Таким образом, особая практическая значимость и теоретическая неразработанность проблемы познания и предупреждения агрессии обусловили выбор темы исследования и определили его замысел.

Объект исследования — процессы общения и совместной деятельности военнослужащих по призыву, в ходе которых имеют место агрессивно-насильственные действия.

Предмет исследования — содержание, формы проявления, индивидуальные и типологические особенности и другие свойства агрессивного поведения военнослужащих по призыву, которые необходимо учитывать в профилактической работе в подразделениях.

Цель исследования — установление существенных психологических особенностей агрессивного поведения военнослужащих по призыву, обусловливающих содержание и формы профилактической работы.

Задачи исследования:

1. Провести анализ взглядов психологов на проблему агрессивного поведения и пути их конструктивного разрешения.

2. Определить содержание3 психологическую структуру и динамику агрессивного поведения у военнослужащих по призыву.

3. Выявить социально-психологические и другие факторы, обусловливающие особенности агрессивного поведения военнослужащих по призыву.

4.Обосновать практические меры по предупреждению и коррекции агрессивного поведения военнослужащих по призыву.

Гипотезы исследования:

1. Динамика агрессивного поведения военнослужащих по призыву в условиях повседневной службы определяется особенностями коллективной организации их жизни и деятельности, в том числе бытовыми и другими трудностями. Влияние условий военной службы на проявления агрессивности преломляются через индивидуально-личностные особенности военнослужащих. Содержание и формы проявления агрессии зависят от продолжительности службы, статуса военнослужащих, а также психологического климата подразделения и стиля управления. Чем меньше упорядочена воинская деятельность, тем больше предпосылок для усиления и реализации агрессивности отдельных военнослужащих.

2. Военнослужащие с выраженными предпосылками деструктивно-агрессивного поведения будут демонстрировать агрессивность как личностное качество в относительно нейтральных ситуациях. Воины, не обладающие высоким уровнем агрессивности, будут вести себя агрессивно только в ситуациях, угрожающих их интересам.

Методологической основой исследования явилась идея о том, что агрессивность детерминируется как непосредственно ситуативно, — социальными условиями жизни и деятельности человека, так и личностно — качествами, сформировавшимися для защиты от многочисленных социальных опасностей. В исследовании реализован личностно-социально-деятельностный подход, ориентирующий на целостное изучение личности в ее включенности в коллектив и деятельность. Исследование построено на основе диалектико-материалистической методологии. Автор руководствовался положениями о социальной сущности человека, ведущей роли потребностей целей и мотивов в человеческой деятельности, о единстве психики и деятельности и др.- требованиями документов Президента РФ, Министерства обороны РФ по вопросам укрепления воинской дисциплины. Автор широко опирался на работы как отечественных, так и зарубежных психологов.

В основу теоретического подхода исследования агрессивного поведения военнослужащих по призыву, исходя из выше изложенных концепций, положены ряд основополагающих принципов:

1.Принцип социальной детерминации, объясняющий тот факт, что хотя социализация протекает непосредственно под воздействием ближайшего окружения индивида, в первую очередь, этот процесс, детерминирован социальными условиями существования общества, которые обуславливают как непосредственные условия жизнедеятельности индивида, так и разнообразные культурные, идеологические, политические целенаправленные воспитательные воздействия, оказываемые обществом по формированию своих членов.

2.Принцип самодетерминации, заключающийся в том, что индивид в процессе социализации рассматривается не в качестве некоего пассивного звена, позволяющего окружающей среде «лепить» личность по заданным эталонам, штампам, а напротив, социализация предполагает целенаправленную деятельность человека по преобразованию материальных и социальных условий собственного развития, по формированию своей личности в соответствии со своими идеалами и убеждениями.

3.Принцип деятельностного опосредования, указывающий на то, что основным способом усвоения индивидом социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, в которое он вступает в процессе деятельности, общения и благодаря которому, включаясь в разнообразные общественные отношения, интериоризирует, переводит во внутренний план сознания, на интерпсихический уровень групповые ценности.

4.Принцип системности и целостности, обусловленного интегрированным взаимодействием биологических, психических и социокультурных факторов.

