Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом вызывает особое внимание тот факт, что полоро-левые ориентации общества по отношению к мальчикам и возрастные особенности подростков находятся в единстве. Это находит отражение в постепенном изменении направленности личности мальчиков от одной стадии к другой без существенных скачков. Девочек, образно говоря, «раздирают противоречия»: с одной стороны полоролевые ориентации общества… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Направленность личности как психологическая проблема
    • 1. 1. Проблема направленности личности в отечественной психологии
    • 1. 2. Возрастные особенности подростков как предпо1 сылки формирования индивидуалистической направленности личности
    • 1. 3. Социокультурные детерминации половых различий и их влияние на формирование определенного типа направленности
  • Глава 2. Реальное состояние направленности личности современных подростков на разных стадиях развития
    • 2. 1. Методы изучения направленности личности
  • — з
    • 2. 2. Общая характеристика выявленных типов направленности личности современных подростков
    • 2. 3. Состояние личностной направленности подростков разных стадий развития
  • Глава 3. Возможные способы коррекции направленности личности подростка
    • 3. 1. Основные подходы к организации корректирующего влияния"на направленность личности подростка
    • 3. 2. Общая характеристика изменений как результат корректирующего влияния
    • 3. 3. Психолого-педагогическая характеристика изменений по отдельным типам направленности

Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения в нашей стране, касающиеся перестройки политической, социальной, экономической системы, демократизации всех сфер общественной жизни, ставят перед обществом новые задачи, решение которых зависит, в немалой степени от того, как школа и вся система образования в целом справляется с возложенными на нее обязанностями по воспитанию активной, ответственной, самостоятельной, творческой, высоконравственной личности. В связи с этим особую значимость приобретают знания о таких личностных характеристиках, которые являются ведущими, определяющими развитие ребенка как личности, В качестве одной из таких характеристик в отечественной психологии выделяется направленность. Следует отметить, что данный взгляд на направленность как на важнейшую характеристику личности и главный комюнент в ее структуре присущ представителям различных подходов к изучению психики:. «деятельност-ного» (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), «личностного» (Л.И. Божович), психологии отношений (В.Н. Мясюцев), психологии установки (Д.Н. Узнадзе). Не случайно проблеме направленности посвящено большое число работ. В то же время некоторые аспекты этой проблемы, в частности, такая характеристика, которую Л. И. Божович назвала «внутренней позицией», являются все еще слабо изученнши.

Необходимость уточнения представлений о личностной направленности, в том числе создание типологии направленности < на различных основаниях, изучение реального состояния направленности личности в период ее «второго рождения» (AwН.

Леонтьев) — в подростковом возрасте, определения условии, механизмов, средств формирования и коррекции направленности личности обуславливают актуальность настоящего исследования.

Его объектом является направленность как стержневое качество личности и как система, включающая два системообразующих фактора: отношение человека к себе и отношение его к обществу.

Предметом исследования выступают половозрастные и индивидуальные особенности проявления направленности личности детей на разных стадиях подросткового возраста (10−11, 12−13, 14−15 лет).

Дели исследования состоят в том, чтобы:

— выявить реальное состояние направленности личности подростков на разных стадиях данного возраста;

— определить актуальный для подросткового возраста тип направленности личности и условия его формирования;

— разработать методы и средства коррекции направленности личности подростков.

Гипотеза исследования заключается в том/ что направленность личности, рассматриваемая как система, включающая в себя два системообразующих фактора — отношение личности к себе и отношение ее к обществу, — во-первых, не исчерпывается двумя традиционно рассматриваемой типами направленности (коллективистической и индивидуалистической)-' во-вторых, специфика формирования и проявления направленности личности тесно связана с поло-возрастными особенностями детей и определяется имив-третьих, коррегирование направленности личности может осуществляться посредством воздействия на каждый из системообразующих факторов через специально задаваемую # личностно значимую деятельность, в качестве которой жжет.

М я выступать система определенных, образом организованных тре-нинговых занятий.

Цель и гипотеза обуславливают задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы направленности личности в современной психологической науке.

2. Дать содержательные определения обобщенным типам направленности личности.

3. Раскрыть специфику проявления направленности личности на разных стадиях подросткового возраста.

4. Выявить половозрастные и индивидуальные особенности направленности личности подростков.

5. Определить средства и методы коррекции направленности личности детей подросткового возраста.

В работе использовался комплексный метод исследования, включающий наблюдение, анкетирование, анализ сочинений, беседы с подростками, их родителями, учителями, а также специально разработанная автором методика в виде стандартизированного интервью и др.

