Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Маркетинговая составляющая федеральных и территориальных программ рыночного развития предприятий малого бизнеса как субстрат позитивной протекционистской политики государства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представленного диссертационного исследования обусловлена тем, что матричные модели анализа стратегического потенциала различных сегментов отечественного рынка (В.С.Ефремов, 1998; М. С. Каменнова и соавт., 2001 -С.В.Рубцов, 2002;В. В. Репин, 2003; А. В. Глазунов, 2003; Н. М. Абдикеев, Т. П. Данько, С. В. Ильдеменов, А. Д. Киселев, 2005; В. И. Ярочкин, Я. В. Бузанова, 2005; и др.) в настоящий… Читать ещё >

Содержание

  • Оглавление. стр
  • Введение. стр

Глава 1. Маркетинговый инструментарий как значимая составляющая мероприятий государственной поддержки в общей методологии экономического развития малых предприятий на различных сегментах современного российского рынка. стр. 15

1.1. Комплексное использование государственных (материальных и нематериальных) активов для создания благоприятных экономических условий рыночного позиционирования малых предприятий с помощью концепции маркетинга открытых систем. стр.15

1.2. Роль федеральных и территориальных властных структур в поддержке субъектов малого бизнеса при внедрении ими различных форм дифференцированного, концентрированного и развивающего маркетинга. стр. 29

1.3. Дисперсионный анализ факториальных влияний внутренней экономической политики государства на сущностное содержание (ингредиенты) маркетинговой деятельности малых предприятий при горизонтальной и вертикальной рыночной дифференциации собственного продукта. стр. 47-

Глава 2. Особенности государственного протекционирования малых предприятий, реализующих на отечественном рынке программы промышленного и сельскохозяйственного маркетинга. стр. 70−102 2.1. Методология государственного стимулирования разработки и реализации парадигмы промышленного маркетинга в отечественном малом бизнесе. стр. 70

2.2. Государственное протекционирование рыночной маркетинговой политики малых фермерских хозяйств. стр. 89−97 2.3 Методология государственной поддержки маркетинговой функции субъектов малого предпринимательства в «рекламоёмких» сегментах отечественного рынка. стр. 97-

Глава 3. Трёхмерная корреляционная зависимость между уровнем интенсивности государственного протекционизма в сфере малого бизнеса, разнообразием форм маркетинговой деятельности малых предприятий и показателями их экономического развития на различных сегментах отечественного рынка. стр. 102

3.1. Динамика показателей оборачиваемости и рентабельности активов малых коммерческих предприятий при задействовании ими прогрессивных форм маркетинговой стратегии, в т. ч. базирующейся на мероприятиях государственной поддержки малого предпринимательства. стр. 102

3.2. Маркетинговое исследование взаимосвязи уровня удовлетворенности потребительского спроса конечным продуктом производственной деятельности малых предприятий на различных сегментах отечественного рынка и качеством реализации федеральных или местных программ поддержки субъектов малого бизнеса. стр. 110−112

Заключение. стр. 113−124

Выводы и рекомендации. стр. 124−128

Список литературы. стр. 129−142

Приложение. стр. 143

Маркетинговая составляющая федеральных и территориальных программ рыночного развития предприятий малого бизнеса как субстрат позитивной протекционистской политики государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

представленного диссертационного исследования обусловлена тем, что матричные модели анализа стратегического потенциала различных сегментов отечественного рынка (В.С.Ефремов, 1998; М. С. Каменнова и соавт., 2001 -С.В.Рубцов, 2002;В. В. Репин, 2003; А. В. Глазунов, 2003; Н. М. Абдикеев, Т. П. Данько, С. В. Ильдеменов, А. Д. Киселев, 2005; В. И. Ярочкин, Я. В. Бузанова, 2005; и др.) в настоящий период свидетельствуют о позитивных тенденциях в рыночном развитии предприятий малого бизнеса как в промышленной, так и в сельскохозяйственной сферах деятельности. Так, например, Федеральная служба государственной статистики констатирует, что в структуре производства зерна и семян подсолнечника за последнее пятилетие существенно увеличился удельный вес крестьянских (фермерских) малых хозяйств и индивидуальных предпринимателей, которыми в 2005 году получено зерна -18,2% от общего сбора в хозяйствах всех категорий (в 2004 году этот уровень составлял 17,4%), а семян подсолнечника — 26,2% (по сравнению с 24,5% от общего сбора в предыдущем году). К тому же по официальным данным Министерства сельского хозяйства РФ 91,6% от общего сбора картофеля и 80,4% овощей в 2005 году получено в вышеуказанных малых сельскохозяйственных предприятиях или сосредоточено в хозяйствах населения и индивидуальных предпринимателей. Одновременно российские органы государственной статистики фиксируют тот факт, что на фоне роста в 2005 году объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» (1711,7 млрд. рублей или 110,5% к уровню 2004 года), число действующих строительных организаций численностью до 100 человек в этот период составило 108 880 юридических лиц, при том, что всего строительных организаций на конец 2005 года в России было зарегистрировано согласно данных Единого государственного реестра 113 578, т. е. количество малых предприятий в строительной отрасли составляло 95,8%. По данным Госкомстата РФ, количество малых предприятий за последние 5 лет возросло на 16,2% по сравнению с соответствующим показателем 2000 года и суммарно составило 892,3 тысяч, а общая численность занятых на малых предприятиях во всех хозяйственных сферах Российской Федерации к концу 2005 года составила 7,6 млн. человек, т. е. 108,7% по соотношению к соответствующему периоду 2001 года. При этом инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики России только за 2002;2004 и 9 месяцев 2005 года составили 41,4 млрд. рублей, причем лидером по приросту инвестиций в основной капитал малых предприятий стал Центральный федеральный округ. Как отмечают известные отечественные экономисты (М.Г. Лапуста, 2000; Т. А. Бурцева, 2001; Н. Г. Долинская, 2003; П.Д.Шим-ко, М. П. Власов, 2003; А. И. Клебанов, 2004; А. Г. Аганбегян, 2005; и др.), наиболее распространенными видами деятельности малых предприятий остаются торговля и общественное питание, которые лидируют в структуре малого предпринимательства за последние 8−9 лет. В частности, за 9 месяцев 2005 года их доля во всем объеме продукции (работ, услуг) малых предприятий в целом по России составила 28,1%, тогда как удельный вес числа малых предприятий в промышленности составил 13,6% в этот же период. Торгово-промышленная палата РФ официально констатирует, что малый бизнес в 2003;2005 годах стал в России значимым фактором экономики, создающим до 12% ВВП. Вместе с тем, несмотря на принятую Государственным Советом РФ Концепцию государственной поддержки малого предпринимательства, до настоящего времени в федеральном законодательстве нет исчерпывающих критериев, определяющих реальные протекционистские мероприятия со стороны государства, которые бы декларировали: применение различных видов альтернативного налогообложения, а также механизма введения для субъектов малого предпринимательства принципа добровольности и уведомительного порядка при выборе режима налогообложениявведение моратория на ухудшение налоговых условий для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица) в первые годы их деятельностираспространение системы льготного налогообложения на все субъекты малого предпринимательства, включая сельхозтоваропроизводителей (в первую очередь, малых фермерских хозяйств, переведенных на единый сельскохозяйственный налог). К тому же, по мнению видных отечественных маркетологов (Г.Л. Багиев и соавт., 1999;Е. Б. Яковлева, Н. В. Нещерет, М. А. Ланец, 2002; A.C. Пелих, 2002; Э. В. Новаторов, 2003; и др.), низкая рентабельность 62,8% малых предприятий связана не только со слабой государственной поддержкой субъектов малого предпринимательства в части финансово-кредитного обеспечения и предоставления имущественных ресурсов, но и с отсутствием до настоящего времени четко очерченной инфраструктуры государственного протекционизма малому бизнесу в части кадрового и информационно-маркетингового обеспечения. Вышеизложенное потребовало проведения дополнительных исследований по поднятой научной проблеме.

