Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая поддержка в процессе обучения одаренных детей

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одаренность по своей сущности — явление целостное и многостороннее. О. Дьяченко дал следующее определение одаренности: «Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни». Она имеет анатомо-физиологическое основание, определенную организацию и строение мозга, всех… Читать ещё >

Педагогическая поддержка в процессе обучения одаренных детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: В динамичном, быстро развивающемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

Актуальность проблемы одаренности видна в том, что сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

Однако научное обоснование и внедрение моделей связано с недостаточной теоретической разработанностью таких проблем как конкретизация определений понятий: «детская одаренность», «готовность к работе с одаренными детьми», уточнение их сущности и структуры; определение уровней сформированности готовности к работе с одаренными детьми и некоторых других.

Если раньше важнейшей задачей являлось формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности и воспитание личности, владеющих основами наук, то в современных условиях делается акцент на воспитание личности активной и творческой, готовой участвовать в решении глобальных проблем всего человечества. В современном мире необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка.

Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

Многие видные зарубежные и отечественные ученые, психологи и педагоги-практики, такие как С. С. Степанов, К. Г. Юнг, Дж. Рензулли, А. М. Матюшкин, Н. С. Лейтис, Д. Б. Богоявленская, А. И. Савенков и другие, поднимали в своих исследованиях проблемы обучения и развития одаренных детей. Результаты их работы и выявленные ими закономерности легли в основу воспитательно-образовательных программ как специальных, так и общеобразовательных школ многих развитых стран мира.

Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого. [1]

В соответствии с общегосударственной стратегической программой поиска и поддержки одаренных детей и молодежи в Республике Казахстан создана сеть школ инновационного типа (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, авторские и частные школы и др.), специализирующихся на работе с одаренными детьми.

Огромную роль в функционировании системы работы с одаренными детьми в нашей стране выполняет Республиканский научно-практический центр (РНПЦ) «Дарын», обеспечивающий комплексное информационно-методическое сопровождение данной деятельности в разных типах образовательных учреждений.

Гипотеза исследования: Если вести систематическую целенаправленную работу по организации педагогической поддержки одаренных детей, включающую диагностику одаренности, развитие самопознания учащихся, познавательных процессов, творческого мышления, то это создаст эффективные условия для развития одаренности школьников.

Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

— раскрыть понятие одаренности;

— показать сложности психического развития одаренных детей;

— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средней школе.

Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части с двумя разделами, заключения и списка использованных источников.

В первой главе моей работы — рассматривается сущность одаренности, его основные условия развития и формирования. Во второй главе приводится экспериментальное исследование по формированию у школьников одаренности.

Теоретическая и практическая значимость: обоснование эффективности особенностей обучения и воспитания одаренных детей.

Новизна исследования: состоит в том, что мы рассмотрели основные условия и критерии одаренности младшего школьника.

Методологическая основа: теория целостного педагогического процесса, теория личности, теория деятельности, труды авторов: Выготский Л. С., Сухомлинский В. А., Белова Е. С., Макаренко А. С, Гильбух Ю. З., Щербинина Т. И., Холодной М. А., Хуторского А. В., Кон И. С., Саксенбаева А. С., Петровский В. А. [6,7,26].

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что работа может быть использована учителями начальных классов.

Историография курсовой работы: Особое значение при написании курсовой работы уделялось трудам Божовича Л. И. [2], Выготского Л. С. [34]

1. Психолого-педагогические основы обучения одаренных детей в школе

1.1 Понятие, определение и виды одаренности у детей Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности. Различия в степени, качестве и направленности одаренности человека предопределены природой, генетическим фондом. Какая из сущностных сил, будь то интеллект, чувства, воля, руки и ноги, зрение и слух, абстрактное или конкретно-образное мышление, может наиболее мощно и ярко проявиться, зависит от социального и педагогического фона, на котором происходит общее развитие детской личности. Феноменальные же, экстраординарные способности, яркая одаренность, талант, основываются на особой организации мозга, предрасположенности к теоретическому или художественному мышлению; особой связи глаза, образного мышления и двигательных навыков руки; специфическом взаимодействии слуха, воображения, мышц глотки, груди и легких; чувствительной и остро реагирующей нервной системе; взаимосвязи конституции организма и органов координации движения тела. Однако они не должны отвлекать психологов и педагогов от проблемы одаренности каждого нормального ребенка. Поэтому задача педагогики состоит в том, чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, не только создать методику работы с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечить поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям. Одни в большей степени одарены интеллектуально, другие — эмоционально, физически, двигательно, третьи — в нравственно-волевом, организационном, социально-милосердном отношениях. [2,3] Творческие, ярко одаренные индивиды, вовлекая в круг своего общения идущих рядом, пробуждают в них творческие способности, делают социальную среду нравственно и интеллектуально чище, благоприятнее для развития человека.

Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (Венгер Л. А, Гильбух Ю. З, Лейтес Н. С, Бурменская Г. В) посвящены рассмотрению понятия — одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам. В последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.

Одаренность по своей сущности — явление целостное и многостороннее. О. Дьяченко дал следующее определение одаренности: «Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни». Она имеет анатомо-физиологическое основание, определенную организацию и строение мозга, всех его функциональных систем. В возникновении и развитии одаренности существенную роль играют нервно-психические образования, определяющие возможности ребенка к особенному, оригинальному восприятию мира, к воспитуемости и обучаемости, к осмыслению и творчеству, к самовыражению и самоутверждению. [3,8]. Талантливость обусловлена индивидуально-личностными, нравственно-эстетическими характеристиками человека. Идейность, убежденность, принципиальность, интеллектуально-нравственная раскованность и свобода, упорство, упрямство, способность стоять на своем, внутренняя самодисциплина, гражданская сознательная дисциплина — все это непременно внутренние условия развития способностей, дарования, таланта. Даровитость личности обусловлена субъективно-объективными факторами, которые либо — способствуют развитию таланта, либо сдерживают и угнетают проявление способностей в детях. Одаренность возникает и пробивает себе дорогу либо как спонтанное самопроявление своеобразно сложившихся биологических структур мозга и организма, требующих для своего развития соответствующей практической деятельности, либо как нервно-психические и физические новообразования, возникающие в процессе воспитания и обучения как ответ организма на требования среды, а также специфической физической, общественной, интеллектуальной, художественной деятельности, в которую вовлекаются дети. И в том и в другом случае развитие одаренности ребенка требует условий, обеспечивающих опробование и применение духовных и физических способностей. Она организуется в формах детской самодеятельности, суть которой не сводится только к спонтанности, стихийности детского самопроявления и самоутверждения. Ее осуществление детьми, обеспеченное консультационной помощью взрослых, психологически благоприятной обстановкой и необходимыми социально-материальными условиями, должно быть самостоятельным. Организованное введение в мастерство не только не подавляет творчески развивающуюся личность, но, напротив, поддерживает в ребенке веру в свои силы, в возможность достижения успеха, стимулирует здоровое самолюбие и честолюбие. Вместе с тем ребенку, желающему преуспеть в развитии своего дарования, необходимо готовить себя к упорному труду: жизнь и человеческая природа таковы, что успех и расцвет способностей приходит только к тем, кто готов к преодолению внешних и внутренних препятствий и трудностей. Дефицит талантов объясняется не оскудением человеческой природы, а отсутствием сильных натур, способных проявить мужество, упорство, настойчивость, жесткую самодисциплину в самообразовании и самовоспитании, в критическом переосмыслении общепризнанных догм, стереотипов, «незыблемых истин», в отстаивании нового. [5,31]

В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность — это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми[28].

Самостановление одаренной натуры, творчески мыслящей личности обусловлено также нравственно-психологической установкой, диктующей искать себе поддержку не столько в других людях и благоприятных внешних обстоятельствах, но прежде всего в себе самом, в своем внутреннем духовном мире, исполненном верой в себя и в свое призвание.

Наряду со стимулирующими есть факторы, препятствующие, сдерживающие развитие одаренности в детях. Отрабатывая навыки исполнительства, подражательства, репродуктивной деятельности, послушания, внешней дисциплины, добиваясь успеха в дрессуре, они в зародыше подавляют человеческую «самость», духовность, одаренность, талант, являющихся на свет божий во всей неповторимости как результат органического единства самоорганизации и творческой интеллектуальной свободы. Заорганизованностью, зашоренностью методик обучения и воспитания объясняется неуспеваемость и плохое поведение на уроках одаренных детей. Бездарность, отсутствие у ребенка интереса к самому себе — естественное следствие зачисления его в массу «неспособных», «бездарных», «хулиганов» и «дураков», в группу социально и психологически отверженных. [6,10]

Негативно сказывается отсутствие психотерапевтической и психологической помощи школьникам в преодолении комплексов неполноценности, агрессивности, сексуальности, в развитии стремления сублимировать внутреннюю энергию в полезное творческое самопроявление.

Центральным в проблеме одаренности является вопрос о ее типах, силе и полноте проявления, а также об основных критериях талантливости.