Экспериментальное исследование включало три этапа: а) опробирование разработанной методики, соотнесение результатов, полученных с ее помощью, с экспертной оценкойб) констатирующий эксперимент, в ходе которого изучалось реальное состояние и психологические особенности проявления направленности личности детей на разных стадиях подросткового возраста, отдельно мальчиков и девочекв) формирующий" где были созданы условия для коррекции направленности личности подростков.

Методологической основой исследования являются принятые в отечественной психологической науке представления об общественной сущности человека как личности, а также общетеоретические положения о закономерностях психического развития в системе деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов), особенностях развития ребенка в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн) и психологической сущности социально признаваемой и социально одобряемой деятельности как ведущей на подростковом этапе онтогенеза (Д.И. Фельдштейн).

Базой экспериментального исследования явились средние школы N 19 и N 72 г. Нижнего Тагила и ВПТУ-2 г. Верх-Нейвинс-ка Свердловской области. Исследование проводилось в 1991;93 гг. Всего исследованием охвачено 415 детей.

Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с применением критерия Стьюдента, регрессионного и корреляционного анализа. Все расчеты выполнены на IBM PC/AT-386.

Апробация работы производилась путем выступления автора с докладами на заседаниях лаборатории психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологического института РАОна презентации лаборатории новых педагогических технологий ВПТУ-2 г. Верх-Нейвинска в Департаменте народного образования Свердловской областина научно-практических конференциях Нижнетагильского государственного педагогического института.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что, во-первых, экспериментально обоснована возможность углубленного изучения направленности личности подростков на разных стадиях подросткового возраставо-вторых, разработана исследовательская методика для определения типов направленности личностив-третьих, выявлены и описаны разные типы направленности личности подростков и предложена их новая классификация, основанная на взаимосвязи отношения подростков к самим себе и к обществув-четвертых, выявлены причины, приводящие к деформации потребностно-мотивационной сферы подростка, которые способствуют формированию направленности личности, нежелательной для обществав-пятых, предложен реально действенный способ коррегирующего воздействия на направленности личности старших подростков.

Практическое значение работы определяется тем, что содержательное выявление направленности личности создает возможность для анализа ее реальных отношений к себе и к миру, а также прогнозирования путей психического развития ребенка, его ценностных ориентаций, особенностей поведения, отношения с окружающими. Эти знания необходимы для определения оптимальных способов помощи в развитии личности, что способствует эффективности педагогического процесса. Разработанная автором методика выявления направленности личности служит целям психодиагностики и практически используется в разного рода психологических консультациях для учителей и родителей, стремящихся к преодолению трудностей и отклонений в психическом развитии детей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Соотношение типичного для ребенка отношения к себе и к обществу может быть положено в основу определенной классификации направленности личности, которая представлена следующими типами:

А. Гуманистическая направленность, когда отношение личности к себе и к обществу является положительным.

Внутри этого типа представляется возможность выделить следующие подтипы:

А-1) гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией — при положительном отношении к себе и к обществу для подростка все же большую ценность представляет общество, окружающие люди, их взгляды, позиции, интересы;

А-2) гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией — для подростка наиболее ценным является он сам, его проблемы, интересы, взглядыокружающие люди при этом не игнорируются, но их ценность для подростка, по сравнению со его собственной, несколько ниже.

Б. Эгоистическая направленность, когда для подростка существенно более значимым, по сравнению с обществом, является он сам, его отношение к себе безусловно положительное, тогда как к обществу — отрицательное. Внутри этого типа также выделяются подтипы:

Б-1) эгоистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией — ценность для подростка собственной личности также высока, как и при гуманистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих еще более низкая — отрицательное отношение к окружающим, — хотя об абсолютном отвержении окружающих, игнорировании их при этом типе направленности личности речи нет;

Б-2) эгоистическаа направленность с эгоцентрической акцентуацией — общество для подростка не представляет почти никакой ценности, личность концентрируется только на самой себе, однако концентрация личности на самой себе идет не за счет очень положительного отношения личности к самой себе,-это отношение ниже, чем отношение личности к самой себе при эгоистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, — а за счет очень отрицательного отношения к обществу.

В. Депрессивная направленность личности, когда ценности для самой себя личность никакой не представляет, а ее отношение к обществу можно охарактеризовать как условно положительное (так как положительным в прямом смысле его назвать нельзя).

Г. Суицидальная направленность личности, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

2. Разработанная экспериментальная методика изучения направленности личности обеспечивает выявление ее ценностносмыслового содержания, отражающего субъективно значимый опыт отношений ребенка с социальной действительностью.

