Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инструментальное творчество Вильгельма Стенхаммара в контексте искусства Скандинавских стран и Финляндии конца XIX — начала XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другим источником вдохновения композитора становятся произведения мастеров барокко и композиторов-классиков. Можно говорить о присутствии в некоторых сочинениях Стенхаммара классицизирующей тенденции, наблюдаемой в творчестве скандинавских художников того времени, в частности, Г. Асплунда, К. Миллеса, К. Гамсуна, Я. Сибелиуса и других. Приметы ретроспективности исследователи отмечают в некоторых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Вильгельм Стенхаммар и его время
    • 1. Формирование национального начала в искусстве стран Северной Европы второй половины XIX — начала XX века
    • 2. Творческий путь Вильгельма Стенхаммара
  • Глава II. Первые достижения
    • 1. Первый фортепианный концерт
  • Роль вокальной организации в инструментальном цикле
    • 2. Первый струнный квартет
  • Соотношение национального и интернационального
    • 3. Второй струнный квартет
  • Особенности воплощения романтического образа
    • 4. Третий струнный квартет. Трактовка цикла
    • 5. Первая симфония
  • В поиске национальной специфики жанра
  • Глава III. Вершины творчества
    • 1. Второй фортепианный концерт
  • Инструментальный облик сказочной баллады
    • 2. Четвёртый струнный квартет
  • Претворение закономерностей шведской народной песни в инструментальном жанре
    • 3. Пятый струнный квартет. Классика alla svenska
    • 4. Серенада для оркестра
  • Воплощение антитезы «Север — Юг»
    • 5. Вторая симфония. Модель скандинавского мира
    • 6. Шестой струнный квартет. Трагедия одной души

Инструментальное творчество Вильгельма Стенхаммара в контексте искусства Скандинавских стран и Финляндии конца XIX — начала XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Степень изученности проблемы. Музыкальная культура Фенноскандии с каждым годом всё больше привлекает внимание специалистов. Особое место в исследованиях занимает период второй половины XIX — начала XX вв. В это время на музыкальном небосклоне появляется целая плеяда талантливых художников (Э. Григ, Я. Сибелиус, К. Нильсен, К. Синдинг, В. Петерсон-Бергер, X. Альфвен, В. Стенхаммар и другие), творчество которых ознаменовало начало нового, кульминационного, этапа в развитии национальных композиторских школ Северной Европы. Основу отечественной музыкальной скандинавистики заложили исследования О. Е. Левашёвой, И. В. Коженовой, Н. Н. Мохова, Р. Г. Косачевой, Ю. Г. Кона, О. А. Бочкарёвой, И. Н. Барановой. Значимым событием стало появление монографий В. И. Ниловой, Е. В. Битеряковой, посвященных творчеству Я. Сибелиуса и К. Синдинга, фундаментального труда И. Н. Горной, в котором представлена панорама финской вокальной музыки XX века. Продолжают этот ряд кандидатские диссертации «Творчество и эстетика Вильгельма Стенхаммара как феномен скандинавской музыкальной культуры» М. П. Мищенко (1997) и «Карл Нильсен. Инструментально творчество» Н. Л. Мамонтовой (2007). Отметим обстоятельное исследование С. В. Корниловой «Художественная культура Швеции нового времени в русскоязычной историографии XIX — нач. XXI вв.». Конференции, посвящённые различным проблемам Северной Европы, которые регулярно проводятся в Поморском государственном университете, на кафедре истории стран Северной Европы Петрозаводского государственного университета, на базе музея антропологии и этнографии РАН имени Петра Великого, Российского государственного гуманитарного университета, также способствуют развитию российской скандинавистики. Всё активнее музыкальное искусство северного региона входит в учебные программы. В этой связи внимания заслуживают спецкурсы, разработанные в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова,.

История музыки Северной Европы" и «Теоретические проблемы музыки Скандинавских стран и Финляндии».

Несмотря на достижения последних лет белых пятен на карте музыкальной культуры Северной Европы ещё достаточно. Если творчество ведущих финских, норвежских и датских композиторов с разной степенью полноты получило освещение на страницах музыковедческих работ, то произведения шведских мастеров, в частности, X. Альфвена [H. AlfVen], В. Петерсона-Бергера [W. Peterson-Berger] и В. Стенхаммара [W. Stenhammar], российским профессионалам и любителям музыки известны в меньшей степени. В то же время их вклад в европейскую культуру давно признан зарубежными исследователями и по достоинству оценён исполнителями.

Предлагаемая диссертация ставит цель привлечь внимание к личности и творчеству Вильгельма Стенхаммара (1871−1927). Будучи композитором, пианистом, дирижёром, общественным деятелем, педагогом он сыграл важную роль в культуре своей страны. Имя этого шведского музыканта включено в фундаментальные труды по истории музыки, изданные на Западе. Назовём работы Ф. К. Смита [F. К. Smith], А. Ходгсона [A. Hodgson], Б. Й. Нордстрома [В. J. Nordstrom] и других. Особый интерес представляет недавно опубликованная в США книга А. Шаумяна «Шведская национальная романтическая музыка. Влияние композиторов Вильгельма Петерсона-Бергера и Вильгельма Стенхаммара на шведский национальный романтизм» [A. Shaomian].

Из шведских работ выделим статьи М. Пергамента [M. Pergament], JI. Хедвалла [L. Hedwall] и С. Якобссона [S. Jacobsson]. И всё же наиболее авторитетным исследованием на сегодняшний день признана фундаментальная трёхтомная монография Бу Валльнера «Вильгельм Стенхаммар и его время» [Wallner В. «Wilhelm Stenhammar och hans tid», 1991]. Опирающаяся на архивные документы, эпистолярное наследие композитора, она является ценнейшим источником биографических сведений, содержит аналитические описания основных произведений.

Среди отечественных музыковедов к личности шведского мастера обращался Н. Н. Мохов. В его популярной книге «Звучащая сага: Музыкальное путешествие по Скандинавии» и статье «Шведские симфонисты первой половины XX столетия. Три портрета» впервые в российском музыкознании появляется обзор наследия Стенхаммара. Из последних работ отметим публикацию Л. Линдгрена «Пианисты Швеции конца XIX — начала XX века», добавляющую интересные детали в творческий портрет Стенхаммара. Упоминания о шведском музыканте встречаем в статьях Т. А. Тоштендаль-Салычёвой и А. Иварсдоттер, которые появились в сборниках «Мозаика: Фрагменты истории шведской культуры» (2006) и «Шведы. Сущность и метаморфозы идентичности» (2008). Ведущим отечественным специалистом по творчеству композитора является М. П. Мищенко. Об этом свидетельствует ряд его статей и кандидатская диссертация «Творчество и эстетика Вильгельма Стенхаммара как феномен скандинавской музыкальной культуры». Она представляет музыкально-эстетические взгляды мастера, включает анализ основных вокальных и кантат-но-ораториальных сочинений («Середина зимы», «Народ», «Песнь»). Из многочисленных инструментальных опусов петербургский исследователь останавливает своё внимание на двух симфониях, Втором концерте и Серенаде для оркестра.

