Модернизация малодеятельных железнодорожных линий России и повышение эффективности их использования в пассажирском сообщении
Учитывая усиление конкуренции железнодорожных пассажирских перевозок с автомобильными, необходимо ввести достаточно жесткие условия допуска различных перевозчиков к работе в зоне тяготения МДЖЛ. К работе на маршрутах регулярных железнодорожных пассажирских перевозок должны допускаться только юридические лица, предприятия общественного автомобильного транспорта и индивидуальные предприниматели… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Анализ современного состояния малодеятельных линий на железных дорогах России
- 1. 1. Общая характеристика малодеятельных линий н показатели их использования
- 1. 2. Инфраструктура малодеятельных железнодорожных линий России
- 1. 3. Подвижной состав
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
- Глава II. Разработка концептуальных основ решения проблемы малодеятельных железнодорожных линий в современных условиях
- 2. 1. Краткий обзор исследований по вопросам повышения эффективности использования малодеятельных железнодорожных линий
- 2. 2. Анализ факторов, определяющих решение проблемы в современных условиях и в перспективе
- 2. 3. Выбор приоритетных стратегий с учетом зарубежного опыта
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
- Глава III. Маркетинговые исследования малодеятельных линий как основа принятия решения по модернизации и повышению эффективности их использования в пассажирском сообщении
- 3. 1. Обследование пассажиропотоков
- 3. 2. Возможные варианты освоения перевозок
- 3. 3. Разработка методики экономической оценки вариантов освоения пассажирских перевозок
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III
- Глава IV. Рекомендации по решению первоочередных практических задач
- 4. 1. Улучшение координации, организации и управления пассажирскими перевозками на региональном уровне
- 4. 2. Комплексное использование существующей производственной базы
- 4. 3. Модернизация подвижного состава
- 4. 4. Нормативно-правовое регулирование пассажирских перевозок на малодеятельных линиях
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IV
Модернизация малодеятельных железнодорожных линий России и повышение эффективности их использования в пассажирском сообщении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из важнейших направлений государственной транспортной политики России является модернизация и развитие инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта. В условиях экономических реформ, сопровождавшихся резким спадом объемов производства и старением материально-технической базы транспорта, обострилась проблема использования малодеятельных железнодорожных линий (МДЖЛ).
Речь идет о железнодорожных участках, имеющих малые размеры пассажирского и грузового движения, как правило, однопутных. Эти линии в основном имеют региональное значение, но некоторые служат также для пропуска транзитных поездов, выполняя функции межмагистральных соединений.
Эксплуатация МДЖЛ, обслуживающих население, предприятия, расположенные в районе тяготения этих линий, приносит ОАО «РЖД» достаточно ощутимые убытки и сопровождается немалыми трудностями организационно-управленческого характера (техническое обслуживание и ремонт, кадровое обеспечение, безопасность движения и др.). По данным отдела развития инфраструктуры Департамента экономического прогнозирования и стратегического развития ОАО «РЖД» на сети железных дорог страны эксплуатируется около 8 тыс. км МДЖЛ, что составляет в эксплуатационной длине сети (85,5 тыс. км) более 9%.
Численность персонала, обслуживающего МДЖЛ, не менее 10 тыс. чел. Годовые эксплуатационные расходы по этим линиям оцениваются в 3 млрд руб., и только треть этой суммы покрывается тарифными поступлениями от перевозок, главным образом, грузовых.
Финансовая поддержка из региональных бюджетов остается нестабильной и не превышает 7% общей суммы убытков, хотя сохранение МДЖЛ в инфраструктуре ОАО «РЖД» оправдывается их социальной миссией (связь села с районными и областными центрами, обеспечение местного населения рабочими местами и т. д.), а также их значением в решении других общегосударственных задач, включая обеспечение большей маневренности и «живучести» путей сообщения в чрезвычайных ситуациях.
Проблема МДЖЛ давно привлекает внимание исследователей в нашей стране и в других странах мира. Научные разработки по этой проблеме не прекращаются. В числе последних нужно назвать труды А. А. Васильева, Л. В. Теребнева, В. А. Макеева, Г. Гильмутдиновой, Е. П. Елистратова, Т. В. Якеля и ряда других ученых и специалистов транспорта. Большой вклад в разработку проблемы вносят работники Московской, Октябрьской и других дорог сети. Серьезные исследования в первой половине 1990;х гг. были выполнены ВНИИЖТом (М.М.Толкачева, А. А. Вольперт и др.), ГипротрансТЭИ МПС РФ и МГУПСом.
