Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Общественное мнение в практике корпоративного управления в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другой общественной организацией, занимающейся проблемой корпоративного управления, является Аналитический центр «Эксперт», который совместно с West Bridge Consulting с 2002 года стал проводить анализ деловой практики российских компаний и опрос инвесторов в Москве, Лондоне, Нью-Йорке. Итогом этих исследований являются опубликованные доклады на тему «Предпринимательская этика и корпоративное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Практика корпоративного управления в России
    • 1. Понятие и основные модели корпоративного управления
    • 2. Зарождение корпоративного управления в России
    • 3. Особенности формирующейся российской модели корпоративного управления
  • Глава 2. Роль общественного мнения в практике корпоративного управления в России
    • 1. Функции общественного мнения в корпоративном управлении
    • 2. Субъекты общественного мнения в корпоративном пространстве: коммуникационные стратегии

Общественное мнение в практике корпоративного управления в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Продолжающийся процесс становления корпоративного сектора российской экономики во многом предопределяет характер и особенности социального развития и страны в целом, и отдельных ее регионов. Тема корпоративного управления сейчас находится на острие социальных дискуссий и вбирает в себя большинство проблем, с которыми сталкивается российское общество во взаимоотношениях с бизнесом: проблемы недоверия и управленческих дефектов, проблемы информационной закрытости и финансовой непрозрачности российских компаний, проблемы социальной ответственности корпораций и отсутствия эффективных механизмов, обеспечивающих защиту прав инвесторов, потребителей, сотрудников, населения и других участников корпоративных отношений.

Наиболее значимы проблемы, существующие во взаимоотношениях между собственниками компаний, менеджерами, работниками и обществом. На начальной стадии рыночных реформ в России собственники и менеджеры были объединены в одном лице, а об обществе как о полноценном участнике корпоративных отношений никто и не задумывался. Сегодня все больше корпораций нанимают консалтинговые агентства именно для того, чтобы построить эффективные взаимоотношения со всеми участниками этого процесса.

С каждым днем конкурентная борьба между крупными российскими корпорациями обостряется, и на первый план выходят уникальные конкурентные преимущества компаний, среди которых все большее значение приобретает общественная поддержка. В связи с этим интерес к изучению общественного мнения в системе корпоративного управления актуален с двух позиций: с одной стороны, эффективные коммуникации с субъектами общественного мнения гарантируют дополнительные конкурентные преимущества, с другой стороны, участие общества в формировании модели корпоративного управления означает возможность предусмотреть в этой модели социальные интересы общества и тем самым способствовать стабилизации российского бизнеса и общества в целом.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется следующими факторами: социальной значимостью корпоративного управления и заинтересованностью российского общества в создании оптимальной модели корпоративного управленияусложнившейся конкурентной ситуацией на внутреннем рынке России и увеличивающейся потребностью современных компаний в создании новых конкурентных преимуществувеличением количества российских компаний, которые присутствуют на международном рынке и вынуждены следовать международным требованиям к корпоративному управлениюпоявлением исторического шанса обеспечить единство интересов общества и крупного бизнеса через построение оптимальной для российского общества модели корпоративного управленияформированием запроса со стороны корпораций на научно обоснованные рекомендации в области построения эффективного взаимодействия с общественными группаминедостатком теоретической и эмпирической базы в области корпоративного управления.

Степень разработанности проблемы. Проблема корпоративного управления является новой для российского научного сообщества. Впервые интерес к проблемам корпоративного управления возник в середине 90-х гг., по завершении массовой приватизации. Опираясь на зарубежные разработки в этой области (Ансофф И., Котлер Ф., Грейсон Дж.К.мл., О. Делл К., Друкер П., Мерсер Д., Меснард М., Мак-Доналд М., Ламбен Ж. и др.), российские исследователи стали предпринимать попытки сформулировать собственное понимание сущности, форм, организационных принципов, структуры, моделей, функций корпоративного управления, дать определение этого феномена, выявить специфику существующих моделей корпоративного управления (Ляпунов С., Шило П., Кочанов П., Делягин М. Г., Зайцев А. и др.).

