Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние семейных отношений на развитие агрессии в подростковом возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определяется обобщением теоретического и эмпирического материала в рамках проблем влияния семьихарактера внутрисемейных отношений, стиля воспитания и качества взаимоотношений в диаде «родитель — подросток» на возникновение агрессии. В работе выделены и описаны основные содержательные линии влияния родителей и психологического уклада в семье… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ
    • 1. 1. Проблема агрессии в контексте современного психологического знания
    • 1. 2. Специфика детерминации и проявления агрессии в подростковом возрасте
    • 1. 3. Влияние семьи на возникновение и проявление агрессии в подростковом возрасте
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ХАРАКТЕРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ
    • 2. 1. Организация и процедура исследования
    • 2. 2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
    • 2. 3. Программа профилактики и коррекции агрессии подростков
  • Выводы по второй главе

Влияние семейных отношений на развитие агрессии в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Динамические преобразования российского общества на рубеже XX — XXI веков породили ряд социально-экономических и социально-психологических трансформаций, актуализирующих деструктивные побуждения и повышающих общий индекс агрессивности общественного и индивидуального бытия человека. Отражением этого явления служит рост подростковой агрессии, наметившийся в последнее десятилетие. Подростковый возраст, рассматривается в психологии как наиболее уязвимый, незащищенный, озабоченный поиском своего индивидуального стиля взаимодействия с самим собой и Миром (Л.И. Божович, И. С. Кон, А.В. Мудрик). К сожалению, исследования психологов показывают, что достаточно большой процент современных подростков проявляют агрессивность в отношениях «ЯМир», а также демонстрируют аутоагрессию.

Проблема изучения детерминации подростковой агрессии имеет давнюю традицию в психологической науке (Ю.М. Антонян, А. Бандура, J1. Берковиц, К. Бютнер, Л. Ю. Иванова, А. Е. Личко, О. Ю. Михайлова, Р. Уолтере, 3. Фрейд). Вместе с тем ощущается дефицит исследований в области влияния семьи на развитие агрессии подростка, учитывающих специфику современных условий их жизнедеятельности. В этой связи интерес представляет выявление и описание основных содержательных линий, тенденций и механизмов формирования агрессии в подростком возрасте как следствия деформации детско-роди-тельских отношений, общего неблагополучия семьи, компенсаторных стилей семейного воспитания (В.А. Аверин, Л. С. Алексеева, А. Гюттенбюль, Зоуир А. Али Рашид).

В исследовании интегрируются три наиболее острых проблемы современности: агрессия и ее истокикризис детско-родительских отношений и психологическая несостоятельность семьи как института воспитания сегодня. Поиск возможностей оптимизации взаимоотношений «современный подросток — семья» является актуальной и значимой задачей психологической науки и практики.

В отечественной и зарубежной психологии (В. Сатир, В. М. Целуйко, Л. Д. Шнейдер, Г. Эйдемилер, В. Юстицкис) достаточно много исследований посвящено проблеме оказания эффективной психологической помощи семье, испытывающей затруднения в воспитании. Вместе с тем, работы, затрагивающие вопросы оптимизации и придания большего конструктивизма взаимоотношений, родителей с агрессивными подростками единичны (К. Бютнер, А. Байярд).

Сегодня явно выделилось противоречие между декларируемыми ценностями увеличения престижа семьи, детоцентризма, укрепления семейных ценностей, повышения гуманизации отношений на микрои макросоциальном уровне, ориентацией молодежи на развитие толерантных, ассертивных и аттрактивных взаимоотношений с другими и реалиями жизнедеятельности общества и отдельного человека.

Вышеизложенное актуализирует проблему глубокого и всестороннего изучения взаимосвязи характера семейных отношений и агрессии подростков.

Цель исследования заключается в изучении влияния характера семейных отношений на развитие агрессии у подростков.

Цель исследования была конкретизирована в следующих задачах:

1. Осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных концепций агрессии как психологического феномена.

2. Выделить и описать специфику агрессии подростков, ее феноменологические и инструментальные характеристики.

3. Выявить детерминанты возникновения агрессии подростков.

4. Рассмотреть и проанализировать влияние семьи: характера семейных отношений, стиля семейного воспитания и качества взаимодействия в диаде «родитель — подросток» на развитие агрессии в подростковом возрасте.

5. Сформировать диагностические и методические пакеты для исследования особенностей влияния семьи на развитие агрессии подростков.

6. Эмпирически изучить влияние семьи на развитие агрессии подростков.

7. Разработать и апробировать программу психологической помощи агрессивным подросткам, направленную на нормализацию их социального поведения.

8. Выявить основные условия эффективности реализации программы психологической помощи агрессивным подросткам.

Объект исследования — агрессивные подростки, воспитывающиеся в благополучных и неблагополучных семьях и их родители.

Предмет исследования — влияние характера семейных отношений, стиля семейного воспитания и качества взаимодействия в диаде «родитель — подросток» на развитие агрессии в подростковом возрасте.

Гипотезы исследования:

1. Агрессия подростков является полидетерминированным психологическим феноменом, проявление которого определяется возрастно-специфичес-кими особенностями.