Методика исследования предусматривала: создание банка агрессивных ситуаций, имевших место во взаимоотношениях воинов, применение методов анкетирования, экспертного опроса, бесед, тестирования, контент-анализ литературных источников, анализ документов и результатов деятельности, а также проведение констатирующего и формирующего эксперимента. Для изучения индивидуально-психологических особенностей личности применялись опросник Басса-Дарки, Hand-тест Вагнера и другие методики. Экспериментальной базой исследования явились части Московского и СевероКавказского военных округов. Различными методами исследования охвачено 512 человек. Обработка исследовательских материалов проводилась методами математической статистики.

Основные этапы работы:

1 этап (1994 -1995 г. г.) исследования включал: теоретический анализ проблемыопределение темы, объекта, предмета, цели, задач, формулирование рабочей гипотезыразработку методики проведения всего исследования.

П. этап (1994 — 1996 гг.) — изучение и анализ ситуаций, связанных с применением агрессии, передового опыта по предупреждению агрессивного поведения командирами подразделений в воинских частях. В исследовании сочетались различные методы для изучения особенностей личности военнослужащих склонных к агрессии. Такой подход позволил вскрыть устойчивые зависимости в психической деятельности воинов по использованию агрессии. Формирующий эксперимент проводился на базе 3 воинских частей МВО.

На Ш этапе (1997.Г.) проводилось обобщение полученных результатов, внедрение выводов и рекомендаций в практику, оформление диссертации.

Достоверность полученных результатов и надежность выводов обеспечивалась методолого-теоретической обоснованностью научных предположений и общей логикой исследования, возможностью экспериментальной проверки доказательства гипотез, статистической обработкой и количественно-качественным анализом экспериментального исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Впервые в военной психологии осуществлен теоретический и эмпирический анализ проблемы агрессивного поведения военнослужащих по призыву, ориентированный на его предупреждение и коррекцию.

2. Определены особенности агрессивного поведения военнослужащих по призыву.

3. Выявлены условия, которые усиливают или ослабляют проявления агрессивности в процессе воинской деятельности.

4. Разработана типология агрессивного поведения, показана ее зависимость от условий и продолжительности воинской службы.

5. Выделены факторы и психологические условия предупреждения агрессивного поведения военнослужащих по призыву, разработана программа психологической его коррекции.

Положения, выносимые на защиту:

1. Агрессивность является свойством личности, степень выраженности которого модулируется динамикой психических состояний, а также ситуативно — уровнем напряженности в воинском коллективе. Степень выраженности этого свойства является существенной характерологической особенностью индивида. Высокий уровень агрессивности, как устойчивое личностное качество, проявляется в относительно нейтральных ситуациях. Военнослужащие, которым она свойственна, являются обычно инициаторами конфликтов в исходно неконфликтных ситуациях. Военнослужащие, агрессивность которых не превышает некоторой нормы, склонны вести себя агрессивно преимущественно в ситуациях, угрожающих их здоровью, жизни, личному достоинству. Некоторая часть военнослужащих в любых ситуациях ведет себя неагрессивно.

2. Агрессивное поведение, являясь первоначально способом защиты индивидуальных и групповых жизненных интересов, реализует вторичные функции, в том числе психологической разрядки, замещения блокированной потребности, служит средством обеспечения личного интереса, а также становится средством самоутверждения среди сослуживцев.

3. Существенное значение имеет направленность агрессии, которая имеет как свои собственные источники, так и определяется общей ориентацией личности, особенностями психического состояния и психологического климата подразделения. Акты агрессии могут быть ориентированы проили антисоциально, имея соответственно положительную или отрицательную ценность. Основными видами направленности агрессии являются нравственно-мотивированная и деструктивная агрессия.

4. Важным механизмом агрессивного поведения является «эмоциональное отстранение». Выделено четыре разновидности данного механизма: ситуационный, ролевой, личностио-атуационный, личностный.

5. Задачи предупреждения агрессивного поведения военнослужащих решаются более эффективно, если учитываются его типологические особенности. Наиболее четко проявляются в условиях военной службы следующие типы агрессивного поведения: инструментальная агрессия, враждебная агрессия, оппозиционно-защитная агрессия и ситуативно-защитная агрессия.

