Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление процессом формирования профессиональных компетенций российскими учреждениями сферы образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснованы способы применения компетентностного подхода при проведении образовательного аудита. Сформулированы основные требования к сводам правил и стандартов по гарантии качества образовательных услуг в системах среднего и высшего профессионального образования, в процессе общественной оценки качества образовательных услуг, общественной, общественно-государственной и государственной аккредитации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
    • 1. 1. Профессиональная компетентность как элемент системы компетенций
    • 1. 2. Профессиональные компетенции как объект отношений заинтересованных сторон рынка образовательных услуг
  • ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 2. 1. Качество управления профессиональными компетенциями в среднем образовании
    • 2. 2. Управление профессиональными компетенциями в системе высшего образования
  • ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 3. 1. Оценка профессиональной компетентности как инструмента управления в учреждениях сферы образовательных услуг
    • 3. 2. Качественные оценки и количественные измерения профессиональной компетентности руководителей учреждений сферы образовательных услуг

    § 3.3. Государственные механизмы стимулирования образовательной деятельности учреждений сферы образовательных услуг с целью повышения уровня профессиональной компетентности участников образовательного процесса.

Управление процессом формирования профессиональных компетенций российскими учреждениями сферы образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В условиях реализации Концепции модернизации образования в России широкое распространение получили понятия «компетентность», «компетенции», «профессиональные компетенции». По сути, это означает новые реалии и задачи, возникающие в связи с гуманизацией образования и необходимостью подготовки специалистов к активному и компетентному участию в жизни общества.

Одна из ведущих целей учреждений рынка образовательных услуг состоит в создании для обучающихся образовательных условий для овладения ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной и других сферах.

Таким образом, приобретает особую актуальность попытка модернизации системы образования в стране на основе использования компетентностного подхода.

Формирование и развитие профессиональной компетентности являются объектом воздействия, как в момент обучения, так и в дальнейшей практической деятельности и требуют разработки адекватных технологий управления таким воздействием. Речь идет о необходимости наличия ключевых профессиональных компетенций у каждого обучающегося по окончании образовательного учреждения любой ступени профессионального образования, а значит, актуальна задача создания адекватных средств воздействия для каждой ключевой компетенции.

Налицо проблема необходимости формирования и развития нового качества управления процессом образования с обновленным составом ключевых компетенций, профессиональной конкурентоспособности и жизнеспособности специалистов любой сферы. Актуальность исследования обусловлена требованиями современной системы образования, которые диктуют необходимость поиска социально-экономических условий, в которых можно результативно формировать и развивать у учащихся важнейшие профессиональные компетенции в ходе образовательного процесса.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемы управления процессом формирования профессиональных компетенций в настоящее время приобрели актуальность с переходом России к рыночной экономике. За прошедшие годы острота этих проблем возросла в связи с увеличением числа образовательных учреждений, необходимостью повышения уровня качества предлагаемых услуг в сфере образования, а также уровня конкурентоспособности образовательных учреждений.

В числе авторов, наиболее активно исследующих вопросы образовательного менеджмента, компетентностного подхода под углом зрения структурной реформы высшего образования в России и изменения механизмов конкурентоспособности образовательных учреждений: В. И. Байденко, О. В. Богданова, В. И. Васильев, Е. Н. Геворкян, Л. С. Гребнев, Т. М. Давыденко, А. П. Ефремов, И. Д. Жданов, О. А. Ильченко, И. И. Калина, А. И. Коваленко, Б. Д. Коломиец, В. В. Красильников, В. Ю. Кричевский,.

A.Н.Лейбович, Э. В. Литвиненко, М. А. Лукашенко, А. К. Маркова,.

B.П.Панасюк, С. И. Плаксий, Г. Н. Подчалимова, Д. А. Поспелов, Н. М. Розина, Ю. Б. Рубин, В. А. Самойлов, Н. А. Селезнева, Ф. Ф. Стерликов, А. И. Субетто, П. И. Третьяков, Т. Н. Тягунова, В. Д. Шадриков, Т. И. Шамова, Н. А. Шарай, Е. А. Ямбург.

Однако, проблемы в сфере применения компетентностного подхода в управлении объектами и технологиями в сфере образовательных услуг, во внутриорганизационной деятельности по выполнению образовательных процедур, интеграции всех участников рынка образовательных услуг в процессе образовательной деятельности, а также во внутреннем и внешнем мониторинге процесса оказания образовательных услуг остаются менее изученными.

В то же время, в российской экономической науке в настоящее время нет исследований, в которых рассматривались бы экономические и организационно-правовые проблемы использования компетентностного подхода как функциональной академической основы управления учреждениями сферы образовательных услуг, а также как механизма повышения эффективности и качества на рынке образовательных услугопределения профессиональных компетенций как специфического продукта деятельности образовательных учреждений. Мало изучены способы применения компетентностного подхода при проведении образовательного аудита, отсутствует классификация заинтересованных сторон рынка образовательных услуг.

Объектом диссертационного исследования является формирование профессиональных компетенций в процессе оказания услуг в сферах высшего, среднего и непрерывного профессионального образования.

