Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (ГОУ ВПО РГППУ), образовательных учреждений системы НПО г. Екатеринбурга: ПУ № 66, Екатеринбургский профессиональный лицей им. В. М. Курочкина, ПУ № 94- машиностроительные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Состояние проблемы в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Теоретические (аспекты формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения
    • 1. 3. Основные подходы к разработке модели формированию специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Цели, задачи и организация опытно-поисковой работы
    • 2. 2. Реализация модели формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения при изучении дисциплины «Теория сварочных процессов»
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов опытно-поисковой работы
  • Выводы по второй главе

Формирование специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Профессиональное обучение рабочих в системе начального профессионального образования (НПО), формирование у них необходимых квалификаций, позволяющих соответствовать требованиям современного производства, решать задачи становления саморазвивающейся личности, находятся в прямой зависимости от компетентности профессионально-педагогических работников образовательных учреждений этой системы.

Анализ анкетирования руководителей образовательных учреждений системы НПО показывает, что в современных условиях технического и информационного развития производства, осуществляя профессионально-педагогическую деятельность, молодые преподаватели и мастера профессионального обучения испытывают затруднения при проектировании содержания подготовки будущих рабочих, связанного с освоением новых технологий и новой техники, модернизацией технологических процессов, применением современных конструкционных материалов, что обусловлено недостаточным уровнем сформированности специальной компетенции. Специальная компетенция является важным составным компонентом профессионально-педагогической компетентности педагога профессионального обучения, так как отражает его способность и готовность применять комплекс производственно-технологических знаний и умений определенной отрасли промышленности в процессе профессионального обучения рабочих, проявляя при этом такие профессионально важные качества, как техническое мышление, креативность, активность и самостоятельность.

На со1}иально-педагогическол1 уровне актуальность исследования обусловлена выявленным несоответствием между требованиями работодателей и рынка труда к уровню специальной компетенции педагогов профессионального обучения и существующим уровнем специальной компетенции педагогов профессионального обучения образовательных учреждений системы НПО.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования связана с тем, что в педагогической теории и практике нет единого подхода к понятию «специальная компетенция будущих педагогов профессионального обучения», не исследованы ее сущность, характеристики и составляющие компоненты, не определены возможные пути ее формирования в условиях профессионально-педагогического вуза.

На научно-методическом уровне актуальность исследования определена необходимостью проектирования процесса формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения и выявления дидактических условий, способствующих его эффективной реализации.

На основании анализа существующих психолого-педагогических исследований и специальной литературы по проблеме формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения были выявлены следующие противоречия:

• между возросшими требованиями работодателей и рынка труда к уровню специальной подготовки педагогов профессионального обучения и реальным состоянием этой готовности;

• между необходимостью целенаправленного формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения в процессе профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью в педагогической науке и практике теоретических представлений о сущности, специфике и дидактических условиях успешного ее формирования.

В диссертационном исследовании введено ограничение: формирование специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения рассматривается на примере обучения дисциплине «Теория сварочных процессов» при подготовке по специальности «Профессиональное обучение», специализации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве».

Выявленные противоречия, анализ научной психолого-педагогической литературы, обобщающей известные наработки в области проектирования учебной деятельности при изучении общетехнических и специальных дисциплин, а также собственный преподавательский опыт позволили определить проблему исследования, которая заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации модели формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения и дидактических условий ее реализации при изучении дисциплины «Теория сварочных процессов».

Актуальность исследуемой проблемы, поиск путей разрешения указанных противоречий определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения».

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и опытно-поисковым путем проверить эффективность экспериментальной модели формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

Предмет исследования — формирование специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения при изучении дисциплины «Теория сварочных процессов».

Гипотеза исследования состоит в следующих предположениях:

1. Уровень сформированное&tradeспециальной компетенции, вероятно, повысится, если реализация ее формирования будет опираться на разработанную на основе компетентностного, системного, деятельностного и личност-но ориентированного подходов модель формирования специальной компетенции, структура которой определяется взаимосвязью мотивационно-целе-вого, информационно-содержательного, деятельностно-процессуального, рефлексивно-оценочного и диагностико-коррекционного компонентов.

2. Успешной реализации модели формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения при изучении дисциплины «Теория сварочных процессов», возможно, будет способствовать внедрение в образовательный процесс дидактических условий, которые предполагают проектирование содержания дисциплины «Теория сварочных процессов» с учетом требований работодателей, рынка труда, основных тенденций развития современных научно-технических знаний, специфики профессионально-педагогической деятельностиразработку соответствующего учебно-методического обеспечения, предусматривающего использование форм и методов обучения с учетом будущей профессионально-педагогической деятельности и направленности на саморазвитие студента.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

1. Уточнить сущность понятия «специальная компетенция будущих педагогов профессионального обучения», определить компонентный состав специальной компетенции студентов специализации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве».

2. Изучить состояние проблемы формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения с целью проектирования модели ее формирования на основе учета требований работодателей и рынка труда.

3. Научно обосновать и разработать модель формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения.

4. Выявить и обосновать дидактические условия эффективной реализации разработанной модели формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения.