На сегодняшний день остаётся неизученной значительная часть произведений Стенхаммара: концерты, квартеты и другие камерно-инструментальные сочинения. Актуальность данной диссертации состоит в том, что в научный обиход российского музыкознания вводится инструментальное наследие шведского автора в полном объёме. Это позволяет не только составить целостное впечатление о его творчестве, но и расширить представление о скандинавском искусстве рубежа XIX — XX веков. Объектом исследования стали две симфонии, Серенада для оркестра, два фортепианных концерта, шесть квартетов Стенхаммара. Предметом — стиль инструментальных сочинений композитора.

Цель работы — включение основных оркестровых и камерных произведений Стенхаммара в пространство отечественной музыкальной науки и культуры. В диссертации поставлены следующие задачи:

— представить инструментальные опусы шведского мастера;

— выявить характерные черты инструментального мышления Стенхамма-ра и специфику их проявления в симфонических и камерных жанрах;

— проследить эволюцию стиля композитора от Первого фортепианного концерта (ор.1) до Шестого квартета (ор.35), последнего крупного инструментального опуса;

— охарактеризовать особенности претворения шведского фольклора в его сочинениях;

— доказать присутствие в произведениях автора характерной для европейского искусства начала XX века «классицизирующей тенденции» (М. К. Михайлов);

— определить место Стенхаммара в скандинавской, шире — европейской культуре рубежа Х1Х-ХХ веков.

Материалом диссертационного исследования послужили инструментальные сочинения Стенхаммара (симфонии, квартеты, концерты, скрипичные сонаты, фортепианные произведения и другие) — эскизы автобиографии композитора и его эпистолярное наследие. Кроме того, в настоящей работе были использованы собрания шведских народных песен под редакцией Э. Г. Гейера,.

A. А. Афцелиуса, Р. Дюбека и других, а также сборники скандинавских народных баллад.

Теоретико-методологическую основу диссертации составил разработанный в отечественном музыкознании комплексный подход, соединяющий теоретический и историко-культурный ракурсы. Характеристика музыкального материала базировалась на методах анализа музыкальных форм, разработанных Б. В. Асафьевым, Т. С. Кюрегян, Л. А. Мазелем, Е. А. Ручьевской, О. В. Соколовым, В. А. Цуккерманом, Ю. Н. Холоповым и другими. В работе использовался, в том числе, историко-стилевой метод, отражённый в исследованиях С. С. Скребкова, М. К. Михайлова, Л. В. Кириллиной. Большое значение при анализе произведений занимали положения, представленные в работах.

B. П. Бобровского, Е. В. Назайкинского. Важную роль сыграли основополагающие труды по истории музыки стран Северной Европы отечественных музыковедов И. Н. Барановой, О. А. Бочкарёвой, И. В. Коженовой, О. Е. Левашёвой, Н. Н. Мохова, В. И. Ниловой, а также зарубежных специалистов: X. А. Бартона, Б. Валльнера, Б. Й. Нордстрома, Р. Симпсона, Ф. К. Смита, А. Ходгсона.

Особое значение для диссертации приобрели исследования И. А. Барсовой, В. Б. Вальковой, Ю. Г. Кона, И. В. Лаврентьевой, Е. М. Левашёва, посвященные проблемам большой симфонии, эпического симфонизма. Методологическую основу настоящей работы в вопросах изучения эпического текста составили положения фундаментальных литературоведческих трудов М. М. Бахтина, А. Н. Веселовского, А. Я. Гуревича, М. И. Стеблина-Каменского и других. В диссертации нашли отражения мифопоэтические концепции, сформулированные в исследованиях А. Б. Лорда, Е. М. Мелетинского, В. Н. Топорова, В. Е. Хализеева.

В процессе работы над диссертацией использованы следующие методы:

— сравнительно-исторический,.

— интертекстуальный,.

— метод целостного анализа,.

— метод проблемного анализа,.

— метод интонационного анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Художественная деятельность Стенхаммара явилась отражением культурной ситуации Северной Европы рубежа Х1Х-ХХ веков.

2) Творчество мастера отличается цельностью, обеспеченной последовательным движением к намеченной цели — созданию национальной музыки.

3) Характерные черты стиля Стенхаммара были обусловлены синтезом традиций европейской музыки и шведского фольклора. Его главная задача «писать по-шведски» выражается в обращении к закономерностям скандинавской народной музыки. В зависимости от инструментального жанра избирается ориентир: в камерных опусах основой послужила скандинавская баллада, в крупных — героические и мифологические песни «Старшей Эдды».

4) В сочинениях автора шведский фольклор претворён многопланово. Наблюдается использование вокальных и инструментальных жанров, воплощение сюжетных закономерностей, ассимилирование интонаций, преломление вокальных структур, формульной организации и прочее.

5) В ряде произведений композитора проявляются классицизирующие тенденции, характерные для европейского искусства того периода. Стенхаммар обращается к жанровым моделям, образной сфере, интонационным и гармоническим оборотам, характерным для музыки XVIII века, наделяет стилевые элементы определённой семантикой.

Научная новизна работы обусловлена объектом и предметом исследования. Впервые в российской музыкальной науке инструментальное творчество Стенхаммара изучено как целостное явление. Установлены доминанты композиторского мышления. Представлен первый в отечественном и зарубежном музыкознании анализ музыкальных средств, которые формируют национальное звучание в оркестровых и камерных опусах автора. В воплощении закономерностей эпического симфонизма выявлены скандинавские особенности. Обнаруженные в отдельных сочинениях Стенхаммара классицистские и барочные элементы позволили поставить его в один ряд с такими мастерами, как М. Регер, С. Танеев, К. Дебюсси, М. Равель, в творчестве которых активизируются традиции барочной и классической музыки. Предложена новая периодизация творчества композитора. Впервые проведены параллели между сочинениями Стенхаммара и другими художественными явлениями скандинавской культуры, в частности, произведениями А. Стриндберга.

Теоретическая значимость заключается в:

1) представлении оркестровых и камерных произведений Стенхаммара в контексте основных стилевых направлений искусства стран Северной Европы рубежа Х1Х-ХХ веков;

2) введении новой периодизации творчества композитора;

3) обобщении приёмов работы Стенхаммара, направленных на создание национального колорита в инструментальных сочинениях.

Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования позволяют составить базу и определить основные направления для дальнейшего изучения творчества Стенхаммара, и шире — музыкальной культуры европейского Севера XIX и XX веков, в частности, специфического развития жанра большой симфонии, камерно-инструментальной музыки и прочего. Научные положения настоящей работы могут привлекаться в качестве основного и дополнительного материала в лекциях по дисциплинам «История зарубежной музыки», «Музыка стран Северной Европы», «Анализ музыкальных произведений», «Гармония», «Полифония» в средних и высших учебных заведениях.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы исследования и публикации могут быть использованы при составлении учебных программ музыкально-образовательных учреждений по изучению истории и теории музыки.

Апробация работы. Основные положения диссертации были освещены в семи публикациях, представлены в докладах на научных конференциях, которые проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Красноярске, Петрозаводске. Она неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Вторая и третья главы делятся на параграфы, которые написаны в виде аналитических очерков, посвящённых отдельным сочинениям композитора. Желание автора данной диссертации продемонстрировать становление стиля Стенхаммара, особенности его творческого процесса, обосновать предложенную периодизацию творчества композитора обусловило выбор хронологического принципа в представлении материала.

