Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация интерактивных технологических модулей в профессиональной подготовке специалистов сферы государственной службы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования проверялась гипотеза о том, что интерактивные технологии могут стать эффективным средством качественного обучения студентов в условиях Колледжа, а также явиться мощным фактором формирования профессиональных, личностных качеств и способствовать полному усвоению необходимого теоретического материала во взаимодействии с наработкой практических навыков при условии: развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Структура и содержание профессионального образования специалистов государственной службы в современных условиях
  • §-1.Государственная служба как социально- педагогический институт
  • §-2.Концепция гуманитарно-технологического развития специалиста государственной службы
  • §-3.Мотивация к профессиональной деятельности
  • Глава 2. Социально-педагогические условия реализации интерактивных технологических модулей в учебном процессе
  • §-1.Углубление профессиональной направленности обучающих модулей
  • §-2.Внедрение активных практиориентированных методов и технологий
  • §-3.Вариативность использования игровых модулей в профессиональной подготовке специалиста

Реализация интерактивных технологических модулей в профессиональной подготовке специалистов сферы государственной службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сегодня стало очевидно, что выход страны из кризисной ситуации зависит от уровня профессионализма управленческих кадров, способных не только осуществлять социально-экономическое, культурное, политическое реформирование, но и накапливать духовный, интеллектуальный потенциал российского общества. Гуманитаризация профессионального образования государственных служащих самым непосредственным образом связана с перспективами общественного развития, с успешным решением задач цивилизованой рыночной экономики, демократизации и гуманизации образа жизни. Признание научно-профессионального образования приоритетным направлением государственной политики — это реальный путь к нравственному и культурному возрождению страны.

Современному российскому обществу нужны талантливые государственные деятели с особым типом профессионального сознания, обращенные в своей деятельности к реальному человеку и его жизненным проблемам, ориентированные на освоение продуктивных форм и методов работы с людьми. Это доступно людям всесторонне образованным, хорошо ориентированным в вопросах человекознания, обладающим высокими духовными ценностями и нравственными качествами. В этой связи большое значение приобретают логика и технология профессионального образования и развития госслужащих. Обновление ее содержания и структуры ориентирует на принципиально иную методику обучения: технологизацию человекознания, овладение механизмами воздействия на сознание людей, освоение конкретных технологий профессиональной деятельности. Целостная система развития профессионализма госслужащих должна учитывать принципиальные этапы изменения жизнедеятельности общества, соотноситься по своему содержанию и практическому воплощению со структурой, функциями и спецификой деятельности госслужащих. Одновременно возникает необходимость в обновлении и обогащении обучающих программ инновационными интерактивными технологиями, повышающими эффективность усвоения теоретического материала, выработки практических навыков, умений, развития интеллектуальных способностей и социальных качеств личности будущего специалиста.

Особый интерес в подготовке госслужащего младшего звена вызывает тот факт, что наряду с процессом обучения профессиональному функционалу в условиях Колледжа государственной службы № 337 открываются большие возможности для формирования мировоззренческих, социально-педагогических, психологических, коммуникативных личностных основ будущего специалиста в силу благоприятных возрастных потенциальных резервов, динамизма, здоровья, предприимчивости, отсутствия стереотипов.

Все эти факторы способствуют наработке гибкости в экономическом поведении, быстрой адаптации к существующим социальным и межличностным отношениям.

В современных условиях развития российского общества деятельность госслужащих — многомерный феномен, проявляющийся в двух постоянно взаимодействующих измерениях — объективном и субъективном. Его можно рассматривать и как науку, и как искусство управления отношениями, реализацию интересов, а также завоевания, использования власти и проведения линии субъекта деятельности, которая при этом выступает как «призвание» и «профессия». Как исторически сложившийся вид общественной активности, деятельность госслужащих не является застывшим образованием и подвержена противоречиям и изменениям. Предметом деятельности госслужащих являются жизнеобеспечение людей, владение государственной властью, участие в ее осуществлении, определение перспектив и направлений общественного развития, управление социально-экономическими процессами.

Деятельность госслужащих делится на теоретическую и практическую. Являясь относительно самостоятельными, они взаимообусловлены: теория приобретает действенность и эффективность, когда опирается на практический опыт людей, совпадает с их истинными потребностями и интересами. Если для характеристики теоретической деятельности госслужащих вполне достаточно основных определений, соответствующих любым формам духовной активности человекапознавательной, прогностической, ценностно-ориентированной, то практическую деятельность госслужащих характеризует обширный перечень особенностей, отражающих ее специфику.

Как общественно-историческая категория, деятельность госслужащих представляет собой специфическую форму активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Ни одна страна в мире не обходится без государственного и муниципального управления. Государственным и муниципальным служащим принадлежит важнейшая роль в решении задач укрепления российской государственности и реформирования общества на демократических и правовых основах. От них в значительной степени зависят ход хозяйственных реформ, реализация социальной политики, соблюдение законодательных и нормативных актов Российской Федерации, обеспечение гарантированных Конституцией' прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, государственные и муниципальные служащие — важнейший гарант осуществляемых реформ, отсюда и особая актуальность их подготовки.