Цель представленной диссертационной работы состояла в дисперсионном и кластерном анализе корреляционной зависимости фактори-альных влияний внутренней экономической политики государства на сущностное содержание (ингредиенты) маркетинговой деятельности малых предприятий при горизонтальной и вертикальной рыночной дифференциации их собственного продукта.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач: — изучить роль федеральных и территориальных властных структур в поддержке субъектов малого бизнеса при внедрении ими различных форм дифференцированного, концентрированного и развивающего маркетинга, проанализировав при этом комплексное использование государственных (материальных и нематериальных) активов для создания благоприятных экономических условий рыночного позиционирования малых предприятий с помощью концепции маркетинга открытых систем;

— дать научное обоснование принципам формирования современных этапов государственного стимулирования разработки и реализации парадигмы промышленного маркетинга в отечественном малом бизнесе, а также государственного протекционирования рыночной маркетинговой политики малых фермерских хозяйств;

— сформировать научные рекомендации по выработке методологии государственной поддержки маркетинговой функции субъектов малого предпринимательства в «рекламоёмких» сегментах отечественного рынка, включая научную констатацию степени трехмерной корреляционной зависимости между уровнем интенсивности государственного протекционизма в сфере малого бизнеса, разнообразием форм маркетинговой деятельности малых предприятий и показателями их-экономического развития;

— разработать и реализовать на статистически достоверном уровне наблюдений авторскую схему научной оценки динамики показателей оборачиваемости и рентабельности активов малых коммерческих предприятий при задействовании ими прогрессивных форм маркетинговой стратегии, в т. ч. базирующейся на мероприятиях государственной поддержки малого предпринимательства;

— провести маркетинговое исследование взаимосвязи уровня удовлетворенности потребительского спроса конечным продуктом производственной деятельности малых предприятий на различных сегментах отечественного рынка и качеством реализации федеральных или местных программ поддержки субъектов малого бизнеса.

Степень проработанности проблемы исследования определяется высокой интенсивностью публикаций, сделанных за последние 5−7 лет ведущими отечественными и зарубежными экономистами (что в ходе контент-анализа открытых литературных и официальных источников являлось методологической и теоретической основой представленной диссертационной работы) по следующим научным направлениям:

• маркетинговые технологии в реализации процесса позиционирования малых предприятий на различных сегментах рынка (А.И.Аренков, Е. Г. Багиев, 1997; Н. В. Кононенко, 1998; В. В. Бурцев, 2001; M. Tinnia, 2002; G.L.Urban, J.R.Hauser, 2003; М. van der Pol, M. Ryan, 2004);

• система экспертных оценок удовлетворенности потребителей качеством рекламной деятельности (как одной из магистральных составляющих маркетинга) малых предприятий (А.А.Алексеев, 1997; И. С. Березин, 1998;В. И. Ильин, 1999;А. Г. Костерин, 2002; С. С. Кипкеев, 2005; B. Weinstein, 1997; Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. У. Миннард, 1999; Y. Wind, V. Mahajan, D. Swire, 2000; A.M.Tybout, J. Hauser, 2005);

• использование маркетингового инструментария для совершенствования показателей прибыльности и рентабельности малых предприятий (Е.П.Пешкова, 1997; В. В. Олейников, 1997; В. И. Иванкин, Л.Г. Кедров-ская, 2000; А. И. Доронин, 2002;Т.Парамонова, С. Калугина, 2003; D.G. Waldron, 1998; A.M.Thompson, P.F.Kaminski, 1999; Х. Прингл, М. Томпсон, 2001; Дж. Росситер, Л. Перси, 2001; W. Wells, D. Prinsky, 2006; et al.). Вместе с этим следует подчеркнуть, что несмотря на достаточно большой объем публикаций по затронутой проблеме, до настоящего времени в литературных источниках не был дан научный анализ использования маркетингового инструментария как значимой составляющей официальных мероприятий государственной поддержки (на федеральном и муниципальном уровнях) в общей методологии экономического развития малых предприятий на различных сегментах современного российского рынка. Указанное определило значимость как актуальности, так и социальной востребованности представленной научной работы.

Предметом исследования является совокупность методических и методологических подходов к мультиатрибутивности задействования маркетингового инструментария в глобальном процессе государственного протекционирования малых предприятий, реализующих на отечественном рынке собственные программы промышленного и сельскохозяйственного маркетинга. Объект исследования составлял непосредственный комплекс использования маркетинговых приемов в ходе достижения позитивной динамики показателей оборачиваемости и рентабельности активов малых коммерческих предприятий при задействовании ими прогрессивных форм маркетинговой стратегии, в т. ч. базирующейся на мероприятиях государственной поддержки малого предпринимательства. Единицами наблюдения методом непреднамеренного отбора были определены малые предприятия (п=556 юридических лиц), функционировавших в 2001;2005 годах в рамках организационно-правовых форм обществ с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных обществ на территории Москвы и Краснодарского края, а также физические лица (п=300), подвергшиеся в этот же период процедуре маркетингового тестирования дважды (до и после завершения экспериментальной части исследования), как постоянные потребители услуг изучаемых малых предприятий в названных регионах. При этом анализировались: обновленная нормативно-правовая база Российской Федерации, Москвы и Краснодарского края (на территории которых осуществлялись наши маркетинговые исследования) по избранной проблемеоткрытые налоговые декларации и иная хозяйственная документация баз исследования.