Развитие корпоративного управления происходит достаточно быстро, но до сих пор не сложилось его общепринятое определение, не разработанными остаются многие его содержательные, методологические, методические и организационные аспекты. Так как потребность научных исследований корпоративного управления продиктована корпорациями, а некоторые исследователи одновременно являются и успешными практиками, внедряющими свои идеи в российских компаниях (Кукура С.П., Перегудов С. П. и др.), развитие этой проблематики осуществляется комплексно — в теории и практике управления. Проблема корпоративного управления исследуется и специалистами в области управленческого консалтинга (Верховин В.И., Щербина В. В., Пригожин А. И., Посадский А. П., Хайниш C.B., Дудченко B.C., Котляревский Ю. Л., Иванов М. А., Шустерман Д. М., Красовский Ю. Д. и др.). Активно это исследовательское направление развивается в Высшей школе экономики (Долгопятова Т.Г., Розинский И. А., Крюков В. А., Васильев Д. В. и др.), однако подход этих исследователей ограничивается в большей мере изучением экономического аспекта корпоративного управления.

Довольно много теоретических изысканий российских и западных исследователей в области корпоративного управления публикуется в периодических публицистических изданиях (Страхова Л.П., Бартенев А. Е., Новоселов А., Федюкин И., Баранов Г., Татаринов Д., Шмаров А., Глинкин И., Зонненфелд Дж., Перцова Н., Сливоцки Э. и др.), которые, однако, не дают обобщенных представлений о проблеме.

Проблема корпоративного управления в России изучается и на государственном уровне с целью создания законодательной базы для развития этого института. Отдельно необходимо упомянуть вклад Федеральной комиссии по ценным бумагам России, которая стала «первооткрывателем» проблематики корпоративного управления и которая придала ей общегосударственный масштаб как влияющей на состояние инвестиционного климата в стране и на перспективы развития российского общества в целом.

С целью улучшения корпоративного управления в России в 2000 году был создан Институт корпоративного права и управления. Основными направлениями деятельности Института являются экспертный анализ качества корпоративного управления крупнейших российских компанийрейтинговая оценка компаний в соответствии с практикой корпоративного управленияконсультирование российских и зарубежных инвесторов и компаний по различным аспектам корпоративного управления. Образцом корпоративного управления в России, в соответствии с рейтинговой оценкой Института, на сегодняшний день является компания ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн GSM»), которой уже несколько лет подряд присваивается наивысший балл. В настоящей работе приведено много примеров из управленческой практики именно этой компании.

Другой общественной организацией, занимающейся проблемой корпоративного управления, является Аналитический центр «Эксперт», который совместно с West Bridge Consulting с 2002 года стал проводить анализ деловой практики российских компаний и опрос инвесторов в Москве, Лондоне, Нью-Йорке. Итогом этих исследований являются опубликованные доклады на тему «Предпринимательская этика и корпоративное управление в России: события, мнения инвесторов». И уже в 2003 году «Эксперт», понимая возрастающую значимость социального вопроса в корпоративной практике, обнародовал результаты исследования «Корпорация, социальная ответственность и местные власти. Модели эффективного сотрудничества». Кроме того, в последние два-три года проблема корпоративного управления стала объектом обсуждения на различных конференциях и семинарах.

Проблематика общественного мнения в контексте корпоративного управления практически не изучена. Исходной методологической основой такого изучения, несомненно, остаются классические работы У. Липпмана, П. Бурдье, Дж. Цаллера, Э. Ноэль-Нойманн и ряда других зарубежных исследователей. Среди отечественных исследователей такой основой являются работы А. К. Уледова, Б. А. Грушина, Ю. А. Левады, В. С. Коробейникова, М. К. Горшкова, Г. Г. Дилигенского, Д. П. Гавры, Г. И. Вайнштейна, А. Левинсона, И. М. Клямкина, Б. В. Дубина, Л. А. Седова, Л. Д. Гудкова, С. А. Белановского, С. В. Туманова, В. А. Мансурова, Е. С. Петренко, Л. Г. Судас и др.