В настоящее время рабочие места в органах государственного и муниципального управления замещаются лицами, имеющими слабую профессиональную подготовку, особенно в правовых, кадровых и экономических вопросах. По оценкам специалистов, уровень квалификации персонала государственных муниципальных органов, особенно низшего уровня, немного ниже по сравнению с тем, которое требуется в условиях политических, экономических и социальных реформ.

Переориентация исполнительной власти на управление более сложными социальными процессами и разнообразными объектами хозяйства, изменение методов и форм регулирования экономики предъявляют более высокие требования к профессиональной подготовке государственных и муниципальных служащих.

Государственное и муниципальное управление требует подготовки специалистов, обладающих системным мышлением, экономическими знаниями, управленческой и правовой культурой, психологической устойчивостью, умением работать в кризисных, экстремальных ситуациях, отличающихся концентрацией внимания на новых и возможностях, стремлением к постоянному повышению квалификации.

Характерной тенденцией является существенный рост численности госслужащих на всех уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. Это объясняется, прежде всего, радикальными изменениями структуры государственного устройства.

Заслуживает внимания факт старения персонала государственных органов. Так, например, только за два года -1995;1997; удельный вес молодежи (в возрасте до 30 лет) среди служащих федеральных органов исполнительной власти (центрального аппарата) уменьшился с 10% до 8,1%, а лиц старше 50 лет вырос с 35% до 40,3%. Часть высококвалифицированных молодых служащих вынуждена переходить на работу в предпринимательские структуры. Особенно мало молодежи среди руководящих работников. На федеральном уровне в декабре 1997 года — до 50 лет было 1%, старше 50 лет — 60%, на региональном уровне соответственно — 5,3% и 30,6%. Подготовка федерального и регионального кадрового резерва из числа лиц молодого и среднего возрастов приобретает особую актуальность.

Переориентация исполнительной власти на управление более сложными социальными процессами и разнообразными объектами социально-экономической и культурной сферы предъявляет более высокие требования к профессиональной подготовке государственных и муниципальных служащих.

Деятельность служащих государственных и муниципальных органов направлена на обеспечение рационального управления экономическими и социальными процессами, организацию и совершенствование систем управления в соответствии с задачами социально-экономического развития.

Разноуровневая подготовка специалистов государственного и муниципального управления, правильное использование кадрового потенциала этой сферы, формирование современной высокоэффективной государственной и муниципальной службы рассматриваются сейчас в качестве одной из приоритетных общенациональных задач. От ее решения зависит, состоится ли экономическое, политическое и социокультурное реформирование России, ее становление как истинно демократического правового государства.

В настоящее время подготовка специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление» с квалификацией «менеджер» осуществляется только в рамках профессионального высшего образования. Отсутствие подобной подготовки в рамках среднего профессионального образования приводит к нехватке профессиональных менеджеров на различных уровнях государственного и муниципального управления. Вместе с тем многие вопросы организации государственной службы и кадровой политики до сих пор еще не решены и требуют пересмотра.

Происходящие позитивные и негативные процессы во всех областях хозяйственной и духовной жизни народа самым тесным образом связаны с организацией государственной власти в центре и на местах, с вопросами развития самоуправления, с подготовкой высококвалифицированных кадров для государственной и муниципальной службы. Овладев наукой государственного и муниципального управления, теорией и организацией государственной службы, правовыми и социально-экономическими основами новой российской государственности и механизмом их реализации, работники органов власти и управления будут успешнее решать сложные задачи перехода к социально ориентированной рыночной экономике, подъема уровня культуры и жизни народов России, становления гражданского общества и правового государства.

Актуальной остается проблема, связанная с переориентацией государственного управления с производственной на гуманитарно-технологическую сферу. Эта тенденция затронула, прежде всего, работников, занимающих должности помощников, консультантов, советников, политические должности, работников информационно-аналитических отделов и других подразделений государственного аппарата.

Сложность ситуации связана и с тем, что в советский период государственный аппарат России работал на иных принципах, чем в дореволюционной России и в передовых странах Европы и Америки. В связи с этим не случайно проблема активного изучения отечественного исторического и современного опыта организации и функционирования государственной службы в интересах общества и каждого человека привлекла внимание целого ряда исследователей. Она нашла отражение в трудах Н. М. Коркунова, В. М. Грибовского, И. М. Катаева, Н. П. Ерошкина, В. П. Мельникова, М. А. Зайончковского, М. М. Шмилова дореволюционный период), В. А. Воробьева, М. П. Ирошникова, О. М. Манохина, Л. А. Сергиенко (советский период).

Данная тема активно изучалась социологами, которые особое внимание обращали на государственную службу как на институт общественных потребностей, воздействующих на характер отношений государственных служащихтипов их поведениянорм и ценностей государственной службы в различных сферах общественной жизни страны (этнокультурных, экономических, политических, социальных и других) — механизмов изменения этих норм и ценностей (Г.П.Зинченко, В. Г. Игнатов, В. П. Лытов, В. Э. Бойков, В.Д.Шадриков). Государственная служба представляет значительный интерес для экономических наук, поскольку посредством ее осуществляется государственное регулирование широкого спектра экономических и социальных процессов, в частности эффективное использование выделяемых на эти цели бюджетных средств. Кроме того, содержание самой государственной службы требует значительных затрат, а их размер во многом зависит от определения социально-экономического статуса государственных служащих (С.О.Майборода, А. В. Понеделков, A.M. Старостин, А. Лоутон, Э. Роуд).

