Экономические методы управления транспортно-экспедиционными компаниями
Научно-технический потенциал, характеризующий использование результатов научно-технических разработок. Для транспортно-экспедиционной организации это в первую очередь использование современных достижений менеджмента и маркетинга, телематики, глобальных компьютерных сетей и информационных систем; применение прогрессивных технологий, в первую очередь логистических; расширение номенклатуры услуг… Читать ещё >
Экономические методы управления транспортно-экспедиционными компаниями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
" Волжский государственный институт водного транспорта"
Пермский филиал
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
" Экономические методы управления транспортно-экспедиционными компаниями"
Разработал студент: Дзюба Г. А.
Проверил преподаватель: Лишик В.Г.
- Введение
- 1. Теоретические основы транспортно-экспедиционного обслуживания
- 1.1 Основные положения
- 1.2 Структура транспортно-экспедиционного обслуживания
- 1.3 Экономические методы управления транспортно-экспедиционной компанией
- 1.3.1 Транспортно-экспедиционная компания в условиях рынка
- 1.3.2 Разработка системы планирования работы экспедиционного предприятия
- 1.3.3 Конкуренция
- 1.3.4 Мероприятия по развитию производственно-технической базы и обеспечению предприятия ресурсами
- 1.3.5 Мероприятия по управлению ТЭО
- 1.3.6 Бюджет
- 2. Экономическое управление ТЭО на примере ООО «ТЭК РУСГЛОБАЛ»
- 2.1 Информация о компании
- 2.2 Анализ деятельности
- 2.3 Рекоммендации по совершенствованию компании
- Заключение
- Список источников
Экономические методы управления транспортно-экспедиционным предприятием являются очень важной и актуальной темой для изучения, т.к. в современных условиях именно экономика и рынок диктуют «правила игры» для любой компании, а значит и играют большую роль в управлении ей.
Транспорт представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов, входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения. Обеспечивая перемещения грузов, транспорт вносит значительный вклад в развитие внешнеэкономических, научно-технических, культурных, спортивных и других связей. В соответствии с этим намечается тенденция возрастания спроса на услуги транспорта, как по объему, так и по номенклатуре, и выделения транспортно-экспедиционного обслуживания в самостоятельную отрасль транспортного процесса.
Развитие этих позитивных процессов наряду с растущей конкуренцией предъявляет к транспорту дополнительные требования по ускорению товародвижения, повышению качества транспортных услуг, снижению транспортной составляющей в конечной цене продукта.
Целью выполнения данной курсовой работы является приобретение следующих навыков:
применение для самостоятельного анализа деятельности предприятий знаний, полученных на лекциях и практических занятиях;
теоретически грамотное и логически последовательное изложение рассматриваемых проблем;
выделение наиболее существенных недостатков в практической деятельности предприятий;
самостоятельное формулирование проблемы, постановка задачи и разработка обоснованных предложений в сфере коммерческой деятельности;
В рамках данной курсовой работы ставятся следующие задачи:
• изложение общей информации о транспортной логистике
• описание взаимодействия экономики и транспортно-экспедиционных компаний, методов управления ими
• рассмотрение теоретической базы на примере реального предприятия
• разработка рекомендаций по улучшению его деятельности
1. Теоретические основы транспортно-экспедиционного обслуживания
1.1 Основные положения
Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) — деятельность в области перевозок, охватывающая весь комплекс операций и услуг по доставке товара от производителя продукции к потребителю.
Необходимость в транспортной экспедиции обусловлена тем, что процесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя, как правило, состоит из нескольких этапов перевозки, в том числе с использованием различных видов транспорта. При этом возникает потребность как в организации этих этапов, так и в выполнении сопутствующих перевозочному процессу вспомогательных работ, которые могут производиться непосредственно грузовладельцами (грузоотправителями или грузополучателями) и специализированной организацией (посредником).
Экспедитор — сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортно-экспедиционные услуги (ТЭУ).
Потребители транспортно-экспедиционных услуг (заказчики, клиенты) — физические или юридические лица, для которых экспедитор осуществляет ТЭУ по договору транспортной экспедиции.
Грузоотправитель — потребитель ТЭУ, уполномоченный по договору транспортной экспедиции на сдачу груза экспедитору.
Грузополучатель — потребитель ТЭУ, уполномоченный по договору транспортной экспедиции на прием груза от экспедитора.
Перевозчик — сторона договора перевозки, которая обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю или передать другой транспортной организации.
Доставка груза — процесс перемещения груза от грузоотправителя до грузополучателя с выполнением определенных условий, связанных со сроками, режимами, сохранностью и т. п.
Перевозка груза — это перемещение груза определенным транспортным средством (ТС) от пункта отправления до пункта назначения.
Транспортно-экспедиционное обслуживание тесно связано с перевозочными процессами и теми технологиями, которые используются для доставки груза.
Смешанная перевозка — перевозка груза двумя или более видами транспорта, работающими последовательно.
Оператор смешанной перевозки — лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки с грузовладельцем, выступает как сторона договора и принимает на себя ответственность за его исполнение.
Прямая смешанная перевозка оформляется одним перевозочным документом на весь путь следования, например железнодорожным и внутренним водным транспортом.
Комбинированная перевозка — смешанная перевозка, выполняемая без перегрузки груза. В этом случае груз перевозится на всем пути следования в одном и том же контейнере, съемном кузове и т. п.
Контрейлерная перевозка — система перевозки автотранспортных средств (автомобилей, полуприцепов) по железной дороге на платформе, имеющей пониженную высоту.
В последнее время для обозначения различных способов организации перевозок широкое распространение получили термины, основанные на общем корне modal, который подразумевает форму организации перевозок (вид транспорта). Приведем варианты толкования терминов, наиболее распространенных в России.
транспортная экспедиционная экономическое управление
Интермодальная перевозка — последовательная перевозка груза несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза.
Мультимодальная (трансмодальная) перевозка — это перевозка, при которой лицо, организующее ее, несет ответственность на всем пути следования, независимо от количества принимающих в ней участие видов транспорта, при оформлении единого перевозочного документа.
Амодальная перевозка — это перевозка, которая выполняется по опреде;
ленным маршрутам и управляется единым диспетчерским центром, независимо от вида транспорта.
Юнимодальная перевозка — это перевозка груза одним видом транспорта (одним или несколькими перевозчиками). Если участвует один перевозчик, он выдает свой собственный транспортный документ — накладную, коносамент и др. Если перевозчиков несколько (например, перевозчик из одного порта в другой, с перегрузкой груза в промежуточном порту), один из них может выдать сквозной коносамент, охватывающий всю перевозку.
В общем случае под ТЭО следует понимать деятельность специализированных организаций, направленную на обеспечение доставки груза и выполнение любых услуг, связанных с подготовкой груза к перевозке, осуществлением перевозки и его хранением. Такая деятельность выполняется по поручению грузоотправителя или грузополучателя.
