Статистический анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации
Было выявлено, что в странах ЕС насчитывается 21 миллион малых и средних предприятий, что составляет 99,8% общего числа предприятий. Для сравнения, необходимо отметить, что в РФ в начале 2011 г. действовало 1,6 млн. малых и средних предприятий, что составляло 34,1% всех организаций страны. Малые и средние предприятия обеспечивают 87,5 млн. рабочих мест в Европе или 67% занятости в частном… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Малое и среднее предпринимательство как объект статистического изучения
- 1. 1. Критерии определения и методология статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в России
- 1. 2. Система показателей статистического изучения деятельности малого предпринимательства
- 1. 3. Социально-экономические факторы, определяющие формирование и развитие малого бизнеса в РФ
- Глава 2. Статистический анализ тенденций развития малого бизнеса в субъектах РФ
- 2. 1. Региональная дифференциация развития малого бизнеса в РФ
- 2. 2. Анализ источников финансирования малого и среднего предпринимательства
- Глава 3. Экономико-статистическое моделирование основных показателей развития малого бизнеса в регионах РФ
- 3. 1. Анализ влияния социально-экономических факторов на формирование малого бизнеса в регионах РФ
- 3. 2. Многомерная классификация регионов РФ по условиям развития малого предпринимательства
- 3. 3. Прогнозирование развития российского рынка кредитования малого и среднего бизнеса
Статистический анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Малые предприятия являются неотъемлемой частью экономики большинства развитых стран, выполняя важнейшие социально-экономические функции по обеспечению занятости, формированию конкурентной среды, поддержанию инновационной активности, смягчению социального неравенства. На малое предпринимательство традиционно возлагаются большие надежды по увеличению темпов роста экономики и повышению благосостояния населения.
Федеральным законом от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации», вступившем в силу с 1 января 2008 г., были изменены критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ. Изменение законодательства неизбежно влияет на состояние статистики малого и среднего бизнеса в регионах РФ. В этой связи актуальным представляется детальное исследование состояния и развития малого предпринимательства по имеющейся официальной статистической информации с учетом выделенной градации на микро, малые и средние предприятия.
Малые и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой самостоятельную модель со специфическими чертами и законами развития. Политика руководства страны в настоящее время направлена на популяризацию идеи предпринимательства и всестороннюю поддержку его развития. Определяя и развивая направления поддержки малого предпринимательства, государство уделяет все возрастающее внимание его статистическому изучению. В 2011 году Федеральной службой государственной статистики было проведено второе после 2001 г. сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса.
Согласно официальным данным в России функционируют 1,6 млн. малых и средних предприятий, что составляет 34,1% всех действующих предприятий страны, на них занято 13,7 млн. чел., удельный вес работников малых и средних предприятий в общей среднегодовой численности занятых в экономике достиг 20,3%. Для сравнения отметим, что в странах ЕС в 2010 г. действовало 20,8 млн. малых и средних предприятий или 99,8% всех предприятий, они предоставили 87,5 млн. рабочих мест, на которых занято 67% всех работающих. Становится очевидной недостаточная реализация потенциала российского сектора малого и среднего бизнеса в обеспечении занятости населения, формировании конкурентной среды, становлении и развитии инновационной экономики в РФ.
Российский сектор малого и среднего предпринимательства отличает высокая степень региональной дифференциации. В связи с этим возрастает значимость статистического анализа важнейших индикаторов развития этого сектора экономики, статистическое оценивание происходящих изменений и сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства в региональном разрезе в целях получения аналитической и предупреждающей информации для возможного использования при оказании поддержки данному сектору.
Сказанное определяет актуальность выбранной темы диссертационного исследования, его научную и практическую значимость.
Степень разработанности проблемы. Вопросы функционирования малого бизнеса освещены в трудах многих зарубежных исследователей, таких как Л. Аллен, К. Веспер, Г. Пиншот, Р. Хизрич, А. Хоскинг, Р. Мачадо и др. Среди работ отечественных ученых по данному вопросу следует выделить труды Алимовой Т. А., Афанасьева В. П., Блинова А. О., Виленского A.B., Лапусты М. Г., Мягкова П. А., Орлова A.B., Савченко В. Е., Старостина Ю.Л.
В вопросах разработки методологической базы статистического исследования большую роль сыграли труды следующих ведущих отечественных ученых: Башиной О. Э., Громыко Г. Л., Дубровой Т. А., Елисеевой И. И., Ефимовой М. Р., Завариной Е. С., Заровой Е. В., Иванова Ю. Н., Мхитаряна B.C., Салина В. Н., Шмойловой P.A., Юзбашева М. М. и др.
Анализ публикаций и монографий обусловил необходимость более детального анализа сектора малого и среднего предпринимательства с учетом актуальных изменений в законодательстве и практике статистического учета, а также вследствие необходимости мониторинга состояния, развития и совершенствования научных разработок в целях повышения эффективности управления данным сектором.
Объектом исследования является малое предпринимательство в РФ.
