Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка методических основ социо-эколого-экономической оценки состояния территорий: на примере Карачаево-Черкесской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отличие от существующих подходов, предложена схема проведения социо-эколого-экономической оценки состояния территорий, базирующаяся на авторском алгоритме, включающем три этапа: оценку базового состояния территориианализ изменения социо-эколого-экономической системы под влиянием дестабилизирующих факторовизучение динамики и прогнозирование развития социо-эколого-экономической системы региона… Читать ещё >

Содержание

  • ико-методологические аспекты комплексной социо-экологоеской оценки состояния территорий. цностная характеристика социо-эколого-экономической оцени

I территорий. эжание, принципы и методы проведения социо-экологоеской оценки состояния территорий. гориальные особенности состояния и развития социо-эколог 1еской системы Карачаево-Черкесской республики.(лого-экономическая характеристика природных ресурсов дей среды КЧР.(

Разработка методических основ социо-эколого-экономической оценки состояния территорий: на примере Карачаево-Черкесской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Выведение из кризисной экологической ситуации, выработка стратегии экономического развития, совместимой с сохранением окружающей природной среды — важнейшая задача, стоящая перед органами власти всех регионов страны, поскольку устойчивое развитие экономики предполагает обязательный учет состояния окружающей природной среды.

В контексте сложившейся неблагоприятной экологической обстановки в целом по стране, а также в отдельных ее регионах на современном этапе особую актуальность приобретает проведение комплексной оценки социо-эколого-экономической системы в рамках региона. При этом наиболее пристальное внимание следует уделить экологической подсистеме, так как в социо-эколого-экономической системе она обладает наибольшей устойчивостью, а экономическая — наименьшей, из чего следует, что когда приоритетами развития выбираются экономические цели, вся система ставится в неустойчивое состояние. И только при переходе на экологические приоритеты развития и подчинении экономических целей социальным интересам, система переходит в состояние устойчивости, т. е. устойчивого развития, где экология является фундаментальной основой, а экономические отношения — той средой, в которой вырабатываются различные средства и методы экологически целесообразного управления с помощью экологических механизмов.

Неравномерность хозяйственного освоения природно-ресурсного потенциала территорий в пределах каждого субъекта, размещение населения, особенности экологической емкости территорий и загрязнение отдельных административных образований являются объективной основой для проведения социо-эколого-экономической оценки состояния территорий.

Оценка техногенного воздействия отраслей экономики на функционирование экологического и социального блоков социо-эколого-экономической системы является весьма эффективным направлением при планировании намечаемой хозяйственной деятельности, позволяющей наиболее полно учесть экологические последствия от внедрения новых технологий и создания инновационных проектов.

Еще одной предпосылкой для включения экологической императивы в процесс проведения комплексной оценки территорий, являются качественные изменения в общественном развитии, обусловившие гармонизацию экономических и экологических интересов. В современных условиях пришло понимание того, что экономический рост, базирующийся на традиционных хозяйственных приоритетах, становится угрожающе опасным. В этой связи устоявшаяся позиция общества в максимальном преобразовании природы в целях приспособления к своим потребностям смещается в сторону поддержания экологического равновесия, обеспечения экологически устойчивого социально-экономического развития.

В настоящее время обострилась необходимость адекватного общим условиям сохранения природной среды развития производительных сил. Гипотетически один из путей решения данной проблемы находится в области оптимального сочетания экологических, социальных и экономических показателей и обеспечения роста общественного производства на базе комплексного рационального природопользования, поскольку именно такой путь должен привести к качественно новым принципам ресурсосбережения и природоохраны, при которых одним из главных факторов развития выступает переход от менее эффективных к более эффективным технологическим и управленческим решениям, способствующим получению высоких конечных результатов при меньших объемах создаваемого продукта и вовлекаемых в производство природных ресурсов.

При этом следует отметить, что подобный путь объективно требует научного переосмысления основных категорий рационального природопользования и методологических подходов в регулировании процессов воспроизводства при жестких экологических ограничениях, чему будет способствовать процесс комплексной оценки территорий, учитывающий изменения, происходящие в региональном развитии.

Степень разработанности проблемы. Анализ подходов и методов, которыми руководствуются при проведении комплексной оценки территорий, позволил сделать вывод о том, что методика данного процесса недостаточно разработана, поскольку отсутствует четкая и общепринятая схема, по которой следовало бы осуществлять этот процесс. Работа в области решения проблемы осуществления комплексной оценки территорий в аспекте разработки новых подходов, методов и приемов, велась многими отечественными и зарубежными учеными. Среди них такие как: Авраменко И. М., Бабкина JLH., Балацкий О. Ф., Бобылев С. Н., Воронцов А. П., Гальперин М. В., Голуб’A.A., Гузев М. М., Думнов A.B., Израэль Ю. А., Кетова Н. П., Красовская И. П., Ланцов В. А., Лебедев О. Т., Литовка О. П., Лобанов Н. Я., Лукин Ю. Н., Мельник Л. Г., Новиков Э. А., Новоселов А. Л., Овчинников В. П., Панасовский Ю. В., Переходов А. О., Песоцкая Е. В., Разумовский В. М., Реймерс Н. Ф, Рюмина Е. В., Семин A.A., Соколенко В. В., Стрельченко Н. Д., Струкова Е. Б., Фоменко Г. А., Ходжаев А. Ш., Чепурных Н. В., Яковлев А. Ф., и многие другие.

В свете обоснования доктрины устойчивого развития, учитывающего идею о возможности сбалансированного сосуществования экологического и социально-экономического развития Российской Федерации, в отечественной науке велись разработки такими учеными как Абалкин Л., Бузгалин А., Воз-няк В., Гирусов Э., Голубев В., Горшков В., Грандберг А., Гофман К., Гусев А., Данилов-Данильян В., Дубинин Н., Желаева С., Лосев К., Маклярский Б., Маркович Д., Молчанов А., Моткин Г., Муратова Л., Папенов К., Порфирьев Б., Поярков Б., Смирнов И., Сидоров А., Соловьева Е., Сухорукова С., Суэтин А., Тихомиров Н., Хачатуров Т., Урсул А., Чепурных Н. и др.

