Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В культурно-деятельностной парадигме в психологии, опирающейся на единство мировоззренческих подходов J1.C. Выготского, А. Р. Лурии и А. Н. Леонтьева, психика рассматривается как опосредствованная 5 общественно-историческим опытом. Соотношение деятельности, сознания и психики основывается на взаимодействии, отражении и активности субъекта. Таким образом, можно сформулировать принцип активности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ исследований по проблеме самоэффективности
    • 1. 1. Исследования когнитивных механизмов саморегуляции деятельности
    • 1. 2. Социальная когнитивная теория личности и проблема самоэффективности
      • 1. 2. 1. Самоэффективность и сходные конструкты
      • 1. 2. 2. Характеристики самоэффективности
      • 1. 2. 3. Источники самоэффективности
      • 1. 2. 4. Механизмы действия самоэффективности
      • 1. 2. 5. Влияние самоэффективности на успешность деятельности
      • 1. 2. 6. Индивидуальные различия в самоэффективности
    • 1. 3. Теоретический анализ проблемы копинг-стратегий
      • 1. 3. 1. Определение копинга
      • 1. 3. 2. Классификации копинг-стратегий
      • 1. 3. 3. Измерение копинг-стратегий
      • 1. 3. 4. Индивидуальные различия в предпочтении копинг-стратегий Данные, полученные в некоторых зарубежных исследованиях, свидетельствуют
      • 1. 3. 5. Ситуационный подход к преодолению стресса
      • 1. 3. 6. Копинг-стратегии и социальное функционирование
      • 1. 3. 7. Проблема связи самоэффективности и копинг-стратегий

Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обоснование актуальности работы.

В настоящее время, в эпоху глобальных социальных и политических изменений и научно-технического прогресса, все большее внимание уделяется проблеме эффективного поведения человека. Вместе с тем, высокие стандарты успешности, которые диктует современный социум, жесткая конкуренция в самых разных областях жизнедеятельности, социальное расслоение являются причиной возрастающего уровня депрессии и стресса среди детей и взрослых. Таким образом, перед научной психологией встает важная задача изучения детерминант эффективного функционирования человека, как в области объективных результатов деятельности, так и внутреннего психологического благополучия. Этим обусловлена актуальность изучения личностных когнитивных переменных, влияющих на эффективность поведения в самых разных областях жизнедеятельности. Успешность в той или иной сфере деятельности связана со многими психологическими характеристиками, например, с интеллектом или специальными способностями. В то же время, разнообразные мотивационные и личностные когнитивные факторымотивация достижения, оценка своих способностей, самоэффективность, предпочитаемые стратегии преодоления трудностей и другие личностные когнитивные переменные имеют не меньшее, а иногда и большее, значение для эффективного функционирования в различных ситуациях. Так, реализация потенциала, заложенного в каждом, возможна только при наличии мотивации, стремления достигнуть того или иного результата и веры в свою способность его достичь. В последние два десятилетия эта проблематика активно изучалась как в зарубежной [Бандура, 2000; Капрара, Сервон, 2003; Первин, Джон, 1001- Хекхаузен, 1986, 2001], так и в отечественной психологии [Васильев, Магомед-Эминов, 1991; Гордеева, 2002; Далгатов, 2006; Козиевская, 1998; Магомед-Эминов, Васильев, 1986; Ромек, 1997 и др.].

