Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Идейная и творческая эволюция К.М. Виланда (1760-1770-е годы)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Своеобразный вариант позднего немецкого Просвещения, представленный творчеством Виланда, складывается в 60−70-е годы ХУШ века на философской основе скептицизма. Немецкий скептицизм не был выражением материалистических воззрений, как это было во Франции. Критика рационалистической метафизики неразрывно связана в Германии с сомнением в достоверности чувственного опыта. Наиболее известный вариант… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Философские и эстетические взгляда Виланда
  • Глава II. Виланд — поэт рококо
  • Глава III. Эволюция эпического жанра. НО

Идейная и творческая эволюция К.М. Виланда (1760-1770-е годы) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История восприятия Виланда в Германии, как известно, исполнена напряженных коллизий. Читательская. аудитория Виланда в ХУШ веке необычайно широка, известны исключительно высокие оценки его творчества современниками. Однако, если для иностранцев, будь то Карамзин, или госпожа де Сталь, место Виланда в поэтическом триумвирате Веймара не подлежало сомнению, то в самой Германии его творчество явилось предметом острой литературной борьбы (Руппель, 238- Зейферт, 254- Мартини, 211) Л.

Первый удар по авторитету Виланда нанесли поэты «бури и натиска», отвергнувшие его творчество как французоманию. Борьба штюрмеров против Виланда явилась формой борьбы против этического материализма и классицистической эстетики, которые в Германии 70-х годов ХУШ века воспринимаются как орудия порабощения личности (Прйцш, 230- Клут, 188- Кожевников, 54- Розанов, 79),.

Кризис движения «бури и натиска» и формирование «веймарского классицизма» способствует положительной переоценке Виланда его младшими литературными современниками. Но дружеские отношения, связывающие Виланда с веймарцами, не ведут к абсолютному признанию его творчества. «Виланд красноречив и остроумен, но к поэтам его едва ли можно причислить в большей степени, чем Вольтера или Попа. Он принадлежит к тому достохвальному времени, когда творения остроумия и поэтического гения считались синонимами,» — пир сал Шиллер. Гете в своих веймарских отзывах неоднократно подчеркивал границу, отделяющую Виланда от подлинного гения. В речи,.

1. Си" соответствующие номера списка литературы.

2. Шиллер Ф. Собр.соч. в 8-ми т. М.^Л., 1950, т.8, с. 641, произнесенной после похорон Виланда в масонской ложе, Гете хвалит его за образованность и вкус, здравый рассудок и «честное стремление влиять на свое время». Но эти похвалы не имеют в устах Гете того прямого и абсолютного смысла, какой ониилелибы в просветительской критике. Своей речью Гете с почетом «выпроваживает» Виланда из современности в историю".

Критика Виланда как искусного комбинатора, работающего с заранее заданным материалом, получает широкое развитие у романтиков, для которых «аутодафе над Виландом» — важный пункт программы обновления немецкой литературы (Гирцель, 169). В «Атенеуме» было помещено оскорбительное объявление А. Шлегеля о «конкурсе заимодавцев в отношении придворного советника Виланда в Веймаре» .^ В этическом аспекте романтики резко протестуют против характерной для Виланда сенсуалистической трактовки любви. В своих произведениях они создают карикатурный образ Виланда — бездарного поэта и безнравственного философа, являющегося одиозным олицетворением просветительных идей.

Отрицательное отношение к Виланду, сложившееся в литературной борьбе его времени, предопределило трактовку его творчества в немецком литературоведении XIX века. Обширная апологетическая с биография Виланда, созданная Грубером, не опровергла критики романтиков. Авторы основополагающих историко-литературных трудов.

1. Goethe J.W. Zu bruderlichem Andenken Wielands (1813). -Werke, Bd.36. Weimar, 1893, S.313−346.

2. Schlegel A.W. Citatio edictalis. — Samtliche Werke. /Hg.v. E. B'ocking. B., 1846, Bd. VIII, S.49″.

3. Gruber J.G. C.M.Wielands Leben. — In: C.M.Wielands Samtliche Werke. Bd.50−53. Leipzig, 1827−1828. от Гервинуса до Бартельса видят в Виланде адапта французского материализма и эпигона рационалистической поэзии, чуждых национальному характеру немецкой культуры. Интересно, что в 1846 году Гейне, живя в эмиграции, сравнил себя с Виландом, отвергнутым своей родиной.^.

Ряд ценных работ о Виланде возникает в рамках научного позитивизма конца XIX века, но их цель ограничена выяснением новых биографических данных, публикацией архивных материалов, исследованием литературных источников. Творчество Виланда привлекает к себе внимание как документ эпохи Просвещения, но не получает новой эстетической оценки (Зейферт, 258−261- Кох, 189- Фогт, 291- Фукс, 148- Шравезанде, 250).

Если этические мотивы неприятия Виланда к началу XX века затухают, то абсолютизация романтической концепции творчества явственно ощущается и в лучших исследованиях, относящихся к первой трети XX века. «Виланд был большим мастером, но он не был великим творцом» , — писал О. Вальцель, традиционно противопоставляя Виланда Клопштоку и «бурным гениям». Очевидная противоположность Виланда органической эстетике «германскому чувству формы» делает его неинтересным для немецких исследователей 1920;х годов, а интерес, который намечается к нему в связи с постановкой Цизаржем и Эрматингером проблемы немецкого рококо, еще не успевает дать важных научных результатов. Симптоматично, что начатое Б. Зейфертом в 1909 году академическое издание полного собра.

6. Dichter uber ihre Dichtungen. Heinrich Heine. /Hg. v. N. Altenhof er. BcL.3. Munchen, 1971, S.289.

7. Walzel 0. WielancLs Versepik:. — In: Jahrbuch fur Philologie. BcL.2, 1927, S.31. ния сочинений Виланда растянулось более, чем на полвека. По мнению Ф. Зенгле, автора первых послевоенных работ о Виланде, к середине XX века его творчество «неизвестно не только широкой литературной общественности, но и большинству специалистовн, литео ратура о нем представляет собой «груду обломков» .

Начиная с 1950;х годов, положение резко меняется, полузабытый Виланд вновь становится модным. Об этом свидетельствуют многочисленные издания его произведений, многие из которых выходят о массовыми тиражами, организация музеев и научных центров по изучению его творчества в Веймаре и на родине писателя в Биберахе (Вейлгуни, 298- Шелле, 240), возобновление Академией наук ГДР работы над полным собранием его сочинений^, многотомное научное издание его переписки.**.

8. Sengle F. Wieland. Stuttgart, 1949, S.9.

9. Так, в ГДР изданы: Die Abderiten. В., 1952; Geschichte des Prinzen Biribinker. В., 1959; Oberon. Weimar, 1963; Wielands Werke: In 4 Banden. Ausgew. u.eingel. v.H.Bohm. B.-Weimar, 1967; Geschichte der Abderiten. Leipzig, 1974; Die Kirnst zu lieben. Erotische Dichtung und Prosa von C.M.Wieland. В., 1979;Dschin-nistan, oder auserlesene Feenund Geistermarchen. В., 1982.

10. Wielands Gesammelte Schriften. /Hg.v. d.Dt. Komiss. d. Kgl. Preuss. Akad. d. Wiss. В., 1909;1976. 0 1976 — Hg. v. d. Akad. d. Wiss. d. DDR (durch H.W.Seiffert). — В дальнейшем цитируется: Wielands Gesammelte Schriften.

