Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование социально-экономической политики развития человеческого потенциала региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время наиболее полно отражающим потребности современного развития экономики и общества нам представляется понятие человеческий потенциал. Проведенный, анализ основных подходов и концепций изучения человеческого потенциала позволил нам определить двойственный характер данного понятия: с одной стороны, человеческий потенциал является инструментом управления региональной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
    • 1. 1. Развитие человеческого потенциала как стратегическая цель социально-экономической политики региона
    • 1. 2. Особенности формирования человеческого потенциала и его структура.30 1.3.Основные направления государственной политики в сфере управления развитием человеческого потенциала региона
  • ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
    • 2. 1. Анализ человеческого потенциала как объекта социально-экономической политики региона
    • 2. 2. Социально-экономическая эффективность управления развитием человеческого потенциала региона
    • 2. 3. Методические подходы к оценке человеческого потенциала региона
  • ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
    • 3. 1. Обоснование и разработка основных направлений социально-экономической политики управления развитием человеческого потенциала региона
    • 3. 2. Формирование механизма реализации и развития человеческого потенциала региона
    • 3. 3. Стратегия развития человеческого потенциала региона

Формирование социально-экономической политики развития человеческого потенциала региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В основе современной концепции устойчивого развития находится понятие человеческого потенциала, то есть развитие человека — работника. Величина и качество человеческого потенциала непосредственно влияют на характер общественного воспроизводства. Развитие и накопление совокупного человеческого потенциала региона и повышение отдачи от него определяют развитие самого региона, возможности его экономического роста и достижение социального благосостояния населения.

Развитие человеческого потенциала во многом определяет уровень развития современного общества, выступает фундаментальным условием, неотъемлемо ведущим к прогрессу во всех сферах жизнедеятельности. Взаимосвязь между человеческим потенциалом и социально-экономическим развитием определяется их взаимовлиянием: высокий уровень человеческого потенциала содействует социально-экономическому развитию, которое, в свою очередь, обуславливает процесс дальнейшего человеческого развитияслабый' же уровень человеческого потенциала приводит к низким темпам роста, что в значительной мере подрывает перспективы для человеческого развития в будущем. Огромнуюроль в деле укрепления данного взаимодействия играет четкая политическая ориентация! региональных органов власти на поддержание, формирование* и развитие человеческого потенциала. Этим определяется необходимость разработки и реализации соответствующих стратегий и программ регионального развития, направленных на формирование взаимоукрепляющих причинно-следственных связей, способствующих развитию человеческого потенциала и, соответственно, обеспечению устойчивого социально-экономического роста.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. В настоящее время наиболее полно отражающим потребности современного развития экономики и общества нам представляется понятие человеческий потенциал. Проведенный, анализ основных подходов и концепций изучения человеческого потенциала позволил нам определить двойственный характер данного понятия: с одной стороны, человеческий потенциал является инструментом управления региональной социально-экономической политики и определяет возможности реализации программ социально-экономического развития, с другой стороны, это самостоятельный имиджеобразующий фактор региона, который представляет собой количественный и качественный состав населения, проявляющего трудовую активность и обеспечивающего социальную и инвестиционную привлекательность региона.

2. На основе анализа предлагаемых в литературе представлений о структуре трудового потенциала можно определить основные элементы человеческого потенциала следующим образом: интеллектуальный, физический, трудовой и духовный (социо-культурный) потенциалы. Чтобы эффективно использовать человеческий потенциал, все элементы его системы должны быть организованы, интегрированы, взаимосогласованы. Выявление качественных характеристик человеческого потенциала позволяет наиболее полно сформировать представление о системе его"элементов, образующих содержание человеческого потенциала региона, соответственно, регулировать и развивать его в соответствии с перспективами развития.