2. Агрессия подростков может иметь адаптивный, защитный и деструктивный характер, что определяется особенностями социальной ситуации развития в подростковом возрасте.

3. Характер семейных отношений, специфика родительских отношений и стиль воспитания в семье могут провоцировать возникновение агрессии у подростков.

4. Условиями эффективности психологической помощи агрессивным подросткам являются: повышения уровня психологической компетентности родителей, развитие социальной компетентности подростков, оптимизация системы детско-родительских отношений.

Методологическую основу исследования составили: — концептуальные методологические исследования, раскрывающие основные принципы психологии развития: принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности, субъектности;

— основные положения гуманистически-ориентированных теорий личности (C.JI. Рубинштейн, А.К. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл);

— концепция персонализации личности в социогенезе (А.В. Петровский, В.А. Петровский);

— основные позиции концепции активного субъекта жизнедеятельности (C.JI. Рубинштейн, А.К. Абульханова-Славская);

— культурно-исторической теории развития (JI.C. Выготский);

— комплексный и системный подходы (JI. фон Барталанфи, В. Н. Садовский, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, К.К. Платонов).

Теоретической основой исследования явились:

— идеи о биологических и социальных детерминантах социализации (А. Бандура, JI. Кольберг, И. С. Кон, J1.C. Выготский, Л.И. Божович);

— теоретико-эмпирические исследования, посвященные феноменологии агрессии (А. Лоренц, Л. Берковиц, А. Басс, 3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм, Р. Бэ-рон, Д. Доллард);

— основные положения работ по проблеме агрессии отечественных психологов (Н.В. Аликина, С. А. Беличева, В. В. Бойко, В. И. Брутман, А. Я. Варга, Л.Я. Гоз-ман, С. Н. Ениколопов, А. И. Захаров, О. Ю. Михайлова, М.С. Радионова);

— теория социального влияния (Дж. Тедещи);

— исследования подросткового возраста и его особенностей (Л.И. Божович, О. С. Гозман, И. С. Кон, А. Е. Личко, Д. И. Фельдштейн, А.В. Мудрик);

— исследования влияния стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка (А. Адлер, Д. Боумрид, Г. Крайг, К. Роджерс, Р. Берне, М. И. Буянов, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, B.C. Мухина, Э.Г. Эйдемиллер);

— значимые позиции практико-ориентированных исследований проблемы оказания психологической поддержки (Г.С. Абрамова, С. А. Беличева, О. Г. Власова, И.В. Дубровина).

Методы и методики исследования. Для решения поставленных исследовательских задач был использован сконструированный комплекс теоретических и эмпирических методов, а также психодиагностические методики, направленные на изучение выраженности, определенных в контексте заявленной проблематики показателей. Был использован теоретический анализ научной психологической литераторы, направленный на осмысление существа изучаемых явленийсопоставительный анализ отечественных и зарубежных теорий агрессии и ее детерминации.

В соответствии с поставленными задачами в работе использовались методы сбора и интерпретации теоретического и фактологического материала, метод экспертной оценки, наблюдение, беседа, анкетирование с помощью разработанной автором анкеты. В банк методик вошли: опросник Басса-Дарки, направленный на диагностику состояния агрессиишкала эмоциональной теплоты (В.В. Столин) — проективное мини-сочинениепроективная методика «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич) — тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) — методика PARI (Parental Attitude Research Instrument), предназначенная для изучения отношений родителей (Е.С. Шефер, Р.К. Белл) в модификации Т. В. Нещеретметодика «Кинестетический рисунок семьи».

Статистическая обработка данных проводилась с использованием методов математической статистики с привлечением компьютерных программ.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, их валидостью и надежностью, репрезентативным объемом выборки, стандартизацией процедуры исследования, содержательным анализом и статистической обработкой данных, полученных при использовании диагностических процедур.

Организация и этапы исследования. Исследование включало три этапа:

Первый этап (2004 — 2005 гг.) — поисковый, в ходе которого осуществлялся теоретический анализ научной психологической литературы, определялись концептуальные подходы к разработке проблемы, разрабатывалась программа эмпирического исследования, проводилось пилотажное исследование с целью формирования репрезентативной выборки испытуемых, подбирался диагностический инструментарий, адекватный целям исследования.

Второй этап (2005 — 2006 гг.) — эмпирический, в ходе которого были изучены специфические особенности агрессии подростков и тенденции влияния характера семейных отношений на возникновение подростковой агрессии, были изучены представления родителей и детей относительно оценки агрессивного поведения, его детерминант и смыслового назначения.

Третий этап (2006 — 2007 гг.) — заключительный. На этом этапе проанализированы, обобщены и проинтерпретированы результаты эмпирического исследования. На основании полученных данных составлены психологические портреты семей оказывающих деструктивное воздействие на развитие подростков. Систематизированы данные, характеризующие негативные тенденции влияния родителей, выявлены представления подростков о конструктивном и деструктивном взаимодействии с родителями. Разработана и апробирована программа психологической помощи агрессивным подросткам.

