Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие методического обеспечения стратегического управленческого учета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационном исследовании отмечено также, что основную информацию стратегического управленческого учета по отдельным хозяйственным единицам целесообразно представлять в рамках сегментарной отчетности. Диссертация содержит ряд общих рекомендаций по ее составлению в рамках стратегического управленческого учета: информация сегментарной отчетности должна быть представлена в наглядной и удобной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы стратегического управленческого учета
    • 1. 1. Содержание и роль стратегического управленческого учета
    • 1. 2. Современные концепции стратегического управленческого учета
    • 1. 3. Место стратегического управленческого учета в системе учетноаналитического обеспечения деятельности предприятия
  • Глава 2. Организация стратегического управленческого учета
    • 2. 1. Информационное обеспечение стратегического управленческого учета
    • 2. 2. Современная практика организации и применения стратегического управленческого учета
    • 2. 3. Ключевые показатели эффективности в практике стратегического управленческого учета
  • Глава 3. Совершенствование инструментария стратегического управленческого учета на предприятии
    • 3. 1. Применение в стратегическом управленческом учете модели экономической добавленной стоимости
    • 3. 2. Интеграция моделей экономической добавленной стоимости, ключевых показателей эффективности и метода раздельного учета затрат по видам деятельности
    • 3. 3. Развитие стратегического управленческого учета с использованием сегментарного анализа

Развитие методического обеспечения стратегического управленческого учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях обострения конкурентной борьбы развитие управленческих технологий ориентирует бизнес на процессы долгосрочного планирования и определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта, обеспечивающих высокий уровень рентабельности его деятельности. Особенно актуальны вопросы повышения эффективности функционирования отечественной промышленности, в частности машиностроения как стратегически важной отрасли, способствующей росту благосостояния страны и обеспечивающей высокий процент занятости населения. На текущий момент осуществляется ряд государственных инициатив в области отечественного машиностроения, в частности, производства электротехнического оборудования, что закреплено в Сводной пятилетней инвестиционной программе компаний, образованных в результате реформирования Холдинга ОАО РАО «ЕЭС России» на 2008;2012 гг.

Во-первых, следует отметить, что усиление конкуренции побуждает представителей различных отраслей кардинально пересматривать техническую, ценовую политику, а также основные подходы к эффективному управлению предприятием. Залогом успеха в данном случае представляется использование комплексного подхода, включающего внедрение современных методов управления, реинжиниринг бизнес-процессов, тотальное управление качеством, модернизацию производства, использование передового опыта ведущих зарубежных предприятий. Для осуществления данной цели современные промышленные предприятия нуждаются в эффективной системе стратегического менеджмента, ориентированного на разработку общей стратегии развития и постановку на ее основе стратегических целей, направленных на достижение устойчивого преимущества бизнеса перед конкурентами. Степень эффективности процессов выработки и реализации стратегических управленческих решений современными промышленными предприятиями в первую очередь определяется качеством информации, которой обеспечивается система стратегического менеджмента. Важнейшими источниками информации для принятия управленческих решений на предприятиях выступают подсистемы финансового и управленческого учета.

Во-вторых, необходимо признать, что финансовый учет как отрасль бухгалтерского учета ориентирован прежде всего на предоставление информации о фактах финансово-хозяйственной деятельности предприятия за его пределы, подвержен регламентации со стороны законодательства и не обладает гибкостью, необходимой для осуществления информационного обеспечения процессов принятия стратегических управленческих решений. Аналогичным образом информация традиционного (оперативного) управленческого учета, концентрируясь лишь на внутренних факторах деятельности предприятия и охватывая сравнительно небольшой временной период, также не способна в полном объеме удовлетворить информационным потребностям стратегического управления.

Таким образом, промышленные предприятия, нацеленные на формирование долгосрочного конкурентного преимущества, нуждаются в стратегически ориентированной учетно-аналитической системе на основе традиционного управленческого учета, обеспечивающей систему стратегического менеджмента релевантной информацией для принятия долгосрочных управленческих решений. На выходе подобной системы возникает учетная информация, направленная на поддержку процессов разработки и реализации стратегии предприятия, в то время как инструменты учета оказываются встроенными в процесс стратегического управления.

Актуальность темы

исследования определяется тем, что в роли подобного учетно-аналитического контура в настоящее время призван выступить стратегический управленческий учет, способный стать основой для осуществления процессов стратегического планирования, анализа и контроля деятельности предприятия путем удовлетворения информационных потребностей всех заинтересованных партнерских групп в процессе принятия стратегических управленческих решений.

Недостаточная разработанность теоретических и практических аспектов построения стратегического управленческого учета на предприятиях машиностроения, реализации его основных аналитических инструментов в российских условиях обусловили выбор темы и направления диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку теоретических вопросов и методологических аспектов стратегического управленческого учета, а также практических рекомендаций по его постановке на предприятии внесли работы таких зарубежных авторов как И. Ансофф, М. Бромвич, В. Говиндараджан, К. Друри, Дж. Иннес, Р. Каплан, Р. Купер, Г. Маркович, Д. Нортон, М. Портер, Б. Райан, К. Симмондс, К. Уорд, Т. Хоуп, Дж. Шанк и др. Среди отечественных ученых неоспоримый вклад в разработку теории и практики стратегического управленческого учета внесли И. В. Алексеева, О. В. Алексеева, М. И. Баканов, И. Н. Богатая, Л. И. Борисова, А. Н. Бортник, H.A. Бреславцева, М. А. Бахрушина, Л. Т. Гиляровская, Е. М. Евстафьева, Д. А. Ендовицкий, В. Б. Ивашкевич, В. Э. Керимов, В. В. Ковалев, И. Г. Кондратова, М. В. Мельник, O.E. Николаева, С. А. Николаева, В. Ф. Палий, B.C. Плотников, JI.B. Попова, Ф.Б. Риполь-Сарагоси, Г. В. Савицкая, М. И. Сидорова, Я. В. Соколов, В. П. Суйц, В. И. Ткач, В. Н. Тренев, А. Н. Хорин, А. Д. Шеремет и др.