Многие вопросы, однако, решаются преимущественно с точки зрения ведомственных интересов ОАО «РЖД», в то время как у проблемы МДЖЛ имеются и другие грани. Недостаточно исследовано значение малодеятельных линийв экономике регионов, транспортном обслуживании села, в организации взаимодействия с другими видами транспорта, особенно автомобильным. Не сформулированы должным образом концептуальные основы модернизации малодеятельных линий.
Целью данной диссертации является разработка концептуальных основ модернизации малодеятельных железнодорожных линий с учетом интересов не только транспортной корпорации ОАО «РЖД» (коммерческий аспект), но и общества (социальный аспект), имея в виду преимущественное использование их производственных мощностей для пассажирских перевозок.
Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
— оценка современного состояния МДЖЛ и показателей их использования (размещение на сети, инфраструктура, подвижной состав);
— анализ факторов, влияющих на решение проблемы в условиях реструктуризации железнодорожного транспорта (ситуационный анализ);
— выбор приоритетных стратегий в использовании МДЖЛ с учетом зарубежного опыта;
— разработка научно-методической базы проведения маркетингового обследования МДЖЛ;
— разработка рекомендаций по решению первоочередных практических задач.
Объектом исследования являются функционирующие МДЖЛ, находящиеся в ведении ОАО «РЖД», а предметом — экономические и социальные аспекты повышения эффективности их использования для пассажирских перевозок.
Научная новизна исследования состоит в комплексном подходе к решению проблемы МДЖЛ, а именно в попытке гармонизации коммерческих интересов ОАО «РЖД» с социальной ответственностью регионов в обеспечении местного населения экономичным, надежным и безопасным пассажирским транспортом. Сформулированы концептуальные положения, определяющие принятие решений при выборе приоритетных стратегий (модернизация, передача в собственность других ведомств — юридических лиц, консервация, закрытие). Предложена научно-методическая база проведения маркетинговых обследований МДЖЛ. Разработаны рекомендации по улучшению использования производственных мощностей этих линий.
Использованный в диссертации метод исследования можно охарактеризовать как совокупность приемов, включающую конкретный экономический анализ, математический инструментарий и экспериментальные расчеты.
Практическая значимость и достоверность полученных результатов определяется в первую очередь возможностью их использования при решении неотложной народнохозяйственной задачи, затрагивающей интересы общества, государства (его региональных структур) и бизнеса: сохранение МДЖЛ, их модернизация и эффективное использование как части национального богатства страны, испытывающей трудности и несущей большие потери от бездорожья.
Основные положения и выводы диссертации разработаны на базе обширного фактического материала — официальных данных сборников Росстата, материалов Минтранса РФ, ОАО «РЖД», трудов отечественных ученых и специалистов-практиков, проектных организаций, научно-исследовательских институтов и вузов.
Апробация работы. Результаты исследования рассматривались на научно-практических конференциях в Государственном университете управления (ГУУ) в 2006;2008 гг., предложены вниманию Байкальского экономического форума (2008 г.), используются в учебном процессе кафедрами Института управления на транспорте.
Публикации. Основные положения диссертации изложены в 5 публикациях автора данной работы. Общий объем публикаций 2,5 печатных листа.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IV.
Из проведенного выше анализа вытекает:
1. Координация работы железнодорожного и автобусного транспорта в зоне тяготения МДЖЛ является объективной необходимостью. Именно в координации, помимо улучшения обслуживания населения, скрываются большие резервы снижения транспортных затрат, улучшения условий проживания граждан России на территориях регионов и муниципалитетов, особенно в отдаленных районах страны.
В 20−30-х гг. прошлого столетия в нашей стране был осуществлен ряд организационных мероприятий в области координации работы различных видов транспорта. С образованием в 30-х гг. отдельных транспортных ведомств координация работы различных видов транспорта в пассажирских сообщениях осложнилась и по существу прекратилась.
В 60-х гг. снова начали проводиться отдельные мероприятия по координации работы различных видов пассажирского транспорта (организация прямых смешанных сообщений, создание объединенных вокзалов и др.). Однако, несмотря на большие возможности, в решении этой задачи сделано еще очень мало. Даже простейшая форма координации — согласование расписаний движения поездов, самолетов, судов, автобусов в узловых пунктах транспортной сети, как правило, не производится.
2. Не решается задача комплексного использования в регионах и на муниципальном уровне существующей производственной базы смежных видов транспорта. В стране имеются незагруженные железнодорожные вокзалы. Строительство же автовокзалов и автостанций отстает от быстрого роста автобусных перевозок. Поэтому кооперированное использование существующих железнодорожных вокзалов на МДЖЛ приобретает особую актуальность.
3. Как показали анализ и расчеты, строительство новых объединенных вокзалов в областных и районных центрах, как правило, всегда оправдывается. Однако, и эта задача практически не решается, хотя такой вид координации выгоден и пассажирам, и перевозчикам. Строительство объединенных железнодорожно-автомобильных вокзалов на 20−30% сокращает капиталовложения и годовые эксплуатационные расходысоздаются благоприятные условия для организации интермодальных пассажирских перевозок.
4. «Временные» нормы на проектирование вокзалов на сети железных дорог не могут быть полностью использованы для объединенных вокзалов, к тому же эти нормы устарели. Разработка норм на проектирование объединенных вокзалов с учетом современных требований ждет своего решения.
5. Эффективным направлением в модернизации МДЖЛ и повышении качества обслуживания пассажиров в последние годы стал переход на новый подвижной состав — рельсовые автобусы. Их применение позволяет в 3−4 раза сократить расход топлива, в 2,5−3 раза снизить эксплуатационные расходы, а, следовательно, повысить конкурентоспособность МДЖЛ на рынке транспортных услуг населению.
6. В сфере нормативно-правового регулирования перевозок на МДЖЛ имеются большие пробелы. Нет четкого правового норматива для отнесения линии к категории малодеятельныхне установлены льготные условия по налогообложению перевозок на малодеятельных линиях, их финансированию (покрытию убытков из бюджетов различных уровней). Нет регламента по передаче МДЖЛ в муниципальную собственность, сдаче в аренду другим предприятиям, организациям и частным лицам.
7. Учитывая усиление конкуренции железнодорожных пассажирских перевозок с автомобильными, необходимо ввести достаточно жесткие условия допуска различных перевозчиков к работе в зоне тяготения МДЖЛ. К работе на маршрутах регулярных железнодорожных пассажирских перевозок должны допускаться только юридические лица, предприятия общественного автомобильного транспорта и индивидуальные предприниматели, удовлетворяющие требованиям по организации выполнения пассажирских перевозок, определенным действующим законодательством Российской Федерации.
Заключение
.
Разработанные в диссертации методические положения и рекомендации, результаты анализа условий эксплуатации малодеятельных линий, предложения автора по выбору стратегии решения проблемы МДЖЛ в целом по координации работы автобусного и железнодорожного транспорта могут быть использованы при расчетах потребности МДЖЛ на перспективу в автомотрисах и других типах современного подвижного состава, при выборе направлений улучшения транспортного обслуживания населения.
Значение МДЖЛ выходит далеко за рамки чисто коммерческих интересов ОАО «РЖД», и решаться все вопросы их модернизации должны в тесной взаимосвязи с социально-экономическим развитием различных регионов страны. При выборе эффективных решений нужно исходить из того, что сами МДЖЛ представляют собой часть национального богатства России, которой не следует пренебрегать. Эти линии и участки нельзя рассматривать как объекты транспортного бизнеса. Главная задача состоит в том, чтобы полнее использовать их перевозочный потенциал и другие возможности в решение общегосударственных задач экономического, социального и оборонного значения.
При модернизации МДЖЛ следует предусматривать их кооперированное использование, интеграцию производственных мощностей. Это позволит приступить к формированию централизованной системы транспортного обслуживания населения на данной территории различными видами транспорта.
В деятельности пассажирских предприятий различных видов транспорта сейчас больше, чем в условиях плановой экономики дублируется работа дежурных, диспетчеров и кассиров. Практически нет организации, которая определяла бы необходимость реконструкции и строительства объединенных вокзалов, как нет и утвержденного положения (правил) по совместному использованию существующих вокзалов несколькими видами транспорта.
Между тем, в соответствии с рыночной ориентацией экономики создание объединенных пассажирских транспортных хозяйств (компаний) представляется наиболее эффективной стратегией. И уже в рамках таких хозяйств надо приступать к унификации многих показателей и операций:
— разработать на базе единой классификации пассажирских перевозок единые формы бухгалтерского учета и отчетности;
— ввести статистическую отчетность на прямые смешанные (интермодальные) пассажирские перевозки;
— разработать единые (или согласованные) уставы (кодексы) и правила пассажирских перевозок.
Эти и другие нормативно-правовые документы помогут сделать рынки транспортных услуг более организованными. В перспективе ближайших лет решение данной задачи, по мнению автора, реально на уровне регионов и муниципальных образований. Условием ее успешного решения является активное участие в работе ученых, инженерно-технических работников и экономистов различных видов транспорта. Тем самым будет сделан важныйшаг по реализации государственной задачи — формированию единой транспортной системы страны (ETC).
Список литературы
- Абрамов А.П., Елисеева Т. В., Изосимов A.B., Борисова В. В. Пути снижения себестоимости пассажирских перевозок // Труды ЦНИИ МПС, выпуск 180, — М.: Транспорт, 1966
- Абрамов А.П., Мазо A.A. Определение экономических показателей эксплуатации малодеятельных железнодорожных линий // Вестник ВНИИЖТ, 1996, № 3
- Авен О.И., Ловецкий С. Е., Моисеенко Г. Е. Оптимизация транспортных потоков. — М.: Наука, 1985 165 с.
- Андреев Ю.Н. Модель прямого учета транспортных затрат при распределении субсидий на поддержку Северного завоза // БТИ, 2003, № 1 (91), сс. 2−10
- Аникина С. Следующей станции не будет // Гудок от 15.03.2006
- Архангельский Е.В., Лукьянов Ю. Е. Железнодорожные станции (устройство и организация работы): Учебник для техн. шк. ж.-д. трансп. М.: Интекст, 1996. — 351 с.
- Афанасьев Л.Л. Автомобильные перевозки. М.: Транспорт, 1965
- Беленький М.Н. Вопросы экономики пассажирских перевозок // Труды ТашИИТа, вып. 20, Ташкент, 1961
- Беленький М.Н. К вопросу об экономичности дизель-поездов // Вестник ЦНИИ МПС, № 5, 1958
- Беленький М.Н. О координации работы различных видов транспорта для лучшего обслуживания пассажиров // труды ТашИИТа, вып. 28, Ташкент, 1968
- Беленький М.Н. Себестоимость перевозок пассажиров местного и пригородного сообщения автомобильным и железнодорожным транспортом. // Вопросы экономики транспорта, вып. 16. Ташкент.: 1960
- Белов И.В., Персианов В. А. Экономическая теория транспорта в СССР: исторический опыт, современные проблемы и решения, взгляд в будущее. М.: Транспорт, 1993. — 415 с.
- Белоглазов А.Ю. Проблема убыточности малодеятельных железнодорожных линий и участков в рыночных условиях // Ж.-д. транспорт. Серия Маркетинг и коммерческая деятельность — 2004, вып.1.
- Бещева Н.И. Пригородное движение на электрифицированных линиях // Труды ЦНИИ МПС, вып. 223., М., Трансжелдориздат, 1961
- Блатнов М.Д. Пассажирские автомобильные перевозки. -М.-Транспорт, 1965
- Брайловский Н.О., Грановский Б. И. Моделирование транспортных систем. М.: Транспорт, 1978 — 126 с.
- Бройтман Э.З., Боровикова М. С., Осьмин А. Т. Эксплуатационная работа станций и отделений: Учеб. пособие для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. М.: Желдориздат, 2002. — 242 с.
- Бронштейн JI.A. Автотранспортный справочник, изд. 4-е. М.: Автотрансиздат, 1960
- В Карелии сохранят малодеятельные железнодорожные ветки // РЖД Партнер от 27.11.2003 (rosbalt.ru)
- Василевский Л.И. методика планирования пассажирских перевозок. // Материалы ЦНИИ МПС, 1950
- Васильев O.K. Аппаратура ОТС для мало деятельных направлений // АСИ. 2003, № 1
- Великанов Д.П. Эксплуатационные качества автомобилей. М.: Автотрансиздат, 1962
- Верховная И. Малодеятельные линии: кто покроет убытки от их эксплуатации? // РЖД — партнер от 11.07.2002
- Волков Б.А., Шульга В. Я., Кокин М. В. и др. Экономика железнодорожного строительства и путевого хозяйства: Учебник для вузов /
- Под общей редакцией Б. А. Волкова, В. Я. Шульги. М.: Маршрут, 2003 -632с.
- Вопросы совершенствования комплексной эксплуатации транспорта / под. ред. Комарова A.B. — М.: Транспорт, 1966
- Геронимус Б. Л., Червяков А. П. Проблемы повышения эффективности транспорта крупного экономического района. М.: Наука, 1982- 149 с.
- Гильмутдинова Г. Малодеятельные линии — общая проблема железных дорог и регионов // РЖД Партнер № 7−8 (11−12), 1999
- Громов H.H., Давидович В. Г. Планировка городов и районов. Инженерно-экономические основы. -М.: Стройиздат, 1964
- Громов H.H., Персианов В. А., Усков Н. С. Менеджмент на транспорте. М.: Академия, 2003 — 528 с.
- Евдокимов И. Олимпийские смотрины // Гудок от 16.02.2007
- Екель Т.В., Елистратов Е. П. Эффективность эксплуатации тупиковых линий при рыночных отношениях. Совершенствование эксплуатационной работы в условиях реорганизации железнодорожного транспорта. Сб. науч.тр. СИб. Гос. Ун-та ПС Новосибирск: СГУПС, 2004
- Елисеева Т.В., Писаревский Г. Е., Матюшин М. В. Эффективность закрытия малодеятельных станций для грузовых операций // Вестник ВНИИЖТ, 1999, № 3
- Загардан М.И., Кравец Ф. П. Пассажирские перевозки, чЛ. М.: Транспечать, 1931
- Заковряшин А. Воздух не возим // Гудок от 11.08.2005.
- Закон № 1550−1 от 06.07.1991 «О местном самоуправлении в Российской Федерации»
- Запорожец В. Автобусу добавили вагонов // Гудок от 19.04.2007
- Запорожец В. Поезда пойдут навстречу району // Гудок 06.03.2007
- Игнатьев Ю.В., Костин A.M. Проблемы развития транспортных систем в городах. Проблемы комплексного проектирования городской среды -Пенза, 1987
- Изралимский-Марут Е. С. Организация движения на зарубежных железных дорогах. — М.: Транспорт, 1964
- Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути, № ЦП-774, 2000
- Каниовский П.В. Организация и планирование автомобильных перевозок. -М.: Автотрансиздат, 1957
- Коваленок Т.П. Экономическая эффективность систем управления движения поездов на малодеятельных участках // Современные проблемы экономики и менеджмента на железнодорожном транспорте: Сб. науч. трудов / ПГУПС СПб, 2003 с.8−11
- Колу паев В. «Электрички большой дальности» // Гудок от 02.03.2006
- Комплекс безубыточности // Гудок от 05.10.200 645. Конституция РФ
- Концепция управления федеральной собственностью на железнодорожном транспорте Российской федерации в условиях рыночной экономики. МПС РФ, ВНИИЖТ. М., 1993.- 144 с.
- Координация работы различных видов транспорта. / Под. общ. ред. Каретникова А. Д., Комарова A.B. М.: Транспорт, 1964 — 384 с.
- Кочнев Ф.П. Организация перевозок пригородных пассажиров автомотрисами. М.: Трансжелдориздат, 1962
- Кочнев Ф.П. Пассажирские перевозки на железных дорогах. М.: Транспорт, 1966
- Кочнев Ф.П. Современные проблемы организации пассажирских перевозок, а железнодорожном транспорте. — М.: ВНИИТИ, 1959
- Кудрявцев A.C. Экономика социалистического транспорта. М.: Автотрансиздат, 1957
- Кузнецова А.И. Инфраструктура. Вопросы теории, методологии и пркладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. М., 2006 — 456 с.
- Лебедев С.Н. Влияние степени технического развития железнодорожных участков (малодеятельных однопутных линий) на безопасность движения // Безопасность движения поездов: Тр. 4-й науч.-практ. конф., 2003 г. МИИТ. М., 2003
- Лелеко В., Порецкий Н. Администрация компенсирует развитие // Гудок 19.02.2007
- Летов Г. Электричку готовят к саммитам // Гудок 14.02.2007
- Льготы убытками выходят // Гудок от 21.12.2006
- Мазанова М.Б. Сферы рационального применения железнодорожного и автомобильного транспорта в междугородных пассажирских перевозках (в прямом сообщении). Автореферат диссертации.-М.: ЦНИИ МПС, 1955
- Макеев В.А. Проблемы эксплуатации малодеятельных линий // Ж.-д. транспорт, 2000, № 11', СС. 68−72.
- Маркова А.Н. Транспорт СССР и основные этапы его развития. -М.: Наука, 1977−232 с.
- Мирошникова Е., Шугаев А. Убыткам нужна методика // Гудок от 25.12.2006
- Михальцев Е.В. Себестоимость железнодорожных перевозок. — М.: Трансжелдориздат, 1956
- Михальцев Е.В. Эволюция пассажирских перевозок на железных дорогах в довоенное время. М.: Транспечать, 1926
- Морохин Н. Пассажирам сэкономили время // Гудок 19.04.2007
- Немченко Т.М., Свинцов Е. С. Перспективы развития малодеятельных железных дорог // Ж.-д. транспорт: проблемы и решения, 2004, вып. 7
- О’Салливан А. экономика города. — М.: Инфра-М, 2002 — 706 с.
- Образцов В.Н., Никитин В. Д., Шаульский Ф. И., Бузанов С. П. Станции и узлы. -М.: Трансжелдориздат, 1965
- Общий курс железных дорог: учеб. пособие / Ю. И. Ефименко, М. М. Уздин, В. И. Ковалев и др.- под ред. Ю. И. Ефименко. — 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. 256 стр.
- Овчарова Т. Мало деятельные линии требуют внимания // Гудок 07.03.2007
- Оптимизация планирования и управления транспортными системами / Под. ред. В. Н. Лившица. -М.: Транспорт, 1987 208 с.
- Орлов В.Н., Чудов A.C. Калькуляция и анализ себестоимости железнодорожных перевозок. -М.: Трансжелдориздат, 1960
- Павловский И.Г. Проблемы и перспективы развития транспорта. -М.: Транспорт, 1980
- Панина Т. Жесткий плацкарт // Российская газета № 3791 от 09.06.2005
- Параметры инфраструктуры на линиях различных категорий. -М.: МПС РФ, 1998
- Парахоновский Б.М., Кибальчич O.A., Кравец Ф. П. Вопросы экономики и перспективного планирования пассажирских перевозок. М.: АН СССР, 1963
- Парламентская газета № 123 (1740) от 12.07.05
- Полуэктов А.П. Области эффективного применения автобусного и железнодорожного транспорта на малодеятельных пригородных участках и координация их работы. Дисс. соиск. уч. степени канд. тех. наук. М., 1968
- Поплавский И.А. О системе экономических показателей пассажирских перевозок. Ученые записки по статистике. М.: АН СССР, 1956
- Поплавский И.А. Статистические методы изучения экономики пассажирских перевозок. Ученые записки по статистике. М.: АН СССР, 1960
- Попов K.M. Гидропередача к' тепловозу для малодеятельных линий // Локомотив, 2002, № 12
- Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ 2006 г. и 2007 г.
- Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. М.: Транспорт, 2000 — 190 с.
- Пузин А.И., Федоров В. А. Пассажирские перевозки за рубежом. — М.: Трансжелдориздат, 1960
- Развитие системы пассажирских сообщений / Отв. ред. Л. В. Канторович. М.: Наука, 1984. — 169 с.
- Регионы России. Соц.-экономические показатели. 2007. Стат. Сб. / Росстат. М., 2007 — 198 с.
- Резер С.М. Взаимодействие транспортных систем. М.: Наука, 1985−246 с.
- Родионов А.Ю. Методические рекомендации по организации транспортного обслуживания населения муниципальных образований. М.: Фонд «Институт экономики города», 2005. — 92 с.