3. Актуальность тех или иных качеств человека — структурных элементов человеческого потенциала, обуславливается, прежде всего, уровнем развития экономики, требованиями трудовой1 деятельности. В современных условиях наиболее востребована социальная компетенция, как качество определяющее мобильность коллектива, его готовность и способность взаимодействовать при решении поставленных задач. Динамичность, коммуникативность, толерантность, способность налаживать и поддерживать отношения становятся важнейшими характеристиками современного человека труда. Поэтому нами предлагается выделить социальную компетенцию как один из основных компонентов духовного потенциала.

4. В современных условиях глобальных процессов социализации экономики региональное развитие следует рассматривать именно как социальноэкономическое, ориентированное на обеспечение расширенного воспроизводства социально-экономических условий жизнедеятельности общества, достижение высокого уровня и качества жизни населения. Это означает не просто стремление к устойчивому экономическому росту ради развития экономики любой ценой и борьбу с бедностью ради повышения благосостояния граждан, а комплексное, сбалансированное развитие всех подсистем региона как единой социально-экономической системы, имеющее конечной целью обеспечение благоприятных условий для удовлетворения потребностей населения.

5. Применение теории человеческого развития на региональном уровне позволяет рассматривать человеческий потенциал в качестве инструмента оценочных и прогностических характеристик протекающих в регионе социально-экономических процессов. С помощью человеческого потенциала, представляющего собой возможности и способности социума к продуктивной жизнедеятельности, можно конкретизировать многие спорные доводы об общественной полезности, экономической и социальной целесообразности принимаемых региональными органами власти и управления решений.

6. Последние годы характеризуются уменьшением и демографическим ухудшением состояния населения региона — источника формирования человеческого потенциала. Дальнейшее нарастание проявившихся негативных тенденций приведет к ускоренному истощению человеческих ресурсов, и, следовательно, уже в недалеком будущем может серьезно сказаться на количественных и качественных характеристиках человеческого потенциала.

7. В настоящее время в регионе нарастает дефицит высококвалифицированных кадров рабочих профессий. Отчасти это связано с уменьшением количества учащихся в системе начального профессионального образования и сопутствующим ему оттоком молодежи, отчасти с тем, что появляются новая техника и технология, требующая кадров узкой специализации, которых до настоящего времени на рынке труда не было.

8. Сокращается число рабочих низкой квалификации, что связано с региональной особенностью отраслевой структуры, а именно преобладанием добывающих отраслей, имеющих тяжелые условия труда.

9. Основополагающим критерием социального развития территории, а также показателем эффективности деятельности органов власти и управления и проводимой ими региональной социально-экономической политики является достигнутый уровень качества жизни населения, отражающий степень социальной комфортности региона, обеспечение определенных социальных стандартов и полноту удовлетворения социальных потребностей населения.

10. При изучении и анализе регионального уровня развития человеческого потенциала необходимо применять расширенную систему параметрических показателей. Это позволит наиболее полно и всесторонне оценить протекающие в регионе социальные процессы, выявить наиболее уязвимые места в социальной сфере, определить цели и способы решения существующих проблем по дальнейшему социально-экономическому развитию региона и его территорий.

11. Реализация региональной социальной политики должна осуществляться путем взаимодействия региональных и местных структур при поддержке федеральных органов власти на основе единой концепции, выработанной их совместными усилиями. При этом в условиях региональной дифференциации^ каждом отдельном регионе и отдельной территориальной общности требуется решение различных задач в зависимости от уровня социально-экономического развития и территориальных особенностей.

12. Анализ современного состояния развития человеческого потенциала региона позволил определить принципы и основные направления его развития. Нам представляется, что при разработке системы управления развитием человеческого потенциала необходимо руководствоваться следующими принципами:

— управление развитием человеческого потенциала региона должно осуществляться в соответствии с концепцией и политикой, реализуемой в этой области государством.

— концепция развития человеческого потенциала должна быть комплексной, то есть включать в себя все аспекты этого процесса — экономические, политические, организационные, социальные, психологические, нравственные и др.

— система развития человеческого потенциала предприятий и региона в целом должна быть многоуровневой, то есть она должна предусматривать место и роль различных субъектов управления в общем процессе формирования и использования человеческого потенциала.