3. В подростковом возрасте формирование направленности личности идет особенно интенсивно. При атом возрастные особенности подростков обуславливают формирование типов направленности с индивидуалистической акцентуацией, т. е. значительное увеличение детей-индивидуалистов в данный возрастной период является, по сути, нормой.

4. На формирование направленности личности оказывают существенное влияние социокультурные особенности современного общества, предписывающие мужчинам и женщинам определенные, серьезно отличающиеся друг от друга социальные роли, наиболее активно осваиваемые в период полового созревания. Они накладывают четкий отпечаток на тип формирующейся направленности личности. Так, для подростков-мальчиков являются более характерными типы направленности, в которых проявляется особо пристальное внимание к своей собственной личности, а для подростков-девочек — к окружающему миру.

5. Направленность личности, включающая два системообразующих фактора — отношение личности к самой себе и ее отношение к обществу — обладает довольно высокой устойчивостью, однако она может быть подвергнута коррекции через специально задаваемую личностно значимую деятельность, в качестве которой оказалось возможным использовать определенным образом организованные тренинговые занятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ существующих в отечественной психологии двух подходов к изучению направленности личности — через анализ отношения субъектов к объективному миру и межсубъектные отношения — выявил целесообразность рассмотрения направленности в рамках каждого из указанный подходов отдельно. Это дает возможность более детально изучить данный психологический феномен в целом за счет углубленного рассмотрения отдельных его составляющих.

Рассматривая направленность личности через анализ отношения субъектов к окружающему миру, мы считаем, что в основу классификации типов направленности личности может быть положено соотношение типичного для подростка отношения к обществу и к самому себе. При этом типология направленности личности не исчерпывается традиционно выделяемыми типами: коллективистической (общественной) и индивидуалистической (эгоистической), а может быть представлена следующим образом:

1) гуманистическая направленность с двумя подтипами, характеризующимися разными акцентуациями: альтруистической и индивидуалистической;

2) эгоистическая направленность, также представленная' двумя подтипами с разными акцентуациями: индивидуалистической и эгоцентрической;

3) депрессивная направленность;

4) суицидальная направленность;

Результаты проведенного исследования дают возможность утверждать, что специфика формирования и проявления направленности личности тесно связана с разнообразными факторами.

Существенное значение для формирования определенного типа направленности личности имеют особенности возраста. Анализ возрастных особенностей подростков позволяет сделать вывод, что данный возраст сензитивен формированию типов направленности личности (эгоистической и гуманистической) с индивидуалистической акцентуацией. Большинство всех обследованных подростков (55%) — индивидуалисты. Формирование у всех подростков (особенно это касается мальчиков) гуманистической направленности личности с альтруистической акцентуацией, на что традиционно была ориентирована наша школа, не дает положительных результатов, поскольку психологически подросток не готов к формированию такого типа направленности, где главный акцент делается на других, на обществе.

Нами установлено, что пик индивидуалистической направленности личности приходится на среднюю стадию подростни-чества, а к старшему подростковому возрасту доля индивидуалистов несколько уменьшается. Это явление объясняется влиянием тех процессов, которые, поочередно сменяя друг друга, выступают на первый план в ходе формирования личности ребенка: процессов социализации и индивидуализации.

Важную роль в формировании данного психологического образования играют те половые роли, которые общество предписывает лицам определенного пола и которые в течение всей жизни постепенно осваивает человек, а именно: традиционному образу мужчины (сильный, независимый, самостоятельный, активный, ориентированный на индивидуальные достижения) в значительной степени соответствуют типы направленности с индивидуалистической акцентуацией. Желание сформировать у мальчиков личностную направленность с альтруистической акцентуацией (традиционно называемой коллективистической) находится в явном противоречии с теми требованиями, которые общество в дальнейшем будет предъявлять к взрослому мужчине. Традиционный образ женщины (слабая, зависимая, мягкая, эмоциональная, сочувствующая, ориентированная на других) в большей степени соответствует гуманистическому типу направленности. Анализ реального состояния направленности личности подростков дает возможность утверждать, что в формировании направленности личности современных подростков просматриваются именно эти тенденции. В целом 71% девочек обладает гуманистической направленностью с разными типами акцентуаций и 67% мальчиковобладатели разных типов направленности с индивидуалистической акцентуацией.