Предмет исследования — компетентностный подход как функциональная академическая основа управления учреждениями сферы образовательных услуг.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование основ управления процессом формирования профессиональных компетенций специалистов российских учреждений сферы среднего и высшего профессионального образования при оказании ими образовательных услуг.

Основными задачами исследования, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются: выявление сущности и содержания компетентностного подхода как основы управления учреждениями образованияобоснование классификации заинтересованных сторон рынка образовательных услугопределение профессиональных компетенций как ключевого объекта заинтересованности всех участников рынка образовательных услугопределение компетентностной природы оценочных компонентов в сфере образовательных услугобоснование применения компетентностного подхода при проведении образовательного аудитаобоснование механизмов повышения эффективности и качества на рынке образовательных услуг на основе применения компетентностного подходавыявление взаимосвязи между качеством процесса формирования профессиональных компетенций и конкурентоспособностью образовательного учреждения.

Методологической основой исследования являются системный и функциональный подходы к анализу объекта исследования. В работе были использованы специальные методы квалиметрического и экономического анализа для выявления состояния профессионализма кадров и подготовки специалистов российскими учреждениями сферы рынка образовательных услугдиалектический и исторический методы научного познания, а также другие частные методы научно-исследовательской работы, методы опроса, группировки, стратегического и сравнительного анализа.

Эмпирическую базу исследования составляют статистические и аналитические материалы, разработки российских исследовательских центров, рейтинговых агентств, центров образовательного аудита, иные данные о качестве предлагаемых услуг в сфере образования, нормативные материалы, позволяющие исследовать особенности управления процессом формирования профессиональных компетенций и перспективах повышения эффективности и качества обучения в российских образовательных учрежденияхвыступления и интервью официальных лиц государства, деятелей науки, образования и управления.

Научная новизна диссертационной работы состоит в теоретическом обосновании основ управления процессом формирования профессиональных компетенций в российских учреждениях сферы образовательных услуг.

Научная новизна диссертации содержится в следующих результатах, полученных лично ее автором и вынесенных на защиту:

1. Доказано, что компетентностный подход составляет функциональную основу управления учреждениями сферы образовательных услуг. Обоснованы направления системного применения компетентностного подхода в управлении учреждениями сферы образовательных услуг. Компетентностный подход составляет основу.

— формирования моделей подготовки специалистов в процессе оказания образовательных услуг и создания новых компетенций выпускников учреждений сферы образовательных услуг (компетентностный подход в управлении объектами и технологиями в сфере образовательных услуг),.

— планирования, организации, стимулирования и контроля деятельности учреждений сферы образовательных услуг в процессе проектирования и оказания образовательных услуг (компетентностный подход во внутриорганизационной деятельности по выполнению образовательных процедур),.

— консолидации интересов всех заинтересованных сторон рынка образовательных услуг на началах их взаимной ответственности за подготовку специалистов в процессе оказания образовательных услуг (компетентностный подход в интеграции всех участников рынка образовательных услуг в процесс образовательной деятельности),.

— оценки эффективности и качества образовательных услуг, управления качеством образовательной деятельности, а также гарантий качества и эффективности в сфере образовательного аудита на рынке образовательных услуг (компетентностный подход во внутреннем и внешнем мониторинге процесса оказания образовательных услуг).

2. Определено, что профессиональные компетенции выпускников учреждений сферы образовательных услуг являются специфическим продуктом их деятельности по оказанию образовательных услуг и составляют ключевой объект заинтересованности всех участников рынка образовательных услуг. Впервые обоснована классификация заинтересованных сторон рынка образовательных услуг, в качестве таковых определены сами образовательные учреждения как целостные экономические агенты, осуществляющие образовательную деятельность, прямые потребители образовательных услуг (клиенты учреждений сферы образовательных услуг и плательщики, финансирующие процесс получения образовательных услуг), косвенные потребители образовательных услугработодатели, в том числе субъекты реального и финансового предпринимательства, государство как проводник государственной политики на рынке образовательных услуг, работодатель и гарант качества образовательных услуг.

3. Доказана компетентностная природа оценочных компонентов в сфере образовательных услуг. Аргументировано, что оценочные компоненты на рынке образовательных услуг являются компетенциями, так как обладают необходимыми признаками и характеристиками компетенций — наличием объектов, находящихся в определенном контексте, представлением объектов и контекстов в системе понятий, представлением системы действий в виде процедур предметного и надпредметного характера, представлением системных свойств понятийного аппарата и системы действий в явном виде.

4. Обоснованы механизмы повышения эффективности и качества на рынке образовательных услуг на основе применения компетентностного подхода в управлении непрерывным образованием. Сформулирован и обоснован управленческий принцип эволюции компетенций как проявление реакции заинтересованных сторон рынка образовательных услуг на эволюцию современного общества, основанного на знаниях. Доказано, что использование принципа эволюции компетенций учреждениями сферы образовательных услуг составляет их конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг.

5. Определено, что внутривузовский менеджмент образовательных услуг на основе управления процессом формирования профессиональных компетенций выпускников делает необходимым превращение каждого учреждения сферы образовательных услуг в самообучающуюся организацию, развитие которой может быть успешным также лишь на началах компетентностного подхода. Показаны способы воздействия профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений на уровень конкурентоспособности данных учреждений на рынке образовательных услуг.