Транспортно-экспедиционное обслуживание включает в себя выполнение транспортно-экспедиционных операций и услуг.
Транспортно-экспедиционная операция — элементарное законченное, периодически повторяющееся действие, обеспечивающее ТЭО.
Транспортно-экспедиционная услуга — отдельная операция или группа операций, непосредственно направленная на удовлетворение определенной потребности клиента в транспортной экспедиции и характеризующаяся наличием необходимого технологического, экономического, информационного и правового обеспечения.
1.2 Структура транспортно-экспедиционного обслуживания
Транспортно-экспедиционное обслуживание заключается в том, что груз принимается от грузовладельца, подготавливается к транспортированию и загружается в транспортное средство, перегружается с одного вида транспорта на другой, если это требуется, хранится в надлежащем месте, выгружается из транспортного средства и сдается получателю.
Для анализа структуры ТЭО рассмотрим его во взаимосвязи трех составляющих: транспортного, экспедиционного и посреднического обслуживания, как это представлено на рис. 1.
Под транспортным обслуживанием подразумевается деятельность, направленная на осуществление доставки груза и выполнение погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) на всем протяжении перевозки от грузоотправителя до грузополучателя. Погрузочно-разгрузочные операции являются обязательными элементами процесса доставки грузов и выполняются непосредственно на территории клиентов, в распределительных центрах, на транспортных узлах, а также при перегрузке продукции с одного вида транспорта на другой.
Экспедиционное обслуживание — деятельность, обеспечивающая своевременную и качественную доставку груза потребителю и включающая в себя подготовительно-заключительное обслуживание, складские работы и экспедиционные услуги.
Подготовительно-заключительное обслуживание является элементом технологического процесса доставки груза и включает в себя подачу подвижного состава (ПС) к месту погрузки, подготовку груза к перевозкам (приведение груза в транспортабельное состояние, нанесение маркировки, проверка качества и количества груза, взвешивание, выделение контейнеров, поддонов и т. п.), прием и сдачу груза.
Складские работы выполняют на контейнерных и грузовых площадках
транспортных узлов, в складских помещениях, а также в распределительных центрах. Необходимость в складских операциях чаще всего обусловлена значительной неравномерностью поступления грузов на транспортные узлы, что вызывает необходимость в постепенном накоплении грузов и их группировке по маршрутам перевозок. Кроме того, имеет место обратная ситуация, когда возникнет необходимость в расформировании крупных партий в мелкие отправки для последующей доставки потребителям.
Экспедиционные услуги дают возможность полностью освободить грузовладельцев от не свойственных им функций, связанных с охраной и сопровождением груза в пути, проведением платежно-расчетных операций и оформлением товарно-транспортной документации (заполнение документов на перевозку, их доставка клиентуре, расчеты со всеми участниками перевозочного процесса и т. п.). Посредническое обслуживание включает в себя организационно-посредническое, консультационно-аналитическое и информационное обслуживание и направлено в первую очередь на качественную доставку груза его получателю.
Организационно-посреднические операции связаны с организацией доставки груза, отдельных услуг ТЭО и координацией работы подразделений транспортных узлов, грузоотправителей, грузополучателей и транспортных организаций, взаимодействующих в процессе доставки грузов. Кроме того, они включают в себя лизинг и аренду ТС, транспортного оборудования, погрузочно-разгрузочных механизмов (ПРМ), складов и т. д.
Консультационно-аналитическое обслуживание включает в себя услуги по выбору типа ПС на всех этапах доставки и расчету оптимального маршрута перевозки с учетом использования различных технологий перевозки груза и разных видов транспорта.
Информационное обслуживание лежит в основе взаимодействия отдельных операторов и управления в целом процессом доставки, обеспечивая прохождение информационных потоков. Оно удовлетворяет производственную необходимость всех участников перевозки точно знать местоположение груза и время его прибытия в пункт назначения.
1.3 Экономические методы управления транспортно-экспедиционной компанией
В общем виде, сущность экономических методов управления состоит в том, чтобы через воздействие на экономические интересы сотрудников компании и других лиц, участвующих в экономической деятельности компании при помощи экономических рычагов (заработной платы, премий, прибыли, налогов, льготных цен и т. п.) организовать эффективное управление производством. В основе данных методов лежит материальное стимулирование, направленное на повышение ответственности и заинтересованности менеджеров в принятии эффективных управленческих решений, а также стимулирующих сотрудников проявлять инициативу при решении поставленных задач без специального распорядительного воздействия.
Использование экономических методов побуждает более эффективно проявляться обратным связям, что положительным образом сказывается на функции контроля.
Применение экономических методов управления позволяет активизировать персонал в реализации поставленных задач, позволяет сделать процесс управления более адаптированным и гибким по отношению к конкретному трудовому коллективу. Экономические методы управления отражают социально-экономическую природу компании и способствуют ее развитию в современных рыночных условиях производства. Среди этих методов важное место занимает хозяйственный расчет.
Хозяйственный расчет
Суть хозяйственного расчета состоит в соотношении расходов и анализа рациональности хозяйственной деятельности фирмы и обеспечении получения прибыли. Из-за того, что финансовый расчет обобщает в себе как экономические рычаги и инструменты, так и функции управления, он оказывает содействие по обеспечению эффективности производства, технологического развития, оптимизированному использованию капитала, рентабельной кадровой политике. Центральные органы управления, разрабатывая стратегию по всем этим вопросам, к разным подразделениям, применяют дифференцированный подход, в зависимости от сущности и характера их деятельности.
Получению устойчивой прибыли, достижению окончательной цели коммерческого расчета, способствуют: ценообразование, финансирование и кредитование, издержки производства и другие экономические рычаги и инструменты коммерческого расчета.
На принципы коммерческого расчета оказывают воздействие характер выпускаемой продукции; степень, масштабы экономических связей между предприятиями; вид деятельности предприятия, то есть воплощение способов коммерческого расчета непосредственно связанно с определенными, конкретизированными условиями. В наши дни коммерческий расчет осуществляется, во-первых, в условиях централизации управления, во-вторых, в условиях самостоятельности предприятий и их подразделений.
Вторая особенность коммерческого расчета — предоставление оперативной самостоятельности предприятиям, подразделениям (производственным отделам и филиалам). В итоге появилась форма взаимоотношений внутри фирмы, которая определяется как внутрипроизводственный (внутрифирменный) расчет.
Финансово-экономическое положение подразделения зависит от степени оперативной самостоятельности организации. В рамках предоставленных прав руководителю подразделения, он вправе принимать эффективные решения и самостоятельно выбирать пути достижения поставленной цели. Руководитель несет полную материальную и административную ответственность за деятельность подразделения, которая непосредственно обусловлена принимаемыми им решениями. Так же можно установить цены на конечную продукцию, принять меры по уменьшению затрат, ввести научные исследования, внедрить в производство нововведения, изучить рынок и т. д. Руководитель отвечает за эффективное и рациональное использование денежных средств, а при необходимости добивается их пополнение новыми отчислениями.