Ряд существенных проблем государственной службы, рассматривается в трудах психологов (К.А.Абульханова-Славская, О. С. Анисимов, Ю. Н. Гончаров, Р. Л. Кричевский, А. А. Деркач, Л. И. Катаева, С. Н. Козловская и др.). В числе этих работ и защищенные в последние годы докторские диссертации Н. К. Баклановой, В. С. Садовской. Методы психологических наук позволяют познать основы общения с людьми, определять степень индивидуальной пригодности к государственной службе, могут выступать важным средством кадровой работы.

Необходимо отметить правовые аспекты государственного управления, развитые в трудах Г. В. Атаманчука, Д. М. Овсянко, Ю. Н. Старилова, А. П. Алехина, А. А. Кармолицкого, Ю. М. Козлова,.

A.Н.Козырина, А. П. Корнева, Д. Н. Бахраха, где раскрываются юридические подходы к государственным служащим, самой государственной службе и ее должностям.

Проблемы государственной службы распространяются на такую науку, как культурология. Здесь базовой основой явились исследования ученых А. И. Арнольдова, С. Н. Иконниковой, Л. Н. Когана, Ю. А. Лукина, Л. П. Буевой, М. М. Шибаевой, А. А. Аронова. Исторические особенности становления духовных идеалов личности нашли отражение в работах Л. С. Зориловой.

Говоря о проблеме кадров, невозможно обойти стороной такие основополагающие науки, как общая и социальная педагогика. Необходимость формулирования нового содержания и методики обучения государственных служащих, изменения системы мышления, нравственных норм, которые сложились в индустриальный период развития человечества, отмечается такими исследователями, как.

B.А.Сухомлинский, К. Ф. Луганский, С. К. Коновченко, Н. Н. Шувалова,.

B.И.Венедиктова, В. А. Сластенин, А. С. Макаренко, В. Я. Ляудис,.

C.И.Кисельгоф, А. Я. Айзенберг.

Автор опирается и на исследования, посвященные теории и методике социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. Работы Т. Г. Киселевой, Ю. А. Стрельцова отражают пути формирования и развития личности учащейся и студенческой молодежи. Вопросы активизации учебного процесса рассматривались Я. А. Коменским,.

А.Дистервегом, а также в трудах современных ученых Ю. П. Азарова, С. В. Петрушина, Н. К. Баклановой, С. Я. Батышева.

В ходе разработки концепции профессиональной подготовки специалистов госслужбы мы опирались на зарубежный опыт кадровой политики, активно представленный в работах Л. М. Гудошникова, А. Ф. Ноздрачева, В. В. Лобанова, Ю. К. Абрамова, который анализировался и практически адаптировался к современным российским условиям. В этом аспекте существенное значение для исследования имели материалы международной программы «ТАС18», семинаров, симпозиумов, конференций по проблемам государственной службы, участником которых являлся автор диссертационного исследования.

Учитывая практическое значение и недостаточную разработанность проблемы, диссертант избрал объектом исследованияпроцесс подготовки кадров государственной службы младшего звена в условиях Колледжа, а предметом — воздействие интерактивных технологических модулей на качество обучения будущих специалистов.

Цель исследования состоит в определении содержательных, структурных и динамических характеристик процесса подготовки кадров, условий формирования профессиональных качеств средствами реализации интерактивных технологических модулей в обучении.

Исходя из цели исследования автор выдвигает следующие задачи:

• выявить критерии уровней подготовки специалиста младшего звена в условиях колледжа в соотнесении с требованиями практики;

• определить понятие, сущность и содержание интерактивных технологических модулей применительно к сфере подготовки кадров государственной службы;

• выявить специфику реализации интерактивных технологических модулей в процессе обучения студентов;

• осуществить сравнительный анализ профессионально ориентированных обучающих методов и технологийразработать конкретные рекомендации по внедрению данной системы обучения в практику профессиональной подготовки специалистов.

В ходе исследования проверялась гипотеза о том, что интерактивные технологии могут стать эффективным средством качественного обучения студентов в условиях Колледжа, а также явиться мощным фактором формирования профессиональных, личностных качеств и способствовать полному усвоению необходимого теоретического материала во взаимодействии с наработкой практических навыков при условии: развития мотивационной сферы и активизации личности студента к профессиональной деятельностиусиления влияния педагогического воздействия в процессе обучения с помощью реализации инновационных программ, содержащих интерактивные технологические модулисоблюдения системного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, предусматривающего скоординированное использование всего комплекса обучающих средств и методик.

Такая постановка вопросов позволила проверить предположение о том, что эффективность влияния интерактивных технологических модулей на профессиональную подготовку специалистов сферы государственной службы зависит не только от экономических, политических, социальных факторов, а в значительной степени от факторов психолого-педагогических.