6. Уровень выраженности агрессивности военнослужащих связан с их положением в системе межличностных отношений (статусом). В этом смысле уровень агрессивности — явление динамичное. Имеет место нелинейная зависимость между уровнем агрессивности и продолжительностью службы.

7. Основными направлениями психокоррекции агрессивного поведения являются: формирование у военнослужащих адекватного отношения к своим проблемам, личностная реконструкция, изменение субъективного образа психотравмирующей ситуации, а также снижение общего уровня социально-психологической напряженности в воинском коллективе.

Практическая значимость исследования:

1. Материалы исследования позволяют вооружить командиров и психологов знанием о природе и сущности агрессивного поведения, о путях и способах его профилактикив возможности повышения качества борьбы с неуставными взаимоотношениями, с повышением дисциплины в подразделениях на основе предложенного социально-психологического подхода.

2. Создан банк агрессивных ситуаций среди военнослужащих по призыву, позволяющий продолжить их изучение, а также проанализировать типичные формы агрессивных проявлений.

3. Результаты исследования используются при проведении занятий со слушателями и курсантами психологического факультета Военного университета.

4. Выявленные и апробированные теоретические положения о сущности агрессивного поведения, тенденции его протекания в подразделениях были использованы для совершенствования взаимоотношений в частях и подразделениях.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе формирующего эксперимента проходившего в 1997 году на базе трех войсковых частей МВО. Обобщенные результаты докладывались и обсуждались на заседании кафедры психологии Военного университета. Основные положения и выводы работы использовались при подготовке занятий со слушателями и курсантами психологического факультета и слушателями факультета переподготовки Военного университета. По проблеме исследования сделан ряд сообщений на сборах руководящего состава Московского военного округа.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

1. Выводы и результаты исследования могут быть использованы:

— в деятельности органов управления и воспитательных структур, органов военной прокуратуры по совершенствованию научно-методического и организационного обеспечения процесса борьбы с неуставными взаимоотношениями в воинских коллективах.

— при подготовке психологов и социальных работников в Военном университете, а также в ходе курсовой переподготовки и повышении квалификации командного состава и офицеров воспитательных органов.

— в деятельности войсковых психологов по предупреждению и профилактики неуставных взаимоотношений, повышении дисциплины в подразделениях.

2. Для повышения социально-психологической компетенции всех звеньев военного управления по вопросам предупреждения агрессивного поведения военнослужащих по призыву необходимо в системе командирской и общественно-государственной подготовки с офицерами-руководителями воинских коллективов организовать изучение основных закономерностей возникновения, развития и предупреждения агрессивного поведения военнослужащих по призыву.

3. Организовать постоянно действующий спецкурс «Предупреждение агрессивного поведения» со слушателями отделений специализации психологии Военного университета .

4. Подготовить и издать сборник основных методик по изучению агрессивного поведения военнослужащих.

5. В работе с сержантами подразделений предусмотреть регулярное проведение ситуативно-деятельностного анализа наиболее типичных проявлений агрессии в воинских коллективах и овладение методами саморегуляции поведения в напряженных социально-психологических ситуациях.

6. В интересах совершенствования воспитательной работы в подразделениях по предупреждению социально-психологической напряженности в воинских коллективах целесообразно:

— психологу части активизировать работу по выявлению неформальной структуры воинских коллективов и психологической коррекции военнослужащих, склонных к агрессии, с учетом положений и рекомендаций, разработанных соискателем;

— в ходе социально-правовой работы предусмотреть разработку специальных методических рекомендаций и памяток по вопросу правовой регуляции взаимоотношений между военнослужащими;

— средствами культурно-досуговой и спортивной работы способствовать снятию психологического напряжения воинов, снижению уровня агрессивности и враждебности в соответствии с рекомендациями, апробированными в ходе исследования.

7. Актуальными направлениями дальнейших исследований по данной проблеме могут быть: — формирование агрессии к врагу.

5. ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ.

1. Динамика изменения агрессивности молодых воинов в ходе адаптации к воинской деятельности. // Адъюнктский сборник. М., ВУ, 1996 — 1 п.л.