Физическая одаренность важна для каждого человека, но совершенно необходима для исполнения рабочих, крестьянских, космических, воинских профессий, а также для танцовщиков, актеров, физкультурников и спортсменов. [9]

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок увлеченный техникой дома строит свои модели, но к школьной, либо социально-организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

Одаренность различных направлений и типов как качественное новообразование в человеке проявляется в результате разнообразных комбинаций всех сущностных сил. Направленность некоторых способностей ребенка может проявляться ярко уже в раннем, дошкольном возрасте. Одаренность в двигательно-физической сфере, придающая телу особую пластичность, открывающая перспективу для занятий балетом и спортом, подлежит развитию, едва завершится первоначальный этап становления организма. Включение в активную деятельность соответствующих сущностных сил дошкольников (слуха, зрения, осязания, психических процессов, нервной системы, дыхания) — решающее условие приобретения ими специальных навыков, успеха в достижении в будущем мастерства. [6,7]

Одни из них еще не нашли себя в повседневных, обыденных делах, не попадали в ситуацию, наиболее благоприятную для проявления своих индивидуальных способностей. Процесс созревания сущностных сил других несколько замедлен, требует значительных временных затрат и большей работоспособности в избранном направлении деятельности. У таких ребят, с виду середнячков, в более поздние возрастные периоды случается бурное проявление дотоле скрытой, внутренне формировавшейся одаренности, своеобразного сплава сущностных сил, обретающих наконец сферу и форму проявления. Спонтанный взрыв способностей может направить интересы и деятельность ребенка в самом неожиданном направлении: в изобретательство, в художественное или научное творчество, в область организации общественной человеческой деятельности. Наконец, одаренность ребенка может не обнаружиться очень долго либо остаться нераскрытой вовсе. Чаще всего это зависит от того, что в среде обитания школьник так и не находит себя, не сталкивается с деятельностью, которая бы разбудила в нем дремлющие творческие силы, привела их в движение и образовала талантливую личность. Подросток, живущий на селе, в глубинке, увлекающийся техникой, не имеет возможности освоить более совершенные машины, чем трактор или автомобиль. А школьник в городе, испытывающий любовь к животным, интересующийся проблемами экологии, ограничен общением лишь с домашними животными, рыбками в аквариуме, птицами в клетке. Очевидно, что решающим условием проявления массовой одаренности детей является широта всеобщего среднего образования и разнообразие возможностей практической творческой деятельности. Закон случайного спонтанного проявления разнообразных человеческих способностей подтверждается тем чаще, чем более широки и многообразны возможности практического приложения детьми своих творческих сущностных сил. Одновременно в этом случае уменьшается элемент случайности в становлении ребенка способным человеком. [7,8]

Как считает педагог Попова Л. В., у детей, опережающих свой возраст, переплетение возрастных и, собственно индивидуальных черт обнаруживается довольно остро, а то и драматически. Нелегко бывает примириться с тем, что ранние успехи, с которыми могла связываться надежда на дальнейший подъем необычных умственных сил, порой оказываются по преимуществу выражением возрастного этапа развития. Показательны случаи, когда привлекающие к себе внимание достоинства происходят за счет таких возрастных особенностей, которые не имеют долгосрочного значения. Например, не следует слишком обольщаться, когда ребенок обнаруживает избирательное тяготение к оперированию абстрактными понятиями, с также схемами, планами. Со временем может выясниться, что более конкретный, содержательный анализ, который потребуется на последующих возрастных этапах таких детей будет затруднять. Так что сама по себе ранняя готовность к систематизации, к манипулированию общими понятиями, создающая видимость одаренности. Еще недостаточно для предвидения будущего этого ребенка[31].

Наблюдения за способными детьми показывают, что между их одаренностью и успешностью в учебе нет жесткой и однозначной положительной зависимости. Больше того, как убеждает повседневная практика, высокую успешность по всем общеобразовательным предметам проявляют, как правило, учащиеся средних, ярко не обозначившихся способностей. Необходимость одинаково равнозначного напряжения душевных сил для успешного освоения всех учебных предметов, рассредоточение духовных и физических сил приглушает, сдерживает, обескровливает, притормаживает процесс развития дарования в каком-либо одном направлении. Вот почему, включая школьников в процесс освоения различных общеобразовательных наук, ремесел, видов трудовой деятельности, совсем не обязательно требовать от них уравнительного распределения сил и одинаковой успешности по всем дисциплинам. Вместе с тем существует прямая и жесткая зависимость между определившейся одаренностью и детской активностью, проявлением целенаправленного интереса, увлеченности, трудолюбия. [1,9]

Внутренне — психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервофизиологических процессов. Глубина, ясность, неординарность теоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно-двигательной памяти; быстрота реакции, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность, умение подвергать сомнению и критическому осмыслению устоявшиеся представления, стереотипы, догмы. Все эти особенности психики ярко обнаруживаются у детей в процессе повседневной учебной и внеурочной деятельности, в условиях свободы творческого самопроявления, необходимой и достаточной материальной базы. [9,34]

