Автоматизированная система формирования учебных планов с процедурой вычисления кредитов
Каждый вуз имеет право распределять кредиты ECTS по дисциплинам самостоятельно. Московский институт экономики и статистики, Уральский государственный университет, Европейский университет в Санкт-Петербурге осуществляют перевод в кредиты прямо пропорционально трудоемкости, т. е. времени, отведенному на изучение дисциплины. Российский университет дружбы народов применяет метод перевода часов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗВЕСТНЫХ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ВУЗОВ
- 1. 1. Локальные автоматизированные системы создания учебных планов вузов
- 1. 2. Многопользовательские системы создания учебных планов вузов
- 1. 2. 1. Сетевые технологии в управлении учебным процессом учебного заведения (г. Челябинск)
- 1. 2. 2. Система управления учебным процессом вуза «Университет» (Ростовский Государственный Педагогический Университет)
- 1. 2. 3. Электронный деканат «ЭД++» (РЭА им. Г.В.Плеханова)
- 1. 2. 4. Система управления вузами «Университет» (компания Redlab)
- 1. 2. 5. Информационно-аналитическая система «Графики и планы учебного процесса»
- 1. 3. Технология перевода в кредиты нормативов государственного образовательного стандарта (Современный Гуманитарный Институт, г. Москва)
- 1. 4. Выводы по первой главе
- Глава 2. МОДЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- 2. 1. Концептуальная модель системы планирования учебного процесса вуза
- 2. 2. Обобщенная математическая модель учебных планов вузов
- 2. 3. Основные требования к формированию учебных планов, рабочих учебных планов
- 2. 3. 1. Административные требования к формированию учебных планов, рабочих учебных планов
- 2. 3. 2. Временные требования к формированию учебных планов, рабочих учебных планов
- 2. 3. 3. Количественные требования к формированию учебных планов, рабочих учебных планов
- 2. 4. Функциональная модель системы формирования учебных планов, рабочих учебных планов
- 2. 5. Инфологическая модель системы
- 2. 6. Преобразование модели планирования учебного процесса в систему таблиц и отношений (даталогическая модель данных)
- 2. 7. Алгоритм понедельного распределения аудиторных часов по дисциплине по отдельным видам занятий в семестре
- 2. 8. Формирование потоков по специальностям
- 2. 9. Унификация названий дисциплин
- 2. 10. Выводы по второй главе
- Глава 3. ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО ПЛАНА И ВЫЧИСЛЕНИЕ КРЕДИТОВ МЕТОДОМ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
- 3. 1. Парные сравнения
- 3. 2. Непосредственная оценка
- 3. 3. Описание метода проведения экспертизы и обработки экспертных оценок
- 3. 3. 1. Оценка трудоемкости дисциплин учебного плана
- 3. 3. 2. Перевод сформированных учебных планов в Европейскую систему взаимозачетов
- 3. 4. Выводы по третьей главе
- Глава 4. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
- 4. 1. Методика эксплуатации системы
- 4. 2. Апробация разработанной автоматизированной системы
- 4. 2. 1. Подсистема формирования учебных планов
- 4. 2. 2. Подсистема формирования рабочих учебных планов
- 4. 2. 3. Подсистема оценки трудоемкости дисциплин учебного плана и кредита дисциплин курса
- 4. 2. 4. Подсистема унификации названий дисциплин
- 4. 3. Исследование возможностей разработанной автоматизированной системы планирования учебного процесса АТУ и пакета PLANY™
- 4. 4. Анализ результатов апробации системы
- 4. 5. Выводы по четвертой главе
Автоматизированная система формирования учебных планов с процедурой вычисления кредитов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Центральным документом, определяющим содержание общепрофессиональной и профессиональной (специальной) подготовки специалиста, является учебный план. В нем реализуются основные принципы отбора предметов, их систематизация, регламентируется объем учебных дисциплин, нагрузка студента по периодам обучения, виды контроля знаний. На структуру и содержание учебного плана влияют ГОС по соответствующим направлениям и специальностям. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», инструктивные материалы Минобразования России, требования предприятий и организаций — непосредственных потребителей выпускаемых специалистов и пр.
По данным на октябрь месяц 2004 года Министерством образования разработаны государственные стандарты для 536 направлений и специальностей.
