Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников
В культурно-деятельностной парадигме в психологии, опирающейся на единство мировоззренческих подходов J1.C. Выготского, А. Р. Лурии и А. Н. Леонтьева, психика рассматривается как опосредствованная 5 общественно-историческим опытом. Соотношение деятельности, сознания и психики основывается на взаимодействии, отражении и активности субъекта. Таким образом, можно сформулировать принцип активности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретический анализ исследований по проблеме самоэффективности
- 1. 1. Исследования когнитивных механизмов саморегуляции деятельности
- 1. 2. Социальная когнитивная теория личности и проблема самоэффективности
- 1. 2. 1. Самоэффективность и сходные конструкты
- 1. 2. 2. Характеристики самоэффективности
- 1. 2. 3. Источники самоэффективности
- 1. 2. 4. Механизмы действия самоэффективности
- 1. 2. 5. Влияние самоэффективности на успешность деятельности
- 1. 2. 6. Индивидуальные различия в самоэффективности
- 1. 3. Теоретический анализ проблемы копинг-стратегий
- 1. 3. 1. Определение копинга
- 1. 3. 2. Классификации копинг-стратегий
- 1. 3. 3. Измерение копинг-стратегий
- 1. 3. 4. Индивидуальные различия в предпочтении копинг-стратегий Данные, полученные в некоторых зарубежных исследованиях, свидетельствуют
- 1. 3. 5. Ситуационный подход к преодолению стресса
- 1. 3. 6. Копинг-стратегии и социальное функционирование
- 1. 3. 7. Проблема связи самоэффективности и копинг-стратегий
Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обоснование актуальности работы.
В настоящее время, в эпоху глобальных социальных и политических изменений и научно-технического прогресса, все большее внимание уделяется проблеме эффективного поведения человека. Вместе с тем, высокие стандарты успешности, которые диктует современный социум, жесткая конкуренция в самых разных областях жизнедеятельности, социальное расслоение являются причиной возрастающего уровня депрессии и стресса среди детей и взрослых. Таким образом, перед научной психологией встает важная задача изучения детерминант эффективного функционирования человека, как в области объективных результатов деятельности, так и внутреннего психологического благополучия. Этим обусловлена актуальность изучения личностных когнитивных переменных, влияющих на эффективность поведения в самых разных областях жизнедеятельности. Успешность в той или иной сфере деятельности связана со многими психологическими характеристиками, например, с интеллектом или специальными способностями. В то же время, разнообразные мотивационные и личностные когнитивные факторымотивация достижения, оценка своих способностей, самоэффективность, предпочитаемые стратегии преодоления трудностей и другие личностные когнитивные переменные имеют не меньшее, а иногда и большее, значение для эффективного функционирования в различных ситуациях. Так, реализация потенциала, заложенного в каждом, возможна только при наличии мотивации, стремления достигнуть того или иного результата и веры в свою способность его достичь. В последние два десятилетия эта проблематика активно изучалась как в зарубежной [Бандура, 2000; Капрара, Сервон, 2003; Первин, Джон, 1001- Хекхаузен, 1986, 2001], так и в отечественной психологии [Васильев, Магомед-Эминов, 1991; Гордеева, 2002; Далгатов, 2006; Козиевская, 1998; Магомед-Эминов, Васильев, 1986; Ромек, 1997 и др.].
