Механизм управления затратами на качество в системе менеджмента качества промышленного предприятия
Разработан алгоритм внедрения аутсорсинга как инновационного метода управления затратами на качество в системе менеджмента качества промышленного предприятия, включающий: формирование организационной структуры управления аутсорсингомопределение направлений и процессов деятельности предприятия, возможных для передачи на аутсорсингпоиск организаций — аутсорсеровзаключение договоров на долгосрочную… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЗАТРАТАМИ НА КАЧЕСТВО В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 1. 1. Затраты в системе менеджмента качества промышленного предприятия
- 1. 2. Методы управления затратами на качество продукции промышленного предприятия
- 1. 3. Зарубежный опыт управления качеством продукции на промышленных предприятиях
- Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА КАЧЕСТВО В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 2. 1. Оценка системы менеджмента качества ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» и ФГУП «Тамбоваппарат»
- 2. 2. Организационно-экономический механизм управления затратами в ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» и ФГУП «Тамбоваппарат»
- 2. 3. Анализ затрат на качество в ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор и ФГУП «Тамбоваппарат»
- Глава III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА КАЧЕСТВО В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 3. 1. Информационное обеспечение управления затратами на качество в системе менеджмента качества промышленного предприятия
- 3. 2. Разработка алгоритма внедрения аутсорсинга на промышленном предприятии
Механизм управления затратами на качество в системе менеджмента качества промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Глобализация мировой экономики и жестокая конкуренция на внутренних и международных рынках вынуждают предприятия, стремящиеся выживать и развиваться, активно искать способы получения дополнительных конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность любого предприятия, независимо от его размеров, организационно-правовой формы и сферы деятельности, зависит в первую очередь от качества продукции и услуг, а также соизмеримости цены с качеством, то есть от того, в какой степени продукция или услуги предприятия отвечают требованиям потребителей и каковы затраты на создание качественного продукта.
Развитие концепции Всеобщего управления качеством (Total Quality Management — TQM), внедрение системы менеджмента качества (СМК), соответствующей международным стандартам (МС) ИСО серии 9000 версии 2000 года также подчеркивают актуальность проблемы управления затратами на качество. В этой связи исследование вопросов классификации, планирования, анализа, оценки, оптимизации затрат на качество является экономически необходимым и важным, так как данное направление является одной из ключевых проблем современной науки управления качеством. Руководству отечественных предприятий в условиях рыночных отношений необходимо четко понимать значимость управления затратами на качество, так как старые подходы и методы в управлении уже давно не отвечают требованиям времени. Затраты на качество должны стать одним из главных объектов в управленческой деятельности промышленных предприятий при функционировании СМК. Следовательно, решение данных проблем требует проведения научных исследований, а разработка теоретических, методических и практических рекомендаций в области управления затратами в СМК предприятия представляется актуальной и своевременной, что и повлияло на выбор темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Вопросы управления затратами на качество стали подниматься в экономической литературе сравнительно недавно, с середины 50-х годов XX века. Значительный вклад в исследование проблемы управления затратами на качество внесли такие зарубежные ученые, как У. Деминг, Дж. Джуран, К. Исикава, Ф. Кросби, Г. Тагути, А. Фей-генбаум, А. Шухарт и другие.
В России следует особо выделить научные труды академика Д. С. Львова и его научной школы, посвященные созданию теоретической концепции применения экономико-математического инструментария изучения качества продукции и услуг.
Исследование проблем качества, а также отдельных аспектов управления затратами на качество отражены в научных работах Ю. П. Адлера, В. Н. Азарова, Г. Г. Азгальдова, А. И. Будищевой, В. Н. Войтоловского, Н.В. Войто-ловского, Б. И. Герасимова, A.B. Гличева, Е. А. Горбашко, Д. С. Демиденко, Е. М. Карлика, В. Д. Мацуты, В. В. Окрепилова, Я. Д. Плоткина, Т.А. Салимо-вой, М. З. Свиткина и других отечественных ученых.
Вопросы экономики качества широко освещались отечественными и зарубежными учеными, опыт которых обобщили специалисты K.M. Рахлин и JT.E. Скрипко. Они упорядочили терминологию в данной области, выделив такие термины, как стоимость качества, затраты на качество, затраты на соответствие и несоответствие по качеству.
Методы управления затратами на качество достаточно подробно рассмотрены в научных трудах В. Я. Белобрагина, Ю. Р. Еналеевой, В.Э. Керимо-ва, Э. Э. Керимова, Г. А. Краюхина, М. Г. Круглова, Ф. А. Петрище, C.B. Пономарева, П. В. Селиванова и др.
Научные труды и разработки перечисленных авторов имеют большое теоретическое и практическое значение. Однако, в большинстве из них, затраты на качество рассматриваются обособленно от СМК промышленного предприятия, что затрудняет реализовать системный подход к управлению качеством на промышленном предприятии.
Также в теории и практике отсутствует единый подход к содержанию затрат на качество в рамках СМК, и в целом ко всему процессу управления ими. Работы в данной области носят разрозненный характер.
В современной науке недостаточно обоснований применения методов управления затратами в СМК предприятия. В рамках реализации основных процессов СМК требует детализации и уточнения классификация затрат на качество. Также в исследованиях отечественных и зарубежных ученых в области управления качеством недостаточно проработан механизм управления затратами на качество в СМК промышленного предприятия.