Анализ результатов набора абитуриентов в университет показывает, что спрос населения на высшее образование с каждым годом возрастает. Соответственно растет число открываемых специальностей (рис.1).
Год.
Рис. 1. Динамика количества специальностей дневной формы обучения по годам.
В Астраханском государственном университете (АГУ) осуществляется подготовка бакалавров, магистров, специалистов, но очной, очно-заочной и заочной формам обучения. Это привело к тому, что процедура контроля качества разработки учебных планов для специальностей и направлений традиционным способом стала слишком трудоемкой и длительной.
В такой ситуации единственно приемлемым решением является построение хранилища данных «АСУ-АГУ» [10]. Применение современных сетевых технологий и единого хранилища данных позволит реализовать простой механизм интеграции информации в единый информационный ресурс вуза и обеспечить возможность совместного использования информации с учетом механизма разделения доступа (в целях защиты данных) многими пользователями: администрацией вуза, преподавателями, студентами разных форм обучения, абитуриентами [53,54,55]. При этом достигается высокий уровень целостности и создаются условия для создания комплексной автоматизированной системы управления учебным процессом университета, включающей:
1. Разработку и модернизацию учебных планов по специальностям/направлениям и рабочих учебных планов на планируемый учебный год.
2. Расчет штатов профессорско-преподавательского состава университета и каждой кафедры.
3. Распределение учебной нагрузки преподавателей кафедр.
4. Формирование расписания занятий учебных групп по университету.
5. Учет промежуточной (рейтинг) и итоговой успеваемости студентов.
6. Формирование приложения к диплому.
Это позволит избежать дублирования действий и документов, существенно ускорит принятие оперативных и адекватных решений, позволит реализовать цели, способствующие повышению качества обучения, снижению затрат на организацию и управление учебным процессом, созданию региональных и межвузовских информационных систем для интенсивного обмена информационными ресурсами [56,63,69,71].
Учебные планы составляются ежегодно, и вузам предоставляется возможность корректировать в определенных пределах объемы изучаемых дисциплин, содержание и структуру образования, т. е. вузам предоставляется достаточная свобода для улучшения качества подготовки специалистов.
В стандартах учебных планов дается перечень дисциплин федерального компонента, но часы распределены только на 53% дисциплин [88]. Для распределения выделенного в государственном стандарте общего количества часов на остальные.
47% дисциплин могут быть привлечены эксперты: опытные преподаватели вуза, члены УМО. специалисты, имеющие большой стаж работы в данной области.
Интенсивное появление новых специальностей и направлений делает актуальным вопрос автоматизации формирования учебного плана н распределения часов между дисциплинами на основе мнений экспертов. [о условиям Бол о не кого процесса, в котором задействована и Россия, л о 2010 года каждая страна-участница обязана реформировать свою систему высшего образования согласно единым стандартам [92]. В вузах придется ввести две ступени образования — бакалавриат и магистратуру. Для этого необходимо разработать учебные программы, сопоставимые с программами входящих в клуб европейских вузов, и ввести единую с Европой систему оценки знаний учащихся.
Европейская система взаимозачетов ECTS (European Credit Transfer System) с каждым годом охватывает все большие пространства, как это можно заметить по хронологическим данным, представленным на рис. 2. 94].
Рис. 2. Распространение ECTS Признание результатов обучения позволяет студентам проходить часть своего обучения в вузах других стран.
В системе ECTS в качестве сравнительной характеристики трудозатрат студентов на изучение дисциплин служат кредиты (баллы), назначаемые изучаемым дисциплинам по определенным правилам. Кредит отражает объем необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе. т. е. лекции, практические работы, семинары, самостоятельная работа (в лаборатории, библиотеке или дома), а также экзамены или другие формы контроля знаний. ECTS кредиты являются скорее относительными, чем абсолютными величинами нагрузки студента, которые показывают, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) данный курс составляет в общевузовской или факультетской шкале кредитов [90].
В АГУ необходимость перевода учебных планов в ECTS возникла в процессе выполнения международного проекта по программе Темпус-Тасис JEP21042−2000 «Региональная сеть университетов Евро-Каспий».