Перечисленные обязательные атрибуты диссертационной работы (цель, задачи, предмет, объект, единицы наблюдения) обусловили систему выбора методических приемов, основными из которых стали: кла-стерифицирование, ранжирование и дисперсионный анализ факториальных влияний внутренней экономической политики государства на сущностное содержание (ингредиенты) маркетинговой деятельности малых предприятий при горизонтальной и вертикальной рыночной дифференциации их собственного продуктамаркетинговый контроль использования на федеральном и муниципальном уровнях государственных (материальных и нематериальных) активов для создания благоприятных экономических условий рыночного позиционирования малых предприятиймаркетинговое тестирование различных социальных групп населения Москвы и Краснодарского края при исследовании взаимосвязи уровня удовлетворенности потребительского спроса конечным продуктом производственной деятельности малых предприятий на различных сегментах отечественного рынка и качеством реализации федеральных или местных программ поддержки субъектов малого бизнесаи др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующих наработках, полученных лично автором за пятилетний срок проведения научных наблюдений:

1. Впервые на статистически достоверном уровне (556 юридических лиц из крупных субъектов РФ) представлен научный анализ эффективности федеральных и региональных программ государственного стимулирования разработки и реализации парадигмы промышленного маркетинга в отечественном малом бизнесе, а также государственного протекционирования рыночной маркетинговой политики малых фермерских хозяйств.

2. Впервые выявлена позитивная роль федеральных и территориальных властных структур в поддержке субъектов малого бизнеса при внедрении ими различных форм дифференцированного, концентрированного и развивающего маркетинга.

3. Впервые дано научное обоснование методологии государственной поддержки маркетинговой функции субъектов малого предпринимательства в «рекламоёмких» сегментах отечественного рынка, а также комплексному использованию государственных (материальных и нематериальных) активов для создания благоприятных экономических условий рыночного позиционирования малых предприятий с помощью концепции маркетинга открытых систем. Практическая значимость и соответствие темы, а также результатов работы требованиям паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Основной практической значимостью для специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг) является то, что в рамках представленной диссертационной работы реализована авторская схема системного маркетингового инструментария для определения степени трехмерной корреляционной зависимости между уровнем интенсивности государственного протекционизма в сфере малого бизнеса, разнообразием форм маркетинговой деятельности малых предприятий и показателями их экономического развития на различных сегментах отечественного рынка.

Личный вклад автора состоит в том, что им в период 2001;2005 годов проводились: научный анализ особенностей федерального и регионального государственного протекционирования российских малых предприятий, реализующих на отечественном рынке программы промышленного и сельскохозяйственного маркетингамаркетинговое тестирование уровня удовлетворенности потребительского спроса конечным продуктом производственной деятельности малых предприятий на различных сегментах отечественного рынка и качеством реализации федеральных или местных программ поддержки субъектов малого бизнесастатистический анализ показателей оборачиваемости и рентабельности активов малых коммерческих предприятий при задействовании ими прогрессивных форм маркетинговой стратегии, в т. ч. базирующейся на мероприятиях государственной поддержки малого предпринимательства. На материалах исследования автор проводил разработку простых и сложных таблиц, составление графиков, диаграмм, схем. Ряд статистических исследований проводился автором работы совместно со специалистами лаборатории научного анализа технологий маркетинга НОЦ РАО в г. Сочи, за что диссертант выражает им глубокую благодарность. На выполненные совместные исследования имеются ссылки в диссертации, а их перечень представлен в совместных публикациях. Доля участия автора в накоплении информации — 80%, а в обобщении и анализе материала — до 100%.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях, территориальных совещаниях руководителей федеральных служб и глав административных образований Москвы и Краснодарского края, на региональных научных симпозиумах, в том числе на I и II ежегодных научных сессиях Научного центра Администрации Краснодарского края (Сочи, 2001; 2002) — на IV традиционной экономической научной конференции Научно-образовательного Центра Российской Академии образования (Сочи, 2004) — на VIII научной конференции аспирантов, соискателей и профессорско-преподавательского состава Сочинского научно-исследовательского Центра Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию (2005).

Публикации. По теме исследования опубликовано 6 печатных работ, включая монографию (5,8 п.л.) и 1 статью в научном журнале, утвержденном ВАК Минобразования и науки в Перечне ведущих рецензируемых журналов, выпускаемых в РФ.

Структура диссертации. Цель работы, достигнутая путем решения (с помощью вышеописанного инструментария) совокупности поставленных задач, обусловила следующую структуру исследования: введение, три главы собственных исследований, заключение, выводы и рекомендации, список литературы (175 источников, в т. ч. 125 отечественных и.

50 зарубежных), приложение. Текст диссертации изложен на 144 страницах стандартного машинописного текста, включающего 34 иллюстрации (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Маркетинговый инструментарий как значимая составляющая мероприятий государственной поддержки в общей методологии экономического развития малых предприятий на различных сегментах современного российского рынка, включая комплексное использование государственных (материальных и нематериальных) активов для создания благоприятных экономических условий рыночного позиционирования малых предприятий с помощью концепции маркетинга открытых систем.

2. Позитивная роль федеральных и территориальных властных структур в поддержке субъектов малого бизнеса при внедрении ими различных форм дифференцированного, концентрированного и развивающего маркетинга.

3. Дисперсионный анализ факториальных влияний внутренней экономической политики государства на сущностное содержание (ингредиенты) маркетинговой деятельности малых предприятий при горизонтальной и вертикальной рыночной дифференциации их собственного продукта.

4. Авторские схемы маркетингового контроля эффективности внедрения в крупных субъектах РФ (на примере Москвы и Краснодарского края): а) методологии государственного стимулирования разработки и реализации парадигмы промышленного маркетинга в отечественном малом бизнесеб) системы государственного протекционирова-ния рыночной маркетинговой политики малых фермерских хозяйствв) этапов государственной поддержки маркетинговой функции субъектов малого предпринимательства в «рекламоёмких» сегментах отечественного рынка.

5. Динамика показателей оборачиваемости и рентабельности активов малых коммерческих предприятий при задействовании ими прогрессивных форм маркетинговой стратегии, в т. ч. базирующейся на мероприятиях государственной поддержки малого предпринимательства.

6. Маркетинговое исследование взаимосвязи уровня удовлетворенности потребительского спроса конечным продуктом производственной деятельности малых предприятий на различных сегментах отечественного рынка и качеством реализации федеральных или местных программ поддержки субъектов малого бизнеса.