В культурно-деятельностной парадигме в психологии, опирающейся на единство мировоззренческих подходов J1.C. Выготского, А. Р. Лурии и А. Н. Леонтьева [Асмолов, 2002], психика рассматривается как опосредствованная 5 общественно-историческим опытом. Соотношение деятельности, сознания и психики основывается на взаимодействии, отражении и активности субъекта. Таким образом, можно сформулировать принцип активности, на основе которого происходит регуляция человеческой деятельности и психики: «Активность выступает одной из конституирующих характеристик человеческой деятельности, выражающих ее способность к саморазвитию, самодвижению через инициирование субъектом целенаправленных творческих предметных действий» [Корнилова, Смирнов, 2006, с. 169]. Цели и средства деятельности при этом зависят от конкретной ситуации, но вырастают из всего жизненного контекста, базирующегося в основном на отношениях с другими людьми и с окружающим миром в целом. Деятельность субъекта имеет сознательный характер, вытекающий из ее целесообразности и целеподчиненности [Корнилова, Смирнов, 2006]. Помимо сознательности деятельности, важнейшая роль в ее регуляции принадлежит личностному смыслу. В деятельностно-смысловом подходе, разрабатывающимся Д. А. Леонтьевым, смысловая реальность человеческой деятельности предстает не как статичная характеристика индивидуального сознания, а как системная, многомерная, динамичная и трансформирующаяся реальность, имеющая также формы межличностного и внеличностного существования [Леонтьев, 2003]. Д. А. Леонтьевым было введено понятие личностного потенциала, под которым понимается системная организация личностных особенностей, представляющих основу, или «стержень» личности. Личностный потенциал представляет собой универсальную характеристику системной организации личности, включающей в себя психологическое здоровье, зрелость и успешность деятельности субъекта [Леонтьев, Осин, 2007]. В рамках данного подхода самоэффективность является одной из составляющих личностного потенциала. Таким образом, социально-когнитивный подход в психологии, объясняющий поведение и психику посредством анализа сознания субъекта, и его частные модификации, такие как концепция самоэффективности А. Бандуры, соотносятся с теорией деятельности, разрабатывающейся в отечественной психологии. Теорию деятельности и, в частности, деятельностно-смысловой подход можно рассматривать как более широкий объяснительный принцип действия таких когнитивных конструктов, как самоэффективность и воспринимаемый контроль, так как в нем рассматривается не только активность субъекта и сознательный характер психологических орудий, но и системность психики — зависимость деятельности и поведения от сознания и личности субъекта [Леонтьев А. Н., 2004].

Начиная с 1960;х годов XX века, в рамках социально-когнитивной парадигмы в научной психологии разрабатываются концепции, в которых основное внимание, в достижении результатов деятельности и в самосознании человека уделяется личностным когнитивным переменным [Бандура, 2000; Первин, Джон, 2000; Хьел, Зиглер, 1998; Шварцер, Ерусалем, Ромек, 1996; Шульц, Шульц, 2002], в последнее время стали появляться и отечественные исследования по этой тематике [Будич, 2005; Гордеева, 2006; Далгатов, 2006; Егоров, 2005; Федяев, 2005]. Дж. Роттер ввел в психологию понятие «локуса контроля», описывающего, в какой сфере человек ищет причины своих успехов и неудач — во внешних обстоятельствах или внутри себя [Rotter, 1966]. Развивая идеи Дж. Роттера, Б. Вайнер разработал атрибутивную теорию мотивации. Он показал, что поведение человека во многом зависит от того, каким образом он понимает причину своей неудачи в деятельности [Werner, 1986]. Эта теория нашла широкое применение в педагогической практике [см. Такман, 2002].

Идеи Вайнера получили дальнейшее развитие в социально-когнитивной теории А. Бандуры [Бандура, 2000], где ведущая роль уделяется когнитивным механизмам, с помощью которых человек познает окружающий мир и самого себя, а также использует эти знания в целях саморегуляции. Бандура ввел понятие «самоэффективность» для обозначения когнитивного механизма, влияющего на то, как люди действуют в ситуации достижения поставленной цели, что они при этом' думают и чувствуют. В эмоциональной сфере низкий уровень самоэффективности связан с депрессией, тревогой и ощущением собственной беспомощности. Люди с низкой самоэффективностью также имеют низкую самооценку и пессимистический взгляд на свои достижения и возможность личностного роста. В когнитивной сфере чувство собственной компетентности способствует эффективности познавательных процессов и высоким достижениям в различных ситуациях. Самоэффективность также проявляется в поведении: люди с высокими представлениями о собственной эффективности чаще действуют продуктивнее и добиваются успеха, чем люди с низкой самоэффективностью. Таким образом, самоэффективность исследуется в рамках проблематики мотивации достижения и рассматривается как когнитивный механизм, предсказывающий уровень успешности человека в той или иной деятельности. По свидетельству Д. Шульц и С. Шульца, теория Бандуры «получила широкое признание в психологии в качестве эффективного способа исследования поведения в лабораторных условиях и модификации поведения в клинических <. .> Его (Бандуры) подход является объективным, он пригоден для применения в лабораторных исследованиях, соответствует нынешнему интеллектуальному климату, в котором большое значение придается изучению внутренних когнитивных процессови вполне применим к тем задачам, которые ставит реальная жизнь» [Шульц, Шульц, 1998, с. 341].