Особо выделяются концептуальные разработки ростовской научной школы, представляющие интерес в аспекте изучения социально-экономического функционирования территориальных образований, к которой принадлежат Белокрылова О., Белоусов В., Дружинин А., Игнатов В., Кетова Н., Кокин А., Колесников Ю., Красовская И., Мамедов О, Матвеева Л., Овчинников В., Семин А., Солдатова И., Тамбиев А., Тяглова С. и др.

Однако при всей разработанности и изученности вопросов функционирования регионов в аспекте устойчивого развития, ориентированного на соблюдение баланса между экологическим и социально-экономическим состоянием, автором выявлено отсутствие единого механизма проведения социо-эколого-экономической оценки территорий.

В связи с этим важное теоретическое и практическое значение имеет дальнейшее концептуальное обоснование структурно-функциональной модели проведения социально-экономической оценки состояния территорий в тесной увязке с эколого-экономическим анализом современного положения с целью приведения его в соответствие с принципами Концепции устойчивого развития регионов России.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке методических основ комплексной социо-эколого-экономической оценки для обеспечения формирования экологически устойчивого социально-экономического развития территорий.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:

• изучить теоретические основы, раскрыть содержание, изучить принципы и методы проведения комплексной оценки состояния социо-эколого-экономической системы территории;

• выявить причины неэффективности принимаемых решений в области природоохранной деятельности региона и предложить меры по оптимизации данного процесса, путем создания территориальных информационных служб;

• рассмотреть возможности совершенствования методических основ комплексной оценки состояния территорий на основе показателей, характеризующих социальный, экологический и экономический блоки системы;

• установить критерии техногенного воздействия различных отраслей экономики на состояние окружающей природной среды региона и выявить зоны наибольшей антропогенной нагрузки, с целью разработки мер по регулированию этого воздействия;

• обосновать необходимость совершенствования процесса проведения комплексной оценки территорий и использования экологического мониторинга, как основного инструмента этого процесса.

Объектом исследования является природно-хозяйственная деятельность региона в условиях неблагоприятной экологической обстановки.

Предметом исследования являются методологические, теоретические и практические аспекты комплексной социо-эколого-экономической оценки состояния территорий.

Теоретико-методологической и эмпирической основой служат фундаментальные концептуальные положения и прикладные исследования, отраженные в трудах зарубежных и отечественных ученых по экономике природопользования, экологии, социологии, изучающие проблемы взаимодействия общества и природной среды как двух диалектически взаимосвязанных и взаимопроникающих систем, объективные процессы экологизации экономики и всей человеческой деятельности.

В процессе эколого-экономического исследования в рамках диалектического и системного подходов использовались различные общенаучные методы: логический, программно-целевой, структурно-функциональный, сравнительный, социологический, а также специфический экономико-статистический анализ, графический анализ и методы моделирования и прогнозирования.

Нормативно-правовой базой исследования явились документы законодательных и исполнительных властей РФ, нормативные и директивные документы Президента и Правительства РФ, региональные, областные и городские нормативные акты по вопросам экономики природопользования и охраны окружающей природной среды.

Эмпирической базой, обеспечившей достоверность и надежность полученных результатов, выводов и рекомендаций исследования, послужили статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики по РФ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по КЧР, Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по КЧР, Управления Росприроднадзора по КЧР, Территориального агентства лесного хозяйства по КЧР, Территориального агентства по недропользованию по КЧР, Территориального отдела водного хозяйства Кубанского бассейнового водного управления, Карачаево-Черкесского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФГУ «Центр агрохимической службы «Карачаево-Черкесский», ФГУ «Карачаево-Черкесский территориальный фонд геологической информации», Рекреационно-туристического комплекса КЧР, разработки отдельных ученых, цифры и факты, представленные в монографической литературе, научно-периодической печати, а также авторские разработки и расчеты соискателя.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. На современном этапе во главу угла регионального развития поставлена идея комплексности, гармоничности — правильного сочетания экологических, экономических и социальных сфер, из которой вытекает ряд выводов:

• существует необходимость изучения существующих региональных систем в контексте комплексной оценки, исходными данными при этом выступают с одной стороны, пространственно дифференцированные качественные и количественные характеристики состояния их компонентовс другой — фактические и плановые техникоэкономические показатели элементов хозяйственных систем, а также общая концепция социально-экономического развития региона- • применительно к процессу природно-ресурсного районирования комплексная оценка природных территориальных систем включает в себя анализ, во-первых, показателей, характеризующих социально-экономическую значимость компонентов природно-ресурсного потенциала этих систем, включая условия его эксплуатациии, во-вторых, природно-экологические взаимосвязи данных компонентов.

2. В видоизменяющейся специфике управления природопользованием одной из основных причин принятия недостаточно эффективных решений является слабость информационного обеспечения систем управления, что во многих случаях приводит к грубым ошибкам и просчетам в процессе природопользования, следствием которых является ухудшение экологической обстановки, нерациональное использование имеющихся на территории природных ресурсов, что негативным образом сказывается на уровне социально-экономического развития территории.

3. Критерии и методика социально-экономической и экологической оценки территорий, которые должны послужить для выбора направления эколого-экономической стратегии развития регионов в настоящее время недостаточно четко определеныколичественная оценка воздействия не всегда возможна вследствие отсутствия методик определения тех или иных параметров качества окружающей природной среды, которые меняются в результате техногенезасуществующий инструментарий проведения социо-эколого-экономической оценки состояния территориальных систем ориентирован в большей степени на констатацию факторов негативного воздействия и в меньшей — на превентивную оценку эколого-экономических и социальных последствий.

4. Необходимость перевода экологически неблагоприятной территории в состояние устойчивости предполагает создание комплекса мероприятий, создающих предпосылки для успешного функционирования социо-эколого-экономической системы в рамках региона, подразумевающих применение программно-целевого подхода, учитывающего оптимальную социальную и эколого-экономическую емкость территории. Этому будет успешно способствовать деление исследуемой территории на зоны по степени влияния отраслей экономики и уровню наибольшей техногенной нагрузки на природные среды.

5. Методология анализа социо-эколого-экономического состояния территорий отсутствует, и каждый регион на сегодняшний день вынужден заново разрабатывать свою систему экологических и эколого-экономических критериев. Нет единой схемы проведения социо-эколого-экономической оценки состояния территорий, описывающей порядок, очередность и этапность этого процесса.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретических и методических положений, а также в разработке практических рекомендаций по совершенствованию инструментария социо-эколого-экономической оценки состояния территорий.