В культурно-деятельностной парадигме в психологии, опирающейся на единство мировоззренческих подходов J1.C. Выготского, А. Р. Лурии и А. Н. Леонтьева [Асмолов, 2002], психика рассматривается как опосредствованная 5 общественно-историческим опытом. Соотношение деятельности, сознания и психики основывается на взаимодействии, отражении и активности субъекта. Таким образом, можно сформулировать принцип активности, на основе которого происходит регуляция человеческой деятельности и психики: «Активность выступает одной из конституирующих характеристик человеческой деятельности, выражающих ее способность к саморазвитию, самодвижению через инициирование субъектом целенаправленных творческих предметных действий» [Корнилова, Смирнов, 2006, с. 169]. Цели и средства деятельности при этом зависят от конкретной ситуации, но вырастают из всего жизненного контекста, базирующегося в основном на отношениях с другими людьми и с окружающим миром в целом. Деятельность субъекта имеет сознательный характер, вытекающий из ее целесообразности и целеподчиненности [Корнилова, Смирнов, 2006]. Помимо сознательности деятельности, важнейшая роль в ее регуляции принадлежит личностному смыслу. В деятельностно-смысловом подходе, разрабатывающимся Д. А. Леонтьевым, смысловая реальность человеческой деятельности предстает не как статичная характеристика индивидуального сознания, а как системная, многомерная, динамичная и трансформирующаяся реальность, имеющая также формы межличностного и внеличностного существования [Леонтьев, 2003]. Д. А. Леонтьевым было введено понятие личностного потенциала, под которым понимается системная организация личностных особенностей, представляющих основу, или «стержень» личности. Личностный потенциал представляет собой универсальную характеристику системной организации личности, включающей в себя психологическое здоровье, зрелость и успешность деятельности субъекта [Леонтьев, Осин, 2007]. В рамках данного подхода самоэффективность является одной из составляющих личностного потенциала. Таким образом, социально-когнитивный подход в психологии, объясняющий поведение и психику посредством анализа сознания субъекта, и его частные модификации, такие как концепция самоэффективности А. Бандуры, соотносятся с теорией деятельности, разрабатывающейся в отечественной психологии. Теорию деятельности и, в частности, деятельностно-смысловой подход можно рассматривать как более широкий объяснительный принцип действия таких когнитивных конструктов, как самоэффективность и воспринимаемый контроль, так как в нем рассматривается не только активность субъекта и сознательный характер психологических орудий, но и системность психики — зависимость деятельности и поведения от сознания и личности субъекта [Леонтьев А. Н., 2004].
Начиная с 1960;х годов XX века, в рамках социально-когнитивной парадигмы в научной психологии разрабатываются концепции, в которых основное внимание, в достижении результатов деятельности и в самосознании человека уделяется личностным когнитивным переменным [Бандура, 2000; Первин, Джон, 2000; Хьел, Зиглер, 1998; Шварцер, Ерусалем, Ромек, 1996; Шульц, Шульц, 2002], в последнее время стали появляться и отечественные исследования по этой тематике [Будич, 2005; Гордеева, 2006; Далгатов, 2006; Егоров, 2005; Федяев, 2005]. Дж. Роттер ввел в психологию понятие «локуса контроля», описывающего, в какой сфере человек ищет причины своих успехов и неудач — во внешних обстоятельствах или внутри себя [Rotter, 1966]. Развивая идеи Дж. Роттера, Б. Вайнер разработал атрибутивную теорию мотивации. Он показал, что поведение человека во многом зависит от того, каким образом он понимает причину своей неудачи в деятельности [Werner, 1986]. Эта теория нашла широкое применение в педагогической практике [см. Такман, 2002].
Идеи Вайнера получили дальнейшее развитие в социально-когнитивной теории А. Бандуры [Бандура, 2000], где ведущая роль уделяется когнитивным механизмам, с помощью которых человек познает окружающий мир и самого себя, а также использует эти знания в целях саморегуляции. Бандура ввел понятие «самоэффективность» для обозначения когнитивного механизма, влияющего на то, как люди действуют в ситуации достижения поставленной цели, что они при этом' думают и чувствуют. В эмоциональной сфере низкий уровень самоэффективности связан с депрессией, тревогой и ощущением собственной беспомощности. Люди с низкой самоэффективностью также имеют низкую самооценку и пессимистический взгляд на свои достижения и возможность личностного роста. В когнитивной сфере чувство собственной компетентности способствует эффективности познавательных процессов и высоким достижениям в различных ситуациях. Самоэффективность также проявляется в поведении: люди с высокими представлениями о собственной эффективности чаще действуют продуктивнее и добиваются успеха, чем люди с низкой самоэффективностью. Таким образом, самоэффективность исследуется в рамках проблематики мотивации достижения и рассматривается как когнитивный механизм, предсказывающий уровень успешности человека в той или иной деятельности. По свидетельству Д. Шульц и С. Шульца, теория Бандуры «получила широкое признание в психологии в качестве эффективного способа исследования поведения в лабораторных условиях и модификации поведения в клинических <. .> Его (Бандуры) подход является объективным, он пригоден для применения в лабораторных исследованиях, соответствует нынешнему интеллектуальному климату, в котором большое значение придается изучению внутренних когнитивных процессови вполне применим к тем задачам, которые ставит реальная жизнь» [Шульц, Шульц, 1998, с. 341].