2.Пути предупреждения агрессивного поведения // Социальные конфликты: пути и способы преодоления: Материалы науч. — практ. конф. -Ростов на Дону, 1996. -0,25 п.л.

Общий объем публикаций — 1,25 п.л.

4. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане. Дисс. .канд. психол. наук / ГАВС. М., 1994.
  2. B.C. Психология межгрупповых отношений Изд-во Московского унта, 1983.-145 с.
  3. А. Индивидуальная психология //История зарубежной психологии. 30−60-е годы XX века (Тексты) / Под ред. П. Я. Гальперина. А. Н. Ждан. М.: МГУ. 1986. — С.131−140.
  4. Ю.А. Состояние психической дезадаптации, их компенсация. М.: Наука, 1976.- 272 с. 6. АликинаН.А.
  5. Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. // Личность. Общение. Групповые процессы. / Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии./ ИНИОН АН СССР, М., 1991 г.
  6. Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского унта 1968. -с.45
  7. Г. А. Социальная психология. М.: МГУ, 1988.-432 с.
  8. Ю.Андреева Г. А., Богомолова Н. Н., Петровская J1.A. Современная социальная психология на западе (теоретические направления). М., МГУ, 1979.- 271 с.
  9. П.Анцупов, А .Я. Влияние трудных ситуаций на эффективность деятельности воина-оператора ПВО. Дисс.канд. психолог, наук. М.: ВПА,
  10. М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990.
  11. З.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. Мысль, 1976.-183 с.
  12. Н.Асмолов А. Г., Братусь Б. С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. // Вопросы психологии, 1979, № 4.
  13. Р. Психосинтез / Теория и практика / М. Изд-во Refl-book, 1994. -314с.1 б. Барабанщиков А. В., Феденко Н. Ф. История советской военной психологии. М.: ВПА, 1983, С. 157.
  14. А.В., Феденко Н. Ф. Морально-политическая и психологическая подготовка войск к защите завоеваний Октября. // На страже завоеваний Великого Октября. М.: ВПА, 1977.
  15. Е.Г. Влияние ролевых взаимоотношений между военнослужащими на конфликты в подразделении. Дисс.. канд. псих. наук. М.: ВУ МО РФ. 1995.
  16. В.А. Членство в группе как фактор самочувствия личности. // Личность. Общение. Групповые процессы. / Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии./ ИНИОН АН СССР, М., 1991 г.
  17. Ф.В. «Значение» переживания и проблема собственно психологической закономерности. // Вопросы психологии, 1972, N 3.
  18. С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Социальное здоровье России. 1994.
  19. С.Н. О внутриличностных детерминантах криминальной агрессии. / Насилие, агрессия, жестокостьЛ Криминально-психологическое исследование. Сборник научных трудов. М., 1989. — 152 с.
  20. А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. — 1985. № 2. — С. 13−17.
  21. Бодалев A. JI Личность и общение М:. Педагогика 1983 г.
  22. А.В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение. Дисс.канд. психол. наук / ГАВС. -М., 1993.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  24. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1974. — № 1. — С. 28−35.
  25. Э.В., Егоров В. А. О функциональных резервах человека в экстремальных условиях деятельности // Тезисы научных сообщений советских психологов к Y1 Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983 -Ч.1-С.14−15.
  26. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности// Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  27. .С. Аномалии личности. М., 1988.
  28. .С. К изучению смысловой сферы личности. // Вестник Московского ун-та.Сер.14, Психология, 1981, N2. С.46−54.
  29. .С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. // Вестник Московского ун-та.Сер.14. Психология, 1980 N2, С. 3−12.
  30. .С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М., 1986.
  31. .С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
  32. .С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
  33. Л.А., Феденко Н. Ф. Актуальные проблемы морально-политической и психологической подготовки войск в современных условиях. М., 1981, С. 283.
  34. Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983.
  35. А.А. «Взаимосвязь эмпатии и усвоения нравственных норм детьми младшего школьного возраста. Автореф. Дис.канд.наук К. 1988.
  36. Васильев И.А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991.
  37. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критической ситуации. //Психологический журнал., 1995, № 3, С. 90−101.
  38. Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984.
  39. Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций. // Психологический журнал., 1995, № 5, С.104−114.
