Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Традиционная агульская народная поэзия: специфика, типология, поэтика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В песенном творчестве агулов определенное место занимали песни о социальном неравенстве и тяжелой доле труженика. Социальная дифференциация агульского общества зависела от наличия или отсутствия у горца собственной земли. Если большая часть Агула входила в «вольные общества», имеющие общинные земли, то в некоторых селах трудящиеся расчленялись на социальные группы: уздени (свободные крестьяне… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ
    • 1. 1. Календарно-обрядовая поэзия
    • 1. 2. Свадебная обрядовая поэзия
    • 1. 3. Похоронные причитания
  • Глава 2. НЕОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ.77)
    • 2. 1. Песни о социально-бытовой жизни народа
    • 2. 2. Любовная лирика
    • 2. 3. Песни об отходничестве
  • Глава3. ПОЭТИКА АГУЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ лирики

Традиционная агульская народная поэзия: специфика, типология, поэтика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многонациональная культура народов России вбирает в себя не только достояние искусства крупных наций, но и сокровища всех малочисленных этносов страны. Народы Дагестана, пройдя столетия нелегкой и тревожной истории, сохранили до наших дней яркие образцы фольклора. Произведения устного творчества пользовались огромной популярностью у широких масс и являлись одним из действенных средств нравственного и эстетического воспитания человека.

Агулы — один из древнейших народов Южного Дагестана, имеющий многожанровое устное поэтическое творчество и богатые творческие традиции. Традиционно агулы жили компактно в долинах рек Чираг-чай, Курах-чай и их притоков, занимая горы и ущелья Агул-дере, Кушан-дере, Курах-дере и Хпюг-дере. Их численность по переписи 2002 года составляет более 25 тысяч человек.

Происхождение агульского народа из-за отсутствия исторических сведений невозможно установить, но на основании их материальной и духовной культуры можно предположить, что они принадлежат к коренным народам Южного Дагестана, входивших до У века в Кавказскую Албанию. По языку, образу жизни и культуре они близки к лезгинам, табасаранцам, рутулам и цахурам.

Первое упоминание об агулах как о племени «агутакани» встречается в Армянской географии УП века. В историческом памятнике говорится и о леках в числе 26 народов Кавказской Албании. О них мы находим сведения и в «Истории Армении"1. Вслед за древними географами более подробные сообщения о племенах Кавказской Албании встречаются в труде Егише Вардапета «История Егише», где говорится, что «армянский военачальник Васак Сюни, перешедший на сторону сасанидов, в борьбе против Хазарского.

1 Хоренский М. История Армении. СПб, 1851. каганата щедрыми дарами и угрозами привлек на свою сторону иберов, липнов, чилбов, ват, гав, гнивар и хырсан, и хечматок, и пасюн, и пюкован. и всю неприступную страну гор"2. Возможно, одно из 26 племен Кавказской Албании имеет прямое отношение к агулам.

Из исторических источников видно, что когда персы в У веке захватили Чор (Дербент), им стало известно, что существует и обходная дорога, по которой, минуя Дербентский проход, шли прикаспийские кочевники в Персию. Видимо, кочевники, а впоследствии и хазары, знали о существовании перевала через Кокмадаг в зоне обитания горного племени под названием «агутакани» или «агъулар» (жители Агула) и дорогу КумухЧираг — Рича — Тпиг. По этой горной дороге через кавказские перевалы иноземцы неоднократно проникали в страны Закавказья и грабили население. В связи с этим, как отмечают грузинские источники, «хазары пришли и расселились в расщелинах гор, и такое состояние продолжалось много времени, и все эти племена платили дань хазарам"3. Поэтому в целях укрепления северных границ Сасанидской империи персы начали уделять серьезное внимание горной дороге, соединяющей центральную и южную части Дагестана, особенно зоне проживания агулов.

Покорение агулов арабами, как и других племен Южного Дагестана, началось с УШ века. Как известно из сохранившихся арабских куфических надписей, сделанных на минаретах, каменных плитах в мечетях и кладбищах Тпига, Буркихана, Рича, Буршага, Курага и других населенных пунктов Агула, население горного края подверглось по этой же горной дороге опустошительному нашествию монголов в середине ХШ века,.

2 Артамонов М. И. История хазар. Л.: Наука, 1967. С. 58.

3 Ахмедов Ш. М., Булатова А. Г. и Исламмагомедов А. И. Краткий очерк истории и социальных отношений агулов в XIX — начале XX веков. // Агулы (Сб. статей по истории, хозяйству и материальной культуре). Махачкала, 1975. С. 9. разрушая дома и мечети4. После ухода монголов агулы оказались под двойным гнетом ставленников ширванских и казикумухских правителей, претендовавших на плодородные земли и сенокосные летние пастбища местных общин. В ХУ1 -ХУП вв. большая часть территории Агула была полностью захвачена казикумухскими ханами.

На протяжении многих столетий агулы, как и другие народы Дагестана, подвергались бесконечным нашествиям персов и турок, от которых в долинах Агул-дере и Кушан-дере остались развалины аулов и заросшие кладбища. '/ Особенно кровопролитными были походы под руководством Надир-шаха в 1739 — 1741 гг., когда персидский правитель захватил и разорил Тпиг, Рича, Хутхул, Хоредж, Фите, Дулдуг, Хосрех, Кули, Кумух и другие агульские и лакские селения.