В качестве внешнего психологического критерия формирующихся способностей и творческого потенциала детской личности может быть принята внутренняя материально-духовная пульсирующая сила индивида, спонтанно проявляющаяся как интерес, любознательность, увлеченность, желание, настойчивое стремление, духовно-органическая потребность к творчеству в том или ином виде деятельности. Такое свободное влечение, спонтанное проявление комплекса способностей может оказываться за пределами организованной учебной или даже клубной работы. Одаренный ребенок, пассивный в школе, находит себе приют в домашней мастерской, лаборатории, занимается изобретательством, выпиливанием, рисованием, рукоделием, вышиванием.

Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Нравственно-эстетические мерила одаренности выражаются в формирующихся чертах характера, личностных качествах, духовных стремлениях и идеалах. Подростки, гоноши и девушки с развитыми способностями, как правило, знают, чего хотят и кем предполагают стать. Им свойственна преданность избранному делу, настойчивость, упорство и воля в достижении цели. Они приносят в жертву мелкие удовольствия чувству долга и ответственности, проявляют веру в успех дела, выдержку и дисциплину. Они 'способны терпеть неудобства, притеснения и даже страдания ради своего увлечения, готовы к борьбе, отстаиванию своего права на творчество. Талантливые дети самолюбивы, прямы, честолюбивы, честны, ценят одаренность в других людях, лишены зависти, подлых намерений и чувств, считают ниже своего достоинства принимать участие в интригах. Они наделены эстетическим видением мира, усматривают красоту человека в его труде, в ярком и самобытном творческом самовыражении.

Деятельностно — практические критерии одаренности конкретно выражаются в результатах детского творчества. Чем выше качество произведения, изделия, тем более сформировавшимися являются способности, очевиднее талантливость ребенка. Это оригинальность сочинения, логичность решения задач, глубина понимания проблем, практическая значимость технического творчества, эстетичность художественной самодеятельности, добротность материальных продуктов, четкость организаторской деятельности, высокий уровень достижений в спорте, мастерство в изобразительном или исполнительском искусстве. [6,12]

Направленность, сила и глубина одаренности ребенка измеряются наиболее точно и четко в случае комплексного применения всех критериев и одновременной оценки всех показателей. Самый высокий уровень одаренности фиксируется тогда, когда способность к творчеству обнаруживаясь в конкретной деятельности, сопровождается увлеченностью, твердой волей в стремлении к цели, органично соединена с простыми нормами человеческой красоты и нравственности в поведении, характеризуется успешностью и высоким качеством результатов труда. Проявление способным ребенком безволия, лени, отсутствия эстетического чутья — яркое свидетельство дремотного состояния, недостаточной зрелости и одаренности. Только воспитатель способен помочь такому школьнику взять себя в руки, вырабатывать в себе качества и черты характера, без которых никакая природная талантливость реализоваться и состояться не может. Воспитание одаренности в детях есть одновременно воспитание их цельной личности.

Критерии детской одаренности эффективно используются лишь в условиях разрешенное общих проблем организации педагогической работы по развитию творческих способностей школьников. [12]

Всем нам по собственному опыту известно, что нередко встречаются родители, школьные учителя, вузовские профессоры, которые ценят прилежание, послушность, аккуратность выше оригинальности, смелости, независимости действий и суждений. Своеобразным подтверждением этой мысли нашли американские ученые, изучившие под этим углом зрения биографии четырехсот выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60% из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения в плане приспособления к условиям школьной жизни.

Творческая работа детей педагогически эффективна тогда, когда целесообразна с точки зрения ее полезной ценности, общественной значимости. Прямая цель творчества, способная вдохновить и стимулировать активную деятельность ребенка, состоит в самоутверждении путем создания материальных и духовных ценностей. Косвенная, собственно педагогическая цель заключается в том, чтобы в процессе целесообразной полезной деятельности детей развить их сущностные силы: интеллект, зрение, слух, чувства, руки, пальцы, нервную систему, умения и навыки, способность приобретать и использовать знания. Эти цели достигаются, когда в организации детской жизни и труда широко применяются методы творческого характера. Среди них — игры с использованием детской импровизации, выдумки; собственные задачи и практические упражнения; деловые письма, дневники, сочинения, стихи, рассказы, песни, рецензии, критические статьи; анализ современных общественно-политических событий, исторических фактов, произведений искусства и данных науки; участие в спектаклях; активность в творческой, экономической, производственной, организаторской деятельности, в исследовательской работе. Важно также поощрение в творчестве детей самостояния: отстаивания ими своей позиции, оригинального видения мира, неординарного авторского проекта, на первый взгляд абсурдного подхода к проблеме, проявления самостоятельной мысли, подвижничества. Необходимо также поддержание в детском творческом коллективе атмосферы честной, открытой критики в сочетании с доброжелательностью и взаимопомощью. [25]