Таким образом, существует необходимость разработки теоретико-методического подхода к совершенствованию механизма управления затратами на качество в СМК промышленного предприятия, что и предопределило выбор темы, цель, задачи и основные направления исследования.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методического подхода и практических рекомендаций по совершенствованию механизма управления затратами на качество в системе менеджмента качества промышленного предприятия.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач, определивших логику диссертационного исследования и его структуру:
— систематизировать существующие взгляды на определение и классификацию затрат на качество в системе менеджмента качества промышленного предприятия;
— обосновать на основе зарубежного опыта применение методов управления затратами на качество промышленного предприятия;
— исследовать механизм управления затратами на качество в системе менеджмента качества промышленных предприятий Тамбовской области;
— разработать рекомендации по совершенствованию механизма управления затратами на качество в системе менеджмента качества промышленного предприятия.
Объектом исследования является промышленное предприятие.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления затратами на качество в системе менеджмента качества промышленного предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области управления социально-экономическими процессами, экономики и управления предприятием, менеджмента качества продукции. В исследовании использовались труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные управлению качеством, вопросам определения, учета и анализа затрат на качество промышленного предприятия.
Исследование проводилось с учетом законодательных актов, нормативно-правовых и методических документов, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров, данных периодических изданий и Интернет.
Информационную базу исследования составили статистические данные по Российской Федерации и Тамбовской области, отчетные данные ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» и ФГУП «Тамбоваппарат».
В процессе исследования использовались методы системного, структурного, факторного, функционального и сравнительного анализа, статистические, экономико-математические методы, методы группировок и построения логических схем.
Содержание диссертационного исследования соответствует п. 9.13 «Резервы и механизмы повышения качества продукции (услуг)» паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика и управление качеством.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методического подхода и практических рекомендаций по совершенствованию механизма управления затратами на качество в системе менеджмента качества промышленного предприятия.
Элементы научной новизны содержат следующие результаты исследования:
1. Уточнено понятие «затраты на качество в системе менеджмента качества промышленного предприятия», которые предлагается рассматривать как затраты предприятия на соответствие и несоответствие качеству, возникающие в результате документооборота СМК, деятельности управленческого персонала, управления ресурсами, реализации процессов жизненного цикла продукции, мониторинга и улучшения. Данное уточнение позволило рассмотреть затраты на качество в рамках реализации основных процессов системы менеджмента качества промышленного предприятия и разработать их классификацию.
2. Предложена классификация затрат на качество, по основному классификационному признаку — процессам системы менеджмента качества, соответствующей МС ИСО серии 9000 версии 2000 г. Классификация позволила детализировать затраты на предупреждение, контроль и оценку дефектов, а также затраты вследствие внутренних и внешних несоответствий по каждому из основных процессов системы менеджмента качества промышленного предприятия.
3. Осуществлена стратификация методов управления затратами на качество в системе менеджмента качества по признаку принадлежности к внутренней или внешней среде промышленного предприятия. Стратификация позволила сформировать основные группы методов управления затратами на качество (внутренние и внешние), которые, в свою очередь, рассмотрены относительно связи с элементами внутренней среды (производственным процессом, контролем и учетом) и элементами внешней среды предприятия (потребителями, конкурентами и партнерами).
4. Разработаны рекомендации по совершенствованию механизма управления затратами на качество промышленных предприятий Тамбовской области, заключающиеся в формировании эффективной организационной структуры управления затратами на качествоиспользовании предложенной классификации затрат и их содержанияразработке информационной среды управления затратами на качество продукции, применении методов управления затратами на качество. Сам механизм управления затратами на качество в СМК промышленного предприятия представлен автором в виде схемы, которая предполагает реализацию следующих последовательных действий: планирование затрат на реализацию основных процессов СМК предприятия, организация учета и анализа затрат на качество, контроль и оценка затрат на качество в СМК предприятия, регулирование уровня затрат и постоянное улучшение.
5. Разработан алгоритм внедрения аутсорсинга как инновационного метода управления затратами на качество в системе менеджмента качества промышленного предприятия, включающий: формирование организационной структуры управления аутсорсингомопределение направлений и процессов деятельности предприятия, возможных для передачи на аутсорсингпоиск организаций — аутсорсеровзаключение договоров на долгосрочную перспективуподдержка аутсорсинга (сбор информации, формирование и хранение документов и т. п.) — контроль и оценка деятельности аутсорсеровразработка и внедрение корректирующих мероприятий. Использование аутсорсинга как инновационного метода управления затратами на качество позволит промышленному предприятию высвободить средства путем передачи части бизнес-процессов сторонней организации и сконцентрироваться на основных направлениях деятельности с целью формирования дополнительных конкурентных преимуществ.
Практическая значимость исследования. Положения, рекомендации и выводы диссертационного исследования имеют прикладной характер и ориентированы на широкое использование при осуществлении мероприятий, связанных с управлением затратами на качество в СМК промышленных предприятий.
Самостоятельное практическое значение имеют:
— алгоритм формирования информационной среды управления затратами на качество в СМК промышленного предприятия посредством реализации комплементарных этапов, а именно: анализ существующих информационных потоков, разработка предложений по формированию единой информационной среды управления затратами на качество, проектирование информационной системы в виде реляционной базы данных, апробация информационной системы, внедрение и совершенствование информационной системы управления затратами на качество в СМК промышленного предприятия;
— реляционная база данных управления материальными и информационными потоками, включающая следующие основные элементы: покупатель, изделие, поставщики, сырье и материалы, персонал, способствующая систематизации процессов планирования, учета и анализа затрат на качество посредством группировки экономических данных в самостоятельных разделах в рамках единой информационной среды предприятия.