13. В диссертационной работе выделены этапы процесса управления развитием ЧП, которые мы представляем как алгоритм действий по управлению этим процессом:

— выявление актуальных потребностей экономического развития предприятий региона;

— оценка современного уровня развития ЧП;

— определение направлений развития ЧП;

— разработка кадровой политики региона, привязанная к ситуации по месту и времени;

— разработка рабочих документов по конкретизации и реализации кадровой политики региона на уровне предприятия.

14. Определены элементы системы управления развитием ЧП региона. В качестве объектов управления выделены: население региона, являющееся носителем совокупного ЧПпроцессы, протекающие в трудовой сфереразвитие работников, реализующих трудовую деятельность. Субъектами управления является совокупность органов регионального управления, учреждения профессионального образования, здравоохранения, предприятия — работодатели и т. д. для того чтобы наладить взаимодействие всех относящихся к делу организаций, по нашему мнению, необходимо либо создать специальный координационный центр, обеспечивающий взаимодействие всех субъектов-звеньев системы управления человеческим развитием.

15. Установлено, что основными объектами региональной политики по формированию, сохранению и развитию человеческого потенциала являются демографические процессы, сферы здравоохранения, образования, культуры и ЖКХ, занятость, доходы населения, социальная защита и помощь, экологическая и общественная безопасность, молодежная политика.

16. Определены факторы развития человеческого потенциала. По нашему мнению, уровень человеческого потенциала определяется следующими факторами:

— наличие способностей к труду, с точки зрения физических и психических возможностей (здоровья) населения;

— наличие у населения общего или профессионального образования, достаточного для реализации трудовой деятельности;

— наличие определенного уровня трудовой активности населения, которая определяется степенью удовлетворенности качеством жизни и возможностями, предоставляемыми для активной трудовой деятельности;

— наличие и реализация федеральных и региональных программ, направленных на развитие трудового потенциала населения региона.

1. Автономов B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.

2. Айдаев Г. А., Бабич A.M., Егоров Е. В. Хозяйственный механизм в социальной сфере. Улан-Удэ: Бурят.кн. изд-во, 1995.

3. Алексеев В. В. Кадровый потенциал отрасли. М.: Знания, 1987. — 64 с.

4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. -416 с.

5. Антонов А. Н. Основы современной организации производства / А. Н. Антонов, JI. С. Морозова. М.: ДИС, 2004. — 428 с.

6. Атасов A. JI. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. М.: Экономика, 1988. — 251 с.

7. Афанасьев В. Маркетинг образовательных услуг / В. Афанасьев, В. Черкасов // Маркетинг. 1999. — № 5. — С. 68−76.

8. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.

9. Ахинов Г. А. Экономические основы социальной политики государства в условиях переходной экономии России М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997.

10. Ахинов Г. А., Камилов Д. А. Социальная функция государства в условиях рыночной экономики: вопросы теории и практики. — М.: ИНФРА-М, 2006.

11. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: учеб.пособие. М.: Мастерство, 2002. 224 с.

12. Батьковский А., Попов С. Приемы мотивации к труду и профессиональному росту (на примере инновационных организаций). // Проблемы теории и практики управления. 1999 г. № 1. — С. 104−109.

13. Бахматова Т. Г. Озерникова Т. Г. Трансформация трудовых ценностей в переходной экономике // Социально-демографическая политикав восточной части России стимулы и механизмы. Молодежная политика. Иркутск, 2000. С. 25.

14. Беккер Г. Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ со специальным обращением к образованию, (главы из книги) //США: экономика, политика, идеология / Г. Беккер. 1993. № 11. — С.109−119.

15. Белова В. Л., Быкова М. А. Регионоведение. Некоторые проблемы региональной экономической реинтеграции стран СНГ // Социально-гуманитарные знания, 1999. № 1.

16. Берглезова Т. В. Управление ростом кадрового потенциала промышленного предприятия: автореф. дис. д-ра экон. наук. / Т. В. Берглезова Москва, 2005. — 38 с. по специальности 08.00.05.