6. Обоснованы способы применения компетентностного подхода при проведении образовательного аудита. Сформулированы основные требования к сводам правил и стандартов по гарантии качества образовательных услуг в системах среднего и высшего профессионального образования, в процессе общественной оценки качества образовательных услуг, общественной, общественно-государственной и государственной аккредитации деятельности учреждений сферы образовательных услуг на институциональном и программном уровнях. Доказано, что каждая из заинтересованных сторон рынка образовательных услуг имеет право участвовать в процедурах оценки качества образовательных услуг, поскольку по-своему заинтересована в создании новых компетенций в процессе оказания образовательных услуг. Обеспечение таких прав предполагает наличие систем общественного (общественно-государственного) признания уровня качества образовательных услуг и выполнения процедур, в которые на равных были бы вовлечены все заинтересованные стороны рынка образовательных услуг.

Наиболее существенные научные результаты исследования соответствуют п. 15.103 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», п. 15.115 «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг» паспорта специальности.

08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг).

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут найти применение в научных исследованиях проблем управления ресурсами рынка образовательных услуг.

Выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть применены как в целях развития сферы образования, так и в интересах отдельных образовательных учреждений при проведении процедур самообследования и аттестации самих учреждений, а также их руководящего состава в целях обеспечения гарантии качества образования.

Полученные результаты могут быть использованы в деятельности средних и высших профессиональных учебных заведений с целью организации и оптимизации управления формированием профессиональных компетенций, в процессе повышения квалификации сотрудников и разработки стратегии управления образовательным учреждением.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием объективных данных Минобрнауки РФ, Российского Федерального законодательства, а также нормативно-правовых актов городского и местного значения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что использование полученных результатов будет способствовать формированию научно обоснованной концепции управления формированием профессиональных компетенций в российских учреждениях сферы образовательных услуг, а также адаптации учебных заведений к условиям новой российской экономики.

Разработанные тесты, оценочные листы могут быть использованы органами управления образованием, службами аттестации и лицензирования и непосредственно учебными заведениями в целях выявления реального выбора потребителями услуг образовательного учреждения.

Апробация результатов исследования.

Работа была подготовлена и прошла обсуждение на кафедре Теории и практики конкуренции Московской финансово-промышленной академии. Основные положения и результаты исследования были представлены автором на научно-практических конференциях: «Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования» (Москва, 2006) — «Программы и перспективы развития профессиональной компетентности организаторов образования» (Москва, 2006), в материалах ежегодной научной сессии «Роль бизнеса в трансформации российского общества» (Москва, МФПА, 17−19 апреля 2006 г.).

Различные аспекты исследования нашли отражение в научных публикациях общим объемом 1,86 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с целями исследования в работе были рассмотрены три основные группы задач.

Первая группа связана с доказательством того, что образовательный менеджмент базируется на компетентностном подходе с целью управления формированием профессиональных компетенций. Компетентностный подход означает, что цели образования сильнее привязываются к ситуациям применимости в сфере труда. Поэтому компетенции охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности.

Компетентностный подход в управлении объектами, во внутриорганизационной деятельности, интеграции всех участников рынка образовательных услуг, во внутреннем и внешнем мониторинге рождает и деятельность, и среду, в которой происходит деятельность.

Внедрение компетентностного подхода определило и ряд приоритетных вопросов, требующих разрешения в части:

— оснований для выделения уровня подготовки специалистов в структуре вузов;

— гармонизации учебных планов с точки зрения структуры, программ и методов обучения;

— динамики изменений содержания обучения в зависимости от изменений конъюктуры рынка труда.

Доказано, что цель и задачи компетентностного подхода в образовании раскрываются через содержание категорий «компетенции» «компетентность», которые имеют длительную историю становления и вместе с понятием «квалификации» берут основу в производственных отношениях и социологии труда.

Формирование ключевых компетенций — процесс непрерывный, который проходит через всю жизнь и возможно далее с опережением сроков их применения. Так, например, педагогические вузы несут ответственность за освоение уже исторически сложившихся, устоявшихся профессиональных знаний и умений, а институты повышения квалификации — за освоение актуальных и инновационных профессиональных компетенций.

В то же время необходимо отметить, что определение понятия «компетентность» отражает его собирательность, меру соответствий лица, осуществляющего деятельность в какой-либо профессиональной области. Таким образом, если компетентность можно трактовать как интегральную характеристику, распадающуюся на спектр отдельных компетенций, то понятие компетенции в данном случае оказывается более узким, операциональным, а потому обозначающим различные, приобретаемые как результат образования, качества личности.

Сформированные в процессе образования компетенции определяют профессиональную жизнедеятельность специалиста, которая обеспечивает его личностную ситуационную адаптацию к социуму и конкурентоспособность на рынке труда.

Владение той или иной компетенцией предполагает, что субъект усвоил не просто некую сумму отрывочных знаний и умений, а комплексную процедуру, предполагающую совокупность компонентов для эффективного осуществления определенных видов и направлений деятельности.

В контексте понимания непрерывного образования, как последовательного прохождения образовательных программ разных образовательных уровней по разным специальностям, применительно к компетенциям как качествам личности имеет смысл говорить об эволюции компетенций как приобретении новых.

