Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Выставочно-ярмарочные услуги как фактор развития экономики региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения доведены до конкретных рекомендаций по совершенствованию управления оказанием выставочно-ярмарочных услуг в российских регионах. Разработанные модели и механизмы управления позволят повысить эффективность этого вида деятельности в регионах. Содержащиеся в работе выводы и предложения могут выступать в качестве основы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные основы управления оказанием 9 выставочно-ярмарочных услуг в регионе
    • 1. 1. Деятельность по оказанию выставочно-ярмарочных услуг как 9 объект исследования
    • 1. 2. Потребности в продвижении региона с учетом специфики и проблем 29 его развития
    • 1. 3. Особенности выставочно-ярмарочных услуг торгово- 48 промышленного направления как фактора развития экономики региона
  • Глава 2. Управление оказанием выставочно-ярмарочных услуг в 61 регионе
    • 2. 1. Предпосылки действенности, принципы (и функции) 61 государственного регулирования выставочно-ярмарочной деятельности
    • 2. 2. Современные структуры управления оказанием выставочно- 74 ярмарочных услуг
    • 2. 3. Ресурсное обеспечение выставочно-ярмарочных услуг
      • 2. 4. 0. рганизация региональных выставок и ярмарок, контроль их 103 проведения
    • 2. 5. Разработка программы выставочно-ярмарочной деятельности в 120 регионе

Выставочно-ярмарочные услуги как фактор развития экономики региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что в условиях развития регулируемой рыночной экономики особое значение приобретает проблематика продвижения товаров и услуг, создание в регионах благоприятной среды для развития выставочно-ярмарочной деятельности, как эффективного средства продвижения региона в целом и катализатора его развития.

Сложившуюся в России систему взаимоотношений бизнеса и государства необходимо привести в соответствие как интересам общества, так и мотивационным установкам бизнеса. Выставочно-ярмарочная деятельность является территорией для предметного диалога сторон, встречи спроса и предложения, и поэтому требует к себе пристального внимания.

В России до сих пор не хватает структурированной информации о выставочно-ярмарочной деятельности. Налицо недооценка роли выставочно-ярмарочной деятельности как фактора развития экономики регионов.

Чтобы управление выставочно-ярмарочной деятельностью стало серьезным фактором развития экономики региона, необходимо на основании теоретического обобщения отечественного и зарубежного опыта выработать такую систему управления выставочно-ярмарочной деятельностью, которая учитывала бы российскую специфику и региональные особенности, а так же содействовала бы развитию регионов, отвечала их потребностям.

Степень разработанности проблемы. Большое внимание в научной литературе уделяется вопросам формирования и реализации региональной политики. Вопросами функционирования и государственного регулирования региональных экономических систем занимались А. Гранберг, В. Кушлин, В. Лексин, В. Орешин, С. Суспицын и другие. Широкий круг вопросов, связанных с экономическим развитием региона, исследовали представители научной школы кафедры общего и специального менеджмента РАГС. Так, вопросы стратегического управления регионом рассматриваются в работах А. Алисова,.

A.Гапоненко, проблемы региональной политики раскрываются в исследованиях Ю.Дульщикова. Исследованиям проблем маркетингового подхода к управлению, теоретическим и методологическим аспектам регионального маркетинга посвящены работы А. Бравермана, А. Лаврова, А. Панкрухина, Т. Парамоновой и др.

Природе услуг посвящены исследования В. Азара, С. Джабраилова, Н. Иванова, Ф. Котлера, М. Кротова, В. Коляго, В. Уколова и др.

Вопросам организации торгово-промышленных выставок-ярмарок посвящены как отечественные, так и зарубежные публикации. Эти вопросы рассматривали такие ученые и практики как Я. Критсотакис, Дж. Олвуд, Б. Монтгомери, С.Фридман. Выставочно-ярмарочному менеджменту посвящены работы российских авторов: Н. Александровой, С. Алексеева, Е. Сорокиной,.

B.Петелина, И.Филоненко.

