Теоретические основы изучения симптоматики нарушений словообразования прилагательных у дошкольников с ОНР
Образование простой сравнительной степени прилагательного Материал исследования, процедура и инструкция. Вначале формируется ориентировка в задании: «Эта лента длинная, а другая лента еще длиннее». Затем ребенку предлагается закончить следующие предложения: Образование качественных прилагательных со значением незначительной степени качества. Материалом исследования служат слова и словосочетания… Читать ещё >
Теоретические основы изучения симптоматики нарушений словообразования прилагательных у дошкольников с ОНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В основу методики изучения нарушений словообразования прилагательных у детей были положены методические рекомендации таких авторов как Р. Лалаева, С. Н. Шаховская и др.
Методика исследования словообразования прилагательных (по Р. И. Лалаевой Лалаева Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. — М.: ВЛАДОС, 2005. .
1. Образование качественных прилагательных Исследование дифференциации в экспрессивной речи.
Речевой материал, процедура и инструкция. Ребенку задаются следующие вопросы: «Как называют волка за жадность? Какой он? Лису за хитрость? Зайца за трусость? Тигра за силу?
Если днем мороз, то как называется такой день? Какой это день?
Если на улице холодно, то как можно назвать такой день? Какой он?
Если на улице дождь, то как можно назвать такой день?
А если ветер, то какой это день?
Если на улице солнце, то как называется такой день?" .
2. Образование качественных прилагательных со значением незначительной степени качества. Материалом исследования служат слова и словосочетания: кислый — кисловатый, сладкий — сладковатый, длинный — длинноватый, хитрый — хитроватый, зеленый — зеленоватый.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании.
3. Образование отглагольных качественных прилагательных Материалом исследования служат слова: молчит — молчаливый, говорит — разговорчивый, боится — пугливый.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Если человек всегда придирается, его называют придирчивый». А как назвать того, кто часто молчит?" И т.д.
4. Образование относительных прилагательных Задание 1. Материалом исследования служат картинки и словосочетания, называющие из чего сделан предмет: стол из дерева, шляпа из соломы, шапка из меха, шарф из шерсти, ножницы из металла, мяч из резины, салфетка из бумаги, чайник из фарфора, ком из снега, ключ из железа, сумка из кожи, коробка из картона, труба из кирпича, подушка из пуха, платок из шелка, платье из ситца.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании.
Задание 2. Материалом исследования служат следующие словосочетания: лист березы, лист осины, лист клена, лист дуба, шишка сосны, шишка ольхи, варенье из вишни, варенье из малины, варенье из груш, морс из клюквы, варенье из яблок, варенье из черники, варенье из брусники, суп из грибов, хлеб из ржи.
Процедура и инструкция. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Варенье из абрикосов, это абрикосовое варенье. А варенье из вишни, какое это варенье?» .
В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1−2 слога слова (бе-, бере-).
5. Образование притяжательных прилагательных.
Материалом исследования служат следующие словосочетания: сумка мамы, сумка бабушки, шарф дедушки, портфель папы, кукла Маши, мяч Сережи, хвое г лошади, хвост петуха, нора мыши, нора лисы, молоко козы, хвост собаки, хвост кошки, хвост волка, берлога медведя, дупло белки.
Процедура и инструкция. В начале исследования ребенку дается следующая инструкция: «Хвост коровы — это коровий хвост. Скажи, а как называется хвост собаки. Чей это хвост?». И т.д.
В случае затруднений используются картинки, повторяется пример словообразования, называется 1−2 слога слова.
6. Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением Материалом исследования являются следующие словосочетания: белый заяц, серый козел, тонкая рябина, низкий куст, сладкий пирог, рыжая лиса, пушистый цыпленок, зеленый платок, красное яблоко, теплый халат, вкусная булка.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Трава зеленая. А про маленькую травку мы скажем: «Зелененькая травка». Далее предлагаются следующие вопросы: «Большой козел серый, а как можно назвать по цвету маленького козлика? Какой он?» .
В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1−2 слога слова (се-, сере-).
7. Образование простой сравнительной степени прилагательного Материал исследования, процедура и инструкция. Вначале формируется ориентировка в задании: «Эта лента длинная, а другая лента еще длиннее». Затем ребенку предлагается закончить следующие предложения:
Мальчик сильный, а папа еще.
Это красное платье, а другое еще.
Это удобное кресло, а другое еще.
Ромашка красивая, а роза еще.
У сестры толстая книга, а у брата еще.
Это высокий дом, а другой еще.
Это узкий коридор, а другой еще.
У Маши громкий голос, а у Пети еще.
Мама молодая, а дочка еще.
Сахар сладкий, а мед еще.
Диван мягкий, а подушка еще.