II" Wielands Briefwechsel. Hg. v. d. Dt. Akad. d. Wiss. zu Berlin. Bd. 1−4. В., 1963;1979. — В дальнейшем обозначается В с указанием тома (римской цифрой) и страницы (арабской цифрой)".

Возрождение Виланда" было подготовлено и сопровождается литературоведческими исследованиями, первые из которых обыкновенно уже в заглавии имели слова Rettung, Revision, Rehabilitation (Стокум, 277- Брюкль, 119- Бейснер, 106).

В настоящее время изучение Виланда как в ГДР, так и в ФРГ поставлено очень широко, и литература о нем с трудом поддается классификации. Наиболее отчетливо вырисовываются две тенденции.

Одним, пожалуй, первым по времени, направлением реабилитации Виланда явилось обоснование самоценности его художественного мастерства путем исследования поэтики его произведений (Э.Штайгер, Ф. Бейснер, Ф. Мартини и др.) К наиболее интересному результату приходят на этом пути Кайзер (179−181) и Прейзенданц (232−234), поставившие роман Виланда «Дон Сильвио де Розальва» (1764) у истоков так называемого современного романа, признаком которого они считают фикцию рассказчика, сложную систему взаимоотражающихся точек зрения на изображаемое. В историко-литературном плане поэтика Виланда рассматривается этими исследователями как модификация классицистического принципа «подражания природе» .

Другое направление реабилитации Виланда образуют работы, посвященные выяснению тенденций, объективно связывающих его творчество с литературными направлениями, которыми оно, как считалось ранее, было опровергнуто и преодолено — «бурей и натиском», «веймарским классицизмом», романтизмом" Эти тенденции оказываются настолько существенными, что заставляют говорить в отношении Виланда не только о Просвещении и классицизме, но и об их кризисе. Более важную роль, чем для исследователей первого типа, приобретают при этом стихотворные произведения Виланда, в связи с которыми возрождается термин «рококо», создаются новые и весьма сомнительные историко-литературные категории, как «rococoromantizismus» или «humoristische Klassik». (Зенгле, 255- Шуберт, 252- Дин-кель, 133- Кларк, 128- Манхеннет, 209- Шелле, 239- Хиндерер, 168).

Для новейшей литературы о Виланде на русском языке также характерно изучение его творчества в сложном, дифференцированном идейно-эстетическом контексте, ВЛ. Неустроев в очерке творческого пути Виланда называет поэму «Оберон» «ярким произведетр нием немецкого предромантизма. Б. И. Пуришев в главе о Виланде для «Истории немецкой литературы» замечает, что, «когда сложился веймарский классицизм, Виланд, все время тяготевший к классическим представлениям, стал одним из виднейших его представитето лей».. М. Л. Тройская рассматривает роман «Дон Сильвио де Розаль-ва» как сатиру на сентиментализм и приходит к выводе, что критика Виландом сентиментальной иллюзии не означает его солидарности с узко-рационалистической точкой зрения. Анализируя роман «История абдеритов», Тройская показывает, что обобщающая схема порочного и добродетельного человека, характерная для раннепросвети-тельской сатиры, сменяется у Виланда сатирической типизацией, т. е. Виланд углубляет классицистический способ создания образа.^ Р. Ю. Данилевский поддерживает эту точку зрения в статье об «Истории абдеритов» и в статье о восприятии Виланда в России отмечает, что «многое связывает штюрмеров и романтиков с Виландом: насмешка над филистером, интерес к сказке и признание права поэта на.

12, Неустроев В. П. Виланд. — В кн: Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1959, с. 81.

13, Пуришев Б1"И. Виланд. — В кн.: История немецкой литературы, т.2, М.-Л., 1962, с. 201.

14, Тройская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения. Л., 1962, с.86−93, 122−146. фантазию" .*^ Л. Д. Березина и А. В. Диалектова в диссертациях, посвященных романам Виланда, подчеркивают особенности, включающие их в широкую перспективу немецкого воспитательного романа (Гете, Новалис и т. д.), а отчасти и романа исторического (относительно поздних романов Виланда).^.

Современное состояние как русской, так и зарубежной литературы о Виланде обусловливает актуальность постановки вопроса об общей направленности его идейной и художественной эволюции с целью уточнения места Виланда в историко-литературном процессе второй половины ХУШ века. Решению этой основной задачи посвящена настоящая работа, которая состоит из трех глав. В первой из них сделана попытка определить характер сложной эволюции идейных и эстетических взглядов Виланда на протяжении 50−70-х годов ХУШ века. Во второй главе результаты этой эволюции соотносятся с проблемой стиля рококо в немецкой литературе и расплывчатое понятие рококо конкретизируется на примере двух стихотворных произведений Виланда конца 1760 — начала 1770-х годов — поэм «Музарион» (1768) и «Новый Амадис» (1771). В третьей главе развитие Виланда изучается в аспекте трансформации эпического жанра в его творчестве, т. е. переход Виланда от лейбницианства к скептицизму.

15. Данилевский P.D. Виланд и его «История абдеритов. — В кн.: Виланд. История адберитов. М., 1978, с.221−244- Его же: Виланд в русской литературе. — В кн.: От классицизма к романтизму. Л., 1970, с. 302.

16. Березина ЖД. Просветительские романы Х. М. Виланда: Авто реф. дис.. канд.филол.наук. М., 1967; Дйалектова А. В# Воспитательный роман Х. М. Виланда «История Агатона»: Автореф •ДИС.. канд.филол.наук. М., 1972. и от классицизма к рококо, проанализированный в первых двух главах, рассматривается теперь как переход от эпической поэмы 1750-х годов («Испытание Авраама», «Герман», «Кир») к просветительскому «роману воспитания» «История Агатона» (первая редакция — 1767) и от него к волшебно-авантюрной поэме «Оберон» (1780), определяемой как «романизированная поэма» (термин М. Бахтина),.

Творчество Виланда 60−70-х годов ХУШ века, стоящее в центре исследования, — наиболее плодотворный и интересный период деятельности писателя. Идейное, стилевое и жанровое многообразие его творчества в этот период чрезвычайно велико. В настоящей работе установка делается не на исчерпывающий охват материала, а на отбор явлений, наиболее ясно иллюстрирующих главное направление эволюции Виланда. Многие его произведения охарактеризованы лишь очень кратко или только упомянуты, но так или иначе включены в общую картину. За рамками работы осталось такое важное произведение, как роман «История абдеритов» (1774), В последние годы оно неоднократно привлекало к себе внимание советских исследователей, и их выводы не нарушают предлагаемой концепции.

Новизна работы заключается в трактовке творчества Виланда как особого варианта позднего Просвещения в немецкой литературе, противоположного «буре и натиску», но не совпадающего ни с ран-непросветительским, ни с веймарским классицизмом. Его идейной основой является скептицизм, стилевым выражением — рококо, характерным жанром — романизированная поэма.

Актуальность работы обусловлена не только постановкой назревшей в литературе о Виланде проблемы, но и трактовкой его творчества как кризиса Просвещения, т. е. одного из исторических вариантов кризиса гуманизма в немецкой литературе. В связи с этим ряд художественных форм, разрабатываемых Виландом, имеет типологическое значение (например, ироническая стилизация как выражение «любовно-разлагающего» (Т.Манн) отношения к гуманистической традиции). Актуальной такая трактовка Виланда представляется и в том плане, что она отвечает повышенному интересу современного литературоведения к переходным художественным явлениям на границе «между классицизмом и романтизмом», на пути «от Просвеще.

17 ния к романтизму" .