В целом маркетинговые коммуникации исследовалась зарубежными и российскими авторами, среди которых Дж. Барнет, С. Мориарти, А. Дайям, Л. Троадек, Р. Касьяненко, Г. Почепцов, Т. Орлова и другие.

Вместе с тем современная теория выставочно-ярмарочной деятельности, базирующаяся на трудах зарубежных специалистов, не адаптирована к России и современным российским реалиям регионального развития. В работах российских авторов не проанализирована роль государства и других субъектов различных форм собственности в выставочно-ярмарочной деятельности и управлении ею. Изучение и поиск путей решения проблем эффективного управления выставочно-ярмарочной деятельностью в российских регионах пока находится в стадии становления.

Цель исследования состоит в разработке концепции выставочно-ярмарочной деятельности как фактора развития экономики региона. Реализация указанной цели предполагает решение следующих конкретных задач:

— уточнить сущность выставочно-ярмарочных услуг, выявить их особенности, определить, как они могут быть ориентированы на развитие экономики региона;

— выявить современные тенденции в оказании выставочно-ярмарочных услуг и в управлении выставочно-ярмарочной деятельностью в целях развития региона;

— классифицировать экономические выгоды и уточнить методы оценки воздействия выставочно-ярмарочных услуг на экономику региона, и управления их оказанием;

— разработать предложения по использованию современных горизонтальных, в т. ч. сетевых, организационных структур и определить роль и формы участия государства на региональном уровне в управлении выставочно-ярмарочной деятельностью.

Объектом исследования является деятельность по оказанию выставочно-ярмарочных услуг торгово-промышленного направления и управление этой деятельностью в целях развития экономики региона.

Предметом исследования выступают организационно-экономические и управленческие отношения в сфере оказания выставочно-ярмарочных услуг в регионе.

Теоретической и методологической основой исследования являются разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам теории и практики управления регионом, управления выставочно-ярмарочной деятельностью, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Федерации, официальные статистические данные, результаты социологических исследований, материалы семинаров по управлению данной сферой экономики и др. При выполнении работы использовались методы наблюдения, макрои микроэкономического анализа, прогнозирования, планирования, организационного проектирования и моделирования, контроля и оценки эффективности, статистики, маркетинга.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования состоят в том, что решена важная народнохозяйственная задача, имеющая существенное научно-практическое значение — осуществлено дополнение и развитие концептуальных основ управления оказанием выставочно-ярмарочных услуг в регионе. В частности:

1. Определены особенности региональных выставочно-ярмарочных услуг, в том числе: взаимосвязь с региональной промышленной политикойадресация как на желательных для региона субъектов хозяйствования, так и на органы управления региономцелевая ориентация на развитие интеграционных процессов как внутри экономики региона, так и с внешней для него экономической средоймежрегиональная направленность активности выставочно-ярмарочной деятельностинаправленность на повышение прозрачности экономики региона и на этой основе — на повышение его привлекательности для внешних хозяйствующих субъектов.

2. Выявлены современные тенденции в развитии выставочно-ярмарочной деятельности, в связи с определением и продвижением уникальных конкурентных преимуществ региона: деполитизация выставочно-ярмарочной деятельностиусиление взаимосвязи выставочно-ярмарочной деятельности с региональной промышленной политикойиспользование маркетингового подхода (маркетинг региона) как ориентации на спрос на выставочно-ярмарочные услуги со стороны желательных для региона групп его потребителейусиление акцента на интегрированность маркетинговых коммуникаций ^ мониторинг эффективности вложений в выставочно-ярмарочную деятельность и оказание соответствующих услуг для развития экономики региона.

3. Определены наиболее перспективные и востребованные выставочно-ярмарочные услуги в отношении потребностей региональной экономики. Среди этих услуг — реализация программ: продвижения уникальных конкурентных преимуществ региона и его хозяйствующих субъектовформирования и развития спроса на продукцию регионапродвижения региональных территориально-производственных комплексов и возможностей межрегиональной интеграции.