При всем многообразии научных разработок в области управленческого учета следует отметить, что относительно недолгий срок существования стратегического управленческого учета как самостоятельной научной дисциплины обуславливает недостаточную проработанность концептуальных основ данной области учета, высокий уровень дискуссионности ряда вопросов о месте стратегического управленческого учета в учетно-аналитической системе предприятия, отсутствие терминологической ясности. Следует отметить также, что существующие в данной области учета и анализа разработки не совсем полно раскрывают практические аспекты стратегического управленческого учета, его методологические основы не в полной мере соответствуют требованиям современной конкурентной среды.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность отдельных аспектов стратегического управленческого учета, а также возрастающий интерес российских предприятий к данной области учета в условиях расширения роли стратегического менеджмента обуславливают необходимость дальнейших исследований теории и практики стратегического управленческого учета.

Цель диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является развитие организационно-методических положений и практических аспектов стратегического управленческого учета на предприятии в качестве системы информационной поддержки стратегического менеджмента.

Задачи исследования. В соответствие с поставленной целью диссертационная работа предполагала решение следующих задач:

— исследовать содержание и роль стратегического управленческого учета как информационной базы принятия стратегических управленческих решений;

— рассмотреть современные концепции стратегического управленческого учета, в частности концепции альтернативных издержек, множества затратообразующих факторов, построения отраслевых цепочек стоимости;

— исследовать информационное обеспечение стратегического управленческого учета, обосновать целесообразность применения метода раздельного учета затрат по видам деятельности как наиболее полно отвечающего целям стратегического управленческого учета;

— выявить направления совершенствования современной практики организации и применения стратегического управленческого учета на промышленном предприятии, выделить основные принципы отбора ключевых показателей эффективности деятельности предприятия;

— разработать механизм интеграции модели экономической добавленной стоимости, ключевых показателей эффективности и метода раздельного учета затрат по видам деятельности на предприятии в рамках стратегического управленческого учета;

— исследовать возможности развития стратегического управленческого учета с использованием сегментарного анализа.

Объектом исследования в диссертационной работе стала учетно-аналитическая деятельность предприятий машиностроения различных организационно-правовых форм собственности г. Тольятти, функционирующих в условиях высокого уровня конкуренции и динамично изменяющейся внешней среды.

Предметом исследования в диссертации явился комплекс теоретических, организационно-методических и прикладных проблем функционирования стратегического управленческого учета как системы информационной поддержки принятия стратегических управленческих решений.

Методологической основой исследования послужили теоретические и практические аспекты методологии и организации управленческого учета. В основе диссертационной работы лежит диалектический метод познания социально-экономических явлений в их взаимосвязи и постоянном развитии, системный и процессный подходы, что обусловило применение как общенаучных методов познания: анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнения и группировки, оптимизации, так и специальных приемов и процедур: экономико-математического моделирования и факторного анализа, построения аналитических таблиц, графических приемов, экспертных оценок, документирования и т. д.

Теоретической базой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и методологии управленческого учета и экономического анализа, законодательные и нормативные акты Российской Федерации в сфере бухгалтерского учета, положения Международных стандартов финансовой отчетности, материалы научно-практических конференций и исследований в области стратегического управленческого учета, периодические экономические издания, результаты специальных исследований и анкетирования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании теоретических аспектов и разработке организационно-методических проблем стратегического управленческого учета как системы информационного обеспечения стратегических управленческих решений.

Наиболее существенные научные результаты работы:

— дана системная характеристика стратегического управленческого учета как информационной базы принятия стратегических решений и, в частности, дано его новое определение (как комплексного направления управленческого учета, объединяющего совокупность технологий сбора, регистрации, обобщения и представления информации в процессе принятия стратегических решений) и обобщены ключевые задачи стратегического управленческого учета (разработка и анализ системы показателей, отражающих эффективность деятельности предприятиясогласование интересов всех групп стейкхолдеровобеспечение соответствия организационной структуры текущим потребностям предприятия);

— раскрыты возможности реализации в стратегическом управленческом учете в качестве базовых концепции альтернативных издержек (позволяет осуществлять анализ эффективности стратегических управленческих решений путем сопоставления затрат и результатов каждого альтернативного решения), концепции множества затратообразующих факторов (дает возможность более полного учета затрат и разделения всего их объема на неизбежные и сворачиваемые) и концепции построения отраслевых цепочек стоимости (позволяет включить в область стратегического управленческого учета процессы, происходящие за пределами производственной среды предприятия);

— обоснован тезис об изменении приоритетов стратегического управленческого учета на разных этапах жизненного цикла производимой продукции: на этапе проектирования новой продукции на первый план выходит анализ исполнения плана и бюджетана этапе роста спроса — оценка уровня дохода, который способна принести каждая из альтернативных стратегийдля зрелой продукции — анализ рентабельности инвестированного капитала (ROI) — на этапе снижения спроса — анализ свободного денежного потока;

— даны предложения по реализации стратегического управленческого учета на основе метода раздельного учета затрат по видам деятельности (метода ABC): сформулированы критерии целесообразности применения метода ABC на предприятии, такие как доля накладных расходов в общем объеме затрат, широта номенклатуры продукции, степень влияния различных затратообразующих факторов, уровень стандартизации бизнес-процессовпредложена группировка затрат на продукцию: прямые затраты на единицу, накладные затраты на производственные виды деятельности, накладные затраты на коммерческие виды деятельности, предложено раздельно учитывать затраты на клиентские виды деятельности, что позволит рассматривать все издержки, понесенные предприятием, в рамках затрат на конкретные объекты учета и формировать реальную информацию о прибыльности отдельных видов продукции и клиентских групп;

— предложен алгоритм рейтингового анализа конкурентов на базе информации, формируемой в рамках стратегического управленческого учета, обеспечивающий сбалансированность отражения в учете финансовой и нефинансовой информации по ключевым аспектам деятельности конкурентов;

— разработан комплекс унифицированных форм управленческой отчетности: «Отчет о рентабельности продукции», «Отчет о рентабельности клиента», «Паспорт ключевого показателя эффективности», необходимых для организации стратегического управленческого учета и сегментарного анализа на основе метода ABC;

— определены принципы отбора ключевых показателей эффективности исполнения стратегии в рамках стратегического управленческого учета: принцип согласованности KPI разных структурных подразделенийпринцип интеграции KPI с действующими на предприятии системами планирования и бюджетированияпринцип построения KPI на основе интегрированного хранилища данных, объединяющего ключевые информационные потоки внутри предприятия;

— предложен многопараметрический подход к анализу эффективности деятельности предприятия, опирающийся на заявленные стратегические цели и предполагающий интеграцию ключевых показателей эффективности (KPI), модели экономической добавленной стоимости (EVA) и метода раздельного учета затрат по видам деятельности — ABC.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования теоретических и практических разработок, предложенных в диссертации, для более эффективной организации стратегического управленческого учета на промышленных предприятиях. Исследование содержит решение ряда задач в области методических аспектов стратегического управленческого учета, направленных на повышение эффективности процессов разработки и реализации стратегических управленческих решений. Результаты, представленные в диссертационном исследовании, позволяют повысить эффективность функционирования стратегического управленческого учета на предприятии.