5. В ходе опытно-поисковой работы проверить эффективность реализации модели формирования специальной компетенции студентов специализации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве» и выявленных дидактических условий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция профессионально-педагогического образования (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, П. Ф. Кубрушко, В. С. Леднев, Ю. Н. Петров, Г. М. Романцев, Е.В. Тка-ченко, В. А. Федоров и др.) — общепедагогическая и профессиональная концепция интеграции (С.Я. Батышев, B.C. Безрукова, М. Н. Берулава, Н. К. Чапаев и др.) — теория системного подхода (В.Г. Афанасьев, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.) — теория деятельностного подхода (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.) — теории педагогического проектирования, проектирования педагогических технологий (Ю.К. Ба-банский, А. С. Белкин, В. П. Беспалько, Н. А. Галатенко, И. И. Ильясов, М. В. Кларин, С. М. Маркова, Г. К. Селевко, О. В. Тарасюк и др.) — работы, посвященные проблемам профессионально-педагогической подготовки (С.И. Архангельский, Г. А. Атанов, Ю. К. Бабанский, М.В. Буланова-Топоркова, А. А. Вербицкий, М. И. Махмутов, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов, Е. В. Ткаченко, Д. В. Чернилевский и др.) — по психологии личности и психологии профессионального образования (Э.Ф.Зеер, С. Л. Рубинштейн, С. Д. Смирнов, В. Д. Шадриков и др.) — по методике преподавания общетехнических и специальных дисциплин (Т.А. Дмитренко, В. А. Жуков, Ю. Н. Семин, В. А. Скакун, Н. П. Удалов, Н.Е. Эрганова) — по психологии технического мышления (Т.В. Кудрявцев, И. С. Якиманская и др.) — посвященные задачному подходу в обучении (Г.Д. Бухарова, Н. Н. Тулькибаева, Л. М. Фридман, А. В. Усова и др.) — по развитию технического и методического творчества (С.А.Новоселов, И. В. Осипова, А. И. Половинкин, B.JI. Худяков и др.) — по методике и методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, А. А. Кыверялг, А .Я. Найн, A.M. Новиков, Е. В. Ткаченко и др.) — основные положения компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.) и личностно ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, О. С. Газман, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической, методической и специальной литературы, учебно-методических и нормативных материалов по профессионально-педагогическому образованиюобобщение и систематизация научных положений по теме исследования, обобщение педагогического опыта преподавания общетехнических и специальных дисциплинсравнение, классификация, систематизация, моделирование, синтез технического и психолого-педагогического подходов при составлении прикладных задачдиагностические методы (анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов учебной деятельности студентов) — статистические методы обработки полученных результатов.

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (ГОУ ВПО РГППУ), образовательных учреждений системы НПО г. Екатеринбурга: ПУ № 66, Екатеринбургский профессиональный лицей им. В. М. Курочкина, ПУ № 94- машиностроительные предприятия Уральского региона: ОАО «Уралмаш», ОАО «Уральский трубный завод», ООО «Североуральский завод ЖБИ», ООО «Бокситстрой». В исследовании приняли участие 108 студентов очной формы обучения специальности «Профессиональное обучение», специализации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве», 56 работников образовательных учреждений системы ЕЛО и 35 руководителей разного ранга и кадровых работников предприятий.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап — теоретико-поисковый (2000 -2002) — включал в себя изучение психолого-педагогической и специальной литературы, нормативной документации, педагогического опыта, теории и практики преподавания общетехнических и технических дисциплин, что обусловлено необходимостью формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения с учетом новых социально-экономических условий. В результате этой работы был проведен выбор и теоретическое обоснование темы исследованияразработан понятийный аппарат, сформулированы проблема, гипотеза, цель и задачи, составлена программа исследованияосуществлялся поиск подходов и эффективных способов организации и управления процессом формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения.

Второй этап — проектировочный (2003;2004) — предусматривал уточнение основных положений исследования, разработку модели формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения, выявление дидактических условий ее реализации в процессе обучения дисциплине «Теория сварочных процессов».

Третий этап — формирующий (2005;2008) — был посвящен опытно-поисковой работе, анализу и систематизации результатов исследования, уточнению выводов, оформлению диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Разработана модель формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения, включающая пять взаимосвязанных компонентов:

• мотивационно-целевой, имеющий целью развитие устойчивой познавательной мотивации к учению и будущей профессионально-педагогической деятельности;

• информационно-содержательный, направленный на усвоение системы взаимосвязанных производственно-технологических знаний и умений в области сварочного производства;

• деятельностно-процессуальный, предполагающий развитие технического мышления, проективных, исследовательских, технологических умений в области сварочного производства, креативности, самостоятельности, активности;

• рефлексивно-оценочный, включающий самооценку и самоанализ студентами учебной деятельности;

• диагностико-коррекционный, предполагающий формирование диагностических умений.

2. Выявлены дидактические условия эффективной реализации модели формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения, включающие:

• проектирование содержания дисциплины «Теория сварочных процессов» с учетом требований работодателей, рынка труда, основных тенденций развития современных научно-технических знаний, специфики профессионально-педагогической деятельности;

• разработку учебно-методического обеспечения формирования специальной компетенции в рамках изучения дисциплины «Теория сварочных процессов» и его активное использование в образовательном процессе;

• выбор форм и методов обучения с учетом особенностей будущей профессионально-педагогической деятельности и направленности на саморазвитие студента.

3. Разработан диагностический инструментарий для определения уровня сформированности специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Уточнено содержание понятия «специальная компетенция будущих педагогов профессионального обучения», рассматриваемую как компонент профессионально-педагогической компетентности педагога профессионального обучения и определяемую как способность и готовность будущего педагога профессионального обучения применять комплекс производственно-технологических знаний и умений определенной отрасли промышленности в процессе профессионального обучения рабочих, проявляя при этом такие профессионально важные качества, как техническое мышление, креативность, активность и самостоятельность.

2. Определен и идентифицирован компонентный состав специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения специализации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве» при изучении дисциплины «Теория сварочных процессов».