4. Проведена классификация и предложен метод оценки основных, вторичных и долговременных выгод от выставочно-ярмарочной деятельности для экономики региона, включая в качестве определяющего показателя соотношение между ростом налоговых поступлений по результатам работы и затратами региона на ее функционирование и развитие. Предложены и конкретизированы понятие «потенциал выставочно-ярмарочной деятельности» и его составляющие, что может послужить основанием для разработки более детального аппарата оценки возможностей воздействия выставочно-ярмарочных услуг на развитие экономики региона и управления этим воздействием в интересах региона.

5. Разработана модель сетевой организационной структуры управления выставочно-ярмарочной деятельностью в регионе, в которой региональным координатором является Комитет по выставкам и ярмаркам при администрации региона, а оператором — государственное унитарное предприятиерегиональный Экспоцентр. В состав такой сетевой организационной структуры предложено включить: соответствующее подразделение аппарата главного федерального инспектора Администрации Президента РФ в регионедепартамент промышленной политики администрации регионарегиональную торгово-промышленную палатурегиональный информационно-маркетинговый центрпостоянно действующую выставкуоптово-торговый центрмежрегиональный маркетинговый центррегиональные представительства федеральных органов управления: включая органы статистики, территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательстваагентства регионального развития и привлечения инвестиций, а также предприятия выставочного бизнеса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения доведены до конкретных рекомендаций по совершенствованию управления оказанием выставочно-ярмарочных услуг в российских регионах. Разработанные модели и механизмы управления позволят повысить эффективность этого вида деятельности в регионах. Содержащиеся в работе выводы и предложения могут выступать в качестве основы для формирования целевых программ развития выставочно-ярмарочной деятельности, а также использоваться для разработки законодательных и нормативных документов государственной поддержки развития выставочно-ярмарочной деятельности субъектов Федерации.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Рекомендации реализованы в виде «Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Сахалинской области на 2002;2004 гг.», утвержденной распоряжением администрации Сахалинской области от 24 сентября 2002 г. № 494-ра, реализуются в практике работе автора в качестве организатора выставочно-ярмарочной деятельности в регионе и консультанта администрации Сахалинской области по данному вопросу.

Основные положения диссертации, ее теоретические выводы, отражающие основные результаты исследования, обсуждены на заседаниях проблемной группы кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Материалы исследования использованы в учебнике «Маркетинг» Панкрухина А. П. с грифом Министерства образования РФ, а также при разработке лекционного материала о выставочно-ярмарочной деятельности для студентов Южно-Сахалинского промышленно-экономического техникума в процессе преподавания курса маркетинга. Отдельные аспекты исследования изложены в публикациях автора.

Заключение

.

Влияние хорошо организованной выставочно-ярмарочной деятельности на экономику региона выражается, прежде всего, в ее стимулирующем воздействии на расширение географии * экономических связей хозяйствующих субъектов региона, международную торговлю, рост экспорта, имидж принимающей территории, приток денежных средств из-за пределов области, увеличению налогооблагаемой базы предприятий и, как следствие, наполняемости бюджетов всех уровней. Увеличение объемов сбыта продукции и услуг позволит предприятиям ритмично работать и создавать новые рабочие места.

Согласовать большое количество различных интересов, которые зачастую политически окрашены очень сложно, поэтому роль интегрированных маркетинговых коммуникаций в рамках торгово-промышленных выставок-ярмарок в данном случае неоценима. Помимо функции согласования интересов, коммуникации выступают в качестве побудительного мотива для выбора потенциальными потребителями территории для реализации своих интересов.