Апробация результатов исследования. Исследование выполнено в рамках НИР института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета, проводимых в соответствии с Единым заказ-нарядом на тему: «Качество объектов микро-, мезои макроэкономики, бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита и финансово-кредитной деятельности».
Предложенный механизм управления затратами на качество в СМК промышленного предприятия апробирован и принят к использованию в ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор», ФГУП «Тамбоваппарат», что подтверждено соответствующими справками о внедрении.
Основные положения и результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на: Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы менеджмента качества в современной России» (г. Саранск, 2006 г.) — I Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Управление и общество» (г. Тамбов, 2006 г.) — II Международной научно-практической конференции «Достижения ученых XXI века» (г. Тамбов, 2006 г.) — Международной школе-семинаре молодых ученых «Проблемы экономики и менеджмента качества» (г. Тамбов, 2006 г.) — Международной заочной научно-практической конференции «Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В. И. Вернадского» (г. Тамбов, 2006 г.) — III Межрегиональной научно-практической конференции «Управление качеством образования, продукции и окружающей среды» (г. Бийск, 2006 г.) — а также в ежегодном Вестнике Поморского университета (г. Архангельск, 2006 г.), Научно-технических ведомостях Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (г. Санкт-Петербург, 2006 г.), в ежегодных научных конференциях института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета (г. Тамбов, 2004;2006 гг.).
Ряд положений и выводов, содержащихся в исследовании, используются в учебном процессе института «Экономика и управление производствами» ГОУ ВПО «Тамбовского государственного технического университета» и филиале ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы» в г. Тамбове при подготовке специалистов по специальностям 80 507 «Менеджмент организации», 80 504 «Государственное и муниципальное управление», 80 111 «Маркетинг», что подтверждено соответствующими справками.
Публикации. Основные выводы и положения нашли отражение в 11 публикациях общим объемом 9,53 п. л. (авторских 6,06 п. л.).
Структура работы отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, словаря терминов и приложений. Работа содержит 40 рисунков, 19 таблиц, 5 приложений. Библиографический список включает 175 источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В ходе проведенного диссертационного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Исследование содержания затрат позволило автору уточнить понятие «затраты на качество в системе менеджмента качества промышленного предприятия», которые предлагается рассматривать как затраты предприятия на соответствие и несоответствие качеству, возникающие в результате документооборота СМК, деятельности управленческого персонала, управления ресурсами, реализации процессов жизненного цикла продукции, мониторинга и улучшения. В литературе данное понятие чаще всего рассматривается как затраты на соответствие и несоответствие качеству. Уточненное автором понятие представляет более широкое определение, позволяющее рассмотреть затраты на качество продукции не только в целом, но и по отдельным процессам СМК промышленного предприятия.
2. На основе уточненного определения предложена авторская классификация затрат на качество в рамках реализации основных процессов СМК, соответствующей МС ИСО серии 9000 версии 2000 года, которая предполагает рассмотрение затрат на предупреждение, контроль и оценку дефектов, а также внутренние и внешние потери от брака по каждому из основных процессов СМК. Данная классификация затрат позволит предприятиям осуществлять более тщательный учет и анализ затрат на качество, а также грамотно их планировать с целью минимизации их уровня.
3. Исследование методов управления затратами на качество продукции промышленных предприятий показало, что любой из рассмотренных методов анализа затрат на качество продукции является средством их минимизации, позволяющим высвобождать капитал и направлять его на освоение новых направлений деятельности и, как следствие, выходить организациям на новый, более качественный уровень развития. Анализ методов управления затратами на качество позволил осуществить их стратификацию по признаку принадлежности к внутренней или внешней среде промышленного предприятия. Стратификация позволила сформировать основные группы методов управления затратами на качество (внутренние и внешние), которые, в свою очередь, рассмотрены относительно связи с элементами внутренней среды (производственным процессом, контролем и учетом) и элементами внешней среды предприятия (потребителями, конкурентами и партнерами). В целом, анализируя зарубежный опыт управления затратами на качество необходимо отметить, что на американских предприятиях популярен аутсорсинг как метод управления бизнесом. На наш взгляд, этот метод целесообразно применять и в области управления затратами на качество продукции.
4. В результате проведенного анализа организационно-экономической структуры ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» и ФГУП «Тамбовап-парат» можно сказать о существенном недостатке: на предприятии отсутствует служба качества как самостоятельное подразделение, а все функции связанные с управлением и контролем качества выполняет ОТК. Считаем целесообразным выделить, из ОТК службу качества в отдельное подразделение. Через ОТК проходит достаточно большой поток информации, не всегда связанный напрямую с вопросами управления затратами на качество продукции и функционирование СМК В этой связи данные вопросы часто теряют актуальность и решаются несвоевременно. В связи с вышесказанным нами была разработана новая организационная структура управления затратами на качество продукции в СМК предприятия. Выведение службы качества из состава ОТК и ее выделение в самостоятельное подразделение позволит перераспределить функциональные обязанности и ответственность внутри подразделений, отвечающими за управление качеством в целом и затратами, в частности.
5. В качестве рекомендаций по совершенствованию механизма управления затратами на качество, разработан алгоритм формирования информационной среды управления затратами на качество в СМК, основой которой выступает реляционная база данных управления материальными и информационными потоками. Данный подход способствует систематизации процессов планирования, учета и анализа затрат на качество продукции посредством группировки экономических данных в самостоятельных разделах в рамках единой информационной среды предприятия. Разработанная база данных позволяет сформировать единую информационную среду управления затратами на качество продукции в СМК промышленного предприятия.