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная на уровне учебно-методического обеспечения специальной дисциплины инвариантная основа может быть использована для всего комплекса учебных дисциплин специализации профессионально-педагогического вуза, а также для организации профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения в учебных заведениях среднего и высшего профессионально-педагогического образования. Практическая значимость формирования специальной компетенции студентов подтверждается полученными результатами исследования, иллюстрирующими качественное изменение профессиональной направленности, повышение уровня сформированности системы производственно-технологических знаний и профессионально важных личностных качеств студентов.

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс ГОУ ВПО РГППУ, представительств Березников, Омска, Первоуральска и могут быть рекомендованы к использованию при изучении дисциплины «Теория сварочных процессов» в процессе подготовки педагогов профессионального обучения специализации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве» и других родственных специализаций.

Достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается анализом современных достижений психолого-педагогической науки, ориентацией на современные методологические подходы к проблеме профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов профессионального обучения, выбором и реализацией комплекса дидактических условий, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью полученных данных, обработкой результатов опытно-поисковой работы методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования представлены в публикациях автора, обсуждены на Международной конференции ЮНЕСКО «Участие молодых ученых, инженеров и педагогов в разработке и реализации инновационных технологий» (Москва, 2006) — IX Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов (Нижний Новгород, 2008) — VII Международной научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург, 2008) — 13-й Всероссийской научнопрактической конференции «Инновации в профессиональном и профессио (нально-педагогическом образовании» (Санкт-Петербург, 2006) — 6-й Всероссийской научно-практической конференции «Личностно развивающее про' 10 фессиональное образование в изменяющейся России» (Екатеринбург, 2006) — 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие творческого наследия С. Я. Батышева в системе непрерывного профессионального образования» (Нижний Новгород, 2007) — 15-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2008) — региональных научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 2004;2008) — региональной научно-практической конференции студентов (Нижний Тагил, 2006) — региональной научно-практической конференции «Образование и производство» (Верхняя Салда, 2007) — Пленумах Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию (Екатеринбург, 2005;2008).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специальная компетенция будущих педагогов профессионального обучения рассматривается как интегративная личностная характеристика специалиста, отражающая его способность и готовность применять комплекс производственно-технологических знаний и умений определенной отрасли промышленности в процессе профессионального обучения рабочих, проявляя при этом такие профессионально важные качества, как техническое мышление, креативность, активность и самостоятельность.

2. Модель формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения включает пять взаимосвязанных компонентов: мотивационно-целевой, информационно-содержательный, деятельностно-процессуальный, рефлексивно-оценочный и диагностико-коррекционный, выделенных на основе компетентностного, системного, деятельностного и личностно ориентированного подходов к проектированию образовательного процесса.

3. Эффективность функционирования предложенной модели обеспечивается соблюдением таких дидактических условий, как:

— проектирование содержания дисциплины специализации «Теория сварочных процессов» с учетом требований работодателей, рынка труда, основных тенденций развития современных научно-технических знаний, специфики профессионально-педагогической деятельности;

— разработка учебно-методического обеспечения формирования специальной компетенции в процессе изучения дисциплины «Теория сварочных процессов» и его активное использование в образовательном процессе;

— выбор форм и методов обучения с учетом особенностей будущей профессионально-педагогической деятельности и направленности на саморазвитие студента.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Анализ практики обучения специальной дисциплине «Теория сварочных процессов» в профессионально-педагогическом вузе, с одной стороны, и теоретических подходов к процессу формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения, с другой — позволил установить, что для успешного формирования специальной компетенции в процессе изучения дисциплины «Теория сварочных процессов» созданы недостаточные условия.

2. Реализация модели формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения при изучении дисциплины «Теория сварочных процессов» осуществляется за счет системного комплексного внедрения компонентов этой модели. Это обеспечивается целенаправленным управлением процессом обучения, включающим компетентностное и деятель-ностное целеполагание как педагога, так и студентакорректировку содержания дисциплины с учетом выявленных требований работодателей, рынка труда и тенденций развития сварочного производствавыбор форм, методов, средств обучения, способствующих активизации учебной деятельности студента, направленных на формирование его профессионально важных личностных качеств и имеющих профессионально-педагогическую направленность, которая обеспечивается интеграцией технических и педагогических знаний.

3. Спецификой осуществления процесса формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения и выявленных дидактических условий успешной его реализации является возможность на каждом этапе реализации этого процесса всесторонне учитывать, регулировать и корректировать факторы, влияющие на учебно-познавательную деятельность студента, обращать внимание на развитие личностных качеств, способствовать достижению высокого уровня таких профессионально важных качеств как техническое мышление, креативность, познавательная активность.

4. Опытно-поисковая работа включала оценку уровня сформированности специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения после изучения дисциплины «Теория сварочных процессов», который определен нами комплексной оценкой, основными критериями которой являются: уровень профессиональной направленности (уровень профессиональной мотивации и мотивации изучения ТСП), уровень усвоение знаний и умений по дисциплине ТСП, уровень развития профессионально важных личностных качеств (технического мышления, креативности и познавательной активности).

5. На основании результатов опытно-поисковой работы можно утверждать, что разработка и реализация модели формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения, построенной на основе системного, компетентностного, деятельностного и личностно ориентированного подходов, и дидактических условий способствовали повышению уровня сформированности специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации исследована одна из актуальных проблем подготовки педагогов профессионального обучения — формирование их специальной компетенции, которая определена как интегративная личностная характеристика специалиста, отражающая его способность и готовность применять комплекс производственно-технологических знаний и умений определенной отрасли промышленности в процессе профессионального обучения рабочих, проявляя при этом такие профессионально важные качества, как техническое мышление, креативность, активность, самостоятельность.

В исследовании выделены и идентифицированы структурные компоненты специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения специализации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве», которыми являются теоретико-технологический, проектно-конструкторский, технологический, организационно-эксплуатационный, рабоче-профессиональный.

