Социальная роль женщины-руководителя в современной российской гендерной культуре
России женщины составляют 48% всех занятых. Исследователи все чаще говорят об огромном, но неиспользуемом потенциале женщин. Ситуацию, сложившуюся в сфере труда, наиболее ярко иллюстрируют отношения в сфере карьерного продвижения — численность женщин на руководящих позициях крайне невысока. В общественном сознании россиян весьма распространено представление о незаинтересованности женщин… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социальные функции тендерной культуры
- 1. 1. Теоретико-методологические основы тендерной культуры
- 1. 2. Информационная функция тендерной культуры
- 1. 3. Коммуникативная функция тендерной культуры
- Глава 2. Социальная роль женщины-руководителя
- 2. 1. Социокультурный анализ трансформации роли женщины-руководителя в современном российском обществе
- 2. 2. Процесс карьерного продвижения женщины-руководителя
Социальная роль женщины-руководителя в современной российской гендерной культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Основные тенденции трансформации современного российского общества приводят к постепенной интеграции принципов социального равенства, социальной справедливости и толерантности, а также интенсификации взаимодействия культур, в том числе и тендерных. Тендерная диспропорциональность и асимметричность, разворачивающаяся перспектива демографических изменений в российском обществе, способствуют разработке новых гендерноориентированных проектов в социальной сфере, учитывающих как возможности женщин, так и мужчин, последствиями которых станут изменения в тендерных проекциях. Складывающаяся ситуация в тендерной культуре российского общества требует обновления научного дискурса, разработки и уточнения соответствующей проблематики социологии, конструирования новых ракурсов рассмотрения проблемы.
Актуальность исследования социальной роли женщины-руководителя обусловлена динамичным проникновением женщин в сферу управления экономикой, появлением новой социальной когорты «деловых женщин». При этом повышается активность и масштаб участия женщин в предпринимательской, общественной и политической сферах. Для женщин сфера управления является относительно новым поприщем деятельности и требует физического и психологического напряжения, упорства, самостоятельности, умения рисковать — тех качеств, которые традиционно относятся к маскулинным. В роли руководителя женщины преодолевают стереотипию тендерной культуры, вызванную наложением тендерных характеристик на лидерские, представляемых в общественном мнении противоположными, что влияет на поведение женщин в сфере управления.
Проблемы социальной позиции женщины-руководителя до недавнего 3 времени не привлекали достаточного внимания со стороны социологов, т. к. все исследования имели традиционную ориентированность на мужчину-руководителя. Доминирующая позиция мужчины и в бизнесе и на государственной службе, и в семейных отношениях считается естественным стандартом. Вместе с тем женщины-руководители не только способны приоритетно справиться с поставленными задачами во многих сферах жизни российского общества, но и представляют собой неиспользованную возможность привнести в сферу управления эффективную новизну. В связи с этим, большое значение приобретает изучение социальной роли женщин-руководителей в целях прогнозирования социодинамики тендерной культуры и социального проектирования.
Тендерная специфика современной российской культуры такова, что женщина — руководитель, лидер, предпринимательница, имеющая высокий потенциал личности, способная стать генератором социального развития, сталкивается как со скепсисом социума, так и с преодолением собственных тендерных стереотипов.
В этом ракурсе женщина-лидер, ее успешное становление в социальном пространстве, является тем эталоном, протагонистом изменений в массовой культуре, как основе силы общества. Прогрессивная социодинамика культуры, в первую очередь, зависит от количества просвещенных «прометеевских» личностей, живущих в настоящем, в тот момент, когда происходит генерация будущей культуры в самом широком смысле. Это те личности, которые становятся эталонами развития интеллекта, мирвозренческой свободы мысли и экономической состоятельности.
Использование тендерного подхода к анализу одного из элементов социальной роли женщины-руководителя, а именно к проблеме карьеры становится все более важным и необходимым в силу ряда причин. Труд — та область, где выясняется и определяется положение женщины. Сегодня в 4.
России женщины составляют 48% всех занятых. Исследователи все чаще говорят об огромном, но неиспользуемом потенциале женщин. Ситуацию, сложившуюся в сфере труда, наиболее ярко иллюстрируют отношения в сфере карьерного продвижения — численность женщин на руководящих позициях крайне невысока. В общественном сознании россиян весьма распространено представление о незаинтересованности женщин в завоевании высших позиций в иерархии российских предприятий и, более того, об их меньших, по сравнению с мужчинами, способностях к руководящей деятельности. Становление рыночных отношений в России способствовало смягчению консервативных установок относительно многих сфер жизнедеятельности, однако отношения в сфере управления, как никакие другие, остаются под влиянием социальной и культурной инерции, все еще продолжающих транслироваться тендерной культурой патриархатных стереотипов. Все это обусловливает неуверенность социальной позиции женщины-руководителя, нахождением под незримым прессингом социального нормирования.
Тем не менее, женщины-руководители наиболее интересны тем, что представляют собой одну из наиболее динамичных и влиятельных групп в публичной сфере. Через них, в организационную культуру и в образ руководителя может быть привнесена ориентированность на высокий профессионализм и уровень знаний. Женщины-руководители выступают инициаторами новых эгалитарных взглядов и представлений о месте и роли женщин и в трудовой сфере, способствуют исчезновению «стеклянного потолка».
Исследование социальной роли женщины-руководителя в современной российской тендерной культуре позволяет объяснить многие общественные проблемы и дать рекомендации к их решениюпослужит формированию новых отношений между полами в обществедля отдельной личности исследования могут помочь иначе оценить свою жизненную стратегию.
Помимо этого, изучение социальной роли женщины в тендерной специфике есть непременное условие научного анализа тенденций изменения тендерной культуры в целом. Исследование этой проблемы, соответственно, является актуальной задачей социологии тендерных отношений. Таким образом, в условиях трансформации российского общества назрела объективная необходимость научного осмысления и детального рассмотрения в теории и практике тех тендерных изменений, которые происходят в сфере руководства, что и обусловило выбор темы диссертации.