Если же речь идет о компетенции как составляющего элемента модели специалиста, то эволюция компетенций возможна в рамках процесса требований к специалисту, в рамках процесса переосмысления модели специалиста, изменения ее составляющих. В этом случае модель специалиста разрабатывается для каждой отдельной образовательной программы.

Однако компетентность включает в себя не только знания и умения, то есть когнитивный и операционально-технологический компоненты, но предполагает мотивационную, этическую, социальную составляющие.

Профессиональные компетенции составляют ключевой объект заинтересованности всех участников рынка образовательных услуг.

Проведенный в рамках исследования анализ позволил доказать компетентностную природу оценочных компонентов как необходимого элемента в решении вопросов измерения уровня качества образовательного процесса. Это особенно актуально, так как ключевой проблемой региональных систем среднего и высшего образования является разрыв между реальными образовательными результатами и ожиданиями основных заказчиков и потребителей образовательных услуг.

Компетенции происходят из определенных контекстов профессиональных областей знаний, в которых они формируются. В работе рассмотрены модели взаимодействия средних и высших учебных заведений как механизм реализации непрерывного образования, не только с точки зрения преемственности стандартов, психологической адаптации, но и управленческого аспекта при формировании ключевых компетенций в системе непрерывного профессионального образования.

В процессе рассмотрения проблем, связанных с повышением уровня эффективности и качества предлагаемых образовательных услуг, а также последующей социальной адаптации выпускников, обоснована классификация заинтересованных сторон рынка образовательных услуг. В качестве таковых выступают сами образовательные учреждения, работодатель, государство, а также непосредственные потребители образовательных услуг.

В работе обосновано, что именно взаимодействие всех названных элементов дает возможность целенаправленно повысить качественный уровень подготовки специалистов, а также управлять процессом формирования ключевых профессиональных компетенций. В работе проведен анализ влияния управленческой компетентности руководителя на конкурентоспособность учреждения в целом, а также предложены основные показатели оценки конкурентоспособности и критерии, по которым возможно проведение самоанализа с целью разработки комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Вторая группа задач, исследованных в диссертации, связана с развивающимися сегодня в России рыночными отношениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности общества, в том числе — рынок образовательных услуг. В этих условиях необходимо превращение каждого учреждения сферы образовательных услуг в самообучающуюся и саморазвивающуюся организацию. Любую организацию можно представить как группу людей, объединенных общей целью, которую эти люди совместно достигают. Структура эффективной организации устроена так, что работа каждого является вкладом в общее дело. Каждый сотрудник должен уметь оценивать, на каком этапе профессионального развития он находится сейчас, включаться в процесс самокоррекции с целью постоянного саморазвития. При этом условии возможно формирование профессиональной компетентности на базе полученных ранее профессиональных компетенций.

Деятельность образовательного учреждения — это специфическая форма отношения участников образовательного процесса к образовательной деятельности, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование в интересах личностно-ориентированной парадигмы каждого студента.

Деятельность участников образовательной организации органически включает в себя цели, методы, средства, результат и процессуальную сторону образования как культурный акт, посредством которого осуществляется реализация социокультурных функцийвхождение студентов в компоненты духовной, социальной и технологической культурыинкультуризация учащихсятрансляция образцов интеллектуальных достижений для творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации личности в изменяющейся социокультурной и экономической среде.

Автономные системы строятся на принципах самоорганизации и стремятся к оптимальному состоянию равновесия. Эффективно развивающейся является такая организация, которая поддерживает процесс обучения во всех областях. Только такие учреждения смогут занять высокие, а главное устойчивые позиции в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг.

Конкурентоспособность любого учреждения образования определяется внешними и внутренними факторами. К внешним факторам относятся политика, проводимая в сфере образования, в том числе модернизация и реформы, государственный заказ, демографическая ситуация в стране, правовые и нормативные акты, законодательство Российской Федерации, а также региональное. Внутренние факторы конкурентоспособности определяются несколькими показателями, дифференцированными в зависимости от вида (типа) образовательного учреждения (показатель размещения образовательного учреждения, показатель конкурентоспособности рекламы, показатель конкурентоспособности образовательных услуг, качество и набор основных образовательных и дополнительных услуг, ценовая конкуренция, имидж организации).

В исследовании обосновано влияние профессиональной компетентности руководителей учреждений образования на эффективность деятельности, повышение качества предлагаемых услуг, конкурентоспособность образовательной организации. Рассмотрены стили руководства, разработаны тесты, позволяющие оценить (или провести самоанализ) уровень профессиональной подготовки, управленческой компетентности, а также творческий потенциал руководящего состава образовательного учреждения.

Таким образом, автор приходит к выводу, что на уровень конкурентоспособности учреждения влияют внутренние и внешние факторы, а оценка конкурентоспособности позволяет ответить на следующие вопросы:

— каковы потребности основных заказчиков образовательных услуг;

— каково положение образовательного учреждения (как организации) на рынке;

— какова роль конкурентов в кризисных процессах, происходящих в данной организации.

В период обновления процессов управления образовательной системой и тем более, в период стабильного функционирования руководители организации любого уровня стремятся обеспечить их динамичное развитие, что предполагает проведение компетентного мониторинга развития системы для осуществления последующего оперативного и стратегического управления.

