Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Акмеологические условия саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В роли критериев саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности выступают умения прогнозировать развитие оперативной ситуацииспособности к анализу отрицательных психических воздействий при выполнении специальных задачосновным критерием является психическая устойчивость к отрицательным психическим воздействиям в особых условиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. Состояние проблемы исследования
  • Щ § 2. Сущностная характеристика саморегуляции психических состояний
    • 3. Отрицательные психические состояния государственных служащих в особых условиях профессиональной деятельности
    • 4. Критерии, показатели и уровни оценки психических состояний государственных служащих в особых условиях профессиональной деятельности
  • Выводы по I главе
  • Глава II. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ JL ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В
  • ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. Акмеологические условия и факторы, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности кадров государст- 93 венной службы в особых условиях

    § 2. Психолого-акмеологическое исследование взаимосвязи саморегуляционного показателя эмоционально-волевой устойчивости (стрессоустойчивости) с эффективностью профессиональной деятельности в особых условиях.

    § 3. Алгоритм экспериментальной акмеологической коррекцион-ной программы саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях профессиональной деятельности.

    Выводы по II главе

Акмеологические условия саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В условиях профессиональных нервно-психических перегрузок от человека требуется очень высокая степень психофизиологической мобилизации, в том числе и подключения резервных интеллектуальных, психических, эмоциональных и физиологических возможностей, а также профессиональные знания и владение методами психологической защиты и саморегуляции отрицательных психических состояний.

Выявление и использование акмеологических условий саморегуляции отрицательных психических состояний, возникающих при осуществлении профессиональной деятельности специалистами в особых условиях, позволяет повысить эффективность, надежность и устойчивость профессиональной деятельности.

Состояние разработанности проблемы исследования. Профессионализм деятельности государственных служащих относительно недавно стал предметом специальных исследований. Исследования в данной области приобретают системный характер, имея целью изучение личност-но-профессионального развития государственных служащих и построение моделей профессиональной деятельности специалистов государственной службы (О.С. Анисимов, С. А. Анисимов, А. А. Деркач, В. М. Дьячков, В. Г. Зазыкин, Л. И. Катаева, P.JI. Кричевский, А. К. Маркова, Ю. В. Синягин, Е. А. Яблокова и др.).

Проблемы профессиональной деятельности, осуществляемой в особых и экстремальных условиях, являются предметом пристального внимания авиационной психологии (С.Г.Геллерштейн, Л. П. Гримак, П. А. Корчемный, В. Л. Марищук, Н. И. Наенко, К. К. Платонов и др.), космической психологии (Б.С.Алякринский, Г. Т. Береговой, Ф. Д. Горбов, О. И. Жданов, В. И. Лебедев, В. И. Мясников, Л. С. Хачатурьянц и др.), морской психологии (Б.В. Блинов, В. А. Бодров, Г. А. Броневицкий, Ю. П. Зуев,.

A.М.Столяренко и др.), военной психологии (В.М.Ахутин, Б. Ф. Ломов,.

B.А.Пухов и др.), исследований деятельности в условиях Крайнего Севера (П.В. Волков, Ц. П. Короленко, И. Ф. Рябинин и др.), а также психологии труда, спорта, социальной и инженерной психологии.

В теоретическом плане важным для диссертации явились исследования защитных механизмов и психологических приёмов защит личности, представленные в работах З. Фрейда, А. Фрейд, Э. Фромма, Г. Блюма, Г. Тарда, Ж. Лапланш, Ж. Понталис, В. Менинжера, М.Лифа. В отечественной психологии представления о психологической защите используются для объяснения эмпирических феноменов в практике психиатрии и психотерапии (Ю.С.Савенко, М. В. Воловик, Р. А. Зачепицкий, А.Б.Рожнов), исследуется в формате теории установки (Ф.В.Бассин, В. Е. Рожнов, М. Е. Бурно, М. К. Булакова, В.Н.Волков), в контексте отношений личности (Е.Д.Карвасарский, В. А. Ташлыков, Л.И.Анцыферова), в рамках теории переживания (Ф.Е.Василюк), самооценки (В.В.Столин), с позиций теории адаптации (Ф.Б.Березин, А. А. Налчаджян, Е. С. Романова, Л.Р.Гребенников).

Тем не менее, за рамками рассмотрения зачастую оставались вопросы констелляции защит, их комплексов и системных образований. Попытка создания модели такой констелляции сделана в работе Р. Х. Тугушева.

Большое значение для диссертационного исследования имело изучение экстремальных стрессовых ситуаций, травматических событий и последствий травматических переживаний, достаточно подробно изученных в работах Л.А.Китаева-Смыка, М.Ш.Магомед-Эминова, Б. Колодзина, Н. В. Тарабриной, Е. О. Лазебной, М. Е. Зеленовой, Е. М. Черепановой, Е. Е. Торчинской, И. В. Соловьева, А. Г. Маклакова, М. М. Решетникова, И. О. Котенева. Однако исследования последствий травматических событий ограничиваются изучением посттравматических стрессовых синдромов и расстройств, тогда как за границами анализа остаются личностные изменения, вызванные травматическими событиями.

Проблемы деятельности специалистов в особых, экстремальных и сверхэкстремальных условиях активно исследуются и в рамках акмеоло-гии (А.А.Деркач, В. Г. Зазыкин, О. И. Жданов, В. Н. Кузнецов, И.В. Пер-минова, А. В. Щербина и др.). Основные усилия исследователей направлены на устранение последствий экстремального воздействия (О.И. Жданов, Л. Б. Забелова, Г. И. Марасанов, М. Ф. Секач и др.).

В то же время до сих пор не проводились исследования акмеологи-ческих условий саморегуляции отрицательных психических состояний специалистов государственной службы особого вида деятельности, непосредственно влияющих на эффективность выполнения профессиональных задач.

Актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — дать психологическое обоснование акмеологиче-ских условий саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности, а также раскрыть пути их оптимизаций.

Объект исследования — профессиональная деятельность кадров государственной службы в особых условиях (на примере специалистов подразделений федеральных служб и силовых министерств).

Предмет исследования — акмеологические условия саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности.

Основные гипотезы исследования. Психолого-акмеологическое обеспечение профессиональной деятельности кадров государственной службы в особых условиях деятельности представляет собой технологическую систему, направленную на поддержание и восстановление целостного психологического ресурса специалистов государственной службы, профилактику и своевременное решение психологических проблем, порождаемых особенностями и спецификой особого вида деятельности.

Актуализирующиеся в особых условиях профессиональной деятельности отрицательные психические состояния (различаемые по интенсивности, длительности, модальности, вариативности и силе воздействия), характеризуются также и различными специфическими способами саморегуляции. Устойчивость к отрицательным психическим состояниям, а также выбор, актуализация и проявление способов саморегуляции отрицательных психических состояний зависят от: индивидуально-психологических, когнитивных и социально-перцептивных особенностей государстенных служащих.