17, Ср.: Реизов Б"Г. Между классицизмом и романтизмом. Л., 1962; От классицизма к романтизму: Сб. статей /Под ред. акад" М. П. Алексеева. Л., 1970; Тураев С"В" От Просвещения к романтизму. М., 1983.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Своеобразный вариант позднего немецкого Просвещения, представленный творчеством Виланда, складывается в 60−70-е годы ХУШ века на философской основе скептицизма. Немецкий скептицизм не был выражением материалистических воззрений, как это было во Франции. Критика рационалистической метафизики неразрывно связана в Германии с сомнением в достоверности чувственного опыта. Наиболее известный вариант немецкого докантовского скептицизма представленфилософией чувства и веры, в которой дискредитация ощущения и рассудка становится предпосылкой мистицизма (Га-ман, Якоби, Лафатер). Под влиянием этого частичного скептицизма скалдываются предромантические тенденции эпохи «Бури и натиска».. «Бурные гении» — тоже скептики. Они отрицают разум, чтобы отдаться непосредственному переживанию природы и жизни. Скептицизм Виланда формируется в те же годы, когда Гаман вдохновляется идеями Юма, в Гердер слушает лекции молодого Канта, но он более радикален. Кризис мировоззрения, пережитый Виландом на буреже 60-х годов ХУШ века и позднее углубляющийся, отразил сознание противоречия между лейбницианским учением о предустановленной гармонии и немецкой действительностью. Но своеобразие идейной позиции Виланда в том, что разочарование в отвлеченных построениях разума не возмещается у него ни религиозно окрашенным сенсулизмом его немецких современников, ни материалистически окрашенным сенсуализмом французских просветителей, с которыми его отождествляли в Германии. Религиозность молодого Виланда — это лишь форма освоения лейбницианства, и в своем идейном развитии он движется не от Св. Августина к Вольтеру, а от Лейбница к Канту. Итогом этого.

— 188 развития является полный релятивизм, разочарование как в разуме, так и в чувстве.

Одновременно с формированием скептического мировоззрения идет пересмотр доктрины классицизма. Полемизируя с «бурными гениями», Виланд в 70-е годы продолжает настаивать на ценности классической традиции, но принцип идеализации теряет в его суждениях об искусстве характер объективного художественного познания и признается лишь как чисто эстетическая условность. Этому соответствует художественная практика Виланда, к которой понятие классицизма так же неприменимо, как и понятие сентиментализма. Наиболее адекватной историко-литературной категорией для определения его поэтического творчества является стиль рококо как особая наряду с сентиментализмом и противоречащая ему форма критической переоценки раннепросветительского классицизма. Именно скептицизм обусловливает принципиальное отличие Виланда от новой доктрины немецкого классицизма, которая складывается в Веймаре и с которой исследователи находят у Виланда множество соответствий. Виланду чрезвычайно близка идея воспитания гармонической личности, ориентированной на античный идеал гуманности. Но классический стиль веймарцев покоится, по выражению Гете, «на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей» *, в то время как для Виланда непрочность этих твердынь, недоступность существа вещей познанию — предмет постоянных мучительных раздумий. Поэтому эстетический принцип освоения конфликта между идеалом и реальностью у Виланда иной, чем у Гете, — не сублимация реальности, не снятие ее в идеальном образе, а одновременное полупризнание и иро.

I. Гете И. В. Об эпической и драматической поэзии. — Собр. соч. :В 13-ти т. Т. Ю, с. 401. ническое взаимосоотнесение идеального и реального на основе скептицизма — не синтез, а компромисс. Все творчество Виланда 17 601 770-х годов может рассматриваться как процесс формирования и все более полной реализации этого эстетического принципа. Он реализуется в процессе перехода Виланда от эпической поэмы высокого стиля (героической или религиозной эпопеи) к роману фильдин-говского типа и от него — жанру волшебно-авантюрной поэмы в стиле Ариосто. Названные жанры не исчерпывают всего многообразия произведений Виланда в рассмотренный период, но их выделение оправдано тем, что они образуют основную линию эволюции эпического жанра в его творчестве, соответствуя трем более или менее последовательным этапам его идейного и эстетического развития. Ранние эпические поэмы Виланда относятся к периоду, когда он твердо стоит на почве лейбницианской философии и поэтики классицизма, вначале в ее швейцарском, сентиментализированном варианте, затем — в ообственно классицистическом, готшедовском. Переход к роману «История Агатона» отражает первый этап кризиса раннепросветитель-ской концепции. Роман представляет собой попытку примирения идеального и реального путем эклектического объединения рационализма и сенсуализма, принципа «прекрасной природы» и стремления к реалистическому решению проблемы характера. Жанр волшебно-авантюрной поэмы от «Идриса» до «Оберона» формируется на основе дальнейшего углубления идейного кризиса, когда вера Виланда в возможность идейного и художественного синтеза сменяется скептической двойственностью восприятия и отражения действительности. Виланд и здесь не отказывается от подражания прекрасной природе, но, утрачивая веру в ее объективность, всячески подчеркивает произвольность и неправдоподобие создаваемого им художественного мира, одновременно строит и разрушает образ идеального героя.

— 190.