Социальная стабильность, целенаправленная и последовательная экономическая политика органов власти и местного самоуправления — это один из основных факторов привлекательности Сахалинской области. ф л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И., Плетникова И.А./ Теоритические вопросы // Вопросы совершенствования ценообахования на услуги. Сб. науч. тр. М.: Госкомцен, НИИЦен, 1976. -5 с.
  2. С.П., Никитин Ю. А. Промышленные выставки России. История и современность. С-Пб.: Издательско-полиграфический комплекс Ленэкспо, 1999.-83 с.
  3. Ю.П., Шпилев Б. Е., Введение, Регион: ресурсы местного саморазвития. М.: Издательство «БСТ», 1999. — 33 с.
  4. Т. Практический маркетинг. С-Пб: Питер, 1999.- 400 с.
  5. Г. В. Управление социальная ценность и эффективность. -М.: РАГС, 1995.- 145 с.
  6. Г. В. Управление — фактор развития (размышления об управленческой деятельности). М.: Экономика, 2002. — 567 с.
  7. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.- 432 с.
  8. Барулин В. Стратегические и локальные проблемы ВЯД// Экспо Новости. -М.: Медиа-Пресса, 2002.- 10 с.
  9. А. Выставки или ярмарки: что мы проводим? // ИнформЭкспо. М.: Удача-Экспо, 2001. -16 с.
  10. Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход/ Перевод с англ. Под ред.С. Г. Божук. СПб: Питер, 2001.-864 с.
  11. В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. М.: 1997.- 137с.
  12. В.И. От Даля к Парсонсу и обратно. Гипотеза о природе услуги// Социол. Исслед. 2003.-№ 7, -49−56 с.
  13. Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства/ Авториз. пер. с англ. Е. Б. Циганова. М.: Аспект Пресс, 1995. -382 с.
  14. А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. М.: Изд-во «Финпроесс», 2000 .- 650 с.
  15. Л.С., Кривов В. Д. и др. Россия в глобализирующемся мире: новые требования к стратегии развития/Регион: экономика и социология № 2. Новосибирск.: ИЭиОПП.2002. 200 с.
  16. С.Т. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях. М.: Экономика, 1990.- 190 с. jjfiy 19. Ващекин Н. П., Парамонова Т. Н. и др. Маркетинг: Учебник-практикум. -М.: МГУК, 1999.
  17. Выставочный менеджмент. Технологии организации и рекламно-информационного сопровождения выставок и конференций: Учебное пособие / Под ред. И. И. Филоненко, М. РИА «Проэкспо», 2001.-212 с.
  18. А.Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления: Учебное пособие. М.: РАГС, 1999. — 129 с.
  19. И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 480 с.
  20. Л.Д. Преобразующий менеджмент. Учебное пособие. М.: Дело, 1999.-496 с. Л
  21. Е.М. Правовая база основа цивилизованных отношений// ИнформЭкспо. — М.: Удача-Экспо, 2001. -16 с.
  22. В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование планирование. Теория проектирования экспериментов. Железнолорожный. — М.О., НПЦ «Крылья», 1997.- 400 с.
  23. Государственная поддержка участия российских предприятий и организаций в зарубежных выставках и ярмарках. «Золотая книга России. Год 2001-й» Альманах. М.: АСМО-пресс, 2001. -400 с.
  24. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб.пособие.-2-е изд. -М.: Дело, 2002.-280 с.
  25. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ.ред. Кушлина В. И., Волгина Н.А.- редкол.: Владимирова А. А. и др. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. — 735 с.
  26. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. / Под ред.В. А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. М.: Статут, 2002. -366 с.
  27. А., Троадек А., Троадек JI. Стимулирование сбыта и рекламы на месте продажи. М.: Прогресс-Универс, 1994.
  28. С.З. Понятие, виды, значение и правовое регулирование торговли услугами в РФ. М.: 1998. (Деп. В ИНИОН). — 2 с.
  29. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. -СПб.: Питер, 2000. 221 с.