Анализ акмеологических условий саморегуляции отрицательных психических состояний, подбор, адаптирование и проведение соответствующей программы по оказанию помощи и под держки государственных служащих, предложенные пути оптимизации процесса саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности позволяют получить позитивные изменения не только в эмоционально-волевой, психической сферах, но и в целом в сфере обеспечения профессионального здоровья государственного служащего.

Для реализации намеченной цели в диссертационном исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Проследить генезис проблемы исследования, изучить сущность и провести теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования.

2. Дать сущностную характеристику саморегуляции психических состояний государственных служащих в особых условиях профессиональной деятельности.

3. Обосновать отрицательные психические состояния государственных служащих в особых условиях профессиональной деятельности.

4. Определить критерии, показатели и уровни оценки психических состояний государственных служащих в особых условиях профессиональной деятельности.

5. Выявить акмеологические условия и факторы, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности кадров государственной службы в особых условиях деятельности.

6. Установить взаимосвязь саморегуляционного показателя эмоционально-волевой устойчивости (стрессоустойчивости) с эффективностью профессиональной деятельности государственных служащих в особых условиях.

7. Разработать алгоритм экспериментальной акмеологической кор-рекционной программы саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях профессиональной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования. Проведенное исследование основывалось на принятых в отечественной психологии методологических положениях системного (Б.Ф.Ломов, Д. Н. Завалишина, В.А.Барабаншиков) и субъектно-деятельностного (С.Л.Рубиниггейн, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский) подходов, а также положениях ситуационного подхода (К.Левин, Л. Росс и Р. Нисбетт, Д. Магнуссон, Л.Ф. Бурлачук).

Работа также базируется на фундаментальных трудах, рассматривающих категории «деятельность», «психические состояния», «особые и экстремальные условия деятельности», «стресс», «готовность к деятельности», «устойчивость и надежность профессиональной деятельности» в различных аспектах: социально-психологическом (К.А. Абульханова, Г. М. Андреева, А. И. Донцов, Я. Л. Коломинский и др.), психологическом.

Б.Г. Ананьев, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, Ю. М. Забродин, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.), акмеологическом (А.А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. Ю. Панасюк, А. А. Реан, М. Ф. Секач, Е. А. Яблокова и др.).

В работе использовались концептуальные направления: психической саморегуляции О. А. Конопкина, П. А. Корчемного, В. И. Моросановойсаморегуляции психофизиологических состояний Л. Г. Дикой, а также теоретические принципы и положения концепции функциональных структур регуляции психических состояний А. О. Прохорова.

Методы исследования: анализ литературы, посвященной вопросам изучения профессиональной деятельности специалистов в особых условияхметоды анкетирования, беседы, экспертного опросаконтент-анализ документовметод наблюдения, тестирования с использованием методик Я. Стреляу, С. Розенцвейга, личностного опросника, теста УНП и др., формирующий эксперименткачественный и количественный (статистический) анализ полученных результатов.

Статистическая обработка результатов производилась с помощью интегрированной системы STATISTICA для комплексного статистического анализа, корреляционного и факторного анализов.

Эмпирическая база исследования. Общая численность охваченных эмпирическим исследованием составила 250 человек, из них 230 это специалисты выполняющие профессиональные задачи в особых условиях, а также руководители среднего звена управления.

Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась выбором теоретико-методологических положений при изучении предмета исследования, разнообразием и надежностью использованных методов теоретического и эмпирического анализа, репрезентативностью выборки.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, н их научная новизна.

Систематизированы представления отечественных и зарубежных ученых об отрицательных психических состояниях субъекта профессиональной деятельности, позволяющие существенно расширить представление об особенностях структурно-функциональной организации процесса саморегуляции.

Выявлены две группы трудностей, влияющих на эффективность профессиональной деятельности государственных служащих в особых условиях: первичные и вторичные. При этом первичные трудности в большей степени определяются биологическими и психофизиологическими свойствами человека. К ним относятся: робость, застенчивость, тревожность, подозрительность, мнительность, боязнь новых контактов, агрессивность, импульсивность. Вторичные трудности в большей степени носят психогенный и социогенный характер. Это: неадекватная самооценка, психологическая защита, неадекватный индивидуальный стиль поведения, барьеры в общении (коммуникативные, смысловые, лингвистические). Причинами этих трудностей выступают просчеты воспитания, социальные ситуации поведения (сверхинтенсивность профессионального взаимодействия, социальная изоляция), неудачный опыт эмоциональных и социальных контактов.

Обоснованы особенности профессиональной деятельности специалистов в особых условиях, типы отрицательных психических состояний, их сущностная характеристика. Произведена типологизация отрицательных психических состояний по моменту возникновения, длительности, прогнозируемости и интенсивности воздействия.

Определены направления акмеологической подготовки государственных служащих к профессиональной деятельности в особых условиях: привитие навыков волевой, психической, эмоциональной саморегуляции, а также саморегуляции отрицательных физиологических состояний, позволяющие решать актуальные задачи акмеологического плана в структуре саморегуляционной профессиональной компетентности государственных служащих: коммуникативные, социально-перцептивные, когнитивные, креативные, рефлексивные, организационные и собственно саморегуляционные, что способствует формированию умения управлять собой и выполнять специальные задания особого рода. Организация подготовки по этим направлениям уже в период обучения и начального профессионального становления позволят оптимизировать деятельность государственных служащих в особых условиях.

Определены акмеологические условия саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности: владение психолого-акмеологическими методами самоанализа, самоизучения внутренних психических состояний, способности к анализу и противодействию отрицательным психическим воздействиям при выполнении специальных заданий в действиям при выполнении специальных заданий в особых условиях деятельности, позволяющие интегрирование воздействовать на систему ак-меологических факторов процесса саморегуляции на индивидуальном, субъектно-деятельностном и социальном уровне, включающие в себя общесоматические, нейродинамические, психодинамические и социально-психологические факторы.

В роли критериев саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности выступают умения прогнозировать развитие оперативной ситуацииспособности к анализу отрицательных психических воздействий при выполнении специальных задачосновным критерием является психическая устойчивость к отрицательным психическим воздействиям в особых условиях деятельности. Показателями саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности является: общий интеллект, состояние психики, физиологические особенности, развитие навыков самоанализа, самоизучения, волевые характеристики личности, уверенность в своих силах, общее состояние здоровья, нервно-психическая устойчивость. Показано, что у государственных служащих особого вида деятельности состояние саморегуляции может быть сформировано на высоком, среднем или низком уровне.

Доказательно представлено, что во всех акмеологических факторах, обеспечивающих успех профессиональной деятельности государственных служащих в особых условиях, высокие показатели возбудимости, напряженности и невротизма играют отрицательную роль и негативно отражаются на психологической включённости в профессиональную деятельность.