Наше исследование посвящено изучению механизмов самоэффективности в двух областях, отличающихся степенью контроля цели субъектом деятельности — школьной учебы, как более контролируемой индивидом, и дружбы, как менее контролируемой, поскольку она в большей степени зависит от партнеров по общению. Наша задача состояла в выявлении характерных стратегий преодоления трудностей, свойственных подросткам с различным уровнем самоэффективности, и их связи с успешностью в социальной и академической сферах жизнедеятельности. Также нас интересовала специфика механизмов влияния самоэффективности на успешность в учебной и социальной деятельности у юношей и девушек.

Основной целью работы является изучение особенностей связи академической и социальной самоэффективности с успешностью в соответствующих видах деятельности, исследовать тендерную специфику этих связей.

Проблема исследования состоит в том, чтобы выявить особенности связей суждений о самоэффективности с конструктивными стратегиями реагирования на трудные жизненные ситуации и их взаимосвязей с успешностью выполнения учебной и социальной деятельностей. Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ современной зарубежной и отечественной литературы по проблематике самоэффективности и особенностей ее взаимосвязи с эффективностью деятельности.

2. Исследовать взаимосвязь академической самоэффективности и копинг-стратегий в учебной деятельности с академическими достижениями.

3. Проанализировать различия в выборе копинг-стратегий в сфере учебы у групп с высокой и низкой академической самоэффективностью.

4. Провести исследование взаимосвязи социальной самоэффективности и копинг-стратегий в сфере взаимодействия со сверстниками с успешностью в общении.

5. Проанализировать различия в выборе копинг-стратегий в сфере общения со сверстниками у групп с высокой и низкой социальной самоэффективностью.

6. Проанализировать различия в особенностях данных когнитивных предикторов успешности академического и социального функционирования у юношей и девушек.

Методологическая и теоретическая основа исследования особенностей взаимосвязи самоэффективности с успешностью деятельности базируется на методологических и теоретических принципах теории деятельности А. Н. Леонтьева, концепции личностного потенциала Д. А. Леонтьева, социально-когнитивной теории и теории самоэффективности А. Бандуры, концепции воспринимаемого контроля Э. Скиннер и теоретических представлениях Г. Оттинген о составляющих самоэффективности. Исследование копинг-стратегий основывается на ситуационном подходе к изучению совладающего поведения Р. Лазаруса, а также на современных зарубежных и отечественных исследованиях в области копинг-стратегий (Д. Лопес, Т. Литтл, Р. Лазарус, С. Фолкман, С.К. Нартова-Бочавер, И. М. Никольская, P.M. Грановская. Т.Л. Крюкова).

Научная новизна работы состоит в том, что впервые установлено наличие связи академической и социальной самоэффективности с успешностью в учебной деятельности и в социальном взаимодействии у российских подростков.

На эмпирическом материале впервые показано, что подростки с высоким уровнем академической самоэффективности при встрече с трудностями в учебной деятельности отличаются использованием более конструктивных копинг-стратегий, чем подростки с низкой академической самоэффективностью. Впервые выявлена взаимосвязь между высокой социальной самоэффективностью, более конструктивными стратегиями преодоления трудностей в сфере общения и принятием сверстниками, а также взаимосвязь между низкой социальной самоэффективностью, менее конструктивными копинг-стратегиями и отвержением сверстниками. Также установлено, что характер связей самоэффективности и копинг-стратегий с успешностью в учебе и общении со сверстниками имеет тендерную специфику, обусловленную специфическими особенностями российской образовательной среды.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в понимание особенностей связей когнитивно-мотивационных переменных и успешности в учебной и социальной деятельности. В теоретическом анализе литературы описываются подходы к изучению самоэффективности и копинг-стратегий, большое количество зарубежных исследований по данной проблематике впервые представлено на русском языке. В работе показано, что связь академической и социальной самоэффективности с успешностью в учебе и общении со сверстниками опосредована специфическими стратегиями преодоления трудностей.