6. Проведя исследование процессов управления затратами в системе менеджмента качества в ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» и ФГУП «Тамбоваппарат"было определено, что необходимо применять современные механизмы управления затратами, в частности, аутсорсинг. В этой связи разработан алгоритм внедрения аутсорсинга как инновационного метода управления затратами на качество в СМК промышленного предприятия, включающий осуществление следующих шагов: формирование организационной структуры управления аутсорсингомопределение направлений и процессов деятельности предприятия, возможных для передачи на аутсорсингпоиск организаций — аутсорсеровзаключение договоров на долгосрочную перспективуподдержка аутсорсинга (сбор информации, формирование и хранение документов и т. п.) — контроль и оценка деятельности аутсорсеровразработка и внедрение корректирующих мероприятий. Использование аутсорсинга как инновационного метода управления затратами на качество позволит промышленному предприятию высвободить средства путем передачи части бизнес-процессов сторонней организации и сконцентрироваться на основных направлениях деятельности с целью формирования дополнительных конкурентных преимуществ.
Таким образом, цель и задачи исследования получили свое логическое завершение в развитии и обосновании теоретических, методических и практических аспектов функционирования и совершенствования механизма управления затратами на качество продукции в системе менеджмента качества промышленного предприятия.
Список литературы
- Адлер, Ю.П., Щепетова, С.Е. Нужна ли нам «система экономики качества»? Неужели да? // Стандарты и качество. 2001. № 12.
- Азгальдов, Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров. Основы квали-метрии. М.: Экономика, 1982.
- Азгальдов, Г. Г., Гличев, А.В., Панов, В. П. Что такое качество? М.: Экономика, 1968.
- Азоев, Г. Л., Челенков, А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Типография «Новости», 2000.
- Алексеев, Ю.Г. Управление качеством на современном предприятии. -Орел. 1994.
- Антология русского качества / сост.: Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев, М. А. Кузнецов, В. Н. Азаров и др. Под ред. Б. В. Бойцова, Ю.В. Крянева- 3-е изд., доп. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.
- Аристов, О.В. Управление качеством: учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 2003.
- Арская, Л.П. Японские секреты управления. М.: Экономика, 1991.
- Баландин, Е.С. Международные стандарты ИСО серии 9000 2000: Методические рекомендации по применению / Е. С. Баландин, В. Г. Юдаева. Ульяновск: УлГТУ, 2003.
- Баранова, Л.Я., Левин А. И. Экономический словарь-справочник. М.: Экономика, 1988.
- Белобрагин, В.Я. Качество: уроки прошлого и современность. М.: АСМС, 2003.
- Бенделл, Т. Арманд Фейгенбаум // Стандарты и качество. 1999. № 10.
- Бенделл, Т., Генити Тагути // Стандарты и качество. 2000. № 2.
- Бенделл, Т., Каору Исикава // Стандарты и качество. 1999. № 11.
- Бенделл, Т., Филипп Кросби // Стандарты и качество. 1999. № 9.
- Боксимер, Э.А. Новые технологии новое качество// Стандарты и качество.2001. № 11.
- Бурков, В.Н., Новиков, Д.А. Модели и механизмы систем в управлении качеством. М.: 1998.
- Бурмистров, Н.В. Наши ниши на рынке // Стандарты и качество. 2001. № 11.
- Бусыгин, A.B. Эффективный менеджмент: учебник. М.: Финпресс, 2000.
- Будищева, H.A., Плоткин, Я.Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции. М.: Издательство стандартов. 1980.
- Версан, В.Г. Какая государственная политика качества нужна России// Стандарты и качество. 2000. № 1.
- Версан, В.Г. О разработке концепции национальной политики в области качества// Сертификация. 2000. № 4.
- Войтоловский В. Н. Управление качеством продукции на предприятии. Выпуск 9. Серия: Экономическая библиотечка инженера-машиностроителя. Ленинград: Машиностроение, 1975.
- Войтоловский Н.В. Управление качеством продукции в условиях перехода к рынку. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1994.
- Воронин, Г. П. Качество национальная идея России // Стандарты и качество. 2000. № 10.
- Герасимов, Б.И. Управление качеством: учебное пособие / Б. И. Герасимов, Н. В. Злобина, С. П. Спиридонов. -М.: КНОРУС, 2005.
- Гличев, A.B. Основы управления качеством продукции. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
- Глушакова, Т. Замеры удовлетворенности потребителей и управление предприятием. Интернет: http://www.gualitv.eup.ru
- Гоберман, Л.А., Гоберман В. А. Концептуальные и методологические аспекты проблем качества//Качество: теория и практика. 1998. № 1−2.
- Годфри, Б. Управление качеством в США революция продолжается //Избр. тр. 40-го конгресса ЕОК: Пер. с англ. М., 1997. С. 201 — 209.
- ЗЬГолубева, Т. Г. Методика выполнения процесса бенчмаркинга. М.: ИЦ МГТУ «СТАНКИН», 2002.
- Горбашко, Е.А. Управление качеством: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.-300 с.
- ГОСТ Р ИСО 9000 2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001.
- ГОСТ Р ИСО 9001 2001. Система менеджмента качества. Требования. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001.