На основании изложенного в работе формируется понятие самообучающейся, саморазвивающейся организации, рассматриваются пути перехода учреждения в разряд обучающейся и развивающейся системы.

Третья группа задач связана с обоснованием и применением компетентностного подхода при проведении образовательного аудита. Целью проведения аудита образовательной деятельности вузов Российской Федерации, в том числе, должно стать заверение студентов, общественности, работодателей, государства и других заинтересованных сторон в высоком качестве образования, предоставляемого вузами, и в высоком уровне стандартов, в соответствии с которыми формируются профессиональные, деловые и личностные компетенции.

Проводя общественную оценку качества образования, соответствующие инстанции осуществляют образовательный аудит как программ обучения и стандартов, в соответствии с которыми выдаются дипломы и присуждаются квалификации, так и деятельности вуза в целом.

Аудит основывается на анализе количественных и качественных данных и оценок, объективно и независимо полученных внешними экспертами, при условии, что вузы сами заинтересованы в предоставлении экспертной комиссии объективной информации о качестве своих образовательных программ и уровне стандартов, которым соответствуют выдаваемые вузом дипломы и присуждаемые квалификации. При аудите большое внимание уделяется качеству получаемой студентами информации об учебных программах и методах преподавания. Важную роль в принятии итогового решения играет сравнение уровня образования и профессиональных навыков, которые студенты должны были получить в ходе обучения, с результатами, реально полученными студентами по окончании вуза. Результаты, полученные при проведении образовательного аудита, могут быть использованы:

— государством для осуществления конституционных гарантий на получение гражданами образования, уровень и качество которого обеспечивают им компетенции по конкретному направлению профессиональной деятельности;

— гражданами России для получения именно тех профессиональных знаний, умений и навыков, а также компетентности по тем направлениям деятельности, которые дадут им конкурентные преимущества при трудоустройстве;

— образовательными учреждениями для поддержания и повышения качества образовательной деятельности, в том числе и за рубежом;

— работодателями для того, чтобы судить о качестве работы вузов по тому, насколько заявленные вузами результаты обучения соответствуют реальным достижениям студентов и выпускников, и ранжировать выпускников вузов при приёме на работу.

Цель образовательного аудита вузов заключается в том, чтобы выяснить, соответствуют ли вузы ожиданиям общества в том, что касается ведения деятельности в сфере высшего профессионального образования, выдачи дипломов и присвоения квалификаций приемлемого качества и соответствующего стандарта.

Задачи образовательного аудита состоят в том, чтобы:

— способствовать повышению качества образования;

— гарантировать студентам, работодателям и другим заинтересованным сторонам свободный доступ к понятной, надёжной и важной информации о том, в какой степени предлагаемые вузами курсы и программы соответствуют ожиданиям общества в отношении качества и соответствия стандартам;

— гарантировать, что в случае выявления несоответствия программ или стандартов в вузе принятым нормам, незамедлительно будут предприняты соответствующие меры;

— подтверждать отчетность вузов перед обществом за использование выделенных средств.

Образовательный аудит должен охватывать три основные области:

— эффективность структур и механизмов внутренних гарантий качества высшего образования, предоставляемого вузом, а также методов мониторинга качества вузовских программ и стандартов присуждения квалификаций и выполнение итоговых рекомендаций по улучшению качества. Таким образом, общество получает возможность судить о том, насколько надежен вуз как учреждение, предоставляющее высшее образование, как на национальном, так и на международном уровне;

— точность, полноту и надежность публикуемой вузом информации о качестве программ и стандартов присуждения квалификаций. Это позволяет судить о том, насколько можно доверять публикуемой вузом информации о качестве предоставляемого им образования, повышает открытость и доступность информации для студентов и других заинтересованных сторон;

— оценку надежности и достоверности информации, полученной в процессе самодиагностики и в результате внутренних проверок, что позволяет сделать вывод об эффективности работы процедур внутренней гарантии качества на уровне программ и на уровне вуза в целом.

Вуз должен гарантировать качество преподавательского состава, реализующего конкретную образовательную программу, качество подготовки абитуриентов и учебной деятельности студентов, достаточность располагаемых ресурсов для реализации заявленных целей по каждой образовательной программе, предлагаемой вузом. Образовательный аудит должен использовать результаты процедур внутренней гарантии качества.

Культура регулирования образовательного процесса определяется культурой оценки. Проблема оценки результатов образования на всех уровнях — от оценки качества педагогической деятельности до оценки качества образованности личности — связана с анализом деятельности образовательной организации.

Компетентностный подход призван сохранить культурно-исторические, этические и социальные ценности, когда смысловые и значимые культурные ценности рассматриваются как личностные образования, включающие в себя интеллектуальные, эмоциональные и нравственные компоненты.

Исследования, проведенные автором, подтверждают, что методы, позволяющие гарантировать высокое качество образования и стандартов, не могут быть одинаковыми для всех образовательных учреждений. Следует отказаться от узкого, директивного и догматического подхода к решению проблемы качества, использующего жестко зафиксированные требования, и отдать предпочтение подходу, основанному на общих принципах и обеспечивающему реализацию прав участия в процедурах оценки качества образования всех заинтересованных сторон рынка образовательных услуг.