Важной особенностью представлений о гении, с древнейших времен и вплоть до XIX в., является то, что и наука, и обыденное сознание твердо придерживались убеждения, что гениальность может проявляться только в искусстве. Одним из таких примеров может служить понимание гениальности, изложенное в трудах Аристотеля. Подчеркивая связь художественного творчества с интеллектуальной, познавательной деятельностью, он вводит термин «созерцательная деятельность разума», который объемлет понятия научного и художественного творчества. Особый интерес представляют дифференцирование и ранжирование Аристотелем видов человеческой деятельности, требующих гениальности. «Созерцательная деятельность разума» (научная и художественная) стоит, по его мнению, выше любой другой, ибо она родственна божественной[21,86].

Реализация идеи всеобщего развития детского творчества и одаренности не снимает проблемы раннего, специального, обоснованного воспитания и обучения отдельных юных талантов. Это вызвано, обусловлено и оправдано проявлением у части совсем еще маленьких детей интересов, склонностей, а также природных психических, психофизиологических и физических данных, требующих для своего развития ранней специализации и включения в специфическую деятельность. Ряд профессий в области науки, языка, искусства требует специфической тренировки и развития психики, мышления, приобретения умений и навыков еще в дошкольном возрасте. Возникновение и умножение школ для особо одаренных детей обусловлено еще и острой потребностью общества в кадрах особо сложных, тонких, дефицитных профессий. В ответ на нее возникают и развиваются физико-математические, балетные, языковые, художественно-изобразительные, художественно-промысловые, музыкальные, физкультурно — спортивные, актерские, а теперь и педагогические специальные классы и школы. [15,16]

Таким образом, проблема детской одаренности осознается в теории и реализуется на практике одновременно как необходимость всеобщего развития творческих способностей всех детей, создания талантливого человеческого сообщества, обеспечивающего материальное благополучие, богатство и разнообразие общения людей, и вместе с тем как требование осуществления специфического воспитания и обучения особо одаренных детей в уникальных областях человеческого творчества. [2,8,25]

одаренность дети психосоциальный самостановление

1.2 Особенности работы с одаренными детьми Безусловно, в школе существуют определенные проблемы в работе с одаренными детьми, которые требуют незамедлительного решения. Это и усиление подготовки учащихся школы к районным олимпиадам, и привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одаренности детей, и проблемы более эффективной и ранней диагностики детской одаренности психологической службой школы, и изыскание возможностей для открытия дополнительных кружков и спортивных секций.

Наличие одаренности в психомоторной сфере широко признается, она активно диагностируется: преподаватели и тренеры осуществляют на ее основе отбор перспективных детей и подростков для занятий спортом, балетом, цирковым мастерством и т. д. Достаточно хорошо известно, даже из бытовых наблюдений, что одаренность в психомоторной сфере нередко сочетается с недоразвитием интеллектуальной сферы ребенка, подростка или взрослого. Многочасовые занятия и тренировки, дефицит свободного времени, сильное физическое утомление талантливых спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. [19,36] Хорошо известен и другой вариант: характеристикой интеллектуально одаренных детей слишком часто может служить задержка в развитии психомоторных навыков, т. е. мышечная зажатость, неуклюжесть, неловкость и недостаточно быстрая двигательная реакция. Нередки случаи, когда лучший «математик» класса или одаренный юный поэт на уроках физической культуры оказываются среди отстающих учащихся. Это вызывает насмешки, а то и преследование со стороны одноклассников. Ранний опыт подобных конфликтов со сверстниками негативным образом сказывается на становлении и развитии характера одаренных детей и подростков. Более того, часто они не умеют утвердиться в группе сверстников, недостаточно физически развиты для того, чтобы постоять за себя в стычках, им не свойственна агрессивность, так что они избегают столкновений. В результате сравнительно многие одаренные дети и подростки приобретают репутацию трусливых «маменькиных сынков или дочек», что также не способствует гармоничному развитию их характера. [20]

Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими, и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими же, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение. [22]

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности, должно отвечать следующим характеристикам:

— он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;

— создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;

— предоставляет учащимся обратную связь;

— использует различные стратегии обучения;

— уважает личность;

— способствует формированию положительной самооценки ученика;

— уважает его ценности;

— поощряет творчество и работу воображения;

— стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;

— проявляет уважение к индивидуальности ученика. [21,22,24]

Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

Творческий познавательный процесс, опирается на поисково-исследовательскую активность, обеспечивающую обнаружение проблем, раскрытие их сути, прогнозирование неизвестного и способов его достижения, оценку имеющихся сведений и получаемых результатов с точки зрения стоящих целей. Проверка гипотез и догадок, приводящая к преобразованию представления об исходной ситуации за счет вовлекаемого при этом нового знания, обеспечивает саморегуляцию процесса.