  40. Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки. // Вопросы психологии, 1988, № 5, с. 27−37.
  41. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С.3−28.
  42. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. // Психология эмоций. Тексты /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. В. Гиппенрейтер. М.: МГУ: 1984.
  43. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: МГУ, 1986. — 208 с.
  44. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  45. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. 146 с.
  46. В.К. Специфика процессов мотивационного обусловливания // Вести. Моск. ун-та. -Сер. 14. Психология. 1988.
  47. В.К. Специфика процессов мотивационного обусловливания // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1988. — № 2. — С. 25 — 31.
  48. Военная психология. М. И. Дьяченко, Н. Ф. Феденко.М.: Воениздат. 1967. С. 260.
  49. З.Волошина JI.A. Генезис агрессивно-насильственных преступлений. //Насилие, агрессия, жестокость.// Криминально-психологическое исследование. Сборник научных трудов. М., 1989. — 152 с.
  50. Выготский J1.C. Учение об эмоциях // Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1984. -т.6-С. 91−318.
  51. Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. с. 496.
  52. Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987.
  53. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970, С. 271.
  54. П. Новое искусство жить. М. Институт практической психологии. 1995.-256 с.
  55. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. док. психолог, наук. М., 1985.
  56. X. Мозг и сознание. М., 1971.
  57. И.А. О месте потребностей эмоций и чувств в мотивации личности. // Теоретические проблемы психологии личности М. 1974.
  58. Л. Психологическое исследование эффективности деятельности воинов в сложных ситуациях службы в зависимости от направленности их личности. Автореф. канд. психолог, наук. М.: 1974. С. 19.
  59. М.И. Адаптация к экстремальной ситуации.// Материалы IY Всесоюзного сьезда общества психологов СССР. Тбилиси. Мецниереба, 1971. С. 419.
  60. М.И. О психологических основах управления поведением воинов в боевой обстановке // Воен. мысль, 1972. N5, С. 40 51.
  61. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. Дис. доктора психолог, наук., 1967. С. 4−11.
  62. М.И., Кандыбович Л. А. Формирование готовности к действиям в напряженных ситуациях // Вестник ПВО, 1977, N12, С.61−66.
  63. В.А. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых компонентов в регуляции процесса решения комбинаторных задач. Автореф. дисс.. канд. психолог, наук. М., 1979. с. 24.
  64. С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии // Личность преступника как объект психологического исследования / Под ред. Ратинова А. Р. М., 1979. С. 100−109.
  65. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М. Изд-во Моск. ун-та. 1990 г. — 104 с.
  66. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
  67. А.А. О логике оценок // Вопросы философии. 1968. -1 № 8.-С.53−63.
  68. В.И., Сьедин С. И., Сысоев В. В. Морально-политическая и психологическая подготовка личного состава десантных войск. М.: Воениздат, 1983. с. 190.
  69. К.Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.- С. 440.
  70. Г. Л. О двух пониманиях принципа опосредованности психического в концепции психического в концепции Л.С.Выготского. // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981, С. 68−73.
  71. И.А. Собр. соч. М., 1993, т.1, С. 239.
  72. А.Д. Психологическая подготовка воинов-танкистов к активным боевым действиям. Дис. канд. психолог, наук. М., 1987.
  73. Н.П. Помехоустойчивость человека в экстремальных условиях деятельности. Автореф. дис.. канд. психолог, наук. Л., 1976. с. 21.
  74. В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л., 1975 .
  75. Квятковская-Тохович Э. Агрессивность и конфликтность несовершеннолетних правонарушителей как объект педагогического изучения и воздействия. /По материалам ПНР/: Автореф. дис.. канд. психолог, наук. М., 1979. — 23 с.
  76. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. -*368 с.
  77. А.И. Психологические основы предупреждения нарушений воинской дисциплины.
  78. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
  79. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969. С. 391.
  80. В.И. Психологические основы формирования боевой деятельности у советских воинов.
  81. Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979. — С.85−113.
