Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Массовое сознание — является одной из наиболее инерционных сфер жизнедеятельности социума. Тем не менее, периоды резких, революционных преобразований, как правило, сопровождаются существенными изменениями в массовом сознании, замещением одних ценностных доминант другими. Кроме того, сегодня уже не вызывает сомнений, что радикальные изменения в экономике, политике, системе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Брачные отношения как механизм достижения социальной идентичности личности
    • 1. 1. Социальная и личностная идентичность: взаимосвязи и механизмы формирования
    • 1. 2. Ценностные ориентации и их роль в становлении социальной идентичности на различных этапах социальной идентификации
    • 1. 3. Разрешение внутреннего конфликта на этапе вступления в брачные отношения — как необходимое условие социального развития личности
    • 1. 4. Теоретический анализ исследований в области одиночества в отечественной и зарубежной науке
  • Выводы к первой главе
  • Глава 2. Критерии успешности социальной идентичности при вступлении в брачные отношения
    • 2. 1. Характеристика исследуемых лиц и организация исследования
    • 2. 2. Особенности ценностных ориентаций клиентов службы знакомств
    • 2. 3. Особенности ценностных ориентаций представителей контрольной выборки
    • 2. 3. Сравнительные особенности самооценки представителей обеих групп респондентов
  • Выводы ко второй главе

Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Массовое сознание — является одной из наиболее инерционных сфер жизнедеятельности социума. Тем не менее, периоды резких, революционных преобразований, как правило, сопровождаются существенными изменениями в массовом сознании, замещением одних ценностных доминант другими. Кроме того, сегодня уже не вызывает сомнений, что радикальные изменения в экономике, политике, системе государственного управления нуждаются в ценностном обосновании (санкционировании), что система ценностей, формирующая основу мировоззрения людей, может выступать и как фактор, ускоряющий развитие, и как трудно преодолимый барьер на пути такого развития. Институциональные преобразования становятся действительно необратимыми только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в системе ценностей, на которые это общество ориентируется. Поэтому сдвиги в мировоззрении населения служат значимым индикатором реальности общественной трансформации в целом. Анализ таких сдвигов может позволить глубже понять причины успехов и неудач в происходящих в России институциональных преобразованиях, а также оценить эффективность самой трансформации российского общества.

В нынешней России семья остается одной из немногих традиционных ценностей, по поводу которой в обществе существует практически полный консенсус.

Будучи сторонниками традиционных семейных ценностей, большинство россиян не видят альтернативы браку как форме взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Таким образом, представления россиян о семейном благополучии в целом довольно традиционны. Обращает на себя внимание лишь повышенное значение, придаваемое материальным факторам («хороший доход», «хорошие жилищные условия»), что, безусловно, связано с низким жизненным уровнем в стране. В то же время малое значение для семейного благополучия таких факторов, как религиозные убеждения и политические пристрастия, свидетельствует, скорее, не о терпимости россиян, а о небольшой роли религии и политики в их жизни.

Несмотря на приоритет семейных ценностей, большое количество россиян остаются одинокими. Сегодня число разводов достигает 1/3 от заключенных браков, а по некоторым данным, разводящихся больше, чем вступающих в брак. Несмотря на доводы медицины, психологии, педагогики и других наук о тех опасных последствиях, которые нередко имеет одиночество, угрожающе растет количество людей, не состоящих в браке. Преобладание среди одиноких людей лиц в расцвете физических и духовных сил (25−45 лет) отрицательным образом сказывается на различных сторонах жизни общества.

Одиночество является, одновременно, социальной и психологической проблемой. Существует довольно большое количество людей, не состоящих в браке и тяготящихся одиночеством. Теоретические исследования одиночества нередко носят противоречивый характер, а эмпирических исследований, проведенных на больших выборках, явно недостаточно для объяснения причин одиночества и поисков путей его преодоления. В связи с этим, повышается актуальность данного исследования.

Таким образом, актуальность диссертационной темы обусловлена, с одной стороны, колоссальными изменениями, которые испытывает российская семья — историческое образование, оказывающее влияние на все сферы общественной жизни. Семья есть важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей.

С другой стороны, общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. В связи с этим, актуальность исследования ценностных ориентаций мужчин и женщин, стремящихся создать семью, резко возрастает.

Анализ работ отечественных и зарубежных ученых показал, что определению социологических методов, с помощью которых возможно получение точной информации о степени распространенности у населения тех или иных жизненных ориентиров, а также выделению четких аргументированных критериев отбора этих методов уделяется недостаточное внимание. Между тем выявление структуры ценностных ориентациииндивидов является необходимым с точки зрения изучения положения института семьи в современном обществе и поиска путей его укрепления, в частности, с помощью актуализации обществом соответствующих ценностей.

Рассматриваемая проблема актуальна так же, поскольку углубляет представления о ценностных ориентациях как сложных, многокомпонентных, иерархически организованных образованиях, детерминированных, с одной стороны, факторами социализации, с другой стороны — всей системой разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Прохождение различных этапов социальной идентичности, прежде всего, находит свое отражение в тех ценностях, которым отдает предпочтение человек.

Степень научной разработанности проблемы.

Даная работа затрагивает проблемы, связанные с исследованиями по нескольким векторам, которые мы попытались объединить в единое целое: семья и семейные отношения, одиночество, социальная идентичность и ценностные ориентации.

Семья часто рассматривается как социализирующая структура, воспроизводящая человека не только как биологическую единицу, но и как индивида с некоторым набором социальных, культурных, нравственных качеств. Именно поэтому социализирующая функция семьи признается как одна из важнейших и востребованных обществом. Такой подход воспроизводится в современных социологических исследованиях (М.С. Мацковский, С. И. Голод, А. Г. Харчев и др.).

Западные ученые уже не менее столетия исследуют феномен одиночества. (Рабенстейн С., Роджерс К., Слейтер, Рисман Д., Зимбардо П., Р. Вейсс, Сермат Р., Пепло JI. И др.). В настоящее время выделяется восемь теоретических подходов к исследованию этой проблемы: психодинамический, феноменологический, экзистенциально-гуманистический, социологический, теоретико-системный, интеракционистский, когнитивный и интимный.

В последнее время проблема одиночества значительно актуализировалась и в российской гуманитарной науке (Коростылева JI.A., Пузанова Ж. В., Столин В.).