В конце ХУШ века некоторые агульские села входили в состав Казикумухского ханства, и правитель Сурхай-хан проводил антирусскую политику, периодически нападая на царские гарнизоны в Южном Дагестане. Царское командование организовало ряд успешных походов во владения Сурхай-хана, в результате которых были захвачены все лезгинские земли, принадлежащие до этого лакскому правителю, и образовано Кюринское ханство, куда вошли как лезгинские, так и некоторые агульские и табасаранские селения.5 Об этих трагических периодах истории народа в фольклоре до сих пор сохранились предания и легенды. Как видно, история древних агулов была полна трагическими событиями.

Этническая история и культура агулов до присоединения Дагестана к России не были объектами специальных научных исследований. Интересные сведения и материалы об истории, культуре и языке народов Южного Дагестана появились в периодических изданиях царской России: «Кавказских.

4Шихсаидов А. Р. Эпиграфические памятники Дагестана Х-ХУП вв. как исторический источник. М.: Наука, 1984. С.42−47.

5Симонович Ф. Ф. Описание Южного Дагестана.// История, география и этнография Дагестана ХУШ-Х1Х вв. М, 1958. С. 151. сборниках", «Сборниках материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК) и «Сборниках сведений о кавказских горцах» (ССКГ) и других журналах, где печатались работы русских путешественников, военных чиновников, историков, этнографов, членов русского географического общества и т. д.

Только в пятидесятых годах XX века известный этнограф Б. А. Калоев провел первое подробное этнографическое описание агулов, где он отметил: «Как показывают памятники материальной культуры, в частности куфические надписи, агульские села появились еще задолго до завоевания Дагестана арабами «6.

Письменных источников о существовании у агулов письменности до сих пор не выявлено, однако, учитывая то, что агулы как один из народов лезгинской группы входили в состав Кавказской Албании, можно предположить, что албанская письменность была известна и этому племени. С насаждением арабами ислама в УШ — X веках в некоторых селах построили мечети, где начали обучать чтению Корана и письму. Однако писать и читать умели лишь служители культа. А основная масса агульского населения до Октябрьской революции была неграмотной. Видимо, поэтому до последних лет у агулов не было литературы, хотя в народе были талантливые ашуги и народные певцы. Современная письменность на базе кириллицы была создана лишь в 1991;1992 годах XX столетия, и в последнее время появились первые поэты, пишущие на родном и русском языках.

Основным занятием агулов в прошлом было скотоводство и земледелие. Кроме того, из-за ограниченности посевных и сенокосных площадей и отсутствия постоянной работы в горах, большая часть мужчин отправлялась на сезонные работы в приморские села, города Дагестана и.

6 Калоев Б. А. Агулы. (Историко-этнографический очерк)//Кавказский этнографический сборник. Вып.3. М.-Л., 1962. С. 73.

Азербайджана, а женщины занимались ковроткачеством и ведением домашнего хозяйства.

Актуальность исследования. Исследование национальной специфики, идейно-тематических особенностей, типологии и поэтики традиционной агульской народной поэзии имеет большое значение для осмысления фольклора народа, имеющего древнюю и богатую духовную культуру. Актуальность работы обусловлена отсутствием до настоящего времени каких-либо специальных работ, изучавших фольклорное наследие этноса. Между тем, в агульской поэзии отображаются многовековая жизнь, трагическая история, культура и богатство художественных традиций народа, запечатлевших в фольклоре различные этапы своего исторического развития.

Устно-поэтическое творчество агулов начало формироваться в глубокой древности. Оно включает в себя обрядовые и необрядовые песни, сказки, предания, легенды, притчи, пословицы, поговорки, загадки и другие жанры. Хотя населенная агулами территория длительное время подвергалась нашествиям иноземных захватчиков, исторические и героические песни у народа, как у некоторых горцев Южного Дагестана, не сложились.

Представляет немалый научный интерес процесс становления и исторического развития поэтических традиций агульской поэзии как творчества самобытного, но развивавшегося в контактах с культурой соседних лезгин, табасаранцев и азербайджанцев, а также этапов эволюции эстетического мышления народных певцов.

Объектом исследования является устное народное творчество агулов — одного из древнейших народов Дагестана. К анализу привлечено более пятисот текстов обрядовых и необрядовых песен агулов, записанных нами в 2002;2005 годы в селах Агульского, Курахского, Дербентского районов Дагестана и в городах: Дербент, Дагестанские Огни, Махачкала, Кизляр. Немалое количество текстов, записанных лингвистами, этнографами и студентами, хранится в рукописных фондах ИЯЛИ ДНЦ РАН, Студенческой фольклорной лаборатории Даггоспедуниверситета (СФЛ ДГПУ), НИИФЛИ Дагестанского госуниверситета им. А. Назаревича.

Предмет исследования — традиционные агульские народные песни («мег1 ни, мег1нивур»).

Степень изученности темы. Исследование культурного наследия агулов находится на начальном этапе. Впервые к изучению агульского языка в 1907 году обратился немецкий лингвист A.M. Дирр, который в общих чертах описал агульский язык на основе буркиханского диалекта. В 1941 году исследователь Р. Шаумян провел большую работу и опубликовал свой «Грамматический очерк агульского языка"8, где автор оперировал кошанским диалектом агульского языка, используя для лингвистического анализа и некоторые тексты народных песен агулов. Интересное и ценное исследование написано профессором A.A. Магометовым «Агульский язык"9, в котором изучаются все четыре диалекта агульского языка.