База исследования и контингент испытуемых. Экспериментальной базой явились МОУ СОШ № 14, МОУ СОШ № 35 г. Ростова-на-ДонуМОУ СОШ № 1, МОУ СОШ № 2 Тацинского района Ростовской области. Контингент испытуемых составили 120 учащихся 8−9 классов и 125 родителей в возрасте от 35 до 55 лет, 90 женщин и 35 мужчин.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены, описаны и систематизированы основные подходы к изучению агрессии как психологического феноменапроведен сопоставительный анализ отечественных и зарубежных концепций агрессиивыявлены и структурированы детерминанты агрессивного поведения в подростковом возрастепоказаны тендерные и динамические характеристики агрессии подростковвычленен воспитательный потенциал семьи, оказывающий влияние на формирование конструктивных и деструктивных форм агрессивного поведениявыделены паттерны родительских отношений, провоцирующие агрессию подростковпоказана роль и значение семьи как совмещенной психологической системы на развитие характера отношений подростка к Миру и самому себепроизведено психологическое портре-тирование родителей, оказывающих неблагоприятное влияние на подростковразработана модель психологической помощи агрессивным подросткам.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определяется обобщением теоретического и эмпирического материала в рамках проблем влияния семьихарактера внутрисемейных отношений, стиля воспитания и качества взаимоотношений в диаде «родитель — подросток» на возникновение агрессии. В работе выделены и описаны основные содержательные линии влияния родителей и психологического уклада в семье на проявление различных форм агрессииразработана трех уровневая технология оказания психологической помощи агрессивным подросткам в оптимизации социального поведенияопределено содержание, направление, методы, принципы и условия эффективной деятельности педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения в подростков возрасте.

Разработанные теоретические положения и полученные результаты эмпирического исследования дополняют данные, существующие в психологии развития и психологии семьи, относительно специфики и содержания влияния родительских отношений на развитие агрессии у подростков.

Проведенное исследование позволяет глубже понять психологические механизмы формирования агрессии, агрессивного поведения и агрессивности, проявляемых на уровне подросткового периода в развитии субъекта, а также значение детско-родительских отношений в формировании конструктивных и деструктивных моделей взаимоотношения подростка с Миром и самим собой.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный методический инструментарий, направленный на диагностику, коррекцию и профилактику агрессии подростков, который может быть использован в работе психологической службы образования, а также в деятельности психологических центров и центров реабилитации социально-дезадаптированных и демонстрирующих девиантное и делинквентное поведение подростков. Полученные результаты могут быть использованы в качестве источника расширения фактологической базы в изучении феномена агрессивного поведения в подростковом возрасте. Эмпирические методы, процедуры и способы анализа результатов, предложенные в работе дают возможность получить качественную и количественную оценку агрессивного поведения современных подростков. Материалы исследования могут быть положены в основу моделирования системы психокоррекционных мероприятий с семьей, направленных на оптимизацию детско-родительских отношений.

Теоретические выводы и научно-практические разработки и эмпирические результаты могут быть положены в основу разработки элективных курсов по психологии агрессивного поведения, реализуемых в рамках образовательного процесс вузов и системы повышения квалификации психологов и педагогов, а также в консультативной практике и просветительской работе, адресованной родителям.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку на различных уровнях: на заседаниях кафедры психологии РО ИПК и ПРО, на научных сессиях и семинарах научных сотрудников и аспирантов при СКНЦ ВШ (2004, 2005), заседаниях межрегиональной научно-исследовательской лаборатории при СКНЦ ВШна региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях и семинарах психологов (Ростов-на-Дону, 2004; Москва, 2006; Кисловодск, 2006; Таганрог, 2006, 2007).

Положения, выносимые на защиту:

1. Проявление агрессии в подростковом возрасте определяется возрастно-специфическими особенностями: стремлением к признанию, самоутверждению, завоеванию статуса «взрослого» в системе межличностных отношений с родителями и сверстникамиуязвимостью и сензитивностью, незащищенностью по отношению к психологическому прессингу и деструктивным влияниям среды.

Агрессия подростков детерминирована системой макросоциальных, микросоциальных и субъективных факторов.

2. Особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте определяют характер агрессии, которая может носить адаптивный, защитный или деструктивный характер.

3. Характер семейных отношений, специфика родительских отношений и стиль воспитания в семье провоцируют возникновение агрессии у подростков в случае их деструктивности. К определяющим деструктивность характеристикам относятся: авторитаризм, жесткий контроль, игнорирование психологических новообразований ребенка, отчуждение, жестокость и насилие, безразличие, отсутствие контроля и поддержки.

4. Психолого-педагогическими условиями эффективной реализации программы психологической помощи агрессивным подросткам выступают следующие:

— повышение уровня психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации взаимоотношений в диаде «родитель — подросток»;

— развитие социальной компетентности подростков включающей социальную информированность, социальный интеллект, систему социальных навыков;

— наличие системы мероприятий направленных на оптимизацию детско-родительских отношений.

Объем и структура диссертации: работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы (216 наименований из них 16 на иностранном языке) и приложения.

Выводы по второй главе.