Наше исследование посвящено изучению механизмов самоэффективности в двух областях, отличающихся степенью контроля цели субъектом деятельности — школьной учебы, как более контролируемой индивидом, и дружбы, как менее контролируемой, поскольку она в большей степени зависит от партнеров по общению. Наша задача состояла в выявлении характерных стратегий преодоления трудностей, свойственных подросткам с различным уровнем самоэффективности, и их связи с успешностью в социальной и академической сферах жизнедеятельности. Также нас интересовала специфика механизмов влияния самоэффективности на успешность в учебной и социальной деятельности у юношей и девушек.
Основной целью работы является изучение особенностей связи академической и социальной самоэффективности с успешностью в соответствующих видах деятельности, исследовать тендерную специфику этих связей.
Проблема исследования состоит в том, чтобы выявить особенности связей суждений о самоэффективности с конструктивными стратегиями реагирования на трудные жизненные ситуации и их взаимосвязей с успешностью выполнения учебной и социальной деятельностей. Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современной зарубежной и отечественной литературы по проблематике самоэффективности и особенностей ее взаимосвязи с эффективностью деятельности.
2. Исследовать взаимосвязь академической самоэффективности и копинг-стратегий в учебной деятельности с академическими достижениями.
3. Проанализировать различия в выборе копинг-стратегий в сфере учебы у групп с высокой и низкой академической самоэффективностью.
4. Провести исследование взаимосвязи социальной самоэффективности и копинг-стратегий в сфере взаимодействия со сверстниками с успешностью в общении.
5. Проанализировать различия в выборе копинг-стратегий в сфере общения со сверстниками у групп с высокой и низкой социальной самоэффективностью.
6. Проанализировать различия в особенностях данных когнитивных предикторов успешности академического и социального функционирования у юношей и девушек.
Методологическая и теоретическая основа исследования особенностей взаимосвязи самоэффективности с успешностью деятельности базируется на методологических и теоретических принципах теории деятельности А. Н. Леонтьева, концепции личностного потенциала Д. А. Леонтьева, социально-когнитивной теории и теории самоэффективности А. Бандуры, концепции воспринимаемого контроля Э. Скиннер и теоретических представлениях Г. Оттинген о составляющих самоэффективности. Исследование копинг-стратегий основывается на ситуационном подходе к изучению совладающего поведения Р. Лазаруса, а также на современных зарубежных и отечественных исследованиях в области копинг-стратегий (Д. Лопес, Т. Литтл, Р. Лазарус, С. Фолкман, С.К. Нартова-Бочавер, И. М. Никольская, P.M. Грановская. Т.Л. Крюкова).
Научная новизна работы состоит в том, что впервые установлено наличие связи академической и социальной самоэффективности с успешностью в учебной деятельности и в социальном взаимодействии у российских подростков.
На эмпирическом материале впервые показано, что подростки с высоким уровнем академической самоэффективности при встрече с трудностями в учебной деятельности отличаются использованием более конструктивных копинг-стратегий, чем подростки с низкой академической самоэффективностью. Впервые выявлена взаимосвязь между высокой социальной самоэффективностью, более конструктивными стратегиями преодоления трудностей в сфере общения и принятием сверстниками, а также взаимосвязь между низкой социальной самоэффективностью, менее конструктивными копинг-стратегиями и отвержением сверстниками. Также установлено, что характер связей самоэффективности и копинг-стратегий с успешностью в учебе и общении со сверстниками имеет тендерную специфику, обусловленную специфическими особенностями российской образовательной среды.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в понимание особенностей связей когнитивно-мотивационных переменных и успешности в учебной и социальной деятельности. В теоретическом анализе литературы описываются подходы к изучению самоэффективности и копинг-стратегий, большое количество зарубежных исследований по данной проблематике впервые представлено на русском языке. В работе показано, что связь академической и социальной самоэффективности с успешностью в учебе и общении со сверстниками опосредована специфическими стратегиями преодоления трудностей.