Богатые и разнообразные сведения о культуре, истории, быте и нравах агулов содержатся в известных трудах этнографа Б. А. Калоева «Агулы"10 и исследователей Ш. М. Ахмедова, А. Г. Булатовой и А. И. Исламмагомедова «Краткий очерк истории и социальных отношений агулов в XIX — начале XX веков"11.

Наиболее емкими трудами в освещении культурного и исторического наследия агулов являются монографии этнического агула, профессора Петрозаводского госуниверситета З. К. Тарланова «Язык и культура"12 и.

7 Дирр A.M. Агульский язык. Грамматический очерк, тексты, сборник агульских слов с русским к нему указателем. Тифлис, 1907.

8 Шаумян Р. Грамматический очерк агульского языка (с текстами и словарем). M.-J1., 1941.

9 Магометов A.A. Агульский язык (Исследование и тексты). Тбилиси, 1970.

10 Калоев Б. А. .Указ. соч. С. 69 -109.

11 Ахмедов Ш. М., А. Г. Булатова и А. И. Исламмагомедов. Указ. соч. С. З — 43.

12Тарланов З. К. Язык и культура. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1984.

Агулы: их язык и история". В первой работе ученому удалось достаточно объективно воссоздать историю агулов на материале языковых данных в системе языков лезгинской подгруппы.

А во втором труде помимо изучения структуры языка на всех уровнях, приводятся интересные сведения о древней истории, этнографии, хозяйственной жизни, этногенезе, реликтовых традициях, суевериях и формах магии народа. На основе данных языка автором излагаются некоторые соображения относительно происхождения агулов, их первоначального расселения, историко-культурных связей с другими народами, форм хозяйственно-бытовой деятельности. Примечательно, что автор описал и комментировал некоторые традиционные календарные и семейно-бытовые обряды народа с иллюстрацией фольклорного материала, а также дать оценку обрядовым суевериям, связанным с земледелием и скотоводством. Этот труд до сих пор, пожалуй, является наиболее полным в освещении культурно-исторического прошлого древнего народа. Интересные сведения о жизни и художественном мышлении агулов содержатся в многоплановом труде З. К. Тарланова «100 агульских пословиц с переводами на русский язык и толкованиями «. 14.

До XX века произведения агульского фольклора специально не собирались и не изучались. Первые записи агульских сказок (о животных, бытовых и волшебных) и семи песен-четверостиший были сделаны в 1907 году немецким языковедом и этнографом A.M. Дирром в упомянутой работе «Агульский язык» для лингвистической оценки языка аборигенов края. Учитывая структуру использованных ученым поэтических текстов (четырнадцатисложный силлабический размер песен) и особенности их.

13 Тарланов З. К. Агулы: их язык и история. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1994.

14 Тарланов З. К «100 агульских пословиц с переводами на русский язык и толкованиями >>. Петразаводск, 2000. и поэтики, заметим, что они не являются народными, а представляют собой сочинения известного певца Агула Ашуга Раджаба.

В 1941 году лингвист Р. Шаумян опубликовал свой «Грамматический очерк агульского языка (с текстами и словарем)"15, где автор поместил примеры пословиц, поговорок, загадок, сказок и десять обрядовых и необрядовых песен с переводами и небольшими комментариями.

В монографии З. К. Тарланова «Агулы: их язык и история» бегло описаны календарно-аграрные обряды вызова дождя «Бешепей», «Купание пастуха в реке», заклинания солнца «Белкунцай», и к последнему магическому ритуалу приводится единственный фольклорный текст для иллюстрации традиции исполнения песни. Помещенная в работе характеристика обрядов и словесно-магических формул, сопровождавших ритуалы, использована автором в целях лингвистического анализа средств агульского языка.

Серьезная работа по сбору и систематизации агульского фольклора проведена студентами Дагестанского госпедуниверситета во время студенческих фольклорных экспедиций16. За 1989 — 1996 гг. записан большой материал агульского фольклора, куда вошли обрядовые и лирические песни (более ста текстов), сказки, предания, легенды, афористические и другие жанры. Наибольшее количество песенного материала (420 текстов) удалось записать нам во время экспедиций в 2002;2005 гг. в селах Агульского, Курахскогои Дербентского районов и городах Дагестана.

Цели и задачи исследования. Цель работы — изучение традиционной поэзии агулов, ее жанровой специфики, идейно-тематического многообразия, типологии и поэтики. Многоаспектность проблематики народной поэзии обусловливает решение следующих задач:

15 Шаумян Р. Указ. соч. С. 110 -129.

16 Рукописный фонд СФЛДГПУ. ДЦ № АГ-900- АГ-924.

— изучить проблематику, жанровую и идейно-тематическую специфику обрядовой и необрядовой поэзии агулов;

— выявить генетические корни и этапы исторического развития календарно-аграрных, семейно-бытовых и необрядовых песен;

— определить особенности зарождения и развития художественных традиций в агульской поэзии;

— раскрыть некоторые закономерности эволюции поэтики песен агулов;

— исследовать историко-типологическую общность поэзии агулов и песенного творчества других народов Дагестана и Азербайджана.