Цели и задачи исследования обусловили использование теоретических и эмпирических методов: сравнительный анализ, типологизацию и синтез, которые дали возможность осуществить сопоставление уровней процесса обучения на реальных этапах опытно-экспериментальной работы, объединить совокупность разрозненных знаний об объекте исследования в определенную систему, выявить содержательные и технологические аспекты процесса подготовки кадров государственной службы в Колледже.

Из эмпирических методов использованы анализ источников и документов, практических работ, а также анкетирование, интервьюирование, наблюдение и интерпретация их результатовпроведен формирующий эксперимент.

В качестве основных методов получения объективной информации о состоянии учебного процесса использовались социологические методы изучения деятельности всех элементов, задействованных в подготовке кадров. Методика исследования включает использование следующих разновидностей анкет: среди студентов — о динамике качества процесса обучениясреди педагогов — о степени воздействия интерактивных технологических модулей на формирование профессиональных и личностных качеств специалистовсреди специалистов-экспертов, представителей практических площадок, оценивающих уровень подготовки выпускников Колледжа.

В результате исследования был составлен библиографический список источников по темеразработан аналитико-синтетический обзор литературыосуществлены сбор и анализ директивной информацииразработан инструментарий исследования.

С точки зрения содержания и целевой направленности исследование предназначено для: оценки состояния и перспектив развития процесса подготовки кадров государственных служащих младшего звенаопределения перспектив и тенденций совершенствования и содержания, методики, принципов осуществления процесса обучения студентовразработки перспективной программы совместно с местными органами муниципального управления деятельности по трудоустройству выпускников Колледжа государственной службы.

Собранный исследователем социологический и эмпирический материал дал возможность педагогическому коллективу Колледжа программировать образовательный процесс, с наибольшей эффективностью выявить и развить интересы, творческие потенциалы студентов, необходимые в деятельности госслужащего.

Обширный фактический и статистический материал был получен нами в процессе анализа конкретного практического опыта Колледжа, работ студентов, результатов производственной практики, стажировки студентов в отделах и службах муниципальных органов.

Исследование осуществлялось на опытно-экспериментальной базе Колледжа государственной службы № 337.

В исследовании участвовали студенты и педагоги Колледжа, работники учреждений сферы госслужбы. Группы студентов выделялись в контрольную и экспериментальную. Общее число охваченных исследованием составило 300 человек.

Организация исследования:

Исследование осуществлялось в русле комплексных научно-исследовательских разработок проблемы подготовки кадров государственной службы.

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом, аналитическом этапе, изучалось общее состояние проблемы, теоретически осмысливались основные идеи и положения диссертации.

На втором, экспериментально — формирующем, изучался учебно-творческий потенциал, интересы и профессиональные потребности студентов, а также их отношения к процессу обучения, апробировались экспериментальные интерактивные технологии и учебные авторские программы, направленные на совершенствование образовательного процесса.

Суть эксперимента состояла в изучении динамики оценок студентами своей специальности и мотивов их профессиональной образовательной деятельности в результате использования обучающих технологических модулей на различных этапах учебного процесса.

На третьем, заключительном этапе обобщались результаты исследования, разрабатывались практические рекомендации для заинтересованных специалистов, работающих в сфере государственной службы, методические материалы для совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов с помощью внедрения интерактивных технологических модулей, разрабатывался соответствующий учебный план, литературно оформлялся текст диссертации.

В отличие от большинства проанализированных автором работ по проблемам государственной службы, где в основном затронуты психологические, личностные аспекты подготовки кадров, данная диссертация носит определенный инновационный характер благодаря педагогическому, социальному, культурологическому подходу к подготовке специалистов младшего звена. Опираясь на труды вышеуказанных исследователей, автор идет дальше, теоретически обосновывая свою концепцию и практически ее подтверждая. Результатом внедрения интерактивных технологических модулей в учебный процесс Колледжа являются сравнительно высокие рейтинговые показатели уровня подготовки студентов Колледжа к профессиональной деятельности.

В исследовании впервые представлен блок наиболее эффективных обучающих технологий, авторских программ, а также критериев и уровней профессиональной подготовки государственных служащих.

Являясь одним из приоритетных направлений деятельности во многих сферах государственной и общественной жизни, государственная служба способствует формированию социальных связей, политического мировоззрения, духовно-нравственных устоев в обществе через их носителей — кадры государственной службы. В своей деятельности они основываются на законодательных актах, гражданских правах и обязанностях.

Принципиальное значение имеют разработанные диссертантом положения о: взаимосвязи профессиональных и личностных качеств, налаживании ее в учебном процессе Колледжа и значении для практической деятельности специалистатехнологии организации учебной деятельности студентов в целомпостроении структуры занятия, использовании интерактивных методик в подаче материала, прямо или косвенно воздействующих на формирование личностных и профессиональных качеств будущего специалиста. Интерактивные технологические модули значительно сохраняют время на накопление знаний, умений, навыков, повышают коэффициент усвоения материала.