На основе анализа учебно-программной документации, содержания профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения и содержательного наполнения компонентов специальной компетенции выявлено основополагающее значение дисциплины «Теория сварочных процессов» в процессе специальной подготовки педагогов профессионального обучения специализации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве». В результате обоснована возможность формирования всех компонентов специальной компетенции при изучении дисциплины «Теория сварочных процессов». Исходя из этого разработана модель формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения при изучении дисциплины «Теория сварочных процессов», построенная на основе таких теоретико-методологических подходов, как компетентностный, системный, деятельностный и личностно ориентированный. Это позволило в рамках данной модели комплексно реализовать инновационную образовательную деятельность, направленную на становление личности будущего педагога профессионального обучения в условиях саморазвития и самореализации, направленности образовательного процесса на будущую профессионально-педагогическую деятельность.

В модель формирования специальной компетенции при изучении дисциплины «Теория сварочных процессов» было включено пять взаимосвязанных компонентов: мотивационно-целевой, имеющий целью развитие устойчивой профессиональной направленностиинформационно-содержательный, включающий усвоение системы взаимосвязанных производственно-технологических знаний и умений в области сварочного производствадеятельностно-процессуальный, предполагающий развитие технического мышления, проективных, исследовательских, технологических умений в области сварочного производства, креативности, самостоятельности, активностирефлексивно-оценочный, включающий самооценку и самоанализ учебной деятельности студентамидиагностико-коррекционный, предполагающий формирование диагностических умений.

Особенностью данной модели является системность и взаимосвязанность названных компонентов.

В опытно-поисковой работе выявлены и проверены дидактические условия реализации модели формирования специальной компетенции при изучении дисциплины «Теория сварочных процессов», которые включают:

• проектирование содержания дисциплины с учетом требований работодателей, рынка труда и современных тенденций развития научно-технических знаний, а также специфики профессионально-педагогической деятельности;

• разработку учебно-методического обеспечения формирования специальной компетенции при изучении дисциплины специализации «Теория сварочных процессов» и его активное использование в образовательном процессе;

• использование форм и методов обучения с учетом профессионально-педагогической направленности на саморазвитие студента.

В исследование разработано и апробировано учебно-методическое обеспечение формирования специальной компетенции в рамках дисциплины специализации «Теория сварочных процессов», включающее рабочую программуучебные пособия: «Физическая химия. Ч. 1. Химическая термодинамика», «Физико-химические процессы в сварочной дуге" — методические указания для выполнения лабораторных, практических и контрольных работсборник задачсборники тестовых заданий. Данный учебно-методический комплекс дисциплины способствует организации образовательного процесса в единстве всех компонентов формирования специальной компетенции и предполагает целостную систему деятельности студентов, построенную на основе активизации творческой деятельности и с учетом будущей профессионально-педагогической деятельности.