Предмет исследования составляет совокупность статистических показателей и закономерности, отражающие состояние и развитие малого предпринимательства.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является комплексное статистическое исследование развития малого предпринимательства в Российской Федерации и ее регионах.
Достижение намеченной цели потребовало решения следующих задач:
• Исследовать источники статистической информации о состоянии сектора малого предпринимательства в РФ;
• Провести статистическую оценку системы показателей развития малого предпринимательства;
• Исследовать специфику зарождения малого бизнеса;
• Проанализировать тенденции развития малого предпринимательства в региональном аспекте;
• Исследовать особенности взаимодействия банковского сектора с предприятиями малого и среднего бизнеса и проанализировать динамику объема их кредитования;
• Определить основные факторы, оказывающие влияние на формирование малых предприятий;
• Разработать прогнозные модели, отражающие основные тенденции банковского кредитования малого: и среднего предпринимательства.
Методологическая основа исследования. Основным статистическим инструментарием диссертационного исследования послужили методы группировки, анализа эмпирических рядов распределения, методы корреляционно-регрессионного анализа, многомерные методы исследования зависимостей, снижения размерности и классификации, методы анализа временных рядов и прогнозирования, а также графические и табличные методы представления результатов исследования. Для обработки первичной информации использовались пакеты прикладных программ статистического анализа: Microsoft Excel, IBM SPSS Statistics 19, Statistica.
Исследование выполнено в рамках паспорта отрасли «Экономические науки» специальности «Бухгалтерский учет и статистика» в соответствии с пунктами по коду ВАК 08.00.12: г ,.
4.11. Методы обработки статистической информации: классификация и группировки, методы анализа социально-экономических явлений и процессов, статистического моделирования, исследования экономической конъюнктуры, деловой активности, выявления трендов и циклов, прогнозирования развития социально-экономических явлений и процессов.
4.12. Методология социального и экономического мониторинга, статистического обеспечения управления административно-территориальным образованиемизмерение неравномерности развития территориальных образований.
4.16. Прикладные статистические исследования воспроизводства населения, сфер общественной, экономической, финансовой жизни общества, направленные на выявление, измерение, анализ, прогнозирование, моделирование складывающейся конъюнктуры и разработки перспективных вариантов развития предприятий, организаций, отраслей экономики России и других стран.
Информационную базу диссертационного исследования составили законодательные акты РФ в области развития малого и среднего предпринимательства, официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Центрального Банка РФ, Европейской комиссии, материалы научных публикаций, периодической печати, официальных сайтов сети Internet по исследуемой тематике.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке методики комплексного статистического анализа развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации.
В работе сформулированы и выносятся на защиту следующие наиболее значимые результаты исследования:
• Внесены дополнения в существующую систему основных показателей статистического изучения деятельности малого предпринимательства по результатам обобщения предложений различных авторов и анализа имеющихся информационных ресурсов;
• Выявлены социальные и экономические характеристики, определяющие предпринимательскую активность и основные группы источников финансирования раннего предпринимательства;
• Проведена типологизация регионов Российской Федерации по основным статистическим показателям, определяющим уровень развития малого бизнеса;
• Определены основные особенности банковского кредитования малого и среднего предпринимательства и динамика его объемов за 20 092 011гг. (в период финансово-экономического кризиса) и дана оценка дифференциации регионов по этому показателю;
• Выявлены и интерпретированы факторы, оказывающие влияние на результаты деятельности малых предприятий;
• Выполнена многомерная классификация регионов Российской Федерации по выявленным в работе факторам, определяющим формирование малого бизнеса;
• Решена задача моделирования и прогнозирования объемов предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства на основе месячных данных за 2009;2012гг.
Практическая значимость. Основные результаты исследования и полученные выводы могут быть использованы Федеральной службой государственной статистики и её территориальными органами, Министерством экономического развития РФ, Министерством регионального развития РФ при проведении оценки состояния и принятии научно-обоснованных решений по поддержке развития малого и среднего предпринимательства.
Предложенный подход к оценке состояния и развития малого предпринимательства и основные рекомендации, предложенные в диссертационной работе, могут быть также использованы финансово-кредитными организациями при разработке новых кредитных продуктов для сектора и формировании региональной политики компаний.
Основные положения и результаты исследования могут использоваться в учебном процессе для преподавания дисциплин «Региональная статистика», «Социально-экономическая статистика».
Внедрение и апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на 24-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2009), 26-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2011), а также обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры «Статистика» Государственного университета управления.
Практические и теоретические результаты исследования используются в работе ОАО «Промсвязьбанк» Оренбургский филиал, а также при чтении курса лекций по дисциплине «Социально-экономическая статистика» для студентов ГУУ.
Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 6 работах общим объемом 1,8 п.л., включая 3 работы в периодических научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение
.
Для проведения комплексного статистического исследования развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации в диссертационной работе были определены и решены задачи исследования источников статистической информации о состоянии сектора малого предпринимательства в РФ, анализа тенденций его развития в региональном аспекте, исследования особенностей взаимодействия банковского сектора с предприятиями малого и среднего бизнеса и прогнозирования тенденции их банковского кредитования, определения основных факторов, оказывающих влияние на формирование малых предприятий.