Выводы.

1. Проведенный на статистически достоверном уровне наблюдений (п=556 юридических лиц, р<0,05) в период 2001;2005 годов системный дисперсионный анализ факториальных влияний внутренней экономической политики государства на сущностное содержание (ингредиенты) маркетинговой деятельности малых предприятий при горизонтальной и вертикальной рыночной дифференциации их собственного продукта, позволил констатировать расширение процесса задействования базами исследования различных форм современного маркетингового инструментария (метод перманентного маркетингового контроля конституционных прав потребителяметод маркетинговой экспертной оценки государственных мероприятий антимонопольного регулирования ценметод маркетингового тестирования уровня потребительской удовлетворенности продуктовой политикой субъектов малого предпринимательстваи т.д.), как значимой составляющей программы государственной поддержки в общей методологии экономического развития малых предприятий на различных сегментах современного российского рынка.

2. Реализованная базами исследования авторская модификация концепции маркетинга открытых систем предусматривала комплексное использование (для создания благоприятных экономических условий рыночного позиционирования малых предприятий) не только административных и правовых ресурсов, но и таких государственных материальных активов как: а) предоставление МП преференций при выкупе арендованного государственного имуществаб) льготирование порядка передачи МП неиспользуемых производственных площадей и технологического оборудования в доверительное управление или лизингв) минимизация сумм, взимаемых с МП за государственное оформление документов по земельно-имущественным отношениями т.д.

3. Позитивная роль федеральных и территориальных властных структур в поддержке субъектов малого бизнеса (при внедрении ими различных форм дифференцированного, концентрированного и развивающего маркетинга) состояла из 8 наиболее часто встречающихся вариантов протекционирования, среди которых основными были: 1) создание органами местного самоуправления (за счет средств бюджетного профицита) муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства (реализация грантов по конкурсным проектам МП) — 2) поэтапная реализация федеральных мероприятий по снижению налогового бремени на малый бизнес- 3) задействование правоохранительных спецструктур для защиты малого бизнеса от криминального мираи т.д.

4. Маркетинговая деятельность 28,5% изучаемых малых предприятий при горизонтальной дифференциации собственного продукта базировалась в 2001;2005 годах на расширении круга потенциальных потребителей за счет плановых государственных мер по повышению размера пенсий и заработной платы работникам бюджетных сфер. Одновременно у 23,1% баз исследования достоверно (р<0,05) зарегистрирована в этот же период эффективная реализация вертикальных маркетинговых операций, когда при высокой потребительской востребованности продукта (услуг) право собственника принадлежит государственному предприятию, а дистрибьюторскую рыночную сеть представляют субъекты малого бизнеса.

5. Нашими исследованиями статистически достоверно установлено, что в период 2001;2005 годов официальная методология государственного стимулирования разработки (реализации) парадигмы промышленного и сельскохозяйственного маркетинга в отечественном малом бизнесе основывалась на: гарантиях государства в борьбе легального малого бизнеса против коммерческого «пиратства» в сфере точных технологийгосударственных и муниципальных программах снижения потребительских цен за счет квотированной (гибкой) системы рыночных закупок средней величины продукции малых предприятий в рамках госзаказаправовых и технических решениях (на государственном уровне), направленных на реализацию профилактических мер загрязнения окружающей среды, в т. ч. при создании условий производства экологически чистых сельскохозяйственных продуктов.

6. Авторская схема маркетингового контроля эффективности внедрения в крупных субъектах РФ (на примере Москвы и Краснодарского края) этапов государственной поддержки маркетинговой функции субъектов малого предпринимательства в «рекламоёмких» сегментах отечественного рынка позволила достоверно зарегистрировать в 2001;2005 годах следующие приемы государственной методологии public relation в адрес малого бизнеса: посещение значимыми политическими, фигурами малых предприятий (кафе, фермерских хозяйств) с широким освещением в СМИ результатов подобных визитовмассовое издание официальных справочников Росста-та о деятельности субъектов малого предпринимательствасистема информационной поддержки маркетинговой деятельности МП посредством публикации в прессе «национальных редакционных статей», раскрывающих в масштабах страны позитивную роль малого бизнеса.

7. Реализация вышеуказанной системы государственной поддержки прогрессивных форм маркетинговой рыночной политики субъектов малого предпринимательства позволила в рамках представленного исследования достоверно (р<0,05) зарегистрировать восьмикратный рост за период 2001;2005 годов показателя общей рентабельности у баз исследования, пользовавшихся предложенными нами маркетинговыми технологиями, тогда как у малых предприятий, не пожелавших в этот же период применять подобные маркетинговые системы сбыта своей продукции или услуг, показатель общей рентабельности в аналогичных экономических условиях существенно не увеличился.

8. Перманентное маркетинговое тестирование потребителей (п=300, р<0,05) товаров и услуг малых предприятий позволило констатировать достоверную взаимозависимость уровня удовлетворенности потребительского спроса конечным продуктом производственной деятельности малых предприятий на различных сегментах отечественного рынка и качеством реализации федеральных или муниципальных программ поддержки субъектов малого бизнеса, когда 75,6−91,4% респондентов из Москвы и Краснодарского края (где ветви законодательной и исполнительной власти реально проводят в отношении МП позитивную протекционистскую политику) в 2005 году были удовлетворены качеством, ценой и ассортиментом товаров (услуг), которыми насыщали территориальный рынок базы исследования, тогда как в 2001 году (на момент начала исследования) 66,1−73,5% респондентов из этих же потребительских групп предъявляли справедливые претензии к тарифной и продуктовой маркетинговой политике изучаемых малых предприятий.

Рекомендации.

Полученная в рамках представленного научного исследования достоверная динамика показателей оборачиваемости и рентабельности активов малых коммерческих предприятий при задействовании ими прогрессивных форм маркетинговой стратегии, в т. ч. базирующейся на мероприятиях государственной поддержки малого предпринимательства, позволяет рекомендовать модифицированные нами схемы государственного и муниципального стимулирования разработки, а также реализации парадигмы промышленного и сельскохозяйственного маркетинга в отечественном малом бизнесе не только Москвы и Краснодарского края, но и любых других субъектов Российской Федерации.

Заключение

.