Творчество Виланда представляет яркий пример самокритики просветителя на позднем этапе развития Просвещения. Французская революция, способствовавшая в конечном счете торжеству гуманистических идеалов, выдвинутых эпохой Просвещения, означала, как известно, и крушение этих идеалов, обнаружила их иллюзорность. По мере приближения к революции культура Просвещения не только крепнет и углубляется, но одновременно у ее носителей растет ощущение исчерпанности просветительских идеалов, чувство своей принадлежности к умирающей культуре, под которой подразумевается вся традиция античного и ренессансного гуманизма. Самосознание хранителя обреченной культурной традиции, гордость за ее величие в сочетании с горькой самоиронией по поводу ее бессилия перед лицом реальности и грядущего варварства — характернейшая черта мировоззрения Виланда и ключ к пониманию его позднего творчества. В лице Виланда Просвещение уже не выдвигает нового положительного содержания, не строит концепцию, а только скептически играет противоречиями этой концепции. Творчество Виланда 70-х годов — это упадок Просвещения, но в рамках упадка, в процессе игры с традицией впервые возникают художественные формы и приемы, которые романтизм наполнит новым идейным и методологическим содержанием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Святое семейство. Соч., изд.2, т.2, с.3−230.
  2. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., т. З, с.7−544.
  3. Ф. Анти-Дюринг. Соч., т.20, с.1−338.
  4. Ф. Немецкий социализм в стихах и прозе. Соч., т.4, с.208−248.
  5. Ф. Материалы по истории Франции и Германии. Архив
  6. Маркса и Энгельса, т. Х, с.343−348.х х
  7. Abt.: Werke. B.-Weidmann, 1909 ff. Bd.1: Poetische Jugendwerke. 462 S. Bd.2: Poetische Jugendwerke. — 495 S. Bd.3s Poetische Jugendwerke. — 518 S. Bd.4: Prosaische Jugendwerke. — 710 S. Bd.13s Dichtungen 1780−1812. — 450 S.
  8. Th.12: Kleinere Gedichte. 142 S.th.16: Idris und Zenide. 120 S.
  9. Th.17: Der neue Amadis. 212 S.
  10. Th.18: Der goldene Spiegel. 162 S.
  11. Th.19s Der goldene Spiegel. 188 S.
  12. Th.20: Geschichte des weisen Danischmend. 215 S.
  13. Th.31:Beitrage zur geheimen Geschichte der Menschheit.-208 S.
  14. Th.32: Kleinere philosophische Schriften. 573 S.
  15. Th.35i Kleine Schriften zur Kulturgeschichte. 430 S.
  16. Th.36: Zur auslandischen Literatur. 356 S.
  17. Th.37i Zur Literatur und Kunst der Griechen und Eomer. -656 S.
  18. Th.38: Zur deutschen Sprache Dichtung und Literatur. 719 S.
  19. Th.39: Vermischte Schriften I. 702 S.
  20. Th.40: Vermischte Schriften II. 876 S.
  21. Wieland C.M. Geschichte des Agathon. Unveranderter Nachdruck der Editio princeps (1767) /Bearb.v. K.Schaefer. В.: Akademie-Verl., 1961. 409 S.
  22. Wieland C.M. Musarion, oder die Philosophie der Grazien. Von herrn Wieland, nach den verschiedenen lesearten der vorigen ausgaben. Mit einigen neuen Stucken von diesem Verfasser vermehrt. Biel-Heilmann, 1770. 114 S.
  23. Wieland C.M. Oberon. Ein Gedicht in 12 Gesangen. /Hg. v. E.v. Sallwurk. Bielefeld-Leipzig: Velhagen u. Klasing, 1912.- 149 S.
  24. Der deutsche Merkur. /Hg.v. C.M.Wieland. Weimars Im Verlag der Gesellschaft (Bd.1−2: Prankfurt-Leipzig), 1773″ Bd.1 -288 S.- Bd.2 316 S.- 1777: Bd.2 — 279 S.- 1799: Bd.2 -280 S.- 1800: Bd.2 — 300 S.
  25. Wielands Briefwechsel. /Hg.v. d. Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin (Akademie der Wissenschaften der DDR.- 193
  26. Zentralinstitut fur Literaturgeschichte) durch H.W.Seiffert.
  27. Bd.1−4. В.: Akad.Verl., 1968.-1979.
  28. Bd.1: Briefe der Bildungsjahre. 574 S.
  29. Bd.2: Anmerkungen zu Bd.1. 516 S.
  30. Bd.3s Briefe der Biberacher Amtsjahre. 611 S.
  31. Bd.4: Briefe der Erfurter Dozentenjahre. 639 S.
  32. Ausgewahlte Briefe von C.M.Wieland an verschiedene Freunde. /Hg. v. H.Gessner. Bd.1−4. Zurich: Gessner, 1815−1816. Bd.1. 379 S.
  33. Bd.2. 384 S. Bd.3. — 380 S.
  34. Briefe an Johann Heinrich Merck von Goethe, Herden, Wieland und anderen bedeutenden Zeitgenossen. /Hg.v. K.Wqgner. Darmstadt: J.Ph.Diel, 1835. 528 S.
  35. Briefe an und von J.H.Merck. Eine selbstandige Folge der im Jahr 1835 erschienenen Briefe an J.H.Merck. Darmstadt: J.Ph. Diel, 1838. 420 S.
  36. Aus klassischer Zeit. Wieland und Reinhold. Originalmitteilungen. Beitrage zur Geschichte des deutschen Geisteslebens im XVIII. Jahrhundert. /Hg.v. E.Keil. Neue Ausgabe. Leipzig, o.J. 300 S.1. X xс, 57−110.
  37. В.Ф. Немецкая эстетика ХУШ века. М.: Искусство, 1963. — 312 с.
  38. Э. Мимесис. М.: Прогресс, 1976. — 555с.- 194
  39. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. — 469 с.
  40. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 464 с.
  41. Л.Д. Политические взгляды Х.М.Виланда и романы «Золотое зеркало, или короли Шешианские» и «История мудрого Да-нишменда». Учен.зап.Моск.пед.ин-та, 1966, т.245, с.237−245.
  42. Л.Д. Эстетические взгляды Х.М.Виланда и роман «История абдеритян». Учен.зап. Моск.пед.ин-та, 1967, № 280, с.375−397.
  43. Л.Д. Просветительские романы Х.М.Виланда: Автореф. дис.. канд.филол.наук. М., 1967. 19 с.
  44. И.И. Избранные произведения и письма. М.-Л.: Гослитиздат, 1935. — 635 с.
  45. И.Г. Избранные сочинения. М.-Л.: Гослитиздат, 1959. — 392 с.
  46. В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. Пг.: Новое время, 1914. 270 с.
  47. В.М. Религиозное отречение в истории романтизма.- М.: Изд. С. И. Сахарова, 1919. 284 с.
  48. П.Р. Неизданное письмо Кристофа-Мартина Виланда к Жермене де Сталь. В кн.: Philologica. Памяти академика В. М. Жирмунского. Л.: Наука, 1973, с.314−316.
  49. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.2.- М.: Искусство, 1964. 730 с.
  50. История в энциклопедии Дидро и д’Аламбера. /Памятники исторической мысли. /Перевод и примечания Н. В. Ревуненковой. Л.: Наука, 1978. — 311 с.