Степень изученности темы.
Начало изучения общества в разрезе тендерных социокультурных конструктов относится ко времени появления первых трудов, связанных с теориями феминизма, к ним можно отнести работы С. Бовуар, К. Киллиган, М. Мид, Дж. Мигчел, Б. Фридан и др1.
Развитие общества достигло такого уровня, когда прежние патриархатные отношения полов неадекватны экономическому уровню цивилизации. Очевидность этого факта активировала широкий поток исследований, посвященных тендерной проблематике в различных областях науки.
Для социологии культуры характерно изучение проблемы, берущей свое начало в культурном феномене и отраженной в социальном результате, поэтому для анализа тендерной культуры, нам представляется важным опираться на современные философские и социологические теории Л. Иригари, А. Менегетти, Д. Батлер, Р. Брайдотти, Э. Брукс, Л. Николсон, Ю.
1 Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2, Пер. с франц.-М:Прогресс, СПБ: Алетей, 1997. -832с. — Бетти Фридан Загадка женственности./ Пер. с англ. /- [Вступ. ст. О. А. Ворониной], -М.: Прогресс Литера. 1994. -494сМид М. Культура и мир детства/ Сост. и предисл. И. С. Кона. М.: Наука, 1988. Митчел Дж. Женская сексуальность.
Введение
-М.: Тендерные исследования, № 1,1998. л.
Кристевой, Э. Сиксу, Д. Хэрэуэй. Отечественные разработки проблем женской идентичности и субъектной позиции отмечены именами С. Г. Айвазовой, М. Е. Баксаковой, Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной, Г. А. Брандт и.т.д.3.
Новейшие когнитивистские исследования, предполагают не только возможность рассмотрения культуры как «социокультурной информационной матрицы», особым образом культивирующей человеческое сознание, но и более глубокое осмысление информационной функции тендерной культуры. К ним относятся труды JI.C. Выготского, С. Московичи, А. Моля, О. Е. Баксанского. 4 Концепцию «информационного общества» и его влияния на становление тендерных отношений, на современные тенденции социального развития представляют М. Кастельс, Д. Белл, Э.Тоффлер.5.
Влияние гендернокультурных конструктов на личность отмечалось З. Фрейдом, А. Адлером, К.Хорни.6 Проблема самоотношения исследовалась в.
2 Люс ИригарейЭтика полового различия, — М.: ХЖ-2004., А. Менегетти, Проект-Человек, — М:0нтопсихология-2005, Braidotti R. Patterns of Dissonance: A Study of Women in Contemporary Philosophy. Cambridge: Polity Press, 1991, Батлер Дж. Тендерное беспокойство (гл. 1. Субъекты пола/гендера/желания) // Антология тендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000, Феминизм и тендерное равенство, О. А. Воронина, М.: Эдиториал УРСС, 2004.
3 Айвазова С. К. Симона де Бовуар: этика подлинного существования // Бовуар де С. Второй пол. М.: АО «Прогресс» — СПб.: Алетейя, 1997, Баскакова М. Е. Равные возможности и тендерные стереотипы на рынке труда. М.: МЦГИ, 1998, Здравомыслова Е. А., Темкина А. А, Социальное конструирование тендера: феминистская теория //.
Введение
в тендерные исследования. Ч. I.: Учебное пособие / Под ред. И. Жеребкиной, С.
Пб: Алетейя. 2001.
4 Леонтьев А. А. «Л.С. Выготский», М., 1990, А. Моль, Социодинамика культуры, М.: URSS-2007,Moscovici S. La Psychanalyse, Son Image Et Son Rublic, P., 1976., О. Е. Баксанский, «Когнитивные репрезентации», M.: URSS-2009,.
5 Кастельс Мануэль. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. Под научн. М., ГУ ВША, 2000, Конецкая В. П. Социология коммуникации. Учебник. М., 1997.
6 Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1989, К. Хорни, Новые пути в психоанализе, http://www.psychol-ok.ru/lib/horney/npvp/npvp07.html психологии отечественными (А.А. Деркач, C.JI. Рубинштейн, Н. В. Кузьмина, П. А. Корчемный, В. И. Купцов, В. Н. Маркин, О. В. Москаленко, С. Р. Пантелеев, Е. В. Селезнева, В. А. Сластенин, В.В. Столин) и зарубежными (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Т. Шибутани, Р. Берне, У. Джеймс) авторами в контексте изучения личности, детерминант успешности профессиональной деятельности, психологии саморазвития и самоактуализации, самоконтроля.
Проблемы социальной идентификации в рамках, обусловленных тендерной ролью внутириличностных конфликтов вылелены М. Хорнер, Р. Мэй, К.А. Абульхановой-Славской, Е. П. Белинской, И. С. Клециной.7.
Общие вопросы социологии культуры рассматриваются в работах М. Арчера, Н. Смелзера, Э. Гидденса, Сорокина П. А,.Добренькова В. И, Кравченко А. И. и др. 8.
Логическое продолжение идей вышеприведенных авторов находит свое подтверждение в широком спектре стратификационных исследований, посвященных тендерной тематике, поскольку индивид склонен воспроизводить усвоенные поведенческие механизмы на все аспекты социальной коммуникации.
При изучении такой культурной универсалии, как язык, вопросы тендерной культуры широко представлены в исследованиях А. Дандеса, Ж.
7 Horner М., Fleming J. The Motive to Avoid Success // Motivation and Personality: Handbook of Thematic Content Analysis. N.Y. 1992, Мэй P. Искусство психологического консультирования/Пер. с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс», 1994, Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991, Белинская Е. П. Исследования личности: традиции и перспективы//Социальная психология в современном мире/Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002.
8Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма / СОЦИС- 1992, — N7. С. 135−141 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992. -543 е., Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 т. — Т.2: Социальная структура и стратификация. -М.: ИНФРА-М, 2000.-536с., Кравченко А. И. Социология менеджмента: Учеб. пособие для вузов. -М.:ЮНИТИ, 1999.-366с., Смелзер Н. Социология: пер. с англ. -М.: Феникс, 1994. -688с.
Дерриды, А. Кирилиной, У. Лабова, Дж. Лакоффа, Л. Пуш, С. Тремель-Плетц, М. Фуко, Д. Хомбергера.
Лингвистическая составляющая тендерной культуры непосредственно связана с коммуникативным пространством. Концептуальные подходы к исследованию коммуникативного пространства были сформулированы такими видными представителями теоретической социологии, как П. Бурдье, П. Бергер, Н. Луман, Т. Лукман, Ю. Хабермас.9 Тендерные особенности коммуникации освещены в работах И. В. Трошева, А. Е. Ковалева, А. В. Меренкова, И. А. Стернина.10.
В отечественной социологии проблемы методологии и тендерного подхода в управлении рассмотрены в трудах Л. Бабаевой, Т. Гурко, Л. Ржаницыной, Г. Силласте, К. Фофановой.11.
Социологическому анализу влияния социальных практик на тендерные отношения с учетом статусно-ролевой структуры посвящены исследования Л. Белоконной, Г. Кошарной, О. Здравомысловой, Г. Турецкой.12.
Проблема стиля управления женщины-руководителя рассмотрена в.
9 Интернет источник: Библиотека западных социологов-http://www. sociologi. lv/Library/West/Untitled-1 .html.
10 Грошев И. В., Тендерная невербальная коммуникация в рекламе", Тендерные исследования, 1999, Грачева.С.Е., Невербальные элементы и невербальные коммуникации. М., 1996. — Деп. в ИНИОН РАН, 1996. № 51 609., Ковалев А. Е., Некоторые аспекты исследований невербальной коммуникации человека // Проблемы психологии общения и взаимопонимания. Краснодар, 1979, Меренков, А. В. Социология стереотипов [Текст] / А. В. Меренков. — Екатеринбург, 2001, И. А. Стернин, Проблема описания тендерного коммуникативного взаимодействия, Тендер: язык, культура, коммуникации, Материалы 3-ей международной конференции, Сборник статей, МГЛУ-2003.
11 Бабаева Л. В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. — М., 1996, Гурко Т. Социология пола и тендерных отношений / Социология в России, -М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998, Силласте Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России // Социс. — 1994. — № 3, Фофанова К. В. Социальная политика в сфере тендерных отношений, — Саратов: «Научная книга», 2005.
12 Белоконная JI. Тендерная статистика в России // Вопросы экономики. — 2000.-№ 3. трудах Е. Комарова, А. Чириковой13.
По проблеме женского предпринимательства в отечественной науке имеются лишь фрагментарные исследования, направленные преимущественно на сопоставление социально-психологических характеристик представителей женского и мужского предпринимательства. Среди них работы по изучению личностно-профессиональных качеств женщин-предпринимательниц И. В. Грошев, Т. И. Заславская,.
Р.М.Канапьянова, Р. Козмецки, Л. В. Корель, А. Е. Чирикова, А. Г. Штейнберг и др. 14, мотивации женской предпринимательской деятельности Л. В. Бабаева, Е. С. Балабанова, А. Е. Чирикова и др.15.
В качестве объекта диссертационного исследования выступают тенденции современной российской тендерной культуры.
Предметом исследования является личность женщины-руководителя в современной российской тендерной культуре.
Целью диссертационной работы является исследование социальной роли женщины-руководителя.
В соответствии с выдвинутой целью, основными задачами данной диссертационной работы являются: выявить социальные функции тендерной культуры,.
13 Комаров Е. И., Жуплев А. В. Женщина-предприниматель, или роза в букете бизнеса// Управление персоналом. — 1999. — № 3.
14 Грошев И. В. Как принимают решения женщины и мужчины руководители //ЭКО. -1996. — № 4, Заславская Т. И. Авангард российского делового сообщества: тендерный аспект // Социологические исследования. 2006. № 4,№ 5, Р. М. Канапьянова. Женщины во властных структурах // Социологические исследования. 2007. № 2, Козмецки Р. Женщины в бизнесе. СПб.: Лениздат, 1992, Корель JI.B. Женщина и рынок: социальные угрозы и факторы риска // Общество и экономика. 1995. № 5, Чирикова А. Женщина в российской власти: мотивация и стили лидерства / А. Чирикова, Лапина Н. // Общество и экономика. — 2009. — N 6, Штейнберг А. Г. Мужской характер женского менеджмента // Социол. исслед. — 2002. — № 11.
15 Бабаева Л. В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. — М., 1996, Балабанова Е. С. Экономическая зависимость женщин: сущность, причины и последствия // Социол. исслед. — 2006. — N 4. детерминирующие и структурирующие социальную роль женщины-руководителя;
— провести теоретико-методологический анализ информационной функции тендерной культуры — важнейшей составляющей социокультурного опыта;
— рассмотреть коммуникативную функцию тендерной культуры;
— раскрыть и описать образ новой феминности современной российской тендерной культуры и реальной ситуации женщины-руководителя в ней;
— определить совокупность социально желательных характеристик женщины-руководителя;
— раскрыть особенности формирования профессиональной карьеры женщины-руководителя на современном этапе социально-экономических преобразований;
— выявить тендерные особенности поведенческих характеристик профессиональной деятельности женщины-руководителя.
Теоретико-методологические основания исследования.
Многообразие теоретических подходов к феномену «гендер» от эссенциалистских — до постмодернистских, объясняется его многоаспектностью. Тем не менее, можно обозначить профилирующие методы и подходы к указанной проблеме, которые используются в качестве теоретико-методологической базы исследования.