- Гуленков, В.Ю. Стандарт ИСО 9001:2000 шаг вперед или в сторону? // Стандарты и качество. 2001. № 5 — 6.
- Гурков, И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. М.: ТЕИС, 2003.
- Гуськова, Н.Д. Инвестиционная деятельность: федеральный и региональный аспекты. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000.132 с.
- Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1989. Т. 2
- Данько, Т.П. Управление маркетингом: Учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Демиденко, Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1995.
- Деминг, У.Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994.
- Деминг, Джуран и другие / Сост. Г. Е. Герасимова. М.: НТК «Трек», 2000. 33 с. (Сер. Все о качестве. Зарубежный опыт. Вып. 15).
- Джуран: Два века качества / пер. с англ. // Европейское качество. 1999. Т. 6. № 2.
- Добрик, В.Ф., Байбородов, Б.П. Цели, принципы и методы управления качеством продукции. М.: Экономика, 1978.
- Ермошкин, Н. А Что дает аутсорсинг/Маркетинг в России и за рубежом, № 4,2004 г.
- Ефимов, В. Виды потребительской ценности продукции // Стандарты и качество. 200. № 5.
- Информационный бюллетень по материалам ИСО. 2000. № 1.30 с.
- Исаев, JT.K., Малинский, В.Д. Обеспечение качества: стандартизация, единство измерений, оценка соответствия. М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001.
- Исикава, К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988.
- Календжян, С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. М.: дело, 2003.
- Календжян, С.О. Аутсорсинг как средство повышения результативности бизнеса // Вестник университета. Серия Институциональная экономика. М.: Изд-во ГУУ, 2002.
- Календжян, С.О. Аутсорсинг при корпоративном обучении и информационные технологии // Роль информационных технологий при обучении по программе MB А: сборник тезисов докладов. М.: Издательский центр МЭСИ, 2003.
- Карлик, Е.М., Демиденко, Д.С. Затраты на обеспечение и повышение качества продукции, их классификация // Стандарты и качество. 1977. -№ 8.
- Качалов, В.А. Стандарты ИСО 9000 и проблемы управления качеством в вузах (записки менеджера качества). М.: ИздАТ, 2001.
- Керимов, В.Э., Петрище, Ф.А., Селиванов, П.В., Керимов, Э. Э. Методы управления затратами и качеством продукции: учебное пособие. М.: Изд.-торг. центр «Маркетинг», 2002.
- Клиланд, Д., Кинг, В. Системный анализ и целевое управление. М.: Сов. радио, 1974.
- Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.
- Ковалев, Т.Д. Инновационные коммуникацииб Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-Дана, 2000.
- Колова, О.В., Кузнецов, И.Н. Научные основы управления производством. М.: Экономика, 1970.
- Конка, М.Г. Один стратегический подход к использованию самооценивания и бенчмаркинга // Избр. тр. 40-го конгресса ЕОК: Пер. с англ. М., 1997.
- Конкурентное право РФ: Учеб. пособие для вузов / Н. В. Васильев, Ю. Ю. Горячева, Н. Г. Доронина и др. М.: Логос, 1999.
- Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / Под ред. Ю. К. Перского и Н. Я. Калюжновой. -М: ТЕИС, 2003.
- Корольков, В.Ф. Процессы управления организацией / В. Ф. Корольков, В. В. Братин. Ярославль: Ред.-изд. центр «Яртелекомсервис», 2001.
- Коротков, Э.М. Исследование систем управления: Учеб. -М: Дека, 2003.
- Котлер, Ф., Армстронг, Г., Сондерс, Дж., Вонг, В. Основы маркетинга / пер. с англ. 2-е Европ. изд. М.- СПб.- Киев: Изд. дом «Вильяме», 2002.
- Краюхин, Г. А. Управление затратами на предприятии: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. И доп. В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова, В. П. Кустарев, А. Н. Асаул, Т.А. Фомина- Под общ. Ред. Г. А. Краюхина. — СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2006.
- Кречетов, Н. Продукты для интеллектуального анализа данных // Рынок программных средств. № 14 15.
- Круглов, М.Г. Концепция формирования на российских предприятиях корпоративных систем все более высокого уровня // Стандарты и качество. 2000. № 3.
- Круглов, М.Г. Менеджмент систем качества: учебное пособие М.Г. Круг-лов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. М.: ИПК «Издательство стандартов», 1997.
- Крянев, Ю.В., Кузнецов, М.А. Образ качества // Стандарты и качество. 1997. № 4.
- Крянев, Ю.В., Кузнецов, М.А. Региональное качество // Стандарты и качество. 1999. № 2.
- Кузьмина, Е.А., Кузьмин, A.M. Функционально стоимостный анализ. Экскурс в историю // Методы менеджмента качества. 2002. № 7.
- Лапидус, В. А Доктор Дж. Джуран критикует стандарты ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. 1999. № 11.
- Лексин, В.Н., Швецов, А.Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Рос. экон. журн. 1995. № 1. С. 31 -39.
- Лисицин, А.И. Региональные формы и методы повышения качества // Стандарты и качество. 1998. № 2.
- Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт, 2001.
- Львов, Д.С., Долгих, Л.А., Березанский, И.А., Зыков, Ю. А. Экономические проблемы повышения качества промышленной продукции. М.: Наука, 1969.
- Львов, Д.С., Сиськов, В.И., Седов, В. И. Стандарты и качество. М.: Изд-во стандартов, 1975.
- Ляшецкий, А.П., Крайнюков, А.Н. Управление качеством продукции. Саратов: 1998.
