Формирование интегрированной системы планирования в условиях холдинга: на примере кондитерской промышленности
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на конференции «Методологические и практические аспекты экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК», Московский государственный университет пищевых производств, 2006 г.- научно-практической конференции «Проблемы экономики, менеджмента и маркетинга в АПК… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки интеграции тактического и стратегического планирования в условиях холдинга
- 1. 1. Корпоративное управление как условие совершенствования планирования деятельности холдинга
- 1. 2. Исследование сущности планирования на уровне предприятий и холдинга
- 1. 3. Принципы внутрикорпоративного планирования
- ГЛАВА 2. Исследование типологии планирования в кондитерской промышленности
- 2. 1. Диагностика современного состояния и тенденций развития отрасли
- 2. 2. Стратегический анализ рынка кондитерских изделий
- 2. 3. Исследование иерархического и композиционного построения систем планирования
- ГЛАВА 3. Концепция реализации интегрированной системы планирования деятельности холдинга кондитерской промышленности
- 3. 1. Процессный подход к стратегическому планированию деятельности холдинга
- 3. 2. Процессный подход к планированию в разрезе предприятий холдинга
- 3. 3. Результативность совершенствования процесса планирования деятельности холдинга
Формирование интегрированной системы планирования в условиях холдинга: на примере кондитерской промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Кондитерская промышленность, динамично развевающаяся в течение последних десяти лет, является высокорентабельной отраслью, к которой проявляют повышенный интерес отечественные и зарубежные инвесторы. Устойчивый рост объемов производства был достигнут благодаря модернизации действующих и строительству новых предприятий, внедрению новейших технологий, повышению качества продукции и соответственно ее конкурентоспособности.
С учетом современного кризисного состояния российской экономики холдинги и предприятия кондитерской промышленности испытывают необходимость в стабилизации функционирования и обосновании концепции развития на перспективу. Кроме того, в условиях корпоративного управления объективно необходимы новые подходы к категории планирования. Требуется создание методологической базы формирования тактических и стратегических планов, учитывающих внешнее влияние и внутренние возможности предприятий, входящих в холдинг.
Для большинства российских холдингов и крупных промышленных предприятий характерна достаточно сложная система распределения полномочий между управляющей компанией и дочерними предприятиями в области планирования показателей хозяйственной деятельности, в том числе разделения показателей на планируемые из центра и определяемые на местах. Это усложняет систему контроля за выполнением планов холдинга.
Недостаточная регламентированность документооборота отрицательно влияет на эффективность систем планирования, учета и контроля деятельности и в результате приводит к снижению уровня информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений.
В связи с этим разработка интегрированной системы планирования является актуальной научно-методической проблемой, решение которой будет способствовать осуществлению единой хозяйственной политики кондитерских холдингов для достижения высоких финансовых результатов.
Теоретические и методологические основы формирования стратегических и тактических планов представлены в научных трудах зарубежных ученых:
И. Ансоффа, П. Друкера, Д. Клиланда, Г. Минцберга, М. Портера, А. Томпсона, Дж. Стрикланда, Д. Хасси и др.
Проблеме внутрипроизводственного планирования уделено внимание отечественными учеными: М. М. Алексеевой, О. С. Виханским, В. Г. Ворониным, В. В. Гусевым, В. Б. Дасковским, В. В. Денискиным, B.C. Ефремовой, А. И. Ильиным, М. Д. Магомедовым, Е. В. Минаевой, В. А. Ноздриной, Т. Ф. Рябовой, Е. В. Стрелковым, Н. С. Тульской, Э. А. Уткиным, P.A. Фатхутдиновым и др.
Многие научно-методологические разработки нашли применение в практической деятельности предприятий как основного звена промышленности.
Вместе с тем, как показал анализ изученной литературы, особенности планирования в корпоративных структурах недостаточно исследованыне сформулирована концепция интегрированного планирования, обеспечивающая сочетание стратегических и тактических планов на уровне управляющей компании холдинга и входящих в него предприятий. Указанные обстоятельства предопределили выбор цели, задач исследования и основной направленности диссертационной работы.