Актуальность темы

представленного диссертационного исследования обусловлена тем, что матричные модели анализа стратегического потенциала различных сегментов отечественного рынка в настоящий период свидетельствуют о позитивных тенденциях в рыночном развитии предприятий малого бизнеса как в промышленной, так и в сельскохозяйственной сферах деятельности. По данным Госкомстата РФ, количество малых предприятий за последние 5 лет возросло на 16,2% по сравнению с соответствующим показателем 2000 года и суммарно составило 892,3 тысяч, а общая численность занятых на малых предприятиях во всех хозяйственных сферах Российской Федерации к концу 2005 года составила 7,6 млн. человек, т. е. 108,7% по соотношению к соответствующему пе^ риоду 2001 года. При этом инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики России только за 2002;2004 и 9 месяцев 2005 года составили 41,4 млрд. рублей, причем лидером по приросту инвестиций в основной капитал малых предприятий стал Центральный федеральный округ. Как отмечают известные отечественные экономисты наиболее распространенными видами деятельности малых предприятий остаются торговля и общественное питание, которые лидируют в структуре малого предпринимательства за последние 8−9 лет. В частности, за 9 месяцев 2005 года их доля во всем объеме продукции малых предприятий в целом по России составила 28,1%, тогда как удельный вес числа малых предприятий в промышленности составил 13,6% в этот же период. Торгово-промышленная палата РФ официально констатирует, что малый бизнес в 2003;2005 годах стал в России значимым фактором экономики, создающим до 12% ВВП. Вместе с тем, низкая рентабельность 62,8% малых предприятий связана не только со слабой государственной поддержкой субъектов малого предпринимательства в части финансово-кредитного обеспечения и предоставления имущественных ресурсов, но и с отсутствием до настоящего времени четко очерченной инфраструктуры государственного протекционизма малому бизнесу в части кадрового и информационно-маркетингового обеспечения. Вышеизложенное потребовало проведения дополнительных исследований по поднятой научной проблеме.

Цель представленной диссертационной работы состояла в дисперсионном и кластерном анализе корреляционной зависимости фактори-альных влияний внутренней экономической политики государства на сущностное содержание (ингредиенты) маркетинговой деятельности малых предприятий при горизонтальной и вертикальной рыночной дифференциации их собственного продукта. Поставленная цель потребовала решения следующих основных задач:

— изучить роль федеральных и территориальных властных структур в поддержке субъектов малого бизнеса при внедрении ими различных форм дифференцированного, концентрированного и развивающего маркетинга, проанализировав при этом комплексное использование государственных (материальных и нематериальных) активов для создания благоприятных экономических условий рыночного позиционирования малых предприятий с помощью концепции маркетинга открытых систем;

— дать научное обоснование принципам формирования современных этапов государственного стимулирования разработки и реализации парадигмы промышленного маркетинга в отечественном малом бизнесе, а также государственного протекционирования рыночной маркетинговой политики малых фермерских хозяйств;

— сформировать научные рекомендации по выработке методологии государственной поддержки маркетинговой функции субъектов малого предпринимательства в «рекламоёмких» сегментах отечественного рынка, включая научную констатацию степени трехмерной корреляционной зависимости между уровнем интенсивности государственного протекционизма в сфере малого бизнеса, разнообразием форм маркетинговой деятельности малых предприятий и показателями их экономического развития.