Обеспечение таких прав предполагает наличие систем общественного (общественно-государственного) признания уровня качества образовательных услуг и разработку оценочных процедур, основанных на принципах компетентностного подхода. Исходя из общих принципов, целесообразно также устанавливать цели стандартов и разрабатывать руководства по гарантии качества образования на территории Российской Федерации для двух уровней: стандарты первого уровня описывают внутреннюю гарантию качества, или самооценку вузов, а стандарты второго уровня внешнюю гарантию качества высшего образования.

Проводя общественную оценку качества образования в соответствии с принципами компетентностного подхода, соответствующие инстанции вовлекаются в процедуры образовательного аудита как программ обучения и стандартов, в соответствии с которыми выдаются дипломы и присуждаются квалификации, так и деятельности вуза в целом. В работе дано определение аудита качества как систематической и независимой оценки качества образования, рассмотрены основные направления аудита. Процедуры образовательного аудита направлены на обеспечение конкурентоспособности программ и других образовательных услуг вузов. Предметом оценки качества подготовки выпускников является определение уровня их профессиональной компетентности на основе выявления отдельных компетенций и способности применять их для решения различного класса профессиональных задач. Итоговая оценка подготовленности выпускников осуществляется в соответствии с принципами компетентностного подхода, разрабатываемыми международным образовательным сообществом.

Компетентностный подход заложен как в основу реформ Сорбоннско-Болонского процесса, так и принципов модернизации системы Российского образования. Общие интересы в части академической и профессиональной мобильности определяют общность тенденций в реформировании образовательных систем по направлениям:

— изменение структуры (переход к двухуровневой системе);

— реориентация содержания высшего образования.

В числе важнейших положений и рекомендаций стран участников Болонского процесса в Берлинском коммюнике определены приоритетные направления развития национальных систем обеспечения качества образования, куда входят:

— установление результирующих факторов (компонентов) и признаков, участвующих в оценке качества образования;

— наличие систем аттестации с использованием сопоставимых процедур и механизмов для усиления гарантии качества;

— создание мониторинга в контуре системы управления качеством высшего образования с сопоставимыми результатами оценки;

— основание новой системы критериев для установления рейтингов вузов, включающих в себя образовательные факторы числовой или нечисловой природы;

— проектирование автоматизированной системы интегративной оценки качества образования;

— издание монографических исследований, отражающих методы статистики качеств как основы исследования ключевых компетентностей и факторов нечисловой природы;

— выработка рекомендаций для построения системы экспертной оценки образовательных компетенций.

Таким образом, в работе определена цель образовательного аудита, основанного на принципах компетентностного подхода, поставлены задачи данной процедуры, указано, каковы основные области образовательного аудита и аспекты, являющиеся предметом образовательного аудита, приведен свод правил образовательного аудита, исследованы и раскрыты основные характеристики данного вида деятельности.