Исследованиям различных аспектов идентичности посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных ученых (социологов, психологов и философов) в рамках основных парадигм символического интеракционизма, когнитивно ориентированной психологии и др. (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, Дж. Мид, .JI. Краппман, X. Тэджфел, Дж. Тернер, Ядов В. А., Налчджян А. А., Антонова И. В., Баранова Т. С., Качанов Ю. Л. и др.).

Изучение ценностей, ценностных ориентаций и ценностного пространства, методов их измерения, факторов, оказывающих влияние на их формирование, возможных последствий преобладания в обществе тех или иных ценностей и ценностных ориентаций относится к ряду важнейших направлений социологии, социальной психологии и философии.

Первыми социологами, затронувшими ценностную проблематику, были Э. Дюркгейм и М. Вебер, которые обосновали необходимость изучения ценностей социологической наукой и внесли важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Однако только в начале нынешнего столетия американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий впервые провели эмпирическое исследование ценностных ориентаций, применив метод анализа документов.

Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х — 70-е годы в США М. Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. «Ценность» М. Рокич определяет как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования» [202, с. 10]. Человеческие ценности он характеризует следующими основными признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Разделить ценности на два класса, терминальные и инструментальные предложил М. Рокич. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремитьсяинструментальные ценности — как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей М. Рокич разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка — терминальных и инструментальных ценностей. Масштабные исследования, проведенные им с помощью этого метода на общенациональной американской выборке, позволили выявить и проанализировать связь декларируемой значимости (ранга) различных ценностей с такими переменными, как пол, возраст, социальное положение, доход, образование, расовая принадлежность, политические убеждения. Результаты исследований других авторов показали связь ценностей с некоторыми личностными особенностями, а также их кросскультурную специфику.

В России была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентаций. Методика М. Рокича уже в 70-е гг. адаптирована А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым в ИСЭП АН СССР [95, с. 10]. В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменен — отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам. Популярности этой методики способствовало и то, что исследование Г. И. Саганенко [136, с. 136−137], сравнивавшей различные стандартизированные методы изучения ценностей, показало, что по надежности и устойчивости прямое ранжирование списков превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой из ценностей и уступает только методу парного сравнения, который технически приемлем лишь для очень небольших списков ценностей. В другом методическом исследовании были выявлены ощутимые недостатки «закрытых» списков (велика доля случайных ответов, подсказанных списком и не выражающих собственных ценностей опрашиваемых). Однако использование «открытых» вопросов имеет не меньше недостатков: ответы относятся и к личным ценностям (любовь), и к абстрактным (мир), и к материальным запросам (квартира). Кроме того, здесь гораздо сильнее влияние таких ситуативных факторов, как, например, пол интервьюера. Таким образом, хотя метод прямого ранжирования методически несовершенен, он не уступает другим методам, реально использующимся при изучении ценностных представлений. Получила известность и диспозиционная концепция личности В. А. Ядова, в которой понятие ценностных ориентаций заняло одно из центральных мест. Именно в понятиях ценностных ориентаций интерпретировались результаты по методике М. Рокича при проведении отечественных исследований.

Перспективный подход к изучению ценностей предложил С. Яловецкий в работе «Структура системы ценностей» [167, с. 1−20]. Главная цель предлагаемого им подхода заключается в раскрытии существующих между ценностями взаимосвязей. В своей работе он анализирует такие понятия как взаимосвязь ценностей (или отсутствие такой взаимосвязи), а также взаимозависимость ценностей, носящая положительный или отрицательный характер.

Проведенные автором исследования доказали существование так называемых «автономных» ценностей, стремление к достижению которых не связано со стремлением достичь другие ценности.

Также автор обращает внимание на то, что признание человеком какой-либо ценности в теории еще не означает ее признания на практике. Нередко случается, что связи между признанием человеком важности определенного типа ценностей никак не отражается на его практической деятельности.

Используемые С. Яловецким понятия: «привлекательность ценности», ее «автономность», «полии моносферичность».

Использовавшиеся методы дают возможность не только воссоздать иерархию ценностей с точки зрения их привлекательности для человека, но и охарактеризовать существующие между ценностями взаимосвязи. Так, в частности, проведенные исследования показали, что высокие места какой-либо ценности в иерархии ценностей, не приводят автоматически к доминированию ее во всех сферах человеческого сознания. И наоборот: ценности, не занимающие первых мест в иерархии ценностей, отличаются высоким уровнем полисферичности.

Необходимо отметить, что в своем исследовании С. Яловецкий подчеркивает, что им обнаружено существование расхождений между воображаемой структурой системы ценностей и структурой ценностей, моделируемой на основе анализа практической деятельности человека.

Более подробно понятия «ценностное пространство» и система ценностных ориентаций исследовались Суриной И. А. в работе «Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство» [147, с. 20 — 50]. Этой системе присущи такие признаки как: цель, иерархия, управление и синергия. Ценностно-ориентационной системе Сурина И. А. дает следующие характеристики: сложность, неустойчивость, интегративность, открытость, изменчивость.

Таким образом, анализу ценностных ориентаций посвящены работы многих ученых. Тем не менее, методология исследования особенностей ценностного пространства мужчин и женщин, собирающихся создать семью, на наш взгляд, не получила достаточного освещения ни в отечественной, ни в зарубежной социологической литературе. Недостаточная разработанность данных вопросов, весьма ограниченное количество соответствующих социологических исследований, необходимость использования опыта отечественных и зарубежных ученых обусловили выбор темы настоящей диссертации, ее объекта, а также цели и задачи.

В данной работе предпринята попытка исследования процесса вступления в брак как одного из этапов социальной идентичности личности. Наше исследование посвящено изучению ценностных ориентаций личности как одному из важнейших показателей взаимодействия личность — общество. Именно после благополучного разрешения внутреннего конфликта «Я — Мы», возникающего на стадии поиска брачного партнера, возможно вступление в брачные отношения, расцениваемое личностью как новый этап своего социального развития.

Объект исследования: мужчины и женщины, желающие вступить в брачные отношения и обратившиеся в службу знакомств.

Предмет исследования: процесс формирования социальной идентичности на различных этапах построения брачных отношений.

Цель работы: выявление зависимости степени успешности социальной идентичности в брачных отношениях от сформированности структуры ценностных ориентаций.