Научная новизна состоит в выборе актуальной темы и в том, что диссертация представляет собою первое в дагестанской фольклористике монографическое исследование традиционной агульской народной поэзии. Работа построена на научном анализе фактического материала, представляющего большей частью (80%) полевые записи соискателя и вводимые в научный оборот впервые. Исследование позволяет отметить, что агульская народная поэзия — это возникшее и исторически развивавшееся в местных условиях самобытное творчество народа, имеющее богатые и древние художественные традиции.

Методологической и теоретической основой диссертации явились фундаментальные труды российских и зарубежных фольклористов и литературоведов. Изучение традиционной агульской народной поэзии велось в рамках сравнительно-исторического и сравнительно-типологического методов исследования текстов фольклора на базе работ А. Н. Веселовского, В. Я. Проппа, В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачева, В. К. Соколовой, Б. Н. Путилова, Э. Тейлора, В. Е. Гусева, В. И. Чичерова, В. П. Аникина, С. Г. Лазутина, Н. И. Кравцова, Н. П. Колпаковой, Ю. Г. Круглова, В. М. Гацака и других.

В работе использованы труды и дагестанских исследователей: Г. Г. Гамзатова, A.A. Ахлакова, Х. М. Халилова, A.M. Аджиева, М. Р. Халидовой,.

С.М. Хайбуллаева, М. М. Курбанова, Ф. О. Абакаровой, Ф. З. Абакаровой, A.M. Ганиевой, З. А. Магомедова, З. К. Тарланова, Ф. М. Ибрагимовой и др. В труде предпринята попытка сравнительно-историческим методом определить художественную природу народной поэзии, а также обозначить законы преемственности и типологии в эволюционном развитии лирических традиций агульской поэзии.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы диссертации имеют определенное теоретическое и практическое значение в осмыслении и освещении духовного наследия одного из народов Дагестана. Материалы и основные положения работы могут быть использованы при разработке учебников и пособий по фольклору и литературам народов Дагестана для вузов, училищ и общеобразовательных школ, обобщающих трудов по фольклористике. Работа может оказать помощь при составлении спецкурсов и спецсеминаров для студентов гуманитарных факультетов Даггосуниверситета и Даггоспедуниверситета по филологии и культурологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в пяти статьях, опубликованных в научных изданиях ДНЦ РАН, ДГПУ, ДГУ, на межвузовской конференции преподавателей Дербентского филиала ДГПУ. Вся работа обсуждалась на заседании кафедры литературы ДГПУ. -7 с> ^ю/ - '.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 139 названий. Объем работы 159 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение агульской народной поэзии, ее специфики, идейно-тематических особенностей, типологии и поэтики привело нас к однозначному заключению, что поэзия небольшого горного народа представляет собой богатое и самобытное поэтическое искусство, в котором отобразилась жизнь этноса во всем многообразии: его история, нравы, быт и художественное мышление за много веков. Исследование процесса становления, исторического развития народной поэзии агулов и формирования ее поэтической жанровой системы выявило древнейшие генетические корни многих жанров поэзии, которые до сих пор сохранили в себе элементы ранних форм народного творчества, тесно связанных с древней и тревожной историей этноса. Историко-культурное и сравнительно-типологическое изучение агульской поэзии констатирует, что поэтические традиции, начавшие свои истоки в глубокой древности, прошли длительный процесс становления и развития, что ярко отразилось в эволюции художественного мышления народа. Эти процессы привели нас к следующим обобщениям.

1.Анализ календарно-аграрной поэзии агулов выявил прочную связь поэтического творчества с древними земледельческими обрядами, основанными на магических, анимистических и антропоморфных языческих верованиях древних горцев. В сохранившихся до сих пор в обиходе календарных обрядах обработки земли «Изан акьа ягъ» («День первой пахоты»), встречи весны «Хьдин 1уьш», вызова солнца «Белкунцай», заклинания дождя «Марфаган», «Марфатипай» или «Бешепай» и сопровождавших их ритуальных песнях, отчетливо сохранились признаки первобытного синкретического искусства, относящиеся к древнейшему периоду развития песенного искусства. Но с принятием агулами мусульманства в УШ — IX веках эти обряды и поэзия начали подвергаться влиянию ислама как и весь самобытный образ жизни горцев. Подобные обряды и ритуальные песни с их идейно-тематической, эстетической и магической установкой были характерны и для других народов Дагестана, что говорит о типологической общности быта, нравов и традиций горцев. Они отличаются друг от друга лишь отдельными самобытными колоритными деталями, характерными лишь для региона конкретного народа.

2.Древние агулы имели свою систему времяисчисления, основанную на наблюдениях за солнцем и луной, которая издревле установила начало этнического календарного года со дня зимнего солнцестояния. Календарный год у агулов, как и у некоторых народов Южного Дагестана, делился на периоды по 12 дней каждый с соответствующими языческими названиями. И каждый аграрный или животноводческий обряд проводился в определенный период традиционного народного календаря, который точно регламентировал образ жизни и земледельческие работы агулов. Так, магический обряд «Изан акьа ягъ» («День первой пахоты») проводился только после проведения праздника встречи весны «Хьдин 1уьш», приуроченного по традиции ко дню весеннего равноденствия. Последний издревле знаменовал начало хозяйственного земледельческого года древних агулов.