Цель исследования. Целью диссертационного исследования явилась разработка научно-методических положений по формированию интегрированной системы планирования, реализация которой позволит холдингу в зависимости от выбранной им стратегии организовать разработку планов с учетом распределения функций плановой работы между управляющей компанией и входящими в него предприятиями для достижения единой стратегической цели. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
• изучены особенности корпоративного управления и процессы интеграции деятельности предприятий в холдинге кондитерской промышленности как предпосылки для разработки интегрированной системы планирования;
• проведена диагностика развития кондитерской промышленности, изучены особенности рынка кондитерской продукции и его структуры;
• изучен мировой и отечественный опыт планирования в корпорациях и на предприятиях;
• уточнен понятийный аппарат, принципы и содержание процесса внутрикорпоративного планирования;
• разработана интегрированная система планирования деятельности холдинга кондитерской промышленности;
• предложена система сбалансированных плановых показателей финансово-экономической, коммерческой и производственно-технической деятельности;
• доказана целесообразность использования процессного подхода к планированию деятельности холдинга;
• дано научно-методическое обоснование оценки достижения стратегических целей в процессе их реализации.
Объектом исследования выбраны холдинги и предприятия кондитерской промышленности АПК Российской Федерации.
Предмет исследования — совокупность теоретических и методологических положений, а также практических аспектов, связанных с разработкой интегрированной системы планирования, применительно к холдингу кондитерской промышленности.
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования является современная теория экономики, менеджмента и организации планирования на предприятиях и в корпорациях. Основу работы составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам эффективности планирования, типологии планов, систем управления планированием, а также процессному управлению деятельностью предприятий. Для решений поставленных задач привлечены нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Информационной базой исследования послужили данные Федерального агентства государственной статистики, Министерства сельского хозяйства РФ, научно-исследовательского института кондитерской промышленности, отдельных компаний кондитерской промышленности, отраслевых журналов «Кондитерское производство», «Ассоциация предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД)», интернет-ресурсы, собственные расчеты автора. В процессе исследования использовались системный, комплексный, сравнительный анализ, экспертный и графический методы.
В процессе выполненного исследования получены результаты, которые содержат научную новизну: расширена типология планов с учетом требований корпоративного менеджмента. Введено понятие «внутрикорпоративное планирование» как функции управления, а также обосновано понятие интегрированной системы планирования, как совокупности параллельно взаимодействующих во времени стратегического и тактического планирования на уровне управляющей компании холдинга и входящих в него предприятий, что обеспечивает эффективное сочетание видов планов и объектов планирования, интегрированных в единую систему с целью достижения оптимального совокупного результатаразработана многоуровневая межфункциональная блок-схема формирования интегрированной системы планирования, отражающая иерархию процессов планирования применительно к кондитерскому холдингу от постановки долговременной корпоративной цели до разработки годовых бюджетов предприятия. Обоснован методический подход к построению структуры центров ответственности с различной степенью их детализации или консолидации, начиная от коллегиального органа управляющей компании, функциональных департаментов кондитерского холдинга до центров затрат на предприятияхпредложена система сбалансированных плановых показателей по финансово-экономическому, коммерческому и производственно-техническому аспектам, отражающая их взаимосвязь и позволяющая перевести стратегию компании в конкретные нормативы (плановые задания) — разработаны научно-методические положения по оценке достижения стратегических целей в процессе реализации стратегий на основе контроля за выполнением нормативов (плановых заданий), устанавливаемых на год. Это позволяет своевременно принимать корректирующие меры по определенным аспектам деятельности холдингаобоснована целесообразность использования процессного подхода к планированию, включающего разработку карт взаимосвязей исполнителей (подразделений холдинга) и классификацию процессов корпоративного планирования на первичные (планирование экономической добавленной стоимости) и вторичные (планирование поддерживающих и развивающих процессов, которые непосредственно не создают добавленную стоимость, но необходимы для ее создания). Эти процессы идентифицированы и документированы с указанием документов на «входе» и «выходе» процесса и ответственных лиц;
• разработаны научно-методические положения оценки совершенствования планирования в холдинге с помощью показателя «результативность системы планирования».