Проведенный анализ показал, что несмотря на политику руководства страны по популяризации идеи предпринимательства и всестороннюю поддержку его развития, малое предпринимательство в нашей стране в полной мере не оправдывает возлагаемых на него надежд.
К мировым стандартам российскую практику определения малого предпринимательства приблизило установление единого значения критерия численности работников для всех видов экономической деятельности и введение дополнительного критерия — выручки от реализации товаров (работ, услуг). В соответствии с установленными критериями выделяют микропредприятия, малые и средние предприятия.
Было выявлено, что в странах ЕС насчитывается 21 миллион малых и средних предприятий, что составляет 99,8% общего числа предприятий. Для сравнения, необходимо отметить, что в РФ в начале 2011 г. действовало 1,6 млн. малых и средних предприятий, что составляло 34,1% всех организаций страны. Малые и средние предприятия обеспечивают 87,5 млн. рабочих мест в Европе или 67% занятости в частном секторе, причем 29,8% рабочих мест приходятся на микропредприятия, 20,4% - на малые, 16,8% - на средние. Российские малые и средние предприятия обеспечили в 2011 г. 13,7 млн. рабочих мест, что составило 20,3% от среднегодовой численности занятых в экономике, из которых 10,7% приходилось на малые предприятия. Малые фирмы обеспечивают 58,4% валовой добавленной стоимости в ЕС. В РФ в 2009 г. удельный вес добавленной стоимости малых предприятий в валовом внутреннем продукте составил 22,5%.
По результатам обобщения и анализа имеющейся статистической информации о деятельности сектора были внесены дополнения в существующую систему основных показателей статистического изучения развития малого предпринимательства.
В целях совершенствования существующей системы статистических показателей, характеризующих деятельность малых предприятий, предлагается проводить анализ показателей демографии предприятий, для чего необходима информация о распределении предприятий по дате начала хозяйственной деятельности, осуществлять учет малых предприятий по типам применения налоговых режимов и общим объемам уплаченных налогов, проводить анализ общих затрат на производство и реализацию продукции по статьям затрат.
В качестве направлений совершенствования предлагается расширить комплекс показателей, характеризующих инвестиционную активность малых и средних предприятий, дополнить существующую информационную базу показателями, характеризующими возраст основных фондов, коэффициентами обновления и выбытия основных фондов.
В качестве направления совершенствования предлагается ввести в систему показателей инновационной активности малых и средних предприятий показатели, характеризующие технологический обмен (распределение организаций на приобретавшие и передававшие новые технологии), затраты на отдельные виды инновационной деятельности (исследования и разработки, приобретение машин и оборудования, новых технологий, прав на патенты и патентных лицензий, программных средств, обучение и подготовка персонала, маркетинговые исследования).
Также целесообразно внедрить систему показателей, характеризующих руководителей малых предприятий: их пол, возраст, уровень образования,.
1111 г I М1 • I > I ' '' / / ' ' ' опыт работы.
В результате сформированная система показателей даст возможность не только детально и всесторонне отражать основные направления и результаты деятельности малого и среднего предпринимательства в стране, но и позволит выявить основные проблемы при его формировании и развитии, а также предоставит возможность для изыскания путей их устранения.
Исследование имеющейся системы показателей деятельности малого предпринимательства позволило сделать вывод о недостаточной реализации потенциала сектора в обеспечении занятости населения, формировании конкурентной среды, становлении и развитии инновационной экономики в РФ.
В период кризиса малый бизнес существенно пострадал, о чем свидетельствует снижение значений результативных показателей, характеризующих реальную экономическую деятельность микропредприятий. Более крупные малые предприятия количественно сократились на 22,3%, однако докризисную численность работников превысили на 7,2%, оборот — на 31,3%. Более крупные малые предприятия, обеспечивая половину рабочих мест, предоставляемых малым и средним бизнесом, и половину общего оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличили долю в среднегодовой численности занятых в экономике до 10,7%, долю в общем обороте всех организации до 19,2%.
Вместе с тем число микропредприятий, составляющих 86% общего числа малых предприятий, выросло к 2011 г. на 30,8%, при этом число рабочих мест уменьшилось на 17,1%, объем выручки сократился на 34,3%. Данные выводы подтверждают предположение некоторых исследователей о возможном формальном открытии предприятий и об отсутствии хозяйственной деятельности или говорить о сокрытии реальных результатов деятельности указанных предприятий. Подтверждением этому могут быть данные результатов сплошного обследования, по которым примерно каждое пятое юридическое лицо в РФ представило «нулевые» отчеты.
Анализ инвестиции в основной капитал как основного индикатора уверенности предпринимателей в будущем развитии выявил достаточно низкий уровень инвестиционной активности. Доля микропредприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал по стране составила в 2010 г. лишь 2,5%, «крупных» малых предприятий — 3,8%, средних предприятий — 2,8%.