17. Бобков В. Н., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. 1996. № 6. С.85−89.

18. Бреев Б. Д. Использование трудового потенциала России в условиях перехода к рыночной экономике // Общество и экономика. 1999.№ 12.

19. Бреев Б. Д. О качестве занятости населения России // Общество и экономика. 2005. №№ 7,8.

20. Бурятстат. Бурятия 2009: статистический ежегодник. — Улан-Удэ, 2008.

21. Бурятстат. Бурятия в цифрах: статистический ежегодник. — Улан-Удэ, 2009.

22. Бурятстат. Демографический ежегодник. — Улан-Удэ, 2009.1 !

23. Бурятстат. Условия труда, льготы, компенсации за работу во вред-1 ных и опасных условиях, травматизм на производстве: статистическийсборник. Улан-Удэ, 2009.

24. Былков В. Г., Винокуров М. А. Профессиональная ориентация: роль и значение в регулировании рынка труда. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1995. 129 с.

25. Ван дер Линден М. Мотивация труда в российской промышленности: некоторые предварительные суждения // Социальная история. Ежегод. 2000. М.: РОССПЕН, 2000. 351 с.

26. Винокуров М. А. Производственный и трудовой потенциал российской нефтехимии / М. А. Винокуров, Т. В. Хлопова // Известия ИГЭА, 2002. № 1(30). — С. 34−40.

27. Винокуров М. А. Трудовые ресурсы региона и рынок труда / М. А. Винокуров. — Иркутск: изд-во Иркутского ун-та, 1991. — 247 с.

28. Волгин H.A., Гриценко H.H., Шарков Ф. И. Социальное государство.

29. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и<�К», 2003.

30. Врублевский В. К. Развитой социализм: труд и НТР. М., 1984. -240 с.

31. Всемирная организация здравоохранения. Основные документы (Психологические и социальные факторы на работе и охрана здоровья) Под ред. Р. Калимо, М.А. Эль-Батави, K.JI. Купера. Женева: ВОЗ, 1989. -с. 19.

32. Вундерер Р. Ключевая роль социальной компетенции в концепции сопредпринимательства / Р. Вундерер, П. Дик. С.105−110.

33. Галенко В. П., Страхова О. А., Файбушевич С. И. Управление персоналом и эффективность предприятий. СПб.: УЭиФ, 1994. 79 с.

34. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. -5-е изд., доп. М.: Норма, 2005. — 412 с.

35. Голубев В. Ю. Региональная основа экономического роста России — М.: ИПК РУДН, 2002.

36. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-е изд. -М.: ГУ ВШЭ, 2001.

37. Грачев М. В. Управление трудом. Теория и практика капиталистического хозяйствования. М.: Наука, 1990. 270 с.

38. Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда // Общество и экономика, 2000. № 1. С. 169−174.

39. Дадашев А. 3. Управление трудовыми ресурсами столичного города. М.: Наука, 1990. — 176 с.

40. Денисов H.A. О реализации социальной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Уровень жизни населения регионов России. 2006. № 7.

41. Десслер Г. Управление персоналом / пер. с англ. М.: Изд-во Бином, 1997.-432 с.

42. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2010 г. / под общ. ред. Бобылева С. Н. М.: изд-во «ООО Дизайн-проект «Самолет», 2010. — 152 с.

43. Доклад о развитии человеческого потенциала в Пермском крае / под общ. ред. Бобылева С. Н Пермь НП «Профессиональный интерес», 2010.-126 с.

44. Долишний М. И. Формирование и использование трудовых ресурсов / М. И. Долишний. Киев: Наукова Думка, 1978. — 270 с.

45. Дорогов Н. И. Управление человеческими ресурсами: регион, территорияорганизация. Барнаул: Азбука, 2001.-287 с.

46. Дулесов А. Н. Методы оценки эффективности трудового потенциала предприятия // Вестник ОГУ № 9/сентябрь 2006 часть 2. С 353−357.

47. Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Изд-во С, — Петерб. Ун-та экономики и финансов, — 1995.