Практическое значение исследования заключается в том, что авторские научные разработки доведены до конкретных практических предложений, способствующих повышению качества учетно-аналитического обеспечения процесса принятия стратегических управленческих решений на предприятии посредством проведения рейтингового анализа конкурентов по предлагаемой методике, оценки рентабельности продукции и ключевых клиентов предприятия на основе метода ABC, а также осуществления общей оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта в рамках стратегического управленческого учета.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждены и получили апробацию в тезисах, статьях и выступлениях на международных и всероссийских научно-практических конференциях в 2009;2012 гг.

Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли отражение в 19 печатных работах, в которых автору принадлежат 9 п.л. Из них 6 статей опубликованы в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК.

Отдельные разработки, сделанные в ходе диссертационного исследования, внедрены в практическую деятельность ООО «Тольяттинский трансформатор», ОАО «Тольяттинский завод технологического оснащения» и ООО «Мефро Уилз Руссия Завод Тольятти». Ряд теоретических и методических разработок, содержащихся в диссертации, используются в учебном процессе в Тольяттинском государственном университете и Тольяттинском филиале Московского государственного университета пищевых производств, при преподавании учебных курсов: «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности». Практическое использование результатов исследования подтверждено справками о внедрении.

Объем и структура работы определяются логикой анализа взаимосвязанных аспектов изучаемого предмета и совокупностью решаемых задач. Диссертация содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы в составе 138 источников. Содержание работы изложено на 241 странице, включает 15 таблиц, 26 рисунков и 12 приложений.

Заключение

.

Результаты диссертационного исследования представлены в рамках трех логически взаимосвязанных между собой групп научно-практических проблем, охватывающих теоретические основы стратегического управленческого учета, его организацию и базовые методические аспекты, а также особенности практического приложения основных положений стратегического управленческого учета и совершенствование его инструментария на промышленном предприятии.

Первая группа проблем, рассмотренных в диссертации, связана с уточнением содержания понятия «стратегический управленческий учет», его ключевых задач, теоретическим обоснованием места и роли стратегического управленческого учета на предприятии, рассмотрением его современных концепций, формулированием принципиальных различий между традиционным и стратегическим управленческим учетом, отражением изменений приоритетов стратегического управленческого учета на разных этапах жизненного цикла продукции.

В диссертации отмечено, что в настоящий момент в научной литературе не выработан единый подход к понятию «стратегический управленческий учет» в части достижения сбалансированности отражения внешних и внутренних факторов деловой среды. С учетом развития стратегического управленческого учета во времени, его роли в системе управления предприятием и расширения его функций в диссертации предложено следующее определение: стратегический управленческий учеткомплексное направление управленческого учета, объединяющее совокупность технологий сбора, регистрации, обобщения и представления информации в целях обеспечения процесса принятия стратегических управленческих решений, ориентированное на учет и анализ как внутренних факторов развития предприятия, так и внешней бизнес-среды.

В диссертации выделены следующие аспекты стратегического управленческого учета, определяющие его место и роль в процессе.

189 стратегического управления предприятием: информационная поддержка процесса выработки его миссии, видения и стратегических целейдоведение до сведения каждого сотрудника информации о целевых ориентирах предприятияформализация стратегии в виде совокупности тактических целей и задач для различных уровней управления посредством бюджетного планированияразработка средств мониторинга движения предприятия в заданном стратегическом направлении, выработка методов контроля и корректировки стратегических целейобоснование системы мотивации работников на основании достижения ими индивидуальных целей. В исследовании обозначены ключевые элементы стратегического управленческого учета: формирование учетно-аналитического обеспечения процесса принятия стратегических решенийинформационная поддержка стратегического планирования, анализа и контроля деятельности предприятияоптимизация путей предоставления информации внутри предприятия, поддержание обратной связи.

В соответствие с перечисленными ключевыми элементами в диссертации сформулирован ряд первостепенных задач, которые призван выполнять на предприятии стратегический управленческий учет:

— согласование интересов всех заинтересованных партнерских групп в процессе выработки стратегических решений;

— обеспечение согласованности подстратегий в процессе разработки корпоративной стратегии;

— разработка и анализ системы показателей, позволяющей перевести стратегические цели и задачи в плоскость количественных значений и отследить эффективность работы всех уровней менеджмента в достижении этих целей;

— обеспечение соответствия организационной структуры текущим потребностям предприятия в вопросах достижения стратегических целей;

— формирование информационной основы для разработки системы мотивации персонала в части достижения персональных целей и задач.

В качестве основного назначения стратегического управленческого учета на предприятии в диссертационном исследовании предлагается рассматривать содействие достижению экономической эффективности деятельности предприятия в целом, а также эффективности отдельных управленческих решений посредством метода сопоставления на основе концепции альтернативных издержек.

Практическое применение концепции альтернативных издержек в качестве современной концепции стратегического управленческого учета для оценки эффективности принимаемых управленческих решений неизбежно приводит к пересмотру существующей системы распределения накладных затрат. Причина заключается в том, что традиционные системы распределения затрат ориентированы на краткосрочный период, и их использование в долгосрочном периоде, на который и ориентирован стратегический управленческий учет, приводит к искажению истинной величины затрат. В этой связи в диссертации обосновывается необходимость использования в рамках стратегического управленческого учета вместо традиционной классификации затрат на постоянные и переменные их разделения на неизбежные (неустранимые) и сворачиваемые (приростные) по отношению к тому или иному решению, что позволяет избежать соотнесения природы затрат с временной шкалой и снизить вероятность их искажения.