Выделены основные компоненты стрессоустойчивости государственных служащих в особых условиях деятельности, отражающие эмоциональные, когнитивные и морально-психологические аспекты профессиональной деятельности.

Обоснована факторная структура эмоционально-волевой устойчивости государственных служащих в особых условиях деятельности (стрессоустой-чивость): общепсихологический блок (реагирование нервной системы и природно-детерминированных личностных качеств) — социально-психологический (качества личности, формируемые в процессе личностного и профессионального становления и выработки системы саморегуляционых характеристик) блоки.

Выявлены значимые различия структурно-содержательных характеристик стрессоустойчивости специалистов по общепсихологическим и социально-психологическим компонентам в зависимости от типа и специфики деятельности подразделений, на основе которых предложен алгоритм экспериментальной акмеологической коррекционной программы саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности.

Установлено, что на преодоление отрицательных психологических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности оказывает формирование профессиональных аспектов «образа Я» в ходе их профессиональной деятельности и самообразования, которое обеспечивается путем развития у них, во-первых, алгоритмов продуктивного решения интеллектуальных социально-перцептивных, рефлексивных, коммуникативных, организаторских, индивидуально-дифференциальных, и других профессиональных задачво-вторых, способности к самоанализу, самоконтролю и саморегуляции в процессе моделирования профессиональных ситуаций, включающих приёмы непосредственного и опосредованного познания собственной деятельности (направленность на самосовершенствование).

Выявлено, что индикатором развития профессионального «Я» государственного служащего является его способность адекватно и дифференцированно осознавать собственные действия и регулировать психические состояния в соответствии с нормативной моделью профессиональной деятельности.

Доказательно представлены уровни саморегуляции отрицательных психических состояний, обусловливающие степень готовности специалистов к профессиональной деятельности (по А.А. Деркачу): состояние высшего уровня саморегуляции обусловливается профессиональными знаниями и владением методами самоанализа отрицательных воздействий и профессиональной саморегуляции внутренних психических состояний (характеризуется высшей степенью психической самозащиты) — состояние высокого уровня саморегуляции обуславливается хорошими знаниями и владением методами самоанализа отрицательных воздействий и профессиональной саморегуляции внутренних психических состояний на достаточном уровне (характеризуется высокой степенью психической самозащиты,) — состояние среднего уровня саморегуляции обуславливается достаточными знаниями и владением методами самоанализа отрицательных воздействий и профессиональной саморегуляции внутренних психических состояний на уровне позволяющем успешно справляться со служебными задачами (характеризуется средней степенью психической самозащиты) — состояние низкого уровня саморегуляции обусловливается слабыми знаниями и владение методами самоанализа отрицательных воздействий и профессиональной саморегуляции внутренних психических состояний на уровне, позволяющем справляться со служебными задачами за счет привлечения и исчерпывания внутренних психических резервов (характеризуется низкой степенью психической самозащиты) — состояние отсутствия уровня саморегуляции обусловливается отсутствием знаний и невладением методами самоанализа отрицательных воздействий и саморегуляции внутренних психических состояний. Данный уровень не позволяет справляться со служебными задачами в особых условиях деятельности (характеризуется отсутствием психической самозащиты от отрицательных психических воздействий).

Разработан алгоритм экспериментальной акмеологической коррек-ционной программы саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях профессиональной деятельности, состоящий из трех этапов: установочно-диагностического, собственно коррекционного (включающего стадии: актуализации, коррекционно-формирующую и реконструктивную), обобщающе-закрепляющего, позволяющую проследить изменения в эмоциональных состояниях государственных служащих особого вида деятельности.

Предложенная акмеологическая коррекционная программа позволяет осваивать акмеологические технологии коррекционной работы со специалистами государственной службы с отрицательными психическими состояниями личностной и эмоционально-волевой сферы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные методики и результаты исследования легли в основу разработки и внедрения акмеологической коррекционной программы саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях профессиональной деятельности, применение которой показало высокую эффективность данной процедуры психологической помощи и коррекции отрицательных психических состояний государственных служащих особого вида деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации изложены в публикациях автора, обсуждены на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (1997;2004 гг.), докладывались на научно-практических конференциях «Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственного служащего» (Москва, 2000 г.), «Психолого-акмеологические аспекты личностного саморазвития в системе непрерывного самообразования» (Москва, 2001 г.), «Актуальные проблемы оперативно-служебной деятельности (Москва, 2003 г.) — На специальных курсах повышения квалификации руководителей кадровых спецподразделений.

Результаты исследования нашли свою реализацию в системе психологического отбора кадров в специальные учебные заведения и Федеральные органы государственной власти. Материалы исследования составили основу спецкурсов «Психологические факторы успешного профессионального становления молодых сотрудников», «Акмеологические условия саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности» .

Положения, выносимые на защиту.

В профессиональной деятельности в особых условиях личность государственного служащего подвергается отрицательному воздействию энергетических, физических, информационных, социально-психологических и других факторов, которые создают перегрузку когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативного и интерактивного характера. Особые условия деятельности способны вызвать значимое (повышенное) нервно-психическое напряжение у субъектов профессиональной деятельности и как следствие повлиять на результат самой деятельности. Отрицательные психические состояния являются итогом взаимодействия между воздействующими экстремальными факторами и адаптационными возможностями субъекта профессиональной деятельности.

Формирование у субъекта деятельности в особых условиях отрицательных психических состояний типа динамического рассогласования, повышенной тревожности, эмоционально-волевых рассогласований, депрессии, подавленности и др., а также признаков нервно-психических расстройств у государственных служащих особого вида деятельности может рассматриваться как фактор, угрожающий личностной и профессиональной безопасности и непосредственно влияющий на качество выполнения служебных задачи особого рода.

Структурно-содержательные характеристики эмоционально-волевой устойчивости (стрессоустойчивости) специалистов по общепсихологическим и социально-психологическим компонентам различаются в зависимости от типа и специфики деятельности подразделений, на основе которых может быть предложен алгоритм экспериментальной акмеологической коррекционной программы саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности.

Основные ошибки в деятельности государственных служащих в особых условиях часто связаны с характерными эмоциональными состояниями (чувство напряжения, увлечённость процессом деятельности, азарт, ожидание окончания работы, удовлетворённость результатами, физическая и психическая перегрузка, высокая утомляемось и др.).

Одним из основных показателей готовности специалистов к профессиональной деятельности в особых условиях выступает уровень саморегуляции отрицательных психических состояний. Высокий уровень саморегуляции отрицательных психических состояний обеспечивает целенаправленность профессиональной деятельности и позволяет своевременно диагностировать и корректировать отрицательные психические состояния специалистов при решении ими профессиональных задач в особых условиях деятельности.

Акмеологические условия саморегуляции психических состояний государственных служащих связаны с оптимизацией профессиональной деятельности в целом и личности в частности. В целом анализ профессиональной деятельности государственных служащих показал, что оптимизация исследуемого процесса вызвана потребностью профессионализации специальных органов государственной службы, развития личностного потенциала каждого государственного служащего и его продуктивной самореализации в профессиональной деятельности.