Исследование влияния семейных взаимоотношений, стиля семейного воспитания и качества взаимодействия в диаде «родитель — подросток» предполагает конструирование диагностической программы, включающей пакет бланковых и проективных методик, что позволяет повысить достоверность полученных результатов.

По результатам проведенного исследования можно условно выделить «благополучные» и «неблагополучные» типы взаимоотношений в диаде «родитель — подросток».

Первые, характеризуются эмоциональностью, теплотой, взаимным принятием, открытостью, доверием и поддержкой, рациональным контролем, сотрудничеством, чувством гордости за успехи ребенка, обеспечением ему безопасного пространства развития, участияпредоставление большей самостоятельности, ответственности.

Вторые, напротив отличаются низкими показателями по шкале эмоциональная теплота отношений, отвержением, недоверием, ограничением самостоятельности и свободы, нерациональным контроле, который, как правило, носит вербализованный характер и осуществляется с помощью наказания, изолированностью, наличием психологических барьеров, инфантилизацией подростков, неадекватностью оценки психологического самочувствия собственных детей в процессе общения.

При общем повышенном фоне агрессивности, особенно защитной, который характерен для подросткового возраста и в определенном смысле носит адаптивный характер, выявлены существенные различия в группах подростков имеющих разный опыт общения с родителями. Подростки, выключенные в «неблагополучные» взаимоотношения, демонстрируют более высокие показатели по всем видам агрессивных проявлений: физической, вербальной, косвенной агрессии. Они более раздражительны, подозрительны и обидчивы, отличаются негативизмом и выраженным чувством вины. Напротив, подростки, включенные в «благополучные» взаимоотношения, показывают более сглаженную картину, менее обидчивы, подозрительны и раздражительны, более уравновешены, демонстрируют более низкий уровень физической, вербальной и косвенной агрессии.

Необходимо подчеркнуть, что существует прямая связь между качеством оценки подростком характера своих взаимоотношений с родителями, статусом в семье, его психологическим самочувствием и уровнем агрессивности.

Несмотря на то, что агрессия подростков является полидетерминирован-ным психологическим феноменом и носит возрастно-специфический характер, отношения с родителями и внутрисемейные взаимоотношения способны провоцировать возникновение агрессии в подростковом возрасте.

Существуют значимые различия в оценке взаимоотношений с детьми у «благополучных» и «неблагополучных» родителей. Первые склонны к более позитивным оценкам, демонстрируют удовлетворенность и готовность поддерживать и принимать ребенка. Тональность оценок второй группы более пессимистична. Они неудовлетворенны поведением детей, склонны к авторитаризму, упрекам, что становится дополнительным фактором провокации агрессии.

Анализ и интерпретация полученных результатов говорит о необходимости организации эффективной психологической помощи агрессивным подростком включающей повышение уровня психологической компетентности родителей, развитие социальной компетентности подростков, оптимизацию системы детско-родительских отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Проблема агрессии достаточно хорошо исследована в современной психологической науке, история ее изучения связана с развитием основных психологических школ и концептуальных теоретических схем психологии XX века.

При рассмотрении этимологии агрессии как психологического феномена акцент делается на полимодальности детерминирующих ее факторов социального и биологического порядка. В качестве функций агрессии выделяют адаптивную, имеющую позитивный смысл в ее реализации. Деструктивным фактором социализации, порождающим агрессию как защитную форму поведения является фрустрация как следствие неудовлетворенной потребности в родительской любви, а также высокая плотность наказаний в системе воспитания.

Агрессивность и ее поведенческие проявления носит возрастно-специфический характер. Поэтому неуравновешенность и несбалансированность психического развития, чувство взрослости, стремление к самоутверждению подростков способствует более яркому проявлению своеобразной защиты и способа адаптации.

Вместе с тем существует прямая связь между агрессивностью подростков и изъянами процесса индивидуализации и адаптации. Особое значение здесь приобретает качество и характер внутрисемейных отношений и отношений в диаде «родитель — подросток». Неблагополучие во взаимоотношениях подростка с родителями обуславливается недостаточной эмоциональной теплотой, жестким тотальным контролем, недоверием, конфликтностью, психологическими барьерами эмоционального, оценочного и смыслового характера.

Благополучные отношения характеризуются высокой эмоциональной теплотой, принятием, поддержкой, доверием, рациональностью контроля, возможностью сотрудничества, верой в способности и успех ребенка, уважением его интересов, потребностей, обеспечением защиты и безопасности в пространстве общения «родитель — подросток».

При общем повышенном фоне агрессивности, особенно защитной, который характерен для подросткового возраста и в определенном смысле носит адаптивный характер, выявлены существенные различия в группах подростков имеющих разный опыт общения с родителями. Подростки, выключенные в «неблагополучные» взаимоотношения, демонстрируют более высокие показатели по всем видам агрессивных проявлений: физической, вербальной, косвенной агрессии. Они более раздражительны, подозрительны и обидчивы, отличаются негативизмом и выраженным чувством вины. Напротив, подростки включенные в «благополучные» взаимоотношения, показывают более сглаженную картину, менее обидчивы, подозрительны и раздражительны, более уравновешены, демонстрируют более низкий уровень физической, вербальной и косвенной агрессии.