На основе дальнейшего анализа в диссертационном исследовании обосновывается факт, что характерная для традиционного управленческого учета концентрация на показателе объема произведенной продукции как главного источника возникновения затрат теряет свою актуальность в рамках стратегического учета, поскольку в долгосрочном периоде на уровень затрат промышленного предприятия оказывает влияние широкий набор специфических затратообразующих факторов. В исследовании предлагается включать в анализ весь спектр затратообразующих факторов, поскольку в долгосрочном периоде целесообразно исходить из многоуровневости возникновения затрат предприятия и необходимости выявления исходных причин, порождающих эти затраты. Таким образом, концепция множества затратообразующих факторов призвана выступить в качестве концептуальной основы стратегического управленческого учета, а все множество этих факторов должно быть разделено на структурные и функциональные. Именно функциональные факторы несут в себе более высокие резервы сокращения затрат промышленного предприятия, поскольку анализ структурных факторов представляет собой постфактум-анализ информации прошлых периодов.

Диссертационное исследование также содержит вывод, что более полному раскрытию преимуществ стратегического управленческого учета на предприятии способствует использование идеи построения стоимостных цепочек (value chain), адаптированных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к информации стратегического значения. Для традиционного управленческого учета характерен подход к методике построения стоимостных цепочек, предполагающий охват лишь тех видов деятельности предприятия, что могут быть отнесены к его внутренней среде, — от процессов проектирования новой продукции до ее гарантийного обслуживания. В целях же стратегического управленческого учета предлагается расширить диапазон построения стоимостной цепочки путем включения в ее состав процессов, происходящих за пределами производственной среды предприятия. Сам же хозяйствующий субъект в подобном случае должен рассматриваться как часть общей цепи создания стоимости в отрасли, которая представляет собой единую последовательность преобразований от приобретения исходного сырья до процессов обслуживания конечного потребителя продукции отрасли.

Диссертация содержит также анализ основных различий между традиционным и стратегическим управленческим учетом, основанный на выдвинутом тезисе о назначении стратегического управленческого учета осуществлять информационную поддержку процессов стратегического менеджмента. В основу данного анализа положена идея о том, что стратегический управленческий учет концентрируется в первую очередь на учете, контроле и анализе внешних по отношению к предприятию факторов, а также нефинансовых показателях.

В исследовании отмечено, что стратегический управленческий учет с точки зрения конкретизации его методико-практической роли на промышленном предприятии может быть рассмотрен в контексте идеи жизненного цикла продукции. По мере прохождения отдельных этапов жизненного цикла возникает необходимость корректировать стратегию в связи с динамическими изменениями во внешней среде, что неизбежно приводит к изменениям приоритетов стратегического управленческого учета и пересмотру методов анализа и контроля реализации стратегии в отношении тех или иных видов продукции. Диссертация содержит рекомендации по применению определенных инструментов стратегического анализа и контроля реализации стратегии в рамках стратегического управленческого учета на различных этапах жизненного цикла продукции промышленного предприятия.

В работе обосновывается, что путем объединения всех видов продукции, реализуемых предприятием и находящихся на различных этапах своего жизненного цикла, может быть сформирован определенный продуктовый портфель, в котором от каждой его составляющей ожидается определенная величина доходности за заданный период времени с учетом уровня риска по этой доходности. Стратегический управленческий учет прогнозируемой величины доходности по каждому виду продукции из данного портфеля позволяет определить эффективное множество видов продукции — определенное сочетание продаж предприятия за заданный период, которое приносит максимальный доход при определенном уровне риска (отклонении доходности).

Вторая группа проблем, затронутых в диссертации, связана с рассмотрением информационного обеспечения стратегического управленческого учета, разработкой основных направлений совершенствования его практического применения на промышленных предприятиях, а также определения принципов отбора ключевых показателей эффективности деятельности предприятия как инструмента стратегического управленческого учета.

На основе рассмотренных положений о возможности использования в качестве методической основы стратегического управленческого учета концепций альтернативных издержек, множества затратообразующих факторов, методики построения расширенной цепочки стоимости в диссертации сделан вывод о необходимости выбора оптимального метода учета затрат, способного выступить в роли информационного обеспечения стратегического управленческого учета на предприятии. На основе изучения специализированной литературы в качестве подобного метода учета на промышленных предприятиях в диссертации предложено использование метода раздельного учета затрат по видам деятельности (Activity-based costing, ABC). Преимущество применения в рамках стратегического управленческого учета именно метода ABC обосновывается его возможностью обеспечивать связь между стратегией предприятия и его операционной деятельностью на основе процессного подхода, в частности:

— анализ видов деятельности, осуществляемый в рамках метода ABC, позволяет выявить наименее эффективные с точки зрения достижения стратегических задач виды деятельности, что способствует концентрации внимания менеджеров на тех видах деятельности, которые способны обеспечить стратегический успех;

— посредством метода ABC возможно рассматривать все издержки, понесенные предприятием, в рамках затрат на конкретные объекты учета, формируя реальную информацию о прибыльности либо убыточности отдельных видов продукции, клиентских групп и пр.;

— метод раздельного учета затрат по видам деятельности дает возможность учитывать различные затратообразующие факторы, уходя от определения объема производимой продукции как главного фактора, влияющего на поведение затрат (отпадает необходимость в разделении затрат на постоянные и переменные);

— учет затрат по видам деятельности выявляет четкие ориентиры в ценовой политике (при условии, что предприятие способно оказывать влияние на общий уровень цен в отрасли).

В диссертационной работе предложены следующие критерии, позволяющие оценить целесообразность применения метода ABC на конкретном предприятии: доля накладных расходов в общем объеме затрат предприятия, степень разнообразия производимой продукции, количество поддерживающих процессов в общем объеме бизнес-процессов предприятия, степень влияния различных затратообразующих факторов, уровень стандартизации бизнес-процессов.

С точки зрения наиболее полной реализации преимуществ метода ABC в рамках стратегического управленческого учета и повышения качества соответствующего анализа возможных путей снижения затрат в диссертации при подсчете себестоимости продукции предложена следующая группировка затрат: прямые затраты на единицу, накладные затраты на производственные виды деятельности, накладные затраты на коммерческие виды деятельности.