Оценка качества деятельности образовательной организации не может основываться только на количественных факторах и традиционных методах статистики. В целом можно констатировать тенденцию к переходу от несистемных, примитивных форм и технологий оценочной деятельности в сфере образования к их тонким, систематизированным, апробированным, научно обоснованным версиям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. НОРМА ТИВНЫЕ АКТЫ, ДОКУМЕНТЫ И ДРУГИЕ МА ТЕРН АЛЫ
  2. Федеральное законодательство
  3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. //М., 1993.
  4. Приказ Минобразования РФ от 26.06.2001 г. № 2824 / Аттестация образовательных учреждений, педагогических и руководящих работников. -М.:ТЦ Сфера, 2004.-С.75.
  5. А.А. Инновация в системе управления. — М.: Новая школа, 1997.
  6. К.Г. Компетентностный подход к подготовке конкурентоспособного специалиста. Лемпертовские чтения. Таганрог, 2005.
  7. Г. С. Критерии и показатели эффективности управления школой // Наука и школа. 1998. — № 6
  8. B.C. Тесты в социологическом исследовании. -М.: Наука, 1982.-С.199
  9. Ю.В., Васильченкова Т. В. Технологическое обеспечение организации и проведения экспертизы педагогической деятельности в процессе аттестации работников образования. Рязань: Областной институт развития образования, 1997. — С. 43.
  10. Ю.С., Курдумова И. М., Писарева Л. И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. М., 1997. — С. 146.
  11. А.В., Григорьев Н. Ф. Управленческая роль университета и ее реализация в системе непрерывного образования // Известия Российской академии образования 2002. № 1. — С. 25−39.
  12. Анализ эффективности затрат на управление в производственно-хозяйственных организациях / Кальксдорф Э., Мельник М. В., Соляж Я. И др.: Под ред. проф. С. И. Каменицера. М.: Финансы и статистика, 1981. — С.239.
  13. Аттестация образовательных учреждений, педагогических и руководящих работников. М.: ТЦ Сфера, 2004. — С.96.
  14. Т.Н., Елисеева И. А. Управленческая компетентность руководителей школ в регионе: оценка и совершенствование. М, 2000. -С.100.
  15. Т.П., Немова Н. В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Методическое пособие в 2 кн./ под редакцией Немовой Н.В.М.: АПКиПРО, 2004.
  16. В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., 2002. — С.43.
  17. А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Интернет журнал «Эйдос», 2003.
  18. .А., Черняк В. И. Эффективность управления: наука и практика. М.: Наука, 1982. — С. 130.
  19. В.И., Красильников В. В., Плаксий С. И., Тягунова Т. Н. Оценка качества деятельности образовательного учреждения. М.: Издательство ИКАР, 2005. 320с.
  20. Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005 г.
  21. Е.Н. Кадры высшей школы: актуальное состояние // Высшее образование в России 2006. № 9.
  22. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект. Научное издание / под общей редакцией профессора Рубина Ю. Б. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004.-504с.
  23. Глобализация образования: компетенции и системы кредитов. Научное издание / под общей редакцией профессора Рубина Ю. Б. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. 490с.
  24. Т.М. Интегральные критерии оценки качества внутришкольного управления / Управление качеством образования. Сб. мат-лов научной сессии ФПКиППРО. М.: Бакалавр, 2001. — С. 52−55.
  25. Т.А., Попов Е. Н. Определение себестоимости и цены подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях// Под научной редакцией А. А. Воронина. М., 1999.
  26. И.Д. Прогнозирование успешной профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1998. — С. 63.
  27. Жук А.Н., Воскресенский В. И. Управление качеством образования в университетах// Адукацыя I выхаванне. 2002. — № 8. — С.21−26.
  28. В.Г., Обуховец В. А. Оценка качества работы преподавателей вуза // Высшее образование сегодня 2003. № 5. — С.12−15.
  29. Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005.-211с.
  30. Д.А. Экспертиза в образовании: краткое содержание основных понятий, терминов и подходов. Учебно-методическое пособие. -М.: АПК и ПРО, 2003.-С.28.
  31. Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2003 г.
  32. ИСО 9004−93. Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 3. Руководящие указания по улучшению Ka4ecTBa.www. iso 9000.ru.
  33. .И. Инструментарий оценки качества функций управления. М. — Тольятти, 2003. — С.50.
  34. А.Ф. Модернизация высшего образования и ключевые аспекты подготовки специалистов // Высшее образование сегодня 2003. № 2 -С. 3−8.
  35. Ю.И. Ситуационное управление большими системами. М.: Энергия, 1974.- 241с.
  36. В. Рынок образовательных услуг и ценности образования // Высшее образование в России 2006. № 2.
  37. Ю.А. Внутришкольный менеджмент.- М., Новая школа, 1992.-С. 135.
  38. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р.
  39. В.Ю. Содержание деятельности директора школы. Профессиограммы директора школы // Проблемы повышения квалификации руководителей школ. М.: Педагогика, 1987.
  40. P.JI. Если Вы руководитель. М.: Дело, 1993.
  41. О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг // СоцИс: Социологические исследования 2001. № 9. -С.83−88.
  42. Н.В., Пишулин В. Г. Модель выпускника при организации образовательного процесса в университете // Объединенный научный журнал 2002.-№ 30.-с. 7−12.
  43. Э.В. Подходы к определению качества управления образовательным учреждением с позиции квалиметрии // Управление качеством образования. Сборник материалов научной сессии ФПК и ППРО МПГУ. М., 2001. — С. 246.
  44. Э.В. Эффективность как мера качества управления образовательным учреждением / Управление качеством образования винтересах устойчивого развития общества. Материалы 6-ой межд. научно-практ.конф.15−17 мая 2002 г. Минск, 2002.
  45. Э.В. Квалиметрия управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. М.: Прометей, 2005.
  46. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
  47. К., Энгельс Ф. О диалектическом и историческом материализме. М.: Политиздат, 1984.
  48. С.Д. Профессионалы в управлении. Л., 1991.-С.197.
  49. В.И. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М.: Экономика, 1992. — С. 114.
  50. Л.И. Деловая оценка работников в сфере управления. -М.: Экономика, 1974.-С.81.
  51. В.Л., Кан Сен Су. Основы аттестации профессорско-преподавательского состава в Вузе. Южно-Сахалинск: изд. ЮСИЭПИ, 2002.-С.181.
  52. Г. Н., Наводнов В. Г. Модели оценивания деятельности образовательной организации. Йошкар-Ола, 1997. — С.48.