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что теоретические положения, составляющие его научную новизну, доведены до конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы кондитерскими холдингами:
• методология формирования интегрированной системы планирования холдинга, отражающая иерархию процессов планирования от постановки долговременной корпоративной цели до разработки годовых бюджетов предприятия;
• предложения по внедрению процессного подхода к планированию в условиях холдинга, обеспеченному необходимым документированием;
• графический способ определения последовательности и параллельности осуществления процессов планирования в холдинге, позволяющий за счет назначения ответственного лица, утверждения входящего и выходящего документов, обеспечения согласованности работы подразделений сократить время на разработку планов;
• идентификация и документирование процесса стратегического и годового планирования в кондитерском холдинге.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на конференции «Методологические и практические аспекты экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК», Московский государственный университет пищевых производств, 2006 г.- научно-практической конференции «Проблемы экономики, менеджмента и маркетинга в АПК», Московский государственный университет пищевых производств, 2007 г., международной межвузов-, ской научной конференции, Московский институт предпринимательства и права, 2008гУ1-ой Международной научной конференции студентов и аспирантов, Могилевский государственный университет продовольствия, 2008гVI научно-технической конференции с международным участием «Высокоэффективные пищевые технологии, методы и средства их реализации: эффективное использование ресурсов отрасли», Московский государственный университет пищевых производств, 2008 г.
Отдельные результаты исследования, такие как методология формирования интегрированной системы планирования в холдинге, рекомендации по процессному управлению корпоративным планированием, а также методические подходы к оценке результативности планов используются в ООО «Объединенные кондитеры», а также в учебном процессе МГУПП при изучении студентами специальностей 08.05.02 дисциплин «Планирование на предприятии», «Стратегическое управление», что подтверждается документами о внедрении.
Публикации. Основное содержание диссертационной работы изложено в семи статьях и брошюре, опубликованных лично автором и в соавторстве, общим объемом 5,5 п.л. (авторский вклад — 5,0 п.л.). Одна работа опубликована в журнале, рекомендованном ВАК. Публикации в полной мере отражают полученные исследователем научные и практические результаты, выводы и предложения.
Выводы и предложения.
1. Современный этап развития кондитерской промышленности характеризуется созданием крупнейших холдингов, призванных повысить конкурентоспособность кондитерской продукции, завоевать более выгодные позиции на продовольственном рынке. Появление холдингов потребовало на новой методической основе решать управленческую проблему разработки интегрированной системы планирования.
2. Сформулирована система принципов как важнейший аспект теории планирования, являющаяся методологической основой, которой следует руководствоваться в процессе практической деятельности при выполнении всех этапов планирования.
3. На основе исследования типологии планирования предложен авторский подход к управлению корпоративной плановой деятельностью. В основу разработки интегрированной системы планирования положен процессный подход, который предполагает логическую последовательность взаимосвязанных стадий планирования, имеющих «вход» и «выход», обеспечивающую разработку корпоративного стратегического плана с требуемой степенью его дифференциации по объектам, бизнес-процессам и периодам времени.
4. В интегрированной системе планирования связь стратегических целей холдинга с оперативными задачами предприятий обеспечивается с помощью разработанной в диссертации системы сбалансированных показателей, отражающих коммерческий, производственно-технический и финансово-экономический аспекты. С целью достижения долгосрочных целей в рамках всех аспектов деятельности предусматривается установление промежуточных итоговых показателей на более короткие периоды.
5. Для оценки достижение стратегических целей по аспектам деятельности предложена методика дифференциации стратегических показателей холдинга на определяющие их нормативы, что позволяет ориентироваться менеджерам среднего звена, занимающимся оперативной деятельностью, на конкретные показатели, обеспечивающие достижения единой цели.