Регулятор затрат — платежи и отчисления, оказывающие влияние на экономическую и производственную деятельность. В результате, внутрипроизводственный расчет несет за собой достижение цели коммерческого расчета и включает его элементы. Их различие в том, что внутрипроизводственный расчет реализовывается в пределах собственной организации, а коммерческий расчет осуществляется между разными собственниками. Имеются различия в ценообразовании. Коммерческий расчет в ценах отражает существующие товарно-денежные отношения, а при внутрифирменном — подразумевается установление внутренних цен организации.
Ценовая политика
В действительности, в ценах отображаются все аспекты экономической деятельности организации. Ценообразование включает в себя, во-первых, регулирующие факторы, во — вторых, рыночную конкуренцию. В мире используют две категории цен: публикуемые и расчетные.
Публикуемые — фиксированные цены, например, цены прейскурантов и справочные цены, биржевые котировочные цены, фактические цены сделок крупных фирм на международном рынке.
Расчетные (договорные) цены — цены сложного промышленного оборудования или нестандартной продукции.
Наиболее распространенные среди публикуемых цен — прейскурантные. Фирмы выпускают под своим товарным знаком прейскурант на стандартную продукцию потребительского товара массового спроса. Компании, направленные на сбыт продукции производят продажу по установленным ценам или ценам экспорта (импорта), а получение прибыли достигается за счет скидок с цен, установленных прейскурантом, или за счет разницы цен между прейскурантными и экспортными (импортными) ценами. Свои прейскуранты могут создавать и выпускать еще и лицензиаты, которые продают товары под своим товарным знаком или же под знаком фирмы, у которой была приобретена лицензия. Расчетные цены относительно стабильны. Их отличие — единый уровень на одинаковую продукцию. Существуют разные методы для установления цены и определения структуры цены. Наиболее известный способ установления цены — «целевой» метод ценообразования по принципу «полезных издержек», суть которого заключается в том, что цену получают при сложении целевой нормы прибыли и издержек производства.
Финансовая политика
В концентрированном виде, финансовая политика любой фирмы отражает влияние многих внутренних и внешних факторов. Включает в себя все аспекты экономической деятельности — производственный, научно — технический, материально — технического снабжения, сбыт. Она отражает выявление источников финансового ресурса и его распределения между подразделениями; распределение (перераспределение) прибыли; кредитование и финансирование различных подразделений; характер и структуру внутрифирменных финансовых операций. Гибкость этой политики обусловлена приспособлением к денежному рынку, валютному курсу и налоговому законодательству. Внутрифирменные денежные потоки регулируются с помощью финансов, и расчеты осуществляются централизованным путем.
Финансовые методы управления включают в себя основные подходы к распределению (перераспределению) прибыли: во-первых, вся прибыль сосредоточена в центральном подразделении управления организацией, во — вторых, прибыль распределяется по подразделениям с особыми правами ее использования.
К внешним источникам финансирования можно отнести кредиты и займы, а также формирование акционерного капитала и продажа акций. Главным принципом является самофинансирование, то есть использование внутренних источников. На втором месте выступает использование заемных финансовых средств от коммерческих организаций, специализированных региональных и международных инвесторов, международных банков. Обычно, займы и кредиты получает центральное звено организация, а затем уже распределяет их между предприятиями и подразделениями. [2]
Таким образом, суть экономических методов управления транспортно-экспедиционной компанией, в конечном счёте, сводится к тому, что при принятии организационных решений во главу угла ставится рынок, его механизмы и потребности, и, что немаловажно, условия конкуренции на конкретном весьма специфическом рынке. Все данные факторы должны быть тщательно проанализированы предприятием с целью введения грамотной политики.
1.3.1 Транспортно-экспедиционная компания в условиях рынка
Переход российских транспортно-экспедиционных предприятий к рыночной экономике осуществляется медленными темпами. При недостаточной
развитости рынка транспортно-экспедиционных услуг далеко не все экспедиторы заинтересованы и способны перестроить свою работу в соответствии с новыми условиями и требованиями. Экспедиционные предприятия и организацииеще слабо реагируют на платежеспособный спрос на перевозки и услуги и другие рыночные стимулы.
В условиях рынка конкурентоспособность транспортно-экспедиционного предприятия состоит в возможности занимать и удерживать определенную рыночную нишу в сфере услуг. Быть конкурентоспособным — это прежде всего обеспечить высокое качество транспортно-экспедиционных услуг с учетом всех их потребительских сторон. Одним из главных показателей качества транспортно-экспедиционных услуг является их безотказность. При низком уровне безотказности остальные потребительские стороны транспортно-экспедиционных услуг теряют свою привлекательность.
Конкурентоспособность транспортно-экспедиционных предприятий можно определить и как совокупность потребительских свойств услуги, характеризующую их отличие от услуги конкурента по степени соответствия конкретным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, соотношения цены и потребительских качеств услуги. Кроме этого на уровень конкурентоспособности влияют и такие основные факторы:
• уровень знания потребности на перевозки и услуги;
• применение прогрессивных технологий;
• расширение номенклатуры услуг (применение новых видов транспортно-экспедиционного обслуживания);
• обеспеченность транспортно-экспедиционных предприятий производственной базой;
• применение логистических систем;
• уровень квалификации кадров, менеджмент;
• маркетинг и др. (исследование рынка услуг).
Чтобы иметь коммерческий и финансовый успех, каждое транспортно экспедиционное предприятие прежде всего должно разработать стратегию освоения рынка транспортно-экспедиционных услуг. При этом необходимо учитывать следующие факторы:
1) ресурсы предприятия. Необходимо оценить возможности своего складского хозяйства, терминалов, погрузочно-разгрузочной и вычислительной техники, их обновления, новых технологий, ресурсы специалистов и рабочих, систему материально-технического обеспечения и т. п.;
2) виды и технологии применяемых перевозок и услуг. В условиях рынка предприятию, организующему только один вид перевозок или выполняющему один вид услуг, выжить будет труднее, чем предприятию, организующему разные виды перевозок и выполняющему разные виды услуг;
3) степень однородности рынка транспортно-экспедиционных услуг. Необходимо оценить, какое количество клиентов может обслуживаться данным предприятием и данным видом перевозок или услуг, оценить возможности завоевания или потери клиентуры;
4) маркетинговые стратегии транспортно-экспедиционных предприятий-конкурентов. Необходимо выявить, какие другие экспедиторы организуют такие же перевозки и услуги, сколько и каких клиентов они охватывают, каковы тенденции развития этих предприятий и др. [1, c.90]
1.3.2 Разработка системы планирования работы экспедиционного предприятия
Особенностью рыночной экономики, отличающей ее от административно управляемой централизованной системы, является повышение роли планирования на уровне предприятия, так как от этого во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности конкретного транспортно-экспедиционного обслуживания.