В диссертации выделены, обоснованы и апробированы критерии сформированности специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения при изучении дисциплины «Теория сварочных процессов», к которым относятся уровень профессиональной направленности (уровень профессиональной мотивации и уровень мотивации к изучению дисциплины «Теория сварочных процессов») — уровень усвоения знаний и уменийуровень развития профессионально важных личностных качеств (технического мышления, креативности и познавательной активности). Результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют об эффективности предложенной модели формирования специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения при изучении дисциплины «Теория сварочных процессов» и дидактических условий ее реализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , A.M. Формирование теоретического мышления в процессе решения технических задач /А.М.Аверин //Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому труду: сборник науч. тр. — Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1981. — С.24−29.
  2. , Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография /Н.А.Алексеев — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997.-216 с.
  3. , А. Знания или компетенции? /А.Андреев //Высшее образование в России, 2005. № 2. — С.3−11.
  4. , В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1./ В. И. Андреев Казань: Изд-во Казанского университета, 1996.
  5. , В.М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете /В.М. Антипова, К. Ю. Колесина, Г. А. Пахомова //Педагогика, 2006. № 8. — С.57- 63.
  6. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский -М.: Высш. шк., 1980. 368 с.
  7. , Г. А. Деятельностный подход в обучении / Г. А. Атанов — Донецк: «ЕАИ-пресс», 2001. 160 с.
  8. , В.Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  9. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод.основы) / Ю. К. Бабанский -М.:Просвещение, 1982. 192 с.
  10. , Н.И. Интегративный урок /Н.И. Бабкин //Среднее специальное образование. 1991.- № 8.-С.7−8.
  11. , В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) /В. Байденко //Высшее образование в России, 2004. -№ 11.- С.3−14.
  12. , С.А. Учебная деятельность школьника в контексте лично-стно ориентированного обучения /С.А.Барамзина //Педагогика, 2006. — № 8. — С.41—47.
  13. , С.П. Сущность процесса обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» /С.П. Баранов М.: Просвещение, 1981. — 143 с.
  14. , С .Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах /С.Я. Батышев -М.:Педагогика, 1988. — 176 с.
  15. , B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике /B.C. Безрукова Екатеринбург, 1994. 152 с.
  16. , B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. /Екатеринбург, обл. ин-т развития регионального образования /B.C. Безрукова -Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. 320 с.
  17. , А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство /А.С.Белкин — Челябинск: ОАО «Юж.-Урал.кн.изд-во», 2004. — 176с.
  18. , А.П. Управление самостоятельной работой студентов / А.П. Беляева//Высшее образование в России. 2003.- № 6. С. 105−109.
  19. , М.Н. Проблемы дидактической интеграции естественных и профессионально-технических дисциплин в профтехучилищах / М. Н. Берулава // Новые исследования в педагогических науках. 1998. № 1. — С. 52−54.
  20. , П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения /П.В. Беспалов //Педагогика. 2001. № 5. — С.41.
  21. , В.П. Психологические парадоксы образования /В.П. Бес-палько //Педагогика. 2000. № 5. — С. 13.
  22. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие /В.П.Беспалько, Ю. Г. Татур. -М.: Высш. шк., 1989. 144 с.
  23. , Д.Б. Проблемы диагностики креативности /Д.Б.Богоявленская. //Журнал практического психолога. 2007. — № 3. С. 133.
  24. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /В.А. Болотов, В. В. Сериков //Педагогика. 2003. — № 10. — С.З.
  25. Большой толковый словарь русского языка /Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов СПБ.: Норит, 2000. — 1536 с.
  26. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп.. -М.: Бол. Рос. Энцикл.- СПб: Норит, 1998. — 1456 с.
  27. , Н.Н. Гуманитарно ориентированная модель педагога профессионального образования как основа формирования инженерно-педагогической субкультуры /Н.Н. Булынский, Н. В. Парская //Образование и наука. 2000. -№ 3(5). С. 119−125.
  28. , Н.П. Моделирование сложных систем /Н.П.Бусленко М.: Наука, 1978.-400 с.
  29. , Г. Д. Современное образование: тенденции и направления развития /Т.Д. Бухарова // Образование и наука. Будущее в ретроспективе: Научно-методический сборник /Авт.-сост. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. — 434 с.
  30. , Г. Х. Постановка проблемы педагогического исследования /Г.Х. Валеев //Педагогика. 2001. № 4. — С. 19.
  31. , А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход /А.А. Вербицкий М.: Высш. шк., 1991.
  32. , Ж.В. Методический анализ учебного материала технических дисциплин в подготовке инженеров-педагогов: дис.. канд. пед. наук (13.00.08 — теория и методика профессионального образования) / Ж. В .Ветч- науч.рук. НЕ.Эрганова. Екатеринбург, 1995.
  33. , П.Я. Психология как объективная наука Под ред. А. И. Подольского /П.Я. Гальперин — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1998. 480 с.
  34. , П.Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых задач /П.Я. Гальперин, В. Л. Данилова //Вопросы психологии, 1980.-№ 1.-С.31−38.
  35. , Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах: учебно-метод. пособие /Б.С. Гершунский М.: Высш. шк., 1980. — 144 с.
  36. , Н.С. Психологические особенности и закономерности становления профессионально-педагогической деятельности /Н.С. Глуханюк //Образование и наука. 2000. № 3(5). — С.152.
  37. , Н.С. Психология профессионализации педагога /Н.С. Глуханюк -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 219 с.181
  38. К.К. Совершенствование преподавания технических дисциплин /К.К.Гомоюнов Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. — 204 с.
  39. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 500.08 Профессиональное обучение (машиностроение и технологическое оборудование) — М., 2000.
  40. , М. Конструирование содержания в инновационной парадигме /М.Громкова //Высшее образование в России, 2004. № 10. — С.3−11.
  41. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
  42. , Б.С. Формирование модели специалиста: цели обучения /Б.С. Динамов, Д. В. Чернилевский //Средн. спец. образование. 1987. № 2. -С. 33−35.
  43. , Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы /Т.А. Дмитренко //Педагогика, 2004, № 2.
  44. , Т.А. Управление учебной деятельностью студентов в процессе изучения комплекса технических дисциплин: Пособие для преподавателей инж.-пед. вузов /Т.А. Дмитренко Свердловск: Свердл. инж.-пед.ин-т., 1990.-48 с.