В ходе исследования предстояло решить следующие задачи: а) теоретические задачи:

— рассмотреть идентичность как объект междисциплинарного исследования;

— изучение основных механизмов, противоречия и способы формирования идентичности;

— рассмотреть процесс формирования идентичности как необходимый этап процесса социального развития личности;

— изучение основных направлений в исследованиях проблем одиночества и вступления в брачные отношенияб) практические задачи:

— изучение ценностных ориентаций мужчин и женщин, обратившихся в службу знакомств, и представителей контрольной выборки;

— выявление иерархий ценностных ориентаций клиентов службы знакомств и представителей контрольной выборки;

— определение взаимосвязей внутри иерархий ценностных ориентаций, т. е. определение структуры ценностных ориентаций во всех исследуемых выборках;

— сравнение иерархий и структур ценностных ориентаций успешных и неуспешных клиентов службы знакомств с представителями контрольных выборок;

— определение уровня самооценки у испытуемых во всех исследуемых выборках;

— обобщение полученных результатов и выработка практических рекомендации по совершенствованию работы с клиентами службы знакомств.

Гипотезы исследования:

1. Структура ценностных ориентаций неуспешных клиентов службы знакомств характеризуется декларативностью и слабой дифференцированностью.

2. Преодоление внутреннего конфликта «Я — Мы» происходит на этапе поиска брачного партнера (ситуационная социальная идентичность) с помощью механизма социальной идентификации с семейными ценностями.

3. У мужчины и женщины, состоящих в браке, происходит сближение в иерархиях предпочитаемых ценностей.

Методологическая и эмпирическая база исследования.

Общий объем экспериментальной выборки: 300 человек (мужчины и женщины) в возрасте от 18 до 40 лет, москвичи и жители ближнего Подмосковья.

На разных этапах исследования были использованы методы научного анализа и синтеза, принцип единства логического и исторического, взаимосвязь познавательного и ценностного отношения, конкретно-исторический метод познания. При этом, важное значение имеют многомерность анализа, принцип единства эмпирического и теоретического в постижении сущности и процессов развития явлений, взаимосвязь объекта и субъекта в условиях эволюции.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых теоретических положений разработана экспериментальная процедура, ориентированная на анализ различных компонентов процесса социальной идентификации личности. В нее вошли: методика изучения ценностных ориентаций личности М. Рокича, краткий опросник самооценки и проективная методика «Рисунок несуществующего животного». Используемые методы исследования:

1. Ранговые места ценностей по всем выборкам определялись с помощью вычисления медианы.

2. С помощью расчета коэффициента корреляции Спирмена между групповыми профилями мы определяли сходство и различие при ранжировании терминальных и инструментальных ценностей между исследуемыми выборками мужчин и женщин.

3. С помощью кластерного анализа мы смотрели, каким образом и по какому принципу ценности группируются в кластеры.

4. Результаты дисперсионного анализа позволили нам определить те ценности, при ранжировании которых внутри выборки наблюдаются значимые различия. 5. Результаты расчета коэффициента корреляции Спирмена между всеми возможными парами терминальных и инструментальных ценностей позволили нам рассмотреть взаимосвязи между ценностям, т. е. структуру ценностных ориентаций личности.

Обработка данных проводилась с использованием специализированной программы статистической обработки данных STATISTICA. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сформированность структуры ценностных ориентаций является важным фактором успешной социальной идентичности при вступлении в брачные отношения.

2. Успешная социальная идентичность личности при вступлении в брачные отношения происходит при благоприятном преодолении возникающего противоречия «Я — Мы» между эгоцентрическими тенденциями и стремлением к включенности в семейные отношения на этапе ситуационной социальной идентичности.

3. На этапе совместной жизни в браке у мужчин и женщин происходит процесс воздействия социальной идентичности на предпочитаемые ценностные ориентации, что приводит к сближению ценностных ориентаций мужчин и женщин, состоящих в браке.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Идентичность на этапе вступления в брачные отношения является комплексным социальным феноменом.

2. Впервые определяется влияние идентификационных процессов на успешность вступления в брачные отношения.

3. Развитие представлений о механизме внутреннего конфликта «Я — Мы» на этапе выбора брачного партнера в корреляции с уровнем социальной идентичности личности.

4. Экспериментальное исследование процесса формирования ценностных ориентаций как фактора, необходимого для успешного достижения социальной идентичности личности.

Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы: 1) в подготовке спецкурсов и вузовских курсов по социологии, психологии, социальной философии, политологии, включающих тематику одиночества, брака и семьи- 2) в дальнейших исследованиях по проблемам одиночества, семьи и семейных отношений в таких науках, как социология, психология, социальная философия, демография и педагогика- 3) в разработке идеологии и концепций семейной политики- 4) проведенная работа вносит определенный вклад в развитие теории идентичности.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней разработана и опробована методика экспериментального исследования факторов успешности вступления в брачные отношения.

Полученные результаты содержат информацию, которую можно использовать для проведения диагностической и консультационной работы с людьми, вступающими в брак, а также в учебном процессе в курсе «Социология семьи».

Полученные результаты могут быть использованы при разработке социальных программ, направленных на решение практических проблем современного института брака и семьи.

Достоверность результатов исследования обеспечена соответствующим выбором методов теоретического и эмпирического анализа предмета изучения, репрезентативностью выборки испытуемых (300 человек), наличием контрольной и экспериментальной групп, сочетанием качественного анализа с методами математической статистики.

Апробация результатов исследования:

Результаты исследования нашли отражение в докладе на конференции «Проблемы молодой семьи», проводимой в 2001 году Департаментом по молодежной политике Министерства образования РФ и на международной научно-практической конференции «Социология социальных трансформаций» (Н. Новгород, 2002 г.). Диссертационная работа обсуждена на заседаниях лаборатории психологии творческих способностей Института психологии РАН (1999 — 2000 г. г.), на заседаниях кафедры социального управления Российского государственного аграрного заочного университета (2002 г.) и на заседаниях ученого совета Российского научно-исследовательского института по социальным и кадровым проблемам агропромышленного комплекса.

Полученные в ходе диссертационного исследования теоретико-методологические положения и фактический материал, выводы и практические рекомендации использовались диссертантом в процессе разработки и внедрения различных форм работы с клиентами службы знакомств, что значительно повысило эффективность этого рода деятельности.