48. Дятлов С. А. Рабочая сила в системе рыночных отношений: СПб.: Изд-во Санкт-Петербун-та экономики и финансов, 1992. — 116 с.

49. Егоров Е. В., Потапова М. В. Экономика жилищного хозяйства России: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2002.

50. Егоршин А. П. Состояние и прогноз высшего экономического образования России // Вестник ГУУ. Серия «Развитие образования в области менеджмента». 2006. № 1−2.

51. Елкина О. С., Половинкл В. С. Экономическое поведение работников на рынке труда. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. 278 с.

52. Жуков В. И. Что такое ИРЧП? К вопросу о «человеческом потенциале» // Социс. 1996. № 4. С. 25−32.

53. Журавлев П. В, Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом.- М., 2000. — 253 с.

54. Журавлев П. В. Управление человеческими ресурсами:'опыт индустриально иразвитых стран. Учебное пособие. /П'.В: Журавлев,' Ю. Г. Одегов, Н. А. Волгин. М.: Издательство «Экзамен», 2002.

55. Забродин В. Ю. На весах экономики — человеческие ресурсы // Человек и труд, 1997. № 8. — С. 56−68.

56. Занятость и оплата труда в промышленности Республики Бурятия в 20 041 году: аналитическая" записка № 03−02−18. — Улан-Удэ: Бурятстат, 2005. 19 с.

57. Заславская Т. И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. № 3. С. 5−16.

58. Заславская Т. И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. № 4. С. 13−25.

59. Захаров Н. И. Развитие мотивационной функции управления: дис. докт. экон. наук. 00.08.05. -М., 2000.

60. Зорин А. С. Российские особенности микроэкономических изменений в системе управления трудом. — СПб., 1998. — 325 с.

61. Иванцевич Дж. М., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления. -М.: Дело, 1993.-276 с.

62. Иваньков А. И. Интенсивность труда и повышение эффективности использования рабочего времени на промышленных предприятиях (на примере предприятий легкой промышленности Восточной Сибири): дис. канд. экон. наук. Иркутск, 1972. 183 с.

63. Инновационная активность предприятий и организаций Бурятии: аналитическая записка. — Улан-Удэ: Бурятстат, 2005. — 13 с.

64. Капелюшников Р. И. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика / Р. И. Капелюшников, Н. Т. Вишневская. — М., 2003.

65. Касаев А. Г. Трудовой потенциал и занятость в условиях.интенсификации. М.: Наука, 1990. — 160 с.

66. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. М., 1994. Т.2.

67. Кибанов А. Я. Оценка экономической эффективности совершенствования системы и технологии управления персоналом организации. М.: ГУУ, 2006. 148 с.

68. Кибанов, А .Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004. — 414 с.

69. Киселев Ю. В. Переход к рынку и новые нравственные императивы //Человек в системе экономических отношений. Сб. науч. тр. Л., 1991. -20с.

70. Кокорев В. Л. Мотивационные модели в управлении. Барнаул: Типография ЭФ АГУ, 1997. — 250 с.

71. Колосова Р. П. Трудовой потенциал промышленности/ Колосова Р. П. -М: Изд-во МГУ, 1987. -160с.

72. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. М.: ДеКА, 2004.

73. Костаков В. Г. Основные тенденции и проблемы занятости населения // Население СССР за 70 лет.- М.: Наука, 1988.

74. Котляр А. Э. Занятость населения и рынок труда России в условиях перехода к рыночной экономике: Учебное издание / А. Э. Котляр, И. Н. Кирпа. М.: РГАТиЗ, 1998. — С. 10−12.

75. Кулагина Г. Д., Степанян E.H. Анализ региональной дифференциации показателей эффективности производства" и определяющих ее факторов // Вопросы статистики. -1999. № 5. — С. 23−28.

76. Курганский С. А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. -Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. 288 с.

77. Кусаинов А. Тенденции развития образования в современном мире, http: petropav. kz/skoipkppk 12 06/25 shtml.