3. Наличие в календарно-обрядовых текстах словесно-заклинательных формул, бессодержательных словосочетаний, играющих роль основной конструкции смыслового и музыкального оформления песни, минимум изобразительно-выразительных средств поэтики, элементы синкретизма первобытной поэзии, примитивное мышление в образной системе свидетельствуют о древности сложения ритуальных песен, а также о начальном этапе художественного процесса создания агульской поэзии. В то же время содержащиеся в текстах ритмико-мелодичные элементы (типа «Ли-ла-ли-лай, ли-ла-лай!») играли не содержательную, а эстетическую роль для эмоционального оформления магических компонентов песни в хороводных действиях группы сопровождения чучела «Белкунцай» (или «Марфатипай»).

Исполнение песни хороводом сопровождалось синкретическими театрализованными представлениями, различными выкриками, танцами, шутками, хлопками и т. д.

Что же касается художественных качеств песен, посвященных обряду вызова дождя «Марфаган», то следует отметить, что они также бедны своей поэтикой. В них почти нет популярных эпитетов, метафор, сравнений, и тексты ограничиваются обращением к чучелу «Марфаган», магическими и религиозными заклинаниями, якобы способными воздействовать на природные явления. Такие же заклинания и ритуальные блюда были обязательными атрибутами и других аграрных обрядов, которым также приписывали определенный смысл. Все это говорит о древних истоках и начале зарождения поэтических традиций в календарно-аграрной поэзии агулов.

4.С целью вызова осадков, а также для магического воздействия на воду, агулы проводили и другие обряды, вероятно, более позднего происхождения, поскольку в них исламские элементы играли заметную роль: «Хюппахъан рухаъ учча ягъ» («Купание пастуха в реке») и «Гьяйвандин хоха хьитти ик1уб» («Опускание конского черепа в воду»). Они также насыщены различными магическими ритуалами и словесными заклинаниями, рассчитанными на воздействие на атмосферные явления. Однако в них песенные тексты не сохранились.

5.Причитания и свадебная поэзия также тесно связаны с традиционными обрядами, отражавшими древние нравы и культуру агулов. Если причитания до сих пор сохранили качества специфического импровизационного сочинения и исполнения, то свадебные песни подверглись достаточно сильному воздействию необрядовой лирики, а также традиций ашугской поэзии, популярной как в творчестве агулов, так и соседних лезгин, табасаранцев и азербайджанцев. Такое воздействие на свадебную поэзию привело к канонизации свадебных песен, и они обрели форму восточных бендов, построенных на семисложных и восьмисложных (редко на одиннадцатисложных) силлабических размерах.

Агульские свадебные песни сохранили некоторые признаки хоровых, групповых амебейных корильных песен, характерных для обрядовой поэзии древности, когда принцип состязательности в свадебной поэзии играл определенную роль в отношениях родов и племен, заключавших межродовые и межплеменные браки, ведь агулы в древности заключали свои браки на принципах эндогамии. В то же время, в последние десятилетия некоторые свадебные ритуалы постепенно упрощаются, теряя свою магическую направленность и первозданную красоту, исчезли состязания джигитов, стрельба по мишени, скачки, ритуальные церемонии, проводимые с невестой, а поэтические строфы уходят из обихода, уступая место сочинениям профессиональных ашугов и певцов.

6. Традиционные лирические песни агулов — самые многочисленные и популярные в устном поэтическом творчестве. Они сопровождали простого труженика во время работы и отдыха. Горянка-агулка облегчала свой изнурительный труд за ковровым станком и в знойном поле, при прополке и уборке урожая, во время сенокоса или приготовления кизяка для бытовых нужд.

Необрядовая поэзия агулов богата и разнородна по своей тематике. В народе все песни обрядового или необрядового характера называются одним словом «мег1нивур», словом близким с лезгинским «манияр» или табасаранским «мяълийир». Составлялись они из простейших «бендов», имеющих смежные, перекрестные, кольцевые рифмы или рифмы гошмы или рубай. Учитывая тематическую разнородность агульской необрядовой лирики, необходимо выделить следующие разновидности: любовная лирика, социально-бытовые, семейно-бытовые песни и песни об отходничестве.

7. В песенном творчестве агулов определенное место занимали песни о социальном неравенстве и тяжелой доле труженика. Социальная дифференциация агульского общества зависела от наличия или отсутствия у горца собственной земли. Если большая часть Агула входила в «вольные общества», имеющие общинные земли, то в некоторых селах трудящиеся расчленялись на социальные группы: уздени (свободные крестьяне), раяты (крепостные), чанки (незаконнорожденные дети беков) и лаги (рабы). Песни о социально-бытовой жизни агулов реалистично отобразили мрачные стороны патриархального быта и нравов в феодальную эпоху. Эти песни были своеобразным протестом тружеников, мечтавших о свободной и радостной жизни. До настоящего времени их сохранилось немного, но в них отразились ноты возмущения и протеста невыносимыми условиями жизни простого земледельца, чабана и агульской горянки. В песнях широко и остро освещались проблемы эксплуатации и эмансипации женщины.

8. Основными мотивами агульских песен о любви, как и у других народов горного края, являются: безответная любовь, измена возлюбленного, тоска по милому, разлука, любовные мечтания, переживания и т. д. Поэтому агульские любовные песни-страдания, песни-проклятия носят элегический характер, и по количеству они значительно превосходят песен о счастливой любви.