  82. Л.П. Личность и ситуация как детерминанты агрессивно-насильственных преступлений. Шасилие, агрессия, жестокостьЛ Криминально-психологическое исследование. Сборник научных трудов. -М., 1989.- 152 с.
  83. КонышеваЛ.П. О некоторых детерминантах противоправного насилия. Юридическая психология. Тез. докл. к УП съезду Общества психологов СССР / Под ред. А. Р. Ратинова, Э. П. Котова, М. М. Коченова,
  84. М.П. Современный бой и проблемы психологии.
  85. П.А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности летных экипажей по обучению курсантов, дисс.. канд. псих, наук, М.: ВПА, 1979. С. 185.
  86. Э.П. Индивидуально-психологические особенности лиц, совершивших агрессивно-насильственные преступления./ Насилие, агрессия, жестокостьЛ Криминально-психологическое исследование. Сборник научных трудов. М., 1989. — 152 с.
  87. Н. Психология и солдат. М.: Воениздат, 1991. С. 96.
  88. М.М. Нарушение процесса смыслообразования при шизофрении. Автореферат канд. дис. канд. психол. наук. М., 1970.
  89. М.П. Социально-психологические аспекты предупреждения межличностных конфликтов в первичных военно-строительных коллективах. Дисс.канд. психол. наук / ВПА им. 1. B.И. Ленина. -М, 1987.
  90. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко. Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985.1. C.245
  91. Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986.-304 с. 107. Крук В. М. Предупреждение
  92. С.В. Конфликтологический анализ криминогенных ситуаций. / Насилие, агрессия, жестокостьЛ Криминально-психологическое ииследование. Сборник научных трудов. М., 1989. — 152 с.
  93. Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей. Автореф. канд. дис.. психол. наук. Л., 1981. — 23 с. 1977. — С.148−149.
  94. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. с. 389.
  95. Р. Теория стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. с. 178−209.
  96. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Знание, 1989.
  97. В.И. Постижение личности. М.: Политиздат, 1990.
  98. Н.Д. Психическое состояние агрессии. // Вопросы психологии. 1972. № 6.
  99. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. // Вопросы психологии. 1967.№ 6.
  100. А.А. Смысл и эмоция. Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. М., 1985.
  101. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  102. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  103. А.Н. Избранные произведения. В 2 т. М., 1983., т.1, С. 392, т.2, С. 320.
  104. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  105. А.Н. Философия психологии. М., 1994.
  106. Д.А. Структурная организация смысловой сферы деятельности личности. Дис. канд. психолог, наук. 1987.
  107. А.Г., Фролов Ю. И. Формирование психических процессов как метод исследования в психологии. М.: МГУ, 1991. С. 112.
  108. А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей.Л.: Медицина, 1985. 416 с.
  109. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. 256 с.
  110. Личность и деятельность. Тезисы к Y всесоюзному съезду психологов СССР. Редактор Леонтьев А. Н. М., 1977.
  111. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.
  112. К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994.
  113. Г. Д. Психология. М.: Воениздат, 1960, С. 61.
  114. А.Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения. //Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М., 1966, т.2.
  115. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Учебное пособие для спецкурса. Пермь: Изд-во Пермского гос.пед.. института, 1971. — 120 с.
  116. B.C. Темперамент, системное исследование. под ред. B.C. Мерлина Пермь 1976 г. 140с
  117. Методологические и теоретические проблемы современной психологии. Сборник научных трудов. М., 1988.
  118. Моделирование психической деятельности /Братко А.А., Волков П. П., Кочергин А. Н., Царегородцев Г. И. М.: Мысль, 1969, С. 383.
  119. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск., 1989.
  120. К. Психология ответственности. Л., 1983.
  121. В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960.
  122. О.В., Насиновская Е. Е., Иткин Н. Г. Гипноз в экспериментальном исследовании личности. М., 1984.
  123. Основы военной педагогики и психологии./Барабанщиков А.В., Феденко Н. Ф. М.: Воениздат, 1981, С. 366.
  124. А.В. Преодоление и пресечение страха и паники в условиях воинской деятельности. Автореф. канд. психолог, наук. М. 1981, С. 21.
  125. А.В. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий. М.: ВПА, 1991. С. 112.
  126. В.А. Активность субъекта в условиях риска М., 1977.