Несмотря на то, что агрессия подростков является полидетерминирован-ным психологическим феноменом и носит возрастно-специфический характер, отношения с родителями и внутрисемейные взаимоотношения способны провоцировать возникновение агрессии в подростковом возрасте.

Психологическая помощь агрессивным подросткам основана на комплексном подходе и включает адресные мероприятия для субъектов детско-родительских отношений.

Эффективность программ психологической помощи агрессивным подросткам определяется возможность повышения психологической компетентности родителей, развитием социальной компетентности подростков, системой мероприятий, направленных на оптимизацию детско-родительских отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в мире //Вопросы психологии. — 2006. № 1. — С. 3 — 15.
  2. В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. — С. 361 — 371.
  3. В.А., Григорова З. Н. Личностные детерминанты девиантного поведения подростков: Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век. Материалы IV Международного конгресса. СПб., 1998. — С. 324 — 326.
  4. JI.C. Влияние семейных конфликтов на отклоняющееся поведение подростков // Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников. М., 1978. — С. 36 -40
  5. М.А. Воспитательная работа с подростками. М., 1979. — 78 с.
  6. Н.В. Возрастные психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних: Дис. канд. психол. наук. Киев, 1989.
  7. М.В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. 2000. № 6. — С. 112−121.
  8. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания: Избр. психолог. труды: В 2-х т. М., 1980.
  9. В.К., Гербеев Ю. В., Невский И. А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. -М., 1990.
  10. А.И., Медков В. Н. Социология семьи. М., 1994.
  11. Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М.: Наука, 1995.
  12. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. — С. 12 — 25.
  13. Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. 3. № 3. — С. 5 — 17.
  14. М. Психология счастья. М., 1990. — 205 с.
  15. А.Г. Личность- психологическая стратегия воспитания. М.: Педагогика, 1985. — 207 с.
  16. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. М.: Эксмо-Пресс, 1999.
  17. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакц.-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 199 с.
  18. М.А. Семья XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2000. № 17 (129). — С. 30.
  19. JI. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Евро-знак, 2001.
  20. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  21. А.К., Зарецкая И. И., Зверева Г. А. Семья и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  22. С.Н. О внутриличностных детерминантах криминальной агрессии // Население, агрессия, жестокость, криминально-психологическое исследование: Сб. научных трудов. М., 1999. — С. 75 — 88.
  23. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Ин-т практич. психол.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — С. 245 — 272.
  24. В.В. Малодетная семья (социально-психологический аспект). М.: Мысль, 1988.-24 с.
  25. И.Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань, 1997. — С. 40 — 59.
  26. В.И., Варга А. Я., Радионова М. С., Исупова О.Г Девиантное материнское поведение (опыт междисциплинарного анализа случая отказа от ребенка) // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 4. — С. 81- 98.
  27. В.И., Ениколопов С. Н., Миледина JI.M. Материнская агрессия, отказ от ребенка и репродукция циклов семейного насилия // Ежегодник Российского психологического общества. Ростов н/Д., 2001. № 3.
  28. Р. Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998. — С. 22 — 53 .
  29. К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
  30. А.Я. Структура и типы родительских отношений: Дис.. канд. пси-хол. наук. М., 1986. — 206 с.
  31. B.JI. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. -Л.: Знание, 1980.-35 с.
  32. Васильева Г. С Взаимосвязь агрессивного отношения к людям, социального статуса в межличностных отношениях и свойств темперамента у старших дошкольников // Темперамент. Пермь, 1976. — С. 65 — 79.
  33. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления кризисных ситуаций. М., 1984.-200 с.
  34. Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. 1993. № 3. — С. 183 — 190.
  35. А.Г. Эволюция семьи и принципы семейной политики. М., 1994.
  36. JI.A. Генезис агрессивно-насильственных преступлений // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование: Сб. научных трудов. М., 1990. — С. 15−40.
  37. JI.C. Педология подростка // Собр. Соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. С. 5−243- Трудное детство. — Т. 5. — С. 137 — 198.
  38. Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителей / Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 1.
  39. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Моск. ун-т, 1987.- 175 с.
  40. JI.Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина // Психологический журнал. -1991. № 4.-С. 64.
  41. Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М.: Педагогика, 1971.-200 с.
  42. Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы // Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. М.- Архангельск, 1993.
  43. В. А. Влияние семьи на формирование делинквента ости у подростков // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 2. С. 57.
  44. И.А. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков: Дис.. д-ра психол. наук. -СПб., 1998. -С.92 98
  45. А.П. Проблемы семейных отношений. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  46. И.В. Основы семейной жизни. -М., 1991.
  47. А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Пер. с нем. Н. Скородума- послесловие В. Зеленского. СПб.: Академический проект, 2000.