Государственная стандартизация высшего профессионального образования в том виде, в котором она существует в России, по существу реализует четко действующую систему кредитования, единую для всей страны. Она создает механизм, обеспечивающий академическую мобильность студента, позволяя ему перемещаться из вуза в вуз с зачетом пройденного материала, при этом условия перезачета дисциплин строго регламентированы. Нормативные трудоемкости ГОСов — это те же кредиты, выраженные в академических часах общей нагрузки.
Каждый вуз имеет право распределять кредиты ECTS по дисциплинам самостоятельно. Московский институт экономики и статистики, Уральский государственный университет, Европейский университет в Санкт-Петербурге осуществляют перевод в кредиты прямо пропорционально трудоемкости, т. е. времени, отведенному на изучение дисциплины. Российский университет дружбы народов применяет метод перевода часов в кредиты, где 1 кредит равен 36 часам [90]. Рассмотренные методы реализуют механический перевод часов в кредиты. Для объективного подхода к системе кредитов и более эффективного решения задачи перевода трудоемкости учебных планов в кредиты возникает необходимость привлечения экспертов.
Таким образом, актуальной становится задача разработки автоматизированной системы перевода учебных планов в кредиты, достаточно простой в применении и полностью сочетающейся с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, а также доступной из любой точки нашей страны.
Целью диссертационной работы является:
Автоматизация процесса создания учебного плана направления или специальности и соответствующих рабочих учебных планов (графиков учебного процесса) на планируемый учебный год на основе разработанных математических моделей учебного плана и его составляющих, а также оценки трудоемкости учебных дисциплин, перевода часов в кредиты ECTS на основе знаний экспертов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
• исследовать Европейскую систему образования подготовки магистров и бакалавров, Российскую систему подготовки специалистов, особенности учебных планов дневной, заочной, очно-заочной форм обучения, Европейскую систему взаимозачетов результатов обучения;
• разработать методики оценки трудоемкости учебной дисциплины и кредитов по дисциплине;
• построить математические модели основных элементов учебных планов и рабочих планов с целью разработки эффективных алгоритмов и их реализации;
• разработать инфологическую и даталогическую модели системы планирования учебного процесса вуза, позволяющие создать эффективную концептуальную схему данных, обеспечивающую иммунитет приложений к изменениям в структуре хранения информации и методах доступа к данным;
• разработать единую объектно-реляционную распределенную БД информационных ресурсов вуза;
• создать комплекс прикладных программ для автоматизированного ведения и наполнения базы учебных планов, автоматической генерации рабочих учебных планов, автоматизированного расчета трудоемкости и кредитов по дисциплине.
Научная новизна результатов, полученных в диссертации, заключается в следующем: • Разработаны математические модели семестра, дисциплины, учебных планов, рабочих учебных планов, которые унифицируют процесс составления учебных планов в соответствии со стандартом, позволяют осуществить автоматическое распределение часов по неделям, обеспечить равномерность семестровой и недельной загрузки студентов. В отличие от существующих моделей, разработанная обобщенная модель полностью учитывает административные, временные и количественные требования Госстандартов и включает требования вуза, не противоречащие стандарту.
• Показано, что использование метода парного сравнения позволяет получить более объективные и сбалансированные экспертные оценки для снятия неопределенности при разбивке часов, выделяемых Госстандартом, по дисциплинам учебного плана и при переводе часов учебного плана в кредиты ECTS по дисциплинам курса за счет учета мнений всех экспертов, а не отдельного лица.
• Впервые разработаны математические модели семестра и рабочих учебных планов, математические модели правил определения суммарного аудиторного количества часов, определения общего количества часов в семестре, правил проведения автоматической понедельной расчасовки с контролем равномерности недельной загрузки.
• На основе разработанных инфологических и даталогических моделей созданы алгоритмы автоматической проверки разрабатываемых учебных планов на соответствие временным и количественным требованиям Госстандартов и алгоритмы автоматической генерации рабочих учебных планов, автоматизированного расчета трудоемкости и кредитов по дисциплине.