В исследовании использован тендерный подход, позволяющий рассмотреть социо-культурную характеристику пола. Методологическую ценность для понимания сущности тендерного подхода представляют взгляды Н. И. Абубикировой, Т. В. Барчуновой, С. де Бовуар, О. В. Ворониной, Э. Гидценса, Г. Рубин и др., символический интеракционизм Дж. Мида, драматургический анализ И. Гофмана, структурный функционализм Т. Парсонса, теория социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана, этнометодологические исследования Г. Гарфинкеля, К. Уэста и.
Д.Зиммермана. Чрезвычайно важен для анализа тендерных отношений структуралистский подход Л. Иригари, психоаналитический З. Фрейда, К. Хорни, А. Адлера, дающие возможность увидеть как структурные, так и межличностные основания производства новых и воспроизводства старых тендерных отношений.
В качестве теоретической основы в анализе информационной функции тендерной культуры используются идеи Л. С. Выготского, А. Моля, С. Московичи, О. Е. Баксанского, Предложенные данными учеными теоретические положения имеют не только академическую, но и практическую значимость.
Концептуальная и эмпирическая операционализация основных понятий и процедура сбора данных проводилась в соответствии с принципами социологического исследования, предложенными в работах Г. С. Батыгина, И. Ф. Девятко, В. А. Ядова.
Эмпирическая база исследования основана на анализе социологических исследований, проведенных по проблемам социального положения женщин России, статистическая информация по вопросам занятости женщин, вторичный анализ ряда социологических исследований, посвященных некоторым аспектам рассматриваемой проблемы. В том числе: -аналитический доклад «Женщина новой России: Какая она?» ИКСИ РАН 2001 г.
— исследования, посвященные взаимосвязи тендерного и профессионального образов, акмеологических факторов развития профессионального самоотношения, проблемам идентификации в профессиональной деятельности, трансформации самоидентификации современной. женщины-руководителя, проведенные российскими исследователями в 2000;2008гг.
— исследования, посвященные трансляции образов тендера в современном российском обществе, проведенные в 2004;2008гг.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в основных положениях, выносимых на защиту:
1. «Гендерная культура» общества является совокупностью интеллективных представлений и установок о категориях мужское и женское, транслируемых в различные области деятельности человека, на основе которых происходит формирование сознания, строится его ценностно-мотивационная сфера и, через его фильтр осуществляется восприятие окружающего социокультурного мира.
2. Социальное нормирование позиции женщины формируется под воздействием информационной функции тендерной культуры как непрерывного потока информации внешней культуры, рассматриваемой здесь как совокупности знаков, символов и значений — «социокультурной таблицы». В силу раннего прохождения периода половой идентификации, остается неосознанной для личности, оказывая влияние, тем не менее, на последующие выборы и целеполагание женщины-руководителя в процессе карьерного становления.
3. Коммуникативная составляющая позиции женщины формируется под влиянием коммуникативной функции тендерной культуры и определяет гендерно типичные модели коммуникации и в социальном пространстве и в процессе внутриличностной коммуникации. При этом, средством коммуникации служит не только язык как таковой, но и его гендерная специфичность, механизм передачи информации, техника или психология взаимодействия между полов и в рамках одного пола, выражающаяся также в демонстрации невербальных признаков тендерной принадлежности.
4. Образ наиболее социально привлекательной современной российской женщины объединяет в себе такие черты, как социальная активность, образованность и профессиональный успех с заботой о своей внешности, удачной семейной жизнью, заботой о детях. Таким образом, социальный заказ на образ новой феминности содержит противоречивые для.
13 социальной роли женщины-руководителя социальные конструкты, выражающиеся в акценте на внешность и молодость как основной ценностной характеристике женщины, ведущей к обесцениванию социальной активности женщин.
5. В условиях трансформации российского общества становится актуальной проблема женской карьеры. В подобных условиях процесс карьерного продвижения выступает в виде конкурентной борьбы за достижение необходимого социального статуса. Под профессиональной карьерой понимается результат поведения, связанный с компетентностным ростом, распределением властных ролей, и включающий в себя личностный деятельностный аспект ее должностного и профессионального продвижения. Данная трактовка позволяет выявить иерархию факторов, воздействующих на управление профессиональной карьерой женщин-руководителей: психологические (обаяние, доброжелательность), деловые (профессионализм, работоспособность, упорство, добросовестность) и коммуникативные (активность, умение налаживать связи, общительность) способности. При этом формирование профессиональной карьеры женщин в значительной степени ограничено тендерными отношениями в обществе.
6. Проблемность социальной роли женщины-руководителя обусловлена противоречием между тендерными социокультурными стереотипами феминных и маскулинных характеристик личности, возникающими при раскрытии лидерского потенциала женщины, ролевым тендерным конфликтом, возникающим на почве дефицита времени и дискриминацией женщин в сфере управления, усиливающейся в кризисные периоды развития общества.
7. В процессе социализации женщины-руководители вырабатывают стратегии профессиональной деятельности, часто не поддерживаемые социальными институтами. Имеющийся разрыв между институциональной поддержкой, социальными условиями и потребностями профессиональной.
14 управленческой деятельности женщин-руководителей обосновывает принцип тендерного равноправия, предполагающий равную конкуренцию между тендерными группами, политику справедливой оплаты труда и расширение участия женщин в управленческой сфере. Стратегия карьерного роста женщины-руководителя основывается на увеличении уровня профессиональной компетентности и повышения уровня образования.
Практическая значимость исследования определяется потребностью осмысления влияния современной российской тендерной культуры на социальную позицию женщины-руководителя. Результаты исследования могут быть использованы для расширения и систематизации знаний тендерной культуры в тендерной социологии. Для дальнейшей разработки направлений исследования социальной позиции женщины-руководителя.