78. Лавров В., Криевский Н. Что такое «социальные инвестиции»?, http://www.apn.ru/publications/articlel776.htm/.

79. Латова Н. В. Российская экономическая ментальность: какой она стала в 1990;е годы и какой тип работника сформировался в результате? // Поиск эффективных институтов для России XXI века: Интернет-конф. С 27.10.03 по 27.12.03 //http: // ecsocman. edu. ru.

80. Личностный потенциал работника, проблемы формирования и развития / Под ред. В. Г. Нестерова, Л. И. Иванько. М.: Наука, 1987. — 195 с.

81. Львов Д. С. Региональная политика как фактор экономического роста // Пробл. Теории и практики упр. М., 2000. -№ 1.

82. Магомедов M.- С. М. Экономическая ситуация и использование трудового потенциала республики Дагестан Текст. / Магомедов М.-С.М. -// ЭКО: Экономика и орг.пром.пр-ва. 2002. N8. — С. 99−117.

83. Магун В. С. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики, 1996. № 1. — С. 49 -53.

84. Майбуров И. А. Механизм согласования возможностей высшей школы с потребностями региона // Университетское управление: практика и анализ. 2003. №№ 5,6 (28).

85. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50-т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М.: изд-во политической литературы, 1960. Т.23, часть 1. — 476 с.

86. Марр Р., Шмидт Г. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. М.: МГУ, 1997. 153 с.

87. Маслова И. С. Неформальная занятость, в России. — М.: Наука, 2007. -183 с.

88. Мерсон Ф. JI. Исследование структуры научно-технического персонала / Т. С. Баталина. С. 99 — 109.

89. Моргунов Е. Б. Модели и методы управления персоналом. М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2001.

90. Муртазаев Б. Ч. Формирование рынков труда. — М.: Экзамен, 2004.-416 с.

91. Мухамбетов Т. И. Стратегия управления трудом. Алма-Ата: Казахстан, 1992. — 307 с.

92. Некипелов А. Д. Популярная экономическая энциклопедия / Гл. ред. А.Д. НекипеловРед. кол.: B.C. Автономов, О. Т. Богомолов, С. П! Глинкина и др.— М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.— 367 с.

93. Нещадин А. Экономический рост и кадровый потенциал России // Вопр. Экономики. 2000. № 7.

94. Никитина И. А. Формирование социально-экономических отношений на предприятии. — С.-Петерб. гос. инж.-экон. акад.СПб., 1999. Деп. В ИНИОНРАН 13.04.99, № 54 487.

95. Николаев О. В. Кадровый потенциал наукоемких производств: Пути выхода из кризиса. М.: Экономика, 2005. — 229с.

96. Никонов В. Состояние и перспективы развития кадрового потенциала России // Служба кадров, 2001. № 6. — С. 3.

97. Новаковская О. А. Трансформация системы управления трудом в условиях реформируемой экономики Республики Бурятия. — Иркутск: ИГЭА, 1999.-230 с.

98. Нуреев Р. Теории развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала) // Вопр. Экономики. — М., 2000. № 9.

99. Одегов Ю. Г. Журавлев П. В. Управление персоналом. М.: Финста-тинформ, 1997. 878 с.

100. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Митрофанов Н. Г. Рынок труда и социальное партнерство. М.: «Хронограф» 1998. — 255 с.

101. Озерникова Т. Г. Развитие системы стимулов к труду / Т. Г. Озерни-кова. Иркутск: изд-во БГУЭП, 2002. — 240 с.

102. Панкратов A.C. Трудовой потенциал: Социально-экономические аспекты управления процессом его воспроизводства // Вестн. Моск. унта. Сер. 18. Социология и политология. 1999, — № 3. С. 72−86.

103. Пашкевич К. Побудительные мотивы труда в условиях рынка // Социалистический труд, 1991. № 6. — С. 7−12.

104. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. H.A. Горелова.- СПб.: Питер, 2003.

105. Полищук Е. А. Человеческий капитал в экономике современной России: проблемы формирования и реализации. — Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2005.