Предметом исследования является совокупность методических и методологических подходов к мультиатрибутивности задействования маркетингового инструментария в глобальном процессе государственного протекционирования малых предприятий, реализующих на отечественном рынке собственные программы промышленного и сельскохозяйственного маркетинга. Объект исследования составлял непосредственный комплекс использования маркетинговых приемов в ходе достижения позитивной динамики показателей оборачиваемости и рентабельности активов малых коммерческих предприятий при задействовании ими прогрессивных форм маркетинговой стратегии, в т. ч. базирующейся на мероприятиях государственной поддержки малого предпринимательства. Единицами наблюдения методом непреднамеренного отбора были определены малые предприятия (п=556 юридических лиц), функционировавших в 2001;2005 годах в рамках организационно-правовых форм обществ с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных обществ на территории Москвы и Краснодарского края, а также физические лица (п=300), подвергшиеся в этот же период процедуре маркетингового тестирования дважды (до и после завершения экспериментальной части исследования), как постоянные потребители услуг изучаемых малых предприятий в названных регионах. При этом анализировались: обновленная нормативно-правовая база Российской Федерации, Москвы и Краснодарского края (на территории которых осуществлялись наши маркетинговые исследования) по избранной проблемеоткрытые налоговые декларации и иная хозяйственная документация баз исследования. Перечисленные обязательные атрибуты диссертационной работы цель, задачи, предмет, объект, единицы наблюдения) обусловили систему выбора методических приемов, основными из которых стали: кла-стерифицирование, ранжирование и дисперсионный анализ факториаль-ных влияний внутренней экономической политики государства на сущностное содержание (ингредиенты) маркетинговой деятельности малых предприятий при горизонтальной и вертикальной рыночной дифференциации их собственного продуктамаркетинговый контроль использования на федеральном и муниципальном уровнях государственных (материальных и нематериальных) активов для создания благоприятных экономических условий рыночного позиционирования малых предприятиймаркетинговое тестирование различных социальных групп населения Москвы и Краснодарского края при исследовании взаимосвязи уровня удовлетворенности потребительского спроса конечным продуктом производственной деятельности малых предприятий на различных сегментах отечественного рынка и качеством реализации федеральных или местных программ поддержки субъектов малого бизнесаи др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Проектирование интеллектуальных систем в эконо-мике.-М.: Экзамен, 2004.-286 с.
  2. Г. Л., Михайлова Е. А. Маркетинговые исследования. М.: Финстатинформ, 1999. — 228 с.
  3. И.Л., Демченко Е. В. Основы маркетинга. Мн.: Высшая школа, 1999.-220 с.
  4. A.A. Определение удовлетворенности потребителей свойствами товара при выведении новых товаров на рынок или модернизации старых.//Маркетинг в России и за рубежом.-1997.-№ 3.-С. 14−15.
  5. В. А. Маркетинг и основы предпринимательства. — М.: Экономика, 1994. — 286 с.
  6. И.В. Культурные ценности в поведении потребителей глобальных рынков. //Актуальные проблемы управления 96, вып. 1. -М.:ГАУ, 1996.-С. 4−7.
  7. И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.-384 с.
  8. О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. —М.: Инфра-М: Норма, 1997.-197 с.
  9. С.Н. Методика разработки плана маркетинга. М., 1995. -137 с.
  10. Ю.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. -СПб.: Питер, 2000.-312 с.
  11. И.А., Багиев Е. Г. Бенчмаркетинг и маркетинговые решения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997. — 128 с.
  12. В. Что такое Business Intelligence? // Открытые системы. -2003. -№ 4. С.8−10.
  13. П.Афанасьев М. П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М., 1995. -211 с.
  14. Г. JI. Маркетинг. Задачи и ситуации. -СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.-212 с.
  15. Г. Л. Маркетинг. Словарь. —СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 1998.-306 с.
  16. Д. И., Ходяченко В. Б. Как сегментировать рынок и изучить потребителя. Практический маркетинг. —М.: Аквилон, 1991, вып. 2.199 с.
  17. П.Белановский С. А. Метод фокус-групп. М.: Изд-во «Никколо-ме-диа», 2001. — 280 с.
  18. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебн. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
  19. В. Маркетинг в определениях и примерах. Пер. с болг. СПб.: Научный центр «Корпорации двадцатый трест», 1993. -324 с.
  20. А. Е. Паблик рилейшнз. М.: ИМА-пресс, 1994. — 115 с.
  21. Бове КортлэндЛ., Арсен Уильям Ф. Современная реклама. Пер. с англ. Тольятти: Издательский дом Довгань, 1995.-275 с.
  22. В.В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. Типовые должностные инструкции, внутрифирменные документы. М.: «Экзамен», 2001.-224 с.
  23. П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 316 с.
  24. В.Г. Основы бизнеса Одесса:Черноморье, 1997.-164 с.
  25. Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М.: Руспартнер, 1994. — 217 с.
  26. Р. Как завоевать клиента: практические советы. М.: КОН-СЭКО, Х.Г.С., 1994.-311 С.
  27. A.B. Постоянное улучшение. Экскурс в историю. // Методы менеджмента качества.-2003.-№ 1. — С. 17−18.
  28. Е.П., Голубкова Б. Н., Секеринг В. Д. Маркетинг — выбор лучшего решения.—М.: Экономика, 1993.-338 с.
  29. E.H. Маркетинговые коммуникации: Учеб. пособие. -4-е изд., перераб. и доп. Финпресс, 2005. — 308 с. — (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом).
  30. В.А. Маркетинговое консультирование. М.: Дело, 1998. -179 с.
  31. Я.Х. Маркетинг партнерских отношений.-СПб.: Изд-во «Питер», 2004.-216 с.
  32. A.C. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности. М.: ИУНХ, 1993. — 193 с.
  33. В.Г. Организация маркетинговой деятельности. М.: Нолидж, 1996.- 196 с.
  34. А., Букерель Ф. и др. Академия рынка. Маркетинг. —М.: Экономика, 1993.-412 с.
  35. Т.П. Управление маркетингом. М.: ИНФРА-М, 2001. 318 с.
  36. И.С. Бизнес и маркетинг. —М.: «Азимут-центр», 1992. -184 с.
  37. В.И. Поставьте каждого клиента первым в очереди. //Мир электронной коммерции. 2000. — № 9. — С. 35−37.
  38. А. Коммерческая разведка. СПБ.: Питер, 2005. — 208 с.
  39. Е., Хершген X. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 1995.-309 с.
  40. В.И. Маркетинговые исследования рынка потребительских товаров.—СПб., 1994.-179 с.
  41. М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 1991.-225 с.
  42. А.И. Бизнес-разведка. -М.:Ось-89, 2002.-200 с.
  43. В. И. Общая концепция маркетинга. —СПб, 1995.-184 с.
  44. Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М.: Филин, 1996. — 139с.
  45. В. И. Ценообразование в системе маркетинга. —СПб, 1995.206 с.
  46. Н. Системы управления производственной информацией.// Открытые системы.-№ 3.-1996.-С.22−24.
  47. А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. -Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. 216 с.