Предприятие должно сформулировать для себя стратегические (долговременные) и тактические (кратковременные) цели. Стратегическое планирование деятельности предприятия предполагает достижение определенных целевых показателей по охвату транспортного рынка, по развитию наиболее перспективных видов перевозок и услуг. Этапами стратегического планирования работы являются цели, задачи и программа.
Конечно, действующая организация оперативного планирования перевозок в современных условиях требует своего совершенствования. Прежде всего, она должна быть очищена от элементов чистого «администрирования» типа штрафных санкций «за невыполнение плана перевозок» или положений, которые можно использовать (отсутствие или ошибка в заявке) в качестве основания для отказа в перевозке. Планируя перевозки, необходимо, прежде всего, исходить из отчетных данных об исполненных отправках и поступлениях грузов, тщательно анализировать заявки, прежде всего крупных предприятий и организаций, учитывать рекомендации местных органов. Экспедиторам и агентам рекомендуется подходить к вопросам планирования ответственно, строжайше следовать ведомственным инструкциям по планированию, правилам заполнения транспортной документации и т. д.
В условиях рынка транспортно-экспедиционному предприятию рекомендуется разрабатывать 3−5-летний план своей деятельности, а затем на его основе — годовой план. При этом каждый год пятилетний план должен пересматриваться и при необходимости корректироваться. В пятилетнем плане экспедитор должен определить:
1) цели своей деятельности на этот период (по охвату рынка, по финансовым результатам, по социальным вопросам, по введениям новых технологий и т. п.);
2) стратегии завоевания транспортного рынка (например, за счет развития системы комплексного транспортного обслуживания, развития организации перевозок грузов специализированными автомобилями, на автопоездах и т. п.);
3) затраты на услуги и содержание аппарата управления, на приобретение новой техники (погрузочно-разгрузочной техники, средств вычислительной техники и связи и др.);
4) ожидаемые доходы от организации перевозок и услуг и прочей деятельности.
В пятилетнем плане целесообразно также оценить возможные изменения уровня конкурентоспособности предприятия на рынке перевозок и услуг.
Текущее планирование деятельности транспортно-экспедиционного предприятия предполагает разработку планов для развития организации перевозок отдельных грузов и их технологий и определенных видов транспортно-экспедиционной деятельности (например, краткосрочное хранение грузов, под группировка и упаковка и др.). Основой текущего планирования должна являться разработка годового плана экспедиционного предприятия.
Годовой план транспортно-экспедиционного предприятия представляет собой более детальную проработку пятилетнего плана: определяет цели и стратегии предприятия на год, программу действий, необходимые затраты в т. ч. капиталовложения, порядок контроля за выполнением плана внутри предприятия.
Желательно, чтобы годовой план транспортно-экспедиционного предприятия был расписан по кварталам, месяцам.
Качественным показателем планирования является регулярность движения. Движение считается регулярным, если транспортные средства выпущены в рейс точно по расписанию, своевременно проследовали через контрольные пункты и прибыли в конечные пункты по расписанию (графику) или в пределах допустимых временных отклонений. При планировании перевозок рекомендуется создавать регулярный резерв автотранспортных средств на случай непредвиденных обстоятельств. Как правило, такой резерв составляет до 5% от количества машин, запланированных в рейс расписанием.
Работа по составлению плана начинается с определения целей транспортно-экспедиционного предприятия и постановки задач. В качестве долговременных целей экспедиционного предприятия могут рассматриваться:
1) рост объемных, количественных показателей работы на ближайшие 3−5 лет (объемы транспортно-экспедиционных услуг, доходы, прибыль и др.);
2) увеличение сфер деятельности за счет расширения клиентуры, освоения новых технологий перевозок и услуг;
3) желаемое место экспедитора на региональном транспортном рынке и др.
Рекомендуется также определять и устанавливать конкретные количественные цели в процессе текущего планирования. Например, такими целями могут быть:
а) количество отказов от организации перевозок грузов в течение недели не должно превышать 1% от общего количества заявок на перевозки;
б) своевременность выполнения заявок на доставку грузов должна быть на уровне 90%;
в) количество повреждаемого груза в пути не должно превышать 0,1%;
г) в течение 2 часов сообщать клиенту информацию о местонахождении груза по его запросу;
д) опоздания с подачей автомобилей к месту первой погрузки не должны превышать 15 мин и др.
После формулирования целей должны быть составлены задачи по их реализации перед каждым функциональным подразделением транспортно-экспедиционного предприятия (коммерческой и технической службами, плановым отделом и бухгалтерией, отделениями и отрядами, диспетчерскими пунктами).
Задачи должны быть сформулированы конкретно и иметь конкретных исполнителей и ответственных за их реализацию.
Задачи транспортно-экспедиционного предприятия реализуются в программу, представляющую собой перечень отдельных организационных, экономических, технических, технологических и социальных мероприятий со сроками выполнения и ответственными, а также с указанием материального и финансового обеспечения, если это требуется.
Таким образом, в первую очередь экономическое управление ТЭО основывается на планировании, которое обеспечивает чётко намеченный путь для организации. С помощью плана, как стратегического, так и тактического, компания ставит перед собой цели, выбирает методы их достижения, и выстраивает политику управления в соответствии с ними.
1.3.3 Конкуренция
Для того чтобы управление транспортно-экспедиционной компанией было эффективным, компании, наряду с планированием, следует подробно изучить вопросы, связанные с конкуренцией на рынке.
Конкуренция производителей товаров и услуг за рынки сбыта с целью получения высоких финансовых результатов (доходов, прибыли) является основой рыночных отношений в любой отрасли экономики, в том числе в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО).
В современных условиях преобладающим элементом рынка является рынок клиента (грузоотправителя и грузополучателя), который диктует производителю транспортно-экспедиционных услуг (ТЭУ) условия транспортного обслуживания. К хозяйствующим субъектам в сфере ТЭО относятся транспортные, транспортно-экспедиционные и другие организации различных форм собственности (государственной, частной, кооперативной, акционерной и др.), осуществляющие перевозки и (или) оказывающие услуги. [1, с 94].