  30. Ю.С. Проблемы управления регионом. М.: 1984, — 208 с.
  31. П.А. Ярмарки в России и СССР. Советская историческая энциклопедия, 1976. -1004 с.
  32. Е. Выставки — важный инструмент становления рынка/Экспо курьер № 9.-М. 1998. 2 с.
  33. Н.Н. Сфера услуг как объект исследования и управления. Препринт.- СП-б., 2000. 4 с. Ф
  34. Иллюстированный вестник культуры и торгово-промышленного прогресса в России СП-б: Изд-во А. С. Шустова, 1899. — 682 с.
  35. Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах: М.: ИМА-пресс, 2000 г. — 2000 с.
  36. Р. Маркетинговые коммунакации и брэнды- вперед в большую Европу// Маркетинг и реклама, 1999, № 10.
  37. Кин А.А., Кибалов Е. Б., Горяченко Е. Е., Горяченко В. И. Комплексная оценка связей Сахалина с Россией и миром/ Регион: экономика и социология № 2 .-Новосибирск.: ИЭиОПП СО РАН. 2002.- 199 с.
  38. В.В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства. М.: «Изд-во Экономика». 2000 .—171 с.45'. Коляго B.C. Услуга как экономическая категория. М.: 1983 (Деп. в ИНИОН РАН).-20 с.
  39. Ф. Основы маркетинга. М.: 1995.- 600 с.
  40. Ю. Выставка-оптимальный путь к потребителю// Экспо Новости-М.: Медиа-Пресса, 2002. -10 с.
  41. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффект и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. -М. Дело, 1997.-276 с.
  42. М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве. -JL: 1990.-4 с.
  43. В.И., Волгин Н. А. Государственное регулирование, Экономика, -М.: 2000.-735 с.
  44. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г., Управление проектами, Экономика, М.: 2001.-573 с.
  45. Е.В. Маркетинг услуг. Киев: ВИРА-Р, 2001. — 571 с.
  46. К., Энгельс Ф. Соч., т.25, ч. 1.
  47. Н. Разработка структуры управления, обладающей потенциалом для изменений / Проблемы теории и практики управления. № 4-
  48. Щгъ 56. Менеджмент в государственной службе и управление развитием региона.
  49. Учебное пособие. / Под ред. А. П. Панкрухина. М. — Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2001.-233 с.
  50. Менеджмент в государственной службе и управление развитием региона: Учеб. пособие / под общ.ред. А. П. Панкрухина. М.- Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2001.- 236 с.
  51. Менеджмент в сфере услуг: учебное пособие для вузов/ Под. Ред. Уколова В. Ф. -М.: Луч, 1995. -346 с.
  52. Г. А. Услуга как социально-экономический феномен // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 6 «Экономика». Вып. 1(6). 1999.- 94 с.
  53. В.М. Управление качеством. М.: Собрание, 1999. -32−34 с.
  54. О состоянии выставочно-ярмарочной деятельности и роли системы торгово-промышленных палат в ее развитии/ Эксповестник № 3.- М.: Удача-Экспо.
  55. Общий и специальный менеджмент: Учебник/Под общей редакцией Гапоненко АЛ., Панкрухина А. П. М.: РАГС, 2001. -568 с.
  56. В.В. Всеобщее управление качеством: В 4 кн.:
  57. Д. Монтгомери Б. Выставки: планирование и дизайн: Руководство для деловых людей, дизайнеров, устроителей и участников выставок. Н.:
  58. Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами. -М.: Изд-во РАГС, 2002.- 265 с.
  59. А.П. Маркетинг территорий: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2002.-328 с.
  60. А.П., Маркетинг: Учебник.- М., ИМПЭ, 1999. -398 с.
  61. А.П., Маркетинг: Учебник.- М.: ИКФ Омега-J1, 2002. 656 с.
  62. А.П., Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. СП-б.: Знание, ИВЭСЭП, 2001. — 496 с.
  63. Л. Е., Коментарий к закону РФ «О защите прав потребителей». М: ЮРАЙТ, 2001. — 327 с.
  64. В.Г. Менеджер предприятия по рекламе и выставкам: Учебное пособие.- М.: «Ось-89», 2001.- 208 с.
  65. В.Г., Стендист торгово-промышленной выставки: Секреты мастерства. М.: «Ось-89», 2000. — 176 с.