Список литературы

включает 204 наименования, из них 58 на иностранных языках (английском, шведском и норвежском). В приложения входят композиционные схемы рассматриваемых сочинений, образцы шведских баллад.

Заключение

.

Творческие искания Стенхаммара находились в русле художественных тенденций, определивших развитие искусства стран Северной Европы на рубеже Х1Х-ХХ веков. Своеобразие музыки композитора заключается в индивидуальном сочетании романтической традиции, шведского фольклора и отдельных элементов стилей прошлого. В его произведениях, используя выражение А. Гуревича, «» закодировано" куда больше содержания, чем это может показаться непосвящённому" [33,10].

Ведущие представители музыкальной культуры Фенноскандии (Григ, Сибелиус, Синдинг, Альфвен и другие) были охвачены желанием поднять национальное искусство на уровень общеевропейского. Они восприняли методы, наработанные художественной практикой XIX века, в частности, обращение к национальным жанрам, программной музыке, воплотившей сюжеты из истории и мифологи своей страныиспользование разнообразных форм работы с фольклором. Своеобразие Стенхаммара состояло, прежде всего, в приверженности к «абсолютной» музыке.

В его инструментальных сочинениях многогранно преломляется шведский фольклор. Обнаруживаются композиционные и сюжетные параллели с эпическими произведениями как крупных, так и малых жанров (Вторая симфония, Второй фортепианный концерт). Близки к народным источникам и типы образов. Они запечатлели представления художника о скандинавских героях, северной личности — цельной, сдержанной в эмоциональных проявлениях.

Лирические темы композитора имеют интонационное сходство со шведскими балладами, в танцевальных узнаются польска и спрингданс, скерцозные воспроизводят особенности спельманских наигрышей.

Можно выделить три направления работы с фольклорным источником:

1. ассимиляция характерных для шведских песен интонаций, отмечаемая во всех произведениях автора;

2. переинтонирование конкретных фольклорных образцов (в частности, тема медленной части Шестого квартета, вторая побочная I части и Andante Первого концерта, главная партия Второй симфонии и др.);

3. цитирование подлинных народных песен (в Финале Четвёртого и II части Пятого квартетов).

Важную роль в создании национального колорита играет модальная гармония, которая используется композитором как краска (в качестве отдельных оборотов в Канцонетте и Ноктюрне из Серенады, Трио II части из Шестого квартета и др.) и как формообразующее средство (например, дорийский во Второй симфонии, лидийский в крайних частях Второго концерта).

Основополагающую роль сыграла строфическая организация, получившая множество модификаций. Начиная с первого опуса, автор органично и разнообразно совмещает её с разными инструментальными формами. Не менее значимы способы работы с материалом и его компоновкой, аналогичные фольклорным образцам: перепевы [вариантные повторы] (II части Четвёртого квартета, Второй симфонии), формульная организация (I часть Пятого квартета, Вторая симфония), паратаксис (обе симфонии, Серенада, Второй концерт), обрамление и другие.

Национальное своеобразие в различных жанрах реализовано по-разному. Концерты и квартеты воспроизводят особенности народной скандинавской баллады. Во Втором фортепианном концерте композитор смог наметить её сюжетные линии. В квартетах разнообразно использована песенная модель — от композиционных особенностей и приёмов развития до «дословной» реализации содержания. Серенада и симфонии опираются на закономерности крупной эпической формы. В Серенаде автор многопланово воплощает культурно-географическую антитезу «Север — Юг». Симфонии побудили его обратиться к страницам шведской истории, мифологическим и героическим песням «Старшей Эдды». Стенхаммар явился достойным продолжателем традиций эпического симфонизма, сформировавшихся в творчестве Бородина, Глазунова, Сибелиуса. Индивидуальность его трактовки обусловлена интонационной основой шведского фольклора, скандинавскими сюжетами и образами.

Композитор продолжает обогащать нордическую палитру, сформированную в творчестве Грига, Сибелиуса, Нильсена, Синдинга и других. Северным колоритом обладают медленные части циклов. Композитору удалось подчеркнуть его разные грани благодаря обращению к жанрам элегии (Первая симфония, Канцонетта Серенады), народной песни (Первый концерт, Четвёртый квартет), ноктюрна (Ноктюрн Серенады, Шестой квартеты) и пасторали (Трио Скерцо во Второй симфонии). Лирические темы в процессе развития постепенно обретают внутреннюю силу и переходят в гимническую ипостась. Стенхам-мар слагает оды своей Родине. Замедление крайних частей цикла способствует внесению размеренности в процесс развёртывания целого. Таким образом, в сочинениях мастера заявляет о себе «прафеномен Севера» (А. Хлевов).

Другим источником вдохновения композитора становятся произведения мастеров барокко и композиторов-классиков. Можно говорить о присутствии в некоторых сочинениях Стенхаммара классицизирующей тенденции, наблюдаемой в творчестве скандинавских художников того времени, в частности, Г. Асплунда, К. Миллеса, К. Гамсуна, Я. Сибелиуса и других. Приметы ретроспективности исследователи отмечают в некоторых опусах Э. Грига («Хольберг-сюита»), К. Синдинга (Сюита для фортепиано ор. З, Сюита для скрипки соло ор.123), написанных «в старинном стиле». Работа Стенхаммара с нормами музыки XVIII века оказывается близкой Нильсену, выступавшему против стилизации, но органично претворявшему традиции европейских мастеров. В сочинениях шведского композитора классицизмы проникают в мелодию и гармонию, сказываются в комбинаторных принципах, различных игровых приёмах, использовании характерных жанров. Элементы прошлого он привлекает для создания временной дистанции (например, в Первом квартете). Музы.

383 Гуннар Асплунд (1885−1940) — шведский архитектор.

384 Карл Миллес (1875−1955) — шведский скульптор. ка венских классиков является для него эталоном мастерского владения темои формообразованием.

Обращение к барокко было обусловлено, главным образом, стремлением композитора к упрощению собственного стиля. Полифоническая техника способствовала сохранности тем, необходимой для эпического повествования. Во всех опусах наблюдается активное имитационное развитие. Вершиной полифонического мастерства композитора становится фуга Финала Второй симфонии.

Подобный способ соединения различных стилевых составляющих был присущ эклектике. По словам Мищенко, «действительное или мнимое присутствие „образов“ другой музыки или „подражаний“ в сочинениях Стенхаммара составляет тайну его искусства. Эклектика, как идея того времени, в которое жил Стенхаммар объясняет многое в его музыке» [93, 14]. И всё же работа композитора с элементами ушедших эпох специфична. Она заключается в наделении их особым смыслом. Музыка венских классиков является для автора воплощением жизнерадостной образности, барокко обладает выразительностью, способной отразить трагические переживания. В Шестом квартете мастер многопланово использует барочную систему выразительности, включая риторические фигуры и аллегории. В этой связи можно говорить о приметах символизма, показательного для ряда скандинавских художников (назовём «Мистерии» Гамсуна, «Пляску смерти» Стриндберга, квартет Сибелиуса «Сокровенные голоса»).

Во всех сочинениях Стенхаммара прослеживаются характерные черты романтической музыки. Поэмность, балладность оказались перенесёнными им на национальную почву. Сквозное развитие, монотематизм, жанровое варьирование позволили композитору создать «истории из шведской жизни». Единству концепции способствовало тембровое развитие с элементами персонификации, которое наблюдалось не только в симфонических сочинениях, но и камерных.

В каждом опусе художника вызывает интерес работа с формой. Ведущим принципом организации является сонатность, которая развивается в рамках эпических закономерностей, характерной неконфликтной драматургии. Воепроизводятся главные особенности эпических (крупных и малых) форм: картинность, «укрупнение» и детализация исходной образности, построение целого крупными блоками. Главная партия предстаёт «объёмным» тематическим комплексом, закладывающим «незыблемые» характеристики тематизма, пути последующего развития (I части Шестого квартета, Серенады и другие).

Стенхаммар занимает выдающееся место в шведской культуре рубежа веков. В его творчестве вновь зазвучали фортепианные концерты и квартеты, недооцениваемые современниками. Особую роль в истории музыки сыграли шесть камерных опусов, цикл которых, по убеждению исследователей, является «наиболее значительным из того, что написано между Брамсом и Бартоком» [193].

В стилевом разнообразии рубежа XIX — XX веков композитор находит свой путь, объединив классическую ясность, полифонические приёмы в работе с материалом, апеллирующим к национальным истокам. И хотя в его последних сочинениях появляются предвестники новых музыкальных течений, подобно Сибелиусу, Синдингу, Метнеру, Рахманинову, он не изменил традициям национального романтизма, оставив свой неповторимый след в истории шведской музыки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Н. Особые экспозиции в сонатной форме XIX века. СПб., 1999. 192 с.
  2. И.Н. Четвёртая симфония Сибелиуса: на пути от прошлого к будущему // Финская культура первой половины XX века: Материалы конференции (1−3 декабря 1989 г.). Петрозаводск, 1990. — С. 91−100.
  3. И.А. Симфонии Густава Малера. М.: Советский композитор, 1975.-496 с.
  4. М.М. Эпос и роман. — СПб.: Азбука, 2000. — 304с.
  5. Е.В. Кристиан Синдинг. Портрет норвежского композитора. М.: Импэто, 2007. — 504 с.
  6. В. О переменности функций музыкальной формы. М.: Музыка, 1970.-228 с.
  7. B.C. Квартетное творчество Д.Д. Шостаковича: к проблеме эволюции жанра: Автореф. дис. .канд. иск. СПб, 2010. — 24 с.
  8. O.A. К интерпретации названия струнного квартета «Voces intimae» Сибелиуса // Финская культура первой половины XX века: Материалы конференции /1−3 декабря 1989/. Петрозаводск, 1990. — С. 74−81.
  9. В. «Большая русская симфония» как феномен культуры рубежа XIX—XX вв.еков // Музыкальная академия. 2011 (2). — С. 10−14.
  10. КН. Немецкие истоки теории музыкальной формы: Электронный ресурс. Режим доступа к ст.: http://www.rachmaninov.ru/deut2006/rage/vanovskaya.htm
  11. В.П. Музыкальный неоклассицизм: Исторические очерки. М.: Музыка, 1988. — 80 с.
  12. А., Шишмарев В. Эпос // Энциклопедический словарь / Издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон: В 12 т. СПб, 1904 — T. XL — С. 931−941.
  13. А.Н. Эпические повторения как хронологический момент // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -С. 76−100.
  14. Виеру 77. «Мейстерзингеры» и оперная реформа Вагнера // Советская музыка. 1958. — № 2. — С. 54−60.
  15. Г. Х. Феликс Мендельсон-Бартольди. М.: Музыка, 1966. — 320 с.
  16. К. Мечтатели. М.: ОГИ, 2006. — 208 с.
  17. Ганзен 77. Шведское искусство: Электронный ресурс. — Режим доступа к ст.: http://www.vseslova.com/brokgauz efron4/page/shvedskoeiskusstvo. 205 679/
  18. M.JT. Очерк истории европейского стиха. М.: Наука, 1989. -304 с.
  19. Гервер Л. Ars combinatoria и полифоническая техника Дж. Фрескобальди // Моцарт: Проблемы стиля: Сб. трудов. Вып. 135. -М., 1998. С. 68−77.
  20. Гимн Швеции: Электронный ресурс. Режим доступа к ст.: http://www.neoland.ru/gnSweden.htm
  21. М.Л. Шведская хоровая культура второй половины XX века: вопросы творчества и исполнительства: Дис.. канд. иск. М., 2006. -215 с.
  22. Г. Л. Камерные ансамбли Бородина. — М.: Музыка, 1972. -312 с.
  23. И.Н. Финская камерно-вокальная музыка XX века. Петрозаводск: Карелия, 2005. — 392 с.
  24. Н.В. Шведская симфония на пороге XX века. В. Стенхаммар и X. Альвен: дипломная работа М., 1999. — 76 с.
  25. А.Я. «Эдда» и сага. М.: Наука, 1979. — 191 с. — (Из истории мировой культуры).
  26. А.Я. Избранные труды. Норвежское общество. -М.: Издательство «Традиция», 2009. 470 с.
  27. А.Я. Походы викингов. М.: КДУ, 2005. — 208с.
  28. Е.А. Парная формула в эддической поэзии (Опыт анализа): Электронный ресурс. Режим доступа к ст.: http://norse.ulver.com/articles/gureviche/pairformula.html
  29. А.Я. Средневековый героический эпос германских народов // Старшая Эдда: Эпос / Пер. с древнеисл. А. Корсуна. СПб.: Азбука, 2000. — С. 5−20.
  30. М.Г. Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века: к проблеме связей с европейской культурой: Автореф. дис.. д-ра иск. СПб, 2010. — С. 44.
  31. М.С. Фортепианные концерты Бетховена. Путеводитель. -М.: Сов. композитор, 1973. 88 с.
  32. . Баллады о рыцарях, девах, троллях и королях. Из поэзии скандинавского Средневековья. М.: Эксмо, 2006. — 272 с.
  33. В.М., Смирнов А. А. Лирика: Электронный ресурс. Режим доступа к ст.: http://www.muzlitra.ru/srednevekove/v.m.zhirmunskiv-а.а.5гтгпоу-Нпка-4.111т1
  34. О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII первой половины XVIII века. Принципы, приемы. -М.: Музыка, 1983. — 77 с.
  35. К. О симфонизме Брукнера и его внемузыкальных основаниях: Электронный ресурс. Режим доступа к ст.: http://intoclassics.net/publ/4−1 -0−131
  36. А. «Из глубины шведского сердца.». О стремлении создать национальную шведскую музыку // Мозаика: Фрагменты истории шведской культуры: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. Т.А. Тоштендаль-Салычева. М.: РГГУ, 2006. — С. 228−243.
  37. А. От национальной музыки к «world music»: «шведское звучание» музыки века // Шведы. Сущность и метаморфозы идентичности: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. Т.А. Тоштендаль-Салычева. — М.: РГГУ, 2008. С. 350−372.
  38. Л. Симфонические поэмы Ф. Листа «Орфей», «Прометей»: к трактовке античного мифа: Электронный ресурс. Режим доступа к ст.: http://hansburg.narod.ru/lizstkaverina.htm
  39. Е.А. К вопросу о формульности эпического текста // Электронная библиотека музея-заповедника «Кижи» (Материалы международной научной конференции «Рябининские чтения-1995″) Сборник научных докладов. Петрозаводск, 1997.
  40. С.Е. Инструментальная циклическая серенада: Некоторые вопросы истории и теории: дипломная работа. Петрозаводск, 1995. -82 с.
  41. Каи A.C. История скандинавских стран: Учеб. пособие. 2-е изд., ис-правл. и доп. -М.: Высш. школа, 1980.-311 с.
  42. Ю. В. Глазунов А.К. // История русской музыки: в 10 т. М.: Музыка, 1994. -Т.9. — С. 215−274.
  43. Ю. В. Рахманинов C.B. // История русской музыки: в 10 т. -М.: Музыка, 1994. Т.10А. — С. 69−133.
  44. JI.B. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX века. Ч. II: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции — М.: Композитор, 2007. — 224 с.
  45. JI.B. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX века. Ч. III: Поэтика и стилистика. — М.: Композитор, 2007. — 376 с.
  46. А. Заметки о Шестой симфонии Чайковского (К проблеме: Чайковский на пороге XX века) //Проблемы музыкального романтизма: Сб.науч.трудов. -М., 1987.-С. 109−129.
  47. И.В. Вопросы тематизма и развития в эпическом симфонизме Сибелиуса (Вторая симфония) // Проблемы организации музыкального произведения: Сб. научных трудов. -М., 1979. С. 151−178.
  48. И.В. Две версии Скрипичного концерта Я.Сибелиуса // Музыка Финляндии: проблемы, параллели, перспективы: Сб. статей. -Петрозаводск, 1994. С. 20−30.
  49. И.В. О творческом процессе Я. Сибелиуса (по материалам рукописи) // Процессы музыкального творчества. Выпуск 4. Сб. трудов МГК № 156.-М., 2004.
  50. И.В. Сибелиус создатель эпической симфонии нового типа // Памяти Н. С. Николаевой. — М., 1996. — С. 67−74.
  51. Кон Ю. Г. Бах в свете неориторики // Кон Ю. Г. Избранные статьи о музыкальном языке. СПб.: Композитор, 1994. — С. 95−104.
  52. Кон Ю.Г. О Финале Шестой симфонии Глазунова // Глазуновский сборник: Сб. научных статей / Под ред. O.A. Бочкаревой, Н. П. Хилько. -Петрозаводск, 2002. С. 5−13.
  53. Кон Ю. Г. Тональные планы Бетховена как средство выражения пафоса // Кон Ю. Г. Избранные статьи о музыкальном языке. СПб.: Композитор, 1994.-С. 105−117.
  54. C.B. Художественная культура Швеции нового времени в русскоязычной историографии XIX нач. XXI вв.: Дис.. канд. культ, наук. — СПб, 2003. — 250 с.
  55. Р.Г. Пути развития финской оперы. -М., 1990. 137 с.
  56. Г. В. Мендельсон // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш -М.: Сов. Энциклопедия, 1976. -Т.З. С. 538−543.
  57. JI.A. Античная тема у композиторов стран Северной Европы (Э. Григ, Я. Сибелиус, Д.М. Юхансен) // Проблемы музыкальной науки. -2011.-№ 1(8).-С. 181−185.
  58. Т.С. Фантазия // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. Ю.В.Келдыш-М.: Сов. Энциклопедия, 1981. Т.5. — С. 767−771.
  59. Т.С. Форма в музыке XVII—XX вв.еков. М.: ТЦ „Сфера“, 1998. -344 с.
  60. И.В. Влияние песенности на формообразование в симфониях Шуберта (К вопросу о взаимодействии вокальных и инструментальных принципов в песенном симфонизме) // О музыке. Проблемы анализа. -М.: Советский композитор, 1974. С. 164−194.
  61. Е.М. А.П.Бородин // История русской музыки: В 10 т. М.: Музыка, 1994. — Т.7. — С.287−361.
  62. О.Е. Эдвард Григ. -М., 1975. 624 с.
  63. Е.А. Август Стриндберг: Электронный ресурс. Режим доступа к ст.: http://www.ae-lib.org.ua/texts/leonova Scandinavian XIX-XX ru. htm#strindberg
  64. Я. Шведская народная музыка. -М.: Музыка, 1981. 127с.
  65. Л. Пианисты Швеции конца XIX начала XX в.: Электронный ресурс. — Режим доступа к ст.: http://www.levlindgren.net/index. php? id=106&L=2
  66. Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб.: Искусство-СПб, 1996. — 846 с.
  67. Ю.М. Риторика // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. -С. 404−422.
  68. Ю.М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической риторики) // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. -СПб.: Академический проект, 2002. С. 388−400.
  69. Мазель Л. А О Ноктюрне Грига // Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982. — С. 184−220.
  70. Л.А. Роль секстовости в лирической мелодике // Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982. -С. 55−79.
  71. Л.А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. — 749 с.
  72. В. Проект драматической эпопеи Августа Стриндберга: Электронный ресурс. Режим доступа к ст.: http://www.sovpadenie.com/teksty/strindberg/proektdramaticheskoi ehpope iavgusta strindberga
  73. НЛ. Карл Нильсен. Инструментально творчество. Дис.. канд. иск. -М., 2007. 172 с.
  74. И.Э. Сюита // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. Ю.В.Келдыш-М.: Сов. Энциклопедия, 1981. Т.5. — С. 629−633.
  75. И.В. Элегия и элегичность в русской музыке XIX века: Авто-реф. дис.. канд. иск. Магнитогорск, 2010. -26 с.
  76. Е.М. „Общие места“ и другие элементы фольклорного стиля в эддической поэзии // Памятники книжного эпоса. Стиль и типологические особенности. -М.: Наука, 1978. С. 68−83.
  77. Е.М. „Эдда“ и ранние формы эпоса: Электронный ресурс. Режим доступа к CT.:http://www.norge.ru/metedda/
  78. Е.М. Некоторые черты архаических форм эпоса: Электронный ресурс. Режим доступа к ст.: http://feb-web.ru/feb/ivl/vl2/vl2−4593.htm
  79. Е.М., Гуревич А. Я. Германо-скандинавская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. -М.: Сов. энциклопедия, 1991. -Т.1. С. 284−292.
  80. Я., Юханссон А. В., Хеденборг С. История Швеции / Пер. со швед. Плевако Н. С. М.: Издательство „Весь мир“. 2002. — 400 с.
  81. Дж. К. Шведская музыка // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш М.: Сов. Энциклопедия, 1982. — Т. 6. -С. 299−304.
  82. М.К. О классицистских тенденциях в музыке XIX начала XX века// Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. — Л., 1963. — С. 146−181.
  83. М.К. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981. — 264 с.
  84. МЛ. Вильгельм Стенхаммар и слово о музыке // О музыке композиторов Финляндии и скандинавских стран: Сборник научных статей / Ред.-сост. К. И. Южак. Петрозаводск — СПб, 1998. — С. 123−137.
  85. М.П. Дифирамб музыке. Иллюзия на тему Бергмана // Музыка Севера / Сост. В. И. Нилова Петрозаводск, 1994. — С. 70−81.
  86. М.П. О итальянском путешествии и одной форме мелодического каданса. Вильгельм Стенхаммар и Вольфганг Амадей Моцарт // Мищенко М. П. Северные этюды: из истории музыкальных ландшафтов Севера. (Рукопись.)
  87. М.П. Творчество и эстетика Вильгельма Стенхаммара как феномен скандинавской музыкальной культуры: Дис.. канд. иск. -СПб., 1997.-201 с.
  88. М.П. Из „Северных этюдов“. Эдвард Григ. Странствия на Юг // Мшюиз. 2008. — № 2. — С. 26−31.
  89. Н.Н. Звучащая сага: Музыкальное путешествие по Скандинавии. -М.: Просвещение, 1993. 160с.
  90. Н.Н. Шведские симфонисты первой половины XX столетия. Три портрета // Музыка Севера / сост. В. И. Нилова Петрозаводск, 1994. -С. 56−69.
  91. А. Г. Философская мысль в Швеции: Основные этапы и тенденции развития. М.: Наука, 1972. — 264с.
  92. Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.
  93. Е.В. Стиль и жанр в музыке. М.: ВЛАДОС, 2003. — 248 с.
  94. .Д. Полифония (фуга) и оркестр: Монография. Петрозаводск: ПГК, 2003. — 250с.
  95. Ц.Г. „Пляски смерти“ в Западноевропейском искусстве XV в. как тема рубежа Средневековья и Возрождения // Культура Возрождения и средние века. -М., 1993. С. 141−148.
  96. В.И. Музыка Сибелиуса в контексте культурно-исторических перемен в Финляндии конца XIX начала XX века. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — 320 с.
  97. В.И. Утраченная культура (что мы знаем о музыкальной культуре эпохи викингов): Электронный ресурс. Режим доступа к ст.: http ://conference. dansk.ru/content/ view /11/16/
  98. Норвежская скрипка хардингфеле: Электронный ресурс. Режим доступа к ст.: http://blagaya.ru/skripka/violinazbuka/hardingfele/
  99. В.Б. Символика музыки И.С. Баха. Тамбов, 1993. — 104 с.
  100. В. Число массы. С. Эйзенштейн и теория пафоса // Советская власть и медиа. Сборник статей под общей редакцией Ханса Понтера и Сабины Хэнсген. СПб, 2006 — С. 504−525.
  101. Г. А. Петр Ильич Чайковский. М.: Музыка, 1986. — 199 с.
  102. В.В. Вариационные процессы в музыкальной форме. — М.: Музыка, 1967.- 152 с.
  103. М.Ю. Пляска смерти // Словарь средневековой культуры. — М., 2003.-С. 360−364.
  104. Е.А., Кузьмина Н. И. Цикл как жанр и форма // Форма и стиль: Сб. научных трудов. Часть 2. Д.: Изд. ЛОЛГК, 1990. — С. 129−174.
  105. Серенада // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш -М.: Сов. Энциклопедия, 1978. Т.6. — С. 939−940.
  106. Скандинавская баллада. СПб.: Наука, 2004. — 272 с.
  107. Скандинавская мифология: Энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Мидгард, 2004. — 592с.
  108. С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М.: Музыка, 1973.-448 с.
  109. О.В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры. Нижний Новгород, 1992. — 220 с.
  110. А.Н. Концерт для флейты с оркестром Карла Нильсена. Аналитический этюд: Дипломная работа. Петрозаводск, 2001.
  111. Ф.М. Способы идентификации в современной музыке // Культура сквозь призму идентичности. М.: Индрик, 2006. — С.246−264.
  112. Старшая Эдда: Эпос / Пер. с древнеисл. А.Корсуна. СПб.: Азбука, 2000. 464с.
  113. Стеблин-Каменский М. И. Баллада в Скандинавии // Скандинавская баллада. СПб.: Наука, 2004. — С. 211−243.
  114. М. Шведская музыка в XX веке / Пер. со швед. Афиногеновой А. А. — Svenska Instituted 1998. — 8 с.
  115. А.Ю. Избранные произведения. В 2-х т. Т. 1. Пер. с швед. / Вступ. статья В. Неустроева- Коммент. Е. Соловьевой. М., 1986. — 527 с.
  116. А.Ю. Пляска смерти: Пьесы / Пер. со шв. А. Афиногеновой, Е. Суриц. СПб.: Издательский Дом „Азбука-классика“, 2008. — 304 с.
  117. Строфа. Виды строф: Электронный ресурс. Режим доступа к ст.: http://rifma.com.ru/AZ-STR.htm
  118. М.Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60−70-е годы). Пути развития: Очерки. М.: Сов. композитор, 1988.-271 с.
  119. В. Н. Модель мира (мифопоэтическая) // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 2. — С.161−166.
  120. Тоштендалъ-Салычева Т. А. Поиски национальной идентичности в шведской музыке XIX века // Шведы. Сущность и метаморфозы идентичности: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. Т.А. Тоштендаль-Салычева. М.: РГГУ, 2008.-С. 335−349.
  121. Тоштендаль-Салычева Т. А. Шведская музыка в европейском контексте // Мозаика: Фрагменты истории шведской культуры: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. Т.А. Тоштендаль-Салычева. -М.: РГГУ, 2006. С.244−276.
  122. ХЪЪ.Хаханян Х. М. Марш // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш М.: Сов. Энциклопедия, 1976. — Т.З. — С. 463−467.
  123. A.A. Предвестники викингов. СПб.: Евразия, 2001. — 336с.
  124. Ю.Н. Выразительность тональных структур у П. И. Чайковского // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. М.: Советский композитор, 1973. — Выпуск 2. — С. 89−102.
  125. Ю.H. О системе музыкальных форм в симфониях Чайковского // Сов. музыка. 1990. — № 6. — С. 39−45.
  126. В.Н. Кассация//Музыкальная энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш М.: Сов. Энциклопедия, 1974. — Т.2. — с. 738.
  127. Е.М. Иоганнес Брамс: Монография. М.: Музыка, 1986. — 383 с.
  128. В.А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1974. — 244 с.
  129. В.А. Выразительные средства лирики Чайковского. М.: Музыка, 1971.-248 с.
  130. П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк: В 3 т. / под ред. В. А. Жданова и Н. Т. Жегина. T. 1.-М., 1934.
  131. Н.В. Об отражении времени в произведениях русских композиторов // Проблемы музыкальной науки. 2008. — № 2(3). — С. 96−101.
  132. Шведы. Сущность и метаморфозы идентичности / Отв. ред. Т.А. Тоштендаль-Салычева. -М.: РГГУ, 2008. 532 с.
  133. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Перев. с итал. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2004. — 544 с.
  134. H.H. Эпические черты в симфониях Бородина (заметки о музыкальной форме) // Форма и стиль: Сб. трудов. Часть I. Д.: Изд-во ЛОЛГК, 1990.-С. 65−82.
  135. К. Стриндберг и Ван Гог. М., 1999. — 240 с.
  136. A short history of opera / Donald Jay Grout and Hermine Weigel Williams. -NY: Columbia University Press, 2003. 1033 p.
  137. Afzelius A.A., Geijer E.G. Svenska folkvisor. Stockholm, 1818. — V.l. -218 s.
  138. Afzelius A.A., Geijer E.G. Svenska folkvisor. Stockholm, 1818. — V.3. -248 s.150. Akesson I. „Sa varliga genom lunden med henne“. Aterskapande, omska-pande och nyskapande i nutida och aldre balladsang: Electronic recourse.
  139. Режим доступа к ст.: http://malte.lnu.se/hum/forskn/ims/balladproiektet/ bal-ladantologi/akesson/Akesson.pdf
  140. Arwidsson A.I. Svenska fornsanger. En samling af kampavisor, folk-visor, lekar och dansar, samt barn- och vall-sanger. Tredje del. Stockholm, 1842. -563 s.152 .Barton H.A. Sweden and visions of Norway: politics and culture, 1814−1905.-USA, 2003.
  141. Cox E.G. The medieval popular ballad / Translated from the Danish of Streenstrup J.C.H.R. Boston, 1914. — 269 p.
  142. Dehn L. Excelsior! Concert overture, op.13 Аннотация. // „Wilhelm Sten-hammar. The two symphonies. The two piano concertos and other orchestral music“: компакт-диск. P. 16−17.
  143. Dehn L. Serenade for orchestra, op.31 Аннотация. // „Wilhelm Stenham-mar. The two symphonies. The two piano concertos and other orchestral music“: компакт-диск. P. 18−20.
  144. Dehn L. Symphony № 1 in F major Аннотация. // „Wilhelm Stenhammar. The two symphonies. The two piano concertos and other orchestral music“: компакт-диск. P. 6−8.
  145. Dehn L. Symphony № 2 in G minor, op.34 Аннотация. // „Wilhelm Stenhammar. The two symphonies. The two piano concertos and other orchestral music“: компакт-диск. P. 9−11.
  146. Dybeck R. Runa. En skrift for faderneslandets fornvanner. 3 del. Stockholm, 1842.
  147. Dybeck R. Svenska visor. Stockholm, 1848. — 20 s.
  148. Eisen C., Baldassarre A., Griffiths P. String quartet // The New Grove Dictionary of music and musicians: Electronic recourse. London, 2001.
  149. Elson L.C. Folk songs of many nations. Cincinnati, 1905. — 171 p.
  150. En varld for sig sjalv. Nya studier i medeltida ballader. Vaxjo: University Press, 2008. — 445 s.
  151. Engel С. An introduction to the study of national music. London, 1866. -436 p.
  152. Grundtvig S. Danmarks gamle folkeviser. Tredje del. Kjobenhavn, 1862. -935 s.
  153. Hamilton C.G. Outlines of music history. Oliver Ditson Company, 1924. -354 p.
  154. Hedwall L. Den svenska symfoni. — Stockholm: Almqvist&Wiksell Forlag AB, 1983. —426 s.
  155. Ho A.B. Piano Concerto № 1 in В flat minor, Op. 1 (original version) Аннотация. // „Wilhelm Stenhammar. The two symphonies. The two piano concertos and other orchestral music“: компакт-диск.
  156. Hodgson A. Scandinavian music. USA: Associated University Presses, 1984.-235 p.
  157. Jacobsson S. Wilhelm Stenhammar // Jacobsson S., Peterson H.-G. Swedish Composers of the 20th Century. Stockholm: Swedish Music Information Center, 1988-P. 178−180.
  158. Jonsson B.R. Svenck balladtradition, I. Balladkallor och balladtyper. -Stockolm, 1967.
  159. Kraus J. Sibelius’s „Internal Voices“: Structure and Process in the Quartet in D Minor (Voces Intimae), Op. 56 // Intimate voices: the twentieth-century string quartet / edited by Evan Jones. USA, 2009 — P. 27−70.
  160. Layton R. Stenhammar: Piano Concerto № 2, etc. Аннотация. // Stenhammar. Florez and Blanzeflor. Piano Concerto № 2. Serenade: компакт-диск.
  161. Levas S. Jean Sibelius. A personal portrait. Porvoo, 1986. — 158 p.
  162. Musik som handling. Verkanalys, interpretation och musikalisk gestalning. Med ett Studium av Eliassons „Quartetto d’Archi“ Goteborg, 2009. — 294 s.
  163. Nordstrom B.J. Culture and customs of Sweden. USA, 2010.- 199 p.
  164. Pergament M. Svenska tonsattare. Uppsala, 1943. — 167 s.
  165. Recording the classics: maestros, music, and technology / James Badal interviewer. USA: The Kent University Press, Kent, Ohio, 1996. — 191 p.
  166. Shaomian A. Swedish national romantic music. The influence of composers Wilhelm Peterson-Berger and Wilhelm Stenhammar on Swedish national romanticism. University of Miami, 2008. — 72 p.
  167. Sibelius studies / edited by Timothy L. Jackson and Veijo Murtomaki. -Cambridge: The United Kingdom at the University Press, 2001. 401 p.
  168. Simpson R. Carl Nielsen: symphonist. London, 1986. -260 p.
  169. Skans P. Florez and Blanzeflor, op.3, for baritone and orchestra Аннотация. // Wilhelm Stenhammar. The two symphonies. The two piano concertos and other orchestral music: компакт-диск. P. 11.
  170. Skans P. Interlude from the cantata „Sangen“ (The song), op.44 Аннотация. // Wilhelm Stenhammar. The two symphonies. The two piano concertos and other orchestral music: компакт-диск. P. 9.
  171. Skans P. Late summer night Аннотация. // Wilhelm Stenhammar. Complete solo piano music. Volume 1: компакт-диск. P. 6.
  172. Skans P. Lodolezzi sjunger (Lodolezzi sings), suite, op.39 Аннотация. // Wilhelm Stenhammar. The two symphonies. The two piano concertos and other orchestral music: компакт-диск. P. 8−9.
  173. Skans P. Midvinter (Midwinter), op.24 Аннотация. // Wilhelm Stenhammar. The two symphonies. The two piano concertos and other orchestral music: компакт-диск. P. 11.
  174. Skans P. Piano Concerto № 2 in D minor, Op 23 Аннотация. // Wilhelm Stenhammar. The two symphonies. The two piano concertos and other orchestral music: компакт-диск.
  175. Skans P. Piano concerto № 2 in D minor, op.23 Аннотация. // Wilhelm Stenhammar. The two symphonies. The two piano concertos and other orchestral music: компакт-диск. P. 15−16.
  176. Skans P. Snofrid, op.5 Аннотация. // Wilhelm Stenhammar. The two symphonies. The two piano concertos and other orchestral music: компакт-диск. -P. 17.
  177. Smith F.K. Nordic Art Music: from the middle ages to the third millennium. USA, 2002. — 197 p. V
  178. Sourek O. A. Dvorak Serenada op.22 // A. Dvorak Serenada op.22. Partitura, Prague: Artia, 1955. — P. 6.
  179. W. Аннотация. // Wilhelm Stenhammar. Symphony № 1 in F (1902−03): компакт-диск. P. 2−3.
  180. Stenhammar W. String Quartet No.6 in d minor, Op.35: Electronic recourse. Режим доступа к ст.: http://www.editionsilvertrust.com/stenhammar-string-quartet-6.htm