Саморегуляция психических состояний может рассматриваться как составляющая профессионализма личности. Потому оптимизация процесса саморегуляции есть развитие личности, ее совершенствование. Результат деятельности находит свое выражение в изменении не только объекта деятельности, но и самого субъекта в виде психических новообразований.

При выделении основных оценочных акмеологических критериев психических состояний государственных служащих в особых условиях профессиональной деятельности рассматриваются следующие компоненты: • содержательный — представление о профессиональной сфере и роли профессиональной направленности в жизни личности, понимание субъектом специфики деятельности при постановке профессиональной задачи, проявляющееся в ориентации не только на результат, но и на освоение алгоритма продуктивного решения профессиональной задачи, с привлечением сберегающих психотехнологий, осуществление целеполагания в различных видах профессиональной деятельности, с учетом наличия субъективного саморегулятивного опыта;

• мотивационный — характер достижения профессиональных целей, доминирующие мотивы, определяющие процесс и характер достижения государственным служащим высокого результата профессиональной деятельности;

• деятельностно-операционный — умение моделировать и планировать профессиональные действия, связанные с всесторонним учетом характера психических состояний;

• рефлексивно-оценочный — осознание процесса целедостижения, анализа значимости профессиональной цели и возможности ее достижения с учетом применения самосберегающих психотехнологий (релаксация, самоанализ, самоубеждение, физическое самовоздействие и др.), анализ профессионального результата с позиции соответствия намеченной цели и применения технологий;

• эмоционально-волевой — анализ и удержание профессиональной цели в ситуациях негативного воздействия различного рода отрицательных факторов, помех и препятствий, характер эмоциональных проявлений в процессе выполнения профессиональных задач.

Выделены четыре общих оценочных показателя развития саморегуляционных характеристик отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях профессиональной деятельности: высший оценочный показатель — служащий осознанно осуществляет профессиональную деятельность и имеет высокое стремление к профессиональной цели, а в процессе деятельности способен самостоятельно регулировать свои профессиональные цели и психические состояниявысокий оценочный показатель — характерно определенное расхождение между профессиональным достижением цели и состоянием недостаточной саморегуляции психических состояний и регуляцией профессиональных действий по достижению цели под воздействием отрицательных психических состоянийсредний оценочный показатель — данный уровень отличается недостаточной осознанностью служащим цели и сильной подверженностью воздействию отрицательных психических состоянийнизший оценочный показатель — характеризуется способностью служащего принять профессиональную задачу на основе первичного осмысления, проявляется отсутствие регулятивных функций процесса достижения профессиональных целей, постоянная подверженность отрицательным психическим состояниям, то есть полная профессиональная дисфункция.

Критериально-уровневая оценка психических состояний государственных служащих в особых условиях профессиональной деятельности позволяет выделить и проранжировать состояние уровней саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих, обусловливающих степень их готовности к профессиональной деятельности (по А.А. Деркачу).

Предложен алгоритм экспериментальной акмеологической коррек-ционной программы саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности, который состоит из трех последовательных компонентов: — установоч-но-диагностического, собственно коррекционного и обобщающе-закрепляющего, позволяет эффективно корректировать эмоциональноволевую сферу государственного служащего и обеспечить его позитив ное личностное развитие через ведущую роль профессиональной дея тельности.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, и приложения.

3. Результаты исследования позволяют следующим образом представить механизм эффективного решения профессиональных задач: формулировка проблемы, определение этапов и средств решения, снятие прежних установок и стереотипов, адаптация к новым условиям профессиональной деятельности, критическая перестройка «Я-концепции», изменение цели деятельности и выполнение поставленной задачи.

Представленный выше психологический механизм эффективного выполнения профессиональных задач объясняет тот факт, что в среднем более успешными оказываются те государственные служащие, в том числе и руководители, которые в силу своей профессионально-управленческой компетентности обладают наибольшим саморегулятивным потенциалом.

4. Важным моментом деятельности, обеспечивающим ее эффективность, оказывается умение дифференцировать ситуацию, т. е. увидеть в процессе выполнения служебной задачи частные фрагменты, которые могут быть решены непосредственно, и общие, устранение которых требует более длительного времени и иных средств.

5. Анализ показал наличие в профессиональной деятельности и поведении государственных служащих в особых условиях определенных ориентаций, полярные характеристики которых можно определить в общем виде как социальную и профессиональную (личностные).

6. Волевая саморегуляция и умение правильно оценить результат выполнения профессиональной задачи составляют наиболее важные условия эффективности профессиональной деятельности кадров государственной службы.

7. Усвоение знаний о специфике деятельности и особенностях личности с позиции профессиональной направленности позволяет сформировать адекватное представление о профессиональной деятельности кадров государственной службы особого вида, требованиях к их личности и профессиональному мастерству. Уровень профессиональной деятельности обусловлен рядом факторов: доминирующей связью профессиональной направленности с гностическими, коммуникативными и рефлексивными умениями и эмоционально-волевыми качествами личностипозитивным эмоциональным фоном процесса профессиональной деятельности, при котором общая удовлетворенность трудом обусловлена удовлетворенностью содержанием труда, результатами, самим процессом деятельностиналичием развитой мотивации деятельности на всех этапах профессионального самоопределения, формирования авторитета, развития творческого «Я» специалиста.

8. В ходе исследования удалось выявить психологические составляющие фактора престижа государственной службы особого вида деятельности в современном российском обществе.

9. Построение и реализация разработанного алгоритма акмеоло-гической коррекционной программы саморегуляции отрицательных психических состояний кадров государственной службы особого вида деятельности позволила найти практические пути решения ряда насущных проблем в сфере акмеологического обеспечения специалистов государственной службы особого вида деятельности.

Заключение

.

Проблема профессионализма работников государственного управления, является сегодня одной из самых острых в России. В условиях экономических и политических преобразований высокий уровень профессиональной компетентности кадров государственной службы становится все более актуальной и значимой потребностью и задачей государственного аппарата.

На основе проведенного анализа отечественных и зарубежных работ был сделан вывод о необходимости выделения психологического аспекта профессиональной деятельности кадров государственной службы особого вида в качестве раздела психологии профессиональной деятельности кадров государственной службы, определена его проблематика и представлены исходные теоретические положения.

В работе были рассмотрены основные критерии эффективности профессиональной деятельности кадров государственной службы в особых условиях. Каждый из этих критериев носит комплексный характер, подвержен определенной динамике, поэтому в работе было констатировано значительное разнообразие взглядов на их содержание и показатели их соотношения.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило получить новые данные о профессиональной деятельности кадров государственной службы в особых условиях. Так, в результате анализа генезиса проблемы уточнены сущность и содержание профессиональной деятельности государственных служащих в особых условиях, определены психологические факторы ее эффективности, изучены трудности и специфические особенности этой деятельности и осуществлена их классификация для последующего использования в системе профессиональной подготовки кадров государственной службы.