Наблюдаются определенные культурные и тендерные особенности российских подростков. В частности, не было обнаружено статистически значимых связей между академической самоэффективностью и успешностью в учебе у мужской части выборки, в то время как в зарубежных (американских) исследованиях были получены данные о том, что академическая самоэффективность является предиктором академической успешности и у девочек, и у мальчиков.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут использоваться в учебных курсах по педагогической психологии, психологии личности и мотивации, а также социальной психологии. Полученные результаты могут быть использованы практическими психологами в образовании и педагогами как основа для разработки методов диагностической и коррекционной работы со школьниками. В частности, измерение уровня, самоэффективности и исследование предпочитаемых стратегий совладания с трудностями может быть полезным для предсказания учебной успеваемости и успешности в социальной сфере, а своевременное повышение уровня самоэффективности и конструктивных стратегий преодоления трудностей может внести вклад в коррекцию неудач детей и подростков в учебной деятельности и взаимодействии со сверстниками.

Положения, выносимые на защиту:

1. Подростки старшего школьного возраста с высоким уровнем академической самоэффективности чаще используют эффективные стратегии совладания с трудностями в сфере учебы, в частности, активное преодоление трудностей и отсутствие фиксации на проблеме. Академическая самоэффективность старших школьников позитивно связана с учебной успеваемостью и субъективным ощущением школьного благополучия. Использование более эффективных копинг-стратегий при возникновении трудных ситуаций в учебе позитивно связано с академической успеваемостью, в то время как применение менее эффективных копинг-стратегий негативно связано с академической успеваемостью.

2. Подростки с высоким уровнем социальной самоэффективности чаще используют эффективные стратегии совладания с трудностями в сфере общения со сверстниками. Высокая самоэффективность и адаптивные копинг-стратегии в социальной сфере позитивно связаны с успешностью в общении со сверстниками по самооценочным и социометрическим показателям и с субъективным школьным благополучием.

3. Характер связей самоэффективности и копинг-стратегий в учебной деятельности и в общении со сверстниками с показателями успешности деятельности в учебной и социальной сферах имеет определенную тендерную специфику. Академическая самоэффективность и активное преодоление трудностей в учебной деятельности позитивно связаны с академической успеваемостью только у женской части выборки, у юношей академическая самоэффективность и активное преодоление трудностей связаны только с субъективным школьным благополучием.

4. Академическая и социальная самоэффективность подростков позитивно связаны между собой, обладая при этом собственной спецификой, что свидетельствует о продуктивности раздельной диагностики самоэффективности в социальной и академической сферах.

Выводы.

1. Теоретический анализ литературы по проблеме самоэффективности и механизмов ее влияния на успешность деятельности показал, что изучение самоэффективности в российском социокультурном контексте является перспективным направлением в научной и практической психологии.

2. В исследовании показано, что подростки с высоким уровнем академической самоэффективности при возникновении трудных ситуаций в учебе чаще используют стратегии активного преодоления трудностей и обращаются за социальной поддержкой.

3. Академическая самоэффективность и эффективные копинг-стратегии (активное преодоление трудностей) в учебе положительно связаны с учебной успеваемостью и субъективным школьным благополучием, а менее эффективные копинг-стратегии (бездействие и переключение на другую деятельность) негативно связаны с академической успеваемостью.

4. Подростки с высоким уровнем социальной самоэффективности при возникновении трудных ситуаций в общении чаще используют более эффективные социальные копинг-стратегии, такие как активное преодоление трудностей, переключение на другую деятельность, поиск социальной поддержки и отсутствие фиксации на проблеме, чем подростки с низкой социальной самоэффективностью.

5. Исследование показало, что социальная самоэффективность и применяемые копинг-стратегии в общении со сверстниками связаны с успешностью социального функционирования. Подростки с высокой социальной самоэффективностью, применяющие конструктивные копинг-стратегии, лучше принимаются сверстниками.

6. Выявлена определенная тендерная специфика характера связей самоэффективности, копинг-стратегий и успешности в учебе и в общении со сверстниками. У девушек академическая самоэффективность и стратегия активного преодоления трудностей являются предикторами академической успеваемости, у юношей академическая самоэффективность позитивно связана с использованием стратегии активного преодоления трудностей, но не связана с успеваемостью.

7. Такая копинг-стратегия, как переключение на другую деятельность при возникновении трудной ситуации, является продуктивной при возникновении трудностей в общении со сверстниками и непродуктивной в учебной деятельности.

8. Суждения о самоэффективности зависят от специфики деятельности. В частности, академическая и социальная самоэффективность подростков взаимосвязаны между собой, но не тождественны и обладают определенной собственной спецификой, что свидетельствует в пользу продуктивности раздельной диагностики самоэффективности в социальной и академической сферах.

Заключение

.

Результаты проведенного эмпирического исследования выявляют особенности связей академической и социальной самоэффективности с успешностью в соответствующих видах деятельности. Исследование тендерной специфики этих связей демонстрирует отсутствие межполовых различий в академической и социальной самоэффективности у старших подростков из московских школ. Показано, что у подростков обоего пола самоэффективность является предиктором эффективных копинг-стратегий и успешности в деятельности. Однако было обнаружено, что структура связей самоэффективности с различными копинг-стратегиями, а также показателями академической успешности и социального благополучия имеет определенную тендерную специфику. Кроме того, наше исследование подтверждает продуктивность раздельного (в академической и социальной сфере), а не обобщенного, изучения такого личностного когнитивного конструкта, как самоэффективность, а также актуальность исследования самооценочных и мотивационных переменных в конкретном социокультурном контексте — у российских подростков.

Перспективным направлением дальнейшего изучения механизмов связей самоэффективности и успешности деятельности является исследование различных возрастных групп респондентов, использование большего количества диагностических методик, применение методов структурного моделирования для анализа полученных данных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Александрова J1. А. Психологические условия адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф. Автореферат дисс. канд. психологических наук. Москва, 2004.
  2. Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, № 1, т. 15, 1994. С. 3 18.
  3. А. Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. М.- Смысл, 2002.
  4. А. Теория социального научения. С-Пб.- Евразия, 2000.
  5. М.Е. Мужчины и женщины в системе образования// Тендерное неравенство в современной России сквозь призму статистики. М.- Эдиториал УРСС, 2004.
  6. Н. О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи. Дис.. канд. психол. наук. Кострома, 2006.
  7. Ш. Тендерная психология. СПБ., Прайм-Еврознак, 2001.
  8. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.- Прогресс, 1986
  9. Е.В. Трудные ситуации в жизни студентов // Alma mater (Вестник высшей школы), № 10, 2006. С. 20 22.
  10. Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях. Дис.. канд. психол. наук. Москва, 2007.
  11. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. С-Пб.- Речь, 2000.
  12. Л.В. Исследование уровня притязаний. МГУ, 1986.
  13. Дж., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. С-Пб, М., 2003.
  14. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. С-Пб., Питер, 2000.
  15. Н. Ю. Уверенность в себе как фактор личностного самоопределения. Дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, 2005.
  16. И. А., Магомед-Эминов M.LL1. Мотивация и контроль задействием. МГУ, 1991.
  17. А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. М, 2002.
  18. Т.О. Мотивации достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации. Под ред. Д. А. Леонтьева. М., Смысл, 2002.
  19. Т.О. Психология мотивации достижения. М., Смысл, Академия, 2006.
  20. О.А., Безменова И. К. Атрибуция: общее представление, направление исследований, ошибки. М, РПО, 1998.
  21. Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса. Дис.. канд. психол. наук. Кострома, 2006.
  22. М.М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования, изменение. УМК «Психология», Москва, 2006.
  23. И. А. Динамика взаимосвязи самооценки и социально-психологических качеств личности студентов педагогического вуза. Дис.. канд. психол. наук. Москва, 2005.
  24. М. Как научиться оптимизму. Минск, 1997.
  25. Дж., Сервон Д. Психология личности. «Питер», 2003.
  26. Е. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. Дис.. канд. психол. наук. Москва, 1998.
  27. Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. Питер, 2006.
  28. Г. Психология развития. Питер, 2000.
  29. Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Дис.. д-ра психол. наук. Кострома, 2005.
  30. Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей. Дис.. канд. психол. наук. Кострома, 2003.31,32,33,3435,36,37,38,39,40
Заполнить форму текущей работой