  51. В.Н. Французский материализм ХУШ века. М.: Мысль, 1981. — 301 с.
  52. Г. Э. Гамбургская драматургия. М.-Л.: Academia, 1936. — 455 с.
  53. В.Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. — 121 с.
  54. А.Ф. Культурно-историческое значение античного скептицизма и деятельность Секста Эмпирика. В кн.: Секст Эмпирик. Соч. в двух томах. T.I. — М.: Мысль, 1976, с.5−58.
  55. Е.М. Средневековый роман. М.: Наука, 1983.-302 с.
  56. Е.М. Средневековый роман. Вопросы типологии. В кн.: Художественный язык средневековья. — М.: Наука, 1982, с.250−265.
  57. С.С. Вступление к кн.Вольтер. Орлеанская девственница. М.-Л.: Academia, 1924, с. УП-ХХХ.
  58. Разумовская М. В, Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — 140 с.
  59. Реизов Б. Г, Меж, пу классицизмом и романтизмом. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962, — 273 с.
  60. .Г. У истоков романтической эстетики. Античность и романтизм. Изд. АН СССР, Сер. лит. и яз., 1967, вып.4, с.308−320.78, Реизов Б, Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика.- 199 -- Л: Наука, 1974. 370 с.
  61. Р. Скептицизм в философии, Т.1. СПб.: Шиповник, 1910. — 389 с.
  62. М.Н. Поэт периода «бурных стремлений» Якоб Ленц. Его жизнь и произведения. М.: Изд. Моск. ун-та, 1901. — 582 с.
  63. Стендаль. Прогулки по Риму. Собр.соч.в 12-ти т. /Под ред. Б. Г. Реизова. — М.: Правда, 1978, т.9 — 413 е.- т. Ю — 445 с.
  64. М.Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. — 273 с.
  65. М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л.: Изд-во Л1У, 1965. — 246 с.
  66. М.Л. Виланд-стернианец. В кн.: Проблемы сравнительной филологии. /Сб.статей к 70-летию В. М. Жирмунского. — М.- Л.: Наука, 1964, с.363−375.
  67. С.В. От Просвещения к романтизму. М.: Наука, 1983. — 253 с.
  68. Французкие лирики ХУШ века. Сб.переводов. /Сост.И.М.Брюсо- 200 ва. /Под ред. и с пред. Валерия Брюсова. М.: К. Ф. Некрасов, 1914. 334 с.
  69. В.П. Гармония как эстетическая категория. М.: Наука, 1973. — 255 с.
  70. Шефтсбери. Эстетические опыты. /Составление, перевод, комментарии Ал.В.Михайлова. ML: Искусство, 1975.
  71. Ф. Собр.соч.: В 8-ми т. М.-Л.: Гослитиздат, 1949, 1954, т.УП. 701 е.- т. УШ — 786 с.
  72. Шкловский В, «Тристрам Шенди» Стерна и теория романа. (Сборники по теории поэтического языка). Пг.: ОПОЯЗ, 1921. -39 с.
  73. Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т.1−2. М.: Искусство, 1983, т.1 — 479 е.- т.2 — 447 с.
  74. Anger A. Literarisches Rococo. Stuttgarts Metzler, 1962. -103 S.
  75. Anger A. Rococodichtung. Ins Reallexicon der deutschen Literaturgeschichte. /Begrundet v.P.Merker u.W.Stammler. 2.Aufl. Hg.v. W. Kohlschmidt u. W. Mohr, Bd. III, В.- New York, 19 721 977, S.480−490.
  76. Bahr H. Selbstbildnis. 4 Aufl., B.: S. Fischer, 1923. 310 S.
  77. Bappler K. Der philosophische Wieland. Bern-Munchen: Fran-cke, 1974. 137 S.
  78. Behmer O.A. Laurence Sterne und C.M.Wieland. Forschungen zur neuen Literaturgeschichte. /Hg.v. F.Muncker. Bd.X. Munchen: C. Haushalter, 1899. 62 S.
  79. Beissner F. Poesie des Stils. Ins Wieland. Vier Biberacher Vortrage. Wiesbaden: Insel-Verl., 1954, S.5−34.
  80. Benz R. Marchen-Dichtung der Romantiker. Mit einer Vorgeschichte. Gotha: Perthes, 1908t 263 S.
  81. Blankenburg Fr.F. Versuch uber den Roman. Leipzig- Liegnitz: bey D. Siegers Wittwe, 1774. 528 S.
  82. Bock W. Die asthetischen Anschauungen Wielands. B.: E. Fleischel, 1921. 123 S.
  83. Bockmann P. Formageschichte der deutschen Dichtung. Bd.1−2. 2 Aufl. Hamburg: Hoffmann und Campe, 1965- Bd.1. 700 S.
  84. Bottiger K.A.Literarische Zustande und Zeitgenossen./Aus dem Nachlass hg. v. K.W.Bottiger. Bd.1−2. Leipzig: Brockhaus, 1838. Bd.1 283 S.- Bd.2 — 313 S.
  85. Bouterweck P. Geschichte der Poesie und Beredsamkeit. Guttingen: J.F.Rower, 1819. 218 S.115* Braemer E. Goethes Prometheus und die Grundpositionen des Sturm undDrangs. Beitrage zur deutschen Klassik. Weimars Arion, 1959. 380 S.
  86. Brugger P. Graziose Gebarde. Studien zum Rococostil Wielands. Inaug.-Diss. Munchen, 1972. 172 S.119″ Bruckl 0. Wielands Erzahlungen. Beitrag zur Revision des Wie-landbildes. Inug.-Diss. Tubingen, 1959. 160 S.
  87. Burger H.O. Deutsche Aufklarung im Widerspiel zu Barock und «Neubarock». In: Porm-Krafte der deutschen Dichtung von Barock bis zur Gegenwart. Gottingen: Vandenhoeck u. Ruprecht, 1963, S.56−80.
  88. Campe J. Der programmatische Roman: Von Wielands «Agathon „zu Jean Pauls „Hesperus“. Bonn: Bouvier Verlag Herbert Grundmann, 1979. -230 S.
  89. P.: Hermann, 1939“ 95 S. 127″ Cholevius C.L. Geschichte der deutschen Poesie nach ihren antiken Elementen. Leipzig, 1854. — 320 S.
  90. Clark W.H. Wieland and Winkelmann: Saul and the Prophet. -The Modern Language Quaterly. 1956, H.2, S.1−16.
  91. Cysarz H. Literarisches Rococo. In: Cysarz H. Weltratsel im Wort. Studien zur europaischen Dichtung und Philosophie. New YorkjLondon: Johnson Reprint Corporation, 194−6, S.125−167.
  92. Cysarz H. Barock und Rococo. In: Cysarz H. Deutsche Barockdichtung. Renaissance, Barock, Rococo. Leipzig: H. Haessel, 1924, S.273−290.
  93. Dietze W. Versuch uber die Parodie. In: Dietze W. Er^e und Gegenwart. Aufsatze zur vergleichenden Literaturwissenschaft. B.-Weimar: Aufbau, 1972, S.392−440.
  94. Dietze W. Episode oder Prolog? Goethes Leipzuger Lyrik. -In: Dietze W. Kleine Welt, grosse Welt. Aufsatze uber Goethe. B.-Weimar: Aufbau, 1982, S.9−37.
  95. Dinkel H. Herder und Wieland. Inaug.-Diss.Munchen, 1959″ -138 S.
  96. Dittrich W. Erzahler und Leser in C.M.Wielands Versepik.- 204 1.aug.-Diss. B., 1974. 236 S. 135″ Dusch J.J. Vermischte Werke in den verschiedenen Arten der Dichtkunst. Jena: bey Ch.H.C.Guttingen, 1754. — 572 S.
  97. Duntzer H. Wielands „Oberon“. Erlauterungen zu den deutschen Klassikern. Leipzig- /Ed.Martig, 1880. 132 S.