6. Реализация процессного подхода к планированию обеспечивается с помощью картирования, позволяющего выявить взаимодействие участников процесса планирования, и с помощью составления блок-схем, отражающих последовательность действий. В диссертации разработана многоуровневая межфункциональная блок-схема, позволяющая представить иерархию процессов планирования и их детализацию в зависимости от потребности структурировать каждый процесс, обеспечить их документирование и сроки выполнения.
7. Основой для документирования является идентификация процессов планирования. В диссертационной работе идентифицированы, детализированы и документированы процессы стратегического и тактического планирования в холдинге с указанием документов на «входе» в процесс и на «выходе» из процесса.
8. С целью совершенствования плановой деятельности использовано графическое описание процессов планирования с помощью сетевых графиков, отражающих последовательность процессов и возможное их совмещение по времени. Использование таких показателей как определенность ответственного лица, определенность входящего и выходящего документа, сокращение времени на процесс планировании, согласованность работы подразделений и отсутствие перерывов в разработке планов позволило сократить время на выполнение комплекса работ в области стратегического планирования в холдинге на 10,1%.
9. По результатам исследования категории «эффективность планирования» предложен авторский подход и введено понятие «результативность планирования». Расчеты данного показателя для условий холдинга кондитерской промышленности выполнены на основе экспертных оценок.
Список литературы
- АвдашеваС., Дементьев В. Акционерные и неимущественные механизмы в российских бизнес-группах.// «Российский экономический журнал», 2003, № 1.
- Аверина О.В. Современные тенденции кондитерского рынка России и перспективы его развития до 2010 года.
- Аганбегян А.Г. Предисловие к книге Масютина С.А. «Механизмы корпоративного управления». -М.: Финстатинформ, 2002.
- Акофф P.JI. Планирование будущего корпорации. / Пер. с англ. М.: Мир, 1982.-224 с.
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы— М.: Финансы и статистика, 2003.
- Аль-Фатлави Карим Абд Идан. Затраты на обеспечение качества продукции и пути их сокращения. —М., 1999.
- Андерсен Бьёрнс. Бизнес процессы. Инструменты совершенствования (пер. с англ. C.B. Ариничева) научный редактор Ю. П. Адлер.-Зе изд.-М.: Риа «Стандарты и качество», 2005.-272с.
- Анисимов А. Феномен крупной конкуренции или какой рынок нам нужен// «Российский экономический журнал», 2009, № 9.
- Анискин Ю.П., Павлова A.M. Планирование и контроллинг: Учебник. -М.: Омега-Л, 2003.,-280с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. -СПб.: Питер Ком. 1999.-416с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. -М. Экономика, 1989.-519с.
- Антикризисное управление/Под ред. Э. М. Короткова. -М.: ИНФРА-М, 2003
- Антонов В., Колосов А. Глобализация мирового рынка пищевой промышленности. Российская пищевая промышленность: тенденции развития// «Рынок ценных бумаг», 2000, № 6 (165).- с. 16.
- Базаров В.А. О методологии построения перспективных планов/Шлановое хозяйство, № 7. 1926.
- Баракчеев В. Стратегический анализ: теория, инструменты, организация.// «Проблемы теории и практики управления», 1998, № 5.-с.85.
- Беликов И.В. Кодекс корпоративного управления: зарубежный опыт. М.: Институт фондового рынка и управления, 2001.
- Белов A.A. Системные аспекты организации информационного менеджмента. http: edu/cdcgate/com/scienceconference002−064.html.
- Белый Е.М., Кузнецов A.B. Периодичность и горизонты планирования в зарубежных и российских компаниях (метод последовательных изменений).// «Менеджмент в России и за рубежом», № 3, 2004.
- Бизнес-словарь (электронный ресурс). Материалы сайта www.businessvoc.ru.
- Бир С. Корректировка плана корпорации. Внутрифирменное планирование в США/ Под.ред. В. И. Седова. -М.: Процесс, 1972−348с.
- Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом./ Пер. с англ./Науч.ред. Ф. А. Крутиков. -М: Экономика, 1991−218 с.
- Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е, т.46. -с.498.
- Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азриняна. 4-е изд., доп. И перераб. -М.: Институт новой экономики, 1999.-1247 с.
- Большой энциклопедический словарь: в 2 т./Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская Энциклопедия, 1991.-Т. 1.
- Бородушко И.В., Васильева Э. К. Стратегическое планирование и контроллинг. СПб.: Питер, 2006. — 192 с.
- Бусыгин A.B. Эффективный менеджмент. Учебник.- М.: Издательство «Фин-пресс», 2000.-1056 с.
- Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. 3-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 416 с.
- Бухаров Е.И. Использование синергетических эффектов в стратегическом планировании на промышленном предприятии: Автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата экономических наук. — Челябинск, 1998.-22с.
- Винслав Ю., Мелентьев А. Развитие интегрированных корпоративных структур в России.// «Российский экономический журнал», 2003, № 2.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Экономиста, 2006.-296с.
- Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие.-2-е изд., перер. и доп. -М. Издательский дом «Дашков и К», 2001.-308с.
- Власенко A.C., Зинченко А. П. Корпоративное предвидение развития технологии и формирование стратегии компании.//Инновации. № 8. 2007, с. 78−83.
- Внутрифирменное планирование в США. / Под общей ред. В. И. Седова. — М.: Прогресс, 1972. 387 с.
- Воробьев А.Ю. Стратегическое управление инвестиционным потенциалом корпорации.//Молодые ученые центра России. Вклад в науку XXI века. -Тула: ТулГУ, 2003. -с.263−269.
- Воробьев А.Ю., Федорова Т. А. Согласование интересов субъектов корпоративного управления как необходимый элемент совершенствования российской системы корпоративного управления. Экономика. Управление. Финансы. — Тула: ТулГу, 2002.-е. 13 8−146.
- Воронцова Е.Ю., Улина Г. В. Управленческий учет на предприятии. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. -248с.
- Гайнуллин Г. У. Макулов A.C., Муллагаев Б.В.// Сборник докладов научной конференции Уфимского государственного авиационного технического университета. -Уфа, 2004.-с.86.
- Гантимуров Ю.В., Мелких Д. Л. Методические пособие по самооценке качества работы организации (на примере УМЦО)./ Под ред. С. Л. Гольдштейна. -Екатеринбург, 1999.-40с.
- Гатаулин A.M. Экономическая теория: микро- и макроэкономика: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2004.
- Гемингер Р. Стратегические разработки нуждаются в инновациях// «Проблемы теории и практики управления», 1997, № 6.-с.112.
- Генкин Б.М., Петроченко П. Ф., Бухалков М. И. и др. Нормирование труда: Учебник. -М.: Экономика, 1985. -272 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник -3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-501с.
- Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. В 2-х томах. Том 1— М.:МНИИПУ, 1998.-816с.
- Горемыкин В.А., Бугулов Э. Р., Богомолов А. Ю. Планирование на предприятии. -М.: Филинъ, 2000.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая.-М.: ИНФРА-М, 1996.-112с.
- Грязнова А.Г., Федотова М. А. Оценка бизнеса. -М.: Финансы и статистика, 2003.-512с.
- Дж. К. Ван Хорн. Основы управления финансами. -М.: Финансы и статистика, 1996.-с. 689.
- Довбыш О.В. Формирование интегрированных корпоративных структур: системный подход. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Самара, 2004 г.
- Дорохин В.В. Модели и методы согласования корпоративных интересов. — М., 2002.
- Друкер П. Эффективное управление, экономические задачи и оптимальные решения/ Пер. с англ. М.-ФАИР-ПРЕС.
- Друри К. Введение в управленческий и производственный учет/Под ред. Табалина. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.-560с.
- Елиферов В.Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2005. -319 с.
- Ефремов B.C. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирова-ние//Менеджмент в России и за рубежом.-2001.№ 2. сЗ-26.
- Жабер Г. И. Формирование эффективной системы внутрифирменного планирование на предприятиях химической промышленности. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Орел, 2003 г.
- Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. -М.: Издательство «Финпресс», 2000. -384 с.
- Забелин П.В. Основы корпоративного управления концернами. — М.: Издательство ПРИОР, 1998. -176с.
- Зайцев H.JI. Экономика, организация и управление предприятием: Учеб. пособие.- 2-е изд., доп- М.: ИНФРА-М, 2008.- 455с.- (Высшее образование).
- Зубец А. Внутрифирменное планирование//Риск. -2002. -№ 1, с. 26−31.
- Ионцев М.Г. Акционерные общества: Управление. Корпоративный контроль. -М.: Ось-89, 2000.
- Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник.-М.: Новое издание, 2004.-5-е изд., стереотип.-635с.
- Информационный бюллетень «АСКОНД», № 34, март 2007 г., с. 35.
- Информационный бюллетень «АСКОНД», № 37, декабрь 2007 г., с. 19.
- Калин А. Национальные особенности корпоративного развития.// «Экономика и жизнь», 1998, № 19 (май). -6с.
- Карлоф Б. Деловая стратегия: пер. с англ./ Науч. Ред. а авт. послесл. В. А. Приписнов. -М.: Экономика, 1991.-239с.
- Кашанина Т.В. Корпоративное право. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. -815с.
- Киллен К. Вопросы управления. -М.: Экономика, 1981. -199с.
- Ковалевский A.M. Перспективное планирование на промышленных предприятиях в производственных объединениях. М.: Экономика, 1973. — 320 с.
- Коложвари Ю.Б. Стратегическое планирование деятельности корпорации. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Иркутск, 2002 г.
- Комаров В.И. Экономические проблемы пищевой промышленности на пороге XXI века// «Пищевая промышленность», 2000, № 1. -22с.
- Кондратьев Н.Д. План и предвидение.//Вопросы экономики, 1992, № 3.
- Кондратьев В.В., Краснова В. Б. Реструктуризация управления компанией: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 6. -М.: ИНФРА. М, 2000. -240с.
- Коно Т. Стратегия и структура японских корпораций/ Общ. ред. О.С. Ви-ханский. -М.: Прогресс, 1987. -387с.
- Корицкий З.Б. и др. Советская управленческая мысль 20-х годов. —М.: Экономика, 1990. -233с.
- Корпоративный менеджмент: опыт России и США./ В. И. Шеин, A.B. Жуп-лев, A.A. Володин- рук. авт. кол. В. И. Шеин. -М.: ОАО Типография «НОВОСТИ», 2000. -280с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. сл. Е. М. Пеньковой. -М.: Прогресс, 1990. -736с.
- Крук Д.М. Управление общественным производством при социализме. -М.: «Экономика», 1972−228 с.
- Лапин A.B. Совершенствование управления собственностью в интегрированных корпоративных структурах промышленности. -Пермь, 2002
- Лебединский Н.П. Основы методологии планирования и автоматизации плановых расчетов. М.: Экономика, 1989. — 272 с.
- Лобанова И.Н. Стратегическое планирования и прогнозирование на предприятии. // «Российский экономический журнал», 1992, № 5. с. 76.
- Лубков А.Н. Развитие интеграционных процессов в АПК // «Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий», 2000, № 4. с. 45.
- МакДоналъд М. Стратегическое планирование маркетинга. — СПб.: Питер, 2000.-320 с.
- Макконел K.P., Брю СЛ. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. / Пер. с англ. М.: Республика, 1992. — 400 с.
- Маршалл А. Принципы экономической науки / Пер. с англ. Т. 1. М.: Прогресс, 1993.-416 с.
- Маснянкина О.В. Экономика предприятия: учебное пособие/ О.В. Маснян-кина, Б. Г. Прлбраженский. М: КНОРУС, 2008.-192с.
- Мельник А. Трансформация системы планирования на предприятии. // «Проблемы теории и практики», 1998, № 4. С. 113.
- Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1991. -456 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. — М.: Дело, 1998. -800 с.
- Миронов К.И. Развитие финансово-экономического механизма управления в корпоративных структурах. -М., 2003.
- Могилевский С.Д., Самойлов И. А. Корпорации в России. Правовой статус и основы деятельности: учебное пособие. Изд-во Дело, 2006.
- Насимов Л.В. Принципы внутрикорпоративного планирования. // Методологические и практические аспекты экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК: Сборник статей.-М.: Издательский комплекс МГУПП, 2007. — с. 186.
- Насимов Л.В., Прохоренко М. В. Современный подход к текущему планированию на предприятии. // Методологические и практические аспекты экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК: Сборник статей. -М.: ИК МГУПП, 2007.-c.212.
- В 2-х т. —М.: Изд. комплекс МГУШ1- Московский институт предпринимательства и права, 2008. -с. 319.
- Насимов JI.B., Тульская Н. С. Интеграция стратегического и тактического управления планированием в холдинге кондитерской промышленности. -М.: Издательский комплекс МГУПП, 2008.
- Николаева O.E., Алексеева О. В. Стратегический управленческий учет. —М.: Едиториал УРРС, 2003. -304 с.
- Нефедов A.A. Внутрифирменное планирование на промышленном предприятии в условиях динамично меняющейся конъюнктуры рынка. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Белгород, 2005 г.
- Новицкий Е. Стратегическое планирование в высоко диверсифицированных корпоративных структурах: о мировой практике и опыте АФК «Система». // «Российский экономический журнал», 1999, № 8.
- Пищевая и перерабатывающая промышленность в 2008 г.-состояние и перспективы развития.// Пищевая промышленность, № 3, 2009, с. 12.
- Попов Э., Шапот М. Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии.// «Открытые системы», № 01/96.
- Портер Майкл Э. Конкуренция: Пер. с англ., М.: Издательский дом «Вильяме», 2006.
- Постановление Совета Министров СССР «Об утверждении Положенияоб акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах» № 590 от 19.06.1990 г.
- Предварительные итоги работы кондитерской промышленности России в 2007 г.// Информационный бюллетень «АСКОНД» № 38 апрель 2008 г., с. 1.
- Прогнозирование и планирование в условиях рынка. / Под ред. Т. Г. Морозовой, A.B. Пулькина. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 1999. -318с.
- Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И. Бори-севич, Г. А. Кандаурова, H.H. Кандауров и др.- Под общ. ред В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой. Мн.: Интерпрессервис- Экоперспектива, 2001. —380 с.
- Промышленность России: 2008. Статистический сборник. -М.: Росстат, 2008. -460с.
- Прыткин Б.В., Прыткина JI.B., Эрнашвили Н. Д. Общий курс менеджмента / Учебник. М.: ЮНИТИ, 2003.
- Радыгин А. Корпоративное управление в России: ограничения и перепек тивы. // «Вопросы экономики», № 1, 2002.119. «Российский рынок кондитерских изделий. Состояние отрасли"// Информ-кондитер.- Москва, 2005. http://www.conditer.ru/preview/sost 14. shtml
- Российский статистический ежегодник. 2008.
- Сайченко O.A. Корпоративная культура, как эффективный механизм управления человеческими ресурсами предприятий. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. — СПб., 2002 г.
- Семенов А.Д., Соколов О. И. Теория и практика стратегического управления крупной капиталистической фирмой. -М.: МНИИПУ, 1989.
- Сергеев В.Н. Пищевая промышленность России в завершающем году второго тысячелетия. // «Пищевая промышленность», 2000, № 3. с. 8.
- Сергеев В.Н. Пищевая промышленность России в завершающем году второго тысячелетия. // «Пищевая промышленность», 2000, № 4. с. 11.
- Смирнов С.А. Стратегическое планирование: Учебно-практическое пособие для системы диссертационного образования. -М.: Изд. МЭСИ. 1996. —80с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская Энциклопедия, 1989. -1632 с.