В диссертационной работе отмечено, что конечной целью стратегического учета, анализа и контроля на уровне конкурентной стратегии является оптимальное распределение имеющихся ресурсов предприятия в агрессивной рыночной среде для обеспечения высокого уровня рентабельности финансово-хозяйственной деятельности. С точки зрения совершенствования практического применения стратегического управленческого учета на промышленных предприятиях для получения соответствующей учетной информации хозяйствующий субъект должен быть представлен в качестве совокупности отдельных сегментов, каждый из которых однозначно характеризуется определенными видами продукции, реализуемыми определенным клиентам в условиях конкуренции с определенными предприятиями.

В состав отчетности, получаемой в рамках данного стратегического анализа, рекомендуется включать информацию, формируемую в рамках стратегического управленческого учета. В диссертации предложен вариант ранжирования ключевых конкурентов на основе метода экспертных оценок основных характеристик конкурентов на базе информации стратегического управленческого учета, в частности: среднего уровня продажных цен и его отклонения от цены, установленной предприятиемструктуры затрат конкурентов и ее отклонения от структуры затрат предприятияобъема продаж конкурентов в сравнении с аналогичным показателем предприятияуровня расходов на маркетинг, понесенных конкурентами, и его сравнения с маркетинговыми затратами предприятия и др.

Для обеспечения структурированности рейтингового анализа конкурентов предлагается следующий алгоритм:

1) анализ существующего и потенциального уровня конкуренции;

2) оценка, перспективный анализ и ранжирование конкурентов по уровню их относительных затрат и инвестиций, долговременных стратегий ценообразования, приверженности конкретному виду продукции или рынку;

3) определение возможных альтернативных стратегий каждого из конкурентов и разработка ответных действий на них со стороны предприятия.

В исследовании представлены также основные направления стратегического управленческого учета при проведении рейтингового анализа конкурентов в зависимости от конкретного этапа жизненного цикла продукции, реализуемой на исследуемом рынке: анализ уровня расходов конкурентов на исследования и разработки на этапе замысла и внедрения новой продукции на рынок, анализ уровня маркетинговых расходов конкурентов и соответствующих изменений рыночной доли на этапе роста спроса, анализ уровня относительных затрат конкурентов и их структуры на этапе зрелости продукции.

Ключевая роль предложенного метода анализа относительного конкурентного положения предприятия на рынке в рамках стратегического управленческого учета заключается в обеспечении сбалансированности отражения в учете финансовой и нефинансовой информации, отражающей ключевые аспекты деятельности конкурентов.

Существенное практическое значение для промышленного предприятия имеет такое направление стратегического управленческого учета как анализ рентабельности продукции. Стратегическое значение подобного анализа обосновывается тем, что он позволяет выявить различия в уровне прибыли, приносимой предприятию различными видами продукции, и сконцентрировать внимание на наиболее рентабельных из них.

В исследовании предложена форма управленческой отчетности «Отчет о рентабельности продукции» на основе метода ABC и предложенной классификации затрат на продукцию, которая позволяет раскрыть не только объем и структуру затрат, относимых на конкретный вид продукции, но и те виды деятельности промышленного предприятия, в которых эти затраты возникли.

На основе информации «Отчета о рентабельности продукции» все виды продукции предприятия могут быть проранжированы по уровню рентабельности и сгруппированы в соответствии с той прибылью, которую они способны принести. Выделенные группы являются основой для разработки стратегических инициатив в области развития наиболее рентабельных видов продукции.

В исследовании отмечено, что важным направлением практического применения стратегического управленческого учета на предприятии является анализ рентабельности клиентов. С целью информационного обеспечения стратегических управленческих решений в области сотрудничества с наиболее рентабельными клиентами, а также пересмотра отношений с нерентабельным в диссертации предложена форма управленческой отчетности «Отчет о рентабельности клиента», основанная на методе.

раздельного учета затрат по видам деятельности. Для получения соответствующей информации в диссертации предлагается выделять затраты на клиентские виды деятельности, что представляется возможным именно при использовании метода ABC. В данном отчете в качестве объекта затрат рассмотрены клиенты и их сегментные группы.

Таким образом, предложенные формы отчетности «Отчет о рентабельности продукции», «Отчет о рентабельности клиента» позволяют оперативно анализировать структуру прибыли и убытков промышленного предприятия в разрезе различных объектов учета затрат.

В свою очередь в качестве оптимального методического инструмента предоставления соответствующей информации в стратегическом управленческом учете выступают ключевые показатели эффективности деятельности предприятия (KPI). Процесс построения объективной и взаимосвязанной совокупности KPI в рамках стратегического управленческого учета должен быть ориентирован на наиболее важное в стратегическом аспекте подмножество бизнес-данных, максимально полно отражающее степень эффективности как операционных, так и функциональных бизнес-процессов предприятия, а непосредственно отбор отдельных KPI следует осуществлять в рамках следующих принципов:

— обсуждение и выбор KPI целесообразно проводить при взаимодействии всех структурных подразделений, а сами KPI разных подразделений следует согласовывать между собой;

— важно обеспечить, чтобы каждый KPI точно отражал текущее положение предприятия в определенной функциональной области, а также предусмотреть возможность его интеграции с системами планирования и бюджетирования;

— при реализации программы KPI и получении их фактических значений следует опираться на интегрированное хранилище данных, объединяющее информацию различных структурных подразделений предприятия (в т. ч. посредством создания центрального репозитария данных средствами IT-технологий).

Третья группа проблем, решению которых посвящена диссертация, связана с разработкой таких направлений совершенствования стратегического управленческого учета на предприятии как применение в нем модели экономической добавленной стоимости, ее интеграции с ключевыми показателями эффективности и методом раздельного учета затрат по видам деятельности, а также использование в рамках стратегического управленческого учета сегментарного анализа.

Замкнуть учетно-аналитический контур на предприятии призвана аналитическая информация о динамике и основных составляющих показателя экономической добавленной стоимости (EVA). В рамках данного направления, помимо модели EVA, предложено использование таких инструментов как KPI и метод ABC. В исследовании отмечено, что каждый из указанных инструментов имеет как свои преимущества, так и ограничения, в связи с чем предлагаются пути их интеграции в рамках стратегического управленческого учета в единый инструмент стратегического анализа эффективности деятельности предприятия, опирающийся на заявление о миссии предприятия и его стратегические цели. Применение единого инструментария позволит минимизировать влияние присущих каждому инструменту ограничений и обеспечить синергетический эффект от их совместной реализации в рамках стратегического управленческого учета.