Структура и объем работы:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Библиография включает 214 наименований работ авторов, в том числе 47 на иностранном языке.

Основные выводы, полученные в результате исследования:

1. Структура ценностных ориентаций неуспешных клиентов службы знакомств характеризуется декларативностью и слабой дифференцированностью. Проведенные исследования показали, что успешные клиенты службы знакомств и представители контрольной выборки, не обращавшиеся в службу знакомств, имеют хорошо сформированные структуры терминальных и инструментальных ценностей. Эти результаты дают нам повод говорить о сформированности структуры ценностных ориентаций как важном факторе успешной социальной идентификации при вступлении в брачные отношения.

2. Успешная социальная идентификация личности при вступлении в брачные отношения происходит при благоприятном преодолении возникающего противоречия «Я — Мы» между эгоцентрическими тенденциями и стремлением к включенности в семейные отношения на этапе поиска брачного партнера. Этот вывод нашел подтверждение благодаря результатам, полученным при проведении тестовых и проективных методик для определения уровня самооценки и неосознаваемых интенций личности. Конфликт «Я — Мы» можно охарактеризовать диадой терминальных ценностей «Свобода» и «Счастливая семейная жизнь». Именно эти две ценности отражают этапы прохождения идентификации с семейными ценностями. «Свобода», «Счастливая семейная жизнь» и «Творчество» — наиболее неоднозначно оцениваемые терминальные ценности внутри выборок у мужчин и женщин. Среди инструментальных ценностей нет подобных ценностей, которые позволяли бы провести такое четкое разделение внутри групп.

3. Процессы социальной идентификации находят наибольшее отражение в терминальных ценностях. Инструментальные ценности более стабильны.

4. На этапе совместной жизни в браке у мужчин и женщин происходит процесс сигнификации (воздействие социальной идентичности на предпочитаемые ценностные ориентации), что приводит к сближению терминальных ценностей мужчин и женщин. Мужчины и женщины, состоящие в браке, имеют много общего в иерархиях предпочитаемых терминальных ценностей.

5. Помимо сближения иерархий терминальных ценностей у мужчин и женщин, состоящих в браке, мы обнаружили еще один феномен, возникающий в их структурах ценностных ориентаций. У женатых мужчин и замужних женщин появляется большое число моносферичных ценностей, по сравнению с успешными клиентами службы знакомств и не состоявшими в браке представителями контрольной выборки. Объяснение данному факту мы находим в концепции идентичности Дж. Марсиа [194, с. 551−558]. Он выделяет четыре состояния идентичности. Каждая из исследуемых в данной работе групп находится в одном из этих состояний идентичности.

1. Состояние достигнутой идентичности характерно для состоящих в браке представителей контрольной выборки. Эти люди, скорее всего, успешно прошли период кризиса и самоисследований и сформировали определенную совокупность личностно значимых для них целей, ценностей и убеждений. Они знают, чего хотят и соответственно структурируют свою жизнь. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. В связи с этим можно предположить, что моносферичные ценности являются интериоризованными и осмысленными и уже не нуждаются «в подкреплении» со стороны других ценностей.

2.Состояние кризиса идентичности. Это состояние идентичности характерно для успешных клиентов службы знакомств и они активно пытаются разрешить его, пробуя различные варианты. Они постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса.

3. Состояние преждевременной идентичности характерно для неуспешных клиентов службы знакомств, не состоявших в браке. Этот статус приписывается людям, которые никогда не переживали состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности может быть такими же, как у тех, кто достиг идентичности, различен же процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано в жизни не в результате самостоятельного поиска и выбора, а вследствие идентификации с родительскими или другими значимыми людьми. И, как следствие этого процесса, несмотря на схожесть выбираемых ценностей с успешными клиентами службы знакомств, их ценности носят декларативный характер и слабо дифференцированы.

4. Диффузная идентичность, состояние идентичности, характерное для не успешных клиентов службы знакомств, находящихся в разводе. Эти люди не имеют прочных целей, ценностей, убеждений и не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувство беспомощности и безнадежности.

Представителей контрольной выборки, не состоявших в браке, мы не можем охарактеризовать ни одним из этих состояний идентичности, связанным с идентификацией с семейными ценностями, поскольку они, по их словам, пока не собираются вступать в брачные отношения.

Используя основные положения концепции С. И. Голода о взаимной адаптации в браке, смоделируем процесс становления брачных отношений, зная, что успешные клиенты службы знакомств вступили в брак. По мнению С. И. Голода основными ценностями супружества являются адаптационный синдром, интимность и автономность. Достижение этих ценностей происходит, на наш взгляд, в три этапа, которые можно назвать адаптационный период, период достижения интимности и период относительной автономности. Успешные клиенты службы знакомств, имеющие хорошо дифференцированную структуру ценностей, которая не только способствует поддержанию динамического равновесия, но и обеспечивает при его изменении возможность эволюции. Как мы отмечали в теоретической части работы, в настоящее время в психологии общепринято рассмотрение социально-психологической адаптации в контексте сближения целей и ценностных ориентаций индивида и малой группы (семьи). При этом исполнение соответствующих ролей, усвоение норм культуры семьи реализуется в непрерывном коммуникативном процессе. Чем больше у человека возможностей «маневра» внутри своей структуры ценностных ориентаций, тем больше у него возможностей для успешной адаптации.

Следующий этап построения брачных отношений — период достижения интимности и гармонии в отношениях. Люди, имеющие хороший уровень адаптации и рационально разрешающие конфликтные ситуации, отличаются дипломатичностью и конформностью, что позволяет им создавать гармоничные отношения в семье. Надеемся, что успешные клиенты службы знакомств прошли этот период, поскольку во многих парах уже есть дети.

Мужчины и женщины, состоящие в браке, находятся на этапе достижения относительной автономности. Именно благодаря автономности разводятся семейные и внесемейные интересы, регулируемые глубинными ценностями человека. Как мы уже отмечали, этот процесс нашел свое отражение в том, что, несмотря на сближение иерархий предпочитаемых ценностей, у состоящих в браке мужчин и женщин, у них появляется достаточно много ценностей, не входящих в структуру, что с нашей точки зрения можно объяснить развитием процесса автономности каждого из супругов в брачных отношениях.