Решение проблемы возникает при выявлении существенных для рассматриваемой проблемной ситуации отношений между ее элементами, но не играющих такой роли в других, привычных ситуациях, создающих барьеры прошлого опыта. В связи с этим особое значение в творческом процессе приобретает образное представление ситуации, опирающееся на воображение и дающее начало интуитивным догадкам и гипотезам, не осознаваемым до определенного момента решениям. Используемые воображением ассоциации и аналогии приводят к порождению новых оригинальных комбинаций и сочетаний, ложащихся в основу открытий и изобретений. Возможность порождения множества различных идей из данного источника информации, названная дивергентным мышлением, рассматривается как ведущая черта творческого процесса. Из нее вытекают такие проявления творчества, как способность рассматривать проблему под разными углами, вводить ее в разные контексты. В соответствии с этим творческое мышление оценивается по гибкости и легкости порождения, связанных с проблемой идей в зависимости от разнообразия и количества этих идей. [23]

Творческий процесс начинается с появления проблемы. Возможность обнаружения проблем, как и продуктивный путь, их решения, зависит от внутренней мотивации личности.

Как показывают исследования в области психологии творчества, достижения творческих результатов связано с проявлением определенных свойств мышления, которые воспринимаются как характерные черты творческой личности.

Структура творческой одаренности в качестве компонентов включает:

а) доминирующую роль познавательной мотивации;

б) исследовательскую творческую активность, выражающегося в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;

в) возможности достижения оригинальных решений;

г) возможности прогнозирования и предвосхищения;

д) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Она совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творческое развитие человека. Внешние проявления творчества многообразны: более быстрое развитие речи и мышления, ранняя увлеченность музыкой, рисованием, чтением, счетом; любознательность ребенка, исследовательская активность.

Структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности. У одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула, обнаружению нового в обычном. Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечивает творческое порождение образов.

По мере творческого развития одаренного ребенка исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. Расширяется исследовательский диапазон, появляется возможность к исследованию отношений причин и следствий. С этого этапа основным структурным компонентом одаренности ребенка становится проблемность, выражаясь в поиске несоответствий и противоречий. Трудность открытия нового выражается в преодолении сложившихся стереотипов. Решение такой «не решаемой» проблемы составляет акт творчества и рассматривается как результат интуитивного использования побочных продуктов деятельности, латеральных форм мышления.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения и определяется преобразованием заданной проблемы в собственную проблему, отказом от стандартных очевидных гипотез.

Общая одаренность выражается в более быстром обнаружении решения. Эффективность поиска определяется мерой предвосхищения, антиципации каждого последующего шага решения, прогнозирования его последствий. Глубина предвосхищения составляет необходимый компонент общей одаренности.

Интегральным метакогнитивным элементом одаренности является оценочная функция всех сложных психологических структур. Способность к оценке обеспечивает возможности самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, определяя этим его самостоятельность, некомформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания через этапы»).

Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка — важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.

Еще одна точка отсчета — память, характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных детей отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением — коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких «вундеркиндов». Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. [28]

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.

Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.

В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей — темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.

Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.

Одаренных детей младшего школьного возраста определяют психические отличия:

1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность в младшем школьном возрасте:

1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики одаренных детей младшего школьного возраста:

1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Талант и одаренность могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях. В исследовании Н. Б. Шумаковой изучались особенности развития постановки вопросов как одной из форм проявления поисковой, творческой активности в период от 5 до 20 лет.

Результаты исследования позволили выделить два критических периода в развитии способности детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом. Первый критический период наблюдается в младшем школьном возрасте от 6 до 8 лет: если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей (20−25%) становятся пассивными. Вместе с тем у 20−25% детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства — 50−60% - активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество — поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного. [27,30]

В подростковом периоде (11−14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носят исследовательский характер. К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возможностях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни.