  48. И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье // Вестник РУДН. Серия Социология. 2004. № 6 — 7. -С. 150−160.
  49. М., Джангвард Д. Рожденные выигрывать. М., 2006.
  50. О.А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата в семье: Дис. канд. психол. М., 1993.
  51. Т.В. Подросток. М., 1976. — 96 с.
  52. Т.В., Эльконин Д. Б. Взрослость, её содержание и формы проявления у подростков пятиклассников // Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. — М., 1967. — С. 318 — 336.
  53. Э.И. Психологические особенности личности девочек право-нарушительниц: Дис. канд. психол. наук. — Киев, 1972.
  54. В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  55. И.В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. -М., 1982.-С. 3−18.
  56. Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. М., 1995. — С. 6 — 29.
  57. С.Н. Агрессия и агрессивность насильственных преступников. -М., 1984.-39 с.
  58. С.Н. Понятие агрессивности в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. — С. 60 — 762.
  59. JI.B. Цивилизационные революции и социальная агрессия / А.О. Бу-хановский // Серийные убийства и социальная агрессия. Ростов н/Д., 1994. -С. 39−40.
  60. А.И. Происхождение детских неврозов. М., 2000.
  61. Зацепин В. И Семейная жизнь как условие человеческого счастья. М., 1995.
  62. М.В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2001. № 1. — С. 37 — 45.
  63. А. Али Рашид. Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена: Дис. канд. психол. наук. СПб., 1999.
  64. JI.M. Психология воспитания: Методическое пособие. М.: Высш. шк., 1991.-93 с.
  65. Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям // Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. -М.- Архангельск, 1993.
  66. Д.Д., Журавлев И. И., Дементьев В. В., Озерцковский С. Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктного поведения. СПб., 1997.
  67. В.Е. Тоталитарное сознание и ребёнок: семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992. № 2. — С. 14 — 15.
  68. Квятковска-Тохович Э. Агрессивность и конфликтность несовершеннолетних правонарушителей как объект педагогического изучения и воздействия: Дис. канд. психол. наук. М., 1980. — С. 28 — 42.
  69. О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М., 1998. С. 111−131.
  70. А.В. Аксиологический аспект воспитания личности // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. трудов. Волгоград: Перемена, 2004. — С. 89 — 90.
  71. В. Как подготовить ребенка к жизни. М., 1991.
  72. Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001. — С. 46 — 50 .
  73. П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1996.
  74. Л.П. Связь поведенческого вербального показателей социальной агрессивности и агрессии при фрустрации // Темперамент. Пермь, 1976. -С. 45−64.
  75. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  76. Д. Агрессия и антисоциальное поведение детей и подростков: исследования и терапевтические стратегии. М., 2005.
  77. Л.П. Личность и ситуация, как детерминанты агрессивно-насильственных преступлений // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование: Сб. научных трудов. М., 1990. -С. 112−141.
  78. Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. -Красноярск: РОИ КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. 156 с.
  79. И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д.: РГПУ, 1997.- 144 с.
  80. Э.П. Индивидуально-психологические особенности лиц, совершивших агрессивно-насильственные преступления // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование: Сб. научных трудов. М., 1990. — С. 57 — 75.
  81. Д., Кратчфильд Р., Левинсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость // Элементы психологии. -М., 1992.
  82. А. А. Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. М., 1998.-С. 62−73.
  83. А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. — 230 с.
  84. Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений: Учебное пособие. Магнитогорск, 1999. — 88 с.
  85. И.А., Морозова Г. Б., Плоткин А. С., Корзякова А. Д., Семенова О. Ф. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквент-ного поведения подростков // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5. -С. 76−89.
  86. Л.Г. О подростках, которым трудно // Советская педагогика. -1991.-№ 6.-С. 141−142.
  87. В. Н. Казаринова Н.В. Погольша В. М. Межличностное общение. -СПб., 2001.-532 с.
  88. А.П. Удовлетворенность общением как важная проблема подросткового возраста // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М., 1983. — С. 71 — 75.
  89. П. Психологические образы как мост между субъектом и объектом (Кембриджское руководство по аналитической психологии). -М., 200.
  90. И. Энергия агрессивности // Семья и школа. 1995. № 6. — С. 20 — 25.
  91. Н.Д. Воспитание подростка в семье. М., 1969. — 86 с.
  92. Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. -1972. № 6.-С. 168−179.
  93. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
  94. А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2006. -420 с.
  95. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е издание. — Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
  96. А.Е., Попов Ю. В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомания у подростков. М., 1988.
  97. К. Агрессия (так называемое «это») / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1994.
  98. Лубовский Д. В, Диагностика отношения младших подростков к другим людям как показателя развития личности: Дис.. канд. психол. наук. М., 1990.
  99. В.В., Обозов Н. Н. Семейная книга. СПб., 2001.
  100. Н.Ю. Особенности личностных отношений трудновоспитуемых подростков: Дис. канд. психол. наук. Киев, 1981.
  101. С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы: Дис. канд. психол. наук. -М., 1988.
  102. А. Психология бытия. М., 1997. С. 25 -42.