Также результаты данной работы могут быть использованы в преподавании дисциплин социокультурных аспектов управления в высших учебных заведениях.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения и выводы диссертации обсуждались на заседании кафедры «Социологии, психологии и педагогики» ГОУ ВПО Московского государственного технологического университета «Станкин», в докладах автора на методологических семинарах кафедры, а также на конференциях, социологических конгрессах и круглых столах. Материалы диссертации представлены в публикациях автора.
Выводы.
Ыа основании анализа ряда эмпирических исследований очерчивается совокупность социально желательных характеристик женщины, демонстрирующая социальный заказ на гендер современного российского общества.
Наиболее социально привлекательным, исходя из исследований образов транслируемых СМИ, является образ «новой женщины», объединяющий в себе такие черты, как активность, образованность, забота о своей привлекательности — красота, удачная семейная жизнь, забота о детях. Красота, молодость и умелое совмещение профессиональных, супружеских и родительских ролей — неизменный атрибут «новой» феминности, который удивительным образом коррелирует с русскими традициями «есть женщины в русских селеньях. коня на скаку остановит.». Т.о., женщины направлены на достижение достойного уровня образования и экономическую независимость, что несовпадает с реальной социальной ситуацией, т.к. особенности гендерной социализации, двойная нагрузка, связанная с тендерным ролевым конфликтом, и мотивация «боязни успеха», заставляет женщин отказываться от повышения образования и квалификации.
Социальная роль женщины-руководителя характерна: преодолением стереотипов, вызывающих ролевой тендерный конфликт на этапе профессионализации в карьере, что позволяет им проявлять более активную социальную позициювысоким уровнем образования и компетентности, т.к. это является основной карьерной стратегией карьерного роста женщины-руководителяосновная мотивация карьерного роста женщины-руководителя — самоактуализация, их жизненная позиция является осмысленной, поэтому женщины-руководители отличаются высоким уровнем самопринятия и самоуваженияэкзистенциальный тендерный конфликт переживается женщинами-руководителями легче, чем обычными женщинамисферы жизненных ценностей мужчин и женщин — руководителей близки, их представления о геодере характерны набором гендерно нейтральных характеристик. Однако, социальное нормирование роли женщины вызывает внутреннюю конфликтность в период мастерства и в периоды карьерных скачков, обусловленную мотивацией «боязни успеха».
Защищенность социальной позиции женщины-руководителя обеспечивается такими качествами, как: высокий уровень образования и профессиональной компетентности (более высокий, чем у мужчины на аналогичном посту), умение осуществлять гибкое социальное руководство и коммуникацию, ожидаемой эмоциональностью и добротой, но при этом отсутствием невротичности, причем последние качества обеспечиваются только в результате ясного осознанного понимания женщиной своей социальной роли и ценностно-мотивационной сферы, умение проводить грамотную экономико-правовую политику руководства, независимость §-УЩШМ. При этом, внешность женщины-руководителя должна соответствовать стереотипным представлениям о традиционной феминности (обаяние, ухоженная внешность, привлекательность), личная жизньудачной, что обеспечивается наличием детей и мужа.
Специфика российского рынка труда состоит в том, что женщины не являясь на нем новым элементом, не только имеют меньшие объективные возможности для карьерного роста, но и считаются работниками «второго сорта», не ориентированными на карьеру, обладая не меньшим карьерным потенциалом, чем мужчины. Немногочисленная представленность женщин на руководящих постах высшего уровня власти является весомым сдерживающим фактором карьеры женщин-руководителей.
Заключение
.
Гендерная культура" общества, представляет собой совокупность абстрактных знаний о категориях мужчина и женщина, мужское и женское, транслируемых в различные области деятельности человека, на основе которых происходит формирование сознания, строится его ценностно-мотивационная сфера и, через фильтр которых он строит восприятие окружающего мира. Для человеческого существа — это искусственно исторически созданные ограничения функциональности или некие социальные рамки: быть мужчиной и быть женщиной, основанные, тем не менее, на биологически различных возможностях организма, задающих несколько различную экзистенцию психики.
Первейшей функцией тендерной культуры является социализирующая функция, с помощью которой происходит одна из первых самоидентификаций индивида, включение его в социальную жизнь как представителя определенного пола. Первое представление о другом человеке мы уже выстраиваем на основании его половой принадлежности, именно поэтому гендерная социализация оказывает наибольшее влияние на социальную жизнь индивида.
Накопление опыта, значения и знаний тендерной принадлежности, как аккумуляции родового (человеческого) опыта, являющегося своеобразной «универсальной энциклопедией тендера» — мнимым, но динамическим мифом человеческого сообщества.
Функция гносеологическая. Познавательная функция тендерной культуры состоит в том, что на основе знаний (социокультурной таблицы тендерной адекватности), охватывающей все стороны общественной жизни, формируется целостная картина мира, состоящего из представителей более одного социального пола, определяются возможности освоения окружающей внешней реальности, внутренней сущности индивида являющегося мужчиной или женщиной, определяется уровень достигаемых навыков и.
133 умений мужчинами и женщинами. Т. е. сюда также входят цели, перспективы и проекты человеческой деятельности, но разделенные на категории половой принадлежности.
Информационная функция тендерной культуры отвечает за трансляцию социального опыта или социализацию индивида. Принадлежность к определенному социальному полу, так или иначе, формируется под давлением непрерывного потока информации внешней культуры, рассматриваемой здесь как совокупности знаков, символов и значений. Информация, поступающая от общества (совокупности «атомов тендерной культуры»), становится своеобразным ключом для включения в социум и реализации своих амбиций в нем.
Коммуникативная функция тендерной культуры состоит в том, что средствами общения между индивидами служит не только язык как таковой, но и его тендерная специфичность, выражающаяся также в демонстрации невербальных признаков тендерной принадлежности.