Таким образом, нами были рассмотрены теоретические основы развития одаренности детей в условиях общеобразовательной школы. Мы выяснили некоторые условия, обеспечивающие эффективность развития данного явления. Например, педагогическая поддержка, диагностика одаренности, учет возрастных и индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей и познавательных процессов. [34]

2. Опытно — экспериментальное исследование по организации обучения одаренных детей в школе С целью изучения возможностей проявления одаренности нами был проведен эксперимент на базе начальной школы Сарыкольской средней школы. Эксперимент проходил с 20 декабря по 18 февраля 2011 учебного года. Контрольным был определен 1 «А» класс — 26 человек, экспериментальным — 2 «Б» класс — 24 человека данной школы. Всего — 50 учащихся. Это младшие школьники 1-го класса 6−7-ми лет. Все ученики, вошедшие в обе группы нормально-развивающиеся, обучающиеся в классе с нормальной программой.

Целью нашего экспериментального исследования является изучить проявления одаренности у детей.

Мы провели психодиагностическое исследование по выявлению одаренности детей. Высокие уровни общего развития говорят об одаренности учащихся в той или иной области. Проводились беседы с учащимися и учителями этих классов. Велось наблюдение за поведением, общением учащихся на уроках и во внеурочное время (перемена).

Исследование одаренных детей проходило в следующем направлении:

Первая стадия — это диагностика личностных особенностей, наблюдения за взаимоотношениями с одноклассниками в процессе обучения и в другое время.

Вторая стадия — это индивидуальные беседы с детьми, показавшие наилучший результат в диагностики и по результатам наблюдения, их родителями. Проведение семинаров, психологических консультаций для учителей.

Третья стадия — это индивидуальная или групповая развивающая работа с учениками, в виде тренинговых упражнений, заданий и игр.

Четвертая стадия — это повторная диагностика, отслеживающая динамику развития творческих умений в процессе обучения.

На первом этапе мы провели диагностику личных качеств детей. Велось наблюдение за поведением, общением учащихся на уроках и во внеурочное время (перемена). Что помогло установить более полную картину общего климата в классе.

Методики для исследования общего уровня развития одаренных детей:

Опросник 1. Степень развитости определенных черт личности.

Опросник 2. Степень развитости основных интеллектуальных и творческих способностей. Все выбранные методики апробированы и модифицированы на предполагаемом контингенте выборки стантартизированны, валидны и надежны. Основанием для диагностики развития внутреннего потенциала личности ребенка педагогом послужила концепция доктора педагогических наук, профессора Савенкова А. И. В ее рамках, нами было подготовлено и осуществлено экспериментальное исследование возможностей педагога в процессе идентификации интеллектуальных и творческих способностей детей и апробация специальных опросников для них.

Опросник 1. Степень развитости определенных черт личности Цель: Выявление степени развитости определенных черт личности детей младшего школьного возраста. Выявление детей с задатками творческой одаренности.

Инструкция: «Уважаемые педагоги! Эта шкала поможет Вам оценить степень развитости определенных черт личности Ваших детей. Мы думаем, что в этом Вам поможет Ваша наблюдательность, знание детей и объективность».

Оцениваемые качества:

1. Самооценка. Реальная оценка своих личностных качеств и способностей. Ребенок знает свои сильные и слабые стороны, учитывает их в своей деятельности и общении с другим людьми (например: «Я не буду рисовать трактор, потому что я не умею рисовать машины»).

2. Эгоцентризм. Направленность на себя. Ребенок смотрит на мир только сквозь призму своего мнения и практически не способен вставать на позицию другого человека (например: «Я буду играть в мяч, потому что я так хочу»).

3. Демонстративность. Желание всегда быть в центре внимания. Ребенок стремиться, любой ценой привлечь к себе внимание взрослых и сверстников (например: «Посмотрите, что я сделал и какой я»).

4. Эмоциональность. Восприимчивость, «чувствительность» к явлениям окружающего мира. Выражается в экспрессивных реакциях ребенка или, наоборот, в излишней тревожности (например: «Как вы могли не полить цветок, ведь он теперь умрет от жажды!»).

5. Произвольность поведения. Умение подчинять свои желания требованиям необходимости. Ребенок контролирует свое желание и свое поведение в соответствии со сложившимися обстоятельствами или моральными нормами (например: «Я не буду шуметь, так как это мешает другим людям»).

6. Способность к оценке. Критичность мышления. Выражается в способности ребенка отличать положительные и отрицательные стороны деятельности и поведения других людей (например: «Мне нравиться машина, которую сделал Сережа, потому что у нее ровные колеса и кузов с кабиной подходят друг к другу по размеру»).

Далее подсчитывается наибольшее количество поставленных уровней для каждого качества. И определяется степень одаренности. Если наибольшее количество качеств оценены как низкий уровень, то ясно, что одаренность не проявляется совсем.

Если качества оценены наибольшим количеством как уровень ниже среднего, то ясно, что степень одаренности совсем мала, либо ее совсем нет.