  103. Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 16. — С. 110−118.
  104. Н.Н. Особенности психологической помощи в случае «домашнего воровства», совершенного подростком // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. № 1 (56). -С. 150−154.
  105. О.Ю. Агрессия и сексуальное поведение // Прикладная психология. 2000. № 6. — С. 16 — 24.
  106. О.Ю. Криминальная сексуальная агрессия: теоретико-методологический подход / Под ред. П. Н. Ермакова. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2000.-150 с.
  107. О.Ю. Системный подход к изучению агрессии и агрессивности / А. О. Бухановский // Серийные убийства и социальная агрессия. Ростов н/Д., 1994. -С. 72−74.
  108. Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизмы. СПб., 1999.
  109. Н.Б. О проблеме жестокого обращения с детьми / А. О. Бухановский // Серийные убийства и социальная агрессия. Ростов н/Д., 1994. -С. 74−75.
  110. И.Ф. Мотивы девиантного поведения в системе отношений личности педагогически запущенных подростков // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1985. — С. 271 — 275.
  111. МясищевВ.Н. Психология отношений. -М.: Воронеж, 1995-С. 15 -27.
  112. Наш проблемный подросток. Учебное пособие // Под ред. J1.A. Регуш. -СПб, 1999.-С. 23−42.
  113. Г. Семья в психологической консультации. М.- Воронеж, 1999.
  114. Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990 — С. 117 — 185.
  115. А.Н. Психологические проблемы службы семьи и брака // Вопросы психологии. 1984. № 3. — С. 104 — 106.
  116. Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Дис. канд. психол. наук. -М., 2000.
  117. А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. 1994. № 3. — С. 61 — 68.
  118. Г. Агрессия наших детей. М., 1997.
  119. .Д. Социально-психологический барьер и его функции. // Философия и социальная психология. Вып. 8. JI.: ЛГПИ, 1974. — С. 113 — 128.
  120. Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  121. А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. — С. 15 — 30.
  122. В.А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. 2001. № 1. — С. 19 — 25.
  123. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д., 1995. — 84 с.
  124. . Моральное суждение ребенка и его значение. М., 2000.
  125. Г. М. Становление развернутых взаимоотношений подростков и взрослых в общественно полезной деятельности как фактор формирования личности: Дис. канд. психол. наук. -М., 1979.
  126. Д.А. Детско-родительские отношения и решение подростками моральных дилемм // Тезисы II всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи: В 3-х ч. Ч. 2. М., 2005. — 560 с.
  127. A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Дис. канд. психол. наук. -М., 1977.
  128. A.M. Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-68 с.
  129. A.M. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. — С. 54 — 59.
  130. Профилактика агрессивности и террористических проявлений у подростков /Под ред. И. Соковина.-М., 2005.
  131. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000. -127 с.
  132. Психология современного подростка // Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 47 с.
  133. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченко. Минск: Харвест, 1999.
  134. Д.Я. Родители и дети. М.: Изд. дом «Бахрах-М», 2003.
  135. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.
  136. О.В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты. -М., 1999.- 178 с.
  137. А.Р., Ситковская О. Д. Насилие, агрессия, жестокость, как объекты криминально-психологического исследования // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование: Сб. науч. трудов. М., 1990.-С. 4−15.
  138. М. Помощь трудным детям. М., 1984.
  139. А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5.-С. 3−18.
  140. А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.
  141. А.А. Аутоагрессивный паттерн личности // Ананьевские чтения 98. -СПб., 1998.-С. 52 -54.
  142. А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. 1991. № 4. — С. 139 — 144.
  143. А.А., Трофимова Н. Б. Тендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск, 1999. -С. 6−1.
  144. К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. № 2. — С. 58−75.
  145. М.И. Стратегии и модели воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. трудов. -Волгоград: Перемена, 2004. С. 130 — 138.
  146. В. Исследование взаимодействия матери и ребенка раннего возраста в различных социокультурных средах: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1999.
  147. C.JI. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 54 с.
  148. Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. 1992. № 5. -С. 35−40.
  149. Т.Г. Агрессия и контроль. // Вопросы психологии. 1992. — № 6 -С. 56−68.
  150. Т.Г. Критический анализ концепций «человеческой агрессивности». Минск, 1982. — 213 с.
  151. Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1999. № 1. — С. 81 — 87.
  152. Е.В. Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения: Автореф. дис. канд. психол. наук. Тверь, 1995.
  153. А.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. 2000. № 3. — С. 67 — 82.
  154. А.А. Причина делинквентного поведения // Прикладная психологи. 2000. № 3,-С. 46−55.
  155. Сапогова Е. Е Психологическое развитие человека. М.: Аспект-Пресс, 2001 -460 с.
  156. В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. М., 2000.
  157. В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. — 432 с.
  158. Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии. // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. № 6. — С. 24 — 35.
  159. Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004.
  160. Семейная психология / Под ред. Л. Б. Шнейдер. М.: Академический проект, 2005.
  161. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекция. М., 1996.