Практическая ценность:
На основе разработанных математических моделей учебного плана, методик оценки трудоемкостей дисциплин, инфологической и даталогической моделей системы планирования учебного процесса вуза создан комплекс программ для автоматизированного ведения и наполнения базы учебных планов, автоматической генерации рабочих учебных планов, автоматизированного расчета трудоемкости и кредитов по дисциплине. Работа выполнена в рамках проекта по программе Темпус-Тасис JEP21042−2000 «Сеть университетов Евро-Каспий» и программы информатизации АГУ, утвержденной 27 октября 2003 г. на 2003;2006 г. г.
Соискатель выражает особую благодарность начальнику отдела АСУ Астраханского государственного университета, к.т.н. Щербининой Оксане Владимировне за оказанную помощь и консультации.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Основные научные и практические результаты диссертационной работы состоят в следующем:
1. Проведена классификация всех требований государственных стандартов по формированию учебных планов и требований вуза, не противоречащие стандартам, по административным, временным и количественным признакам. Административные требования отражают специфику формирования учебных планов и не относятся ни к временным, ни к количественным признакам: учебный план составляется для каждого года набора на специальность/направление, учебный план составляется для всех форм, видов и ступеней обучения, название дисциплин федерального компонента и практик в учебном плане строго соответствуют стандартам и т. д.
2. Разработаны математические модели семестра, дисциплины, учебных планов, рабочих учебных планов, которые унифицируют процесс составления учебных планов в соответствии со стандартом, позволяют осуществить автоматизацию распределения часов по неделям, обеспечить равномерность семестровой и недельной загрузки студентов. В отличие от существующих моделей, разработанные модели полностью учитывают административные, временные и количественные требования Госстандартов и включают требования вуза, не противоречащие стандартам.
3. Показано, что использование метода парного сравнения позволяет получить более сбалансированные экспертные оценки для снятия неопределенности при разбивке часов, выделяемых Госстандартом, по дисциплинам учебного плана и при переводе часов учебного плана в кредиты ECTS по дисциплинам курса за счет учета мнений всех экспертов, а не отдельного лица.
4. Разработаны концептуальная, функциональная, инфологическая модели с использованием CASE-технологий, которые позволяют поддерживать уровень формирования учебных планов в соответствие со стандартами.
5. Разработаны алгоритмы автоматической проверки соответствия учебных планов государственным стандартам по семи параметрам: количество экзаменов, зачетов, курсовых работ, курсовых проектов в семестре, аудиторное количество часов в семестре в учебных планах дневного, заочного, очно-заочного отделения, количество часов в циклах, недельная загрузка студентов.
6. Разработаны алгоритмы автоматической генерации рабочих учебных планов, расчета трудоемкости и кредитов по дисциплине с дальнейшей автоматизацией этих процессов.
7. Разработаны алгоритмы автоматизированного объединения групп разных специальностей в учебные потоки по совпадающим учебным дисциплинам, что освобождает ресурсы, необходимые для проведения занятий по этим дисциплинам в случае, если бы они проводились отдельно для каждой специальности.
8. На основе полученных теоретических выводов разработана автоматизированная система формирования учебных планов с процедурой вычисления кредитов и внедрена в Астраханском государственном университете.
Список литературы
- Сигнор Р., Стегман М. О. Использование ODBC для доступа к базам данных. М.: «Бином», 1995.-384 с.
- Диго С.М. Проектирование и использование баз данных. М.: Финансы и статистика, 1995. — 208 с.
- Калянов Г. Н. CASE структурный системный анализ (автоматизация и применение). М.: Издательство «Лори», 1996,-242 с.
- Гейн К., Сарсон Т. Системный структурный анализ: средства и методы. М.: «Эйтекс», 1992.
- Калянов Г. Н. Методы и средства системного структурного анализа и проектирования. М.: НИВЦ МГУ, 1996.
- Barker R. CASE*Method. Entity-Relationship Modeling. N.Y.: Addition-Wesley Publishing Company, 1991.
- DeMarco T. Structured Analysis and System Specification. N.Y.: Yourdon Press, 1988.
- Yourdon E. Modern Structured Analysis. N.J.: Yourdon Press/Prentice Hall, 1989.
- Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных.: Пер. с англ. К., М., СПб.: Издательский дом «Вильяме», 1999.
- Кузнецов С.Д. Основы современных баз данных: Метод, пособие. М.: Изд-во МГУ, Центр информационных технологий, 1996. — 213 с.