  98. Eichstadt H. Zukovskij und Wieland. Die Welt der Slaven, 1967, H.3, S.247−266.
  99. Engel J.J. Theorie der Dichtungsarten. In: J.J.Engels Schriften. Bd.11. B.: Myliussische Buchhandlung, 1806″ -564 S.139″ Ermatinger E. Die Weltanschauung des jungen Wieland. Frauenfeld: Huber, 1907. 175 S.
  100. Ermatinger E. Das Romantische bei Wieland. Neue Jahrbucher fur das klassische Altertum, Geschichte und deutsche Literatur, und fur Padagogik. Hg. v. J. Ilberg u. B. Gesth, 1908, Bd. I, S.209−227- 264−288.
  101. Ermatinger E. Barock und Eococo in der deutchen Dichtung. Le ipzig: Teubner, 1926. 186 S.
  102. Ermatinger E. Wielands geistige Welt. Pestvortrag, gehalten am 10. Juni 1933. IM.: Jahrbuch der Goethe-Gesellschaft.1. Bd.19, 1933, s.223−245.
  103. Ermatinger E. Deutsche Kultur im Zeitalter der Aufklarung. Potsdam: Akademische Verlagsgesellschaft Athenaion, 1935″ -312 S.
  104. Ermatinger E. Wieland und die Ironie. In: Ermatinger E. Deutsche Dichter 1700−1900. Eine Geistesgeschichte in Lebensbildern. Bd.1• Frauenfeld: Huber, S.124−150.
  105. Falk J. Goethe aus naherm personlicheh Umgange dargestellt. Ein nachgelassenes Werk. 2 Aufl. Leipzig: Brockhaus, 1836. -318 S.
  106. Fink G.-L. Naissance et apogee du conte merveilleuse en Alle- 205 magne 1740−1800. P.: Les belles lettres, 1966. 766 p.
  107. Preise 0. Die drei Fassungen von V/ielands „Agathon“. Inaug.-Diss. Gottingen, 1910. 92 S.
  108. Puchs A. Les apports francais dans l’oevre de Wieland de 1772 a 1789. P. H. Champien, 1934. 750 p.
  109. Gerstenberg H.W. Eezensionen in der Hamburgischen neuen Zeitung (1767−1771). Deutsche Literaturdenkmale des XVIII. u. XIX. Jahrhunderts. N 128. B.-B.Behr, 1904. — 415 S.
  110. Gleim J.W.L. Versuch in Scherzhaften Liedern und Lieder./Nach den Erstausgaben von 1744−1745 u. 1749 krit. hg. v. A.Anger. Tubingen: Univ.-Verl., 1964. 305 S.
  111. Goethes Gesprache. Gesamtausgabe. /Neu hg. v.F.v. Biedermann. 5 Bande. Leipzig: Brockhaus, 1909−1911. Bd.2: Vom Erfurter Kongress bis zum letzten bohmischen Aufenthalt. 516 S.
  112. Goethe und Lavater. Briefe und Tagebucher. /Hg. v. H.Funck. Weimar: Verlag der Goethe-Gesellschaft, 1901. 443 S.
  113. Gross E. C.M.Wielands „Geschichte des Agathon“. Entstehungsgeschichte. B.: Ebering, 1930. 121 S.
  114. Gruber J.G. Wielands Leben. Th.1−4. Ins C.M.Wielands samtliche Werke: In 53 Bd. /Hg.v.J.G.Gruber, Bd.50−53. Leipzig: Goschen, 1827−1828. Bd.50−51 — 710 S.- Bd.52 — 446 S.-1. Bd.53 472 S.
  115. Gundolf F. Shakespeare und der deutsche Geist. B.: G. Bondi, 1911. 360 S.
  116. Hamann E. Der Impressionismus im Leben und Kunst. Koln: Du Mont-Schaubergsche Buchhandlung, 1907. 414 S.
  117. Harn E.H. Wielands „Neuer Amadis“. Hesperia, 1928, H.17, S.18−27.163″ Haym E. Herder nach seinem Leben und seinen Y/erken. Bd.1−2.
  118. Hinderer W. Wielands Beitrage zur deutschen Klassik. In: — 207
  119. Ittner J.A.v. Leben J.G.Jacobis von einem seiner Freunde. -In: Jacobi J.G. Sammtliche Werke. 3. Aufl. Bd.8. Zurich, 1822. 206 S.
  120. Jacobi J.G. Gedichte. Th.1−3. Wien: Ph. Bauer, 1818. Th.1 -205 S.- Th.2 205 S.- Th.3 — 224 S.
  121. Briefe von Herrn Johann Georg Jacobi. B.: Myliuss, 1768. -102 S.175″ Jacobi F.H. Auserlesener Briefwechsel: In 2 2 Banden. /Hg. v. F.Roth. Leipzig: G. Fleischer, 1825−1827. Bd.1 200 S.- Bd.2 — 178 S.
  122. Jacobs J. Der Roman der schonen Gesellschaft. Inaug.-Diss.
  123. Koln, 1965- 145 S. 177″ Jacobs J. Die Theorie und ihr Exempel. Zur Deutung von Wielands „Agathon“ in Blanckenburgs „Versuch uber den Roman.“ -Germanisch-romanische Monatsschrift, 1981, H.1, S.32−42.
  124. Kausch K.H. Die Kunst der Grazie. Ein Beitrag zum Verstand-niss Wielands. In: Jahrbuch der deutschen Schillergesellschart. 1950, S.12−42.
  125. Kayser W. Die Anfange des modernen Romans im 18. Jahrhundert und seine heutige Krise. Deutsche Vierteljahrsschrift fur1. teraturwissenschaft und Geistesgeschichte. 1954″ H.2, S. 417−446.
  126. Kayser W. Entstehung und Krise des modernen Romans. 4 Aufl. Stuttgart: Metzlersche Verlag-Buchh., 1963. 36 S.
  127. Kaiser W. Die Wahrheit der Dichter. Wandlung eines Begriffs in der deutschen Literatur. Reinbek bei Hamburg: Rohwolt, 1961. 162 S.
  128. Klemperer V. Der Begriff rococo. Jahrbuch fur Philologie. /Hg. v. V.Klemperer. Bd.1, 1925, S.444−467.
  129. Klopstock F.G. Sammtliehe Werke: In 18 Banden. /Hg.v. A.L. Back u.A.R.C.Spindler. Leipzig: Goschen, 1823−1830. Bd.1: Oden. 208 S.
  130. G. Schroder W., Weber P. (Hg.). Literatur im Epochenumbruch. Punktionen europaischer Literaturen im 18. und beginnenden 19″ Jahrhundert. B.+ Weimar: Aufbau, 1977"713 S.
  131. Kluckhohn P. Die Auffassung der Liebe in der Literatur des 18. Jahrhunderts und in der deutschen Romantik. 2.Aufl. Halle (Saale): M. Niemeyer, 1931. 640 S.
  132. Kluth K. Wieland im Urteile der vorklassischen Zeit. Phil. Diss. Greifswald, 1927. 73 S.
  133. Koch M. Das Quellenverhaltniss in Wielands „Oberon“. Phil. Diss. Marburg, 1879. 23 S.- 209
  134. J. (Hg.). J.Chr. Gottsched und die Schweizer J.J.Bod-mer und J.J.Breitinger. Kurschners Deutsche Nationalliteratur. Bd.42. B.-Stuttgart: W. Spemann, o.J. — 555 S.
  135. Kuhn G. Wielands „Idris und Zenide“. Phil.Diss. Wurzburg, 1901. 82 S.
  136. Lange V. Ausklang der XVIII. Jahrhunderts. In: Spatzeiten und Spatzeitlichkeit. Bern-Munchen: Francke, 1962, S.105−117″
  137. Laufer R. Style rococo, style des „Lumi^res“. P.: H. Champier, 1965. 560 p.
  138. Lavater J.K. Physiognomische Fragmente zur Beforderung der Menschenkenntnis und Menschenliebe. Faksimiledruck nach der
  139. Ausgabe 1775−1778. Bd.1−4. Leipzig: „Edition Leipzig“, 1968 -1919. Bd.1 305 S.- Bd.2 — 291 S.- Bd. — 335 S., Bd.4 -567 S.
  140. Lemcke C. Von Opitz bis Klopstock. Leipzig: Reclam jun., 1871. 318 S.