Способы и возможности использования ресурсов общественного мнения в бизнесе анализировались зарубежными исследователями. Проблемы ослабления социальных связей в связи с утверждением рыночных отношений и манипулирования информацией корпорациями в целях формирования дополнительных потребностей исследуются в работах Х. Ортега-и-Гассета, Т. Элиота, Ф. Ливиса и Дж. Сибрука и др. Ценный вклад в изучение вопроса, в том числе в части анализа роли информации и информационных технологий, влияния рыночных критериев и корпоративного капитализма, изучения функции СМИ в формировании общественного мнения по отношению к бизнесу, внесли Г. Шиллер, Дж Хабермас., Фр. Уэбстер, Р. Тэдлоу, П. Скэннелл, Д. Кардифф, Д. Каррен и др. Определенный интерес для данной работы могут представлять маркетинговые исследования (Черчилль Г. А., Гембл П., Стоун М., Вудлок Н., Дихтль Е., Хершген X., Дойль П., Браверман A.A., Голубкова E.H., Терещенко В. М. и др.), которые, однако, не дают полного представления о состоянии общественного мнения и возможностей его использования в корпоративном управлении, поскольку ограничиваются исследованиями поведения потребителей.

Цель исследования — выявить роль общественного мнения в оптимизации формирующейся в России модели корпоративного управления.

Задачи исследования: выявить особенности корпоративного управления как специфического направления управленческой деятельностипроанализировать существующие модели корпоративного управлениявыявить социальную специфику российского корпоративного управлениявыявить позитивные и негативные тенденции развития корпоративного управления в российском обществеобосновать возможность создания оптимальной модели корпоративного управления и ее дальнейшего развития исходя из структуры социальных интересов, характерных для Россииопределить ресурсы общественного мнения в оптимизации российской модели корпоративного управления.

Объектом исследования является формирующаяся модель российского корпоративного управления, ориентирующая крупные российские компании на согласование интересов всех заинтересованных социальных групп — инвесторов, менеджеров, государства, населения, сотрудников, общества в целом.

Предметом исследования выступают ресурсы общественного мнения, которые могут быть использованы для оптимизации формирующейся российской модели корпоративного управления.

Теоретико-методологической базой исследования являются основные принципы теорий менеджмента, стратегического управления, маркетинга, разработки в области социологии управления, социологии общественного мнения, теории информационного общества, а также институциональный подход и принципы системного анализа.

В качестве методической базы исследования выступают методы качественного анализа, экспертный опрос и глубинное интервью, анализ документов, а также методы теоретического моделирования. Практика формализованных опросов по интересующей проблеме пока мало результативна.

Эмпирическую базу диссертации составили: внутренние корпоративные документы крупнейших российских компанийрезультаты исследований, проведенных различными общественными и коммерческими организациямиматериалы научно-практических конференций и семинаров по проблемам корпоративного управленияэкспертные развивающие интервью, проведенные автором среди топменеджеров ведущих российских корпораций, внедряющих корпоративное управление.

Научная новизна работы заключается в том, что проблема корпоративного управления впервые рассматривается в социологическом ключе — с позиции целенаправленного формирования доверия общества к корпоративному сектору, которое было практически утеряно в процессе реформ и массовой приватизации, решения, помимо привлечения инвестиций, целого комплекса актуальных управленческих проблем, которые имеют социальное значение для российского общества. Основная цель корпоративного управления сегодня — социальная стабилизация общества через согласование интересов всех заинтересованных сторон.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. на основе представлений теоретиков и практиков сформулировано понимание природы корпоративного управления, определена его социальная сущность;

2. корпоративное управление рассматривается с социологических позиций;

3. обоснованы основные модели корпоративного управления и возможности их использования в практике формирования российской модели корпоративного управления;

4. проанализированы факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на формирование корпоративного управления в России;

5. выявлены специфические особенности российской модели корпоративного управления;

6. показан внутренне противоречивый характер формирующейся модели корпоративного управления, позитивные и негативные тенденции ее динамики;

7. обоснована актуальность и необходимость использования общественного мнения и его ресурсов для построения оптимальной для российского общества модели корпоративного управления;

8. предложены оптимальные формы построения эффективных коммуникаций с субъектами общественного мнения в корпоративном пространстве.