106. Потемкин В. К. Социальные индикаторы трудового потенциала. СПб, 1995.-110 с.

107. Потемкин В. К. Социальные резервы человека: процессы формирования и реализации // Гуманитар, науки, 1997. № 4. — С. 44−48.

108. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 -2010 годы и на период до 2017 года.

109. Радько С. Риски в управлении трудовым потенциалом Текст. / Радько С., Афанасьева А. // Человек и труд, 2003. -N10. — С. 62−65.

110. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.

111. Рак М. Г. Методика комплексной оценки персонала / М. Г. Рак // Управление персоналом. 1997. — № 10. — С. 14−21.

112. Рачек С. В. Системное управление трудовым потенциалом современного предприятия. Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2001. — 302 с.

113. Ревайкин А., Быстрицкий С., Телушкина Е. Мониторинг инструмент наблюдения и анализа экономики // Экономист. — 1994. № 2. -С.55−63.

114. Рофе А. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила». //Человек и труд. 1997. — № 3. — С. 93−112.

115. Рудаков М. Политико-экономические аспекты рыночной мотивации труда // Человек и труд, 1999. № 8. — С. 50−55;

116. Рухманова Н. А. Трудовой потенциал в системе региональной экономики: оценка и регулирование взаимодействия: автореф. дис. канд. экон. наук. / Н. А. Рухманова Иваново, 2006. — 25 с.

117. Сагиндиков E.H. Комплексный анализ и прогноз формирования трудового потенциала региона. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 106 с.

118. Сергеева Г. П. Политика занятости в контексте макроэкономического регулирования // Человек и труд. Январь 2000. № 8. С. 29−34.

119. Сергеева Г. П., Чижова Л. С. Эффективное использование трудового потенциала. М.: Знания, 1987. 64 с.

120. Сикингер И. Кадровая политика в местных органах управления западноевропейских стран. // Человек и труд, 1995. № 6. С. 23−28.

121. Скаржинский М. И. Трудовой потенциал социалистического общества. / М. И. Скаржинский. — М.: Экономика, 1987. С. 6 — 7.

122. Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: ИНФРА-М, 1996.

123. Совершенствование организации и стимулирования труда: Метод. Рекомендации Подгот. Н. В. Анишиной. Киев: О-во Знание УССР. -1987. 18,1. с.

124. Современное управление Текст.: энциклопедический справочник / Американская ассоциация управленияПод ред. Д. Н. Карпухина, Б. З. Мильнера. М.: Издатцентр, 1997 — .Т. 2. — 576 с.

125. Соколова JL, Тишина Т. Современному производству одинаково нужны и профессиональные менеджеры, и квалифицированные рабочие. // Человек и труд, 1999. С. 80−82.

126. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 200: 416 с.

127. Стаканова О. В. О структуре трудового потенциала / О.В. Стака-нова // Социологические исследования. 1991. — № 2. — С. 28−36.

128. Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом / Э.Е. Старобин-ский. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 5-е изд., 1999. 368 с.

129. Страхова O.A. Анализ динамики трудового потенциала жизненно необходим / О. А. Страхова, JI.P. Слепнева // Человек и труд. 2003. № 2.

130. Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда / С. Г. Струмилин. — М.: Наука, 1982.-471 с.

131. Тихомиров Ю. А. Теория компетенции / Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. 2000. — № 10. — С. 24−25.

132. Тихонова С. А. Управление развитием инновационного трудового потенциала в экономике России: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Москва, 2004. 22 с.

133. Токарский Б. Л. Стратегия подготовки специалистов в условиях рынка // Б. Л. Токарский, К. Н. Соловьенке //Известия Академии труда и занятости. 2000. № 3−4.

134. Травин В. В. Основы кадрового менеджмента / В. В. Травин, В1 А. Дятлов. М.: Дело, 1995, 336 с.

135. Трудовой потенциал: формирование и использование в условиях перестройки: Сб. науч. трудов / Под ред. Г. С. Вечканова. Л.: ЛИЗИ, 1990. — 128 с.