Итогом проведенного диссертационного исследования явились самостоятельные результаты, обладающие элементами научной новизны: уточнено понятие региональной социо-эколого-экономической системы, как части объективного материального мира, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, существующей относительно самостоятельно и устойчиво и зависящей от взаимодействия с окружающей природной средойтакой подход подразумевает изучение экономической подсистемы, характеризуемой динамикой экономического роста, экологической подсистемы — состоянием окружающей среды, социальной — уровнем и качеством жизни населения, уровнем развития социальной инфраструктуры территории;

— предложена методика комплексной социо-эколого-экономической оценки состояния территорий, в отличие от существующих научных подходов акцент сделан на выделении экологической подсистемы, характеризуемой состоянием окружающей природной средыпредложенная система показателей позволит оценивать негативные тенденции в процессе функционирования территорий и принимать меры по дальнейшему существованию региона в соответствии с Концепцией устойчивого развития;

— даны рекомендации по зонированию территорий регионов в зависимости от уровня техногенной и антропогенной нагрузки на природные среды, заключающиеся в определении зон малой, умеренной, средней и повышенной нагрузки и позволяющие своевременно выявлять и разрешать экологические проблемы ареалов;

— в отличие от существующих подходов, предложена схема проведения социо-эколого-экономической оценки состояния территорий, базирующаяся на авторском алгоритме, включающем три этапа: оценку базового состояния территориианализ изменения социо-эколого-экономической системы под влиянием дестабилизирующих факторовизучение динамики и прогнозирование развития социо-эколого-экономической системы региона, что позволит формировать информационную базу о состоянии подсистемвыявлять недостатки в их функционировании и планировать мероприятия, устраняющие негативные моменты, тормозящие устойчивое развитие регионааргументирована необходимость создания территориальных информационных служб, призванных систематически, планомерно и объективно оценивать социо-эколого-экономическое состояние региона посредством сбора и анализа материала о качественно-количественном составе сред (социальной, экономической, экологической), установив предел допустимого на них воздействия со стороны производственной и хозяйственной деятельности человека, выявив степень влияния различных факторов (компонентов) этих сред на самого человека.

Личный вклад автора состоит в:

— выявлении взаимосвязи между социально-экономической и социально-демографической ситуацией в регионе и уровнем загрязнения окружающей природной среды, проявляющейся в повышении общей заболевае-мости населения в регионе, а также в увеличении экономического ущерба, оказываемого экономической и социальной сферам, вследствие повышения техногенной и антропогенной нагрузки на экологическую подсистему региона;

— исследовании степени техногенного воздействия отраслей экономикина состояние окружающей природной среды региона и обосновании основных направлений регулирования и снижения данного воздействия через осуществление научно-техиических, управленческих и экологорегулирующих мер;

— разработке сетевой модели, оптимизирующей процесс проведения социо-эколого-экономической оценки состояния территорий, включающей перечень мероприятий, которые позволят вывести ее на принципиально новый уровень устойчивого развития;

— обосновании рекомендаций по совершенствованию процедуры экологическогомониторинга и предложении методических подходов к организации системы мониторинга и составлении программ его проведения на основе выделения комплексных объектов наблюдения и их типологии с учетом характера интенсивности свойственных для них потоков техногенного и экологически опасного природного материала.

Практическая и теоретическая значимость исследования. Развитие теории социальных и эколого-экономических аспектов комплексной оценки состояния природной среды и уровня социально-экономического развития территорий и вытекающие из этого выводы и рекомендации составляют основную теоретическую и практическую значимость работы.

Содержащиеся в диссертационной работе выводы и рекомендации по проведению комплексной оценки состояния территорий позволят более эффективно осуществлять мониторинг и организовывать мероприятия по охране окружающей природной среды региона. Предложенные разработки могут быть использованы при корректировке курса реформ, проводящихся в сфере природоохранной деятельностиэкологизации экономики регионовразработке форм, методов, инструментария региональной экологической политики.

Концептуальные положения и отдельные решения применимы в преподавании и изучении учебных курсов «Экономика природопользования», «Экология», «Экологический менеджмент».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях в городах Орел, Пенза, Черкесск, Ставрополь, Ростов-на-Дону, Нальчик, пос. Домбай и внедрены в практику Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской республике, а также Центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (г. Черкесск).

По результатам диссертационного исследования опубликовано 8 работ общим объемом 2,67 п. л.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 203 страницах машинописного текста, содержит 15 таблиц, 31 рисунок, 9 приложений и 193 источника литературы.

Заключение

.

Проведенное исследование существующего положения в сфере осуществления социо-эколого-экономической оценки состояния территорий позволил сделать ряд практических выводов и теоретических обобщений:

1. Осуществление социо-эколого-экономической оценки состояния территорий является на сегодняшний день важнейшим условием эффективного управления природоохранной деятельностью, вследствие чего должна быть отнесена к числу обязательных процедур, предшествующих принятию решений в области социального и эколого-экономического развития региона. Основные проблемы, возникающие при определении общих подходов и принципов при проведении оценки связаны с обеспечением комплексности, предполагающей включение в процесс оценки экологической императивы, позволяющей заблаговременно учитывать и предупреждать неблагоприятные тенденции, возникающие в социальной и экономической сферах региона. Именно экологически устойчивому развитию региона на сегодняшний день должно придаваться первостепенное значение, поскольку существует прямая связь между эффективным социально-экономическим функционированием территории и природно-экологическим состоянием региона.

В процессе сбора и обработки материала в данном направлении выявлен ряд особенностей и проблемных моментов, связанных с оценкой социо-эколого-экономического состояния территорий: многогранность и междис-циплинарность проблемыпроявление интереса к проблеме со стороны науки, что свидетельствует об актуальности темы исследованиябольшое количество различного рода подходов к оценке на различных уровнях и для различных целейотсутствие или игнорирование в методах оценки экологической составляющейслабость информационного обеспечения систем управления, ведущая к принятию неграмотных и неэффективных решений в области природопользования и охраны окружающей природной средыотсутствие комплексной методики экономической оценки социально-экологического развития региона, основанной на принципах устойчивого развития.