Подготовка специалистов государственной службы — сложная и многогранная проблема, решение которой зависит от воздействия многих факторов: политических, экономических, социальных, культурообразующих, психологических и др. Процесс профессиональной подготовки носит многоуровневый характер, требует систематизации и научного управления.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в разработке психолого-педагогического, социального подхода в подготовке специалистов государственной службы младшего звена.

В результате проведенного исследования: ® научно обобщены и раскрыты понятия, сущность и содержание как самой государственной службы, так и подготовки кадров для этой сферы;

• теоретически обоснована и сформулирована модель профессиональной подготовки специалиста государственной службы младшего звена, функционал его деятельности на основе законодательных документов и требований практики;

• представлены определенные с точки зрения современной науки критерии и уровни профессиональной подготовки государственных служащих (интеллектуальный рост, преодоление психологических барьеров, выбор и построение моделей поведения, общения, формирование мировоззренческих позиций, участие в общественной жизни, повышение культурного уровня, этической культуры, показателей успеваемости, усиление мотивации к деятельностному началу, повышение интереса к профессии) — выявлены особенности процесса профессиональной подготовки кадров как психологически, педагогически организованной и инструментированной многопрофильной деятельности педагогического персонала и студенческой аудитории, специфики подхода к ней с помощью интерактивных технологийопределены факторы совершенствования процесса подготовки кадров государственной службы, раскрыты его направления (теоретическая подготовка, приобретение практических навыков умений на основе теоретических знаний, построение моделей педагогических и студенческих коллективов, управление ими, развитие материальной базы, поиск экономических и финансовых ресурсов) — отмечены новые аспекты профессиональной деятельности специалиста государственной службы младшего звена, в которых находят применение инновационные формы и интерактивные методики (коммуникативные, игровые, диагностические, практико-ориентированные) — подтверждена эффективность внедренных методик и технологий, сформулированы соответствующие рекомендации по использованию игровых модулей в практику профессиональной подготовки специалистов государственной службы в условиях колледжа.

Практическая значимость выполненного диссертационного исследования состоит в том, что в условиях современного кризисного состояния всей государственной структуры и общества в целом, полученные результаты, сформулированные выводы и рекомендации отличаются несомненной практической востребованностью. Материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс подготовки студентов Колледжа государственной службы № 337, использованы при разработке учебных программ по специальности 0613 Государственное и муниципальное управление. Они с полным основанием могут быть использованы в обучающем процессе других учебных заведений, независимо от профессиональной профилизации, а также в системе вузов, системе дополнительной подготовки и переподготовки кадров.

Положения, выносимые на защиту:

• интерактивные технологические модули в профессиональной подготовке специалистов младшего звена государственной службы, опирающиеся на концепцию развития современного госслужащего как субъекта управления и широкое использование различных видов практико-ориентированного моделирования, придают учебной деятельности осознанный, научнообоснованный характер;

• главной направленностью процесса подготовки кадров госслужбы младшего звена является содействие самоутверждению и развитию личности студентов, создание необходимых условий для реализации профессиональной модели специалиста, его социального статуса, личностной позиции, творческого потенциала, практической деятельности;

• глубокому и эффективному освоению профессиональных знаний, умений и навыков будущего специалиста. госслужбы способствует междисциплинарный, комплексный подход к внеаудиторной работе студентовгосударственный служащий как участник политического и общественного развития государства, реализуя нравственные правила поведения, несет персональную ответственность за принятие каждого решения.

Апробация результатов исследования. Основные положения проведенного автором исследования получили отражение в публикациях по теме диссертации — статьях, тезисах, докладах, прошли апробацию в выступлениях диссертанта на Международной научно-практической конференции «Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития» (февраль 1999 г.), Межвузовской научной конференции аспирантов и молодых ученых «Человек в мире духовной культуры» (март 1999 г.), Международной научно-практической конференции «Проблемы регионального и муниципального управления» (РГГУ, май 1999 г., секция «Подготовка кадров для управления городом»), Семинаре по проблемам диверсификации профессионального образования в Московском лицее промышленного менеджмента (март 1999 г.) и др.

Материалы исследования использовались колледжами, лицеями и училищами для разработки авторских программ, методических материалов, а таюке при разработке и преподавании авторских курсов.