Таблица 1. Характеристика движущих сил конкуренции в отрасли
Движущая сила | Направление действия | |
Новые конкуренты | Рост производственных мощностей отрасли; падение ценили повышение издержек; снижение среднеотраслевой нормы прибыли; снижение качества товаров и услуг | |
Товары (услуги) — заменители | Увеличение количества конкурентов в отрасли; уравновешивание сил конкурентов; замедление роста отрасли; увеличение уровня постоянных издержек; рост цен; повышение качества; расширение ассортимента товаров и услуг; снижение уровня спроса и объема продаж | |
Покупатели | Увеличение затрат на качество; снижение среднеотраслевой нормы прибыли; рост цен; отток потребителей | |
Поставщики | Рост цен; снижение качества товаров и услуг; падение спроса; сокращение масштабов производства; снижение среднеотраслевой нормы прибыли | |
Борьба производителей | Повышение качества товаров и услуг; интенсификация инноваций; снижение цен; отток инвестиций; падение объемов производства и продаж | |
Для рынка ТЭУ России характерны следующие сферы конкуренции:
1. Конкуренция в различных секторах рынка (доставка строительных грузов; торговых грузов; сельскохозяйственных грузов и т. п.);
2. Конкуренция между транспортно-экспедиционными организациями различных форм собственности (выделяют конкуренцию между организациями различной ведомственной подчиненности). Из-за наличия большого количества транспортных организаций, в некоторых случаях расположенных на одной и той же территории, наиболее сильной является конкуренция внутри автомобильного транспорта;
3. Конкуренция между транспортно-экспедиционными организациями, обслуживающими различные виды транспорта.
Для осуществления мониторинга конкурентного положения компании на рынке и её конкурентоспособности и дальнейшего управления ей на их основе, существуют следующие факторы, характеризующие состояние организации:
уровень знаний спроса на перевозки и услуги. Владение необходимой и актуальной информацией, объективным прогнозом само по себе является фактором конкурентоспособности. В той части сегмента рынка, где организация не имеет собственных возможностей информационного или структурного ресурса для своего развития, используется транспортный консалтинг;
объем и номенклатура предоставляемых услуг. В эту категорию входят номенклатура обрабатываемых грузов и вид услуг для данного груза и направлений перевозки;
научно-технический потенциал, характеризующий использование результатов научно-технических разработок. Для транспортно-экспедиционной организации это в первую очередь использование современных достижений менеджмента и маркетинга, телематики, глобальных компьютерных сетей и информационных систем; применение прогрессивных технологий, в первую очередь логистических; расширение номенклатуры услуг; применение новых видов ТЭО; обеспеченность организации производственной базой для решения технологических задач; состояние инфраструктуры транспортно-экспедиционной системы — наличие складов, терминалов, филиалов, оснащенность компьютерной техникой и средствами связи, обработки и передачи информации и т. п.; состояние и квалификация трудовых ресурсов; уровень управления (с позиций нововведений, прибыльности и ответственности); уровень участия в международной системе оказания ТЭУ; прочие факторы, в том числе размер кредиторской и дебиторской задолженности организации, уровень запасов, динамика валовых доходов за последние 3−5 лет; уровень маркетинговой работы.
На повышение эффективности работы организации направлено действие следующих факторов:
производительность транспортных средств, мощность материально-технической базы, оборудования и механизмов, достаточность площадей;
производительность труда;
размер ежегодных капиталовложений в развитие организации;
деловые качества партнеров по основному виду деятельности (контактность, быстрое решение вопросов и т. п.).
На повышение степени удовлетворяемости требований клиента направлены следующие факторы:
своевременность доставки товара (груза);
обеспечение сохранности груза при выполнении транспортно-экспедиционных операций;
экономичность доставки;
готовность транспортных и экспедиционных организаций принять на себя функции по широкому спектру услуг.
Для успешной работы на рынке транспортно-экспедиционным организациям необходимо знать и уметь оценивать значимость этих факторов для каждого клиента.
1.3.4 Мероприятия по развитию производственно-технической базы и обеспечению предприятия ресурсами
Состояние производственной базы и ресурсов транспортно-экспедиционного предприятия в значительной степени определяет уровень транспортных издержек и производительность труда персонала. Наиболее важным параметром развития производственно-технической базы предприятия является ее структурное и численное соответствие имеющемуся спросу на перевозки и услуги. Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства, склады и оборудование по своим параметрам должны соответствовать характеру и объемам транспортной работы и выполняемых услуг.
Основными мероприятиями в развитии производственно-технической базы транспортно-экспедиционных предприятий являются:
1) рационализация структуры и численности погрузочно-разгрузочной техники, собственных транспортных средств. Целесообразно не реже одного раза в год определять по существующим методикам рациональную структуру парка указанных средств и в случае необходимости и при финансовых возможностях вносить в неё соответствующие изменения;
2) рационализация системы складов, терминалов, контейнерных площадок, соответствие их параметров объемам хранения и переработки грузов, в том числе мелкими партиями;
3) рационализация работы внутрискладской техники и оборудования погрузчиков, подъемников, кранового оборудования и т. п., разработка рациональных технологий внутрискладской переработки грузов с применением средств малой механизации (поддонов, контейнеров);
4) организация специализированных складов, участков для хранения и переработки отдельных видов грузов: тарно-штучных, наливных, скоропортящихся и т. п.;
5) оснащение транспортно-экспедиционного предприятия современными средствами вычислительной техники и связи. [1, c.111]
1.3.5 Мероприятия по управлению ТЭО
Одной из мер повышения эффективности управления является совершенствование системы управления предприятием путем ориентации его на удовлетворение запросов клиента. Основными направлениями совершенствования являются:
1) внедрение средств оценки эффективности процессов производства услуг с позиций потребителя;
2) децентрализация управления и стимулирование инициативы и предприимчивости всех рабочих и специалистов транспортно-экспедиторского предприятия;
3) создание систем изучения запросов потребителя;
4) ориентация процессов производства услуг на индивидуальные запросы потребителя;
5) развитие инициативы у работников предприятия, непосредственно контактирующих с потребителем;
6) ориентация системы поощрения работников всех уровней на оценку качества услуг потребителем;
7) создание систем количественной оценки качества обслуживания.
Необходимо создать соответствующие организационные структуры и разработать методы, способствующие повышению качества обслуживания клиентов. При этом организационные структуры не должны мешать развитию инициативы работников и ставить преграды между ним и клиентом. Это позволит предприятию быть в курсе потребностей клиентов и быстро на них реагировать. Для успешной реализации политики в области предоставления услуг большое значение имеют подбор, обучение и повышение квалификации работников. Руководство предприятия должно определить реалистичные цели для каждого служащего, рабочего и специалиста.
1.3.6 Бюджет
Бюджетирование помогает оценить деятельность компании, корректировать стратегические цели, определить позицию на рынке, задействовать свободные ресурсы, усилить мотивацию персонала, выявить роль каждого из факторов в достижении корпоративных целей, а также увидеть прозрачную для анализа картину.
Примерный регламент бюджетного процесса в компании может выглядеть следующим образом:
1. Бюджетный процесс — процедура формирования, утверждения и исполнения бюджетов, обеспечивающая:
· разграничение прав и обязанностей всех участвующих сторон;
· единообразие форм информации и сроков ее предоставления;
· ответственность руководителей филиалов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Целью бюджетного процесса является организация единой системы планирования, контроля и анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также построение такой системы управления, которая заключается в принятии управленческих решений на соответствующих бюджетах.
2. Бюджет — метод распределения на предстоящий период ресурсов, представленных в количественной форме.
3. Центр финансовой ответственности — филиал (либо отдельный менеджер), полностью отвечающий за величину, целесообразность и экономическую обоснованность затрат (доходов).
4. Текущие затраты формируют затратную часть бюджета доходов и расходов. К текущим затратам относятся расходы на ведение основной и иной операционной деятельности, а также управленческие расходы. Капитальные затраты можно приводить к текущим через величину амортизации.
5. Капитальные затраты — часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность и формирующая бюджет капитальных затрат. Под капитальными понимаются затраты на создание, увеличение размеров и приобретение необоротных активов в длительное пользование (свыше одного года), не предназначенных для продажи.
6. Бюджетная заявка — документ установленной формы, заполняемый руководителями центров ответственности и предоставляемый на рассмотрение руководству компании.
7. Бюджетный период — период времени, на который разрабатывается конкретный бюджет (неделя, месяц, квартал, год).
8. Защищенные статьи бюджета — статьи, невыполнение которых может поставить под угрозу выполнение бюджета в целом. К защищенным относятся такие статьи, как налоги, фонд оплаты труда, а также иные статьи, которые признаются защищенными по решению руководства компании на очередной бюджетный период.
9. Финансовый директор и гл. бухгалтер непосредственно координируют деятельность всех центров финансовой ответственности в рамках бюджетного процесса. Руководители филиалов несут полную ответственность за подготовку документов для формирования сводного бюджета.
Формирование бюджетов:
1. Началом процедуры формирования всех видов бюджетов является бюджетное уведомление, рассылаемое по электронной почте всем руководителям центров финансовой ответственности за 5 дней до срока представления бюджетных заявок.
2. Руководители центров ответственности представляют бюджетные заявки в рамках месячного бюджета не позднее 10 числа месяца, предшествующего началу бюджетного периода.
3. Руководители центров ответственности формируют бюджетные показатели по статьям, непосредственно к ним относящимся.
4. Сформированные бюджетные показатели заносятся в бюджетные заявки, подписываются руководителями центров ответственности и предоставляются руководству компании не позднее 10 числа с полными расшифровками по каждой статье бюджета.
5. Руководство, получив бюджетные заявки с расшифровками, проверяет их на предмет соответствия:
· тем показателям, которые закреплены за данным центром;
· бюджетными заданиями, контрольным и подобным показателям, определяемым руководством в отношении той или иной статьи (группы статей) доходов и расходов.
Кроме того, проверке по существу подвергается каждый факт существенного изменения планируемой величины расходов по сравнению с аналогичной величиной расходов отчетного периода.
6. В случае выявления несоответствий руководство компании направляет руководителям соответствующих центров предложения по устранению указанных несоответствий. Руководители в однодневный срок представляют скорректированные бюджетные заявки.
7. После окончательного получения заявок финансовый директор / главный бухгалтер составляет сводный бюджет и представляет руководству компании в рамках месячного бюджета не менее чем за 7 дней до начала периода.
8. Руководство компании:
· утверждает представленный проект бюджета без изменений. В этом случае финансовый директор рассылает руководителям ЦФО уведомление о факте утверждения представленных ими показателей;
· утверждает представленный проект бюджета с изменениями (корректировками отдельных статей). В этом случае финансовый директор уведомляет руководителей ЦФО, чьи статьи изменены, о фактической величине вновь утвержденных статей;
· направляет бюджет на доработку с указанием новых сроков представления его проекта. В этом случае финансовый директор организует бюджетный процесс в соответствии с настоящим регламентом.
9. Если в начале очередного календарного месяца центр финансовой ответственности не имеет утвержденного руководством компании бюджета, то выбытие и поступление средств осуществляется понедельно, исходя из одной четвертой от соответствующих сумм предыдущего месяца. [4]
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что экономическое управление транспортно-экспедиционной компанией является весьма сложным и комплексным процессом, в рамках которого необходим тщательный мониторинг множества различных факторов, а также целый комплекс различных мероприятий, направленных на повышение эффективности данной системы управления.
2. Экономическое управление ТЭО на примере ООО «ТЭК РУСГЛОБАЛ»
2.1 Информация о компании
ООО «ТЭК РУСГЛОБАЛ» — универсальный грузоперевозчик, оказывающий комплексные транспортно-экспедиционные услуги.
Год основания — 1996.
Тип транспортировки — автопоезда.
Дополнительные услуги: интермодальные перевозки, таможенное оформление.
География: РФ, страны СНГ, Западная и Восточная Европа, Китай, Монголия.
Постоянными клиентами «ТЭК РУСГЛОБАЛ» являются международные корпорации — Inbev, Mars, Nestle, Coca-Cola и крупнейшие российские компании — «Сибур», Пивоваренная компания «Балтика», Компания «Май» (чай «Майский»), М. Видео, Связной и другие.
Автопарк:
Собственный автопарк: 73 тягача, 110 полуприцепов.
Объем перевозок — более 7000 рейсов в месяц.
Количество привлекаемого к перевозкам транспорта — более 1 тыс. автомашин в месяц.
Страхование:
Компания работает с крупнейшими страховыми компаниями РОСНО, Уралсиб, Прогресс-Гарант и другими.
Компания предлагает три варианта страхования на выбор заказчика:
· страхование груза;
· страхование ответственности перевозчика;
· страхование ответственности экспедитора.
ООО «ТЭК РУСГЛОБАЛ» является действительным членом АсМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков), регистрационный номер 4480, а также одним из учредителей и участников Некоммерческого партнерства «Объединение перевозчиков Сибири» .
На сегодняшний день компания «ТЭК РУСГЛОБАЛ» имеет разветвленную сеть филиалов в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Волгограде, Екатеринбурге, Ярославле, Воронеже, Новосибирске, Красноярске, Самаре, Краснодаре, Новочебоксарске, Туле, Челябинске и Ростове-на-Дону, Иркутске, Кирове, Перми, Ногинске. Каждый год Компания открывает новые представительства в городах России.
Компания «ТЭК РУСГЛОБАЛ» имеет 17-летний успешный опыт работы на рынке автомобильных грузоперевозок в России и за рубежом. Основанная в 1996 году, «ТЭК РУСГЛОБАЛ» прошла этапы становления в середине 90-х, уверенно пережила экономический кризис и продолжает сегодня свое успешное развитие.
Специалисты Компании обладают ценнейшими практическими наработками и собственными технологиями эффективной доставки грузов по территории России и всему миру.
Важные события в истории Компании:
1996 — Открытие Компании в Омске.