Агульский народ имеет свое представление о красоте горянки: она должна быть физически здоровой, похожей на «спелое яблоко», «слиток золотой», «стекло», «луговой цветок», «виноградную лозу», «желтый цветок», «красный мак», «красный рубин», «поспевший фрукт», «черную вишню», «куропатку», «горного джейрана» и т. д. Лирическая героиня, как правило, лишена индивидуальных черт, в поэзии дается лишь обобщенный традиционный образ. Портрет агулки-красавицы похож на образ из поэзии народов Дагестана. Однако детали местного колорита и быта подчеркивают, что образ ее специфичен. Так, агулка часто изображается в хромовых сапогах, «в серебряных подвесках» («арсуран либасар»), обязательно «краснощекая», а юноша — влюбленный ашуг. Красный мак, луговой цветок, поспевший плод, красное яблоко, райская гурия, горная куропатка, джейранраспространенные символы возлюбленной.

Особое место в любовной лирике агулов занимает образ сердца. Оно представлено в поэзии как одушевленное существо, ибо сердце может тосковать, петь, страдать, рыдать, гореть, вырываться из тела, разрываться, радоваться, сжиматься, чувствовать и т. д. По народному эстетическому воображению сердце настолько сильно реагирует на любовные страдания, что «певцы не в состоянии это передать» и чтобы потушить «горящее сердце» («ц1а керхьу угу юрк1»), нужны «моря» («гьюлар»).

9.Поэтика традиционной агульской поэзии богата и многообразна. Наиболее характерными изобразительно-выразительными средствами являются символика, эпитеты, сравнения, метафоры встречаются редко. Из приемов выражения образности следует отметить разнообразие психологических, синтаксических и строфических параллелизмов. По композиционному строению лирические и свадебные песни агулов придерживаются формы восточных бендов, бытующие как самостоятельные песни, так и составляющие песни из трехшести четверостиший.