Практическая ценность заключается в возможности использовать идеи и выводы настоящего исследования, проанализированный в ней опыт корпораций — лидеров с области корпоративной управленческой практики при внедрении принципов корпоративного управления в различных российских компаниях, при построении эффективных коммуникаций с общественными группами, включенными в корпоративные отношения. Результаты диссертации позволяют определить направления, в которых нужно продолжать научные изыскания, и проблемные зоны, которые требует специальных научных разработок. Полученные выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшего исследования данной проблемы. Работа может представлять теоретический и практический интерес для преподавателей вузов в рамках обучения дисциплинам: «Социология управления», «Менеджмент», «Экономическая социология», «Стратегическое управление», «Связи с общественностью».

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре социологии управления факультета государственного управления МГУ им М. В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Апробация полученных в процессе исследования результатов осуществлялась в выступлениях автора на научно-практических конференциях ИНИОН РАН: «Россия: общество — экономика — место в современном мире» (октябрь 2002) и «Россия: тенденции и перспективы развития» (декабрь 2002), на Ломоносовских чтениях в МГУ им. М. В. Ломоносова (апрель 2002). Основные положения диссертации отражены в 5 научных публикациях автора общим объемом 3 п.л.

Проблематика, заявленная в диссертации, обсуждалась в ходе проведения авторского исследования с менеджерами, внедряющими принципы и положения корпоративного управления в крупнейших российских компаниях. Итоги исследования выносились на обсуждение с участием автора на отраслевые конференции и семинары: «Обязательства ОАО „ЛУКОЙЛ“, связанные с листингом ценных бумаг на Лондонской Фондовой Бирже» (Москва, сентябрь 2003), «Российская конференции по технологиям нефтехимии» (Москва, сентябрь 2003), «The Baltic PR Weekend» (Санкт-Петербург, сентябрь 2004), «4pR: Government, Investors, Media and Leadership Relations» (Москва, сентябрь 2004).

Выводы исследования внедрены автором в практику компаний, занимающих ведущее положение в своей отрасли: ОАО «ВымплеКом», ОАО «СИТИ», ЗАО «ЛУКОЙЛ-Нефтехим».

Положения, выносимые на защиту. В соответствии с определенными целями и задачами диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения.

1. Корпоративное управление — новое явление для российского общества. Оно направлено на достижение оптимального согласования интересов основных социальных субъектов корпоративных отношений и регулирует распределение прав и обязанностей между ними.

Корпоративное управление формируется на основе представлений о легитимных моделях поведения, является следствием господствующих в обществе ценностей и в свою очередь определяет состояние общества в целом. Таким образом, общество является полноценным участником корпоративных отношений.

2. В мире существует несколько моделей корпоративного управления, каждая из которых имеет свои специфические социальные особенности. Для того, чтобы в России была сформирована оптимальная для нашего общества модель корпоративного управления, недостаточно опираться только на принципы, диктуемые англосаксонской моделью, предложенной российским корпорациям в качестве ориентира. Необходимо учитывать собственные традиции, идеологию, менталитет, деловую практику, национальные условия социально-экономического развития, специфическую структуру социальных интересов. В частности, необходимо учитывать и характерные для России глубокие взаимные социальные обязательства государства и населения, руководства предприятия и трудового коллектива.

3. Зарождение корпоративного управления в России неразрывно связано с особенностями становления российского бизнеса, повлиявшими на формирующуюся модель корпоративного управления: переход от монопольно-авторитарного директивного министерского управления к управлению через организацию акционерных обществ, формы и итоги массовой приватизации, специфическая стартовая структура корпоративной собственности, совмещение функций менеджера и собственника в одном лице и т. п.