  66. Е.В. Потенциал маркетинга предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. М. № 5. 1999. — 8 с.
  67. Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 320 е.: ил.
  68. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века, М.: «Рефл-бук, К.: «Ваклер». 1999. — 352 с.
  69. Г. Г. Теория и практика коммуникации.- М.: Центр, 1998. с.
  70. Правила оказания услуг в РФ: Защита прав потребителей. Сертификация. Порядок предоставления различных видов услуг. Образцы док./ Ред.сост. Талитцина А. С. М.: Соврем экономика и право: ЮРАЙТ, 2001. -375 с.
  71. Предпринимательство: Социально-экономическое управление: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Н. В. Родионовой, О. О. Читанавы, М: ф ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.-383 с.
  72. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Отв.ред. А. Г. Ранберг.- М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2000.- 435 с.
  73. России — управленческие знания / Сост.Г. В. Атаманчук, Н.М., Казанцев, В .А. Прокошин. М.: РАГС, 2002.- 297 с.
  74. С выставкой на «ты"/ семинары союза выставок и ярмарок. № 1. — Н.Новгород.: «Промграфика».1997. 49 с.
  75. С выставкой на «ты"/ семинары союза выставок и ярмарок. № 3. -Н.Новгород.: «Промграфика».1998. 66 с.•'ф^ 83. Сибирский центр СП «Интербук», 1991. 154 с.
  76. Статистика рынка товаров и услуг: Учебн. для студентов вузов / Белявский И. К., Кулагина Г. Д., Данченок JI.A. и др.: Под. ред. И. К. Белявского. -2е изд., переработ, и доп. М.: Финансы и статистика, 2002. -655 с.
  77. Статистика рынка товаров и услуг: учебник /Под.ред. И. К. Белявского. -М.: Финансы и статистика, 1995, 430с.- Библиогр.: -424 — 425с.
  78. Статистический обзор 2001/ Международный союз выставок и ярмарок. -Н.Новгород: 2001.-191 с.
  79. Страшнов В. Выставка-«барометр» экономики // Продовольственная газета № 11, М.: Медиа-Пресса, 2001.- 15 с.
  80. С. А. Подходы к оценке приоритетов региональной инвестиционной политики/Регион: экономика и социология № 2. Новосибирск.: ИЭиОПП.2002. 200 с. ф)
  81. Теория системного менеджмента: Учебник./ Под общ. Ред. П. В. Журавлева, Р. С. Седегова, В. Г. Янчевского.- М. «Экзамен», 2002. -512с.
  82. С. Программа развития выставочной деятельности.// Экспо Новости-М.: Медиа-Пресса, 2002. -10 с.
  83. Л.И. Производительный труд и услуги. Вопросы теории. Вильнюс: Минтис, 1973. 89 с.
  84. В.Ф., Быстряков И. К., Формирование регионального метапростарнства народа.- М.: 2001. 47 с.
  85. Управление и организация в сфере услуг: теория и практика/ Пер. с англ. под научн. ред. Кулибанова В.В.- 2-е междунар. Изд. — СПб и др.: Питер, 2002.- 751 с.
  86. Услуга // Экономическая энциклопедия / Под общ. ред. Л. И. Абалкина. -М.: 1999.-877 с.
  87. Услуги: Правовой режим реализации, Авт. — сост. Борисов Б. А. —М.: Филинь, 1997. — 420 с.
  88. Успешное участие в выставках Made in Germany/Под ред. П. Невена. Изд. З-е Essen.: A. Sutter Messe-Verlag GmbH. — 120c.
  89. Учебник для студентов вузов, кн. 3: Законодательные и нормативные док-ты / С.-Петерб. ун-т экономики и финансов, -СПб: Изд-во СПб УЭФ, 1996.-211 с.
  90. .П. Сколько выставок в России// ИнформЭкспо. М.: Удача-Экспо 2001.-16 с.
  91. С. Как показать товар лицом: выставки и презентации Учебное пособие. — М.: КОНСЭКО, 1994. — 128 с.
  92. В.Г. Выставочный бизнес не отдельная отрасль, а элемент инфораструктуры// ИнформЭкспо. — М.: Удача-Экспо 2001. -16 с. ч1
  93. Ф. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2002.-638 с.
  94. С. Нижегородская ярмарка. Н. Новгород: изд-во «Понедельник», Волго-Вятское кн. изд-во, 1996- 224 с.
  95. Э. Выставки важнейший инструмент маркетинга: теория и практика — Н. Новгород: МСВЯ, 1999. — 21 с.
  96. Энциклопедический справочник. Том первый. — М. «Издатцентр», 1997. 584 с.
Заполнить форму текущей работой