Для достижения поставленных стратегических целей промышленное предприятие может использовать все рассмотренные выше инструменты стратегического управленческого учета в комплексе путем создания единого инструмента стратегического анализа эффективности собственной деятельности, что позволит значительно повысить качество информации, предоставляемой стратегическим управленческим учетом для принятия эффективных стратегических управленческих решений.

В диссертационном исследовании отмечено также, что основную информацию стратегического управленческого учета по отдельным хозяйственным единицам целесообразно представлять в рамках сегментарной отчетности. Диссертация содержит ряд общих рекомендаций по ее составлению в рамках стратегического управленческого учета: информация сегментарной отчетности должна быть представлена в наглядной и удобной для восприятия форме без частой смены форматаретроспективный анализ данных в сегментарной отчетности следует ограничивать в пользу экстраполяции выявленных тенденций и выработки будущих действий по отношению к конкретной управленческой проблемеинформацию сегментарной отчетности необходимо строго структурировать и систематизировать по разделам отчетасегментарные отчеты целесообразно сопровождать справками, пояснениями и другими вспомогательными материаламиво внутренние сегментарные отчеты необходимо включать критерии оценки общей эффективности бизнеса сегмента.

В качестве возможного решения проблемы технической интеграции различных потоков данных в единую базу управленческой информации стратегического управленческого учета, в т. ч. для составления сегментарной отчетности, в диссертации предложено внедрение в ГГ-инфраструктуру предприятия корпоративного портала, который позволит автоматизировать основные процессы стратегического учета, контроля и анализа, получать в автоматическом режиме стратегическую отчетность, а также обеспечит интеграцию различных инструментов стратегического управленческого учета в единое информационное пространство предприятия.