Таким образом, в данной работе были выделены и изучены наиболее важные факторы успешности социальной идентичности и прослежена динамика формирования ее в брачных отношениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе предпринята попытка исследования процесса вступления в брак как одного из этапов социальной идентичности личности. Наше исследование посвящено изучению ценностных ориентаций личности как одному из важнейших показателей взаимодействия личность — общество. Именно после благополучного разрешения внутреннего конфликта «Я — Мы», возникающего на стадии поиска брачного партнера, возможно вступление в брачные отношения, расцениваемое личностью как новый этап своего развития.

В 1995 — 1999 гг. в рамках проекта «Исследование мировых ценностей» (руководитель — Р. Инглхарт) проводились обследование на российских выборках, репрезентировавших генеральную совокупность городского и сельского трудоспособного населения РФ по полу, возрасту и социально-профессиональной принадлежности.

Анализ ответов респондентов на вопросы по поводу их ценностных установок позволяет выявить следующую иерархию приоритетов россиян (по мере снижения их значимости): семья работа друзья, знакомые свободное время религия политика.

Важность семьи в своей жизни признают почти 95% респондентов, причем ¾ опрошенных отводят ей «очень важную» роль, а еще почти 20% — «довольно важную». Для 71% россиян семейные отношения представляют собой необходимое условие для счастья, а еще 13% не могут ни подтвердить, ни опровергнуть данный тезис.

Так, с утверждением, что «брак — это устаревший способ организации семьи», согласны лишь 20%, а не согласны — 73% опрошенных.

К чему же стремятся в семейных отношениях жители современной России? Результаты обследования показывают, что для 96% россиян одним из главных условий счастья семьи являются дети. Почти столь же важную роль, по мнению респондентов, играют «уважение и поддержка между супругами» (так считают почти 99% опрошенных), «понимание и терпимость» (98%), «супружеская верность» (95%), «хороший доход» (94%), «хорошие жилищные условия» (93%), «готовность обсуждать проблемы, возникающие между супругами» (93%), «удовлетворенность сексуальными отношениями» (89%), возможность часто говорить о вопросах, представляющих взаимный интерес (85%), «совместное выполнение домашней работы» (79%), «проживание отдельно от родителей» (76%). Не имеют большого значения для семейного счастья «одинаковое социальное происхождение» (его упомянул 31% респондентов), «одинаковые религиозные убеждения» (34%) и «согласие по вопросам политики» (14%).

Проведенное исследования подтвердило гипотезы нашего исследования:

1. Структура ценностных ориентаций неуспешных клиентов службы знакомств характеризуется декларативностью и слабой дифференцированностью.

2. Преодоление внутреннего конфликта «Я — Мы» происходит на этапе поиска брачного партнера (ситуационная социальная идентичность) с помощью механизма социальной идентификации с семейными ценностями.

3. Мужчины и женщины, состоящие в браке, имеют много общего в иерархиях предпочитаемых ценностей.

В ходе теоретического и экспериментального исследования были решены следующие задачи: а) теоретические задачи:

— идентичность рассмотрена как объект междисциплинарного исследования;

— изучены основные механизмы, противоречия и способы формирования идентичности;

— процесс формирования идентичности представлен как необходимый этап процесса социального развития личности;

— изучены основные направления в исследованиях проблем одиночества и вступления в брачные отношенияб) практические задачи:

— изучены ценностные ориентации мужчин и женщин, обратившихся в службу знакомств и представителей контрольной выборки;

— выявлены иерархии ценностных ориентаций клиентов службы знакомств и представителей контрольной выборки;

— определены взаимосвязи внутри иерархий ценностных ориентаций, т. е. определена структура ценностных ориентаций во всех исследуемых выборках;

— проведено сравнение иерархий и структуры ценностных ориентаций успешных и неуспешных клиентов службы знакомств с представителями контрольных выборок;

— определен уровень самооценки у испытуемых во всех исследуемых выборках;