  141. Lenz J.M.R. Dramatischer Nachlass. /Hg. v. K.Weinhold. Prankfurt a.M.: Hutten u. Loening, 1884. 335 S.
  142. Lenz J.M.R. Gesammelte Schriften: In 5 Banden. /Hg.v.P.Blei. Munchen-Leipzig: G. Muller, 1909−1913″ Bd.1 546 S.
  143. Lessing G.E. Gesammelte Werke: In 10 Banden. /Hg.v.P.Rilla. 2. Aufl. B.-Weimar: Aufbau, 1968. Bd.3: Fruhe kritische Schriften 579 S.- Bd.4: Literaturbriefe — 575 S.- Bd.6: Hamburgische Dramaturgie — 551 S.
  144. Lessing G.E. Samtliche Schriften. Bd.1−22 /Hg.v. Lachmann -Muncker. Stuttgart: Goschen, 1886−1919″ Bd.5: Bucherbespre-ohungen. 456 S.
  145. German Life and Letters, 1965, H.2, S.91−100. 210. Martini F. Wielands Oberon. In: Vom Geist der Dichtung. Gedachtnisschrift fur R.Petsch. Stuttgart: Metzler, 1949, S.206−233″
  146. Martini F. Wieland. Zu seiner Stellung in der deutschen Dichtungsgeschichte im 18. Jahrhundert. In: Der Deutschunterricht, 1956, H.5, S.87−112.
  147. Martini F. Nachwort des Herausgebers zu: Wielands Werke. /Hg. v. F. Martini u. H.W.Seiffert: In 5 Bd. Munchen: C. Hanser, 1965. Bd.1, S.205−266.215″ Marx E. Wieland und das Drama. Strassburg: K.J.Trubner, 1914. 127 S.
  148. Mayer H. Wielands „Oberon“. In: Mayer H. Zur deutschen Klassik und Romantik. Pfullingen: Neske, 1963, S.30−47.215″ Mayer H. (Hg.). Meisterwerke deutscher Literaturkritik.
  149. Bd.1−5. 5. Aufl. B.: Rutten, Loening, 1965. Bd.1: Aufklarung Klassik, Romantik. 869 S.
  150. Meyer H. Das Zitat in der Erzahlkunst. Stuttgart: Metzler, 1961. 269 S.217″ Michel V. C.M.Wieland. La formation et l’evolution de son esprit? jusqu'en 1772. Etudes de litterature etrangere et comparee. Bd.10. P.: H. Champien, 195S. — 586 p.
  151. Michelsen P. Laurence Sterne und der deutsche Roman des 18.Jahrhunderts. Guttingen: Vandenhoeck u. Ruprecht, 1962. 594 S.
  152. Monecke W. Wieland und Horaz. Koln-Graz: Bohlau, 1964. -506 S.
  153. Muller J. Wielands Verspepen. In: Jahrbuch des Wi ener Goethe-Vereins, 1965, Bd.69, S.5−47.
  154. Muncker F. Einleitung des Herausgebers zu: V/ielands gesammelte Werke: In 6 Bd. B.: Weidmann, 1876, S.5−20.
  155. Newald R. Von Klopstock bis zu Goethes Tod. 1750−1832 (Geschichte der deutschen Literatur. Bd.6, Th.1). Munchen: C.H.Beck"sehe Verl., 1959. 567 S.
  156. Nicolai F. Briefe uber den itzigen Zustand der schonen Wissenschaften in Deutschland. B.: bey J.Chr.Kleib, 1955- 205 S.
  157. F. (Hg.). Allgemeine deutsche Bibliothek. B. jStettin: Nicolai, 1768, Bd. VI, St.1 340 S.
  158. Nobis H. Phantasie und Morqlitat. Des Wunderbare in Wielands „Dschinnistan“ und der „Geschichte des Prinzen Biribinker“. Kronberg: Skriptor, 1976. 283 S.
  159. Oettinger K. Phantasie und Erfahrung. Studien zur Erzahlpoetik C.M.Wielands. Munchen: Fink, 1970. 151 S.229″ Paulsen W. C.M.Wieland. Der Mensch und sein Werk in psychologischen Perspektiven. Bern-Munchen: Francke, 1975″ 287 S.
  160. Poitzsch M.A. Zeitgenossische Persiflagen auf C.M.Wieland und seine Schriften. Bern-F.a.M., 1972. 220 S.231• Pomezny F. Grazie und Grazien in der deutschen Literatur. Hamburg-Leipzig: L. Voss, 1900. 246 S.
  161. Preisendanz W» Wieland und die Verserzafilung des XVIII. Jahrhunderts. In: Germanisch-romanische Monatschrift, 1962, H.2, S.17−31.
  162. Preisendanz W. Die Kunst der Darstellung in Wielands «Oberon». In: Formenwandel. Festschrift fur P. B'ockmann. Hamburg: Hoffman u. Campe, 1964, S.23?-260.
  163. Preisendanz W. Die Auseinandersetzung mit dem Nachahmungsprinzip in Deutschland und die besondere Rolle der Romane- 213
  164. Schelle H. Das Wieland-Museum in Biberach an der Riss und seine Handschriften. In: Jahrbuch der Schillergesellschaft, 1961, Bd.5, S.548−570.
  165. Schiller P. Werke. Vollstandige Ausgabe in 15 Th. /Hg.v. A.Kutscher. B.-Leipzig-, Wien-?tuttgart: Deutsches Verlaghaus Bong u. Co., o.J. Th.12: Philosophische Schriften und Kritiken. 564 S.
  166. Schlegel A.W. Samtliche Werke. Bd.1−2. /Hg.v. E.Bocking. Leipzig: Weidmann, 1846. Bd.1 384 S., Bd.2 — 370 S.
  167. Schlegel A.W. Vorlesungen uber schone Litteratur und Kunst. /Hg.v. B.Seuffert. Deutsche Litteraturdenkmale d. 18. u. 19.Jahrh. Bd.17−19. Heilbronn: Verlag v.Gebr. Henninger, 1884. Bd.17 — 370 S.- Bd.18 — 320 S.- Bd.19 — 375 S.
  168. Schlegel P. Prosaische Jugendschriften. Bd.1−2. /Hg.v. J. Mi- 214 nor. Wien: C. Schaumburg, 1906. Bd.1 362 S.- Bd.2 — 431 S.
  169. Schlegel F. Geschichte der alten und neuen Litteratur. Vorlesungen, gehalten zu Wien im Jahre 1812. Th.1−2. Wien:
  170. C.Schaumburg, 1815. Th.1 302 S., Th.2. — 332 S.
  171. Schmeer H. Der Begriff der «Schonen Seele» besonders bei Wieland und in der deutschen Litteratur des 18. Jahdts. B.: Weidmann, 1926. 87 S.
  172. Schmidt E. Satirisches aus der Geniezeit. In: Archiv fur Litteraturgeschichte. Bd. IX, 1880, S.165−190.
  173. Schneider F.J. Die deutsche Dichtung der Aufklarungszeit. 1700−1775. 2.Aufl. (Epochen der deutschen Literatur. Bd.III. Th.1). Stuttgart: Metzler, 1948. 368 S.
  174. Schneider F.J. Die deutsche Dichtung der Geniezeit. 1700−1800. (Epochen der deutsche Literatur. Bd.III. Th.2). Stuttgart: Metzler, 1952. 368 S.
  175. Schravesande C. Betrachtungen uber padagogische und ethische Tendenzen in Wielands Werken. Amsterdam: Warnier, 1933* -242 S.
  176. Schroder F.W. Wielands «Agathon» und die Anfange des modernen Bildungsromans. Phil.-Diss. Konigsberg, 1904. 190 S.
  177. Schubert H. Schiller und Wieland. Bin Beitrag zur Geschichte der Weimarer Klassik. Inaug.-Diss.Tubingen, 1958. 478 S.
  178. Seiffert H.W. Die Idee der Aufklarung bei Chr.M.Wieland. -In: Wissenschaftliche Annalen, 1953, H.2, S.678−689″
  179. Seiffert H.W. Wieland und Wielandforschung. In: C.M.Wieland. Vier Biberacher Vortrage. Wiesbaden: Insel, 1954″ S.80−102.
  180. Sengle F. Wieland. Leben und Wirken. Stuttgart: Metzler, 1949. 616 S.