4. Результатом воздействия этих факторов стало возникновение комплекса социальных проблем, негативно сказывающихся на эффективности формирующейся модели корпоративного управления: информационная закрытость и финансовая непрозрачность российских компаний, незащищенные права инвесторов, неподконтрольные полномочия менеджмента, не проработанная законодательная база, отсутствие социальной ответственности корпораций, незащищенные права работников, негативная репутация компаний, отсутствие доверия со стороны населения.

5. Эффективные двусторонние коммуникации с субъектами общественного мнения позволяют отдельно взятой компании улучшать корпоративное управление. Диалог с различными субъектами корпоративных отношений — государством, инвесторами, населением, партнерами, бизнес — сообществом, СМИ и сотрудниками — способен существенно повлиять на успех корпоративных стратегий.

6. Ситуация, сложившаяся сегодня в российском обществе, дает возможность общественному мнению эффективно влиять на формирование устойчивой модели корпоративного управления как механизма институцализации взаимоотношений основных субъектов. Эта модель под воздействием общественного мнения должна строиться, исходя из специфической структуры социальных интересов, характерной именно для российского общества, что позволит создать действительно устойчивую модель корпоративного управления, позитивно влияющую как на инвестиционный климат, так и на перспективы социально-экономического развития страны в целом.

Заключение

.

Корпоративное управление — новое явление российского общества и является специфическим направлением управленческой деятельности, которое поднимает для обсуждения социологами, экономистами, менеджерами целый комплекс управленческих и социальных проблем. К их решению необходимо подходить, внимательно анализируя опыт других стран и в полной мере учитывая национальные особенности России. Формирующаяся российская модель корпоративного управления обладает значительной социальной спецификой и в своем становлении и развитии должна опираться на структуру социальных интересов, характерных именно для России. Ни одна из существующих национальных моделей корпоративного управления целиком не может быть перенесена на российскую почву.

Общественное мнение в современной России обладает ресурсами, позволяющими повлиять на создание устойчивой и эффективной модели корпоративного управления.

Двусторонние долгосрочные коммуникации с субъектами корпоративных отношений позволяют корпорациям повысить эффективность своей деятельности, стимулировать привлечение инвестиций и гарантировать себе новые конкурентные преимущества. С инициативой использовать ресурсы общественного мнения для оптимизации корпоративных стратегий, а не в целях манипулирования, выступают сами компании.

Стратегии российских корпораций во взаимоотношениях с субъектами общественного мнения должны строиться на социально ответственной платформе, а не просто на возможности манипулирования общественным мнением. В этом состоит социальный приоритет корпоративного управления, способного стать основой формирования в России устойчивой модели корпоративного управления. Корпорации стремятся не просто использовать общественное мнение, но и оказывать на него социально полезное воздействие.

Таким образом, в настоящее время складываются новые возможности использования общественного мнения в интересах общества. Ведь модель корпоративного управления — это отражение модели общества. При этом общество должно стать активным и полноправным участником корпоративных отношений.

Социологическое исследование корпоративного управления имеет особо важное значение, поскольку именно крупные корпорации определяют как облик страны в мировом социально-экономическом пространстве, так и основные направления ее развития.

Российские корпорации заинтересованы в получении научно обоснованных рекомендаций в области построения эффективных взаимоотношений с социальными группами на долгосрочной основе. Общественная поддержка как новое конкурентное преимущество приобретает все большее значение для корпоративного сектора.

Корпоративное управление — проблема общегосударственного и общесоциального масштаба. Через устойчивую систему корпоративного управления, опирающуюся на доверие общества и на согласованные отношения всех заинтересованных сторон, можно обеспечить социальную стабилизацию и устойчивое развитие не только российской экономики, но и общества в целом.