Анализ инвестиционной деятельности малых предприятий, состояния основных производственных фондов и финансового положения малых предприятий свидетельствует о низкой готовности промышленных малых предприятий к активизации инновационной деятельности. По итогам сплошного наблюдения затраты на инновации в 2010 г. осуществляли 3,6% средних предприятий, 3,9% малых и 1,4% микропредприятий страны всех видов экономической деятельности. При этом из всех малых предприятий (включая микропредприятия), осуществлявших технологические инновации, 36,2% составляют предприятия сферы операций с недвижимостью. Наибольшая доля малых предприятий, осуществлявших маркетинговые и организационные инновации, приходилась на сферу торговли — 39,1% и 31,5% малых предприятий соответственно.
Таким образом, число промышленных компаний, занимающихся инновациями в нашей стране, остается ограниченным, инновационная активность концентрируется в относительно небольшом числе крупных предприятий. Несмотря на попытки руководства страны рассматривать малый бизнес как двигатель инновационного прогресса, ориентировать его на инновационный путь развития, малое предпринимательство не оправдывает возлагаемых надежд. Государству необходимо стимулировать развитие малых инновационных компаний путем расширения и совершенствования системы кредитования инновационно-ориентированных малых предприятий, внедрения льгот и регулирования налоговых режимов, а также оказывать поддержку в продвижении инноваций на рынок.
По результатам анализа была выявлена характерная особенность в развитии малого предпринимательства — наиболее привлекательной сферой деятельности как для малых предприятий (без учета микропредприятий), так и отдельно для микропредприятий является торговля. Это объясняется, прежде всего, достаточно быстрой окупаемостью вложенных средств и стабильным потребительским спросом. Данная закономерность наблюдается как для страны в целом, так и для отдельных округов. Треть всех торговых предприятий страны — малые, около половины всех малых и микропредприятий г. Москвы занимаются торговлей. При этом в ходе анализа выявлена стабильность структуры малого бизнеса по видам экономической деятельности. Сфере торговли и ремонта в среднем по России принадлежит 55,1% оборота микропредприятий и 54,5% оборота малых предприятий.
Исследование специфики зарождения малого бизнеса показало, что среди начинающих предпринимателей наибольшую предпринимательскую активность демонстрируют респонденты в возрасте от 25 до 34 лет, причем наблюдается устойчивое преобладание данной возрастной группы в течение 2006; 2011 г.г. С возрастом уменьшается желание создавать новый бизнес, а потому закономерным является снижение активности группы ранних предпринимателей по мере увеличения возраста. Средний возраст российского начинающего предпринимателя в 2011 г. составил 36 лет. Две трети уже устоявшихся предпринимателей — владельцы малого бизнеса в возрасте от 35 до 54 лет. Тендерная структура раннего российского предпринимательства отличается преобладанием мужчин среди ранних предпринимателей, при этом люди с более высоким уровнем образования демонстрируют большую склонность к созданию бизнеса.
Региональный анализ выявил наличие сильной территориальной дифференциации и существенный разрыв между лидирующими и отстающими регионами, сохраняющийся на протяжении периода с 20 082 010гг. Так, в 2010 г. коэффициенты фондовой дифференциации составили: по плотности распространения малого предпринимательства на 100 тыс. жителей — 5,7- по доле среднесписочной численности работников всех малых предприятий в среднегодовой численности занятых в экономике — 3,8- по объему выручки на душу населения — 6,3.
В ходе анализа были выявлены лидеры по плотности распространения на 100 тыс. жителей как малых, так и микропредприятий — Калининградская и Новосибирская области, г. Москва и г. Санкт-Петербург.
В диссертационной работе была проведена типологизация регионов по плотности распространения малого бизнеса и доли его работников в среднегодовой численности занятых, которая позволила выявить самую многочисленную группу, состоящую в 2010 г. из 28 регионов, в которых на 100 тыс. жителей приходится от 500 до 1000 малых предприятий, а доля в общей численности занятых составляет от 10 до 15%. В основном это регионы Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов.
При аналогичной типологизации регионов по объему выручки на душу населения самая многочисленная группа (27 регионов) имеет объем выручки-на душу населения в интервале от 100 до 200 тыс. руб. В основном это регионы Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов.
Анализ построенных таблиц сопряженности за 2008;2010гг. позволил выявить постепенное смещение частот в правый нижний угол, что определяет положительную динамику развития малого бизнеса в регионах и постепенное увеличение как доли занятых в малом бизнесе в среднегодовой численности занятых, так и выручки сектора на душу населения.
В результате проведенного анализа банковского кредитования малого и среднего бизнеса были выявлены следующие основные его особенности. Объем банковского кредитования малого и среднего бизнеса составляет лишь пятую часть общего портфеля предоставленных кредитов юридическим лицам, при этом динамика кредитного портфеля с 2009 г. демонстрирует рост на 44% до уровня в 3,4 трлн. руб. по состоянию на начало 2012 г., что происходит на фоне ухудшения качества кредитного портфеля — за три последних года доля просроченной задолженности возросла почти втрое.
В 2011 г. в среднем за месяц малому и среднему бизнесу было предоставлено кредитов на 458,3 млрд руб., что вдвое превосходит значение аналогичного показателя в 2009 г. Предприятия малого и среднего бизнеса отдают предпочтение кредитам в национальной валюте.