  181. Sengle F. Wieland und Goethe. In: Wieland. Vier Biberacher Vortrage. Wiesbaden: Insel, 1954, S.55−79.- 215 257″ Sengle F. Von Wielands Epenfragmenten zum Oberon. In:
  182. Sengle P. Arbeiten zur deutschen Literatur 1750−18?0. Stuttgart: Metzler, 1965, S.46−69.
  183. Seuffert B. Wielands Berufung nach Weimar. In: Vierteljahrsschrift fur Literaturgeschichte. Bd.1. 1888, S.342
  184. Seuffert B. Wielands hofische Dichtungen. Euphorion. Bd.1, 1894, S.520−540, 693−717.
  185. Seuffert B. Wieland. In: Jahrbuch der Goethe-Gesellschaft, Bd.1, 1914, S.80−92.
  186. Seuffert B. Nachtrage zu: Hirzel L. Wieland und Martin und Regula Kunzli. Ungedruckte Briefe und wiederaufgefundene Aktenstucke. In: Gottingische gelehrte Anzeigen, 1896,1. N 6, S.470−507.
  187. Singer H. Joseph in Agypten. Zur Erzahlkunst des 17″ u. 18.Jhdts. In: Euphorion, 1954- Bd.48, H.3, S.250−279.
  188. Singer L. uber V/ielands «Geron.» In: Zeitschrift fur deutsche Philologie. Bd. XXV, 1894, S.221−223.
  189. SOrensen B.A. Das deutsche Rococo und die Verserzahlung im XVIII Jahrhundert. In: Euphorion, 1954.Bd.48, S.125−153.
  190. Stael A.L.G. De l’Allemagne. T.1−2. B.: J.E.Htizig, 1814. T.1 139 p.- T.2 — 112 p.
  191. Staiger E. Wielands «Musarion». In: Wieland. Vier Bibera-cher Vortrage. Wiesbaden: Insel, 1954, S.35−54.
  192. Staiger E. Stilwandel. Studien zur Vorgeschichte der Goethezeit. Zurich-Freiburg: Atlantis, 1963. 204 S.
  193. Stamm I.S. Wieland and sceptical Rationalism. In: Germanic Review, 1958. Vol.33, H.1, S.15−19.
  194. Starnes Th.C. Die Wieland-Epistolographie. In: Jahrbuch der Deutschen Schillergesellschaft. 1975, S.432−445.
  195. Steffen H. Marchendichtung in Aufklarung und Romantik. In: Formkrafte der deutschen Dichtung vom Barock bis zur Gegenwart. Guttingen: Vandenhoeck, Ruprecht, 1963, S.100−123.
  196. Steinberger J. Wielands Jugendjahre. Guttingen: L. Hantzschel u. Co., 1935. 74 S.
  197. Steinberger J. Wielands Metamorphose. Ardhiv fur das Studium der neueren Sprachen und Literatur. 1904, Bd. CXV, 1. S.301−312.
  198. Steinberger J. Lucians Einfluss auf Wieland. Gottingen: L. Hantzschel, 1902. 96 S.
  199. Stettner L. Das philosophische System Schaftesburys und Wielands Agathon. Halle: M. Niemeyer, 1929. 189 S.
  200. Stockum Th.C. Wieland redivivus. In: Stockum Th.C. Von F. Nicolai bis Th.Mann. Croningen: Wolters, 1962, S.57−75″
  201. Stoll K. C.M.Wieland. Journalistik und Kritik. Bonn: Bouvier-Verl. H. Grundmann, 1978. 210 S.279″ Stolpe H. Die Auffassung des jungen Herder vom Mittelalter. Beitrag zur Geschichte der Aufklarung. Weimar: Arion, 1955″ 536 S.
  202. Strich F. Die Mythologie in der deutschen Literatur von Klop -stock bis Wagner. Bd.1−2. Unveranderter Nachdruck d.l.Aufl., Halle, '1910. Bern! Munchen: Francke, 1970. Bd.1 483 S.- Bd.2 — 490 S.- 217
  203. Sulzer J.G. Allgemeine Theorie des schonen Kunste. T.1−4. Leipzig: Weidmann, 1792−1793- T.1 755 S.- T.2 — 707 S.- T.3 — 760 S.- T.4 — 814 S.
  204. Thalheim H.-G. (Hg.). Geschichte der deutschen Literatur. Von den Anfangen bis zur Gegenwart. B.: Volk und Wissen, 19 601 979. Bd.6: Vom Ausgang des 17. Jahrhunderts bis 1789
  205. S.- Bd.7: 1789 bis 1830 967 S. 293″ Teesing H.P.H. Ironie als dichterisches Spiel. — In: Stil-und Formprobleme in der Literatur. /Hg. v.P.Bockmann. Heidelberg: Winter, 1959, S.258−266.
  206. Teesing H.P.H. Die Motiv-Verschlingung in Wielands «Oberon». Neophilologus, Bd.31, 1947, S.193−201.
  207. Teesing H.P.H. Wieland als Dichter van het rococo. Neophi-lologus1 Bd.30, 1946, S.166−171.
  208. Tribolet H. Wieland in seinem Verhaltniss zu Ariost und Tasso. Gottingen: Univ.-Verl., 1919. 110 S.
  209. Uz J.P. Samtliche poetische Werke. /Hg.v. A. Sauer Deutsche Litteraturdenkmale d. 18. u.19. Jahrh., Bd.33−38. Stuttgart: G.J.Goschen, 1890, Bd.34−38. — 422 S.: Einleitung, -CIX S.
  210. Vischer F.Th. Aesthetik, oder Wissenschaft des Schonen. Bd. 1−3. Reutlingen-Leipzig: Macken 1846−1852. T.1 489 S.- T.2 — 320 S.- T.3 — 492 S.
  211. Vogt 0. Der goldene Spiegel und Wielands politische Ansichten. B.: A. Duncker, 1904. 101 S. 292. Voltaire F.M.A. Oevres completes. T.1−52 /Ed. Moland. P.: Garnier, 1877−1885. T. VIIIi La Henriade etc. — 605 p. i T. IX: La Pucelle — 582 p.
  212. Voss E.Th. Salomon Gessner. In: Deutsche Dichter des 18. Jhdts. Hg.v. B.v.Wiese. B.: E. Schmidt, 1977, S.249−275.
  213. Walzel 0. Schaftesbury und das deutsche Geistesleben des 18. Jahrhunderts. Germanisch-romanische Monatsschrift, 1909, H.1, S.416−457.295″ Walzel 0. Wielands Versepik. Jahrbuch fur Philologie. Bd.2, 1927, S.8−34.
  214. Walzel 0. Deutsche Dichtung von Gottsched bis zur Gegenwart. Bd.1−2. Potsdam: Athenaion, 1927−1950. Bd.1: Deutscher Klassizismus 370 S.- Bd.2: Nachklassische Dichtung — 395 S.
  215. Warning G. Die Punktion des Erzahlers in Wielands «Oberon» und Puskins «Ruslan und Lyudmila». Studien zur Literatur der Aufklarung. Phil.Diss.Basel, 1975- 219 S.
  216. Weilguny H. Das Wieland-Museum im Wittumspalais zu Weimar.Katalog./Hg.v. d. Nationalen Forschungs- und Gedenkstatten der klassischen deutschen Literatur in Weimar, 1981. 70 S.
  217. W.D. «Prachtige Wase» or «halber Topf». Horazian Poetiks in Wielands «Agathon». Modern language notes, 1980, vol.95, N 3, p.664−669.
  218. Wolff Chr. Vernunftige Gedancken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen uberhaupt. T.1−2. t. Aufl. Franckfurt-Leipzig, 1738. T.1 672 S.- T.2 — 675 S.
  219. Wolff H.M. Die Weltanschauung der deutschen Aufklarung in geschichtlicher Entwicklung. Munchen: Lehnen, 1949″ -269 S.- 219
  220. Zachariae P.W. Der Renommist. Ein scherzhaftes Heldengedicht (1744). In: Bremer Beitrager. /Hv.v. F.Muncker. — Kurschners Deutsche National-Litteratur, Bd.44, T.2. B.-Stuttgart: W. Spemann, o.J., S.261−322.
Заполнить форму текущей работой