- Ревунков Г. И., Самохвалов Э. И., Чистов В. В. Базы и банки данных и знаний. М.: Высшая школа, 1992. — 367 с.
- Петрова И.Ю., Лазуткина Е. А. Организация баз данных: Учебное пособие. -Астрахань: Изд-во АГТУ, 1999. 340 с.
- Сосински Б. Разработка приложений в среде Visual FoxPro 5.: Пер. с англ. К.: Диалектика, 1997.-448 с.
- Антонович М. Visual FoxPro 3.0 для Windows.: М.: Бином, 688 с.
- Горев А, Макашарипов С. Microsoft Visual FoxPro 3.0. Новые возможности для программиста. СПб: Питер, 1995.-336с.
- Документация по лицензионному программному продукту VFP 5.0.: Microsoft Corporation, 1996.
- Кристофидес Н. Теория графов. Алгоритмический подход. М.: Мир, 1978. -432с.
- Линьков В.М., Линькова А. В. Вопросы автоматизации управления учебным процессом в вузе. — ИТО-2003.
- Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. М.: Наука, 1985.-352 с.
- Свами М., Тхуласираман К. Графы, сети, алгоритмы.: Пер. с англ. М.: Мир, 1984.-455 с.
- Зыков А.А. Теория конечных графов. Новосибирск.: Наука, Сибирское отделение, 1969. — 544 с.
- Оре О. Теория графов.: Пер. с англ. М.: Наука, 1968. — 352 с.
- Шикунов С.А. Автоматизация планирования, управления и контроля учебного процесса факультета университета.// http://www/bitpro.ru/ito/2000/IV/IV42.html
- Андрей Поддубный, Евгений Пустовалов, Владимир Смелик. Графики и планы учебного процесса// http.7/www. stq .ni/riasite/index/phtml ?page= 1 &tbl=tb88&id=465
- Пакет прикладных программ управления учебным процессом Plany™ -Виртуальная выставка «Образовательные проекты». Раздел: Информационные ресурсы и обеспечение образования// http://www/imtsa.ru/plany.asp
- Прохоров А. «Университет» управляет университетом //КомпьютерПресс 5'2000
- Monarchi D.E., Weber J.E., Duckstein L. An interactive multiple objective dicition making aid using nonlinear goal programming // M. Zeleny (Ed.). Multiple criteria decition making. Berlin: Springer Verlag, 1976.
- АИС «Электронный деканат „ЭД++“»: руководство пользователя. Отдел Экономических Баз Данных, 2003 г. // http://oebd.rea.ru
- Амелькович Ю.П. Сетевые технологии в управлении учебным процессом учебного заведения // http://wwwjto.edu.ru/1999AV/IV2.html
- Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. Учебник. М.: Логос, 2000. -296 с.
- Микони С.В. Методы и алгоритмы принятия решений: Учебное пособие. Часть 1. СПб.: ПГУПС, 1994. — 55 с.
- Кини Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1981.
- Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Радио и связь, 1991.
- Хомоненко А.Д., Цыганков В. М., Мальцев М. Г. Базы данных. СПб.: КОРОНА принт, 2000.
- Хансен Г., Хансен Д. Базы данных: разработка и управление: Пер. с англ. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999.
- Дубров A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы. М.: Финансы и статистика. 1998. 352 с.
- Лесин В.В., Лисовец Ю. П. Основы методов оптимизации. М.: Изд-во МАИ, 1998.-344 с.
- Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений: Научно-практическое издание. Серия «Информатизация России на пороге XXI века». М.: СИНТЕГ, 1998.-376 с.
- В.В. Корнеев, А. Ф. Гареев, С. В. Васютин, В. В. Райх. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. М.: Издатель Молгачева С. В., Издательство Нолидж, 2001. — 496 е., ил.
- Джейсон Каучмэн, Ульрике Швинн Oracle8i Certified Professionaltm DBA Подготовка администраторов баз данных, Издательство «Лори», 2002. 869 с.
- Данко П.Е., Попов А. Г., Кожевникова Т. Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2-х ч. Ч. П: Учеб. Пособие для втузов. 5-е изд., испр.- М.: Высш. шк., 1998.-416 е.: ил.
- Котеров Д.В. Самоучитель РНР 4. СПб.: БХВ-Петербург, 2001. — 576 е.: ил.