- Мазур, И.И., Шапиро, В.Д. и др., Реструктуризация предприятия и компаний: Справочное пособие. -М: Высшая школа, 2000.
- Макаркин, Н.П. Экономика надежности техники. М.: Экономика, 2001.
- Матвеева, И.В. В поисках дороги к стабильности и процветанию // Стандарты и качество. 2000. № 10.
- Менеджмент: теория и практика в России: учебник / под ред. А.Г. Поршне-ва, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой. М.: ИД «ФБК-ПРЕСС», 2003.
- Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М.: Дело, 1992.
- Методика оценки состояния TQM на предприятии. М.: НТК «Трек», 2000. 60 с. (Сер. Все о качестве. Отечественные разработки. Вып. 1).
- Моисеева, Н.К. Международный маркетинг: Учеб. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
- Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Руков. авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. -М.: Наука, 2001.
- Никитин, В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000 :2000. -СПб.: Питер, 2002.89.0гвоздин, В. Ю. Анализ основных терминов стандарта ИСО 8 402−86// Стандарты и качество. 1992. № 3.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. д-ра филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1984.
- Окрепилов, В.В. Управление качеством. М.: Экономика, 1998. 639 с. 92.0крепилов, В.В. Управление качеством: Учебник, 2-е изд. -М.: Экономика, 1998.
- Окрепилов, В.В. Международные стандарты в управлении качеством продукции. Л., 1990.
- Окрепилов, В.В. Управление качеством: учебник для вузов. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Экономика, 1998.
- Плеханов, В.И. Опыт работы регистра систем качества// Стандарты и качество. 2001. № 5−6.
- Пономарев, В.П. Рост оффшорного аутсорсинга/Юткрытые системы, № 10/2004
- Пономарев C.B., Мищенко C.B., Белобрагин В. Я. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества: Учебное пособие. М.: РИА «Стандарты и качество». — 2004. — 248 с.
- Портер, М. Международная конкуренция / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993.
- Лапшин, B.C. Производственный менеджмент: учебник / под ред. B.C. Лапшина. / Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 2001.
- Пшенников, В. Конкурентоспособность через ТРМ. ИКД «Носорог», 2001.
- Рад, Г. Всеобщее управление качеством, современный бизнес, конкурентоспособность есть ли между ними действительные различия// Избр. тр.40.го конгресса ЕОК: Пер. с англ. М., 1997.
- Развитие системного подхода к управлению качеством продукции от Саратовской системы БИП до КСУКП// Стандарты и качество. 2001. № 5−6.
- Рахлин, K.M., Скрипко, JI.E. Состав затрат на обеспечение качества // Стандарты и качество. 1988. № 8.
- Резник, С.Д., Удалов, Ф.Е., Соколов, С.Н. и др. Персональный менеджмент. Пенза: Изд-во ПГАСА, 2000.
- Савицкая, Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности.-М.: ИНФРА-М, 2001.
- Садовский, В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974.
- Сажин, Ю.В. Комплексное применение статистических методов в исследовании качества продукции. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982.
- Салимова, Т.А., Ватолкина Н. Ш. История управления качеством: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005. — 256 с.
- Салимова, Т.А. Диверсификация управления качеством / науч. ред. Э. М. Коротков. Саранск: изд-во Мордовск. ун-та, 2002.
- Салимова, Т.А. Теория и практика управления качеством / нау. Ред. Э. М. Короткова, Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. — 172 с.
- Салимова, Т.А. Управление качеством: учебное пособие. Саранск: Красный Октябрь, 2000.
- Свиткин, М.З. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО / М. З. Свиткин, В. Д. Мацута, K.M. Рахлин. СПб.: картфабрики ВСЕГЕИ, 1999.
- Система менеджмента качества. Основные положения и словарь: ИСО/ОПМС 9000:2000/ Пер. и ред. ВНИИС. М&bdquo- 2000.
- Сиськов, В.И. Экономико-статистическое исследование качества продукции. М.: Статистика, 1971.
- Скок, Г. Б. Формирование ценностей, целей и норм как основа построения системы качества образования// Материалы III Международной научно-практической конференции «Качество образования: концепция, проблемы».1. Новосибирск, 2000.
- Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. M.-JL, 1935.
- Стандартизация и управление качеством продукции: Учеб. / В.А. Шван-дар, В. П. Панов, Е. М. Купряков и др. -М.: ЮНИТИ-Дана, 2001.
- Субетго, А.И. Политика качества, в том числе политика качества образования, как база решения проблемы выхода из кризиса и устойчивого развития России в XXI веке // Качество: теория и практика. 1998. № 1 2.
- Таймал, Р., Пичугин, И.П. Аутсорсинг становится популярной бизнес-моделью // Коммерсантъ. 2001.24 авг.
- Татарский, Ф. Стандарты Госстандарта//Химия и жизнь. 1989. № 10. С. 39.
- Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учебное пособие / C.B. Пономарев, C.B. Мищенко, В.Я. Бе-лобрагин, и др. М.: РИА «Стандарты и качество». — 2005. — 248 с.
- Управление это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992.
- Управление затратами на качество: Прог. и метод, указания / МГУ им. Огарева- Сост. Ю. Р. Еналеева. Саранск, 2004. — 52 с.
- Управление качеством: Т. 2. Принципы и методы всеобщего руководства качеством. Основы обеспечения качества / под общ. ред. В. Н. Азарова. М.: МГИЭМ, 2000.