При этом вызывает особое внимание тот факт, что полоро-левые ориентации общества по отношению к мальчикам и возрастные особенности подростков находятся в единстве. Это находит отражение в постепенном изменении направленности личности мальчиков от одной стадии к другой без существенных скачков. Девочек, образно говоря, «раздирают противоречия»: с одной стороны полоролевые ориентации общества им предписывают гуманистическую направленность с акцентом внимания на других, с умением принимать чужую точку зрения, уступать и т. д., с другой стороны, ведущий на данной возрастной стадии процесс индивидуализации подключает такие механизмы, которые заставляют" девочку проявлять зачастую прямо противоположные качества. Этим, вероятно, объясняется противоречивая, скачкообразная картина состояния направленности личности девочек на разных стадиях развития.

Значительная часть детей подросткового возраста обладает направленностью, нежелательной для общества (эгоистической, депрессивной, суицидальной). Этот факт объясняется, по нашему мнению, следующими причинами: а) желая вырастить «коллективистов», общество зачастую не принимает во внимание ни потребности возраста, ни свой «социальный заказ» на формирование определенных половых стереотипов мужского и женского поведения. Стремясь уничтожить, как нечто отрицательное, «индивидуализм» подростка, оно в достаточной мере не осознает, что тем самым создается почва для серьезной конфронтации с нимб) социально признаваемая и одобряемая деятельность, ведущая на данном этапе онтогенеза (Д.И. Фельдш-тейн), в ходе которой происходят «главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка» (А.Н. Леонтьев), во-первых, представлена в большинстве школ особенно в настоящее время (отчасти это связано с упразднением ученических общественных организаций) настолько слабо и такими примитивными формами, которые не могут дать возможность подростку самоутвердиться, удовлетворить возникшее «чувство взрослости» — во-вторых, те новые виды деятельности, в которых пытается реализовать свои возрастные потребности часть подростков, — торгово-посредническая, индивидуальнотрудовая и т. д. — наполнены подчас сомнительным содержанием, и подобная деятельность приводит подростка не к желаемому общественному признанию своей значимости и «взрослости», а все. к той же конфронтации с обществом, в целом — к обострению «кризиса подросткового возраста». При этом «кри-зисность» подросткового периода развития — совсем не обязательная его характеристика. В исследованиях зарубежных психологов (М. Мид) были описаны общества, в которых понятия «кризиса подросткового возраста» не существует. Данные исследования дают возможность так же утверждать, что чем меньше общество «заботится» об удовлетворении чувства «взрослости» подростка, тем острее и для общества и для самого растущего человека будет проходить период подростничества и к тем более отрицательным последствиям это приведет.

На наш взгляд, именно эти причины преобразуют стремление подростка к общественному признанию в эгоистическое самоутверждение любой ценой (эгоистическая направленность с эгоцентрической акцентуацией), и ведут при определенных условиях к возникновению депрессивных состояний (депрессивная направленность), а в крайних случаях приводят к тому, что подросток оказывается в состоянии абсолютной безнадежности (суицидальная направленность).

Направленность личности как система, включающая два системообразующих фактора — отношение личности к самой себе и к обществу, в подростковом возрасте обладает довольно высокой устойчивостью. Однако она может поддаваться коррегиру-ющему воздействию посредством системы тренинговых занятий, в ходе которых основной акцент делается на первом факторе, поскольку именно этот фактор (отношение личности к самой себе) в подростковом возрасте является ведущим, определяющим в системе отношений личности к себе и к обществу. Воздействие на него приводит к существенным изменениям отношения личности и к окружающим.

В качестве одного из методов коррекции направленности личности подростков могут быть использованы определенным образом организованные тренинговые занятия как один из видов специально задаваемой личностно значимой деятельности. В ходе которых основной акцент делается не на изменении отношения личности к обществу, а на изменении ее отношения к самой себе, что, как правило, влечет за собой и изменение отношения к окружающим, т.к. при ценности для подростка общества, определяющим все же является его отношение к самому себе.

Анализ результатов, полученных после реализации специально разработанной программы, возможность говорить о данной форме коррекции направленности личности как о действенном способе воздействия на указанное психологическое образование. У всех подростков, участвовавших в тренинге, были отмечены произошедшие на уровне суждений положительные изменения к себе и к обществуувеличение количества подростков с гуманистической и уменьшение их числа с эгоистической направленностью. При этом мы осознаем, что обнаруженные изменения в направленности личности находятся на уровне суждений, т. е. мы имеем дело не столько с действительно изменившейся направленностью личности (это психологическое образование обладает достаточно высокой устойчивостью), сколько с формировавшейся у подростков готовностью изменить подобным образом свое отношение. Для того, чтобы эти изменения произошли на уровне поступков, необходимы более длительные и систематические воздействия. Кроме того, следует продумать в целях подкрепления результатов, полученных подростками на тренинге, организацию подобных занятий с родителями и педагогами.