— обобщены полученные результаты и выработаны практические рекомендации по совершенствованию работы с клиентами службы знакомств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Межличностное восприятие и динамика предбрачных отношений: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. — 19 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Стратегии жизни. — М., 1991.- 220 с.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие, социально-психологические проблемы. М., 1990.
  5. B.C., Андреева Г. М. Специфика подхода к исследованию перцептивных процессов в социальной психологии / Сб.: Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — С. 13−26.
  6. B.C., А.К. Толмасова. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации с. 624−627.
  7. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974. -271 с.
  8. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журнал 1984. Т.5. — № 5. — С. 63−70.
  9. Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1987. — № 2.
  10. Ю.Е., Гозман Л. Я., Дубровская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: МГУ, 1987. С. 91−114.1. Ананьев Б. Г. Проблемы социализации индивида// Человек и общество. -Л., 1971.-вып. 9. -С. 144.
  11. .Г. Человек как предмет познания. Избр. Псих. Труды. М.: Педагогика, 1980. — Т.1.-232 с.
  12. Г. М. Образ человека и выбор гипотез в социальном исследовании: Социология и идеология. М., 1969.- С. 203.
  13. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988. — 415 с.
  14. П.К. Избранные труды: философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  15. А.И. Микросоциология семьи. М., 1998. — 357 с.
  16. И.В. Проблема личностной идентичности// Вопросы психологии.- 1996.-№ 1.-с. 131−142.
  17. Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу //Вопросы психологии. 1973. — № 4. — С.173−180.
  18. Л.И. Системный подход в психологии личности: Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С. 61−77.
  19. М. Психология счастья. М., 1990. — С. 52.
  20. Э.А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности// Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван: Издательство АН Арм. ССР, 1979. — С. 49−61.
  21. В.Г. Личность и значимость побуждений М.: ИП РАН, 1993 — 224 с.
  22. А.Г. Деятельность и установка. Изд. МГУ, 1979. — 150 с.
  23. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 336 с.
  24. Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности// Социальная идентичность. -М., 1993.- с.602 609.
  25. А.Л. Служба знакомств и ее проблемы глазами журналиста// Служба семьи: изучение опыта и принципов организации. М., 1981. — С. 117 122.
  26. Г. Э. Социальная компетентность личности // Субъект и социальная компетентность личности/ Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1995.- С.24−109.
  27. P.P. Исследование видов целеобразования. Кишинев, 1987. — 131 с.
  28. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. — с. 189.
  29. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  30. А.А., Обозов Н. Н., Столин В. В. О службе семьи// Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — С. 88−89.
  31. JI.И. Устойчивость личности, процессы и условия ее формирования// Проблемы психического развития и социальной психологии. Тезисы. XVII Международный психол. конгресс Т.1. — М., 1966. — С. 297−298.
  32. .С. К изучению смысловой сферы личности// Вестник Моск. Унта. Сер. 14. Психология -1981.- № 2. — С.46−56.
  33. А.В. Социальность субъекта и субъект социальности // Субъект и социальная компетентность личности/ Под ред. А. В. Брушлинского. -М., 1995.-С.3−24.
  34. А.В. К проблеме субъекта в психологической науке // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.- С. 5 — 20.
  35. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. М., 1998. — 27 с.
  36. В.М., Ронгинская Т. И. Адаптация супружеских партнеров как фактор стабильности семейных отношений // Материалы республиканской научно-практической конференции. Здоровый образ жизни: прикладные психологические аспекты. Сыктывкар, 1989.
  37. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. — 285 с.
  38. Ю.Е., Долбнев Д. Н., Стеклов Ю. В. Роль эмоциональных механизмов в процессе целеобразования/ Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1977.-С. 51−67.
  39. К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988. 138 с.
  40. В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Науч. докл. высш. школы. Философ, науки. -М., 1968.-№ 2.-С.48−54.
  41. А.Н. Ролевая адекватность как фактор супружеской совместимости / Психология общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1989.
  42. А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Дис. канд. псих. наук. Л., 1979. — 181 с.
  43. А.Н., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — с. 110 — 116.
  44. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
  45. .М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987.- 151 с.
  46. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987 — с. 45−51.
  47. Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье: Межличностное восприятие в группе/ Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. -М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 210−232.
  48. Л.Я. Психологические аспекты помощи одиноким людям в создании семьи// Сб.: Служба семьи: изучение опыта и принципов организации. М.: Институт социологических исследований АН СССР, 1981. -С. 31−48.
  49. Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношений к себе и отношения к другим. Вестник МГУ. Серия 14. — Психология. — 1982, № 4. — С.21−28.
  50. Л.Я., Кроз М. В. Измерение уровня самоактуализации личности // Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. С. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. -С. 91−114.
  51. А.А. Что волнует сегодня россиян? // Человек. 1994. — № 3. — с. 7
  52. С.И. Стабильность семьи. Социологический и демографический аспект. Л., Наука, 1984. — 236 с.
  53. С.И. Удовлетворенность супружеством как фактор стабилизации семьи. // Сб.: Современная семья. М.: Статистика, 1982. — С. 57−62.
  54. В.Б. Выбор супруга и мотивы брака в США // Социальные исследования. М., 1971. — Вып. 7. — С. 16.
  55. А.А. О соотношении ориентации на положительные и отрицательные качества в структуре ценностных ориентации личности // Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977.
  56. А.Э. Самореализация личности в семье // Сб.: Молодая семья и реализация активной социальной политики в регионе. АН СССР. -Свердловск, 1990. — С.44.
  57. .И. Эмоция как ценность М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  58. А.И. К вопросу о механизмах формирования личности // Псих. Исследование. Вып.5. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — С. 31−41.
  59. А.И. О ценностных отношениях личности// Советская педагогика -1974.-№ 5.-С. 67−76.
  60. В.Н. Психология семьи. М., 1996. — 157 с.
  61. В.Н. Структура и логика психологического исследования. -М., 1993.- 117 с.
  62. В.Н. Экспериментальная психология.- М.:ИНФРА, 1997−255 с.
  63. JI.C. Динамика ценностных ориентаций женщин (70−90-е годы)//Женщина в зеркале социологии: Межвузовский сборник научных статей. Вып.2. Иваново, 1998. — с. 4−24.
  64. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психологические проблемы социальной регуляции поведения/ Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. -М.: Наука, 1976. С. 254−278.
  65. М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты: автореф. дис. док.филос.наук. Ростов-на-Дону, 1999. — 31 с.
  66. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.2. — 1988. — С. 199.