- Управление качеством: учебное пособие / Круглов М. Г., Шишков Г. М. М.: МГТУ «Станкин». 1999.
- Управление качеством: учебное пособие / под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи- ЮНИТИ. 1998.
- Управление организацией: Учеб. /Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 2-е изд., перераб. и под. М.: Инфра-М, 1999.
- Управление современной компанией /Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лиса. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Фатхутдинов, P.A. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. 2-ое изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.
- Фаянс, O.A. Проблема и методы обеспечения качества. Новгород. 1997.
- Ш. Федосеев, В. Н. Проблемы кадрового менеджмента в российской промышленности //Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3.
- Фейгенбаум, А. Контроль качества продукции / Пер. с анг. М.: Экономика, 1986.
- Философия качества по Тагути /Сост. Г. Е. Герасимова. М.: НТК «Трек», 1997.17 с. (Сер. Все о качестве. Зарубежный опыт. Вып. 6).
- Философские и социальные аспекты качества: учебное пособие / B.C. Алешин, Л. Н. Александровская, В. И. Круглов, A.M. Шолом. М.: Логос, 2004.
- Форд, Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989.
- Фрайлингер, К., Фишер И. Управление изменениями в организации. М.: Книгописная палата, 2002.
- Харрингтон, Дж. Управление качеством в американских корпорациях / сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
- Харламова, Т.Н. Анализ классификации затрат на качество продукции промышленных предприятий / III Межрегиональная научно-практическая конференция «Управление качеством образования, продукции и окружающей среды» / Бийск, 2006.
- Харламова, Т.Н. Аутсорсинг новая и эффективная форма управления затратами на предприятии/ Т. Н. Харламова, Н. В. Злобина // Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: Сб. науч. тр. / ТГТУ. Тамбов, 2005. Вып. 19.
- Харламова, Т.Н. Опыт управления затратами на предприятиях Японии. / Т. Н. Харламова // Проблемы экономики и менеджмента качества: Материалы международной школы-семинара молодых ученых. / ТГТУ. -Тамбов, 2006. 308 с.
- Харламова, Т.Н. Современные инструменты управления затратами на качество продукции / Т. Н. Харламова, Н. В. Злобина // Проблемы менеджмента качества в современной России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / МГУ им. Н. П. Огарева. Саранск, 2006.
- Харламова, Т.Н. Управление затратами на качество: отечественный и зарубежный опыт: монография / Б. И. Герасимов, Н. В. Злобина. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006.
- Харламова, Т.Н., Злобина Н. В. Современные тенденции менеджмента качества / Т. Н. Харламова, Н. В. Злобина // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». -2006. -№ 5.
- Хачатуров, А.Е., Куликов Ю. А. Основы менеджмента качества: Учебное пособие. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2003.
- Хейвуд, Дж. Б. Аутсорсинг: В поисках конкурентных преимуществ. М.: Вильяме, 2002.
- Чейзан, Гай. Оффшорный экспорт: Российские программисты по-прежнему хотят конкурировать с Индией // Ведомости. 2001.7 авг.
- Через качество к эффективности // Стандарты и качество. 2001. № 11.
- Четырнадцать пунктов программы Деминга для менеджмента. Болезни и препятствия на пути преобразований: Инф. бюл. Ассоц. Деминга /МГИЭТ (ТУ). М., 1993.
- Шадрин, А.Д. Качество и информация// Стандарты и качество. 1996. № 4.
- Шадрин, А.Д. Пять потребностей, восемь принципов, десять заповедей // Стандарты и качество. 2002. № 2.
- Шанк, Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами: Пер. с англ. СПб.: ЗАО «БизнесМикро», 1999.
- Швец, В.Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента //Стандарты и качество. 1997. № 6.
- Швец, В.Е. Организационные структуры управления качеством продукции. Рига: Зинатне, 1980.
- Экономическая энциклопедия. Политическая экономия: В 4 т. /Под ред. A.M. Румянцева. М.: Сов. энцикл., 1972. Т. 1. 560 с.
- Экономическая энциклопедия/Под ред. Л. И. Абалкина. М.: Экономика, 1999.
- Экономический словарь. Качество продукции /Под ред. Т. Н. Калиновской. М.: Экономика, 1990.
- Юданов, А.Ю. Конкуренция: Теория и практика: Учеб. пособие, 3-е изд. -М.: Гром-Пресс, 2002.
- Якокка, Л., Новак У. Карьера менеджера / пер. с англ.- Худ. обл. М.В. Дра-ко. 2-е изд. Минск.: ООО «Попурри», 2002.
- Chapman, R.B. Insourcing after the Outsourcing. MIS Survival Guide / R.B. Chapman, K. Andrade // American Management Association. N. Y., 1998.
- Chorafas, D.N. Outsourcing, Insourcing and IT For Enterprise / D.N. Chorafas // Warton. February 2003.
- Langfield-Smith, Kim. Managing the Outsourcing Relationship / Kim Langfield-Smith, David Smith, Carolyn Stinger // New South Wales Univ. Pr. Ltd. 2001, May.
- Ketler, K. The outsourcing decision / K. Ketler, J. Walstrom // International journal of information management. 1998. — Vol. 13 (6).
- Bryce, D. J. The impact of corporate outsourcing on company value / D. J. Bryce, M. Useem // European Management Journal. 1998. — Vol. 16 (6).
- Quinn, J. B. Strategic outsourcing / J. B. Quinn, F. G Hilmer // Sloan management review. 1994. — Vol. 35 (4).