Регулирующая и нормирующая функция тендерной культуры, как система искусственно созданных этических категорий, наиболее сильно влияет на жизнь индивида, так как является не только внешним сводом законов поведения, но и Сверх-Я, определяющим как оценку своего статуса самим индивидом, так и обществом — статуса индивида с позиции тендерной «полноценности».
Причем, информационная, коммуникативная и нормирующая функции тендерной культуры выступают как средства социализации, идентификации, воспитания и интеграции людей в их совместной жизнедеятельности и являются основными для социологии культуры.
К сигнификативной функции можно отнести — придание смысла и значения тендерной стратификации и идентификации, проблемы статусности тендерной роли, создание образа идеального мужчины, идеальной женщины, идеальных взаимоотношений, взаимодействия, любви и т. д.
Гедонистическая функция тендерной культуры находится в прямой зависимости с удовлетворенностью индивидом своей жизнью. Она сводится не только к культуре получения удовольствия от удовлетворения первичных потребностей человека или от культуры телесночувственного наслаждения, связанного с признанием достоинства биологических особенностей, но и с получением интеллектуального удовольствия более высокого уровня, присущего только человеческому существу, от возможности проживать «инаковость» (Люси Иригари) мужского или женского трансцендирующего ума.
Сюда же включена функция «психологической разрядки» наиболее сильно опосредуемую тендерными ролями и связанную со способом проживания своей эмоциональности.
Наиболее важной функцией тендерной культуры, к которой относится и производство новых ценностей и духовное творчество, является гуманистическая функция. Прогрессивная социодинамика культуры, в первую очередь, зависит от количества просвещенных «прометеевских» личностей, живущих в настоящем, в тот момент, когда происходит генерация будущей культуры в самом широком смысле. Это те личности, которые становятся эталонами развития интеллекта, мирвозренческой свободы мысли и экономической состоятельности.
Информационные потоки знаний тендерной культуры осуществляют вложение вовне на основе той культурно-исторической ситуации, которая существует в реальности. Информация, транслируемая тендерной культурой, на сегодняшний день не соответствует уровню развития человеческого потенциала, определяясь в большей степени социальным заказом конкретного общества.
Гендерная специфика информации, необходимая для социополовой идентификации, усваивается в начальном объеме в возрасте 4−5 лет, и большая часть ее имплицитна, т. е. составляет основу бессознательного. В.
135 ходе дальнейшего развития личности происходит уже процесс обогащения возможного вариативного ряда признаков принадлежности к полу и некоторое редуцирование способов развития личности и личностных черт в рамках определенного пола с помощью механизмов информационного, нормативного давления конкретного общества, с его спецификой гендерно-культурных традиций. Человек — существо абсолютно социальное, его социализация носит инстинктивный характер, поэтому информация передаваемая из поколение в поколение — мораль, этика поведения, построенная не на внутренней идентичности, а на основе «социокультурной» таблицы общества значительно обусловливает социальную роль женщины-руководителя.
Устойчивость социальных когнитивных схем обеспечивает ретрансляцию основных стереотипов тендера, так как они сами состоят из единиц информации культуры, т. е. мышление оперирует теми понятиями, которые являются заданными культурой. Таким образом, женщинам-лидерам в процессе своего карьерного становления приходится создавать новый образ тендера, избавляясь от «мемов» социальной желательности поведения женщины. Для лидера это необходимое условие роста, т.к. меметическая зацикленность сознания способствует потери личностью своей индивидуальности, креативности, уникальности существования и мышления.
Поведение женщин во всех сферах социальной жизни определяют глубинные установки, неизменно транслируемые тендерной культурой:
— неприятие женского начала (глубинной внутренней идентичности) как социально дискредитируемого вызывает в женщине комплекс неполноценности, проявление скрытых форм агрессивностиобусловленных исторической социальной фрустрированностью и регламентом тендерной культуры проявления феминных черт, формирование стратегии подчинения или конструирования собственного проигрыша, т.к. принадлежность к дискриминируемой группе закрепляет тенденцию приписывать свои неудачи половой принадлежности,.
— преувеличение значимости внешности (страх потери красоты и молодости), как основных жизненных ценностей женщины, являющихся также следствием социальной фрустрированности и сводящим смысл жизни женщины к биологическим функциям,.
— достижение безопасности существования за счет установки контроля над другими с помощью демонстрации своей слабости и зависимости,.
— превозношение значимости эмоциональности, детерминированное исторической ограниченностью сферы деятельности женщины кругом семьи,.
— преувеличение значимости семьи (страх потери любви, ребенка) «Едва ли женщина способна относиться к развитию своей личности столь же серьезно, как к любовной жизни, если в ней постоянно поддерживается установка обесценивания зрелых лет».
Гендерные отношения, зафиксированные в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, обусловлавливают технику коммуникации мужчин и женщин. Использование женщинами-менеджерами тендерных стереотипных моделей коммуникации снижает их эффективность в деловых переговорах. Однако, существуют ситуации, в которых тендерная маркированность минимальна: высокая образованность или ориентированность на решение задачи коммуникантов вообще стирает гендерные различия. Потенциал личностного влияния или магнетизм руководителей возрастает с увеличением андрогинных черт, т. е. лидеры используют широкий спектр коммуникативных программ, что дает им социальную гибкость, как в управленческой, так и прогностическо-стратегической деятельности.
Половая дихотомия, историческая и экономическая нереализованность значительной части человеческого общества с уровня личности и семьи,.
137 логично проецируется на историческую перспективу развития общества в целом. Не тендер, а именно пол человека является социокультурным конструктом, так как норма адаптивности организма человека, диапазон его возможностей намного шире принятых определений женственности и мужественности. Социокультурные конструкты почти всего современного мира лишены тендерной толерантности, в связи с продолжающейся ретрансляцией глубинной психологической противоречивости норм, идеалов, ценностей и социальных установок. Их социальная противоречивость состоит в том, что, опираясь на культуру и ценности традиционного стиля общественной жизни, культуру взаимоотношений в семье, воспитание и психологию отношения с детьми, секс и т. д., человек продолжает зачастую настаивать на нефункциональном использовании своего потенциала, идущем вразрез с интенциональностью.