  127. К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. М., 1957.
  128. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. С. 175 .
  129. К.К. Психология религии М., 1967.
  130. М.С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воинских коллективах. Дисс.канд. психол. наук / ВПА им. В. И. Ленина. -М., 1989.
  131. В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий. Дисс. канд. псих. наук. М.: ГАВС. 1992. С. 171.
  132. Л.М. Интервью с самим собой как метод целостного изучения личности.// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990, С. 8.149. Пошивалов.
  133. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985. С. 231.
  134. Психологический словарь. Под ред. Давыдова В. В., Запорожца А. В., Ломова Б. Ф. и др. М., 1983. 191.
  135. Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1993.
  136. Психология. Словарь. Под общей ред. Петровского А. В. и Ярошевского М. Г. Москва., 1990.
  137. Психолого-педагогические основы деятельности командира. Под ред. Павловского И. Г. М., 1978
  138. В.А., Костин Г. В. Психологическое консультирование в ВВУЗе. М.: ВУ МО РФ. — 1996.
  139. А.Р. Психологическое изучение личности преступника. // Материалы к заседанию ученого совета Всесоюзного института Прокуратуры СССР. М. 1981.
  140. А.Р., Ситковская О. Д. Насилие, агрессия, жестокость как объекты криминально-психологического исследования. Насилие, агрессия, жестокостьЛ Криминально-психологическое исследование. Сборникнаучных трудов. -М., 1989. 152 с.
  141. М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. / Под ред. А. С. Спиваковской. М.: Прогресс, 1987.- 424 с.
  142. Я. Экспериментальная психология эмоций. Пер. с польск. / Под ред. О. В. Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979. -392 с.
  143. Г. О системе ценностей. Логос, 1914, Кн. 1−2.
  144. Г. Ценности жизни и культурные ценности. Логос 1912—1913, Кн. 1−2.
  145. Н. Смысл и красота жизни. Этюд из практической философии. М., 1923.
  146. В.Е., Рожнова М. А. Гипноз и мистика.-М., 1973.
  147. В.Е., Рожнова М. А. Правда о „чудесных“ исцелениях. М., 1969.
  148. В.М. Психологическая практика. М., 1995.166. роховой, М. И. Бобневой. М.: Наука, 1976. — 0.343−65.
  149. М.М. О смысле жизни. 4.1. Л 1927.
  150. С.Л. Бытие и сознание. /О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира/. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.
  151. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С.262−263.
  152. С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.1 и 2 т.
  153. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.
  154. К.Э. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  155. Т. Г. Современный этап исследований на западе че- . ловеческой агрессивности // Философские науки. 1989. -№ 7.-С. 127-.
  156. В.Г. Мотивация и предупреждение преступлений // Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986.-С.251−292.
  157. Сборник ИННОН 1988 г. Современный человек: цели, ценности, идеалы.
  158. В.И. О побудительных силах поведения личности. //Вопросы психологии, 1957, N 3.
  159. В.И. Психология волевой активности активности. Рязань, 1973.
  160. .Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к военной службе. -М., 1983.
  161. О.Д. Особенности ранней социализации агрессивных преступников // Юридическая психология. Тез.докл. к УП съезду Общества психологов СССР / Под ред. А. Р. Ратинова, З. П. Котова, М. М. Коченова, В. И. Черненилова. М., 1989. -С.69−70.
  162. О.Д. Мотивация агрессивного поведения несовершеннолетних преступников. / Насилие, агрессия, жестокостьЛ Криминально-психологическое исследование. Сборник научных трудов. -М., 1989.- 152 с.
  163. Смысл жизни. Антология. М., 1993.
  164. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
  165. Г. Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. М., 1985.
  166. .А. Мотивационно-смысловые образования в психической структуре личности. Дисс. .докт. психолог, наук. М., 1991.
  167. Социальная и военная психология. Под ред. Феденко Н. Ф. М., 1990
  168. В. В. Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании. //Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1982, N3.
  169. Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований. //Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1977, N 1.
  170. .М. Избранные труды(в двух томах). М.:"Педагогика», 1985, с. 684.
  171. Е. Смысл жизни. М., 1918.
  172. Т рубицына Л. В. Роль невербальной коммуникации в психологической коррекции личности. // Личность. Общение. Групповые процессы. / Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии./ ИНИОН АН СССР, М., 1991 г.