В целом можно утверждать, что направленность личности, являющуюся многофакторным феноменом, наиболее активно формирующемся в подростковом возрасте, можно считать своеобразным новообразованием данного периода. Личностная направленность при своем, формировании испытывает многообразные влияния, имеющие как возрастную, так и половую специфику. Приведенные в работе данные указывают на возможные пути и методы коррек-ционных воздействий на направленность личности, при этом существенное значение придается особой технологии организации этих воздействий (тренингов) — которые должны приниматься субъектом как деятельность, личностно значимая для него.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в со-циаличтическом обществе: Активность и развитие личности. -М.: Наука, 1989.-С.110−134
  2. Абульханова-Славская К. А. Соотношение индивидуального и общественного как методологический принцип психологии личности// Теоретические проблемы психологии личности. -М:Мысль, 1974.-С.12−31
  3. Г. Д., Яковлева Д.С, В. А. Сухомлинский об этической культуре учителя как условии эффективного формирования направленности личности школьника //Формирование напр-пвленности личности.-Владимир:Изд-во Владимирского гос. пед. ин-та, вып.4.- 1976.
  4. Ю.Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей межчины и женщины // Вопр. психологиии.- 1991. N 3.-С.74−82
  5. Ю.Е., Борисов И. Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отношений супругов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14.Психология.1989. N 2.-С.44−53.
  6. Р. Умейте постоять за себя: ключ к самоутвер-жающему поведению.- М.: Горбунок, 1992. -95с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т.-М: Педагогика, 1980.-2 т.- 287 с.
  8. С.Ф. Мораль и поведение.-М:Мысль, 1979.-178 с.
  9. Н.П. Формирование личности через управление системой внутри коллективных отношений//Формирование направленности личности.-Владимир:Изд-во Владимирского гос. пед. ин-та, 1976.
  10. М. Психология счастья.-М.:Прогресс, 1990.-332с.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности- -М:Мысль, 1976.-146 с.
  12. В.Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности // Психология личности и образ жизни. -М.: Наука, 1987. С.14−19
  13. Асмолов А. Г. Психология личности.-М: Изд-во МГУ, 1990.367 с. 14. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. -М.: Педагогика, 1977.- с. 35
  14. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.-199с.
  15. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1976. N 6.-С.45−53
  16. Л.И., Благонадежина Л. В. Формирование личности в коллективе// Вопросы психологии.-1967. N 3.- С.
  17. Л.И., Конникова Т. Е. Возрастной подход к пионерской работе.-М:Молодая гвардия, 1967.
  18. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.-М:Педагогика, 1990.-е. 44
  19. П. Как стать несчастным без посторонней помощи. М.:Прогресс, 1990.- 158с.
  20. Т.В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавтельных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопр. психол.- 1993.-N 2.-С.63−71.v 25. Выготский Л. С. Собр. сочинений: В 6 т.-М:Педагогика, 1984.-Т.4.
  21. Л.Ф. Направленность личности младшего школьника и устойчивость ее проявления в зависимости от влияниягруппы (на материале 3-х классов): Автореф. дис. ----- кал.психол. наук.-М:1975.-24 с.
  22. Л.П. Общение с собой.-М.Политиздат, 1991.-319с.
  23. Гульбе 0.А. Формирование трудовой направленности несовершеннолетних правонарушителей в воспитательно-трудовой колонии: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М: 1991.- 18 с.
  24. Н.И. Направленность личности и рефлексивные ожидания//Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения.-М:Педагогика, 1976.-С. '
  25. В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармонической личности и индивидуальности в детском возрасте // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидульности в детском возрасте.- М: Педагогика, 1980.- 162 с.
  26. Дж. Как обрести внутреннее" равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими.- М.:Прсвеще-ние, 1990.-45с.
  27. .И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопр. психологии. 1973. N 5.
  28. .И. Эмоция как ценность. М: Политиздат, 1978.-с. 213
  29. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте //Вопр. психологии. 1972. N 2.-е. 2935.' Дроздова Т. А. Тренинг общения: Игры для интенсивного обучения.- Омск, 1992.-43с.
  30. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту.-М.: Педагогика, 1987.- 206с.
  31. И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 15−17 лет.- М.: Педагогика, 1988.-206с.
  32. Л.Ф. Проблема направленности личности в советской психологии // Вопр. психологии. 1972. N 5. — С. 157−161
  33. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи структуре направленности человека // Вопр. психологии. 1989. N 6.-С.
  34. Ю.А. За новый подход к проблеме индивидуализма// 0 человеческом в человеке/ Под общ. ред. И. Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1991. С. 168−195
  35. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический треннинг.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.- 55с.
  36. А.В. Генезис самооценки: Автореф. дис. .д-ра психол. наук. М., 1989. — 44с.
  37. В.А. Психология отношения и личности учащихся.-Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1992.-154с.
  38. О.И. Направленность личности и социальная регуляция поведния молодежи // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — С. 30−33
  39. Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М: Педагогика, 1972. -351с.
  40. Д.Н., Коган В. Е. Половое воспитание и психология пола у детей.-М.:Медецина, 1979.-256с.
  41. М.Е. Основные типы и психологические особенности направленности личности (у детей мл. школьного возраста): Автореф.. канд. психол. наук. М., 19g5. — 24 с.
  42. В.П. Влияние направленности личности на самообразование старшеклассников // Формирование направленности личности. Владимир: Изд-во Владимирского гос. пед. ин-та, 1976.
  43. В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков.-М.Просвещение, 1992. -222с.
  44. А.Г. Психология личности. М: Просвещение, 1970. — 391с.
  45. Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка.-М:Просвещение, 1986.-С.41
  46. Я.Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии /Под ред. М. И. Лисиной.-Минск, 1985.-С.176−190.
  47. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Народна асвета, 1969.- с.
  48. Кон И. С. Социология личности. М: Политиздат, 1967. -С. 23
  49. Кон И. С. Психология ранней юности. -М.:Просвещение, 1989.- 255 с.
  50. Кон И. С. Психология половых различий // Вопр. психол.-1981. N 2. С.47−57.
  51. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. дис.. д-ра психол. наук.- Л., 1970. -57с.
  52. О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989. — С.158−172
  53. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М: Наука, 1980. — 256с.
  54. А.Н. Быть личностью, воспитывать личность // Вопр. психологии. 1988. N 1.
  55. А.И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. М: Просвещение, 1986. — 160с.
  56. J 64. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М: Просвещение, 1976. — 256 с.
  57. Н.К. Избранные пед. произведения. М-Л: Изд-во АПН РСФСР, 1948. -715с.
  58. .К. Исторические формы социальных типов личности . Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1976. — 181с.
  59. Н.Д. Психология характера. М: Просвещение, 1969. — С. 36
  60. А.Н. Проблемы развития психики. М: Изд-во МГУ, 1981. — 584с.
  61. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: Политиздат, 1977. — С.506
  62. Личность и труд //Под ред. К. К. Платонова. М: Мысль, 1965.- 365с.
  63. Личность. Общение. Групповые процессы: Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии.- М.: ИНИОН, 1991.-161с.
  64. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.- М.:Педагогика, 1991.- 295с.
  65. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений// Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М: Наука, 1989. — С.6−24
  66. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М: Наука, 1984. — 444с.
  67. Г. Д., Платонов К. К. Психология. М: Воениздат, 1964. — 344с.
  68. А.С. О воспитании / Сост. В. С. Хелемендик. -М:Политиздат, 1988. -С. 29−30, 45, 66, 83
  69. М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке/ Под общей ред. И. Т. Фролова.
  70. М.:Политиздат, 1991.-С.8−22
  71. Ю.П. Направленность личности школьника. -Пермь, 198,5. 73с.
  72. В.С. Личность и общество. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1990.- 176с.
  73. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959. -173с.
  74. B.C. Сруктура личности.- Пермь: Изд-во ПГПИ, 1990. 107с.
  75. А.К. Формирование направленности личности старшеклассника: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тарту, 1983.-24 с.
  76. В.Н. 0 потребностях как отношениях человека // Ученые записки ЛГУ. 1959.- вып.16.
  77. В.Н. Проблема отношенийц человека и ее место в психологии // Хрестоматия по психологии. М.:, 1987. — С.
  78. М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М: Педагогика, 1972. — С.148, 199−201, 229, 238
  79. М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующем направленность личности подростка // Вопр. психологии. 1968. N 5. — С.
  80. М.С. К вопросу об экспериментальном исследовании направленности личности // Вопр. психологии. 1963. N1.
  81. Некоторые проблемы мотивации общественно-полезной деятельности старшеклассников // Под ред. Никиреева Е.М.1. М., 1975.-43с.
  82. Некоторые аспекты социализации старшеклассников и учащихся ПТУ. М.: ЦС ПО РСФСР, 1989.-55с.
  83. Р.С. Психология. М: Просвещение, 1990. -С.276
  84. Р.С. Социально-психологический анализ эффективной детельности коллектива. М: Педагогика, 1984. — 201с.
  85. Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. М: Педагогика, 1988. -144с.
  86. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова и др. М: Просвещение, 1983. — с.
  87. И.Я. Экспериментально-психологическое исследование коллективизма: Дис.. канд. психол. наук. М, 1973. — 24 с.
  88. Т.Н. К вопросу об истоках направленности личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — С.62−67
  89. Г. И. О формировании общественной направленности у недисциплинированных подростков // Психологические условия формирования личности в условиях общественного воспитания: Тез. докл. Всесоюзной конф. 11−12 апр. 1979. -М, 1979. С.
  90. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М: Просвещение, 1990. -286с.
  91. Н.Г. Осознайте свою самоценность и уникальность.- Астрахань: Изд-во АГПИ, 1991.- 37с.
  92. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система.- М.: Изд-во МГУ, 1991.-108с.
  93. Э.Ф. Эгоизм. М: Мысль, 1969. -207с.
  94. JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг.-М.: Изд-во МГУ, 1989.- 21бс.
  95. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М: Просвещение, 1978. -17бс.
  96. А.В. Трехфакторная модель значимого друго-го//Вопр. психологии. 1991, N 1.- С.7−18
  97. А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981
  98. Плюс минус жизнь (социально-психологические проблемы суицида).- М.: Молодая гвардия, 1990. — 123с.
  99. Прикладная психология: опыт и перспективы.- Красноярск: Изд-во КГУ, 1990. 176с.
  100. A.M. Психологический анализ межличностной тревожности у подростков // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М, 1975.
  101. A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.:Знание, 1990.-79с.
  102. Проблемы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности / Под ред. В. С. Мухиной. М, 1981. — 163 с.
  103. Проблемы формирования ценностных ориентации и активности личности в ее онтогенезе: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. В. С. Мухиной. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 151 с.
  104. П.А. Психолого-гигиеническое изучение личности и коллектива в процессе учебно-воспитательной работы в школе.- Воронеж, 1971.
  105. Психологическая профилактика недисциплинорованного поведения учащихся.- Киев: Выща школа, 1989.-252с.
  106. Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи.-Новосибирск: НГ1Ш, 1988.-121с.
  107. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коосаковски, X. Кюна, И. Ломпшера и др. М: Педагогика, 1981. -224с.
  108. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников.-М.:Изд-во АПН СССР, 1990.-159с.
  109. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества.-М.:Изд~во АПН СССР, 1990.-166с.
  110. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тезисы докладов. Ростов-на-Дону, 1990.-205с.
  111. Психологические условия формирования личности в условиях общественного воспитания: Тез. докл. Всесоюз. конф. 11−12 апр. 1979. М, 1979.
  112. Психологические условия формирования социальной ответственности школьников // Под ред. М. Р. Гинзбурга.- М. Изд-во АПН СССР, 1987.- 151с.
  113. Психология личности. Тексты // Под ред. Ю.Б.Гиппен-рейтер. М: Иэд-во МГУ, 1982. -287с.
  114. Психология практике обучения и воспитания. Материалы всесоюзной научно-практической конференции «Психология -практике обучения и воспитания». М., 1990.- 4.1.-197с., 4.2.-157с.
  115. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М: Педагогика, 1987. — 238с. v/123. Психология современного подростка / Под ред.
  116. Д.И.Фельдштейна. М. Педагогика, 1987. -С.72
  117. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М: Политиздат, 1990. -С. 230, 257
  118. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Под общей ред. А. М. Фонарева. М: Прогресс, 1987. -269с.
  119. Н.И. Психология личности. М: Изд-во ун-та Дружбы народов, 1987. -С.151
  120. И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л: Изд-во ЛГУ, 1973. -С. 121
  121. Л.А. Самостятельность личности в познании и общении (Опыт теоретического и экспериментального исследования). Ростов-на-Дону, 1975. -297с.
  122. С.Л. Бытие и сознание. М: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-328с.
  123. С.Л. Основы общей психологии.- М: Педагогика, 1989.- Т.1.-С.324
  124. О.А. Психологические условия учета половозрастных особенностей подростков при организации общественно полезного труда. Дисс. .канд. психол. наук.-М., 1987.-194с.
  125. К. Групповая психотерапия.- М.:Прогресс, 1990.- 367с.
  126. Л.С. Роль мотива и способов поведния при выполнении школьниками общественных поручений / Вопросы психологии личности школьника. М, 1961. — С.
  127. Т.В. Критический анализ проблемы эмансипиро-ванности личности в некоторых исследованиях гуманистической психологии //Вопр. психологии. 1976. N 5.
  128. Е.В. Ребенок открывает мир.- М.:Просвещение, 1990.-207с.
  129. Судьба это ты сам: Методические рекомендации для сотрудников кабинетов социально-психологического тренинга. -Пермь: Изд-во ПГПИ, 1989. — 108с.
  130. Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М.: Педагогика, 1983. — С.30
  131. А.В. Об изменении социальной ситуации развития личности в подростковом возрасте / Психологические условия условия формирования личности в условиях общественного воспитания.: Тез. док. Всесоюз. конф. 11−12 апр. 1979. М, 1979.
  132. В.Л. Современные психологические теории личности.- Л. :Изд-во ЛГУ, 1990.-71с.
  133. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе//Вопр.психологии. -1985. -N6. -с. 26−38
  134. V/141. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М: Педагогика, 1989. -С.144−146, 156
  135. V 144. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. М: Изд-во «Знание», 1978. -47с.
  136. Д.И. Психолого-педагогические аспекты изучения неформальных молодежных объединений// Сов. педагогика.- 1987.-N6.-С.42−47
  137. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте//Вопр. психологии.-1988.-N6.- С.31−41
  138. Философский словарь / Под общей ред. И. Т. Фролова. -М:Политиздат, 1987. С.139
  139. Философский энциклопедический словарь. М: Советская Энциклопедия, 1989. С. 162, 552
  140. Формирование личности в переходный период / Под ред. И. В. Дубровиной. М, Педагогика, 1987.-181с.
  141. Формирование личности в онтогенезе: Сб. научных трудов. -М.:Изд-во АПН СССР, 1991.-159с.
  142. Формирование направленности личности. Владимир: Иэд-во Владимирского гос. пед. ин-та, 1976. -132с.
  143. В. Человек в поисках смысла.-М.Прогресс, 1990. -366с.
  144. Э. Бегство от свободы.-М.:Прогресс, 1990.-269с.
  145. А.Г., Колесов В. Д. Мальчик подросток -юноша. — М.: Просвещение, 1982. — С.32
  146. В.Э. Нравственная устойчивость личности. -М: Педагогика, 1981. 208с.
  147. В.Э. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов школьников // Вопр. психологии. -1968. N 1. С. •
  148. В.Э. 0 возрастном подходе к проблеме формирования личности школьника // Вопр. психологии. 1976. N 4. — С.
  149. В.Ф. Опыт изучения некоторых особенностейнаправленности личности подростков с отклонениями в поведнии // Формирование направленности личности. Владимир: Изд-во Владимирского гос. пед. ин-та, 1976.
  150. З.М. Формирование общественной направленности личности школьника. М, 1977. — с.
  151. Школа общения:. психологические игры для взрослых.-М.: Книга, 1991.
  152. В.П. К вопросу о взаимосвязи общественной и познавательной направленности личности школьника // Формирование направленности личности. Владимир: Изд-во Владимирского гос. пед. ин-та, 1976.-0.16,18
  153. Р., Хэтфилл Дж. Фактор справедливости.-М.: Знание, 1992.-94с.
  154. Эль конин Д. Б. Избранные психологические труды // Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.- М.:Педагогика, 1989. -554с.
  155. П.М. Психологические проблемы мотивации по-ведния человека. М, 1969. -317с.
  156. С.P., Stanley J. С. Sex difference in mathematical ability: Fact or artefact? // Scitnce. Wash., 1980. Dec.12. V.210. N 4475.- P.1262−1264.
  157. Hartley R. Sex-role pressures and the socialization of the male child // Psychol. Rep.1959. N 5. P. 456−468.
  158. Maaccoby E.E., a Jachilin C.N. The Psycholody of sex defferences. Standford Uniet. 1974.
  159. Mauss R.E. Theories of Adolescence. N.Y. Randon Herese. 1962. 169. Mosley J.L., Stan E.A. Human sexual demorphism: Itscost and benefit // Reese H.W.(ed.) Advances in child development and behavior. N.Y., 1984. V. 18.-P.147−185
  160. Welles L., Marwelle G. Self-esteem. Its conceptuali- -zation and measurement. L., 1976.
  161. Women in science: Advances in motivation and achiev-ment. Greenwich, 1984.
  162. Wylie R. The Self-Concept. N. J., 1979.
Заполнить форму текущей работой