  67. Т.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. — 303 с.
  68. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С.241−254.
  69. Е.М. Личность и общность (Проблема идентификации). -Пермский Университет, 1997 154 с.
  70. Е.С. Внутриличностные противоречия и условия их разрешения. М., 1986. — С. 21−28.
  71. Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. 1983. — № 3. — С. 83−89.
  72. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. -М, 1997.-с. 128−173.
  73. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. 1988. — Т.9. — № 5.
  74. Ю.Л. Проблема ситуационной и трансверсальной идентичности личности как агента социальных отношений.// Социальная идентичность. М., 1993. с. 613−624.
  75. Д.А. Система факторов действия и развития личности. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1982. — 227 с.
  76. М.А. О некоторых проблемах брака и семьи в современной американской социологии // Социологические исследования. М., 1970. -вып.4. — с. 171.
  77. Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников// Вопросы психологии 2000. — № 4. -с. 29−37.
  78. С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. — с. 126−180.
  79. У.Л. Изменение значения понятия ценностей в современной социологической теории // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961. — С. 113−157.
  80. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976.-238 с.
  81. Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. С.-П., 2000. — 290 с.
  82. Г. С. Принцип развития в психологии // Методические и теоретические проблемы психологии. С. 118−152.
  83. Ф.Л., Антонова И. Б. Межличностная совместимость в малых группах // Психологические проблемы общения / Под ред. А. А. Бодалева. -М., 1979. С. 19−137.
  84. В.И., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. -М., 1972.-335 с.
  85. А.Г., Агильдиева Т. Ф. Служба содействия вступлению в брак: предложения экспертов по ее организации // Служба семьи: изучение опыта и принципов организации. М., 1981. — С. 62−70.
  86. Д.Я., Тийт Э. А. Некоторые закономерности формирования семьи: Проблемы стабильности брака. Тарту, 1980.-С. 3−30.
  87. Куц В.А. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами в ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений. Ленинград, 1978. — 23 с.
  88. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996. — 390 с.
  89. Э.А. О ценностно-ориентационном аспекте типологии личности // Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван: Издательство АН Арм. ССР, 1979. — С. 96 — 109.
  90. П.П., Редович А. А. Место ценностных ориентаций в структуре личности // Методология и мировоззренческие аспекты социального прогнозирования. — Рига, 1987. — с. 73−79.
  91. В.П., Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1987. — № 4.- с. 128−134.
  92. К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 1997.- 541 с.
  93. А.Н. Философия психологии. М.: Изд. МГУ, 1972. 287 с.
  94. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. — 18 с.
  95. Д.А. Методика ценностного спектра и ее возможности в исследовании субъективной реальности// Методы психологии: ежегодник РПО. Т.З. — Вып. 2, — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 163−166.
  96. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья первая)// Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. — Психология. — 1996. — № 4. — С. 35−44.
  97. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья вторая)// Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. — Психология. — 1976. — № 1. — С.20−27.
  98. Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. — 486 с.
  99. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Современный социоанализ. М., 1996. — С. 5−23.
  100. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.- 444 с.
  101. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. -№ 2.- 1975.-31−45.
  102. В.В. Наблюдение как когнитивный процесс // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Серия 6. — 1998. — Вып. 3 (№ 20).
  103. Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. канд.соц. наук. М., 1990. — С.21.
  104. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — 287 с.
  105. Л.Т. Брачные ожидания и реальность. Л., 1986. — 16с.
  106. М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. — 76 с.
  107. Мелик-Гайкозян И. В. Информационные процессы и реальность. М., 1997.-с. 5.
  108. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.-253 с.
  109. Е.С. О нравственных ориентациях российских женщин. // Женщины России на рубеже XX—XXI вв.еков. Иваново, 1998. — с.328−330.
  110. Г. Психологические особенности распада супружеских отношений // Человек после развода/ Под ред. Н. Я. Соловьева. Вильнюс, 1985.-С. 72−75.
  111. Г. Семья в психологической консультации. Москва — Воронеж, 1999.-С.15.
  112. ИЗ. Надирашвили Ш. А. Современное состояние психологии установки // Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / Под ред. А. Н. Ждан. М, 1989.- 168 с.
  113. А.А. Я концепция // Райгородский Д. Я. Психология самопознания — Изд. Дом «Бахрах» — М., 2000. — С. 151.
  114. Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. — 150 с.
  115. Н.Н., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. — Т.З. — № 2. — С. 147−151.
  116. Н.Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. 1981. — № 6. с. 98−101.
  117. В.Б. Личность и ее социальные ценности // Социология в СССР: В 2-х томах. T.l. -М.: Мысль, 1965. С.471−530
  118. Н.А. Формирование ценностных ориентаций современной женщины// Женщины России на рубеже XX—XXI вв.еков. Иваново, 1998. — с. 118−119.
  119. Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации// Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. — Психология. — 1983а. — № 4. — С. 23−33.
  120. Е.М. Ценности и нормы социалистического образа жизни // Философские науки. 1977. № 4. с. 109.
  121. Н.П. Брачный статус и его влияние на ценностные ориентации молодой женщины. // Женщины России на рубеже XX—XXI вв.еков. Иваново, 1998.-c.119−124.
  122. И.М., Моин В. Б. Сознание и трудовая деятельность. Киев-Одесса, 1985.- 186 с.
  123. О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета. М., 1993. — 30 с.
  124. И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Прогресс, 1991. — с. 53.
  125. .В. Одиночество (опыт философско-социологического анализа). -М.: Изд-во «Уникум-Центр», 1998. 145 с.
  126. Д.Я. Психология самопознания Изд. Дом «Бахрах — М., 2000.-С. 151.
  127. Е.А. Общение как условие формирования личности// Психология формирования личности / Отв. ред. J1.A. Анцыферова. М.: Наука, 1981.-С. 177−197.
  128. В.К. Курс теории вероятностей и математической статистики для психологов. М., 2000. — 223 с.
  129. СЛ. Бытие и сознание. М., АН СССР, 1957. 328 с.
  130. СЛ. Человек и мир. -М.: Наука, 1997. 191 с.
  131. А.А. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976. — С.25.
  132. Л. Российская женщина: пять лет спустя. Екатеринбург, 1998. -с. 95−110.
  133. Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1987. С. 51.
  134. Г. И. Эксперимент на сопоставление различных методов ранжирования качественных признаков // Личность и ее ценностные ориентации/ Отв. ред. В. А. Ядов, И. С. Кон. М., 1969. — Вып.1. — С. 136−137.
  135. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. — 264 с.
  136. В.Е. Особенности социально-психологической адаптации лиц с невротическими реакциями: Автореф. дис. Канд. псих. наук. Д., 1989 — 19 с.
  137. Е.В. Методы математической обработки в психологии. С.-П., 1996. — 314 с.