Наблюдаются определенные культурные и тендерные особенности российских подростков. В частности, не было обнаружено статистически значимых связей между академической самоэффективностью и успешностью в учебе у мужской части выборки, в то время как в зарубежных (американских) исследованиях были получены данные о том, что академическая самоэффективность является предиктором академической успешности и у девочек, и у мальчиков.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут использоваться в учебных курсах по педагогической психологии, психологии личности и мотивации, а также социальной психологии. Полученные результаты могут быть использованы практическими психологами в образовании и педагогами как основа для разработки методов диагностической и коррекционной работы со школьниками. В частности, измерение уровня, самоэффективности и исследование предпочитаемых стратегий совладания с трудностями может быть полезным для предсказания учебной успеваемости и успешности в социальной сфере, а своевременное повышение уровня самоэффективности и конструктивных стратегий преодоления трудностей может внести вклад в коррекцию неудач детей и подростков в учебной деятельности и взаимодействии со сверстниками.
Положения, выносимые на защиту:
1. Подростки старшего школьного возраста с высоким уровнем академической самоэффективности чаще используют эффективные стратегии совладания с трудностями в сфере учебы, в частности, активное преодоление трудностей и отсутствие фиксации на проблеме. Академическая самоэффективность старших школьников позитивно связана с учебной успеваемостью и субъективным ощущением школьного благополучия. Использование более эффективных копинг-стратегий при возникновении трудных ситуаций в учебе позитивно связано с академической успеваемостью, в то время как применение менее эффективных копинг-стратегий негативно связано с академической успеваемостью.
2. Подростки с высоким уровнем социальной самоэффективности чаще используют эффективные стратегии совладания с трудностями в сфере общения со сверстниками. Высокая самоэффективность и адаптивные копинг-стратегии в социальной сфере позитивно связаны с успешностью в общении со сверстниками по самооценочным и социометрическим показателям и с субъективным школьным благополучием.
3. Характер связей самоэффективности и копинг-стратегий в учебной деятельности и в общении со сверстниками с показателями успешности деятельности в учебной и социальной сферах имеет определенную тендерную специфику. Академическая самоэффективность и активное преодоление трудностей в учебной деятельности позитивно связаны с академической успеваемостью только у женской части выборки, у юношей академическая самоэффективность и активное преодоление трудностей связаны только с субъективным школьным благополучием.
4. Академическая и социальная самоэффективность подростков позитивно связаны между собой, обладая при этом собственной спецификой, что свидетельствует о продуктивности раздельной диагностики самоэффективности в социальной и академической сферах.
Выводы.
1. Теоретический анализ литературы по проблеме самоэффективности и механизмов ее влияния на успешность деятельности показал, что изучение самоэффективности в российском социокультурном контексте является перспективным направлением в научной и практической психологии.
2. В исследовании показано, что подростки с высоким уровнем академической самоэффективности при возникновении трудных ситуаций в учебе чаще используют стратегии активного преодоления трудностей и обращаются за социальной поддержкой.
3. Академическая самоэффективность и эффективные копинг-стратегии (активное преодоление трудностей) в учебе положительно связаны с учебной успеваемостью и субъективным школьным благополучием, а менее эффективные копинг-стратегии (бездействие и переключение на другую деятельность) негативно связаны с академической успеваемостью.
4. Подростки с высоким уровнем социальной самоэффективности при возникновении трудных ситуаций в общении чаще используют более эффективные социальные копинг-стратегии, такие как активное преодоление трудностей, переключение на другую деятельность, поиск социальной поддержки и отсутствие фиксации на проблеме, чем подростки с низкой социальной самоэффективностью.
5. Исследование показало, что социальная самоэффективность и применяемые копинг-стратегии в общении со сверстниками связаны с успешностью социального функционирования. Подростки с высокой социальной самоэффективностью, применяющие конструктивные копинг-стратегии, лучше принимаются сверстниками.
6. Выявлена определенная тендерная специфика характера связей самоэффективности, копинг-стратегий и успешности в учебе и в общении со сверстниками. У девушек академическая самоэффективность и стратегия активного преодоления трудностей являются предикторами академической успеваемости, у юношей академическая самоэффективность позитивно связана с использованием стратегии активного преодоления трудностей, но не связана с успеваемостью.