Если наибольшее количество качеств оценены как средний уровень, то ясно, что степень одаренности имеет место быть, но в очень не точном проявлении.

Уровень выше среднего оценивает наибольшее количество качеств — если одаренность ребенка проявляется часто, но не всегда. Детей с таким уровнем нужно направлять в нужном уровне и развивать его творческие способности.

Высокий уровень определяет явно качества — если одаренность ребенка явно проявляется всегда. В данном случае одаренность видна без затруднений и она имеет точное свое проявление без особого развития.

Проведение диагностики показало следующий результат, представленный (В соответствии с рисунком 1).

Рисунок 1. «Начальная степень развитости определенных черт личности детей».

Нужно обратить внимание на то, что в обеих группах было выявлено большое количество детей с уровнем развития одаренности выше среднего. Это 8 человек в экспериментальной группе и 7 — в контрольной группе. Для этих детей необходимо педагогам разработать индивидуальную программу развития одаренности. После проведенных ряда методик результаты конечной степени развитости определенных черт личности детей класса были следующими (в соответствии с рисунком 2):

Рисунок 2. результаты конечной степени развитости определенных черт личности детей класса В итоге мы получаем результат в 10% больше, чем до проведения развивающей работы, в виде тренинговых занятий. 10% - это замечательный результат, так как время проведения было ограничено. Что говорит о том, что гипотеза, которая легла в основу нашего эксперимента и предполагала, что эффективное развитие одаренных детей возможно, если подобрать и систематизировать доступный для учащихся младшего школьного возраста материал развивающего характера, нашла свое подтверждение в нашем эксперименте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально-психологическое явление, а на проблему его происхождения (божий дар или земное). Основными видами одаренности было принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.

Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны, проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.

К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях.

Тот опыт работы и общения с детьми, который имеют на сегодняшний день наши учителя, должны побудить Казахстанское образование совершенствоваться. Никогда не останавливаться на достигнутом и стремиться идти всегда вперед. При разработке уроков ориентироваться на госстандарты и программу, использовать современные достижения в смежных дисциплинах, межпредметные, межкурсовые связи, Интернет. По нашему мнению, в современном образовании недостаточно учитываются достижения в психологии. Сочетание психологии и образования дало бы больший результат в процессе обучения детей. Но нашим учителям не хватает знаний по психологии, поэтому должны стараться, как можно больше узнать о новых исследованиях в этой науке, а полученные знания применить на практике.

Главное в современном учителе — глубокое знание теоретического материала, умение применять инновационные педагогические технологии, любовь к детям и к своему делу. Только в этом случае будет создана эффективно функционирующая национальная модель образования, достигнут высокий уровень обучения, которые обеспечат конкурентоспособность нации, интеграцию Казахстана в мировое образовательное пространство.

1. Блонский П. П. Изб. пед. и псих. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1979. С. 5—188.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

4. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

5. Лисина МИ. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.

6. Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8 т. Т. 3. М., 1983.

7. Петровский В. А. Личность в психологии. 'Ростов н/Д, 1996.

8. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971.

9. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.

10. Юнг КГ. Конфликты детской души. М., 1995.

11. Степанов С. С. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.

12. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н. С. Лейтеса, М., 1996.

13. Терасье Ж. К. «Сверходаренные дети», М., 1999.

14. Клименко В. В. «Психологические тесты таланта». Харьков 1996.

15. Попова Л. В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993.

16. Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В. Д. Шадрикова, М., 1998.

17. Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М., 1977.

18. Белова Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» — М; 1998 г.

19. Доровской А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» — М;1997 г.

20. «Одаренный ребенок» /под ред. О. М. Дьяченко — М; 1997 г.

21. «Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н. С. Лейтеса — М; 2000 г.

22. Хуторской А. В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» — М; 2000 г.

23. Юркевич В. С. «Одаренный ребенок» — М; 1996 г.

24. Бабаева Ю. Д. Особенности развития эмоциональной сферы одаренных детей и подростков // Одаренный ребенок. 2003. — № 1. С. 6−24

25. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия. 2002. 320с.

26. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.

27. Диагностика способностей и личных черт учащихся в учебной деятельности/ Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов, 1989. 220с.

28. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. М.: Молодая гвардия. 1997. 136с.

29. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. М.: Знание. 1989. 256с.

30. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 1969. 215с.

31. Панов В. И. Одаренность как педагогический и психологический феномен // Дополнительное образование. — 2003. — № 7. С.3−6.

32. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1991. 160с.

33. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1997. 392с.

34. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М., 1997.

35. С. Леднева. Дошкольное воспитание, 2007, № 5, стр.50−58.

36. И. Крынцылова. Дошкольное воспитание, 2007, № 5, стр.54−58

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой