Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Системный подход к управлению развитием государственного сектора экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. В условиях глобализации экономических процессов переход к устойчивому развитию экономики Российской Федерации требует нового подхода к регулированию экономических и социальных отношений, включающего процедуры выбора и реализации приоритетов хозяйственной политики, механизмы стимулирования инновационной активности, обеспечивающих экономический рост. Эта необходимость обусловливается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы системного подхода к управлению государственной собственностью
    • 1. 1. Государственный сектор экономики как экономическая система
    • 1. 2. Особенности управления государственным сектором экономики как экономической системой
    • 1. 3. Роль и функции государства в управлении развитием государственного сектора экономики
  • Глава 2. Управление развитием государственного сектора экономики
    • 2. 1. Определение приоритетных направлений в управлении развитием государственного сектора экономики
    • 2. 2. Повышение роли управления социальными институтами в государственном секторе экономики
    • 2. 3. Управление инвестиционным процессом в государственном секторе экономики

Системный подход к управлению развитием государственного сектора экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях глобализации экономических процессов переход к устойчивому развитию экономики Российской Федерации требует нового подхода к регулированию экономических и социальных отношений, включающего процедуры выбора и реализации приоритетов хозяйственной политики, механизмы стимулирования инновационной активности, обеспечивающих экономический рост. Эта необходимость обусловливается поиском путей для выхода из системного кризиса, который поразил социально-экономическое устройство Российской Федерации: в процессе реформирования экономики сокращены объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, снижен промышленно-производственный потенциал во многих отраслях экономики, функционирование которых является определяющим для народного хозяйства в целом.

В сложившихся условиях требуется организационное участие государства в регулировании экономических процессов посредством воздействия на них через осознанное распоряжение частью национального богатства, находящегося в государственном секторе экономики. Однако переход к качественно новому регулированию экономики замедляется инерцией, обусловленной сложившейся экономической средой. В связи с этим экстраполяция прошлых тенденций в экономике не должна доминировать при формировании новых схем управления государственным сектором экономики, особенность которого состоит в том, что государство должно рассматриваться в общем ряду субъектов экономической деятельности. Вопросы его участия в этой деятельности следует решать, выявляя логику экономического поведения государства в условиях рыночной экономики и концентрируя внимание на эффективности производства тех конкретных экономических благ, обеспечение которых берет на себя государственный сектор экономики.

Управление развитием государственного сектора экономики необходимо осуществлять с позиции системного подхода, позволяющего решать возникающие проблемы, используя системные методы их решения. Эффективное функционирование государственного сектора имеет особое значение для развития экономики России, так как он не только представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, качественно отличающихся друг от друга, но и призван являться гарантом соблюдения национальных интересов и национальной безопасности страны, выступая основным инициатором преобразований в экономической системе. В этой связи государственный сектор экономики следует рассматривать как сложную экономическую систему, являющуюся подсистемой национальной экономики, и как комплекс отраслей, осуществляющих производство и распределение общественных благ.

Степень разработанности проблемы. Определяя степень научной разработанности поставленной проблемы, следует отметить, что старая система управления государственным сектором экономики разрушена, а новая находится в стадии формирования. Реформирование государственного сектора в значительной степени подменялось его сокращением. Эффективная система управления предприятиями с участием государства за годы реформ так и не была создана, несмотря на широкое обсуждение этой проблемы в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Значительный вклад в теорию управления сложными экономическими системами внесли такие отечественные ученые, как В. Афанасьев, И. Блауберг, С. Глазьев, Е. Ерохина, Н. Федоренко, Е. Платонова, а также зарубежные ученые Л. Берталанфи, Ф. Бродель, В. Кинг, Л. Станфорд, Э. Тоффлер и другие.

Проблемами развития экономических систем в разное время занимались А. Аникин, Н. Кондратьев, Ю. Гусаров, В. Маевский, А. Субетто, П. Сорокин, Ю. Яковец, а также зарубежные ученые Д. Гленн, Б. Икис, У. Митчелл, А. Шлезингер, Й. Шумпетер, К. Жюгляр и другие.

Определенный вклад в разработку теории государственного управления с позиции системного подхода и структурно-функционального анализа внесли Т. Парсонс, П. Ларальсфед, В. Томпсон, М. Х. Мескон, Д. Истон, Т. Алмонд и другие ученые, которые, изучая механизм государственного управления экономики как целостной системы, концентрировали основное внимание на факторах, способствующих или препятствующих стабильности существующей системы государственного управления.

Такие ученые как Д. Лернер, Дж. Ганнелл, Л. Уайт, рассматривая государственно-административное управление как целостную систему, видели главную свою задачу в том, чтобы выявить весь комплекс отдельно взятых взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, а также взаимосвязь всей государственно-административной системы с внешней средой и с обществом в целом.

Первостепенное внимание роли государства в экономике уделяли в своих работах А. Шефле, А. Вагнер, Р. Иеринг, М. Вебер, Л. Дюги, Г. Гегель. В частности, А. Шефле предложил «правило пропорционального удовлетворения» общественных нужд за счет государства и частных нужд за счет рынка. А. Вагнер выступал за неуклонный рост экономической активности государства, полагая, что, в конечном счете, такого рода активность носит объективно закономерный характер. Экономическую активность государства он связывал как с социальными, так и с технологическими изменениями в общественном развитии.

Большой вклад в научную разработку различных аспектов теории государственного управления внесли отечественные ученые Л. Абалкин,.

A.Аганбегян, Д. Гвишиани, А, Гранберг, Т. Заславская, В. Ивантер, Д. Львов, Г. Попов, Р.Фатхудинов.

Представляют интерес работы Б. Райзберга, А. Радыгина, К. Хубиева,.

B.Шупыро и других ученых, активно исследующих вопросы управления как частной, так и государственной собственностью, а также труды Е. Балацкого, А. Рассадиной, Дж. Э. Стиглица, Л. Якобсона, Н. Абдуллаева, Э. Аткинсона, Е. Шкребеле, В. Тамбовцева, Д. Мартина и других авторов, рассматривающих функционирование государственного сектора экономики.

Однако, несмотря на многообразие публикаций, посвященных управлению государственным сектором экономики, исследования, рассматривающие особенности управления государственным сектором как сложной экономической системой практически отсутствуют. Именно актуальность данной проблемы, ее недостаточная научная разработанность и безусловная теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методологических основ управления развитием государственного сектора экономики как сложной экономической системы.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

— раскрытия системных признаков государственного сектора экономики;

— выявления особенностей управления государственным сектором экономики как экономической системой;

— обоснования возрастающей роли государства в управлении развитием государственного сектора экономики;

— определения приоритетных направлений развития государственного сектора экономики;

— обоснования необходимости повышения роли управления социальными институтами в государственном секторе экономики;

— раскрытия сущности управления инвестиционным процессом в государственном секторе экономики.

Объектом исследования в диссертации представлен государственный сектор экономики, включающий субъекты хозяйствования, осуществляющие производство общественных благ в интересах государства и членов общества.

Предметом исследования является совокупность экономических и управленческих отношений, складывающихся в процессе управления государственным сектором экономики.

Методологической основой диссертации послужили методы системного анализа, аналитико-прогностического и ситуационного подходов, метод научной абстракции и статистические методы анализа.

Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых, материалы научно-практических конференций, посвященных проблемам переходной экономикитрансформации социально-экономических системвопросам совершенствования государственного управления и отношений собственности, а также конкретные экономические исследования, посвященные вопросам реформирования государственного сектора экономики.

Информационной базой исследования послужили официальные данные, опубликованные в периодической печати и статистических сборниках, нормативно-правовые акты Российской Федерации, реферативные сборники научных изданий.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в разработке теоретико-методологических основ управления развитием государственного сектора экономики как экономической системы.

Основные результаты исследования, определяющие научную новизну диссертационной работы, заключаются в следующем:

1. Обосновано определение государственного сектора экономики как сложной экономической системы, включающей структурированное множество взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Раскрыты системные признаки государственного сектора экономики: сложность его структуры, характеризуемая многообразием форм собственностиоткрытость, характеризуемая интенсивностью обмена информацией и ресурсами с другими субъектами хозяйствованиясинергичность, обусловленная стремлением элементов государственного сектора к отлаженному рациональному взаимодействиюадаптивность, определяемая способностью государственного сектора устойчиво функционировать при изменении параметров внешней средыинновационный характер развития, означающий формирование новой инновационной инфраструктуры, отвечающей основным требованиям рыночных отношений. Государственный сектор экономики как сложная экономическая система представлен совокупностью экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу производства и распределения общественных благ.

2. Уточнена структура государственного сектора экономики, включающего бюджетные организации социальной сферы и сферы материального производствабюджетные организации информационной инфраструктурыпредприятия производственной инфраструктурыпредприятия, выполняющие смежные функции по производству социально значимых услуг и жизнеобеспечивающих видов продукции.

3. Определены особенности управления государственным сектором экономики как экономической системой:

— разграничение предприятий государственного сектора экономики по критерию субъекта управления;

— принятие управленческих решений, направленных на приоритетное развитие предприятий и учреждений, реализующих инновационное развитие экономики;

— создание условий для развития отраслей, обеспечивающих социально значимые потребности населения и его жизнеобеспечение;

— стратегическое управление отраслями, осуществляющими национальную безопасность страны;

— проведение мониторинга деятельности предприятий и организаций государственного сектора экономики с целью обновления информации о входящих в его состав хозяйствующих субъектах, оценки масштабов деятельности государственного сектора и прогноза его дальнейшего развития.

4. Обоснована роль государства и значение его функций в управлении развитием государственного сектора экономики. Государство, выступая элементом экономической системы, через соответствующие институты устанавливает правила функционирования всех сфер жизнедеятельности общества и обеспечивает условия экономической, социальной и политической стабильности.

5. Определены приоритетные направления в деятельности государственного сектора экономики:

— государственная поддержка проектов по освоению перспективных нововведений посредством создания инновационных центров;

— реализация приоритетных направлений НТП и развитие научно-технического потенциала;

— защита интеллектуальной собственности и обеспечение необходимой инфраструктуры поддержания прав на нее;

— создание условий для кооперации предприятий промышленности и сельского хозяйства в целях обеспечения эффективной переработки продукции аграрного сектора, роста строительства дорог, жилья и других социальных объектов на селе.

6. Обосновано возрастание роли управления социальными институтами в государственном секторе экономики. В качестве основного аргумента обоснования используются результаты функционирования данных институтов, способствующие восстановлению и упрочению доверия населения к государству через создание условий для повышения качества жизни населения.

7. Раскрыта сущность управления инвестиционным процессом в государственном секторе экономики, которая состоит в ориентации инвестиционных потоков на объекты, определяющие рост национальной экономики при одновременной инвестиционной поддержке объектов жизнеобеспечения населения.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что разработанные теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы управления государственным сектором экономики способствуют повышению уровня конкурентоспособности предприятий государственного сектора, уровня их адаптивности к изменениям внешней среды и росту эффективности функционирования. Результаты диссертационного исследования могут найти практическое применение в деятельности руководителей различных уровней управленческой иерархии, при разработке государственных программ, законодательных и нормативных документов, а также при изучении соответствующих учебных дисциплин в вузах.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях, и отражены в публикациях автора общим объемом 4,16 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Существующие методологические подходы, на которых базируется современное представление об управлении, ориентируют не только на политико-правовую деятельность, но и теорию, раскрывающую специфику этой деятельности, ее механизмы и инструменты. Наиболее важным представляется то, что она объединяет разнообразные подходы, которые нацелены в основном на создание такого стимула, как конкуренция, которая способствует повышению эффективности деятельности государственных предприятий.

Реально существующие экономические системы сочетают в своей деятельности различные формы собственности, а также рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования. В многосекторной и поэтому открытой системе, каждый сектор занимает свою нишу в удовлетворении общественных потребностей в соответствии с критериями экономической и социальной эффективности. Границы между государственным и частным секторами подвижны. Многочисленные смешанные формы собственности — государственно-частные и государственно-коллективныепридают смешанной экономике особую гибкость и динамизм.

При этом государственному сектору экономики отводится крайне важная роль. Как правило, он формируется из стратегических отраслей, обеспечивающих национальную безопасность и национальный приоритет государства.

Анализ различных подходов к определению государственного сектора экономики позволяет сделать вывод о том, что он интегрируется из элементов, связанных между собой не только отношениями государственной собственности, но и организационными рамками, между которыми осуществляется взаимодействие, нацеленное на достижение государственных целей. Это требует системного анализа процесса его функционирования.

Современную экономическую систему можно представить как огромное сочетание хозяйственных субъектов, целенаправленно действующих в своих интересах. Как и любая система, государственный сектор экономики состоит из определенных структурных элементов, которые взаимосвязаны и взаимозависимы и требует динамичного взаимодействия с внешней средой, которое помогает ему адаптироваться и адекватно реагировать на все происходящие в ней изменения.

Учитывая, что перечень возможных внутренних, органически присущих любой экономической системе признаков весьма разнообразен, следует отметить, что государственный сектор экономики также обладает рядом признаков, раскрытие которых позволяет рассматривать его как экономическую систему.

Государственный сектор экономики — это сложная система, которая состоит из большого числа хозяйственных элементов, вступающих в тесное взаимодействие. В то же время она имеет более или менее четко выраженную многоуровневую структуру, разные уровни которой имеют между собой множество производственных, управленческих, информационных и иных связей, образующих единое коммуникативное пространство.

Управление государственным сектором экономики — сложная и важная задача, успешное решение которой невозможно без научно обоснованной концепции управления экономикой, все более обретающей черты рыночного хозяйства.

Таким образом, необходимым является наличие такой системы управления государственным сектором экономики как экономической системой, которая, меняясь по формальным признакам, оставалась бы неизменной с точки зрения эффективности и качества решаемых задач.

При рассмотрении государственного сектора экономики как экономической системы следует принимать во внимание, что управление им имеет специфические особенности, анализ которых позволяет сформировать определенное представление о таком подходе к управлению, разработать механизмы и технологии, способствующие эффективному функционированию государственного сектора.

Влияние государства на экономику, управление государственной собственностью в целом и государственным сектором в частности, следует рассматривать как главное направление деятельности государства в процессе регулирования экономики. Государство обеспечивает целостность и сбалансированность государственного сектора экономики как системы в функциональном пространстве и во времени, а также участвует в поддержании поступательного развития страны. При этом государственный сектор экономики должен служить источником прогрессивных организационно-экономических инноваций, распространяемых на другие сектора. Каждая экономическая система имеет две движущие силы — желание выжить и, стремление развиваться. В настоящее время на смену старой парадигме, акцентирующей внимание на сохранении, приходит новый парадигмальный подход, основанный на идеи сохранения через развитие.

В настоящее время наблюдается тенденция к положительным сдвигам в экономической политике России. Это в частности, повышение роли государства в стратегических вопросах развития и усиления внимания к ряду приоритетных направлений. Системный методологический подход позволяет сконструировать целостную систему формирования национальных приоритетов и механизмов их реализации. Определение приоритетов в управлении развитием государственного сектора экономики должно исходить из закономерностей долгосрочного роста и национальных конкурентных преимуществ.

Таким образом, решающими предпосылками для преодоления последствий социально-экономического кризиса должны стать активная инновационная, промышленная и аграрная политики, а государственное регулирование, предусматривающее определение приоритетных направлений развития данных секторов является стабилизатором экономического положения. При этом государственный сектор экономики должен выполнять роль локомотива в осуществлении приоритетов экономического развития.

Не менее важное направление развития экономики государства связано с ролью государственного сектора в обеспечении производства социально значимых благ в отраслях нематериальной сферы. В этой связи одним из основных становится вопрос о повышении роли управления социальными институтами в государственном секторе экономики.

В большинстве индустриально развитых стран социальная деятельность государства опирается на стабильную законодательную базу, внушительные финансовые ресурсы и широкую сеть учреждений, использующих разнообразные механизмы реализации социальных программ. Следует подчеркнуть, что социальная политика является важным звеном народнохозяйственной структуры, которое с помощью присущих только ему механизмов и методов способна решать задачи, которые не могут решать какие-либо иные структуры.

Повышение роли социальных институтов в государственном секторе экономики объясняется не только тем, что они отвечают интересам социальных слоев общества, но и объективной экономической потребностью. С этой точки зрения одна из немаловажных задач государственного вмешательства в социальную сферу состоит в предотвращении неизбежно возникающей в циклически развивающейся рыночной экономике социальной напряженности, что должно выполнять стабилизирующую функцию.

Особенно велика роль государства в таких сферах, где необходимо определить так называемые общественные блага, к которым относят услуги национальной обороны, органов безопасности, услуги, предоставляемые учреждениями и организациями здравоохранения, народного образования, культуры. Они хотя и могут быть оказаны посредством рыночных механизмов, однако не способны в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей в них.

Таким образом, в период радикальных социально-экономических реформ, важным институциональным аспектом рыночной трансформации является создание социальных институтов в государственном секторе экономики и повышение их роли в управлении, что будет способствовать постепенному преодолению кризиса, восстановлению доверия населения к государству и созданию предпосылок для нормального цивилизованного развития.

В данном контексте является необходимой разработка государственной инвестиционной политики. Инвестирование обусловлено потребностью развития государственного сектора экономики, для которого всегда необходим инвестиционный капитал. Государственная инвестиционная политика должна учитывать состояние государственного сектора на данном этапе и на перспективу.

Таким образом, для существенного повышения инвестиционной активности предприятий государственного сектора и экономики в целом, необходимо продолжить серьезные изменения институционального, структурного характера, а также преодолеть последствия экономического кризиса, путем проведения инновационной структурной политики. Усиление инвестиционного воздействия на государственный сектор экономики России требует постоянного совершенствования организационного и регулирующего механизмов инвестиционной системы, а также их правового обеспечения.

Для стимулирования экономического роста, повышения эффективности предприятий государственного сектора экономики и их конкурентоспособности необходима целостная инвестиционная политика, обеспечивающая создание благоприятного инвестиционного климата, а также системы государственных институтов, поддерживающих инвестиционные проекты и создание стабильного налогового и инвестиционного законодательства.

Необходимо создание такой системы управления государственным сектором экономики, которая позволила бы перейти от классической рыночной экономики к смешанной, предполагающей взаимодействие нескольких равноправных секторов, рыночных и нерыночных механизмов развития, где важное место отводится государственному сектору экономики, функционирующему в тесном взаимодействии с другими секторами.

Таким образом, исследование проблем управления государственным сектором экономики как экономической системой выделяет государство как специфический субъект экономических действий. С позиции экономики государственного сектора оно не является самодовлеющей силой, а рассматривается в качестве особой системы институтов, с помощью которых обеспечивается скоординированные действия индивидов, преследующих общие цели. При этом государственный сектор экономики формирует и использует ресурсы государства и определяет влияние государства на экономическое поведение организаций и домохозяйств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г. № 3615−1 (с изменениями и дополнениями от 31.12.2001 г.) 2. ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.99 г. № 160 ФЗ (с изменениями и дополнениями от 21.03.2002 г.)
  2. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г. № 3615−1 (с изменениями и дополнениями от 31.12.2001 г.)
  3. Постановление Правительства РФ № 1 от 04.01.99 г. «О прогнозе развития госсектора экономики РФ.
  4. Указ Президента РФ «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» от 23.07.03 г. № 824.
  5. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.04 г. № 114
  6. Положение о Правительственной Комиссии по проведению административной реформы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 31.07.2003 г.№ 451.
  7. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в РФ. Утверждена постановлением Правительства РФ № 1024 от 09.09.99 г.
  8. Бюджетный кодекс РФ, ст. 178
  9. Гражданский Кодекс РФ, ч. 1,2,3. Официальный текст.- М.: ИКФ Омега-Л, 2002 г.
  10. П.Абалкин Л. Стратегия России: взгляд в завтрашний день (методологические размышления)/ Экономист, 2003 г.,№ 7, стр.4
  11. Н. Формирование государственного сектора экономики/ Проблемы теории и практики управления, 2003 г., № 5? стр. 22−21.
  12. Н. Казна единая организационная структура управления/ Журнал для акционеров, 2001 г., № 2> стр. 2< -зг
  13. А.Г. Управление и эффективность.- М.: Экономика, 1981 г.
  14. З.Агапова И. И. встория экономической мысли. Курс лекций.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1998 г, стр. цд
  15. A.B. История финансовых потрясений: Российский кризис в свете мирового опыта.- Изд. 2-е, доп. И перераб.- М.: Олимп-Бизнес, 2002 г.
  16. C.B. Методология управления собственностью: региональный аспект Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 1999 г., ¿-тр. и — эь
  17. Г. В. Системный подход к проблеме государственного управления/Муниципальный мир, 2000 г.,№ 5, стр. 53 -63
  18. А.Б. Политэкономия: вчера и сегодня/ Политэкономическая наука. Новые явления. М., 1999 г.
  19. М.С., Грязнова А. Г. и др. Основы функционирования экономических систем.: Проблемные лекции по политической экономике: учеб. Пособие для экон. спец. вузов.- М.: Высшая школа, 1991 г., стр. 21
  20. В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования.- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1981 г.
  21. Е. Особенности государственного сектора промышленности/ Экономист, 2002 г., № 6, стр.4
  22. Е. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования/ Проблемы теории и практики управления, 2000 г. № 1,стр.60,65
  23. Е. Информационный фактор в управлении государственным сектором / Проблемы теории и практики управления, 1999 г, № 4., сг/>. з&-Ч1
  24. Е. Особенности российской модели управления государственным сектором/ Проблемы теории и практики управления 2002 г.,№ 2.}crp.ti-
  25. Е., Конышев В. Воспроизводственные аспекты динамики государственного сектора/ Экономист, 2003 г., № 9., стр. 1Ъ-2о
  26. С.А. История экономических учений. Уч-к М.: Юристъ, 2000 г.
  27. Н. Формирование инвестиционного климата в экономике/ Вопросы экономики 2001 г., № 7., стр. ioH-ltb
  28. А. Государственный сектор и приватизация. Изд-во «Композит», 1996 г.
  29. В.А., Кузнецова Е. И. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике / Мировая экономика и международные отношения, 2001 г., № 12.,
  30. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. М: Эдитори-ал УССР, 1997 г.
  31. А. Внедрение системы управления по целям в российских условиях /Проблемы теории и практики управления 2004 г., № 1.- стр. ±оъ-юь
  32. А.К., Экономика.Учеб, — М.: «ПРОСПЕКТ», 1998 г., ар. ъв
  33. A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 1,2 М.: Экономика, 1989 г.
  34. Ф. Время мира:т.З Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Пер. с фр. Вступ. ст. и ред. Ю. Н. Афанасьева М.: Прогресс, 1992 г.
  35. А. Пути совершенствования отношений собственности и труда в России / Проблемы теории и практики управления, 2003 г,№ 21 стр. 6t 73
  36. В.Б. Концептуальные основы управления региональной экономикой переходного периода в условиях рыночной экономики / Стратегия ускоренного развития часть2. под ред. И. Е. Елиной, Н. И. Захарова, М.: Изд-во РАГС, 2001 г., стр. бТ-Тк
  37. А. Основания политической экономии, М.: Сов. Россия, 1990 г.
  38. В. Концессионные формы управления государственной собственностью / Проблемы теории и практики управления, 2002 г., № ^.сгрсбтИ
  39. М. Политика как призвание и процессия / Избранные произведения М., 1990 г.
  40. А., Федорова И. Государственный сектор: границы, контроль, управление / Экономист, 2003 г., № 6, стр.4
  41. А., Федорова И. Государственный сектор российской экономики: контуры бюджетного регулирования / Проблемы теории и практики управления, 2002 г.,№ 1., стр. 52−56
  42. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания /Пер. с англ.- М.: ФИНПРЕСС.- 2000 г., стр.18−19.
  43. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Уч-к, 3-е изд.- М.: Гардарика, 1998 г. стр.25
  44. Г. Н. Государственное регулирование экономики, Учеб. Пособ. -Н. Новгород, Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1998 г., стр.170
  45. H.A. Усиление социальной направленности экономики России: (Актуальные проблемы, вопросы теории и практики)/ российская академия гос.службы.- М.: Изд-во РАГС, 1998 г.
  46. Н. Методологические основы анализа эффективности государственных предприятий / Экономист, 2002 г.,№ 5^ стр. srs 51
  47. И.Е. Управление социальным развитием организации: Учеб.-М.: ИНФРА М, 2001 г.
  48. Д.М. Техника, общество, человек. (Критика буржуазных концепций философии техники).- М.: Знание, 1981 г.
  49. Н.И. Трансформация воспроизводства рабочей силы// Трансформация российской экономической системы в процессе реформирования. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Саратов, 1995 г.
  50. Г. Философия права М., 1990 г.
  51. И.Н. Менеджмент : Учеб.-З-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 г.
  52. С.Ю. Пути преодоления инвестиционного кризиса / Вопросы экономики 2002 г., № 11, стр.19
  53. С.Ю. Управление развитием фактор устойчивого экономического роста /Проблемы теории и практики управления 1999 г.,№ 4., стр. Z7−31
  54. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. Пос./ Под ред. Столярова И.И.- М.: Дело, 2001 г.
  55. А.Г. Основы регионильной экономики: Учеб.- М.: ГУВШЭ, 2000 г.
  56. С. Темпы роста и воздействие на них государства /Экономист 2002 г., пр. i 9 ~з£
  57. В. Факторы инновационной направленности инвестиций/ Экономист 2002 г. № 2, стр.11
  58. Ю.В. Управление: адаптация к экономическим циклам. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1994 г.
  59. Ю.В. Адаптация экономической системы к циклическим изменениям. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1995 г., стр.15
  60. А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики/ Проблемы теории и практики управления, 1999 г.,№ 5 j стр. в?- то
  61. М. Реструктуризация Российской экономики через передел собственности и контроля/ Вопросы экономики, 2002 г.,№ 10., стр. S5-&3
  62. М. Институциональные аспекты постсоциалистического переходного периода. Рыночная трансформация и институты рыночной экономики/ Вопросы экономики 2001 г.,№ 2, стр. 109.
  63. Т. Государственный сектор: поиск новых ценностей// Гос. служба за рубежом: Реформы государственного управления накануне третьего тысячелетия/ РАГС.-М.1999 г., стр. -Ж nt
  64. Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика/ Пер. с англ. под ред. Б. Лисо-вика С-Пб, 1997 г.
  65. Дж., Гудман Дж. Элиот Финансово-инвестиционный словарь/ Пер.4-го перераб. и доп. Англ. изд.- М.: ИНФРА- МД997 г.
  66. П. Управление, нацеленное на результаты/ Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994 г.
  67. Л. Конституционное право. Общая теория государства М., 1908 г.
  68. Н.Д., Корниенко О. В. Экономическая теория: Уч. пос. для вузов. Серия Уч-й курс.-Ростов н/д: Издательский цент Март, 2002 г., стр.21
  69. Е. Теория экономического развития: системно-синергетический подход.- М, 1985 г. 73 .Ершов М. Актуальные направления экономической политики/ Вопросы экономики, 2003 г.,№ 12., стр. 25−25
  70. Т. Социстальная трансформация российского общества: Дея-тельностно-структурная концепция.- 2-е изд. испр. и доп. М.: Дело, 2003 г. 75.3иядуллаев Н. Современная экономическая ситуация в СНГ/ Вопросы экономики, 2002 г., стр. $о~з1
  71. Ю. О показателях экономического благосостояния/ Вопросы экономики, 2003 г.,№ 2. слр. ЪЪ-юг.
  72. Р. Цель в праве. СПб, 1881 г.
  73. И.А. Собрание сочинений. Статьи. Лекции. Рецензии (1906−1954)Сост. и комент. Ю. Т. Лисицы.- М.: Русская книга, 2001 г.
  74. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Уч. пос. М.: ИНФРА — М, 2000 г.
  75. И. Инвестиционная система: воспроизводственный аспект/ Экономист, 2001 г.,№ 9} стр. 29−35
  76. В.Д. Экономическая теория: Уч-к для высш. Учеб. Зав. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит.изд.цент ВЛАДОСДООО г., стр.36
  77. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег// Мальтус.Т.Р. и др. Антология эконом. Классики, — М., 1993 г.
  78. Г. Чистое учение о праве. Сб. переводов.Пер. С. В. Лезова, отв. Ред. В. Н. Кудрявцев, ИНИОН АН СССР, 1988 г.
  79. Классики теории государственного управления: американская школа/ Под.ред. Шафритца, А.Хайда.- М.: Изд-во МГУ, 2003 г.
  80. Г. Б. Особенности формирования социально-экономических институтов в России // Вестник Ун-та ГУУ.Сер. Институциональная экономика- 2000 г.№ 1, с.68
  81. Г. Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность.- Москва «Экономика, 1997 г.
  82. Г. Б. Институциональные аспекты реформирования промышленных предприятий/ Проблемы теории и практики управления 2002 г.,№ 4.сщн
  83. Г. Б. Эффективность мезоэкономических систем переходного периода/ Проблемы теории и практики управления, 2002 г., № 6) стр. Ъ5-чо
  84. В.М. Основы современной экономики: Уч-к 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2000 г. стр. 76
  85. А., лекции, 48, стр.261
  86. Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры// Проблемы экономической динамики. М., 1989 г.
  87. Д. Путь к свободной экономике М.: Экономика, 1990 г.
  88. И., Шупыро В. И. Управление государственной собственностью. Учеб.пособ.- М.: ИНФРА -М, 1997 г. f стр. п-е>о
  89. . Прожекты века/ Прямые инвестиции, 2003 г.,№ 3, стр.14
  90. П., Муравьев А. Государственные холдинги как механизм управления предприятиями государственного сектора/ Вопросы экономики, 2001 г., стр. ЪЧ-К
  91. С. Сдвиги и проблемы в социально-экономическом развитии России/Экономист, 2001 г.,№ 7} с.тр. zt-*>5
  92. C.B. Государственное управление и местное самоуправление: современные методы управления, — Саратов: Изд-во Саратовского гос. Университета, 1993 г.
  93. В.И. Государственное регулирование рыночной экономики / Уч-к, изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во РАГС, 2002 г.
  94. В.И. Эффективность рыночных преобразований/ Гос. служба 1−2/1998г., стр. 37−43
  95. Ю. Национальные приоритеты и направления технологического прорыва/ Проблемы теории и практики управления 2004 г., № 2., стр.
  96. Д.С. Проблемы институциональной экономики и институциональных преобразований в России// Вестник ун-та ГУУ. Сер. Институциональная экономика, 2000 г., № 1., стр. ъ ю
  97. Д. Экономика развития. М.: Экзамен, 2001 г.
  98. ЮЗ.Маевский В. И. Регулируемый рынок: перспективы социально-экономического развития страны// Вопросы экономики.- М., 1990 г. № c. if-25
  99. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд.- М.: ИНФРА М, 1999 г.
  100. В., Телешова И. Об управлении в государственном и частном секторах/ Проблемы теории и практики управления,!999г.,№ 5^ стр. щ-чк
  101. Мау В. Экономико-политические итоги 2002 года/ Вопросы экономики 2003 г., № 2., cTjo. -25
  102. Me две дев Ю. Новая модель управления госимуществом/ Проблемы теории и практики управления 2004 г., № 1стр. Ц- 26
  103. ПО.Мелехин Сбережения населения инвестиционный ресурс/Журнал для акционеров 2002 г., № 7, стр.26
  104. К. Основания политической экономии: Экономика, 1992 г.
  105. М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 2000 г.
  106. Дж. Основы политической экономии: пер. с англ. Общ.ред. А. Г. Милевского.- М.: Прогресс, 1980 г.
  107. Н.Мильнер Б. З. Теория организаций.- М.: ИНФРА М, 1998 г., стр.180 115.Милюков П. Н. Об особенностях национальной промышленности/ Государственная служба1−2/1998г., стр. 15Ъ — J6Z
  108. Пб.Митчелл У. Экономические школы: проблема и ее постановка.М.- JL: Госиздат, 1930 г.
  109. В.Д. Методология систем: вербальный подход: научно-ред. Совет изд-ва «Экономика», — М.: ОАО «Издательство Экономика», 1990 г.
  110. Национальная экономика: проблемы российских реформ: Материалы международной научно -методической конференции 24−27 сент.2002 г./ под ред. В.В. Ивантера/ Рязань: Ряз. Гос.пед. ун-т им. С. А. Есенина, 2002 г.
  111. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997 г.
  112. С.С. Экономическая теория: Учеб для вузов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 г.
  113. В.П. Государственное регулирование национальной экономики Уч. Пособие- М.: МГУ., 2000 г., стр. 44
  114. Т. Система современных обществ: Учеб/ Пер. с англ. Л. А. Седа, А. Д. Ковалева. М.- Аспект-Пресс, 1998 г.
  115. Е. Экономические системы и их трансформация, Стратегия ускоренного развития часть 1. под ред. И. Е. Елиной, Н. И. Захарова, М.: Изд-воРАГС, 2001 г., с7f>. 5 В
  116. A.C. Управление привлечением инвестиций в регион Стратегия ускоренного развития часть 1. под ред. И. Е. Елиной, Н. И. Захарова, М.: Изд-BoPATC^OOlr., стр. 162
  117. Г. Х. Эффективное управление. М.: Экономика, 1976 г.
  118. А. Российская рыночная модель: путь реализации/ Вопросы экономики, 2002 г.,№ 10, стр.42
  119. И. Системный подход, системное мышление и вопросы управления/ Общество Экономика, 2003 г.,№ 6} слр. i5• 97
  120. Е.М. О государственной промышленной политике России. Проблемы формирования и реализации., М., 2003 г., стр.21
  121. А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе/ Вопросы экономики, 2001 г., № 5., стр. Ь5
  122. .А. Курс управления экономикой: Учеб.-СПб -: Питер, 2003 г., стр.604
  123. .А. Современный экономический словарь.-2-e изд. М.: ИНФРА — М, 1999 г.
  124. И.В. Формирование муниципальной собственности в рыночной экономике: Автореферат (спец. 08.00.01 политическая экономия) — Саратов, 1998 г.
  125. А. Государственный сектор в развитых странах (Опыт Франции и Великобритании)/ Экономист, 2002 г., № 6, стр.20
  126. Н. Аграрные реформы в России 1910 1920-х годов/ Вопросы экономики, 2001 г.,№ 4? стр. <Ъо — W
  127. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики: Науч.мет. пос./ Под ред. В. В. Герасимовой, А. В. Яковлева.- Саратов: Изд-во Сарат. гос. пед. Института, 1997 г.
  128. А.Н. Перспективы государственного строительства в России// Реформирование государственной службы: материалы межрегиональной научно-практической конференции (26.11.2001 г.), ПАГС } слр.
  129. А.Н. Эффективность управления персоналом предприятия: Субъективный фактор в условиях неравновесности.- Саратов: ПАГС, 2001 г.
  130. И. О приоритетах промышленной политики/ Экономист, 2003 г.,№ 125 ct? b. Gl-M
  131. Т.Ф. Место и роль государства в регулировании экономических процессов.// Государственная власть и местное самоуправление, 2002 г., № 4 с.16
  132. А. Экономические основы управления государственной собственностью / Проблемы теории и практики управления, 2000 г.,№ 6, стр.29
  133. Г. А., Смитбург Д. У., Томпмон В. А. Менеджмент в организациях / Сокр. Пер. с англ. М.: Экономика, 1995 г.
  134. А. Воспроизводство на предприятиях государственного сектора/ Экономист, 2001 г. стр. ъ-Н
  135. Е. Общественное мнение о Российской аграрной реформе/ Вопросы экономики, 2003 г.,№ 11) стр. 21−34
  136. Л.В. Некоторые направления аграрной политики государств-участников СНГ/ Проблемы прогнозирования, 2002, № 4^ стр. го-ъч
  137. Э.А. Основы теории организации : Учеб.пособ. для вузов.- М.: ЮНИТИ, 2000 г^ стр. ±-к
  138. А. Исследование о природе и причине богатства народов// Петти В и др. Антология экономической классики.- М., 1993 г.
  139. А. и современная политическая экономия/Под ред. И. А. Цаголова.-М.: Изд-во МГУ, 1979 г.
  140. И. Социальная политика как фактор устойчивого развития./ Проблемы теории и практики управления, 2003 г.,№ 3, стр.68
  141. .М. Антикризисная экономика России: начала тысячелетия, С. Петербург, Изд-во «Лики России», 1998 г.
  142. П. Социокультурная динамика// Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992 г.
  143. Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М., 1969 г.
  144. Социальная политика: Уч-к / Под ред. Н. А. Волгина.- М.: Издательство «Экзамен», 2002 г.
  145. Социально-экономические концепции стран мира на рубеже тысячелетий (власть, экономика, социальная сфера). Международная энциклопедия/ Подред. М. А. Севрука. M: Международный университет «Содружество» -2000г.j стр. lb
  146. Дж. Ю. Экономика государственного сектора/ Пер. с англ. Е.Э.Куманигной- Науч.ред.пер. Г. М. Куманин.- М.: Изд-во МГУ: ИНФРА -М, 1997 г.
  147. А. Системогенетика и учение о цикличности развития, кн.1/ H.H. Александрова и А. И. Суббето, Тольяти, 1994 г.
  148. В. Роль государства в экономике: американский опыт/ Проблемы теории и практики управления 2002 г., № 4.} стр. -14 -17
  149. Тамбовцев B. J1. Целевые комплексные программы, — М.: Знание, 1982 г.
  150. Теория и практика управления общественными институтами и процессами в России: Сборник научных трудов.- Саратов: ПАГС, 2003 г.
  151. Э. Метоморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге хх века: пер. с англ/ науч.ред., авт. Предисл. П. С. Гуревич.- М.: ACT, 2001 г.
  152. Н. Понятие государства/ Государственная служба, 1999 г., № 2(4), стр. иг
  153. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. Учеб.пособие.- М.: ИНФРА -М, 2000 г.- стр. чч-чг
  154. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: Экономика, маркетинг, менеджмент, — И.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002 г., стр.327
  155. С.Н., Петраков В. Т., Лазов Д. Штурм рыночных редутов пока не удался// Известия.- 1992 г.
  156. П. Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранных инвесторов/Вопросы экономики 2001 г.,№ 2- стр. li-toi
  157. Э. Экономические циклы и национальный доход. Пер. с англ.
  158. Л. Денежная теория: Пер. с англ./ Общ. Ред. И вступ. Ст. В. М. Усоскина.- М.: Прогресс, 1990 г.
  159. П. Экономический образ мышления. M: Catallaxy, 1991 г.
  160. К. Государственная собственность и условия ее эффективности (методологический аспект)/Экономист, 2003 г., № 1. стр.
  161. А. Важнейший приоритет промышленной политики/ Экономист, 2001 г., № 2. t tfp.
  162. О. Каким может быть ответ России на современный экономический вызов?/ Экономист2003 г., № 4, стр.3
  163. . Типы и уровни правил в организациях, институтах и системах/ Вопросы экономики 2003 г.,№ 6, ар. 4−2Z
  164. Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Уч.М., Экономика, 2000 г.
  165. Ф.И. Основы теории государственного управления: Учеб. для вузов.-М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2003 г., стр.29
  166. A.B. Некоторые аспекты современной социальной политики/ Гос. служба 1−2/1998г.- сгр. 23−33
  167. А. Новая институциональная экономическая теория. М., Экономический факультет МГУ/ТЕИС, 2002 г., стр.89
  168. А. Капитализм и социализм. СПб, Пип М. Хана, 1871 г.
  169. А. М. Циклы американской истории / Пер. с англ. М., 1992 г.
  170. К. Природа экономического кризиса в России и сценарий выхода из него / Проблемы теории и практики управления, 1999 г., № 5.}cM-Zh
  171. В.Б. Инвестиционные программы в бюджете 2003 г./ Финансы № 3, 2003 г., стр.
  172. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1992
  173. Экономика: Уч-к 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. А. С. Булатова.- М.: Юристь, 2002 г.
  174. Экономика предприятия: Уч-к для вузов /Под ред. В. Я. Горфинкеля,
  175. B.А.Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003 г.
  176. Экономическая теория: Уч-к / Под ред. В. И. Видяпина М.: ИНФРА -М, 2003 г., стр.611
  177. Экономическая энциклопедия /Научн.-ред.совет изд-ва «Экономика" — Ин-т Экон. РАН- Гл.ред. Л. И. Абалкин.- М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999 г.} стр. 977
  178. Л. Благосостояние для всех: Репринт, воспроизведение: Пер. с нем. -М.:Начала -Пресс, 1993 г.
  179. Эффективность государственного управления.Пер.с англ./ Общ.ред.
  180. C.А.Батчиков и С. Ю. Глазьев М.: Фонд «За экономическую грамотность», Российский экономический журнал, Изд-во АО «Консалтбанкир», 1998 г.
  181. Эффективность хозяйствования в условиях экономической трансформации России / общ. ред А. Ф. Фоломьев.- М.: Изд-во РАГС, 2001 г.
  182. Ю.В. Кризис: непредсказуемое зло или предвидимая реаль-ность (Стратегия государства на разных фазах циклов), Гос. служба 1−2,1998 г.
  183. A.B. Региональная агросистема на современном этапе: вхождение в рынок. Ч.1-Ч.2.- Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1997 г.
  184. Е. Бремя государства и экономическая политика/ Вопросы экономики, 2002 г.,№ 11., LTfi. iS'ZS
  185. . Н.С. Методы государственного регулирования конкурентоспособности промышленных предприятий/ Под ред. В. М. Ларина.- Саратов: Изд. СГСЭА, 1996 г.
  186. . Н.С. Методы государственного регулирования конкурентоспособности промышленных предприятий/ Под ред. В. М. Ларина.- Саратов: Изд. СГСЭА, 1996 г.
  187. Almond G. The Civie Culture (Boston: Little, Brown, 1965)
  188. Bertalanffy L. General System Theory. General Systems. Yearbook of the Society for the Advancement of General System Theory, 1956
  189. Gunnell J. Philosophy and Political Theory. N.Y., 1987
  190. Easton D. The Political system: An inguiry into the state of political system. N.Y. 652 203.1ckes Barry W. Cyclical Fluctuations on centrally planned Economies: A critigue of Literature// Soviet Studies. 1986
  191. King A/ Ideas, institutions and the politics of governments: F comparative analysis// British journal of political science, 1973
  192. Lerner A.W. The politics of decision making. Strategy, cooperation and conflict. Beverly Hillsets, 1976
  193. Knight J. Social Norms and Economic Institutions.- «American Political Science Review», 1992, № 86, p. 1 o63 WSk
  194. Roberts J. Bargaining costs, influence costs, and activity/ perspectives on positive political economy. N.Y., 1990.
  195. White L. Introduction to the Study of Public Administration, rev. Ed. N.Y. Macmillan, 1939
  196. Chase. The Tyranny of Words. N.Y., 1938 — P. 280
Заполнить форму текущей работой