Процесс становления российской модели корпоративного управления продолжается. В связи с этим важно, чтобы социологическая наука отслеживала динамику этого процесса и вносила необходимые коррективы в целях оптимизации формирующейся в России модели корпоративного управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Новая корпоративная стратегия. Спб.: Питер, 1999
  2. И. Стратегическое управление в корпорациях. М.: Экономика, 1989
  3. Г. Самые доходные места // Коммерсантъ — первый рейтинг, № 01 (02). М., 2004
  4. Е.М. Социология управления. Мн.: ТетраСистем, 2000
  5. С.А. Метод фокус-групп. М.: Николло-Медиа, 2001
  6. С.А. Глубокое интервью. М.: Николло-Медиа, 2001
  7. A.A. Маркетинг в российской экономике переходного периода. Методология и практика. М.: Экономика, 1997
  8. П. Социология политики. М., 1993
  9. П. Дух государства // Поэтика и политика. S/A'98. Альманах Российско-французского центра социологии и философии. М.: Институт экспериментальной социологии. Спб.: Алетейя, 199. С. 125−166
  10. Ю.Вайнштейн Г. И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. М., 1990
  11. П.Вайншток С. М. Организационно-управленческие процессы в нефтяной промышленности // Социальные исследования. № 7 (219), М.: РАН, Наука, 2002
  12. А.Б. Пиар крупных российских корпораций. 2-е изд. М.:. ГУ ВШЭ, 2002
  13. Д.В. Корпоративное управление в России: есть ли шанс для улучшений? // Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России: В 2-х кн. Отв. ред.Е.ГДдин. М.:ГУ ВШЭ, 2001 г.
  14. Н.Васильева Н., Иванова Д., Максименко А. Куда пойти работать? // Карьера, № 6, М., 23.07.2004
  15. В. И. Зубков В.И. Экономическая социология. М.: РУДН, 2002
  16. А. Единоначалие, бюрократия и самодурство // Ведомости, № 55 (1095). М, 01.04.2004
  17. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2000
  18. С. КБ «Импульс» отдаст лицензии // Ведомости № 89, М., 27.05.2004
  19. Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт. Спб., 1995
  20. Т.П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2001
  21. П., Стоун М., Вудлок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. М.: ФАИР Пресс, 2002
  22. A.A. Курс лекций «корпоративное право и управление» в схемах. М.: Центр деловой информации, 2002
  23. E.H. Маркетинговые коммуникации. М.: Финпресс, 2000
  24. М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000
  25. Дж.мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991
  26. .А. Есть ли у нас общественное мнение? // Новое время, М., 1988, № 30
  27. .А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967
  28. .А. Логические принципы исследования массового сознания Вопросы философии, М., 1970, № 7−8
  29. .А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. В 4 книгах. М.: Прогресс-Традиция, 2001
  30. JI., Дубин Б. Конец харизматической эпохи // Свободная мысль, 1993, № 5
  31. С., Горбань М., Юдаева К. Россия в ВТО: мифы и реальность // Россия между вчера и завтра. Книга первая. Экспертные разработки. Под общей редакцией В. В. Преображенского и Д. В. Драгунского М., ФГУП «ПИК ВИНИТИ», 2003
  32. М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2003
  33. Г. Г. Дружить с Америкой? // Десять лет социологических наблюдений. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003
  34. Г. Г. Пути российских реформ Президента В.Путина (апрель 2001) // Десять лет социологических наблюдений. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003
  35. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1995.
  36. П. Маркетинговое-менеджмент и стратегии. СПб.: Питер, 2002
  37. Т.Г. и др. Неформальный сектор в российской экономике. -М., 1999
  38. Т.Г. Модели и механизмы корпоративного контроля в российской промышленности // Предприятия России: корпоративное управление и рыночные сделки. М.: ГУ ВШЭ, 2002
  39. П. Эффективное управление. М.:АСТ, 2004
  40. Друкер Питер Ф. Управление, анцеленное на результат. М.: Технол.шк.бизнеса, 1992
  41. B.C. Абсолютный консультант, или секреты успешного консультирования. М.: Кватро-Принт, 2004
  42. А. 11 сентября 2002 года в Нью-Йорке: сокрушение Японии, возвышение Китая // Геополитика, № 4, М., 2002