Ю.Сравнительно-типологическое и историческое исследование агульской народной поэзии позволяет придти к заключению, что если в древности в календарно-обрядовой поэзии была заложена основа поэтических традиций, то в течение веков эти традиции и творческие контакты с соседними народами способствовали становлению высокохудожественной и самобытной необрядовой поэзии агулов, что свидетельствует об эволюционных процессах, происходивших в эстетическом мышлении народа. И это, естественно, сказалось в процессе зарождения молодой агульской литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Шучнъю исследования
  2. Абакарова Ф.3.0 магических рудиментах в некоторых заклинаниях народов Дагестана и Северного Кавказа. Магическая поэзия народов Дагестана (Сб. статей). Сост. Х. М. Халилов. Махачкала, 1989.
  3. Ф.О. Кубачинский фольклор: этно-локальные особенности. Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1996.
  4. Ф.О., Алиева Ф. А. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев Научн. ред. A.M. Вагидов. Махачкала, 1999.
  5. К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992.
  6. A.M. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала, 1971.
  7. A.M. Дальние дороги песни. Махачкала, 1977.
  8. A.M. Кумыкская народная поэзия. (Вопросы типологии связей в историческом освещении). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983.
  9. A.M. Многообразие и единство в фольклоре народов Северного Кавказа. Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала. Сост. А. М. Аджиев, 1985.
  10. A.M. Устное народное творчество кумыков. Махачкала, 2005.
  11. Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. Саратов: Изд-во СГУ, 1966.
  12. Алкадари Г.-Э. Асари-Дагестан: Исторические сведения о Дагестане. Махачкала: Юпитер, 1994.
  13. Аминов М.-З. Тенденции развития дагестанского стихосложения. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1974.
  14. В.П. Генезис необрядовой лирики. Русский фольклор, М.-Л., 1971.ВЫН. 12.
  15. В.П. Календарная и свадебная поэзия. М.: Изд-во МГУ, 1970.
  16. В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. М.: Изд-во МГУ, 1969.
  17. М.И. История хазар. Л.:Наука, 1962.
  18. Л.А. Параллелизм в лирических неснях. //Художественные средства русского народного поэтического творчества. Вып.5. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  19. Л.А. Символическая образность как средство психологического изображения. Русский фольклор. Т. Х1У, 1974.
  20. А.Н. Народные праздники. Рус. народное поэт, творчество. Хрест. по фольклористике. Сост. Ю. Г. Круглов. М.: Вые. школа, 1986.
  21. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1868.
  22. А.А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. М.:Наука, 1981.
  23. Ш. М., А.Г. Булатова и А.И. Исламмагомедов. Краткий очерк истории и социальных отношений агулов в XIX начале XX веков. Агулы (Сб. статей по истории, хозяйству и материальной культуре). Махачкала, 1975.
  24. Бакиханов А.К.-А. Гюлистан-Ирам. Баку, 1926.
  25. А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана XIX начала XX вв. Л. Наука, 1988.
  26. М.В., Вагабов Н. М. Ислам: история и современность. Махачкала: ГУП «Даг. книж. изд-во», 2002.
  27. A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.
  28. А.Г. Композиционные особенности похоронных причитаний. Русский фольклор. Т.ХП. Л.: Наука, 1971.
  29. А.Н. Историческая поэтика. Л.: Наука, 1940.
  30. А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля. Рус. народное поэт, творчество. Хрест. по фольклористике. Сост. Ю. Г. Круглов. М.: Вые. школа, 1986.
  31. Г. С., Андреева Н. Н. Русские плачи. Л., 1937.
  32. М.Г. Древнее земледелие и скотоводство в горном Дагестане.// Сев. Кавказ в древности и средние века. М.:Наука, 1980.
  33. Ш., Трофимов А. И., Шихсаидов А. Р. Старинный земледельческий календарь народов Дагестана. М.: Наука, 1964.
  34. Г. Г. Дагестан: духовное и художественное наследие. Концептуальный, мировоззренческий и нравственный аспекты. Отв. ред Ф. Х. Мухамедова. Махачкала, 2004.
  35. A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1976.
  36. A.M. Очерки устно-поэтического творчества лезгин. М.: Наука, 2004.
  37. В.М. Устная эпическаяадиция во времени: Историческое исследование поэтики. М.:Наука, 1989.
  38. В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967.
  39. К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966.
  40. Дагестанский фольклор во взаимосвязях с иноэтническим фольклором. Сб. ст./ Сост. Ф. О. Абакарова. Махачкала: Изд-во Даг. ФАН СССР, 1985.
  41. А. Очерки, но этнографии Дагестана. СМОМПК.Вын.
  42. A.M. Агульский язык. Грамматический очерк, тексты, сборник агульских слов с русским к нему указателем. Тифлис, 1907.
  43. Н. А. О поэтических особенностях великорусской народной поэзии в выражениях и оборотах. Собр. соч. в 9 томах. М., 1961. Т.1.
  44. В.И. Специфика художественного образа в песнях земледельческого календаря. Русский фольклор. Т. Х1У Л.:Наука, 1974.
  45. В.И. Ноэтический строй русской народной лирики. Л.: Наука, 1978.
  46. Жанры фольклора народов Дагестана: Сб.ст. /Отв. ред. СМ. Хайбуллаев. Махачкала, 1979.
  47. И.И. Русская протяжная песня: Опыт исследования. Л., 1967.
  48. История Дагестана. В 4 томах. М.:Наука, 1967,1968,1968,1969.
  49. М.М. Народности лезгинской группы. Этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. Махачкала, 1967.
  50. СВ. Выразительные возможности русского стиха. М.: Изд-во МГУ, 1977.
  51. Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. (Сб. статей). Отв. ред. А. М. Аджиев. Сост. Х. М. Халилов. Махачкала, 1988.
  52. .А. Агулы. (Историко-этнографический очерк) Кавказский этнографический сборник. Вып.З. М.-Л., 1962.
  53. Н.П. Русская народная бытовая песня. М.- Л.: Наука, 1962.
  54. Н.И. Поэтика русских народных лирических песен. М.: Наука, 1974.
  55. Н.И. Проблемы славянского фольклора. М.: Наука, 1972.
  56. Ю.Г. Русские обрядовые песни (Учебное пособие). М.: Вые. шк., 1989.
  57. Ю.Г. Символика в свадебной поэзии. Художественные средства русского народного поэтического творчества. Вып.5. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  58. А.А. Древний Дербент. М.: Наука, 1982.
  59. М.М. Душа и память народа: Жанровая система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1996.
  60. М.М. Поэтическое наследие дореволюционного Табасарана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.
  61. М.М. Эпические жанры табасаранского фольклора. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1995.
  62. Г. Очерки по истории русской народной песни, Воронеж: ИздвоВГУ, 1964.