  48. А.П. Обеспечение конкурентоспособности товаров. Мн.: БГЭУ, 1995.-212 е.
  49. А.П. Поведение покупателей на рынке: маркетинговый анализ. Мн.: БГЭУ, 1996. — 317 с.
  50. А.П. Товар в маркетинговой деятельности. Мн.: БГЭУ, 1996.-258 с.
  51. Закон Краснодарского края «О государственной поддержке малого предпринимательства».// Краснодарские налоговые ведомости.-2003.-№ 14.-С.4−5.
  52. Закон РФ «О защите прав потребителей», № 2-ФЗ от 09.01.96.
  53. Закон РФ «О рекламе», № 108-ФЗ от 18.07.95.
  54. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товара» от 23.09.92.
  55. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», № 24-ФЗ от 20.02.95.59.3индер Е. З. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг. // Системы управления базами данных.-1996.-№ 1. —С.27−29.
  56. К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1990. — 238 с.
  57. В.И., Кедровская Л. Г. Информационные ресурсы по проблемам экономической безопасности бизнеса.-М.:ИПКИР, 2000.-285 с.
  58. В.И. Социальная группа как фактор потребительского поведения, 1999.-№ 4. С. 23−26.
  59. М., Громов А. и др. Моделирование бизнеса. Методология ARIS. М.: Серебряные нити, 2001.—296 с.
  60. М.С. и др. Стратегическое управление каждый день. // PCWeek, 2001.-№ 38.-С.28−30.
  61. В. Н. Выбор целевого рынка. //Маркетинг. 1994. — № 3. — С. 61−71.
  62. Г. Эффективная реклама. М.: Прогресс, 1991. — 113 с.
  63. В., Петрова Ю. Основные факторы риска при внедрении учетно-управленческих систем класса ERP на российских предприятиях. Эксперт-PA. Аналитический отчет, 2003. 16 с.
  64. А. Т., Волкова JI.A. Маркетинг. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.-287 с.
  65. А.И. «Аналитические» рассуждения о скором конце малого бизнеса в России.// Государственная поддержка малого предпринимательства: Материалы научно-практ.конф. Новосибирского гос. ун-та.-Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005.-С.12−14.
  66. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 247 с.
  67. Н.В. Выбор конкретных методов маркетинговых исследований: соотношение качественных и количественных подходов. //Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 2. — С. 75−81.
  68. В.В., Гареев А. Ф., Васютин C.B., Райх В. В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации // М.: Нолидж, 2001.-226 с.
  69. А.Г. Практика сегментирования рынка. СПб.: Питер, 2002.-288 с.
  70. Ф. Основы маркетинга. —М.: Прогресс, 1990—1993. -736с.
  71. И.И. Маркетинг на предприятии. М.: Финстатинформ, 1994. -285 с.
  72. М.Г. Справочник директора предприятия М.: Инфра-М, 2000.-318 с.
  73. В.В. Управление маркетингом торговой фирмы. — М.: Экзамен, 2006. —307 с.
  74. Д., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. М.: МетаТехнология, 1993. 189 с.
  75. Маркетинг и предпринимательство: Ученые записки факультета коммерции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995. 415 с.
  76. А. Принципы экономической науки. М: Прогресс, 1993. -218 с.
  77. В.Г., Ильдеменов C.B. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. М.: ЮНИТИ, 1999. 196 с.
  78. Н.В. Дифференцированный подход к маркетингу услуг// Маркетинг и маркетинговые исследования.-2003.-№ З.-С. 10−18.
  79. МС ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Госстандарт, 2001.
  80. МС ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Госстандарт, 2001.
  81. МС ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Госстандарт, 2001.
  82. МС ИСО 9004−4:1993. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 4. Руководящие указания по улучшению качества. М.: Госстандарт, 2000.
  83. Муравьев Е. С. Шесть миллионов россиян отдохнули на курортах
  84. Краснодарского края. Краснодар: «Краевые новости», 2004. — № 7. -С. 9.
  85. JI.B. «Паблик рилейшнз» кому это нужно? — М.: Экономика, 1993.- 144 с.
  86. A.M. Основы маркетинга: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛИ-ЗИ, 1991.-172 с.
  87. С.А., Шебек C.B. Практика разработки корпоративных стандартов: от концепции до инструкции. М.: Книжный мир, 2002,216 с.
  88. Р. Б., Цыгичко Л/И. Маркетинг. Как побеждать на рынке.— М.: Финансы и статистика, 1991.-282 с.
  89. В.Д. Делайте бизнес надежным и безопасным. Рыбинск: Рыбинский дом печати, 1997.-112 с. 93.0ховен М. Магия энергичной продажи. М.: Интерэксперт, Финста-тинформ, 1996. — 292 с.
  90. А.П. Маркетинг. M.: ИМПЭ, 1999. — 316 с.
  91. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы.-М.:Ось-89, 1997.-80 с.
  92. Постановление Правительства Москвы от 01.07.2003 № 510-ПП «О коллективной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2004−2006гг.».- www.businesspravo.ru.
  93. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 05.05.2005 № 94 «О мерах по реализации в 2005 году мероприятий по государственной поддержке малого пpeдпpинимaтeльcтвa». -www.businesspravo.ru.
  94. В.И. Современная организационная парадигма // Менеджмент в России и за рубежом. -1999.-N® 3.-С.44−45.
  95. В. В. Два понимания процессного подхода к управлению предприятием // Методы менеджмента качества, — 2003.-№ 4.-С.52−54.
  96. А.Н., Кормов Г. А. и др. Маркетинг. —М.: Банки и биржи. 1996.-185 с.
  97. Е.В. Реклама в системе маркетинга: Учебное пособие. Харьков, 1995.-238 с.
  98. C.B. Какой CASE-инструмент нанесет наименьший вред организации? // Директор ИС. -2002. -№ 2. С.27−31.
  99. C.B. Целевое управление в корпорациях. М.: Феникс, 2001.-318 с.
  100. Современный маркетинг/ Под ред. В. Е. Хруцкого. —М.: Финансы и статистика, 1991.— 302 с.
  101. А.Е. и соавт. Малое предпринимательство в России.-М.:Росстат, 2004.-158 с.
  102. А.Н. Попутный ветер малому бизнесу. Выступление губернатора Краснодарского края на международном форуме «Кубань инвестиционная». — «Краевые новости» (бюллетень Администрации Краснодарского края), 2004. — № 1. — С. 2−3.
  103. И. Энциклопедия Интернет-бизнеса.-СПб: Питер, 2001. -226 с.
  104. Федеральная адресная инвестиционная программа на 2005 год, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 139-Р от 07.02.2005 г. www.businesspravo.ru.
  105. Федеральный Закон от 17 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства».- www.businesspravo.ru.
  106. Е. М., Красюк И. Н. Маркетинг: теория и практика. —М.: Высшая школа, 1993- — 198 с.
  107. Д., Эсселинг К., Ван Нимвеген X. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ управление, оптимизация.-СПб.: Азбука, 2002.-318 с.
  108. В. П. Основы маркетинга. —М.: Экономика, 1997.-208 с.
  109. А. Г. Академия рынка: маркетинг. — М.: Экономика, 1993.-328 с.
  110. Шеер А.-В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы.- М.: Просветитель, 1999. 315 с.
  111. Шеер А.-В. Моделирование бизнес-процессов. -М.: Серебряные нити, 2000.-328 с.
  112. A.M. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2005 года.-М.: Росстат, 2006.38 с.
  113. JI.B. Особенности маркетинговой деятельности мини-гостиниц на черноморских курортах Кубани.-Сочи: НОЦ РАО, 2004.102 с.
  114. ЭвансДж. Р., Берман Б. Маркетинг/ Пер. с анг. —М.: Экономика, 1990. -426 с.
  115. Д. Электронный бизнес. Эволюция или революция / Пер. с англ. -М.: Вильяме, 2001.- 402 с.