  45. , О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе /О.В.Долженко, В. Л. Шатуновский -М.: Высш. шк., 1990. 191 с.
  46. , А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования /А. Дорофеев //Высшее образование в России, 2005, № 4. -С.30−33.
  47. , А.В. Проектирование математической учебной деятельности в профессиональном образовании будущего педагога /А.В. Дорофеев //Образование и наука. 2005. № 2(32). — С.82.
  48. , Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров в средних профтехучилищах /Н.И. Думченко М.: Высш. шк., 1985. — С. 63.
  49. , В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие /В.К. Дьяченко М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  50. , В.В. Профессионально-педагогическая компетентность будущего мастера профессионального обучения /В.В.Евдокимов и др. М.: МГИУ, 2005.- 156 с.
  51. , И.П. Правила составления библиографического списка при выполнении учебных и научных работ /И.П.Евсеева //Научно-методический журнал для библиотек учебных заведений системы профессионального образования. 2008. № 25. — С.54−64.
  52. Н.А. Диагностика профессиональной мотивации студен-тов//научно-методический сборник. М.: Воениздат, 1989.№ 38 с.166−169
  53. , В.А. Опыт разработки общеинженерной дисциплины: ме-тод.пособие /В.А.Жуков Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 176 с.
  54. , Г. Н. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения: учеб. пособие /Т.Н. Жуков. — Кемерово: Кемеровский гос. проф.-пед. колледж. 2003. 249 с.
  55. , Л.А. Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса в профессионально-педагогическом вузе: практико-ориентир. моногр. / Л. А. Журавлева, Л. Ф. Беликова, И. И. Хасанова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. — 341 с.
  56. , А.А. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание / А. А. Жученко, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. — 234 с.
  57. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 3-е изд., испр. /В. И. Загвязинский, Р. Атаханов М.: Издательский центр „Академия“, 2006. — 208 с.
  58. , В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.И. Загвязинский М.: Издательский центр „Академия“, 2001. — 192 с.
  59. , Г. Е. Профессиональная и внепрофессиональная деятельность инженера-педагога: учеб. пособие /Т.Е. Зборовский Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1987.-48с.
  60. , Г. Е. Инженер-педагог: образ жизни и профессиональная деятельность / Г. Е. Зборовский, Г. А. Карпова //Социалистический образ жизни и проблемы образования. Свердловск: Свердл. гос. пед. ин-т, 1983. — С. 65−73.
  61. , Н.М. Методологическое знание в содержании образования /Н.М. Зверева, А. А. Касьян //Советская педагогика. 1993. № 1. — С.9−11.
  62. , Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. /Э.Ф. Зеер — Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. проф.-пед. ун-та, 1998. 126 с.
  63. , Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. /Э.Ф.Зеер -М.: Изд-во Московского психолого-соц.ин-та- Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 2003. — 480с.
  64. , Э.Ф. Психология становления личности инженера-педагога: Текст лекций /Э.Ф.Зеер Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1987. — 56 с.
  65. , Э.Ф. Ключевые квалификации педагога начальной профессиональной школы /Э.Ф.Зеер, Ж. А. Панова //Образование и наука. 2001. -№ 3(9). -С.28.
  66. , И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. -2003.-№ 5. -С.34−42.
  67. И.А. Педагогическая психология. / И. А. Зимняя -М.: Логос, 1999.-456 с.
  68. , М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии): монография /М.М.Зиновкина М.: МГИУ, 1996. -283 с.
  69. , Т.А. Педагогика /Т.А. Ильина. -М.»: Просвещение, 1984.
  70. , И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей /И.И. Ильясов, Н. А. Галатенко -М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. 208 с.
  71. , М.С. Человеческая деятельность /М.С. Каган М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  72. , В.И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе /М.С.Каган, И. А. Сычеников М.: Высш.шк., 1987. — 187 с.
  73. , Л.П. Деятельность как педагогическое явление /Л.П. Кича-тинов //Советская педагогика. 1984.- № 2.-С.52−56.
  74. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках /М.В. Кларин М.: Арена, 1994. — 222 с.
  75. , В.А. Организация творческого мышления /В.А. Коваленко // Вопросы философии, 2002, № 8, — С.78−87.
  76. , JI.B. Диагностическое обеспечение образовательного процесса: учеб. пособие /Л.В. Колясникова Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. — 152 с.
  77. , И.М. Психология. Иллюстрированный словарь /И.М.Кондаков. 2-е изд., доп. и перераб. /И.М. Кондаков — Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 783 с.
  78. , Т.А. Организационно-педагогические условия повышения качества профессионально образования: дис.. канд. пед. наук (13.00.08 — теория и методика профессионального образования) /Т.А. Корчак- науч.рук. М. Л. Вайнштейн. -Екатеринбург, 2005. — 201 с.
  79. , В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ /В.В. Краевский М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  80. , В.В. Содержание образования бег на месте. /В.В. Краевский //Педагогика. 2000. — № 7. — С.3−11
  81. , В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах. /В.В. Краевский, А. В. Хуторской //Педагогика. 2003. № 2, — С. З-10.
  82. , Т.А. Активные методы обучения в преподавании специальных дисциплин. /Т.А. Кронштатова //Среднее специальное образование. 1991. -№ 8. С.6−7.
  83. , П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. /П.Ф. Кубрушко М.: Высш. шк., 2001. — 236 с.
  84. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.
  85. , Н.В. Анализ педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профтехучилищ. /Н.В. Кузьмина -М.: Высш.шк., 1978. — 22 с.
  86. , Н.В. Очерки психологии труда учителя. /Н.В. Кузьмина -Л.:ЛГУ, 1967.-183 с.
  87. , B.C. Теория и методика обучения. /В.С.Кукушин. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 474 с.
  88. , B.C., Коноплина, Н.В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования. /B.C. Лазарев, Н. В. Коноплина //Педагогика, 2000, № 3. — С.27−34.
  89. , B.C. К рефлексии психологической теории мышления. /В.С.Лазарев //Вопросы психологии, 2005. № 4. с. 41- 52.
  90. , ГЛ. Технология обучения педагогическому проектированию. /ГЛ. Лебедева // Педагогика. № 1. 2002.
  91. , М.М. О сущности методов обучения. /М.М. Левина //Советская педагогика, 1970. -№ 2. С.106−115.
  92. , B.C. Содержание образования: учеб. пособие. /B.C. Леднев -М.: Высш. шк., 1989. 360 с.
  93. , B.C. Содержание общего и среднего образования: Проблемы структуры. /B.C. Леднев М.: Педагогика, 1980. — 264 е., ил.