  43. Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. Учебное пособие. М.: Дело, 200 445.3онненфелд Дж. Что делает совет директоров успешным // Harvard Business Review, июнь. М., 2004
  44. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2004
  45. М.А., Шустерман Д. М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004
  46. Классика маркетинга: Сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг / Сост. Энис Б. М. и др. СПб.: Питер, 2001
  47. И.М., Лапкин В. В., Пантин В. И. Политический курс Ельцина: предварительные итоги// Политические исследования. № 3. М., 1994
  48. В. С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М., 1981
  49. Г. В., Воронкова А. Э. Корпоративное управление. М.: Либра, 2004
  50. Ю.Л. Управленческое консультирование в России. Р-н-Д., 2004
  51. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. Как создать, завоевать и удержать рынок. М.: ACT, 2000.
  52. Ф. Маркетинг менеджмент. 10-е изд. СПб.: Питер Ком, 2000
  53. П. Отсутствие утвердившейся модели корпоративного управления препятствие институционализации кредитного риска в России // Кредит Russia, № 23 (26), декабрь, М. 2000
  54. А.И. Социология: общий курс: Учебное пособие для вузов. -М.: ПЕР СЭ- Логос, 2000
  55. Р.С. Корпоративное управление: обеспечение и защита права акционеров на информацию (российский и англо-американский опыт). М. Спарк, 2003
  56. Ю.Д. Организационное поведение. М.: Юнити-Дана, 2003
  57. С.П. Теория корпоративного управления. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004
  58. . Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. Спб.: Наука, 1996
  59. Ю.А. Есть мнение! М.Прогресс, 1990
  60. Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 19 932 000 М.: Московская школа политических исследований, 2000
  61. С.Е., Корсакова М. И. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка М.: Ассоциация менеджеров, 2003
  62. У. Общественное мнение. М.: Институт фонда «общественное мнение», 2004
  63. С .Я. Ландсман А. Я. Корпоративное управление техническим перевооружением фирм. М.: Высшая школа, 2003
  64. С. О некоторых вопросах корпоративного управления в России // Проблемы теории и практики управления. 2001, № 6
  65. Мак Доналд М. Стратегическое планирование маркетинга. — СПб.: Питер, 2000
  66. В., Петренко Е. Изучение общественного мнения // Социология в России. Под редакцией В. А. Ядова. 1998
  67. С.А. Корпоративное управление: опыт и проблемы. М.: Финстатинформ, 2003
  68. В.Е. Системное корпоративное управление. Учебное пособие. М.: Сирин, 2003
  69. Международный менеджмент: Организация и стратегия. Современные технологии. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2000
  70. Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. М.: Прогресс, 1991
  71. А.Г. Современные тенденции становления информационного общества // Россия и современный мир. М.: ИНИОН РАН, 2001, № 2 (31) с.54
  72. А. Прозрачные надежды// Коммерсантъ Деньги, № 033, М. 25.08.2003
  73. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: открытие спирали молчания. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1996.
  74. A.C. Глобальное политическое прогнозирование. М.-.Алгоритм, 2002
  75. Я. Олигархи: экономическая хроника. 1992−2000. М.: ГУ ВШЭ, 2000
  76. В.Г., Белоусова C.B., Белоусов A.M. Корпоративное управление в непроизводственной сфере: учебное пособие для студентов экономических специальностей. Херсон: ОЛДИ-плюс, 2003
  77. М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000
  78. А.П., Хайниш C.B. Консультационные услуги в России. М.: Финстатинформ, 1995
  79. С.П. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М.: Наука, 2003
  80. С.П. Крупная российская корпорация как социально-политический институт. М.: Наука, 2000
  81. С.П., Лапина Н. Ю., Семененко И. С. Группы интересов и российское государство, М.: Наука, 1999
  82. Н. Фабрики безумных идей // Секрет фирмы, № 09 (48), М., 0914.03.2004
  83. С.А. Стратегическое управление. Модульная программа для менеджеров. Вып.4. СПб.: Питер, 2000
  84. А.И. Методы развития организаций, М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003.
  85. А. Рынок и демократия. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. М., 1999