  116. Электронный маркетинг/Под ред. Т. П. Данько, Н. Б. Завьяловой, О. В. Сагиновой.- М.: Инфра-М, 2003.-312 с.
  117. В.Ф. Прибыль в рыночной экономике: вопросы теории и практики.-М.: Финансы и статистика, 2001.-142 с.
  118. А. Н. Рейтинг малого бизнеса в туриндустрии. Краснодар: «Краевые новости», 2004. — № 8. — С. 3.
  119. В.И., Бузанова Я. В. Система защиты предпринимательства: защита от недобросовестной конкуренции.-М.: Изд-во Академический Проект, 2005.-200 с.
  120. Bronnenberg B.J., Wathieu L. Asymmetric promotion effects and brand positioning // Marketing Science, 1996, 15, pp. 379−394.
  121. Brooksbank R. The BASIC marketing planning process: a practical framework for the smaller business // Marketing Intelligence and Planning, 1996, Vol. 14, No. 4, p. 16−20.
  122. Burke M., Weitz B. The Use of The BCC Portfolio Model in Strategic Marketing Decision Making: An Empirical Investigation. — Published in 1979 AM A Educators Conference Proceedings, Chicago, AM A.
  123. Bush A.J., Hair J.F., Jr. An Assessment of the Mall Intercept as a Data Collection Method, Journal of Marketing Research 22 (May 2003), p. 158 167.
  124. Carpenter E.H. Software Tools for Data Collection: Microcomputer Assisted Interviewing, Applied Marketing Research 29 (Winter 1999), p. 23−32.
  125. R. В., Aquilano N. J., Jacobs R. F. Production and operations management: manufacturing and services. Boston: Irwin, 1998.-216 p.
  126. Christopher M. Logistics and Supply Chain Management: Strategies for Reducing Cost and Improving Service. NJ: Prentice-Hall, 1998.-248 p.
  127. Cooper H. Carpet Firm Sets Up an In-House School to Stay Competitive, The Wall Street Journal (October 5, 2002), p. Al, A5.
  128. Croxton K., Garcia-Dastugue S., Lambert D., Rogers D. The Supply Chain Management Processes // The Information Journal of Logistics
  129. Management. Vol. 12. № 2. 2001. -P. 108−110.
  130. Davenport T. H. Process innovation: «engineering work through information technology. Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 1993.-406p.
  131. E-business Innovation // Ed. D. Cyr J. Dhaliwal, A.Persaud. Toronto: Prentice Hall, 2002.-318 p.
  132. Dillman D.A., Mail and Telephone Surveys: The Total Design Method (New York: Wiley-Interscience, 2001).
  133. Dupont T.D. Do Frequent Mall Shoppers Distort Mali Intercept Survey Results?, Journal of Advertising Research 27 (August /September 2004), p. 45−51.
  134. C.R., Flottman E.L., Jernigan M.H., Marshall S.G. Мерчан-дайзинг в розничной торговле. СПб.: Питер, 2004. — 304 с.
  135. Elliot J. Our Inadequate, Uncompetitive System of Education, Viewpoint (July-August, 2002), p. 31−351.
  136. Feinstein S. Computers Replacing Interviewers for Personnel and Marketing Tasks, The Wall Street Journal (October 9, 2004), p. 35.
  137. Finley M. Data-Base Marketing Alters Landscape, Marketing News 22 (November 7,1998), p. 1−2.
  138. Fitch D.M. Combination Technique Unlocks Hesitant Responses, Marketing News 22 (January 4, 1998), p. 10.
  139. Fram E.H., Cibotti H.E. The Shopping Lists Studies and Projective Tech-niques: A 40 Year View, Marketing Research: Magazine of Management & Applications 3 (December 1999), p. 14−21.
  140. Francese P., Piirto R. Capturing Customers: How to Target the Hottest Markets of'90s (Ithaca, N.Y.: American Demographics, 2000).
  141. Groves R., Kahn R.L. Surveys by Telephone (New York: Academic Press, 1999).
  142. Guiles M. G. Why Melnda S. Gets Ads for Panty Hose, Melinda F.
  143. Porsches, The Wall Street Journal (May 6, 1998), p. 1,4.
  144. International Data Corporation (IDC), Analytic Application Market Forecast and Analysis, 2000−2004.
  145. Kassarjian H.H. Projective Methods in Handbook of Marketing Research (New York: McGraw Hill, 2001), p. 3−91.
  146. Kenn R.A., Paterson R.A. Scheduling Telephone Interviews, Journal of Advertising Research 23 (April/May 2003) p. 41−47.
  147. Kiesler S., Sproull L.T. Response Effects in the Electronic Survey, Public Opinion Quarterly 50 (Fall 2004), p. 402−413.
  148. Landon E.L., Jr., Banks S.K. Relative Efficiency and Bias of Plus One telephone Sampling, Journal of Marketing Research 14 (August 1997), p. 294−299.
  149. Lavracas P.J., Telephone Survey Methods (Newbury Park, Calif.: Sage Publications, 2000).
  150. Liefeld J.P. Response Effects in Computer Administrating Questioning, Journal of the Marketing Research 25 (November 1998), p. 397−404.
  151. Lynch, J.E. What is marketing? in Hart, N. (ed.) Effective Industrial Marketing. London: Kogan Page, 2000. P. 77−81., .
  152. Lee H. Intelligent Supply Chain Management // Global Supply Chain. Vol.3. № 2. 2001.- P. 68−72.
  153. Machalaba D. Hidden Handicap: For American Unable to Read Well, Life is a Series of Small Crises, The Wall Street Journal (January 17, 2004), p. 1,12.
  154. Martell C. Illiteracy Hurts All, Author Says, Wisconsin State Journal (April 3, 2005), p. 1−2.
  155. McDonald, M. Marketing plans. Oxford: Butterworth Heinemann, 2005.-215 p.
  156. S. Промышленный маркетинг: принципиально новый подход к решению маркетинговых задач. М.: Издат. Дом «Вильяме», 2003.-208 c.161., Muller C.F. Economic costs of illness and health pollicy. -Amer.J.publ. Hlth., 2000.-Vol.70.-N12.-P. 1245−1246.
  157. Murry J.P. Jr., Lastovicka J.L. and Bhalla G. Demographic and Lifestyle Selection Error in Mall Intercept Data, Journal of Advertising Research 27 (February/March 1999), p. 46−52.
  158. Pope J. How Cultural Differences Affect MultiCountry Research (Minneapolis, Minn.: Custom Research, Inc., 2001).
  159. Supply Chain Structures: Coordination, Information and Organization/Ed. By J. Song, and D.Yao. Kluwer Publishing, 20 013 86 p.
  160. TeleManagement Forum. Telecom Operations Map. Evaluation Version 2.1. Morristown, NJ: TMForum, 2000.-186 p.
  161. Tinnia M. Strategic perspective to business process redesign // Management Decision, 2002, Vol. 33, No. 3.
  162. Turban E., Aronson J. Decision Support Systems and Intelligent Systems. NJ: Prentice-Hall, 1998.-197 p.
  163. Turban E., McLean E., Wetherbe J. Information Technology for Management: Making for Strategic Advantage. John Wiley & Sons.Inc., 1999. -184 p.
  164. Vollman T., Cordon C. Building a smarter demand chain // Mastering Information Management / Ed. By D. Marchand and T.Davenport. Financial Times- Prentice Hall, 2000. -218 p.
  165. TyboutA. M., HauserJ. R. A Marketing Audit Using a Conceptual Model of Consumer Behavior: Application and Evaluation // Journal of Marketing, 2005, Vol. 45, No. 3 (Summer), pp. 81−101.
  166. Waldron D. G. The Image of Craftsmanship- A Predictor Variable Influencing the Purchase of European Automobiles by Americans? // European Journal of Marketing, 1998, Vol. 12, No. 8, pp. 554−561.
  167. Weinstein B. Strategic Segmentation: A Planning Approach for Marketers //Journal of Segmentation in Marketing, 1997, Vol. 1. Number 2, pp. 7−16.
  168. Wind Y., Mahajan V. and Swire Di S. An Empirical Comparaiscn -Standardized Portfolio Models :—Journal of Marketing,. 2000, Vol.47, pp.89−99.
Заполнить форму текущей работой