В ходе анализа было выявлено наличие территориальной дифференциации регионов по уровню кредитования предприятий малого и среднего бизнеса: коэффициент фондовой дифференциации по задолженности по кредитам субъектов малого и среднего бизнеса составил 108, по объему предоставленных кредитов — 226.
Группировка по квартальным группам позволила подтвердить вывод о существенных диспропорциях в распределении регионов по уровню кредитования — доля объема кредитов четвертой квартальной группы (с самым высоким объемом кредитования в расчете на одно предприятие малого и среднего бизнеса) в общем объеме кредитования составила в 2010 г. 60%.
Группировка регионов по показателю выручки в расчете на одного занятого в малом и среднем бизнесе позволила проследить однонаправленное изменение изучаемых показателей объемов кредитования, а также основных показателей развития малого и среднего бизнеса, что свидетельствует о приоритетности финансирования банками более крупных по размеру оборота предприятий и увеличении размера выручки как результативного показателя деятельности сектора при увеличении объемов его кредитования.
Для определения однородных по условиям и уровню развития малого предпринимательства групп регионов в работе была предложена методика многомерной их классификации, которая опиралась на результаты факторного и кластерного анализа. При апробации данной методики было выделено 9 показателей, комплексно отражающих социально-экономическое состояние региона как основу для развития малого предпринимательства и оказывающих влияние на объем выручки малых предприятий, выступающий результативным признаком. На основе проверки гипотезы о принадлежности выделяющихся наблюдений исследуемой генеральной совокупности по данным за 2009 г. и 2010 г. были выявлены аномальные регионы и исключены из дальнейшего анализа.
Корреляционный анализ выявил наличие достаточно тесной связи с результативным показателем у следующих факторов: объема отгруженных товаров собственного производства на душу населения, валового регионального продукта на душу населения и среднедушевых денежных доходов населения. Достаточно тесную связь с результативным признаком имеют оборот розничной торговли на душу населения и объем кредитования юридических лиц в расчете на одну организацию. Обратная связь размера выручки в расчете на одно малое предприятие была выявлена с численностью молодежи на 1000 чел. населения и уровнем безработицы.
В целях снижения размерности задачи и перехода к ортогональной системе координат был применен метод главных компонент с последующим вращением Варимакс. В результате была получена матрица факторных нагрузок и выделены 3 обобщенных фактора, характеризующих уровень экономического развития региона, ввод в действие объектов строительства и доступность финансовых ресурсов, а также рынок труда и образовательный уровень. На основе обобщенных факторов была осуществлена многомерная классификация регионов РФ, которая позволила выделить 3 группы регионов, имеющих сходные черты в развитии малого предпринимательства.
Анализ распределения регионов по условиям для развития малого бизнеса позволил сделать следующие выводы:
— более половины всех рассматриваемых регионов страны относятся к третьему кластеру с самыми низкими, не превышающими среднероссийский)? уровень, значениями показателей. В основном это регионы Сибирского и Южного федеральных округов;
— для регионов второго кластера, составляющих треть субъектов РФ (регионы Центрального и Приволжского федеральных округов), характерны достаточно высокие значение оборота малого бизнеса в расчете на одно предприятие и уровень экономического развития региона. При этом самыми высокими являются средние значения показателей, характеризующих ввод в действие объектов строительства и кредитование в регионах, а самыми низкими находящиеся в отрицательной связи с результативным показателем численность молодежи на 1000 чел. населения и уровень безработицы;
— анализ по данным за 2009 г. позволил выявить незначительные изменения в распределении регионов по кластерам: в кластер с неблагоприятными условиями для формирования малого бизнеса переместились Воронежская, Курская, Орловская, Рязанская и Тамбовская области, улучшение состояния и условий для развития малого бизнеса произошло в Волгоградской, Новгородской и Омской областях.
Распределение регионов по значению показателей, характеризующих условия для развития малого бизнеса, позволило провести сравнительный анализ и выявить особенности развития сектора в региональном разрезе. Проведение многомерной классификации на регулярной основе позволит получить аналитическую и предупреждающую информацию для возможного использования при оказании поддержки сектору малого предпринимательства.
В работе было проведено моделирование и прогнозирование объемов банковского кредитования малого и среднего бизнеса. В исследовании были использованы адаптивные модели и модели кривых роста. В результате для прогнозирования развития банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в качестве модели, обладающей лучшими прогнозными свойствами, была выбрана полиномиальная модель третьего порядка ввиду наименьших значений ошибок, а также наибольшей близости к реальным данным, опубликованным Центральным Банком РФ.
Прогнозные оценки важнейшего индикатора развития финансирования малого и среднего бизнеса представляют собой основу предупреждающей информации для принятия научно-обоснованных решений на пути поддержки малого и среднего предпринимательства страны, значительно расширяют аналитические возможности в части изучения финансирования и кредитования малого бизнеса.
Список литературы
- Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации»
- Федеральный Закон Российской Федерации от 2.07.10 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
- Агентова Г. В. Международный статистический учет (по курсу Статистика): учеб. пособие / Г. В. Агентова. М.: Изд-во РГТЭУ, 2010 (М.). — 129 с.