Наиболее социально привлекательным, исходя из исследований образов транслируемых СМИ, является образ «новой женщины», объединяющий в себе такие черты, как активность, образованность, забота о своей привлекательности — красота, удачная семейная жизнь, забота о детях. Красота, молодость и умелое совмещение профессиональных, супружеских и родительских ролей — неизменный атрибут «новой» феминности, который удивительным образом коррелирует с русскими традициями «есть женщины в русских селеньях. коня на скаку остановит.». Т.о., женщины направлены на достижение достойного уровня образования и экономическую независимость, что несовпадает с реальной социальной ситуацией, т.к. особенности тендерной социализации, двойная нагрузка, связанная с тендерным ролевым конфликтом, и мотивация «боязни успеха», заставляет женщин отказываться от повышения образования и квалификации.
Социальная роль женщины-руководителя характерна: преодолением стереотипов, вызывающих ролевой тендерный конфликт на этапе профессионализации в карьере, что позволяет им проявлять более активную.
138 социальную позициювысоким уровнем образования и компетентности, т.к. это является основной карьерной стратегией карьерного роста женщины-руководителяосновная мотивация карьерного роста женщины-руководителя — самоактуализация, их жизненная позиция является осмысленной, поэтому женщины-руководители отличаются высоким уровнем самопринятия и самоуваженияэкзистенциальный тендерный конфликт переживается женщинами-руководителями легче, чем обычными женщинамисферы жизненных ценностей мужчин и женщин — руководителей близки, их представления о тендере характерны набором гендерно нейтральных характеристик. Однако, социальное нормирование роли женщины вызывает внутреннюю конфликтность в период мастерства и в периоды карьерных скачков, обусловленную мотивацией «боязни успеха».
Отмечена сложность совмещения профессиональной и семейных ролей, ведущая как правило к сокращению времени на профессионализацию и образование. Выбирая карьеру руководителя, женщина самоидентифицируется в этом образе, т. е. ее выбор более осознан, чем у мужчин, продиктованный мотивацией реализации своих способностей и укрепления личной экономической самостоятельности. Но отмечено, что в самосознании личности женщин уменьшается связанность профессионального и тендерного образов, способствующая само актуализации и удовлетворенности жизнью, хотя для лидеров обоих полов тендерный образ очень важен, т.к. они крайне чувствительны к социальной ангажированности в любой форме, это одна из составляющих успешности.
Защищенность социальной позиции женщины-руководителя обеспечивается такими качествами, как: высокий уровень образования и профессиональной компетентности (более высокий, чем у мужчины на аналогичном посту), добросовестность и работоспособность, умение осуществлять гибкое социальное руководство и коммуникацию, ожидаемой.
139 эмоциональностью и добротой, но при этом отсутствием невротичности, причем последние качества обеспечиваются только в результате ясного осознанного понимания женщиной своей социальной роли и ценностно-мотивационной сферы, умением проводить грамотную экономико-правовую политику руководства, независимостью суждений. При этом, внешность женщины-руководителя должна соответствовать стереотипным представлениям о традиционной феминности (обаяние, ухоженная внешность, привлекательность) и удачную личную жизнь, главным образом обеспечиваемую наличием детей и мужа.
Типично женские факторы, положительным образом воздействующие на управление профессиональной карьерой женщин-руководителей: психологические (обаяние, доброжелательность), деловые профессионализм, работоспособность, упорство, добросовестность) и коммуникативные (активность, умение налаживать связи, общительность) способности. Во взаимоотношениях с внешней средой женский стиль управления отличается большей гибкостью, ситуативностью. В реализации принятых решений для женщин-руководителей характерно четкое распределение функций исполнения, создание равноправных условий для самореализации. Осуществляя функцию контроля за деятельностью персонала, женщина-руководитель создает необходимые условия для труда и отдыха подчиненных, сохраняя способность применять жесткие меры.
Фактором, многократно усиливающим протекание карьерного кризиса женщин-руководителей, является незначительная представленность женщин как в политической, научной, так и в деловой элите современного российского общества.
Тендерное неравенство, являясь сущностной характеристикой социальной стратификации современного российского общества, проявляется с неодинаковой степенью интенсивности в различных сферах. Наиболее неблагоприятно положение женщин в сфере управленческого.
140 потенциала: чем выше должностная ступень, тем ниже доля женщин в числе занятых. Специфика российского рынка труда состоит в том, что женщины не являясь на нем новым элементом, не только имеют меньшие объективные возможности для карьерного роста, но и считаются работниками «второго сорта», не ориентированными на карьеру, обладая не меньшим карьерным потенциалом, чем мужчины.
Женщины-руководители — именно та группа, которая раньше остальных освобождается от стереотипов. В процессе карьерного роста происходит «сближение» мужских и женских позиций по их отношению к работе и карьере, к семье, браку, детям, любви, социальной справедливости, т. е. становится гендерно нейтральным — для них благополучие семьи является психологическим климатом карьеры. При этом изменение внутренних стереотипов, не изменяет ценностную значимость любви, а лишь время уделяемое ей. Любовь и друзья для женщины-руководителя перестают превалировать над значимостью самоактуализации, в сравнении с женщинами вообще. В семьях женщин-руководителей происходит изменение ролевых стереотипов на эгалитарную систему отношений, способствующую освобождению женщины от двойной нагрузки. Однако, следует заметить, что высокий экономический статус респонденток может предполагать использование труда наемных помощников, обеспечивающих безконфликтность семейной жизни.