- Современный экономический словарь (электронный ресурс). Материалы сайта vvww.smartcat.ru/catalog.
- Соловьев М.М. Автоматизированные системы, менеджмент и корпоративное управление: логика разделения и развития. // «Менеджмент в России и за рубежом», № 5. -с. 9−21.
- Сорокина И.О. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы её осуществления. // «Менеджмент в России и за рубежом», № 2, 2008. с. 3−6.
- Стратегическое планирование и управление. Учебное пособие. / Под ред. проф. А. Н. Петрова. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997. — Ч. 1. — 145 с.
- Струмилин С.Г. Избранные произведения, т. 1−8, М 1963−1969 г. г.
- Сыроежин И.М. Планомерность. Планирование. План (теоретические очерки). -М.: Экономика, 1986.
- Томпсон А., Стрикланд А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Тульская КС, Старостина И. Д., Белолипецкая Е. С и др. Планирование на пищевых предприятиях: Учебное пособие. -М., МГУ1111, 1997. 136 с.
- Управление развитием производства в промышленных концернах США/ Под. ред. Ю. П. Васильева. М.: Мысль, 1977. — 336 с.
- Уткин Э.А. Управление фирмой. -М.: Акалис, 1996.-516 с.
- Файоль А., Эмерсон Г. Тейлор Ф., Форд Г. Управление-это наука и искусство. -М.: Республика, 1992. -352 с.
- Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. Т. 1: Основы управления. Планирование как функция управления. М.: ВИПКэнерго, 1992. -250 с.
- Фатхутдинов P.A. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — 416 с.
- Фишер С, Дорнбуш Р., Шмапензи. Экономика: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1995.- 123 с.
- Ходуа Г. С. Актуальные проблемы диалектической взаимосвязи экономических категорий. Тбилиси: Тбилисский университет, 1979.
- Вам Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1996. -689 с.
- Хорнгрен Ч.Т., Ф остер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. — М.: Финансы и статистика, 1995.
- Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга/ Пер. с нем./ Под ред. A.A. Турчака, Л. Г Головача, М. Л. Лукашевича. -М.: Финансы и статистика, 1997.-800с.
- Храброва И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффинирование лица, организационное проектирование, интеграционная динамика: -М.: Издательский Дом «Альпина», 2000. -198с.
- Читипаховян П. Методологическая проблема стратегического планирования развития интегрированных корпоративных структур. // «Российский экономический журнал», 2000, № 9.
- Читипаховян П. Стратегическое планирование в интегрированных корпорациях: факторы обеспечения. // «Российский экономический журнал», 2002, № 1. — с. 64−71.
- Чувилин A. JL и др. Методологическая схема многоуровненого планирования в инновационных преобразованиях экономики. // Современные аспекты экономики. № 4, 2004. — С. 81−97.
- Царев В.В. Внутрифирменное планирование. Спб.: Питер, 2002 г.
- Шаршапин В. А. Российская кондитерская отрасль 10 лет назад и сегодня. //Информационный бюллетень «Асконд», № 34, март 2007. — с. 2−11.
- Шевцов Н. Ф. Проблемы эффективного управления корпоративными структурами в условиях хозяйственного риска. М., 2003.
- Шпотов Б. Корпоративное управление в XX веке: история и перспективы.// «Проблемы теории и практики управления», 2000, № 5. — с. 93.
- Экспорт и импорт кондитерских изделий РФ в IV квартале за 12 месяцев 2007 г.// Информационный бюллетень «АСКОНД» № 39 июль 2008 г., с.6
- Якутии Ю.В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность. М.: ЗАО «Издательский дом «Экономическая газета», 1999.
- Glossary Commander: служба тематических толковых словарей (электронный ресурс). —Материалы сайта www.glossary.ru.
- Hammer M. Beyond Reengineering. How the Process-Centered Organiztion is Changing Our Work and Our Lives. N.Y., 2002. — P. 153.