  53. Обер-Крис Дж. Управление предприятием. М.: Экономика, 1973. -С.206.
  54. A.M. Руководитель. Размышление о стиле управления М.: Политиздат, 2000. — С.200.
  55. А., Матвеева Н., Тумалев В. О научной и профессиональной компетенции в социологии образования // Высшее образование в России 2006, № 6.
  56. В.П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса. -Спб.- М., 1997.-С.297.
  57. В.П. Школа и качество: выбор будущего. Спб.: КАРО, 2003.-С.384.
  58. Д.А. Ситуационное управление. Теория и практика. М., 1986.
  59. Предпринимательские университеты в инновационной экономике. Научное издание / под общей редакцией профессора Рубина Ю. Б. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005,402с.
  60. Профориентационная работа в школе. Киев: Наукова думка, 1980. -С.160.
  61. Региональные требования к уровню профессиональной переподготовки руководителей системы образования. М.- Барнаул: БГПУ, 2000.-С.79.
  62. Н.А., Смирнов С. А. Делопроизводство в общеобразовательном учреждении. М.: Центр Педагогический поиск, 2001. -С.160.
  63. Ю.Б., Емельянов А. А. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования //Высшее образование в России -№ 11,2005.
  64. В.А. Трансформация рынка образовательных услуг в условиях информатизации. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. -236с.
  65. JI. Аккредитация вуза в контексте управления качеством образования// Высшее образование в России 2006.- № 3.
  66. Т., Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам./ Пер. с финск. М.: Прогресс, 1993. — С.320.
  67. Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования. Волгоград: Перемена, 2002. — С. 136.
  68. Н.А. Оценка качества высшего образования. / «Квалиметрия человека и образования: методология и практика». М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1992.-С. 16−24.
  69. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара. Самара, 2001. — С.4.
  70. Современный словарь иностранных слов: около 20 000 слов. СПб., 1994.-752с.
  71. Современный философский словарь, 1996. -С.251.
  72. А.И. Категория качества и эффективности в теории педагогических систем // Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе. Горький: ГГУ, 1989. — С. 21−27.
  73. А.И. Квалиметрия образования. Спб.-М.: Исследовательский центр проблемы качества подготовки специалистов, 2000. -С.220.
  74. Н.В., Едронова В. Н. Обеспечение качества образования: пути повышения эффективности учебного процесса // Высшее образование сегодня 2003. № 6. — С.30−36.
  75. А.П. Методология оценки качества и эффективности управления. Новгород, 1991.
  76. Н.В. Моделирование процесса формирования умений исследовательской деятельности у студентов // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии образования 2001. № 5. -С. 3−13.
  77. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования / Сборник документов Министерства образования России. Вып.4. М., 1992.
  78. Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации // Вестник образования, 1994. № 9. -С.78−79.
  79. А.В. Оценка эффективности управления производством. -М., 1984.
  80. В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000.-С.199.
  81. Е.П. Дидактические основы обучения руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации. Спб., 1992.-С.118.
  82. В.А., Кузнецов В. М. Интенсификация, организационные формы и управление обучением (элементы педагогического менеджмента). -М.: МИП НВ Магистр, 1993. С. 209.
  83. Требования к квалификации руководящих работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий. Приложение № 3 к Приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 14.12.95 № 622/1646.
  84. П.И. Практика управления современной школой. (Опыт педагогического менеджмента). М., 1995. — С.204.
  85. П.И., Шамова Т. И. Управление качеством образования основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы / Управление качеством образования. Сборник материалов научной сессии ФПК и ППРО. — М.: Бакалавр, 2001. — С.4−8.
  86. Р. Управление конкурентоспособностью вуза// Высшее образование в России 2006. № 9.
  87. Федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования России на 2002 2006 годы» // Экономика образования 2001. — № 6.-С. 117−125.
  88. В.М. Задачи модернизации образования на современном этапе // Высшее образование сегодня 2003. № 3. — С. 2−5.
  89. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр «Эйдос», 23.04.2002 г.
  90. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами / Под редакцией Шамовой Т. И. 2001. — С.320.
  91. Т.И., Тюлю Г. М., Литвиненко Э. В. Оценка управленческой деятельности руководителя школы. Методическое пособие. -Вологда, 1995.-С.74.
  92. Т.И., Лебедев В. В. Структурирование компетенций и их связь с компетентностью // Материалы 8-ой Международной научно-практической конференции, 4.1 -М., 2004.
  93. С.И. Управление народным образованием в СССР (19 171 936 г. г.). М., 1985.-С.278.
  94. Г. В. Работа с резервом руководящих кадров. Киев, 1990. -С.15.
  95. Экспертные оценки в задачах управления / Сборник трудов М.: Институт проблем управления, 1982. — С. 106.
  96. Е.А. Педагогический ансамбль школы. М.: Знание, 1987. -С.79.
  97. Cambridge Institute of Education. Report of Evaluation of the School Teacher Appraisal Pilot Study. Cambridge, 1989.
  98. Progress of Education in the United States of America: 1990 through 1994.-Wash., 1994.
  99. Диссертационные исследования:
  100. A.H. Мониторинг в образовании. Дисс.канд.пед.наук -СПб., 1999 г.
  101. B.C. Информационно-технологическое обеспечение оценки качества обучения на региональном уровне управления образования. Дисс.канд.техн.наук. М., 2000.
  102. С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Дисс.докт.пед.наук. Челябинск, 1998.
  103. В.Г. Образовательная система как объект оценивания: квалиметрический подход. Дисс. канд.пед.наук. -М., 1995.
  104. В.Ю. Совершенствование управленческих знаний как фактор повышения эффективности работы директора общеобразовательной школы. Дисс.канд.пед.наук. JI., 1980. — С.228.
  105. Г. Н. Теория и практика проектирования содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ. Дисс.докт.пед.наук.-М., 2001.
  106. Н.А. Теоретические основы управления развитием гимназического образования. Дисс. д-ра пед. наук. М., 2001.
  107. Ю.А. Концептуальные основы аттестации в системе профессионального развития руководителя образовательного учреждения. Дисс.докт. пед. наук. Великий Новгород, 2000. — С.467.
Заполнить форму текущей работой