Приведенные результаты исследования могут быть рассмотрены в качестве определенного вклада в развитие теории и практики стратегического управленческого учета на отечественных промышленных предприятиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2011).
  2. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Доходы организации“ ПБУ 9/99» (в ред. от 8.11.2010 г.).
  3. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Расходы организации“ ПБУ 10/99» (в ред. от 27.11.2006 г.).
  4. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ ПБУ 4/99» (в ред. от 8.11.2010 г.).
  5. Приказ Минфина РФ от 08.11.10 № 143н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)
  6. МСФО 14. Сегментная отчетность // Электронная библиотека «Интес». URL: http://intes-group.narod.ru/books/msfo/l 1 msfo. htm (дата обращения: 05.02.2012).
  7. И.В., Евстафьева Е. М. Развитие методологии и методики стратегического учета и аудита в коммерческих организациях: монография. -Ростов н/Д.: Рост. гос. эконом, ун-т (РИНХ), 2009. 255 с.
  8. Анализ создания стоимости // Консалтинговая компания Expert Systems: аналитические решения для бизнеса. URL: http://www.expert-systems .com/financial/Prime Expert/desc/value/ (дата обращения: 15.09.2010).
  9. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / под ред. О. В. Ефимовой, М. В. Мельник. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. — 408 с.
  10. А. Управленческий учет: принципы и практика / Пер. с англ.- Под ред. Я. В. Соколова, И. А. Смирновой. М.: Финансы и статистика, 2002. — 952 с.
  11. М. Основы стратегического менеджмента // Человек и труд, 2007, № 2.
  12. H. М. Формирование подсистемы стратегического управленческого учета на промышленном предприятии. Автореф. дис. к.э.н.- Ижевск, 2004.
  13. Е.А. Учетно-аналитическая система затрат на производство: виды учета и аудита // Аудиторские ведомости, 2007, № 2.
  14. И.Н. Стратегический учет собственности предприятия. -Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 320 с.
  15. И.Н. Учетные модели оценки стоимости фирмы. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. — 320 с.
  16. H.A., Ткач В. И., Кузьменко В. А. Балансоведение: Учеб. пособие. М.: Приор, 2001. — 160 с.
  17. Р.Ф., Икер М. Р., Фримен Э. и др. МВА. Краткий курс / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000.
  18. C.B. Оценка бизнеса: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2004.
  19. М.А. Внутрипроизводственный учет и отчетность. Сегментарный учет и отчетность. Российская практика: проблемы и перспективы. М.: АКДИ: Экономика и жизнь, 2000. — 192 с.
  20. М.А., Сидорова М. И., Борисова Л. И. Стратегический управленческий учет: Полный курс MBA. М.: Рид Групп, 2011. — 192 с. -(Российское бизнес-образование).
  21. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономист, 2003.
  22. А.А., Лекомцев П. А. Интеграция систем KPI/BSC и бюджетирования в единый инструмент управления // Журнал управления компанией, 2005, № 10(53).
  23. Д. А. Стратегический управленческий учет как современный информационный метод // Аудиторские ведомости, 2007, № 12.
  24. Е.В. Модель управленческого учета расходов на продажу в оптовой торговле на основе метода ABC-costing // Управленческий учет, 2005, № 2.
  25. Глоссарий управление проектами IPMA. URL: http://iTi.pmgloss.com/7page id=5 (дата обращения: 10.11.2010).
  26. Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации // Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 2000, № 3.
  27. Гольд штейн Г. Я., Гуц А. Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений, URL: http://www.aup.ru/books/m69/gloss.htm (дата обращения: 04.09.2010).
  28. О.В., Ивашиненко Л. О. Стратегический учет в коммерческих организациях. Ростов н/Д.: БУПК, 2008.
  29. Е.Д. Стратегический управленческий учет рисков на базе сбалансированной системы показателей в сельскохозяйственных организациях // Российская Академия Естествознания. Современные проблемы науки и образования, 2007, № 6, часть 3.
  30. С.И. Генетический анализ продукта // Маркетинг в России и за рубежом, 2005, № 3.
  31. К. Введение в управленческий и производственный учет. -М.: ЮНИТИ, 1998.
  32. Е.М. Развитие методологии и методики стратегического учета собственного капитала в коммерческих организациях. Ростов н/Д.: Издательство Рост. гос. эконом, ун-та (РИНХ), 2010. — 196 с.
  33. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-процессах. -М.: Финпресс, 2001. 240 с.
  34. И.А., Фомченкова JI.B. Место и роль общей системы учета в стратегическом управлении организацией // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, № 3.
  35. Л.Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. -М.: Экономистъ, 2004.
  36. В. Система мотивации на основе KPI // Финансовый директор, 2006, № 2.
  37. Зозуля В. EVA-ABC: Одним выстрелом двух зайцев // Управление компанией (до 2002 года — «Рынок капитала»), 2001, № 4.
  38. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.
  39. В.В., Зайцев С. Н. Современные тенденции развития управленческого учета // Бухгалтерский учет, 1996, № 12.
  40. Источники финансирования Сводной пятилетней инвестиционной программы компаний, образованных в результате реформирования Холдинга ОАО РАО «ЕЭС России» на 2008−2012 годы. Утверждена Правлением ОАО РАО «ЕЭС России» 17.03.2008 г.
  41. Кайдзен для рабочих / Пер. с англ. И. Попеско. Под ред. Вч. Болтрукевича М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. — 152 с.
  42. P.C., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
  43. Р., Нортон Д. Стратегические карты: трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 512 с.
  44. A.M., Андреев A.A. Инвестиции в энергетику: проблемы и перспективы // Наука и экономика, 2010, № 1 (1).
  45. Н.В., Иванова O.E. Инструменты финансовой стабилизации межрегиональных распределительных сетевых компаний // Наука и экономика, 2010, № 1 (1).
  46. Д. Парк ЕУА®-вского периода // Портал iTeam: Технологии корпоративного управления. Публикации. URL: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section 20/article 3282/ (дата обращения: 13.01.2011).
  47. М., Ризенко А. Два лица АВС-костинга или размышления о целесообразности внедрения системы ABC рамках управленческого учета // ¿-¿-Стратегии, 2009, № 3.
  48. Д.А. Формирование классификации видов стратегий в области стратегического управления // Экономический анализ: теория и практика, 2007, № 21.
  49. Ф. Маркетинг менеджмент. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003.
  50. Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление // ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000, 565 с.
  51. Леденев Е.Е. BSC и EVA® конкуренты или союзники? // Портал iTeam: Технологии корпоративного управления. Публикации. URL: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section 27/article 1197 (дата обращения: 20.01.2011).
  52. О.Н. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. URL: http://gaap.ru/articles/50 701/ (дата обращения: 18.10.2010 г.)
  53. Мицкевич A. ABC-Costing для практического использования // Экономические стратегии, 2005. № 3, с. 118−122.
  54. О.Е., Алексеева О. В. Стратегический управленческий учет. Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008.
  55. В.Ф. Счета управленческого учета // Бухгалтерский учет. -2001, № 7.
  56. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 454 с.
  57. М. Конкуренция. Учеб. пособие. Пер. с англ. М.: Вильяме ИД, 2006. — 608 с.
  58. Ю.М. Стратегический управленческий учет новый стандарт корпоративного управления // Проблемы совершенствования качества подготовки специалистов высшей квалификации. IV Международная научно-практическая конференция. Омск: ОГИС, 46.12.2006 г.
  59. . Стратегический учет для руководителя. Пер. с англ. Под ред. В. А. Микрюкова. М.: «Аудит» Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.
  60. .А. Практическое руководство по написанию и защите диссертаций. М.: Экономистъ, 2008. — 144 с.
  61. К. ЕУАлюция сбалансированной системы показателей. Портал iTeam: Технологии корпоративного управления. URL: http://www.iteam.ru/articles.php?tid=2&pid=l&sid=27&id=298 (дата обращения: 13.01.2011).
  62. В. Описание и анализ бизнес-процессов: цепочки ценности и Work Flow // Корпоративный менеджмент Библиотека управления. URL: http://www.cfin.ru/itm/bpr/comparising analysis. shtml (дата обращения: 23.11.2010).