- Седов А.И., Д угин С.А. Обследование пассажиропотоков автобусов. — М.: Автотрансиздат, 1963
- Скутин А.И. К вопросу об эффективности использования производственных мощностей на малодеятельных железных дорогах // Транспортные системы: эффективность функционирования: Сб. науч. тр. / МПС РФ УрГУПС. Екатеринбург, 2000. — Вып. 17 — с. 156−161
- Сокольская Г. Ю. Проблемы малодеятельных линий // Безопасность движения поездов: Тр. 3-й науч.-практ. конф., 2002 г. МИИТ. — М., 2002
- Состояние и проблемы развития транспортной системы Российской Федерации. Материалы Всероссийской конференции «Транспортная стратегия». 03.12.2003 г. В Кремле.
- Ставничий Ю.А. Транспортные системы городов. М.: • Стройиздат, 1990. — 224 с.
- Таранов А.Т. Пути развития перевозок пассажиров автомобильным транспортом. М.: Автотрансиздат, 1960
- Телехов М. Перекрестное опыление // Российская газета, 2978 от 24.01.2006
- Теребнев JI.B., Васильев A.A. Транспорт и безопасность России: теорико-методологические аспекты: монография. — СПб.: Петербургский гос. Университет путей сообщения, 2007. — 192 с.
- Толкачева М.М. Концепция управления федеральной собственностью на железнодорожном транспорте Российской Федерации в условиях рыночной экономики (выбор модели функционирования железнодорожного транспорта). МПС РФ. ВНИИЖТ М.:2003 — 144 с.
- Тильк И.Г. Комплекс систем СЦБ для малодеятельных участков // АСИ, 2006, № 11
- Транспорт в России. 2007: Стат.сб./ Росстат. М., 2007. — 198 с.
- Транспортная стратегия Российской Федерации / Материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации, М., 2005
- Фадеев Г. М. Стратегия развития отрасли в процессе углубления экономических реформ // Всероссийский съезд железнодрожников, 17−18 мая 1996 г. М., 1996, с.21−42
- Федеральный закон № 18-ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
- Федеральный закон № 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
- Хануков Е.Д. Транспорт и размещение производства. М.: Трансжелдориздат, 1956−412 с.
- Хачатуров Т.С. Народнохозяйственная эффективность ускорения перевозок // Вопросы экономики, № 3, 1956
- Хачатуров Т.С. Экономика транспорта. М.: АН СССР, 1959
- Ховрин В. Как поделить убытки? // Гудок 14.05.2004
- Чечельский А.И. Особенности эксплуатации пути на малодеятельных линиях // Современные проблемы совершенствования работы железнодорожного транспорта: Межвуз. сб. науч. тр. / РГОТУПС. -М, 2000-с. 185−186
- Чупров А.И. Железнодорожное хозяйство, его экономические особенности и его отношение к интересам страны. — М.: 1875
- Шальнова М.Е. О повышении эффективности работы мало деятельных железнодорожных линий: Сб. науч.тр. по материалам конф. 2001 г. РГОТУПС. -М. 2001
- Шамов А. В рынок на. электричке // Гудок от 11.11.2003
- Шамов А. Пассажиры в складчину // Гудок от 02.03.2006
- Шугаев А. Бизнес с большими перспективами // Гудок от 24.10.2006
- Экономика железнодорожного транспорта. Проблемы и решения / под ред. Мазо JI. A, Писаревского Г. Е. М.: интекст, 2005. — 351 с.
- Экономика транспорта / под ред. Данилова С. К. М.: Трансжелдориздат, 1985
- Экономические проблемы развития транспорта. М.: Транспорт, 1982
- Юрьев Н. По рельсам на автобусе // Гудок от 02.10. 2005.
- Dansart G. La proposition de la SNCF // La vie du Rail. 2004 -№ 2962, p. 10−12
- Grant S. The 2007 Beeching report a preview // Modem Railways. -2006.-№ 63-p.36−39
- Hilberth P. A. Roles and Economic potential of English Medium-Sized Cities: A Discussion paper // www.surf.salford.ac.uk (0ct.2006)
- Laval P. La SNCF et la Fnaut n' auront plus voix au chapitre // La vie du Rail.-2005. -№ 3006. p. 14−15
- Marshall A., Finch D., Urwin C. City LeadershipA Giving Cities the Power to Grow. London: IPPR Centre for Cities, 2006
- Trade and Transport Facilitation in Southeast Europe Program // www.ttfse.org