Женщины-руководители являются социальной группой, создающей преценденты для изменения образа фемининного тендера в социокультурном пространстве, их роль в данном случае трудно переоценить. Сложность трансформации тендерной культуры общества в целом, обусловлена спецификой усвоения гендерномаркированной информации и продолжающейся ретрансляцией глубинных психологических установок дискриминации женского потенциала. Такая картина социального устройства общества приводит к трудностям карьерного становления женщин.
141 руководителей и переосмыслению своей социальной роли ими, выбираемая женщинами-руководителями стратегия карьерного продвижения за счет повышения уровня образования и компетентности является наиболее успешной, хотя и провоцирующей кризис маскулинной тендерной роли.
Увеличение использования потенциала женщин-руководителей, по нашему мнению, возможно при осуществлении комплекса мер социального воздействия:
— увеличение трансляции СМИ образов успешных, умных женщин — руководителей, лидеров, ученых, политиков, предприниматей;
— пропаганда на уровне реальной государственной политики равенства мужчин и женщин в социальной сфере;
— увеличение числа женщин в органах государственной власти на высших управленческих позициях;
— создание широкой системы непрерывного образования для населения в целом;
— законодательное регулирование фактов дискриминации женщин в сфере трудовых отношений;
— создание обучающих программ для менеджеров по персоналу способствующих грамотному использованию гетерогенности человеческого фактора в кадровой политике предприятия;
— создание системы специализированных курсов и семинаров, с целью психологической поддержки карьерного роста женщин-руководителей.
Проведенное исследование и анализ его результатов позволяет выделить некоторые пути дальнейшего изучения обозначенной проблематики в рамках социологии тендерных отношений.
К первому направлению можно отнести изучение влияния информационной составляющей тендерной культуры общества на процесс трансформации образов маскулинности и феминности в российском социокультурном пространстве, влияние специфики социально.
142 исторического развития российского общества на уровень развития человеческого потенциала по половому признаку. Вторым направлением может стать: рассмотрение особенностей социальной роли женщин-руководителей (ее отличие от мужской, социальный статус, уровень раскрытия управленческого потенциала в профессиональной деятельности, степень мобильности в карьере, степень влияния информации транслируемой СМИ на жизненные ориентации женщины-руководителя). Третье направление — исследование влияния увеличения числа женщин-руководителей в сфере управления на трансформацию социального концепта мужчины-руководителя.
Данные направления позволят более подробно изучить социальное положение женщин и мужчин, их карьерный потенциал, его обусловленность различными социокультурными факторами, и на этом основании прогнозировать поведенческие тенденции, возможные противоречия и конфликты, разрабатывать направления и меры по улучшению социального положения мужчин и женщин, способствующие повышению качества и изменению образа жизни мужчин и женщин, а также по достижению тендерного равенства в сфере труда.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Айвазова С.К. Симона де Бовуар: этика подлинного существования // Бовуар де С. Второй пол. М.: АО «Прогресс" — СПб.: Алетейя, 1997.- С. 520.
- Алешина Ю.Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. 1989. № 5. -С. 80−88.
- Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии//Вопросы психологии. 1996. № 1. -С.131−143.
- Арутюнян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами//Семья и социальная структура/Отв. ред. М. С. Мацковский. М., 1987. -С. 53−70.
- Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. Российский общественный научный фонд. Научные доклады, 34. М., 1996. -С. 12−20.
- Баксанский О.Е., «Когнитивные репрезентации», М.: URSS-2009, — С. 50 220.
- Балабанова Е.С. Экономическая зависимость женщин: сущность, причины и последствия // Социол. исслед. 2006. — N 4, -С.57−68.
- Баскакова М.Е. Замужняя женщина: семья или работа? // Семья в России 1995. № 3−4. -С 101−108.
- Баскакова М.Е. Равные возможности и тендерные стереотипы на рынке труда. М.: МЦГИ, 1998. -С. 285−310.
- Батлер Дж. Тендерное беспокойство (гл. 1. Субъекты пола/гендера/желания) // Антология тендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000, — С. 247−346.
- Белинская Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы//Социальная психология в современном мире/Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. -С. 42−56.
- Белоконная JI. Тендерная статистика в России // Вопросы экономики. -2000.-№ 3.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание./лер. с англ./. -М.: «Прогресс», 1986. -421с.
- Бехтерева Н.П., Магия мозга и лабиринты жизни,-М., АСТ-СПб.:Сова, 2007. -С. 90−95.
- Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2, Пер. с франц.-М:Прогресс, СПБ: Алетей, 1997. -832с.
- Большой толковый психологический словарь. Т. 2 (П-Я) — Пер. с англ./Ребер Артур. ООО «Издательство «Вече», 2001. -С. 294.
- Борзова М.В., «Социокультурный анализ конструктов феминности и маскулинности в гендерно-ориентированных текстах СМИ», автореферат, д.с.н., Ростов-на-Дону-2007. -С. 10−20.
- Бэттлер А. Общество: прогресс и сила (критерии и основные начала), М-2008, С. 238.
- Вандышева А.В.,"Гендерно-ориентированная лексика в языковой картине мира», автореферат к.ф.н., Ростов-на Дону, 2007, -С. 9.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука основы психологии познания,-М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006., Т 2, -С. 107.
- Воронина О.А., Феминизм и тендерное равенство, -М.: Эдиториал УРСС, 2004.-320 с.
- Гаврилина О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998. № 4. -С. 65−70.
- Галой Н.Ю. «Субъективный образ жизни женщин-предпринимательниц» автореферат к.п.н., М-2009. -С. 3−15.
- Гвоздева Е.С., Герчиков В.й. Штрихи к портрету женщин-менеджеров //СОЦИС. 2000. — № 11. — С.36−44., Киянова М. К. Женщина и бизнес: две ловушки на пути к вершинам // ЭКО. — 1995.-№ 4. -С. 193−199.27.