  181. Stenhammar W. Violin Sonata in a minor, Op. 19: Electronic recourse. — Режим доступа к ст.: http://www.editionsi 1 vertrust.com/stenhammar-vln-sonata.htm
  182. Strindberg’s letters. Vol. II. 1892−1912. Selected, edited and translated by Michael Robinson. London, 1992. — 955 p.
  183. Svensk diktning II. Selections from Swedish Poets with Brief Monographies: Electronic recourse. Режим доступа к ст.: http://www.gutenberg.org/files/15 753/15753−8.txt
  184. The Cambridge history of nineteenth-century music / Edited by Jim Samson. UK: Cambridge University Press, 2002. — 773 p.
  185. The modern age, 1890−1960. London, 1974. — 764 p.
  186. Unverricht H., Eisen С. Serenade // The New Grove Dictionary of music and musicians: Electronic recourse. London, 2001.
  187. В. Аннотация. // Stenhammar & Lizst: компакт-диск. P. 2−5.
  188. Wallner B. Wilhelm Stenhammar och hans tid: 3 del. Stockholm: Norstedts Forlag- Goteborg: Graphic Systems AB, 1991. — Del 1. — 675 s.
  189. Wallner B. Wilhelm Stenhammar och hans tid: 3 del. Stockholm: Norstedts Forlag- Goteborg: Graphic Systems AB, 1991. — Del 2. — 626 s.
  190. Wallner B. Wilhelm Stenhammar och hans tid: 3 del. Stockholm: Norstedts Forlag- Goteborg: Graphic Systems AB, 1991. — Del 3. — 590 s.
  191. Wallner B., Astrand H. Stenhammar, (Karl) Wilhelm (Eugen) II The New Grove Dictionary of music and musicians: Electronic recourse. London, 2001.1. Нильс и гордая Инга513
  192. Педер домой приехал с тин га, Вышла навстречу дочь его Инга. Здесь танцуют девицы и дамы.
  193. Здравствуй, отец мой дорогой, Какие вести везёшь домой?» Здесь танцуют девицы и дамы.
  194. Везу хорошие вести я, Тебя просватали, дочь моя". Здесь танцуют девицы и дамы.
  195. Если вправду просватана я, Хочу любимого в мужья". Здесь танцуют девицы и дамы.
  196. Кто твой любимый, не знаю я, Достался Тидеман в мужья". Здесь танцуют девицы и дамы.
  197. Я Нильсу верность сохраню, Нильсу вовек не изменю. Здесь танцуют девицы и дамы.
  198. Но, боже, где я друга возьму, Чтоб весточку отвёз ему?" Здесь танцуют девицы и дамы.
  199. Сел на коня верный слуга, Помчался птицей через луга. Здесь танцуют девицы и дамы.
  200. Нильс, ты сидишь и пьёшь вино, А Тидеман Ингу увёз давно". Здесь танцуют девицы и дамы.
  201. Нильс кулаком ударил о стол, Разлился мёд и залил пол. Здесь танцуют девицы и дамы.
  202. Помчался Нильс во весь опор, Издали слышалось пение шпор. Здесь танцуют девицы и дамы.
  203. Нильс приехал позже родни, У двери Инги горели огни. Здесь танцуют девицы и дамы.
  204. Вошёл он в покои, ловок и смел, Путился в пляс и песшо запел. Здесь танцуют девицы и дамы.
  205. Нильс веселиться не уставал, С невестой об руку танцевал. Здесь танцуют девицы и дамы.
  206. Когда заплясали гости гурьбой, Невесту он увёл за собой. Здесь танцуют девицы и дамы.
  207. Когда вовсю веселье пошло, Невесту он усадил в седло. Здесь танцуют девицы и дамы.
  208. Он к дому матери держит путь, Вышла мать на дорогу взглянуть. Здесь танцуют девицы и дамы.
  209. Мой сын, ты дорог мне и мил, Как ты невесту себе добыл?" Здесь танцуют девицы и дамы.
  210. Не щит мне помог, не меч, не копьё, Я песней весёлой добыл её". Здесь танцуют девицы и дамы.1. Заколдованный рыцарь514
  211. Родился я ночью, густела мгла, — Вдаль уводят мои дороги
  212. Под утро мать моя умерла. Беда стоит на нашем пороге.
  213. Отец не слушал наших слёз, — Вдаль уводят мои дороги —
  214. Он злую мачеху привёз. Беда стоит на нашем пороге.1. Она умела колдовать- Вдаль уводят мои дороги —
  215. И стала меня со света сживать. Беда стоит на нашем пороге.
  216. Сперва привратила в иголку, — Вдаль уводят мои дороги
  217. Чтобы я скучал втихомолку. Беда стоит на нашем пороге.1. Но, видно, мало ей было, — Вдаль уводят мои дороги
  218. В нож меня превратила. Беда стоит на нашем пороге.1. Снова обличье вернула, — Вдаль уводят мои дороги —
  219. И ножницами обернула. Беда стоит на нашем пороге.
  220. В волка она превратила меня, — Вдаль уводят мои дороги —
  221. Чтоб жил я в чащобе с этого дня. Беда стоит на нашем пороге.
  222. И, чтобы стать человеком вновь, — Вдаль уводят мои дороги —
  223. Я должен был выпить братнюю кровь. Беда стоит на нашем пороге.
  224. И я залёг, где речная волна, — Вдаль уводят мои дороги —
  225. Где мачеха проехать должна. Беда стоит на нашем пороге.1. И я залёг у бурной реки, — Вдаль уводят мои дороги —
  226. Где путь один через мостки. Беда стоит на нашем пороге.
  227. Собрал я всю силу, какая была, — Вдаль уводят мои дороги —
  228. И выбил мачеху из седла. Беда стоит на нашем пороге.
  229. Я чуял, как гнев во мне растёт, — Вдаль уводят мои дороги —
  230. Из чрева её я выгрыз плод. Беда стоит на нашем пороге.
  231. От братней крови я захмелел, — Вдаль уводят мои дороги —
  232. И вновь я рыцарь, я молод и смел. Беда стоит на нашем пороге.
  233. Две шведские народные польски: № 1 163, 250.1. Allegrettom г а’о, г V v/r >' iy ftp n- Л tf' r 1 ' n.1. Прилолсение 4.
  234. Схема фугато из Финала Третьего квартета Стенхаммараэкспозиция свободный раздел реприза
  235. TT 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 311.X т 1. jl vl T T T T vc T T f с b es es b cis Es f
  236. Схема фуги из Финала Третьего квартета Стенхаммара
  237. Г С ПС
  238. Т ПС ПС Т
  239. VI т ПС Т ПС
  240. УС Т Тгт f с с с с Г { 1. Свободная часть
  241. VI Т Т Ф Ф Ф Туvc Г Ф Ф Ф Ту Т хромат. гамма гт Эеэ ее е, а с Ь С1 с 1. Свободная часть
  242. Обозначения: Т тема- ПС — удержанное противосложение- Ф — усечённая тема до «ядра», сходная с фугато из «Фантазии», Ту- усечённая тема («ядро» и начало развёртывания).
  243. Народная баллада «Карл-Альфред и Эллинор» «Karl-Alfred och Ellinor».:о, а i. 1 П Г1 г ~~fk t 'А -—л — J' * J 1 1л «4 V* * 1 J -Ф -41. Ч/Т>.-¦ f--J ¦¦
  244. Народная баллада «Как огонь» «8ош еп еМ». :и —ья- tzi—ф lJ—"^J ¦ф- -Ф
  245. Som en eld och som ett va-der, som en tan-ke som en drom, som en bro av tun-nabrader, brytes av den minsta strom. som en brand sPanbland och stickor. som cn gni-sta ibland krut, sa ar
Заполнить форму текущей работой