  86. А. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. М.: ИЭПП, 1999
  87. И.А. Механизмы получения доходов и корпоративное управление в российской экономике // Предприятия России: корпоративное управление и рыночные сделки. М.: ГУ ВШЭ, 2002
  88. Э. Стратегия и структура// Революционные идеи 2004 года. Harvard Business Review, июнь, М., 2004
  89. Социальное управление в эпоху пост-модерна. Материалы научной конференции (Москва, 8−9 февраля 1999). Под ред. В. П. Култыгина, Д. С. Клементьева. М.: Университетский гуманитарный лицей, 1999
  90. Дж. Глобализация: тревожные тенденции // Пер. с англ. и примеч. Г. Г. Пирогова. -М.: Мысль, 2003
  91. Л.П., Бартенев А. Е. Корпоративные образования в современной экономике// Менеджмент в России и за рубежом. № 6, М. 2000
  92. Л.Г. Социология общественного мнения // Социально-политический журнал, № 1, М. 1995
  93. Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. М., 1996
  94. Л.Г. Общественное мнение: российский дискурс // Социально-гуманитарные знания, 2001, № 6
  95. JI.Г. Общественное мнение: альтернативы для России // Личность. Культура. Общество. 2002, № 3−4
  96. Л.Г., Юрасова М. В. Маркетинговые исследования в социальной сфере. М.: ИНФРА-М, 2004
  97. Д. По большому счету // Коммерсантъ первый рейтинг, № 1 (02), М. 2004
  98. В.М. Маркетинг: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2001
  99. Т. Семенова М. Депозит доверия// Секрет фирмы, № 07 (46), М. 24−29.02.2004
  100. C.B. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение. Опыт интегративного анализа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000
  101. А.К. Структура общественного сознания М., 1968
  102. Ф. Теории информационного общества. Пер. с англ. М. В. Арапова, Н.В. Малыхиной- Под ред. Е. Л. Вартановой М.: Аспект Пресс, 2004
  103. Управленческое консультирование. Под ред. М. Кубра 1−2 том М., 1992.
  104. И. Корпорации-правозащитники // Ведомости, № 144, М., 14.08.2003.
  105. Г. А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер. 2000.
  106. П. Делать мнение: новая политическая игра. М.: Socio -Logos, 1993
  107. В.В. Социальные теории организации. М., 2000
  108. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993
  109. Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. Спб.: Питер, 2003
  110. А., Глинкин И. Дозрели // Эксперт. № 11 (412), М. 22−28.03.2004
  111. П. Корпоративное управление мода или осознанная необходимость? // Top-Manager № 3 (25), М., 2003
  112. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень, М.:ВЦИОМ, 1994, № 3
  113. В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Академкнига, 2003
  114. Boggs С. The End of Politics: Corporate Power and the Decline of the Public Sphere, New York: Guilford, 2000
  115. Coase R.H. The Problem of Social Cost // Journal of Low and Economics 3, 1960
  116. Curran J., Crisis of Public Communication: a reappraisal. Routledge, 1998
  117. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Translated by Thomas Burger with the assistance of Frederick Lawrence. Cambridge: Polity, 1989
  118. Jouce P., Woods A. Strategic management: a fresh approach to development skills, knowledge and creativity. Glasgow, 2001
  119. Mesnard M., Institutional complementary and corporate governance: a reassessment of the Russian transition failure // Paper presented at ISNIE Conferences, Tubingen, Germany, September 2000
  120. Schiller, Herbert I. Who Knows: Information in the Age of 500. Norwood, NJ: Ablex. 1981
  121. Schiller, Herbert I. The Communications Revolution: Who Benefits? Media Development, (4), 1983
  122. Schiller, Herbert I. The World Crisis and the New Information Technologies. Columbia Journal of World Business. 18 (1) spring, 1983b
  123. Schiller, Herbert I., Culture Inc.: The Corporate Takeover of Public Espression, New York: Oxford University Press. 1989
  124. Schiller, Herbert I. Public Information Goes Corporate. Library Journal. 1 October, 1991
  125. Scannell, Paddy. Public Service Broadcasting and Modern Public Life. Media, Culture and Society, 11, 1989
  126. Scannell, Paddy, Cardiff, David. A Social History of British Broadcasting/ Oxford: Blackwell, 1991
Заполнить форму текущей работой