1997 — Заключение контракта с представительством международной корпорации Mars Inc. Транспортное обеспечение поставок оборудования корпорации на Новосибирский завод. Благодаря сотрудничеству с Mars Inc. Компания с самого начала своей работы следует западным нормам ведения бизнеса. Начало автоперевозок продукции Mars Inc. по России и СНГ.
2002 — Компания становится лидером по автомобильным грузоперевозкам в Западной Сибири. Открытие филиала Компании в Москве.
Введение
в эксплуатацию гаража с ремонтной базой для автопоездов.
2003 — Перевод управление компании в г. Москва. Преобразование Компании в ТЭК «РУСГЛОБАЛ». «ТЭК РУСГЛОБАЛ» осуществляет авто — и морскую транспортировку грузов по всему миру, а также организовывает таможенную очистку грузов. Компания продолжает свое стратегическое развитие и выход на новые рынки, открывая филиалы в Новосибирске и Волгограде.
2004 — Заключение контракта с крупнейшим производителем шин в России — «Сибур — Русские шины». «ТЭК РУСГЛОБАЛ» эксклюзивный перевозчик у компании «Сибур — Русские шины». Выход на рынки Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. Открытие офисов «ТЭК РУСГЛОБАЛ» в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
2006 — Годовой грузооборот Компании составил 400 тыс. тонн/км. Собственный автопарк «ТЭК РУСГЛОБАЛ» увеличен до 73 тягачей и 110 полуприцепов. Открытие филиалов в Ярославле и Красноярске.
2007 — Годовой оборот составил 720 тыс. тонн/км. Открытие филиалов в Воронеже, Самаре и Чебоксарах.
2008 — Годовой оборот составил 1080 тыс. тонн/км. Открытие филиалов в г. Ростов-на-Дону, Тула.
2009 — Открытие филиала в Краснодаре. Несмотря на кризис и падение рынка автоперевозок в РФ (на 19.3% по данным МЭР РиФ и Росстат РФ) компания увеличила объём перевозок на 27.4%, а грузооборот на 45%, доведя его до 1.55 млрд. т-км
2010 — Открытие филиалов в Нижнем Новгороде и Кирове. Начало внедрения автоматизированной системы управления транспортными ресурсами. Грузооборот компании превысит 2 млрд. т-км
Ресурсы компании:
Транспортно-экспедиционная компания РУСГЛОБАЛ располагает всеми транспортными, логистическими и кадровыми ресурсами, необходимыми для надежной и своевременной доставки грузов по территории России и всему миру.
Логистический комплекс транспортно-экспедиционной компании РУСГЛОБАЛ, включающий склады площадью 3000 кв. м., железнодорожные и автомобильные пути, погрузчики и кран для перевалки крупнотоннажных грузов, находится в Омске. Большая консолидационная база, расположенная практически в центре России, дает возможность клиентам открывать на ней собственные склады.
Автопоезда
Компания «ТЭК РУСГЛОБАЛ» управляет 73 автопоездами, находящимися в лизинге, собственности или в аренде.
Тягачи
Собственный парк состоит из тягачей Scania, Merсedes Benz Actros выпущенны в 2006;2013г. г.
Прицепы
Парк собственных лизинговых полуприцепов (110ед.) состоит из рефрежираторов и термосов Sommer Новтрак и Shmitz. Часть прицепов используется как совместные автопоезда с владельцами тягачей. При этом «ТЭК РУСГЛОБАЛ» обеспечивает транспорт загрузками и делится доходом с перевозчиками.
Схема работы
1. Сбор информации о маршруте и характеристиках груза
2. Предварительный расчет стоимости транспортно-экспедиционных услуг
3. Предварительный расчет стоимости таможенной очистки
(Международные перевозки)
4. Согласование стоимости транспортно-экспедиционных услуг
5. Заполнение заявления на страхование груза
(Страхование груза)
6. Уточнение всех условий и объемов транспортно-экспедиционных услуг.
Заключение
договора. Заполнение бланка типовой заявки.
7. Оповещение о прибытии машины на таможенный пункт
(Международные перевозки)
8. Сообщение о прибытии машины под загрузку
9. Отслеживание перемещения машины с грузом в режиме on-line
10. Прибытие машины на выгрузку
11. Оформление трансп. документов, подготовка комплекта документов по тр. услугам на оплату
2.2 Анализ деятельности
Исходя из представленной на сайте компании информации, можно сделать вывод, что экономическое управление в ней осуществляется грамотно и эффективно.
В первую очередь, это можно проследить по динамике роста грузооборота компании, а следовательно и её прибыли. На графике показана динамика роста грузооборота с 2006 до 2010 гг., а также предполагаемый дальнейший рост при текущих темпах:
Кроме того, предприятие с каждым годом увеличивало и продолжает расширяться, увеличивая количество своих филиалов в разных городах России:
К успехам компании также можно отнести международное сотрудничество. Несмотря на то, что компания занимает относительно небольшую долю рынка (основными конкурентами компании на российском рынке являются компании «Деловые линии», «ПЭК», «Автотрейдинг», Байкал сервис", «Желдорэкспедиция» [6]), за счёт своей узкой специализации и постоянно обновляемого обширного парка составов различного назначения составляет достойную конкуренцию своим соперникам на рынке.
Так, например, 14 февраля 2013 г. компания «ТЭК РУСГЛОБАЛ» завершила полный цикл поставки ВЭУ (Ветроэнергетических комплексов) из Франции на о. Беринга (Камчатский край).
Данная поставка впервые была выполнена в рамках государственного проекта для Камчатского края «Чистая Энергия». До этого единственный поселок на острове — Никольское — снабжался электроэнергией с помощью дорогого дизельного топлива, а благодаря этому проекту и компании ТЭК РУСГЛОБАЛ как единственному поставщику транспортно-экспедиционных услуг в поселке будет запущен цикл по производству электроэнергии экологически чистым способом.
Помимо международного сотрудничества, компания РУСГЛОБАЛ сотрудничает с российскими транспортными компаниями: в 2009 году был заключён договор о стратегическом партнерстве ТЭК РУСГЛОБАЛ с перевозочной компанией ТРАНСАВТО, специализирующейся на внутрироссийских грузовых автоперевозках, тогда как ТЭК РУСГЛОБАЛ — на контрактных решениях логистических задач крупных грузовладельцев и на международных мультимодальных перевозках. В результате данного сотрудничества фирма, фактически, успешно диверсифицирует свою деятельность.
Также, стоит отметить, что ресурсы компании весьма внушительны, особенно что касается складских помещений. Их площадь позволяет компании осуществлять свою непосредственную деятельность без дефицита места, и даже сдавать свободное пространство в аренду.
Географическое положение основного комплекса — практически в центре страны (в Омске) — также несомненный плюс для компании РУСГЛОБАЛ, т.к. охват рынка получается существенно больше.
Однако существуют и недостатки в деятельности данной компании. В первую очередь, настораживают отзывы её сотрудников, расположенные на различных интернет-ресурсах. В частности, наиболее частым нареканием является неграмотная работа с персоналом, большая текучка кадров.
Кроме того, многие работники ссылаются на некомпетентность назначенного в 2011 году руководства. Эта некомпетентность проявляется в неграмотном планировании деятельности, вследствие чего компания терпит убытки и теряет свою позиции на рынке.
Помимо этого, если исходя из последней даты обновлений и новостей на сайте компании (февраль 2013 года), и отсутствия обновления данных о грузообороте за последние несколько лет, а также отсутствия компании в различных российских рейтингах, можно предположить, что положение компании в последнее время не улучшается, или, возможно ухудшается: компания теряет свои позиции, не выдерживая массивной конкуренции на стремительно растущем рынке.
Что касается непосредственно экономического управления, то, поскольку предприятие не предоставляет большого количества данных в открытом доступе, судить о нём можно лишь косвенным путём.
Исходя из результатов деятельности предприятия за последние годы, а главным образом из его ежегодного расширения, можно сделать вывод, что хозяйственный расчёт ведётся точно и грамотно, о чём свидетельствует ежегодный рост прибыли (без которого данное расширение было бы невозможно).
Следовательно, на предприятии применяется стратегическое планирование, а управление ведётся по конкретным финансовым целям, а именно — предприятие нацелено на расширение своего технопарка и доли рынка.
Поскольку предприятие сотрудничает с различными транспортными компаниями в России и за рубежом, можно сделать вывод, что в компании ведётся постоянный мониторинг конкурентной среды.
Слабым местом же, по всей видимости, являются финансовые отношения с сотрудниками, их поощрение и т. д., поскольку в подавляющем большинстве отзывов встречается недовольство этим вопросом.
2.3 Рекоммендации по совершенствованию компании
Первое, и самое важное, на что предприятию стоит обратить внимание — это информационная составляющая. В первую очередь — сайт компании, который, в условиях информационного общества, является, фактически, лицом компании. В настоящий момент, основным его недостатком является отсутствие регулярных обновлений, что создаёт впечатление плохого состояния фирмы (на контрасте с тем, насколько регулярны были обновления в предыдущие годы).
Кроме того, компании стоит пересмотреть свою маркетинговую политику. Южно-Российский исследовательский центр «Фактор» провёл опрос в 12 крупных городах России, с целью выяснения, какие ТЭК являются наиболее известными и популярными. Результаты исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2. [6]
Название компании | Какие из перечисленных компаний вы знаете? (в процентном отношении от общего числа респондентов) | ||
Различные города | Москва и Санкт-Петербург | ||
Деловые линии | 82% | 87% | |
ПЭК | 74% | 73% | |
Автотрейдинг | 71% | 71% | |
Грузовозофф | 66% | 64% | |
Байкал Сервис | 66% | 56% | |
Желдорэкспедиция | 62% | 66% | |
КИТ | 25% | 22% | |
Аттента | 24% | 11% | |
ГлавДоставка | 23% | 13% | |
Реил Континент | 20% | 13% | |
DPD | 19% | 19% | |
СкифКарго | 18% | 21% | |
Мейджик Транс | 11% | 11% | |
ЦАП | 11% | 7% | |
ТЭС | 9% | 9% | |
Транс Вента | 8% | 6% | |
Светлана и Ко | 7% | 6% | |
Как видно из данной таблицы, компания РУСГЛОБАЛ в ней даже не представлена, несмотря на то, что в опросе было более 1000 компаний, а компания РУСГЛОБАЛ позиционирует себя как известный и проверенный годами участник рынка.
В этой связи, предприятию, возможно, стоит заняться продвижением своей компании: чаще участвовать в различных выставках, вложиться в рекламу (в частности, контекстную в интернете), возможно провести ребрендинг.
Далее, предприятию необходимо обратить внимание на такую составляющую экономического управления, как финансовые отношения с сотрудниками, и корпоративная атмосфера в целом. Иметь большие производственные ресурсы мало — если коллектив не будет эффективно работать, использовать их потенциал полностью не получится.
Наконец, ООО РУСГЛОБАЛ стоит задуматься о диверсификации. Безусловно, фирма зарекомендовала себя как узкий специалист в международных и интермодальных железнодорожных перевозках, однако ресурсы предприятия вполне позволяют расширить список оказываемых услуг в сфере железнодорожного транспорта. Также, вполне перспективным может оказаться объединение с другой ТЭК, которая специализируется на другом виде транспорта, например, автомобильном. В этом случае, станет возможно осуществлять гораздо больший диапазон различных услуг по транспортировке и экспедиции грузов.
Заключение
Подводя итог, стоит отметить, что экономические методы управления транспортно-экспедиционной компанией являются неотъемлемой частью транспортной логистики.
Как показало исследование, они достаточно разнообразны, однако, в конечном итоге сводятся к одному: рынок определяет всё. На основе его исследования разрабатывается стратегический и финансовый план, относительно которых принимаются все решения в грамотно функционирующей фирме.
При рассмотрении вопроса в рамках анализа функционирующего предприятия, стало очевидно, какое влияние данные методы оказывают на результаты его деятельности. Даже несмотря на то, что предоставляемых в открытом доступе достаточно мало, удалось проследить определённые тенденции в деятельности фирмы, а следовательно и её системе управления. Были выявлены достоинства и недостатки, а также выработаны предложения по улучшению положения фирмы на рынке с использованием экономических механизмов.
В рамках данной курсовой работы были применены для самостоятельного анализа знания, полученные из теоретического курса логистики и на практических занятиях. Проблемы были грамотно и логически последовательно изложены, недостатки в деятельности фирм выявлены, а методы по их устранению — предложены.
Все поставленные задачи, такие как изложение теоретической информации о транспортной логистике, описание взаимодействия экономики и ТЭК и методов управления ими, а также анализ предприятия на основе данных теоретических вопросов, были выполнены полно и в должном объёме.
Список источников
1. Кивал, Н. Г. Основы транспортно-экспедиционного обслуживания: учеб. пособие / Н. Г. Кивал, А. П. Кивал; Дальневосточный государственный технический университет. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2009. — 156 с.
2. Методы управления / Википедия. режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki/Методы_управления
3. Официальный сайт компании ООО РУСГЛОБАЛ. — режим доступа: http://www.rusglobal.com/index. php
4. Соколов В. Транспортно-экспедиционная компания. Бюджет и ценообразование. /Соколов В. // Логинфо. — 2006. — № 12 (98)
5. Сханова С. Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Э. Сханова, О. В. Попова, А. Э. Горев. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 432 с.
6. Транспортные компании России: «ФАКТОР» узнаваемости/ портал «Умный логист» — режим доступа: http://www.umniylogist.ru/articles/tk_factor_uzn.html