7. Такая копинг-стратегия, как переключение на другую деятельность при возникновении трудной ситуации, является продуктивной при возникновении трудностей в общении со сверстниками и непродуктивной в учебной деятельности.
8. Суждения о самоэффективности зависят от специфики деятельности. В частности, академическая и социальная самоэффективность подростков взаимосвязаны между собой, но не тождественны и обладают определенной собственной спецификой, что свидетельствует в пользу продуктивности раздельной диагностики самоэффективности в социальной и академической сферах.
Заключение
.
Результаты проведенного эмпирического исследования выявляют особенности связей академической и социальной самоэффективности с успешностью в соответствующих видах деятельности. Исследование тендерной специфики этих связей демонстрирует отсутствие межполовых различий в академической и социальной самоэффективности у старших подростков из московских школ. Показано, что у подростков обоего пола самоэффективность является предиктором эффективных копинг-стратегий и успешности в деятельности. Однако было обнаружено, что структура связей самоэффективности с различными копинг-стратегиями, а также показателями академической успешности и социального благополучия имеет определенную тендерную специфику. Кроме того, наше исследование подтверждает продуктивность раздельного (в академической и социальной сфере), а не обобщенного, изучения такого личностного когнитивного конструкта, как самоэффективность, а также актуальность исследования самооценочных и мотивационных переменных в конкретном социокультурном контексте — у российских подростков.
Перспективным направлением дальнейшего изучения механизмов связей самоэффективности и успешности деятельности является исследование различных возрастных групп респондентов, использование большего количества диагностических методик, применение методов структурного моделирования для анализа полученных данных.
Список литературы
- Александрова J1. А. Психологические условия адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф. Автореферат дисс. канд. психологических наук. Москва, 2004.
- Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, № 1, т. 15, 1994. С. 3 18.
- Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. М.- Смысл, 2002.
- Бандура А. Теория социального научения. С-Пб.- Евразия, 2000.
- Баскакова М.Е. Мужчины и женщины в системе образования// Тендерное неравенство в современной России сквозь призму статистики. М.- Эдиториал УРСС, 2004.
- Белорукова Н. О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи. Дис.. канд. психол. наук. Кострома, 2006.
- Берн Ш. Тендерная психология. СПБ., Прайм-Еврознак, 2001.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.- Прогресс, 1986
- Битюцкая Е.В. Трудные ситуации в жизни студентов // Alma mater (Вестник высшей школы), № 10, 2006. С. 20 22.
- Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях. Дис.. канд. психол. наук. Москва, 2007.
- Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. С-Пб.- Речь, 2000.
- Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. МГУ, 1986.
- Брайт Дж., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. С-Пб, М., 2003.
- Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. С-Пб., Питер, 2000.
- Будич Н. Ю. Уверенность в себе как фактор личностного самоопределения. Дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, 2005.
- Васильев И. А., Магомед-Эминов M.LL1. Мотивация и контроль задействием. МГУ, 1991.
- Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. М, 2002.
- Гордеева Т.О. Мотивации достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации. Под ред. Д. А. Леонтьева. М., Смысл, 2002.
- Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., Смысл, Академия, 2006.
- Гулевич О.А., Безменова И. К. Атрибуция: общее представление, направление исследований, ошибки. М, РПО, 1998.
- Гущина Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса. Дис.. канд. психол. наук. Кострома, 2006.
- Далгатов М.М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования, изменение. УМК «Психология», Москва, 2006.
- Егоров И. А. Динамика взаимосвязи самооценки и социально-психологических качеств личности студентов педагогического вуза. Дис.. канд. психол. наук. Москва, 2005.
- Зелигман М. Как научиться оптимизму. Минск, 1997.
- Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. «Питер», 2003.
- Козиевская Е. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. Дис.. канд. психол. наук. Москва, 1998.
- Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. Питер, 2006.
- Крайг Г. Психология развития. Питер, 2000.
- Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Дис.. д-ра психол. наук. Кострома, 2005.
- Куфтяк Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей. Дис.. канд. психол. наук. Кострома, 2003.31,32,33,3435,36,37,38,39,40