- Michel, J. The Changing Face of the Outsourcing Marketplace / J. Michel // OutsourcingAnalyst.com. 2002, January.
- Tieman, R. Outsourcing providers. Trend towards «bundled» services / R. Tieman // Financial Times. Special report: outsourcing. 2003, June 30.1. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
- АНКЕТИРОВАНИЕ один из методов опроса клиентов в маркетинговом исследовании.
- АТТЕСТАЦИЯ определение квалификации работника с целью проверки соответствия его занимаемой должности.
- АУТСОРСИНГ это передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или части бизнес-процесса предприятия.
- БЕНЧМАРКИНГ это постоянный процесс изучения и оценки товаров и услуг, опыта производства лучших своих конкурентов либо тех предприятий, которые стали признанными лидерами в своих областях бизнеса.
- БРАК продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.
- ЗАТРАТЫ характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ, услуг.
- ЗАТРАТЫ КОСВЕННЫЕ часть расходов предприятия, которые невозможно и нецелесообразно прямо относить не себестоимость конкретных видов продукции (цеховые и общезаводские расходы).
- ЗАТРАТЫ ПРЯМЫЕ часть расходов предприятия, которые непосредственно связаны с процессом изготовления продукции и могут быть включены в себестоимость отдельных ее видов (единиц) без каких-либо условных расчетов.
- ИЗДЕРЖКИ это реальные и предположительные затраты финансовых ресурсов предприятия.
- ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА совокупные затраты, связанные с производством продукции (оказанием производственных услуг).
- ИННОВАЦИЯ буквально инвестиции в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.
- ИСПРАВИМЫЙ БРАК брак, в котором все дефекты, обусловившие забраковывание продукции, являются устранимыми.
- КЛЮЧЕВОЙ ПРОЦЕСС — это процесс, выполняемый в функционально различных пространствах организации и являющийся главным с точки зрения удовлетворения потребителей, а также результатов бизнеса самой организации.
- КОНКУРЕНТ лицо, группа лиц, фирма или предприятие, соперничающее на каком-либо поприще с другим (другими), имеющее собственные специфические интересы в какой-либо сфере деятельности и осуществляющее ее в соответствии с этими интересами.
- КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ (товара) сравнительная характеристика потребительских и стоимостных параметров данного товара по отношению к товару-конкуренту.
- КОНКУРЕНЦИЯ закон товарного производства, отражающий механизм соперничества товаропроизводителей, обусловленный противоречивостью их интересов в области производственно-сбытовой и торговой деятельности.
- КОРРЕКТИРУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ действие, предпринятое для устранения причин существующего несоответствия, дефекта или другой нежелательной ситуации с тем, чтобы предотвратить их повторное возникновение.
- НЕСООТВЕТСТВИЕ невыполнение установленного требования.
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА совокупность планируемых и систематических осуществляемых процессов, процедур, операций и отдельных мероприятий, необходимых для создания продукции, удовлетворяющей определенным требованиям к качеству.
- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ — система получения информации об удовлетворенности потребителей и использование этой информации в процессе для его улучшения.
- ПОКУПАТЕЛЬ потребитель в конкретной ситуации.
- ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА основные направления и цели предприятия в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
- ПОТРЕБИТЕЛЬ (заказчик) — организация или лицо, ради которого осуществляется процесс и выпускается продукция или предоставляется услуга. Требования заказчика — это установленные или ожидаемые его потребности.
- ПРЕДУПРЕЖДАЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ действие, предпринятое для устранения причин потенциального несоответствия, дефекта или другой нежелательной ситуации с тем, чтобы предотвратить их возникновение.
- ПРОЦЕСС — это система действий, которая использует ресурсы для преобразования входящих элементов в выходящие.
- РАСХОДЫ отражают уменьшение платежных средств или иного имущества предприятия и отражаются в учете на момент платежа.
- РЕКЛАМАЦИЯ претензия покупателя к поставщику вследствие нарушения последним условий договора по поставке продукции, выполнению работ, оказанию услуг и др.
- СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ стоимостная цена используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
- СЕРТИФИКАЦИЯ деятельность по подтверждению соответствия продукции определенным стандартам и техническим условиям и выдача документов, подтверждающих это соответствие.
- СИСТЕМА «ДИРЕКТ-КОСТИНГ» метод контроля затрат связанных с колебаниями объема производства или степени загрузки оборудования.
- СИСТЕМА «СТАНДАРТ-КОСТС» метод нормативного учета и регулирования затрат.
- СИСТЕМА «КАНБАН» СИСТЕМА управления производством и снабжением, разработанная в Японии (фирмой «Тойота») с использованием методов логистики.1. Примечание:
- СИСТЕМА КАЧЕСТВА совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качества.
- СТАНДАРТ нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным государственным органом.1. Примечание:
- СТРАТЕГИЯ набор решений, ведущий к равновесию предприятия на всех рынках, где оно работает.
- СТРАТИФИКАЦИЯ расслоение, разделение по какому-либо одному, ведущему и важному признаку.
- СУБПРОЦЕСС — законченная часть функционального процесса.
- ТРЕБОВАНИЯ ЗАКАЗЧИКА — это установленные или ожидаемые его потребности.
- УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ это выполнение всего комплекса функций управленческого цикла, направленных на повышение эффективности использования производственных ресурсов на производстве.
- УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
- ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС — часть ключевого процесса, полностью выполняемая в пределах одного функционального пространства.