  63. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. -4-е изд., перераб. и доп. Минск: Новое знание, 2000.
  64. В.П. Управление издержками предприятия и анализ безубыточности. Учеб. пособие. Дата публикации: 06.02.2002 // Vuzlib -Экономико-правовая библиотека. URL: http ://vuzlib. net/beta3/html/1/4470 (дата обращения: 29.09.2010).
  65. С.А. Внедрение системы управленческого учета Activity-Based Costing с использованием модульного принципа формирования плана счетов // Управленческий учет, 2006, № 3.
  66. Сапунцов Н. SAP-ать или не SAP-ать? // PC Week/UE, 2008, № 24.
  67. Свободная энциклопедия маркетинга. Статья «Продукт». URL: http://www.marketopedia.ru/22-produkt.html. (дата обращения: 24.11.2010 г.)
  68. Система сбалансированных показателей: постановка и автоматизация. Курс повышения квалификации. СПб.: НОУ ДО Академия менеджмента Инталев, 2005. — 127 с.
  69. Стратегический менеджмент: Учебник. Пер. с англ. H.H. Алмазовой. М.: Проспект, 2003.
  70. В.П. Управленческий учет: Учеб. для вузов. Серия «Основы наук» М.: Высшее образование, 2007.
  71. В.А. Стратегический управленческий учет: состояние и развитие в зарубежных странах // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2000, № 4.
  72. П. Разумный учет: как получить истинную картину затрат с помощью системы ABC. Пер. с англ. Т. Родиной, О. Поповой, Н. Пирогова. -М.: ИД «Секрет фирмы», 2006. 384 с.
  73. В. КР1 в управлении: связь со стратегией // Новый менеджмент, 2007, № 5.
  74. К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании. Пер. с англ. М.: Дело, 2000.
  75. К. Стратегический управленческий учет. Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.
  76. Управление бизнесом: от стратегических целей к реальным результатам: исследование в области управления эффективностью деятельности в России, 2010. Консультационные услуги «PricewaterhouseCoopers», 2010.
  77. Т.В. Финансовая отчетность как индикатор инвестиционной привлекательности корпорации // Экономический анализ: теория и практика, 2008, № 12.
  78. A.B., Лекомцев П. А. Управление по KPI в многоуровневых компаниях // Менеджмент сегодня, 2005, № 2.
  79. Т. Все ресурсы на достижение успеха // Директору информационной службы. Изд-во «Открытые системы», январь 2001.
  80. Что такое KPI и как с ними работать // HR-портал. Сообщество профессионалов. Статьи. URL: http://www.hr-portal.ru/article/chto-takoe-kpi-i-kak-s-nimi-rabotat (дата обращения: 21.01.2011).
  81. Дж. И Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. СПБ.: Бизнес Микро, 1999.
  82. А.Н. Теория и методология стратегического учета инноваций. Ростов н/Д.: Росиздат, 2005. — 240 с.
  83. О.Н. Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции экономической добавленной стоимости // Финансовый менеджмент, 2003, № 3.
  84. И.З. Системы управления затратами и результатами на различных этапах жизненного цикла продукта // Вестник КГФЭИ, 2007, № 3 (8).
  85. Д. Модель EVA: ориентация на стоимость // Консультант, 2005, № 23.
  86. АВС-костинг (дифференцированный метод учета себестоимости) // Razdolie project Публикации. URL: http://www.razdolie.ru/complex/uncos/publication/detail.php ?Ю=34 (датаобращения: 11.11.2010).
  87. Ampuero M., Goranson J., Scott J. Solving the Measurement Puzzle: How EVA and the Balanced Scorecard Fit Together // The Cap Gemini Ernst & Young Center for Business Innovation. Issue 2 «Measuring Business Performance». 1998. — p. 45−52.
  88. Atkinson A., Epstein M. Measure for measure: Realizing the power of the balanced scorecard // CMA Management, September 2000. P. 22−28.
  89. Bailey J. Implementation of ABC system by UK Companies // Management Accounting, February, 1991. p. 30−32.
  90. Bhimani A., Pigott D. Implementing ABC: a case study of organizational and behavioral consequences // Management Accounting Research, June, 1992.-p. 119−132.
  91. Bromwich M. The case for strategic management accounting: the role of accounting information for strategy in competitive markets // Accounting, Organization and Society, 1990, № 1.
  92. Bromwich M. and Bhimani A. Management Accounting: Evolution not Revolution // The Chartered Institute of Management Accountants, 1989.
  93. Combining EVA with the Balanced Scorecard to improve strategic focus and alignment: 2GC Discussion Paper. UK: 2GC Active Management, 2001.
  94. Cooper R. Cost Classification in Unit-Based and Activity-Based Manufacturing Cost System // Journal of Cost Management, Fall, 1990. P. 4−14.
  95. Cooper R. Does Your Company Needs A New Cost System? // Journal of Cost Management, Spring, 1987. p. 43−51.
  96. Cooper R. The Rise of Activity-Based Costing Part One: What is an Activity-Based Cost System // Journal of Cost Management, Summer, 1998. — p. 45−54.
  97. Cooper R. and Kaplan R.S. Measure costs right: make the right decisions // Harvard Business Review, September / October, 1988.
  98. Cooper R., Kaplan R.S., Maisel L.S., Morrissey E. and Oehm R.M. Implementing Activity-Based Cost Management // Institute of Management Accountants, Montvale, 1992.
  99. Cooper R., Turney P. Hewlett-Packard: The Roseville Network Division. Boston: Harvard Business School Press, 1989.
  100. Drury C. Management and Cost Accounting // International Thompson Business Press, 5th Edition, 2000.
  101. Friedman A., Line S. Activity-Based Techniques: The Real Life Consequences // CIMA, London, 1995.
  102. Innes J. Strategic management accounting // Handbook of management accounting, 1998.
  103. Innes J. and Norris G. The Use of Activity-Based Information // CIMA, London, 1997.-56 p.
  104. Johnson T. and Kaplan R.S. Relevance Lost: The Rise and Fall of Management Accounting // Harvard University Press, 1987.
  105. Kaplan R. S. Cost and Effect: Using Integrated Cost System to Drive Profitability and Performance. President and Fellows of Harvard College, USA, 1998.
  106. Kaplan R.S. John Dee Component Works // Harvard Business School Cases 9−187−107, 1987. 108 p.
  107. Kaplan R.S. One Costing System is not Enough // Harvard Business Review, January/February, 1988. p. 61−66.
  108. Kaplan R.S. Yesterday’s accounting undermines production // Harvard Business Review, July / August, 1984.
  109. Kaplan R.S., Norton D.P. Balancing the Corporate Scorecard 2.0 (Corporate Version) // Harvard Business Scholl Publishing, 10/29/99.
  110. Kaplan R.S., Norton D.P. The Strategy-Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New Business Environment. -Boston (Ma., USA): Harvard Business School Press, 2001.
  111. Krell E. The State Of Corporate Perfomance Management / E. Krell // Business Finance, 2002, № 6.
  112. Lord B.R. Strategic management accounting: the emperor’s new clothes? // Management Accounting Research, 1996, № 7 (3).
  113. Management Accounting Official Terminology // CIMA, London, 2000. 143 p.
  114. Marr B. and Neely A. Balanced Scorecard Software report // Gartner and Cranfield School of Management, 2001. 275 p.
  115. Peter B.B. Turney. Collaborative Performance Management Systems. Cost Technology Inc., 2004.
  116. Porter M. Competitive Strategy. New-York: Free Press, 1980.
  117. Scarlett R.C., Wilks C. Management Accounting Performance management // CIMA, London, 2001.
  118. Schendel D.E. and Hatten K.J. Business Policy or Strategic Management: a view for emerging discipline // Academy of Management Proceeding, 1972.
  119. M.D., Young M.S. «Managing Product Total Life Cycle Costs: An Organizational Model», Journal of Cost Management, Fall, 1991.
  120. Shillinglaw G. Management Cost Accounting // Richard D. Irvin Inc., 1982.
  121. Shillinglaw G. The Concept of Attributable Cost // Journal of Accounting Research, 1963, vol.1.
  122. Simmonds K. Strategic management accounting // Management accounting, 1981, № 59 (4).
  123. Staubus G. Activity Costing and Input-Output Accounting // Richard D. Irvin Inc., 1971.
  124. Stern Steward. Europe Limited ABC, The Balanced Scorecard and EVA // EVAluation. V. l, issue 2, April, 1999.
  125. Swenson D. The Benefits Of Activity-Based Cost Management to the Manufacturing Industry // Journal of Management Accounting Research. V.7. Fall, 1995.-p. 167−180.
  126. Thompson A. and Strickland A.J. Strategic management: Concept and Cases // Piano, Business Publication, 1987.
  127. Walker J. Cost Accounting // CIMA, London, 1999. 128 p.
  128. Walker J. and Burke L. Management Accounting Fundamentals // CIMA, London, 2000. 457 p.
Заполнить форму текущей работой