Результаты исследования, подтвердив положения выдвинутой гипотезы, позволили сделать вывод о решающей роли и месте интерактивных технологических модулей в профессиональной подготовке специалистов госслужбы. Проведенное исследование дало возможность: © определить теоретико-методические подходы и объем требований к профессиональной подготовке специалистов сферы государственной службы- ® обосновать сущность и типологию современных интерактивных технологических модулей, выявить педагогические условия и факторы их эффективного использования в учебно-воспитательном процессе, выработать практические выводы и рекомендации реализации интерактивных модулей и установить актуальные направления дальнейшего исследования проблемы профессиональной подготовки специалистов сферы госслужбы. На наш взгляд, проведенное исследование подводит к разрешению в перспективе таких вопросов, как: • разработка педагогических технологий (содержания, методов и организационных форм обучения), основанных на струюуре профессиональной деятельности выпускника в системе государственных муниципальных органов и учреждений и характеристиках приобретаемой им профессии специалиста — организатора управленческого процесса в этой сфере- • создание условий для более раннего профессионального самоопределения учащихся, формирования у них профессиональных умений и навыков через проектирование особо организованных систем управленческой деятельности на муниципальном уровнепроведение конкретных мероприятий по расширению социального партнерства с государственными службами и учреждениями на муниципальном уровне, общественными организациями в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Эмоциональные реакции в мимике.
  2. Разнообразие выразительных движений (пантомимика).
  3. Проявление скованности как показатель развития непроизвольного напряжения мышц, наличие комплексов.
  4. Проявление тремора (дрожание) рук, ног, на лице.
  5. Выраженные покраснения кожи (особенно пятнами) на лице, побледнение (вазомоторные реакции).
  6. Выражение непроизвольных движений глазами («бегающие зрачки»), в том числе заметное расширение и сужение зрачков.
  7. Пиломоторные реакции (появление «гусиной кожи» и др.).
  8. Уметь распоряжаться собственным временем.
  9. Уметь отделять существенное от незначительного. Не пытаться браться за все. Следует оставлять время только на самое важное дело с точки зрения конечных целей.
  10. Поддерживать и развивать контакты, наиболее важные для основной работы.
  11. Не жалеть сил на создание крепкой семьи, оберегать и поддерживать отношения с друзьями, так как любые кризисы в личной жизни повлекут за собой проблемы на работе.
  12. Вести здоровый образ жизни. Даже самым любимым делом не следует заниматься в ущерб собственному здоровью.
  13. Надо заботиться о поддержании в себе душевной бодрости и положительного отношения к своей работе (не «застревать» на ошибках и неудачах). Активно развивать и укреплять свои сильные стороны, терпеливо исправлять недостатки.
  14. Полезно разнообразить содержание работы примерно с интервалом в 5−7 лет (смена научных тем, решаемых задач и т. д.)
  15. Ориентации: ориентация на собственную личность- ® ориентация на личность другого- ориентация на коллективное мнение.
  16. Активность-пассивность: активная борьба с другими, с обстоятельствами- позиция приспособления к обстоятельствам- принятие любого явления.
  17. Простота-сложность самозащиты.
  18. А.Я. Самообразование: История, теория и современные проблемы. -М.: Высшая школа, 1986.—128с.
  19. С.Е. Формирование имиджа руководителя в сфере госслужбы// Ежегодник-95/ Госслужба России. М.: РАГС, 1996.-С.100−120.
  20. A.A. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Автореф. дис. доктора пед. наук.- М., 1990.-53с.
  21. Г. В., Казанцев Н. М. Базовые аспекты концепции госслужбы РФ// Ежегодник-95/ Госслужба России. М.: РАГС, 1996. -С.59−76.
  22. Г. В. Теория госуправления. М., 1997.-339 с
  23. П.Р. Технология и современное образование // Педагогика.-1996.- № 2.-С.7.
  24. В.Г. Системность и общество. М., 1980.
  25. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.-105 с.
  26. Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. -М., 1996.- 151 с.
  27. Т.Ю. Технология центров оценки для госслужащих. Проблемы конкурсного отбора. М., 1995.-141 с.П.Базаров Т. Ю., Беков Х. А., Аксенова Е. А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. М., 1995.
  28. Н.К. Профессиональное мастерство работников культуры: Монография. М.: МГУК, 1994. -237 с.
  29. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
  30. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1996.
  31. Г. Я. Извозчиков В.А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии // Педагогика.- 1993, — № 5.
  32. А.П., Корольков А. К. Сюжетно-ролевые игры. М.: Просвещение, 1993.
  33. В.И. О деловой этике и этикете. М., 1994.
  34. М.Б. Наука обучать (технология преподавания математики). М., 1995.
  35. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  36. П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985.
  37. .С. Педагогическая прогностика. Киев, 1986.
  38. Ю.Н. Личностные особенности профессионального развития гослужащего: дис. канд. психолог, наук. М.: РАГС, 1997.-183 с.
  39. Ю.Н., Чернов Ю. Н. Возможности использования активных форм психологической практики в высшей школе // Материалы первой Международной конференции «Язык и культура». Воронеж, 1996.
  40. Государственная служба РФ. Первые шаги перспективы / Под редакцией Г. В. Атаманчук. -М.: РАГС, 1997.- 251 с.
  41. Государственная служба России: Словарь-справочник. М.: РАГС, 1997.
  42. Государственная служба РФ: Энциклопедический словарь-справочник. М.: РАГС, 1997.- 720 с.
  43. Государственная служба: Теория и организация. Курс лекций. Редакция Охотского Е. В., Игнатова В.Г.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998.-640 с.
  44. Государственная и муниципальная служба: Методология, теория технология, зарубежный опыт / Под редакцией Зинченко Г. П., Игнатова В. Г. Ростов-на-Дону, 1997.
  45. Государственная служба РФ: Становление, кадровое обеспечение. М.: РАГС, 1994.
  46. Государственная кадровая политика: Концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / под общ. редакцией C.B. Пирогова. М.: РАГС, 1996.- 253 с.
  47. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации (Кадроведение): Курс лекций. М., 1997.
  48. Государственная кадровая политика: Конституционные основы, приоритеты, технологии реализации. М., 1996.
  49. Государственная служба. Карьера и профессиональный рост. Зарубежный опыт. Выпуск 14. М., 1996.
  50. Госслужащий как человек и профессионал. Информационный бюллетень / Центр социологического обеспечения подготовки госслужащих. Выпуск 2. М., 1996.
  51. М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике. М., 1995.
  52. Н.И. Еще одна точка зрения / / Народное образование. -1997. № 6.
  53. А.Г. Кадровое обеспечение деятельности гослужащих учреждений США.- М., 1995.- С. 197−210.
  54. В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий// Психологическая наука и образование. 1997. — № 2.
  55. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.
  56. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  57. Н. Гештальт- подход / / Частная школа. 1995. -№ 1.
  58. А. Преподавание в средней школе США. М., 1983.
  59. .Н. Об организации госслужбы в РФ. Выступление 6 сентября 1996 года в РАГС при Президенте РФ. М., 1996.
  60. A.M. Становление Российской государственности в системе демократических реформ // Ежегодник 1995: Госслужба России. — М.: РАГС, 1996.- С. 5−24.
  61. A.A. Современный Российский чиновник (наброски к социологическому портрету) // Социс. 1996. — № 8.
  62. В.А. Профессиональное развитие персонала государственной и муниципальной службы // Тез. докладов Международной научно-методической конференции «Формирование кадрового потенциала государственной и муниципальной службы». -Новосибирск, 1997.
  63. В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях. М., 1994.-267 с.
  64. Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  65. Л.С. Исторические особенности становления духовных идеалов личности в России: Монография. М.: МГУК, 1997. -182с.
  66. В.Г., Майборода С. О., Понеделков A.B. Госслужащий современной России: социально политический анализ деятельности и ценностных ориентаций (региональный уровень). — Ростов-на Дону, 1997.
  67. Игровое моделирование: Методология и практика / АН СССР, Сиб. отд. Редактор Н. И. Ладенко.- Новосибирск: Наука, 1998. 228 с.
  68. И. И. Структура процесса учения. М., 1986.
  69. Имидж государственной службы. М., 1996.
  70. Имидж государственной службы: Сборник научных трудов/Под ред. А. К. Уледова, В. Д. Попова. М., 1996.- 186 с.
  71. Кадровый маркетинг: Технология набора и отбора кадров для госслужбы. Новосибирск: Сиб. АТС, 1996. — С. 117.
  72. Кей Э. Среднее звено управления может ли оно работать лучше? // «Кроссворды» для руководителя / Составитель И. В. Липсиц. — М.: Дело, 1992.-С. 50−54.
  73. Т.Г. Социальная активность женщин в российском обществе как предмет социологического исследования: Автореф. дис.. доктора пед. наук. СПб., 1996.-50 с.
  74. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
  75. М.В. Педагогическая технология. М., 1989.
  76. Е.А. Психология персонала. М. — Воронеж, 1996. — 400 с.
  77. М. Ключ к самосозиданию. М., 1990. — 175 с.
  78. Л.И. Оптимизация игровой деятельности в молодежных культурно-досуговых программах: дис. канд. пед. наук. -М., 1997.
  79. И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. — № 6.
  80. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  81. В.В., Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности // Дидактика средней школы. М.: Педагогика, 1982.
  82. Р.Л. Если Вы руководитель. — М.: Дело, 1993.- С. 13 -37.
  83. П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. -М.: Знание, 1991.
  84. В.И. Стратегия делового успеха. М.: Учебное пособие. 1996.
  85. В.И., Демидов Ф. Д. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации госслужащих: к разработке концепции системы // Ежегодник 95: Госслужба России. — М.: РАГС, 1996. — С. 25−39.
  86. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Правда, 1966.
  87. В.И. Личность в экспериментальных условиях. М., 1989.-274 с.
  88. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  89. .Т. Педагогика. М., 1993.
  90. Г. Суггестология и суггестопедия. София, 1978.
  91. А., Роуд Э. Организация и управление в госучреждениях. -М., 1993.
  92. В.А. Госслужащий современного типа. Н. Новгород, 1995.
  93. В.А. Социологические аспекты развития госслужбы // Ежегодник 95: Госслужба России. — М.: РАГС, 1996.- С. 98−109.
  94. Материалы по системе отбора, подготовки и аттестации управленческих кадров. М.: РАУ, 1993. — 40 с.
  95. Г. Н. Развитие конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у кадров госслужбы: дис. канд. психолог, наук. М., 1997.
  96. Н.А. Проблемы учения и умственного развития. -М., 1989.