  173. В.П. О смысле жизни. М., 1961.
  174. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.193. ун-та, 1972. 575 с.
  175. В.В. Особенности формирования личности несовершеннолетних преступников. / Насилие, агрессия, жестокостьЛ Криминально-психологическое исследование. Сборник научных трудов. -М., 1989. 152 с.
  176. Э.П. Психологические основы дисциплины /Учебное пособие по работе с личным составом. М., 1993.
  177. Э.П. Психология дисциплины. М.: ГАВС, 1992.
  178. А.А. Формирование системно-уровневой организации мотива-ционной сферы личности. Дисс. канд. психолог, наук. Ташкент, 1984.
  179. А.Ю. Индивидуальный психофизический тренинг как средство повышения эффективности деятельности воинов-десантников в трудных ситуациях. Дисс. канд. психолог, наук. М., 1995.
  180. Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И.
  181. Т.А. Катарсис как проблема психологии личности. // Личность и деятельность. Тезисы к Y Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977.
  182. С.Л. Смысл жизни. // Вопросы философии, 1990, N6, С. 120.
  183. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  184. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 144с.
  185. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Тбилиси.: Мерани, 1991.
  186. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
  187. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия \Фрейд 3. Психология бессознательного. С- 416.
  188. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура М. Ренессанс, 1992. С. 83.
  189. Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности. Психология бессознательного. М. Просвещение, 1989.
  190. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 5. Пер. с франц. / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1975. — 284с.
  191. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. — 447 с.
  192. Э. Иметь или быть? М., 1990.
  193. и. Долгий путь к мозгу человека. Пер. с венг. / Под ред. Д. А. Сахарова. М.: Мир, 1985.- 150 с.
  194. Т.А. Я хороший, ты хороший. М.: Соль, 1993.
  195. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М., 1986.
  196. В. Человек и агрессия. З. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма. Пер. с нем. / Под ред. В. В. Дениеова. М.: Прогресс, 1975. — 132 с.'
  197. К. Женская психология. Санкт-Петербург.: Восточно Европейский Институт Психоанализа, 1993. — 222 с.
  198. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. М., 1993.
  199. Специфические проблемы отклоняющегося поведения / Под ред. Е. В. Шороховой. К., 1994.
  200. М. Курс опытной психологии. 2-е изд. Санкт-Петербург .
  201. В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипирован-ности от «внешнего» и «внутреннего». // Психологический журнал. 1996, № 2.
  202. Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М., 1967.
  203. .Я. Микропроцессорная техника в практике военно-социальных исследований и управлении. М.:ВПА, 1989.
  204. .Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. М.: ВПА, 1989. С. 61.
  205. Т. Социальная психология. Пер. с англ. / Под ред.
  206. А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении. Дисс.канд. психол. наук / ГАВС. М., 1993.
  207. Е.В., Бобнева М. И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения. М.: Наука, 1979.
  208. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
  209. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994.
  210. Юнг К. Г. Конфликт детской души. М., 1995.
  211. Юнг К. Г. Один современный миф. О вещах наблюдаемых в небе. М., 1993.
  212. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
  213. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994.
  214. Т.В. Поведение аффективных детей в конфликтных ситуациях // Вопросы психологии. 1975. -№ 2.- С. 113−123.
  215. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.
  216. Bandura A. Aggression: social learning analysis P.5.
  217. Bandura A. Psychological Mechanisms of Aggression// Aggression: Theoretical and Methodological Research. V. l P.2.
  218. Encyclopaedia Britannica in 30 v. macropaedia. Vol. 15th edition.
  219. Frankl V. The doktor and the soul. From psychotherapy to logoterapy. Harmondsworth, 1973.
  220. Freud S. Instincts and Their Vicissitudes // Abstracts of the Standard Edition of S. Frrreud / Ed. by Carrie Lee Rothgeb. N.Y. 1971.
  221. Stuart L., Wornav Ch. Conselor and society. Boston, 1965.
  222. Zilmann D. Hostility and Aggreession. N.Y. 1986. p.361
Заполнить форму текущей работой