2. Анализ рекомендуемых в литературных источниках и официальных материалах методов, принципов, подходов проведения социо-эколого-экономической оценки состояния территорий позволил сделать вывод, что большинство из них страдает фрагментарностью и не позволяет провести комплексную оценку социально-экономического и экологического развития региона. Нормативно-методические указания и критерии, которыми пользуются сегодня при осуществлении комплексной оценки носят подчас временный характер и требуют серьезных переработок и апробаций. Существующие методики не учитывают принцип взаимовлияния и взаимосвязи социально-экономического и экологического развития территории, что противоречит концепции устойчивого развития. В связи с этим возникла необходимость уточнения методологических основ комплексной оценки социо-эколого-эко-номической системы и выделения блока показателей для анализа социального, экономического и экологического состояния территории, что и было проделано автором в представленной работе.

3. Сформировавшийся техногенный, природоемкий тип экономического развития является в перспективе тупиковым не только в связи с экологическими и экономическими противоречиями, но и в силу социальных причин, среди которых на первом месте — ухудшение в глобальных масштабах здоровья населения, высокая заболеваемость из-за загрязнения окружающей природной среды. Главной причиной увеличения уровня заболеваемости является значительная техногенная нагрузка на окружающую среду, вследствие которой накапливаемые в воздухе, водных, земельных, растительных и биологических ресурсах токсиканты попадают в организм человека с атмосферным воздухом, питьевой водой и продуктами питания.

Прослеженная взаимосвязь между состоянием окружающей природной среды и здоровьем населения, предполагает разработку первоочередных мер по ликвидации экологического беспорядка в регионе, обеспечение экологической безопасности республики, государственной поддержки общественного экологического движения, разработки государственной программы «Экология и здоровье человека» и других мероприятий, которые позволят достичь качества жизни населения на уровне развитых стран, посредством обеспечения чистоты среды обитания, экологически чистыми продуктами питания, питьевой водой и т. д.

4. Проведенная оценка техногенного воздействия отраслей экономики на окружающую природную среду региона позволил выявить на территории республики серьезные проблемы во всех природных средах. Ос-новными загрязнителями атмосферного воздуха являются автотранспорт, промышленность строительных материалов, химическая и нефтехимическая отрасли, электроэнергетика. Водные объекты республики на 80% загрязняются жилищно-коммунальным хозяйством. Остальная доля стоков загрязняющих веществ в водные ресурсы приходится на нефтехимическую, химическую отрасли, а также на сельскохозяйственное производство Карачаево-Черкесии. Основную антропогенную нагрузку на земельный фонд и почвенный покров республики оказывает агропромышленный комплекс.

Нарастающий объем отходов потребления и производства — еще одна из злободневных экологических проблем в Карачаево-Черкесской республике. Главной причиной их образования является значительная материалоемкость производств, использующих в основном устаревшие технологии, которые не позволяют максимально полно перерабатывать исходное сырье. Выход из данной ситуации видится автором в первую очередь экологизации производственных процессов и хозяйственного комплекса республики, а также в создании нескольких дополнительных полигонов твердых бытовых отходов и токсичных промышленных отходов.

На основе интеграции показателей распределения уровней антропогенной нагрузки на основные природные среды, территория Карачаево-Черкесии поделена автором на четыре зоны по степени наибольшей техногенной нагрузки и составлена обобщающая карта антропофункционального зонирования. Выявленные зоны помогут решению экологических проблем существующих в республике.

5. Критерии социо-эколого-экономической оценки, которые могут стать основой для выбора направления эколого-экономического развития территорий в настоящее время определены не в полной мере, нет единой схемы проведения подобной оценки. Исходя из этого вывода, был разработан алгоритм, описывающий порядок проведения оценки социо-эколого-эконо-мического состояния территорий, разбивающий проведение этого процесса на три этапных стадии. А также разработана сетевая модель, оптимизирующая процесс осуществления комплексной оценки социо-эколого-экономической системы региона, позволяющая наиболее полно и достоверно оценить базовое состояние территориальной единицы с целью последующего проведения необходимого перечня мероприятий, способствующих выведению региона на принццпиально новый уровень устойчивого развития.

6. Выполненный анализ региональных особенностей формирования техногенных нагрузок на окружающую природную среду Карачаево-Черкесской республики показал, что развитие экологической ситуации в рассматриваемом регионе при некоторых общих закономерностях характеризуется выраженными специфическими чертами, которые определяют особую сложность и многоплановость взаимосвязей в системе «производство — природная среда» в этом регионе. В результате исследования сложившейся экологической ситуации в экологической подсистеме КЧР выявлены две тенденции: спад производства сопровождается общим сокращением массы выбросов и наоборотнеритмичность производства обуславливает возможность увеличения числа залповых выбросов.

Результатом сделанных выводов стало предложение комплекса мероприятий, включающего меры технического, технико-экономического, экономического, научно-технического, нормативно-законодательного, финансового, налогового, государственного стимулирования природоохранной деятельности и экологизации экономических процессов в регионе. Среди них развитие системы экологического аудита, экологических фондов, страховых компаний, занимающихся экологическим страхованием, бюджетных и внебюджетных фондов, аккумулирующих средства от платежей за загрязнение природной среды и использование природных ресурсов, совершенствование системы государственного регулирования и поддержки рационального ресурсосбережения и т. д.

Внедрение предложенных мер по снижению техногенного воздействия на природную среду и развития экологической ситуации с учетом региональных особенностей повысит эффективность разрабатываемых программ экологизации производства и оздоровления экологической обстановки в регионе.

7. Необходимость проведения мониторинга окружающей природной среды в российских условиях определяется рядом важных факторов, как общеэкономического масштаба, так и уровня отдельного хозяйствующего субъекта. Осуществление процесса мониторинга, при этом, необходимо ориентировать на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением информацией организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств государств в соответствующих областях. Мониторинг должен включать регулярные, выполняемые по заданной программе, наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности, а также объединяющие диагностику (оценку текущего), генезис (оценку прошлого) и прогноз (оценку будущего) состояния исследуемых объектов.

В реалиях Карачаево-Черкесской республики и Северного Кавказа в целом особенность экологического мониторинга состоит в требовании увязки отслеживаемых параметров среды с необходимостью прогноза состояния особо охраняемых территорий, в том числе включенных во Всемирное природное наследие, от аддитивного влияния хозяйственной деятельности республики в целом. В этой связи, назрела необходимость экологической оценки хозяйственной деятельности с учетом экономической ценности отвода более 30% территории под объекты особо охраняемых территорий, используя механизм экологического мониторинга, направленного не только на отслеживание природоохранных составляющих природопользования, но и на увязку экомониторинга с мониторингом экономических последствий управления объектами природопользования в соответствии со стратегией разработки социально-экономических программ развития республики.