136. Туев В. А. Человеческие потребности: (эскиз философской теории) / В. А. Туев. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. — 264 с.

137. Тяжов А. И. Индивидуальный трудовой потенциал и политико-экономическая концепция человеческих способностей. Кострома, 1999.-319 с.

138. Управление персоналом организации: учебник. / Под ред. А .Я. Ки-банова. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2004. — 638 с.

139. Управление персоналом: учеб. Для вузов / под< ред. Т. Ю, Базарова, Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2001. 560 с.

140. Управление человеческими ресурсами: стратегия и практика: Тез. докл. на межд. конф. 28 апреля 1996. Алма-Ата, 1996. — 91 с.

141. Управление персоналом. Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998. — 453 с.

142. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. В. Молчановапод ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998.-255 с.

143. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. Авт. Кол. Д. С. Львов. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.

144. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» Ст. 1 (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122 — ФЗ).

145. Федотов Д. Ю. Негосударственные пенсионные фонды России: Учеб пособие. Иркутск, ИГЭА, 2001 с. 8.

146. Федотова Н. Профессиональный потенциал выпускников вузов // Человеческие ресурсы. 1999. № 1−2. С. 14−16.

147. Фигурнов Э. Б. Статистическое измерение интенсификации производства. //Вестник статистики, 1983. № 10. С. 10.

148. Флекснер Курт Ф. Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом. Пер. с англ. — М.: Международные отношения, 1994.

149. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. М. 1989. С. 205.

150. Хлопова Т. В. Развитие трудового потенциала и повышение конкурентоспособности персонала предприятия: автореф. дис. д-ра экон. наук. / Т. В. Хлопова. Иркутск, 2004. — 36 с.

151. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / Под ред. ИТ. Фролова. -М.: Эдиторикал УРСС, 1999. -176 с.

152. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса / Под ред. В. П. Колесова, Т.Маккинли. — М.: Права человека, 2000.

153. Чередилов А. А. Развитие трудового потенциала аграрного сектора экономики как фактора эффективного хозяйствования и землепользования: автореф. дис. канд. экон. наук. / А. А. Чередилов Москва, 2007. -23 с.

154. Чернина Н. В. Трудовое поведение в новых условиях хозяйствования / отв. ред. Р. В. Рывкина. Новосибирск: Наука, 1992. 205 с.

155. Чистов JI. М. Эффективное управление социально-экономическими системами (эффективный менеджмент на различных уровнях воспроизводства) / JI. М. Чистов. СПб.: изд-во ФРА, 1998. — 411 с.

156. Чижова JI.C. Новые реалии современного развития занятости./ Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М., 1998, С. 9.

157. Шаталова Н. И. Трудовой потенциал работника: проблемы функционирования и развития. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1988. 234 с.

158. Шекшня С. В. Современные представления об управлении персоналом / С. В. Шекшня // Управление персоналом. — 2004. №½. — С. > 70−79.

159. Шипунов В: Г. Основы управленческой деятельности: учебник / В. Г. Шипунов, Е. Н. Кишкель. — М.: Высшая школа, 1996. — 271 с.

160. Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам / В. И. Шкатулла. -М.: издат. Группа Норма-Инфра-М, 1998. 527 с.

161. Шнайдер Б. Персонал для организации: научный подход к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников / Б. Шнайдер, Н. Шмитпер. с англ. под ред. Н. В. Гришиной и М. Б. Курбатовой. СПб.: Экономическая школа, 2004. 560 с.

162. Щуков В. Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования: учебное пособие. — Иваново: ИГТА, 2002. -58 с.

163. Шульте П. Внебюджетное финансирование и взаимоотношения между высшим образованием, промышленностью и обществом // Высшее образование сегодня. 2003. № 10.

164. Щегорцов A.A. Наука как фактор развития человеческого потенциала России. Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура) / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 9 (140) — 2001.

165. Яковлев А. Интеллектуальный потенциал и экономический рост // Персонал-Микс. 2004. — № 3. — С. 31−35.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой