Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование управления предприятиями железнодорожного транспорта с учетом хозяйственного риска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ динамики современного бизнеса выявил потребность в системах управления, ориентированных на более широкий кругозор, позволяющих отслеживать и управлять большим числом экономических объектов и взаимосвязей. В частности, методики планирования деятельности, используемые на отечественных предприятиях железнодорожного транспорта имеют ряд недостатков: ориентированы в большей степени… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РИСКИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
    • 1. 1. Риски хозяйственной деятельности как экономическая категория
    • 1. 2. Классификация факторов хозяйственного риска
    • 1. 3. Современные подходы к управлению предприятиями железнодорожного транспорта с учетом хозяйственного риска
  • ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РИСКА
    • 2. 1. Идентификация и характеристика факторов хозяйственного риска
    • 2. 2. Оценка системы планирования деятельности предприятий железнодорожного транспорта
    • 2. 3. Формирование профиля хозяйственного риска предприятий железнодорожного транспорта
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫМ РИСКОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
    • 3. 1. Структуризация элементов и организация подсистемы управления хозяйственным риском
    • 3. 2. Создание информационной базы подсистемы управления хозяйственным риском
    • 3. 3. Управление хозяйственным риском на предприятиях железнодорожного транспорта

Совершенствование управления предприятиями железнодорожного транспорта с учетом хозяйственного риска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проводимая в России в настоящее время структурная реформа железнодорожного транспорта обусловливает повышенные требования, предъявляемые к предприятиям отрасли. При этом традиционные методы менеджмента, применяемые на отечественных предприятиях железнодорожного транспорта, зачастую не обеспечивают ожидаемого эффекта, поскольку ориентированы, в большей степени, на относительно стабильную рыночную среду развитых стран. Система управления предприятием функционирует в условиях постоянного увеличения динамики внешней среды, уменьшения времени, отпущенного на принятие и выполнение решений, увеличения степени эксплуатации доступных ресурсов и обострения конкуренции. Так, на железнодорожном транспорте в 2004 г. имел место интенсивный прирост грузопотоков (на 12%), активно происходит процесс перевода в собственность конкурирующих компаний-операторов, осуществляющих перевозки по сети Российских железных дорог, вагонов и локомотивов (на начало 2005 г. их доля составила 30% от общего парка), с ростом парка подвижного состава, в том числе и приватного, возрастает потребность в его ремонте. В 2004 г. на предприятиях ОАО «РЖД» отремонтировано на 15% больше единиц подвижного состава. Разработанные специализированные вагоны и локомотивы нового поколения обеспечивают повышение производительности до 30% по сравнению с лучшими имеющимися прототипами, но вместе с тем увеличивается и степень их эксплуатации, удорожание ремонта. Все это свидетельствует об усложнении условий и повышении ответственности при принятии управленческих решений на предприятиях железнодорожного транспорта.

Функция управления предприятием должна быть адекватна меняющимся условиям, поэтому становится невозможным использовать одни и те же инструменты управления длительное время. Требуется синтезировать обновление существующих систем управления, быстро реагируя на изменяющиеся условия рыночной среды. Встает вопрос о поиске критериев, по которым возможно было бы искать новую функцию управления. По нашему мнению, одним из таких критериев может стать комплексная финансово-экономическая оценка хозяйственного риска. Выявление и оценка факторов хозяйственного риска позволяет определить направления, на которых необходимо сосредоточить управленческие ресурсы предприятия, и наоборот направления, из которых можно освободить часть ресурсов.

Рассмотрение проблем управления через призму риска позволяет избежать провалов при использовании известных теорий и моделей в решении практических задач, так как ориентирует исследователя на критическое отношение к построенным ранее моделям, а также на поиск новых факторов внешней среды, влияющих на адекватность используемой модели.

Степень разработанности проблемы. Среди зарубежных и отечественных ученых, занимавшихся отдельными вопросами управления и планирования следует отметить Ансоффа И., Кунца Г., Портера М., Саати Т., Сороса Дж., Твисса Б., Уотермена Р., Хамера М., Хана Д., Ивлеву В. А., Попову Т. В., Са-мочкина В. Н. и др.

Проблеме управления рисками посвящены научные труды многих ученых. Среди зарубежных авторов можно выделить Александера Г., Бачкай Т., Брейли Р., Бэйли Дж., Месена Д., Рэдхэда К., Хьюса С., Шарпа У. и др.

Вопросами изучения предпринимательского и хозяйственного риска в отечественной науке занимались: Альгин А. П., Грабовый П. Г., Клейнер Г. Б., Качалов Р. М., Лапу ста М. Г., Медынский В. Г., Петраков Н. Я., Петрова С. М., Ротарь В. И., Шаршукова Л. Г., и др.

Проблемы рисков на транспорте и в дорожном строительстве в разрезе исследования проблем качества транспортного обслуживания затронуты в работах Галабурды В. Г., Зайцева А. А., Кац А. В., Куренкова П. В., Лапидуса Б. М., Макеева В. А., Резера С. М., Семчуговой Е. Ю., Терешиной Н. П., Ульяницкой Н. М., Шагиняна С. Г., Шишкова А. Д. и других ученых. Однако большинство работ, как отечественных, так и зарубежных специалистов, сводятся, как правило, к задачам управления финансовым, инвестиционным или страховым рискам. При этом аспект управления хозяйственным риском на предприятиях транспорта оказался наименее изученным.

Данная работа ориентирует на рассмотрение проблемы управления предприятиями с учетом хозяйственного риска с более общих позиций, вовлекая в круг анализируемых аспектов деятельности транспортного предприятия многообразие факторов риска.

Цель диссертационной работы состоит в разработке теоретических и методических положений по управлению предприятиями железнодорожного транспорта с учетом комплексной финансово-экономической оценки хозяйственного риска.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:

— проследить эволюцию возникновения и формирования экономической категории хозяйственного риска, провести классификацию факторов риска;

— рассмотреть существующие подходы к управлению предприятиями железнодорожного транспорта, дать оценку существующей системы планирования их деятельности и идентифицировать факторы хозяйственного риска;

— построить профиль хозяйственного риска и внести предложения по оптимизации системы планирования на предприятиях железнодорожного транспорта;

— разработать принципы организации и структуру подсистемы управления хозяйственным риском на предприятиях железнодорожного транспорта;

— спроектировать информационную базу, обеспечивающую выполнение основных функций по обработке информации в подсистеме;

— провести апробацию предложенных подходов, методик и инструментов управления деятельностью предприятий железнодорожного транспорта на Рос-товском-на-Дону электровозоремонтном заводе.

Объектом исследования в диссертационной работе выступают предприятия железнодорожного транспорта.

Предметом исследования являются процессы управления предприятиями железнодорожного транспорта, обеспечивающие минимальный уровень хозяйственного риска.

Исследование выполнено в рамках пункта 15.92 «Организация управления на транспорте» паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами (транспорт).

Теоретической и методологической основой диссертационной работы явились фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых по управлению предприятиями и организациями, посвященные проблемам планирования и управления риском, источники энциклопедического характера по вопросам экономики, периодическая литература. В диссертации использованы материалы государственной статистики, данные экономических исследований, материалы государственных органов управления.

Инструментарно-методический аппарат. Научные результаты диссертационной работы были получены с использованием методов системного, функционального и статистического анализа, экспертных оценок. В ходе исследования построены функциональные, структурные и информационные модели. Применение этих методов и моделей позволило более полно проанализировать разнообразные явления, происходящие в процессе управления деятельностью предприятиями железнодорожного транспорта.

Информационно-эмпирическая база исследования. В работе использовались законодательные и нормативные акты, материалы государственных статистических органов, научных учреждений, периодической печати, агентств экономической информации, доклады отечественных и зарубежных ученых на семинарах, конференциях и симпозиумах, связанных с темой исследования, а также отчетность российских предприятий.

Рабочая гипотеза диссертации базируется на предположении о том, что в современных условиях проведения структурной реформы железнодорожного транспорта предприятиям целесообразно применять функцию управления, базирующуюся на оценке хозяйственного риска, как наиболее адекватную постоянно меняющейся среде. Логика исследования состоит в движении от идентификации факторов хозяйственного риска, ставшей основой при предложении подходов к совершенствованию системы планирования на предприятиях железнодорожного транспорта, к построению целостной функциональной, структурной и коммуникационной модели подсистемы управления риском, позволяющей повысить эффективность менеджмента на предприятии.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Проблема выбора функции управления предприятиями железнодорожного транспорта, адекватной условиям проводимой реформы, обусловливает необходимость обновления существующих систем управления. Вследствие этого, автором предлагается трактовка понятия оценки риска хозяйственной деятельности организации как установление вероятности такой ситуации, при которой организация объективно не способна избежать, либо минимизировать угрозы своему бизнесу, где основной акцент сделан на своевременном выявлении различных рисков и управлении ими. Такое понимание сущности оценки хозяйственного риска позволяет использовать ее в качестве критерия, по которому можно установить новую функцию управления предприятий железнодорожного транспорта, адекватно реагирующую на быстро изменяющиеся условия рыночной среды.

2. В целях оптимизации планирования деятельности предприятий железнодорожного транспорта целесообразно использовать совместно с существующей системой плановых показателей, обладающей инерционностью, вследствие того, что планирование производится на основании данных за предыдущие периоды, систему экспертных оценок состояния факторов хозяйственного риска, позволяющей принимать плановые решения с большей степенью достоверности на основании текущего экономического состояния предприятия.

3. Критерием эффективности управления на предприятиях является снижение уровня риска в целом для всего предприятия. Предложенное автором построение профиля риска на предприятиях железнодорожного транспорта и анализ наиболее значимых факторов хозяйственного риска в сформированной системе показателей, отражающих состояние отдельных факторов, позволяет проводить процедуры планирования и контроля, направленные на улучшение состояния факторов хозяйственного риска, что в свою очередь повышает эффективность управления.

4. Реализация функции управления риском на предприятии железнодорожного транспорта требует значительных организационных усилий, затрат времени и других ресурсов. Целесообразно осуществлять эту функцию средствами двухуровневой подсистемы управления хозяйственным риском, что позволяет дифференцировать сферы хозяйственной деятельности по степени неопределенности: в тех сферах, где неопределенность выше, присутствие функции планирования должно быть больше, и наоборот. Таким образом достигается эффективное использование ресурсов, затраченных на реализацию функции планирования и концентрация на наиболее важных задачах.

5. Возросшая потребность в системах управления, ориентированных на более широкий круг экономических объектов и взаимосвязей, обусловливает необходимость использования комплексного подхода к построению подсистемы управления риском, для эффективного решения задач которой, помимо функциональной модели, требуется построение структурной и коммуникационной модели, а также создание соответствующей информационной базы, обеспечивающей взаимосвязь между всеми объектами подсистемы и позволяющей формализовать обработку данных.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке теоретико-методических основ формирования подсистемы управления хозяйственным риском на предприятиях железнодорожного транспорта, что позволяет повысить эффективность управления за счет своевременного выявления угроз во внешней и внутренней среде и осуществления превентивных мероприятий по нейтрализации выявленных угроз.

К конкретным результатам диссертации, обладающим научной новизной, относятся следующие:

— уточнено определение понятия оценки риска хозяйственной деятельности организации как установление вероятности такой ситуации, при которой организация объективно не способна избежать, либо минимизировать угрозы своему бизнесу, уменьшив неопределенность во внешней и внутренней среде, что дает возможность определить направления, на которых необходимо сосредоточить управленческие ресурсы предприятия, и наоборот направления, из которых можно освободить часть ресурсов;

— доказана целесообразность совместного использования плановых показателей, основывающихся на финансово-экономическом анализе деятельности предприятий, и системы экспертных оценок состояния факторов хозяйственного риска, дающей возможность оценить базовые факторы хозяйственного риска по двум критериям: степени значимости и вероятности проявления, что позволяет оптимизировать плановые решения по критерию риска достижения поставленных целей;

— обоснована необходимость построения профиля риска на предприятиях железнодорожного транспорта с целью анализа наиболее значимых внутренних (таких как, социально-экономическая ситуация в регионе и отрасли, ужесточение экологических требований и других) и внешних (аварии основного оборудования, отток квалифицированной рабочей силы и других) факторов хозяйственного риска, в сформированной системе показателей, отражающих состояние отдельных факторов, что дает возможность проводить процедуры планирования и контроля, направленные на уменьшение уровня хозяйственного риска и повышение эффективности управления в целом по предприятию;

— предложена организация на предприятиях железнодорожного транспорта двухуровневой подсистемы управления хозяйственным риском, с выделением уровней предприятия и подразделения (службы), как наиболее полно соответствующая задаче эффективного управления, на основе которой выполнен синтез функциональной, структурной и коммуникационной моделей подсистемы. При этом для уровня предприятия отведены функции разработки методики, инструментов подсистемы и оценки эффективности ее работы, а для уровня подразделения — контроль на всех этапах работы за достижением заданных показателей состояния факторов риска и учет затраченных при этом ресурсов. Таким образом, взаимодействие двух уровней подсистемы позволяет решать общую задачу по управлению хозяйственным риском на предприятии железнодорожного транспорта;

— разработана концептуальная схема, заключающаяся в построении логической цепи между блоками предварительной оценки, идентификации, анализа и прогнозирования факторов хозяйственного риска, и спроектирована информационная база подсистемы управления хозяйственным риском, обеспечивающая поддержку выполнения основных функций в подсистеме, связанных с формализованной обработкой данных, что повышает эффективность управления на предприятии.

Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшем развитии теоретико-методологических представлений о сущности хозяйственных рисков на современном этапе развития национальной экономики, а также в разработке методических рекомендаций по управлению хозяйственным риском, которые вносят вклад в развитие теоретических основ исследования процессов эффективного управления в экономических системах.

Практическая значимость исследования. На основе системного подхода к решению поставленной научной проблемы и разработанных автором концептуальных положений сформулированы практические рекомендации специалистам и руководителям предприятий железнодорожного транспорта по повышению эффективности их деятельности.

К этим рекомендациям, в частности, относятся:

— предложения по включению в процесс управления деятельностью предприятия процедур оценки и управления хозяйственным риском, основанных на методах идентификации, характеристики и прогнозирования внешних и внутренних факторов хозяйственного риска;

— предложения по использованию метода экспертных оценок для измерения уровня риска и показателей, характеризующих состояние факторов хозяйственного риска;

— предложения по формированию эффективной системы управления предприятием, заключающиеся в создании подсистемы управления хозяйственным риском;

— предложения по созданию информационной базы подсистемы управления хозяйственным риском, содержащей, в частности, перечень и описание встречающихся в хозяйственной деятельности факторов риска.

Апробация работы. Отдельные положения диссертационной работы, заключающиеся в методике выявления и нейтрализации факторов хозяйственного риска, построения подсистемы управления хозяйственным риском, были внедрены для использования на Ростовском-на-Дону электровозоремонтном заводе.

Полученные теоретико-методологические результаты проведенного исследования используются в учебном процессе в Ростовском государственном университете путей сообщения в курсах «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий», «Управление качеством продукции», «Финансовый менеджмент», «Страхование».

Отдельные положения диссертационной работы, заключающиеся в методике выявления и нейтрализации факторов хозяйственного риска, построения подсистемы управления хозяйственным риском, были внедрены для использования на Ростовском-на-Дону электровозоремонтном заводе.

Публикации. Основные теоретические и методологические положения диссертации нашли отражение в 5 статьях, опубликованных в сборниках научных трудов общим объемом 1,9 печатных листа (в том числе авторских — 1,9 печатных листа).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Главные итоги работы заключаются в разработке теоретических и методических положений по управлению предприятиями железнодорожного транспорта на основе комплексной финансово-экономической оценки факторов хозяйственного риска, а также в прикладном значении выводов, полученных в результате проведенного исследования по формированию профиля риска на ряде железнодорожных предприятий. Результаты работы могут быть использованы подобньгми предприятиями для формирования научного подхода при принятии управленческих решений в условиях неопределенности. Это связано с возможностью использования предлагаемой подсистемы управления хозяйственным риском. Результаты работы представляют практический интерес для предприятий железнодорожного транспорта и других отраслей с позиции совершенствования управления путем снижения уровня риска в достижении поставленных целей, за счет своевременного выявления угроз во внешней и внутренней среде и осуществления превентивных мероприятий по их нейтрализации.

Сформулированное в работе определение понятия оценки риска хозяйственной деятельности организации обосновывает его использование в качестве универсальной парадигмы, способной обеспечить рассмотрение различных факторов, влияющих на деятельность предприятий железнодорожного транспорта. Проведенная классификация факторов хозяйственного риска показывает, что одним из важнейших критериев классификации факторов хозяйственного риска является уровень объективности оценки риска, так как предприятию транспорта, как сложной эргатической (человеко-машинной) системе свойственно отражение субъективного фактора в своем поведении.

Анализ динамики современного бизнеса выявил потребность в системах управления, ориентированных на более широкий кругозор, позволяющих отслеживать и управлять большим числом экономических объектов и взаимосвязей. В частности, методики планирования деятельности, используемые на отечественных предприятиях железнодорожного транспорта имеют ряд недостатков: ориентированы в большей степени на достижение краткосрочных целей (прибыль и ликвидность), и в меньшей на стратегические (капитализация) — направлены на учет «материальных» видов ресурсов (производственное оборудование, сырье и материалы, капитал), в то время как более важное значение приобретают «нематериальные» виды ресурсов (информация, персонал, время). На основе данного анализа и обзора современных подходов к планированию в диссертационной работе обосновано использование оценки уровня хозяйственного риска как основного критерия для синтеза функции планирования. В сферах хозяйственной деятельности, где неопределенность выше, присутствие функции планирования должно быть больше, и наоборот. Таким образом, достигается эффективное использование ресурсов, затраченных на реализацию функции планирования и концентрация на наиболее важных задачах.

Сформулированный подход к планированию потребовал разработки подробных методик идентификации, анализа и оценки факторов хозяйственного риска. В результате анализа внешних и внутренних факторов хозяйственного риска обследуемых предприятий построен базовый набор факторов хозяйственного риска. Описанная в работе методика экспертных оценок для количественной оценки уровня риска позволила оценить базовые факторы хозяйственного риска по двум критериям: степени значимости и вероятности проявления. В результате проведенной экспертной оценки получен ранжированный перечень факторов — профиль хозяйственного риска предприятия железнодорожного транспорта.

На основе построенного профиля риска и анализа наиболее значимых факторов хозяйственного риска в диссертационной работе сформирована система показателей, отражающих состояние отдельных факторов. По данным показателям появляется возможность проводить процедуры планирования и контроля, направленные на улучшение состояния факторов хозяйственного риска и обеспечить в целом снижение уровня риска для всего предприятия.

Реализация функции управления риском на предприятии железнодорожного транспорта требует значительных организационных усилий, затраты времени и других ресурсов. Наиболее целесообразно осуществлять эту функцию средствами специальной подсистемы в системе управления предприятием. В работе обоснована необходимость формирования двухуровневой подсистемы управления хозяйственным риском как наиболее эффективной. В подсистеме выделены два уровня: предприятие и подразделения (службы). Для каждого уровня определены свои функции в общей задаче по управлению хозяйственным риском на предприятии железнодорожного транспорта.

Помимо функциональной модели, в исследовании представлены также структурная и коммуникационная модели подсистемы управления хозяйственным риском. Подробное описание функциональной, структурной и коммуникационной моделей обеспечило комплексный подход к построению подсистемы управления риском.

Разработанная концепция и спроектированная информационная база подсистемы управления обеспечивает поддержку выполнения функции управления хозяйственным риском на предприятии железнодорожного транспорта.

Теоретическое значение полученных научных результатов состоит в разработке методических рекомендаций по управлению хозяйственным риском, которые вносят вклад в развитие теоретических основ исследования процессов эффективного управления в экономических системах.

В прикладном аспекте ценность работы заключается в том, что внедрение авторских разработок способствует снижению уровня хозяйственного риска достижения плановых целей, что повышает эффективность деятельности предприятий железнодорожного транспорта. ф.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ (Части первая и вторая): Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.
  2. Концепция национальной безопасности РФ: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24)
  3. Автоматизация управления предприятием / Баронов В. В. и др.// М.: ИН-ФРА-М, 2004. 239с.
  4. , Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. / Азоев Г. Л.// М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. 502с.
  5. , A.M., Данилин, В.Ф., Макеев, В. А. Методические указания. /Александров A.M. Данилин В. Ф. Макеев В. А // Ростов-на-Дону: Рост, гос. ун-т путей сообщения, 2003.
  6. , A.M. Проблемы повышения результативности управления предприятиями железнодорожной отрасли в условиях структурной реформы /Александров A.M.// Труды Всероссийской научно-практической конференции «Транспорт-2004» Ростов-на-Дону: РГУПС, 2004.
  7. , М.М. Планирование деятельности фирмы. / Алексеева М.М.// М.: Финансы и статистика, 2004.- 3 Юс.
  8. , А. П. Грани экономического риска. /Альгин А. П.// М.: Знание, 1991.-63с.
  9. , А. П. Риск и его роль в общественной жизни. /Альгин А. П.//-М.: Мысль, 1989.- 187с.
  10. , И. Новая корпоративная стратегия. /Ансофф И.// СПб: Питер Ком, 2004.-416с.
  11. , Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами: Пер. с англ. / Арчибальд Р.// М.:ДМК Пресс, 2005. 464 е.: ил.
  12. , Р. Д., Кокс, Д. Ф., Браун, Р. В. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ. под ред. М. Р. Ефимовой. / Баззел Р. Д., Кокс Д. Ф., Браун Р.
  13. B. // М.: Финстатинформ, 1993. 93с. ил.
  14. , Т., Мессена, Д. Хозяйственный риск и методы его измерения. / Бачкаи Т., Мессена Д. // М.: Экономика, 1979.
  15. , М.А., Фролов, И.Э. Некоторые проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО / Бендиков М. А., Фролов И.Э.// Менеджмент в России и за рубежом. № 1, 2002.
  16. , С. Некоторые оценки британской модели приватизации /Беннет
  17. C. // Железные дороги мира. 2000.-№ 12. — с. 5−11.
  18. , Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия железнодорожного транспорта / Бердникова Т.
  19. Б.// М.: ИНФРА-М, 2005. 215 с.
  20. , О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. / Ви-ханский О. С., Наумов А. И.// М.: Инфра-М., 2005. — 517с.
  21. , Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. / Владимирова Л.П.// М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2004. 308с.
  22. Внутрифирменное планирование: проблемы совершенствования. Сб. науч. тр.: / Под ред. В. В. Титова, В. Д. Макаровой.// Новосибирск: ИЭи-ОПП СО РАН, 2005. 212с.
  23. , Б.А. Экономическая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте в условиях рынка. / Волков Б.А.// М.: Транспорт, 2005.- 191 с.
  24. , И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Гер-чикова И.Н. // М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. — 480с.
  25. , В.А., Павельев, В.В. Векторная стратификация. / Глотов В. А., Павельев В.В.//М.: Наука, 1985.
  26. , В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. / Гранатуров В.М.// М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999.- 112с.
  27. , В. П. Экономика предприятия и предпринимательства. / Грузи-нов В. П. // М.: СОФИТ, 2004.
  28. , Г. Е. Программа реформ: нужны реальные цели. / Давыдов Г. Е. // Бюллетень транспортной информации.- 2005. № 5. — С.27−35.
  29. , В. А. и др. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. пособие для вузов ж. д. транспорта / Журавель А. И., Шишков А. Д. и др.:
  30. Под. ред. В. А. Дмитриева// М.: Транспорт, 2005. 328 с.
  31. , A.M., Лагоша, Б.А., Хрусталев, Е. Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. / Дубров A.M., Лагоша Б. А., Хрусталев Е.Ю.// М.: Финансы и статистика, 1999. 176с.
  32. , В. Б. Идеология новых стандартов ИСО / Егоров В. Б. // Вестник экономики, 2002, № 2, С. 1 -2.
  33. Железные дороги России в 2004 году. Цифры и факты // Железнодорожный транспорт. 2005. — № 4.- С.2−8.
  34. , М.А. За штурвалом ИТ-служб / Зырянов М. А. // Директор информационной службы, 2002, № 9, С. 10−15.
  35. , Н. Л. Экономика промышленного предприятия. / Зайцев Н. Л.//-М.: ИНФРА-М, 2004.
  36. , В. А., Попова, Т. В. Концепция контроллинга с применением функционально-стоимостного анализа. / Ивлев В. А., Попова Т. В.// Проблемы теории и практики управления, 2001, № 1, С. 37−39.
  37. , Р. Д. Особенности и методологические подходы системного планирования деятельности корпоративного хозяйствующего субъекта: Препринт. / Кабалоев Р. Д.// СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. 21с.
  38. Контроллинг в бизнесе: Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А. М. Карминский, А. Г. Примак, С. Г. Фалько и др.// М.: Финансы и статистика, 2004. 256 с.
  39. , Р. М. Управление хозяйственным риском. / Качалов Р. М.// М.: Наука, 2002. 192 с.
  40. , В. А. Экономика предприятия: Курс лекций. / Кейлер В. А.// М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2000. 132 с.
  41. , М.В. Анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия. / Киселев М.В.// М.: АиН, 2005. 88 с.
  42. , Г. Б., Тамбовцев, В.Л., Качалов, P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. / Клейнер Г. Б.,
  43. В.Л., Качалов P.M.// М.: Экономика, 2004. 286 с.
  44. , В.В. Волкова, О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. / Ковалев В. В. Волкова О.Н.// М.: Проспект, 2005. 434с.
  45. , A.M., Лапу ста, М.Г., Скамай, Л. Г. Финансы фирмы: Учебник. / Ковалева A.M., Лапуста М. Г., Скамай Л.Г.// М.: ИНФРА-М, 2004. 416с.
  46. , М. Р. Анализ финансовой деятельности предприятия с использованием ПЭВМ. / Ковбасюк М. Р.// М.: Финансы и статистика, 2005. -318с.
  47. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Дани-лочкиной Н. Г.// М.: Аудит / ЮНИТИ, 2004.
  48. , Н. Н. Нормирование труда на железнодорожном транспорте. / Кулагин Н. Н. // М.: Транспорт, 2004. 320 с.
  49. , Г., О’Доннел, А. Управление: ситуационный и системный анализ функций управления /Пер. с англ. / Кунц Г., О’Доннел А.// М.: Прогресс, 1981.
  50. , П.В. Правовые взаимоотношения между субъектами рынка транспортных услуг / Куренков П.В.// Железнодорожный транспорт.-1996.- № 11.- С.50−56.
  51. , П.В. Коммерческое взаимодействие логистических транспортных систем / Куренков П.В.// Железнодорожный транспорт.- 2001.- № 5,-С.43−46
  52. Курс практической психологии. Для высшего управленческого персонала: Учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 2003. 704 с.
  53. , Б.М. Проблемы эффективности управления предприятиями железнодорожного транспорта/ Лапидус Б. М. // М.: Изд-во МГУ, 2003. 102 с.
  54. , Б.М. Экономические проблемы управления железнодорожным транспортом России в период становления рыночных отношений (системный анализ). / Лапидус Б. М. // М.: Изд-во МГУ, 2004. 288 с.
  55. , М.Г., Шаршукова, Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. / Лапуста М. Г., Шаршукова Л.Г.// М.: ИНФРА-М, 1996. 224с.
  56. , О. И. Объективные модели и субъективные решения / Отв. ред. Д. М. Гвиашани. / Ларичев О. И.// М.: Наука, 1987. 143с.
  57. , О.И., Мошкович, Е.М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. / Ларичев О. И., Мошкович Е.М.// М.: Физматлит, 1996. 208 с.
  58. , Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем. / Майер Э. // М.: Финансы и статистика. 2003. 96с.
  59. , В.А. Экономика транспорта региона. / Макеев В.А.// Ростов н/Д.: СКНЦВШ, 2001.-226 с.
  60. , В.А. «Метод улучшения качества косоугольная матрица». / Макеев В.А.// /В сб. Научно-теоретическая конференция «Транспорт-2001» г. Ростов-н/Д., РГУПС, 2001 с. 175−176.
  61. , А. Принципы экономической науки: Пер. с англ. / Маршал А. // М.: Прогресс, 2004. 415с.
  62. Математические модели и методы в планировании и управлении ЦБП/ А. В. Воронин, В. А. Кузнецов и др.// Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004. -256 с.
  63. , Д. А. Совершенствование аналитической работы на железнодорожном транспорте / Мачерет Д. А.// Экономика железных дорог, 2004, № 12.-с. 192.
  64. , М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. Под ред. Л. И. Евенко. / Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф.// М.: Дело, 1994.-701 с.
  65. Методические рекомендации по научной организации труда работников железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 2004. 97 с.
  66. Методология функционального моделирования IDEF0. М.: Госстандарт России, 2000. 75 с.
  67. Методы эволюционной и синергетической экономики в управлении региональными и производственными системами. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Под ред. Касакова А. И. Отрадная: Отрадненский гуманитарный институт, 2000. 170с.
  68. , Г. Магическое число семь плюс минус два. Инженерная психология. / Миллер Г. // М.: Прогресс, 1964.
  69. , Б.З. Теория организации. / Мильнер Б.З.// М.: Инфра-М, 2005. -389с.
  70. , Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. / Морозов Ю.П.// Н. Новгород, 2005.- 606с.
  71. , В. И. Исследование систем управления. / Мухин В. И.// М.: Экзамен, 2005.-384 с.
  72. , Т.В. Принципы системности финансового контроля и механизм его реализации / Наковкина Т.В.// Финансы, 2002, № 8, с.70−71.
  73. , JI. Игра в разум / Никитин J1. // Компьютерра, 2003, № 20, С. 55−57.
  74. , И.А. Необходимость и пути реформирования отношений собственности на федеральном железнодорожном транспорте / Николаев И.А.// Экономика железных дорог. 2004.-№ 6.- С.31−41.
  75. Общий менеджмент. Учебное пособие/ под ред. Казанцева А. К.// М.: Инфра-М, 2004.-311с.
  76. , Е. Г., Попов, Э. В. Реинжениринг бизнеса: реинжениринг организаций и информационные технологии. /Ойхман Е. Г., Попов Э. В. // М.: Финансы и статистика, 2004. 336 с.
  77. Оперативный контроль экономической деятельности предприятия / Б. И. Валуев, J1. П. Горлова, Е. JI. Зернов и др. // М.: Финансы и статистика, 2005. 224 е.: ил.
  78. Оптимальное управление в многоцелевых системах. Труды лаборатории системного анализа и автоматизированных систем управления. Куйбышев, 1975, 195 е., ил.
  79. Оптимизация и моделирование в автоматизированных системах: Межвуз. сб. науч. трудов. Воронежский гос. техн. ун-т- Ред. кол.: /В. Н. Фролов и др. // Воронеж, 1995. -224с., ил.
  80. Основные положения по техическому нормированию труда на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 2002. 191 с.
  81. , Н. Я., Ротарь, В. И. Фактор неопределенности и управление экономическими системами Отв. ред. С. А. Айвазян. / Петраков Н. Я., Ротарь В. И. // М.: Наука, 1985.-191с.
  82. А. С. Экономическая теория благосостояния: Пер. с англ./ Общ. ред. С. П. Аукционенка- Вступ. ст. Г. Б. Хромушина // М.: Прогресс, 2004.
  83. Планирование показателей деятельности предприятий на основе интегрированной системы технико-экономических расчетов / Ю. Ю. Голик, И. М. Горгоц, В. А. Кришкович, О. П. Юрченко и др. // Минск, 2004. 32 е., ил.
  84. , М. Международная конкуренция. / Портер М.// М.: Международные отношения, 2005. 895 с.
  85. , Б. Н. Концепция риска, который никогда не равен нулю / Порфирьев Б. Н.// Энергия. 1989, № 8. С. 31−33.
  86. Применение программных средств для построения и функционирования системы управления качеством / В. А. Ивлев к.т.н., Т. В. Попова к.э.н. и др. //ПиСУКД, 2001, № 6, стр. 73−78.
  87. Проблемы оптимального планирования и управления производством: Сб. статей / АН УССР. Институт экономики промышленности: Под ред. Н. И. Иванов и др.// Донецк: ИЭП АН СССР, 1978. 188с., ил.
  88. Проблемы планирования и управления. Опыт системных исследований. / Под ред. Е. П. Голубкова, А. М. Жандрова М.//: Экономика, 1987. 209с., ил.
  89. , M.JI. Управление программами и проектами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. / Разу М. Л. // М.: «Инфра-М», 2005. 392с.
  90. , Б.А., Лозовский, Л.Ш. Учебный экономический словарь./ Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш.// М.: Айрис-пресс, 2005. 416с.
  91. , Б.А., Фатхутдииов, Р.А. Управление экономикой. Учебник. /Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А.// М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2004. 784с.
  92. , С.М. Управление транспортными предприятиями. / Резер С.М.// М.: Наука, 1982. 247с.
  93. Риски в современном бизнесе / П. Г. Грабовый, С. Н. Петрова, С. И. Полтавцев и др. // М.: Издательство «Атланс». 1994. 200с.
  94. , М., Уллах, Ф. Практическое руководство по реинженирингу бизнес-процессов: Пер. с англ. / Робсон М., Уллах Ф. // М.: Аудит, ЮНИТИ, 2004. 224с.
  95. Российский статистический ежегодник. М.: Издательство ФСС РФ —2005.
  96. , Н. А., Стражев, В. И., Мигун, О. Ф. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. Изд. 4-е, испр. / Русак Н. А., Стражев В. И., Мигун О. Ф.// М.: ИНФРА-М, 2004. 398 с.
  97. , К., Хьюс, С. Управление финансовыми рисками. Пер. с англ. / Рэдхэд К., Хьюс С.// М.: ИНФРА-М, 1996. 288 с.
  98. , Т., Керне, К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. / Саати Т., Керне К.// М.:Радио и связь, 1991. 224с.: ил.
  99. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / Савицкая Г. В.//М.: ИП «Новое знание», 2005. 688с.
  100. , Е.Ю. Оперативная оценка качества услуг в управлении городским пассажирским транспортом. Автореф.Канд. экон. наук: 08.00.05., /Е. Ю. Семчугова//, Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003 г. 23 с.
  101. , А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Смит1. АЛ М.: Наука, 2003. 572с.
  102. , Дж. Алхимия финансов. Пер. с англ. / Сорос Дж.// М.: ИНФРА-М.-2005.-416 с.
  103. , Б. Прогнозирование для технологов и инженеров: Практическое руководство для принятия лучших решений. / Твисс Б.// М., 2000. 255с., ил.
  104. Теория системного менеджмента: Учебник. / Под общ. ред. П. В. Журавлева, Р. С. Седегова, В. Г. Янчевского. // М.: Издательство «Экзамен», 2005.-512 с.
  105. , С. С. Управление рисками инвестиционных проектов в пищевой промышленности: Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05. / Теребулин С. С.// Москва, 2002.-206 с.
  106. , Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: Пер. с англ. / Уотермен Р.// М.: Экономика, 1988, 368с.
  107. Управление рисками (рискология) / Буянов В. П., Кирсанов К. А., Михайлов JL А. и др. // М.: Экзамен, 2005. 384с.
  108. Управление эффективностью и качеством: Модульная программа / Пер. с англ. Под ред. И. Прокопенко, К. НортаЛ В 2 ч. Ч. I М.: Дело, 2004. -800 с.
  109. , Р.А. Организация производства: Учебник. / Фатхутдинов Р.А.// М.: Инфра-М, 2005. -672с.
  110. , Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. / Фатхутдинов Р.А.// М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2004. 321с.
  111. , Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. / Фатхутдинов Р.А.// М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2005. 633с.
  112. , М. Реинжениринг корпорации — манифест революции в бизнесе / М. Хамер, Дж. Чампи. / Хамер М.// СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004. 283 с.
  113. Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем./ Под ред. и с предисл. А. А. Турчака, JI. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. /
  114. Хан Д.// М.: Финансы и статистика, 2004. 800 е.: ил.
  115. , Г. Г. Хаос. Тупики, парадоксы, надежды / Малинецкий Г. Г.// Компьютерра, № 47, 1998.
  116. Хейне, Пол. Экономический образ мышления. — Пер. с англ. / Хейне Пол // М.: Изд-во «Новости» при участии «Gatallaxy», 1991. 704 с.
  117. , Ф.И. Инвестиционные проблемы железнодорожного транспорта и анализ способов привлечения финансовых ресурсов / Хусаинов Ф.И.// Ж.-д. Транспорт. Сер. Маркетинг и коммерческая деятельность. ЭИ/ЦНИИТЭИ. — 2004. — Вып.2. — С.27−46.
  118. , X. П. К большому успеху в малом бизнесе. Вверх по служебной лестнице: Пер. с нем. / Циммерманн X. П.// М.: АО «Интерэксперт», 1996.-271с.
  119. , В.Д. Управление проектами. / Шапиро В.Д.// СПб.: ДваТри, 2004.-610с.
  120. , У., Александер, Г., Бэйли, Дж. Инвестиции: Пер. с англ. / Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж.// М.: ИНФРА-М, 1998. 1028с.
  121. , А.Д., Сайфулин, Р. С. Методика финансового анализа. / Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С.// М.: ИНФРА М, 2005. — 566с.
  122. , И. Теория экономического развития: (Исслед. предпринимат. прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). Пер. с нем. В. С. Автономова и др.- Общ. ред. А. Г. Милейковского. / Шумпетер Й.// М.: Прогресс, 1982. 455с.
  123. , Д. Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. / Эдвин Д. Д.// СПб., Питер Ком, 2003. 114с.
  124. Экономика фирмы: Учебное пособие /Под ред. Терехина В. И.// Рязань: Стиль, 2004. -351с.
  125. Экономические показатели бизнеса. /Е. К. Смирницкий и др.// М.: Экзамен, 2004. 512с.
  126. , Д. В. Карьера менеджера. / Яккока Д. В.// М.: Прогресс, 1990. -148с.
  127. Электронные издания и сайты Интернет
  128. Американская ассоциация менеджеров (http://www.amanet.org).
  129. Информационный сайт «Корпоративные финансы» (www.cfin.ru).
  130. Информационный сайт «Академ Консалтинг» (http://www.acgroup.ru).
  131. Информационный сайт консалтинговой компании БКГ (http://www.bkg.ru).
  132. Материалы Государственного комитета статистики РФ (www.gks.ru).
  133. Материалы по сбалансированной системе показателей (http://www.bscol.com).
  134. Материалы сайта Rusimpex «Экспорт Импорт» (www.rusimpex.ru).
  135. Материалы сайта администрации Ростовской области (www.adm.rost.ru).
  136. Материалы сайта Россия и ВТО (http://www.wto.ru).
  137. Материалы сайта ЦБ РФ (http://www.cbr.ruV
  138. Международный институт управления проектами (www.pmi.org).
  139. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (http://www.raexpert.ru).
  140. Материалы сайта ОАО «РЖД» Chttp://www.rzd.ru).ф163
Заполнить форму текущей работой