  97. Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. Казань: Издательство КФЭИ, 1994.-136 с.
  98. Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры госслужащих: дис. канд. психолог, наук. М.: РАГС, 1998.- 146 с.
  99. Е. Управленческая карьера в России // Проблемы теории и практики управления. 1996.- № 6 С. 117−120.
  100. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
  101. Ф.Н. Гражданское общество: социальный интерес и механизмы его реализации // Госслужба: организация, кадры, управление. М., 1994.
  102. C.B. Игровая деятельность как средство демократизации учебного процесса вузов культуры.- М., 1996.
  103. Об основах госслужбы РФ. Закон РФ. от 3 августа 1995 г. // Российская газета.- 1995.- 4 авг.
  104. Д.М. Госслужба РФ: Учебное пособие. М., 1996. 91.0 квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной госслужбы. Указ Президента РФ от 30 января 1996 г., № 123 // Российская газета.- 1996, — 3 февраля.
  105. В.Е. Исследование феноменов профессиональной деформации личности // Психология сегодня. Ежегодник. Российское психологическое общество, 1996,1−2т.
  106. C.B. Личностные особенности госслужащих на разных этапах профессиональной социализации: дис. канд. психолог, наук. -М., 1997.
  107. C.B. Социально-педагогический тренинг в многочисленной группе как средство развития компетентности в общении: Автореф. дис. психолог, наук-Казань, 1995.-21 с.
  108. П.И. Педагогика. М.: Роспедагентство, 1996.
  109. В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
  110. Н.П., Ковалевский В. Ф., Анисимов В. М. Кадры -персонал: Словарь тезаурус. — M.: МО РФ, Российская Академия Управления, 1994.= 280 с.
  111. Профессионализм в системе госслужбы./ Игнатов В. Г., Белолипеций В. К. Ростов — на — Дону, 1997.
  112. А.И. Современная социология организаций. М., 1995.-295 с.
  113. A.B. и др. Ценностные ориентации государственных служащих Ростов — на — Дону, 1997.- 107с.
  114. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Воронеж, 1996.- 256 с.
  115. В.А. Эстетическое воспитание: сущность, формы, методы. М., 1969.- С.118−141
  116. В. Философия образования: предмет, концепция, направления изучения // Aima mater. Вестник высшей школы. -1991.-№ 1.
  117. B.C. Методология, теория и педагогические технологии формирования культуры быта: Автореф. дис.. доктора пед. наук. М., 1997.- 50 с.
  118. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  119. Н., Виноградская Т. Модели руководства парламентским аппаратом: анализ зарубежного и отечественного опыта. М.: РАГС, 1996.- 58с.
  120. .С. Импровизационно-творческая игра как метод организации массовой культурно-просветительной работы: автореф. дис.. канд. педаг. наук. J1., 1989, — 15 с.
  121. Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. 1996.- № 3.
  122. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.- 300 с.
  123. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкования этимологии/ Сост. H.H. Андреева, Н. Г. Арапова. М.: Цитадель, 1997.- 320 с.
  124. Социальная инженерия // Социальное управление: Словарь. М., 1994.
  125. Социология госслужбы. Терминологический словарь -справочник. Ростов — на — Дону, 1996.
  126. Социология госслужбы. Терминологический словарь -справочник / Под редакцией Г. П. Зинченко, В. Г. Игнатова Ростов -на-Дону, 1996, — 128 с.
  127. Ю.Н. Госслужба в РФ.- Воронеж, 1996.
  128. Ю.А. Развитие теоретических основ просветительной деятельности советских клубов: Автореф. дис.. доктора пед. наук. -М&bdquo- 1989.-49 с.
  129. Теория и практика госслужбы России: Учебное пособие. М.: РАГС, 1997.-480 с. И 8. Теоретические основы процесса обучения / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1989.
  130. А.И. Отбор персонала и карьера госслужащего // Кадровый менеджмент. Научно-методическое пособие. М.: РАГС, 1997.
  131. А.К. Самосознание госслужбы // Психология госслужбы. -М., 1997.- С.33−52.
  132. Уланов. Российская школа в европейском конспекте // Директор школы.- 1996, — № 3.
  133. Управление персоналом организации / Под редакцией А. Я. Кибанова.- М., 1997.- 512 с.
  134. A.B. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990. — 168 с.
  135. Фридман J1.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.
  136. Фридман J1.M. Психологическая наука учителю. — М., 1985.
  137. Центр нейролингвистического программирования в образовании // Частная школа.- 1994.- № 1.
  138. С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи,— М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993.- С.3−10.
  139. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. M.: Народное образование, 1996.
  140. C.B. Управление персоналом в современной организации: Учебно методическое пособие.- M.: Бизнес-школа «Интелл-Синтез», 1996.- 180 с.
  141. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Логос, 1993.
  142. В.Д. Психология деятельности и способности человека. M., 1996.
  143. К.А. Философия и воспитание. М.: Политиздат, 1989.
  144. В.М. Управленческая этика.- М., 1989.
  145. Я. Элементарные понятия социологии.- М., — 1969. -100с.
  146. П.Г. Лекции по философии образования. М., 1993.
  147. Г. И., Пидкасистый П. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса. М., 1988.
  148. Экономика и социология труда: учебное пособие Под редакцией Н. М. Шумина.-М., 1997.
  149. Д.Б. Психология игры.- М., 1978.- 304с.
  150. Д.Б., Занков Л. В. Проблемы развивающего обучения. -М., 1986.
  151. В. В. Педагогическая технология. Ярославль, 1997.213
Заполнить форму текущей работой