  162. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6. — С. 3 — 17.
  163. Е.О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Вопросы психологии. 2000. № 3.
  164. Е.О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. 2002. № 1. — С. 17−26.
  165. О.Е., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений // Вопросы психологии. 2000. № 3. — С. 3 — 14.
  166. Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. -Ростов н/Д., 2003.
  167. О.А. Возможность влияния эмоциональных событий в жизни матери во время беременности на формирование доминирующих эмоциональных состояний ребенка Электронный ресурс. Режим доступа Word Wide Web. URL: http://www.psymama.ru.
  168. В.Ф., Карпушина Л.В Морфологический тест жизненных ценностей. Руководство по применению: Методическое пособие. Самара: СаГА, 2001.
  169. В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1997. -320 с.
  170. В.В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982. № 4. — С. 105 — 115.
  171. Е.В. Стиль общения как способ формирования личности ребенка.-М., 1979.- 150 с.
  172. В.А. Супружеские конфликты. -М., 1993.
  173. Г. С. Коррекция поведения трудновоспитуемых подростков с рассогласованием отношений: Дис. канд. психол. наук. Махачкала, 1999.
  174. В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. — 352 с.
  175. Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему у подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982. — С. 111 — 122.
  176. Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. -1983, — № 1- С. 21 32.
  177. Д.И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987.-240 с.
  178. Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков. // Социальная психология личности М.: Наука, 1979.-С. 114−138.
  179. Н.Э. Развитие моральных суждений у младших школьников и подростков: Дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  180. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту // Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. — 184 с.
  181. В. Человек в поисках смысла. -М., 1990. 127 с.
  182. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-пресс, 1993. — С. 14−23.
  183. Фрейд 3. Культурная сексуальная мораль и современная нервозность. // Психоанализ и русская мысль. М., 1994. — С. 36 — 58
  184. Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э. М Те-лятникова, Т. В. Панфилова. М.: Поппури, 1999. — 447 с.
  185. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. -Минск, 1996. 124 с.
  186. Т.А. Феномен агрессии в системе ценностей современного общества: Дис. канд. социол. наук. Майкоп, 2000.
  187. А.А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи // Развитие личности. 2000. № 3 — 4. — С. 75 — 100.
  188. X. Агрессия // Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1. — С. 365 -405.
  189. Р. Современные тенденции в теории семьи // Социальные исследования.-М., 1970.
  190. В. Человек и агрессия. М., 1975.
  191. Г. Семья глазами ребенка. М., 1990. — 192 с.
  192. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.-С. 47−63.
  193. А.В. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций ребенка // Материалы научно-практической Интернет конференции «Психология и семья» Электронный ресурс. Режим доступа Word Wide Web. URL: http://www.psy-family.narod.ru.
  194. B.M. Вы и ваши дети. Психология семьи. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-448 с.
  195. В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003.
  196. Г. В. Психологические особенности различных форм общения подростков: Дис. канд. психол. наук. М., 1989. — 22 с.
  197. Л.Б. Основы семейной психологии: Учебное пособие. М.- Воронеж. 2003.-214 с.
  198. Л., Шульц С. История современной психологии. СПб., 2002.
  199. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.-652 с.
  200. Э.Г. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000. — 415 с.
  201. Altman I. The environment and social behavior. Privacy personal Space. Territory. Growing. Calif. Brooks. / Cole Publ. Co., 1975. 256 p.
  202. Bandura A. Aggression: Social Learning Analysis. Englewood Cliff, 1973.
  203. Bone S.L. Aggression and family size. Q. Psycho. 1979. 109 p.
  204. Coleman J.S. Relationships in adolescence. L.: N.Y., 1980.
  205. Coleman J.S. The adolescence society. N.Y., 1966.
  206. Eron L.D., Walder L.O., Toigo R., Lefkowitz M.M. Social class, parental Punishment for aggression and child aggression // Child Development. 1963.
  207. Farrington D.P. The development off offending and behavior from Childhood: key finding from the Cambridge study in delinquent development // J. Child Psychol. Psychiatry. 1995. — Vol. 36. — P. 29 — 64.
  208. Hall E.T. Handbook for proximal research. Stud. Anthropology. Vis. Commun., Washington. Society for the anthropology of visual Communication. 1974.- 124 p.
  209. Kazdin A.E. Conduct disorders in childhood and adolescence. London: Sage. 1995.
  210. Klopfer P. The development of aggression is childhood- a review. J.E. Mithell. S. Soc., 1989, 105, p. 115−131.
  211. Kohlberg L. The philosophy of moral development: Moral studies and the idea of justice. San Francisco, 1981. 441 p.
  212. Lefkowitz M.M., Eron L.D., Walder L.O., Huesmann L.R. Growing to be violent: A longitudinal study of the development of aggression. NY, 1977.
  213. Rutter M., Cox A., Tupling C., Berger M., Yule W. Attainment and adjustment in two geographical areas // British Journal of Psychiatry. 1975. — Vol. 126. -Р/493 -509.
  214. Severson R. Adler. Agon and aggression. // Individ. Psychol. 1990. — 46. № 3. -p. 324−357.
  215. Sommer M. The distance for comfortable conversation. A further study. -Sociom., 1962. Vol. 25. — P. 111 — 116.
  216. Spender Q., Scott S. Conduct disorder // Curr. Opinion Psychiatry. 1996. -Vol. 9.-P. 273−277.
Заполнить форму текущей работой