- Горев А. Разработка приложений в Microsoft Visual FoxPro 3.0 М: Журнал «The Pinter FoxPro Letter» TOO «Эдэль», 1996 — 392 е.: ил.
- Трофимова O.K. Автоматизация процесса составления учебных планов вузов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Москва -1999−125 с.
- Кузьмина Е.А. Модели и оптимизация учебных планов в образовательных системах 2002 г.
- Лоуренс Харрис. Программирование OLE. Освой самостоятельно за 21 день: Пер. с англ. М.: БИНОМ, 1995. — 464 е.: ил.
- Гончаров A. FoxPro в примерах. Версии 2.5, 2.6, 3.0 СПб.: Питер, 1995. — 160 е.: ил.
- Стивен Бобровски. Oracle7 и вычисления клиент/сервер Издательство «Лори», 1996.-651 с.
- Скотт Урман Oracle8i Новые возможности программирования на языке PL/SQL Издательство «Лори», 2001. 654 с.
- Харрингтон Д. Проектирование объектно-ориентированных баз данных: Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2001. — 272 е.: ил. (Серия «Для программистов»).
- Аткинсон, Леон. MySQL. Библиотека профессионала.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 624 е.: ил. — Парал. тит. англ.
- Д-р Джейсон Причард Просто и доступно СОМ и CORBA Архитектуры, стратегии и реализации Издательство «Лори», 2001. 372 с.
- Спирли, Эрик. Корпоративные хранилища данных. Планирование, разработка, реализация. Том. 1.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 400 е.: ил. — Парал. тит. англ.
- Норенков И.П. Основы автоматизированного проектирования: Учеб. Для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — 336 е.: ил. -(Сер. Информатика в техническом университете).
- Ровный С.И. Введение в теорию баз данных: Учеб. Пособие ВолгГТУ, Волгоград, 1998. 84 с.
- Хетагуров Я.А. Основы построения автоматизированных систем обработки информации и управления (АСОИУ): Учебное пособие. М.: МИФИ, 2002. 252 с.
- Петрова И.Ю., Лунев А. П., Лазуткина Е. А., Щербинина О. В., Жедунов P.P. Разработка клиент/серверных приложений для базы данных Oracle: Учебное пособие. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. Ун-та, 2003. 320 с.
- Мартин Грабер Введение в SQL Издательство «Лори», 1996. 379 с.
- Петрова И.Ю., Лазуткина Е. А., Жедунов P.P. База данных Oracle в архитектуре клиент/сервер: Учеб. Пособие для спец. «Автоматизированные системы обработки информации и управления» / Астрахан. гос. техн. ун-т.- Астрахань: Изд-во АГТУ, 2002.- 196 с.
- Хотка Дэн Oracle9i: Пер. с англ./ Дэн Хогка СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. -560 с.
- Хьюгс Стерлинг и Змиевский Андрей РНР. Руководство разработчика: Пер. с англ./ Стерлинг Хьюгс и Андрей Змиевский К.: Издательство «ДиаСофт», 2001 -348 с.
- Фейерштейн С., Прибыл Б. Oracle PL/SQL для профессионалов: Перевод с английского. Издательство «Питер», 2004, с. 941
- К. Дж. Дейт, Хью Дарвен Основы будущих систем баз данных. Третий манифест: Пер. с англ. Издательство Янус-К, 2004 — с.656
- Роберт Дж. Мюллер Базы данных и UML, «Лори», 2002 420 стр.
- Крёнке Д. Теория и практика построения баз данных, «Питер», 2003 800 стр.
- Грофф Дж., Вайнберг П. Энциклопедия SQL, СПб, Питер, 2003 896 стр.
- Кевин Луни, Марлен Терьо ORACLE8i: Настольная книга администратора М., Лори, 512 стр.
- Лаура Томсон, Люк Веллинг Разработка Web-приложений на РНР и MySQL2001, К., «ДиаСофт, 673 стр
- М.Р. Когаловский Энциклопедия технологий баз данных, 2002, М.: Финансы и статистика, 800 стр.
- Пол Дюбуа MySQL2001, Вильяме, 236 стр.
- Рэнди Джей Яргер, Джордж Риз, Тим Кинг MySQL и mSQL. Базы данных для небольших предприятий и Интернета, 2000, СПб, Символ-Плюс, 560 стр.
- Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р. Алгоритмы: построение и анализ, 2000, Центр непрер.матем. образования, 960 стр.
- Альфред В. Ахо, Джон Э. Хопкрофт, Джеффри Д. Ульман Структуры данных и алгоритмы, 2000, Издательский дом «Вильяме», 384 стр.
- П.Б. Храмцов, С. А. Брик, A.M. Русак, А. И. Сурин Основы web-технологий. Курс лекций. Издано: 2003, Интернет-Университет Информационных Технологий, 512 стр.
- Браун Б. Oracle 8i. Создание Web приложений. Издано: 2001, Лори, 722 стр.
- Игорь Григин РНР 4. Специальный справочник. Издано: 2002, СПб., Питер, 672 стр.
- Питер Уэйнрайт Apache для профессионалов. Издано: 2001 М.,"Лори, 474 стр.
- Бланк-Эдельман Д. Perl для системного администрирования. Издано: 2001, СПб, Символ-Плюс, 496 стр.
- Джезус Кастаньетто, Хариш Рават, Саша Шуман, Крис Сколло, Дипак Велиаф Профессиональное РНР программирование. Издано:2001, С-Пб., Символ-Плюс, 912 стр.
- С. Н. Коржинский НАСТОЛЬНАЯ КНИГА WEB-MАСТЕРА: ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ HTML, CSS и JAVASCRIPT, Издательский торговый дом «КноРус» 2000, 320 стр.
- Хольцшлаг, Молли, Э. Использование HTML 4. Издано: 2000, М.: Издательский дом «Вильяме», 1008 стр.
- Касперски К. Техника оптимизации программ и эффективное использование памяти. Издано: 2003, BHV, 560 стр.
- Р. Грэхем, Д. Кнут, О. Паташник Конкретная математика. Основание информатики. Издано: 1998, 703 стр.
- Тео Мандел Разработка пользовательского интерфейса. Издано: 2001, М., ДМК Пресс, 416 стр.
- Дмитрий Румянцев. Монастырский путь программиста. Опыт создания личности программиста. Издано: 2000, Издательский дом Инфра-М, 864 стр.
- Ф. А. Новиков Дискретная математика для программистов. Издано:2001, СПб., Питер, 304 стр.
- Кнут Д. Искусство программирования. Издано: 2000, Вильяме, твердый переплет, 2472 стр.
- Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО). http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm
- Уокер Ройс Управление проектами по созданию программного обеспечения Издано: 2002, М., Лори, ISBN: 5−85 582−156−0, Мягкий переплет, 424 стр.
- Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования// http://www.ccep.ru/html/Textl .htm#coderzhl
- Система управления учебным процессом вуза. Лаборатория автоматизации управления и образовательных технологий// http://controllab.narod.ru/SCHS/htm
- Чеботарев Г. Н., Теплякова О. А. Проблемы интеграции российской высшей школы в европейскую систему образования.// Государство и право в условиях глобализации.
- Европейские конвенции: образовательные стандарты / Сост. Г. В. Игнатенко, JL А. Лазутин. Екатеринбург, 2002. С. 64−68
- Шевченко Е. В. Болонский процесс // Сетевая конференция Российского портала открытого образования «Открытое европейское образовательное npocTpaHCTBo"//http://www.conf.sssu.ru/phorums/read. php? f=22&i=3&t= 1 &v=f.
- С.А. Трофимов Case-технологии: работа в Rational Rose. Издано:2001, М., Бином, 272 стр.
- С.В. Маклаков. BPwin и Erwin. CASE-средства разработки информационных систем. Издано:2001, М., Диалог-МИФИ, 304 стр.
- П. Чен Модель «сущность-связь» шаг к единому представлению о данных. Системы Управления Базами Данных # 3/95, стр.137−158.
- Нефедов В.Н., Осипова В. А. «Курс дискретной математики»: учебное пособие. -М.: Изд-во МАИ, 1992.- 264 с.:ил.
- Акимов О.Е. Дискретная математика, 2-е изд., дополн. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. — 376 с.:ил.1. Эксперты
- Рис. 2.3. Функциональная модель формирования учебных планов и их конвертирование в ECTS