  94. , B.C. Структура и содержание общетехнических знаний при изучении основ производства. /B.C. Леднев, А. Я. Сова, А. А. Кузнецов -М.: Высш.шк., 1977.- 159 с.
  95. , А.Н. Проблемы развитии психики. 4-е изд. /А.Н. Леонтьев -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
  96. , И.Я. Дидактические основы методов обучения. /И.Я Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  97. , И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? /И.Я.Лернер М.: Знание, 1978. -45 с.
  98. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности. /И.Я.Лернер -М.: Педагогика, 1980. 167 с.
  99. А.И. Самооценка школьника и его память. /А.ИЛипкина //Вопросы психологии, 1981. № 3. — С.79−88.
  100. , Б.Т. Основные категории педагогики. /Б.Т. Лихачев //Педагогика, 1999, — № 1, — С. 10−19.
  101. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК /Б.Т. Лихачев М.: Прометей, 1992.-528 с.
  102. , В.К. Философия и методология науки: учеб. пособие. /В.К. Лукашевич — Минск: Соврем, шк., 2006. 320 с.
  103. , В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия. — В сб.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося / В. Я. Ляудис М., 1980. — С. 37−52.
  104. , В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. /В.Н. Максимова -М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  105. , А.Т. Воспитание инженера-педагога: учеб.-метод. пособие для вузов /А.Т. Маленко — М.: Высш.шк., 1986. 120 с.
  106. , А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. /А.К. Маркова М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  107. , С.М. Теоретические основы педагогического проектирования в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования. /С.М. Маркова //Образование и наука, 2000. № 4(6). — С.39−44.
  108. , М.И. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в средних ПТУ: метод. пособие для преподавателей сред. ПТУ /М.И. Махмутов, А. З. Шаркизянов М.: Высш.шк., 1985. — 207 с.
  109. , М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. /М.И. Махмутов -М.: Педагогика, 1972. 368 с.
  110. , А.С. Педагогические основы проектирования общепрофессионального образования в высшем техническом учебном заведении: автореферат дис.. докт. пед. наук /А.С. Мещеряков- науч. коне. В. В. Шапкин -Санкт-Петербург, 2000. 38 с.
  111. , Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. /Л.М.Митина //Вопросы психологии, 1997. -№ 4. С.28−38.
  112. , В.В. Компетентностный подход в обучении информатике: возможности и проблемы. /В.В. Мозолин //Информатика и образование. 2005, — № 2. С. 115−116.
  113. , Г. Е. Вопросы теории проектирования образовательных процессов. /Т.Е. Муравьева //Педагогическое образование и наука. 2002. № 4. — С.14−21.
  114. , А .Я. Формирование и развитие технического мышления учащихся. /А.Я. Найн -М.: Высш.шк., 1983. 72 с.
  115. , И. Педагогическая интеграция в техническом университете. /И.Новачек, М. Поваляева, Р. Чумичева //Высш. образ, в России. 2004. № 4. — С. 164−165.
  116. , А. М. Профессиональное образование в России. /A.M. Новиков М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  117. , A.M. Докторская диссертация? /А.М.Новиков М.: Эгвес, 1999.-120 с.
  118. , Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) /Д.А.Новиков. -М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
  119. , С.А. Развитие технического творчества в учреждениях профессионального образования: системный подход /С.А.Новоселов — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 371 с.
  120. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров /Под ред. Е. С. Полат. -М.: Академия, 2001.-270 с.
  121. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. В. Д. Симоненко. М.: ВентанаГраф, 2006. -368 с.
  122. , С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов /Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. — М.: Рус.яз., 1990. — 917 с.
  123. , О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы, проектирование, тенденции развития /О.П. Околелов // Высш. образ, в России. 1994. № 2. — С. 45−50.
  124. , М.Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования /М.Ю. Олешков //Педагогика, 2004. № 6. — С.31−38.
  125. Опытные критерии оценки знаний, навыков, умений учащихся средних профессионально-технических училищ: метод. указания —М.: Всесоюзный науч.-метод.центр ПТО молодежи, 1985. 58 с.
  126. , А.А. Проектирование содержания педагогических дисциплин в вузе /А.А. Орлов //Педагогика. 2001. № 10. — С.48−57.
  127. , В.И. Содержательная учебная информация /В.И. Орлов //Советская педагогика. 1993. № 1. — С.23−27.
  128. , С.А. Дедуктивный принцип обучения в высшем естественнонаучном образовании /С.А. Паничев //Педагогика. 2004. -№ 8., -С. 18−28.
  129. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 512 с.
  130. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /С.А.Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-512 с.
  131. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин и др. -М.:Школа-Пресс, 1998. 512 с.
  132. Педагогическая интеграция: сущность, состав, реализация /B.C. Безрукова. Свердловск, 1987. — 52 с.
  133. Педагогические технологии: Учебное пособие для- студентов педагогических специальностей / Под ред. B.C. Кукушина. — Серия «педагогическое образование» Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. — 320 с.
  134. , Н.М. Дидактические условия активизации учебной деятельности студентов: дис.. канд. пед. наук (13.00.08 теория и методика профессионального образования) /Н.М. Пекельник- науч. рук. Н. В. Силкина. — Екатеринбург, 2005. — 154 с.
  135. , Т.В. Система практического обучения студентов инженерно-педагогического вуза: автореферат дис.. канд. пед. наук (13.00.08 теория и методика профессионального образования) /Т.В.Перова- науч. рук. С. М. Маркова. — Н. Новгород, 2007. — 25 с.
  136. , И.И. Педагогические основы межпредметных связей /И.И. Петрова -М.: Высш. шк., 1985. 79 е., ил.
  137. , А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы /А.В. Петровский, В. М. Ковалева, А. А. Крашенинников -М.: Изд-во МГУ, 1986. -304 с.
  138. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обуч-ся по пед. специальностям и направлениям М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  139. Профессионально-педагогические кадры / Под ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. 83 с.
  140. Профессионально-педагогические понятия: Словарь / Г. М. Романцев и др. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 456 с.
  141. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / Под ред. Ю. П. Зинченко, И. А. Володарской. — М.: Изд-во МГУ, 2007. 120 с.
  142. Психология и психологические особенности студентов /Под ред. Н. М. Пейсахова. — Казань: Казанский университет, 1977. 295 с.
  143. , В.Д. Педагогика среднего профессионального образования /В.Д.Пурин. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 256 с.
  144. , Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования /Г.М. Романцев Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 333 с.
  145. , C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. /C.JI. Рубинштейн -М.: Педагогика, 1989.
  146. , Т. Психологический потенциал интерактивных методов /Т.Рыбакова // Высшее образование в России.2004. № 12. — С. 41−44.
  147. , П.С. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие /П.С. Самородский, В. Д. Симоненко Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та им. академика И. Г. Петровского, 2002.
  148. , Г. К. Современные образовательные технологии: учебн. пособие / Г. К. Селевко М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  149. , Ю.Н. Интегративный подход к проектированию содержания общеинженерной подготовки в техническом вузе / Ю. Н. Семин //Образование и наука, 2001. № 3(5). — С.48−59.
  150. , Ю.Н. Теория и технология интеграции содержания общепрофессиональной подготовки в техническом вузе: дис.. докт. пед. наук (13.00.02 — методика преподавания общетехнических дисциплин) /Ю.Н. Семин Ижевск, 2002.
  151. , В.В. Личностно ориентированное обучение /В.В. Сериков //Педагогика, 1994. -№ 5. — С. 16−21.
  152. , В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ: метод. пособие /В.А. Скакун -М.:Высш.шк., 1987. 272с.
  153. , М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. /М.Н. Скаткин -М.:Педагогика, 1984. 96 с.
  154. Словарь иностранных слов. М.: Политиздат, 1982. — 248 с.
  155. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов /С.Д. Смирнов —М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.
  156. Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования /Под ред. проф. Е. В. Ткаченко. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1990. — 128 с.
  157. , А.Г. Исследование самоконтроля как важного средства самоуправления в учебной деятельности /А.Г.Сокольский, Н. В. Сокольская //Инновации в образовании, 2006. № 1. — С.99−105.
  158. A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. — 190 с.
  159. , С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования /С.Ю.Степанов //Вопросы психологии, 1980. № 3. — С. 32−40.
  160. , В. Модель инженера-строителя: компетентностный подход /В.Сучков, В. Иванов, Е. Корчагин //Высшее образование в России, 2006, -№ 12, — С.111−116.
  161. Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста /Н.Ф.Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский Саратов: Изд-во Саратов, унта, 1987.- 174 с.
  162. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Моск. гос. ун-т, 1983.
  163. Требования к диссертациям по педагогическим наукам: научно-методические рекомендации: 3-е изд. /B.C. Леднев М.: Издательство «Эгвес», 2006. — 88 с.
  164. , Н.П. Специальные дисциплины в техническом вузе /Н.П. Удалов Мн.: Высш. шк., 1982. — 147 с.
  165. , В.А. Методологические подходы к разработке организационно-педагогических основ управления развитием профессионально-педагогического образования /В.А. Федоров //Образование и наука, 1999. № 1.- С.52−69.
  166. , В.А. Профессионально-педагогическое образование России: сущность, ведущие понятия: Проблемы инженерно-педагогического образования. Сб. науч. трудов /В.А. Федоров 2003. С.58−67.
  167. , В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика /В.А.Федоров Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001.-330 с.
  168. , Д.И. Психология развивающейся личности /Д. И. Фельдштейн М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512 с.
  169. Философский энциклопедический словарь М.:ИНФРА-М, 2006.576 с.
  170. Хон, Р. Л. Педагогическая психология. Принципы обучения /Р.Л. Хон- М.: Деловая книга, 2002. 736 с.
  171. , А.В. Современная дидактика: учебник для вузов /А.В. Хуторской СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  172. , Н.К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт: монография /Н.К.Чапаев, М. Л. Вайнштейн Челябинск- Екатеринбург: ЧИРПО: ИРРО, 2007. — 408 с.
  173. , Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования / Н. К. Чапаев Екатеринбург: Свердл. инж.-пед. ин-т., 1992.-224 с.
  174. , Н.К. Проблемно ориентированные средства развития инте-гративно-целостного педагогического мышления /Н.К.Чапаев // Образование и наука. 2001.-№ 6(12).-С. 156−160.
  175. , А.А. Проектирование содержания спецкурса при подготовке педагога профессионального обучения (на примере дисциплины «Физика»): учебное пособие / А. А. Червова, А. А. Толстенева Н. Новгород: ВГИПА, 2005. -178 с.
  176. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д. П. Чернилевский М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  177. , В.Д. Способности человека /В.Д. Шадриков М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-288 с.
  178. , О. Развитие ключевых компетенций будущего учителя иностранного языка / О. Шаламова // Высшее образование в России, 2006. -№ 12, С.78−81.
  179. , О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы: дис.. канд. пед. наук (13.00.01 общая педагогика) /О.Н. Шахматова- науч. рук. Э. Ф. Зеер -Екатеринбург, 2000. — 187 с.
  180. , С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования /С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999. № 2, — С.30−34.
  181. , В.А. Моделирование и философия /В.А. Штофф М., Л.: Наука, 1966.-301 с.
  182. , Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса / Е. И. Щелбанова. //Журнал практического психолога, 2007. № 3. — С. 149 166.
  183. , Н.Е. Педагогическая технология. 2-е изд., доп. /Н.Е. Шур-кова — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 256 с.
  184. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Руков. ав-торск. коллектива С. Я. Батышев. М.: РАО, Ассоц. «Профессиональное образование», 1998.-568 с.
  185. , Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. /Н.Е. Эрганова Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. — 150 с.
  186. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности /ЭТ. Юдин -М.: Наука, 1978.-272 с.
  187. , И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /И.С. Якиманская М.:Сентябрь, 1996. — 96 с.
  188. , И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения /И.С.Якиманская //Вопросы психологии, 1995. -№ 2. -С.31−41.
  189. , И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством /И.П. Яковлев Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987. — 128 с.
  190. , Н.О. Деятельностный подход к исследованию проблем педагогического проектирования /Н.О. Яковлева //Образование и наука. 2002. № 1 (13).
  191. , Н.О. О педагогическом проектировании /Н.О. Яковлева //Проф. образование. 2001.-№ 5.
  192. , Ф. Технология обучения в системе высшего образования: пер. с польского О. В. Долженко. /Ф. Янушкевич М.: Высш.шк., 1986. — 15 с.
Заполнить форму текущей работой