В целом, проведенное исследование может иметь практическое применение в процессе совершенствования межрегиональных и внутрирегиональных отношений в условиях формирования экономического механизма, восстановления и сохранения структурной и функциональной целостности исследуемой социо-эколого-экономической системы, выбора необходимого экономического инструментария в условиях социально-рыночной трансформации региональных природохозяйствеиных систем, обеспечения перехода к эффективным моделям экологически устойчивого развития регионов.

Применение результатов исследования, по мнению автора, будет способствовать проведению целенаправленной работы по осуществлению комплексной оценки социо-эколого-экономической системы, позволит успешнее вести научный поиск новых парадигмальных решений в сфере экологизации экономики, а также задаст ориентиры устойчивого социально-экономического развития территорий с учетом экологической императивы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Маркетинг, 2001. — 39 с.
  2. Российская Федерация. Законы. Водный Кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.: «ЭКМОС», 2002.
  3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.: «ЭКМОС», 2002.
  4. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.: «ЭКМОС», 2002.
  5. Российская Федерация. Законы. Об особо охраняемых территориях: Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ.
  6. Российская Федерация. Законы. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ.
  7. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды: Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7 ФЗ// Вестник экологического образования в России. — 2002.
  8. Российская Федерация. Законы. Об экологической экспертизе: Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ // (в ред. Федерального закона от 15.04.98 № 65-ФЗ) Вестник экологического образования в России. 2002.
  9. Российская Федерация. Законы. О животном мире: Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 1995 года № 52 ФЗ // (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 № 148-ФЗ) Вестник экологического образования в России. — 2002.
  10. Российская Федерация. Законы. О радиационной безопасности населения: Федеральный закон Российской Федерации от 9 января 1996 года № 3 ФЗ / / Вестник экологического образования в России. — 2002. — № 7.
  11. Российская Федерация. Правительство. Концепция «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначение и агроландшафтов как национального достояния России на 2006−2010 годы».
  12. Российская Федерация. Правительство. Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга): постановление Правительства РФ № 177 от 31.03.03 г.
  13. Российская Федерация. Президент. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 1.04.1996 г. № 440. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 15. Ст. 1572.
  14. Российская Федерация. Президент. О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России: указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767. // Экономика и жизнь. 1993. -№ 41.
  15. Карачаево-Черкесская республика. Законы. О защите зеленых насаждений: закон Карачаево-Черкесской Республики от 24.02.2004 г. № 86-РЗ // Сборник Законов и других правовых актов Карачаево-Черкесской республики. — 2004. № 3.
  16. Карачаево-Черкесская республика. Законы. О плате за пользование водными объектами в КЧР с изменениями от 23.01.2002 года № 13 РЗ и от3005.2002 года № 25 РЗ: закон Карачаево-Черкесской Республики от 12.02.1999 года № 574 XXII.
  17. Карачаево-Черкесская республика. Правительство. Об особо охраняемых природных территориях Карачаево-Черкесской Республики: распоряжение Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 12.11.2003 года № 59-р.
  18. Карачаево-Черкесская республика. Правительство. Об установлении минимальных размеров водоохранных зон водных объектов КЧР и их прибрежных защитных полос: постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 18.02.2003 года№ 13.
  19. Карачаево-Черкесская республика. Правительство. О мерах по усилению охраны лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней в 2002- 2005 годы: постановление Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 10.09.2002 года № 179.
  20. Карачаево-Черкесская республика. Правительство. О мерах по улучшению санитарно-экологической обстановки в республике: постановление Правительства КЧР от 22.04.2004 г. № 66.
  21. Карачаево-Черкесская республика. Правительство. О программе развития экологического просвещения и экологического туризма на базе Тебердинского заповедника: постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.05.2001 года № 96.
  22. Карачаево-Черкесская республика. Президент. О мерах по обеспечению сохранности и рациональному использованию лесов на территории Карачаево-Черкесской Республики: Указ Президента Карачаево-Черкесской Республики от 23.10.2003 года № 125.
  23. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в РФ в 2007 г. / Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. — М.: 2008.
  24. Государственные доклады «О состоянии и об охране окружающей среды Карачаево-Черкесской республики в 2000 2007 гг.» — Черкесск, Управление по технологическому и экологическому надзору по КЧР.
  25. Российский статистический ежегодник, 2007 г.: Статистический сборник/ РОССТАТ. М., 2008. — 819 с.
  26. Социально экономическое положение КЧР, 2007 г./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по КЧР, 2008 г.-205 с.
  27. И. М. Основы природопользования / Серия «Высшее профессиональное образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 320 с.
  28. В. А. и др. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах. -М.: Деловой экспресс, 2004. С. 33−35.
  29. Т. А., Батоян В. В., Моисеенков О. В., Хаскин В. В. Основные критерии экоразвития. М.: Изд-во Российской экономической академии, 1994. — 49 с.
  30. Т. А. О нечувствительности экономики к экологическому кризису. / Экология и жизнь. № 8. — 2006. — С. 25−28.
  31. Т. А. Теоретические основы организации эколого-эконо-мических систем. / Экономика природопользования: Обзорн. информ. Вып. 4. М.: ВИНИТИ, 2003. — С. 2−79.
  32. А. С. Управление природопользованием и охраной окружающей среды (региональный аспект). Волгоград: Изд-во Вол ГУ, 2001. -С. 16−24.
  33. А. С. Проблемы и направления совершенствования экономического механизма управления природопользованием и охраной окружающей среды. / Эколого-экономическая безопасность региона Нижнего Поволжья. Волгоград.: 2001.- 108 с.
  34. С. Рациональное природопользование с точки зрения интересов России. // ЭКОС. 2002. № 4. С. 4−12.
  35. Г. Лес рубят.//РИСК. 2003. № 1. С.96−101.
  36. . П. Климат СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1956. — С. 127−134.
  37. А. Б. и др. Информационные ресурсы России. М.: Научно-технический центр «Информрегистр», 2003. — С. 116−124.
  38. Н., Курбатова М. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона. // Вопросы экономики. 2003. № 12. С. 110−120.
  39. Ю. Р. и др. Географо-экологическая характеристика природных ресурсов и окружающей природной среды Чувашской Республики. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. 68 с.
  40. О. Ф., Гурман В. И., Рюмина Е. В., Белышев Д. В. и др. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона. -М.: Наука, 2003.- 175 с.
  41. Ю. Региональная планка устойчивого развития. / Эко-огияи жизнь.-№ 1.-2003.-С. 59.
  42. Бенуа Боске. Экологизация налоговой системы России. Экономика и охрана природы: проблемы и пути их решения. М.: Русский ун-т, 2001.-С. 115−127.
  43. А. Концептуальные основы мониторинга конкурентной среды.// Маркетинг № 1, 2005 г.
  44. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994.- С. 31.
  45. С. Россия на пути антиустойчивого развития? // Вопросы экономики. 2004. № 2. С. 43−55.
  46. С. Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. — XXVI, 501 с. — (Учебники экономического факультета МГУ им. Ломоносова).
  47. Бол’дакова А.В., Фомин Д. О., Хлебопрос Р. Г. Эколого-экономичес-кая оценка природного объекта.//Инженерная экология. 2002. № 6. С. 54−55.
  48. Е., Секерин В., Васильченко Н. Экологический маркетинг в современном обществе. // Маркетинг. 2002. № 4. С. 16−28.
  49. И. Природная рента как категория рыночной экономики. // Вопросы экономики. 2004. № 3. С. 27−36.
  50. Е. В. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие. М.: ГАРДАРИКИ, 1999. — 160 с.
  51. И. Экология и экономика в глобальном контексте.// Вопросы экономики. 2006. № 11. С. 35−43.
  52. Т. Экономические методы охраны и регулирования использования техногенных ресурсов. — Экономика и природопользование. 2000. С. 90.
  53. В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис Пресс, 2002
  54. Я. Д., Лозинский С. В. Бизнес и окружающая среда: коэффициент враждебности окружающей среды развитию бизнеса. // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 3. С. 43−53.
  55. Е. В., Мухутдинов А. А., Рыжов В. В. Оценка качества методик выполнения измерений природоохранного характера. (МВИ). // Экология и промышленность России. 2006. № 4. — С. 35−41.
  56. А. П. Экономика природопользования: Учебник. — М., «Издательство Элит», 2004 г. — С. 377.
  57. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М.: Экономика. 1986.
  58. Временные методические рекомендации по формированию и ведению комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (КТКПР): Министерство природных ресурсов РФ. М.: 1996 г.
  59. А., Галашева А. Проблемы экологической политики.// Вопросы экономики. 2006. № 11. С. 111−117.
  60. Ю. Ю., Галкина Е. Ю. Роль общественности в принятии экологически значимых решений (федеральный и муниципальный аспект).// Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002. № 3. С. 139−144.
  61. А.Г., Герценштейн Ф. Э. Экономическая оценка техногенных образований. Экология и промышленность России: февраль 2006. — С. 39−41
  62. В. Н., Голуб А. А. Методология экономической оценки природных ресурсов / Под ред. С. С. Шаталина. М.:1988.
  63. М. М., Евдокимов С. П. География: Учебник для экологов и природопользователей. М.: Аспект Пресс, 2003. — 304 с.
  64. А. А. Экология. / Курс лекций. М.: Центр, 1998.
  65. Д.В. Экологические характеристики продукции. / Экология и жизнь. № 7. — 2005. — С.25.
  66. JI. Экология регионов России: Курская область. / Законодательство и экономика. № 8. — 2003. — С. 78−80.
  67. М. М. Экономические проблемы и механизм экологически устойчивого развития: федеральный и региональный аспекты. Монография. -Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета. 1997. С. 201.
  68. М. М. Экономические проблемы и механизм экологически устойчивого развития: федеральный и региональный аспекты: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук.-Ростов-на-Дону, 1997.
  69. М. М., Василенко В. Н., Плякин А. В. Управление природо-хозяйственными системами территорий: стратегия, принципы, механизмы: Препринт ТО2002/20.- Волгоград: Изд-во ВогГУ, 2002.- С. 52.
  70. А. А. Проблемы совершенствования макроэкономических показателей с учетом окружающей среды. // Известия АН СССР. Сер. Экономика. 1987. — № 3. — С. 27−38.
  71. . Маркович Социальная экология. Пер. с серб хорв. О. И. Долгой. -М.: «Просвещение», 1991. — 176 с.
  72. С.Д., Левин В. А. Вперед, к природе! Слагаемые экологического сознания. / Экология и жизнь. № 9. — 2006. — С. 9−12.
  73. М. Экологические аспекты государственного регулирования. / Экономист. № 4. 2005. — С. 73−80.
  74. А. Г. Эколого-культурный анализ территориальных систем. Теория, опыт регионального исследования. Ростов на Дону: изд-во РГУ. 1991.- 78 с.
  75. Ю. Отходы: не зарывать, а перерабатывать. / Экология и жизнь. № 1. — 2003. — С. 52
  76. В. Я. Основы экономики науки: политико-экономический аспект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 110 с.
  77. С. Э. Институциональные аспекты устойчивого развития социо-эколого-экономических систем различных типов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Улан-Удэ, 2004 г. — С. 47.
  78. О.Н., Родченкова К. С. Загрязнитель платит. Экологическая безопасность проблема XXI века. / Экология и жизнь. — № 10. — 2006. -С. 7−10.
  79. В. П. Экономическая география / Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс». 2003. — 384 с.
  80. М. Ч., Коломыц Э. Г., Панов В. Д., Докунин М. Д. Прогноз изменения климата высокогорных ландшафтов и оледенения Большого Кавказа в ближайшие десятилетия. Тр. ВГИ. 1985. Вып. 62. — С. 29.
  81. В. Г., Кокин А. В. Экология и экономика природопользования. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. — 512 с. (Серия «Высшее образование»).
  82. И. А. Экологическое страхование: содержание и возможности правового регулирования. / Государство и право. № 11. — 2005. — С. 52−61
  83. Индикаторы устойчивого развития России. / Под ред. Бобылева С. Н., Макеенко М. И. Эколого-экономические аспекты. М.: ЦПРП, 2001.
  84. Историческая экология и историческая демография. Сб. научных статей / Под ред. Ю. А. Полякова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — 384 с.
  85. Л. К. Современная экологическая ситуация в России. / Казанцева Л. К., Тагаева Т. О. ЭКО. — № 7. 2005. — С. 30−45.
  86. Каз&чкова М. Е. Анализ эколого-экономических взаимосвязей в природопользовании. //Международный бизнес. 1998. № 8. С. 100−104.
  87. Н. С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. / Экология и жизнь. № 9. — 2006. — С. 41−45.
  88. Карачаево-Черкесия: климатические условия. Под ред. проф. Ю. П. Хрусталева. — Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2000. — 215 с.
  89. А. Социально-экологическое развитие регионов ЕС. / А. Килиенене Социс. — № 8. 2006. — С. 48−56.
  90. H.H. «Чистая» сфера. Сельское хозяйство в пореформенной России: эколого-экономические проблемы и перспективы. / Экология и жизнь. № 2. — 2005. — С. 20.
  91. В. А., Матрасов А. С., Левашов В. К. Новая парадигма развития России -М.: 2000.
  92. А. В. Экономические аспекты управления природопользованием в регионе.// Проблемы региональной экологии. 2001. № 3. С. 7−20.
  93. . И. Важнейшие условия сбалансированного эколого-хозяйственного развития России. // Экологические системы и приборы. 2002. № 2. С. 39−42.
  94. А.Г., Лурье П. М., Панов В. Д. Климатическое районирование территории Карачаево-Черкесской республики. Сб. Эколого-гео-графические проблемы Юга России. Ростов н/Д, 1999. — 183 с.
  95. С. Б., Сдасюк Г. В. Современная экономическая и социальная география. М.: «Знание», 1980. 48 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Наука о земле" — № 6).
  96. В.А., Бабкина Л. Н., Песоцкая Е. В. Потенциал территории: экономический, социальный, экологический аспекты. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1994. — 189 с.
  97. О. Т., Малеева Т. В. Экономика регионального природопользования. СПб.: Изд-во СПб ГИЭУ, 2001.- С. 72−102.
  98. В. Ф, Щербина В. Ф. Материальное и идеальное в общественном производстве. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — С. 37−45.
  99. О. П. Региональная экологическая политика: новые подходы в условиях становления рыночной экономики // Гуманитарные науки, 1993.-№ 1.-е. 98−104.
  100. О. А. Планирование и прогнозирование региональной социоприродохозяйственной системы. Волгоград: Изд-во Вол ГУ, 1998.
  101. Р. Г. Безопасность природопользования и экология здоровья: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003. — 238 с. -(Серия „Oikos“).
  102. Методика определения предотвращенного экологического ущерба. М.: Госкомэкологии, 1999.
  103. С.М. Экологическая безопасность и качество жизни. / Экология и жизнь. № 6. — 2005. — С. 16.
  104. . С., Казаков Ю, Н. Теоретические системы сферы обслуживания в СССР. Владивосток, 1986. — С.8−12.
  105. Т. А., Хаскин В. В., Кочуров Б. И., и др. Комплексная экологическая оценка Щучанского района Курганской области. Определение экологической техноемкости территории. М.- Курган: МЦ „ЭКОР“, 1995.-79 с.
  106. Д.В. Информатизация экологического образования. / Экология и жизнь. № 1. — 2005. — С.ЗЗ.
  107. В. В. Экологически устойчивое развитие экономики региона (принципы и механизмы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Волжский, 2000.- 147 с.
  108. Н. Д. Рыночные методы регулирования экономики региона: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб., 1995. — 37 с.
  109. В. К. Как использовать полосу отвода. Автомобильные дороги. 1985. — № 2. — с. 11−13.
  110. Н. Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы / Н. Н. Некрасов.- 2-е издание. М.: Экономика, 1978. с.32−35.
  111. Осипова-Дербас JI. В. Эволюция цивилизации. Санкт-Петербург: Европейский дом. 2004.
  112. Основы организации и функционирования системы комплексного экологического мониторинга региона (на примере Вологодской области). — Вологда: Полиграфист. 2003. — 150 с.
  113. Основы эколого-георгафической экспертизы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
  114. О. Экономика и экология две составляющие развития. / Экология и жизнь. — № 2. — 2005. — С.52.
  115. А. О. Методические основы исследования региональной эколого-экономической системы. Сборник научных трудов молодых ученых „Региональная экономика России“, М.: СОПС.-2000.- С. 367−371.
  116. А. А., Плетнев A. JI. Прогнозирование состояния водных объектов с использованием геоинформационных систем. // Экология и промышленность России. 2006. № 6. С. 21−23.
  117. Ю.М. Конъюнктурность народного экологического мировоззрения. / Экология и жизнь. № 4. — 2005. — С.33.
  118. Повестка на XXI век. Конференция ООН по охране окружающей среды и развитию. Рио-де-Жанейро, 1992. Извлечения. — М.: Центр координации и информации Социально-экологического союза, 1997.
  119. Е.Ю. Экологический мониторинг в учебном процессе в вузе. / Экология и жизнь. № 3. — 2004. — С.33.
  120. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное Минприроды России № 222 от 18.07.94 г.
  121. А. Д. Экология: Учебное издание. М.: „Высшая школа“, 2000. — 445 с.
  122. .В., Фоменко Г. А. Основные направления стабилизации экологической обстановки в России и их выражение в директивных документах. //География и природные ресурсы, 1993, № 1. С. 17−24.
  123. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: УРСС, 2003.
  124. Приоритеты для партнерства: альтернативный план действий России по окружающей среде. М.: Экспресс — „ЗМ“, 1996. — 88 с.
  125. Природные ресурсы и окружающая среда России: Аналитический доклад. Под ред. Б. А. Яцкевича. М.: Изд-во НИА — Природа и РЭФИА, 2001.
  126. Природопользование: Учебник. Под редакцией проф. Э.А. Арус-тамова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский Дом „Дашков и К°“, 2001.-276 с.
  127. В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. — 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2000. — 672 с.
  128. В. В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития Российской экономики. Аналитический ежегодник. „Россия в окружающем мире“. 2000.
  129. В. М. Природопользование: Учебник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 296 с.
  130. В. М. Эколого-экономическое районирование / Теоретические аспекты /. Л.:Наука, 1991. — С. 45−53.
  131. .А. Изменение климата и угроза здоровью населения России. / Россия в окружающем мире. Аналитический ежегодник. 2004. — С. 38.
  132. Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы. / Под ред. А. И. Трейвиша и С. С. Артоболевского. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 296 с.
  133. Региональное природопользование: методы изучения, оценки и управления / П. Я. Бакланов, П. Ф. Бровко, Т. Ф. Воробьева и др.: Под ред. П. Я. Бакланова, В. П. Каракина: Учеб. пособие. М.: Логос, 2003. — 160 с.
  134. Н. Ф. Методология научной (эколого социально -экономической) экспертизы проектов и хозяйственных начинаний (общие принципы). Москва, 1990.
  135. А. К. Экономика природопользования. Учебное пособие. М.:"Элит-2000», 2003.-192 с.
  136. Самсонов A. JL Здоровье как стык медицины и экологии. / Экология и жизнь. № 7. — 2006. — С. 4- 7.
  137. Сельскохозяйственная экология / Н. А. Уразаев, А. А. Вакулин, А. В. Никитин и др. М.: Колос, 2000. — 304 с.
  138. М., Пыхова И., Деменев А. Региональная экономика и закономерности ее развития. М. 1985. — С.9−11.
  139. C.B. Ключ к устойчивому развитию территорий. / Экология и жизнь. № 9. — 2006. — С. 17−21.
  140. В.В. Методологические аспекты регулирования рационального комплексного природопользования в регионе. Владивосток: Изд-во Приморского краевого комитета госуд. статистики, 2000. — 176 с.
  141. А. А., Сотникова М. В., Демьянова В. С. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на заболеваемость населения (на примере Пензенской области и г. Пензы). // Экология и промышленность России. 2006. № 8.-С. 44−45.
  142. Социально-экономическая география. Коломан Иваничка / Под ред. Э. Б. Алаева, С. А. Тархова, Г. В. Иоффе. -М.: «Прогресс», 1989. 123 с.
  143. Сравнительный анализ и оценка экологического состояния Московской области / Под ред. Т. А. Акимовой. М.: Изд-во «Аслан», 1994. — С. 12−56-
  144. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. / Под ред. Грандберг А. Г., Данилов-Данильян В.И., Циканов М. М., Шопхоев Е. С, М.: Экономика 2002. — С. 89−97.
  145. И. Т. Человек в паутине экологических связей. / Экология и жизнь. № 7. — 2006. — С. 47−51.
  146. В. И. Измерение эффектов межрегиональных взаимодействий: модели, методы, результаты. Новосибирск: Наука, 1999.- 103 с.
  147. Теоретические и практические аспекты устойчивого природопользования: управление, принципы организации природно-хозяйственных систем, ландшафтное планирование / Под общей ред. д-ра биол. наук Ю. П. Демакова, Йошкар-Ола: Map ГТУ, 2004. С. 139−145.
  148. Н.П., Потравный И. М., Тихомирова Т. М. Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками. Под редакцией Н. П. Тихомирова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г. — 352 с.
  149. А. А. Территориальная общность в региональном развитии и управлении. Тверь, 1995. С. 21−46.
  150. А. Д. Путь в атмосферу. М., 1996.
  151. С.Г., Фомин Б. Б. Концепция системы управления экологической безопасностью района. Сб. «Экономическое образование в XXI веке: новые тенденции, проблемы, опыт», ИПК СПО, С.-Пб., 2003.
  152. С. А. Физическая география Карачаево-Черкесской республики. Карачаевск. Изд-во КЧГПУ. 2001. — 97 с.
  153. Р. Г., Фет А. И. Природа и общество. Модели катастроф. Новосибирск: Сибирский хронограф. 1999.
  154. Хубиева 3. К. Безопасность природопользования в условиях функционирования и развития производственно-технических систем. М.: МАНИПТ, 1999.-394 с.
  155. В. Н. Экономика природопользования. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2003. — 320 с.
  156. О. И., Мальский М. 3. Научно-методические основы разработки целевой комплексной программы решения территориальных эколого-экономических проблем. Л.: Изд-во ВГО, 1999. 107 с.
  157. В. В. «Устойчивое развитие» и «качество жизни». / Экология и жизнь. № 5. — 2001. — С.40−41.
  158. М. Д., Зырянов А. И. Ресурсный уровень территориальных социально-экономических систем // География и природные ресурсы. Новосибирск. № 4, 2005. С. 53−59.
  159. Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития. Материалы Междун. форума 20−24 сент. 2004 г.: В 2 т. Т.2. -Брянск: Клинцовская гор. тип. — 2004. 400 с.
  160. Эколого-экономические районы (теоретико-методологический аспекты развития). Под ред. М. Д. Шарыгина. Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 1999.-357 с.
  161. Экономическое и социальное положение Карачаево-Черкесской республики. Стат. сборник. Черкесск. 2005.
  162. А. Е. Экологическое обеспечение региональных программ социально-экономического развития // Проблемы социально-экономического развития региона в условиях экономической реформы. Чебоксары, 1996.
  163. Ayres R. U. Statistical measure of unsustainability // Ecological Economics. Vol. 16, No. 3, March 1996, — P. 239−255.
  164. David Reid. Sustainable development, London 1996.
  165. Evidence of a New Environmentalism, Oxford Commission on Sustainable Consumption. Document OCSC2.1 Oxford Centre for the Environment Ethics & Society. Mansfield College. 2000.
  166. Gareth R. Jones, Jennifer M. George, Charles W. L. Hill Contemporary management. 2000.
  167. Globalization and economic convergence: An assessment. Geneva, 1998.
  168. Indicators of sustainable development Framework and Methodologies. United Nations, New York, 1996. p. 13.
  169. James Robertson. Transforming economic life, Bristol, UK 1999.
  170. Laszlo Zsolnai. Business, Ecology and Ethics, Reader for the Summer Course at the Central European University. Hungary, 2000.
  171. Sustainable Development and Ecological modernization- National Capacity for Rigorous Environmental Reform. Document OCSC2.1 Oxford Centre for the Environment Ethics & Society. Mansfield College. 2000.
  172. Taking Nature into Account. A Report in the Club of Rome. New York, 1995.
  173. The Economics of Sustainable development, OECD. Paris, May 1992, p. 7.
  174. The World Bank 1998. World Development Indicators. Performance and prospects, 1997−2000.
  175. Trade and Development report, 2002. United Nations. New York and Geneva, 2002.
  176. Hart Environmental Data (US local Indicators), http ://ww w. ourworld. c ompu serve. com.
  177. Indicators of Sustainable Development http:/www.un.org/esa/sustdev/isd.htm.
  178. World economic and Social Survey http:/www. Un.org/esa/analysis/wess.htm.
Заполнить форму текущей работой