  138. Г. Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социс. 1995. № 10. — с. 90- 91
  139. Г. Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе//Социс. 1995. N4. с.58−65
  140. Системное исследование индивидуальности / Под ред. Гублер Е. В., Генкина А. А. Пермь, 1991.-141 с.
  141. В.И. Половая дифференциация брачно семейных ориентаций старшеклассников: Автореф. дис. канд. псих. наук. — Минск, 1990. — 22 с.
  142. B.C. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности // Magister. 1995. № 2. С. 23−35.
  143. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 1980. — 176 с.
  144. В. Романова Т. Готовность к браку и супружеские конфликты // Человек в активном возрасте. М., 1984. — С. 58.
  145. И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство. Вопросы теории и методологии. М.: «Социум», 1999. — 184 с.
  146. .А. Идентификация социальных систем. М: 1997. — с. 12.
  147. Э. Факторы личности и разрушение в семье// Проблемы стабильности брака. Тарту, 1980.-С. 119.
  148. М., Талве В. Анализ мотивов бракосочетания на основании данных по Эстонской ССР, 1976 года // Проблемы семьи. Тарту, 1978. -Вып 2. — С. 235−240.
  149. О. А., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы (Методологические аспекты)// Мир психологии. 1999. — № 3(19). — С.80−90.
  150. Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. М.: МГУ, 1994. — С. 80.
  151. А. Возвращение человека действующего. М., 1998. — с. 98.
  152. З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества // Личность и ее ценностные ориентации. Информ. бюллетень ИКСИ АН СССР. — 1969. — № 25/40. — Вып. 2. — С. 59−99.
  153. Формирование и изменение ценностных представлений. Социологические исследования в Прибалтике. Вильнюс, 1990. С. 85.
  154. Э. Душа человека. М.: Республика, 1990. — С. 118.
  155. Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. — С. 151.
  156. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  157. .Ю. От знакомства к браку. М.: Знание, 1990. — С. 3 — 20.
  158. К.Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982. — С. 108−115.
  159. Н.Д. Социально-философские проблемы семьи. Воронеж, 1996. -135 с.
  160. Л.Б. Психология семейных отношений. ЭКСМО Пресс, 2000.-С. 15 -256.
  161. П. Социология социальных изменений. М., 1996 — с. 28.
  162. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности // Социальная идентичность. М., 1993.-С. 12−56.
  163. В.А., Беляев В. В., Водзинская В. В. Междисциплинарный подход к изучению отношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением. -М., 1970.-С. 1−15.
  164. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1963.-С. 180.
  165. С. Структура системы ценностей. М., 1990. — С. 1−20.
  166. Adler. J., Carey J. The science of love. Newsweek, 1980. — P. 49−50.
  167. Anderson C.A., Jennings D.L. When experiences of failure promote expectations of success: The impact of attributing failure to ineffective strategies // J. of Personality 1980 — Vol. 48.
  168. Bandura A. Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1997. -P. 213.
  169. Beck A.T. Cognitive therapy and emotional disorders. New York, 1973.
  170. Bigelow B.J., La Gaipa J.J. The development of friendship and choice // Friendship and Social Relations in children / Ed by H.C. Foot, F.J. Chapman, J.R. Smith. -N.-Y.: Willy, 1980.-P. 68−91.
  171. Burgess E. On community, family and delinquency. Chicago, 1973. — P. 8194.
  172. Cantor N., Mischel W., Schwartz J. Social knowledge: structure, content, use and abuse// Cognitive social psychology/ Amsterdam, 1982.
  173. Coombs R. Value consensus and partner satisfaction among dating couples // Journal of marriage and the family, 1966.
  174. Darendorf R. Society and Democracy in Germany. -N. Y., 1969. — P. 1.
  175. Dell P. Why do we still them «paradoxes»? // Family Process. N.-Y., 1984.
  176. Derlega V.J., Margulis S.T. Why loneliness occurs: The in terrelationship of social-psychological and privacy concepts // Loneliness. A Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy /Ed. By L. A. Peplau, D. Perlman. New York, 1982.
  177. Erikson E.H. Childhood and Society (2nd ed). New York: Norton, 1963. — P. 34−50.
  178. Erikson E.H. Identity: Youth and crisis. New York: Norton, 1968. — P. 26 — 35.
  179. Evans R.I. Dialogue with Erik Erikson. New York: Harper and Row, 1967. -P. 48.
  180. Ferreira A. J. Family myths/ Psychiatric Research Reports. 1966. № 20.
  181. Festinger L. A theory of Cognitive Dissonance/ N.Y.: Harper and Row, 1957. — C. 25.
  182. Heilbrun A.B., Human Sex-Role Behavior. NY.: Pergamon Press, 1981. -207.
  183. Horney К. Our inner conflicts. A constructive theory of neurosis. N.-Y., 1966. — 299 P.
  184. Huston T.L., Surra C.A., Fitzerald N.M. Cate R.M. From courtship to marriage: mate-selection as an interpersonal process// Personal Relate: On ships vol. 2. Ed by S. Duck, R. Gilmour. L: Academic Press, 1981. — P. 53−88/
  185. Godelien M. Les rapports homes-femmenes: le probleme de la dominition masculine. Paris, 1981. — P. 27.
  186. Gordon S. Lonely in America. New York, 1976.
  187. Guerin P., Pendagast E. Evolution of family system and genogram. N.-Y., 1986.
  188. Kephart W. The family, Society and the individual. Boston, 1972.
  189. Kirkpatrick CI. The family as process and institution. N.-Y., 1995.- P. 571 584.
  190. Lee J. A. A typology of styles of loving// Personality and Social Psychology/ -Bull., 1977.-Vol 3.
  191. Loucks S. Loneliness, affect and self-concept: Construct validity of the Bradley Loneliness Scale // J. of Personality Assesment, 1980. Vol. 44. — № 2.
  192. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status// Journal of Personality and Social Psychology, 3. P. 551−558.
  193. Melville K. Marriage and the family. New York, 1977. — P. 15.
  194. Michela J., Peplau L.A., Weeks D. Perceived dimensions and consequences of attribution for loneliness. New York, 1981.
  195. Moustakas C.E. Loneliness and love. New York, 1972.
  196. Parsons Т., Bales R.F., Olds J. et al./ Family, socialization and interaction process. Glencoe, 1995. — 422 P.
  197. Peplau L.A., Perlman D. Perspectives on loneliness. In L. A Peplau, D. Perlman (Eds.). Loneliness: A sourcebook of current theory, research, and therapy. New York: Wiley, 1979-P. 12.
  198. Riesman D., Denney R., Glazer N. The lonely crowd. New Haven, 1950.
  199. Rogers C.R. The lonely person and his experiences in an encounter group // Carl Rogers on encounter group. New York, 1973.
  200. Rokeach M. Beliefs, Attituds and values. San Francisco: Josey-Bass Co., 1972.-214 c.
  201. Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973. P. 210−225.
  202. Rodman H. Marriage, family and society. -N.-Y., 1965. -P.262−283.
  203. Rubenstein C., Shaver P., Peplau L.A. Loneliness // Human Nature 1979. -Vol.2.
  204. Sermat V. Loneliness and social isolation. -Downsview, 1975.
  205. Shaver P., Freedman J. Your pursuit of happiness // Psychology Today, 1976. -Vol. 10.
  206. Slater P. he pursuit of loneliness. Boston, 1976.
  207. Sullivan H. The interpersonal theory of psychiatry. New York, 1953.
  208. The Anatomy of loneliness. New York: International Universities Press, 1980. -p. 37
  209. Udry J.R. The Social context of marriage. Philadelphia, 1971. — P. 13−29.
  210. Weiner B. A theory of motivation for some classroom experiences // J. of Educational Psychology, 1979. Vol. 71.
  211. Weiss R.S. The fund of sociability. Transaction // Society, 1969. Vol.6.
  212. Zimbardo P.G. Shyness: What is it, what to do about it. Massachusetts, 1977.
Заполнить форму текущей работой