Исследование позволило выявить две основные группы трудностей (первичные и вторичные), влияющих на эффективность профессиональной деятельности и различающихся по причинной обусловленности. Первичные трудности (робость, застенчивость, тревожность, подозрительность, мнительность, агрессивность, импульсивность) в большей степени определяются биологическими и психофизиологическими свойствами человека. Вторичные трудности (неадекватная самооценка, психологическая защита, неадекватный индивидуальный стиль поведения, барьеры — коммуникативные, смысловые, лингвистические) в большей степени носят психогенный и социальный характер.

В ходе исследования удалось доказать, что психологическими факторами эффективности профессионального взаимодействия в процессе решения служебных задач являются: взаимопонимание, диффе-ренцированность межличностного восприятия, владение средствами установления контакта с людьми, способность регулировать межличностные отношения, точность межличностного восприятия, способность к самопереживанию, легкость установления контактов с другими людьми, способность и умение формировать доверительные контакты, настроенность на психологический контакт, открытость, способность к рефлексии, ориентация на взаимодействие.

Показано, что одной из основных психологических составляющих готовности субъекта к профессиональной деятельности и влияющих на эффективность деятельности кадров государственной службы является волевой компонент личности. Здесь особое значение имеет операциональный компонент волевых проявлений личности — «волевая техника», который в процессе профессиональной подготовки может быть обеспечен за счет использования специально разработанных технологий, направленных на формирование данного компонента в процессе профессиональной деятельности, таких как психолого-акмеологический тренинг целевой направленности, ориентированный на развитие саморегулятивных характеристик личности и коммуникативных способностей.

Полученные в настоящем исследовании результаты позволили разработать методические указания по формированию профессионально важных качеств личности с учетом специфики профессиональной деятельности, которые могут быть использованы в учебном процессе подготовки кадров для государственной службы особого вида.

Установлено, что формирование профессиональных аспектов «образа Я» государственного служащего в ходе профессиональной деятельности и самообразования обеспечивается путем развития у кадров государственной службы, во-первых, алгоритмов продуктивного решения интеллектуальных социально-перцептивных, рефлексивных, коммуникативных, организаторских, индивидуально-дифференциальных, аутоп-сихологических и других управленческих задач, во-вторых, способности к самонаблюдению, рефлексии, самоанализу и самоконтролю в процессе моделирования профессиональных ситуаций, включающем приёмы непосредственного и опосредованного познания собственной деятельности.

Индикатором развития профессионального «Я» государственного служащего является его способность адекватно и дифференцированно осознавать собственные действия в соответствии с нормативной моделью профессиональной деятельности.

В целях совершенствования психологического аспекта профессиональной деятельности государственных служащих в особых условиях был установлен ее системный характер и создана теоретическая модель, состоящая в гносеологическом плане из ряда компонентов (организаторский, коммуникативный, гностический, проектировочный). Создание модели этой деятельности имеет не только большое теоретическое, но и практическое значение, ибо позволяет конкретно указать тому или иному государственному служащему, в чем именно недостатки его деятельности, в чем он не дорабатывает, и как эти недостатки устранить.

В ходе предложенного подхода Алгоритма экспериментальной акмеологнческон коррекционной программы саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности появилась возможность не только диагностировать психологически важные личностные характеристики государственного служащего особого вида деятельности, но и рассмотреть их во взаимосвязи с профессиональной деятельностью, ориентированной на развитие волевых и коммуникативных способностей государственного служащего.

К наиболее значимым и актуальным результатам исследования можно отнести следующие:

Получена возможность подбора и расстановки кадров с опорой на их личностные особенности во взаимосвязи с профессиональной деятельностью в особых условиях, включая:

• высокоэффективный отбор новых сотрудников на государственную службу особого вида деятельности;

• оптимальную расстановку государственных служащих структурных подразделений;

• выдвижение на новые должности профессионально подготовленных сотрудников, отвечающих всем требованиям будущей деятельности;

• долгосрочное прогнозирование продвижения кадров;

• улучшение использования кадрового потенциала;

• совершенствование организации труда управленческого звена.

В результате построения и реализации алгоритма экспериментальной акмеологнческон коррекционной программы саморегуляции отрицательных психических состояний кадров государственной службы удалось решить целый комплекс задач:

• разработана и концептуально обоснована процедура обследования государственных служащих;

• проведено сопоставление индивидуальных профессиональных свойств и качеств личности государственного служащего с определенными требованиями их профессиональной деятельности;

• сделан расчет надежности и достоверности результатов, получаемых с помощью использовавшихся диагностических методик.

Разработанная программа, предназначенная для осуществления психологической профилактики стрессового расстройства и отрицательных психических состояний у специалистов подверженных воздействию отрицательных факторов деятельности в особых условиях, путем выработки у них навыка противостояния стрессу и самой отрицательной ситуации. Тренинг предполагает выработку доверия к членам группы, развитие умения контролировать эмоции, предвосхищать ход событий и управлять собственными психическими состояниями.

Исследование также позволило разработать процедуру эффективного психологического изучения государственных служащего особого вида деятельности, которая включает в себя ряд групповых и индивидуальных методик и реализовывается по следующей схеме:

• Изучение организаторских, профессиональных, управленческих, коммуникативных и нравственных качеств государственных служащих.

• Диагностика уровня интеллектуального развития, особенностей его мышления и умственной деятельности.

• Установление структурных компонентов личности (таких как характерологические особенности, тип реакции на стресс, адаптивных и компенсаторных возможностей, особенностей мотивационной сферы, уровня нервно-психических затрат).

Изучение поведенческих особенностей, и профессиональной деятельности исследуемой группы показало высокую степень сходства характерологических проявлений в рассмотренной выборке, что позволило создать типичный профиль эффективного государственного служащего особого вида деятельности.

Результаты проведенного исследования способствовали разработке практических рекомендаций по личностно-профессиональному развитию профессионально-важных качеств государственного служащего особого вида деятельности.

Полученные в диссертационном исследовании данные позволяют:

1) определить основные пути использования психологических условий и факторов с целью оптимизации профессиональной деятельности государственных служащих в особых условиях;

2) дать практические рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности кадров государственной службы;

3) дать преподавателям учебных заведений практические рекомендации по оптимизации подготовки специалистов для государственной службы в особых условиях;

4) совершенствовать работу факультетов повышения квалификации государственных служащих.

Внедрение результатов исследования будет способствовать повышению профессиональной компетентности кадров государственной службы выполняющих служебные задачи в особых условиях.