  63. Г. Поэтика русского фольклора. М.: Наука, 1981.
  64. Г. Русская частушка. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1960.
  65. Г. Русские народные лирические песни. М.: Наука, 1965.
  66. Лезгинские народные песни. Сост. А. Ганиева. Махачкала, 1971. 11.(На лезг яз.)
  67. Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Проев., 1972.
  68. Магическая поэзия народов Северного Кавказа. Сб. ст. Сост. Х. М. Халилов. Махачкала, 1989.
  69. З.А. Даргинская народная лирика. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1983.
  70. З.А. Композиция песенной лирики народов Дагестана. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.
  71. З.А. Поэтика песенной лирики народов Дагестана. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1989.
  72. А.А. Агульский язык (Исследование и тексты). Тбилиси, 1970.
  73. И.А. Букварь: Учебник для 1-го класса. На агульском языке. Махачкала, 1992.
  74. В.Ф. История Ширвана и Дербента. М.: Наука, 1963.
  75. Г. А. Календарно-обрядовая поэзия лакцев. М.: ИПЦ ДГУ, 1990.
  76. A.M. О строфической композиции традиционных лирических песен. Рус. народное поэт, творчество. Хрест. по фольклористике. Сост. Ю. Г. Круглов. М.: Вые. школа, 1986.
  77. Э.Б. Благожелания (йорелы) жанр калмыцкого фольклора (Вопросы публикации и систематизации Магическая
  78. Омар-оглы Абдулла. Воспоминания муталима. Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Вын.1. 1868.
  79. Поэтика фольклора народов Дагестана. Сб. ст. Сост. А.М.Аджиев- Отв. ред. М.Хайбуллаев. Махачкала, 1981.
  80. Проблемы межжанровых взаимосвязей в фольклоре народов Дагестана: Сб. ст. Сост. Ф. А. Алиева, отв. ред. А. М. Аджиев. Махачкала, 1990.
  81. В.Я. Русские аграрные праздники. Л.: Паука, 1963.
  82. В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. (Сост. Б.Н. Путилов). М.:Паука, 1976.
  83. .П. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976.
  84. .П. Современные проблемы исторической поэтики в свете типологической теории. М.:Паука, 1975.
  85. Х.Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1969.
  86. Ф.И. Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып5. 1967.
  87. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Вып.
  88. Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ) Вып. 1 УШ. Тифлисъ, 1868−1875.
  89. Ф.М. Символика в былинах. Художественные средства русского народного поэтического творчества. Вып.5.М.: Изд-во МГУ, 1981.
  90. Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст. Сост. А.М.Аджиев- Отв. ред. Х. М. Халилов. Махачкала, 1985.
  91. В.М. Поэтика русской народной лирики. М.:Наука, 1959.
  92. Ф.Ф. Описание Южного Дагестана. История, геофафия и этнография Дагестана ХУШ XIX вв. М., 1958.
  93. В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX начало XX в. М.:Наука, 1979.
  94. Тарихи Дербент-намэ. Под ред. Алиханова Аварского. Тифлис, 1998.
  95. ТарлановЗ.К. Агулы: их язык и история. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1994.
  96. З.К. Язык и культура. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1984.
  97. З.К. 100 агульских нословиц с переводами на русский язык и толкованиями. Петразаводск, 2000.
  98. Э. Первобытная культура. М., 1939.
  99. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991.
  100. А.Г. Из истории религиозных обрядов вызывания дождя и солнца у народов Южного Дагестана. Азербайджанский этнофафический сборник. Вып.
  101. А.Г. Обряды и нразднества лезгин, связанные с народным календарем. «Советская этнофафия», 1961, 1.
  102. П.К. Кое-что о словесных произведениях горцев. //Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. 1.
  103. СМ. Аварская народная лирика. Махачкала, 1973.
  104. СМ. Художественный строй аварской поэзии. Махачкала: Изд-во ДПЦ РАН, 1999.
  105. Х.М. Историческая общность и национальное своеобразие обрядовой поэзии народов Дагестана и Северного Кавказа.// Дагестанский фольклор во взаимосвязях с
  106. Х.М. Календарно-обрядовая поэзия. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991.
  107. Х.М. Лакский песенный фольклор. (Традиционное наследие). Махачкала, 1959.
  108. Х.М. Лирика народов Дагестана: взаимосвязи, типология и этническая специфика. Отв. ред. А. М. Аджиев. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2004.
  109. Х.М. Лирическая поэзия.// Традиционный фольклор пародов Дагестана. М.: Наука, 1991.
  110. Х.М. Свадебная обрядовая поэзия. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991.
  111. Х.М. Устное народное творчество лакцев. Махачкала, 2004.
  112. М.Р. Устное народное творчество аварцев. Махачкала, 2004.
  113. М. История Армении. СНб, 1851.
  114. Художественные средства русского народного поэтического творчества. Символ, метафора, параллелизм. Сб. ст. М.:Изд-во МГУ, 1981.
  115. Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. Полп. собр. соч. М., 1949. Т.2.
  116. К.В. Поэтика славянского фольклорного текста. Коммуникативный аспект История, культура, этнография славянских пародов. УШ Международный съезд славистов. М., 1978.
  117. Г. Ф. Нраздник «выхода плуга» у горских народов Дагестана. //Известия Кавказского историко-археологического института. Т.
  118. P. Грамматический очерк агульского языка (с текстами и словарем). М.-Л., 1941.
  119. А.Р. Распространение ислама в Южном Дагестане в X -ХУ веках.// Ученые записки. Т. У 1 Дагфилиала АН СССР. Махачкала, 1959.
  120. А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана Х-ХУП вв. как исторический источник. М.: Наука, 1984.
  121. Источники и рукописные фонды_
  122. Антология дагестанской поэзии. В 4-томах. Сост. К. И. Абуков, A.M. Вагидов, М.Хайбуллаев. Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1980 -1983гг.
  123. Баяты (Азербайджанские народные четверостишия). Пер. В. Кафаров и П.Симонова. Баку, 1960.
  124. Дагестанская народная лирика. Пер Н. Гребнева. М., 1957.
  125. Лезгинские народные песни. Сост. А.Ганиева. Махачкала, 1970.
  126. Личный архив соискателя 412 текстов песенного фольклора.
  127. Песни народов Дагестана. Вступ. ст., сост., подгот. текстов и примеч. Н. В. Капиевой. Л., 1970.
  128. Поэзия Дагестана. Антология. /Сост. М.-Р. Расулов. Махачкала, 1971.
  129. Табасаранский фольклор. Сост. М. М. Курбанов и А. Г. Адилов. Махачкала: Дагучпедгиз, 2000.
  130. Рукописный фонд Студенческой фольклорной (СФЛ ДГПУ). лаборатории Агульский Даггоснедуниверситета фольклор АФ 900 924.
  131. Русская несня в Дагестане. (В занисях 1964 1969 гг.). Публ., встун. ст. и коммент. B.C. Кирюхина. Отв. ред. Б. Н. Путилов. Махачкала, 1975.
Заполнить форму текущей работой