- Агентова Г. В., Азарова В. В., Бабурин С. Н. Российский торгово-экономический словарь. М.: Экономисту 2005. 525 с.
- Агентова Г. В. Система национальных счетов: учеб. пособие (по курсу: Статистика) / Г. В .Агентова. М.: Изд-во МГУК, 2001. — 90 с.
- Аллен Луис JI. Как преуспеть в малом бизнесе/пер. с англ. В. С. Гаппарова, М. А. Кудрявцевой. Москва, 1992. — 189 с. — Пер. изд.: Starting & succeeding in your own small business/ Louis L. Allen
- Алимова Т. А. Социально-экономические условия и государственная поддержка малого бизнеса// Вопросы статистики. 2007. — № 7 — с.44−47
- Алимова Т.А., Образцова О. И., Чепуренко А. Ю. теория предпринимательства в России: новые подходы и результаты. М.:Изд. Дом Гос. Ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 267 с.
- Андреева И., Павлов К. О критериях выделения малого и среднего бизнеса//Общество и экономика. 2007. — № 7. — с.62−79
- Андерсон Т.В. Введение в многомерный статистический анализ. -М.:Физматгиз, 1963.
- Андерсон Т.В. Статистический анализ временных рядов. М.: Мир, 1976 г.
- Афанасьев В.Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование. М.: Финансы и статистика, 2001.
- Айвазян С.А., Мхнтарян B.C. Прикладная статистика: классификация и снижение размерности. М.: Финансы и статистика, 1989.
- Бакалягин Г. Б. Конкурентоспособность малого предпринимательства// Вопросы статистики. 2009. — № 5 — с.81−84
- Бамбаева Н.Я., Уринсон М. Я. Статистический анализ инновационного потенциала Российской Федерации// Вопросы статистики. 2008. — № 7 -с.15−18
- Банковские услуги для малого и среднего бизнеса: без кредитов никуда. Пресс-выпуск № 40. Национальное агентство финансовых исследований, 2008.
- Барсукова С.Ю. И снова о женском предпринимательстве//Социологические исследования. 2008. — № 5. — с. 148 153
- Башина О.Э., Спирин A.A., Бабурин В. Т. и др. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности/ под. ред. Башиной О. Э., Спирина A.A. М.: Финансы и статистика. 2003. — 440с.
- Беляевский И.К. Статистика торгового бизнеса: малого, среднего и крупного// Вопросы статистики. 2008. — № 11 — с.20−27
- Беляевския И.К., Башина О. Э. Статистика коммерческой деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Статистика» / ред.: И. К. Беляевский, О. Э. Башина. М.: Финстатинформ, 1996. — 288 с.
- Беляевский И.К., Башина О. Э. Перспективы развития и совершенствования статистики торгового предприятия//Вопросы статистики 2002. — № 12. — с.20−28
- Блинов А.О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство. Теория и практика. М.: «Дашков и К», 2003.
- Бокс Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов. Прогноз и управление. М.: Мир, 1974.
- Боровиков В.П., Ивченко Г. И. Прогнозирование в системе STATISTICA в среде Windows. Основы теории и интенсивная практика на компьютере. — М.: Финансы и статистика, 2006.
- Буров В.Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий//ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2008. — № 4. -67−74
- Бюллетень банковской статистики № 8, М.: Банк России, 2012 178с.
- Варакина Н.Е., Рябушкин Б. Т., Пашинцева Н. И. Статистический анализ социально-экономического развития регионов: учеб. пособие — М.:ГУУ, 2004.-112с.
- Велиева И., Картуесов А. Малые банки для малого бизнеса//Эксперт. -2009. № 23. — с.90−93
- Верховская О.Р., Дорохина М. В. Отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2006" — Аналогичные национальные отчеты 2007−2011гг.
- Виленский A.B. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. М.: Наука, 2007. 239 с.
- Виленский A.B. Малый бизнес. Национальная экономика (учебник)// Под ред.П. В. Савченко. -М.:Экономистъ. 2005. -495с.
- Виленский A.B. Этапы развития малого предпринимательства в России// Вопросы экономики. 1996. — № 11
- Глинский В.В. Как измерить малый бизнес?// Вопросы статистики.2008. № 7 — с.73−75
- Горфинкель В. Я., Швандар В. А. Малый бизнес: организация, экономика, управление. М.: ЮНИТИ, 2003.
- Группировки и корреляция в экономико-статистических исследованиях/ Под ред. Рябушкина T.B. М.: Наука, 1982.
- Дубров A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000.
- Дуброва Т.А., Павлов Д. Э., Осипова Н. П. Факторный анализ с использованием пакета «БТАТ^ТЮА». Учебное пособие / МГУ экономики, статистики и информатики, М., 2002.
- Дуброва Т.А. Прогнозирование развития промышленности России: методы и модели. Монография. М.: ТЕИС, 2003.
- Дуброва Т.А. Прогнозирование социально-экономических процессов: учеб. Пособие/ Т. А. Дуброва. М.:Маркет ДС, 2010. — 192с.