Проведенные исследования открывают новые перспективы изучения психологии личности государственного служащего особого вида деятельности и его психологической готовности к профессиональной деятельности: экспериментальное изучение психологического аспекта профессиональной деятельности различной ориентации и влияния соответствующих ориентаций на эффективность решения профессиональных задач и на успешность деятельности в целом, изучение психологических особенностей с чертами акцентуации личности, составление системной профессиограммы подразделения и т. д., а также рассмотрению вопроса профессиональных деформаций личности в системе государственной службы особого вида деятельности.

Определенные в исследовании направления акмеологической подготовки государственных служащих к профессиональной деятельности в особых условиях: привитие навыков волевой, психической, эмоциональной, саморегуляции, а так же саморегуляции отрицательных физиологических состояний, что способствует формированию умения управлять собой и выполнять специальные задания особого рода. Организация подготовки по этим направлениям уже в период обучения и начального профессионального становления, позволят оптимизировать деятельность государственных служащих в особых условиях.

По результатам проведенного дисертационного исследования целесообразно рекомендовать его адаптацию и применение к специалистам государственной службы, деятельность которых связана с длительным эмоциональным и физиологическим напряжением, либо высоким риском возникновения экстремальной ситуации.

Перспектива дальнейших исследований связана с разработкой акмеологических программ по саморегуляции отрицательных психических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности, в зависимости от возростных особенностей, уровня развития профессионального мастерства и индивидуальных типологических особенностей кадров государственной службы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977.-224 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии. -М.: Наука, 1973. -288 с.
  4. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций: В 2-х т. Т.1. -М.: ТОО ИЦХ «Изограф», 1997. 685 с.
  5. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций: В 2-х т. Т.2. М.: ТОО ИЦХ «Изограф», 1997. — 318 с.
  6. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 144 с.
  7. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прагма, 1993.-175 с.
  8. А.П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. 4.1. М.: «ТЕИС», 1994. — 279 с.
  9. Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: «ТЕИС», 1994. — 176 с.
  10. М.С., Родионов Б. Н., Титов В. Б., Ярочкин В. И. Эргоин-формационная безопасность человека и государства. М.: Паруса, 1997. -199 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. Избр. психологии, труды: в 2-х т. T.l. -М.: Педагогика, 1980. -232 с.
  12. .Г. Психология педагогической оценки. Избр. психоло-гич. труды: В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
  13. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
  14. С.А., Деркач А. А., Конюхов Н. И. Методы акмеологических исследований: Учебное пособие. М.: РАГС, 2000. — 101 с.
  15. В.Г. Возрастная психология. — Иркутск: Иркут. гос. пед. ин-т, 1989.-193 с.
  16. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М.: МГУ, 1990.-367 с.
  17. Е.Ф. Социально-психологические проблемы реабилитации нервно-психических больных. Д.: Ленингр. н.-и. психоневрологический ин-т им. В. М. Бехтерева, 1984. 155 с.
  18. И.В., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих // Применение психологических знаний в практике управления. Вып.1. Уфа: РАГС, 1997.-С. 26−34.
  19. Ф.В., Бурлаков М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. 1988. — Т.9. -№ 3. — С. 78−86.
  20. Н.А. Успех, неудача и результативность деятельности // Психологический журнал. 1987. -Т.8. -№ 3. — С. 87−93.
  21. Г. Т., Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М.: Наука, 1978. — 302 с.
  22. Э. Трансакционный анализ и психокоррекция /Пер. с англ. -СПб.: Братство, 1994. 223 с.
  23. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -424 с.
  24. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. -М.: Экономика, 1980.-203 с.
  25. И.В. Целостность и системность // Системные исследования. -М.: Наука, 1977.-С. 262−272.
  26. Г. Психоаналитические теории личности / Пер. с англ. — М.: КСП, 1996.-247 с.
  27. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311 с.
  28. А.А. Психология общения. — М.: Ин-т практической психологии, 1983.-256 с.
  29. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М.: Флинта: Наука, 1998. 165 с.
  30. В.Э., Леванов Е. Е., Фролов Б. И., Кутахов Ю. Л. Оценки и ориентации государственных служащих по вопросам эффективности их деятельности // Государственный служащий как человек и профессионал. Информ. бюл. № 2. М.: РАГС, 1996. — С. 4−17.
  31. В.Ю. Эффективность тренинга: проблема измерения // Журнал «Прикладная психология». 1999. — № 1. — С. 22−28.
  32. П.И. Основы психотерапии. Л.: Медицина, 1974. — 310 с.
  33. Л.Ф. Введение в практическую психологию. Киев: Наука-центр, 1997.-127 с.
  34. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. -263 с.
  35. Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. — № 1. -С. 15−33.
  36. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984. — 199 с.
  37. Ф.Е. Режиссерская постановка симптома (психотерапевтическая методика) // Московский психотерапевтический журнал. — 1992.- № 2. С. 105−145.
  38. И.А. Словарь иностранных слов с грамматическими формами, синонимами, примерами употребления / Под ред. И. К. Сазоновой. -М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999. 632 с.
  39. М. Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.-804 с.
  40. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  41. Военная инженерная психология / Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Воениздат, 1970. — 396 с.
  42. Военная педагогика и психология / Под ред. А. В. Барабанщикова. -М.: Воениздат, 1986. 239 с.
  43. В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. -М.: Мысль, 1980.-190 с.
  44. Л.С. Сочинения. В 6-ти т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. -512 с.
  45. Я.Г., Жданов О. И. Технология психологической самозащиты. Стресс дистресс — проблема XX века. — М.: ВНИЦТНМ «ЭННОМ», 1997.-164 с.
  46. В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. -175 с.
  47. Ф. Психология управления: Основные проблемы / Пер. с болг.- М.: Прогресс, 1981. 422 с.
  48. Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. Самара: Издательский дом «БАХ- PAX- М», 2000. -248 с.
  49. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации. / Под общ. ред. С. В. Пирогова. М.: РАГС, 1996.-252 с.
  50. Р. Основы психологического эксперимента / Пер. с англ. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1982. — 463 с.
  51. В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. -Воронеж: Квадрат, 1997. 128 с.
  52. А.С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. М.: Квант, 1997. — 299 с.
  53. Г. В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. — 19 с.
  54. А.А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. М.: РАУ, 1993. -121с.
  55. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993.-32 с.
  56. А.А., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. -М.: РАГС, 1996. -128 с.
  57. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999. — 392 с.
  58. А.А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. М.: РАГС, 2000. — 536 с.
  59. А.А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Кн. З: Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: РАГС, 2000. — 538 с.
  60. А.А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Кн.4: Развитие ценностной сферы профессионала. -М.: РАГС, 2001.-483 с.
  61. А.А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека. Кн.1−5. Кн.5: Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста М.: РАГС, 2001. — 541 с.
  62. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. АПН СССР. М.: АПН СССР, 1990. — 180 с.
  63. Р., Каст Ф., Розенцвейг С. Системы и руководство (Теория систем и руководство системами) / Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1971. -647 с.
  64. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: АПН СССР, 1987. 178 с.
  65. М. Системное программирование. / Пер. с англ. М.: Мир, 1975.-540 с.
  66. А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.
  67. В.И. Экспериментальная психология. — М.: ИНФРА- М, 1997.-256 с.
  68. М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1986. — 175 с.
  69. И.А. Государственная служба в Российской Федерации: проблемы становления // Региональная кадровая политика. Информ. сб. № 1−2. Тула: Тула-Пресс, 1996. — С. 11−30.
  70. Ерина Н. А Психологические особенности профессионального менталитета государственных служащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1997.-23 с.
  71. Е.С. Психология успеха: Психологические средства стрессоустойчивости. М.: МГУ, 1990. — 28 с.
  72. Ю.М. Методы диагностики и развитие коммуникативной компетентности // Общение и оптимизация совместной деятельности. — М.: МГУ, 1987.-С. 64−74.
  73. Журавлев A. J1. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. М.: Ин-т управления нар. хоз-вом, 1976. — 119 с.
  74. Л.Б. Саморегуляция психических состояний государственных служащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997. — 23 с.
  75. Ю.М., Полежаев А. П., Рубахин В. Ф. Программно-целевое управление народным хозяйством и психология управленческой деятельности // Психологический журнал. 1984. — Т.5. — № 2. — С. 35−90-
  76. P.M. Психологическая характеристика деятельности тренера в спорте. // Материалы Всемирного научного конгресса «Спорт в современном обществе». М.: ФиС, 1986. — 194 с.
  77. В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалиста в особых условиях: Автореферат дис. доктора психол. наук. — М.: РАГС, 1994.-66 с.
  78. В.Г., Чернышов А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М.: НИИВО, 1993. — 152 с.
  79. Зазыкин В Г., Чернышов А. П. Менеджер: Психологические секреты профессии.-М.: 1992.-163 с.
  80. В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях: Психо-лого-акмеологические основы. -М.: НИИВО, 1994. 267 с.
  81. В.Г., Прилутская О. А. Социальные страхи у населения: источники возникновения, формы проявления, методы компенсации. -Оренбург: Оренб. гос. пед. ин-т, 1997. — 100 с.
  82. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. 304 с.
  83. В.Г., Майборода С. О., Понеделков А. В., Старостин A.M. Государственный служащий современной России: Социально-политический анализ деятельности и ценностных ориентации Региональный уровень. Р/на-Дону, 1997. 267 с.
  84. Игры, обучение, тренинг, досуг: Сборник сценариев / Под ред. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1998. — 544 с.
  85. Я. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000. — 640 с.
  86. C.JI. Психолого-акмеологичесие основы управленческой деятельности командира войск РХБ защиты. М.: ВУ РХБЗ, 1999. -235 с.
  87. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  88. B.C. Государственная служба как институт реализаци функций государства // Власть и управление. Вып.1. Р/на-Дону: РАГС, 1997.-С. 141−147.
  89. Т.С. Психическая напряженность и ее проявления в зависимости от особенностей деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук.-Л., 1977.-23 с.
  90. Е.А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии, 1996. — 400 с.
  91. Н.Е. Основы экономической кибернетики. М.: Экономика, 1969.-255 с.
  92. Е.Л. Человек среди людей. Минск: Народная асвета, 1987.-239 с.
  93. В.В. Ценностные ориентации как профессиональное качество государственных служащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1994.-22 с.
  94. В.Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. Общая психотерапия. М.: Из-во ин-та психотерапии, 2001. — 464 с.
  95. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: наука, 1980.-256 с.
  96. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. -М.: Изд- во МГУ, 1991.-207 с.
  97. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. -172 с.
  98. Е.С. Цель формирования эффективная личность // Психология в управлении. — Л.: Лениздат, 1983. — С. 162−171.
  99. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
  100. Ю4.Куликов Л. В. Психология настроения. СПб.: Из-во С.-Петерб. унта, 1997.-225 с.
  101. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1980. 389 с.
  102. Л.Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда. М.: ИТАР-ТАСС, 1998. — 283 с.
  103. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. 340 с.
  104. А.В. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 1988. — Т.9. -№ 3. — С. 43−52.
  105. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-303 с.
  106. А.Н. Категория деятельности в современной психологии // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т.2. — М.: Педагогика, 1983. С. 243−246.
  107. Ш. Леонтьев Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу //Вопросы психологии. 1987. -№ 3. — С. 150−157.
  108. Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Смысл, 1992.-17 с.
  109. Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 1992.- 16 с.
  110. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. — № 9. — С. 24−37.
  111. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975.-№ 2. — С. 31−45.
  112. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  113. .Ф. Об исследовании законов психики // Психологический журнал.- 1982.-Т.З.- № 1.-С. 19−32.
  114. Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации: М.: Ред.-изд. Центр консорциума «Социальное здоровье России», 1995. — 126 с.
  115. К.О. Социология государственной службы. М.: РАГС, 1997.-180 с.
  116. А.Г. Управление и информация. М.: Наука, 1975. -184 с.
  117. В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997. — 294 с.
  118. Г. И. Психологическое консультирование методом проективного рассказа. М.: Кострома: РАГС, 1994. — 30 с.
  119. Г. И. Эффекты психологического (акмеологического) консультирования кадров управления // Молодежь. Общество. Реформы. Сб. научн. трудов. М.: Институт Молодежи, 1994. — С. 163−168.
  120. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. — Киров: Киров, гос.пед. ин-т, 1995. — 152 с.
  121. Г. И. Акмеологическое консультирование в развивающихся организациях // Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1995.-С. 342−358.
  122. Г. И. Социально-психологический тренинг: методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. М.: Совершенство, 1998. — 207 с.
  123. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  124. В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. М.: Дело, 1996. — 287 с.
  125. А.А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972.-208 с.
  126. Ю.В., Солнцева Г. Н. Волков A.M. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 215 с.
  127. Д.Л. Психологические особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях государственных служащих и условия их предупреждения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997. — 23 с.
  128. А.В. Психологические особенности принятия решения в экстремальных ситуациях. М.: МО РФ. Управление боевой подготовки Сухопутных войск, 1995. — 49 с.
  129. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.-426 с.
  130. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практической психологии, 1995.-356 с.
  131. Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 112 с.
  132. В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления // Инженерная психология. М.: Прогресс, 1967. — С. 232 241.
  133. Немов Р. С Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. -М.: Педагогика, 1984. -201 с.
  134. Р.С., Синягин Ю. В. Мотивация достижения, уровень притязаний и эффективность групповой деятельности // Психологический журнал. 1987.-Т.8.-№ 1.-С. 46−54.
  135. Общая теория управления / Под ред. А. А. Беляева, К. И. Варламова, Н. П. Пищулина. М.: РАУ, 1994. — 300 с.
  136. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сталина. М.: МГУ, 1987.-304 с.
  137. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 302 с.
  138. Общение и развитие психики / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. -М.: АПН СССР, 1986. 176 с.
  139. И.В. Оптимизация организаторской деятельности кадров управления в особых условиях. Автореф. Канд. психол. наук. -М. 1997.-22 с.
  140. Л.А. Основные характеристики компетентности в общении // Актуальные проблемы социальной психологии. Кострома, АН СССР. Ин-т психологии, Костром. Гос.пед.ин-т, 1986. С. 74−75.
  141. JI.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  142. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 168 с.
  143. А.В. Личность, деятельность, коллектив. — М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  144. А.В. К разработке социально-психологического подхода и групповой психотерапии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л.: Ленингр. НИИ им. В. М. Бехтерева, 1975. — С. 110−122.
  145. А.В. Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск: Ульянов, гос.пед.ин-т, 1982. — 122 с.
  146. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970. -264 с.
  147. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-308 с.
  148. Ю.Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция, ее роль и место в профилактике заболеваний // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической помощи. Л.: Ленингр. НИИ им. В. М. Бехтерева, 1985. — С. 102−113.
  149. В.Д. Глубинная мотивация человеческого поведения в условиях рынка // Направленность и потенциал кадров государственного управления. М.: РАУ, 1993. — С. 77−109.
  150. Практическая психология / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика плюс, 1993. — 333 с.
  151. А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980. — 257 с.
  152. A.M. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. -М.: Твор. Центр «Сфера», 1997. 186 с.
  153. А.А. Организация и управление экономикой и государством в Японии. М.: Наука, 1977. — 185 с.
  154. Психокоррекция в повседневной жизни / Под ред. В. И. Богдановича. СПб.: ТОО «РЕСПЕКС», 1995. — 430 с.
  155. Психология. Словарь /Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  156. Психологические аспекты управления /Под ред. P.M. Русинова, В. И. Антонюка. М.- Экономика, 1984. — 160 с.
  157. Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. — 232 с.
  158. Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы. -М.: РАГС, 1998. 198 с.
  159. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.-400 с.
  160. А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. — 1988. № 1. — С. 82−88.
  161. Н.И. Психология личности. М.: Изд-во Университета Дружбы народов, 1987. — 285 с.
  162. К. Консультирование и психотерапия. М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 426 с.
  163. В.Е. Лекции по психотерапии. М.: Центр, ин-т усоверш. врачей, 1971.-120 с.
  164. В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник Ростовского государственного университета. Вып. 1., 4.2. -Р/на-Дону: РГУ, 1996.-С. 132−146.
  165. В.Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления. -М.: Знание, 1976.-64 с.
  166. С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  167. С. JI. Принципы и пути развития психологии. М., Изд-во АН СССР, 1959. — 354 с.
  168. Рубинштейн С JT. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Т. 1.-486 е.- Т. 2.-322 с.
  169. К. Групповая психотерапия / Под ред. JI.A. Петровской. -М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  170. Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992. -237 с.
  171. М.Ф. Саморегуляция психической устойчивости руководителя.-М.: Квант, 1998.-299 с.
  172. И.Н., Степанов С. Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии // Наука о человеке. М., 1989. — С. 127−146.
  173. Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. М.: Прогресс. 1982. -124 с.
  174. А.П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии. М.: Технолог, шк. бизнеса, 1996. — 428 с.
  175. А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев: Здоровье, 1982. — 373 с.
  176. Советский энциклопедический словарь / Гл. редактор A.M. Прохоров-М.: Сов. энцикл., 1989.- 1633 с.
  177. В.А. Психологические условия актуализации мотивов в деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1997. -22 с.
  178. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1993. — 115с.
  179. Социология труда. Киев.: Техника, 1980. — 240 с.
  180. Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Воронеж: Из-во Воронежского унта, 1995.-318 с.
  181. JI.А. Профессионально важные качества госслужащего как условие формирования положительного имиджа // Имидж госслужбы.-М.: РАГС, 1996.-С. 143−154.
  182. Г., Уайтсайд Д. Единый мозг: коррекция дисклексивных нарушений способности к обучению и интеграция головного мозга. -М.: Диалог-МГУ, 1996. 222 с.
  183. Л.В., Австрийскова Е. М., Барышникова Г. В., Дильман Н. В. Социолингвистический анализ профессиональных качеств государственного служащего // Власть и управление. Вып. 3. Р/на-Дону: РАГС, 1997.-С. 112−114.
  184. Г. В. Основы математической статистики для психологов. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998. — 460 с.
  185. Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и смысл деятельности. Л.: ЛГУ, 1976. — 119 с.
  186. Е.М. К проблеме устойчивости профессиональной деятельности госслужащих. // Материалы научно-практической конференции молодых ученых Северного Кавказа. Пятигорск: РАГС, 1997. -С. 234−242.
  187. Е.М. Психолого-акмеологические факторы устойчивости профессиональной деятельности государственных служащих: Автореф. дис. канд. психол.наук. М., 1997. — 25 с.
  188. Д.Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. — 279 с.
  189. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -М.: Наука, 1966.-451 с.
  190. Дж. Психология как наука о поведении. М — Л.: Госиздат, 1926.-384 с.
  191. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.95. № 119-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31.
  192. Федеральный закон «О федеральных органах правительственной связи и информации» от 19.02.92. № 4298−1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1992. № 4.
  193. Дж., Френгер Р. Личность и личностный рост / Рос. Открытый ун-т. М., 1991. Вып. 1. — 83 с.
  194. Дж., Френгер Р. Личность и личностный рост / Рос. Открытый ун-т. М., 1992. Вып. 2 — 136 с.
  195. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост / Рос. Открытый ун-т. М., 1994. Вып.З. — 81 с.
  196. В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  197. Л.С., Гримак Л. П., Хрунов Е. В. Экспериментальная психофизиология в космических исследованиях. М.: Наука, 1976. -400 с.
  198. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. М.: Смысл, 1992. — 165 с.
  199. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: ФиС, 1988.-201 с.
  200. . Я. Влияние психической напряженности на деятельность вахтенного офицера: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981. -21 с.
  201. А.В. Формирование психологической готовности руководителей к деятельности в экстремальных управленческих ситуациях. -М&bdquo- 1997.-14 с.
  202. .Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.-167 с.
  203. Э.Г. Некоторые особенности развития системных исследований // Системные исследования. Методол. проблемы. Ежегодник, 1980. -М.: Наука, 1981.-С. 7−23.
  204. Lasarus R.S. Psychological stress and the coping process. N.Y.: Springer Publushing Company, 1966. — 466 pp.
  205. Sozialpsychologie. Autorenkollektiv unter Leitung von H. Hibsch und M. Vorwerg //VEB, Deutscher Verlag der Wissenschaften.-Berlin, 1979.-54pp.21Z. Wylie R.C. The Self-Concept. Rev. ed. Vol.1.- Lincoln, 1974. 315pp.
Заполнить форму текущей работой