- Егоренков А.Г. Инновационная активность российского предпринимательства: проблемы измерения и опыт эмпирических исследований // Вопросы статистики. № 1. — 2011. — с.46−53
- Елисеева И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: учебник/под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2008. — 656с.
- Елисеева И. И., Мосин Е. Ф. Статистические наблюдения в сфере бизнеса и вопросы правового обеспечения/ЛВопросы статистики 2009. -№ 10.-с.49−51
- Ефимова М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2008. — 416с.
- Есенин М.А. Рейтинговая оценка регионов Центрального федерального округа по уровню развития малого предпринимательства//Вопросы статистики. 2007. — № 5. — с.49−54
- Ефимова М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. М.:ИНФРА-М, 2008. -416 с.
- Зарова Е.В. Региональная статистика: Учебник М.: Финансы и статистика — 2006. — 624с.
- Золин П.М. Регионально-отраслевые пропорции малого предпринимательства России//Проблемы современной экономики. 2009. -№ 2(30)
- Ибадова Л.Т. Некоторые правовые проблемы понятия субъекта малого предпринимательства//Государство и право, № 9,2005.
- Иванов Ю.Н., Казаринова С. Е., Карасева Л. А. Основы национального счетоводства: Учебник. М.: ИНФРА — М, 2005. — 480с.
- Илышев A.M., Шубат О. М. Возможности углубления статистического изучения малого предпринимательства // Вопросы статистики. 2009. — № 2 -с.8−17
- Илышев A.M., Шубат О. М. Многомерный статистический анализ предпринимательской активности в региональной сфере микробизнеса// Вопросы статистики. 2008. — № - с.42−50
- Ильенкова С.Д. Актуальные проблемы бизнес-статистики в России// Вопросы статистики. № 8. — 2011. — с.70−72
- Итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 г. Росстат, М., 2012
- Козина И.М. Социально-трудовые отношения в малом и среднем бизнесе//Социологические исследования. 2007. — № 7. — с.35−44
- Комков Н.И., Кулакин Г. К., Мамонтова Н. Г. Анализ состояния малых предприятий в РФ и условий их развития// Проблемы прогнозирования. —2011. -№ 2. с.124−139
- Крылова Е.Б. Малое предпринимательство и занятость населения//Проблемы прогнозирования. 2009. — № 1. — с.125−131
- Кувалин Д.Б., Моисеев А. К. Российские предприятия в середине 2011г.: адаптация к посткризисным условиям// Проблемы прогнозирования.2012. -№ 3. — с.132−152
- Кузнецова И.А., Гостева С. Ю., Грачева Г.А. Методология и практика статистического измерения инновационной деятельности в экономике
- России: современные тенденции// Вопросы статистики. 2008. — № 5 — с. ЗО-45
- Курс социально-экономической статистики: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика"/ под ред. М. Г. Назарова. 6-е изд., испр. и доп. — Москва: Омега-JI, 2007. — 984с.
- Кэндалл М., Стюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды. М.: Наука, 1976.
- Лапуста М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 2006 г.
- Лукашин Ю.П. адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов. -М.: Финансы и статистика, 2003.
- Мандель И.Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1988
- Мачадо Р. Маркетинг для малых предприятий Спб: Питер, 2005. -288с.
- Малое и среднее предпринимательство в России. 2008: Стат.сбУРосстат. М., 2008.
- Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат.сб./Росстат. М., 2009.
- Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат.сб./Росстат. М., 2010.
- Мелехин А.Е. Состояние предприятий малого и среднего предпринимательства в сфере добычи полезных ископаемых и проблемы их статистического учета// Вопросы статистики. 2008. — № 5 — с.93−97
- Мироедов A.A. Проблемы обеспечения полноты сбора статистической отчетности при проведении наблюдения за малым бизнесом// Вопросы статистики. № 9. — 2012. — с.63−65
- Мурзачева Е.И. Об источниках финансирования стартующих бизнес-проектов в кризисных условиях// Вопросы статистики. № 3. — 2011. — с.39−48
- Мягков П.А. Малые предприятия: монография/ П. А. Мягков. — М.: Экономика и МНПП «ЭСИ», 1992. 147 с.
- Никифоров О.Н. Статистическое наблюдение изучение субъектов малого бизнеса (на примере г. Санкт-петербурга)// Вопросы статистики. № 9. -2012. — с.52−56
- Образцова О.И. Возможности статистического изучения раннего предпринимательства в России: Уровень и качество предпринимательского потенциала// Вопросы статистики. 2009. — № 5 — с.22−35
- Олейник О.С. Проведение текущих и сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства в Волгоградской области// Вопросы статистики. № 9. — 2012. — с.59−63
- Омарова Д.О. Проблемы развития молодежного предпринимательства при вузах. Сегодня и завтра// Alma Mater. 2012. — № 5. — с.69−70
- Ореховский П., Широнин В. Малое и среднее предпринимательство в РоссииУ/Общество и экономика. 2005. — № 12. — с.49−85
- Плотникова O.A. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении национальной экономики. М., 2006
- Полякова Г. П. Об опыте и проблемах проведения федерального статистического наблюдения за малым бизнесом в нижегородской области // Вопросы статистики. № 9. — 2012. — с.56−59
- Поповская Е.В. Региональная дифференциация предпринимательской активности населения// Вопросы статистики. № 12. — 2011. — с.47−55
- Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010−2011/ результаты исследовательского проекта. М., 2011.
- Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России «Индекс ОПОРЫ», 2007−2008.
- Регионы России. Социально-экономические показатели.2008: Стат.сб. / Росстат. М., 2009. — 990с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели.2009: Стат.сб. / Росстат. М., 2010. — 990с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели.2009: Стат.сб. / Росстат. М., 2011. — 990с.
- Резник Г. А., Спирина С. Г. Мотивы формирования сбережений в реформируемом обществе // Социологические исследования. 2006. — № 9. -С. 120−122.
- Рябушкин Б.Т. Применение статистических методов в экономическом анализе и прогнозировании. М.: Финансы и статистика, 1987.
- Сабельникова М.А. Об организации статистического наблюдения за субъектами малого предпринимательства торговли //Вопросы статистики. -2008. № 12. — с.21−29
- Саблина Е.А. Статистическая оценка состояния банковской системы России после кризиса// Вопросы статистики. № 7. — 2011. — с.68−77
- Савченко В.Е. Современное предпринимательство: (экономические и организационные основы, проблемы формирования и регулирования). М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997.-223 с.
- Сидорчук P.P. Некоторые проблемы малого бизнеса//ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2009. — № 1. — с. 174−187
- Синенко JI. Бизнес, рожденный под звездой «Альтернатива»// МикроИпапсе+, ноябрь 2008. С.70
- Смирнов М. Кредитование малого предпринимательства в 2010 г.: итоги и перспективы//Общество и экономика. 2011. — № 2. — с. 131−140
- Социально-экономическая статистика: учебник/ под ред. М. Р. Ефимовой. М.: Высшее образование, 2009. — 509с.
- Салин В.Н., Чурилова Э. Ю. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля: учебник. — М.: Финансы и статистика, 2007. 480с.
- Статистика: учебник/ Под ред. В. С. Мхитаряна. М.: Экономистъ, 2005.
- Статистическое моделирование и прогнозирование/ Под ред. А. Г. Гранберга. -М.: Финансы и статистика, 1990.
- Степанов С.Е. Коррекция временных рядов показателей субъектов малого и среднего предпринимательства// Вопросы статистики. № 10. -2011.-c.3−12
- Тенденции развития российского сектора микрофинансирования -2008−2009. Российский Микрофинансовый Центр, Ресурсный центр малого предпринимательства, Москва, 2010 г.
- Теория статистики: Учебник под ред. проф. Г. Л. Громыко. М.: ИНФРА — М, 2002. — 414с.
- Теория статистики: Учебник для студентов экономических вузов/ Под ред. Шмойловой P.A. М.: Финансы и статистика, 2006.
- Ульянов И. С. Экономические переписи в системе статистического наблюдения предприятий// Вопросы статистики. 2006. — № 7 — с.3−7
- Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство. М. :Прогресс-Универс, 1991 г.
- Хоскинг А. Курс предпринимательства / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993 г. — 352с.
- Чепаев K.P. Производительность труда и рост заработной платы на малых предприятиях/ЯТроблемы современной экономики. 2008. — № 4(28)
- Шеремет А.Д., Сайфулин P.C. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1998
- Ширяева Я.Д. Статистическая диагностика теневой экономической деятельности малых предприятий: автореф. дис. канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2006.
- Шустова Е.А., Базаров A.B. Организация работ по сплошному наблюдению субъектов малого и среднего предпринимательства// Вопросы статистики. № 6. — 2011. — с.37−41
- Экономическая статистика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ под ред. проф. Ю. Н. Иванова. — М.: ИНФРА — М, 2006. — 736с.
- Экономика и статистика фирм/ Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 2002.
- Ясин Е. Г., Чепуренко А. Ю., Буев В. В. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее, будущее. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
- Amin A., Johnson S., Storey D. Small firms and the process of economic development// Journal of Region Policy. № 4/86.- p.493−517
- Are EU SMEs recovering from the crisis? Annual Report on EU Small and Medium sized Enterprises 2010/2011, Rotterdam, Cambridge, 2011
- Baumol W.J. Entreprenership: Productive, Unproductive and Destructive// Journal of Political Economy. 1990. — № 5. — p.893−921
- Bartik T.J. Small Business Srart-Ups in the United States: Estimates of the Effects of Characteristics of States// Southern Economic Journal. 55: 1004−18. -1989
- Beesley M.E. and Hamilton R.T. Small firm’s Seedbed Role and the Concept of Turbulence// The Journal of Industrial Economics. № 33. — p.217−231
- Enterprise and Small Business, Principles, Practice and Policy. Pearson Education, 2000.
- Entrepreneur ship, Small and Medium-Sized Enterprises and the Macroeconomy. Cambridge University Press, 1999